Проведение закупок по 223 фз. Оказание юридической помощи
Закупки по правилам Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (Сафохина Е.С.)
Дата размещения статьи: 15.04.2016
Ряд организаций в Российской Федерации осуществляют торги по правилам Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ). Так, на сайте zakupki.gov.ru можно найти информацию о торгах не только по Закону N 44-ФЗ, но и по Закону N 223-ФЗ.
Рассмотрим особенности осуществления закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ, а также отличия этого способа от закупок, осуществляемых в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
Действие Закона N 223-ФЗ распространяется на следующие категории заказчиков:
Государственные корпорации;
Государственные компании;
Субъекты естественных монополий;
Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов;
Государственные унитарные предприятия;
Муниципальные унитарные предприятия;
Автономные учреждения;
Хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50%;
Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным выше юридическим лицам;
Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным выше дочерним хозяйственным обществам;
Необходимо отметить, что бюджетные учреждения осуществляют закупки на средства субсидии на выполнение государственного задания по правилам Закона N 44-ФЗ. Однако согласно ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения могут использовать "двойной" режим закупок: закупки, осуществляемые за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, могут быть проведены в соответствии с Законом N 223-ФЗ.
Итак, Закон N 223-ФЗ устанавливает общие принципы организации закупок. Одно из главных его требований состоит в том, что заказчик должен принять и разместить на сайте zakupki.gov.ru положение о закупке, утвержденное для организации в установленном порядке (далее - Положение). Положение - это основной документ, который регламентирует порядок осуществления закупки: он должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Учитывая огромную роль данного документа, еще до подачи заявки нужно изучить Положение того заказчика, в торгах которого поставщик хочет принять участие.
Не существует единых требований к разработке Положения. Каждая организация составляет его самостоятельно с учетом особенности своей деятельности. В то же время согласно ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ не всегда руководитель данной организации сам утверждает его. Некоторые заказчики составляют Положение подобно нормам Закона N 44-ФЗ, в то время как другие используют все возможности, предоставленные Законом N 223-ФЗ.
В системе закупок по Закону N 223-ФЗ можно выделить несколько особенностей по сравнению с Законом N 44-ФЗ.
В соответствии со ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации основными процедурами являются аукцион и конкурс. Их исключение из Положения недопустимо. Помимо данных процедур заказчик имеет право осуществлять закупки любыми иными способами: запрос котировок, запрос предложений, конкурентные переговоры и т.д.
Извещение о проведении конкурса или аукциона размещается не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе. Это основное правило прямо прописано в Законе N 223-ФЗ.
Согласно Закону N 44-ФЗ (ст. 33) в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя. При осуществлении закупок по правилам Закона N 223-ФЗ заказчик имеет право закупать конкретный определенный товар с указанием его марки и модели. Такие закупки не являются нарушением, если не подпадают под действие антимонопольного законодательства.
В Законе N 223-ФЗ существует свой Перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме. Данный Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2012 г. N 616 "Об утверждении Перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме". Он распространяется на любой способ осуществления закупки помимо аукциона. При этом иных требований к проведению процедур в электронной форме Закон N 223-ФЗ не содержит. Так, Закон не запрещает проводить электронные закупки с использованием собственных программно-аппаратных средств заказчика.
В Положении может быть расширен перечень оснований осуществления закупок у единственного поставщика. Законодатель допускает два случая закупки у единственного поставщика: небольшая сумма закупки и закупка при наличии определенных обстоятельств. Исходя из смысла п. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ "малая закупка" - эта закупка на сумму, не превышающая 100 тыс. руб. (или 500 тыс. руб., если годовая выручка заказчика составляет более 5 млн руб.). К определенным обстоятельствам заказчик может отнести те положения, которые важны организации. Например, закупка услуг по обслуживанию автотранспорта или услуг страхования и т.д. Таким образом, заказчик имеет право значительно расширить перечень оснований закупки у единственного поставщика по сравнению со ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
В Постановлении Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены предельные величины значимости критериев оценки заявок на участие в конкурсе по правилам Закона N 44-ФЗ. Согласно указанному Постановлению основные критерии - стоимостные. Закон N 223-ФЗ не регламентирует порядок оценки заявок и таким образом предоставляет свободу заказчикам установить свои правила. В том числе заказчик и вовсе может не учитывать стоимостные критерии при оценки заявок.
