Как проводится закрытый конкурсный тендер. Закрытые способы закупок: закрытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый аукцион и их виды Что означает закрытый конкурс
Тендер (торги)
Тендер (tender - предложение) - конкурентная форма отбора предложений на поставку товаров, предоставление услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Контракт заключается с победителем тендера - участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.Термин «тендер», используемый в повседневной речи, может являться как аналогом русских терминов конкурс или аукцион, так и других конкурентных процедур, например запрос котировок, запрос предложений. Торги в Российской Федерации подразделяются на открытые и закрытые, могут проводиться в один или два этапа, в форме конкурса или аукциона. Торги осуществляемые для государственных нужд в рамках государственного заказа проводятся только в один этап.
Законодательство о размещении государственных и муниципальных заказов (Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд») предусматривает и другие способы закупок, которые не являются торгами - это запрос ценовых котировок - которые могут применяться при небольших объемах закупок (менее 500 000 рублей), а также закупки у единственного источника применяющиеся в случаях особо оговоренных в российском законодательстве.
Российское законодательство
21 июля 2005 года вышел федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который вступил в действие с 1 января 2006 года. Этот закон регламентирует все государственные и муниципальные закупки в Российской Федерации, а также вводит ряд обязательных требований по публикации информации о проводимых закупках в сети Интернет.
В законе 94-ФЗ отсутствует термин «тендер», поскольку является заимствованным из английского языка путем калькирования (заимствования структуры элемента чужого языка) без его перевода и отражения истинного смысла слова. Вместо него используется более правильный термин, присутствующий в законодательстве РФ - открытый конкурс. Также закон определяет такие типы закупок как запрос котировок, открытый аукцион, открытый аукцион в электронной форме, предварительный отбор, биржевые торги.
24 июля 2007 года был принят федеральный закон № 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Данным законом внесены значительные изменения в процедуры размещения государственных заказов, расширен перечень оснований для закупки по способу «у единственного поставщика», изменен порядок исчисления сроков (с календарных дней на рабочие), и др. В дальнейшем были приняты Федеральные законы № 257-ФЗ от 08.11.2007, № 160-ФЗ от 23.07.2008, № 225-ФЗ от 01.12.2008, № 308-ФЗ от 30.12.2008, № 323-ФЗ от 30.12.2008, № 68-ФЗ от 28.04.2009, № 93-ФЗ от 08.05.2009 и № 144-ФЗ от 01.07.2009, № 147-ФЗ от 17.07.2009, № 155-ФЗ от 17.07.2009 и № 164-ФЗ от 17.07.2009 вносящие многочисленные уточнения и поправки к закону. Актуальная редакция содержит поправки, вступившие в силу 17 июля 2009 г. с выходом закона № 164-ФЗ (Ст. 7). По материалам ru.wikipedia.org
Типы госзакупок
- С проведением торгов
- Конкурсы
- Открытый конкурс
- Закрытый конкурс
- Аукционы
- Открытый аукцион
- Закрытый аукцион
- Электронный аукцион
- Конкурсы
Открытый конкурс
Самым распространенным способом конкурентных закупок является открытый конкурс, в котором может принять участие любой поставщик. Извещение об открытом конкурсе публикуется в специализированных изданиях, на сайте заказчика, в СМИ. Процедура открытого конкурса длится не менее месяца и требует больших ресурсов (подготовка конкурсной документации, оценка заявок и т. д.).Конкурс проводит заказчик или его уполномоченный. Все требования к предмету закупки и поставщикам, а также критерии выбора победителя и процедура конкурса излагаются в конкурсной документации. Участники конкурса подают заявки, оформленные согласно требованиям. Если на конкурс подана только одна заявка, он считается несостоявшимся.
На публичной процедуре вскрытия предложений оглашаются участники конкурса и их ценовые предложения. Конкурсная комиссия оценивает все заявки и определяет победителя – участника, подавшего самое выгодное предложение. С ним проводятся переговоры о заключении контракта.
Если переговоры заходят в тупик, организатор конкурса проводит их с поставщиком, сделавшим следующее по выгодности предложение.
