Плюсы и минусы ведения личного подсобного хозяйства. Бизнес на личном подсобном хозяйстве
Личное подсобное хозяйство – это термин, определяющий законную форму деятельности и частную собственность одновременно. Вступая во взаимоотношения с государственными органами в любой сфере производства необходимо четко знать свои права и обязанности. Стоит изучить все нюансы законодательной базы, плюсы и минусы обладания участком для ведения ЛПХ.
Что такое ЛПХ
Деятельность граждан совместно с членами их семей по производству и переработке сельскохозяйственной продукции на отведенном участке земли получила название личного подсобного хозяйства (ЛПХ). Это понятие закреплено Федеральным законом «О личном подсобном хозяйстве» № 112-ФЗ от 07.07. 2003. Земли ЛПХ можно купить или взять в аренду, оформив соответствующие документы. Максимальный размер такого земельного надела по закону должен быть не более 0,5 гектара.
Участок ЛПХ – это земельный надел в пределах населенного пункта или за его границами, допустимый размер которого определяет орган местного самоуправления в зависимости от:
- площади неиспользуемых земель, пригодных для ведения подсобного хозяйства, в пределах данного района;
- уровня их востребованности.
Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, находящиеся в государственной и муниципальной собственности выделяются гражданам в соответствии со статьями 9-11 «Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ. По вопросам их приобретения и оформления соответствующих документов необходимо обращаться в администрацию регионального отдела органа местного самоуправления.
Назначение ЛПХ
Государство выделяет земли ЛПХ гражданам для ведения непроизводственной деятельности, что означает:
- Не используется наемный труд. Все работы выполняются только членами семьи.
- Не ставится главной задачей получение дохода. Цель – получить сельскохозяйственную продукцию и продукты ее переработки для личной потребности.
Земли сельскохозяйственного назначения – это территории с плодородными почвами, не предназначенные под застройку. Если земельный надел выделяют семье из этой категории, то строительство жилого дома и других капитальных построек на нем запрещаются. Такой земельный надел предназначен, исключительно, для сельскохозяйственного производства. На полевых делянках разрешается возводить временные сооружения без фундамента.
Члены личного подсобного хозяйства могут выбрать для себя любой вид сельскохозяйственной деятельности:
- животноводство:
- скотоводство;
- птицеводство;
- пчеловодство;
- кролиководство и пр.
- растениеводство:
- садоводство;
- выращивание декоративных цветов;
- бахчеводство;
- виноградарство и др.
Гражданин может являться собственником нескольких делянок под ЛПХ. Их суммарная площадь не должна превышать установленную законодательством. Местные органы власти имеют право увеличить площадь наделов под личные подсобные хозяйства до 2,5 га. Переработка сельхозпродукции – еще одна сфера деятельности владельцев ЛПХ.
Излишки продукции, полученные в результате ведения подсобного хозяйства можно продавать. Для этого не требуется иметь патент и кассовый аппарат. Вырученные деньги налогообложению не подлежат. Законом не предусмотрена регистрация деятельности личного подсобного хозяйства как физического или юридического лица, потому что не считается предпринимательством.
Преимущества и недостатки
Перед тем как приобрести ЛПХ, стоит проанализировать все плюсы и минусы, соотнести их с желаниями и возможностями семьи. Ведение личного приусадебного хозяйства имеет:
Преимущества | Недостатки |
|
|
Нужно понимать, что ведя личное подсобное хозяйство, собственнику или арендатору придется соблюдать санитарные, противопожарные нормы, градостроительные регламенты и другие требования муниципалитета по содержанию и эксплуатации земельного участка. Если на участке, расположенном за пределами населенного пункта, будет построено здание с фундаментом, по решению специальной комиссии оно будет снесено. На хозяина, совершившего правонарушение, будет наложен штраф за нецелевое использование земли.
Закон о ЛПХ
Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» регулирует правовые отношения между лицами, ведущими хозяйство, и государственными органами. Статьи 2 и 4 данного закона определяют понятие ЛПХ и условия его ведения. По смыслу они переплетаются со статьей 217 (п. 13) Налогового кодекса РФ, где указано, что для освобождения от налогообложения доходов собственнику ЛПХ необходимо предоставить справку органа местного самоуправления.
В данной справке должен быть подтвержден факт ведения подсобного хозяйства и его размер. Этот документ является подтверждением того, что вся произведенная сельскохозяйственная продукция является частной собственностью. Чтобы успешно работать во благо семьи, желательно изучить постановления регионального отдела органа местного самоуправления, касающиеся ведения ЛПХ на данной территории.
В других статьях закона указано:
Номер статьи | Что регламентирует, какими нормативно-правовыми актами подтверждается |
Гражданин может считаться собственником, а его деятельность – законной, после регистрации выделенного участка соответствующим органом. Процесс регистрации закреплен законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21.07.1997. |
|
Размеры земельных наделов, которые выделяются под ЛПХ определяют местные органы власти, руководствуясь максимальной площадью, указанной в законе. Требования к полевым участками прописаны в нормативном акте «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ от 27.07.2002. |
|
Гарантирует невмешательство со стороны власти при условии соблюдения требований законодательства. Собственник подсобного хозяйства должен помнить об уголовной ответственности за выращивание растений, содержащих наркотические вещества. |
|
Перечислен перечень имущества, необходимый для ведения хозяйства. Использование инвентаря, транспортных средств, строений и сооружений на земле, находящейся в собственности, не противоречат закону. |
|
Определены меры поддержки хозяйств государственными органами власти. На основании этой статьи и Постановления Правительства РФ от 27.06.1996. № 758 «О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств» собственники ЛПХ могут обращаться в органы местного самоуправления и другие органы власти по вопросам:
|
|
Гласит о способе учета ЛПХ. Данные подаются на добровольных началах и оформляются в виде похозяйственной книги. Форму и порядок ведения ее утверждает орган местного самоуправления. В статье прописаны основные сведения о хозяйстве, подлежащие учету:
|
|
Указывает на обязательное пенсионное страхование граждан, ведущих личные подсобные хозяйства. Период ведения личного подсобного хозяйства равен сроку действия документов, подтверждающих право на владение земельным наделом. |
Чем отличается ИЖС от ЛПХ
Расшифровка аббревиатуры ИЖС – земля, приобретенная для индивидуального жилищного строительства. Перед тем как решиться на покупку земельной делянки, нужно разобраться, какой вариант приобретения больше подходит:
Пункты различий | ||
Основная цель | производство и переработка сельхозпродукции для собственных нужд | строительство жилья и хозяйственных помещений для личного использования |
Ограничения при строительстве | запрещено капитальное строительство (строения с фундаментом) на полевых наделах | жилая постройка должна иметь не более 3 этажей |
Способ приобретения земли | можно купить или арендовать | |
Где выделяется участок земли | приусадебный (в сельской местности) или полевой (за пределами населенного пункта) | в черте города |
Цена надела | ниже, чем ИЖС | |
Коммунальные платежи |
||
Экологические условия | лучше, чем ИЖС т.к. земли выделяются в сельской местности | |
Площадь надела | больше, чем ИЖС | |
Проект на строительство и его согласование | не требуется | требуется |
Срок на строительство | нет ограничений | необходимо построить дом в течение 10 лет от даты регистрации права собственности |
Как оформить
Документ о праве собственности на земельный участок необходим хозяину при его продаже или обмене на квартиру. Для получения и регистрации земельного надела как личного подсобного хозяйства необходимо действовать так:
- Для осознанного выбора изучить информацию, касающуюся ЛПХ:
- Законы, нормативно-правовые акты (государственные и региональные), регламентирующие взаимоотношения органов власти и владельца земли.
