Покупка земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения. Имеет ли право администрация выставлять на торги участок сельскохозяйственного назначения
Согласно российскому Земельному Кодексу землями сельскохозяйственного назначения считают земли, которые находятся за чертой поселений, предназначаются и предоставляются для нужд сельского хозяйства.
В состав таких земель традиционно включаются наиболее ценные, плодородные участки земли, требующие по этой причине особой охраны и, соответственно, особого правового статуса и защиты со стороны государства. В связи с этим , отнесенных к территориям сельскохозяйственного назначения, имеет свои правовые особенности.
Состав земель сельскохозяйственного назначения
Земли сельскохозяйственного назначения, согласно требованиям законодателя, могут использоваться правообладателями только в строго определенных целях. Такие земельные территории изначально не предназначены для жилого или промышленного строительства.
К земельным территориям сельскохозяйственного назначения как объектам продажи отнесены:
- любые сельскохозяйственные земли, а именно: сенокосы, пастбища, залежи, пашни и зеленые насаждения;
- все постройки, возводимые на территории сельскохозяйственной земли (даже целый поселок, на практике, может размещаться на такой территории);
- любые объекты, возводимые для реализации нужд сельского хозяйства (к примеру, дороги, лесополосы, насаждения растений, защищающие земли от выветривания).
Особенность продажи
Главная особенность купли-продажи земельной территории сельскохозяйственного назначения, согласно закону, состоит в наличии преимущественного права региональных (муниципальных) властей на приобретение у правообладателя земли (продавца) такого земельного участка.
Так, законодателем регламентировано, что при продаже правообладателем своего участка земли из состава земель сельскохозяйственного назначения российский регион (субъект РФ) либо в ситуациях, прописанных законодательным актом субъекта РФ, муниципалитет обладает преимущественным правом покупки соответствующего участка земли по той же цене, за которую он реализуется, за исключением случаев земельной продажи с публичных торгов.
Соответственно, чтобы реализовать участок земли, относящийся к рассматриваемой категории земель, правообладатель участка обязан письменно известить полномочный региональный (либо муниципальный) орган о собственном намерении совершить продажу земли. В таком извещении продавца участка обязательно прописывается цена земли и иные существенные договорные условия.
Если региональные власти (муниципалитет) отказываются от приобретения земли либо в месячный срок после получения извещения не уведомляют продавца участка о намерении совершить покупку, правообладатель земли вправе в течение года реализовать участок любому третьему лицу с условием, что цена сделки будет не ниже цены, обозначенной ранее в извещении.
При возмездном отчуждении участка земли, предназначаемого для сельскохозяйственных нужд, с нарушением преимущественного права приобретения земли региональными властями (муниципалитетом) сделка продажи может быть оспорена.
Так, субъект РФ (муниципалитет) вправе в течение года после регистрации новым правообладателем земли перехода прав собственности на приобретённый участок потребовать через судебные инстанции перевода на него правомочий и обязательств покупателя.
Помимо права преимущественной покупки, у процесса продажи земельных территорий сельскохозяйственного назначения есть и другие нюансы:
- Покупатель, приобретая участок, должен помнить о целевом назначении земельной территории и использовать её в строгом соответствии с этим назначением. Кроме того, покупателю земли требуется учесть, что на него вместе с правом собственности ложиться и обязательство заботиться о плодовитости приобретенной земли и экологичности условий. Если данное требование законодателя будут нарушено, государство может изъять участок у нового собственника.
- При несоблюдении сторонами возмездного отчуждения земли правил, законодательных регламентов и норм, касающихся правового статуса земель сельхозназначения и порядка их использования, государственные органы (полномочные органы муниципалитета) имеют право изъять проданный участок земли.
- Для проведения сторонам сделки купли-продажи земельной территории, находящейся на особом контроле государства, продавец участка обязан представлять покупателю необходимую информацию об отчуждаемой земле.
- Заключая соглашение продажи, стороны купли-продажи земельной территории вправе установить право выкупа участка продавцом на определённый срок.
При заключении сделки продажи продавец (правообладатель земли) должен представить, как и при любых сделках с землёй, всю информацию об отчуждаемом участке и ограничениях, действующих на него.
Если данные сведения будут утаены, соглашение купли-продажи юридически недействительно.
Договор продажи будет также считаться недействительным, если в нём будут условия, касающиеся установления продавцом земли бессрочных прав выкупа соответствующего участка, отсутствия его ответственности перед покупателем, если на проданный участок земли предъявит права кто-то ещё либо установления любых ограничений на использование земельной территории в дальнейшем. Перечисленные условия договора запрещены законом.
Кто может продавать
Сегодня в роли продавца участка земли сельхозназначения может выступать и государство, и земельный собственник (гражданин или компания).
Если продавцом земель выступает государство, потенциальному покупателю участка стоит запастись терпением, ведь тогда продажа земельной территории осуществляется, как правило, в течение двух лет. При этом потребуется сбор различной документации и определенные финансовые вложения.
Преимущества приобретения земли у частного собственника в том, что у последнего есть уже требуемая документация, и покупателю не придется ждать проведения межевания участка и постановки приобретаемой земли на учет в общероссийском госкадастре.
Процесс продажи земли
Сам процесс продажи правообладателем земель сельскохозяйственного назначения можно представить следующим образом:
- Направление собственником земли извещения о продаже участка региональным (муниципальным) властям. Получение отказа компетентного органа от приобретения земли.
- Поиск покупателя участка.
- Сбор требуемой для продажи земли документации.
- Составление и согласование с покупателем соглашения продажи.
- Непосредственное совершение сделки, передача финансовых средств, подписание правовой документации.
- Регистрация прав собственника.
Необходимые документы
Для продажи участка земли сельскохозяйственного назначения и, соответственно, регистрации прав нового правообладателя участка потребуются:
- паспорта сторон. Если землю продает не её собственник, помимо паспорта, потребуется ещё к представлению и нотариально заверенная доверенность, подтверждающая полномочия доверенного лица;
- правоустанавливающая документация на землю, относящуюся к территориям сельскохозяйственного назначения;
- отказ полномочных районных властей от прав на отчуждаемую землю либо подтверждение того, что продавцом было направлено обязательное уведомительное извещение полномочному органу, но в течение месяца государство (муниципалитет) не выразило намерения приобрести земельную территорию, воспользовавшись правом преимущественного приобретения;
- , оформленный надлежащим образом;
- платежная квитанция по уплате регистрационной госпошлины;
- протокол собрания – когда речь идёт о фермерском хозяйстве, составной частью которого является отчуждаемая земля.
Что указывается в соглашении купли-продажи?
Составляя договор возмездного отчуждения земельной территории, относящейся к сельскохозяйственным землям, стороны должны указать:
- Полные данные обеих сторон.
- Предмет соглашения с указанием кадастрового номера отчуждаемого участка, полных сведений о земле и наименования правовой документации, на основе которой у правообладателя земли (продавца) есть права собственности в отношении предмета договора.
- Цену сделки.
- Информацию о целевом назначении отчуждаемого продавцом земельного участка.