Закрытый конкурс
Правила закрытого конкурса такие же, как и в открытом конкурсе. Отличие состоит в выборе участников. Если в открытом конкурсе может принять участие любой правомочный поставщик, то приглашение к участию в закрытом конкурсе не публикуется. В нем могут участвовать только те поставщики, которых пригласил заказчик. Информация о результатах закрытого конкурса тоже не публикуется.Закрытый конкурс проводится в следующих случаях:
- продукция есть только у ограниченного числа поставщиков или ограниченное число поставщиков имеет квалификацию, устраивающую заказчика;
- продукция закупается для нужд безопасности или закупка носит конфиденциальный характер;
- ремя и расходы, которые потребуются для рассмотрения и оценки большого количества конкурсных заявок, несоизмеримы со стоимостью закупаемой продукции.
Открытый аукцион
Открытый аукцион позволяет реализовать госзаказ посредством подачи заявки через Интернет. Контракт на госзаказ, предусматривающий предоставление товаров, работ или услуг, называется лотом. Основным критерием определения победителя любого аукциона является цена. Поэтому победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта.Извещение о проведении открытого аукциона публикуется в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте не менее чем за двадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе. В определенных законом случаях извещение о проведении открытого аукциона может быть сокращено до семи рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок.
Ставки на аукционе могут быть дискретными (с определенным шагом)и непрерывными. Аукцион может состоять из нескольких раундов, на каждом из которых участники имеют возможность делать новую ставку. Если по завершению раунда новые ставки не сделаны, аукцион завершается.
Для подтверждения серьезности намерений участников аукциона, обычно с них берется невозвратный денежный взнос, залог или иное обеспечение заявок.
Закрытый аукцион
Как и конкурсы, аукционы бывают открытые и закрытые. Однако если в закрытых конкурсах правила точно такие же, как и в открытых, но к участию допускается ограниченный круг поставщиков, то в закрытых аукционах таких ограничений нет. Отличие закрытых аукционов состоит лишь в том, что аукционеры не знают заявок других участников, так как они подаются в запечатанных конвертах, тогда как в открытых аукционах каждая заявка становится известной всем участникам.Извещение о проведении закрытого аукциона, документация об аукционе, изменения, внесенные в нее, а также разъяснения документации об аукционе не подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению в Интернете. Заказчик, уполномоченный орган не позднее чем за двадцать дней до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе направляют в письменной форме приглашения принять участие в закрытом аукционе лицам, которые удовлетворяют требованиям закона, имеют доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, и способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом аукциона.
Закрытые аукционы чаще всего используются для снижения рисков заказчика, в первую очередь связанных с возможным сговором участников. Однако платой за это является снижение эффективности.
Электронный аукцион
Открытый аукцион в электронной форме (ОАЭФ) - это аукцион в электронной форме на сайте электронных торговых площадках, аккредитованных Министерством экономического развития РФ. Его порядок регулируется главой 3.1. Федерального закона № 94-ФЗ и постановлениями правительства.Извещение о проведении аукциона, а также иная информация о ходе проведения и результатах аукциона размещается непосредственно на электронных площадках.
С 1 июля 2010 года федеральные государственные заказчики, а с 1 января 2011 года - заказчики субъектов Российской Федерации и муниципальные заказчики обязаны проводить открытые аукционы в электронной форме. В таких условиях до завершения аукциона неизвестно, кто участвует в торгах, что обеспечивает конкуренцию и уменьшает возможность коррупции.
Аккредитованные электронные торговые площадки (ЭТП) для госзаказов
Согласно решению Минэкономразвития России, к 1 января 2010 года были выбраны пять электронных торговых площадок:
- ЗАО «Сбербанк-АСТ»;
- ОАО «Единая электронная торговая площадка»;
- ГУП «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
- ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа»;
- ООО «РТС-тендер».
Характеристики |
Электронный аукцион |
Запрос котировок |
|
Подача предложений |
Многократная/в электронной форме |
Однократная/на бумажных носителях |
|
Обязательства заказчика и победителя торгов |
Юридически закреплены (на основе электронной цифровой подписи) |
Отсутствуют |
Юридически закреплены |
Относительный объем документооборота |
Минимальный, подается единоразово |
Небольшой |
Преимущества электронных аукционов
Помимо экономии бюджетных средств и снижения риска коррупции, ОАЭФ обеспечивают широкий доступ к государственному заказу для мелких и средних предприятий, расширяя рынки сбыта для производимых ими товаров и оказываемых услуг. В числе преимуществ электронных аукционов, по сравнению с обычными аукционами и конкурсами, можно назвать следующие:
- Короткие сроки проведения;
- Экономия бюджетных средств на организации и проведении торгов;
- Прозрачность и открытость процесса закупок;
- Честная конкуренция, исключающая неценовые методы ведения борьбы;
- Равные права всех поставщиков товаров, работ и услуг;
- Участие в торгах возможно из любой точки мира, не выходя из своего офиса;
- Высокий уровень безопасности и защиты, применение средств электронной цифровой подписи;
- Доступность для представителей среднего и малого бизнеса, которые раньше не могли войти область государственных закупок.
