Право и социальные интересы кратко. Социальные притязания и закон
Право и закон в гражданском развитии.
Проблема соотношения права и закона родилась практически одновременно с правом, ставилась еще в древние времена (Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Цицерон, римские юристы) и до сих пор остается центральной в правопонимании.
В контексте данной проблемы под «законом» следует понимать не закон в строгом, специальном смысле (как акт верховной власти и источник высшей юридической силы), а все официальные источники юридических норм (законы, указы, постановления, юридические прецеденты, санкционированные обычаи и др.).
Концепций, связанных с различением права и закона, существует множество. Однако можно обозначить два принципиальных подхода:
1) право есть творение государственной власти и правом следует считать все официальные источники норм независимо от их содержания;
2) закон, даже принятый надлежащим субъектом и в надлежащей процедурной форме, может не иметь правового содержания, быть не правовым законом и выражать политический произвол.
При различении права и закона обращают внимание на одну сторону проблемы - на возможность не правового содержания у правовой формы (закона). Однако правомерен и другой вопрос: а может ли вообще право существовать вне какой-либо формы объективирования? На этот вопрос следует ответить отрицательно: не может быть права «до» и «вне» своей формы (закона). Ведь то, что называют «естественным правом», на самом деле представляет собой естественно-социальные начала, которые должны определять содержание юридических предписаний, а правом в собственном смысле (с точки зрения современных представлений о свойствах права) не является. Тем более что, как справедливо замечает проф. B.C. Нерсесянц, различение естественного права и позитивного права - лишь одна из многих возможных версий соотношения права и закона. В настоящее время суть проблемы различения права и закона состоит не в противопоставлении естественного права позитивному, а в установлении соответствия между содержанием и формой самого позитивного права.
С этих позиций можно наметить пункты, из которых следует исходить в характеристике соотношения права и закона:
1) право и закон следует различать;
2) не может быть права «до» и «вне» закона (своей формы);
3) закон может иметь неправовое содержание, быть, с этой точки зрения, пустой, бессодержательной формой – «не правовым законом».
Интересы, как известно, составляют основу жизнедеятельности человека и общества, служат движущим фактором прогресса, в то время как отсутствие реального интереса способно привести к краху различных реформ и программ. Особенно значимые интересы закрепляются в законах и других нормативных правовых актах, играют важную роль в процессе правообразования и в реализации права.
В литературе предлагается различать социальный и психологический интерес. Юридическая наука исходит из того, что социальная природа интереса является базовой категорией. Психологический интерес представляет, по сути, заинтересованность, которая тесно связана с интересом, но отличается от последнего.
Интерес может существовать и не будучи выражением в заинтересованности, но в этом случае он выступает в качестве побудительного мотива действий субъекта. Интерес может быть выражен в заинтересованности адекватно, а может предстать в виде ложной заинтересованности и тогда не соответствовать действительным интересам. Но без заинтересованности потенциал интереса мёртв, так как нет осознания и познания интереса, следовательно, нет и реализации его, поскольку такая реализация требует волевого отношения, т.е. возможности выбора субъектом варианта поведения или действий. Если нет достаточной свободы для такого выбора, то интерес способен угаснуть.
Связь права и интересов проявляется наиболее рельефно в двух сферах – правотворчестве и при реализации права.
В процессе правотворчества группы или слои, стоящие у власти, посредством норм права придают юридическое значение своим интересам, сообщая им общеобязательный характер. В демократически устроенном обществе в праве выражаются в первую очередь социально значимые интересы, в том числе общесоциальные.
Проблема связи интересов и права не ограничивается лишь отражением интересов в нормах права и нормативных правовых актах. Не меньшее значение имеет также вопрос о том, как нормы права трансформируются в мотивы поведения конкретного человека.
По мнению С.С. Алексеева, право обладает:
1) социальной ценностью;
2) инструментальной ценностью;
3) собственной ценностью.
Социальная ценность права заключается в трёх моментах:
1) право обладает возможностью обеспечивать устойчивый порядок в общественных отношениях. Оно позволяет добиться такого порядка жизни общества, который действует по всей стране, постоянно. Неизменно, непрерывно во времени;
2) право благодаря своим свойствам позволяет достигнуть определённости, точности в сомом содержании общественных отношений. И здесь главная роль принадлежит формальной определённости права. Благодаря этому свойству права, правовое регулирование общественных отношений имеет чёткие границы, позволяет отделить правомерные поведения и действия от произвола и своеволия;
3) право позволяет достичь гарантированного результата, что обеспечивается опорой права на государственное принуждение и делает право высокообеспеченным.
Инструментальная ценность означает, что:
1) представляет собой мощный регулятивный инструмент и выступает средством решения разнообразных задач, может использоваться как инструмент разными субъектами: государством, церковью, общественными объединениями, гражданами и др. Однако на первом месте стоит, конечно, государство, поскольку реализуется, охраняется с помощью государства;
2) является опосредующим звеном при реализации товарно-рыночных институтов, институтов управления, демократии, морали, культуры, выступает средством их воплощения в жизнь;
3) устанавливает систему типовых масштабов поведения и действий. Благодаря этому право выступает главным инструментом обеспечения организованности общественной жизни.
Собственная ценность права состоит в том, что право представляет собой глубинный элемент цивилизации, культуры, который вбирает в себя важнейшие социальные ценности общества. Кроме того, право выражает важнейшие общечеловеческие ценности – свободу, справедливость и равенство людей.
- Специальность ВАК РФ12.00.01
- Количество страниц 183
Глава I. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕРЕСА В ПРАВЕ.
§ 2.Опорный понятийный ряд-категории «интерес».
§ 3.Концепции интереса: многообразие альтернатив.
Глава II. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРАВА И ИНТЕРЕСА.
§ 1 .Подходы и проблемы в понимании взаимосвязи права и интереса.
§ 2.Интерес как сущностный компонент права.
§ 3.Вопросы закрепления интересов в российском законодательстве.