- Критерии выбора земельного участка.
- Экономические аспекты ведения личного хозяйства (налогообложение, виды субсидирования и пр.).
- Получить консультацию компетентного специалиста в местной администрации о:
- Возможной площади земельной делянки.
- Ее местонахождении.
- Наличии инженерных сетей.
- Программе поддержки со стороны местного органа самоуправления.
- Процедуре, сроках оформления и т.п.
- Оформить заявление, подать его в администрацию местного органа самоуправления. Кроме личных данных, в нем обязательно нужно указать:
- Основание для приобретения.
- Способ получения надела (в собственность или в аренду). Право на приватизацию выделенного земельной делянки наступит через 3 года аренды.
- Желаемая площадь земельного участка.
- Предоставить выписку из похозяйственной книги. Ее выдает орган местного самоуправления собственнику или его представителю по копиям доверенности и паспорта доверенного лица.
- В специальной проектной организации необходимо получить паспорт (схему) выделенного земельного надела.
- Технический паспорт участка с необходимым пакетом документов сдается в местную администрацию для утверждения границ земельного надела. Глава муниципального образования своим постановлением должен закрепить право перехода собственности к заявителю.
- Собранный пакет необходимых документов передается в кадастровую палату для закрепления за земельным наделом соответствующего номера и составления плана.
- Выданные кадастровой палатой документы сдаются в орган местного самоуправления для окончательного подтверждения права собственности на землю.
- Убедившись, что в документах, подтверждающих право собственности, есть отметка, что участок приобретен для ведения ЛПХ, необходимо зарегистрировать его в областной регистрационной палате.
- Заявление собственника.
- Правоустанавливающий документ на участок земли.
- Градостроительный план участка. Администрация исполкома выдает его бесплатно по заявлению правообладателя земли в течение 30 дней со дня подачи заявления.
- Схема планировочной организации участка, на которой обозначен объект строительства. Её выполняет застройщик.
По окончании застройки, нужно узаконить жилой дом и подсобные помещения. Чтобы получить свидетельство о праве собственности, необходимо собрать пакет документов и подать его в Росреестр:
- заявление собственника земельного участка по стандартной форме, предоставить паспорт;
- правоустанавливающий документ на землю или договор аренды;
- разрешение на застройку (не требуется до 1 марта 2019 года);
- проект жилищного строения;
- акт ввода в эксплуатацию;
- квитанцию об уплате госпошлины.
Прописаться в построенном жилье могут только члены семьи собственника при условии, что здание соответствует стандартам индивидуального жилого дома:
- содержит не более 3 этажей;
- площадь не более 1,5 тысячи квадратных метров.
Существует возможность увеличения площади ЛПХ. Этот процесс называется перераспределением земельных участков. Он возможен, если площадь образуемой делянки земли не превышает максимально допустимые размеры ЛПХ в данном регионе. При этом новый участок не должен:
- включать в себя части земли, относящиеся к другой категории;
- выходить за границы населенного пункта;
- заходить на территорию общего пользования;
- затрагивать границы застройки.
Иногда стоит поменять целевое назначение выделенной земли, который находится в собственности. Такая необходимость может возникнуть, если обладатель земельного участка решает построить на нем капитальный дом. Например, собственник земли под садоводство, перед началом строительства здания, должен изменить статус своего участка на «разрешенное использование для ведения личного подсобного хозяйства». Аналогично (при благоприятных условиях), можно изменить статус участка ЛПХ на земли промышленного назначения.
Градостроительный кодекс РФ регламентирует требования к процедуре утверждения правил землепользования и застройки на территориях местных органов самоуправления. На основании этих правил предполагается следующий порядок действий для изменения статуса земельного надела:
- Собственник земли подает заявление об изменении правил землепользования и застройки в местную администрацию.
- Соответствующая комиссия выносит своё заключение относительно данного вопроса.
- Его согласовывает глава муниципального образования.
- Проводят публичные слушания по этому вопросу в присутствии собственников соседних земельных участков и недвижимости.
- Соответствующий орган местного самоуправления утверждает заявленное изменение.
- Измененный статус земельного участка регистрируют в Госкадастре и ЕГРП.
Видео
У вас небольшой участок земли (огород) рядом с домом, на котором вы выращиваете овощи, несколько единиц скота, при этом расширяться вы не планируете, но и все выращенное сами потребить не можете (скорее всего, эти излишки вы продадите, а если не получится - просто подарите кому-нибудь - угощение гостей - гостеприимство еще никто не отменял).
Будет ли продажа излишков считаться извлечением дохода от предпринимательской деятельности ? Законодатели считают, что нет . Такую деятельность регулирует Федеральный закон РФ «О личном подсобном хозяйстве» от 07.07.2003 г. №112 ФЗ (далее по тексту - ФЗ №112).
