Как реализовать товар при ликвидации аптеки. Вопрос: предприятие закрыло одно из подразделений (аптечный пункт) и сообщило налоговой инспекции как плательщик енвд
13:38 — REGNUM В результате законодательных новшеств на рынке лекарств, в России может резко сократиться количество аптек и могут подорожать рецептурные препараты. Об этом 19 февраля «Коммерсант».
Это связано с возможным принятием в России закона, разрешающего продовольственным магазинам продажу безрецептурных лекарственных препаратов. По данным издания, принадлежащая крупному национальному дистрибьютору фармпрепаратов ГК «Протек» крупнейшая российская аптечная сеть «Ригла» из 1,86 тыс. аптечных «точек» может закрыть около половины своих торговых предприятий.
«Сегодня 743 объекта находятся в непосредственной близости от продуктового ритейла. Если законопроект будет утвержден, скорее всего, эти аптеки будут подлежать закрытию», — отметил гендиректор сети Александр Филиппов на заседании «Деловой России».
В первую очередь, по словам Филиппова, пострадают 250 объектов в небольших городах. Другим крупным игрокам розничного фармацевтического рынка «светит» примерно та же участь. В частности, о возможных сокращениях своей аптечной сети заявили такие крупные предприятия, как «Неофарм» (аптечная сеть «Столички»).
"В небольших городах у нас 143 аптеки, которые точно закроются, если закон будет принят», — подчеркнул генеральный директор аптечной сети Евгений Нифантьев .
По его словам, выручка таких аптек невысока, и поэтому любое ее снижение может будет критичным. Менее крупные региональные аптечные сети могут совсем уйти с рынка.
Напомним, инициатором идеи разрешения продажи безрецептурных препаратов в обычных продовольственных выступил вице-премьер Игорь Шувалов ещё в 2014 году. В конце 2017 года соответствующий законопроект был разработан Минпромторгом РФ.
В ведомстве подчеркнули, что принятие данного законопроекта позволит простимулировать развитие конкуренции и приведет к снижению цен на отдельные категории лекарств. В ходе публичного обсуждения документа, завершившегося 17 января, против него проголосовало 99,55% экспертов, об этом сообщили в «Деловой России».
В основном, участников аптечного рынка беспокоит то, что по законопроекту продуктовые магазины смогут оформлять лицензию на фармацевтическую деятельность на юридическое лицо, в то время, как предприятия аптечного профиля получают такую лицензию на каждую торговую точку.
Фото: Олег Харсеев / Коммерсантъ
По разным прогнозам в ближайший год в России закроется от 10 до 50% аптек. Притом что в регионах уже сейчас отмечен дефицит, а в столице на одну аптеку приходится около 2,3 тыс. человек. В Германии, например — 1,8 тыс. человек
К концу года России грозит потеря около половины аптек из-за низкой рентабельности. Среди причин — повышение налогов, рост коммунальных платежей и госрегулирование цен. Для жителей небольших населенных пунктов лекарства могут стать труднодоступными.
Как закрыть аптеку
Даже самые крупные аптечные сети России в этом году работают себе в убыток, заявляют представители аптечных ассоциаций. По экспертным оценкам, к середине лета, когда в аптечных учреждениях начнется мертвый сезон, разорение грозит уже каждому третьему из них. А к концу года такая судьба может постичь половину точек по продаже лекарств. По данным заместителя председателя комитета Госдумы по охране общественного здоровья академика РАМН Сергея Колесникова, в прошлом году страна уже потеряла 10 тыс. аптек.
Достоверной статистики, отражающей, сколько аптек закрылось за последний год, нет. Ведь в России не существует процедуры отзыва лицензий, говорят эксперты. Чиновники апеллируют к неким данным Росстата, согласно которым, наоборот, аптек стало больше. Эксперты с такой статистикой незнакомы.
Почему страна теряет аптеки? Во-первых, из-за резко возросшего (до двух с половиной раз) налогового бремени. Теперь аптеки, штат которых превышает 100 человек (а таких 80%), не могут использовать единый налог на вмененный доход (ЕНВД). С 2011 года он заменен прямыми страховыми взносами (ЕСН) из фонда оплаты труда. То есть вместо 14-процентного налога приходится отчислять 34-процентный ЕСН. Если малый инновационный и социально ориентированный бизнес получил четырехлетнюю льготу по выплате страховых взносов (они будут расти постепенно), то аптеки приравняли к обычным торговым организациям.