- Конкретные обязательства сторон и их ответственность в рамках правового соглашения купли-продажи участка земли.
- Порядок проведения сторонам финансовых расчётов.
В тексте договора требуется прописать, что продавец земли передаёт участок, который не подарен другому лицу, не заложен, не находится под арестом или запретом и свободен от каких-либо юридических притязаний третьих лиц.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, которые располагаются за пределами населенных пунктов, а также предназначенные и предоставляемые для сельскохозяйственных нужд (ч.1 ст.77 ЗК РФ).
Преимущественное право покупки
Субъект РФ или муниципальное образование имеет преимущественное право купить продаваемый сельскохозяйственный участок земли. Сумма, оплачиваемая таким покупателем соответствует цене, указанной продавцом. Преимущественное право не действует в случаях, когда земля продается посредством публичных торгов, а также в случае изъятия земли сельхозназначения для муниципальных или государственных нужд.
Перед тем, как осуществить продажу земельного участка, продавец обязан направить письменное извещение в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или в орган местного самоуправления о своем намерении. Документ должен содержать такие сведения об участке:
- цена;
- размер;
- местоположение;
- срок, в который должен быть произведен расчет за покупку.
Срок для осуществления выплат за купленный участок не может быть больше чем 90 дней. Извещение должно быть:
- либо направлено заказным письмом с уведомлением о том, что оно было доставлено;
- либо вручено лично под расписку о том, что уведомление вручено.
Получатель, получив извещение, должен в течение 30 дней поставить продавца в известность о желании купить сельскохозяйственный земельный участок. Если он этого не сделает, либо откажется от покупки, то продавец может продать землю третьему лицу. Обязательно, чтобы цена продажи в таком случае была не ниже той, которая была заявлена в извещении. Образец уведомления можно посмотреть на сайте местной администрации.
Если продажа планируется по более низкой цене или с существенным изменением условий договора, то продавец обязан направить новое извещение в порядке, описанном выше. Если земельный участок сельхозназначения был продан с нарушением преимущественного права, то такая сделка ничтожна (ст.8 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
У кого нет права приобретения земель сельскохозяйственного назначения
Согласно ст.3 N 101-ФЗ, не имеют право обладать землей сельхозназначения на правах собственности следующие лица:
- иностранные юридические лица;
- лица без гражданства;
- иностранные граждане;
- юридические лица, уставной (складочный) капитал которых более чем на 50% состоит из всех вышеперечисленных лиц.
Эти категории лиц могут обладать землей сельскохозяйственного назначения исключительно по праву аренды . Также не смогут купить землю те юридические и физические лица, у которых в собственности уже находится максимально допустимая площадь сельскохозяйственных угодий. Допустимый предел приобретаемых земель в одном муниципальном районе определяется субъектом РФ и не может быть меньше 10% от общей площади сельскохозяйственных угодий (ч.2 ст.4 N 101-ФЗ).
Что нужно знать покупая с/х участок
Осуществлять продажу сельскохозяйственного земельного участка может как государство, так и частное лицо. Если частное лицо может предложить уже полностью сформированный земельный участок со всей необходимой документацией, то при покупке у государства предстоит пройти долгий этап оформления всех документов.
Однако хотя при покупке у юридического или физического лица нет необходимости проводить межевание или постановку участка на учет в Росреестре, но государство может предложить надежность и чистоту сделки. Частное лицо при продаже участка может быть не до конца честным с покупателем. Именно поэтому перед покупкой нужно удостовериться, что продавец действительно имеет все права на продажу земли. Узнать необходимую информацию можно на официальном сайте Росреестра.
Документы для оформления купли-продажи земли:
- документ, удостоверяющий личность;
- кадастровый паспорт участка;
- документы, подтверждающие право владения на землю;
- отказ от преимущественного права покупки;
- договор купли-продажи участка;
- квитанция об уплате госпошлины;
- протокол собрания — если земля является КФХ.
Продажа земель сельскохозяйственного назначения государством
Земля, находящаяся в собственности у государства, продается посредством торгов, проводимых в форме аукционов. Если желание участвовать в аукционе заявил единственный участник, и его заявка и он сам соответствуют требованиям аукциона, то продажа производится этому лицу (ст.39.3 ЗК РФ). Информацию о торгах можно узнать на сайте местной администрации. В этот орган предоставляется заявка на участие в торгах, квитанция об уплате задатка. Далее процесс идёт следующим образом:
- Принимается решение о проведении торгов;
- Публикуется извещение о проведении торгов;
- Принимаются заявки от претендентов, их регистрация в журнале приема заявок;
- Рассматриваются заявки и документы претендентов, проверяется поступление задатков;
- Принимается решение о допуске участников к торгам или об отказе в допуске;
- Проводятся торги. Место и дата указываются в извещении;
- Результаты торгов отражаются в протоколе;
- Результаты торгов также публикуются в СМИ;
- Заключается договор купли-продажи участка с участником, предложившим наибольшую цену.
Без проведения торгов сельскохозяйственные земля продается:
- КФХ или сельскохозяйственной организации;
- частному лицу, которое арендовало эту землю, либо у которого истек трехлетний срок аренды, либо ему передали права и обязанности на землю по договору аренды. Однако заявление о заключении договора купли-продажи (далее - ДКП) без проведения торгов должно быть подано до истечения срока аренды.
Продажа без проведения торгов
Если участок еще не сформирован и для него не утвержден проект межевания территории, то подготавливается схема его расположения. Покупатель подает заявление о предварительном согласовании предоставления ему земельного участка. Если решение по заявлению принято положительное, то заинтересованное лицо обязано обеспечить выполнение всех последующих кадастровых работ. После этого осуществляется государственный кадастровый учет участка, а также государственная регистрация права муниципальной или государственной собственности на него.
После этого покупатель подает в уполномоченный орган заявление о предоставлении ему участка. Следующим этапом идет заключение ДКП. Регистрация права на землю сельскохозяйственного назначения осуществляется в Росреестре. Оба упомянутые заявления подаются заявителем лично, по почте или через интернет.
Предварительное согласование
Заявление содержит в себе информацию:
- о месте жительства и реквизитах документа, удостоверяющего личность покупателя, а также его ФИО;
- о наименовании и местонахождении ЮЛ, номере записи его государственной регистрации в ЕГРЮЛ и идентификационном номере налогоплательщика;
- о кадастровых номерах испрашиваемого участка и земельного участка, из которого будет образован покупаемый участок земли;
- о реквизитах решения, утверждающего проект межевания территории;
- об основании, на котором земля предоставляется без проведения торгов;
- о виде права на землю;
- о целевом назначении участка;
- о контактных данных покупателя.
Вместе с заявлением прилагаются документы:
- которые подтверждают право приобретать землю без торгов;
- при необходимости — схему расположения сельскохозяйственного земельного участка.
После подачи заявления о предварительном согласовании, уполномоченный орган обязан в десятидневный срок вернуть его заявителю, если были допущены какие-то ошибки. Последнему должны быть доведены до сведения причины возврата документа. Если заявление подавалось вместе со схемой расположения участка, но до этого уже кто-то подал аналогичную заявку и схему — более позднее заявление также может быть возвращено.
