Внутренние морские воды являются частью. Внутренние морские воды: понятие, особенности, правовой режим
Внутренние морские воды являются частью территории соответствующего государства, на которую распространяется его суверенитет и юрисдикция в полном объеме.
Правовой режим внутренних морских вод регулируется Конституцией Украины, Кодексом торгового мореплавания Украины, Законом Украины «О государственной границе Украины» от 4 ноября 1991 года и другими законодательными актами, а также нормативно-правовыми актами подзаконного характера.
Во внутренние воды входят: воды морских портов, заливов, бухт, губ, лиманов, исторические воды, а также воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета территориальных вод.
Правовой режим морских портов в основном регулируется нормами национального права. В Украине правовой режим портов установлен разделом IV «Морской порт» Кодекса торгового мореплавания Украины (КТМ). В соответствии со статьей 73 КТМ морской порт является государственным транспортным предприятием, предназначенным для обслуживания судов, пассажиров и грузов на отведенных порту территории и акватории, а также перевозки грузов и пассажиров на принадлежащих порту судах. В Украине порты бывают торговые, рыбные и специализированные.
Кроме того, различают порты открытые и закрытые. Прибрежные государства открывают для захода иностранных судов некоторые торговые порты. Причем, вопрос о том, какие из портов должны быть открыты, относится к исключительной компетенции государства. Для посещения открытых портов, как правило, не требуется запрашивать разрешение прибрежного государства или уведомлять об этом. В открытые порты должен быть обеспечен свободный доступ всех судов независимо от флага и без какой-либо дискриминации.
В закрытые порты заход иностранных суд ов подвергается особому регулированию и здесь устанавливается разрешительная система захода. Судно, терпящее бедствие, может осуществить заход в любой порт прибрежного государства.
Внешней границей внутренних морских вод портов являются очерченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря, точки портовых сооружений. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года делает акцент на том, что это должны быть постоянные портовые сооружения (статья 11 Конвенции). К территории порта относятся отведенные порту земли, а также намытые, насыпанные или созданные иными технологическими способами за счет территории порта площади. Акваторией порта являются отведенные порту водные пространства. Территория и акватория морского порта являются государственной собственностью и предоставляются порту в пользование (статья 74 КТМ).
Иностранные невоенные суда могут заходить во внутренние воды только с разрешения прибрежного государства и должны соблюдать его законы.
Прибрежное государство может устанавливать в отношении иностранных судов следующие виды правового режима:
а) национальный режим (такой же, какой предоставляется своим судам);
б) режим наибольшего благоприятствования (предоставление условий не худших, чем те, которыми пользуются суда какого-либо третьего государства);
в) специальный режим (например, для судов с ядерными силовыми установками, перевозящими ядовитые, химические и другие материалы.
Иностранные суда должны во внутренних морских водах соблюдать законы и другие правила, установленные прибрежным государством, в отношении иммигра-ционного, таможенного, санитарного контроля, безопасности плавания, охраны окружающей среды. Например, в иностранном порту суда подлежат санитарному конт-
ролю на основе Международных санитарных правил 1951 года (уточнены в 1969 году). Не выполнившее санитарных правил судно не подлежит задержанию в порту. Оно может выйти в море, но в течение всего рейса не может заходить в другие порты этого же государства.
На иностранные торговые суда, к которым обычно относят все суда, кроме военных и используемых для публичных целей (охрана побережья, рыбоохрана и т.д.), находящиеся во внутренних морских водах прибрежного государства, распространяется уголовная, гражданская и административная юрисдикция прибрежного государства.
В основе уголовной юрисдикции лежит общее правило о том, что поскольку внутренние морские воды являются частью государственной территории, то преступления, совершенные на борту иностранных торговых судов, находящихся в пределах этих вод, подлежат юрисдикции прибрежного государства. Но на практике, чаще всего в силу двусторонних договоров, власти прибрежного государства предпочитают воздерживаться от осуществления уголовной юрисдикции в отношении моряков иностранного судна, если совершенные ими преступления не нарушают мир и добрый порядок в нем, если вмешательство не является международным обязательством прибрежного государства или если об ином не просят дипломатические или консульские должностные лица государства флага судна. Иностранные торговые суда не должны предоставляться как убежище для лиц, преследуемых властями прибрежного государства за совершенное преступление.
Гражданская юрисдикция над иностранными торговыми судами заключается в том, что судебными властями прибрежного государства могут рассматриваться гражданские иски в отношении иностранного торгового судна и имущества, находящегося на его борту, во время стоянки судна в порту. Такие иски могут быть заявлены к судну в связи с неисполнением контракта, причинением ущерба, спасанием и т.п. Реализация гражданской
юрисдикции по отношению к иностранному торговому судну может включать в себя задержание или арест такого судна в обеспечение исковых требований или исполнения судебных или арбитражных решений. Решение о задержании или аресте должно выноситься компетентным судебным органом прибрежного государства. Вместе с тем принадлежащие государству суда сохраняют иммунитет от задержаний и арестов, вытекающих из исполнения судебных решений по гражданским делам, либо в обеспечение заявленного иска. Однако, несмотря на это, в последнее годы ряд украинских торговых судов, в основном принадлежащих Черноморскому морскому пароходству, были арестованы в иностранных портах в целях обеспечения исковых требований иностранных кредиторов к пароходству.
Следует отметить, что в соответствии со сложившейся международной практикой прибрежное государство не осуществляет юрисдикции по делам, относящимся к внутреннему распорядку на иностранном судне, включая гражданские споры между членами команды, возникающие в связи с их службой на судах. Что касается трудовых правоотношений между членами экипажа иностранного торгового судна, то, в принципе, они подпадают под юрисдикцию прибрежного государства. Однако на практике прибрежные государства обычно не вмешиваются в трудовые споры между членами такого экипажа, кроме случаев, когда спор касается заработной платы или выполнения обязанностей на борту судна, если иное не установлено соответствующим договором. Следует также помнить, что целый ряд социальных аспектов труда моряков регулируется конвенциями Международной организации труда и их нарушение в любой стране, в любом иностранном порту может повлечь вмешательство иностранных общественных организаций, прежде всего национальных профсоюзных организаций. Подобные случаи имели место в отношении моряков украинских и российских судов, арестованных в иностранных портах^ К наиболее важным из этих конвенций отно-
сятся: № 163 О социально-бытовом обслуживании моряков, 1987 года; № 164 О здоровье и медицинском обслуживании моряков, 1987 года; № 165 О социальном обеспечении моряков, 1987 года; № 145 О непрерывной занятости моряков, 1976 года; № 133 О помещениях для экипажа на борту судна, 1970 года и др.
Административная юрисдикция в основном базируется на нормах административного Права, устанавливающих режим пребывания иностранных судов во внутренних морских водах прибрежного государства. Согласно этим нормам иностранные суда как государственные, так и частновладельческие, подлежат административной юрисдикции прибрежного государства в полном объеме. Прежде всего это касается выполнения таможенных и санитарных правил, а также мер контроля, относящихся к безопасности судов, охране человеческой жизни, допуску иностранцев.
Иные правила установлены для иностранных военных судов. Следует отметить, что прибрежные государства всегда уделяли особое внимание регламентации захода иностранных военных кораблей во внутренние морские воды и порты. В законодательстве большинства государств установлен разрешительный порядок захода иностранных военных кораблей во внутренние воды и порты. В соответствии с этим порядком заинтересованное государство по дипломатическим каналам не позднее определенного срока должно направить запрос государству, в чьи торговые порты предполагается заход его кораблей,.и получить на это соответствующее разрешение. Причем в запросе должны быть указаны цели захода, численность экипажа и время пребывания в порту. Что касается военных портов, то они, как правило, закрыты для посещения иностранных военных судов. Особый порядок пребывания иностранных военных судов.в территориальном море и внутренних водах, в том числе в портах Украины, вытекает из содержания статей 13, 14, 15и34 Закона Украины «О государственной границе Украины» от 4 ноября 1991 года.