Согласно п.1 ст. 2 ФЗ №112 личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
Еще по теме:
Грант 1,5 млн.руб. по программе "Начинающий фермер "
Грант 5 млн.руб. по программе "Семейная животноводческая ферма "
Личное подсобное хозяйство (ЛПХ ) ведется гражданином или гражданином и членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства , является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, а реализация такой продукции не является предпринимательской деятельностью . Само ЛПХ никак не регистрируется , и осуществлять деятельность на личном подсобном хозяйстве возможно с момента регистрации прав на земельный участок (либо права собственности, либо права аренды).
Граждане , ведущие личное подсобное хозяйство , в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями наравне с фермерами и сельхозпредприями.
1. Какие земельные участки могут использоваться для личного подсобного хозяйства?
Существует две категории земельных участков, на которых можно организовывать личное подсобное хозяйство: это земельные участки в черте поселений (приусадебные земельные участки) и земельные участки за чертой поселений (полевые земельные участки). Приусадебные земельные участки используются для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений и сооружений. Полевые земельные участки используются исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
2. Ограничены ли размеры земельных участков, которые могут быть использованы под личное подсобное хозяйство?
Предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Часть земельных участков, площадь которых превышает указанный максимальный размер, должна быть отчуждена гражданами, у которых находятся эти земельные участки, в течение года со дня возникновения прав на эти земельные участки, либо в этот срок должна быть осуществлена государственная регистрация указанных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей или государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства.
3. Может ли гражданин, проживающий в городе, получить землю в сельской местности для организации на ней личного подсобного хозяйства?
Да, может. Но только гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются только при наличии свободных земельных участков.
Учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
В похозяйственной книге содержатся следующие основные сведения о личном подсобном хозяйстве :
- Кто ведет ЛПХ - фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретен земельный участок для ведения личного одсобного хозяйства;
- Кто еще с ним ведет ЛПХ - фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи;
- На какой земле - площадь земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями;
- Сколько скота - количество сельскохозяйственных животных, птицы и пчел;
- Какое имущество ЛПХ - сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство.
Налоги граждан, ведущих ЛПХ
Согласно ст. 217 Налогового кодекса РФ доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах , находящихся на территории Российской Федерации, скота, кроликов, нутрий, птицы, диких животных и птиц (как в живом виде, так и продуктов их убоя в сыром или переработанном виде), продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде налогом на доходы физических лиц не облагаются.
Организация личного подсобного хозяйства - это форма непредпринимательской деятельности.
Следовательно, граждане, организовавшие личное подсобное хозяйство, не будут являться плательщиками:
- НДС (так как плательщиками этого налога являются только организации и индивидуальные предприниматели),
- налога на прибыль,
- налога на имущество (кроме налога на недвижимость, технику и автотранспортные средства),
- отчислений с заработной платы сотрудников (членов семьи, по сути).
А вот земельный налог и налог на имущество гражданина (с недвижимости и техники) платить придется .
Реализация продукции
Прежде чем продавать вашу продукцию, выращенную на личном подсобном хозяйстве, вам нужно запастись справкой органа местного самоуправления (главы сельского поселения ) о том, что продукция, которую вы реализуете, выращена именно на вашем личном подсобном хозяйстве . Предъявляя такую справку, вы освобождаетесь от налогов .
Вы зарезали пять овец и везете их продавать в город на своем автотранспорте. Вас останавливает сотрудник ДПС ГИБДД. Он может поинтересоваться - откуда у вас столько мяса и куда вы направляетесь. Предъявления справки о том, что вы везете продукцию, выращенную на личном подсобном хозяйстве, избавит вас от ненужных изъяснений с сотрудниками милиции.
Вы приезжаете, например, в колбасный цех и желаете это мясо сдать. С вами составят торгово-закупочный акт, в котором будут указаны ваши паспортные данные и ИНН (кстати, не забудьте сделать копии этих документов для того, чтобы отдать их покупателю вашего мяса). А к торгово-закупочному акту должна прилагаться вышеназванная справка о том, что вы реализуете продукцию, выращенную вами на вашем личном подсобном хозяйстве.
Согласно действующему налоговому законодательству, у вас не имеет права покупатель удерживать налог на доходы физических лиц и не должен подавать на вас сведения в налоговую инспекцию по форме 2-НДФЛ о полученном вами доходе от реализации выращенной вами продукции. Но бывают случаи, когда из-за незнания налогового законодательства, покупатель вашей продукции все же подаст на вас сведения в налоговую инспекцию о полученном доходе. Что тогда? Тогда в начале следующего года вам придет извещение из налогового органа том, что вы получили по результатам прошлого года доход и не заплатили налог. Вам придется посетить налоговую инспекцию и дать устные (или как крайний вариант - письменные) пояснения о произведенной сделке. Никаких деклараций подавать не нужно, также как и налог уплачивать не придется.
Если же вы решили реализовать вашу продукцию на рынке , то контрольно-кассовую технику (ККМ, ККТ) применять не нужно , так как она обязательна к применению только организациями и индивидуальными предпринимателями, которыми вы в данном случае не являетесь.
Вывод : если у вас в собственности или аренде земельных участков не более установленного законом субъекта РФ размера, то, возможно, вам подойдет такая форма самозанятости , как организация личного подсобного хозяйства .
Несомненные преимущества такой организации - отсутствие регистрации и отсутствие налогообложения как такового (кроме земельного налога).
7 июля 2003 года N 112-ФЗ Федеральный Закон о личном подсобном хозяйстве (Принят Государственной Думой 21 июня 2003 года Одобрен Советом Федерации 26 июня 2003 года)
Статья 1. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства.
2. Правовое регулирование ведения гражданами личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 2. Понятие личного подсобного хозяйства
1. Личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
2. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
3. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
4. Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.
Статья 3. Право граждан на ведение личного подсобного хозяйства
1. Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства.
2. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрации личного подсобного хозяйства не требуется.
3. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях.
4. Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.
5. При включении земель сельских поселений в черту городских поселений граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, сохраняют право на ведение личного подсобного хозяйства на земельных участках, которые были им предоставлены и (или) приобретены ими для этих целей.
