Что собой представляет крестьянское (фермерское) хозяйство в России. Российская федерацияфедеральный законо крестьянском (фермерском) хозяйстве
Крестьянское хозяйство является синдикатом граждан, не всегда являющихся родственниками, но имеющих в распоряжении общее имущество. Посредством указанной собственности, группа людей осуществляет производство, перевозку, хранение и сбыт продукции сельскохозяйственного труда. Принимая непосредственное участие в подобной деятельности, гражданин не обязательно должен обладать юридическим образованием. (хотя изучить нормы стоит).
Вплоть до 2003 года на территории сначала РСФСР, а потом и Российской Федерации, действовал Закон «О Крестьянском (Фермерском) Хозяйстве» N 348-1, принятый 22 ноября 1990 года. Это государственное постановление включало в себя правовые нормативы, защищающие и оптимизирующие фермерскую деятельность на территории государства. С изменением экономики и политической обстановки, этот закон утратил свою актуальность, и на смену ему пришло более нормативное для современности постановление.
Федеральный закон «О Крестьянском (Фермерском) Хозяйстве» N74-ФЗ был принят 11 июня 2003 года в соответствии с частью 5 ст. 105 Конституции Российской Федерации. Это постановление упразднило ставшими необъективными и устаревшими принципы законодательства РСФСР, относящиеся к рассматриваемой сфере.
Современный закон о Фермерском Хозяйстве регламентирует процедуру предоставления гражданам гарантированного права на формирование самостоятельного фермерского хозяйства, их развития и упразднения. В соответствии с этим, Федеральным Законом 74-ФЗ упорядочивается предоставление земельных территорий для осуществления вышеуказанной деятельности.
Согласно Федеральному Закону о Крестьянском Хозяйстве, все органы власти Российской Федерации, от городских до общегосударственных, должны оказывать необходимую поддержку в развитии сельского и фермерского хозяйства. Препятствия, не предусмотренные законом — под запретом, как и любое незаконное вмешательство в процесс производства или решения территориально-земельных нюансов в указанной сфере.
Действующий закон позволяет организовывать фермерский бизнес в Российской Федерации не только гражданам РФ, но и иностранцам и лицам без гражданства. Социальный статус соискателя, при наличии всей необходимой документации и возраста старше 16 лет, значения не имеет.
В начальный экономический период (период становления) фермерского хозяйства, согласно действующему закону 74-ФЗ, основатели ФЗ имеют подтверждённое юридическое право запрашивать у государства посильную помощь в виде дополнительных земельных угодий.
В фермерском хозяйстве могут состоять как граждане, связанные родственными узами с его главой, так и не состоящие с ним в родстве. Однако, таких людей должно быть не больше пяти (74-ФЗ, ст. 3, ч. 2).
Заявление на обеспечение фермерского хозяйства дополнительной территорией может быть подано как избранным главой такового, так и уполномоченным представителем ФХ, зарегистрированного как юридическое лицо. Заполненные бланки указанного документа направляются в исполнительный орган государственной власти через местное самоуправление.
К заявлению прилагается копия удостоверения личности соискателя, либо документ, подтверждающий его полномочия представителя юридического лица. Последние наиболее глобальные правки закон о Фермерском Хозяйстве претерпел 25 июня 2014. Изменения вступили в силу 1 марта 2015. Закон в данной редакции актуален до сих пор. Однако, каждый год вносятся те или иные поправки в определённые статьи или их пункты закона о крестьянском хозяйстве.
Скачать закон о КВХ
Каждому фермеру и любому другому гражданину, которого интересует сельскохозяйственный бизнес и крестьянское фермерское хозяйство, прежде всего необходимо ознакомиться с действующим положением современного Федерального Закона 74-ФЗ. Это необходимо для того, чтобы знать свои права в рассматриваемой сфере и уметь их, в случае необходимости, защитить.
Актуальный текст закона «О крестьянском (Фермерском) Хозяйстве» N 74-ФЗ скачать можно
Последние изменения, внесенные в 74 ФЗ «О Крестьянском (Фермерском) Хозяйстве
Система основных изменений в Федеральном Законе о Фермерском хозяйстве была сформирована и утверждена Федеральным законом от 23.06.2014 N171-ФЗ. В частности, правки произошли в статье 12 указанного закона.
Статья 12 74 ФЗ представляет собой нормативные указания по снабжению сельского хозяйства территориальными участками, являющимися объектами государственной или городской собственности.
В связи с поправками от 23 июня 2014 года, вступившими в силу 1 марта следующего года, утратили свою силу пункты 2, 3, 4, 5 рассматриваемой статьи.
Все остальные пункты, без исключения, подверглись значительным изменениям.
Таким образом, ч. 1 ст. 12 Федерального Закона о Фермерском Хозяйстве, гласит, что последовательность проведения операций по предоставлению земельных угодий для осуществления фермерской деятельности устанавливается Земельным Кодексом РФ. В предыдущей редакции эти вопросы решались муниципиальными властями без обращения к Земельному Кодексу.
Пункт 6 оповещает граждан о том, что оспорить решение органов городской или государственной власти об отказе в предоставлении участка возможно только в суде.
Посредством последней поправки, у шестой части ст. 74 ФЗ появился подпункт. В нём говорится, что право определять минимум или максимум доступной для предоставления крестьянскому хозяйству территории определяется положениями субъектов Российской Федерации.
