В течение какого времени может быть наложен штраф? Каков срок давности привлечения по административным правонарушениям? Давность совершения административного правонарушения.
Административным проступком называют действия или бездействие человека, которые являются незаконными, но не несут серьезной общественной опасности. За такие деяния предусмотрена ответственность согласно КоАП РФ. Мы расскажем, с какого возраста и за что могут составить протокол об административных правонарушениях.
Административное правонарушение: пример
КоАП РФ предусматривает множество разновидностей таких проступков. Например:
- распитие алкоголя в общественном месте (ст. 20.20);
- : громкая нецензурная брань на улице, несущественное повреждение чужого имущества (ст. 20.1);
- мелкое хищение: или в школе на сумму до 2,5 тыс. руб. (ст. 7.27).
За незначительный проступок грозит административная, а не уголовная ответственность.
Порядок привлечения к административной ответственности
Состав административного правонарушения включает в себя четыре признака:
- Противоправность
Ситуация, при которой объект посягательства охраняется нормами права и представляет ценность для личности, государства или общества.
- Антиобщественный характер
Направленность проступка против личностных, общественных или государственных интересов, зафиксированных в статье 1.2 КоАП РФ.
- Факт деяния
Он доказан и выражен в действии или бездействии злоумышленника.
- Виновность конкретного лица
Нарушитель действовал умышленно, либо допустил оплошность по неосторожности.
Чтобы привлечь виновника к ответственности, уполномоченное должностное лицо составляет официальный акт - протокол. Например, за превышение скорости такой протокол составляет сотрудник ГИБДД. Затем материалы дела передаются в суд или иной аналогичный орган, который назначает наказание.
С какого возраста административная ответственность наступает?
К административным санкциям можно привлечь вменяемое физическое лицо в возрасте от 16 лет или юридическое лицо (ИП или организацию).
Привлечение к административной ответственности: какое наказание грозит?
Главное отличие административного проступка от уголовного деяния состоит в том, что первый несет гораздо меньше вреда для общества. Поэтому и санкции за него мягче. Виновному могут назначить:
- предупреждение - выносится в письменном виде уполномоченным органом;
- штраф;
- конфискацию орудия или предмета совершения правонарушения;
- лишение специального права (например, права управления автомобилем);
- арест до 15 суток, а в особо серьезных ситуациях - до 30 дней (например, при нарушении требований режима ЧС);
- дисквалификацию - лишение права занимать определенные должности или работать в некоторых сферах деятельности;
- приостановление деятельности (используется только для юрлиц);
- другие санкции, перечисленные в статье 3.2 КоАП РФ.
Отметим один нюанс. Привлечение к административной ответственности в виде ареста не применяется к беременным женщинам, матерям малолетних детей, несовершеннолетним гражданам, инвалидам I и II группы, военным.
Сроки привлечения к административной ответственности по КоАП РФ
Они указаны в ст. 4.5 и ст. 31.9 КоАП РФ. Согласно общему правилу, срок исковой давности по административным правонарушения составляет:
- 2 месяца - если материалы дела не передавались в суд;
- 3 месяца - в случае судебного рассмотрения.
Если проступок подпадает под п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности по административному правонарушению составляет 1 год, по нарушениям в финансовой сфере - 2 года, по коррупционным делам - 6 лет.
КоАП РФ устанавливает разные сроки давности - в зависимости от категории проступка.
Чтобы исполнить решение суда, отводится ровно два года. Срок отсчитывается с момента вступления в силу судебного вердикта. Если он отсрочен или приостановлен, срок давности также ставится «на паузу». Например, когда виновный уклоняется от исполнения наказания, срок давности приостанавливается на время розыска.
Если человек принял и честно отбыл наказание, через год он считается «чистым» - как будто вовсе не привлекался к административной ответственности.
Постановление суда за 2 года не исполнено - его можно считать аннулированным.
Административный штраф: как узнать задолженность по фамилии?
Штраф - наиболее распространенная административная санкция. При этом многие виновники уклоняются от его уплаты или не оплачивают вовремя. Уточнить сумму задолженности по фамилии можно:
- онлайн - через портал Госуслуг, официальный сайт ФНС или ФССП РФ;
- лично - через местное отделение налоговой инспекции или судебных приставов.