Статья 4. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства
1. Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в черте поселений (приусадебный земельный участок) и земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок).
2. Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
3. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
4. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.
5. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Часть земельных участков, площадь которых превышает указанный максимальный размер, должна быть отчуждена гражданами, у которых находятся эти земельные участки, в течение года со дня возникновения прав на эти земельные участки, либо в этот срок должна быть осуществлена государственная регистрация указанных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей или государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства.
6. Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.
Статья 5. Взаимоотношения граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, с органами государственной власти и органами местного самоуправления
1. Вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют контроль за соблюдением гражданами требований законодательства.
Статья 6. Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства Для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.
Статья 7. Государственная и иная поддержка личных подсобных хозяйств
1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления определяют меры поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
2. Государственная поддержка граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, может осуществляться по следующим направлениям:
- формирование инфраструктуры обслуживания (подъездные пути, средства связи, водо- и энергоснабжение и другое) и обеспечения деятельности личных подсобных хозяйств, содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
- стимулирование развития личных подсобных хозяйств путем создания организационно-правовых, экологических и социальных условий, в том числе предоставление личным подсобным хозяйствам и (или) обслуживающим их сельскохозяйственным кооперативам и иным организациям государственных финансовых и материально-технических ресурсов на возвратной основе, а также научно-технических разработок и технологий;
- проведение мероприятий по повышению качества продуктивных и племенных сельскохозяйственных животных, организации искусственного осеменения сельскохозяйственных животных;
- ежегодное бесплатное проведение ветеринарного осмотра скота, организация его ветеринарного обслуживания, борьба с заразными болезнями животных. КонсультантПлюс: примечание. Пункт 3 статьи 7 вступает в силу с 1 января 2004 года (пункт 2 статьи 11 данного документа).
3. На личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий разрабатывают и осуществляют меры по развитию личных подсобных хозяйств и социально-экономическому развитию сельских поселений, в рамках соответствующих программ определяют форму, размеры и порядок поддержки личных подсобных хозяйств и обслуживающих их сельскохозяйственных кооперативов и иных организаций.
Статья 8. Учет личных подсобных хозяйств Учет личных подсобных хозяйств осуществляется в нехозяйственных книгах. Порядок ведения похозяйственных книг определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 9. Вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, имеют право добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 10. Прекращение ведения личного подсобного хозяйства Ведение личного подсобного хозяйства прекращается в случае прекращения прав на земельный участок, на котором ведется личное подсобное хозяйство.
Статья 11. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 3 статьи 7 настоящего Федерального закона.
Многие из Вас знают. что этого закона не было с 1998 года и оформляя землю под эту категорию, можно было варьировать его отсутствием в свою пользу. Ну например основное - это то, что можно было добиться разрешения на строительство на таком участке...
Вот тут и скрывается основное: ГОСУДАРСТВО ПРИКАЗАЛО ДОЛГО ЖИТЬ НА ЗЕМЛЕ В ПАЛАТКЕ ВСЕМ!!! В новом законе четко прописано - СТРОИТЬСЯ НА ЗЕМЛЯХ С/Х НАЗНАЧЕНИЯ ЗАНЯТЫХ ПОД ЛПХ - нельзя. Получается, если мы хотим строиться, то необходимо добиваться, чтобы ЛПХ были внутри границ поселения, но тогда плата за 1га внутри поселения, как Вы знаете в десятки раз больше чем за чертой поселения. И если сейчас стоимость 1га ЛПХ за чертой поселения в Кузбассе составляет 600 руб/га, то что будет если оно вдруг станет внутри поселения?
Если становиться Фермерами (регистрировать не ЛПХ, а Фермерское Хоязйство) - то тогда придется всем поголовно регистрироваться как предприниматели, что ведет за собой отчеты, балансы и др. бухгалтерскую отчетность. Что само по себе заставит людей отказаться от земельных участков.
Таким образом на сегодняшний день в Россиской Федерации не осталось простых путей получения земельных участков под создание на нем Родового Поместья, кроме одного - получение такого огромного участка в границах поселения (что само по себе трудно найти). Итого остается три выхода для строительства на землях ЛПХ:
1. Брать земли под ЛПХ внутри земель поселений
2. Полевые участки оборачивать в земли поселений
3. Работать с депутатами и иными инстанциями, выбранными избирателями, по отстаиванию своих интересов. Ведь нельзя же в конце концов всех под "одну гребенку зачесать!!!"
Из нового закона также следует, что и на ПАЯХ, оформленных под Личное Подсобное Хозяйство (например г.Тула)- тоже строиться нельзя - т.к. это полевые участки, а не приусадебные. И те кто уже купил ПАИ - может оказаться в нехорошем положении, если кто-то будет претендовать на их землю, по закону, теперь могут и вовсе изъять землю за не целевое использование (строительство - запрещено).
И если какими-то другими путями все-таки удалось получить с разрешением на строительство - то теперь и оспаривать в суде свою правоту не придется - государство уже за всех решило.
Как теперь быть - давайте думать вместе - в этот раз система нам преподнесла "большой сюрприз".
P.S. Если вы считаете, что данную информацию стоит сообщить другим, поделитесь в соцсетях:
Мы можем оказать Вам качественную консультационную и информационную поддержку и сопровождение Вашего проекта (включая разработку конкурсной и проектной документации) при участии в государственных конкурсах на присуждение грантов и субсидий, а также иных видов поддержки. Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, участвующих в этом и других конкурсах , консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам.
Ключевые компетенции сотрудников Компании:
- консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки ,
- сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
- подготовка документации по инновационным проектам,
- разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
- проведение исследований рынков (маркетинговых),
- привлечение инвестиций, партнеров в проект, бизнес,
- помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога.
Скажем прямо, во второй половине 80-х годов и в первой 90-х - годы тяжелых метаний в политике и экономике страны, когда за обычной колбасой в магазинах возникали очереди, урожаи на личных подсобных хозяйствах (ЛПХ), на огородах и дачах, во многом спасли Россию.
