Законодательная база российской федерации. Правила"блога" председателя следственного комитета российской федерации
Глава МВД РФ Владимир Колокольцев подготовил проект приказа, по которому будет ежемесячно выплачиваться дополнительный должностной оклад оперативникам, которые общаются с секретной агентурой и информаторами.
По данным Лайфа, в последнее время из подразделений МВД, призванных бороться с убийцами, мошенниками, ворами, экстремистами и террористами, стали увольняться опытные оперативники.
Чтобы поддержать офицеров рублём, глава МВД РФ Владимир Колокольцев подготовил проект изменений в приказ № 65 от 31 января 2013 года "О порядке обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации".
Согласно предложению главы МВД РФ Владимира Колокольцева, оперативникам, работающим с "секретными агентами", будут за риск ежемесячно выплачивать надбавку к зарплате в размере должностного оклада.
По данным МВД РФ, сейчас должностной оклад оперативного сотрудника составляет от 18 до 25 тысяч рублей, в зависимости от выслуги лет и региона, в котором служит офицер.
В Москве, Подмосковье, Петербурге должностной оклад выше, чем во всех остальных регионах, - рассказывает знакомый с ситуацией собеседник Лайфа из МВД РФ.
По его словам, сейчас некомплект личного состава столичной полиции составляет около 3,5 тысячи человек, а в целом по России эта цифра может доходить до 30 тысяч человек.
Председатель координационного совета Московского межрегионального профсоюза полиции Михаил Пашкин рассказал Лайфу, что приказ Владимира Колокольцева о выплате оперативникам за работу с агентами дополнительного должностного оклада - мера вынужденная.
Министр как бывший опер понял, что пора спасать ситуацию. Удержать профессионалов сыска в органах и не потерять агентурную сеть, которую нарабатывали десятилетиями, - утверждает Михаил Пашкин.
По словам Пашкина, оперативники из-за большой бумажной волокиты просто перестали официально отчитываться перед начальством о работе с агентурой.
Ведь по закону на каждого агента заводится оперативное личное дело, куда оперативник обязан подшивать все отчёты о встречах со своим доверителем. А начальник оперативника проверяет данные дела и сообщает своему руководству о работе службы с завербованными агентами, - рассказывает профсоюзный лидер полицейских.
Вот глава МВД и решил стимулировать оперативных сотрудников рублём. В среднем полицейский в уголовном розыске получает 50 тысяч рублей. Половина зарплаты и есть должностной оклад. Значит, теперь офицер будет получать 75 тысяч, если решит, конечно, начать официально встречаться со своими агентами и писать отчёты руководству, - говорит Пашкин.
По данным Лайфа, ежегодно все российские силовики тратят на оплату секретных осведомителей сотни миллионов рублей.
Да к сожалению, без добровольных помощников не обойтись. Они были в царской охранке, в советской милиции, а теперь остаются и в российской полиции. Но всегда осведомители получали за свою работу деньги, - говорит один из оперативников ГУ МВД РФ по городу Москве.
По признанию сыщика, многие преступления раскрываются именно благодаря помощи осведомителей, но обычные граждане могут об этом только догадываться. Ведь вся деятельность осведомителя секретна.
Агенты - это святая святых сыска, и когда ты понимаешь, что полученная от осведомителя информация очень ценна, то за неё можно и бюджетных денег заплатить, а многие работают и за идею, - говорит полицейский.
Летом 2017 гола во Владимирской области именно благодаря полицейской агентуре был задержан скрывавшийся от следствия на протяжении почти 20 лет член самой кровавой в российской криминальной истории ореховско-медведковской ОПГ Александр Шарапов.
На счету Александра Шарапова пять убийств, среди которых есть и убийство одного из самых известных киллеров России - Александра Солоника (Саши Македонского).
Опрошенные Лайфом полицейские считают правильной инициативу главы ведомства о доплатах за работу с информаторами.
Любой риск, а особенно связанный с человеческой жизнью, должен быть оплачен, - говорит офицер. - Ведь общение с агентами действительно опасно для жизни. Были случаи, когда помощники опера во время душевных бесед становились врагами и чаепитие заканчивалось кровопролитием, в котором не всегда побеждал сотрудник МВД.
