Новые правила оформления путевых листов. Образец заполнения путевого листа легкового автомобиля
Путевой лист - это документ, который должны заполнять все хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие автотранспорт. При этом компании и ИП, которые оказывают услуги по перевозке грузов или людей, обязаны применять унифицированные формы этих документов. В этом материале мы рассмотрим порядок и образец заполнения путевого листа легкового автомобиля.
Как заполнять путевой лист легкового автомобиля, который в обиходе называют просто «путевка», должен знать каждый бизнесмен, который эксплуатирует такой транспорт в служебных целях. Эти учетные первичные документы являются обязательными как для собственного, так и для арендованного автотранспорта. При этом хозяйствующие субъекты, которые оказывают услуги по перевозке грузов или людей, обязаны использовать в работе исключительно унифицированные формы этих документов.
Для грузовых автомобилей, в зависимости от того, какие показатели используют для осуществления учета работы автомобиля, существуют две разновидности путевых листов: 4-С и 4П. В случаях, когда учет работы автотранспорта происходит на основании фиксации времени его эксплуатации, используют путевой лист 4-П.
Например, транспортное средство перевозит грузы и оплата производится не за перевезенный тоннаж, а за время нахождения транспорта в работе. Важно отметить, что такой путевой лист может быть оформлен, только если за день осуществляется доставка груза не более чем в два места назначения. Форму 4-С используют чаще всего. Ее используют перевозчики, взимающие плату за тонна-километры.
Что же касается водителей автобуса, которые осуществляют перевозку пассажиров, то они обязаны иметь при себе путевой лист автобуса по форме № 6. Путевка необходима водителю в рейсе для подтверждения сотрудникам ГИБДД законности использования авто, перевозки пассажиров или груза. Правильно заполненная путевка подтверждает, что транспортное средство исправно, прошло технический осмотр, а водитель имеет право управлять машиной (прошел медосмотр). Когда речь идет о путевом листе при перевозке опасных грузов, то, как и при обычной транспортировке, пишут маршрут, а в верхнем поле делают отметку «Опасный груз» красным цветом. В разделе «Особые отметки» указывают номер опасного вещества согласно списку ООН.
Остальным организациям и ИП можно использовать произвольную форму. Рассмотрим, как должен выглядеть бланк путевого листа легкового автомобиля, и какие существуют особенности его заполнения.
Форма путевого листа легкового автомобиля (2019 год)
Форма, по которой ИП и организации должны заполнять путевой лист легкового автомобиля (форма 3), утверждена еще 20 лет назад Постановлением Госкомстата от 28.11.1997 № 78. Именно этот унифицированный бланк действует до сих пор, хотя за эти годы в него было внесено множество различных поправок. Последнюю из них Минтранс России внес в документ Приказом от 18.01.2017 № 17. Чиновники добавили новые графы и обновили требования к заполнению. Надо отметить, что этим Постановлением утверждены разные формы путевок, которые зависят от вида транспортных средств. В частности, отдельные бланки предусмотрены для:
- легкового транспорта;
- грузового транспорта;
- специального транспорта;
- такси;
- общественных автобусов;
- автобусов необщего пользования.
Поэтому организации и ИП должны выбирать бланк, соответствующий обстоятельствам.
В 2017 году Министерство транспорта РФ внесло изменения в требования по оформлению путевых листов, утвержденные Приказом от 18.09.2008 № 152 . Изменения зафиксированы в Приказе № 476 от 07.11.2017 и Приказе № 141 от 06.04.2017 Минтранса РФ .
Согласно Приказу № 476, с 15.12.2017 в реквизитах путевого листа должны быть указаны:
- ОГРН учреждения;
- дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства.
Реквизит необходимо заполнять, если обязательность предрейсового контроля предусмотрена законодательно. Для транспорта, выезжающего с места постоянной стоянки, такой предрейсовый контроль предусмотрен. Его порядок изменен согласно Приказу № 141, который вступил в силу 24.12.2017. Новые правила установили, в частности:
- требования к работникам, которые проводят проверку технического состояния;
- перечень систем, устройств, механизмов, агрегатов, приборов, узлов и деталей, которые подлежат проверке;
- реквизиты, которые должны быть отражены в журнале регистрации результатов предрейсового контроля.
Обязательные реквизиты в путевке
Путевой лист — это документ строгой отчетности. Поэтому в нем должны быть указаны обязательные реквизиты, в том числе те, что предусмотрены статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. С 2017 года таких обязательных реквизитов стало больше — теперь автотранспортные и другие компании должны записывать в бланк информацию о том, что транспортное средство прошло предрейсовый контроль технического состояния. Поэтому если организация хочет разработать бланк самостоятельно, она должна учесть все обязательные требования к его оформлению. Форма должна фигурировать в учетной политике организации, как это предусмотрено пунктом 4 ПБУ 1/2008.