- Для участия в аукционе нужно зарегистрироваться на электронной торговой площадке и в день проведения аукциона зайти на сайт аукциона используя средства идентификации или ЭЦП.
- Аукцион проходит на понижение цены. Если цена опускается до нуля - то на повышение.
- В момент начала аукциона участник может сделать ценовое предложение в рамках текущего шага аукциона, не превышающее начальную (максимальную) цену контракта, воспользовавшись специальной формой на сайте.
- Участник может неоднократно подавать ценовые предложения.
- Торги считаются завершенными, если через 10 минут с момента начала торгов или последнего ценового предложения от участника не поступило предложения, предусматривающего более низкую цену.
- Победителем признается участник, предложивший самую низкую цену контракта.
- Выявляется также участник, сделавший следующее после победителя лучшее предложение по цене.
- Система в течение нескольких минут автоматически формирует протокол с итогами торгов.
- Без проведения торгов
- Запрос котировок цен
- ограничение по сумме: до 500 тыс. руб. в квартал по одноименным товарам/работам/услугам
- ограничение по товарам: должен быть существующий рынок товаров/работ/услуг, требования заказчика должны быть достаточно общими
- ограничение по сумме: до 100 тыс. руб. в квартал по одноименным товарам/работам/услугам
- Запрос котировок цен
Запрос котировок
Запрос котировок - это способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок. Порядок проведения запроса котировок регламентируется главой 4 федерального закона № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года.Этот способ обычно используется в тех случаях, когда речь идет о серийной, стандартной продукции, например, о компьютерах, канцелярских товарах, горюче-смазочные материалах, некоторых видах строительных работ, аренде помещений и т. д. Победителем признается участник, предложивший самую низкую цену контракта.
Граница размещения заказа путем запроса котировок по максимальной цене контракта не должна превышать 500 000 рублей.
Способ запроса котировок - самый простой и быстрый из конкурентных процедур. В этом случае не нужно разрабатывать конкурсную документацию и критерии оценки заявок, а поскольку чаще всего закупается серийная продукция, оценка котировочных заявок, с учетом всех согласований, происходит примерно за 1-7 дней.
Недостатком способа запроса котировок является возможность заинтересованных лиц влиять на исход закупки, т.к. все предложенные цены известны организаторам до окончания срока приема заявок.
Размещение заказа у единственного поставщика
При закупке из единственного источника заказчик направляет предложение о заключении контракта и ведет переговоры только с одним поставщиком.Закупка у одного поставщика используется в следующих случаях:
- когда продукция предоставляется только одним поставщиком или оборудование запатентовано и может быть приобретено только из единственного источника, а равноценной замены нет;
- при продлении заключенного контракта, если он предусматривал такую возможность;
- если подрядчик нуждается в закупке ключевых позиций у конкретного поставщика в качестве гарантии выполнения контракта;
- при чрезвычайных обстоятельствах (ликвидация последствий стихийных бедствий);
- если при проведении закупки конкурентным методом подходящих предложений не было.
Закрытый конкурс - не самая популярная процедура. Она предназначена лишь для определенных случаев. Тем не менее о ней будет полезно знать и заказчикам, и поставщикам.
Когда проводится закрытый конкурс?
Закон 44-ФЗ устанавливает несколько оснований для проведения закрытого конкурса:
- закупка товаров работ или услуг для обеспечения нужд, которые содержат сведения о государственной тайне;
- закупка товаров, работ или услуг, документация которых содержит сведения, составляющие гостайну;
- закупка услуг по охране, страхованию и транспортировке коллекций Государственного фонда драгметаллов и драгоценных камней, картин, рукописей и прочих предметов, представляющих культурную ценность (в том числе при их временной передаче на выставки);
- закупка услуг по уборке помещений и услуг водителей, которые производятся в обеспечение деятельности судей и судебных приставов.