Рекомендованный список диссертаций
Частно-правовой интерес: Понятие, правообразование, реализация 2004 год, кандидат юридических наук Першин, Михаил Викторович
Законные интересы личности в конституционном праве Российской Федерации 2005 год, кандидат юридических наук Коробова, Елена Артуровна
Проблемы реализации и защиты интересов в праве 2011 год, кандидат юридических наук Шепелев, Денис Викторович
Политико-правовое представительство групп интересов во взаимодействии российской государственности и гражданского общества 2008 год, кандидат юридических наук Гаджиалиев, Али Бахмудович
Права и обязанности как парные юридические категории: Вопросы теории 2006 год, кандидат юридических наук Рудаков, Алексей Александрович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Интерес в праве»
Актуальность темы диссертационного исследования определяется ее непреходящим значением для любого исторического этапа развития правовой жизни общества. Она изначально обречена на актуальность поскольку имеет самое непосредственное отношение к сущности права. Тема интереса звучала уже в римском правоведении. Ведущим ее мотивом в римском праве было обеспечение защиты справедливых интересов свободных людей. Выдающийся немецкий юрист Р. Иеринг воспринял этот подход и впервые выразил его в абстрактно-теоретической форме. Он возвел интерес в ранг основной правовой категории и по праву считается родоначальником юриспруденции интересов. Интересы в ней признаются одновременно детерминантом, содержанием и целью права. Изменение общества неизбежно оказывает сильное воздействие на право. «С интересами народа также изменяется его право, назначение которого в том и заключается, чтобы охранять непреложные жизненные требования общества путем принуждения»1. В настоящее время особая актуальность выбранной нами темы исследования обусловлена происходящими в стране радикальными экономическими, политико-юридическими и культурными преобразованиями.
Возникающие со сменой общественного строя России качественно иные интересы общества и государства, традиционных и вновь образовавшихся социальных слоев и классов, отдельных групп людей, должностных лиц и граждан требуют адекватного правового выражения. Будучи закрепленными в праве, интересы обретают качество объективного фактора и социального регулятора жизнедеятельности людей в обновляющемся обществе. Своевременно выявляя интересы людей, заслуживающие правового выражения, выстраивая их иерархию и осуществляя их согласование, законодатель нуждается в научно обоснованном понимании самого механизма закрепления интересов в праве. Уровень теорети
1 Иеринг Р. Интерес и право. - Ярославль, 1 880. - С. 83. ческого осмысления процесса трансформации социальных интересов в правовую сферу, уяснение природы правового интереса, определение широко используемых законодателем понятий, производных от категории «интерес» сегодня явно не отвечают потребностям нормотворческой, правореализационной и интерпретационной практики.
Российское общество и его государственно-правовая система находятся в переходном состоянии. Для него характерна жесткая и нередко жестокая борьба за коренные интересы, объектом которых является собственность и власть. Стремительно нарастает острота проблем в области экономической безопасности, национальных отношений, доверия к власти, обеспечения законности и правопорядка, сохранения семьи и здоровья народа. Дисбаланс интересов, присутствующих на федеральном, региональном, национальном и иных уровнях, проявляющийся в разнообразных конфликтах, может достигнуть критической точки. В этой ситуации значительно возрастает роль права как санкционированного государством нормативного средства согласования и защиты правомерных интересов в преодолении негативных тенденций и обеспечении динамизма проводимых реформ.
Одним из факторов, обеспечивающих ныне объективное изучение интереса в праве, следует считать устранение имевшего место в недалеком прошлом идеологического давления на исследователя в области гуманитарного знания. Объективные реалии советского общества и официальные доктрины задавали единственный и вполне определенный подход к изучению интересов и права в социалистическом обществе. Признавая в качестве единственно научной методологию, основанную только на признании первичности бытия и вторичности сознания, исследователь программировался на видение интереса исключительно объективным явлением. Такая интерпретация интереса позволяла говорить об отражении его в праве, но логически не допускала возможности включения его в содержание права. Это делало совершенно недопустимым принятие теории интересов в силу ее якобы буржуазного происхождения.
Пришло время объективно, без идеологической зашоренности исследовать проблему интереса в праве, опираясь на значимые научные результаты, полученные отечественными учеными-юристами в условиях социалистического общества.
Степень научной разработанности темы. Термин «интерес» и связанные с ним различные правовые представления ввели в обиход юриспруденции, стали изучать и широко использовать немецкие юристы во второй половине XIX века. Высказанная Р. Иерингом идея понимания прав как юридически защищенных интересов оказала заметное влияние на воззрения таких видных представителей немецкой юриспруденции, как Г. Еллинек, А. Меркель, Ф. Ре-гельсбергер, А. Тон и др. Понятие интереса применялось ими преимущественно в смысле благ, выгоды или пользы, доставляемой определенным объектом. Интересы понимались Р. Иерингом жизненными требованиями в широком смысле. Различались интересы материальные, связанные с пользованием внешними благами жизни, и духовные или идеальные.
Большое внимание вопросам интереса уделяли представители отечественной юридической науки в конце XIX - начале XX в. Тема интереса находит отражение в плане позитивной разработки или критического анализа в работах Д.Д. Гримма, Н.М. Коркунова, С.А. Муромцева, П.И. Новгородцева, И.А. Покровского, Н.С. Таганцева, В.Ф. Тарановского, Е.Н. Трубецкого, Б.Н. Чичерина, Г.Ф. Шершеневича. Н.М. Коркунов выдвинул теорию разграничения интересов, представляющую собой видоизменение основной теории Р. Иеринга. Убежденным противником «базирования» теории права на понятии интереса был Л.И. Петражицкий.
Изучение интереса в отечественной юриспруденции значительно активизировалось во второй половине XX века. Вопросы рассматривались как в общетеоретическом плане, так и в аспекте различных отраслей права. Значительный вклад, глубокие идеи внесли в разработку данной проблемы известные ученые-юристы: С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, М.И. Байтин, В.М. Баранов, С.Н.