Согласно 7 части 12 статьи, не устанавливаются минимальные территориальные значения для крестьянских хозяйств, основной сферой деятельности которой является:
- Разведение садовых культур;
- Производство овощей при использовании аппаратуры, для создания необходимого микроклимата («защищённый грунт»);
- Выращивание различных сортов винограда;
- Цветоводство;
- Производство семян;
- Разведение домашней птицы;
- Рыбоводство с целью сбыта;
- Пчеловодство.
Иными словами, действие этой статьи распространяется на любой вид деятельности, направленной на создание сельскохозяйственной продукции, не требующей обширных земельных площадей для организации своих мероприятий . Таким образом, для подобных фермерских хозяйств может быть предоставлен земельный участок, не достигающий по своей площади установленного государственными институтами минимума.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О КРЕСТЬЯНСКОМ (ФЕРМЕРСКОМ) ХОЗЯЙСТВЕ
Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические
и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских)
хозяйств.
Настоящий Федеральный закон гарантирует гражданам право на
создание крестьянских (фермерских) хозяйств и их самостоятельную
деятельность.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства
1. Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также - фермерское
хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных
родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности
имущество и совместно осуществляющих производственную и иную
хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение,
транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции),
основанную на их личном участии.
2. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.
3. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность
без образования юридического лица.
К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства,
осуществляемой без образования юридического лица, применяются
правила гражданского законодательства, которые регулируют
деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями,
если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных
правовых актов Российской Федерации или существа правовых
отношений.
4. Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным
товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Статья 2. Государство и фермерское хозяйство
1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления
содействуют созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими
своей деятельности, оказывают поддержку фермерским хозяйствам,
в том числе посредством формирования экономической и социальной
инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам
к финансовым и иным ресурсам, а также в соответствии с законодательством
Российской Федерации о малом предпринимательстве.
2. Вмешательство федеральных органов государственной власти,
органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления в хозяйственную и иную деятельность
фермерского хозяйства не допускается, за исключением случаев,
предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Глава 2. СОЗДАНИЕ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Статья 3. Право на создание фермерского хозяйства
1. Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные
граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица
без гражданства.
2. Членами фермерского хозяйства могут быть:
1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также
дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из
трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского
хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства
по достижении ими возраста шестнадцати лет;
2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства.
Максимальное количество таких граждан не может превышать пяти
человек.
Статья 4. Соглашение о создании фермерского хозяйства
1. В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется.
2. Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство,
заключают между собой соглашение.
3. Соглашение о создании фермерского хозяйства (далее - соглашение)
должно содержать сведения:
1) о членах фермерского хозяйства;
2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов
этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства в
соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона
и порядке управления фермерским хозяйством;
3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства;
4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства,
порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;
5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке
выхода из членов фермерского хозяйства;
6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского
хозяйства плодов, продукции и доходов.
4. К соглашению прилагаются копии документов, подтверждающих
родство граждан, изъявивших желание создать фермерское хозяйство.
5. Соглашение подписывается всеми членами фермерского хозяйства.
6. По усмотрению членов фермерского хозяйства в соглашение
могут включаться иные не противоречащие гражданскому законодательству
условия.
7. Изменения, касающиеся состава фермерского хозяйства, должны
быть внесены в соглашение, заключаемое членами фермерского
хозяйства.
Статья 5. Государственная регистрация фермерского хозяйства
Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Глава 3. ИМУЩЕСТВО ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Статья 6. Состав имущества фермерского хозяйства
1. В состав имущества фермерского хозяйства могут входить
земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные
и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные
и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь
и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского
хозяйства имущество.
2. Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством
в результате использования его имущества, являются общим имуществом
членов фермерского хозяйства.
3. Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам
на праве совместной собственности, если соглашением между
ними не установлено иное.
Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности
на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением
между членами фермерского хозяйства.
4. Перечень объектов, входящих в состав имущества фермерского
хозяйства, порядок формирования имущества фермерского хозяйства
устанавливаются членами фермерского хозяйства по взаимному
согласию.
Статья 7. Владение и пользование имуществом фермерского хозяйства
Члены фермерского хозяйства сообща владеют и пользуются имуществом фермерского хозяйства. Порядок владения и пользования имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.
Статья 8. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства
1. Порядок распоряжения имуществом фермерского хозяйства определяется
соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства
в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.
2. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства осуществляется
в интересах фермерского хозяйства главой фермерского хозяйства.
3. По сделкам, совершенным главой фермерского хозяйства в
интересах фермерского хозяйства, отвечает фермерское хозяйство
своим имуществом, определенным в статье 6 настоящего Федерального
закона. Сделка, совершенная главой фермерского хозяйства,
считается совершенной в интересах фермерского хозяйства, если
не доказано, что эта сделка заключена главой фермерского хозяйства
в его личных интересах.
Статья 9. Раздел имущества фермерского хозяйства
1. При выходе из фермерского хозяйства одного из его членов
земельный участок и средства производства фермерского хозяйства
разделу не подлежат.
2. Гражданин в случае выхода его из фермерского хозяйства
имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле
в праве общей собственности на имущество фермерского хозяйства.
Срок выплаты денежной компенсации определяется по взаимному
согласию между членами фермерского хозяйства или в случае,
если взаимное согласие не достигнуто, в судебном порядке и
не может превышать год с момента подачи членом фермерского
хозяйства заявления о выходе из фермерского хозяйства.
3. Гражданин, вышедший из фермерского хозяйства, в течение
двух лет после выхода из него несет субсидиарную ответственность
в пределах стоимости своей доли в имуществе фермерского хозяйства
по обязательствам, возникшим в результате деятельности фермерского
хозяйства до момента выхода его из фермерского хозяйства.
