Стройнадзор что проверяет. Проверки инспекторами строительных объектов
Госархстройнадзор Российской Федерации, представляемый инспекциями соответствующих уровней, осуществляет надзор за строительством с целью защиты прав и интересов потребителей посредством обеспечения соблюдения участниками строительства нормативного уровня, качества, строительной безопасности и эксплуатационной надежности возводимых и законченных строительством объектов.
Выборочным проверкам подлежит новое строительство, расширение, реконструкция (в дальнейшем строительство) зданий и сооружений (за исключением объектов, контролируемых специалистами государственных надзорных органов).
Госархстройнадзор РФ включает:
■ главную инспекцию ГАСН РФ;
■ инспекции ГАСН соответствующих органов государственного управления республик, краев, округов, областей, а также Москвы и Санкт-Петербурга;
■ инспекции ГАСН соответствующих органов управления городов и районов. Инспекции ГАСН в пределах своей компетенции осуществляют проверки качества строительства объектов вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности участников строительства, по своему усмотрению выбирая формы и методы проверок для реализации возложенных на них функций.
Основной задачей, изложенной в «Положении о государственном архитектурно-строительном надзоре на территории Российской Федерации», является осуществление контроля за:
■ качеством строительных материалов, изделий и их соответствием стандартам и другим
нормативным документом, регламентирующим производство этих материалов;
■ соблюдением требований стандартов и технических условий по транспортированию, складированию и хранению материалов, изделий, санитарно-технического и другого инженерного оборудования на строительных площадках;
■ качеством строительно-монтажных работ на объектах и работ по благоустройству территорий этих объектов, а также соответствием их утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации, строительным нормам и правилам;
■ осуществлением утвержденных проектов и соблюдением технических требований в части архитектурных решений и качества работ по фасадам зданий;
■ организационно-правовым порядком осуществления строительства на всех его стадиях, а также приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов.
Проверки качества выполняемых работ проводятся:
■ согласно планам выборочных проверок;
■ в порядке контроля за деятельностью нижестоящих инспекций;
■ по заданиям соответствующих органов управления и административной власти или вышестоящих инспекций;
■ по сообщениям представителей обществ потребителей, прокуратуры, заказчика и других надзорных органов (внеплановые проверки).
Должностное лицо, осуществляющее контроль, обязано:
Выдавать разрешения заказчикам на производство строительно-монтажных работ по объектам жилищно-гражданского назначения.
Вести учет работников, руководящих строительством, а также лиц, осуществляющих технический и авторский надзор, и получать от них подписки о принятии на себя работ по надзору за строительством конкретного объекта.
Принимать участие в государственных приемочных комиссиях по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов жилищно-гражданского назначения.
Участвовать в расследовании аварий на строительстве объектов.
- Требовать от должностных лиц организаций, непосредственно осуществляющих строительство, а также от лиц, осуществляющих авторский и технологический надзор, соблюдения или действующих норм и правил.
- Устанавливать факты отсутствия от проектных решений, СНиП, других нормативных актов при производстве работ.
- Устанавливать факты отступления при оформлении производственно-технологической и исполнительной документации на объекте.
- Выявлять строительные дефекты (брак) и основные причины низкого качества строительных работ и требовать их устранения с соответствующей записью в журнале работ или выдачей специального предписания.
- Анализировать характер и повторяемость допускаемых дефектов и нарушений СНиП с учетом данных производственного контроля, осуществляемого подрядной организацией.
- Требовать проведения всех видов лабораторных испытаний и геодезических измерений, предусмотренных требованиями соответствующих разделов СНиП и стандартов.
- Производить в строительно-монтажных организациях ознакомление с работой производственного контроля для подтверждения полноты и качества его осуществления.
- Привлекать в необходимых случаях технические средства и специалистов подрядных организаций (по согласованию с их руководителями) для проведения испытаний, контрольных замеров и измерений, вскрытий и подобных работ, а также специалистов авторского надзора для расчетной оценки дефектных конструкций и выдачи рекомендаций по возможному их усилению.
Проверку качества выполнения строительно-монтажных работ на объектах рекомендуется осуществлять при участии представителя технадзора заказчика, службы внутрипроизводственного контроля подрядной организации и при наличии авторского надзора проектной организации. Предписания органов ГАСН являются обязательными для исполнения строительными организациями и финансирующими.банками и могут быть обжалованы в установленном порядке только через органы Государственного арбитража или через суд.
Предприятия, выполняющие СМР, или заказчики обязаны обеспечить:
беспрепятственный доступ работникам органов ГАСН на подконтрольные им объекты строительства;
■ представление Госархстройнадзору всей необходимой для выполнения работ разрешительной, проектной, нормативной и исполнительной документации;
■ исполнение распоряжений и предписаний работников органов ГАСН, выдаваемых в пределах их компетенции.
Для выполнения своих функций и обязанностей органам ГАСН предоставляется право:
■ беспрепятственного доступа на все подконтрольные объекты строительства;
■ обязывать организации и предприятия исправлять некачественно выполненные строительно-монтажные работы, а также переделывать или заменять некачественные изделия и материалы;
■ запрещать применение материалов, деталей, комплектующих, изготовленных с нарушением требований стандартов, технических условий;
■ применять установленные законодательством меры административного воздействия (штрафные санкции, см. извлечения из Кодекса об административных правонарушениях);
■ давать предписания об устранении допущенных нарушений СНиП, нормативных документов и утвержденных проектов;
■ приостанавливать при выявлении грубых нарушений дальнейшее производство строительно-монтажных работ;
■ получать от заказчиков и других участников строительство всю необходимую для восполнения возложенных функций нормативную, проектную и исполнительную документацию;
■ требовать при необходимости дополнительных испытаний и вскрытия отдельных конструктивных элементов и частей здания, а также испытаний и исследований материалов и изделий, применяемых в строительстве;
■ требовать улучшения оформления и правильного хранения предусмотренной СНиП исполнительной технической документации;
■ требовать улучшения организации и осуществления технического и авторского надзора;
■ вносить в соответствующие органы представления о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение установленных требований, в соответствии с действующим законодательством;
■ направлять в лицензионный центр представление об аннулировании или приостановлении деятельности строительных организаций, систематически допускающих грубые нарушения требований проектов и нормативных документов;
■ вносить проектным организациям предложения по совершенствованию проектно-сметной документации, а также давать обязательные к исполнению предписания по исправлению допущенных в проектах ошибок и нарушений;
■ требовать отстранения от работы на подконтрольных объектах производителей работ, не имеющих соответствующих документов на право производства СМР, а также работников, неудовлетворительно осуществляющих технический и авторский надзор.
