Анализ 223 фз и 44. Обеспечение исполнения обязательств по контракту
Место размещения извещения Извещение размещается в ЕИС и на выбранной (из указанного выше перечня) электронной торговой площадке. Извещение размещается в ЕИС и на любой электронной торговой площадке. Внесение изменений в извещение и отмена закупки Изменения в установленные законом сроки, можно вносить в любые извещения, за исключением извещений о проведении запроса предложений и закупки у единственного поставщика. Отменять закупки также можно в установленные законом сроки за исключением указанных выше двух случаев. Сроки внесения изменений закон регламентирует только для аукционов и конкурсов. В остальных случаях они определяются Положение и закупках. Сроки отмены закупок также определяются каждым заказчиком индивидуально и прописываются в Положении.
223-фз и 44-фз: основные отличия
В нем будут описаны требования к участникам и способы определения поставщика. Положение о закупке каждого конкретного заказчика - первое, с чем нужно ознакомиться при участии в торгах по 223-ФЗ.
Кто заказчик? 44-ФЗ Федеральные и муниципальные бюджетные учреждения 223-ФЗ
- государственные компании с долей участия государства выше 50%, их «дочки» и «внучки»,
- субъекты естественных монополий (нефтегазовые компании, РЖД и т д.),
- организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение),
- бюджетные учреждения, если проводят закупки за счет грантов, средств субподряда, собственных средств.
Кто поставщик? 44-ФЗ и 223-ФЗ Любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели.
Чем отличается 44‑фз от 223‑фз?
В России есть два федеральных закона, регулирующих отношения в сфере государственных закупок: 44-ФЗ и 223-ФЗ. В чём-то они схожи, но во многом отличаются. По ним работает каждый, кто так или иначе имеет дело с поставкой товаров, оказанием услуг, проведением каких-либо работ для нужд государства или муниципалитета.
Что общего у 44-го и 223-го Федеральных законов Оба закона призваны регулировать деятельность организаций и учреждений в сфере государственных закупок. Они дают понимание того, что относится к закупкам для государственных и муниципальных нужд, кто является участником взаимоотношений, какие у них права и обязанности.
- В обоих случаях подрядчиками могут выступать любые физические или юридические лица, включая индивидуальных предпринимателей.
Сравниваем 44-фз и 223-фз - таблица для чайников
Размер обеспечения составляет от 5 до 30 % от начальной максимальной цены контракта. Для представителей малого бизнеса - не больше 2%. Для электронных аукционов до 3 млн - 1%.
Способ обеспечения выбирает сам поставщик:
- внести денежные средства на счет заказчика,
- предоставить банковскую гарантию.
Банковская гарантия должна быть выдана уполномоченным на это банком и внесена им в реестр банковских гарантий на сайте zakupki.gov.ru. 223-ФЗ Остается на усмотрение заказчиков. Требование прописывают в документации, если оно есть.
Например, для одной из «дочек» РЖД при закупке транспорта на 1 320 000 рублей обеспечение не требуется, потому что это прописано в конкурсной документации.
Таблица отличий 223-фз от 44-фз
Важно
- организации инвалидов,
- поставщики «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия),
Годовой объем закупок по 223-ФЗ у субъектов СМП - не меньше 18% совокупного годового объема договоров. Способы закупок 44-ФЗ Есть 10 способов конкурентного отбора победителя.
Чем отличается 44-фз от 223-фз?
Федеральные законы 44 и 223 регулируют действия заказчиков и исполнителей в сфере госзакупок. Их содержание и подходы к описанию процедур существенно различаются.
44-му федеральному закону подчиняются закупки всех бюджетных учреждений государственного и муниципального уровней, а также унитарных предприятий (кроме особо значимых) – всевозможных больниц, детских садов, воинских частей, трамвайно-троллейбусных парков. Это подробный документ, в деталях описывающий все этапы организации тендеров, жестко фиксирующий сроки и предусматривающий четкие штрафные санкции. 223-ий закон создан для особых заказчиков:
- Организаций с долей участия государства более 50%. Пример: Газпром.
- Гос.монополий, их “дочек” и “внучек”.
Сравнительная характеристика фз № 44 и фз № 223
Определены заказчиком самостоятельно в Положении. Подпись для электронных документов Нужна усиленная неквалифицированная ЭП. В зависимости от площадки требуется квалифицированная либо нет.
Обеспечение заявок и контракта Обязательны в конкурсах и аукционах. Для других процедур строгой необходимости нет. Деньги зачисляют на счет заказчика или предъявляют банковскую гарантию.
В аукционе обеспечение заявки вносят только деньгами через ЭТП. Необходимость и способы указываются в Положении. Борьба с демпингом Регламентируется ст.
37 закона.