4. При прекращении фермерского хозяйства в связи с выходом
из него всех его членов имущество фермерского хозяйства подлежит
разделу между членами фермерского хозяйства в соответствии
с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статья 10. Наследование имущества фермерского хозяйства
Наследование имущества фермерского хозяйства осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Глава 4. ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ
И ПРИОБРЕТАЕМЫЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА
И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 11. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности
1. Для создания фермерского хозяйства и осуществления его
деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные
участки из земель сельскохозяйственного назначения.
2. Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых
для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут
предоставляться и приобретаться земельные участки из земель
сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.
3. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для
создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности,
формируются в соответствии с земельным законодательством Российской
Федерации.
Статья 12. Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности
1. Граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных
участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся
в государственной или муниципальной собственности, для создания
фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают
в исполнительный орган государственной власти или орган местного
самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (создание, осуществление
деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки
(в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность
(за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков
(число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского
хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
2. К заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное
между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей
4 настоящего Федерального закона.
3. Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая
землеустроительная организация на основании заявления, указанного
в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного
органа государственной власти с учетом зонирования территорий
в течение месяца обеспечивает изготовление проекта границ
земельного участка и утверждает его.
4. Исполнительный орган государственной власти или орган местного
самоуправления в течение четырнадцати дней принимает решение
о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность
за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта
его границ.
5. Договор купли-продажи или аренды земельного участка для
создания, осуществления деятельности или расширения фермерского
хозяйства заключается в течение семи дней после представления
заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в
исполнительный орган государственной власти или орган местного
самоуправления.
6. Решение исполнительного органа государственной власти или
органа местного самоуправления об отказе в предоставлении
земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления
его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.
7. Минимальные размеры земельных участков не устанавливаются
для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является
садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство,
виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство,
рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной
продукции по технологии, допускающей использование земельных
участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных
участков, установленных законами субъектов Российской Федерации.
Статья 13. Выдел земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий
1. Гражданин, являющийся участником общей долевой собственности
на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения,
имеет право требовать выдела земельного участка в счет земельной
доли, возникшей при приватизации сельскохозяйственных угодий
до вступления в силу , для создания или
расширения фермерского хозяйства.
2. Условия и порядок выдела земельного участка в счет земельной
доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных
угодий, для целей, указанных в пункте 1 настоящей статьи,
определяются в соответствии с
Глава 5. ЧЛЕНЫ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Статья 14. Прием новых членов в фермерское хозяйство и прекращение членства в фермерском хозяйстве
1. В фермерское хозяйство могут быть приняты новые члены в
соответствии с требованиями пункта 2 статьи 3 настоящего Федерального
закона.
2. Прием новых членов в фермерское хозяйство осуществляется
по взаимному согласию членов фермерского хозяйства на основании
заявления гражданина в письменной форме.
3. Членство в фермерском хозяйстве прекращается при выходе
из членов фермерского хозяйства или в случае смерти члена
фермерского хозяйства.
4. Выход члена фермерского хозяйства из фермерского хозяйства
осуществляется по его заявлению в письменной форме.
Статья 15. Права и обязанности членов фермерского хозяйства
1. Члены фермерского хозяйства устанавливают по взаимному
согласию внутренний распорядок фермерского хозяйства, права
и обязанности с учетом квалификации и хозяйственной необходимости,
а также ответственность за неисполнение установленных обязанностей.
2. Каждый член фермерского хозяйства имеет право на часть
доходов, полученных от деятельности фермерского хозяйства
в денежной и (или) натуральной форме, плодов, продукции (личный
доход каждого члена фермерского хозяйства). Размер и форма
выплаты каждому члену фермерского хозяйства личного дохода
определяются по соглашению между членами фермерского хозяйства.
Статья 16. Глава фермерского хозяйства
1. Главой фермерского хозяйства по взаимному согласию членов
фермерского хозяйства признается один из его членов. В случае,
если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он является
главой фермерского хозяйства.
2. Глава фермерского хозяйства должен действовать в интересах
представляемого им фермерского хозяйства добросовестно и разумно
и не вправе совершать действия, ущемляющие права и законные
интересы фермерского хозяйства и его членов.
Статья 17. Полномочия главы фермерского хозяйства
Глава фермерского хозяйства:
организует деятельность фермерского хозяйства;
без доверенности действует от имени фермерского хозяйства,
в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
выдает доверенности;
осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников
и их увольнение;
организует ведение учета и отчетности фермерского хозяйства;
осуществляет иные определяемые соглашением между членами фермерского
хозяйства полномочия.
Статья 18. Смена главы фермерского хозяйства
1. В случае невозможности исполнения главой фермерского хозяйства
своих обязанностей более чем шесть месяцев или его смерти
либо добровольного отказа главы фермерского хозяйства от своих
полномочий члены фермерского хозяйства признают по взаимному
согласию главой фермерского хозяйства другого члена фермерского
хозяйства.
2. Смена главы фермерского хозяйства должна быть указана в
соглашении, заключенном членами фермерского хозяйства в соответствии
со статьей 4 настоящего Федерального закона.
3. Смена главы фермерского хозяйства не влечет за собой прекращение
его членства в фермерском хозяйстве.
Глава 6. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Статья 19. Виды деятельности фермерского хозяйства
1. Основными видами деятельности фермерского хозяйства являются
производство и переработка сельскохозяйственной продукции,
а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация
сельскохозяйственной продукции собственного производства.