Личный состав военного корабля в иностранном порту увольняется командиром корабля по согласованию с местными властями, а в случае нарушения установленного порядка, судну может быть предложено покинуть порт и прибрежные воды принимающего государства.
Следует указать, что в связи с интенсивным развитием международного судоходства в настоящее время наметилась тенденция по ограничению юрисдикции прибрежного государства в отношении иностранных судов, находящихся в его внутренних водах. Рядом государств и международных морских организаций было выдвинуто предложение о необходимости заключения международной конвенции о внутренних морских водах, которая кодифицировала бы базисные положения, выработанные международной практикой, а национальное право конкретизировало бы и детализировало их.
К внутренним водам государства относятся морские бухты, заливы, лиманы, берега которых принадлежат одному государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль. В случае если ширина входа в залив превышает 24 мили, то внутри залива от берега к берегу проводится прямая линия в 24 мили длиной таким образом, чтобы ею ограничивалось, возможно, большее пространство. Водная территория, расположенная внутри этой линии, является внутренними водами.
Кроме того, внутренними считаются так называемые «исторические воды», перечень которых устанавливается правительством соответствующего государства. К историческим водам обычно относятся воды некоторых заливов (независимо от ширины входа), которые в силу исторической традиции или международного обычая считаются внутренними водами прибрежного государства. Историческими, например, являются: залив Петра Великого на Дальнем Востоке Российской Федерации (ширина входа более 100 миль по линии от устья реки Тюмень-Ула до мыса Поворотный); Гудзонов залив в Канаде (50 миль), Габесский залив в Тунисе (50 миль), залив Делавэр в США и др.
В состав внутренних вод входят озера и внутренние моря. Если озера полностью окружены берегами одного государства» то они относятся к государственной территории. Если лее они окружены территорией нескольких государств, между этими государствами практикуется заключение соглашений о режиме вод, принадлежащих каждому из них. К таким озерам относятся: Боденское озеро, окруженное территорией ФРГ и Швейцарии, Женевское озеро между Францией и Швейцарией, Великие озера, граничащие с Канадой и США. При отсутствии таких соглашений предполагается, что граница определяется срединной линией.
Практически такие же правила относятся к так называемым внутренним (замкнутым) морям, окруженным со всех сторон территорией одного государства. Если же такое море имеет в окружении берега двух или более стран, то суверенные права каждого из них распространяются только на его территориальные воды, а в центральной части устанавливается режим открытого моря. Такое имеет место в Черном море. В Каспийском море в период существования СССР в основном сохранялся правовой режим, установленный еще Гюлистанским и Туркманчайским мирными договорами, заключенными еще в 1813 и 1828 годах между Россией и Персией (ныне Ираном). В этих договорах Персия уступила России исключительное право на содержание в Каспийском море военных кораблей. После распада СССР и образования вокруг Каспийского моря ряда независимых государств встал вопрос о его разделе между Азербайджаном, Казахстаном, Россией и Туркменистаном, осложнерный наличием крупных месторождений нефти в недрах каспийского шельфа. Принципы такого раздела должны стать предметом переговоров между заинтересованными государствами. Законодательство Российской Федерации (Закон РФ «О государственной границе» 1993 года), в котором нашла свое воплощение советская доктрина международного права, относит к внутренним водам РФ по анало-
гии с «историческими» заливами сибирские моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.
Представляет интерес точка зрения канадского ученого Д. Фарана, полагающего, что главными критериями для отнесения морских вод к историческим являются следующие:
а) исключительная власть и контроль над таким морским районом, включая изгнание иностранных судов из него в случае необходимости;
б) долгое пользование им или истечение длительного времени, хотя длина конкретного периода зависит от обстоятельств;
в) молчаливое согласие других государств, особенно тех, чьи интересы могут быть задеты данным статусом.
Прибрежное государство осуществляет во внутренних водах права, вытекающие из суверенитета. Оно регулирует судоходство и рыболовство, на этой территории запрещено заниматься каким-либо промыслом или научными исследованиями без разрешения компетентных органов прибрежного государства. Следует обратить внимание на то, что Конвенция ООН по морскому праву 1982 года содержит специальную статью 225, которая регламентирует оказание помощи исследовательским судам. Все государства должны принимать разумные нормы, правила и процедуры для содействия и облегчения морских научных исследований и в необходимых случаях для облегчения доступа в свои гавани морским исследовательским судам.
4. Территориальное море
(территориальные воды) и его правовой режим
Территориальное море (территориальные воды) - это морской пояс, расположенный вдоль берега или непосредственно за внутренними морскими водами прибрежного государства и находящийся под его полным суверенитетом. Острова, находящиеся за пределами
территориального моря, имеют свое собственное территориальное море. Однако прибрежные установки и искусственные острова территориальных вод не имеют.
Каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль. Из 134 прибрежных государств 78 государств установили 12-мильную зону (в том числе Россия, Польша, Украина, Болгария, Румыния, Куба, Франция, Испания, Португалия и др.), 5 государств - в 6 миль (в том числе Греция, Турция и др.), 2 государства - в 4 мили (Норвегия и Финляндия), 20 государств - 3 мили (в том числе Великобритания, ФРГ, Нидерланды, Дания, Австралия и др.). Вместе с тем имеются государства, установившие в одностороннем порядке ширину территориальных вод, превышающих лимит, установленный Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. Так, например, Ангола установила ширину террит-рриальных вод в 20 миль, Нигерия и Того - 30 миль, Гамбия, Танзания, Камерун, Мадагаскар - 50 миль, Мавритания - 70 миль. Имеются и более обширные притязания, которые международное право осуждает.
Существуют три основных способа отсчета территориальных вод:
1) от линии наибольшего отлива вдоль берега прибрежного государства;
2) если береговая линия извилиста или изрезана либо вблизи берега имеется цепь островов, может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих наиболее выдающиеся в море точки берега и островов;
3) от внутренних морских вод.
Внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки прямой исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря (12 миль).
Боковая граница территориальных вод смежных государств, а также границы территориального моря противолежащих государств, берега которых отстоят друг от друга менее чем на 24 (12+12) мили, определяется международным договорами.
Суверенитет прибрежного государства распространяется на водное пространство территориального моря, воздушное пространство над ним, а также на поверхность дна и недра в этой зоне (статья 1 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года). Территориальное море является частью территории соответствующего государства. Однако объем суверенных прав прибрежного государства в территориальном море несколько уже, чем во внутренних водах. Из объема правомочий государства устанавливается исключение - право мирного прохода. Невоенные суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальное море. При этом под проходом понимается плавание через территориальное море с целью:
а)пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод; или
б) пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на рейде или у портового сооружения (статья 18 Конвенции 1982 года).
В соответствии со статьей 19 Конвенции по морскому праву «проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства».
Проход признается нарушающим «мир, добрый порядок и безопасность» прибрежного государства, если судно осуществляет:
а) угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН;
б) любые маневры или учения с оружием любого вида;
в) любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства;
г) любой акт пропаганды, имеющей целью посяга-тельство на оборону или безопасность прибрежного государства;
д) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата;
е) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства;
ж) погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или санитарным законам и правилам прибрежного государства;
з) любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения вопреки настоящей Конвенции;
и) любую рыболовную деятельность;
и) проведение исследовательской или гидрографической деятельности;
к) любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи или любых других сооружений или установок прибрежного государства;
л) любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу.
В соответствии со статьей 13 Закона Украины «О государственной границе Украины» мирный проход через территориальное море Украины осуществляется с целью его пересечения без захода во внутренние воды Украины, либо с целью захода во внутренние воды и порты Украины, либо выхода из них в открытое море. Проход считается мирным, если при этом не нарушается мир, а также правопорядок и безопасность Украины. Иностранные невоенные суда при осуществлении мирного прохода должны следовать обычным навигационным курсом либо курсом, рекомендованным компетентными органами Украины, а также морскими коридорами либо схемами разделения движения. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года предполагает возможность следования по морским коридорам танкерам, судам с ядерными двигателями либо перевозящим
ядерные и другие опасные или ядовитые по своей природе материалы. При этом такие суда должны иметь на борту документы и соблюдать особые меры предосторожности. Морские коридоры и схемы разделения движения, должны быть ясно определены прибрежным государством и публиковаться на соответствующих морских картах.