Братусь, Н.В. Витрук, В.П. Грибанов, Ю.С. Завьялов, О.С. Иоффе, В.Н. Карта-шов, Д.А. Керимов, В.Н. Кудрявцев, Н.С. Малеин, А.В. Малько, Г.В. Мальцев, Н.И. Матузов, В.А. Патюлин, В.Б. Романовская, В.П. Сальников, И.Н. Сенякин, B.JI. Суховерхий, Ю.А. Тихомиров, Ю.К. Толстой, Д.М. Чечот, JI.C. Явич и др. Специальные монографические исследования провели Р.Е. Гукасян, А.В. Кузнецов, С. Сабикенов, В.В. Степанян, Н.А. Шайкенов, А.И. Экимов.
Позитивным результатом проведенной исследовательской работы нужно признать выводы об определяющем значении интереса в правотворчестве и реализации права, об ошибочности сведения его к потребностям (осознанным или неосознанным), о недопустимости отождествления интереса с благом, выгодой или пользой. Следует согласиться с высказанной А.И. Экимовым плодотворной мыслью о том, что изучение интереса в праве должно включать «учет всех его сторон, всех проявлений - от начала его формирования до полной реализации»1.
Однако по-прежнему спорным остается принципиальный теоретико-методологический вопрос о соотношении объективного и субъективного в интересе и даже вопрос о том, входит ли вообще интерес в право или не входит, а только отражается в нем. Для ответа на них необходимо обобщение результатов исследований интереса, проведенных прежде всего в философии, психологии и социологии. Поэтому в диссертации использованы труды классиков и видных представителей этих научных дисциплин, обращавшихся к различным аспектам проблемы интереса (Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс, Вл. Соловьев, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, А.Г. Здравомыслов, В.Н. Лавриненко, А.Т. Ханипов, В.А. Ядов, А.С. Ященко и др.).
Объект исследования - интерес как комплексное системно-функциональное образование, характеризующее отношение субъекта к условиям его бытия. Экимов А Н. Интересы и право и социалист ическом обществе, - Л., 1984. - С. II.
Предмет исследования - природа юридического интереса, способы его закрепления и роль в праве.
Цель исследования - раскрыть субъективно-объективную природу интереса, обосновать его укорененность в сфере правовой жизни в качестве сущностного компонента права.
В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования:
Провести анализ имеющихся научных материалов по основным направлениям темы, установить проблемные вопросы, предлагаемые варианты решения и связанные с ними системы аргументов;
Выявить элементы структуры интереса;
Обосновать концептуальное видение интереса как единства объективного и субъективного, позволяющее раскрыть действительный механизм взаимосвязи социальных интересов и права; показать и проанализировать структурное единство интереса и права как регуляторов деятельности; выявить основные смысловые значения понятия «правовой интерес» и рассмотреть способы закрепления интересов в российском законодательстве;
Сформулировать выводы и предложения, направленные на совершенствование деятельности по выявлению, закреплению, обеспечению, реализации и защите правом общественно значимых социальных интересов.
Методологическая, теоретическая и эмпирическая основы исследования. Методологической основой диссертационного исследования является комплексный системный подход. Применяются разнообразные приемы и методы научного познания, в том числе общенаучные (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, аналогия, исторический и логический методы) и специальные (нормативно-правовой, сравнительно-правовой). Особую роль в проведенной научной работе, в исследовании формирования и правового закрепления интересов в законодательстве выполняют активно используемые автором деятель-ностный и аксиологический подходы.
Принцип комплексности позволил расширить теоретическую базу исследования посредством использования специальной литературы по философии, психологии, социологии, различных источников по теории права и отраслевым юридическим дисциплинам.
Эмпирическую базу исследования составили Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральное законодательство, постановления и определения Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, другие правовые акты.
Научная новизна исследования определяется пониманием интереса системно-функциональным образованием, включающим элементы объективной жизненной ситуации, позволяющей субъекту удовлетворить свою потребность, и качества самого субъекта. Интерес в практической фазе своего бытия выступает прежде всего способом деятельности субъекта в ситуации определенного типа. Одинаковый способ деятельности в одних и тех же условиях свидетельствует о совпадении интересов субъектов в данной ситуации. В этом суть предлагаемого нами прагматистского подхода к интересу. Структурное сходство и органическая взаимосвязь интереса и правовой нормы обусловлены самой прагматикой. Общим их элементом предстает алгоритм, правило поведения. Именно это позволяет определенно и утвердительно ответить на вопрос о вхождении интереса в право.
На защиту выносятся следующие основные выводы и положения:
1. Категория интереса играет важную роль в развитии правовых учений. Это подтверждается наличием широкого диапазона ценностного отношения к ней в различных направлениях правовой мысли. Популярность теории Р. Иеринга, положившего ее в основание правопонимания, стремление представителей различных правовых школ установить с ней родство и даже генетическую связь свидетельствуют об интегративной роли категории «интерес» в общем учении о праве.
2. Сравнительный анализ частнонаучных представлений об интересе позволяет сформулировать опорный понятийный ряд данной категории. Наиболее часто используемыми предикатами в ее определениях являются: потребность, мотив, деятельность, побуждение, осознание, цель, направленность субъекта. Деятельность должна рассматриваться не чем-то внешним по отношению к интересу, не просто его реализацией. Выступая моментом деятельности, интерес обеспечивает переход субъективного в объективное, обретая тем самым объективную форму собственного бытия.
3. Формирование и понимание интереса немыслимо помимо деятельности. Их диалектика такова, что всякий интерес выступает продуктом предшествующей и атрибутом последующей деятельности. Интерес есть характеристика отношения субъекта к условиям его бытия, выражающаяся в мотивированности и целенаправленности деятельности, преследующей удовлетворение определенных потребностей.
4. Проведенный анализ концепций интереса подтверждает вывод о том, что интерес есть характеристика отношения субъекта к объективным жизненным условиям. Важно подчеркнуть, что субъект предстает особым членом отношения, поскольку обладает уникальными свойствами, связанными с его духовным миром. Сознание является одним из его элементов. Соответственно этому выделяются две формы бытия интереса (или две фазы его развития) -внутренняя (субъектная) и внешняя (объектная). Основной источник, конечную причину своего возникновения интерес находит не во внешнем или внутреннем мире субъекта, а в их взаимодействии, осуществляемом посредством его деятельности.