Рассмотрение более позднего заявления приостанавливается до тех пор, пока не будет рассмотрена более ранняя схема и по ней принято решение. В течение 30 дней с момента поступления заявления, уполномоченный орган должен рассмотреть его и принять решение об одобрении или отказе в запросе. Если принято решение отказать, то оно должно быть полноценно обосновано.
Когда может быть отказано в продаже участка без проведения торгов:
- если заявитель по закону не имеет право выкупить землю без участия в аукционе;
- если участок уже предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения, аренды, постоянного или безвозмездного пользования, если конечно заявитель — не обладатель этих прав;
- если на запрашиваемой территории расположены здания и объекты, принадлежащие частным лицам, государству или муниципалитету;
- участок изъят из оборота или ограничен в нем, вследствие чего его нельзя предоставить на праве, указанном в заявлении;
- если разрешенное использование земли не соответствует заявленному;
- границы испрашиваемого участка подлежат уточнению.
Договор купли-продажи земельного участка
Согласно ст.37 ЗК РФ купить или продать сельскохозяйственный земельный участок можно лишь при условии, что он прошел государственный кадастровый учет. Продавец должен быть максимально честен по отношению к покупателю и уведомить его о всех известных ограничениях или обременениях по отношению к испрашиваемой земле. В случае утаивания информации, которая могла бы повлиять на решение покупателя приобретать участок, последний может потребовать уменьшения цены за землю или расторжения ДКП и возмещения убытков.
По ДКП земельного участка, продавец передает покупателю объект договора в собственность. Право собственности подлежит обязательной государственной регистрации. Если одна из сторон не желает осуществлять этот процесс, то решение о регистрации принимает суд. К тому же виновник может быть обязан покрыть убытки второй стороне, вызванные задержкой регистрации. Сам ДКП составляется в письменной форме и подписывается обеими сторонами. Важно соблюдать форму договора, иначе он может быть признан недействительным.
ДКП обязательно должен содержать сведения о согласованной цене земельного участка. Без наличия этого пункта договор не будет считаться заключенным. Аналогичное утверждение справедливо, если в договоре не содержатся данные о земельном участке, позволяющие идентифицировать его точное местоположение. Переход земельного участка от продавца к покупателю осуществляется после двухстороннего подписания передаточного акта.
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ ТОРГОВ ПО ПРОДАЖЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ПОРЯДКА ПРОДАЖИ ТАКИХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПУБЛИЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ В СЛУЧАЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЕЙ 6 (с изменениями на: 17.01.2017)
Название документа: | ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ ТОРГОВ ПО ПРОДАЖЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ПОРЯДКА ПРОДАЖИ ТАКИХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПУБЛИЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ В СЛУЧАЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЕЙ 6 (с изменениями на: 17.01.2017) |
Номер документа: | 550 |
Вид документа: | |
Принявший орган: | |
Статус: | Действующий |
Опубликован: | |
Дата принятия: | 01 декабря 2016 |
Дата редакции: | 17 января 2017 |
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ ТОРГОВ ПО ПРОДАЖЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ПОРЯДКА ПРОДАЖИ ТАКИХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПУБЛИЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ В СЛУЧАЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЕЙ 6 ...
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ ТОРГОВ ПО ПРОДАЖЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ПОРЯДКА ПРОДАЖИ ТАКИХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПУБЛИЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ В СЛУЧАЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЕЙ 6 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 24.07.2002 N 101-ФЗ "ОБ ОБОРОТЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ"
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" , статьей 20 Закона Республики Бурятия от 30.12.2003 N 601-III "О земле" Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения публичных торгов по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и порядок продажи таких земельных участков посредством публичного предложения в случаях, предусмотренных статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" .
2. Признать утратившими силу следующие постановления Правительства Республики Бурятия:
- от 30.03.2012 N 162 "Об организации проведения торгов по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, изъятых по решению суда в связи с их ненадлежащим использованием" ;
- от 15.03.2016 N 90 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 30.03.2012 N 162 "Об организации проведения торгов по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, изъятых по решению суда в связи с их ненадлежащим использованием" .
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Исполняющий обязанности Председателя
Правительства Республики Бурятия
И.ЕГОРОВ
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ ТОРГОВ ПО ПРОДАЖЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ПОРЯДОК ПРОДАЖИ ТАКИХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПУБЛИЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ В СЛУЧАЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЕЙ 6 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 24.07.2002 N 101-ФЗ "ОБ ОБОРОТЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ"
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и устанавливает порядок проведения публичных торгов по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и порядок продажи таких земельных участков посредством публичного предложения в случаях, предусмотренных статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" .
1.2. Полномочия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, предусмотренные статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" , осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия (далее - Минимущество РБ).
1.3. Для проведения публичных торгов по продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и для продажи такого земельного участка посредством публичного предложения в случаях, предусмотренных статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" , Минимуществом РБ создается комиссия по продаже земельного участка в количестве не менее трех человек (далее - Комиссия).
Комиссия осуществляет функции, предусмотренные настоящим Порядком, если на заседании Комиссии присутствует не менее пятидесяти процентов общего числа ее членов.
Положение о Комиссии утверждается Минимуществом РБ.
2. Организация и проведение публичных торгов по продаже земельных участков
2.1. Публичные торги по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в случаях, предусмотренных статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - земельные участки), проводятся в форме аукциона и являются открытыми по составу участников и форме подачи предложений (далее - аукцион).
2.2. Решение о проведении аукциона принимается Минимуществом РБ.
2.4. Организатором аукциона выступает Минимущество РБ.
2.5. По результатам аукциона по продаже земельного участка определяется цена такого земельного участка.
2.6. Минимущество РБ устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в пределах трех процентов начальной цены предмета аукциона, которая определяется в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" .
2.7. Извещение о проведении аукциона опубликовывается в газете "Бурятия" и размещается на официальном сайте Минимущества РБ в сети Интернет (далее - официальный сайт) не менее чем за тридцать календарных дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
2.8. Извещение о проведении аукциона должно содержать сведения:
2.8.1. Об организаторе аукциона.
2.8.2. О реквизитах решения о проведении аукциона.
2.8.3. О месте, дате, времени и порядке проведения аукциона.
2.8.4. О предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель.
2.8.5. О начальной цене предмета аукциона.
2.8.6. О "шаге аукциона".
2.8.7. О перечне документов, представляемых для участия в аукционе.
2.8.8. О форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, адресе места ее приема, дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе.
2.8.9. О предусмотренных ограничениях участия отдельных категорий лиц в приобретении земельного участка, являющегося предметом аукциона.
2.9. Обязательным приложением к размещенному на официальном сайте извещению о проведении аукциона является проект договора купли-продажи земельного участка.
2.10. Для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:
2.10.1. Заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме.
2.10.2. Заверенная заявителем копия документа, удостоверяющего личность заявителя (для граждан).
2.10.3. Надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.
2.10.4. Заверенная заявителем копия устава юридического лица и изменений к нему (для юридических лиц).