Гендиректор Ассоциации российских фармпроизводителей Виктор Дмитриев возмущен тем, что, с одной стороны, аптеки вроде бы считаются учреждениями здравоохранения, а с другой — платят такие же налоги, как заведения торговли.
Выросли и коммунальные платежи (в среднем на 25%). Выручка же аптечных организаций, которая измеряется в так называемых средних чеках, упала, особенно в регионах: покупательская способность населения после кризиса не восстановилась.
Аптекам ограничили рентабельность введением госрегулирования цен на лекарства первой необходимости (в соответствии с вступившим в силу 1 сентября прошлого года законом об обращении лекарственных препаратов). Наценка на препараты из списка жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛП) сейчас не должна превышать 15%. "Между тем такие лекарства составляют примерно 36% аптечного ассортимента, причем самого ходового. При этом после введения госрегулирования цен власти ждали 30-процентного снижения стоимости препаратов, а реально она снизилась лишь на 3,6%",— говорит исполнительный директор некоммерческого партнерства "Аптечная гильдия" Елена Неволина.
Согласно все тому же закону о лекарствах, теперь аптекам нельзя торговать медицинской техникой — она исчезла из перечня разрешенных к продаже товаров. То есть аптечным учреждениям не разрешили продавать термометры, тонометры, глюкометры — товары, которые многие люди ищут именно здесь.
К тому же аптеки лишились права распространять предметы и средства по уходу за детьми, точнее, за здоровыми детьми. Теперь весь детский ассортимент должен касаться исключительно лечения ребенка. Например, если это памперсы — то только для детей с энурезом. Разве что законом аптекам предоставлена возможность продавать лечебное, диетическое и детское питание.
Особенно плохи дела у государственных аптечных сетей, которые и так были убыточными, сейчас же нагрузка на них возросла непомерно, а это ведет к повышению расходов региональных бюджетов, а значит, и налогоплательщиков. Например, совсем недавно было объявлено о ликвидации сети муниципальных аптек в Челябинске. Свое решение городские власти объяснили убыточностью предприятия.
По словам госпожи Неволиной, если раньше рентабельность аптек держалась на уровне 2%, то сейчас в ряде случаев упала до -8%. Государство ограничило наценку чуть не на половину ассортимента, обязало аптеки держать минимальный ассортимент и ограничило перечень сопутствующих товаров, которые имеет право продавать аптека, при этом не предусмотрев никаких льгот. Многие аптеки оказались в тяжелом положении, те из них, что в прошлом году считались прибыльными, в первом квартале текущего года подсчитывали убытки. Немногим удалось получить кредит в банке, другие выживают за счет товарных кредитов, но если несколько раз просрочить оплату, в следующий раз можно не получить товар. Убытки фиксировались даже в период сезонного всплеска ОРВИ, когда продажи традиционно растут. Весной наступает период резкого спроса на антигистаминные и желудочные средства. А вот летом наступит мертвый сезон. Поэтому к середине лета в России ждут аптечного кризиса.
По мнению председателя экспертного совета по здравоохранению организации "Деловая Россия" Давида Мелик-Гусейнова , 90% аптек в этом году работают себе в убыток, их рентабельность колеблется от 0% до -1,5%.
Дистрибуторы же, видя ухудшение платежеспособности розничного рынка, принимают меры для защиты своего бизнеса или пользуются ситуацией в своих интересах, что понятно: сокращают сроки отсрочки платежей, манипулируют с лекарствами, которые имеют повышенный сезонный спрос, например задерживают отгрузку этих препаратов, пытаясь выбить лучшие условия оплаты со стороны аптек.
В зоне шаговой недоступности
В поисках путей выживания некоторые аптеки вынуждены были повысить цены на ассортимент, не входящий в ЖНВЛП. Однако госпожа Неволина не считает этот выход приемлемым для всех: "Надо учитывать, что покупательская способность не растет и любое повышение цен повлечет за собой снижение спроса. Поэтому аптеки стремятся оставаться в прежней ценовой динамике".
Особенно невыгодно теперь торговать дешевыми лекарствами — ценой до 100 рублей (сегодня они составляют не более 7% аптечного ассортимента).