При закупке заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестрах недобросовестных поставщиков. Подобные реестры ведутся как в соответствии с Законом N 223-ФЗ, так и в соответствии с Законом N 44-ФЗ. В извещении заказчик может указать как оба реестра, так и один из них.
Согласно Письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 2 октября 2015 г. N Д28и-2884 "О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ" сумма, предусмотренная контрактом, заключенным в соответствии с Законом N 44-ФЗ, должна быть уплачена победителю закупки в установленном контрактом размере независимо от применения исполнителем упрощенной системы налогообложения или уплаты исполнителем НДС.
В то же время согласно Положению конкретного заказчика может быть предусмотрено, что начальная цена контракта формируется без учета НДС, и, как следствие, предложения поставщика подается без учета НДС. А при заключении контракта цена может быть скорректирована в зависимости от налогового режима победителя.
Закон N 223-ФЗ предусматривает, что по результатам проведения закупки заказчик может заключить договоры с несколькими поставщиками, тем самым разделить запланированный объем ТЗ "зонтичная закупка".
Итак, с одной стороны, Закон N 223-ФЗ предоставляет большие возможности заказчику для осуществления закупок. Однако, с другой стороны, ФАС все чаще фиксирует случаи нарушения заказчиком собственного Положения. Положение о закупке обязательно для исполнения как заказчиком, так и поставщиком.
Осуществление закупок по 223-ФЗ дает возможность юридическим и физлицам принять участие в конкурсах и аукционах на обеспечение потребностей организаций, у которых больше 50% капитала принадлежит государству, и их дочерних подразделений. Принципиальное отличие этого нормативного акта от ФЗ-44 заключается в том, что последний регулирует сферу закупок исключительно для заказчиков государственной формы собственности.
Основные принципы
Проведение закупок по 223-ФЗ основывается на соблюдении таких принципов:
- открытости – все материалы по объекту покупки находятся в свободном доступе;
- равноправия, справедливости, честной конкуренции. Эти принципы направлены на создание единого правового поля для всех участников тендера, то есть обеспечения единых правил и критериев по отношению ко всем желающим принять участие в конкурсе;
- целевого и экономически целесообразного расходования денежных средств. Этот принцип предусматривает эффективное использование финансов, недопущение неоправданных растрат, а также другие мероприятия, направленные на сокращение издержек заказчика;
- отсутствия ограничений для желающих принять участие в конкурсе путем преднамеренного формирования невыполнимых (завышенных) требований.
Все перечисленные принципы направлены на повышение эффективности закупок, снижение уровня злоупотреблений и коррупции.
Кто может выступать заказчиком
В рамках данного нормативного акта размещать заказы могут:
- организации, общества, монополии, у которых доля участия государства в уставном капитале превышает 50%;
- дочерние общества, в уставном капитале которых юридические лица, указанные в пункте 1, имеют более 50%;
- организации, более 50% капитала в которых принадлежит упомянутым дочерним обществам;
- бюджетные организации при осуществлении покупок за счет грантов или когда они выступают исполнителями по сделке, для выполнения условий которой нужно привлекать сторонних лиц; или если покупка осуществляется за счет средств, полученных от осуществления своей деятельности.
Кто может принимать участие в тендере
Участвовать в конкурсе на поставку продукции или выполнение услуг может любое юридическое или физическое лицо, а также индивидуальные предприниматели.
В зависимости от того, что является объектом покупки, организация составляет планы закупок:
- на более чем один год, когда необходимо приобрести товары, услуги, выполнить работы;
- на период от 5 до 7 лет, если нужно закупить инновационную либо высокотехнологичную продукцию, лекарства.
Особенности закупки у субъектов малого бизнеса
В соответствии с законодательством, заказчики обязаны ежегодно осуществлять конкурсы, участниками которых должны быть представители малого бизнеса, в количествах не менее 18% от общего объема всех договоров за год (например, проводилась закупка на обычных условиях, а победителем стал представитель малого бизнеса). В том числе 10% от всех закупок должны осуществляться только у субъектов малого бизнеса.
Чтобы провести закупку у субъекта малого бизнеса, организации сначала необходимо составить план закупок, указать в нем перечень товаров и услуг, а также их основные параметры и характеристики. После чего информация размещается на официальном сайте , где содержатся данные обо всех проводимых государством закупках, а также на страничке организации.
