Контрольно надзорные органы. Контрольно-надзорные органы РФ: список, права, полномочия и особенности Права уполномоченных служащих
Осуществление государственного контроля, надзора муниципального или регионального предприятия направлено на выявление, предупреждение и пресечение нарушений установленных обязательных требований в сфере безопасности и качества, а также в области стандартизации изделий, работ, услуг. Нормативными актами определен порядок его проведения, а также круг субъектов, в чьи полномочия он входит. Рассмотрим далее, что собой представляет государственный надзор и контроль за соблюдением обязательных требований.
Общие сведения
Федеральный государственный контроль и надзор выполняется:
- У предпринимателей, юрлиц, разрабатывающих, изготавливающих, реализующих, эксплуатирующих, утилизирующих, хранящих и транспортирующих продукцию, предоставляющих услуги и производящих работы.
- В испытательных центрах (лабораториях).
- В ведущих деятельность по подтверждению соответствия.
Специфика
Идентичны по своему содержанию. Разница состоит в полномочиях лиц, их выполняющих. Надзор, в частности, распространяется на объекты, которые не находятся в ведомственном подчинении проверяющих структур. К примеру, служащие Госстандарта вправе посетить любое предприятие, функционирующее в сфере обслуживания или промышленности. Аналогичное правило действует и в отношении иных органов, обладающих правом административного надзора в конкретной области. Среди них, в частности, различные комитеты, службы, инспекции, действующие в сфере противопожарной безопасности, экологии, лекарственных веществ, охраны труда, горного дела, санитарно-эпидемиологического благополучия, морских, воздушных и речных судов, ветеринарии, строительства, торговли и так далее.
Цели
В настоящее время государственный надзор и приобретают социально-экономическую направленность. Это обуславливается тем, что основные его задачи связаны с проверкой строгого выполнения всеми экономическими субъектами установленных и обязательных для всех правил и норм, с помощью которых обеспечиваются интересы потребителей, защита имущества и здоровья населения, а также окружающей среды. В качестве ключевого направления следует назвать выявление, пресечение и предотвращение нарушений требований госстандартов и сертификации.
Нормативная база
Осуществление государственного контроля и надзора регламентируется в настоящее время на основании ФЗ "О техрегулировании", "О защите потребительских прав", "Об обеспечении единства измерений" и рядом других документов. Между тем на общественном обсуждении находится новый нормативный акт, обобщающий все положения и устанавливающий ключевые принципы выполнения проверок. Закон о государственном контроле и надзоре предположительно может вступить в силу 01.01.2017 г.
Структура деятельности
Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в области обеспечения единых измерений, стандартизации и предусматривает проверку выполнения:
- Юрлицами и ИП установленных требований госстандартов к услугам, изделиям и работам.
- Правил по обязательной сертификации.
- Требований при аккредитации структур, выполняющих оценку соответствия производственных процессов, продукции и услуг действующим нормативам по безопасности и качеству.
В структуру работы входят мероприятия по проверке выпуска, состояния и применения измерительных средств, аттестованных методик, эталонов единиц величин, количества товара, отчуждаемого при совершении операций, объема фасованных изделий в упаковках различного типа. контроля и надзора наделяются и иными полномочиями. В частности, они осуществляют утверждение типов, поверку измерительных средств, эталонов в том числе, лицензирование деятельности по их производству и ремонту.
Объекты
Государственный контроль и государственный надзор направлен на:
Государственный контроль и государственный надзор выполняется для проверки выполнения индивидуальными предпринимателями и юрлицами:
- Обязательных требований на этапах разработки, подготовки изделий к производству, их выпуска, реализации, эксплуатации, транспортировки, хранения и утилизации.
- Правил подтверждения соответствия услуг, продукции, работ действующим нормам посредством принятия декларации.
- Порядка обязательной сертификации.
Уполномоченные инстанции
Государственный контроль и государственный надзор выполняется по правилам, установленным Госстандартом с учетом предписаний ФЗ, регламентирующего защиту прав юрлиц и предпринимателей в ходе проведения проверок. Уполномоченными структурами выступают:
Компетентные должностные лица
Служащими, уполномоченными выполнять госконтроль и надзор от лица органов сертификации, метрологии и стандартизации, выступают:
- Председатель Госстандарта. Он является главным госинспектором РФ по надзору за нормами и обеспечению единых измерений.