2.10.5. Копия трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые), заверенная нотариально или кадровой службой по месту работы (службы), или при отсутствии трудовой книжки иные документы, подтверждающие последнее место работы (службы) заявителя (заверенные нотариально или кадровой службой по месту работы копии приказа о приеме на работу и трудового договора (служебного контракта)) - если заявитель работает на дату подачи заявки.
2.11. Минимущество РБ не вправе требовать представление иных документов, за исключением документов, указанных в пункте 2.10 настоящего Порядка. Минимущество РБ в отношении заявителей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запрашивает сведения о заявителе, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
(в ред. )
2.12. Прием документов прекращается не ранее чем за пять календарных дней до дня проведения аукциона.
2.13. Один заявитель вправе подать только одну заявку в отношении одного лота аукциона.
2.14. Заявка на участие в аукционе, поступившая по истечении срока приема заявок, возвращается заявителю в течение трех рабочих дней со дня ее поступления с приложением иных документов, поступивших от заявителя.
2.15. Заявитель имеет право отозвать принятую Минимуществом РБ заявку на участие в аукционе до дня окончания срока приема заявок, уведомив об этом в письменной форме Минимущество РБ.
2.16. Заявитель не допускается к участию в аукционе в следующих случаях:
2.16.1. Представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в извещении о проведении аукциона, либо оформление указанных документов не соответствует установленным к ним требованиям.
2.16.2. Представленные заявителем документы содержат недостоверные сведения.
2.16.3. Подача заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не может быть участником аукциона или приобретателем земельного участка, являющегося предметом аукциона, в собственность.
2.16.4. Заявка подана лицом, не уполномоченным заявителем на осуществление таких действий.
2.17. Комиссия ведет протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о заявителях, допущенных к участию в аукционе и признанных участниками аукциона, датах подачи заявок, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе, с указанием причин отказа в допуске к участию в нем. Заявитель, признанный участником аукциона, становится участником аукциона с даты подписания Комиссией протокола рассмотрения заявок. Протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе подписывается Комиссией не позднее чем в течение одного рабочего дня со дня их рассмотрения и размещается на официальном сайте не позднее чем на следующий рабочий день после дня подписания протокола.
2.18. Заявителям, признанным участниками аукциона, и заявителям, не допущенным к участию в аукционе, Минимущество РБ направляет уведомления о принятых в отношении них решениях не позднее рабочего дня, следующего после дня подписания протокола, указанного в пункте 2.17 настоящего Порядка.
(в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 17.01.2017 N 14)
2.19. В случае, если на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе всех заявителей или о допуске к участию в аукционе и признании участником аукциона только одного заявителя, аукцион признается несостоявшимся.
2.20. В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка на участие в аукционе или не подано ни одной заявки на участие в аукционе, аукцион признается несостоявшимся.
2.21. Результаты аукциона оформляются протоколом, который составляет Комиссия. Протокол о результатах аукциона составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, а второй остается в Минимуществе РБ. В протоколе указываются:
2.21.1. Сведения о месте, дате и времени проведения аукциона.
2.21.2. Предмет аукциона, в том числе сведения о местоположении и площади земельного участка.
2.21.3. Сведения об участниках аукциона, о начальной цене предмета аукциона, последнем предложении о цене предмета аукциона.
2.21.4. Наименование и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства (для гражданина) победителя аукциона.
2.22. Протокол о результатах аукциона размещается на официальном сайте в течение двух рабочих дней со дня подписания данного протокола.
2.23. Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольшую цену за земельный участок.
2.24. В случае, если в аукционе участвовал только один участник или при проведении аукциона не присутствовал ни один из участников аукциона, либо в случае, если после троекратного объявления предложения о начальной цене предмета аукциона не поступило ни одного предложения о цене предмета аукциона, которое предусматривало бы более высокую цену предмета аукциона, аукцион признается несостоявшимся.
2.25. Минимущество РБ направляет победителю аукциона три экземпляра проекта договора купли-продажи земельного участка в течение десяти календарных дней со дня составления протокола о результатах аукциона. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по цене, предложенной победителем аукциона. Не допускается заключение указанного договора ранее чем через десять календарных дней со дня размещения протокола о результатах аукциона на официальном сайте.
2.26. Если победителем аукциона не был подписан и представлен в Минимущество РБ договор купли-продажи земельного участка в течение четырнадцати календарных дней со дня направления ему проекта указанного договора, победитель аукциона утрачивает право на заключение договора купли-продажи земельного участка. В этом случае аукцион признается несостоявшимся.
2.27. Минимущество РБ объявляет о проведении повторного аукциона не позднее чем через два месяца со дня признания аукциона несостоявшимся.
2.28. Начальная цена земельного участка на повторном аукционе снижается на 20 процентов от начальной цены такого земельного участка на аукционе, признанном несостоявшимся.
2.29. Организация и проведение повторного аукциона осуществляются в том же порядке, что и первый аукцион. Повторный аукцион признается несостоявшимся по основаниям, предусмотренным для признания несостоявшимся первого аукциона.
2.30. В случае, если повторные торги по продаже земельного участка признаны несостоявшимися, такой земельный участок подлежит продаже посредством публичного предложения.
3. Организация и проведение продажи земельных участков посредством публичного предложения
3.1. Организация продажи земельных участков посредством публичного предложения (далее - продажа земельного участка) осуществляется Минимуществом РБ.
3.2. Решение о продаже земельных участков принимается Минимуществом РБ.
3.3. Минимущество РБ устанавливает начальную цену продажи земельного участка (далее - цена первоначального предложения) в размере начальной цены повторных торгов, величину снижения цены первоначального предложения (далее - "шаг понижения"), минимальную цену продажи земельного участка, по которой может быть продан земельный участок (далее - цена отсечения) и которая не может быть ниже пятидесяти процентов цены первоначального предложения.
3.4. Комиссия в процессе подготовки и проведения продажи земельного участка осуществляет следующие функции:
3.4.1. Проверяет правильность оформления представленных заявителями документов и определяет их соответствие требованиям законодательства Российской Федерации и перечню, содержащемуся в извещении о проведении продажи земельного участка.
3.4.2. Принимает решение о признании заявителей участниками продажи земельного участка или об отказе в допуске к участию в продаже земельного участка и уведомляет заявителей о принятом решении.
3.4.3. Назначает из числа членов Комиссии ведущего продажи земельного участка (далее - Ведущий продажи).
3.4.4. Определяет победителя продажи земельного участка и оформляет протокол об итогах продажи.
3.4.5. Осуществляет иные функции, связанные с проведением предусмотренной настоящим Порядком продажи земельных участков, не отнесенные настоящим Порядком к полномочиям Минимущества РБ.
3.5. Для участия в продаже земельного участка заявители (лично или через своего представителя) представляют в Минимущество РБ в установленный в извещении о продаже земельного участка срок заявку на участие в продаже земельного участка (далее - заявка) и иные документы в соответствии с формой заявки и перечнем документов, которые содержатся в указанном извещении. Заявка и опись представленных документов представляются в двух экземплярах, один из которых остается в Минимуществе РБ, другой - у заявителя.