2. Члены фермерского хозяйства самостоятельно определяют виды
деятельности фермерского хозяйства, объем производства сельскохозяйственной
продукции исходя из собственных интересов.
3. Перевозками, осуществляемыми автомобильным транспортом
фермерского хозяйства для собственных нужд, считаются перевозки:
1) сырья, кормов;
2) произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции;
3) сельскохозяйственной техники и запасных частей к ней;
4) семян;
5) удобрений;
6) горюче-смазочных материалов;
7) иных используемых для обеспечения нужд фермерского хозяйства
грузов.
Глава 7. ОБЪЕДИНЕНИЯ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ
Статья 20. Объединения фермерских хозяйств
Фермерские хозяйства в целях координации своей предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов фермерских хозяйств по территориальному и отраслевому признакам, а также могут быть учредителями, участниками, членами коммерческих и некоммерческих организаций.
Глава 8. ПРЕКРАЩЕНИЕ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Статья 21. Основания прекращения фермерского хозяйства
1. Фермерское хозяйство прекращается:
1) в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства
о прекращении фермерского хозяйства;
2) в случае, если не осталось ни одного из членов фермерского
хозяйства или их наследников, желающих продолжить деятельность
фермерского хозяйства;
3) в случае несостоятельности (банкротства) фермерского хозяйства;
4) в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства
производственного кооператива или хозяйственного товарищества;
5) на основании решения суда.
2. Споры, возникшие в связи с прекращением фермерского хозяйства,
разрешаются в судебном порядке.
Статья 22. Порядок прекращения фермерского хозяйства
Прекращение фермерского хозяйства осуществляется по правилам Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.
Глава 9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 23. Заключительные и переходные положения
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона
признать утратившими силу:
Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 "О крестьянском
(фермерском) хозяйстве" (Ведомости Съезда народных депутатов
РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 26, ст. 324);
Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1990 г.
N 349-1 "О введении в действие Закона РСФСР "О крестьянском
(фермерском) хозяйстве" (Ведомости Съезда народных депутатов
РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 26, ст. 325);
Закон РСФСР от 27 декабря 1990 г. N 461-1 "Об изменениях
в Законе РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"
в связи с принятием Постановления Съезда народных депутатов
РСФСР "О программе возрождения российской деревни и развития
агропромышленного комплекса" и Закона РСФСР "Об
изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР"
(Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета
РСФСР, 1991, N 1, ст. 5);
статью 7 Закона Российской Федерации от 24 июня 1992 г. N
3119-1 "О внесении изменений и дополнений в Гражданский
кодекс РСФСР, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, Регламент
Верховного Совета РСФСР, Законы РСФСР "О Еврейской автономной
области", "О выборах народных депутатов РСФСР",
"О дополнительных полномочиях местных Советов народных
депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям",
"О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "О
земельной реформе", "О банках и банковской деятельности
в РСФСР", "О Центральном банке РСФСР (Банке России)",
"О собственности в РСФСР", "О предприятиях
и предпринимательской деятельности", "О государственной
налоговой службе РСФСР", "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках", "О
приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими
ресурсами", "О местном самоуправлении в РСФСР",
"О приватизации государственных и муниципальных предприятий
в РСФСР", "Об основах бюджетного устройства и бюджетного
процесса в РСФСР", "О государственной пошлине";
Законы Российской Федерации "О краевом, областном Совете
народных депутатов и краевой, областной администрации",
"О товарных биржах и биржевой торговле" (Ведомости
Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного
Совета Российской Федерации, 1992, N 34, ст. 1966);
статью 2 Закона Российской Федерации от 28 апреля 1993 г.
N 4888-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые
законодательные акты в связи с принятием Закона РСФСР "О
плате за землю" и налогового законодательства России"
(Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации
и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 21, ст.
748);
пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21 марта 2002 г. N
31-ФЗ "О приведении законодательных актов в соответствие
с Федеральным законом "О государственной регистрации
юридических лиц" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2002, N 12, ст. 1093).
3. Крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как
юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября
1990 г. N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве",
вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января
2010 года.
На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы настоящего
Федерального закона, а также нормы иных нормативных правовых
актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских
(фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку
иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных
правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.
Настоящий Федеральный закон гарантирует гражданам право на создание крестьянских (фермерских) хозяйств и их самостоятельную деятельность.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства
1. Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
2. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.
3. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.
4. Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 2. Государство и фермерское хозяйство
1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления содействуют созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывают поддержку фермерским хозяйствам, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации о малом предпринимательстве.
2. Вмешательство федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в хозяйственную и иную деятельность фермерского хозяйства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Глава 2. Создание фермерского хозяйства
Статья 3. Право на создание фермерского хозяйства
1. Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
2. Членами фермерского хозяйства могут быть:
1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет;
2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пять человек.
Статья 4. Соглашение о создании фермерского хозяйства
1. В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется.
2. Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение.
3. Соглашение о создании фермерского хозяйства (далее - соглашение) должно содержать сведения:
1) о членах фермерского хозяйства;
2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона и порядке управления фермерским хозяйством;
3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства;
4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;
5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства;
6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.
4. К соглашению прилагаются копии документов, подтверждающих родство граждан, изъявивших желание создать фермерское хозяйство.
5. Соглашение подписывается всеми членами фермерского хозяйства.
6. По усмотрению членов фермерского хозяйства в соглашение могут включаться иные не противоречащие гражданскому законодательству условия.
7. Изменения, касающиеся состава фермерского хозяйства, должны быть внесены в соглашение, заключаемое членами фермерского хозяйства.