Лайф направил запрос в МВД РФ с просьбой прокомментировать инициативу главы ведомства Владимира Колокольцева о дополнительных выплатах оперативникам, работающим с секретными осведомителями. Однако получить оперативный комментарий Лайфу не удалось.
Между тем в Минюсте утверждён приказ главы ФСБ РФ о том, как Пенсионный фонд должен заботиться о людях, которые сотрудничали со спецслужбами. После передачи таких сведений в Пенсионный фонд срок сотрудничества гражданина будет зачтён в трудовой стаж. Таким образом, негласные сотрудники будут получать пенсию.
В июле 2015 года вступил в силу обновлённый закон об оперативно-разыскной деятельности, в котором было чётче прописано, что сотрудничающие с силовиками граждане вправе претендовать на пенсию. Каждое ведомство, которое занимается оперативно-разыскной деятельностью, должно утвердить порядок передачи сведений о стаже социальным службам. Одним из авторов закона о пенсиях за негласное сотрудничество была депутат от "Единой России" Ирина Яровая.
Агентурный метод - это совокупность приемов и способов легендированного поведения негласных сотрудников (агентов) и оперативных сотрудников правоохранительных органов и спецслужб по выведыванию оперативно значимой информации и документированию противоправных действий путем установления или развития доверительных отношений с ее обладателями.
Суть агентурного метода составляет непосредственное функционирование различных категорий конфидентов в криминальной среде. Это обусловлено замкнутостью такой среды, блокированием ею каналов утечки информации о преступной деятельности, строгой внутригрупповой дисциплиной и конспирацией действий преступников. Благодаря агентурному методу становятся возможными получение сведений о «противнике», достижение целей выявления, предотвращения и раскрытия преступлений, документирования преступных действий. Без такого участия и такой помощи немыслимы успешная борьба с преступностью, обеспечение безопасности личности, государства и общества.
Вполне очевидно и объективно необходимо, чтобы лица, проверку или разработку которых осуществляют ОРО, по меньшей мере не знали их агентов и других конфидентов. Это жизненно важно как с позиций обеспечения безопасности этих лиц, так и для исключения противодействия им, а следовательно, и результативности проводимых ОРМ. Ведь успех работы конфидентов напрямую зависит от того, что о них не знает и не должен знать широкий круг лиц, а тем более разрабатываемые и проверяемые. В связи с этим действие конфидентов предполагает применение преимущественно негласных средств и методов ОРД.
Практика показывает, что ОРМ, о проведении которых становится известно в криминальной среде, утрачивают эффективность и становятся просто бессмысленными. Поэтому проведение ОРМ допускается лишь в тех пределах, при которых может быть обеспечена зашифровка как ОРМ, так и их участников.
Необходимость обеспечения конфиденциальности и применения иных мер защиты обусловливается характером преступлении, для выявления, предупреждения и раскрытия которых требуется сбор оперативной информации. Это главным образом тяжкие и особо тяжкие преступления, совершаемые группами (нередко организованными), члены которых тщательно скрывают свои намерения и действия, отличаются исключительной дерзостью и особой жестокостью, высокой степенью маскировки.
Известно, что ОПГ, организованные преступные сообщества, банды, экстремистские террористические организации нередко осуществляют свою контрразведку, для чего создают специальные «службы безопасности» или подбирают отдельных профессионалов, в том числе бывших сотрудников правоохранительных органов и спецслужб; главная их цель - выявить агентов и иных конфидентов ОРО. Это обусловливает жесткое противоборство ОРО и ОПГ с применением одних и тех же средств и методов. Преступники при этом имеют более выгодные условия, поскольку не связаны нормами права, бюрократическими процедурами, используют помощь коррумпированных должностных лиц в правоохранительных органах и спецслужбах, нередко имеют более высокую техническую оснащенность и опытные кадры для ведения такого противоборства, нередко из числа бывших оперативников.
Все это объективно обусловливает использование помощи граждан преимущественно на конфиденциальной основе, необходимость закрепления их сотрудничества на законодательном уровне .
В основе агентурного метода лежит содействие граждан ОРО, под которым следует понимать осознанное волевое поведение лиц, заключающееся в получении оперативно значимой информации и передаче ее представителю ОРО, или осуществление конкретных действий по решению оперативно-розыскных задач борьбы с преступностью по инициативе ОРО при условии доверительности и при необходимости конспиративности отношений.