При условии, что бюджет определенного контракта на выполнение поставки или предоставление услуг не превышает 50 млн рублей, заказчик в обязательном порядке должен провести конкурс только среди представителей малого бизнеса. Если же предмет закупки находится в пределах от 50 до 200 млн рублей, организация имеет право проводить целевую закупку среди предпринимателей и небольших фирм, ну и последний вариант – когда бюджет закупки превышает 200 млн рублей – в этом случае тендер осуществляется на общих основаниях.
Стоит отметить, что не все покупки будут учитываться в общем объеме. Некоторые из них не берутся в расчет: к таким предметам и услугам в основном относятся материалы и работы в сфере атомной энергетики, обороны, а также все, что может содержать государственную тайну. Кроме этого, не учитываются закупки ценных бумаг, услуг страхования, лизинга или коммунальных услуг, предметов интеллектуальной деятельности, энергоносителей. Перечень таких объектов достаточно объемный, с ним можно ознакомиться в постановлении правительства РФ № 1352.
Кто относится к малому бизнесу
В соответствии с принятыми нормативами, с 2015 года к представителям малого бизнеса относятся:
- по количеству работников: средние предприятия, где работают от 101 до 250 человек, малые – со среднегодовым штатом до 100 человек и микропредприятия – до 15 человек;
- по выручке за год: средние предприятия – 2 млрд рублей, малые – до 800 млн рублей и микропредприятия – 120 млн рублей.
223-ФЗ для начинающих – просто о сложном: Видео
Есть 44-ФЗ, который регулирует госзакупки, а есть 223-ФЗ, регламентирующий закупки товаров и услуг компаниями с долей участия государства. Сегодня закупки по 223-ФЗ в несколько раз превышают закупки по 44-ФЗ.
Заказчики по 223-ФЗ:
Закон 223-ФЗ регулирует абсолютно все закупки своих субъектов, независимо от источника дохода. Есть исключения: купля-продажа ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов и пр. (п. 4 ст. 1 Закона 223-ФЗ). Данные закупки 223-ФЗ не регулирует, они выходят за его рамки. И у бюджетных учреждений есть свои особенности.
Комментирует Олег Бируля, эксперт по тендерам: «Бюджетные учреждения — это организации, которые работают в рамках 44-ФЗ. По 44-ФЗ они тратят государственные деньги. Но у данных организаций бывают такие финансовые средства, которые приходят в виде дополнительных заработков. Например, в виде грантов. Или от сдачи в аренду площадей — это их внебюджетные средства. Есть еще один случай: когда бюджетное учреждение само является исполнителем по контракту. В этих случаях бюджетные учреждения вместо 44-ФЗ могут применять 223-ФЗ. Но есть особенности: в текущем году бюджетник может работать по 223-ФЗ, только если создал положение о закупках и разместил его до начала года. Если положение создано и не размещено до начала года — осуществлять закупочную деятельность в рамках 223-ФЗ бюджетник не вправе».
Это правило — общее для всех субъектов 223-ФЗ. Если положение о закупке не приняли и не разместили вовремя — попадают на 44-ФЗ. То есть вопрос не в том, хочу или не хочу жить по 223-ФЗ, а в том, хочу жить по 223 или по 44? 44-ФЗ применяется по умолчанию.
Поставщики по 223-ФЗ. Как найти заказы
Участником закупки может быть любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП). Узнаёте? Мы уже говорили об этом, выше в статье.
На официальном сайте (Портале закупок) есть реестр положений о закупках заказчиков, которые работают по 223-ФЗ. Здесь же размещают информацию о закупках. Для субъектов малого предпринимательства (СМП) на официальном ресурсе опубликован перечень товаров, работ и услуг, которые заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ у малых и средних предприятий.
Документооборот в системе закупок по 223-ФЗ
Документация заказчика (обязан разработать и опубликовать):
Рекомендуем видеозапись вебинара « », если вы заказчик и вам надо понять, как разработать положение о закупке, внести в него изменения, какую информацию вносить в реестр договоров по 223-ФЗ, как составить план закупок и другую документацию по 223-ФЗ. Вы также узнаете, как и в какие сроки размещать информацию о закупке на Официальном сайте.
Существует и Реестр договоров по 223-ФЗ (постановление Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132 «Об утверждении порядка ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки») - общий для заказчиков «всея Руси», реестр ведет Казначейство. Аналогичный реестр есть в госзакупках по 44-ФЗ. Поставщик, который умеет читать, найдет там много интересной и полезной информации о деятельности заказчика.