- Зампредседателя Госстандарта, руководитель подразделения. В их обязанности входит решение вопросов, связанных с организацией и выполнением контроля и надзора.
- Руководители центров сертификации, метрологии, стандартизации. Они являются главными госинспекторами регионов и их заместителями. Назначение их на должности и освобождение от них осуществляется председателем Госстандарта.
- Работники структурного подразделения - госинспекторы.
- Сотрудники отделов центров сертификации, метрологии, стандартизации.
Надзор за соблюдением норм и сертифицированной продукцией выполняют госинспектор либо комиссия, которую он возглавляет. Проверку выполнения правил сертификации производит группа, состав которой определяется председателем Госстандарта.
Дополнительные структуры
Госстандарт осуществляет координацию деятельности исполнительных институтов, в полномочия которых входи надзор за безопасностью и качеством услуг, изделий и работ. К таким структурам, в частности, относят:
- Госинспекцию по торговле, защите потребительских прав.
- Госкомитет по охране природы.
- Государственная санэпидемслужба. Она производит проверку выполнения нормативных предписаний при разработке, выпуске и эксплуатации всех типов продукции, импортируемой в том числе.
Общий порядок
Госконтроль и надзор осуществляется, согласно планам, которые утверждаются главными госинспекторами РФ и регионов. Деятельность ведется путем проведения выборочных проверок. Не чаще 1 р./год выполняются плановые мероприятия по госконтролю и надзору в отношении одного предпринимателя либо юрлица. Внеплановая работа производится в случаях:
Права уполномоченных служащих
Госинспекторы могут:
- Иметь доступ в производственные и служебные помещения предприятия или ИП с соблюдением порядка, установленного в нормативных актах.
- Получать от субъектов документацию, необходимую для выполнения проверочных мероприятий.
- Применять технические средства либо привлекать компетентных специалистов ИП или организации при осуществлении своих обязанностей.
- Проводить отбор проб/образцов услуг, изделий, работ, в соответствии с нормативной документацией, для проверки их соответствия.
- Получать экземпляры документации, необходимой для госнадзора и контроля, оформления полученных результатов.
Руководитель либо другое организации или ИП обеспечивает госинспекторам надлежащие условия для исполнения ими своих прямых обязанностей, согласно действующим нормативным предписаниям.
Обсуждались актуальные вопросы в сфере регулирования рынка труда, в частности, возможность введения четырёхдневной рабочей недели, а также участие бизнес-сообщества в процессе реформирования системы государственного контроля и надзора.16 августа 2019 , Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в правовом регулировании деятельности антимонопольных органов Распоряжение от 15 августа 2019 года №1816-р. Законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не должно приостанавливаться, если другое не предусмотрено судебным актом. Кроме того, в целях обеспечения дополнительных гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении внеплановой проверки предлагается ввести обязанность антимонопольного органа уведомлять орган прокуратуры о начале проведения внеплановой проверки на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства о запрете заключения антиконкурентных соглашений. Предлагаемые изменения будут способствовать минимизации негативного влияния антиконкурентных решений органов власти на товарные рынки, повышению законности при проведении проверок антимонопольным органом.
6 августа 2019 , Система государственного контроля и надзора Утверждён состав подгруппы по вопросам материально-правового обеспечения реализации механизма «регуляторной гильотины» при рабочей группе по подготовке предложений по совершенствованию системы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
6 августа 2019 , Система государственного контроля и надзора Утверждён состав подгруппы по вопросам процессуально-правового обеспечения реализации механизма «регуляторной гильотины» при рабочей группе по подготовке предложений по совершенствованию системы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
21 марта 2019 , Система государственного контроля и надзора Об изменениях в применении риск-ориентированного подхода при отдельных видах государственного контроля Постановление от 21 марта 2019 года №289. В связи с изменениями в законодательстве в сфере контрольно-надзорной деятельности утверждены списки видов федерального государственного контроля, в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, и видов регионального государственного контроля, при организации которых риск-ориентированный подход применяется в обязательном порядке. Цель принятых решений – совершенствование деятельности контрольно-надзорных органов, применение методов оценки рисков в целях снижения общей административной нагрузки на субъектов предпринимательской деятельности, в том числе на региональном уровне.
