Обжалование решений фас в вышестоящий орган. Обжалование решений антимонопольного органа
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) осуществляет регулярную проверку компаний на предмет соблюдения антимонопольного законодательства. Комиссия ФАС может вынести решение о нарушении антимонопольного законодательства, назначить меру административного взыскания и вынести предписание об устранении всех выявленных нарушений.
Заключение комиссии в письменном виде вручается представителю компании. Однако законом предусмотрено право на обжалование решений комиссии ФАС. Обжалование можно осуществлять в досудебном и судебном порядке.
Чтобы обжаловать решения, действия или бездействие антимонопольного органа и его должностных лиц, жалоба подается в вышестоящий антимонопольный орган. Жалобу необходимо подавать в письменном виде от имени представителя компании за его личной подписью.
В жалобе обязательно указывается наименование антимонопольного органа, в который она подается, либо сведения о вышестоящем должностном лице (фамилия, имя, отчество, должность). Также указываются сведения о предприятии (наименование, юридический адрес, контакты) и его представителе (фамилия, имя, отчество, должность).
Жалоба должна содержать подробное описание сути дела с указанием нарушений, допущенных комиссией ФАС (если нарушения имели место) и ссылками на законодательные акты.
Обязательно приводится список документов, которые к ней прилагаются и которые служат для подтверждения обоснованности требований подателя жалобы. В жалобе можно требовать признание решения комиссии ФАС незаконным, отмены административных взысканий.
Жалоба направляется в вышестоящий антимонопольный орган заказным письмом с уведомлением о вручении, либо подается лично, при этом на втором ее экземпляре должны быть отметка о принятии на рассмотрение. Жалоба рассматривается в тридцатидневный срок с момента получения. Однако это срок может быть продлен на усмотрение руководителя вышестоящего антимонопольного органа в том случае, если для рассмотрения жалобы необходимо проводить дополнительные проверки или запрашивать дополнительную информацию.
Продление срока рассмотрения жалобы не должно превышать 30 дней. О продлении срока рассмотрения жалобы орган ФАС должен сообщить заявителю в письменном виде с обязательным указанием причин, по которым срок рассмотрения продлен.
По результатам рассмотрения жалобы руководитель вышестоящего органа ФАС выносит решение, которое направляется заявителю в письменном виде в течение трех дней. В рассмотрении жалобы может быть отказано в двух случаях: если заявитель одновременно подал судебный иск и судом уже вынесено решение, либо если заявителем уже подавалась ранее жалоба по тому же предмету и основанию.
Помимо досудебного обжалования, представитель предприятия может обратиться в суд. Обжаловать в суде можно не только решение, действия или бездействие органа ФАС, но и ответ на жалобу, поданную в вышестоящий орган ФАС.
Чтобы обжаловать решение, действия или бездействие антимонопольного органа, необходимо подать исковое заявление в арбитражный суд по месту нахождения предприятия. Срок исковой давности при обжаловании решения, действий или бездействия антимонопольного органа составляет три месяца.
Задайте свой вопрос юристу
Если у Вас возникла какая-либо проблема, требующая юридической помощи, Вы можете напрямую обратиться со своим вопросом к юристу или адвокату - для этого нужно заполнить форму и отправить заявку в юридическую службу. Через несколько минут Вы получите ответ от юриста или адвоката. При этом первичная консультация осуществляется бесплатно .Можно не отправлять заявку, а просто позвонить юристам по бесплатным телефонам:
(1
оценок, среднее: 5,00
из 5)
Данная статья направлена на информирование граждан о том, как обжаловать решение ФАС.
Как обжаловать
Законодательство Российской Федерации предоставляет два способа обжалования решения ФАС:
- Досудебный;
- Судебный.
Рассмотрим каждый из способов подробнее.
Досудебный
Досудебное разбирательство предполагает подачу письменной жалобу от определенной организации. Анонимные жалобы не рассматриваются, поэтому необходимо указать личные данные представителя и печать компании. К составленному документу обязательно должно быть приложено документальное подтверждение полномочий представителя компании.
В документе обязательно должно быть указано наименование антимонопольной организации, в которое подается претензия.
Указывается полное наименование организации и данные о её представителе.
Жалоба должна содержать полное описание сути обращения и информацию о совершенном нарушении со стороны Федеральной антимонопольной службы. Важно понимать, что заявление может быть признано безосновательным. ФАС может принять такое решение, если ответы на подобное обращение уже были озвучены более двух раз, а в новой жалобе нет новых доводов, подтверждающих нарушение. В этом случае составитель обращения должен быть уведомлен об отказе в рассмотрении нового заявления.