Статья 5. Государственная регистрация фермерского хозяйства
Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Глава 3. Имущество фермерского хозяйства
Статья 6. Состав имущества фермерского хозяйства
1. В состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество.
2. Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов фермерского хозяйства.
3. Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное.
Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства.
4. Перечень объектов, входящих в состав имущества фермерского хозяйства, порядок формирования имущества фермерского хозяйства устанавливаются членами фермерского хозяйства по взаимному согласию.
Статья 7. Владение и пользование имуществом фермерского хозяйства
Члены фермерского хозяйства сообща владеют и пользуются имуществом фермерского хозяйства. Порядок владения и пользования имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.
Статья 8. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства
1. Порядок распоряжения имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.
2. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства осуществляется в интересах фермерского хозяйства главой фермерского хозяйства.
3. По сделкам, совершенным главой фермерского хозяйства в интересах фермерского хозяйства, отвечает фермерское хозяйство своим имуществом, определенным в статье 6 настоящего Федерального закона. Сделка, совершенная главой фермерского хозяйства, считается совершенной в интересах фермерского хозяйства, если не доказано, что эта сделка заключена главой фермерского хозяйства в его личных интересах.
Статья 9. Раздел имущества фермерского хозяйства
1. При выходе из фермерского хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства фермерского хозяйства разделу не подлежат.
2. Гражданин в случае выхода его из фермерского хозяйства имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей собственности на имущество фермерского хозяйства. Срок выплаты денежной компенсации определяется по взаимному согласию между членами фермерского хозяйства или в случае, если взаимное согласие не достигнуто, в судебном порядке и не может превышать год с момента подачи членом фермерского хозяйства заявления о выходе из фермерского хозяйства.
3. Гражданин, вышедший из фермерского хозяйства, в течение двух лет после выхода из него несет субсидиарную ответственность в пределах стоимости своей доли в имуществе фермерского хозяйства по обязательствам, возникшим в результате деятельности фермерского хозяйства до момента выхода его из фермерского хозяйства.
4. При прекращении фермерского хозяйства в связи с выходом из него всех его членов имущество фермерского хозяйства подлежит разделу между членами фермерского хозяйства в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статья 10. Наследование имущества фермерского хозяйства
Наследование имущества фермерского хозяйства осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Глава 4. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности
Статья 11. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности
1. Для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
2. Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.
3. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Статья 12. Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности
1. Граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
2. К заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.
3. Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.
4. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта его границ.
5. Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
6. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.
7. Минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов Российской Федерации.
Статья 13. Выдел земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий
1. Гражданин, являющийся участником общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, имеет право требовать выдела земельного участка в счет земельной доли, возникшей при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для создания или расширения фермерского хозяйства.
2. Условия и порядок выдела земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, для целей, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяются в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Глава 5. Члены фермерского хозяйства
Статья 14. Прием новых членов в фермерское хозяйство и прекращение членства в фермерском хозяйстве
1. В фермерское хозяйство могут быть приняты новые члены в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.
2. Прием новых членов в фермерское хозяйство осуществляется по взаимному согласию членов фермерского хозяйства на основании заявления гражданина в письменной форме.
3. Членство в фермерском хозяйстве прекращается при выходе из членов фермерского хозяйства или в случае смерти члена фермерского хозяйства.
4. Выход члена фермерского хозяйства из фермерского хозяйства осуществляется по его заявлению в письменной форме.
Статья 15. Права и обязанности членов фермерского хозяйства
1. Члены фермерского хозяйства устанавливают по взаимному согласию внутренний распорядок фермерского хозяйства, права и обязанности с учетом квалификации и хозяйственной необходимости, а также ответственность за неисполнение установленных обязанностей.
2. Каждый член фермерского хозяйства имеет право на часть доходов, полученных от деятельности фермерского хозяйства в денежной и (или) натуральной форме, плодов, продукции (личный доход каждого члена фермерского хозяйства). Размер и форма выплаты каждому члену фермерского хозяйства личного дохода определяются по соглашению между членами фермерского хозяйства.
Статья 16. Глава фермерского хозяйства
1. Главой фермерского хозяйства по взаимному согласию членов фермерского хозяйства признается один из его членов. В случае, если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он является главой фермерского хозяйства.
2. Глава фермерского хозяйства должен действовать в интересах представляемого им фермерского хозяйства добросовестно и разумно и не вправе совершать действия, ущемляющие права и законные интересы фермерского хозяйства и его членов.
Статья 17. Полномочия главы фермерского хозяйства
Глава фермерского хозяйства:
организует деятельность фермерского хозяйства;
без доверенности действует от имени фермерского хозяйства, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
выдает доверенности;
осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение;
организует ведение учета и отчетности фермерского хозяйства;
осуществляет иные определяемые соглашением между членами фермерского хозяйства полномочия.
Статья 18. Смена главы фермерского хозяйства
1. В случае невозможности исполнения главой фермерского хозяйства своих обязанностей более чем шесть месяцев или его смерти либо добровольного отказа главы фермерского хозяйства от своих полномочий члены фермерского хозяйства признают по взаимному согласию главой фермерского хозяйства другого члена фермерского хозяйства.
2. Смена главы фермерского хозяйства должна быть указана в соглашении, заключенном членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.
3. Смена главы фермерского хозяйства не влечет за собой прекращение его членства в фермерском хозяйстве.
Глава 6. Деятельность фермерского хозяйства
Статья 19. Виды деятельности фермерского хозяйства
1. Основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.