При нарушении правил мирного прохода в территориальном море Украины капитан иностранного невоенного судна может быть привлечен к ответственности по законодательству Украины.
Иностранные корабли в территориальном море Украины и ее внутренних водах обязаны соблюдать правила радиосвязи, навигационные, портовые, таможенные, санитарные и иные правила. В случае вынужденного их нарушения следует немедленно уведомлять администрацию ближайшего порта Украины.
Компетентные органы Украины вправе устанавливать районы в пределах территориального моря и внутренних вод Украины, плавание в которых иностранным судам запрещено. Об этом должно быть сделано надлежащее уведомление. Хотя Закон Украины от 4 ноября 1991 года не упоминает об этом, при проходе через территориальное море обычная практика требует следования без остановок. Однако Конвенция о территориальном море, принятая на Женевской конференции 1958 г., признавала право при проходе на остановку и стоянку на якоре, поскольку они связаны с обычным плаванием или оказались необходимыми вследствие непреодолимой силы или бедствия. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года в п. 2 статьи 18 признала это право в качестве исключения, закрепив, что проход должен быть непрерывным и быстрым.
Особый порядок прохода через территориальные воды установлен для военных кораблей. Определение военного корабля дано в статье 29 Конвенции 1982 года. Под ним понимается «судно, принадлежащее к вооруженным силам какого-либо государства, имеющее вне-
шние знаки, отличающие такие суда его национальности, находящееся под командованием офицера, который состоит на службе правительства данного государства и-фамилия которого занесена в соответствующий список военнослужащих или эквивалентный ему документ, и имеющее экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине».
В период существования СССР, который настаивал на разрешительном порядке прохода иностранных военных кораблей через свои территориальные воды, о чем сделал соответствующую оговорку к статье 23 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года, корабли военно-морского флота США, которые не разделяли позицию СССР в этом вопросе и толковали ее как нарушающую международное право, дважды, в 1986 и 1988 годах, предприняли попытку осуществить право мирного прохода пройдя через советские территориальные воды в Черное море. Это привело к инцидентам, которые в итоге дали импульс переговорному процессу по сближению позиций двух государств, касающихся права мирного прохода. 23 сентября 1989 года министр иностранных дел СССР Э.А. Шеварнадзе и госсекретарь США Дж. Бэйкер подписали соглашение «О единообразном толковании правил международного права в отношении мирного прохода». В нем стороны признали, что право мирного прохода распространяется на все суда, включая военные корабли, и не требует разрешительных процедур. Оба государства взяли обязательство привести в полное соответствие с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года свое законодательство, правила и практику, относящиеся к мирному проходу.
В Украине военные корабли иностранных государств, а также подводные лодки осуществляют мирный проход в территориальном море Украины в порядке, установленном Кабинетом Министров. При этом подводные лодки должны плавать только на поверхности и под своим флагом. Невыполнение перечисленных правил дает право компетентным органам Украины по-
требовать от нарушителя немедленно покинуть терри^ ториальное море Украины. Это соответствует положениям статьи 30 Конвенции 1982 года.
Следует также иметь в виду, что государство флага несет ответственность за любой ущерб или убытки, причиненные прибрежному государству в результате несоблюдения военным или иным некоммерческим судном правил прибрежного государства относительно плавания в территориальном море либо положений Конвенции 1982 года.
Однако указанная Конвенция (статья 24) устанавливает и обязанности прибрежного государства по орга- ; низации судоходства в его территориальном море. Так, прибрежное государство не должно препятствовать мирному проходу иностранных судов, оно должно надлежащим образом объявлять о всех известных ему опасностях для судоходства в его территориальных водах.
Следует указать, что конкретные вопросы, связанные с юрисдикцией прибрежного государства в отношении иностранных судов, осуществляющих право мирного прохода, решаются в зависимости от принадлежности этих судов к классу военных кораблей, а также государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, или к классу торговых судов (подразделы А, В, С раздела 3 части II Конвенции ООН по морскому праву 1982 года).
В отношении военных кораблей действует принцип иммунитета государственной собственности, в соответствии с которым, они изымаются из-под юрисдикции прибрежного государства. В случае несоблюдения ими законов и правил прибрежного государства во время мирного прохода через его территориальные воды, власти прибрежного государства могут потребовать, чтобы этот корабль немедленно покинул его территориальное море. При этом ущерб и убытки, причиненные кораблем-нарушителем, покрываются государством его флага.
На борту иностранного торгового судна, осуществляющего право мирного прохода, действуют уголовная и
гражданская юрисдикция государства флага судна, за.
исключением изъятий, установленных в конвенционном
порядке. В соответствии со статьей 27 Конвенции OOI
по морскому праву, уголовная юрисдикция осуществ
ляется прибрежным государством в отношении преступ
ления, совершенного на борту иностранного торгового"
судна во время прохода через территориальное море,
если: "
1) последствия преступления распространяются на прибрежное государство;
2) преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море;
3) капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага судна обращаются к местным властям с просьбой об оказании помощи;
4) принимаемые меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотиками или психотропны-ми веществами.
Но не подлежит ограничению право прибрежного государства принимать любые меры для ареста или расследования на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, после его выхода из внутренних морских вод. Это право направлено на обеспечение возможности прибрежного государства арестовывать и предавать суду лиц, несущих уголовную ответственность за преступления, совершенные во время нахождения судна во внутренних водах такого государства. При совершении преступления на борту иностранного судна до входа в территориальное море и при следовании этого судна без захода во внутренние морские воды прибрежное государство осуществлять вмешательство не должно (п. 5 статьи 27 Конвенции ООН по морскому праву).
Однако в исключительных случаях, связанных с нанесением ущерба морской среде или нарушением режима исключительной экономической зоны, Конвенция 1982 года предусматривает условия вмешательства при-
брежного государства. В соответствии со статьей 28 ука-
i занной конвенции:
" а) прибрежное государство не должно останавливать проходящее через территориальное море иностранное судно или изменять его курс с целью осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находящегося на борту судна;
б) прибрежное государство может применять в отношении такого судна меры взыскания или арест по любому гражданскому делу только по обязательствам или в силу ответственности, принятой или навлеченной на себя этим судном во время или для прохода его через воды прибрежного государства. При этом эти ограничения не затрагивают права прибрежного государства применять меры взыскания или арест по гражданскому делу в отношении иностранного судна, находящегося на стоянке в территориальном море или проходящего через территориальное море после выхода из внутренних вод.
5. Прилежащая зона и ее правовой режим
Прилежащая зона - это пояс морских вод, прилегающий к территориальному морю, в пределах которого прибрежное государство имеет право осуществлять контроль с целью недопущения нарушений определенных правил (таможенных, фискальных (налоговых), иммиграционных или санитарных). Прилежащая зона также устанавливается с целью реализации наказания за нарушение таких правил в пределах территории или территориальных вод прибрежного государства.
История возникновения таких зон начинается еще с XVIII века, когда ширина территориального моря у подавляющего числа государств не превышала 3 миль. Именно тогда некоторые государства в одностороннем порядке стали устанавливать специальные зоны за пределами территориального моря, в которых они претен-
довали на осуществление юрисдикции в отношении иностранных судов, главным образом в целях борьбы с контрабандой. Впервые 5-мильную таможенную зону объявила Великобритания в 1736 году. В 1799 году 12-мильная таможенная зона была установлена США, позднее/ прилежащие зоны были установлены Францией, Бель-" гией и другими странами. В основном они были направлены на пресечение контрабанды, но в некоторых случаях уже объявлялись фискальные, санитарные и другие виды прилежащих зон. С развитием и интенсификацией торгового мореплавания многие государства начали заключать двусторонние и многосторонние договоры о прилежащей зоне. Так, например, Мексика в период с 1882 по 1899 годы заключила 10 соглашений с различными государствами. Многосторонним договором такого рода явилась конвенция, заключенная в 1925 году прибалтийскими странами для борьбы с контрабандной торговлей алкогольными напитками, в которой государства-участники взаимно признавали осуществление таможенного контроля над частновладельческими судами в 12-мильной зоне.