Обращение должно сопровождаться документальной базой. Список необходимых документов мы рассмотрим в отдельном пункте статьи.
Инфо
Само обращение должно быть составлено в двух экземплярах. Один должен быть подан в ФАС, а второй остается у заявителя, причем на последнем экземпляре должна стоять отметка о принятии документа к рассмотрению.
Сроки рассмотрению подобных обращений обычно составляют не более тридцати дней с момента обращения, но они могут быть увеличены. Для этого руководитель ФАС должен уведомить заявителя об увеличении сроков рассмотрения и пояснить, объяснить причину увеличения.
После рассмотрения жалобы руководитель органа ФАС должен уведомить заявителя о принятом решении. Он обязан это сделать в течение 3-х дней.
В рассмотрении документа может быть отказано. Существует два основания отказа. В первом говорится, что рассмотрение такого обращение не будет проводиться, суд уже принял решение после подачи заявителем искового заявления. Второй причиной отказа является повторная подача претензии по аналогичному нарушению и основанию.
Судебный
В суде можно обжаловать не только решение УФАС, но и другие действия этой организации. Также с помощью обращения в арбитражный суд можно обжаловать ответ на жалобу, которая была направлена в вышестоящий орган ФАС. Срок обжалования решения и составления искового заявления в суд составляет 3 месяца с момента выявления нарушения.
После подачи жалобы в судебные органы все решения, принятые Федеральной антимонопольной службой приостанавливаются до вынесения судебного решения.
Инфо
Заявление должно быть подано в то отделение суда, которое территориально располагается в том же районе, что и отделение УФАС.
Документы
Для подачи искового заявления необходимо собрать необходимые документы:
- Документ, подтверждающий осведомленность других лиц указанных в заявлении о подаче искового заявления;
- Подтверждение уплаты Государственной пошлины;
- Документальной подтверждение обоснованности требований заявителя;
- Копии свидетельства о регистрации ИП;
- Доверенность, подтверждающая полномочия представителя;
- Документальное подтверждение соблюдения досудебного порядка;
- Выписка из реестра о подтверждении у истца статуса ИП.
Заявление
Заявление должно содержать следующую информацию:
- Полная информация об органе, принявшем оспариваемое решение;
- Всю информацию о принятом акте. Дата принятия, название и номер;
- Законы, на основании которых заявитель может оспорить решение.
- Законы, которые были нарушены в отношении истца;
- Требования заявителя об аннулировании правового акта и связанных с ним действий.
Срок
Обратиться в арбитражный суд можно в течение 3 месяцев с того момента, как было обнаружено нарушение. Если срок обращения был превышен по уважительной причине, то при представлении документального подтверждения срок может быть увеличен .
Стоимость обжалования
Перед тем, как составлять обращение необходимо заблаговременно произвести оплату государственной пошлины. Если истцом выступает организация, то в этом случае она составляет 3000 рублей.
Адвокат по уголовным делам. Опыт работы в данном направлении с 2006 года.
За 2015 год антимонопольный орган, по сообщению ФАС России, возбудил 9092 дела, выдал 2362 предупреждения о прекращении действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, и провел 133 внеплановые проверки на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля. В (далее – Обзор), ВС РФ пояснил, можно ли оспорить в суде решения антимонопольного органа. Рассмотрим подробности.
Приказ руководителя антимонопольного органа о проведении проверки соблюдения антимонопольного законодательства
Cудебный пристав-исполнитель на основании определения арбитражного суда возбудил исполнительное производство о принятии обеспечительных мер – наложении ареста на денежные средства и иное имущество хозяйствующего субъекта. Должник с этим не согласился и подал в антимонопольный орган жалобу на действия пристава-исполнителя. Территориальный орган ФАС России рассмотрел указанную жалобу и издал приказ о проведении внеплановой выездной проверки отдела судебных приставов. Последние, по мнению антимонопольщиков, могли нарушить требования закона о запрете на ограничивающие конкуренцию согласованные действия (ст. 16 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ " "; далее – закон о защите конкуренции). Указанная проверка предусматривала проведение осмотра помещений и рабочих компьютеров, истребование и анализ полученной информации, в том числе документов исполнительного производства.
В свою очередь территориальное управление ФССП России обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным приказа руководителя антимонопольного органа о проведении внеплановой выездной проверки, как вынесенного за пределами его полномочий.
Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований. Они исходили из того, что оспариваемый приказ принят антимонопольным органом в пределах предоставленных ему полномочий, в соответствии с действующим законодательством, и не нарушает права и законные интересы управления ( , ). К числу функций антимонопольного органа отнесены полномочия по проведению проверок соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов федерации, органами местного самоуправления, а также государственными внебюджетными фондами и физическими лицами, получению от них необходимых документов и информации, объяснений в письменной или устной форме ().
Не согласившись с принятыми решениям, территориальное управление ФССП России обратилось с жалобой в ВС РФ. Высший судебный орган отметил, что реализация предоставленных ФАС России полномочий по проведению внеплановых проверок ограничена необходимостью соблюдения требований, установленных .
В указанном деле исполнительное производство было возбуждено на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом. Таким образом, необходимость наложения ареста на денежные средства и иное имущество должника, а также сумма, в пределах которой арест должен быть осуществлен, определены судом. По мнению ВС РФ, исполнительное производство в рассматриваемом случае не могло быть проверено на предмет соответствия закону о защите конкуренции, поскольку никак не влияло на конкуренцию и положение хозяйствующих субъектов на рынке иначе, чем это установлено требованиями вступивших в законную силу судебных актов. При этом ФАС России не наделен правом на их пересмотр.
ВС РФ пришел к выводу, что антимонопольный орган при издании приказа о проведении внеплановой выездной проверки вышел за пределы своих полномочий, и признал оспариваемый приказ недействительным.
Данным решением Суд продемонстрировал: приказ руководителя антимонопольного органа о проведении проверки соблюдения антимонопольного законодательства может быть оспорен в арбитражном суде ().
Предупреждение антимонопольного органа о прекращении действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства
Территориальный орган ФАС России вынес в отношении общества предупреждение о прекращении действий (бездействия) по нарушению антимонопольного законодательства, выражающихся в отказе от заключения договора по транспортировке твердых бытовых отходов. В предупреждении указывалось, что общество, которое занимает на товарном рынке доминирующее положение, должно прекратить незаконные действия и заключить соответствующий договор ().
Не согласившись с вынесенным предупреждением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании акта антимонопольного органа недействительным. По мнению общества, осуществляемая им хозяйственная деятельность не подлежит проверке на предмет ее соответствия положениям , поскольку общество не является хозяйствующим субъектом, занимающим на товарном рынке доминирующее положение.
Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что предупреждение антимонопольного органа не является ненормативным правовым актом, который может быть оспорен в порядке . На этом основании Суд прекратил производство по делу ().
Общество обжаловало данное решение. Суд апелляционной инстанции установил, что оспариваемое предупреждение отвечает признакам ненормативного правового акта: оно принято уполномоченным государственным органом в отношении конкретного хозяйствующего субъекта и содержит властное предписание, возлагающее на общество обязанность и оказывающее влияние на его права в сфере предпринимательской деятельности (). Следовательно, предупреждение антимонопольного органа может быть предметом самостоятельного обжалования в арбитражном суде.
Вместе с тем, Суд отметил: судебный контроль при обжаловании предупреждения как при проверке его соответствия закону, так и при оценке нарушения им прав и законных интересов должен быть ограничен особенностями вынесения такого акта, целями, достигаемыми этим актом, соразмерностью предписанных мер и их исполнимостью. Предупреждение выносится при обнаружении лишь признаков правонарушения, а не его факта. Поэтому судебной проверке подлежит факт наличия указанных признаков в поступивших в антимонопольный орган информации и документах, которые явились основаниями для вынесения предупреждения (). Такими признаками в рассматриваемом деле являются признание общества занимающим доминирующее положение на товарном рынке и факт отказа общества заключать договор по транспортировке твердых бытовых отходов.
В рамках рассматриваемого дела антимонопольный орган не смог доказать, что общество занимает на рынке доминирующее положение. Исходя из этого, апелляционный суд признал вынесенное в отношении общества предупреждение недействительным.
Таким образом, предупреждение антимонопольного органа о прекращении действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, может быть оспорено в арбитражном суде ().
В 2015 году результаты 34 проверок, проведенных ФАС России, были признаны недействительными по решениям суда. Теперь, когда ВС РФ на примере сложившейся судебной практики пояснил, что приказ и предупреждение руководителя антимонопольного органа можно оспорить в суде, хозяйствующие субъекты смогут еще эффективнее защищать свои права. А значит, незаконных предупреждений и приказов станет меньше.