2. Члены фермерского хозяйства самостоятельно определяют виды деятельности фермерского хозяйства, объем производства сельскохозяйственной продукции исходя из собственных интересов.
3. Перевозками, осуществляемыми автомобильным транспортом фермерского хозяйства для собственных нужд, считаются перевозки:
1) сырья, кормов;
2) произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции;
3) сельскохозяйственной техники и запасных частей к ней;
5) удобрений;
6) горюче-смазочных материалов;
7) иных используемых для обеспечения нужд фермерского хозяйства грузов.
Глава 7. Объединения фермерских хозяйств
Статья 20. Объединения фермерских хозяйств
Фермерские хозяйства в целях координации своей предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов фермерских хозяйств по территориальному и отраслевому признакам, а также могут быть учредителями, участниками, членами коммерческих и некоммерческих организаций.
Глава 8. Прекращение фермерского хозяйства
Статья 21. Основания прекращения фермерского хозяйства
1. Фермерское хозяйство прекращается:
1) в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении фермерского хозяйства;
2) в случае, если не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства или их наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства;
3) в случае несостоятельности (банкротства) фермерского хозяйства;
4) в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества;
5) на основании решения суда.
2. Споры, возникшие в связи с прекращением фермерского хозяйства, разрешаются в судебном порядке.
Статья 22. Порядок прекращения фермерского хозяйства
Прекращение фермерского хозяйства осуществляется по правилам Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.
Глава 9. Заключительные и переходные положения
Статья 23. Заключительные и переходные положения
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:
Закон РСФСР от 22 ноября 1990 года N 348-I "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 26, ст. 324);
Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1990 года N 349-I "О введении в действие Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 26, ст. 325);
Закон РСФСР от 27 декабря 1990 года N 461-I "Об изменениях в Законе РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в связи с принятием Постановления Съезда народных депутатов РСФСР "О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса" и Закона РСФСР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 1, ст. 5);
статью 7 Закона Российской Федерации от 24 июня 1992 года N 3119-I "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс РСФСР, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, Регламент Верховного Совета РСФСР, законы РСФСР "О Еврейской автономной области", "О выборах народных депутатов РСФСР", "О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "О земельной реформе", "О банках и банковской деятельности в РСФСР", "О Центральном банке РСФСР (Банке России)", "О собственности в РСФСР", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", "О государственной налоговой службе РСФСР", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", "О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами", "О местном самоуправлении в РСФСР", "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР", "О государственной пошлине"; законы Российской Федерации "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации", "О товарных биржах и биржевой торговле" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 34, ст. 1966);
статью 2 Закона Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 4888-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Закона РСФСР "О плате за землю" и налогового законодательства России" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 21, ст. 748);
пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 12, ст. 1093).
3. Крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 года N 348-I "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 года.
На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы настоящего Федерального закона, а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.
Президент
Российской Федерации
В. Путин
Огромная территория России создает невиданный в других странах потенциал для ведения агробизнеса. Несмотря на то что большая часть этой территории находится в зоне рискованного земледелия или вообще не пригодна для выращивания сельхозкультур, нашу страну можно смело относить к ведущим аграрным державам. Наша страна уже добилась огромных успехов в обеспечении населения продовольствием. Если бы в 1980 году составителям Продовольственной программы СССР сказали, что Россия станет крупнейшим в мире экспортером зерна, то они бы покрутили пальцем у виска. А сегодня это факт.
Агробизнес относится к тем видам деятельности, которые сильно зависят от «обстоятельств непреодолимой силы». Стихийные бедствия приводят к неурожаю, но и, наоборот, отличные погодные условия и рекордный урожай часто вызывает обвал цен. По этим и ряду других причин ответственное государство, кроме поддержки сельхозпроизводителей, должно создавать разнообразные организационные формы ведения агробизнеса.
В нашей стране, кроме форм предпринимательства, общих для всех видов деятельности (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, индивидуальное предпринимательство и так далее), сельхозпроизводители могут выбрать специфическую форму – крестьянское фермерское хозяйство (КФХ). Не только многие предприниматели, но и сотрудники госорганов часто затрудняются ответить на простой вопрос: «КФХ что это такое?».
Отличие КФХ от других методов ведения агробизнеса
Особенностям ведения агробизнеса с использованием такого метода его организации, как КФХ, посвящается эта статья. Крестьянское фермерское хозяйство - это специальная форма ведения агробизнеса. Сельскохозяйственное производство и сопутствующая ему деятельность должна приносить как минимум 70% валового дохода хозяйства. Особенностью такого хозяйства является и то, что это семейный бизнес. Членами КФХ являются граждане, которые связаны родственными узами (супруги, братья и сестры, родители, дети и так далее).
Правовые основы существования КФХ регулирует федеральный закон №73-ФЗ и Гражданский Кодекс (ст.86.1, гл.4).
Согласно этим документам крестьянское (фермерское) хозяйство может функционировать в виде юрлица или без его образования.Некоторая схожесть этой формы ведения бизнеса с ИП, часто порождает вопрос: «КФХ это юридическое лицо или ИП?». Главное, фундаментальное отличие крестьянского фермерского хозяйства от ИП это то, что если ИП это только одно физическое лицо (он же учредитель), то КФХ могут учреждать (основать) несколько физических лиц. Эти лица должным отвечать следующим критериям:
- находиться друг с другом в родственной связи с основателем (родство должно быть подтверждено соответствующими документами);
- быть старше 16 лет;
- подписать и неукоснительно соблюдать соглашение между участниками хозяйства;
- непосредственно участвовать в деятельности хозяйства.