Да, что там говорить! По данным статистики именно личные подсобные хозяйства в 1998 году дали больше 57% всего урожая. Именно в личных подворьях у нас паслось больше трети всего крупного рогатого скота (точнее - 34,8%), больше трети свиней (42,9%) и больше половины овец и коз (почти 60% - 59,7).
Поэтому, сама ситуация, просто уважение к этому виду бескорыстной во многом деятельности любителей трудиться на природе, заставила законодателей, в конце концов, выпустить закон «О личном подсобном хозяйстве» под № 112-ФЗ, который вступил в силу после подписания президентом 7 июля 2003 года.
Через пять лет, в 2008 году, в закон были внесены поправки - 22 и 23 июля, а также 30 декабря. Последняя поправка была внесена ещё через 3 года - 21 июня 2011 года. Уже только эти четыре поправки говорят о том, большом внимании, которое уделяется ЛПХ на самом высоком, государственном, уровне.
С другой стороны, то внимание, которое уделяется данному вопросу, заставляет любого владельца ЛПХ очень скрупулёзно подойти к организации своего участка, а учитывая множество выпущенных подзаконных актов, здесь, скорее всего, не обойтись без консультаций у юристов. Обращаем внимание, если собрать все выпущенные документы и рассмотреть их содержание, то вы получите нечто итальянское, как говорят знатоки программирования - БС-структуру - структуру, с таким количеством перекрещивающихся ссылок, что она, действительно, будет напоминать блюдо спагетти (БС - Блюдо Спагетти). Что поделаешь, наши законы пока далеки от совершенства, а их представление государственными органами кишит такими несуразицами, что порой приходиться только хвататься за голову. Вот где юрист или ваша настойчивость в изучении вопроса и могут помочь.
Закон о личном подсобном хозяйстве
Закон состоит из 11 статей, регулирующих все аспекты деятельности ЛПХ.
Основой закона, конечно же, является Конституция страны. Но во многом закон опирается на подзаконные акты, принимаемыми органами местного самоуправления, о чём говорится в первой же статье Закона, и что нужно иметь в виду каждому, кто собирается серьёзно подойти к ведению своего ЛПХ.
Отсюда вывод и настоятельный совет - обязательно познакомиться со всеми постановлениями, касающимися ЛПХ, принятыми в вашем регионе. Они ни в коем случае не должны и не будут противоречить федеральным законам, но могут дополнять их, учитывая специфику (климатическую, почвенную, специфику традиций) именно вашего региона.
Что такое личное подсобное хозяйство?
Закон во 2-ой статье точно определяет, что же понимается под личным подсобным хозяйством. Это определение приводится в двух положениях статьи, которые приводим дословно:
“1. Личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
2. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.”
Обращаем внимание на два принципиальных момента, вытекающих из приведённой выдержки закона:
- Во-первых, ЛПХ является формой непредпринимательской деятельности, другими словами не ставит своей главной целью получения дохода с выращенной продукции.
- Во-вторых, главная цель ЛПХ - удовлетворение личных потребностей в сельскохозяйственной продукции.
Таким образом, владелец ЛПХ освобождается от уплаты налогов в случае реализации излишков продукции, полученной на своём участке. Собственно, данное послабление вытекает из главного положения ЛПХ - работа здесь не относится к предпринимательской деятельности.
Более того, даже несмотря на то, что реализация продукции будет увеличивать ваш денежный доход, вам не придётся выплачивать и подоходный налог, что закреплено в 217-ой статье (13-ый пункт) Налогового Кодекса России. Там же оговариваются два простых условия, которые только нужно соблюсти:
- Участок не превышает по размеру половину гектара, и,
- В работе, включая переработку продукции, не используется наёмный труд, всё выполняется только членами семьи самого владельца участка.
Далее, любой владелец ЛПХ должен строго понимать, защищаясь от возможных нападок со стороны, что всё произведённое им на своём участке является его личной собственностью, которое, в том числе, отправить и на продажу, что, тем не менее, не относится к предпринимательству.
Лица, имеющие права вести Личное Подсобное Хозяйство
Третья статья закона определяет лиц, имеющих право вести ЛПХ. Здесь всё просто:
- Если вы вполне работоспособны или рассчитываете, что работа на свежем воздухе пойдёт вам ещё больше на пользу;
- Если вы по праву владеете земельным участком, как хозяин или добросовестный временный приобретатель;
- Если у вас определены права на участок, он прошёл государственную регистрацию по правилам закона № 122-ФЗ от 21 июля 1997 года - то у вас есть все права считать свою работу вполне законной.
- Тут есть один нюанс, касающийся жителей сельской местности. Участки для рассматриваемого вида деятельности должны предоставляться местными органами власти, но при их наличии и если вы официально зарегистрированы, как житель данной деревни или села.
Земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства и правила его использования
- В качестве участка может использоваться местность в пределах населённого пункта, тогда он, действительно, называется «приусадебным», или вне населённого пункта - это уже «полевой».
- На приусадебном участке допускается любой вид деятельности - от выращивания огурцов и смородины до строительства сооружений любого назначения.
- На полевом участке любое строительство запрещена, в вашем распоряжении только работа на земле и с тем, что она даёт.
- Размер участка Законом не оговаривается - всё отдаётся на усмотрение местных органов власти, если им приходится управлять выдачей участка. Тем не менее, минимальные и максимальные размеры полевых участков и требования к ним определены в Законе № 101-ФЗ от 24 июля 2002 года.
- Существует только одно ограничение - количество участков может быть разное, не обязательно - один, но суммарная их площадь не должна превышать половину гектара (другими словами, суммарные размеры участков должны быть в пределах 70 на 70 метров). Увеличение допускается, но по специальному закону и не более чем в 5 раз.
- Кроме того, если вам выделен участок сельскохозяйственного назначения, то на него распространяется и специальный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ.
Чем может привлечь ведение ЛПХ самостоятельных граждан, не терпящих вмешательства государственных органов в свою работу, так это тем, что в Законе (5-ая статья) прямо говорится не недопустимости такого вмешательства, если, конечно, деятельность, ведущаяся на приусадебном участке, не подпадает в ограничения уголовного характера. При нынешнем состоянии дел имеется в виду самое главное - недопустимо выращивание растений, содержащих наркотический дурман. Вся ответственность за соблюдение ограничений ложится лично на владельца ЛПХ и местные органы власти.