3.6. Извещение о продаже земельного участка, опубликовываемое в газете "Бурятия" и размещаемое на официальном сайте, должно содержать сведения:
3.6.1. Об организаторе продажи земельного участка.
3.6.2. О реквизитах решения о продаже земельного участка.
3.6.3. О месте, дате, времени проведения продажи земельного участка.
3.6.4. О предмете продажи земельного участка (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель.
3.6.5. О начальной цене продажи земельного участка (цене первоначального предложения).
3.6.6. О "шаге понижения" и цене отсечения.
3.6.7. О форме заявки на участие в продаже земельного участка, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в продаже земельного участка.
3.6.8. О перечне документов, предоставляемых для участия в продаже земельного участка.
3.6.9. О форме подачи предложений о цене земельного участка.
3.7. Обязательным приложением к извещению о продаже земельного участка, размещаемому на официальном сайте, является проект договора купли-продажи земельного участка.
3.8. Для участия в продаже земельного участка заявители представляют в Минимущество РБ следующие документы:
3.8.1. Заявку по установленной в извещении о продаже земельного участка форме.
3.8.2. Копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан).
3.8.3. Надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.
3.8.4. Заверенную заявителем копию устава юридического лица и изменений к нему (для юридических лиц).
3.8.5. Копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые), заверенную нотариально или кадровой службой по месту работы (службы), или при отсутствии трудовой книжки иные документы, подтверждающие последнее место работы (службы) заявителя (заверенные нотариально или кадровой службой по месту работы копии приказа о приеме на работу и трудового договора (служебного контракта)) - если заявитель работает на дату подачи заявки.
(п. 3.8.6 в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 17.01.2017 N 14)
3.9. Минимущество РБ не вправе требовать представление иных документов, за исключением документов, указанных в пункте 3.8 настоящего Порядка. Минимущество РБ в отношении заявителей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запрашивает сведения о заявителе, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
(в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 17.01.2017 N 14)
3.10. Один заявитель вправе подать только одну заявку в отношении одного лота.
3.11. Прием заявок начинается с даты, указанной в извещении о продаже земельного участка, осуществляется в течение не менее двадцати пяти календарных дней и заканчивается не позднее чем за три рабочих дня до даты рассмотрения заявок и документов претендентов.
3.12. Заявки, поступившие по истечении срока приема заявок, возвращаются заявителям в течение трех рабочих дней со дня их поступления с приложением иных документов, поступивших от таких заявителей.
3.13. Заявитель имеет право отозвать поданную заявку до момента признания его участником такой продажи.
3.14. Решение о признании заявителей участниками продажи земельного участка оформляется протоколом Комиссии.
В протоколе о признании заявителей участниками продажи земельного участка должны содержаться: сведения о перечне принятых и отозванных заявок, решение о признании заявителей участниками продажи земельного участка или об отказе в допуске заявителя к участию в продаже (с указанием оснований отказа).
При наличии оснований для признания продажи земельного участка несостоявшейся Комиссия принимает соответствующее решение, которое заносится в протокол.
3.15. Заявителю отказывается в допуске к участию в продаже по следующим основаниям:
3.15.1. Заявка подана лицом, которое в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не может быть участником продажи земельного участка или приобретателем земельного участка, являющегося предметом аукциона, в собственность.
3.15.2. Представленные заявителем документы содержат недостоверные сведения.
3.15.3. Представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в извещении о продаже земельного участка, либо оформление указанных документов не соответствует установленным к ним требованиям.
3.15.4. Заявка подана лицом, не уполномоченным заявителем на осуществление таких действий.
3.16. Решение о признании заявителей участниками продажи земельного участка принимается в течение пяти рабочих дней с даты окончания срока приема заявок.
3.17. Заявители, признанные участниками продажи земельного участка, и претенденты, не допущенные к участию в продаже земельного участка, уведомляются о принятом решении не позднее рабочего дня, следующего за днем оформления решения протоколом, путем вручения им под расписку соответствующего уведомления либо направления такого уведомления по почте заказным письмом.
3.18. Заявитель приобретает статус участника продажи земельного участка с момента оформления протокола о признании заявителей участниками продажи земельного участка.
Информация об отказе в допуске к участию в продаже земельного участка размещается на официальном сайте в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия указанного решения.
3.19. Продажа земельного участка осуществляется с использованием открытой формы подачи предложений о приобретении имущества в течение одного рабочего дня в рамках одной процедуры в следующем порядке:
3.19.1. Продажа земельного участка проводится не позднее третьего рабочего дня со дня признания заявителей участниками продажи земельного участка, но не ранее истечения сроков, указанных в пункте 3.18 настоящего Порядка.
(в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 17.01.2017 N 14)
3.19.2. Продажа земельного участка проводится Ведущим продажи в присутствии других членов Комиссии.
3.19.3. Участникам продажи земельного участка выдаются пронумерованные карточки участника продажи земельного участка.
3.19.4. Процедура продажи начинается с объявления председателем Комиссии об открытии продажи земельного участка.
3.19.5. После открытия продажи земельного участка ведущим оглашаются основные характеристики земельного участка, цена первоначального предложения и цена отсечения, а также "шаг понижения".
"Шаг понижения" устанавливается Минимуществом РБ в фиксированной сумме, составляющей не более десяти процентов цены первоначального предложения, и не изменяется в течение всей процедуры продажи.
3.19.6. После оглашения Ведущим продажи цены первоначального предложения участникам предлагается заявить эту цену путем поднятия выданных карточек, а в случае отсутствия предложений по первоначальной цене земельного участка Ведущим продажи осуществляется последовательное снижение цены на "шаг понижения".
Предложения о приобретении имущества заявляются участниками продажи земельного участка поднятием карточек после оглашения цены первоначального предложения или цены предложения, сложившейся на соответствующем "шаге понижения".
3.19.7. Право приобретения земельного участка принадлежит участнику продажи земельного участка, который подтвердил цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на соответствующем "шаге понижения", при отсутствии предложений других участников продажи земельного участка после троекратного повторения Ведущим продажи сложившейся цены продажи земельного участка. Ведущий продажи объявляет о продаже земельного участка, называет номер карточки участника продажи земельного участка, который подтвердил начальную или последующую цену, указывает на этого участника и оглашает цену продажи земельного участка.
3.19.8. Цена земельного участка, предложенная победителем продажи земельного участка, заносится в протокол об итогах продажи земельного участка, составляемый в 2 экземплярах.
3.20. Протокол об итогах продажи земельного участка, подписанный Комиссией, является документом, удостоверяющим право победителя на заключение договора купли-продажи земельного участка.
Уведомление о признании участника продажи победителем выдается победителю или его полномочному представителю под расписку в день подведения итогов продажи земельного участка.
3.21. Продажа земельного участка признается несостоявшейся в следующих случаях:
3.21.1. Не было подано ни одной заявки на участие в продаже земельного участка либо ни один из заявителей не признан участником продажи земельного участка.
3.21.2. Принято решение о признании только одного заявителя участником продажи земельного участка.