Итак, в любой путевке, хоть унифицированной, хоть разработанной самостоятельно, должны быть указаны:
- Дата составления документа. Если путевой лист выдан не на день, а на определенный срок, следует указать период (например, 01.06.2017 - 07.06.2017).
- Номер и серия путевки. Номера не должны повторяться и присваиваются самой организацией. Серии заполняются в том случае, если бланкам путевых листов они присвоены типографским способом.
- Информация об организации и ее штамп (наименование, адрес, контакты, коды по ОКУД и ОКПО).
- Информация о ТС (марка, модель, госномер автомобиля, гаражный номер). Если автомобиль находится в аренде, желательно указать еще и номер договора.
- Данные водителя (Ф.И.О., табельный номер, номер ВУ, категория, тип лицензионной карточки (если имеется)).
- Индивидуальное задание с указанием мест и времени отбытия и прибытия водителя.
- Подписи диспетчера-нарядчика или уполномоченного лица, выдающего задание водителю.
- Подписи механика, выпускающего автомобиль на линию, с информацией:
- об исправности автомобиля в момент выезда и сдачи в гараж;
- о показаниях на спидометре;
- о выдаче и остатке горючего;
- о марке топлива;
- о величине расхода горючего (расход по норме, фактический расход, экономия или перерасход).
- Штамп о прохождении медосмотра водителя и техосмотре ТС.
Обязательные реквизиты оборотной стороны типового бланка:
- Номер по порядку. Каждая поездка должна записываться под отдельным номером.
- Код заказчика.
- Место отправления и назначения.
- Время выезда и возвращения
- В графу «Пройдено» вводятся данные о пройденном расстоянии.
- Подпись водителя.
Остановимся подробнее на предрейсовом медосмотре водителей. Основные изменения норм, регулирующих деятельность частных предпринимателей и автотранспортных организаций, произошли в мае 2015 года и по-прежнему имеют законодательную силу. Все предсменные медицинские осмотры водителей регистрируются в специальном журнале. Приказ предусматривает необходимость прохождения предрейсовых медосмотров для всех водителей, помимо шоферов машин экстренных служб (им нужно проходить только предсменные медосмотры). Кроме того, послерейсовый медосмотр обязателен для водителей, осуществляющих перевозку пассажиров или опасных грузов. В состав предрейсового осмотра входит: рассмотрение жалоб водителя; визуальный осмотр; измерение давления, пульса, температуры тела; выявление признаков опьянения; определение наличия психоактивных веществ; для определения процента алкоголя в крови применяют алкотестер. По результатам предрейсового осмотра врач выносит заключение о том, что опасных и вредных факторов или состояния здоровья, которое бы препятствовало выполнению трудовых обязанностей, не выявлено. В противном случае водитель к работе не допускается. Отметка о прохождении медосмотра с указанием даты, времени и подписи медицинского работника должна стоять в путевом листе. Документ должны подписать лицо, которое его заполнило, и руководитель организации. Без круглой печати можно обойтись: ее нужно ставить только тем фирмам, у которых ее применение прописано в Уставе.
Документ всегда оформляется в одном экземпляре.
Срок действия
Выписать путевку можно как на один день, так и на весь месяц, если машина совершает выезды не очень часто. Водитель получает на руки документ перед рейсом. В унифицированном бланке предусмотрена возможность продления срока действия, поскольку в рейсе может возникнуть задержка, а движение без путевого листа является нарушением.
После окончания срока действия путевки ее следует вернуть под подпись уполномоченному лицу. Такой документ считается закрытым и должен быть передан на обработку в бухгалтерию.
Для чего нужны путевки на легковой транспорт
Путевые листы нужны в первую очередь самой организации. С их помощью бухгалтерия рассчитывает заработную плату водителей, фиксирует расход ГСМ, начисляет амортизацию и учитывает общие затраты на транспорт. Другим отделам фирмы путевка нужна для контроля использования автотранспорта и планирования его работы. Кроме того, если водителя на такой служебной машине остановит инспектор ГИБДД, именно на основании путевки можно будет подтвердить законность и обоснованность рейса, а также право управления автомобилем. Отсутствие путевки является нарушением, за которое по статье 12.13 КоАП РФ положен административный штраф.