Подготовка документов
Элементами документации любого конкурса является: описание объекта закупки, техзадание, обоснование НМЦК, критерии оценки, условия заключения контракта и другие документы. Закрытый конкурс дополнительно предполагает следующие элементы: список потенциальных участников процедуры, формы их приглашения к участию, условия их допуска к документации, а также обоснование выбора способа закупки. Что касается последнего, то для этого обычно бывает достаточно указать, что закупаемый объект включен в установленный законодательством «закрытый» перечень.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :
Согласование с ФАС
Проведение закрытого конкурса должно быть согласовано с ФАС. Для согласования в службу направляются собранные документы. Рассмотрение заявки должно занимать не более 10 дней. В итоге ФАС вынесет решение: согласовать проведение процедуры или нет. Отрицательный результат будет получен уже через 5 дней.
По каким причинам могут отказать? Они могут быть как формальными, то есть неправильное оформление документов, так и существенными. Например, антимонопольный орган может решить, что заказчик пригласил к участию в процедуре слишком мало поставщиков без веских на то оснований. А это нарушение антимонопольного законодательства.
Решение о согласовании проведения закрытого конкурса будет действовать в течение 3-х месяцев.
Публикация извещения в ЕИС
Теперь заказчик должен разместить информацию о проведении закупки в ЕИС. Между датами публикации и вскрытия конвертов должно пройти как минимум в 20 дней.
Публиковать можно только информацию о самом факте проведения закупки, а также способе, которым потенциальные участники получат доступ к документации. Если опубликовать излишнюю информацию, заказчик будет признан нарушителем закона, а закупка отменена.
Приглашение участников
Приглашение должно быть направлено каждому участнику, который вошел в список потенциальных. При желании участвовать в закрытом конкурсе поставщик ответит заказчику и направит соответствующий запрос. В течение следующих трех дней заказчик должен направить поставщику документацию. За это может быть установлена плата, но она не должна превышать расходы заказчика на создание копий направляемых участнику документов. Если плата предусмотрена, то сначала участник должен ее уплатить, и только потом он получит документы.
Определение поставщика
Перед тем как конверты с заявками будут вскрыты, заказчик вновь обращается в ФАС. Причем это должно состояться не менее, чем за 20 суток до процедуры определения победителя. Обращение производится в виде уведомления, к которому прилагается список участников и копии направленных им приглашений.
В назначенный день и час состоится вскрытие конвертов. Процедура закрытая, и во избежание утечки информации аудио- и видеосъемка запрещена. Ведется протокол, который не позже следующего дня должен быть направлен в ФАС.
Следующие 20 дней заказчик оценивает заявки. Есть случаи, когда этот срок можно продлить еще на 10 дней.
Заявки нумеруются начиная с лучшей по условиям - ей присваивается номер 1. Если условия идентичны, то присваивание номеров производится по времени их поступления - более ранняя заявка получит меньший номер. Победителем признается поставщик под номером 1.
Бывает, что заказчик отклоняет все заявки из-за несоответствия требованиям. В таком случае процедура закрытого конкурса признается несостоявшийся.
Заключение контракта
По итогам рассмотрения заявок составляется протокол. В течение 3-х дней после этого участнику, признанному победившим, направляется проект контракта. Его подписание должно состояться между 10-м и 20-м днями с даты формирования протокола. Победитель закрытого конкурса, также, как и открытого, перед подписанием контракта должен внести обеспечение его исполнения.
Закупки для обеспечения муниципальных и госнужд осуществляются в рамках Ее регулирует ФЗ № 44. В этом нормативном акте предусмотрено несколько разновидностей конкурсов. Далее рассмотрим, как проводится по 44-ФЗ конкурс с ограниченным участием (пошагово). Сроки реализации этапов также будут описаны в статье.
Общие сведения
Предусмотренный по 44-ФЗ конкурс с ограниченным участием представляет собой процедуру, к которой могут быть привлечены поставщики после прохождения ими предквалификационного отбора. Субъекты должны соответствовать общим и специальным требованиям. Они установлены в 31-й статье № 44 ФЗ.
Конкурс с ограниченным участием проводится исключительно в случаях, закрепленных законом.
Предквалификационным отбором называют процедуру, в процессе которой выбираются поставщики, соответствующие дополнительным и общим требованиям, установленным Заказчиком. При этом последние должны содержаться в уведомлении и Специальные условия не должны использоваться как критерии оценки заявок.