29 января 2019 , Система государственного контроля и надзора О действиях по снижению административных издержек субъектов предпринимательской деятельности при проведении проверок Распоряжение от 19 января 2019 года №35-р. Список информации, которую контрольно-надзорные органы могут получать при организации и проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без запроса такой информации у проверяемых лиц, дополнен ещё 48 позициями. Это сведения, находящиеся в распоряжении 26 федеральных органов исполнительной власти. Принятое решение позволит снизить административные издержки субъектов предпринимательской деятельности, так как им не придётся предоставлять документы и информацию, уже имеющиеся в распоряжении госорганов.
25 декабря 2018 , Система государственного контроля и надзора Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон об отмене плановых проверок при федеральном государственном контроле в области регулируемых государством цен Федеральный закон от 25 декабря 2018 года №480-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 16 июня 2018 года №1196-р. В соответствии с федеральным законом, в случаях, установленных федеральными законами или положением о виде федерального государственного контроля, отдельные виды государственного надзора могут осуществляться без проведения плановых проверок. Устанавливаются особенности организации и проведения в 2019–2020 годах плановых проверок при государственном и муниципальном контроле в отношении субъектов малого предпринимательства.
1Государственный контроль – это деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за функционированием подконтрольного объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров.
Сущность государственного контроля:
деятельность специально уполномоченных органов и должностных лиц в пределах установленной компетенции;
наблюдение за функционированием подконтрольного объекта, находящегося в состоянии подчиненности по отношению к субъекту контрольной деятельности;
получение полной, достоверной информации о состоянии законности в подконтрольном объекте;
соотнесение деятельности подконтрольного объекта с точки зрения, как законности, так и целесообразности;
принятие мер по предупреждению правонарушений и недопущению вредных последствий;
выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, их нейтрализация и устранение;
применение мер ответственности (дисциплинарной и материально-правовой);
организация наиболее рационального (эффективного) режима функционирования подконтрольного объекта.
1.2 Государственный надзор
Государственный надзор – это функция специальных государственных органов и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и неуклонным соблюдением законов, иных нормативных правовых актов, осуществляемая по подведомственным данным органам вопросам в отношении неподчиненных им юридических и физических лиц.
Виды государственного надзора: административный и прокурорский.
Отличия государственного контроля и административного надзора:
органы государственного контроля обладают большими правомочиями, чем органы, осуществляющие надзор;
объектом контроля выступает, как законность, так и эффективность деятельности; объект надзора– только законность деятельности;
контроль осуществляется в отношении конкретных объектов, а надзор может распространяться, как на определенный (персонифицированный), так и на неопределенный круг объектов;
контроль и надзор имеют разные субъекты осуществления;
контроль и надзор различаются по методам осуществления: если для надзора характерно постоянное наблюдение, реагирование на заявления и жалобы, то арсенал методов государственного контроля гораздо шире.
Прокурорский надзор в сфере государственного управления – это деятельность органов (должностных лиц) прокуратуры РФ по надзору за исполнением федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции и законов Российской Федерации, а также соответствием законам, издаваемых ими правовых актов.
II государственный контроль и надзор в сфере здравоохранения в россии
2.1 Министерство Здравоохранения в рф
Министерство Здравоохранения Российской Федерации – это орган исполнительной власти, который осуществляет работу, реализуя государственную политику в сфере здравоохранения.
Говоря более подробно о компетенции министерства здравоохранения необходимо отметить следующие его функции:
Организация мед. помощи и профилактических работ, реабилитация и организация медицинских экспертиз;
Контроль над внедрением инновационных методов лечения, профилактики и реабилитации;
Организация и контроль над обязательным медицинским страхованием;
Отслеживание деятельности фармацевтической промышленности.
Контроль над обращением медицинских препаратов;
Осуществление контроля над качеством медицинских препаратов;
Организация и контроль санаторно-курортного лечения;
Контроль над санитарно эпидемиологической обстановкой
Проведение различных медицинских экспертиз;
Организация обучения медицинской направленности;