Для многих организаций ГСМ — значимая статья расходов. И использование путевых листов — это один из способов определения, сколько же использовано ГСМ. Путевой лист позволяет подтвердить необходимость расходов, зафиксировать расстояние, пройденное автотранспортом, определить показатели для расчета объема использования ГСМ. После того, как будет определен фактический или нормативный объем использования, можно рассчитать сумму списания. Для этого умножают стоимость единицы на объем. Однако для того чтобы списать ГСМ, недостаточно путевого листа, необходим приказ руководителя предприятия, в котором утверждено такое списание. Путевые листы используют для списания ГСМ в том случае, если нет электронной системы контроля. Или она недостаточна. Например, возможен контроль за расходом топлива, а маршрут транспортного средства не отслеживается. Итак, для учета расходов на ГСМ необходимы документы, подтверждающие приобретение, расход и характер поездок. Если ГСМ приобретается по топливным картам, то это отражается по накладной поставщика, карты учитываются на забалансовом счете. Если же ГСМ оплачивается наличными, то оприходование происходит по чекам, выданным АЗС и авансовым отчетам водителей. Если автомобиль подключен к электронной системе, контролирующей маршрут и расход топлива, то, согласно Письму Минфина от 16.06.2011 № 03-30-06/1/354, для списания ГСМ достаточно отчетов этой системы.
Порядок оформления и образец заполнения путевого листа легкового автомобиля
Правила заполнения путевого листа легкового автомобиля утверждены Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 (редакция от 18.01.2017). Оформлением формы 3 в специализированных автотранспортных компаниях обычно занимаются диспетчеры. В организациях, где такая служба не предусмотрена, а весь легковой транспорт представлен личной машиной руководителя, заполнять форму 3 может непосредственно директор или любой уполномоченный на это работник. Делегировать обязанности необходимо приказом по организации, ведь такое уполномоченное лицо несет ответственность за наличие путевого листа, а также за все неточности и ошибки, допущенные при его заполнении. Если оформлением путевых листов занимается сам водитель (это не запрещено), он также должен заполнять свою часть документа: вписывать сведения о пробеге автомобиля в соответствии с показателями приборов.
Унифицированную форму № 3 можно применять для оформления рейсов легковых ТС как в специализированных организациях, так и обычных компаниях. Особенности заполнения этой формы приведены в Письме Росстата от 03.02.2005 № ИУ-09-22/257. В частности, там сказано, что на каждом учетном документе должен стоять штамп организации-владельца или арендатора ТС (не путать с круглой печатью). Кроме того, нужно принимать во внимание и другие требования к оформлению формы.
Указывать показания приборов необходимо как перед выездом из гаража, так и при возвращении в него. Учитываются такие приборы, как датчик топлива, одометр и другие.
Требования к заполнению путевки:
- освидетельствовать техническое состояние ТС должен уполномоченный на это специалист, например механик. Он должен поставить в документе свою подпись перед выездом в рейс ТС;
- освидетельствовать состояние здоровья водителя должен медработник. При заполнении должна быть указаны дата и время и проставлен личный штамп. В записи должно быть сказано, что водитель «прошел предрейсовый медицинский осмотр и допущен к исполнению трудовых обязанностей»;
- хранить закрытые путевки по требованию Приказа Минтранса России № 152 необходимо в течение пяти лет.
Остановимся подробнее на заполнении путевого листа:
Левая верхняя часть листа:
- дата выхода в рейс;
- наименование организации;
- данные водителя;
- данные автомобиля;
- время выезда со стоянки;
- время возвращения;
- информация о медосмотре;
- данные медсотрудника, ответственного за проведенные процедуры.
Правая часть бланка:
- коды из учредительных документов организации;
- номер бланка;
- километраж;
- данные сотрудников, проводящих техосмотр транспортного средства;
- марка топлива;
- выданное количество ГСМ.
Нижняя часть бланка:
- подпись лица, выдающего исправное транспортное средство;
- подпись водителя.
Путевой лист легкового автомобиля (форма 3) титульный лист
Обратная сторона заполняется лицом, принявшим автомобиль после рейса:
- маршрут;
- время;
- пройденный километраж;
- подпись водителя.
Ответственность за отсутствие путевого листа
Штрафы за отсутствие путевого листа прописаны в КоАП РФ:
- за автомобиль несет ответственность водитель — штраф в размере 500 рублей или предупреждение;
- за автомобиль отвечает должностное лицо организации — штраф 20 000 рублей;
- юридическое лицо — штраф до 100 000 рублей;
- штраф за некорректно оформленный путевой лист — 3000-30 000 рублей.
Для грузового автомобиля наличие путевого листа в поездке обязательно.
Небольшая поправочка вот к этому: "В том числе проводить предрейсовые проверки может и сам индивидуальный предприниматель, который занимается перевозками."