Не обязательна, но заказчик может определить такие меры в Положении. Обоснование НМЦК Необходимо при каждой процедуре (ст.
22). Не обязательно. Отчеты в ЕИС
- о ходе исполнения сделки;
- о выполнении плана по закупкам у СМП;
- о неконкурентных процедурах (в т.ч.
Чем отличаются законы о закупках 223-фз и 44-фз?
У каких участников возможен приоритет? 44-ФЗ
- учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы,
- организации инвалидов,
- поставщики «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения),
- субъекты малого предпринимательства,
- социально ориентированные некоммерческие организации.
15% всех закупок госзаказчики обязаны проводить у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций. 223-ФЗ
- субъекты малого и среднего предпринимательства,
- приоритет товаров российского происхождения.
Годовой объем закупок по 223-ФЗ у субъектов СМП - не меньше 18% совокупного годового объема договоров согласно постановлению правительства. Постановление вступает в силу с 1 июля 2015 в отношении заказчиков, у которых годовая выручка составила больше 10 млрд.
Внимание
Электронные площадки Закупки в рамках 44-ФЗ осуществляются на шести определенных законом электронных торговых площадках:
- www.roseltorg.ru (ОАО «ЕЭТП»);
- www.sberbank-ast.ru (ЗАО «Сбербанк-АСТ»);
- www.etp-ets.ru (АО «Электронные торговые системы»);
- www.etp.zakazrf.ru (ГУП «Агентство по заказу РТ»);
- www.rts-terder.ru (ООО «РТС-тендер»).
- www.auction-house.ru (АО «Российский аукционный дом»)
Заказчик вправе сам выбирать площадку, на которой он будет осуществлять закупки. В настоящее время их число отследить сложно, оно постоянно меняется, но всегда превышает 200 штук.
3. Информационное обеспечение закупок: положение и закупках, планирование, извещение, документация, правила и сроки подачи заявок Положение о закупках Не предусмотрено. Разрабатывается каждым заказчиком и размещается в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru.
Чем отличается 223 ap от 44 ap простыми словами
- запроса предложений;
- запроса котировок;
- открытого конкурса;
- аукциона, имеющего закрытую форму;
- открытого или закрытого конкурса с ограниченным участием;
- многоэтапного конкурса;
- заключения договора с единственным поставщиком в порядке статьи 93 рассматриваемого закона
- конкурса;
- аукциона;
- в любой иной форме, предусмотренной собственным положением о закупках.
Разрешенные электронные торговые площадки Только 5 бесплатных площадок Любые площадки на усмотрение заказчика Обеспечение, изменение и расторжение контракта Условия установлены законом Условия прописываются в положении о закупках Сроки процедуры Установлены законом Устанавливаются заказчиком Оба рассмотренных закона имеют, как преимущества, так и недостатки, но соблюдать их обязаны все организации, работающие с бюджетными деньгами.
Чем отличается 223 фз от 44 фз простыми словами
В статье 22 перечислены методы расчета для обоснования. Закон не обязывает. Заказчик описывает порядок формирования цены лота в Положении.
Какие есть особенности описания предмета закупки Нельзя требовать поставки продукта конкретных производителей. Бренд товара указать можно, если с его участием выполняются работы/услуги, но с разрешением использовать эквивалент.
Можно ссылаться на конкретный товар, торговую марку. Где узнать сроки подачи заявок Подробно прописаны для каждого способа закупок в статье 42.
Прописываются заказчиком в Положении. Возможно ли внесение изменений в извещение, отмена закупки Менять извещение или отменять тендер разрешено. Для каждого способа закон устанавливает четкие сроки публикации в ЕИС таких изменений, а также количество дней, на которое необходимо продлить прием заявок после обновления извещения.
Регистрация на ЭТП госзакупок бесплатна. 223-ФЗ Больше 150 ЭТП. Нет ограничений по выбору площадки, каждый заказчик может использовать «свою».На некоторых ЭТП платят за регистрацию или ежемесячную абонентную плату.
Какая подпись нужна для участия в электронных процедурах? 44-ФЗ Только неквалифицированная электронная подпись. 223-ФЗ Требования к сертификатам поставщиков зависят от конкретной площадки: это может быть квалифицированная и неквалифицированная подпись. Сроки подачи заявок 44-ФЗ Подача заявок, внесение изменений в документацию, рассмотрение и оценка заявок, публикация итогового протокола, подписание контракта - все этапы закупки имеют закрепленные законом сроки и участники обязаны их соблюдать. 223-ФЗ Сроки прописывает заказчик в своем положении о закупках.