В приложениях 23 и 24 приведены примеры подписок, предоставляемых в ГАСН производителем работ и представителем заказчика, осуществляющим надзор.
приложение 23
ПОДПИСКА ПРОИЗВОДИТЕЛЯ РАБОТ
200__ г. я, нижеподписавшийся, _____________________________________
Назначенный
Приказом_____________ от_______________________
какой организацией
200__ г. производителем работ, принимаю на себя:
1. Руководство производством работ по строительству__________________________________________________
По улице________________________________________
- Административную и уголовную ответственность до момента снятия с меня настоящей подписки:
а) за допущенные отступления и изменений утвержденного проекта и за неисполнение требований, ука-
занных в разрешении на производство работ Инспекции Государственного архитектурно-строительного
надзора;
б) за необеспечение надлежащего качества всех видов работ в соответствии с действующими технически-
ми условиями на производство и приемку работ нормами, ГОСТами и правилами;
в) за приемку и допущение в дело недоброкачественных материалов, полуфабрикатов и деталей;
г) за нарушение правил техники безопасности и противопожарных мероприятий;
д) за допущение ввода в эксплуатацию частью или полностью строения, не принятого государственной
приемочной комиссией и без распоряжения главы администрации города_________________________________ .
- Обязанность вести журнал работ по установленной форме и составлять своевременно акты на скрытые работы.
- В случае моего увольнения или перемещения не оставлять строительство без составления акта и отметки в журнале о сдаче работ назначенному преемнику и без уведомления об этом Инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора.
Подтверждаю, что никаких запрещений строительной практики ни в судебном, ни в административном порядке не имею.
Копию подписки получил для руководства и исполнения.
приложение 24
ПОДПИСКА ТЕХНАДЗОРА ЗАСТРОЙЩИКА
200__ г. я, нижеподписавшийся, инженер_______________________________
во исполнение приказа
Мл_____________________________ от________________ .__________________________ 200____ года
организация застройщика
принимаю на себя технический надзор за строительством ——————————————————————————
По улице________________________________
в______________________________________ районе города___________________________________
Принимая на себя ответственность за качество работ, обязуюсь:
- Не начинать и не допускать открытия работ по надзорному строительству без соответствующего разрешения Инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора.
- Не допускать никаких отступлений от утвержденного ____________________________________________ ;____
Технического проекта
кем и когда
- Не допускать применения в дело недоброкачественных материалов, деталей, изделий.
- Не оплачивать недоброкачественных работ или конструкций, имеющих недоделки.
- Не допускать самовольного ввода в эксплуатацию поднадзорного объекта.
- Не оставлять надзора за данным объектом без уведомления об этом Инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора.
Настоящей подпиской подтверждаю, что никаких запрещений и ограничений строительной практики ни в судебном, ни в административном порядке не имею.
Копию подписки получил для руководства и исполнения. Подпись
Домашний адрес:___________________________________________________________________________
№ телефона_______________________________________________________________________________
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ от 26.09.2002 № 240
О внесении изменений и пополнений в Правиле выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ объектов недвижимости на территории Нижегородской области, утвержденный постановлением администрации Нижегородской области вт 15.09.2000 № 230
В связи с формированием системы органов исполнительной власти Нижегородской области и в целях упорядочения работы по подготовке исходно-разрешительной документации для строительства объектов недвижимости и усиления контроля за соблюдением организационно-правового порядка и качества строительства зданий и сооружений на территории Нижегородской области правительство Нижегородской области постановляет:
- Внести изменения и дополнения в Правила выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ объектов недвижимости на территории Нижегородской области, утвержденные постановлением администрации Нижегородской области от 15.09.2000 № 236, изложив их в новой редакции (прилагаются).
- Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области В. И. Лимаренко.
Губернатор Г. М. Ходырев
Утверждены постановлением правительства Нижегородской области от 26.09.2002 № 240
ПРАВИЛА
выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ объектов недвижимости на территории Нижегородской области (далее правила)
1 . Общие положения
1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Нижегородской области, в том числе: Градостроительным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Нижегородской области, Примерным положением о порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ, утвержденным приказом Минстроя Российской Федерации от 03.06.1992 № 131. Правила определяют основные требования, предъявляемые на территории Нижегородской области и в городах областного подчинения при выдаче разрешений на выполнение строительно-монтажных работ.
1.2. Разрешение на выполнение строительно-монтажных работ по строительству, реконструкции и расширению объектов производственного и непроизводственного назначения выдается заказчику на основании решения органов местного самоуправления Нижегородской области о строительстве (реконструкции, расширении) объекта.
1.3. Настоящие Правила распространяются на все строящиеся (реконструируемые, расширяемые) объекты недвижимости на территории Нижегородской области, возводимые юридическими лицами, в том числе объектов строительных кооперативов и товариществ индивидуальных застройщиков, возводимых единой подрядной организацией.
1.4. Настоящие Правила не распространяются на специальные работы по монтажу технологического оборудования, подконтрольного Госгортехнадзору, монтажу газопроводов, нефтепроводов, линий электропередачи и связи, путепроводов, мостов, автострад, железных дорог, строительство которых подконтрольно специальным надзорным органам, на временные строения, а также на вспомогательные постройки и малоэтажные (до двух этажей включительно) жилые дома, возводимые индивидуальными застройщиками для личных нужд.
1.5. Разрешение на выполнение строительно-монтажных работ должно быть получено в порядке, установленном настоящими Правилами, до начала выполнения на строительной площадке всех работ, в том числе подготовительных и работ по устройству внутриплощадочных инженерных сетей, временных автомобильных и подкрановых путей. Выполнение строительно-монтажных работ без указанного разрешения не допускается.