"Мы стараемся не поднимать цены, хотя с начала года еле сводим концы с концами",— отметили в одной из подмосковных аптек. Рассматривается даже вопрос о сокращении зарплат сотрудникам.
Впрочем, есть и оптимисты. Гендиректор центра маркетинговых исследований "Фармэксперт" Николай Демидов говорит: "Я думаю, что ожидание закрытия половины аптек больше выражает их желание получить льготы. В реальности же реформы, конечно, негативны для аптечного бизнеса, но не настолько страшны, насколько об этом говорится от лица представителей розничного звена. Нужно иметь в виду, что большая часть аптек и так существовала на грани рентабельности, и для них новая налоговая реформа просто усугубляет ситуацию. По моим оценкам, под угрозой закрытия находится не более 10% аптечных учреждений".
Некоторые эксперты полагают, что разорившиеся аптечные учреждения будут искать себе место в интернете. Тем более что сегодня для виртуальной торговли лекарствами не требуется даже лицензии (она выдается на конкретный юридический адрес, которого у интернет-аптек чаще всего нет). А это развязывает руки продавцам: по экспертным оценкам, до 50% продающихся через интернет препаратов — липовые.
Ряд экспертов полагает, что, поскольку в России слишком много аптек, закрытие даже половины из них не нанесет вреда потребителям. Это утверждение довольно спорно. В свое время в СССР действовали нормативы: 6 тыс. человек на одну аптеку на селе, 10 тыс. — в городе. Сегодня в Москве на одну аптеку приходится около 2,3 тыс. человек. А, например, в Германии — 1,8 тыс.
"Много аптек сегодня только в Москве и Санкт-Петербурге, а вот в регионах острый дефицит аптечных учреждений. Даже в Московской области есть населенные пункты, которые обслуживает всего одна аптека",— свидетельствует госпожа Неволина.
"У нас аптечных учреждений на душу населения меньше, чем в других странах,— подтверждает Николай Демидов.— До последнего времени мы наблюдали положительную динамику прироста количества аптек. Сегодня же точно можно сказать, что большинство аптечных сетей замедлило свое развитие в последний год, а новые открытия единичные, а не массовые".
Аптечные организации считают, что без поддержки государства они не выживут. Так, "Аптечная гильдия" уже направила письма президенту, министру финансов, в Госдуму, Минздравсоцразвития, ФАС с просьбой либо сохранить ЕНВД для аптечных учреждений, либо снизить страховые взносы.
"Единственный выход из ситуации — срочно снизить ставку ЕСН. Мы подсчитали, что для того, чтобы аптека работала с рентабельностью 1,5%, ЕСН должен составлять не более 20%! Сегодня депутаты Госдумы обсуждают возможность снижения ЕСН до 26%, но аптеки это не спасет",— уверен господин Мелик-Гусейнов.
По мнению Сергея Колесникова , для спасения аптечного рынка аптеки необходимо приравнять к социально значимым объектам малого и среднего бизнеса, а для препаратов стоимостью до 100 рублей — отменить регистрацию предельных цен. Госдума рассматривает предложения президента снизить размер страховых взносов для малого и среднего бизнеса, в том числе аптек, до 26%, а может, и до 18%, говорит господин Колесников. Пока, правда, в законопроекте значится только 26%, да и то новый размер страховых взносов, если законопроект одобрят, вступит в силу с нового налогового периода, то есть с 1 января 2012 года. Впрочем, как говорит Сергей Колесников, уже в этом году у аптек, как социально ориентированных организаций, есть шанс получить компенсации по избыточным социальным взносам из бюджета. Правда, подобные поправки в бюджет еще не одобрены.
"Все учреждения здравоохранения, включая крупные коммерческие платные клиники, относятся к социальным объектам. У них есть льготы и по страховым взносам, и по ценам на аренду помещений. И при этом они вольны устанавливать любые цены на услуги! Аптеки, как торговые предприятия, этого лишены. Для начала надо рассмотреть предоставление налоговых льгот и льгот по коммунальным платежам аптекам как торговым предприятиям, рентабельность которых ограничивается государством. Во-вторых, пересмотреть перечень товаров, которые сегодня разрешено продавать аптекам. В-третьих, минимальный ассортимент, который обязаны иметь аптеки, если уж, по мнению Минздрава, должен быть, то, по крайней мере, с учетом региональных особенностей. И не следует заставлять аптеки иметь препараты сезонного спроса в наличии в течение всего года,— считает госпожа Неволина.— Если этого не произойдет, аптечный бизнес будет либо искать обходные пути уплаты налогов, либо уйдет в тень".