Поэтому между ними может возникать путаница. Принципиальное отличие состоит в том, что в первом законе идет речь о закупках, совершаемых бюджетными организациями, а во втором – о закупках компаний, которыми государство владеет на половину и больше. Очевидно, что рамки, налагаемые 44-ФЗ, значительно строже. Рассмотрим расхождения положений законов в ключевых моментах процесса закупок.
Заказчики и поставщики
- 44-ФЗ: заказчиками выступают любые бюджетные учреждения: муниципальные или государственные; поставщиком может стать индивидуальный предприниматель, физическое или юридическое лицо.
- 223-ФЗ: торги организовывают компании, которые на 50 и более процентов принадлежат государству, бюджетные компании, которые проводят тендер на собственные средства (не обращаясь к государственному бюджету), компании, которые занимаются ресурсами, контролируемыми государством (например, энергетика), а также субъекты естественных монополий. Поставщиком, как и в случае с 44-ФЗ, может стать любое лицо или организация.
Доступные способы закупок
- 44-ФЗ: законом предусмотрены следующие виды конкурентного отбора поставщиков: конкурсы (открытый и закрытый, с ограниченным участием, двухэтапный, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), электронный и закрытый аукционы, запрос котировок, запрос предложений. Заключение контракта с единственным поставщиком возможно, но случае неконкурентных закупок ограничены.
- 223-ФЗ: в ч.3 ст.3 закона отмечено два обязательных способа закупок: аукцион и конкурс, однако заказчик вправе сам выбрать подходящий способ. Также закон не налагает запрет на неконкурентные закупки, но для их проведения необходимо обозначить причину выбора.
Гарантия исполнений условий контракта
- 44-ФЗ: обеспечение исполнения контракта необходимо, без него соглашение не может быть заключено. Если начальная максимальная стоимость работ превышает 50 миллионов рублей, то обеспечение должно составлять от 30% до 50% от общей суммы. Если же контракт заключается на меньшую сумму, то обеспечение назначается в рамках 5–30%. Обеспечить исполнение контракта можно либо перечислением денег на счет заказчика, либо предоставлением банковской гарантии.
- 223-ФЗ: заказчик сам принимает решение о размере суммы, обеспечивающей выполнение условий контракта.
Внесение изменений и отмена действия контракта
- 44-ФЗ: контракт может быть расторгнут на условиях, оговоренных в конкурсной документации, которую составляет заказчик. Существенные изменения в условия контракта вноситься не могут.
- 223-ФЗ: заказчик может изменять любые условия контракта, но возможность изменений должна быть обязательно указана в положении о закупке.
Антидемпинговые меры
- 44-ФЗ: обязательное применение антидемпинговых мер оговорено в ст.37 закона.
- 223-ФЗ: в законе нет упоминания об антидемпинговых мерах, но заказчик может ввести их по своему усмотрению.
Обжалование действий заказчика
- 44-ФЗ: жалоба передается в Федеральную антимонопольную службу, в течение двух дней с момента ее получения она публикуется на сайте zakupki.gov.ru , а затем специалисты ФАС рассматривают ее и принимают решение в течение 5 рабочих дней. Это правило распространяется на все закупки по 44-ФЗ.
- 223-ФЗ: жалоба также публикуется в Федеральной налоговой службе, однако в этом случае порядок ее рассмотрения должен быть прописан в контракте.
Закон № 44, принятый 05.04. 2013 года, определяет основные положения государственных закупок для муниципальных и государственных нужд. В силу данный закон вступил с 2014 года. Закон определяет основные принципы совершения закупок, выделяя стимулирование инноваций и профессионализм заказчика в качестве основных принципов.
Заказчик и контролирующий орган должны работать на профессиональной основе, обладать всеми необходимыми теоретическими и практическими знаниями. Теперь для выполнения закупок необходимо привлекать специализированных работников, специально обученных для этого. А если сумма годовых закупок превышает 100 млн. руб., то работать должны специализированные подразделения. Если же объем закупок не превышает указанной суммы, то достаточно назначить должностное лицо, которое будет выполнять данную работу – контрактный управляющий. В его обязанности входит проведение закупок, составление отчетов, оформление аукционов и так далее.
Теперь к контрактной системе принадлежат все государственные закупки и этапы их проведения:
- планирование закупок;
- определения поставщиков;
- заключение контракта, гражданско-правового договора;
- особенности контрактов;
- мониторинг;
- аудит;
- контроль.
Планирование закупок – это важный элемент всего процесса. Процесс планирования включает в себя разработку планов закупок согласно графикам на весь текущий год. В них должна быть сосредоточена подробная информация обо всех запланированных покупках. В планы в последующем можно вносить необходимые изменения, руководствуясь законодательной базой.
Что касается способов закупок, то существует девять случаев, когда можно провести запрос предложений. Это определено ст. 83 Федерального Закона. Заказчик может провести запрос предложений тогда, если процедура аукционного конкурса не состоялась. Система закупок подверглась изменениям, теперь приоритетным для проведения государственных закупок считается конкурс.