1.6. Разрешение на выполнение строительно-монтажных работ выдается Инспекцией Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации по Нижегородской области министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области (ее территориальными отделами), а также органами архитектурно-строительного надзора городов Нижнего Новгорода, Дзержинска, Богородска и Сарова (далее «органы Госархстройнадзора») заказчику по всем строящимся (реконструируемым, расширяемым) объектам жилищно-гражданского и производственного назначения независимо от источников финансирования, в том числе:
■ жилые здания;
■ здания для оказания гостиничных услуг;
■ здания детских дошкольных учреждений;
■ здания и сооружения научного, учебного, лечебного, санаторно-курортного, культурно-просветительского, спортивного, бытового и коммунального назначения;
■ культовые здания и сооружения;
здания и сооружения, которые после ввода их в эксплуатацию будут функционировать в сфере материального производства: в отраслях промышленности, сельском и водном хозяйстве, на транспорте, в области связи, торговли, в системах общественного питания, сбыта и материально-технического снабжения;
■ магистральные сети теплоснабжения, водоснабжения, канализационные коллекторы. К исключительной компетенции Инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации по Нижегородской области относится
выдача разрешений на строительно-монтажные работы по объектам, финансирование которых осуществляется за счет средств (или при долевом участии более 50%) федерального, областного бюджета или с участием иностранных инвестиций.
1.7. Разрешение на выполнение строительно-монтажных работ выдается по каждому отдельному объекту недвижимости или нескольким объектам, входящим в пусковой комплекс, в соответствии с разрешением на строительство объекта.
2. Виды разрешений и их срок действия
2.1. Разрешения на выполнение строительно-монтажных работ подразделяются на два вида:
■ разрешение на выполнение всех строительно-монтажных работ по объекту, за исключением монтажа оборудования, подконтрольного Госгортехнадзору России;
■ разрешение на выполнение отдельных видов строительно-монтажных работ: подготовительные работы, земляные работы по устройству котлованов, работы нулевого цикла, прокладка инженерных коммуникаций.
2.2. Срок действия разрешения устанавливается органом Госархстройнадзора, исходя из периода времени, необходимого для строительства объекта или выполнения отдельных видов работ.
По истечении срока действия разрешения заказчик обязан продлить его в органе Госархстройнадзора, выдавшем разрешение, в недельный срок.
Разрешение подлежит продлению также в случае, если в течение одного года со дня выдачи разрешения выполнение строительно-монтажных работ по объекту не началось.
2.3. При передаче права на строительство объекта другому заказчику (застройщику), изменении организационно-правовой формы предприятия-заказчика или передаче подряда на строительство другой подрядной организации разрешение подлежит перерегистрации в органе Госархстройнадзора, выдавшем разрешение, в трехнедельный срок.
3. Перечень представляемых заказчиком документов к материалов
3.1. Для получения разрешения на выполнение всех строительно-монтажных работ по объекту заказчик представляет в органы Госархстройнадзора следующие документы и материалы:
■ заявление на получение разрешения на выполнение строительно-монтажных работ
по установленной форме (приложение А);
■ разрешение на строительство объекта недвижимости;
■ лицензии на право выполнения строительно-монтажных работ, проектных работ, а также на выполнение функций заказчика;
■ проектную рабочую документацию (согласованную и утвержденную в установленном порядке) в объеме, достаточном для оценки надежности и эксплуатационной безопасности объекта, а также отдельных видов работ, если разрешение оформляется на отдельные виды работ (не требуется представление проектной рабочей документации в случае получения разрешения на выполнение подготовительных работ);
■ стройгенплан, согласованный с органами архитектуры и градостроительства, органами санитарно-эпидемиологического надзора, управления противопожарной охраны, Государственной инспекции безопасности дорожного движения (при необходимости с департаментом транспорта и связи и другими заинтересованными органами);
■ копию государственного акта на право собственности на землю или зарегистрированный в органах юстиции иной документ, удостоверяющий право пользования землей;
■ приказы заказчика, подрядчика и проектировщика о назначении на строительство объекта ответственного производителя работ, а также лиц, осуществляющих технический надзор и авторский надзор (если таковой будет осуществляться);
■ документ о закреплении на местности положения здания и границ участка;
■ прошнурованный журнал работ;
■ подписки ответственного производителя работ от генподрядной организации и ответственного за технический надзор от заказчика;
■ заключение государственной вневедомственной экспертизы по проекту; справку о производителях-поставщиках строительных материалов, изделий и конструкций.
3.2. При возобновлении работ на объекте после перерыва в их выполнении более шести месяцев заказчик дополнительно представляет в орган Госархстройнадзора заключение специализированной организации (имеющей соответствующую лицензию на право технического обследования объектов недвижимости) о техническом состоянии конструкций здания (сооружения).
3.3. Выданное разрешение на выполнение строительно-монтажных работ является основанием для выноса осей здания в натуру.
4. Порядок выдачи разрешений
4.1. Органы Госархстройнадзора в срок не более трех недель рассматривают представленные заказчиком документы и материалы и принимают решение о выдаче или отказе в выдаче разрешения на выполнение строительно-монтажных работ.
4.2. В случае положительного решения орган Госархстройнадзора выдает заказчику соответствующее разрешение по форме (приложение Б) за подписью начальника этого органа, его заместителя или начальника соответствующего территориального отдела, проектную документацию и журнал работ с отметками о выданном разрешении.
4.3. Отказ в выдаче разрешения направляется заказчику в письменной форме с мотивированным объяснением причин принятого решения.
При повторном обращении заказчика органы Госархстройнадзора рассматривают вопрос о выдаче разрешения в срок не более семи рабочих дней с момента представления необходимых документов и материалов.
4.4. Копия выданного органом Госархстройнадзора разрешения на выполнение строительно-монтажных работ должна храниться на стройплощадке и предъявляться по первому требованию должностных лиц государственных надзорных органов.
4.5. Заказчик обязан сообщить в орган Госархстройнадзора в срок не менее чем за неделю о начале выполнения строительно-монтажных работ на объекте.