5. Фиксируется многообразие связей интереса и права. Об их взаимосвязи можно вести речь в смысле функциональной зависимости, в плане детерминации права интересами, в аспекте отражения различных элементов интереса (субъект, объект, мотив, цель и т. д.) в нормативно-правовом материале, в смысле структурной связи, предполагающей наличие у них общих элементов.
6. Основные концепции интереса, используемые в юриспруденции, обладают различным эвристическим потенциалом. Наибольшими объяснительными возможностями обладает смешанная концепция, рассматривающая интерес как единство объективных и субъективных факторов. Субъективная его составляющая выражает личностные качества субъекта, непременно присутствующие в его свободных устремлениях и поступках (ценности, убеждения, верования, симпатии, антипатии и т. д.).
7. Интерес выполняет роль побудителя, ориентира и регулятора деятельности. Эти функции определяются различными элементами его структуры: побудительная - потребностью и мотивом, ориентирующая - объектом и целью, регулятивная - правилом, задающим способ деятельности, правилом поведения в ситуации определенного типа. Основным связующим звеном нормы права, деятельности и интереса, рассматриваемых с формальной стороны, является алгоритм или правило поведения, представленное в диспозиции правовой нормы. Благодаря именно этому компоненту интереса и возможно регулятивное воздействие нормы-правила поведения на деятельность. «Проникая» таким образом в норму, интерес оказывается в сущности права, ибо норма немыслима вне его сущности при любом подходе к правопониманию.
8. Право в сути своей есть нормативно юридически закрепленный государственной волей и защищенный интерес. Именно нормы права (имеются в виду нормы-правила поведения) и заключают в себе основной компонент интереса. Типовой интерес как инвариант поведения в заданной ситуации при известных обстоятельствах может совпасть с моим интересом и стать не только моим интересом, но и моим правом.
9. Рассматриваемый в аспекте регулятивной функции интерес предстает правилом поведения в определенной ситуации. Характер ситуации правовая, политическая, экономическая и т. п.) определяет вид интереса. Проведенный анализ действующего законодательства выявляет многозначность категории правового интереса. Под ней понимается социальный интерес, выраженный в правовой форме. Он обозначает также интересы, возникающие в правовой жизни именно как самостоятельно существующей, наряду с иными сферами общественной жизни. Данная категория обозначает и определенные конструкции, используемые в качестве инструментов правового регулирования. Категории «законный интерес», «охраняемый законом интерес» наиболее отчетливо выражают инструментальный смысл интереса как правовой категории.
Теоретическая значимость исследования определяется сформулированными основными положениями и полученными выводами. Предложенное понимание интереса и приведенные аргументы уточняют и развивают основные разделы теории государства и права, такие как понятие права, правотворчество, норма права, правовые отношения и другие. Признание интереса сущностным компонентом права делает логически необходимым применение данной категории в определении права, ибо понятие есть отражение совокупности существенных признаков предмета. Интерес, наряду с волей, должен присутствовать в дефиниции права. Наполненная новым смыслом, концепция интереса как единства объективного и субъективного позволяет, не впадая в противоречие, объяснить применение данной категории в праве в самых различных значениях. Этим самым закладывается теоретическая основа для дальнейшей разработки целостной концепции правового интереса.
Практическая значимость исследования. Материалы, содержащиеся в диссертации, могут использоваться в преподавании многих юридических дисциплин - теории государства и права, истории правовых учений, философии и социологии права, юридической психологии. Полученные результаты имеют значение для понимания сущности права, проведения научных исследований объективного и субъективного права, проблем частного и публичного права. для разработки рекомендаций по дальнейшему совершенствованию нормо-творческой деятельности.
Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре государственно-правовых дисциплин Нижегородской академии МВД России. Ее основные положения:
Докладывались на Всероссийском научно-методическом семинаре преподавателей правовых вузов России «Юридическая техника» (Нижний Новгород, 13-18 сентября 1999 г.); межвузовской научной конференции «Экономика, право, политика» (Нижний Новгород, 18-19 мая 2000 г.); Всероссийском научно-методическом семинаре «Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование» (Нижний Новгород, 11-16 сентября 2000 г.); Всероссийском учебно-методическом семинаре «Нормотворчество муниципальных образований России: содержание, техника, эффективность» (Нижний Новгород, 11-12 сентября 2001 г.);
Излагалась и обсуждалась на итоговых конференциях адъюнктов и соискателей Нижегородской академии МВД России.
Сформулированные в ходе проведенного научного исследования предложения по дальнейшему совершенствованию норм действующего российского законодательства поставлены на учет Правовым управлением Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК
Нормативность и казуальность права: Теоретико-методологический и сравнительно-правовой анализ 2005 год, доктор юридических наук Вележев, Сергей Иванович
Пределы и ограничения государственной власти (теоретико-правовое исследование) 2011 год, доктор юридических наук Милушева, Татьяна Владимировна
Публичное право: проблемы теории, методологии, практики 2009 год, доктор юридических наук Болгова, Виктория Владимировна
Публичное и частное право: вопросы теории и практики: Становление и развитие в условиях правовой системы Российской Федерации 2005 год, кандидат юридических наук Сатонина, Ксения Анатольевна
Историко-теоретические основания учения о разделении права на публичное и частное в западноевропейской и российской правовой науке 2002 год, кандидат юридических наук Нестерова, Эвелина Эдуардовна
Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», Першина, Ирина Викторовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение научной литературы и проведенный анализ проблемы интереса позволяет сделать вывод о том, что отечественная юриспруденция еще не определилась по ряду вопросов природы, роли и способов закрепления интересов в праве. Основная причина этого видится в недостаточной теоретико-методологической проработке интереса как правовой категории. По мере возрастания внимания к данной проблеме, совокупность дискуссионных вопросов, связанных с ней, не уменьшается, а напротив возрастает. Расхождения в правовых подходах к интересу концентрируются вокруг вопроса о соотношении в нем объективного и субъективного. Наша позиция состоит в признании интереса единством объективного и субъективного. Важно, что эта формула, взятая сама по себе, может иметь весьма различные смысловые наполнения. Многозначность философских терминов «объективное» и «субъективное», широко используемых в юриспруденции, порождает острые и непрекращающиеся дискуссии в правоведении. Считаем необходимым акцентировать внимание на недопустимости сведения субъективного к сознанию и пониманию на этой основе интереса как осознанной потребности. Здесь проявляется та же принципиальная недостаточность, что и в известной формуле - свобода есть осознанная необходимость. Осознание заключенной в потребности необходимости не является достаточным условием формирования интереса, выражающего свойство избирательности, присущее субъекту права, его мотивы и ценности (предпочтения). Субъективная составляющая интереса включает в себя широкий спектр психологических качеств личности, проявлений ее личностного смысла.