С новыми изменениями заказчики вынуждены обосновывать свои закупки, и не только цену услуг и товаров, но еще и их необходимость. К тому же, действуют антидемпинговые и антикорупционные меры, которые также контролируют закупки для государственных учреждений. Если начальная цена закупки превышает 1 млн. рублей, то в процессе её осуществления необходимо общественное обсуждение необходимости товара или услуг.
Мониторинг закупок осуществляется путем их прозрачности, когда документация проверяется на всех стадиях государственных закупок. Аудит данного процесса входит в полномочия Счетной Палаты, контрольно-счетных органов и муниципальных образований. Контроль данной деятельности осуществляется органами ФАС России.
Также закон определяет новые особенности закупки товаров или услуг у единственного поставщика. Одноименность товаров исключается. И теперь закупки на стоимость не более100 000 рублей могут осуществляться при том условии, что в совокупности сумма таких покупок не более 5% от суммы всех закупок в плане-графике, и не более 50 млн. рублей. Но из этого правила есть исключения, поскольку данные ограничения не действуют при закупках для нужд сельских поселений.
Поэтапное вступление в силу Закона должно закончиться в 2017 году, когда все его положения будут действовать на полную силу.
О Федеральном законе № 223
18.07.2011 года вышел закон № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». По сравнению с ФЗ № 44, он является более мягким, и не так строго диктует правила закупок. Так, положения Закона не требуют обоснования закупок, а также в план-график могут быть внесены изменения в любое время. В уже заключенный контракт, согласно ФЗ 223, также могут быть внесены изменения по поводу цены, объемов закупок и сроков.
Чтобы начать работу по ФЗ 223, учреждение должно принять Положение о закупках и планы закупки. Положение должно быть утверждено руководителем. Далее Положение вместе с планом размещают на специализированном сайте, и начинают закупки уже с начала следующего года. Таким образом, здесь процедуру регулирует Положение, а не сам Закон.
На портале госзакупок участник должен зарегистрировать два личных кабинета. Все кабинеты должны быть оформлены по двум действующим Законам, по ФЗ № 44 и по ФЗ № 223.
Основное требование Закона – это обязательное размещение на сайте информации о закупках и отчетов о проведенных закупках. Размещение информации происходит ежемесячно, отчеты подаются не позднее 10 числа следующего месяца.
Отличия ФЗ 44 от ФЗ 223
В нашей стране существует два действующих Закона, на основании которых проводиться закупочная деятельность в государственной сфере. Основные различия между двумя нормативно-правовыми актами отобразим схематически:
Основные отличия положений Законов |
|
Федеральный Закон № 44 по своим объемам больше в 10 раз. Он более досконально регламентирует закупочную процедуру в государственной сфере. Он более подходит для новичков. Действие данного Закона распространяется на все госзакупки, регулируя каждый из этапов таких процессов. Если регламент каким-то образом будет нарушен, то за это грозит штраф. Недобросовестных предпринимателей уже заносят в списки. |
Федеральный Закон № 223 имеет небольшие объемы, и более подходим для опытных сотрудников, поскольку не так подробно описывает всю процедуру государственных закупок. В этом Законе не все этапы сделки описаны подробно. При этом компаниям следует самостоятельно утверждать положения, которые будут подробно регулировать данный процесс. |
Кто заказчик? |
|
Любые муниципальные учреждения и государственные предприятия, финансирование которых происходит из государственного бюджета. |
Любые компании, у которых доля государственного финансирования составляет более 50%, бюджетные учреждения, монополии, предпринимательства, выполняющие регулируемые типы деятельности. |
Кто может быть поставщиком? |
|
Физические и юридические лица. |
|
По данному Закону могут быть проведены закрытые или открытые конкурсы. Также могут быть проведены конкурсы с ограниченным участием, электронные аукционы, запросы предложений и ценовых котировок. Закупки у одного поставщика ограничены. |
Существуют два обязательных способа проведения закупок: конкурс и электронный аукцион. |
Электронные платформы |
|
Существует только пять платформ для проведения электронных торгов. |
Платформ существует больше сотни, и в выборе заказчики не ограничены. |
Необходимость подписи на ЭТП |
|
Можно обойтись неквалифицированной подписью. |
В зависимости от ЭТП можно использовать как квалифицированную так неквалифицированную подпись. |
Сроки подачи заявок |
|
Все заказчики строго соблюдают прописанные сроки для каждого конкретного этапа. |
Сроки определяются самим заказчиком, прописывая их в положении. |
Система отчетности |
|
Отчеты о проведенных закупках в обязательном порядке должны быть размещены на сайте госзакупок. |