Ограничений же на инструменты (6-ая статья), применяемые при работе, нет никаких - всё на усмотрение самого работника. Тут полная свобода творчества и реализации своего права собственности - от сооружения теплиц до установки погружного насоса для обеспечения участка водой.
Не обойдены ЛПХ и вниманием со стороны государства, которое призвано оказывать поддержку по следующим направлениям:
- Они должны обеспечить полноценную инфраструктуру, обеспечивающую функционирование хозяйства - это дороги, снабжение водой и электричеством;
- Помощь в организации сбытовых и обрабатывающих предприятий;
- Стимулирование развития хозяйств предоставлением льготных кредитов, сопровождение на уровне научного и технического обеспечения работы;
- Для занимающихся разведением скота - организация бесплатного ветеринарного обслуживания.
Государство, понимая важность развития такой отрасли как сельское хозяйство , постоянно заботится о его состоянии, поставлена и последовательно претворяется в жизнь задача, так называемой, «продуктовой безопасности» страны. Именно поэтому и на ЛПХ распространяются все меры государственной поддержки, что закреплено специальным постановлением Правительства № 758 от 27 июня 1996 года (Обращаем внимание, что положения государственной поддержки были существенно уточнены уже в «новую» эпоху - Законом России от 30 декабря 2008 года № 302-ФЗ).
Учитывая давнее и повальное увлечение народом России подсобными хозяйствами (достаточно эту тягу к работе на земле проследить в больших городах, когда кое-где выращиваемые помидорки можно встретить даже под окнами больших домов прямо центре города), очень актуальным становится вопрос учёта ЛПХ. Правила учёта оговариваются в 8-ой статье Закона.
Каждый владелец ЛПХ должен проследить присутствие информации о своём участке в, так называемой, «похозяйственной книге», хранимой в органе местного самоуправления. Информацию для такой «Книги» предоставляет сам владелец участка, причём на добровольной основе.
Если вы всё же решили предоставить подобную информацию, то не забудьте в неё включить и всех членов своей семьи, которые будут помогать вам в работе. Среди предоставляемых сведений:
- Указание культур, предполагаемых к посадке, и площадей, отводимых под каждую;
- Количество выращиваемых животных, включая количество улей, если вы ещё и пчеловод;
- Используемый набор техники, призванный вам помогать в осуществлении своей деятельности на ЛПХ.
У вас есть достаточно времени, чтобы внести свои данные в похозяйственную книгу - срок её хранения по закону № 125-ФЗ (принят 22 октября 2004 года) составляет 75 лет.
Советуем обратить внимание на особый вопрос, который достаточно, по крайней мере, в полностью понятной форме пока не отработан. Вопрос связан с определением отношений работы на ЛПХ и обязательного пенсионного страхования. Здесь оговаривается только принцип добровольности, закреплённый даже не в законе, а в письме Пенсионного Фонда Российской Федерации, выпущенное 7 октября 2003 года (№ СД-09-24/10623). Вот когда без помощи юриста снова не обойтись.
Ведение ЛПХ ложится полностью на его владельца. Вы можете просто на выделенном участке засеять траву и устроить теннисный корт или поставить по всей площади теплицу или разметить целый рой грядок. Права на деятельность за вами сохраняются в любом случае, пока существуют, естественно, права на сам участок.
Мы привели основные моменты законодательства о личном подсобном хозяйстве. Все они важны с правовой точки зрения, ведь не зря же говорится, что все мы «пациенты психологов и юристов». Тем не менее, не стоит особо беспокоиться. Если Кадастровый Регистр зарегистрировал ваш участок, вы получили документы государственного образца на право владения, то дальнейшие ваши действия будут связаны только с покупкой семян и поиском удобного кресла-качалки. Другое дело, что «прогресс души» не остановить - вот у вас уже и помидоры свои и картошка, а там глядишь, по примеру соседа, вы занялись и кролями. И пошло-поехало. В ЛПХ стоит только войти, а дальше затянет, причём так, что вы откажетесь и от баньки, которую собирались возвести на участке - лучше на том месте посадить смородину. А дальше агротехника и совсем новые справочники, но это уже, как говорится, совсем другая «история».
Видео "Что такое Личное Подсобное Хозяйство? В чем отличия ЛПХ от КФХ?"
ЛПХ или личное подсобное хозяйство – это форма деятельности, не относящаяся по определению закона к предпринимательской, суть которой заключается в переработке и производстве с/х продукции на участке земли, расположенном в сельской местности (иногда и в черте города), приобретенном или же арендованном под подсобное хозяйство.
Деятельность ЛПХ регулируется ФЗ №112, датированным 07.07.2003 г. В статье 2 означенного закона указано, что личное хозяйство может вестись гражданином и членами его семьи, а продукция, произведенная в результате их деятельности, является их собственностью и может использоваться для собственных нужд или подлежать реализации. Подсобное хозяйство возникает с момента получения земли для ведения ЛПХ.
ВАЖНО: Если с/х продукция, произведенная или переработанная на личном хозяйстве, реализуется и таким образом его члены получают определенный доход, то такая деятельность не признается предпринимательской, об этом свидетельствует подпункт 4 статьи 2 ФЗ №112, датированного 07.07.2003 г.
Земли, приобретаемые или арендуемые под ЛПХ
Законом об ЛПХ определено, что приобретаться или арендоваться под его цели может участок, не превышающий по своей площади 0,5 Га, если это ограничение не изменено законом субъекта РФ, где земельный участок располагается. А субъектам РФ разрешено увеличивать данное ограничение не более чем в пять раз (пункт 5 статьи 4 ФЗ №112). Существует два вида участков под цели личного подсобного хозяйства: приусадебные и полевые.
Приусадебными считаются земельные участки, которые располагаются в границах населенного пункта. Законом разрешено на приусадебных участках возводить жилое строение.
Полевой участок располагается вне границ населенного пункта и под него могут быть предоставлены земли сельскохозяйственного назначения. Никаких построек возводить на полевых участках не разрешается законом. У граждан, приобретающих или арендующих земельные участки для личных хозяйств, может быть, как приусадебный так и полевой участок одновременно или же по отдельности один из означенных.