Интерес есть реальная, действительная характеристика отношений субъекта с окружающей его средой, его деятельности. Будучи генетически связанным с деятельностью, возникший интерес может иметь и имеет две формы бытия: субъектную и объектную. Они существенно различаются, но обе включают важнейшим элементом логической структуры интереса алгоритм деятельности. Способ деятельности, алгоритм или правило поведения является наиболее адекватным выражением интереса как атрибутивного свойства и регулятора деятельности. На этой основе устойчивый интерес возможно представить с формальной стороны. Типизация приводит к пониманию интереса правилом поведения субъекта в определенной ситуации. Алгоритмическая составляющая интереса дает основание для формального его выражения. В предложенной нами концепции этот момент имеет ключевое значение.
Методология деятельностного подхода позволяет нам утвердительно ответить на вопрос о том, входит ли интерес в право. Реализуется следующая логика. Право есть особый регулятор общественных отношений и жизнедеятельности людей. Технико-юридическими средствами оно задает соответствующие схемы поведения. Интерес, в объектном его выражении, есть атрибут любой практической деятельности. Важнейшее функциональное его назначение состоит в структурировании (алгоритмизации) этой деятельности. Сходство и органическая взаимосвязь правовой нормы-правила поведения и интереса, обусловленные самой прагматикой, выражены здесь весьма отчетливо. Сущностная структурная связь, момент тождества нормы права, деятельности и интереса, рассматриваемых с формальной стороны, состоит в едином, общем для них структурном элементе - правиле поведения. Именно это и позволяет нам утверждать, что позитивное право в сути своей есть нормативно юридически закрепленный и защищенный государственной волей интерес.
Интересы, понимаемые содержательным компонентом права, представлены в нем в своем формальном выражении. Поведение субъекта определенным, предусмотренным диспозицией нормы образом, обеспечивает в заданной ситуации достижение им социально значимого и конкретного по своему характеру результата в форме блага, выгоды, пользы и т. д.
В связи с процессом «перевода» социальных интересов, являющихся неотъемлемой характеристикой фактических общественных отношений, на правовой язык важно различать понятия «социальный интерес» и «правовой интерес». Социальные интересы, после их «обработки» соответствующими нормативными формулами обретают четкие формально-юридические признаки, а вместе с ними и новое качество. Они становятся юридически закрепленными интересами и в этом смысле правовыми интересами.
Понимание права как юридически закрепленного и защищенного государственной волей интереса выражает одну из его граней и предполагает глубокое научное осмысление ряда вопросов. Требует своего ответа вопрос о соотношении в праве воли и интереса. Не менее важным является и вопрос о соотношении интереса с такими сущностными компонентами права как принцип формального равенства, свобода и справедливость.
Немало пробелов и противоречий в научной трактовке роли интереса в разграничении частного и публичного права. Ждет своего исследования специфика выражения интересов в сфере частного и публичного права. Предметом исторической, в буквальном смысле этого слова, дискуссии является вопрос об интересе как материальном критерии разделения права на частное и публичное. Это вопрос о состоятельности известной формулировки Ульпиана. Неразработанными по существу остаются понятия «частный интерес» и «публичный интерес». Материальные и формальные аспекты закрепления интересов в области частного и публичного права привлекают внимание все большего числа ученых-юристов. Особенно актуальна эта задача применительно к частному праву современной России.
Задачей большой важности является разработка теоретических основ своеременного и точного, полного и согласованного выражения в праве интересов общества, государства, социальных групп и граждан. Закон, предоставляющий определенные права и возлагающий обязанности, может различным образом воздействовать на социальные интересы. Он может способствовать осуществлению, распространению и развитию одних интересов, либо сдерживанию или даже подавлению иных социальных интересов. Динамичное развитие правовой сферы современного российского общества и государства приводит к значительному увеличению массива разнообразных интересов граждан и их объединений, государственных органов. В этих условиях законодателю приходится налаживать мониторинг социальных интересов, оценивать их социальную значимость, осуществлять «сортировку», выстраивать последовательность их правового закрепления.
Углубленное изучение интереса в праве необходимо и в связи с процессом становления лоббизма как организационно-правового способа представительства частных интересов в органах государственной власти и управления. Любой элемент социальной структуры - общественный класс, регион, корпорация, этническая общность, профессиональная группа или семья является носителем самых разнообразных интересов. Поведение в конкретной ситуации, характер взаимоотношений с другими субъектами в значительной мере детерминируется его интересами. Общественная жизнь есть продукт взаимодействия людей и иных социальных субъектов, преследующих свои интересы. Отношения между ними могут иметь характер единства и сотрудничества либо конкуренции, противостояния и борьбы. Несовместимость интересов имеет как скрытую, так и явную форму выражения. Это могут быть острые дискуссии в парламенте по вопросам бюджета, налогообложения, регламентации внешнеэкономической деятельности, либо всплески социальной активности, подобные забастовкам или массовым беспорядкам. Разрешение большинства конфликтов между гражданами и хозяйствующими субъектами, имеющих в основе жизненно важные интересы и связанные с их благосостоянием, требует непосредственного участия государственных органов. Исходя из этого, представляется естественным и целесообразным каждой социальной группе, реализовывать гарантированное Конституцией право участия в управлении делами государства, взаимодействия с органами власти и отстаивать свои позиции, добиваясь принятия благоприятных решений. Следовательно, лоббизм, отражая существующие в социальной структуре конфликты и противостояния, является средством легализации, формой выражения непрерывно продолжающейся, порой в неявном виде, борьбы интересов, борьбы за право.