Первая попытка кодификации обычных международных норм, касающихся прилежащей зоны, была предпринята в 1930 году на Гаагской конференции, которая окончилась неудачей.
Кодифицированные нормы о прилежащей зоне впервые были установлены в статье 24 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года, а затем в статье 33 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
Следует особо указать на то, что по своей юридической природе прилежащая зона - это часть открытого моря, но со специальным режимом. Поэтому обе указанные конвенции содержат положение о строго целевом характере прилежащей зоны. Она устанавливается только для предотвращения прибрежным государством нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил, т. е., в строго определен-
ных целях, и расширение этих целей, исходя из смысла \ положений конвенций, недопустимо. Следовательно, при-\лежащая зона может быть только четырех видов:
Таможенная;
Фискальная;
Иммиграционная; , - санитарная.
По Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года ширина прилежащей зоны не может превышать 12 морских миль от тех же исходных линий, от которых отмеряется и территориальное море. Иными словами, право на прилежащую зону имеют те государства, территориальное море которых меньше 12 миль (разграничение между сопредельными государствами проводится по срединной линии при отсутствии соглашения об ином). Конвенции по морскому праву 1982 года содержит два положения, отличных от профильной Конвенции 1958 года: во-первых, прилежащая зона распространяется на расстояние до 24 миль, отсчитываемых от исходных линий; во-вторых, в пункте 1 статьи 33 опущена ссылка на то, что прилежащая зона является районом открытого моря. Несмотря на такое фактическое ее положение, последнее изменение было связано с разногласиями на III Конференции ООН по морскому праву относительно статуса экономической зоны, поскольку в случае установления такой зоны, прилежащая зона будет перекрыта ею.
Прилежащую (санитарную) зону установили Аргентина, Венесуэла, Индия; таможенную - Сирия, фискальную - Индия, Югославия, Сирия; иммиграционную -
Индия, Португалия.
Украинское законодательство не предусматривает
создание прилежащей зоны.
Следует указать, что, несмотря на ограничение видов прилежащих зон в Конвенции о территорриальном море и прилежащей зоне 1958 года, некоторые прибрежные государства на практике начали устанавливать другие виды таких зон (например, зоны безопасности, уголов-
ной и гражданской юрисдикции, нейтралитета, предот- / вращения загрязнения, крепостные зоны и др^). В тех/ случаях, когда их ширина не превышала вместе с тер-/ риториальным морем 12 морских миль, их установле-j ние не вызывало каких-либо возражений, так как реч!| фактически шла о максимальном использовании сво*-их прав прибрежным государством. После же приня^ тия Конвенции по морскому праву 1982 года это, безусловно, является неправомерным.
Внутренние морские воды
Внутренние морские воды составляют часть территории прибрежного государства, и на них распространяется его суверенитет. К ним относятся воды портов, заливов, бухт, лиманов, губ, а также воды, расположенные в сторону берега от исходных линий территориального моря, и так называемые исторические воды.
Внешней границей внутренних морских вод в портах является прямая линия, которая соединяет наиболее выдвинутые в море портовые сооружения.
Под заливом понимается хорошо очерченное углубление берега, вдающееся в сушу в такой мере, что содержит замкнутые ею воды и образует нечто большее, чем просто изгиб берега. Если ширина входа в залив при наибольшем отливе меньше 24 морских миль, то весь залив относится к внутренним морским водам прибрежного государства. Когда вход в залив превышает 24 мили, то внешней границей внутренних морских вод будет служить прямая линия в 24 мили, проведенная внутри залива таким образом, чтобы ею к внутренним морским водам отводилось возможно большее водное пространство залива. Это правило не применяется к заливам, вход в которые хотя и превышает 24 мили, но все воды которых исторически считаются внутренними морскими водами соответствующих прибрежных государств (например, залив Петра Великого -- 102 мили, Гудзонов залив -- около 50 миль).
Прибрежное государство в силу суверенитета, осуществляемого над внутренними морскими водами, определяет их правовой режим. В частности, оно устанавливает порядок захода иностранных судов в его внутренние морские воды.
Иностранное судно во внутренних морских водах соблюдает законы и иные правила прибрежного государства в том, что касается его таможенного, санитарного и иммиграционного контроля, безопасности судоходства, охраны окружающей среды. Рыболовство и промыслы возможны только с разрешения прибрежного государства. На иностранные торговые суда, находящиеся во внутренних морских водах, распространяется юрисдикция (уголовная, гражданская, административная) прибрежного государства.
Под уголовную юрисдикцию прибрежного государства подпадают преступления, совершенные на борту иностранных торговых судов, когда они находятся во внутренних морских водах этого государства. На практике (что иногда закреплено и в двусторонних соглашениях) судебные власти прибрежного государства воздерживаются от осуществления уголовной юрисдикции, если об ином не просят официальные должностные лица государства флага судна. Невмешательство имеет место и тогда, когда последствия преступления не распространяются на территорию прибрежного государства, преступлением не затрагиваются его безопасность и общественный порядок в нем, преступление не затрагивает ни одно лицо, кроме членов экипажа этого судна, и если вмешательство не является международным обязательством такого государства.
Судебные власти прибрежного государства вправе рассматривать гражданские иски в отношении иностранного торгового судна, находящегося в его внутренних морских водах. В обеспечение исков или решений компетентные власти прибрежного государства могут задерживать и арестовывать иностранное торговое судно. На практике прибрежное государство отказывается от рассмотрения исков к иностранному торговому судну, находящемуся в его внутренних морских водах, если таковые никак не связаны с этим государством, его физическими или юридическими лицами.
Иностранные торговые суда в портах обязаны соблюдать административные нормы и предписания, которые установлены властями прибрежного государства. В частности, это относится к правам местных властей по осуществлению санитарного, таможенного, иммиграционного контроля, порядка допуска иностранцев на свою территорию, вопросов безопасности судов и охраны жизни людей. Нарушение установленных правил влечет за собой меры административного принуждения, что предусмотрено и некоторыми международными договорами.
Архипелажные воды
Конвенция ООН 1982 года ввела новую правовую категорию морского пространства -- архипелажные воды. Режим архипелажных вод применим только к государствам-архипелагам (например, Индонезия, Филиппины) и не применим к архипелагам, являющимся частью территории прибрежного государства.
Суверенитет государства-архипелага распространяется на архипелажные воды, воздушное пространство над ними, на их дно и недра и их ресурсы. Суверенитет осуществляется при условии соблюдения положений Конвенции, относящихся к государствам-архипелагам.
Архипелажные воды ограничены прямыми архипелажными исходными линиями, которые соединяют наиболее выдающиеся в море точки самых отдаленных островов и осыхающих рифов архипелага. Линии не должны отклоняться от общей конфигурации архипелага и превышать определенную Конвенцией длину. От этих линий производится отсчет ширины территориального моря, прилежащей зоны, континентального шельфа.
Территориальное море
Территориальное море (территориальные воды) -- это морской пояс, прилегающий к берегу или внутренним морским (и/или архипелажным) водам государства, на который распространяется его суверенитет. Суверенитет осуществляется с учетом норм международного права. Внешняя граница территориального моря является морской границей государства. Наряду с термином «территориальное море», который закреплен ныне в конвенциях, употребляется и термин «территориальные воды». В некоторых государствах территориальные воды означают и внутренние морские воды, а потому употребление конвенционного термина «территориальное море» предпочтительней.
Отказ от притязаний на морские пространства и ограничение суверенитета прибрежного государства морским поясом поставили вопрос о ширине территориального моря. Национальное законодательство и международная договорная практика (в основном двусторонняя) в средние века связывали ширину территориального моря с пределом видимости с берега или дальностью стрельбы береговых батарей. В 1783 году впервые в официальной переписке была указана ширина в одну морскую лигу (3 морских мили), что соответствовало дальнобойности береговой артиллерии того времени. Однако трехмильная ширина территориального моря никогда не признавалась обязательной всеми государствами.