Отчеты о закупках также должны размещаться на специализированном сайте. И такие отчеты подаются не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным. В отчетность входят: общая стоимость договоров, соглашения по всем закупкам, данные государственной тайны, соглашения с субъектами среднего и малого бизнеса. |
Гарантии по контракту |
|
Независимо от стоимости, заказчик может требовать от победителя аукциона обеспечения договора. Сумма может состоять из 5-30% от стоимости всего контракта. Способ обеспечения может быть выбран заказчиком. Это может быть банковская гарантия или же занесение денег на личный счет. |
Согласно данному Закону, заказчик вправе самостоятельно решать, требовать ему обеспечение договора или нет. |
Расторжение договора или внесение изменений в его пункты |
|
Согласно Федеральному Закону № 44, заказчик не может расторгнуть контракт самостоятельно или внести в него изменения. |
Согласно Федеральному Закону № 223, изменить условия договора вправе любой заказчик. Могут быть изменены такие условия как объемы работ, цена и сроки. |
Обжалование действий |
|
В Законе четко определена вся процедура подачи жалобы на действия заказчика. Жалоба должна иметь письменную форму, и подается она в местное отделение ФАС. После этого жалоба должна опубликоваться на официальном сайте госзакупок, и такая публикация производиться не позже 2 дней с момента её получения органами. Рассмотреть жалобу, проанализировать её и вынести решение органы должны в течение 5 дней с момента её подачи. |
Согласно Федеральному Закону № 223, подача жалобы на действия заказчика также возможна. Письменные жалобы также подаются в органы ФАС. Но, чтобы подать жалобу, участникам торгов необходимо просмотреть сроки для этого в положении, разработанном заказчиком, поскольку именно там должны быть определены сроки. Следует помнить о том, что на официальном сайте должен быть реестр жалоб. И там можно проверить наличие или отсутствие той или иной жалобы. |
Таким образом, Федеральные Законы № 44 и 223 регулируют процесс государственных закупок. Федеральный Закон № 44 можно охарактеризовать как более четкий, он определяет всю процедуру поэтапно, обозначая конкретные сроки и другие нюансы государственных закупок, в отличие от второго нормативно-правового акта. Согласно ФЗ 223, заказчик сам утверждает положение, в котором процедура закупки и проведения торгов прописана подробно.
Закон о госзакупках (как 44-ФЗ, так и 223-ФЗ) регулирует условия и порядок заключения сделок по приобретению товарных продуктов, выполнению работ или оказанию услуг, где одной из сторон выступает орган публичной власти или организация с государственным участием в капитале. Однако изучение всех деталей может занять довольно много времени и далеко не всегда целесообразно, т. к. иногда достаточно краткого описания содержания, которое мы и предлагаем в нашей статье.
Законодательство о госзакупках 2017-2018 годов (основные документы)
Госзакупки — аукционно-конкурсная форма размещения заказов на предоставление товарных продуктов, выполнения работ или оказания услуг для государственных/муниципальных нужд. При этом условия заключения сделки оговариваются заранее в торговой документации. Такая система призвана регулировать контрактные отношения между госзаказчиками и поставщиками.
Ядро нормативной базы, регулирующей вопросы госзакупок, составляют следующие законодательные акты:
- Закон «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
- Закон «О закупках товаров…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ.
Основные различия между указанными нормативными актами состоят в том, что:
- В качестве заказчика закон 44 о госзакупках рассматривает только государственные организации, тогда как закон о закупках 223-ФЗ относит к заказчикам также предприятия с государственной долей в уставном капитале и некоторые бюджетные организации.
- Процедуру закупки закон о госзакупках 44-ФЗ регулирует полностью,закон же 223-ФЗсодержит отсылочные нормы к положению о закупках на каждый конкретный случай (пп. 2, 3 ст. 3 закона № 223-ФЗ).
- Способы госзакупок законом № 44-ФЗ определены исчерпывающе, закон же № 223-ФЗ оставляет этот выбор за заказчиком.
Рассмотрим подробнее каждый законодательный акт отдельно.
Сфера применения закона о закупках 44-ФЗ
Федеральный закон 44 о закупках достаточно подробен и объемен. Связано это с тем, что он регламентирует отношения в сфере закупок для госнужд на всех этапах проведения процедуры закупки — от планирования до осуществления контроля. Детально область применения закона № 44-ФЗ отражена в статье 1.
По правилам закона о госзакупках № 44-ФЗ сделки должны производиться, если в качестве заказчика выступает (п. 3 ч. 1 ст. 1):
- государственный орган или орган муниципальной власти;
- орган управления государственным внебюджетным фондом;
- бюджетное или казенное учреждение;
- корпорации «Росатом» и «Роскосмос»;
- государственное или муниципальное унитарное предприятие (за некоторым исключением).