Стихийный характер лоббизма в нашей стране является причиной многочисленных правотворческих, правоинтерпретационных и правоприменительных ошибок, а так же пробелов и иных дефектов российского законодательства. Научно-теоретическое и практическое решение указанных и иных, связанных с проблемой интереса в праве, вопросов в значительной мере будет способствовать успешному реформированию нашего общества и понижению уровня социальной напряженности.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.
Интересы составляют основу жизнедеятельности человека и общества, служат движущим фактором прогресса, в то время как отсутствие реального интереса способно привести к краху различных реформ и программ.
Общественно значимые интересы закрепляются в законах и других нормативных правовых актах, играют важную роль в процессе правообразования и в реализации права.
В юридической, философской науках, в психологии нет однозначного подхода к категории «интерес».
Интерес обладает следующими свойствами :
1. Интерес объективен, поскольку обусловлен объективностью общественных отношений. Это качество интереса означает, что любое принудительное юридическое давление на носителей того или иного интереса, подмена регулирования отношений административным приказом приведет к умалению роли права в жизни общества.
2. Нормативность интереса, т.е. необходимость правового опосредования интересов, поскольку действия носителей различных интересов должны быть согласованы, скоординированы.
3. Интересы отражают положение субъектов в системе общественных отношений. Это качество определяет правовое положение различных субъектов, что предопределяет пределы (границы) действий субъектов и в то же время пределы вмешательства государства в сферу интересов субъектов.
4. Реализация интересов есть сознательный, т.е. волевой, акт. Именно через интеллектуальное, волевое содержание интереса законодатель достигает необходимых результатов правового регулирования.
Считается, что в первобытном обществе не существовало индивидуального носителя интересов и социальных средств удовлетворения потребностей отдельного человека. Лишь с дифференциацией общества происходит формирование собственных интересов человека, а также интересов той социальной группы, класса, слоя, касты, сословия, к которым принадлежали люди.
Связь права и интересов проявляется наиболее рельефно в 2 сферах - в правотворчестве и при реализации права.
В процессе правотворчества группы или слои, стоящие у власти, посредством норм права придают юридическое значение своим интересам, сообщая им общеобязательный характер. В демократически устроенном обществе в праве выражаются в первую очередь социально значимые интересы, в том числе общесоциальные.
Социальные интересы выступают движущим началом правотворчества. При этом имеются в виду интересы как лиц, групп, партий, которые находятся у власти, так и оппозиции. Выявление, формирование и выражение различных интересов, с одной стороны, и их согласование - с другой, позволяют закрепить в праве некую меру «общезначимых» интересов.
Сказанное предполагает необходимость учета различных интересов, гармоничное их сочетание, а также выявление приоритета отдельных видов интересов, которые значимы для общества на данном этапе.
Таким образом, в правотворчестве должна быть расстановка акцентов в отношении интересов, что требует выдвижения определенных целей. Цели отражают потребности и интересы людей.
Цели, как и интересы, могут быть истинными и ложными по отношению к закономерностям объективного развития. Но для реализации цели недостаточно ее соответствия объективным закономерностям и объективным интересам. Необходимы средства для реализации цели, т.е. цели должны быть реализуемы.
Проблема связи интересов и права не ограничивается лишь отражением интересов в нормах права и нормативных правовых актах. Не меньшее значение имеет также вопрос о том, как нормы права трансформируются в мотивы поведения конкретного человека.
Интерес является необходимым компонентом правовой психологии человека, играющим первостепенную роль в принятии им юридически значимого решения. Поэтому и плодотворное проектирование норм права оказывается невозможным без учета социальных интересов и потребностей участников регулируемых общественных отношений.
Потребность - устойчивое влечение человека, социальной группы или общества в целом к вещам и явлениям, осознаваемое как необходимое условие собственного существования. Потребности могут быть материальными и духовными, например потребности в жилище, в пище, в образовании, дружбе, общественной деятельности и др. Они служат основой интересов, понимаемых как направленность деятельности человека, социальной группы и общества в целом на конкретные материальные или духовные блага.
Человек выделяет из массы предметов и явлений что-либо значимое для себя, для удовлетворения своих потребностей. Для правотворчества особое значение приобретают правовые (законные) интересы - социальные интересы, которые могут быть реализованы благодаря осуществлению юридически значимых действий, вступлению в конкретные правоотншения.
Населению Российской Федерации присущи шесть видов юридически значимых интересов:
интерес в сильном государстве, его органах, способных обеспечивать мирную бесконфликтную жизнь общества, его прогрессивное развитие, стабильность и правопорядок;
интерес в материальных благах, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека: в работе, жилье, в развитой сфере обслуживания, в предметах первой необходимости;
интерес в благоприятной природной среде, природных ресурсах, надлежащем медицинском обслуживании и безопасности;
интерес в духовных благах и нормативно-социальных ценностях, обеспечивающих социализацию личности, ее способность принимать активное участие в жизни и делах общества и государства, получать общее и профессиональное образование;
интерес в социально-правовых и политических институтах, обеспечивающих реализацию способностей, профессиональных знаний, навыков граждан, их активное участие в политической жизни общества, в управлении делами государства;
интерес в материальных благах, обеспечивающих комфортные условия жизни, доступных наиболее обеспеченным слоям общества.
Выявление, учет и верное отражение юридически значимых интересов населения в законах и иных нормативно-правовых актах составляет альфу и омегу правотворческой деятельности как законодательных (представительных) органов государства, так и государственных органов исполнительной власти.
Во-первых, благодаря знанию состояния и уровня направленности интересов граждан и иных участников правоотношений представляется возможным определить последовательность подготовки законов и иных нормативных актов. Правотворческие органы, стремясь создать необходимые условия для реализации наиболее значимых, устойчивых интересов граждан и иных участников правоотношений, планируют в первоочередном порядке подготовку проектов нормативно-правовых актов по предметам, связанным с удовлетворением таких интересов. Подготовка же нормативно-правовых актов, затрагивающих менее значимые интересы общества, переносится на более отдаленную перспективу.