Положение о закупках по 223-ФЗ
Сам по себе Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ содержит всего восемь статей. По большому счету работу по 223-ФЗ регламентирует Положение о закупках, которое заказчик создает сам и в дальнейшем по этому положению ведет свою деятельность.
Положение о закупках — с этого документа начинается закупочная деятельность заказчика, для него это свой «закон». И для поставщиков, которые захотят принять участие в закупках этого заказчика — тоже закон.
Действия заказчика:
Положение о закупках создают также и бюджетные организации, которые работают совместно по 44-ФЗ и по 223-ФЗ.
Заказчик вправе корректировать положение о закупках сколько угодно раз. При внесении изменений на официальном сайте заказчик должен опубликовать 2 документа:
Если заказчик не применяет ни положение о закупках, ни нормы 44-ФЗ, будет штраф (ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП):
В этом видеосовете Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ, рассказывает про административную ответственность, если не соблюдены требования к формированию положения о закупке и его размещению на официальном сайте, и если при закупке не применялось положение.
Вы услышите интересные комментарии о практике применения ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ, о позиции ФАС. Например, по мнению ФАС, даже одна закупка без положения — повод передать материалы прокурору. Это повлечет внеплановую проверку, при которой штрафы выставят за все подобные выявленные случаи закупки не по правилам:
Заявка участника
Четкого перечня требований к заявке нет, заказчик вправе формировать требования сам.
Поставщику следует внимательно посмотреть документацию, изучить требования к заявке, предъявляемые заказчиком, и уже в соответствии с этими требованиями составлять свою заявку.
Заказчик вправе установить требования к участникам закупки:
Положение о закупках по 223-ФЗ: что в нем должно содержаться?
223-ФЗ: электронная подпись
Заказчик вообще не может работать без электронной подписи (ЭП). Потому что нужно публиковать документы и размещать закупки в единой информационной системе. Поставщик может найти и прочитать Положение о закупках, другие документы, и собственно, любые закупки, но без электронной подписи не сможет принять в них участие, если закупки проводятся в электронном виде.
Заказать Электронную подпись . Ее принимают более чем на 150 площадках: по 223-ФЗ, на всех гос.площадках, на коммерческих площадках.
Все знают про электронную подпись в госзакупках. С ЭП по 223-ФЗ все одновременно и проще, и сложней. Проще, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи (как в госзакупках, где сходятся требования 63-ФЗ и 44-ФЗ, и где существуют разные подписи для заказчиков и для поставщиков). Для участия в закупках по 223-ФЗ и для организации таких закупок нужен просто квалифицированный сертификат. Сложнее, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи и каждый заказчик, вообще говоря, имеет право создать свою собственную электронную площадку, разработать свои собственные требования к участникам электронных закупок. В том числе и требования к сертификату, с которым можно выходить на эту площадку. И каждая площадка, на которой проходят закупки по 223-ФЗ, тоже имеет право на свое мнение по поводу сертификатов.
Поэтому, обращаясь в удостоверяющий центр за покупкой сертификата электронной подписи, обязательно сообщайте менеджеру, на каких площадках вы собираетесь работать. А потом, купив сертификат для конкретной площадки, узнайте, где еще ваш сертификат примут. Возможно, заодно и новые закупки найдете.
Онлайн-курс « . Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)
- Госкорпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, <…>, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования более 50%. Проще говоря, если государство является собственником более 50% организации, эта организация работает в рамках 223-ФЗ. Заметьте, не 49% и даже не 50%, а более 50% .
- Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% принадлежит тем самым организациям, в которых более 50% принадлежит государству. На практике их называют просто «дочки».
- Дочерние хозяйственные общества дочерних хозяйственных обществ <…>. А это — уже «внучки».
- Бюджетные учреждения:
- за счет грантов, субсидий;
- в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки ТРУ;
- за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности (подробно про заказчиков по 223-ФЗ см п. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ).
- Положение о закупках.
- План закупок.
- Извещение о закупке.
- Документация о закупке (техническое задание, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки, инструкция по заполнению заявки участниками закупки и пр.).
- Разработать и утвердить Положение о закупке. В нем обязательно должны быть подробно описаны: способы закупки, порядок подготовки и проведения закупок, порядок заключения и исполнения договоров, а также перечень ТРУ, закупаемых у субъектов малого предпринимательства.