В процессе строительства заказчик информирует орган Госархстройнадзора об изменении условий, на основании которых производилась выдача разрешения (замена производителя работ, лиц, осуществляющих технический и авторский надзор на объекте, окончание срока действия лицензии, существенные изменения проектных решений и т. д.).
5 Ответственность органов Госархстройнадзора и заказчика
5.1. Действия должностных лиц органов Госархстройнадзора Нижегородской области по вопросам выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ могут быть обжалованы в установленном законодательством порядке в вышестоящий орган Госархстройнадзора России либо в суд.
5.2 Выполнение строительно-монтажных работ на объекте без полученного или не прошедшего в установленные сроки продления и перерегистрации разрешения, равно как и выполнение не указанных в разрешении видов работ, является самовольным и влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации
Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. N 54
"О государственном строительном надзоре в Российской Федерации"
С изменениями и дополнениями от:
16 февраля 2008 г., 10 марта 2009 г., 4 февраля, 25 апреля 2011 г., 3 февраля 2012 г., 5 июня, 20 июля 2013 г., 29 апреля 2014 г., 12 ноября 2016 г., 25 октября 2017 г., 13, 28 февраля 2018 г., 16 февраля 2019 г.
2. Государственный строительный надзор осуществляется:
а) при строительстве объектов капитального строительства, если проектная документация на их строительство подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации либо является модифицированной проектной документацией;
б) при реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
3. Задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком (далее - подрядчик), нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации.
4. Предметом государственного строительного надзора является проверка:
а) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
б) наличия разрешения на строительство;
4.1. В случае отсутствия технических регламентов предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов и результатов таких работ строительным нормам и правилам, федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, требованиям пожарной безопасности, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия и требованиям к сохранению объектов культурного наследия, нормам и правилам инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, требованиям промышленной безопасности, требованиям надежности и безопасности в электроэнергетике, нормам и правилам безопасности гидротехнических сооружений, иным правилам безопасности и государственным стандартам, а также требованиям других нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства (далее - нормы и правила).
5. Государственный строительный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора (далее - органы государственного строительного надзора).
Если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, то органом государственного строительного надзора в рамках государственного строительного надзора осуществляется федеральный государственный пожарный надзор, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный контроль (надзор) за соответствием объекта капитального строительства требованиям в отношении его энергетической эффективности и требованиям в отношении его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, государственный экологический надзор.
6. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного строительного надзора, осуществляют такой надзор при строительстве, реконструкции объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением объектов федеральных ядерных организаций.
Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" осуществляет федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов федеральных ядерных организаций.
7. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление регионального государственного строительного надзора (далее - органы регионального государственного строительного надзора), осуществляют такой надзор за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в пункте 6 настоящего Положения, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
При организации регионального государственного строительного надзора применяется риск-ориентированный подход.
8. Государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - заключение о соответствии).
Все документы, составленные либо полученные при осуществлении государственного строительного надзора, подлежат включению в дело, формируемое органом государственного строительного надзора. Порядок формирования и ведения таких дел, в том числе определение требований, предъявляемых к включаемым в такие дела документам, устанавливается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Информация об изменениях:
Положение дополнено пунктом 8.1 с 1 января 2018 г. - Постановление
8.1. В целях применения риск-ориентированного подхода при организации регионального государственного строительного надзора строящиеся, реконструируемые объекты капитального строительства подлежат отнесению к определенным категориям риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Присвоение категории риска строящемуся, реконструируемому объекту капитального строительства осуществляется органом регионального государственного строительного надзора после поступления извещения о начале работ на таком объекте в соответствии с критериями отнесения строящихся, реконструируемых объектов капитального строительства к категориям риска при осуществлении регионального государственного строительного надзора согласно приложению с учетом сведений проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы проектной документации, на основании соответствующего приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа регионального государственного строительного надзора и отражается в программе проверок.
Информация об изменениях:
Положение дополнено пунктом 8.2 с 1 января 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 25 октября 2017 г. N 1294
8.2. Орган регионального государственного строительного надзора ведет реестр объектов капитального строительства, в отношении строительства, реконструкции которых осуществляется региональный государственный строительный надзор, и размещает информацию о строящихся, реконструируемых объектах капитального строительства и присвоенных им категориях риска в информационных системах регионального государственного строительного надзора и (или) на официальном сайте органа регионального государственного строительного надзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". На официальном сайте органа регионального государственного строительного надзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещается следующая информация:
а) наименование, адрес и этап строительства, реконструкции строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства;
б) реквизиты (дата и номер) разрешения на строительство;
в) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя - застройщика;
9. Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок. Формы документов, необходимых для осуществления государственного строительного надзора, устанавливаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору по согласованию с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2012 г. N 80 в пункт 10 настоящего Положения внесены изменения
10. Проверке соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства и результатов таких работ требованиям технических регламентов, нормам и правилам, а также требованиям иных нормативных правовых актов и проектной документации подлежит соблюдение:
а) при строительстве - требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования;
б) при реконструкции - требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для реконструкции в случае изменения параметров объекта капитального строительства, его частей, а также замены и (или) восстановления несущих строительных конструкций объекта капитального строительства (за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов), а также требований к выполнению работ по изменению параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов;
11. Проверки проводятся должностным лицом (должностными лицами) органа государственного строительного надзора, уполномоченным на основании соответствующего распоряжения (приказа) органа государственного строительного надзора и от его имени осуществлять такой надзор (далее - должностное лицо органа государственного строительного надзора) в соответствии с программой проверок, а также в случае получения извещений, указанных в части 6 статьи 52 и части 3 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обращений физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
12. Программа проверок разрабатывается должностным лицом органа государственного строительного надзора с учетом конструктивных и иных особенностей объекта капитального строительства и выполнения работ по его строительству, реконструкции, условий последующей эксплуатации, а также других факторов, подлежащих учету в соответствии с требованиями технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Информация об изменениях:
Положение дополнено пунктом 12.1 с 1 января 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 25 октября 2017 г. N 1294
12.1. При осуществлении регионального государственного строительного надзора программа проверок составляется с учетом следующего количества проверок за период строительства, реконструкции объекта капитального строительства для соответствующей категории риска строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства:
Информация об изменениях:
Положение дополнено пунктом 12.2 с 1 января 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 25 октября 2017 г. N 1294
12.2. В случае выдачи разрешения на строительство 2 и более объектов капитального строительства, относящихся к разным категориям риска, категории риска определяются отдельно в отношении каждого объекта капитального строительства.