Содействие можно определить также как помощь или деятельное участие лиц в подготовке и осуществлении ОРМ при условии неразглашения сведений о личности и характере их действий.
По смыслу ст. 17 ФЗ об ОРД конфиденты обязаны предоставлять информацию ОРО, в том числе сообщать о всех известных случаях совершения преступлений, т. е. ориентированы законодателем исключительно на получение оперативной информации. Вместе с тем не исключается и их непосредственное участие в предотвращении преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких. Следует учитывать, что на основе оперативной информации о готовящихся, замышляемых посягательствах либо уже совершенных противоправных деяниях, лицах, их совершивших, обстоятельствах происшедшего в конечном счете становятся возможными поиск доказательств и раскрытие преступлений.
Содействие включает сбор и получение оперативно-розыскной информации, действия по использованию добытых сведений для подготовки ОРМ, их реализации в уголовном судопроизводстве и в целях предупреждения преступлений.
Содействие представляет собой процесс получения оперативно-розыскной информации, имеющей отношение к возможному совершению, приготовлению к преступлению или уже совершенному уголовно наказуемому деянию. Такие сведения конфиденты могут получать как путем визуальной фиксации действий субъектов преступлений, их окружения, лиц, которые были свидетелями преступления, так и путем бесед с ними. Возможность информировать ОРО о предметах и документах, которые могут служить доказательствами по делу, представлять сведения о противодействии преступников может быть связана с профессиональной деятельностью лиц, привлекаемых к содействию.
Содействие ОРО может заключаться в практической реализации полученной оперативно-розыскной информации и связано с осуществлением мероприятий, направленных непосредственно (или опосредованно) на решение задач по предотвращению и раскрытию преступлений. Содействие может быть использовано при предотвращении преступлений путем непосредственного устранения условий, способствующих их совершению, или создания условий, при которых совершение преступления невозможно или затруднительно, а также путем склонения к отказу от совершения преступления. Содействие лиц может быть использовано для целей документирования преступных действий разрабатываемых.
Исходя из содержания ст. 17 ФЗ об ОРД, содействующие лица должны ориентироваться на получение оперативной информации, поскольку они обязаны представлять информацию ОРО, в том числе сообщать о всех известных случаях совершения преступлений. Это связано с тем, что не все лица, привлекаемые к сотрудничеству, могут непосредственно соприкасаться с актами преступных действий, которые можно предотвратить посредством личного вмешательства, а тем более ликвидировать причины и условия совершения преступления. Далеко не все лица в состоянии активно воздействовать на складывающуюся ситуацию, поскольку они либо не имеют возможности ее изменить, либо не в состоянии влиять на конкретных лиц в целях склонения их к отказу от задуманного. Вместе с тем негласные сотрудники в состоянии информировать оперативников о готовящихся, замышляемых посягательствах либо сообщить им об уже совершенных противоправных деяниях, лицах, их совершивших, обстоятельствах происшедшего, что в конечном счете способствует поиску доказательств по делу и раскрытию преступления.
чает обязательной реализации данного права во всех случаях изъявления лицами подобного желания. Для этого должно быть согласие ОРО на установление отношений сотрудничества с такими лицами, привлечение их к подготовке или проведению ОРМ. Решение данного вопроса - прерогатива соответствующих ОРО, которым ФЗ об ОРД (ст. 15) дано право устанавливать названные отношения.
Содействие лиц должно соответствовать практической целесообразности, поэтому принципиально важно, чтобы ОРО решали стоящие перед ними задачи, предусмотренные ФЗ об ОРД, при помощи содействующих им лиц, а не наоборот.
Если рассматривать результативность выполнения специальных заданий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений с точки зрения возможностей содействующих лиц, то обнаруживается ее прямая зависимость от работы ОРО. Конфиденциальное содействие достигает этих целей лишь в том случае, если результаты труда источников информации будут реализованы оперативниками в конкретных ОРМ и следственных действиях.
Как следует из прямого указания ст. 17 ФЗ об ОРД, отдельные лица могут привлекаться к подготовке или проведению ОРМ с их согласия. Соответственно они должны не только знать, что будут оказывать содействие ОРО, но и выразить на это согласие.