Важным дополнением является то, что участники хозяйства должны быть членами не более, чем трех семей. В составе КФХ могут быть и лица, которые не состоят в родстве, но в количестве до пяти человек.
Рассмотрим ключевые отличия крестьянского фермерского хозяйства от ИП (КФХ или ИП что лучше таблица отличий).
Важно понимать отличие КФХ от личного подсобного хозяйства. К личным подсобным хозяйства относятся хозяйства, в которых собственник владеет земельным участком менее 25000 м2. Граждане, которые ведут личное подсобное хозяйство не платят никаких налогов и взносов в социальные фонды. Отчетность в таких хозяйствах также отсутствует. Так как личное подсобное хозяйство не предполагает предпринимательской деятельности, то реализация его продукции на рынках без сертификатов соответствия и других документов, а также наем рабочей силы фактически являются нелегальными действиями.
Читайте также: Разведение фазанов в домашних условиях как бизнес
Особенностью фермерского хозяйства является тот факт, что виды его деятельности не могут трактоваться расширенно. Закон предусматривает исчерпывающий перечень видов деятельности.
Образование крестьянского фермерского хозяйства
Крестьянские (фермерские) хозяйства начали создаваться еще в конце 1980-х годов. В то время ответ на вопрос, что такое КФХ в сельском хозяйстве, звучал очень просто - гибрид колхоза и американского (европейского) фермера. Существовавшая тогда в СССР, общественная собственность на средства производства привела к целому ряду противоречий в законодательстве по крестьянским фермерским хозяйствам. Некоторые из них мы рассмотрим в этом разделе.
В целом, регистрация крестьянского фермерского хозяйства мало отличается от регистрации индивидуального предпринимателя. Но есть одно существенное отличие. Это отличие заключается в наличии соглашения между организаторами (учредителями) КФХ. Это соглашение является важнейшим юридическим документом, который регулирует финансовые, имущественные и правовые взаимоотношения между членами КФХ. Безукоризненно составленное соглашение - это гарантия снижения конфликтности внутри коллектива и напряженности между участниками при упразднении/реорганизации крестьянского фермерского хозяйства.
Организация фермерского хозяйства гражданами, состоящими в родственных отношениях, не означает отсутствия проблем личного характера между участниками. Скорее наоборот. Всем известно, что наиболее острые конфликты как раз возникают между близкими людьми. Соглашение между участниками хозяйства направлено на предотвращение возможных конфликтов. Оно может быть составлено в произвольной форме, но при этом включать следующие положения:
- подробные сведения обо всех участниках КФХ, включая документы, подтверждающие их родство;
- сведения о главе хозяйства, полномочия которого/которой должны быть письменно признаны всеми участниками;
- объем полномочий главы хозяйства;
- права и обязанности членов хозяйства;
- сведения об имуществе КФХ, источниках его формирования, порядке пользования;
- особенности принятия новых членов в КФХ и выхода участников из его состава;
- порядок внесения изменений в соглашение между участниками КФХ;
- особенности распределения доходов и имущества КФХ.
Документы на регистрацию КФХ подает его глава. Он же возглавляет хозяйство и действует от его имени. В случае если крестьянское фермерское хозяйство не зарегистрировано в качестве юридического лица, его глава, практически является «самодержцем».
Наиболее важными разделами соглашения являются те, которые определяют порядок использования имущества и ресурсов хозяйства. Участникам следует отчетливо понимать, что при выходе одного из участников из состава КФХ, он может претендовать только на денежную компенсацию. Земля, техника, сооружения и другое имущество остается в хозяйстве. Только в некоторых случаях (при согласии всех участников) денежная компенсация может быть частично или полностью заменена на натуральную.
Безусловно, соглашение между участниками КФХ не должно противоречить законодательству РФ. При ликвидации (распаде) крестьянского хозяйства приоритет имеют положения Гражданского Кодекса РФ. Те же нормы применяются в отношении раздела имущества между супругами при разводе, наследовании.
Для регистрации КФХ подаются те же документы, что и при регистрации ИП с одним дополнением. Если крестьянское фермерское хозяйство регистрируется в качестве юрлица, то приложение соглашения между членами хозяйства является обязательным. Код ОКВЭД при регистрации всегда выбирается из класса 01.
Например, при выращивании молочного скота с последующей продажей готовой продукции выбирают коды 01.41.1 – 01.41.29.
Глава крестьянского фермерского хозяйства
В Законе о крестьянских фермерских хозяйствах отдельно зафиксировано такое понятие, как его глава. Статья 17 Закона о КФХ определяет полномочия главы КФХ. Эти полномочия включают в себя обычные функции руководителя. Глава КФХ представляет хозяйство во всех органах, заключает без доверенности от имени КФХ соглашения с третьими лицами и так далее. На первый взгляд эти полномочия не отличаются от полномочий ИП или директора ООО. Но это не так.
Что такое фермерское хозяйство? Как создать фермерское хозяйство и ликвидировать в случае необходимости? На эти и другие вопросы, в том числе, какими законодательными документами регулируются отношения в данной сфере, Вы найдете в нашей статье.
КФХ - крестьянское фермерское хозяйство является одним из видов предпринимательской деятельности, напрямую связанной с сельским хозяйством, где, как правило, объединение граждан совместно владеет имуществом, а также осуществляют производственную деятельность. В качестве основной деятельности таких объединений Федеральный закон о крестьянском фермерском хозяйстве устанавливает:
- переработку и производство сельскохозяйственной продукции;
- транспортировку этой продукции;
- организацию хранения продукции сельскохозяйственного значения;
- реализацию этой продукции.