При этом положения закона № 44-ФЗ не применяются в случаях (ч. 2 ст. 1):
Не знаете свои права?
- Оформления сделки по получению услуг международных финансовых учреждений, созданных согласно международным договорам, участником которых является Россия.
- Проведения закупок в процессе обеспечения безопасности свидетелей, потерпевших, судей и т. д. (в рамках законов «О госзащите потерпевших…» от 20.08.2004 № 119-ФЗ и «О госзащите судей…» от 20.04.1995 № 45-ФЗ).
- Приобретения драгметаллов и драгоценных камней для наполнения Госфонда России, включая госфонды субъектов РФ.
- Предоставления или назначения бесплатного адвоката гражданам.
- Осуществления закупок избирательными комиссиями в период выборов, референдумов (за небольшим исключением, в соответствии с пп. 6, 7 и 9 ч. 2 ст. 1).
- В рамках подготовки к чемпионату мира ФИФА-2018 и Кубка конфедераций 2017 года, согласно требованиям п. 8 ч. 2 ст. 1.
Краткое содержание федерального закона 44 о госзакупках
Закон № 44-ФЗ состоит из 8 глав, включающих в себя 114 статей (120, считая с дополнениями). Кратко содержание рассматриваемого нормативного акта можно условно разделить на 2 части:
Часть 1
- Глава 1 посвящена общим положениям, представляет собой вводную часть закона, которая в числе прочего определяет сферу применения документа, основные понятия, принципы контрактной системы, цели осуществления закупок. Так, к принципам контрактной системы закупок закон относит (ст. 6-12):
- открытость и прозрачность в сфере информации;
- обеспечение конкуренции;
- профессионализм заказчиков;
- единство контрактной системы;
- другие.
Кроме того, в 1-й главе регулируются нюансы осуществления закупок некоторыми юридическими лицами (ст. 15), что, по сути, является проведением разграничения между применением ими данного закона и закона № 223-ФЗ.
- Глава 2 посвящена планированию в сфере закупок. Для этих целей закон определяет порядок формирования планов и планов-графиков, внесения в них изменений и процедуру ознакомления с этими документами заинтересованных лиц.
- Глава 3 посвящена осуществлению закупок. Это основная часть закона, состоит из 7 параграфов, положения которых регулируют:
- общие основы проведения закупок;
- порядок определения стороны сделки через конкурсы, аукционы, запрос котировок и запрос предложений;
- закрытые способы определения поставщика;
- порядок закупок у единственного поставщика;
- процедуры исполнения, обеспечения исполнения, изменения и расторжения контракта.
Часть 2
Вторая часть закона представлена главами, посвященными контролирующим и надзорным процедурам, порядку обжалования действий некоторых участников, а также особенностям проведения определенных видов закупок.
- Глава 4 определяет порядок проведения мониторинга и аудита в сфере закупок.
- В главе 5 регулируется процедура контроля в сфере закупок, включая:
- установление перечня контролирующих органов;
- определение форм проведения контроля;
- порядок осуществления контроля;
- правила ведения реестров контрактов заказчика и неблагонадежных поставщиков.
- Глава 6 устанавливает процедуру обжалования некорректных действий участников закупок, в том числе порядок подачи/рассмотрения жалоб и ответственность за нарушение законодательства в сфере закупок.
- В главе 7 рассматриваются особенности осуществления отдельных видов закупок.
- Глава 8 определяет заключительные положения, включая:
- порядок разработки, формирования и внедрения единой информационной системы по закупкам;
- переходные положения на период с 2014 по 2017 год;
- положения о вступлении закона в силу.
Когда применяется закон о закупках 223-ФЗ?
223-й закон о госзакупках с 2016 года имел более широкую сферу применения по сравнению с действующим в настоящее время вариантом. В соответствии с коррективами, внесенными законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…» от 03.07.2016 № 321-ФЗ, которые вступили в силу 01.01.2017, из области регулирования рассматриваемого нормативного документа выведено безусловное проведение закупок государственными и муниципальными унитарными предприятиями.
Таким образом, положения закона о госзакупках № 223-ФЗ применяются, если в качестве заказчиков выступают следующие субъекты с государственной долей участия в их уставных капиталах, превышающей 50%:
- государственные корпорации, естественные монополии, публично-правовые компании, автономные учреждения, хозяйственные общества с более чем 50-процентным участием публичных органов власти;
- организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере ресурсоснабжения (водоснабжения, электроснабжения и т. п.);
- дочерние хозобщества с госучастием в капитале более 50%;
- дочерние хозобщества, более 50% уставного капитала которых принадлежит дочерним хозобществам с госучастием в капитале более 50%.