- Опубликовать Положение о закупке на www.zakupki.gov.ru .
- новую редакцию положения о закупке;
- документ, содержащий перечень внесенных изменений.
- для юридических лиц — 50 000 — 100 000 руб.;
- для должностных лиц — 20 000 — 30 000 руб. Под должностными понимаются любые лица, которые осуществляют функцию организации и проведения закупочной процедуры. И заказчик сам для себя должен определить, какие конкретно штатные единицы и должностные лица будут нести ответственность по тому или иному составу КоАП. По большому счету, это лица, утверждающие документацию о проведении закупки либо члены закупочной комиссии.
- отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 223-ФЗ;
- отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 44-ФЗ.
75 772 просмотра
Ключевым моментом при работе с 223-ФЗ является разработка и применение на практике Положения о закупках. Расскажем, как его правильно составить и использовать.
ФЗ №223 от 18 июля 2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» был принят более двух лет назад, казалось бы, уже все должно быть урегулировано и понятно для всех сторон закупок. На практике дела обстоят совсем по-другому.
Большинство возникает скорее потому, что сам по себе 223-ФЗ имеет некоторые недоработки и дает много «закупочной свободы» для Заказчика. Хотя по своей закупочной структуре закон мало чем отличается от того же 44-ФЗ.
С чего начать работу по 223-ФЗ?
Первым шагом при работе по 223-ФЗ является составление Положения о закупках. Это главный документ, на который лицо, осуществляющее закупку, должно ориентироваться. Положение о закупках не имеет четкого образца и разрабатывается Заказчиком самостоятельно и утверждается высшим органом или должностным лицом, в зависимости от организационно-правовой формы организации.
Разрабатывая Положение о закупках, следует обратить внимание на способы, процедуры закупок. Законодательно особых требований к процедурам закупок не предусмотрено, как и не регламентированы способы закупок.
Обязательным для включения в Положение о закупках являются закупки в форме аукциона и конкурса. Но в Положении Заказчик имеет право прописать и иные дополнительные способы закупок. На практике, в сфере закупок применяются следующие виды процедур закупок:
- аукцион;
- конкурс;
- запрос предложений;
- запрос котировок;
- закупка у единственного поставщика.
В свою очередь конкурс делится на открытый и закрытый, двухэтапный конкурс, селективный конкурс. Аукцион делится на закрытый и открытый, в том числе электронный. Заказчик имеет право прописать иные способы закупок, при этом они не должны по своей сути повторять уже существующие процедуры и по смыслу не противоречить законодательству.
Не менее важным является указание ценового минимума, на который ориентируется Заказчик при выборе процедуры. Например, закупка путем проведения конкурса может проводиться Заказчиком, если цена контракта не превышает 1 млн рублей. Заказчик не вправе проводить процедуры закупок, не предусмотренные Положением.
Правительством РФ перечень товаров, работ, услуг, закупку которых Заказчик осуществляет только в электронной форме. Заказчик вправе выбрать любой из видов закупки, предусмотренный его Положением о закупках, и провести его только в электронном виде, если предмет закупки попадает под данный перечень.
Электронные закупки осуществляются через электронные Весь документальный оборот проходит два этапа размещения: на торговой площадке и на специализированном государственном портале zakupki.gov.ru. Заказчик имеет право самостоятельно выбрать торговую площадку.
Чтобы закупочная деятельность Заказчика имела упорядоченный характер, в Положении о закупках следует четко прописывать случаи применения той или иной процедуры закупки. При проведении закупок следует правильно составлять документацию, ориентируясь на Положение. На практике, многие Заказчики, при составлении Положения, берут за пример Положения, разработанные на основе бывшего 94-ФЗ или 44 ФЗ.
Стоит отметить, что злоупотреблять закупкой у единственного поставщика не стоит. Хотя на практике многие Заказчики пытаются в Положении о закупках указать практически все виды закупок именно через единственного поставщика. Например, данный вид закупки можно применить, если поставщик по 223 ФЗ является естественными монополистом, или является производителем уникальных товаров.
Такое злоупотребление может грозить различного рода жалобами, а значит и вытекающими из них проверками которые могут расценить действия Заказчика, например, как нарушение свободы конкуренции.
В ходе ведения хозяйственной деятельности производственным и торговым предприятиям приходится закупать материалы, комплектующие и товары. Зачастую рынок насыщен различными конкурирующими продавцами, представляющими однотипный продукт, поэтому у покупателей практически всегда есть возможность выбора.