Через Госуслуги
Узнать долг по административному штрафу на данном портале можно только после регистрации. Алгоритм проверки следующий:
- зайдите в личный кабинет;
- перейдите на вкладку «Популярные услуги» в раздел «Штрафы ГИБДД» или «Проверка налоговых задолженностей».
В новом окне вы увидите все неоплаченные штрафы.
Чтобы найти другие штрафы по фамилии, воспользуйтесь разделом «По ведомствам». Здесь хранятся сведения обо всех государственных учреждениях.
Через сайт судебных приставов
Чтобы узнать о долгах через этот ресурс, нужно:
- войти на сайт ФССП РФ ;
- в форме ввести свою фамилию и регион проживания;
- нажать кнопку «Найти».
Регистрироваться не нужно, информация предоставляется бесплатно.
Через сайт ИФНС РФ
Процедура аналогична предыдущим способам:
- зайдите на сайт налоговой инспекции ;
- введите ваш регион, населенный пункт, улицу;
- внесите ваши Ф.И.О.;
- нажимаете кнопку поиска.
Регистрация и подтверждение личности на данном сайте обязательно.
Личное посещение госучреждений
Если вам не подходят способы проверки через интернет, можете посетить необходимое учреждение лично и запросить информацию о наличии задолженности по штрафам. Возьмите с собой паспорт для подтверждения личности.
Задолженность по административным штрафам можно узнать как онлайн, так и лично через госорганы.
Административная ответственность за неуплату алиментов
Еще один проступок, за который часто наказывают граждан - неуплата алиментов. Он охватывается ст. 17.14 КоАП РФ.
Назначение алиментов происходит через суд. Судья выносит решение и оформляет исполнительный лист, который передается в службу судебных приставов для контроля за должником.
Алиментщика привлекут к ответственности по ст. 7.14 КоАП РФ, если он:
- игнорирует законные требования судебного пристава;
- предоставил ложные сведения о своих имущественных правах (например скрыл, что имеет в собственности квартиру);
- не сообщил о смене места работы, учебы или проживания;
- умолчал о появление новых источников дохода.
Доказывать злостность проступка не нужно. Даже единоразовое нарушение позволяет использовать эту норму. Виновник получит от 1000 до 2500 руб. штрафа.
За неуплату алиментов привлекают к административной ответственности.
Если реакции от алиментщика не последовало и он не заплатил административный штраф, вменяется другая статья - 20.25 КоАП РФ, по которой грозит:
- штраф в двукратном размере от первоначальной суммы;
- арест до 15 суток;
- от 20 до 50 часов.
Как видите, норма имеет более неприятные последствия, однако применяется только в случае, если человеку уже назначена «административка» (в нашем случае - по ст. 17.14 КоАП РФ).
Отметим один нюанс. За неуплату алиментов предусмотрены и другие карательные санкции. Например, лишение водительских прав. Злостных неплательщиков ждет уголовная статья 157 УК РФ.
Законодательством установлен срок давности привлечения к уголовной ответственности.
Это определенный период времени после совершения лицом преступления .
С момента его окончания виновный освобождается от уголовного наказания, даже если его причастность к противоправному деянию полностью доказывается.
Целесообразность применения сроков давности вызывает споры в России, поэтому требует более тщательного рассмотрения.
Основания для установления сроков давности
Некоторые авторы юридической литературы оправдывают существование сроков давности уголовного преследования, приводя следующий аргумент: по истечении длительного времени утрачивается общественная вредность преступления.
Однако есть и критики такого мнения. Они считают, что завершение срока давности уголовного дела не означает, что пропадает общественная опасность деяния: хотя она зафиксирована на момент совершения преступления, впоследствии она может только изменяться под воздействием внешних условий.
Согласно еще одной точке зрения, после завершения срока давности нецелесообразно подвергать лицо уголовному наказанию. Объяснение приводится такое: виновный при условии продолжительного правомерного поведения перестает представлять опасность для общества , поэтому больше не нуждается в исправлении.