Кроме того, по правилам закона № 223-ФЗ могут совершать закупки бюджетные учреждения, ГУПы и МУПы, если:
- Ими принято положение о закупках в соответствии с требованиями ст. 2 закона № 223-ФЗ.
- Закупки производятся:
- за счет грантов;
- за счет субсидий из бюджетов;
- со стороны бюджетных организаций, ГУПов и МУПов, как исполнителей по контракту с привлечением иных лиц на основании договора для исполнения заключенного контракта;
- ГУПы, МУПы являются аптечными организациями;
- из средств от иной приносящей доход деятельности (для бюджетных организаций).
Краткое содержание закона о закупках 223-ФЗ
В сравнении с законом № 44-ФЗ закон № 223-ФЗ более компактен. Он состоит всего из 11 статей, каждая из которых, правда, достаточно объемна.
Нормы закона 223-ФЗ определяют:
- цели регулирования и отношения, регулируемые документом;
- правовые основы закупки;
- принципы и основные моменты при проведении закупки;
- информационное обеспечение закупки, включая положения о реестрах договоров и неблагонадежных поставщиков;
- контролирующие мероприятия при проведении закупок;
- ответственность за нарушение законодательства о закупках.
Почему законы о госзакупках стоит изучать с комментариями?
Как видно из краткого содержания рассматриваемых документов, закон 223-ФЗ по своей структуре во многом схож с законом № 44-ФЗ. Именно поэтому очень важно правильно разграничить эти нормативные акты при проведении закупок в конкретных обстоятельствах. Существенной помощью в данном вопросе может стать изучение законов о госзакупках 44-ФЗ и 223-ФЗ с комментариями к ним, которые щедро предлагаются как на бумажных носителях, так и в электронном виде в интернете.
Таким образом, краткое содержание указанных законов может носить лишь вспомогательный характер, помогая составить лишь общее представление о них. При фактическом применении потребуется не только скрупулезно изучить акты, но и обратиться к помощи правовых комментариев и практике.
По сравнению с законом о закупках 44 фз, Федеральный закон 223-ФЗ имеет ряд преимуществ, позволяющих облегчить участие в государственных закупках. Выбор в пользу последнего нормативного акта бюджетное учреждение может сделать при соблюдении следующих условий:
- Денежные средства для распоряжения получены в виде грантов от физических и юридических лиц, переданных на безвозмездной основе;
- Бюджетное учреждение является исполнителем по контракту для привлечения субподрядчиков и поставщиков;
- Денежные средства для распоряжения получены от юридических или физических лиц в иной, приносящей доход, деятельности.
Различия в общих положениях законов 44-ФЗ 223-ФЗ
При сравнении общих положений в Федеральных законах 44-ФЗ и 223-ФЗ можно выделить различия:- Перечень заказчиков по закону 223-ФЗ шире. Полный перечень приводится в п.2 ст.1 223-ФЗ. К способам закупок по Федеральному закону 44-ФЗ относятся:
- открытый конкурс;
- конкурс с ограниченным участием;
- двухэтапный конкурс;
- электронный аукцион;
- запрос котировок;
- запрос предложений;
- единственный поставщик (подрядчик, исполнитель);
- закрытые способы.
- Электронная цифровая подпись, согласно Федеральному закону 223-ФЗ должна быть усиленной квалифицированной, а по законe о закупках 44 фз усиленная неквалифицированная;
- По нормам Федерального закона 44-ФЗ перечень электронных площадок для размещения заказа строго регламентирован. В ст. 112 законf о закупках 44 фз говорится о том, что проведение электронных аукционов осуществляется на ранее аккредитованных (прошедших отбор) площадках. К ним относятся:
- ОАО «Единая электронная торговая площадка»;
- ЗАО «ММВБ — Информационные технологии»;
- ЗАО «Сбербанк-Автоматизированная система торгов»;
- ФГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан»;
- ООО «Индексное агентство РТС»
- Комиссия для проведения закупки по Федеральному закону 44-ФЗ создается в обязательном порядке, за исключением случаев, когда закупка ведется у единственного поставщика. По закону 223-ФЗ комиссия обязательно создается при проведении конкурса, либо согласно Положению о закупке. В ситуациях, когда организация одновременно осуществляет закупки по нормам законов 44-ФЗ и 223-ФЗ, возможно создание одновременно двух комиссий.