Во-вторых, знание интересов участников правоотношений, подлежащих правовому регулированию, позволяет успешно составлять прогнозы эффективности проектируемых норм права. Как показывает многовековая история права, чем больше лиц, интересы которых совпадают с интересами, закрепляемыми проектируемыми нормами права, тем эффективней эти нормы будут действовать. Таким образом, знание устойчивых интересов граждан и иных участников правоотношений, направленности этих интересов позволяет делать выводы о том, какая часть населения будет поддерживать и одобрять проектируемые нормы права, а какая к ним будет относиться нейтрально или негативно, и соответственно предсказывать степень эффективности этих норм.
В-третьих, признание того, что проектируемые нормы права не пользуются популярностью у населения, не в полной мере соответствуя его интересам, не означает невозможности принятия этих норм права. Законы, устанавливающие налоги и сборы с физических и юридических лиц, не пользуются и по известным причинам не могут пользоваться большой поддержкой населения. Однако налоговые нормы реально действуют во всех современных государствах благодаря детально разработанному соответствующему правовому механизму. Поэтому полное и всестороннее знание интересов населения позволяет уже на стадии проектирования норм права разработать надежный правовой механизм их реализации, способный обеспечить реальное действие указанных норм независимо от интересов и желаний субъектов правоотношений.
В документах, регламентирующих порядок подготовки и принятия нормативно-правовых актов, нередко содержатся предписания, ориентирующие правотворческие органы на выявление и учет юридически значимых интересов. Так, ст. 20 Закона Воронежской области «О нормативно-правовых актах Воронежской области» предписывает правотворческим органам учитывать предложения заинтересованных органов, депутатов областной Думы, научных учреждений, а также предложения, высказанные в печати или в письмах граждан и объединений.
Круг источников, из которых правотворческий орган может черпать информацию и тем самым выявлять интересы физических и юридических лиц, является достаточно обширным. В частности, он включает:
письма и обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
публикации в печати, выступления по радио, телевидению; решения и программные документы политических партий, общественных организаций, их обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
материалы судебной и иной правоприменительной практики; материалы обсуждений проектов законов и иных нормативноправовых актов;
коллективные споры трудовых коллективов с работодателями, органами управления организаций, учреждений и предприятий;
решения органов местного самоуправления, обращения в органы государственной власти, принимаемые населением в ходе митингов;
материалы социально-правовых исследований, обобщений судебной и иной юридической практики.
Совокупность юридически значимых социальных интересов, подлежащих изучению, в каждом конкретном случае определяется индивидуально и во многом зависит от предмета правового регулирования проектируемого нормативно-правового акта. Для подготовки плана законопроектных работ законодательному (представительному) органу государственной власти, например, достаточно выявить социальные и правовые интересы, реализация которых осложнена или вовсе невозможна из-за дефектов нормативно-правового регулирования - пробелов, противоречий, декларативных, нечетких предписаний. Эти дефекты неизбежно порождают конфликты между участниками конкретных правоотношений, и их разрешение переносится в сферу государства, его судебные и иные правоприменительные органы. И, соответственно, анализ конфликтов позволяет в достаточно полной степени выявить совокупность социальных интересов в целях дальнейшего совершенствования законов и иных нормативно-правовых актов.
Для проектирования действенного механизма правового регулирования, равно как и для составления прогноза эффективности проектируемых норм права, требуется проведение всестороннего анализа социальных интересов физических и юридических лип в соответствующей сфере правового регулирования. Поэтому круг источников, объективирующих социальные и правовые интересы, должен быть максимально широким.
Выявление социальных интересов осуществляется разными способами. Это может быть контент-анализ письменных документов, отражающих социальные интересы граждан, отдельных социальных слоев общества, или, например, социально-правовое исследование с применением анкетирования или интервьюирования, а также разные методы экспертных оценок.
Независимо от используемых методов в ходе исследования социальных и правовых интересов граждан и иных участников правоотношений должны быть получены ответы на следующие вопросы:
какие социальные и юридически значимые интересы граждане, иные участники правоотношений не могут удовлетворить из-за несовершенства действующих федеральных законов или законов субъектов Российской Федерации;
насколько важны для граждан и иных участников правоотношений интересы, которые остаются неудовлетворенными из-за недостатков действующего законодательства;
каковы конкретные действия, предпринятые гражданами, иными участниками правоотношений для защиты своих юридически значимых интересов; насколько успешными были эти действия; если предпринятые действия не привели к ожидаемым результатам, то почему;
какие конкретные недостатки нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики препятствуют удовлетворению правовых интересов.
Полученные в ходе исследования результаты надлежит всегда оценивать критически. Следует отделять социальные и правовые интересы, которые соответствуют объективным социально-правовым процессам, правильно отражают состояние действующего законодательства и практики его применения, от интересов, которые являются следствием неверного отражения потребностей, конкретно-исторических условий существования общества и отдельных социальных групп.
Несоответствие социальных интересов объективной реальности представляет собой достаточно распространенное явление. Оно обусловлено рядом объективных и субъективных причин, в том числе недооценкой гражданами собственных возможностей, расхождениями между осознанными интересами и реальными действиями, а также завышенными притязаниями, удовлетворение которых нереально на данном этапе общественного развития. Так, проводимые социологами исследования показывают, что социально-правовой психологии россиян присуща фрустрация, т.е. психологическое состояние, связанное с неверием в собственные юридические права, в возможность законным путем удовлетворить свои правовые интересы. Рост преступности, недостаточная защищенность граждан от неправомерных действий должностных лиц, отсутствие надлежащих материальных средств - все это создает значительные препятствия для эффективного действия законов, иных нормативно-правовых актов, усиливает негативные эмоции и настроения среди значительной части россиян.