Информация об изменениях:
Положение дополнено пунктом 12.3 с 1 января 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 25 октября 2017 г. N 1294
12.3. Количество проверок за период строительства, реконструкции объекта капитального строительства, указанное в пункте 12.1 настоящего Положения, может быть увеличено не более чем на 2 проверки в случаях:
а) строительства, реконструкции объекта капитального строительства в условиях стесненной городской застройки (в соответствии с проектной документацией);
б) строительства, реконструкции объекта капитального строительства в сложных инженерно-геологических условиях (в соответствии с проектной документацией);
в) строительства, реконструкции объекта капитального строительства, общая площадь которого превышает 20000 кв. метров.
Информация об изменениях:
Положение дополнено пунктом 12.4 с 1 января 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 25 октября 2017 г. N 1294
12.4. Количество проверок за период строительства, реконструкции объекта капитального строительства, указанное в пункте 12.1 настоящего Положения, может быть увеличено соответственно в отношении объекта капитального строительства, которому присвоена категория высокого риска, - до 24 проверок, в отношении объекта капитального строительства, которому присвоена категория значительного риска, - до 20 проверок, в отношении объекта капитального строительства, которому присвоена категория умеренного риска, - до 14 проверок в случаях:
а) привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, в течение одного календарного года 3 и более раза к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные , 8.1 и 9.4 , частями 1 - 3 статьи 9.5 , статьей 9.5.1 , частью 3 статьи 9.16 , частью 1 статьи 19.4 , частями 6 и 15 статьи 19.5 , 19.7 и 19.33 и частями 1 , , , 6.1 и 9 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях;
б) нарушения сроков строительства, реконструкции объекта капитального строительства, предусмотренных проектом организации строительства в проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы, более чем на 6 месяцев или его консервации, приостановления строительства.
Информация об изменениях:
Положение дополнено пунктом 12.5 с 1 января 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 25 октября 2017 г. N 1294
12.5. Решение об увеличении количества проверок в случаях, предусмотренных пунктами 12.3 и 12.4 настоящего Положения, оформляется приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) органа регионального государственного строительного надзора.
13. Для определения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной и рабочей документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, должностным лицом органа государственного строительного надзора проверяется:
б) соблюдение порядка проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ (далее - общие и (или) специальные журналы), исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения. Состав и порядок ведения исполнительной документации, а также форма и порядок ведения общего и (или) специальных журналов устанавливаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору;
в) устранение выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора нарушений соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (далее - нарушения), а также соблюдение запрета приступать к продолжению работ до составления актов об устранении таких нарушений;
г) соблюдение иных требований при выполнении работ, установленных техническими регламентами (нормами и правилами), иными нормативными правовыми актами, проектной документацией, в том числе требований в отношении энергетической эффективности и требований в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Осуществление проверки может быть сопряжено с проведением (назначением) органом государственного строительного надзора экспертизы, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов.
14. При выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.
Иные результаты проверки заносятся должностным лицом органа государственного строительного надзора в общий и (или) специальный журналы.
15. Акт, составленный по результатам проверки, и выданное на основании его предписание составляются в 2 экземплярах. К акту о проведенной проверке прилагаются составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы (при их наличии). Первые экземпляры акта и предписания, а также копии указанных документов передаются заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения). Вторые экземпляры акта и предписания, а также составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы остаются в деле органа государственного строительного надзора.
16. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2012 г. N 80 в пункт 17 настоящего Положения внесены изменения
17. Орган государственного строительного надзора выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.
В целях получения заключения о соответствии в отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществлялись в период с 30 декабря 2004 г. по 1 января 2007 г., но разрешения на ввод в эксплуатацию которых не получено, заявитель вправе представить органу государственного строительного надзора документы, подтверждающие соответствие результатов строительства и строительных материалов требованиям законодательства, исполнение которых подлежало проверке при осуществлении государственного контроля (надзора) в случае, если проведение такого контроля (надзора) было предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В этом случае подготовка заключения о соответствии или уведомления об отказе в выдаче такого заключения осуществляется органом государственного строительного надзора с учетом указанных документов, а сами документы прилагаются к заключению о соответствии или отказу в выдаче заключения о соответствии.
Органы государственного строительного надзора по запросу федеральных органов исполнительной власти безвозмездно предоставляют им информацию о выданных заключениях о соответствии построенных, реконструированных объектов капитального строительства, содержащую сведения о лице, которому выдано заключение, дате утверждения заключения, наименовании и адресе (почтовом или строительном) объекта капитального строительства, в отношении которого осуществлялся государственный строительный надзор, или об отказе в выдаче заключения о соответствии.
18. Орган государственного строительного надзора отказывает в выдаче заключения о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства были допущены нарушения соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и такие нарушения не были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.
19. Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче такого заключения выдается органом государственного строительного надзора застройщику или заказчику в течение 10 рабочих дней с даты обращения застройщика или заказчика в орган государственного строительного надзора за выдачей заключения. Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии должно содержать обоснование причин такого отказа со ссылками на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию.
20. Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче такого заключения составляется в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается должностным лицом органа государственного строительного надзора, осуществлявшим проверку (итоговую), и утверждается распоряжением (приказом) органа государственного строительного надзора.
Первый экземпляр заключения о соответствии или решения об отказе в выдаче такого заключения передается застройщику или заказчику, второй экземпляр заключения о соответствии или решения об отказе в выдаче такого заключения остается в деле органа государственного строительного надзора.
21. Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии может быть оспорено застройщиком или заказчиком в судебном порядке.
Информация об изменениях:
Положение дополнено пунктом 21.1 с 10 марта 2018 г. - Постановление
21.1. Заключение о соответствии отзывается выдавшим его органом государственного строительного надзора на основании вступившего в законную силу решения суда.
22. Государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений осуществляется в комплексе с проверками и инспекциями, предусмотренными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере обеспечения безопасности указанных объектов.
23. Сведения, полученные в ходе осуществления государственного строительного надзора, подлежат обобщению и включению в создаваемые органами государственного строительного надзора информационные системы государственного строительного надзора.
24. Должностные лица органов государственного строительного надзора при проведении проверок осуществляют следующие полномочия:
а) беспрепятственно посещают объекты капитального строительства во время исполнения служебных обязанностей;
б) требуют от заказчика, застройщика или подрядчика представления результатов выполненных работ, исполнительной документации, общего и (или) специального журналов, актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, образцов (проб) применяемых строительных материалов;
в) требуют от заказчика, застройщика или подрядчика проведения обследований, испытаний, экспертиз выполненных работ и применяемых строительных материалов, если оно требуется при проведении строительного контроля, но не было осуществлено;
г) составляют по результатам проведенных проверок акты, на основании которых дают предписания об устранении выявленных нарушений;
д) вносят записи о результатах проведенных проверок в общий и (или) специальный журналы;
е) составляют протоколы об административных правонарушениях и (или) рассматривают дела об административных правонарушениях, применяют меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
ж) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
25. Органы государственного строительного надзора и их должностные лица в случае ненадлежащего осуществления государственного строительного надзора несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Положение дополнено приложением с 1 января 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 25 октября 2017 г. N 1294
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Положению об осуществлении
государственного строительного надзора
в Российской Федерации
Критерии
отнесения строящихся, реконструируемых объектов капитального строительства к категориям риска при осуществлении регионального государственного строительного надзора
При отнесении строящихся, реконструируемых объектов капитального строительства к определенной категории риска используются признаки зданий и сооружений, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", а также функциональное назначение объектов капитального строительства согласно национальным стандартам и сводам правил.
В соответствии с критерием тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства такие объекты относятся к следующим категориям риска:
высокий риск - общественные здания и сооружения, многоквартирные жилые дома, путепроводы, тоннели, мосты и эстакады, а также объекты капитального строительства с пролетом от 20 до 100 метров;
значительный риск - производственные здания;
умеренный риск - объекты капитального строительства, не указанные в абзацах третьем и четвертом настоящего документа.
Ростехнадзору и Минобороны России предоставлено право осуществлять государственный строительный надзор в РФ в сфере объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, линий связи и объектов военной инфраструктуры. Государственный строительный надзор за иными объектами осуществляется в соответствии со ст. 54 Градостроительного кодекса органами исполнительной власти субъектов РФ.
Задачей федеральных органов является предупреждение, а также выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, подрядчиком нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации. Надзор осуществляется путем проведения проверок. По результатам проверки составляется акт, на основе которого выдается предписание. После завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка (итоговая), по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.
Приводятся критерии отнесения объектов капитального строительства к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам.
До внесения изменений в КоАП РФ высшие должностные лица Ростехнадзора и его территориальных органов осуществляют полномочия руководителей инспекций государственного архитектурно-строительного надзора.
Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации"
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования
Решением Верховного Суда РФ от 10 апреля 2008 г. N ГКПИ08-547, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 8 июля 2008 г. N КАС08-309, подпункт "а" пункта 2 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного настоящим постановлением, признан недействующим в части, предусматривающей осуществление государственного строительного надзора в отношении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, являющихся отдельно стоящими жилыми домами с количеством этажей не более чем три, предназначенными для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства), проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса РФ
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2019 г. N 152
Постановление Правительства РФ от 28 февраля 2018 г. N 205
Постановление Правительства РФ от 25 октября 2017 г. N 1294
Действие названных изменений не распространяется на осуществление регионального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, извещение о начале строительства, реконструкции которых получено органом регионального государственного строительного надзора до даты вступления в силу названного постановления
Постановление Правительства РФ от 10 марта 2009 г. N 204
Изменения вступают в силу официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87
Изменения вступают в силу по истечении 2 месяцев со дня официального опубликования названного постановления
Выполняемые строительными компаниями работы должны соответствовать требованиям технических регламентов и проектной документации. При проведении государственного строительного надзора выявляются и пресекаются допускаемые застройщиком нарушения. О том, как проводятся проверки, - в нашей статье.Какие объекты подлежат проверке
Государственный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе либо является типовой проектной документацией или ее модификацией (подп. 1 п. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ).
Государственная экспертиза проектной документации, согласно статье 49 Градостроительного кодекса РФ, не проводится, в частности:
- для жилых домов, высотой менее трех этажей (индивидуальных или блочных);
- для отдельно стоящих зданий высотой не более двух этажей и площадью не более 1500 квадратных метров, не предназначенных для жилья и производственной деятельности (за исключением особо опасных, технически сложных или уникальных объектов);
- для объектов, не требующих получения разрешения на строительство.
Следовательно, на указанных объектах (при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте) государственный строительный надзор не проводится.
В то же время следует отметить, что не контролируется строительство индивидуальных жилых домов, высота которых не превышает трех этажей, только в том случае если они возводятся не по типовой проектной документации или ее модификации. Такое уточнение в подпункт «а» пункта 2 Положения, утвержденного постановлением № 54, внесено определением Верховного суда РФ от 8 июля 2008 г. № КАС08-309.
Контролирующие органы
В зависимости от статуса проверяемого объекта государственный строительный надзор осуществляется либо уполномоченными федеральными органами (Росатомом, Минобороны России), либо региональными органами исполнительной власти.
Так, федеральные органы проверяют ведение строительных работ на атомных объектах, линиях связи, объектах, сведения о которых составляют государственную тайну, опасных и особо опасных, а также технически сложных и уникальных объектах, на объектах военной инфраструктуры Вооруженных сил РФ и т. д. (п. 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 54). Все другие объекты контролируют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ.
Порядок проведения проверок
Для всех уполномоченных органов (как федеральных, так и региональных) приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. № 1129 утвержден единый порядок проведения проверок. Расскажем о нем подробнее. Контроль ведется с даты получения органом государственного строительного надзора извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного (реконструированного, отремонтированного) объекта капитального строительства установленным требованиям.