Различия 44-ФЗ и 223-ФЗ по информационному обеспечению закупок
В Федеральном законе 44-ФЗ очень много нюансов, касающихся информационного обеспечение закупочного процесса, подготовки необходимой документации и сроков ее предоставления. В законе 223-ФЗ эти нормы также прописаны, но требования к ним не такие высокие. Многие моменты предусматриваются Положением о проведении закупок, которого нет в законе 44-ФЗ.Планирование закупок
При планировании закупок в обоих нормативных актах необходим план (в 44-ФЗ план-график), который формируется сроком на 1 год и размещается в ЕИС. А дальше идут существенные различия:- По федеральному закону 44 фз - на втором этапе планирования необходим план закупок на 3 года с размещением в ЕИС. Нормативные акты, регулирующие их размещение - Приказы Минэкономразвития и Казначейства № 761/20н от 27.12.2011 года и № 182/7н от 31.03.2015 года. Кроме того, определенные закупки, которые осуществляются согласно п. 4,5, 23, 26, 33, 42 ч. 1 ст. 93 нужно показывать укрупненно;
- По 223-ФЗ - если закупки попадают в категорию п.3 ст.4, то необходим отдельный план закупок на срок от 5 до 7 лет с регистрацией в ЕИС. Его формирование осуществляется согласно Постановлению Правительства № 932 от 17.09.2012 года
Извещения о закупках, их изменениях или отмене
Извещения о закупках и их изменение:- По федеральному закону 44 фз - количество дней, в течение которых необходимо опубликовать извещение о проведении закупки или ее изменении, зависит от способа определения поставщика (аукцион, запрос котировок, запрос предложений), либо установления единственного поставщика. Все критерии даны в соответствующих статьях закона;
- По закону 223-ФЗ - при проведении открытого конкурса или аукциона извещение в единой информационной системе размещается в течение 20 дней до окончания приема заявок. В иных ситуациях необходимо руководствоваться Положением о проведении закупок. В случае внесения изменений в извещении в данном законе рассматривается ситуация, когда нововведения происходят по истечении 15 дней до даты окончания приема заявок. Срок подачи заявок просто продлевается.
Обеспечение заявок
В большинстве случаев согласно законe о закупках 44 фз необходимо обеспечение заявки. Оно может быть выражено в деньгах или банковской гарантией. В Постановлении Правительства № 199 от 06.03.2015 года приведены условия, когда можно обойтись без обеспечения исполнения контракта. В остальных случаях, оно обязательно при проведении конкурса или аукциона. Если поставщик выбирается посредством запроса котировок или предложений, или единственного поставщика, то заказчик вправе, но не обязан потребовать обеспечение заявки. По закону 223-ФЗ обеспечение заявки остается на усмотрение заказчика. Если право на него используется, то размер и вид обеспечения устанавливается положением о закупках.Описание предмета закупки и назначение максимальной цены контракта
Основным отличием, в данном случае, норм закона 44-ФЗ от 223-ФЗ является запрет ссылаться на конкретную торговую марку, фирменное наименование, производителя и т.д. При проведении работ или оказании услуг, если используется какой-то товар можно указать его товарный знак, но с возможность использования эквивалента. Закон 223-ФЗ не запрещает ссылаться на конкретный товар. При расчете максимальной цены контракта по закону 44-ФЗ применяется один из пяти методов, установленных ст.22. По нормам 223-ФЗ заказчик в Положении о закупках приводит свой способ формирования расценок.Предоставление преимуществ поставщикам
Федеральный закон 44 ФЗ предоставляет преимущества:- учреждениям УИС и организациям инвалидов - в отношении предлагаемой ими цены контракта до 15%;
- субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям - в отношении предлагаемой ими цены контракта не менее 15%.
- субъектам малого и среднего предпринимательства - не менее 18% от всего объема договоров;
- общий объем договоров закупок, поставщиками которых являются субъекты малого и среднего предпринимательства должен быть не менее 10% от всего всех закупок.
Изменение условий контракта и отчетность по закупкам
Нормы закона 44-ФЗ очень жесткие в отношении любых изменений условий и цены контракта. Они регулируются статье 34. Контракт должен заключаться на условиях, прописанных в документации и извещении. Цена не меняется на протяжении действия исполнения договора, и может быть увеличена при определенных условиях. Закон 223-ФЗ позволяет менять любые условия контракта: объем товаров (работ или услуг), их цену, сроки поставки/исполнения. Отчетность по исполнению контракта должна быть размещена в ЕИС:- По законe о закупках 44 фз - в течение рабочих 7 дней после исполнения контракта. Также необходимо разместить отчет до 1 апреля следующего года, если контракт был заключен и исполнен с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям;
- По 223-ФЗ - не позднее 10 числа месяца, следующим за отчетным. Его форма и состав определяется п.19 ст.4.
Положения, не предусмотренные законом 223-ФЗ
Законом 223-ФЗ не предусмотрены или предоставлены на усмотрение заказчика, если утверждены в Положении о закупках, положения о:- Антидемпинговых мерах;
- Национальном режиме;
- Экспертизе товаров, работ или услуг.