Осуществление закупки у единственного поставщика - экономическая ситуация, при которой заказчик предлагает заключить контракт конкретному кандидату.
Целью этих действий, как правило, становится:
- Запланированное приобретение продукта.
- Экстренное решение неожиданно возникшей проблемы.
- Нейтрализация результата неудачного или несостоявшегося конкурентного мероприятия.
цель и способы
Ситуация, при которой заказчик вынужден сотрудничать только с одним исполнителем, приближается к такому явлению, как «монополия» со всеми ее опасностями и рисками. С помощью большого количества различных мер (законодательные акты, нормативы, правила, санкции) государство всячески препятствует подобному положению вещей. Проведение закупок единственного поставщика само по себе, конечно, не преступление, но оно регулируется законом № 223 «О закупках», чтобы исключить злоупотребление и ущемление прав одного из участников торговых или партнерских отношений.
Этот закон предусматривает обстоятельства, при которых разрешена закупка такого типа, порядок действий субъектов, список недобросовестных покупателей и продавцов, а также документальное оформление таких сделок (включая обязательные отчеты). Осуществление закупки по 223-ФЗ у единственного поставщика регулируют и другие законы, описывающие схожие процедуры. Их действие распространяется на большинство ситуаций, при которых участники торговых отношений прибегают к неконкурентным поставкам. Наряду с нормами, эти акты формулируют случаи, которые расцениваются как исключения.
Субъекты неконкурентной закупки
В первую очередь государство определяет, кто может быть заказчиком (то есть, кто осуществляет закупки по 223-ФЗ у единственного поставщика):
- Те организации, деятельность которых относится к регулируемым видам (связаны со сферой электроснабжения, водоснабжения и другими).
- Предприятия, которые более чем на 50% принадлежат государству.
- Естественные монополисты (предприятия, добывающие и обрабатывающие газ или нефть).
- Организации, которые финансируются из бюджета, в том случае, когда они планируют оплатить закупку внебюджетными средствами (полученными грантами, собственной прибылью).
Исполнителем (поставщиком) считается любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Особенности неконкурентных закупок
Сравнивая совершение закупки у единственного поставщика с традиционным ведением деловой деятельности, можно заметить, что она проходит существенно быстрее и содержит меньше этапов.
Это объясняется отсутствием сложной процедуры, при которой заказчик отбирает участников для подписания контракта. Также нет необходимости составлять обычную документацию.
Однако иногда закупки по 223-ФЗ у единственного поставщика должны быть обоснованы, а о согласии сторон требуется информировать Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Кроме того, существует перечень ситуаций, которые требуют участия в приемке товаров экспертной организации.
Как правило, неконкурентные закупки проводятся чрезвычайно быстро, но сделка все равно проходит этапы подготовки.
Последовательность планирования и осуществления таких товарных отношений регулируется законом №44-ФЗ «О закупках». В нем описана последовательность действий госучреждений, которые прибегают к закупкам на контрактной основе.
Контролирующие органы имеют право проверить правильность проведения данного вида закупок и в случае нарушения законодательства расторгнуть договор.
В каких случаях допустимо выполнение закупки у единственного поставщика
Закон включает перечень ситуаций, которые могут стать основанием и оправданием неконкурентных закупок:
Нетипичной становится ситуация, при которой идут с участием единственного поставщика. По сути, это уже не может называться аукционом, так как существует одно предложение цены или заявка на выполнение работы.
Однако если активность проявил только один участник (других желающих не было или их заявки не прошли проверку), заказчику приходится работать именно с ним. Такая ситуация позволяет совершать закупки по 223-ФЗ у единственного поставщика.
Уважительной причиной признают также возникновение чрезвычайной ситуации на предприятии заказчика, которая спровоцировала неконкурентную закупку, а также нехватку времени на организацию традиционных торгов.
Что включает подготовка к заключению контракта
Назначение этапа подготовки заключается в выборе организации-исполнителя. В обычных условиях заказчик изучает предложения нескольких поставщиков и выбирает наиболее выгодное. Если это невозможно, задание поручают тому исполнителю, который доступен на данный момент.
Согласно 223-ФЗ обоснование закупки у единственного поставщика должно базироваться на невозможности выбора иного вида закупки. По этой причине обязанностью заказчика становится подготовка следующих документов:
- Отчета о том, что выполнение закупки другим способом нецелесообразно.