Так, о признании этой ширины территориального моря никогда не заявляла Россия. Длительное время вопрос о ширине территориального моря не находил решения из-за значительных различий в позициях и практике государств. И только Конвенция 1982 года установила, что государство имеет право само определять ширину своего территориального моря в пределах 12 морских миль. В Российской Федерации установлена 12-мильная ширина территориального моря.
Отсчет ширины территориального моря производится от линии наибольшего отлива вдоль берега, от прямых исходных линий в тех местах, где береговая линия глубоко изрезана или извилиста или вдоль берега и в непосредственной близости к нему имеется цепь островов (эти прямые линии соединяют соответствующие точки, и они не должны отклоняться от общего направления берега); от внешней границы внутренних вод, от архипелажных исходных линий.
Международно-правовой режим территориального моря установлен Женевской конвенцией о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. Основой правового режима территориального моря является суверенитет прибрежного государства, который распространяется и на воздушное пространство над территориальным морем, на дно и недра последнего. В этом правовой режим территориального моря схож с правовым режимом внутренних морских вод. Различия же сводятся к изъятиям из суверенитета прибрежного государства в отношении территориального моря, которые установлены международным правом.
Одним из основных изъятий является право мирного прохода, которое понимается как плавание судов всех государств через территориальное море с тем, чтобы пересечь его, пройти во внутренние воды или выйти из них. Проход должен быть непрерывным и быстрым, однако остановки или стоянки на якоре допустимы, когда они являются обычными по условиям плавания в этом районе или стали результатом непреодолимой силы или бедствия или когда требуется оказание помощи терпящим бедствие или находящимся в опасности. Подводные лодки в территориальном море должны следовать в надводном положении.
Прибрежное государство может по соображениям безопасности и без дискриминации в отношении флага на определенный период приостанавливать право мирного прохода в тех или иных районах своего территориального моря, своевременно объявляя об этом.
Мирным называется проход, которым не нарушаются мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства.
Вопрос о юрисдикции в территориальном море решается в зависимости от того, является ли осуществляющее право мирного прохода судно военным или торговым. В отношении военных кораблей и государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, действует принцип иммунитета, т.е. изъятие их из-под юрисдикции прибрежного государства. Вместе с тем если военный корабль не соблюдает законов и правил прибрежного государства в отношении прохода через его территориальные воды, то власти этого прибрежного государства могут потребовать, чтобы такой корабль немедленно покинул пределы его территориального моря. За ущерб или убытки, причиненные военным кораблем прибрежному государству, международную ответственность несет государство флага этого корабля.
Уголовная юрисдикция распространяется на иностранные торговые суда и государственные суда, используемые в коммерческих целях. Осуществление уголовной юрисдикции прибрежным государством и ее пределы зависят от места совершения преступления: произошло ли это в открытом море до захода в территориальное море, или во внутренних морских водах прибрежного государства до захода в его территориальное море, или в территориальном море во время осуществления мирного прохода.
Прибрежное государство не предпринимает никаких действий по осуществлению уголовной юрисдикции, если преступление совершено на борту иностранного судна до захода его в территориальное море и если такое судно намерено пересечь территориальное море без захода во внутренние морские воды данного прибрежного государства.
Прибрежное государство имеет право при наличии оснований применять меры взыскания или арест в отношении находящегося в его территориальном море иностранного судна после выхода его из внутренних морских вод этого государства. Если же судно осуществляет мирный проход через территориальное море, то прибрежное государство может предпринять в отношении него меры по задержанию или аресту только в силу обязательств или ответственности, возникших во время или в целях такого прохода. Прибрежное государство не вправе останавливать или изменять курс иностранного судна, проходящего через его территориальные воды, для осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находящегося на борту такого судна. Военные корабли и государственные суда, используемые в некоммерческих целях, обладают иммунитетом от гражданской юрисдикции прибрежного государства при проходе через его территориальное море.
Открытое море
При определении понятия «открытое море» используют два признака, а именно пространственный и юридический. Конвенция об открытом море 1958 года дает основание определить его как пространство, расположенное за внешней границей территориального моря, открытое для общего и равноправного пользования всеми нациями без права распространения на него суверенитета какого-либо государства.
Конвенция 1982 года усложнила пространственный признак, установив, что ее положения, относящиеся к открытому морю, применяются ко всем частям моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага.
Основу правового режима открытого моря составляет принцип свободы открытого моря, выдвинутый и обоснованный великим голландским ученым Гуго Гроцием.
Россия исконно выступала за свободу мореплавания. Так, еще в 1586 году царь Федор Иоаннович в письме к английской королеве Елизавете писал: «Божью дорогу, окиян-море, как мочно переняти и уняти и затворить» .
Принцип свободы открытого моря, возникший и сложившийся как обычно-правовой, в наше время закреплен в Конвенциях 1958 и 1982 годов.
Конвенция 1958 года предусматривает следующие свободы - судоходства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов, рыболовства. Конвенция 1982 года, кроме того, предусматривает свободу возводить искусственные острова и другие установки и свободу научных исследований. Все эти свободы принадлежат как прибрежным, так и неприбрежным государствам. Пользование указанными свободами одним государством не должно создавать препятствий для пользования ими другими государствами.
Каждое государство обладает правом на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море. Суда имеют национальность того государства, под флагом которого они вправе плавать. Условия предоставления права плавать под флагом определенного государства так же, как и порядок регистрации и предоставление своей национальности судну, определяет само государство. Конвенции же требуют, чтобы между судном и государством существовала реальная связь, в частности, государство должно эффективно осуществлять юрисдикцию и контроль в административных, технических и социальных вопроса. Суда должны плавать только под флагом одного государства и не могут его менять во время плавания или стоянки при заходе в порт, кроме случаев перехода права собственности или изменения регистрации. Требование реальной связи направлено на ограничение практики так называемых удобных флагов, той же цели служит и Конвенция об условиях регистрации морских судов 1986 года.
Конвенции 1958 и 1982 годов закрепляют принцип исключительной юрисдикции государства флага судна в открытом море, который еще в 20-х гг. XX столетия далеко не всеми рассматривался в качестве общепризнанной нормы международного права (это нашло отражение в решении Постоянной палаты международного правосудия по делу судна «Лотос» в 1927 г.) .
Конкретным случаем применения принципа юрисдикции государства флага является вопрос об уголовной юрисдикции и административной ответственности членов экипажа судна в случае столкновения судов или какого-либо иного навигационного инцидента в открытом море. Конвенции предусматривают, что при столкновении или иных происшествиях с судном в открытом море уголовное либо административное преследование виновного может быть возбуждено только перед судом или административными властями государства флага или государства, гражданином которого это лицо является. Арест или задержание судна в связи с расследованием инцидента могут быть произведены лишь по распоряжению властей государства флага.
Исключения из юрисдикции государства флага в открытом море предусмотрены в международном праве и сводятся к следующему.
Прежде всего, это право военного корабля останавливать и осматривать суда других государств, которое закреплено в некоторых международных договорах, например, в Конвенции по охране подводных телеграфных кабелей 1884 года (с 1926 г. наша страна является участницей данной Конвенции). Конвенция предусматривает, что военные корабли государств-участников могут останавливать торговые суда других участников Конвенции, заподозренных в повреждении кабеля.
Военные корабли вправе останавливать и проводить осмотр судна в открытом море в случаях, когда есть основания подозревать такие суда в занятии пиратством, работорговлей или для проверки флага, когда судно хотя и идет под иностранным флагом или отказывается его поднять, но в действительности имеет ту же национальность, что и военный корабль.
К исключениям из юрисдикции государства флага судна относится так называемое преследование по горячим следам. Это право может осуществляться только военными кораблями (военными летательными аппаратами) или иными судами и аппаратами, состоящими на правительственной службе и специально на то уполномоченными. Преследование должно начаться, когда иностранное судно находится во внутренних морских водах, территориальном море или прилегающей зоне прибрежного государства (Конвенция 1982 г. в этот перечень включает и архипелажные воды) и у властей прибрежного государства имеются достаточные основания полагать, что иностранное судно нарушило законы или правила данного государства. Если судно находится в прилежащей зоне, то преследование может начаться только за нарушение тех правил прибрежного государства, для защиты которых и установлена такая зона. Преследование должно быть непрерывным и, если преследуемое судно не будет задержано в открытом море, прекращается при заходе преследуемого судна в территориальное море своего или третьего государства.