Довольно распространенной чертой правовой психологии населения является расхождение между правовыми интересами и пониманием способов их удовлетворения. Так, большинство россиян правомерно ратует за укрепление законности и стабильный правопорядок, в то же время 56% опрошенных считают возможным нарушать законы, а 36% - применять насилие. Идеи рынка поддерживают 80%, но 60% опрошенных в представителях обеспеченных слоев общества, наиболее активно реализующих эти идеи, видят только отрицательные черты и именно их винят в развале экономики. Завышенные социальные потребности, присущие примерно 10% россиян, не отражают действительных интересов большей части населения, оказавшейся за чертой бедности.
Таким образом, одним из важнейших направлений социологического обеспечения законотворчества и правотворчества является обстоятельный сбор и изучение социальных и правовых интересов граждан и иных субъектов правоотношений, подлежащих нормативно-правовому регулированию. При этом надлежит решить две взаимосвязанные задачи: обеспечить сбор полной и достоверной информации о социальных и правовых интересах и суметь отличить объективные интересы от субъективных, иллюзорных.
Под общественным интересом понимается интерес любого лица (лиц), связанный с обеспечением благополучия, стабильности, безопасности и устойчивого развития общества. Четкого определения «права общественного интереса» в русском языке нет.
Впервые этот термин стал предметом подробного обсуждения в России в ноябре 2001 г., когда московское представительство Фонда Форда организовало «круглый стол» на эту тему в связи с выходом русского издания книги «Правовая защита общественных интересов: Работа общественных организаций при поддержке Фонда Форда. Международный опыт».
Последующее распространение термин получил, в связи с появлением неправительственных организаций , занимающихся защитой общественных интересов с помощью правовых инструментов: обсуждение важнейших законодательных актов , выработка государственной политики в различных областях, затрагивающих общественные интересы, проведение мониторинга и других исследований, необходимых для осуществления оптимальных реформ, изменение законодательства посредством обращения в Конституционный Суд и международные органы по защите прав человека .
На данный момент одним из расширенных определений можно считать цитату из выступления Эдвина Рекоша, исполнительного директора Института «Право общественных интересов» (PILI), на симпозиуме в Дурбане (ЮАР) в г.
«Термин «право общественных интересов» не описывает какую-либо сферу законодательного регулирования или отрасль права ; его появление было оправдано необходимостью сделать акцент на том, чьи интересы представляют юристы , работающие в этой сфере. Противопоставив себя юристам, oбслуживающим могущественные корпорации, они взялись за защиту интересов людей, которые в противном случае остались бы без юридической помощи.
Поэтому одним из наиболее значительных элементов деятельности по правовой защите общественных интересов всегда была необходимость оказания юридической помощи малоимущим . Однако впоследствии термин стал включать в себя более широкий спектр деятельности как юристов, так и неюристов, стремящихся к достижению самых разных социальных целей, включая защиту гражданских прав и свобод , прав женщин , прав потребителей , окружающей среды и так далее. Тем не менее, общим знаменателем для всех юристов, защищающих общественные интересы в США, остается этика «борьбы за маленького человека» - то есть представление интересов уязвимых социальных групп".
Правовая защита общественных интересов во всем мире всегда черпала вдохновение в стремлении к социальной справедливости. В наши дни термин «право общественных интересов» все больше используется в Центральной и Восточной Европе , России и Средней Азии юристами-профессионалами и другими людьми и организациями, работающими в таких областях, как защита прав человека или охрана окружающей среды, и с другой социальной проблематикой, так или иначе связанной с правом. Термин применяют к таким видам деятельности, как проведение различных общественных кампаний, стратегическое использование судебных механизмов для достижения общественнополезных целей, оказание бесплатной юридической помощи , развитие клинического юридического образования , правовое просвещение. Общим для всех тех, кто занимается этой деятельностью, является осознание общей миссии: использование права как инструмента разрешения социальных проблем во имя общественного интереса. Осуществляемая с этой целью деятельность основывается на принципах уважения прав человека , демократии , открытого общества и верховенства права .»
Материалы по защите общественных интересов
- В защиту общественных интересов: руководство для юристов и правозащитников / Под ред. Э. Рекоша, К. Бучко, В. Терзиевой, Д. Шабельникова; Пер. с англ. Д. Б. Шабельников; Науч. ред. пер. Н. М. Кипнис. -М. : Юристъ, 2004. - 506 °C. ISBN 5-7975-0704-8. http://www.pili.org/ru/content/view/21/36/ .
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Право общественных интересов" в других словарях:
Public Interest Law Institute Институт «Право общественных интересов» (PILI) международная неправительственная организация, которая утверждает и развивает принципы защиты прав человека посредством, стимулируя развитие инфраструктуры в области… … Википедия
Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… … Википедия
Институт «Право общественных интересов» (PILI) международная неправительственная организация, которая утверждает и развивает принципы защиты прав человека посредством, стимулируя развитие инфраструктуры в области права общественных… … Википедия
Фонд Право Матери Тип некоммерческая Год основания 1989 Основатели Вероника Александровна Марченко, Маргарита Александровна Пашкова, Инна Васильевна Плаван Расположение … Википедия
Понятие естественного П. принадлежит к числу самых древних категорий философии П. и юриспруденции. Естественное П. издавна противопоставляется положительному, во первых, как совершенная идеальная норма несовершенной существующей, и во вторых, как … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Право граждан на объединение - (англ. unification right of citizens) одно из важнейших гражданских прав, гарантированных Конституцией РФ* (ст. 30). В РФ каждый имеет право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности … Энциклопедия права
- (англ. Right for Legal Defence) гарантирует гражданам защиту прав и свобод в судах. Это одно из основных прав человека. Судебная защита один из важнейших государственных способов защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права,… … Википедия
Понятия, раскрывающие содержание двух взаимосвязанных сфер общественной жизни. Право система социальных норм, регулирующих общественные отношения, поведение людей и функционирование государственных органов. Оно такой же ограничитель власти, как и … Политология. Словарь.
Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством; публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации,… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия
ПРАВО - общая мера свободы, равенства и справедливости, выраженная в системе формально определенных и охраняемых публичной (государственной) властью общеобязательных норм (правил) поведения и деятельности социальных субъектов. Этимологически слово право… … Современный философский словарь