- Расчета цен и формулировки обоснования.
- Обращения, необходимого для того, чтобы закупка была согласована.
- Проекта контракта.
Использование всех этих документов не является обязательным для абсолютно всех случаев. Специфика конкретных ситуаций может потребовать подготовки только некоторых из них.
Закупка у единственного поставщика: отчет-обоснование
Для того чтобы доказать законность причин, которые привели к сотрудничеству с одним исполнителем, руководитель или уполномоченное лицо предприятия-заказчика составляет и подает в контролирующий орган отчет. 44-ФЗ «О закупках» не содержит указание о форме и детальном содержании этого документа, поэтому зачастую он отражает следующие данные:
- Код, присвоенный закупке.
- Кто выступает заказчиком.
- Пункт о том, что данная закупка является вынужденной или оправданной по ряду причин (указание обоснований).
- Наиболее важные тезисы: что, в каком количестве и почему планируют покупать. Также важны цена и срок выполнения контракта. Все эти пункты должны быть обоснованы.
- Дата составления договора.
Пример для иллюстрации
Чаще всего примеры закупок у единственного поставщика - это заказ оборудования вместо вышедшего из строя или срочный наем исполнителей для устранения повреждений.
Если проблема с электрической проводкой приведет к поломке электронной техники и компьютеров в классе информатики, то администрации школы придется принимать меры для их срочного ремонта или замены. Обоснованием закупки нового оборудования у единственного поставщика может стать близость экзаменов и отсутствие времени на поиск наиболее выгодных
Срочная закупка может быть осуществлена, но при этом в отчете будут присутствовать данные о том, какое количество новых компьютеров будет куплено (столько же, сколько пострадало от неисправности), по какой цене и в какую сумму обойдется их доставка, установка и настройка.
Как определяют стоимость контракта
Цена закупки должна быть правильно рассчитана и обоснована, этот процесс отражается в соответствующем документе. Зачастую цена определяется так же, как и при проведении конкурентной закупки: методом сопоставимых рыночных цен, нормативным, тарифным, проектно-сметным или затратным методом.
Законодательством предусмотрено исключение:
- Закупка с целью обеспечения гособоронзаказа.
- Ситуация, когда объектом торга становится экономжилье.
В этих случаях стоимость формируется под влиянием других факторов.
Субъекты неконкурентной закупки имеют право осуществить сделку только после того, как контрольный орган получит, рассмотрит и одобрит обоснования, изложенные в документации.
Для чего нужна публикация информации о сделке
Законодательство требует от заказчика размещения специального документа (извещения о закупке) в открытом доступе. Это необходимо для того, чтобы операцию можно было признать прозрачной и открытой.
Однако при этом нельзя публиковать сведения, которые относятся к секретным. Как правило, данные о сторонах-участниках, предмете и условиях контракта выкладывают в информационный портал в сети Интернет.
Как происходит заключение контракта
Существует две формы контрактов, которые применяют при проведении неконкурентных закупок:
Вторым вариантом могут воспользоваться субъекты закупки при следующих условиях:
- Они являются субъектами и центрального депозитария.
- Если объем закупок очень мал.
- Когда предметом торга становятся услуги коммунальных хозяйств.
- В ситуациях выполнения закупок для организаций медицины, культуры, спорта или для госаппарата.
Использование упрощенной формы контракта позволяет субъектам выбрать практически любой вид договора, оговоренный в ГК РФ. При этом соглашение может быть заключено в устной форме, если сумма закупок у единственного поставщика не превышает 100 000 рублей.
Нюансы, связанные с исполнением контракта
Лица, осуществляющие неконкурентные закупки, должны понимать, что экспертиза становится неотъемлемым этапом приемки товара. Ее проводят в подавляющем большинстве случаев. Для этого приглашают сторонних специалистов или обходятся своими силами.
Экспертиза не нужна в ряде случаев:
- Если предметом закупки становятся услуги экспертных организаций или частных экспертов.
- При малых объемах поставки.
- Если итог работ уже прошел экспертизу (проект строительства или другой результат инженерных изысканий обязательно проходит оценку экспертов).
По факту исполнения контракта составляется отчет и публикуется в единой информационной системе. Его содержание включает основные данные и сведения. Также к нему должны быть прикреплены документы, использовавшиеся в ходе подготовки сделки.