3.21.3. После троекратного объявления Ведущим продажи минимальной цены предложения (цены отсечения) ни один из участников не поднял карточку.
3.22. В случае признания продажи земельного участка несостоявшейся Комиссия в тот же день составляет соответствующий протокол.
3.23. Минимущество РБ направляет покупателю три экземпляра проекта договора купли-продажи земельного участка в течение десяти календарных дней со дня составления протокола об итогах продажи земельного участка. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по цене, предложенной покупателем. Не допускается заключение указанного договора ранее чем через десять календарных дней со дня размещения протокола об итогах продажи на официальном сайте.
3.24. Если победителем продажи земельного участка не был подписан и представлен в Минимущество договор купли-продажи земельного участка в течение четырнадцати календарных дней со дня направления ему проекта указанного договора, победитель продажи земельного участка утрачивает право на заключение договора купли-продажи земельного участка. В этом случае торги по продаже земельного участка признаются несостоявшимися.
3.25. Протокол об итогах продажи земельного участка не позднее двух рабочих дней со дня подведения итогов продажи земельного участка размещается на официальном сайте.
Название документа: | |
Номер документа: | 550 |
Вид документа: | Постановление Правительства Республики Бурятия |
Принявший орган: | Правительство Республики Бурятия |
Статус: | Действующий |
Опубликован: |
Официальный Интернет-портал Правительства Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru, 02.12.2016 Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.12.2016 |
Дата принятия: | 01 декабря 2016 |
Дата редакции: | 17 января 2017 |
Возможности эксплуатации земельных участков напрямую зависят от их категории. Земли сельхозназначения должны использоваться только с целью выращивания полезных культур и ведения сельскохозяйственной деятельности.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Рассмотрим, как можно продать земли сельскохозяйственного назначения в 2019 году, какие документы потребуется собрать, кто может выступать сторонами сделки и как можно быстро оформить договор купли-продажи такого участка.
Общие моменты
Разберемся, какие термины и понятия необходимо знать гражданину, желающему приобрести или продать земельный участок сельхозназначения, дадим определение данной категории участков, рассмотрим основы нормативно-правового регулирования оформления такого рода сделок.
Что нужно знать
В РФ земли сельскохозяйственного назначения по количеству занятой территории уступают лишь площадям лесного фонда, которыми занято более половины всего государственного земельного фонда.
По площадям пашни РФ занимает лидирующее место в мире, однако количество используемых территорий составляет всего 8% от общего количества земель.
Часто граждане задаются вопросом, какие конкретно земли относятся к сельскохозяйственным и каким образом их допускается эксплуатировать.
Для участков сельхозназначения законодательством предусмотрено шесть подкатегорий, для каждой из которых предусмотрены допустимые виды использования:
- земли для пастбищ, сенокосов и угодий. Они заняты долголетними растениями, внутренними трассами, коммуникационными сетями, переданы для частного подсобного хозяйствования;
- неподходящие для пашни, однако такие земли можно применять для выращивания определенных видов культур;
- земли со строениями сельхозназначения;
- занятые водными объектами, выделяются для осуществления предпринимательской деятельности;
- земли, занятые лесным фондом;
- иные территории, не занятые под градостроительные объекты.
Определение данной категории участков
К землям сельскохозяйственного назначения относятся территории, находящиеся за рамками населенных пунктов.
Такие наделы используются для ведения частного или фермерского хозяйства, выращивания культур, выведения скота.
Сельхозземли применяются в двух направлениях:
- с целью осуществления сельхозпроизводства;
- для прочих схожих целей.
Общий правовой режим этой категории земельных наделов предполагает их передачу гражданам или юридическим лицам непосредственно для сельскохозяйственных целей.
Однако необходимо отличать наделы сельхозназначения и наделы с/х применения. Вторые могут принадлежать к иным категориям земель.
Например, может эксплуатироваться с целью ведения сельского хозяйства территория лесного фонда, которая передана физическим или юридическим лицам на основе .
Наделы сельхозназначения предназначены непосредственно для обслуживания полного цикла взращивания сельскохозяйственных культур и насаждений.
То есть на них допускается размещение складов и баз для хранения выращенных культур, административных зданий, трасс и иных объектов инфраструктуры и коммуникаций.
Законодательно предусмотрена защита земель сельхозназначения от безосновательного изъятия из с/х использования.
По этой причине наделы, пригодные для ведения сельского хозяйства, предоставляются в большинстве случаев для сельхоз целей.
Для эксплуатации в иных целях выделяются наделы несельскохозяйственной категории или территории сельхозначения с плохим качеством грунта, которое недостаточно для выращивания культур и растений.
Законные основания
Приобретение и продажа сельскохозйственных наделов регулируется следующими правовыми актами:
С января 2019 года были введены в силу корректировки в законодательных актах в РФ. Так, изменения коснулись .
Были изменены особенности расчета , и с начала 2019 года он рассчитывается не на основании надела, а на основании рыночной цены участка.
Также законную силу приобрел закон о государственной регистрации всех объектов недвижимости, предполагающий внесение полной информации в госкадастр обо всех объектах недвижимости.
Как продать земли сельскохозяйственного назначения
Приобретать и продавать участки не рекомендуется осуществлять в режиме спешки. Следует грамотно подготовиться к сделке, приготовить все необходимые документы, проверить все нюансы, чтобы в будущем избежать проблем и признания сделки недействительной.
Рассмотрим, как найти потенциального покупателя, на какие моменты стоит обратить пристальное внимание, а также какие подводные камни могут возникнуть в процессе оформления сделки.
Поиск покупателя
Продажа земельных наделов определяется такими моментами:
- тип собственности;
- кто выступает сторонами сделки;
- категория и вид допустимого использования земли.
Специфика реализации с/х наделов состоит в том факте, что законом предусмотрено преимущественное право на приобретение надела федеральными или муниципальными органами власти.
Владелец надела сельхозназначения должен уведомить муниципальный орган о намерении продать свой участок. В уведомлении требуется сообщить цену надела и иные значимые условия сделки.
И только при получении отказа госоргана от приобретения гражданин имеет право реализовать надел физическому или юридическому лицу.
Рассмотрим процедуру оформления сделки. Первым делом необходимо найти потенциального покупателя, который заинтересован в приобретении вашего участка.
Основную роль в продаже имеет эффективное размещение рекламных материалов через все доступные источники информации, как печатные, так и интернет-порталы.
Владелец должен разместить объявление о продаже участка во всех доступных источниках информации.
Также можно обратиться к специалисту по недвижимости, который займется поисками покупателя, поможет быстро и юридически грамотно оформить .
Алгоритм действий владельца участка по поиску потенциального покупателя:
В основном в случае самостоятельной продажи вы потратите больше времени. Но если вы желаете обратиться к специалисту, то приготовьтесь к определенным затратам на его .
Сбор необходимых документов
Прежде чем оформлять и заключать договор купли-продажи сельскохозяйственной земли, покупатель и продавец должны тщательно подготовить требуемые документы, чтобы сделка была оформлена правильно с юридической точки зрения.