Производство и переработка с/х продукции в ЛПХ с целью реализации
Если вы решили приобрести или же арендовать земельный участок под ЛПХ с той целью, чтобы производить или перерабатывать на нем с/х продукцию с последующей ее реализацией, то имеете на то все законные права. При этом у вас нет никакой необходимости в регистрации ИП или же ЮЛ.
При наличии справки, выданной органом местного самоуправления, есть возможность поучать в ветеринарии документы на продукцию своего подсобного хозяйства, а соответственно, и реализовать, если это продукты питания с/х производства.
Теперь возникает резонный вопрос: а как быть с вопросом налогообложения выручки, полученной в результате реализации продукции? А вот здесь вас ожидает приятный сюрприз. Дело в том, что уплата налогов для реализации такой продукции законом не предусмотрена. В определении личного подсобного хозяйства указано, что предпринимательской эта деятельность законом не признается, а соответственно ни под какие формы налогообложения не подпадает.
Еще остается открытым вопрос в таком случае о необходимости уплаты подоходного налога, который должны уплачивать граждане со своих доходов. определяет, что с доходов ЛПХ НДФЛ не уплачивается. При этом в обязательном порядке должны быть соблюдены два условия одновременно:
- Земельный участок, используемый для подсобного хозяйства, не должен превышать максимальный размер, оговоренный в ФЗ №112, а это 0,5 Га.
- Для производства и переработки продукции в личном хозяйстве не могут привлекаться наемные работники, а только лишь члены семьи.
ВАЖНО: Местными органами самоуправления ведется учет ЛПХ, расположенных в их местности, и при регистрации и дальнейшей деятельности хозяйства в учетные данные вносятся виды деятельности и переработки, осуществляемые этой структурой. Это значит, что не будет облагаться налогом реализация продукция, которая является результатом деятельности подсобного хозяйства, фактически осуществляемая и занесенная в учетные данные. Для этих целей необходимо иметь справку из местного органа территориального управления, в которой будут указаны сведения об ЛПХ, размере используемого земельного участка и видах осуществляемой переработки или производства с/х продукции.
Отличный вариант получения дохода по средствам личного подсобного хозяйства, имеющий ряд неоспоримых преимуществ.
Вопросы и ответы по теме
Деятельность личных подсобных хозяйств (Голубева В.Н.)
Дата размещения статьи: 01.09.2012
В последнее время государство много сил и средств тратит на снятие напряженности на рынке труда, стимулируя самозанятость населения. Одним из способов увеличения самозанятости населения является развитие личных подсобных хозяйств (далее — ЛПХ). Излишки продукции, произведенной в ЛПХ, неизбежно попадают на рынок, и в итоге возникает вопрос о налогообложении доходов, которые получают граждане от продажи произведенной ими сельскохозяйственной продукции.
Законодательные нормы
Следует учитывать, что довольно большое количество граждан ведут ЛПХ, что называется, на профессиональной основе. Производительность таких ЛПХ, как правило, специализирующихся на выпуске определенных видов сельхозпродукции, можно сравнить с производительностью небольших сельскохозяйственных предприятий. Возникает вопрос, не является ли такая деятельность предпринимательской, тем более что подавляющее большинство владельцев «профессиональных» ЛПХ зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей. Дело в том, что в последние несколько лет вопрос получения различных субсидий из федерального и региональных бюджетов обычно увязывался с наличием статуса индивидуального предпринимателя.
По мнению автора, для ответа на поставленный вопрос в первую очередь следует определиться, что из себя представляют ЛПХ. Для этого необходимо обратиться к положениям Федерального закона N 112-ФЗ <1>.
———————————
<1> Федеральный закон от 07.07.2003 N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».
В соответствии со ст. 2 данного Закона ЛПХ — это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином и лицами, совместно проживающими с ним, в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения ЛПХ. В п. 4 ст. 2 Федерального закона N 112-ФЗ особо оговаривается, что реализация гражданами, ведущими ЛПХ, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.
Из содержания ст. 3 Федерального закона N 112-ФЗ следует, что вести ЛПХ могут как жители сельской местности, так и горожане. Для ведения ЛПХ могут использоваться земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов (приусадебные земельные участки), и земельные участки, расположенные за пределами населенных пунктов (полевые земельные участки) (п. 1 ст. 4 Федерального закона N 112-ФЗ).
Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих ЛПХ, установлен в размере 0,5 га. При этом субъекты РФ имеют право увеличивать этот максимальный размер, но не более чем в пять раз (п. 5 ст. 4 Федерального закона N 112-ФЗ).
Налоговый кодекс также предусматривает освобождение от налогообложения доходов, получаемых гражданами от реализации продукции, выращенной в ЛПХ. Так, в соответствии с п. 13 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи выращенной в ЛПХ продукции животноводства (как в живом виде, так и продуктов убоя в сыром или переработанном виде), продукции растениеводства (как в натуральном, так и в переработанном виде). При этом такие доходы освобождаются от обложения НДФЛ при одновременном соблюдении трех условий:
— общая площадь земельного участка (участков), который (которые) находится (одновременно находятся) на праве собственности и (или) ином праве у физических лиц, не превышает максимального размера, установленного в соответствии с п. 5 ст. 4 Федерального закона N 112-ФЗ;
— ведение налогоплательщиком ЛПХ должно осуществляться без привлечения наемных работников;
— налогоплательщик должен представить в налоговый орган документ, выданный соответствующим органом местного самоуправления (правлением садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан), подтверждающий, что реализуемая продукция произведена в его ЛПХ.
Таким образом, из приведенных выше норм следует, что обязанность по представлению документов, свидетельствующих о наличии доходов, не подлежащих налогообложению при исчислении НДФЛ, возложена на налогоплательщиков — физических лиц, получающих доходы от реализации продуктов животноводства, растениеводства и т.д.
К сожалению, форма документа, который подтверждает наличие и качественные характеристики ЛПХ, не утверждена. По мнению автора, этот документ, выдаваемый органом местного самоуправления (правлением садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан), должен представлять собой своего рода выписку из похозяйственной книги. Необходимость ведения этих книг предусмотрена ст. 8 Федерального закона N 112-ФЗ, а их форма и Порядок заполнения утверждены Приказом Минсельхоза России N 345 <2>.