Имеются и другие соображения, исходя из которых не следует применять меры уголовной репрессии к тем, кто совершил правонарушение много лет назад. В таких случаях сам акт преступления чаще всего утрачивает социальную актуальность.
Соответственно, привлечение к уголовной ответственности уже не окажет должного предупредительного эффекта . Кроме того, наказание преступника не поспособствует удовлетворению потерпевших и всего общества в восстановлении социальной справедливости.
Выдвигаются также соображения сугубо процессуального свойства. По истечении длительного промежутка времени установление истины по уголовному делу затрудняется. Утрачиваются доказательства , возникают трудности, связанные с розыском свидетелей и проверкой достоверности их показаний.
Важно отметить, что даже по истечении срока давности лицо не признается невиновным, а совершенное им деяние остается преступным. Время не изменяет общественное значение правонарушения.
Иными словами, применение сроков давности уголовного преследования является актом гуманизма , но не попустительства.
Сроки давности в УК РФ
В УК РФ срок давности уголовного преследования регулируется ст. 78.
Действующая в 2019 г. редакция закона предусматривает, что лицо освобождается от ответственности, если с момента совершения деяния прошел определенный период времени:
- 2 года - после совершения преступления небольшой тяжести (мелкое мошенничество, побои, клевета);
- 6 лет - после совершения преступления средней тяжести (кража, совершенная группой лиц, растрата, привлечение несовершеннолетнего к участию в преступлении);
- 10 лет - после совершения тяжкого преступления (разбой, сопряженный с незаконным проникновением в жилище, кража в особо крупном размере);
- 15 лет - после совершения особо тяжкого преступления (убийство двух и более лиц, руководство ОПГ, диверсия, совершенная группой лиц по предварительному сговору).
Отдельно стоит отметить, что сроки исковой давности в уголовном праве не предусмотрены . Виновные в таких случаях должны быть привлечены к ответственности уполномоченным государственным органом. Не имеет значения, совершают ли потерпевшие какие-либо действия для этого.
Однако существует срок исковой давности, в течение которого жертва преступления может обратиться в гражданский суд для взыскания ущерба. Он составляет 3 года.
Принцип исчисления
Исчисление срока давности по уголовному делу начинается с 00:00 часов дня, который следует да датой совершения преступления . Завершается этот период после вынесения судебного приговора и его вступления в законную силу.
Если совершено еще одно правонарушение, то сроки давности исчисляются по каждому конкретному эпизоду по отдельности. При рассмотрении дел, касающихся тяжких преступлений, судья вправе не учитывать срок давности, даже если тот уже истек, и назначить любое наказание.
Если расследуется продолжаемое преступление, которое состояло из ряда повторяющихся действий, объединенных общей целью, срок давности начинает исчисляться с момента совершения последнего действия .
Для длящегося преступления, состоявшего из протяженных во времени деяний, началом срока давности становится окончание либо пресечение незаконного поведения лица .
Из срока давности исключается период, в течение которого виновный скрывается от правоохранителей. Только после его задержания или явки течение срока давности восстанавливается.
Таким образом, исчисление срока давности стартует с момента окончания преступления и завершается реальным применением уголовного наказания.
Применение сроков давности на разных стадиях уголовного процесса
Возможна ситуация, когда срок давности завершается на определенной стадии уголовного процесса . В законе предусматриваются решения для каждого случая.
Досудебное производство
Если срок давности уголовного преследования истекает во время предварительного расследования, возможно освобождение лица от ответственности .
Однако должны быть обеспечены конституционные права всех участников судопроизводства.
Главное условие - это согласие обвиняемого (подозреваемого) на прекращение уголовного дела.
Это важно, поскольку обстоятельство, содержащееся в п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, является нереабилитирующим, то есть лицо не признается невиновным. При его отказе от прекращения уголовного преследования выносится обвинительный приговор с освобождением от наказания.
Предварительное слушание
Если предварительное расследование завершилось, но после передачи дела в суд истек срок давности, прекращение уголовного преследования также возможно. Однако для этого требуется основание.
Обвиняемый должен подготовить ходатайство о прекращении уголовного дела в связи с истечением срока давности. Затем в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 229 УПК РФ суд должен провести предварительное слушание и вынести решение о прекращении дела.
Судебное разбирательство
В судебной практике используются 2 варианта решений о применении сроков давности в случаях, когда они завершаются на стадии судебного разбирательства:
- Прекращение уголовного преследования без продолжения слушания дела (если получено согласие обвиняемого).
- Продолжение производства в обычном порядке (если обвиняемый заявляет о своей непричастности к преступлению). В таких ситуациях судьи иногда выносят постановление об освобождении от уголовной ответственности.
Приостановление срока давности
Мнение о том, что, переждав определенный промежуток времени, можно избежать наказания, ошибочно.
При уклонении обвиняемого (подозреваемого) от суда и следствия срок давности по уголовным преступлениям приостанавливается до момента задержания преступника либо его добровольной явки с повинной .
Возможно также приостановление срока давности обвинительного приговора в случае, если суд дает осужденному отсрочку отбывания наказания. Для этого требуются веские основания , среди которых:
- наличие малолетних детей на иждивении;
- прохождение реабилитации в наркодиспансере;
- период беременности.
Течение срока давности уголовного преследования возобновляется после завершения отсрочки отбывания наказания либо после ее отмены. Единственное исключение - ситуация, при которой осужденный полностью или частично освобождается от наказания в период отсрочки по результатам наблюдения за ним.
Преступления без сроков давности
Согласно ст. 78 УК РФ, в ряде случаев невозможно прекращение уголовного дела по срокам давности из-за их повышенной общественной опасности.
Преступления против мира и безопасности человечества
Следуя международным правовым нормам, российские суды не применяют сроки давности в отношении преступлений, которые совершаются против мира и безопасности населения . К ним относятся:
- Теракты.
- Захват заложников.
- Развязывание, планирование, ведение, подготовка агрессивной войны.
- Угон воздушного, водного судна или подвижного ж/д состава.
- Использование способов ведения войны.
- Экоцид и геноцид.
Особо тяжкие преступления
При рассмотрении дел, касающихся особо тяжких преступлений, судебные органы вправе определять, учитывать ли истечение срока давности.
Этот вопрос решается индивидуально в каждом случае.
Если судья сочтет, что применение срока давности возможно, он вынесет обвинительный приговор с освобождением осужденного от наказания .
Однако закон разрешает продолжать уголовное преследование по особо тяжким преступлениям, даже если они были совершены в далеком прошлом.
В УК РФ предусмотрены сроки давности уголовного преследования, по истечении которых виновного нельзя привлечь к уголовной ответственности. Они составляют от 2 до 15 лет , что зависит от тяжести деяния.
Сроки давности не распространяются на теракты и иные преступления против мира и безопасности населения. Кроме того, судья своим решением может отменить действие срока давности в отношении особо тяжкого преступления.
Видео: Освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности
1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, о геодезии и картографии, о наименованиях географических объектов, патентного, антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных , ), о средствах массовой информации (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 13.15 настоящего Кодекса)об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о потребительском кредите (займе), о кредитных историях, о государственном регулировании цен (тарифов), о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, о рекламе, об электроэнергетике, о теплоснабжении, в сфере водоснабжения и водоотведения, о газоснабжении, о лотереях, законодательства о физической культуре и спорте (в части, касающейся нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях), о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр), о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, об организации и о проведении азартных игр, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, страхового законодательства, законодательства о клиринговой деятельности, об организованных торгах, об инвестиционных фондах, о негосударственных пенсионных фондах, законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации, о сельскохозяйственной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях, о ломбардах, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе, об открытии счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, о заключении договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) (в части административных правонарушений, ), а также за нарушение трудового законодательства, иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов (в части административных правонарушений, предусмотренных ), порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, законодательства в сфере государственного оборонного заказа (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.1, частями 1, 2 и 2.1 статьи 14.55, 14.55.2, 15.37, 15.40, 15.40.1, 19.4.2, частью 7.1 статьи 19.5, частью 2 статьи 19.7.2 настоящего Кодекса), о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 — 7.32, 7.32.5, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса), законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.3, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса), об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, об основах государственного регулирования торговой деятельности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о пожарной безопасности, о промышленной безопасности, о безопасности гидротехнических сооружений, о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, о применении контрольно-кассовой техники, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об исполнительном производстве, об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации, о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о противодействии экстремистской деятельности (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3.1 настоящего Кодекса), а также за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган по их требованию сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, а также в части непредоставления или неполного предоставления демонстратором фильма, осуществляющим платный показ фильма в кинозале, информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах либо предоставления заведомо недостоверной информации), в области охраны собственности (в части административных правонарушений, предусмотренных , 7.5 настоящего Кодекса) по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее — Таможенный союз) и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле, за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также за административные правонарушения, предусмотренные , за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.1.1 настоящего Кодекса) по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.64 — 5.68 настоящего Кодекса), о несостоятельности (банкротстве), об аккредитации в национальной системе аккредитации по истечении трех лет со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 настоящего Кодекса) и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции — по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения.
2. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
3. За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении — одного года со дня его обнаружения.
4. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении — со дня его обнаружения).
5. В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
5.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные , в части использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода начинает исчисляться со дня получения общероссийской антидопинговой организацией заключения лаборатории, аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством, подтверждающего факт использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода.
6. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.
6.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные , начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.
7. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, совершенные в Антарктике, начинает исчисляться со дня поступления материалов дела в орган, должностному лицу, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.
Комментарий к Ст. 4.5 КоАП РФ
1. Срок давности привлечения к административной ответственности — это срок, после истечения которого исключается возможность назначения административного наказания.
По общему правилу срок давности привлечения к административной ответственности не может превышать двух месяцев. Однако, за отдельные виды правонарушений, перечисленных в ч. 1 комментируемой статьи 4.5 КоАП РФ, срок давности увеличен до одного года. Это обусловлено рядом обстоятельств, которые не позволяют в течение общего срока давности выявить факт совершения правонарушения:
1) наличие объективного временного разрыва между совершением правонарушения и проявлением его вредных последствий (например, нарушения законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, о континентальном шельфе; сезонно-климатические условия, не позволяющие быстро установить необходимые причинно-следственные связи (например, нарушения законодательства об охране окружающей среды);
2) особенности календарной отчетности, а также осуществления государственного контроля и надзора в соответствующей сфере (например, нарушения законодательства о налогах и сборах).
Следует отметить, что Федеральным законом от 21.12.2013 N 375-ФЗ с 22 июня 2014 года ч. 1 статьи 4.5 после слов «о негосударственных пенсионных фондах,» будет дополнена словами «законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации, о сельскохозяйственной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях, о ломбардах,», а также после слов «о защите прав потребителей,» будет дополнена словами «о потребительском кредите (займе),». Кроме того, Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ с 1 января 2015 года часть 1 будет содержать и ссылку на нормы трудового законодательства.
2. Для большинства административных правонарушений моментом, с которого начинает течь срок давности, является день совершения правонарушения. Для длящихся административных правонарушений такой срок привлечения к ответственности исчисляется иначе, так как правонарушения такого рода характеризуются непрерывным осуществлением единого состава определенного действия (бездействия).
Так, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 разъясняется, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом или иным нормативным правовым актом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
3. Часть комментируемой статьи 4.5 КоАП РФ определяет специальные сроки давности при назначении наказания в виде дисквалификации (см.
Основная информация по этому вопросу может быть получена в соответствующем Кодексе. Так, ст. 24.5 КоАП говорит, что истечение сроков давности привлечения к административной ответственности не только гарантирует прекращение уже начатого делопроизводства, но и то, что открытие нового разбирательства также невозможно. В зависимости от области права, в которой произошло нарушение, будет зависеть и время, отведенное на вынесение постановления, о чем говорится в ст. 4.5 КоАП.
Общие моменты, связанные с определением срока давности
Среди правонарушений, относящихся к административному праву, нет тех, что не имеют подобного ограничения. Это обусловлено самой природой этого вида деяний, как правило, гораздо менее значительных, нежели те, что относят к сфере Уголовного Кодекса.