К обязанностям государства флага в открытом море относится принятие всех необходимых мер, обеспечивающих безопасность в море, в частности, в отношении: а) конструкции, оборудования и годности к плаванию; б) комплектования, условий труда и обучения экипажа; в) пользования сигналами, поддержания связи и предупреждения столкновения. Конкретные нормы содержатся в международных договорах. Так, нормы, касающиеся конструкции судов, имеются в Конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и Протоколе к ней 1978 года. Вопросы комплектования и подготовки экипажа регулируются Конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года. Правила, относящиеся к пользованию сигналами и предупреждению столкновений, содержатся в Конвенции о международных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972 года (МППСС-72).
Обе Конвенции -- 1958 года (ст. 12) и 1982 года (ст. 98) -- предусматривают, что каждое государство вменяет капитану судна, плавающего под его флагом, следующие обязанности по оказанию помощи: а) оказание помощи любому лицу, которому угрожает гибель; б) следование со всей возможной скоростью на помощь терпящему бедствие; в) оказание необходимой помощи судну, экипажу, пассажирам в случаях столкновения. Конкретные вопросы оказания помощи регулируются Конвенцией по поиску и спасанию на море 1979 года.
Проливы, используемые для международного судоходства
Многие проливы являются единственными или наиболее удобными проходами из одной части открытого моря в другую или служат входом в территориальное море из открытого моря. Такое расположение определяет их значение для международного судоходства. Правовой режим некоторых из проливов (Черноморские, Балтийские) был урегулирован международными договорами, для большинства же других сложилась и действует норма обычного международного права, которая была подтверждена в решении Международного Суда ООН по инциденту в проливе Корфу в 1949 году. Суд уточнил и критерии отнесения пролива к международным, назвав таковым и географическое положение пролива и его значение для международного судоходства.
Правовой режим Черноморских проливов (Босфора и Дарданелл). Правовой режим этих проливов регулируется ныне Конвенцией, заключенной в 1936 году в Монтрё (Швейцария). Конвенция устанавливает различный режим плавания в проливах для торговых судов и военных кораблей. Кроме того, на определение режима влияют состояние мира или войны и отношение к воине Турции.
Торговые суда всех государств в мирное время имеют право свободного прохода через проливы и плавания в них в любое время суток. Такое же правило действует и на время войны, если Турция не является воюющей стороной. Если же Турция участвует в войне, то свобода прохода и плавания в проливах в дневное время остается у государств, которые не находятся в состоянии войны с Турцией. С каждого проходящего через проливы судна взимаются санитарные и маячные сборы.
Конвенция предусмотрела различные правила прохода через проливы для военных кораблей черноморских и нечерноморских держав, установив для вторых определенные ограничения. Эти ограничения касаются типа кораблей (легкие надводные корабли, вспомогательные суда), общего тоннажа военных кораблей нечерноморских держав в Черном море (не более 45 000 т) и срока их пребывания в Черном море (не свыше 21 дня).
Черноморские державы имеют право проводить через проливы любые военные корабли; при этом линейные корабли (и приравненные к ним) проходят пролив в одиночку и сопровождаются не более чем двумя эсминцами. Только черноморские державы вправе проводить через проливы подводные лодки, когда те следуют на свои базы после постройки их вне бассейна Черного моря или для ремонта на верфях, расположенных вне Черного моря. Проход возможен днем и в надводном состоянии.
Во время войны, когда Турция является воюющей стороной, проливы закрыты для военных кораблей воюющих государств. Если Турция участвует в войне, то проход военных кораблей через проливы полностью зависит от ее усмотрения, что вполне объяснимо, поскольку ширина Босфора в узких местах всего лишь 0,75 км, а в самых широких не превышает 3,7 км. Для прохода военных кораблей необходимо уведомление, которое посылается Турции за 8 дней до прохода черноморскими державами и за 15 дней нечерноморскими. Конвенция учитывает интересы морского судоходства и безопасность Турции. Поэтому принятые Турцией в 1994 году национальные правовые акты, усложняющие режим прохода через проливы, могут и должны рассматриваться как ее попытка в одностороннем порядке пересмотреть некоторые положения Конвенции 1936 года.
Правовой режим Балтийских проливов (Большого и Малого Белып, Зунда). Их правовой режим регулируется Копенгагенским трактатом 1857 года, участницей которого была Россия. Этот договор закрепил отмену так называемых зундских пошлин (сбора, взимаемого Данией за проход судов через проливы) и установил свободу прохода.
Режиму проливов в Конвенции 1982 года посвящена ч. III. Конвенция вводит понятие «проливы, используемые для международного судоходства», которое является более широким по сравнению с понятием «международные проливы», данным Международным Судом ООН в упомянутом выше решении по инциденту в проливе Корфу. Помимо проливов, правовой режим которых урегулирован специальными международными договорами, Конвенция 1982 года предусматривает еще три вида проливов.
Во-первых, это проливы, которые соединяют одну часть открытого моря или исключительной экономической зоны с другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны (например, Гибралтарский).
В таких проливах устанавливается транзитный проход (пролет) для всех судов (летательных аппаратов). Транзитный проход понимается как осуществление свободы судоходства (и свободы полетов) в соответствии с правилами, установленными в ч. III Конвенции 1982 года. Государство, граничащее с проливом, может принимать национальные правовые акты, относящиеся к безопасности судоходства, регулированию движения судов в проливе, предотвращению загрязнения, недопущению рыболовства, запрещению погрузки (выгрузки и посадки), высадки в проливе. Нормы, содержащиеся в таких актах, обязательны для иностранных судов.
Государство, граничащее с проливом, не должно чинить препятствия транзитному проходу, недопустимо приостановление транзитного прохода.
Основное отличие транзитного прохода от мирного состоит в том, что при транзитном проходе совершенно исключена юрисдикция припроливного государства в отношении судов, осуществляющих транзитный проход. Мирный проход не предусматривает пролет летательных аппаратов, транзитный же предусматривает. Подводные лодки при мирном проходе должны следовать в надводном положении, при транзитном -- возможен проход как в надводном, так и в подводном положении.
Во-вторых, это проливы, которые соединяют открытое море или исключительную экономическую зону с территориальным морем другого государства, а также проливы, которые соединяют одну часть открытого моря или исключительной экономической зоны с другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны и образованы островом и континентальной частью государства, когда в сторону моря от острова есть столь же удобный путь в открытом море или исключительной экономической зоне. В таких проливах Конвенция устанавливает мирный проход.
В-третьих, это проливы, в срединной части которых имеется полоса открытого моря или исключительной экономической зоны и в этой полосе есть столь же удобный путь, как и в акваториях, входящих в состав государственной территории прибрежного государства. В таких проливах Конвенция установила свободу судоходства.
Понятие международного морского права.
Современное международное морское право – это отрасль международного права, которая регулирует исследование и использование пространства Мирового океана, его дна и ресурсов в мирных целях, а также полеты летательных аппаратов в воздушном пространстве над Мировым океаном.
Основным объектом международного морского права является Мировой океан и составляющие его пространства и ресурсы, в эффективной связи с деятельностью субъектов международного права – государств и их объединений – международных организаций и органов, наделенных определенными правами и обязанностями в сфере действия морского права.
Международное морское право является одной из старейших отраслей международного права, так как с давних времен Мировой океан, занимающий 71% территории планеты Земля, играл важную роль в удовлетворении хозяйственных нужд и потребностей, населяющих ее народов.
Нормы и принципы международного морского права складывались и развивались при непосредственном взаимодействии двух тенденций – защиты своих интересов прибрежными государствами и необходимости свободного использования открытого моря в интересах всех субъектов международного права.
Внутренние морские воды являются частью территории соответствующего государства, на которую распространяется его суверенитет и юрисдикция в полном объеме.