Осуществление государственного строительного надзора за построенными и сданными в эксплуатацию объектами законодательством не предусмотрено (см. постановление ФАС Дальневосточного округа от 28 апреля 2008 г. № Ф03-А51/08-2/1216).
Форма контроля - проверки. Они проводятся должностными лицами органа госстройнадзора на основании соответствующего распоряжения (приказа).
Все документы, составленные либо полученные при осуществлении государственного строительного надзора, подлежат включению в дело, формируемое уполномоченным органом.
КОГДА ЖДАТЬ ПРОВЕРЯЮЩИХ
Проверки осуществляются в соответствии с программой проверок, а также в следующих случаях:
- при получении извещения от застройщика (заказчика) о сроках завершения работ, которые подлежат проверке;
- при получении извещений от застройщика (заказчика) о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства;
- при обращениях граждан и юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления и др.
ПРОГРАММА ПРОВЕРКИ
Получив извещение о начале работ, контролирующий орган в течение семи рабочих дней должен разработать программу проведения проверок по данному объекту. В ней указываются следующие сведения:
- наименование работ, подлежащих проверке, определяемых в соответствии с проектом организации строительства;
- предмет и примерная дата проведения каждой проверки;
- ориентировочные затраты времени на проведение каждой проверки;
- иные сведения, необходимые для проведения проверок.
Программа составляется в двух экземплярах: первый остается в деле органа госстройнадзора, второй - направляется (вручается) застройщику или заказчику.
ЧТО ПРОВЕРЯЮТ
Предметом контроля является соответствие выполняемых строительных работ установленным требованиям и проектной документации.
При строительстве проверяют соблюдение требований по подготовке земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования.
При реконструкции - соблюдение требований по подготовке объекта для реконструкции, выполнению работ по усилению или монтажу фундамента и конструкций подземной и надземной частей, изменению параметров объекта капитального строительства, его частей и качества инженерно-технического обеспечения.
При капитальном ремонте - соблюдение требований к выполнению работ по подготовке объекта для ремонта, ремонтно-восстановительных работ, включая работы по усилению фундамента и замене конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения, инженерных систем и оборудования.
КАК ПРОВЕРЯЮТ
Полномочия проверяющих определены в пункте 24 Положения, утвержденного постановлением № 54.
Основные права - это беспрепятственный доступ к объектам во время исполнения служебных обязанностей и совершение необходимых для проведения проверки действий.
Так, в ходе проверки должностное лицо:
- рассматривает представленные компанией, ведущей строительство, документы, связанные с выполнением работ (включая отдельные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения), а также применением строительных материалов или изделий;
- проводит визуальный осмотр выполненных работ и примененных строительных материалов;
- оформляет результаты проведенной проверки;
- осуществляет действия, направленные на привлечение к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения.
Оформление результатов проверок
Проверки, проводимые в процессе выполнения строительных работ, в случае обнаружения нарушений заканчиваются составлением акта, который является основанием для выдачи организации предписания об их устранении.
В акте указываются: вид нарушения, ссылка на документы (нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию), требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. В порядке, установленном определенном законодательством РФ, работы могут быть приостановлены на указанный срок (п. 6 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ). Акт и предписание выписываются в двух экземплярах. К акту прилагаются составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы (при их наличии). Первые экземпляры акта и предписания, а также копии указанных документов передаются заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто несет ответственность за допущенные нарушения). Вторые экземпляры всех этих документов остаются в деле органа государственного строительного надзора.
В отсутствие нарушений результаты проверки заносятся проверяющим в общий или специальный журнал.
Порядок устранения нарушений
Об устранении нарушений компания обязана известить орган госстройнадзора. Если строительная организация не устранит в установленный срок предписание, она может быть привлечена к административной ответственности.
Пример тому постановление ФАС Московского округа от 12 февраля 2008 г. № КА-А40/139-08. Главгосстройнадзор Московской области вынес в отношении строительной организации предписание о необходимости представления в установленный срок сертификатов соответствия и паспорта на применяемые при выполнении отделочных работ на объекте строительных материалов - дверных блоков, мраморных плит, изделий для облицовки парадной лестницы и др. В установленный срок организация не представила требуемые документы.
По факту неисполнения предписания Главгосстройнадзор Московской области составил протокол и обратился в суд с заявлением о привлечении организации к административной ответственности. Рассматривая заявленное требование, судьи признали доказанным факт невыполнения в установленный срок предписания административного органа, в связи с чем организация была привлечена к административной ответственности в виде взыскания штрафа в размере 50 000 руб. Но есть и примеры судебных решений, в которых арбитры поддерживают организации.
Так, Управлением госстройнадзора департамента градостроительства администрации Приморского края была проведена проверка строительства жилого дома.
По ее результатам составлен акт, которым установлен факт проведения строительных работ по проектной документации, не имеющей положительного заключения государственной экспертизы проекта. Кроме того, на объекте отсутствовал информационный щит. Управлением госстройнадзора было вынесено предписание, которым организации предлагалось устранить допущенные нарушения. По мнению чиновников, предписание не исполнено в установленный срок. Поэтому был составлен протокол по факту совершения правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Материалы проверки и заявление департамента о привлечении организации к административной ответственности были направлены в арбитражный суд.
Однако судьи с чиновниками госстройнадзора не согласились. Дело в том, что в соответствии с частью 3 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации объектов капитального строительства, уже получившей положительное заключение госэкспертизы и применяемой повторно. А проект строящегося дома полностью повторял уже введенный в эксплуатацию аналогичный объект.
Кроме того, организацией принимались меры по устранению нарушений, выявленных в ходе проверки. Так, согласно договору был сделан заказ на изготовление информационного щита установленного образца.
При таких обстоятельствах судьи пришли к выводу о том, что организация принимала все зависящие от нее меры, направленные на выполнение предписаний департамента по результатам проверки.
Итоговые проверки
После завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится итоговая проверка. Она назначается в течение семи рабочих дней после получения от застройщика или заказчика извещения об окончании строительства (реконструкции, капитального ремонта).