ИП может сам проводить только при условии прохождении соответствующих курсов. Такие курсы есть, обучение на механика.
Без соответствующей квалификации (корочки) проводить самостоятельно предрейсовый осмотр нельзя!
Сам ИП по форме ПГ-1 иногда заполняю ПЛ.
По правилам сам себе выписываешь и даже, если ИП сам за рулём, предрейсовый мед и тех осмотры обязательны. Соответсвующие штампы и подписи медика и механика в ПЛ должны быть.
Рустам , в предшествующем предложении в статье как раз и говориться, что ИП должен иметь документы о специальной подготовке и пройти соответствующую аттестацию.
Естественно, без этих документов проводить осмотр нельзя.
Удачи на дорогах!
Добрый день. Вопрос сумбурный, мы небольшая компания, производим товар. Хотим приобрести свой парк 3-5 боксеров для доставки клиентам. Нужно ли совершать предрейсовый контроль ежедневно(ведь путевой можно выписать на месяц) и в каких сервисах его можно производить (держать своего механика нереалистично) ? Аналогичный вопрос про медосмотр. Спасибо!
Те, кто могут выступать контролерами техсостояния указано в приказе Минтранса № 287 от 28.09.2015. Или я неправильно понимаю суть документа?
Сергей-320
Приказ №287 Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2015г. Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юр лиц и ип, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом
Андрей-212
А как Вы, в связи с изложенным, прокомментируете приказ Минтранса от 28.09.2015г. № 287?
Кроме того, есть еще приказ Минтранса от 15.01.2014г. № 7, в п. 29 которого указано, что сведения о проведенном контроле техсостояния ТС И МЕСТЕ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ (!) фиксируются в путевых листах. И там же указано - кто обеспечивает контроль.
Максим , здравствуйте.
1. Предрейсовые осмотры проводятся только перед выпуском автомобиля на линию. Если путевой лист оформляется на месяц, то и предрейсовый осмотр проводится один раз.
2. Организации, которые ставят отметку в путевой лист о предрейсовом контроле технического состояния, есть во всех крупных городах. Поищите их через Интернет.
Удачи на дорогах!
Роман , Сергей , Андрей , спасибо за информацию, в статью внесены дополнения.
Кроме приказа Минтранса №287 есть еще один важный документ, который находится на стадии проекта - Приказ Министерства транспорта РФ "Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств".
Удачи на дорогах!
Сергей-320
Здраствуйте, разъясните пожалуйста о какой аттестации идёт речь? Есть диплом по специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" какую аттестацию я должен проходить, в приказе об этом ничего ни сказано.
Сергей , здравствуйте.
Спасибо за замечание, статья обновлена. Документ об аттестации требуется только специалисту, ответственному за безопасность дорожного движения. Контролеру технического состояния, который ставит отметку в путевой лист, аттестация не требуется.
Удачи на дорогах!
Андрей-228
В п. 12 не говорится, что нужно ставить штамп предприятия, а в п. 5 о сведениях о собственнике ТС сказано, что нужно указывать и название и адрес и телефон, т.е. все как и раньше. Как поступать?
Андрей , данные собственника транспортного средства должны быть внесены, однако это можно сделать текстом, а не в виде штампа.
Удачи на дорогах!
Сергей-354
Максим добрый день. В путевом листе отметку о дате и времени проведения предрейсового контроля, Подпись, фамилия и инициалы ставит КОНТРОЛЕР технического состояния. Может ли специалист БДД ставить отметку?
Сергей , здравствуйте.
Если специалист по БДД соответствует требованиям, предъявляемым к контролеру (имеет соответствующие дипломы), то он может ставить отметку в путевых листах.
Удачи на дорогах!
Вопрос: медицинская организация имеет 2 авто для целей выездов специалистов на объекты. Необходима ли в путёвках отметка контроля тех. состояния авто? Перевозкой грузов и пассажиров не занимается.
Путевой лист - очень важный документ для служебного транспорта. Если владелец автомобиля - организация, этот документ подтверждает право управления, если автомобиль частный, но используется в рабочих целях, - помогает рассчитать затраты. Проверяют путевки многие службы: и ФНС, и ГИБДД, и трудовая инспекция. Как же правильно заполнить этот документ и избежать возможных санкций за ошибки с учетом последних изменений в законодательстве?.