———————————
<2> Приказ Минсельхоза России от 11.10.2010 N 345 «Об утверждении формы и Порядка ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов».
Казалось бы, все просто: налогоплательщику необходимо представить в налоговую инспекцию документ, подтверждающий наличие ЛПХ, и о налогах в отношении доходов, получаемых от продажи продукции собственного производства, можно забыть.
Однако практика показывает, что налоговые органы все чаще оспаривают право граждан на освобождение от налогообложения доходов, получаемых от реализации продукции, выращенной в ЛПХ. В таких ситуациях налоговые инспекторы стараются классифицировать ведение ЛПХ как осуществление предпринимательской деятельности.
Действительно, в соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Аналогичные требования в сфере налоговых правоотношений установлены в ст. 11 НК РФ, согласно которой индивидуальными предпринимателями признаются лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
При этом физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями (п. 4 ст. 23 ГК РФ, ст. 11 НК РФ).
Следовательно, в ситуации, когда большая часть или вся выращенная в ЛПХ продукция продается, сделки купли-продажи заключаются систематически, а в качестве покупателей выступают индивидуальные предприниматели или организации, инспекторы вполне могут посчитать деятельность предпринимательской. Если же гражданин — владелец ЛПХ еще и зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, то налоговые инспекторы практически всегда стараются доходы от продажи выращенной в ЛПХ сельхозпродукции включить в его доходы от предпринимательской деятельности.
В связи с этим большой интерес представляет арбитражная практика, которая имеется в настоящее время по данному вопросу.
Арбитражная практика
В Постановлении ФАС СЗО от 20.04.2009 по делу N А56-10081/2008 арбитры признали неправомерным применение предпринимателем льготы, предусмотренной п. 13 ст. 217 НК РФ, в отношении производства (выращивания) и реализации дерновой земли и почвенных смесей. Этот вывод был основан на том, что производимые предпринимателем почвенные смеси и дерновая земля не были указаны в Общероссийском классификаторе продукции <3> в качестве продукции растениеводства либо животноводства, а согласно ОКВЭД <4> деятельность по производству почвы и почвенных смесей относится не к подразделу «Растениеводство» разд. A «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство», а к подразделу DG «Химическое производство» разд. D «Обрабатывающие производства». Кроме того, арбитры особо указали, что положения п. 13 ст. 217 НК РФ применимы к налогоплательщикам, реализующим излишки сельскохозяйственной продукции, произведенной для удовлетворения личных целей, не связанных с получением дохода, производство (выращивание) же и реализация предпринимателем дерновой земли и почвенных смесей осуществлялись не в личных целях и были направлены на систематическое получение прибыли (дохода).
———————————
<3> Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, утв. Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301.
<4> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утв. Постановлением Госкомстата России от 06.11.2001 N 454-ст.
Аналогичный вывод содержится в Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 08.12.2006 по делу N А28-6361/06-206/21. Деятельность индивидуального предпринимателя по реализации выращенных и засоленных огурцов была признана предпринимательской. При этом суд учел объемы реализованных солений, а также тот факт, что в качестве контрагентов-покупателей выступали юридические лица.
В Постановлениях Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2011 по делу N А42-10224/2009 и ФАС ВСО от 28.04.2007 N А78-4246/06-С2-8/240-Ф02-2192/07 арбитры констатировали, что обязанность по представлению документов, свидетельствующих о наличии доходов, не подлежащих в соответствии с п. 13 ст. 217 НК РФ налогообложению при исчислении НДФЛ, возложена на налогоплательщиков — физических лиц, получающих доходы от реализации продуктов животноводства, растениеводства, выращенных в ЛПХ. Документы, не содержащие необходимой информации о ЛПХ, равно как и документы, выданные неуполномоченным органом, не могут рассматриваться в качестве надлежащих доказательств.
Вместе с тем существует ряд судебных решений, в которых арбитры не поддерживали позицию налоговых органов (Постановление ФАС ДВО от 21.04.2010 N Ф03-2236/2010).
Отдельно о пчеловодстве
Практика показывает, что налоговые инспекторы уделяют большое внимание объемам и виду производимой сельхозпродукции. Например, продажа значительных объемов меда, выращенного в «специализированных» ЛПХ, практически всегда рассматривается ими как доказательство предпринимательской деятельности.
Вообще ситуация с налогообложением доходов пчеловодов заслуживает отдельного рассмотрения.
Однако позицию контролеров по вопросу налогообложения доходов пчеловодов нельзя назвать последовательной. Так, в Письме Минфина России от 26.12.2008 N 03-04-05-01/475 четко сказано, что деятельность физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, по разведению пчел и производству пчелиного меда и пчелиного воска не может быть отнесена к деятельности по ведению ЛПХ. Если такую же деятельность будет осуществлять гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, то он без всяких оговорок будет освобожден от обложения НДФЛ на основании п. 13 ст. 217 НК РФ при соблюдении условий, установленных данным пунктом (Письмо Минфина России от 20.01.2012 N 03-04-06/6-12).
В качестве иллюстрации нестыковок в вопросе налогообложения доходов пчеловодов можно привести Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2011 N 17АП-12156/2011-АК. В этом противоречивом Постановлении арбитры признали правомерными доводы налогового органа об отсутствии доказательств осуществления деятельности в ЛПХ с целью удовлетворения личных потребностей, так как в ходе проверки были установлены факты использования (наличия) большого количества ульев, регулярной реализации значительного количества продукции, заключения договоров поставки и выставления счетов-фактур. Кроме того, арбитры указали, что заключение гражданско-правовых договоров без указания статуса индивидуального предпринимателя не влечет автоматического отнесения совершаемых им хозяйственных операций к совершенным им в качестве физического лица, то есть к целям, не поименованным в ст. 2 ГК РФ. Однако, поддержав в общем и целом позицию налогового органа, в конечном итоге, рассмотрев документы, представленные индивидуальным предпринимателем, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о подтвержденности факта осуществления деятельности по производству продукции пчеловодства на ЛПХ и правомерности его освобождения от налогообложения в целях исчисления НДФЛ.