При проведении проверки соблюдается общий порядок, но с учетом следующих особенностей:
- визуально осматривается весь объект (в полном объеме);
- проверке подлежат все акты (предписания, извещения) об устранении нарушений (недостатков), выявленных при осуществлении государственного строительного надзора и проведении строительного контроля.
О НАЧАЛЕ СТРОИТЕЛЬСТВА НУЖНО СООБЩИТЬ
Если для планируемых работ предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства должен направить в уполномоченный орган извещение о начале таких работ (п. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ).
Кроме того, обязательно требуется сообщать об изменении сроков окончания работ и о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства.
Приветствую, друзья! Я являюсь сотрудником государственного строительного надзора в своем регионе. Для некоторых читателей это возможно окажется неожиданностью, но об этом я уже как то писал на блоге раньше. И сегодня я хочу вам рассказать что такое государственный строительный надзор.
Государственный строительный надзор (коротко ГСН) — это способ осуществления независимого контроля со стороны государства за процессом строительства, реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе.
ГСН подразделяется на федеральный и региональный. Федеральный в основном это служба Ростехнадзора, а региональный это инспекции ГСН определенного региона, области.
Чем регламентируется
Осуществление надзора установлено в статье 54 Градостроительного кодекса РФ. В данной статье указан в каких случаях проводится надзор, предмет надзора, кто уполномочен проводить и порядок осуществления.
А уже в постановлении №54 Правительства РФ от 01 февраля 2006 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» расписан более подробно сам порядок осуществления надзора.
Также есть РД 11-04-2006, который регулирует порядок проведения проверок при осуществлении ГСН и выдаче заключения о соответствии.
И не забываем про административные регламенты. У каждого комитета ГСН разработан регламент о порядке осуществления надзора. Вот например наш. .
Предмет ГСН
Что непосредственно проверяют службы ГСН установлено в ч. 2 ст. 54 ГрК РФ:
В каких случаях осуществляется надзор
Государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства проектная документация которых подлежит экспертизе согласно ст. 49 ГрК РФ.
То есть если ваш проект подлежит обязательной экспертизе, то соответственно при строительстве, либо реконструкции ваш объект подлежит надзору.
Извещение о начале строительства
Если вы уже убедились, что при строительстве вашего объекта необходимо осуществление государственного строительного надзора, то вам согласно ч. 5 ст. 52 ГрК РФ необходимо за семь дней до начала работ подать в инспекцию ГСН извещение о начале строительства.
После подачи извещения его регистрируют и заводят дело на объект. Ему присваивают номер и назначают ответственных лиц, которые непосредственно будут выезжать на объект.
Данные ответственные лица в течении 7 рабочих дней составляют программу проверок, утверждают ее и выдают застройщику, либо техническому заказчику. А заказчик в свою очередь должен передать ее лицу, осуществляющему строительство. Лучше под роспись.
Извещение о завершении работ, подлежащих проверке
Следующий шаг это вовремя представлять в службу ГСН извещение о завершении работ, подлежащих проверке. Какие работы подлежат проверке указано в программе проверок, который вам выдали ранее.
Данное извещение подает лицо, осуществляющее строительство, предварительно получив согласование застройщика, либо технического заказчика.
Конечно, данный документ необходимо подавать в случаях когда сроки завершения работ, подлежащих проверке не совпадают с датами указанными в программе проверок. Но скажу вам прямо, данные сроки практически никогда не совпадают. А отсутствие извещения это повод для штрафов по ст. 9.5 КоАП РФ.
Извещение об окончании строительства
После поступления данного документа специалисты ГСН (раньше было ГАСН) в течении 7 рабочих дней проводят итоговую выездную проверку. По результатам которой выдают акт итоговой проверки либо без замечаний, либо с замечаниями. В первом случае вы можете подавать заявление на выдачу заключения о соответствии, а во втором случае получаете предписание об устранении нарушений с установленными сроками для устранения.
Извещение об устранении нарушений
В случае если вам выдали предписание, а вы его устранили, то необходимо об этом известить путем подачи в управление ГСН документа установленного образца. Он подается для того, чтобы специалисты ГСН провели проверку устранения. Хотя они могут ее провести и без поступления извещения. Но все же его необходимо подавать так как отсутствие данного документа это повод для выдачи отказа в выдаче заключения о соответствии.
Извещение о возникновении аварийной ситуации
Такие ситуации на стройке не редкость и если они у вас возникли, то об этом также необходимо известить государственный строительный надзор.
Заключение о соответствии
Но если у вас все построено, вы получили акт итоговой проверки без замечаний, то самое время подать заявление на выдачу заключения о соответствии построенного объекта.
Его вам выдадут в течении 10 рабочих дней со дня подачи заявления. На практике гораздо быстрее.
Что это за документ такой и как его получить написано в статье « ».
Как проводятся проверки
С момента поступления извещений, либо истечения сроков исполнения предписания сотрудник ГСН готовит приказ о проверке. После этот приказ регистрируется на портале «Единый реестр проверок», который курирует прокуратура.
Также направляется уведомление о дате, времени и месте проверки в орган СРО, в котором состоит лицо, подлежащее проверке.
При определенных случаях процедура может немного отличаться.
В назначенную дату и время на объект приходят ответственные специалисты для проверки выполненных работ. Про предмет проверки я писал выше.
Сроки проведения проверки указываются в приказе и они должны соответствовать срокам указанным в программе проверок.
По результатам проверки составляется акт проверки, который вручается проверяемому лицу. В зависимости от наличия нарушений выдается предписание и назначаются штрафы.
Следует отметить, что проверку можно провести только в присутствии уполномоченного представителя проверяемого лица. В определенных случаях можно и в его отсутствии, но таких случаев очень мало.
Адреса региональных инспекций, департаментов государственного строительного надзора РФ
P.p.s. Друзья, хочу Вам также порекомендовать "Генератор исполнительной документации - Генератор-ИД" от сайта ispolnitelnaya.com . Программа настолько простая и действенная, что сэкономит кучу времени. Всем советую ознакомиться!!!