Если заявка поставщика предквалификационный отбор не прошла, на рассмотрение она не поступает.
В соответствии с законодательством, все процедуры, предусмотренные в рамках контрактной системы, имеют единую правовую базу. Не является исключением и с ограниченным участием.
По ФЗ № 44, по результатам предквалификационного отбора составляется протокол (в 2 экз.). Экземпляр документа направляется в исполнительный орган федеральной власти в течение дня, идущего после даты подписания. Копии протокола рассылаются субъектам, подавшим заявки. Данные правила закреплены в ст. 85 Закона.
Особенности проведения конкурса с ограниченным участием
В статье 56 44-ФЗ закреплены случаи проведения рассматриваемого вида конкурсов. Как устанавливает часть 2 указанной нормы, заказчик производит закупки таким способом, когда:
- Для осуществления работ, поставки товара, предоставления услуг в связи с их технической/технологической сложностью, специализированным, высокотехнологичным, инновационным характером необходимы поставщики (исполнители/подрядчики), обладающие необходимым уровнем квалификации.
- Предполагаются работы, направленные на сохранение культурно-исторического наследия, реставрацию музейных коллекций и предметов, документации Архивного фонда, редких документов, включенных в состав библиотечного фонда, а также работы и услуги, связанные с необходимостью допуска исполнителей к учетным базам, хранилищам, системам безопасности библиотек, музеев, архивов.
Перечень специфических услуг и работ
Положения п. 1 части 2 ст. 56 конкретизируются Постановлением правительства № 99 от 2015 г. В Приложении 2 приводится перечень работ и услуг, для осуществления которых исполнитель выбирается в рамках . В список включено выполнение работ по:
- Сооружению, проектированию, выведению объектов из эксплуатации, предназначенных для использования в производстве атомной энергии.
- Обращению с отработанным ядерным топливом, ядерными материалами, радиоактивными отходами и веществами, в том числе в процессе их хранения, использования, переработки, транспортировки, утилизации и захоронения.
- Конструированию и производству оборудования (агрегатов и пр.), предназначенного для объектов, на которых используется атомная энергия.
- Ремонту военной спецтехники, вооружения, ядерных оружейных комплексов.
- Строительству, реконструкции, капремонту технически сложных, уникальных, особенно опасных объектов, дорожных сооружений искусственного типа, входящих в состав федеральной, региональной, межмуниципальной и муниципальной дорожной сети, если максимальная (начальная) стоимость контракта выше 150 млн р. для обеспечения госнужд и выше 50 млн р. - для муниципальных нужд.
- Определению кадастровой цены объектов в рамках государственной оценки.
В перечень также включены услуги по:
- Оздоровлению детей и организации их отдыха.
- Организации общественного питания, доставки продуктов, закупаемых для учреждений, ведущих образовательную деятельность, медучреждений, организации соцобслуживания, оздоровления и отдыха детей, если максимальная стоимость контракта больше 500 тыс. р.
- Проведению публичного обязательного аудита (ценового и технологического) крупных инвестпроектов с госучастием в отношении объектов капстроительства, строительство, финансирование, реконструкция, техническое оснащение которых будет осуществляться за счет бюджетных средств с помощью механизма адресной инвестпрограммы, бюджетных ассигнований Инвестфонда РФ.
Следует отметить, что для каждого из приведенных случаев в Постановлении № 99 приводятся дополнительные требования для исполнителей, а также перечень документов, которые должен предоставить субъект для подтверждения своего соответствия.
Варианты закупок
По ФЗ № 44, конкурс с ограниченным участием может проводиться в разных формах. Это могут быть:
- Электронный либо закрытый аукцион.
- Запросы котировок/предложений.
Закупка может осуществляться и у единственного исполнителя/поставщика. К участникам при этом не предъявляются специальные требования, предусмотренные ст. 31 в отношении субъектов, закупки у которых осуществляются только в рамках конкурса с ограниченным участием по ФЗ № 44 .
Этапы
Пошагово конкурс с ограниченным участием по ФЗ № 44 проводится следующим образом:
- Подготовка к закупке.
- Размещение заказчиком уведомления и конкурсных документов в ЕИС (единой информсистеме).
- Прием заявок от заинтересованных лиц.
- Открытие конвертов либо доступа к заявкам.
- Размещение протокола открытия доступа/конвертов в ЕИС.
- Предквалификационный отбор.
- Изучение и оценка заявок. Порядок этих действий аналогичен тому, который установлен для открытых конкурсов.
- Размещение протокола отбора в ЕИС.
- Размещение протокола изучения и оценки заявок.
- Направление проекта контракта и протокола победителю.
- Заключение контракта с субъектом, предложившим лучшие условия выполнения задания.
Конкурс с ограниченным участием по ФЗ № 44: сроки
Контрольные периоды для каждой стадии устанавливаются разными статьями Закона. Чтобы не повторяться, в таблице представлены номера этапов (перечень выше), срок и ссылка на соответствующую норму.
Номер этапа | ||
Не позже 20 дн. до дня открытия конвертов/открытия доступа в эл. форме | 1-я часть 49-й статьи |
|
В день завершения приема заявок | 1-я часть 52-й статьи |
|
В течение дня, наступившего после даты подписания | 7-я часть 52-й статьи |
|
В течение 10 дней со дня открытия конвертов/доступа | 7-я часть 56-й статьи |
|
В трехдневный срок со дня подведения итогов отбора | 8-я часть ст. 56 |
|
В десятидневный срок с даты подведения итогов отбора | 10-я часть 56-й статьи |
|
В трехдневный срок со дня подписания протокола о рассмотрении заявок | 12-я часть 53-й статьи |
|
Не раньше 10 и не позже 20 дней после размещения протокола изучения и оценки заявок в ЕИС | 2-я часть 54-й статьи |
Кроме того, участник закупки вправе оспорить итоги предквалификационного отбора в контрольном органе. Обжалование осуществляется в течение 10 дн. со дня размещения протокола в ЕИС.
Признание процедуры несостоявшейся
Это допускается только в 2 случаях:
- Никто не был признан выполнившим требованиям (единым и дополнительным), установленные заказчиком. В этой ситуации организуется новая закупка или конкурс.
- Соответствующим признан только один из участников. Заказчик в этом случае заключает контракт с этим единственным поставщиком/исполнителем.
Отличие от открытой процедуры
Установленные по ФЗ № 44 особенности конкурса с ограниченным участием позволяют дифференцировать его от конкурсов других разновидностей.
Следует, однако, сказать, что отличия рассматриваемой процедуры от открытой закупки минимальны. Ключевой чертой конкурса, участие в котором ограничено, является обязательное прохождение участниками предквалификационного отбора. В ходе него субъекты проверяются на соответствие не только общим, но и специальным требованиям.
При подаче заявок на открытый конкурс участникам надлежит соответствовать только единым условиям. Проверка при этом проводится на стадии рассмотрения и оценки поступивших заявок.
Заключение
Закупки для муниципальных и госнужд - важная и сложная процедура. Повышенные требования к участникам предъявляются в связи с тем, что финансирование исполнения работ, поставки товаров, предоставления услуг осуществляется за счет бюджетных средств. Следовательно, участники несут повышенную ответственность за качество своей работы.
Далеко не во всех случаях для исполнения задания достаточно соответствия общим требованиям. В таких ситуациях закон предусматривает возможность для заказчика установить дополнительные условия участия. Они являются своего рода ограничением для заинтересованных лиц.
Надо отметить, что такие конкурсы не очень распространены на практике. Тем не менее знать об их особенностях необходимо, чтобы не потерять время на подачу заявок на конкурс, в котором предприятие участвовать не может в силу закона. Вместе с тем организации, соответствующие установленным специальным требованиям, не зная о тонкостях, могут упустить выгодное предложение.
Вопросы о подготовке документации закрытого конкурса эксперты рассматривали неоднократно. Однако самой процедуре внимание было уделено недостаточно. Заказчикам, впервые столкнувшимся со специфической формой торгов, требуется пошаговая инструкция. Проанализировав положения закона от 5 апреля 2013 года, а также исследовав ряд других нормативных актов, специалисты разработали краткое руководство.