Необходим следующий перечень документов:
- паспорта обеих сторон;
- участка;
- правоустанавливающая документация на землю;
Если участники сделки пришли к договоренности касательно основных условий сделки, тогда можно оформлять договор.
При подготовке документации следует проверить все документы на действительность и подлинность, а также внести корректировки в или надела при необходимости.
Когда стороны имеют на руках необходимые документы, они должны явиться в отделение Росреестра и предоставить пакет документации ответственному сотруднику, который уведомит о дате получения выписки из реестра на .
Завершающим этапом станет визит в МФЦ или УФРС с персональными документами и бумагами на землю. После оплаты госпошлины покупатель получает правоустанавливающую бумагу на землю.
Оформление договора
Можно использовать типовый образец договора и вписать в него ваши данные. Иногда может потребоваться привлечение опытного специалиста, который поможет правильно оформить сделку.
С целью предотвращения возникновения спорных моментов рекомендуется выполнить нотариальное заверение договора.
Нотариус своей подписью и печатью заверит факт, что сделка была проведена на добровольной основе, и стороны не вправе предъявлять друг другу претензии.
Видео: земля сельскохозяйственного значения
Если у надела несколько , тогда требуется нотариально заверенное согласие каждого из них на проведение сделки.
В тексте договора нужно указать паспортные и персональные данные сторон соглашения, а также адреса регистрации и постоянного проживания участников сделки.
Касательно надела нужно вписать всю значимую информацию – , точное месторасположение, контуры и координаты.
Участники должны заблаговременно прийти к соглашению касательно стоимости участка, которая вписывается в договор.
В договоре также требуется прописать способ расчета между сторонами и сторон. Покупатель своей подписью заверяет отсутствие претензий к продавцу.
А продавец заверяет отсутствие и на данном участке, которые могут препятствовать оформлению права собственности покупателем.
Какие могут возникнуть нюансы
Земельным законодательством определяются категории лиц, которые могут выступать участниками сделки по продаже .
Основными условиями являются резидентство РФ и применение земли в соответствии с предусмотренной категорией.
Есть некоторые субъекта, которые могут использовать наделы сельхозназначения с некоторыми лимитами и ограничениями.
Так, наделы из государственной и муниципальной собственности могут передаваться на основании сделок исключительно резидентам РФ.
В 2019 году продажа земельного участка без торгов может осуществляться в 10-ти случаях.
Иными словами, есть 10 оснований, когда гражданин или организация могут купить земельный участок без аукциона.
Много это или мало судить не берусь, потому что всё относительно.
Прежде чем детально рассматривать все основания без аукционной продажи земли, следует отметить следующее:
для граждан самыми востребованными являются всего 2 основания, по которым они могут купить земельный участок .
Именно с этих 2-х оснований и начнем рассмотрение продажи земли, потому что оставшиеся 8 случаев для массового применения менее интересны.
1. Продажа земельного участка, на котором расположено здание или сооружение.
Собственник здания, сооружения или помещения имеет право выкупить земельный участок, на котором расположена его недвижимость.
Например, если у вас в собственности есть дом или другое сооружение, которое является недвижимостью, то администрация обязана продать вам земельный участок без торгов.
Данное право на выкуп земли под недвижимостью существовало давно.
При выкупе земельного участка всегда остро стоит вопрос цены.
По какой стоимости осуществляется продажа земельных участков без торгов.
Стоимость выкупа земли устанавливает местная власть.
Если муниципальная власть адекватная, то и стоимость выкупа земельных участков, как правило, разумная, а не взятая с потолка.
В ноябре 2016 года я получил в аренду земельный участок под ИЖС.
Стоимость выкупа этого земельного участка после строительства на нем дома составит всего 3% от кадастровой стоимости .
Вполне вменяемая стоимость выкупа земли.
Как обстоят дела в других города и поселках мне неизвестно, но вы легко можете это выяснить.
Достаточно направить официальный запрос в местную администрацию.
Как это сделать, написано в пошаговой инструкции. О ней узнаете ниже в этой статье.
2. Продажа земельного участка под ИЖС, ведение ЛПХ в границах населенного пункта, а также садоводства и дачного хозяйства или КФХ.
Следует отметить, что данное основание для приобретения земли без торгов является самым желанным для многих россиян, желающих построить дом, завести личное подсобное хозяйство или заниматься садоводством или дачным хозяйством.
Остановимся на этом основании подробнее.
Какие земельные участки подлежат продаже без торгов по данному основанию:
- земельные участки, предназначенные под индивидуальное жилищное строительство.
Земельные участки под огородничество, автосервис, промышленные и другие объекты купить без торгов по данному основанию не получится.
- участки для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта.
Земельные участки под ИЖС могут находиться только в границах населенного пункта.
За пределами города, поселка или другого поселения вы не найдете участок с видом разрешенного использования под ИЖС.
А вот земельные участки под ЛПХ могут располагаться как в границах населенного пункта, так и за его пределами.
Однако продажа земли под ЛПХ без торгов возможна только в отношении тех участков, которые находятся на территории населенного пункта.
Если участок имеет вид разрешенного использования – ЛПХ, но находится за границей населенного пункта, то купить такой участок без торгов не получится (по крайней мере, на законных основаниях).
- земельные участки под садоводство и дачное хозяйство.
Участки под садоводство менее привлекательны, чем участки под дачное хозяйство.
Причина состоит в том, что на дачной земле можно прописаться, предварительно построив дом, а на садовом участке получить прописку бесперспективно.
Более подробно о том, как прописаться на дачной земле, изложено в пошаговой инструкции: .
- земельные участки для осуществления деятельности крестьянским (фермерским) хозяйством.
Фермеры могут получить землю без торгов для ведения крестьянского хозяйства.
Кому администрация может продать земельный участок без торгов?
Купить земельный участок без торгов может только гражданин или крестьянское (фермерское) хозяйство.
При этом цель использования земли должна быть: ИЖС, ЛПХ в границах города (поселка), садоводство, дачное хозяйство или осуществление деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
Юридические лица (организации) не имеют права покупать землю для этих целей без торгов.
Продажа земельного участка без торгов осуществляется только гражданину, который:
- подал заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка,
- подал заявление о предоставлении земельного участка.
Заявление о предварительном согласовании подается на участок, который еще не сформирован .
То есть участок не имеет кадастрового номера.
Например, вы нашли свободный земельный участок, который не сформирован.
После этого, самостоятельно участка и подаете ее вместе с заявлением о предварительном согласовании.
Администрация в течение 30 дней должна дать один из 2-х возможных ответов:
- согласовать вам предоставление участка.
В этом случае вы получаете право без торгов купить данный участок у администрации.
- отказать вам в предварительном согласовании.
В этом случае, можно найти новый участок и подать другое заявление, либо написать жалобу в прокуратуру или суд, чтобы чиновники обосновали законность отказа.
Заявление о предоставлении участка подается в отношении земли, которая поставлена на кадастровый учет.
Иными словами, у земельного участка уже имеется кадастровый номер.
Например, вы на публичной кадастровой карте нашли свободный участок, который не сдан в аренду.
Таких земельных участков много в России.