Во внутренние воды входят: воды морских портов, заливов, бухт, лиманов, исторические воды, а также воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета территориальных вод.
Морской порт является государственным транспортным предприятием, предназначенным для обслуживания судов, пассажиров и грузов на отведенных порту территории и акватории, а также перевозки грузов и пассажиров на принадлежащих порту судах. В Украине порты бывают торговые, рыбные и специализированные.
Различают порты открытые и закрытые. Прибрежные государства открывают для захода иностранных судов некоторые торговые порты. Вопрос о том, какие из портов должны быть открыты, относится к исключительной компетенции государства. Для посещения открытых портов не требуется запрашивать разрешение прибрежного государства или уведомлять об этом. В открытые порты должен быть обеспечен свободный доступ всех судов независимо от флага и без какой-либо дискриминации. В закрытые порты заход иностранных судов подвергается особому регулированию и здесь устанавливается разрешительная система захода. Судно, терпящее бедствие, может осуществить заход в любой порт прибрежного государства.
Внешней границей внутренних морских вод портов является очерченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря, точки портовых сооружений. К территории порта относятся отведенные порту земли, а также намытые, насыпанные или созданные иными технологическими способами за счет территории порта площади. Акваторией порта являются отведенные порту водные пространства. Территория и акватория морского порта являются государственной собственностью и предоставляются порту в пользование.
Иностранные невоенные суда могут заходить во внутренние воды только с разрешения прибрежного государства и должны соблюдать его законы.
Иностранные суда должны во внутренних морских водах соблюдать законы и другие правила, установленные прибрежным государством, в отношении иммиграционного, таможенного, санитарного контроля, безопасности плавания, охраны окружающей среды.
В основе уголовной юрисдикции лежит общее правило о том, сто поскольку внутренние морские воды являются частью государственной территории, то преступления, совершенные на борту иностранных торговых судов, находящихся в пределах этих вод, подлежат юрисдикции прибрежного государства.
Гражданская юрисдикция над иностранными торговыми судами заключается в том, что судебными властями прибрежного государства могут рассматриваться гражданские иски в отношении иностранного торгового судна и имущества, находящегося на его борту, во время стоянки судна в порту. Такие иски могут быть заявлены к судну в связи с неисполнением контракта, причинением ущерба, спасанием. Реализация гражданской юрисдикции по отношению к иностранному торговому судну может включать в себя задержание или арест такого судна в обеспечение исковых требований или исполнения судебных или арбитражных решений. Решение о задержании или аресте должно выноситься компетентным судебным органом прибрежного государства
Административная юрисдикция базируется на нормах административного права, устанавливающих режим пребывания иностранных судов во внутренних морских водах прибрежного государства. Согласно этим нормам иностранные суда как государственные, так и частновладельческие, подлежат административной юрисдикции прибрежного государства в полном объеме.
В законодательстве большинства государств установлен разрешительный порядок захода иностранных военных кораблей во внутренние воды и порты. В соответствии с этим порядком, заинтересованное государство по дипломатическим каналам не позднее определенного срока должно направить запрос государству, в чьи торговые порты предполагается заход его кораблей, и получить на это соответствующее разрешение. В запросе должны быть указаны цели захода, численность экипажа и время пребывания в порту.
К внутренним водам государства относятся морские бухты, заливы, лиманы , берега которых принадлежат одному государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль.
В состав внутренних вод также входят озера и внутренние моря. Если озера полностью окружены берегами одного государства, то они относятся к государственной территории. Если же они окружены территорией нескольких государств, между этими государствами практикуется заключение соглашений о режиме вод, принадлежащих каждому из них.
Такие же правила относятся к так называемым внутренним (замкнутым) морям, окруженным со вех сторон территорией одного государства. Если же такое море имеет в окружении берега двух или более стран, то суверенные права каждой из них распространяются только на ее территориальные воды, а в центральной части устанавливается режим открытого моря. Такое имеет место в Черном море.
Внутренние воды являются частью территории соответствующего государства. Во внутренние воды входят:
Водоемы, полностью окруженные берегами одного государства или все побережье которых принадлежит одному государству;
Акватории портов, очерченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки портовых сооружений;
Воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета территориальных вод;
Морские бухты, заливы, лиманы, берега которых принадлежат одному государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль (1852, 44,5 км). В случае, если ширина входа в залив превышает 24 мили, то внутри залива от берега к берегу проводится прямая линия в 24 мили длиной таким образом, чтобы ею ограничивалось возможно большее пространство. Водная территория, расположенная внутри этой линии, является внутренними водами.
Кроме того, внутренними считаются т.н. «исторические воды », перечень которых устанавливается правительством соответствующего государства. К историческим водам относятся воды некоторых заливов (независимо от ширины входа), которые в силу исторической традиции или международного обычая считаются внутренними водами прибрежного государства, например: залив Петра Великого на Дальнем Востоке (ширина входа более ста миль); Гудзонов залив в Канаде (пятьдесят миль) и др. Отечественная доктрина международного права относит к внутренним водам РФ также моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.
Как уже говорилось, воды портов являются частью внутренних вод прибрежного государства; при этом в качестве берегов рассматриваются наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения. Прибрежное государство определяет порядок доступа в свои порты иностранных судов, устанавливает порты, закрытые для доступа, и т.д. Для посещения открытых портов, как правило, не требуется запрашивать разрешение прибрежного государства или уведомлять об этом. В закрытые порты заход допускается лишь с разрешения прибрежного государства.
Иностранные не военные суда могут заходить во внутренние воды с разрешения прибрежного государства и должны соблюдать его законы. Прибрежное государство может устанавливать в отношении иностранных судов национальный режим (такой же, какой предоставляется своим судам); режим наибольшего благоприятствования (предоставление условий не худших, чем те, которыми пользуются суда какого-либо третьего государства); специальный режим (например, для судов с ядерными силовыми установками и т.п.).
Прибрежное государство осуществляет во внутренних водах все права, вытекающие из суверенитета. Оно регулирует судоходство и рыболовство; на этой территории запрещено заниматься каким-либо промыслом или научными исследованиями без разрешения компетентных органов прибрежного государства. На деяния, совершенные во внутренних водах на иностранных невоенных судах, распространяется юрисдикция прибрежного государства (если иное не установлено международным договором - например, соглашениями о торговом судоходстве). Иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства пользуются лишь иностранные военные корабли, находящиеся во внутренних водах с согласия прибрежного государства.
Территориальные воды (территориальное море) - это морской пояс, расположенный вдоль берега или непосредственно за внутренними морскими водами прибрежного государства и находящийся под его суверенитетом. Острова, находящиеся за пределами территориального моря, имеют свое собственное территориальное море. Однако прибрежные установки и искусственные острова территориальных вод не имеют.
Ширина территориального моря у подавляющего большинства государств составляет 12 морских миль. Боковая граница территориальных вод смежных государств, а также границы территориального моря противолежащих государств, берега которых отстоят друг от друга менее чем на 24 (12+12) мили, определяется международными договорами.
Суверенитет прибрежного государства распространяется на водное пространство территориального моря, воздушное пространство над ним, а также на поверхность дна и недра в этой зоне. Территориальное море является частью территории соответствующего государства. Вместе с тем нормами международного права признается право мирного прохода иностранных невоенных судов через территориальное море (в том числе для захода в порты).
Существуют три основных способа отсчета территориальных вод :
1) от линии наибольшего отлива вдоль берега прибрежного государства;
2) если береговая линия извилиста или изрезана либо вблизи от берега имеется цепь островов, может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих наиболее выдающиеся в море точки берега и островов;
3) от внутренних морских вод.
Внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки прямой исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря (12 миль).
Любая деятельность физических и юридических лиц в иностранных территориальных водах может производиться лишь с согласия прибрежного государства. Однако объем суверенных прав прибрежного государства в территориальном море несколько уже, чем во внутренних водах. Из объема правомочий государства устанавливается исключение - право мирного прохода. Невоенные суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальное море.
При этом под проходом понимается плавание через территориальное море с целью :
Пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод;
Пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на рейде или у портового сооружения.
«Проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства».
Проход признается нарушающим «мир, добрый порядок и безопасность» прибрежного государства, если судно осуществляет:
а) угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства;
б) любые маневры или учения с оружием любого вида;
в) любую рыболовную деятельность и др.
Прибрежное государство имеет право устанавливать разрешительный порядок прохода иностранных военных судов через свои территориальные воды. Подводные лодки в территориальном море должны следовать на поверхности и поднимать свой флаг.
Прилежащая зона - это зона открытого моря ограниченной ширины, примыкающая к территориальному морю прибрежного государства. Государство в прилежащей зоне осуществляет свою юрисдикцию в целях обеспечения своих таможенных, санитарных, иммиграционных и иных правил . По Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. ширина прилежащей зоны не может превышать 12 миль от тех же исходных линий, от которых отмеряется и территориальное море. Иными словами, право на прилежащую зону имеют те государства, территориальное море которых меньше 12 миль. Согласно Конвенции по морскому праву 1982 г., прилежащая зона распространяется на расстояние до 24 миль.
Цель установления прилежащей зоны - предотвращение возможного нарушение законов и правил прибрежного государства в пределах его территориальных вод и наказание за нарушение этих законов и правил, совершенное в пределах его территории. В последнем случае может осуществляться преследование по горячим следам.
Международное морское право.
Внутренние морские воды.
Внутренние морские воды представляют собой водное пространство, расположенное между береговой линией и теми исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориального моря. Внутренние морские воды являются частью территории государства и на них распространяется его суверенитет. К внутренним морским водам относятся воды портов; воды заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых принадлежат данному государству до линии естественного входа, если она не превышает 24 морских миль, если эта линия превышает указанное расстояние, то проводится 24-мильная исходная прямая внутри залива; воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащих данному государству (например, залив Петра Великого и пролив Карские ворота относятся к внутренним водам России); воды, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря (используются когда побережье глубоко изрезано или когда вдоль берега расположена цепь островов).
Правовой режим внутренних морских вод представляет собой совокупность правил захода во внутренние вод и порты пребывания в них и выхода из них. Национальные правила, которые применяются во внутренних водах, прибрежные государства обязаны доводить до всеобщего сведения в Извещениях мореплавателям, лоциях и справочниках.
Иностранные суда входят во внутренние воды и порты по разрешению. Иностранные невоенным судам по общему правилу разрешается свободно заходить в объявленные открытыми порты; военные корабли иностранных государств обычно заходят во внутренние воды на основе разрешения (приглашения) иностранного государства.
Без разрешения осуществляется вынужденный заход иностранных военных судов, вызванный чрезвычайными обстоятельствами, - несчастный случай, авария, стихийное бедствие, необходимость оказания срочной медицинской помощи, доставка спасенных на море людей и пр.
Территориальное море и прилежащая зона.
Территориальное море - это морской пояс, примыкающий к сухопутной территории и внутренним водам государства и находящийся под суверенитетом прибрежного государства.
Государство устанавливает ширину территориального моря, не превышающую 12 морских миль . Нормальной исходной линией для отсчета ширины территориального моря является линия наибольшего отлива . В местах, где береговая линия глубоко изрезана или вдоль берега имеется цепь островов, допускается определение ширины территориального моря с использованием метода прямых исходных линий . Если берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, то в качестве разграничительной линии их территориального моря используется срединная линия, если иное не будет установлено международным договором.
В отличие от внутренних вод, судам иностранных государств предоставляется право мирного прохода через территориальное море . Проход должен быть непрерывным и быстрым, не нарушать мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства (например, осуществляющее право мирного прохода судно не может вести пропаганду, имеющую целью посягательство на оборону и безопасность прибрежного государства, рыболовную, исследовательскую или гидрографическую деятельность, любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу) .
Иностранные суда, осуществляя право мирного прохода через территориальное море, обязаны соблюдать установленный в нем Конвенцией ООН по морскому праву и национальным законодательством прибрежного государства (в частности, об охране окружающей среды) правовой режим Прибрежное государство в случае необходимости и с учетом безопасности судоходства вправе устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения в своем территориальном море .
В прилежащей к территориальному морю зоне (шириной не более 24 морских миль от исходных линий территориального моря) прибрежное государство вправе осуществлять таможенный, фискальный, иммиграционный, санитарный контроль, контроль за соблюдением режима территориального моря .
Открытое море.
К открытому морю относятся все части моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды .
Международное право провозглашает свободу открытого моря для всех государств как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, включая свободу судоходства, свободу полетов, свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы, свободу возводить искусственные острова и другие установки, свободу рыболовства, свободу научных исследований, с ограничениями, установленными нормами международного права, прежде всего, Конвенцией ООН по морскому праву, с учетом заинтересованности других государств в пользовании свободой открытого моря .
На государства в открытом море возложен ряд универсальных обязанностей, в частности, обязанность оказания помощи на море, обязанность предпринимать эффективные меря для предотвращения перевозки рабов на судах, обязанность сотрудничать в пресечении пиратства, обязанность сотрудничать в пресечении незаконной торговли наркотиками и психотропными веществами, обязанность сотрудничать в пресечении несанкционированного вещания из открытого моря, обязанность предпринимать необходимые меры и сотрудничать с другими государствами в принятии необходимых для сохранения живых ресурсов моря мер .
Для осуществления этих обязанностей военный корабль вправе осмотреть встреченное в открытом море судно, только если это судно не является военным кораблем другого государства либо судном, принадлежащим другому государству (эксплуатируемым им) и состоящим на некоммерческой государственной службе .
Исключительная экономическая зона.
Исключительная экономическая зона представляет собой морской район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной не более 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря . Прибрежное государство обладает рядом суверенных прав в своей исключительной экономической зоне, в соответствии с нормами международного права, прежде всего, Конвенцией ООН по морскому праву, и своим национальным законодательством.
Прибрежное государство в исключительной экономической зоне обладает суверенными правами в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, юрисдикцией в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды . Например, в отношении искусственных островов, установок и сооружений, прибрежное государство обладает исключительным правом на их сооружение, а также разрешает и регулирует их создание, эксплуатацию и использование в своей экономической зоне . В отношении живых ресурсов прибрежное государство определяет их допустимый улов в своей исключительной экономической зоне .
Делимитация исключительной экономической зоны между государствами с противолежащими или смежными побережьями осуществляется путем соглашения на основе международного права и справедливости. Соответствующий спор может быть разрешен Международным трибуналом по морскому праву, Международным судом ООН, арбитражем либо специальным арбитражем .
Континентальный шельф.
Континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка (но не далее 350 морских миль от исходных линий территориального моря и не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты) или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние . Так что обычно континентальный шельф представляет собой дно под такими морскими пространствами как внутренние воды, территориальное море и исключительная экономическая зона, или немного выдается в открытое море.
Прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права целях его разведки и разработки его природных ресурсов , в соответствии с международным правом, прежде всего, Конвенцией ООН по морскому праву, и своим национальным законодательством. В частности, прибрежное государство обладает исключительным правом разрешать и регулировать бурильные работы на континентальном шельфе для любых целей . На континентальном шельфе действует свобода прокладки подводных кабелей и трубопроводов .
Делимитация континентального шельфа между государствами с противолежащими или смежными побережьями осуществляется путем соглашения на основе международного права и справедливости. Соответствующий спор может быть разрешен Международным трибуналом по морскому праву, Международным судом ООН, арбитражем либо специальным арбитражем .
Проливы и международные каналы.
Проливы, используемые для судоходства между частью открытого моря или исключительной экономической зоны и территориальным морем другого государства, применяется право мирного прохода в порт прибрежного государства (например, Мессинский пролив около Сицилии).
Проливы, используемые для международного судоходства между одной частью открытого соря (исключительной экономической зоной) и другой частью открытого моря (исключительной экономической зоной), применяется право мирного прохода через территориальное море прибрежного государства (например, Гибралтарский пролив, соединяющий Средиземное море с Атлантикой).