Важно! Главой крестьянского фермерского хозяйства после его регистрации является ИП - фермер, а имущество хозяйства принадлежит всем его членам на праве совместной собственности.
Фермерское хозяйство, само по себе, признается унитарным предприятием, однако граждане, ведущие совместную деятельность, имеют право на создание юридического лица. В этом случае, согласно гражданскому законодательству, созданное юридическое лицо является добровольным объединением граждан на основе членства в целях ведения совместного производства и иной деятельности в сфере сельского хозяйства, основанного на личном участии и имущественных вкладах участников хозяйства.
Законодательная база КФХ
Деятельность в области сельского хозяйства регламентируется рядом российских и международных законодательных документов, основные из них это:
- Земельный кодекс РФ.
- Федеральный закон от 11.06.2003 г. №-74 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» - остановимся на нем более подробно.
Закон о фермерском хозяйстве устанавливает основные определения в данной сфере, регулирует различные отношения, в том числе, в области создания КФХ, распределения имущества между членами хозяйства, а также определяет порядок прекращения фермерского хозяйства. Так, право на создание фермерского хозяйство установлено статьей 3 закона КФХ, его имеют:
- дееспособные совершеннолетние граждане России;
- граждане иностранных государств;
- лица без гражданства.
При этом, членами хозяйства могут быть: супруги, их дети, сестры, братья, внуки, родители, а также бабушки и дедушки супругов, однако не более чем их 3-х семей. Стоит отметить, что сестры, братья, внуки и дети супругов могут быть приняты в члены фермерского хозяйства при достижении ими возраста 16-ти лет. Кроме того, в члены хозяйства могут быть приняты граждане, которые не являются родственниками главы КФХ, количество таких граждан не может быть выше 5-ти человек. Статьи закона устанавливают форму соглашения о создании хозяйств, а также определяют форму государственной регистрации таковой. Важным моментом является определение видов земельных участков, которые могут быть предоставлены или приобретены участниками хозяйств для его создания. В том числе статьи закона фиксируют порядок предоставления участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. Как уже писалось выше, статья 16 ФЗ о КФХ регламентирует виды деятельности хозяйств, а также определяет, что перевозками, которые осуществляются транспортом хозяйств для собственных нужд, можно считать перевозки:
- семян, сырья, кормов;
- изготовленной продукции;
- удобрений;
- сельскохозяйственной техники и горюче-смазочных материалов;
- других грузов, используемых для обеспечения нужд крестьянского фермерского хозяйства.
Создание и прекращение фермерского хозяйства
Крестьянское фермерское хозяйство на территории РФ может быть оформлено, как организация либо как физическое лицо (индивидуальный предприниматель). И в первом и во втором случае для оформления деятельности требуется регистрация в налоговых органах, а также сбор необходимой для работы разрешительной документации - санитарно-эпидемиологических, от ветеринарных, экологических служб. При регистрации КФХ заявитель вправе сразу выбрать режим налогообложения, в том числе специальный - налог для сельхозпроизводителей или упрощенную систему налогообложения, которые будут применяться с момента регистрации КФХ. В зависимости от выбранной системы налогообложения будет вестись бухгалтерский учет - УСН, ЕСХН (единый сельскохозяйственный) или НДФЛ (общий налог). Прекращение деятельности фермерского хозяйства в соответствии с нормами Федерального закона осуществляется:
- если в течение года выделенный участок земли не использовался по назначению;
- в связи с банкротством хозяйства;
- если не осталось наследников, которые бы хотели продолжить бизнес;
- если участники хозяйства выразили такое желание;
- по другим причинам, предусмотренным законодательством.
Решение о прекращении деятельности фермерского хозяйства принимается органом, ранее его зарегистрировавшим. Все споры, возникающие в ходе ведения деятельности или ее прекращения, рассматриваются в Арбитражных судах. В случае ликвидации хозяйства, все имущество реализуется в целях выплаты заработной платы наемным работникам, оплаты платежей в государственный бюджет, для возврата кредитов, оставшиеся средства делятся между членами хозяйства.
Важно! Когда КФХ является организацией, его ликвидация осуществляется согласно нормам ст.ст. 61-64 ГК РФ, если ИП - по ст. 23 ГК РФ, при банкротстве юридического лица КФХ используют ст. 65 ГК РФ, физического лица - ст. 25 ГК РФ.
Отличие фермерского хозяйства от ЛПХ
Деятельность личного подсобного хозяйства (ЛПХ) непосредственно связана с производством и переработкой сельскохозяйственных продуктов, при этом в отличии от фермерского хозяйства, она не характеризуется российским законодательством, как предпринимательство. КФХ отличается целевыми установками, предполагающими извлечение прибыли из осуществляемой деятельности, тогда как ЛПХ лишь удовлетворяет личные потребности организатора и его семьи. Еще одним важным отличием можно отметить обязательную регистрацию деятельности для фермерского хозяйства, а также то, что продукция, произведенная в ЛПХ, является собственностью владельцев, продукция же КФХ представляет собой общее имущество хозяйства. Площади, которые выделяются этим двум видам хозяйства из собственности муниципальных и государственных земель, также имеют разное значение. Так личному хозяйству положено не более 1 га, а фермерскому - от 1 до 5 га.
Важно! Личное подсобное хозяйство позволяет владельцам производить продукцию не только для собственного потребления, но и для реализации излишков, если такие есть, что осуществляется на специальных рынках. При этом, продукция, изготовленная в ЛПХ, результатом предпринимательской деятельности не является.