Эксперты уверены в том, что аптека рядом с домом не должна быть роскошью. Если не дать аптекам налоговую льготу хотя бы на три-четыре года, очень многие из них закроются, и это может иметь особенно тяжелые последствия для небольших городов и сельских поселений.
Здравствуйте.
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О лицензировании отдельных видов деятельности»Статья 18. Порядок переоформления лицензии
1. Лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
2. До переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного частью 5настоящей статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии.
3. Для переоформления лицензии лицензиат, его правопреемник или иное предусмотренное федеральным законом лицо представляет в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о переоформлении лицензии с указанием реквизитов документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за переоформление лицензии, и оригинал действующей лицензии на бумажном носителе или лицензию в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)4. Заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы могут быть направлены в лицензирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью лицензиата, его правопреемника или иного предусмотренного федеральным законом лица.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 263-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)
5. В случае реорганизации юридического лица в форме преобразования в заявлении о переоформлении лицензии указываются новые сведения о лицензиате или его правопреемнике, предусмотренные частью 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц. Заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.
6. В случае реорганизации юридических лиц в форме слияния переоформление лицензии допускается в порядке, установленном частью 3настоящей статьи, только при условии наличия у каждого участвующего в слиянии юридического лица на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц лицензии на один и тот же вид деятельности.
7. При намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.8. В случае прекращения деятельности по одному адресу или нескольким адресам мест ее осуществления, указанным в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются адреса, по которым прекращена деятельность, и дата, с которой фактически она прекращена.
Прошли перестроечные времена, когда вокруг 1-й московской аптеки стояли рядами старушки, торговавшие вместо семечек психотропными таблетками. Бог весть, куда они делись, но подростковая наркомания не делась никуда. Недавно волонтеры движения «Курский вокзал. Бездомные дети» обнаружили, что их подопечные беспризорники покупают свой кайф в обычных московских аптеках. И теперь аптекам-наркоточкам объявлена война, к которой присоединился и наш журнал.
Зло из аптек
Популярностью у наркоманов пользуются препараты от кашля, содержащие кодеин, некоторые виды антидепрессантов, определенные успокаивающие средства, некоторые обезболивающие. Самый опасный из них -- буторфанол -- синтетический опиоидный анальгетик, раствор для инъекций. Все эти медикаменты не входят в списки наркотических веществ, торговля которыми не по правилам чревата уголовным преследованием, поэтому аптеки (речь идет в основном о частниках; государственные и крупные сетевые аптеки ни в чем подобном не замечены) практически в открытую торгуют рецептурными препаратами безо всяких рецептов, не глядя на покупателя. Наш корреспондент в ночной аптеке безо всяких проблем накупил полный карман таблеток и ампул, к продавшице стояла целая очередь из наркоманов. Смотреть на них страшно -- качаются, глаза мутные, а аптекарша им наркотики штучно продает, ампулы насыпает, как семечки. Продавать лекарства «вразвес» -- потаблеточно, поампульно -- запрещено, но грозит это, в крайнем случае, лишением лицензии, а скорее -- штрафом.
Между тем отсутствие многих из этих препаратов в перечне наркотических средств ничем не оправдано. «Тот же буторфанол, -- говорит нарколог, врач-психиатр высшей категории, сотрудник отделения психических расстройств, осложненных патологическими формами зависимости, московского НИИ психиатрии Виктор Ханыков, -- по обезболивающему действию сильнее морфия. При бесконтрольном применении он вызывает привыкание, развивается зависимость. Наступает настоящая наркомания. Любые наркотические препараты действуют на организм тем страшнее, чем моложе человек, а в силу дешевизны буторфанол стал наркотиком именно молодых людей (три ампулы (три порции) буторфанола стоят 150-180 рублей, один грамм (три порции) героина в Москве -- 1000-1500 руб. -- Ред
.). Буторфанол давно пора перевести на номерной рецепт, как другие опийные анальгетики».