Смысл наличия такой нормы, как «истечение сроков давности привлечения к административной ответственности« , в том, чтобы дисциплинировать и подвести под общий стандарт разбирательство подобных дел по всей стране. Немаловажно и то, что такое ограничение заставляет рассматривать дела (особенно через суд) в разумных временных рамках, а не затягивать до бесконечности.
Давности привлечения к административной ответственности посвящена ст. 4.5 КоАП. Есть ряд принципиальных, базовых моментов, которые в ней указываются:
- максимально возможный срок давности не един для всех административных правонарушений. Существуют несколько групп, разделенных по признаку субъекта юрисдикции (кто выносит решение), вида возможного наказания и т.д.;
- минимально установленный срок давности, который принято считать основным - 2 месяца. В той же, ст. 4.5, указаны виды административных правонарушений, для которых срок увеличивается вплоть до 6 лет. Все они - исключения;
- срок давности, точнее его истечение, означает не только прекращение уже идущего разбирательства, но и то, что еще не открытое делопроизводство не может быть начато;
- если проступок предполагает рассмотрение дела и назначение наказания судебным органом, то минимальный срок устанавливается на отметке 3 месяца;
- не является единым и день, который признается точкой отсчета для срока давности. Самый распространенный - день, следующий за днем непосредственного нарушения закона. При т.н. длящихся правонарушениях, берется день, стоящий после даты выявления преступления и составленного на этот счет протокола;
Внимание! Длящимся признается правонарушение, заключающееся в повторяющемся действии, либо бездействии, которое законом будет характеризоваться как преступление. Примерами могут быть вождение автомобиля без прав, определенная предпринимательская деятельность без лицензии и т.д.
Нюансы, связанные с рассмотрением дел в суде
Суд, в т.ч. арбитражный, может привлекаться как орган, уполномоченные давать постановления по административным делам. Как правило, это и есть самые затяжные дела. Существует у подобных дел и своя специфика:
- при изначальном рассмотрении дела, как уголовного преступления и последующей переквалификации его в административное правонарушение, срок давности будет отсчитываться с момента выявления нарушения, а не приема судом, либо другим уполномоченным органом документов этого дела;
- подсудность дела (либо вынесение решения о наказании другим, уполномоченным на то органом) всегда соответствует месту совершения преступления. Однако виновник может ходатайствовать о переносе рассмотрения в регион/район его постоянного места проживания.
В последнем случае, срок, требующийся на пересылку корреспонденции, относящейся к административному разбирательству, в счет срока давности не включается (он приостанавливается). Таким образом использовать этот «прием» для затягивания дела с целью прекратить его не получится.
Нередки случаи, когда уполномоченным на то органом все же выносится решение о назначении административного наказания (штраф, арест, дисквалификация и т.д.), даже когда произошло истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. Случаться это может по двум причинам :
- не правильно определенная дата самого правонарушения, что встречается довольно часто, учитывая специфику ряда административных нарушений (закон о нейтральный водах, антимонопольное законодательство и т. д.);
- сознательное игнорирование уже истекшего срока давности при назначении наказания.
Учитывая юридическую неграмотность населения, подобное может оставаться незамеченным. В любом случае, когда такое нарушение выявлено, то вступившее в силу административное наказание признается незаконным и должно быть отменено, либо же, на основании ст. 29.9 КоАП, не может быть назначено.
С другой стороны, существует популярное заблуждение, касающееся того, что можно дождаться, когда истечет срок давности для привлечения к административной ответственности, попросту не являясь на суд/комиссию по своему делу и отказываясь от получения повестки, либо постоянно болея.
Специально для этого было дано разъяснение Верховного суда, указавшее, что для суда важен факт отправки извещения, а не его получения, а по болезни бесконечно уклоняться не получится. В обоих случаях дело может быть рассмотрено без Вас.
Исключительные нормы по сроку давности
В первой части ст. 4.5 КоАП изложены все возможные сроки, зависящие от области права, которая была нарушена. Список чрезвычайно обширен, но его условно можно разделить на несколько групп.
Крупнейшую из них составляют правонарушения, срок давности по которым составляет 12 месяцев. Полный перечень их можно увидеть в тексте последней редакции самой статьи, которая размещена .
До 24 месяцев может вестись разбирательство по следующим делам:
- любое правонарушение, связанное с таможенным законодательством нашей страны, либо правил международных таможенных организаций, в которых РФ состоит (ТС, членом которого Россия является с 01.06.2010 г.);
- нарушения, связанные с оборотом валюты, любыми валютными операциями;
- относящиеся к бухгалтерской отчетности и бухучету дела (ст. 15.11 КоАП), связанные в т.ч. и с профессиональной дисквалификацией;
- допущенные нарушения бюджетных норм и правоотношений, принятых на территории РФ;
- нанесение побоев, которые судом будут квалифицированы как административное правонарушение, а не уголовное;
- неисполнение родительских обязанностей в виде уклонения от материального содержания детей и/или недееспособных родителей.
Для ряда правонарушений срок давности привлечения к административной ответственности составляет 3 года. Основная группа нарушений, которые могут рассматриваться так долго, касается финансового блока ФЗ «О политических партиях». Можно перечислить следующее:
- непредоставление финансового отчета о деятельности ПП, либо грубое нарушение сроков по его предоставлению;
- незаконное (нецелевое) расходование денежных средств, привлеченных для политических нужд от населения;
- незаконное финансирование политической партии, осуществленное физическим, либо юридическим лицом;
- нарушение сроков возврата финансовых средств первоначальному жертвователю (либо в пользу государства), когда такая процедура необходима;
- правонарушения в законодательстве об аудите, который распространяется в т.ч. и на политические партии.
Те же 3 года отведены на разбирательство дел, которые относятся к области банкротства физических и юридических лиц.
На 2017 год максимально возможный срок давности, установленный законом для назначения наказаний за административные правонарушения, составляет 6 лет. Преступления на которые это будет распространяться - те, что могут требовать максимально длительного разбирательства и сопряжены с большой общественной опасностью. Среди них:
- правонарушения, связанные с попустительством при противодействии коррупции на территории Российской Федерации;
- нарушение антитеррористического законодательства РФ, в т.ч. содействие в финансировании подобных организаций, помощь в легализации их средств и т.д. Объектом права в данном случае выступают кредитные организации (коммерческие банки), штрафы для которых исчисляются десятками миллионов рублей.
Внимание! Конечно же, речь идет о неосознанных действиях, допущенных по невнимательности, либо из-за непрофессионализма сотрудников. В противном случае отвечать нужно будет по тяжкой уголовной статье.
Известно, что последствия привлечения к административной ответственности могут быть совершенно разными, равно как и сами назначаемые наказания, от выбора которых может зависеть и максимальное время рассмотрения дела. Срок давности будет зависеть от вида наказания, строго говоря, лишь в 1 случае - когда речь идет о дисквалификации нарушителя. Это указано все в той же ч. 1 ст. 4.5 КоАП.
К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).
Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.
По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, за исключением случаев, прямо названных в ст. 4.5 КоАП РФ. Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее двух лет со дня совершения административного правонарушения. Отметим, что истечение срока давности привлечения к этой ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). Таким образом, постановление об административном правонарушении за нецелевое использование средств не может быть вынесено позднее двух лет со дня его совершения.
При этом следует учитывать, что за административные правонарушения, ведущие к применению административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения (ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).
Обозначенные положения ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ не ставят разрешение вопроса об определении срока давности привлечения к ответственности в зависимость от того, какое именно наказание лицу будет назначено, а прямо и однозначно указывают, что за административные правонарушения, ведущие к применению административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.
С учетом вышеизложенного положения ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ являются специальными по отношению к ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ. Таким образом, срок давности привлечения должностных лиц к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 15.14, ч. 1, 2 ст. 15.15.2, ст. 15.15.3, ч. 1 ст. 15.15.4, ч. 1, 1.1 ст. 15.15.5, ст. 15.15.12, 15.15.13, 17.7 и ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, составляет один год.
При этом необходимо учитывать: поскольку дисквалификация может быть применена к должностному лицу как физическому лицу (ст. 3.11 КоАП РФ), при привлечении к административной ответственности юридического лица (то есть самого учреждения) данное ограничение срока правового значения не имеет.
Постановление Пленума ВС РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».