Поскольку сотрудничество в ряде случаев предполагает заключение контракта, то этим объективно закрепляется согласие на участие лица в подготовке и проведении ОРМ. Согласие при содействии лиц на бес-контрактной основе устанавливается: из личной беседы с сотрудником оперативного подразделения; выполнения официального задания, которое позволяет осознать его смысл и роль в нем соответствующего лица; многократного выполнения поручений или просьб, которые дают основания для вывода о характере выполняемых действий.
Такой подход позволяет отличать содействие граждан ОРО от представления информации, способствующей выявлению и раскрытию преступления. Например, опрос лица не является содействием ОРО.
На практике достаточно часто возникают ситуации, когда граждане обращаются в правоохранительные органы с заявлениями, не желая передавать данные о себе либо при условии сохранения в тайне факта их обращения в правоохранительные органы и спецслужбы, а также с информацией, которая, на их взгляд, значима для практических работников. Однако такую помощь нельзя назвать конфиденциальным содействием с позиций ФЗ об ОРД. Если рассматривать подобное участие в ОРД как содействие, тогда необходимо признать, что всякое лицо, обратившееся в правоохранительный орган с заявлением, может попасть в категорию содействующих лиц.
Данный подход представляется неверным ни с позиции ФЗ об ОРД, ни с практической точки зрения, поскольку: 1) информация, поступающая от лица, которая служит или может служить поводом к возбуждению уголовного дела, не может считаться информацией конфиденциального характера, а представившее ее лицо - конфиденциальным сотрудником; 2) лицо, представившее информацию, реализует цели, не связанные с ОРД; 3) направленность поиска информации в ОРД должна исходить по преимуществу от должностного лица ОРО, которое определяет ценность полученной информации и дает правовую оценку событий и действий, в противном случае инициатор информации объективно будет не способствовать осуществлению ОРД, а мешать ее осуществлению; 4) если информация конкретна и достоверна, то это еще не основание для причисления лица к числу лиц, оказывающих содействие ОРО.
Содействие граждан ОРО может выражаться в двух формах: контрактной и бесконтрактной.
Контрактная форма содействия предполагает обязательное заключение договора о сотрудничестве, в котором оговариваются специальные условия и требования сотрудничества, а также права и обязанности сторон.
Контрактная форма содействия, как правило, предполагает долгосрочное сотрудничество, ведение активной разведывательно-поисковой деятельности в криминальной среде, получение за это вознаграждений и других выплат. Срок такого контракта определяется соглашением сторон, а также возможностями лица оказывать результативное содействие ОРО. В случае утраты такой возможности контракт может быть расторгнут, например при расшифровке лица, привлеченного для участия в проведении ОРМ на негласной основе, в силу объективного изменения обстановки и др.
Конфиденциальное сотрудничество может осуществляться также на бесконтрактной основе и выражаться в представлении ОРО информации, принадлежащих ему служебных или жилых помещений для обеспечения осуществления ОРМ, в участии в ОРМ, оказании иных услуг.
Виды конфиденциального содействия, его условия, документальное оформление определяются ведомственными нормативными актами ОРО.
Как следует из прямого предписания ФЗ об ОРД, ОРО запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.
Представляется, что данное положение связано с обеспечением свободы воли лица на участие в ОРД при наличии противоречий между профессиональными обязательствами и условиями контракта. Это, например, обеспечение независимости судей при принятии решения на проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, сохранение адвокатской тайны и обеспечение подозреваемому, обвиняемому права на защиту.
Вместе с тем важно отметить, что конфиденциальное сотрудничество с перечисленными категориями лиц полностью не исключается. Федеральный закон об ОРД запрещает только контрактную форму содействия, что не исключает привлечения вышеназванных лиц для подготовки и проведения ОРМ на бесконтрактной основе. Например, для участия в проведении оперативного эксперимента для выявления и документирования факта коррупции, проведения ОРМ, направленных на обеспечение государственной безопасности, раскрытие похищения человека, угрозы убийством и других преступлений.
Содействие граждан ОРО допустимо только для решения задач ОРД, предусмотренных ст. 2 ФЗ об ОРД и входящих в компетенцию ОРО.
Содействие граждан ОРО - суть агентурного метода, а он, в свою очередь, составляет основное содержание ОРД.
Сотрудничество лиц с ОРО, как уже отмечалось, имеет исключительно добровольный характер. При этом мотивация такого сотрудничества может быть самой разной.
- См.: Федоров А. В., Шахматов А. В. Правовое регулирование содействия граждан органам, осуществляющим оперативнорозыскную деятельность. СПб., 2005.
СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПРИ ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
О МЕРАХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ
В целях обеспечения исполнения требований Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", предусматривающего создание Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (далее - Следственный комитет), и установления единого подхода к организации производства предварительного следствия, руководствуясь ст. 11 и 20.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
Заместителям Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководителям главных управлений, управлений, отделов и отделений центрального аппарата Следственного комитета, руководителям следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений, в том числе военных следственных управлений Следственного комитета, а также следственных отделов Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним специализированных следственных отделов, включая военные следственные отделы, и их заместителям (далее - руководители следственных органов) для реализации основных задач уголовного судопроизводства, определенных в ст. 6 УПК РФ, сконцентрировать усилия на раскрытии каждого преступления, полном, всестороннем и объективном их расследовании, выявлении и устранении причин и условий, способствовавших совершению преступлений. В этих целях:
1. При расследовании и раскрытии преступлений обеспечивать эффективное взаимодействие с органами внутренних дел, безопасности, наркоконтроля, таможни, юстиции и другими правоохранительными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, государственными органами контроля, экспертными и научно-исследовательскими учреждениями.
2. При организации проверок сообщений о преступлениях особое внимание обращать на полное и объективное исследование обстоятельств, подтверждающих наличие признаков преступления.
Продлевая сроки проверки сообщения о преступлении, требовать от следователя представления мотивированного ходатайства о необходимости ее продолжения. При этом давать указания об установлении конкретных обстоятельств происшедшего, а если требуется - о привлечении к участию в проверке специалистов. Не допускать принятия процессуальных решений по результатам проверки без исполнения ранее данных указаний в полном объеме.
3. Безотлагательно проверять законность и обоснованность постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, принятых по результатам проверки сообщений о преступлениях. В каждом случае вынесения незаконного и необоснованного решения рассматривать вопрос об ответственности должностного лица, его вынесшего.
4. Организовать четкую систему дежурства следователей, согласованного с оперативными службами и экспертными учреждениями, для их незамедлительного выезда на место происшествия, в каждом следственном органе Следственного комитета предусмотрев для этого необходимые транспортные средства.
Обеспечивать своевременность выездов следователей и прокуроров-криминалистов на место происшествия, квалифицированное проведение его осмотра с обязательным привлечением к данному следственному действию специалистов, своевременное назначение судебных экспертиз, предоставление в распоряжение экспертов необходимых следственных материалов, личное присутствие следователя при проведении судебно-медицинского вскрытия трупа, применение современных технико-криминалистических и иных специальных средств, методик и научных рекомендаций для обнаружения следов преступления, установления других обстоятельств, имеющих значение для расследования и раскрытия преступления.
Лично выезжать на место убийства, совершенного без очевидцев, двух и более лиц, акта терроризма, аварии, возникновения чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф, повлекших человеческие жертвы, значительные разрушения и иные тяжкие последствия, а также преступлений, имеющих большой общественный резонанс, с целью организации квалифицированного проведения первоначальных следственных действий и взаимодействия с оперативно-розыскными подразделениями, органами исполнительной власти и местного самоуправления,
В полном объеме использовать помощь общественности и средств массовой информации в раскрытии преступлений.
5. С участием следователей и работников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обсуждать результаты производства первоначальных следственных действий, с тем чтобы по каждому делу был разработан конкретный план следственных и оперативно-розыскных мероприятий по установлению преступников, были своевременно выявлены и изъяты следы преступления, вещественные доказательства, установлены возможные очевидцы, свидетели.
6. Исключить принятие следователями решений о возбуждении уголовного дела без наличия достаточных данных, указывающих на признаки преступления. В случае признания незаконным и необоснованным возбуждение уголовного дела проводить по данному факту служебную проверку и принимать меры к привлечению виновных к ответственности, вплоть до уголовной.
Копию постановления о возбуждении уголовного дела направлять руководителю следственного органа для формирования контрольного производства.
7. Сосредоточить усилия на обеспечении раскрываемости и пресечении убийств, бандитизма, терроризма, экономических преступлений и коррупции. Бескомпромиссно осуществлять уголовное преследование должностных лиц, оказывающих содействие криминальным структурам, вне зависимости от занимаемого ими должностного и общественного положения.
8. Для раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений создавать постоянно действующие следственно-оперативные группы, руководство деятельностью которых возлагать на наиболее опытных работников. Ввести специализацию следователей по расследованию отдельных видов преступлений.
9. Не допускать производство следственных действий, требующих вынесения судебного решения, без его получения, кроме случаев, не терпящих отлагательства, когда:
а) необходимо реализовать меры по предотвращению, пресечению преступления, закреплению его следов;
б) фактические основания для производства указанных следственных действий появились в ходе осмотра, обыска и выемки в другом месте;
в) промедление с их производством позволит подозреваемому скрыться;
г) неотложность их проведения обусловлена обстановкой только что совершенного преступления;
д) возникла реальная угроза уничтожения или сокрытия искомых объектов;
е) необходимо преследовать подозреваемого;
ж) имеются достаточные основания полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производятся какие-либо следственные действия, скрывает при себе предметы или документы, могущие иметь значение для уголовного дела.
10. Для производства предварительного расследования по наиболее сложным уголовным делам и предполагаемого большого объема следственных и иных процессуальных действий незамедлительно создавать следственные группы из числа наиболее квалифицированных следователей с привлечением должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Регулярно оценивать эффективность работы таких групп.
11. Строго следить за соблюдением требований закона и порядка применения в отношении граждан процессуального принуждения и других мер, ограничивающих их права и свободы, обеспечивая условия для реализации ими права на защиту.
12. Не допускать нарушения порядка задержания подозреваемых в совершении преступлений, в том числе задержания на основании протоколов об административных правонарушениях, несоответствия данных, содержащихся в протоколе задержания, обстоятельствам происшедшего и др.
Следить за тем, чтобы процессуальное оформление задержания следователем осуществлялось не позднее 3 часов после фактического доставления подозреваемого к следователю.
13. При избрании меры пресечения оценивать данные о личности, возрасте, состоянии здоровья, семейном положении, роде занятий такого лица, наличии у него постоянного места жительства. В этих целях следователям заранее принимать меры к собиранию соответствующих документов.
По делам экономической направленности чаще использовать в качестве меры пресечения залог, сумма которого должна соизмеряться с размером причиненного вреда и степенью общественной опасности содеянного.
14. Своевременно направлять поручения о производстве следственных и розыскных действий на других территориях (в других государствах), особо обращая внимание на их содержание, особенно международных следственных поручений, которые должны иметь все предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством и международными договорами реквизиты.
Принимать меры к качественному исполнению следственных поручений в установленные в них сроки.
15. При производстве обыска, выемки и других следственных действий изымать лишь предметы и документы, имеющие значение для дела. Не допускать изъятия без необходимости всей документации, компьютерной техники и иного имущества организации, индивидуального предпринимателя, используемого для их правомерной деятельности.
В случае невозможности возвращения им подлинников изъятой документации изготавливать и возвращать их копии.
16. Требовать от следователей внимательного рассмотрения ходатайств, заявленных участниками уголовного судопроизводства в ходе предварительного следствия. Учитывать, что ходатайство согласно ч. 2 ст. 119 УПК РФ может быть заявлено лишь следователю, а руководителю следственного органа - только в случае, когда им в соответствии с ч. 2 ст. 39 УПК РФ уголовное дело принято к своему производству.
Обеспечивать соблюдение установленного ст. 121 УПК РФ срока рассмотрения ходатайств. Исходить из того, что днем заявления ходатайства согласно закону является день, в который оно поступило к следователю либо было ему заявлено устно при условии его занесения в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.
17. Требовать от следователей тщательной подготовки к судебным заседаниям по рассмотрению ходатайств о производстве следственных и иных процессуальных действий, требующих судебного решения. Следователям заблаговременно формировать пакет необходимых документов, подтверждающих обоснованность ходатайства. Исключить формальный подход к участию в таких судебных заседаниях, аргументированно излагать суду свою позицию и при необходимости обоснованно опровергать доводы защиты.
18. Организовать надлежащее хранение вещественных доказательств по уголовным делам в соответствии с требованиями ст. 81, 82 УПК РФ, обеспечив их сохранность. По каждому случаю их утраты или необоснованного возвращения владельцу проводить служебную проверку с привлечением виновных к ответственности.
При прекращении уголовного дела незамедлительно возвращать изъятые материальные и иные ценности их законным собственникам и владельцам.
19. Принимать необходимые меры к установлению, розыску и аресту имущества подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия, для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска и конфискации имущества.
При даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об аресте имущества, находящегося у других лиц, проверять наличие данных, свидетельствующих о том, что оно получено в результате преступных действий подозреваемого, обвиняемого либо использовано или предназначено для использования в качестве орудия преступления либо финансирования терроризма, организованных групп, незаконных вооруженных формирований, преступных сообществ (преступных организаций).
Обеспечивать контроль за арестованным имуществом, переданным на хранение собственнику или его владельцу, либо иному лицу.
В случае незаконного отчуждения либо утраты переданного на хранение имущества решать вопрос об ответственности лиц, предупрежденных об ответственности за хранение этого имущества.
20. В случаях, указанных в ч. 3 ст. 11 УПК РФ, обеспечить применение в отношении участников уголовного судопроизводства мер безопасности, предусмотренных ст. 18 Федерального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства".
В помещениях, занимаемых следственными органами, в соответствии с ч. 8 ст. 193 УПК РФ создать возможности для проведения опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознаваемым опознающего.
21. При установлении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, направлять представление в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу о принятии мер к устранению указанных обстоятельств и других нарушений закона.
Контролировать исполнение и уведомление следственных органов в установленный законом срок. Исключить формальный подход к оценке принятых мер по внесенным представлениям.
Взаимодействовать со средствами массовой информации в целях создания обстановки нетерпимости к преступлениям и иным правонарушениям.
22. Материалы предварительного следствия предавать гласности с соблюдением требований ч. 3 ст. 161 УПК РФ после тщательной проверки, придерживаясь четких юридических формулировок, не допуская унижения чести и достоинства лиц, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства.
По каждому случаю утечки конфиденциальной информации незамедлительно проводить проверку, виновных привлекать к установленной законом ответственности.
23. По приостановленным уголовным делам не реже одного раза в месяц запрашивать и получать информацию о результатах исполнения поручения из органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. В необходимых случаях обращаться с ходатайством к прокурору о проверке исполнения Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" по конкретному делу.
24. Уголовные дела, приостановленные в связи с неустановлением лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых, по истечении сроков давности уголовного преследования, указанных в ст. 78 УК РФ, прекращать по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ. При исчислении сроков давности по таким делам исходить из категории и квалификации преступлений, установленных на момент приостановления расследования.
25. В случае несогласия с принятым следователем решением о прекращении уголовного дела отменять его и давать письменные указания о производстве необходимых следственных и иных процессуальных действий, устранении выявленных нарушений закона с указанием конкретного срока исполнения.
26. Учитывать, что при поступлении постановления прокурора о направлении материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления о прекращении уголовного дела, вынесенного в порядке, предусмотренном ст. 25 и 28 УПК РФ, т.е. с согласия руководителя следственного органа, отменять соответствующее постановление в случае признания обоснованным решения прокурора вправе только вышестоящий руководитель следственного органа.
Иметь в виду, что постановление о прекращении уголовного дела по указанным основаниям, вынесенное с согласия заместителя руководителя следственного органа, может быть отменено руководителем этого органа.
При поступлении постановления или требования прокурора к руководителю следственного органа, в компетенцию которого не входит их процессуальное разрешение, указанные материалы возвращать прокурору.
27. При поступлении от прокурора в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ, уголовного дела для производства дополнительного расследования, в случае согласия с его решением, с учетом мнения следователя, выносить постановление об установлении срока дополнительного следствия в пределах одного месяца и передавать уголовное дело следователю для принятия к производству.
При несогласии с решением прокурора о возвращении уголовного дела для производства дополнительного расследования принимать меры к его обжалованию в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 221 УПК РФ, с установлением следователю срока обжалования в соответствии с ч. 6 ст. 162 УПК РФ в пределах одного месяца. Учитывать, что данное время в срок предварительного следствия не входит. Срок обжалования исчислять с момента поступления уголовного дела в следственный орган до направления уголовного дела с возражениями и обвинительным заключением вышестоящему прокурору.
В процессе обжалования учитывать, что решение прокурора города, района и приравненного к нему военного или иного специализированного прокурора, принятое в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ, обжалуется с согласия руководителя следственного отдела Следственного комитета по городу, району или приравненного к нему специализированного следственного отдела, в том числе военного следственного отдела Следственного комитета, прокурору субъекта Российской Федерации или приравненному к нему военному или иному специализированному прокурору, а решение последнего с согласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации - Генеральному прокурору Российской Федерации. Для обжалования решений прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним военных и иных специализированных прокуроров, принятых в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 1 и п. 1 ч. 4 ст. 221 УПК РФ, руководителям следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений, в том числе военных следственных управлений, представлять в центральный аппарат Следственного комитета материалы уголовного дела с проектом мотивированного ходатайства Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.
28. Обеспечить предъявление обвиняемому и его защитнику по оконченному расследованием делу материалов за 30 суток до окончания предельного срока содержания лица под стражей, установленного ч. ч. 2 и 3 ст. 109 УПК РФ.
В случаях, когда 30 суток для ознакомления с материалами уголовного дела оказалось недостаточно, обеспечить получение согласия на продление срока содержания под стражей не позднее чем за 10 суток до истечения предельного срока содержания под стражей и представление в суд соответствующего ходатайства не позднее чем за 7 суток до его истечения.
29. Практиковать обсуждение хода и результатов расследования по конкретным уголовным делам на оперативных совещаниях с приглашением должностных лиц, осуществляющих контроль за выполнением следственных и иных процессуальных действий (решений), а также должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Исключить элементы формализма при подготовке и проведении оперативных совещаний. Лицам, участвующим в их подготовке, непосредственно изучать материалы уголовного дела, а при необходимости и материалы оперативно-розыскной деятельности.
Выносить в обязательном порядке на оперативные совещания вопросы, связанные с расследованием уголовных дел, по которым в течение 5 суток с момента возбуждения уголовного дела не установлено лицо, совершившее преступление. При этом обращать особое внимание на своевременность назначения и проведения необходимого комплекса экспертных исследований, получение данных соответствующих криминалистических учетов, выдвижение обоснованных версий.
В протоколе оперативного совещания отражать выработанные версии, предложения по раскрытию и расследованию преступления, данные следователю поручения. Обеспечивать контроль за их исполнением поручений.
При выявлении нарочито-медлительного исполнения поручений, необоснованного затягивания проверки сообщения о преступлении или предварительного следствия, недобросовестного отношения к порученной работе привлекать виновных должностных лиц к установленной законом ответственности.
30. Наиболее важные вопросы организации работы по расследованию и раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений выносить на рассмотрение коллегий следственных органов.
31. При аттестации следователей оценивать их работу по достигнутым результатам: полному и быстрому раскрытию преступлений; объективности, всесторонности и оперативности расследования; установлению всех виновных лиц и выявлению в полном объеме совершенных ими преступлений на основе строжайшего соблюдения законности; обеспечению возмещения материального ущерба; принятию мер к предупреждению правонарушений.
Использовать все средства поощрения следователей, проявивших инициативу, оперативность и профессиональное мастерство при раскрытии и расследовании убийств, терроризма, коррупционных преступлений, сложных преступлений в сфере экономики, а также и других тяжких и особо тяжких преступлений.
Уделять постоянное внимание улучшению условий труда и быта следователей, их размещению в служебных помещениях, обеспечению следственных работников необходимыми средствами связи.
32. Организовать использование следователями современных компьютерных учетных и аналитических программ, в том числе специальных программно-технических комплексов ("АРМ следователя"). Вносить предложения по их совершенствованию.
Обеспечить доступ следователей по месту производства расследования к автоматизированным криминалистическим учетам, информационно-правовым системам, базам данных и сети Интернет.
33. Контроль исполнения настоящего Приказа возложить на заместителей Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по направлениям деятельности.
Приказ направить руководителям следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.
Первый заместитель
Генерального прокурора
Российской Федерации -
Председатель
Следственного комитета
при прокуратуре
Российской Федерации
государственный советник
юстиции 1 класса
А.И.БАСТРЫКИН
Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.