Явным провалом в законодательстве активно пользуются как наркобарыги за прилавками, так и их клиенты. Для большего эффекта наркоманы употребляют препараты в сложных комбинациях, толкут таблетки, смешивают с раствором из ампулы и в таком виде вводят в вену. Результат -- не только наркотический эффект, но и флегмоны, гнойные язвы в местах инъекций, сепсис и гангрена. «Мы делаем с “бутором” такую смесь, которая сжигает вены, они становятся хрупкими, забиваются, руки и ноги пухнут и болят, внутри гной скапливается», -- рассказывают подростки-наркоманы, подопечные движения «Курский вокзал. Бездомные дети». Происходит все обычно в ближайшем подъезде, вокруг такой аптеки -- очаг криминала, воровство, драки.
Беззаконие
С юридической точки зрения у проблемы несколько уровней. Во-первых, многие медикаменты, которые стоило бы продавать по рецептам, не включены в соответствующие списки и совершенно законно продаются любому желающему в любых количествах. Во-вторых, некоторые препараты, содержащие наркотические вещества, хотя и должны продаваться только по рецепту, на самом деле находятся в свободной продаже. Из-за того что буторфанол не включен в список наркотических препаратов, его свободная продажа -- не уголовное преступление, а всего лишь нарушение правил торговли. «Ситуацию могло бы изменить внесение этого препарата наряду с другими сильнодействующими лекарствами в список лекарств, за безрецептурный отпуск которых предусмотрена уголовная ответственность, -- сообщил РБК-daily заместитель начальника Службы по контролю за легальным оборотом наркотиков федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) РФ по Москве Михаил Ермаков. -- Это развязало бы нам руки. А аптеки моментально перестали бы торговать им, опасаясь серьезных проблем. Срок, предусмотренный за такого рода действия, -- до восьми лет лишения свободы».
Отсутствие законодательной базы для борьбы с этим видом наркомании дезориентирует и расхолаживает те госструктуры, которые теоретически могли бы повлиять на ситуацию. В московском управлении ФСКН утверждают, что предложение внести опасные препараты в более строгие списки было направлено ими совместно с мэром Москвы в правительство России уже давно. Разговоры же про введение уголовной ответственности за продажу данных лекарств без рецепта и усиление контроля за их оборотом идут с 2005 года. Однако решения на правительственном уровне до сих пор нет.
«Вы что думаете, мы этих аптек не знаем? -- сказал нам участковый одного из московских ОВД, на чьей территории идет бойкая торговля. -- Мы их больше вашего знаем! Просто это гиблый номер. Полтора года назад мы с одной такой лавочкой судились-судились -- так они даже не закрывались, уплатили сорок тысяч штрафа и дальше торгуют дрянью. Им сорок “штук” -- ерунда, а мы сколько сил впустую потратили! Заберите лучше свое заявление, и нам и вам проще будет». Заявления мы, однако, забирать не стали. Капля камень точит.
Судя по ажиотажному спросу в аптеках, дорог каждый день. Количество «лекарственных» наркоманов в столице растет, по словам самих «торчков»-беспризорников, все чаще в очередях за «бутором» стоят не маргиналы и не бомжи, а «домашние» молодые люди и даже девушки. И чем дольше будет затягиваться решение вопроса, тем серьезнее будут последствия. Решить проблему должны законодатели, но и обычные люди, такие, как мы с вами, кое-что могут. Так, волонтеры движения «Курский вокзал. Бездомные дети» пишут заявления в разные инстанции, собирают подписи протеста у жителей домов, находящихся рядом с аптеками (и из тех, кого удалось застать дома, еще никто не отказался подписать заявление, ведь никому не хочется, чтоб у него в подъезде кололись наркоманы!).
Что делать, если вы знаете аптеку, которая нарушает правила торговли сильнодействующими веществами?
Необходимо подать заявление в ОВД, на территории которого находится аптека. После приема заявления вас направят к участковому, отвечающему за участок с «точкой», который вас опросит и составит протокол. Как бы сотрудники милиции ни отговаривали вас «поднимать бучу», оформленное по правилам заявление они принять обязаны, а потом можно время от времени беспокоить их и узнавать, какие меры приняты; в случае недостаточной активности -- жаловаться в вышестоящие организации, для начала -- в прокуратуру.
Можно также обратиться в Росздравнадзор (именно эта организация должна контролировать аптеки) письмом по адресу: 109074 Москва, Славянская площадь, д. 4, стр. 1 или через интернет: [email protected]. Обращение помимо сути вопроса должно содержать фамилию, имя, отчество автора, адрес места жительства или работы.
Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков официально не должна контролировать продажу подобных препаратов, ведь они не числятся в списках наркотических средств. Но когда речь идет о таких «пограничных» ситуациях, стоит стучать во все двери. Телефон управления ФСКН по Москве -- 316-86-55, по Московской области -- 152-53-52.
Громкая сделка по покупке торговой сети «Магнит» государственным банком ВТБ не прошла незамеченной аптечными сетями. Они опасаются, что риск принятия законопроекта о продаже безрецептурных лекарств в продовольственных магазинах увеличился.
Ранее фармацевты предупреждали о значительном росте цен на рецептурные лекарства, если безрецептурные препараты будут продаваться в обычной рознице.
Законопроект, разрешающий торговым организациям получать упрощенную лицензию на фармацевтическую деятельность и продавать безрецептурные лекарства, будет внесен в правительство РФ до 1 марта 2018 года. В 2008 году была попытка проделать тоже самое, но правительство идею не поддержало. Разработать законопроект распорядился первый вице-премьер страны Игорь Шувалов. Публичное обсуждение законопроекта завершилось 17 января, против его принятия высказалось большинство экспертов.
Крупнейшая российская аптечная сеть «Ригла», у которой 1,86 тыс. точек, может закрыть почти половину своих объектов. Такая же участь грозит «Неофарму», развивающему, в частности, сеть «Столички». А небольшие региональные фармацевтические ритейлеры могут совсем уйти с рынка, пишет «КоммерсантЪ» .
«Сегодня 743 объекта находятся в непосредственной близости от продуктового ритейла… Если законопроект будет утвержден, скорее всего, эти аптеки будут подлежать закрытию», - сказал гендиректор сети «Ригла» Александр Филиппов.
Он также пояснил “Ъ”, что судьба этих 743 точек будет зависеть от того, какую долю в продажах они потеряют при принятии законопроекта. В первую очередь, по его словам, пострадают 250 объектов в малых городах.
Более половины объектов компании «Неофарм» (462 аптеки «Неофарм» и «Столички») также располагаются в непосредственной близости от продуктовых магазинов, сообщил гендиректор сети Евгений Нифантьев.
«В небольших городах у нас 143 аптеки, которые точно закроются, если закон будет принят»,- уверен он.
Ранее фармацевты были менее категоричны. Указывая на то, что соотношение рецептурных и безрецептурны лекарств в аптеке составляет 51% к 49% (ред. - непонятно имеется ли ввиду объем продаж или количество препаратов в аптеке, скорее первое), они прогнозировали рост цен на рецептурные лекарства от 11% до 16% в зависимости от вида препарата. Против принятия законопроекта также выступает Минздрав, который опасается ненадлежащих условий хранения лекарств.
В целом, фармацевты, пожалуй, правы в своем возмущении. В правительстве исходили из опыта продажи безрецептурных лекарств в зарубежных странах. Однако почему-то не было учтено, что количество безрецептурных лекарств во многих странах значительно меньше. Немного утрируя, в Европе без рецепта можно купить что-то от насморка и средства гигиены, вроде спиртовых салфеток.
С другой стороны, риторика фармацевтов, да простят нас уважаемые бизнесмены, которые защищают свои нормальные интересы, напоминает не очень перспективный шантаж. Слабо верится, что аптечный бизнес решится на одномоментное уменьшение оборотов в два раза, даже не проанализировав квартальные цифры после принятия законопроекта. К тому же возможность повысить цены на рецептурные препараты никуда не исчезает. Если аптечный киоск без повышения цен не может оставаться рентабельным, то цены надо повышать, и никакой надзорный орган законно оспорить такое повышение не сможет.
Также достаточно очевидна причина изменения риторики на более эмоциональную. На прошлой неделе государство купило фактически контрольный пакет крупной торговой сети «Магнит». Сделка и громкая, и вызвавшая опасения на тему огосударствления рынка торговли продовольственными товарами по примеру .
Известно, что рентабельность «Магнита» второй год подряд ухудшается, и принятие законопроекта о продаже безрецептурных препаратов в обычной рознице позволит компании немного улучшить финансовые показатели. Фармацевты, вероятно, расценили сделку о покупке «Магнита» как увеличение вероятности принятия законопроекта.