Предварительный этап
При проведении закупки заказчик обязан руководствоваться положениями параграфа 5 главы 3 закона 44-ФЗ. При этом необходимо выполнить правила общего характера. В ходе подготовки к процедуре потребуется уделить внимание:
№ п.п. | Действие | Краткая характеристика |
1 | Разработка документации |
Обязательными составляющими являются:
Порядок составления конкурсной документации мало отличается от правил, установленных закона 44-ФЗ. Специфическими задачами являются определение круга потенциальных участников, а также составление пояснений относительно причин проведения закупки в закрытой форме. |
2 | Согласование с РФ |
Готовую документацию вместе с заявлением потребуется отправить в антимонопольную службу. Получение одобрения ФАС РФ является обязательным условием организации закрытого конкурса. Решение о согласовании принимают в течение 10 суток. |
3 | Публикация извещения в ЕИС |
Информировать общественность о проведении закупки необходимо лишь в определенных случаях. Направить извещение в единую базу заказчик должен при заключении договора, так или иначе связанного с государственной тайной. Публикации подлежит лишь факт открытия тендера и порядок предоставления доступа к конкурсной документации. Секретные сведения не разглашают. |
4 | Рассылка приглашений |
Каждому претенденту из утвержденного списка заказчик направляет официальное уведомление. В тексте должны содержаться все данные для реализации права на участие в закупке. Здесь отражают порядок получения конкурсной документации, заполнения заявки, формирования приложения к ней и способы обеспечения. Адресата уведомляют обо всех сторонах сотрудничества, не раскрывая секретную информацию. Если рассылке предшествовала публикация извещения, сведения дублируют. |
Заказчику потребуется решить ряд организационных вопросов. В рамках плана закупок необходимо издать распоряжение о формировании комиссии, определить ответственного сотрудника, грамотно распределить обязанности. Проводить закрытый конкурс вправе уполномоченные лица, обладающие всеми допусками и разрешениями.
Вскрытие конвертов и рассмотрение заявок
Эта стадия требует неукоснительного соблюдения сроков и предельной внимательности со стороны членов комиссии. В противном случае должностные лица рискуют столкнуться с длительными разбирательствами.
№ п.п. | Действие | Краткая характеристика |
1 | Уведомление антимонопольного органа | Перечень потенциальных участников с копиями приглашений направляют в ФАС РФ за 20 суток до даты изучения заявок. |
2 | Вскрытие конвертов |
Процедуру проводят в назначенное время. Комиссия работает с каждым комплектом отдельно, список приложений обязательно оглашают. Все конверты вскрывают в один день, а действия протоколируют. Проведение видеосъемки, либо аудиозаписи запрещено. Не допускается и публикация данных в ЕИС. Письменное согласие всех участников дает заказчику право приступить к этапу до наступления даты, оговоренной в конкурсной документации. Кандидаты могут присутствовать в помещении в течение всего процесса. Выявление двух или более заявок от одного лица служит основанием для возврата всех документов. Недобросовестный участник из гонки выбывает. Протокол составляют в 2 экземплярах. Документ направляют в ФАС РФ не позднее следующего за процедурой дня. Хранить бумаги закон предписывает в течение 3 лет ( закона 44-ФЗ, разъяснения МЭР № Д29и-894 от 6 апреля 2015 года). |
3 | Рассмотрение заявок |
Оценить поступившие предложения комиссия должна за 20 календарных дней. Продление срока допускается в случае закупки предметов искусства, культурных ценностей или научных достижений. Увеличить период рассмотрения разрешено не более чем на 10 суток. Направить письменные извещения об отложении конечной даты заказчик должен каждому участнику в течение рабочего дня. В задачи комиссии на первом этапе входит:
Результат отражают в протоколе, а затем приступают к оценке содержания предложений по установленным критериям. Заявке с самыми выгодными условиями присваивают обозначение «1». Если схемы сотрудничества не отличаются друг от друга, их нумеруют в порядке поступления. Итоги вносят в протокол, а победителю направляют проект договора. |
Важно! Отклонение всех заявок из-за несоответствия установленным требованиям является основанием признания конкурса несостоявшимся. Избрать другой способ заказчик должен и при допуске всего одного участника. Обусловлено такое правило общими принципами закупочной деятельности.
Заключение контракта с победителем закрытого конкурса
Отправить на подписание проект контракта заказчик обязан в течение 3 дней с момента составления протокола. Договор оформляют с учетом содержания заявки победителя. Цена соглашения не должна превышать объявленную НМЦ. На оформление законодатель предоставляет 20 суток, но подписать итоговый документ стороны могут лишь по истечении срока на административное обжалование – 10 дней.