Чтобы получить этот участок без торгов, вам нужно подать в местную администрацию заявление о предоставлении земельного участка.
Через 30 дней должен быть результат:
- либо вы купите участок без торгов,
- либо администрация должна дать обоснованный отказ, который можно оспорить.
Весь алгоритм действий по получению земли детально описан в пошаговой инструкции:
Готовая технология получения земельного участка
К инструкции прилагаются готовые образцы заявлений, схема земельного участка , документы для подачи в администрацию, и при необходимости в прокуратуру.
Применяйте инструкцию и готовые шаблоны документов, и тогда чиновники не смогут вами манипулировать.
3. Продажа земельного участка для сельскохозяйственного производства, который арендовался более 3 лет.
Купить без торгов земельный участок под сельхоз производство могут как гражданин, так и юридическое лицо.
Важное условие выкупа земли по этому основанию:
- выкупать участок имеет право только арендатор;
- срок пользования землей на условиях аренды должен быть не менее 3 лет;
- заявление о выкупе участка должно быть подано до истечения срока действия договора аренды.
Если все условия совпадают, то можно стать собственником земли сельхоз назначения без всяких торгов.
4. Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и выделенного в счет земельных долей .
Данное основание касается земель сельскохозяйственного назначения, потому что оно закреплено в статье 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Воспользоваться правом на продажу без торгов земельного участка могут:
- крестьянские (фермерские) хозяйства,
- сельскохозяйственные организации.
Важно, чтобы эти КФХ или сельхоз организации ранее использовали данный участок и успели подать заявление на выкуп не позже 6-ти месяцев с момента регистрации права муниципальной собственности на этот участок.
Стоимость выкупа такого земельного участка не может превышать 15% от кадастровой стоимости.
5. Продажа земельного участка, которым владеет организация на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Юридическое лицо, которому участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования может выкупить данную землю без торгов.
Не могут выкупать участки из постоянного (бессрочного) пользования только государственные и муниципальные органы, учреждения и казенные предприятия.
6. Продажа земельного участка предоставленного для комплексного освоения территории.
Выкупить земельный участок, который образован из участка, предоставленного для комплексного освоения может лицо, которое заключило соответствующий договор.
Договоры о комплексном освоении территории заключаются в соответствии с Градостроительным кодексом и законом «О содействии развитию жилищного строительства».
7. Продажа участка для ИЖС, который образован из земельного участка предоставленного некоммерческой организации для комплексного освоения территории.
Звучит весьма запутано, но на самом деле все просто.
Если некоммерческая организация получила большой земельный участок по договору комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, то член такой организации вправе выкупить участок, образованный из этого большого участка.
Для выкупа такого участка без торгов нужно иметь решение общего собрания членов этой некоммерческой организации.
Нельзя только выкупить по данному основанию участки, которые относятся к имуществу общего пользования.
Данное основание можно использовать тем, кто хочет не просто получить участок под ИЖС, но и заработать.
Создание некоммерческой организации и получение на нее земли под комплексное освоение, позволяет обеспечить себя участком и получать доход в будущем от деятельности организации. Например, в виде заработной платы руководителя.
8. Продажа участка, который образован из земель, предоставленных для садоводства, огородничества, дачного хозяйства.
Данное основание очень похоже на предшествующее.
Но оно касается земельных участков, предназначенных не для ИЖС, а для ведения огородничества, садоводства и дачного хозяйства.
Гражданин член некоммерческой организации, которой земля была предоставлена для садоводов и огородников, вправе без торгов выкупить свой надел земли.
На земли общего пользования (дороги, парковки и т.д.) данное право не распространяется.
9. Продажа земельных участков, относящихся к землям общего пользования.
Некоммерческая организация может выкупить земли, относящиеся к общему имуществу.
Данное основание возможно, если земля была предоставлена некоммерческой организации для комплексного освоения территории для ИЖС, либо для ведения дачного хозяйства.
Иными словами, гражданин член некоммерческой организации вправе выкупить свой надел, а сама некоммерческая организация вправе выкупить участки, являющиеся общим имуществом.
10. Продажа земельных участков, попадающих по действие закона о Дальневосточном гектаре.
Как известно, дальневосточный гектар можно получить в собственность бесплатно.
Однако, если площадь участка превышает 1 га на 1 человека, то возможно выкупить превышающую площадь участка.
Продажа превышающей площади участка осуществляется без торгов.
Стоимость выкупа сверхлимитной площади Дальневосточного гектара составляет 15% от кадастровой стоимости.
На этом обзор всех оснований, по которым возможна продажа земли без торгов, завершен.
Все основания выкупа участков без торгов вы можете найти в первоисточнике – пункт 2 статьи 39.3 Земельного кодекса.
Указанная статья кодекса содержит 12 оснований для продажи земли без аукциона.
В моей статье их получилось всего 10, потому что я объединил некоторые основания, чтобы вам было легче понять суть.
Напоминаю, что легче всего искать выгодный способ получения земельного участка с помощью интерактивной . Попробуйте, это пока бесплатно.
Желаю вам хорошего дня и достойной жизни.
Обратите внимание!
Многие не знают, что существует более 53-х оснований, когда земельный участок предоставляют без торгов.
Не одно, не два, и даже не десять, а 53 основания.
Без торгов земельный участок можно получить:
- в собственность бесплатно — 9 оснований ;
- обственность за плату — 10 оснований ;
- в аренду — 16 оснований ;
- в безвозмездное пользование — 14 оснований ;
- в постоянное (бессрочное) пользование — 4 основания .
Каждое основание имеет свои условия и порядок предоставления земли.
Чтобы выбрать самое подходящее основание, придется 10 часов напряженно изучать Земельный кодекс.
Однако есть более легкий способ.
Интерактивная интеллект-карта
Время истекло!
Бесплатные экземпляры закончились! Получите доступ к интеллект-карте .
Что вам дает интеллект-карта:
- видение всех оснований получения земли без аукциона;
- кликабельные заголовки за 1 секунду раскроют описание любого способа получения земельного участка без торгов;
- вы за 7 минут подберете выгодные основания получения земельного участка без торгов;
Есть видео инструкция «Как пользоваться интерактивной интеллект-картой?»
Застолбите бесплатный доступ навсегда, потому что через 8 минут карта станет платной.
Желаю вам прекрасного дня и достойной жизни.
Метки:
Комментарии 225
Здравствуйте, Андрей.
Если я правильно понял вашу цель (получить участок под склад), то могу предположить, что не обязательно искать участок на землях промышленности.
Подходящий участок можно найти и на землях населенных пунктов.
Объясню, на чем основаны мои выводы.Чтобы не путаться в земельных вопросах, необходимо различать 2 понятия:
— категория земель,
— виды разрешенного использования.Про земли промышленности знаю не много, потому что никогда их не прокачивал.
Но точно известно, что земли населенных пунктов делятся на территориальные зоны.
В каждой территориальной зоне может быть несколько видов разрешенного использования.В Приказе Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» есть такой вид разрешенного использования — «Склады ».
Данному виду присвоен код 6.9 и он имеет следующее описание:
«Размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов»