Количество судебных актов допустимые при выдаче. Роскомнадзор предупредил портал «Судебные решения» за публикацию судебного решения
По закону все суды обязаны размещать на своих сайтах в интернете как информацию о рассматриваемых судебных спорах, так и тексты судебных Решений. Если с арбитражным судом проблем не бывает, то с базой судебных Решений общегражданского суда всё гораздо хуже. Мало того, что сайты у них малопонятные, так ещё и информацию размещают далеко не полную. Чтобы суд разместил Решение по какому-то конкретному делу нужно написать туда жалобу. Образец ниже или .
Сайты:
Пятигорский городской суд http://piatigorsky.stv.sudrf.ru
Ставропольский краевой суд http://kraevoy.stv.sudrf.ru (выбирайте один из серверов)
Копаться надо в разделе "Судебное делопроизводство", а там в "Поиск информации по делам". Ничего, кроме поиска по Фамилии или Номера дела толком не работает.
Основные моменты:
1. Если вы не истец/ответчик/третье лицо, то запросить в суде бумажную копию Решения вы не можете. Однако вы можете свободно приходить на заседания суда (и тихо сидеть на нём), а также требовать, чтобы это же Решение было размещено в интернете
. Там оно будет подчищенное от некоторых личных данных, но в целом всё равно будет понятно.
2. Размещаться должны ВСЕ решения, кроме
тех, что по поводу государственных тайн, семейные дела, преступления против половой неприкосновенности, о признании недееспособным, психиатрические принуждения к госпитализации, внесения изменений в записи о браке и т.п.
3. Размещаться должны все Решения, начиная с 01 июля 2010.
4. Вы не обязаны объясняться зачем вам то или иное судебное Решение.
Кто вы, откуда, сколько вам лет и где работаете - здесь вообще никакого значения не имеют.
5. Если прошёл уже целый месяц с момента вынесения решения, а его всё нет, значит пора писать Жалобу в суд. Она будет рассмотрена судом, как государственным органом, а не судом с заседаниями, судьями, мантиями и молотками.
Жалоба отправляется заказным письмом в суд, который не разместил Решение. К письму приложите скриншоты сайта. Можно скачать Жалобу .
6. Из суда может прийти отписка, типа "ничего мы не будем размещать"
, потому что "судья заболел", "сломался компьютер", "наступил конец рабочего дня и все ушли домой" или отмазываются каким-нибудь пунктом какого-нибудь регламента и т.д. ВСЁ ЭТО ТУФТА! Просто пожалуйтесь в краевой (областной) суд
, добавив в образец Жалобы фразу, что "Я обращался по этому вопросу в суд, но получил необъективный отказ. Прилагаю их ответ". Ну и в шапке напишите другой суд.
Был такой случай, когда Пятигорский суд решил отмазаться, когда мы попросили разместить тексты Решений по делам 2-3066/2013 и 2-2706/2013 . Мол, "судья в роддоме, а мы не можем".
После жалобы в краевой суд Решения 2-3066/2013 и 2-2706/2013 были размещены.
Образец жалобы:
Председателю Пятигорского городского суда
Федотову Владимиру Петровичу
357500, г. Пятигорск ул.Университетская, 34а
от: ФИО
адрес: индекс, адрес
тел.:
Жалоба
00.00.0000 я воспользовался официальным сайтом Пятигорского городского суда http://piatigorsky.stv.sudrf.ru с целью получить информацию о деятельности суда. Однако на официальном сайте Решение по завершённому делу № __________ от 00.00.0000 до сих пор не размещено.Неразмещение в сети Интернет указанной информации является незаконным по следующим причинам.
На основании ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, каждый имеет право свободно искать и получать информацию любым законным способом.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», граждане вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», не может быть ограничен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну).
Согласно ч. 5 ст. 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.
Согласно статье 6 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», одним из способов обеспечения доступа у информации о деятельности судов является размещение информации о деятельности судов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
На основании ст. 8 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», пользователь информацией имеет право:
- получать достоверную информацию о деятельности судов;
- не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности судов, доступ к которой не ограничен;
- обжаловать в установленном законом порядке действия (бездействия) должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности судов и установленный порядок его реализации.
В ст. 14 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» содержится перечень информации о деятельности судов, которая размещается в сети Интернет. Согласно части 1 пункту 2 подпункту «в» этой статьи в сети Интернет должна быть размещена информация, связанная с рассмотрением дел в суде, а именно:
сведения о находящихся в суде делах: регистрационные номера дел, их наименования или предмет спора, информация о прохождении дел в суде, а также сведения о вынесении судебных актов по результатам рассмотрения дел (назначено к слушанию с указанием даты, времени и места проведения судебного заседания, рассмотрено, отложено, приостановлено, прекращено, заключено мировое соглашение, заявление оставлено без рассмотрения, иное с учетом особенностей соответствующего судопроизводства), тексты судебных актов , размещаемые с учетом требований, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона, сведения об их обжаловании и о результатах такого обжалования, а при опубликовании судебных актов - сведения об источниках их опубликования.
Неразмещение в сети Интернет указанной информации не предусмотрено действующим законодательством, является незаконным и нарушает мое право на свободный доступ к информации о деятельности судов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24 и 25 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»,
ПРОШУ:
1. Обязать соответствующих должностных лиц Пятигорского городского суда разместить в сети Интернет Решение по делу № __________ от 00.00.0000 .2. Принять меры к привлечению должностных лиц, виновных в неразмещении вышеуказанной информации в сети Интернет к дисциплинарной ответственности.
3. О результатах проверки и принятых мерах сообщить на обратный адрес.
2015 г. ________________
Образец жалобы составлен на основе этого образца от "Фонда Свободной информации".
Жалуйтесь и получайте информацию. На сайте Пятигорского суда навалом судов с неразмещёнными текстами Решений.
Петербургское информационное агентство «Судебные Решения РФ» получило предупреждение от Роскомнадзора за публикацию решений российских судов. Если агентство продолжит публиковать у себя на сайте открытую информацию с сайтов российских судов, то Роскомнадзор грозит внести сайт судебныерешения.рф в «чёрный список» ресурсов с информацией, которая запрещена к распространению на территории Российской Федерации.
История звучит как бред из параллельной реальности: впервые в истории российское СМИ получило предупреждение за дословное воспроизведение судебного приговора .
К сожалению, это действительная практика российского законодательства. В данном случае Роскомнадзор ссылается на статью 4 Закона РФ « ».
Статья «Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации » запрещает использование средств массовой информации для разглашения специально охраняемой законом тайны.
Статья 4. Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации
Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Понятие «тайны» довольно многогранно: см. «Перечень нормативных актов, относящихся к категории ограниченного доступа ». Туда входят государственная тайна, коммерческая тайна, налоговая тайна, банковская тайна, врачебная тайна, нотариальная тайна и так далее. И среди прочего - персональные данные (любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)) .
Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судя по всему, на основании этого определения Роскомандзор вынес своё предупреждение.
Повод кажется довольно надуманным. Администраторы сайта «Судебные Решения РФ» уверены, что Роскомнадзор пользуется предлогом, чтобы намеренно воспрепятствовать журналистам и СМИ распространять информацию об участниках судебных процессов.
Юристы агентства «Судебные Решения РФ» считают, что некоторые персональные данные - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, - в соответствии с Указом Президента РФ относятся к сведениям конфиденциального характера , но не являются тайной в правовом значении этого слова. Другими словами, Роскомнадзор просто использует юридические уловки, чтобы прекратить распространение информации о судебных решениях, которые с неприглядной стороны показывают работу судебной системы РФ.
Самое смешное, что у Роскомнадзора нет претензий к самим сайтам судов, которые публикуют судебные решения в открытом доступе (действительно, это малопосещаемые сайты), но есть претензии к СМИ, которые репостят эти сообщения из официальных источников !
Нужно заметить, что в соответствии со статьёй 38 того же Закона РФ «О средствах массовой информации », граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц.
Более того, в соответствии со статьёй 38 , редакция не несёт ответственности за распространение сведений, представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации в случае, если эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях (к которым относятся решения судов в адрес редакции) или они содержатся в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений .
Удивительно, но теперь органы власти (Роскомнадзор) вынуждены защищать интересы бывших мошенников и преступников, в том числе и тех, которые совершили преступления против органов власти и государства. Такой выходит юридический казус.
Если же Роскомнадзор после нескольких вынесенных предупреждений заблокирует сайт «Судебные решения» за публикацию судебных решений, то этот казус грозит превратиться в настоящий маразм.
«Принципы гласности судопроизводства и необходимость публикации текстов судебных решений с данными об участниках процессов поддерживаются всеми - и самими служителями Фемиды, и правозащитниками, - сказал главный редактор ИА «Судебные Решения РФ» Павел Нетупский. - Только сотрудники Роскомнадзора категорически не приемлют принцип свободы слова. Причём действуют в интересах сомнительных личностей и создают различные „подлянки” журналистам».
Может быть насчёт «подлянок» главный редактор слегка преувеличивает, но действия Роскомнадзора действительно выглядят очень странно.
«Созданный для удобства граждан сайт, благодаря которому им не придётся прочёсывать весь Рунет в поисках интересующего их судебного решения, регулятор почему-то решил подвергнуть малообоснованному давлению. Считаем это очередным проявлением запрещённой Конституцией РФ цензуры и надеемся, что факт вынесения предупреждения сайту „Судебные решения” - всего лишь ошибка в работе Роскомнадзора», - пишут правозащитники из Центра защиты и цифровых прав и движения «РосКомСвобода».
Агентство «Судебные Решения РФ» считает претензии Роскомнадзора незаконными и заявило о том, что не собирается удалять никакие сведения из опубликованных документов. Претензии Роскомнадзора будут оспорены в судебном порядке.
Ждём также комментария Роскомнадзора в связи с этой ситуацией.
1. Тексты судебных актов, за исключением приговоров и судебных актов арбитражных судов, размещаются в сети "Интернет" в разумный срок, но не позднее одного месяца после дня их принятия в окончательной форме. Тексты приговоров размещаются не позднее одного месяца после дня их вступления в законную силу. Тексты судебных актов арбитражных судов размещаются в сети "Интернет" не позднее следующего дня после дня их принятия.
2. Тексты судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию, а также тексты иных судебных актов, вынесенных Конституционным Судом Российской Федерации, конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации по делам, рассматриваемым в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, арбитражными судами, за исключением текстов судебных актов, указанных в части 6 настоящей статьи, размещаются в сети "Интернет" в полном объеме.
(см. текст в предыдущей редакции)
3. При размещении в сети "Интернет" текстов судебных актов, принятых судами общей юрисдикции, Верховным Судом Российской Федерации, за исключением текстов судебных актов, принятых Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, в целях обеспечения безопасности участников судебного процесса и защиты государственной и иной охраняемой законом тайны из этих актов исключаются персональные данные, указанные в части 4 настоящей статьи. Вместо исключенных персональных данных используются инициалы, псевдонимы и другие обозначения, не позволяющие идентифицировать участников судебного процесса. Не подлежат исключению идентификационный номер налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, фамилии, имена и отчества истца, ответчика, третьего лица, гражданского истца, гражданского ответчика, административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, фамилии, имена и отчества осужденного, оправданного, секретаря судебного заседания, судьи (судей), рассматривавшего дело, а также прокурора, адвоката и представителя. При размещении в сети "Интернет" текстов судебных актов, принятых Конституционным Судом Российской Федерации, конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, из них исключаются персональные данные, указанные в части 4 настоящей статьи, кроме фамилий, имен и отчеств заявителей, представителей сторон, приглашенных в заседание представителей государственных органов, экспертов и специалистов. В исключительных случаях в целях обеспечения безопасности заявителя и (или) его представителя Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации по ходатайству заявителя или его представителя либо по собственной инициативе может быть принято решение об исключении их персональных данных и использовании вместо исключенных персональных данных инициалов, псевдонимов или других обозначений, не позволяющих идентифицировать заявителя и (или) его представителя.
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Персональными данными применительно к судебным актам являются:
1) фамилии, имена и отчества участников судебного процесса, дата и место рождения, место жительства или пребывания, номера телефонов, реквизиты паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика - физического лица, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) сведения о месте нахождения земельного участка, здания, сооружения, жилого дома, квартиры, транспортного средства, иные сведения об имуществе и о находящихся в банках или иных кредитных организациях денежных средствах участников судебного процесса, если эти сведения относятся к существу дела.
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Не подлежат размещению в сети "Интернет" тексты судебных актов, вынесенных по делам:
(см. текст в предыдущей редакции)
1) затрагивающим безопасность государства;
2) возникающим из семейно-правовых отношений, в том числе по делам об усыновлении (удочерении) ребенка, другим делам, затрагивающим права и законные интересы несовершеннолетних;
3) о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности;
4) об ограничении дееспособности гражданина или о признании его недееспособным;
5) о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;
В.О.Макаров
Аннотация . Изучено влияние сети Интернет на право на примере опубликования текстов решений и приговоров судов в сети Интернет. Указанные механизмы являются следствием развития принципа транспарентности судопроизводства. Вместе с тем нормативно-правовая база, порядок и фактическая реализация существенным образом отличаются в судах общей юрисдикции и арбитражных судах Российской Федерации. Автор выделяет данные различия, а также указывает на имеющиеся проблемы при электронном опубликовании решений судов.
Во-первых, это неисполнение требований об опубликовании решений судов в судах общей юрисдикции в полном объеме, на что указывает приведенная статистика.
Во-вторых, суды общей юрисдикции публикуют свои акты после их вступления в законную силу, в результате чего в большинстве случаев возникает необходимость обращаться к бумажным копиям. В-третьих, судами общей юрисдикции деперсонализируется необоснованно большой объем информации, содержащийся в решениях, что зачастую делает текст судебных актов бесполезным. Устранение выявленных проблем окажет существенное влияние на развитие принципа гласности судопроизводства.
Ключевые слова: юридическая практика, Интернет, электронное опубликование, гласность судопроизводства, публикация решений судов.
Принцип гласности судопроизводства является одним из основных начал судебного процесса и юридических процедур (ст. 10 ГПК РФ, ст. 11 АПК РФ, ст. 241 УПК РФ). В качестве ведущего среди принципов судопроизводства принцип транспарентности (открытости, гласности) выделяют и в научной литературе .
При этом одно из проявлений реализации данного принципа выражается в обязательности опубликования текстов решения и приговоров суда.
« Так, согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ (ред. от 12 марта 2014 г.) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» тексты судебных актов, за исключением приговоров, размещаются в сети Интернет после их принятия. Тексты приговоров размещаются после их вступления в силу.
Таким образом, путем реализации данного механизма сеть Интернет создает условия и способствует развитию принципа гласности судопроизводства, делает процесс открытым и обеспечивает доступ к правосудию.
Между тем представляется необходимым выделить некоторые проблемы реализации процедуры опубликования текстов решений и приговоров суда.
Во-первых, это неисполнение требований законодателя в полном объеме. В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 262-ФЗ опубликованию подлежат все судебные акты за исключением вынесенных по делам, затрагивающим безопасность государства; возникающим из семейно-правовых отношений, в том числе по делам об усыновлении (удочерении) ребенка, другим делам, затрагивающим права и законные интересы несовершеннолетних; о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности; об ограничении дееспособности гражданина или о признании его недееспособным; о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании; о внесении исправлений или изменений в запись актов гражданского состояния; об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваемых судами общей юрисдикции, а также вынесенных судебных приказах.
Указанное положение конкретизируется и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 13 декабря 2012 г. № 35 «Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов», в п. 32 которого указано, что «размещение на официальных интернет-сайтах судов текстов судебных постановлений, а также сведений об их обжаловании и результатах обжалования должно осуществляться в соответствии с требованиями статьи 15 Закона об обеспечении доступа к информации. …При этом тексты судебных постановлений, подлежащих в силу закона опубликованию (например, текст решения суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими), размещаются на официальных интернет-сайтах судов в полном объеме».
Фактически происходит публикация лишь незначительного числа судебных актов. Так, в 2012 г. степень совпадения информации, опубликованной на сайтах районных судов об общем количестве судебных актов, подлежащих размещению, с действительным количеством размещенных судебных актов составила 9,16 %. Меньшее количество судебных актов размещено в 53,34 % случаев. В 28,34 % размещено большее количество судебных актов, нежели заявлено, а отсутствует доступ к опубликованным актам в 9,16 % случаев .
Таким образом, несмотря на прямое предписание законодателя, а также на наличие четко регламентированной процедуры, в судах общей юрисдикции публикуется малая часть текстов решений судов.
Вместе с тем необходимо отметить, что, несмотря на отсутствие формального закрепления на законодательном уровне обязанности арбитражных судов по опубликованию решений судов в сети Интернет, все решения публикуются в «Картотеке арбитражных дел» (kad.arbitr.ru) и находятся в свободном доступе. Кроме того, в электронном виде публикуются также и все определения судов, а также сведения о дате и месте судебных заседаний.
Во-вторых, спорным представляется срок опубликования текста решения суда общей юрисдикции. Так, в арбитражных судах, несмотря на отсутствие нормативного закрепления обязательности опубликования решений в сети Интернет, тексты размещаются в течение пяти дней (после написания полного мотивированного текста решения суда).
В судах общей юрисдикции срок устанавливается п. 8.2 Постановления Президиума Совета судей РФ от 27 января 2011 г. № 253 (ред. от 24 марта 2011 г.) «Об утверждении Регламента организации размещения сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” на официальном сайте суда общей юрисдикции». Так, тексты судебных актов, сведения об их обжаловании и результатах обжалования, а при опубликовании судебных актов – сведения об источниках их опубликования размещаются в разделах «Судопроизводство», «Принятые судебные акты» после их принятия в разумный срок, но не позднее месяца со дня вступления в законную силу.
Следовательно, представляется невозможным использовать актуальную информацию для обжалования судебного акта, поскольку его публикация может быть произведена в течение месяца после вступления решения суда в законную силу (что исключает возможность подачи апелляционной жалобы без восстановления пропущенного срока и не создает оснований для подобного восстановления). Участнику судебного процесса требуется обращаться к физическим копиям, что является затруднительным, особенно в случаях географической отдаленности.
В-третьих, при опубликовании решений судов общей юрисдикции деперсонализируется необоснованно большой объем информации. В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 262-ФЗ при размещении в сети Интернет текстов судебных актов, вынесенных судами общей юрисдикции, за исключением текстов судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию, в целях обеспечения безопасности участников судебного процесса из указанных актов исключаются персональные данные, кроме фамилий и инициалов истца, ответчика, третьего лица, гражданского истца, гражданского ответчика, осужденного, оправданного, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, секретаря судебного заседания, рассматривавших (рассматривавшего) дело судей (судьи), а также прокурора, адвоката и представителя, если они участвовали в судебном разбирательстве. Вместо исключенных персональных данных используются инициалы, псевдонимы или другие обозначения, не позволяющие идентифицировать участников судебного процесса.
Несмотря на наличие указанной нормы, устанавливающей закрытый перечень информации, не подлежащей опубликованию, суды в большинстве случаев исключают также и иную информацию, включая фамилию сторон по делу, даты, суммы, а также иные юридические обстоятельства, имеющие существенное значение по делу. Так, например, исключение присужденных денежных сумм в качестве компенсации морального вреда или судебных расходов делает невозможным полноценное изучение судебной практики по данной категории дел.
Также для большинства судебных решений по трудовым спорам при отсутствии указания на профессию, должность, специальность работника теряется правовой смысл и содержание опубликованного судебного решения, текст превращается из доступного источника правовой позиции суда по определенному делу в бессмысленный набор символов .
Несмотря на то обстоятельство, что призывы научного сообщества к изменению подхода судов к опубликованию своих решений звучат достаточно давно, на сегодняшний день тексты судебных актов в судах общей юрисдикции либо не публикуются, либо публикуются в усеченном виде, не соответствующем законодательству, действующему на территории Российской Федерации .
В результате указанных проблем не публикуется информация, которая должна иметь статус открытой. Устранение выявленных недостатков окажет существенное влияние на развитие принципа гласности судопроизводства, снизит нагрузку на судебные органы, упростит технические аспекты профессиональной деятельности юристов и участников судебных процессов, а также рациональным образом позволит использовать развитие научно-технического прогресса и сети Интернет для совершенствования правовых механизмов и юридической практики.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках научного проекта N° 16-13-34025 по теме «Технология электронного правительства в системе государственных и муниципальных услуг Волгоградской области: социально-правовое обеспечение эффективной реализации».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Иванова, Т. Федеральный закон № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ»: трудоправовой аспект. Практика судов общей юрисдикции по индивидуальным трудовым спорам в свободном доступе / Т. Иванова // Трудовое право. – 2010. – № 7. – С. 39-52.
2. Исследование фонда «Институт развития свободы информации» «Информация о количестве судебных актов, вынесенных в судах общей юрисдикции и подлежащих размещению на официальных сайтах судов». – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://infometer.org/assets/ffles/issledovaniya- publikacii-sudebnih-aktov_Noyabr2012.pdf (дата обращения: 27.02.2016). – Загл. с экрана.
3. Правосудие в современном мире / В. И. Ани- шина, В. Ю. Артемов, А. К. Большова [и др.]. – М. : Норма: Инфра-М, 2012. – 704 с.
28 июня 2010 г., 11, 18 июля 2011 г., 2 июля, 21 декабря 2013 г., 12 марта 2014 г., 5 апреля, 23 июня 2016 г., 29 июля 2017 г.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) запрос - обращение пользователя информацией в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа, в суды, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент), управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации (далее - органы Судебного департамента), органы судейского сообщества о предоставлении информации о деятельности судов в Российской Федерации (далее - информация о деятельности судов);
2) информация о деятельности судов - информация, подготовленная в пределах своих полномочий судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества либо поступившая в суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента, органы судейского сообщества и относящаяся к деятельности судов. Законодательство Российской Федерации, устанавливающее порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, судебные акты по конкретным делам и иные акты, регулирующие вопросы деятельности судов, также относятся к информации о деятельности судов;
3) пользователь информацией - гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляющие поиск информации о деятельности судов;
4) судебный акт - решение, вынесенное в установленной соответствующим законом форме по существу дела, рассмотренного в порядке осуществления конституционного, гражданского, административного или уголовного судопроизводства либо судопроизводства в арбитражном суде. К судебным актам относятся также решения судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, вынесенные в установленной соответствующим законом форме по результатам рассмотрения апелляционных или кассационных жалоб (представлений) либо пересмотра решений суда в порядке надзора;
5) суды - федеральные суды, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи субъектов Российской Федерации (далее - мировые судьи), составляющие судебную систему Российской Федерации;
6) единое информационное пространство федеральных судов и мировых судей - совокупность обеспечивающих информационное взаимодействие Верховного Суда Российской Федерации, федеральных судов, мировых судей, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента баз данных и банков данных, технологий их ведения и использования, информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил;
7) отсроченная трансляция судебного заседания - трансляция судебного заседания по радио, телевидению или в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), осуществляемая после проведения судебного заседания в записи;
8) прямая трансляция судебного заседания - трансляция судебного заседания по радио, телевидению или в сети "Интернет", осуществляемая непосредственно в ходе проведения открытого судебного заседания в режиме реального времени;
9) частичная трансляция судебного заседания - трансляция части судебного заседания по радио, телевидению или в сети "Интернет", осуществляемая после проведения судебного заседания в записи.
Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона
1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности судов.
2. Если законодательством Российской Федерации, устанавливающим порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, или законодательством субъектов Российской Федерации, устанавливающим полномочия и порядок деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей, предусматриваются иные требования к предоставлению информации о деятельности судов, чем те, которые определены настоящим Федеральным законом, то положения настоящего Федерального закона применяются с учетом требований законодательства Российской Федерации, а в отношении информации о деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей - также законодательством субъектов Российской Федерации.
3. Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с предоставлением информации о деятельности судов редакциям средств массовой информации, в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
4. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на:
1) порядок осуществления конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, судопроизводства в арбитражном суде, порядок производства в квалификационных коллегиях судей;
2) порядок исполнения судебных актов;
3) отношения, связанные с обеспечением доступа к персональным данным, обработка которых осуществляется судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества;
4) порядок информационного взаимодействия, осуществляемого судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества.
Статья 3. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности судов
1. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности судов, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, устанавливающими порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а в отношении конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей - также законодательством субъектов Российской Федерации. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности судов, осуществляется также регламентами судов и (или) иными актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности судов, актами Судебного департамента, актами органов судейского сообщества.
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.
Статья 4. Основные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности судов
Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности судов являются:
1) открытость и доступность информации о деятельности судов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) достоверность информации о деятельности судов и своевременность ее предоставления;
3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности судов любым законным способом;
4) соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации; соблюдение прав и законных интересов участников судебного процесса при предоставлении информации о деятельности судов;
5) невмешательство в осуществление правосудия при предоставлении информации о деятельности судов.
Статья 5. Информация о деятельности судов, доступ к которой ограничен
1. Доступ к информации о деятельности судов ограничивается, если указанная информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну.
2. Перечень сведений , относящихся к информации ограниченного доступа, а также порядок отнесения указанных сведений к информации ограниченного доступа устанавливаются федеральным законом.
Статья 6. Способы обеспечения доступа к информации о деятельности судов
Доступ к информации о деятельности судов обеспечивается следующими способами:
1) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, в открытом судебном заседании;
3) размещение информации о деятельности судов в сети "Интернет";
4) размещение информации о деятельности судов в занимаемых судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества помещениях;
5) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности судов, находящейся в архивных фондах;
6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности судов;
7) трансляция открытых судебных заседаний в сети "Интернет" в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
Статья 7. Форма предоставления информации о деятельности судов
1. Информация о деятельности судов может предоставляться в устной форме и в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа.
2. Форма предоставления информации о деятельности судов предусматривается законодательством Российской Федерации, устанавливающим порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а в отношении конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей - также законодательством субъектов Российской Федерации. Форма предоставления указанной информации может предусматриваться регламентами судов и (или) иными актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности судов, актами Судебного департамента, актами органов судейского сообщества. В случае, если форма предоставления информации о деятельности судов не предусмотрена, она может определяться запросом пользователя информацией. При невозможности предоставления указанной информации в запрашиваемой форме информация предоставляется в том виде, в каком она имеется в суде, Судебном департаменте, органах Судебного департамента, органах судейского сообщества.
3. Информация о деятельности судов в устной форме предоставляется гражданам (физическим лицам), в том числе представителям организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, во время приема. Указанная информация предоставляется также по телефонам соответствующих структурных подразделений аппаратов судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, аппаратов органов судейского сообщества (при наличии) либо по телефонам уполномоченных должностных лиц.
4. Информация о деятельности судов может быть передана по сетям связи общего пользования.
Статья 8. Права пользователей информацией
Пользователь информацией имеет право:
1) получать достоверную информацию о деятельности судов;
2) не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности судов, доступ к которой не ограничен;
3) обжаловать в установленном законом порядке действия (бездействие) должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности судов и установленный порядок его реализации;
4) требовать в установленном законом порядке возмещения вреда, причиненного нарушением его права на доступ к информации о деятельности судов.
Глава 2. Организация доступа к информации о деятельности судов и основные требования при обеспечении доступа к этой информации
Статья 9. Организация доступа к информации о деятельности судов
1. Доступ к информации о деятельности судов обеспечивается в пределах своих полномочий судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, доступ к информации о деятельности судов, имеющейся в органах судейского сообщества, обеспечивается Судебным департаментом и органами Судебного департамента.
2. Суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента, органы судейского сообщества в целях организации доступа к информации о деятельности судов определяют соответствующие структурные подразделения своих аппаратов или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются соответственно регламентами судов и (или) иными актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности судов, актами Судебного департамента, актами органов судейского сообщества.
3. Организация доступа к информации о деятельности судов осуществляется с учетом требований настоящего Федерального закона в порядке , установленном в пределах своих полномочий Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом, органами судейского сообщества, а в отношении конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации - субъектами Российской Федерации.
Статья 10. Организация доступа к информации о деятельности судов, размещаемой в сети "Интернет"
1. Суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента для размещения информации о деятельности судов используют сеть "Интернет", в которой создают свои официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым может быть направлен запрос. В случае, если суд не имеет официального сайта и возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте органа Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится этот суд.
1.1. Мероприятия по формированию единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей осуществляются Судебным департаментом и органами Судебного департамента.
2. Порядок создания официальных сайтов, размещения на них информации о деятельности судов, сроки обновления указанной информации с учетом требований настоящего Федерального закона устанавливаются в пределах своих полномочий Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом, а в отношении конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации - субъектами Российской Федерации.
3. В целях обеспечения права неограниченного круга лиц на доступ к информации, указанной в части 1 настоящей статьи, в местах, доступных для пользователей информацией (в помещениях органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных библиотек, других доступных для посещения местах), могут создаваться пункты подключения к сети "Интернет".
4. В целях обеспечения права пользователей информацией на доступ к информации, указанной в части 1 настоящей статьи, суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента принимают меры по ее защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами устанавливаются в пределах своих полномочий Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом. Для мировых судей указанные требования устанавливаются Судебным департаментом, для конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации - в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 11. Основные требования при обеспечении доступа к информации о деятельности судов
Основными требованиями при обеспечении доступа к информации о деятельности судов являются:
1) достоверность предоставляемой информации о деятельности судов;