Так называемые «путевки» — это учетные первичные документы, которые должны вести все организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие автотранспорт. При этом юридические лица и ИП, оказывающие услуги по перевозке грузов или людей, обязаны применять унифицированные формы этих документов. Новая форма, по которой заполняется путевой лист 2019 года, утверждена двадцать лет назад постановлением Госкомстата от 28 ноября 1997 года № 78 . Она актуальна до сих пор, хотя за эти годы в нее много раз вносились изменения различного характера. Последнее из них внес Минтранс приказом от 07.11.2017 № 476 . В силу этих поправок с 15 декабря 2017 года в путевом листе нужно указывать дополнительные сведения о собственнике транспортного средства. Так, индивидуальным предпринимателям обязательно надо указать свой ОГРИП, а организациям — ОГРН.
В зависимости от вида транспортных средств и области их применения нужно использовать разные виды путевых листов. Так, отдельные новые бланки разработаны для:
- легковых автомобилей;
- грузовых автомобилей;
- специального транспорта;
- легкового такси;
- грузового таки;
- автобусов общественных и необщего пользования.
Порядок оформления путевых листов установлен приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 , который действует в редакции от 7 ноября 2017 года, вступившей в силу 15 декабря 2017 года. Учитывают путевые листы в специальном журнале. Разберемся подробнее, какие произошли изменения в путевых листах в 2019 году и как оформить этот документ, чтобы не возникло вопросов у проверяющих из налоговых органов и ГИБДД, которые чаще всего смотрят этот документ.
Новая форма путевого листа
Путевой лист транспортного средства необходим при выезде любого транспортного средства по рабочим целям, независимо от того, собственный это автомобиль организации или арендованный. Жесткие требования к ведению этого первичного документа установлены только для автотранспортных компаний, однако и для всех остальных он является документом строгой отчетности и должен содержать обязательные реквизиты. В 2019 году таких сведений стало больше — чиновники в конце 2017 года добавили обязанность указывать в путевом листе сведения о прохождении водителем предрейсового контроля технического состояния автомобиля. Кроме того, отменили обязательную круглую печать на оформленном бланке.
Если организации не подходит унифицированный бланк, она может разработать свой вариант, в котором должны быть учтены все обязательные реквизиты и необходимые показатели. Применение нового бланка обязательно должно быть указано в учетной политике организации, как это определено в пункте 4 ПБУ 1/2008 . Не стоит забывать, что к первичным документам строгой отчетности применяются также правила, регламентированные статьей 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ о бухгалтерском учете.
Таким образом, новые путевые листы 2019 года обязательно должны содержать следующие сведения:
- название и номер самого документа;
- реквизиты владельце автомобиля (ОГРИП и ОГРН);
- дату выдачи;
- период действия;
- данные о водителе ТС;
- данные о самом ТС;
- данные о владельце ТС;
- данные о прохождении технического осмотра перед рейсом.
Документ должен быть заверен подписью диспетчера, который его оформил и руководителем организации. Печать нужно ставить только тем организациям, которые ее используют по своему Уставу. Форма оформляется в одном экземпляре и выдается на руки водителю. После этого он должен быть возвращен уполномоченному лицу под роспись, в этом случае считается закрытым и поступает в бухгалтерию. С этого момента нужно выяснить, для чего вообще нужны путевые листы.
Кому и зачем нужны путевые листы
Путевые листы, как и ранее, необходимы организации для контроля за движением автотранспорта, расчета заработной платы водителям, фиксирования расхода ГСМ, начисления амортизации на автомобиль, учета общих затрат на транспорт. Кроме того, если водителя на служебном транспорте остановит для проверки документов инспектор ГИБДД, этот документ подтверждает обоснованность рейса, законность перевозки груза и пассажиров и свидетельствует о том, что ТС находится в исправном состоянии и водитель имеет право им управлять. Если путевки не окажется, придется заплатить административный штраф по статье 12.13 КоАП РФ .
Порядок оформления и образец заполнения путевого листа
Оформлением этой формы для ТС в автотранспортных организациях занимаются диспетчеры, а в остальных компаниях это может быть просто уполномоченный на выпуск автомобилей в рейс работник. Такие обязанности должны быть делегированы приказом руководителя организации, поскольку именно тот, кто заполняет документ, несет ответственность за допущенные в нем ошибки. Иногда оформлением путевых листов занимаются сами водители, однако по общему правилу, водители должны заполнять только свою часть документа — записывать данные о пробега автомобиля в соответствии с показателями приборов в машине.
Выписать путевку можно как на один рейс или рабочий день, так и на целый месяц. Кроме того, в унифицированном бланке предусмотрена возможность продлить срок действия этого документа, поскольку с ТС в рейсах могут происходить различные ситуации, а движение без путевого листа является нарушением.
Путевой лист, бланк которого является унифицированным, разделен на несколько разных форм, в зависимости от вида ТС. Эти формы отличаются содержанием и требованием к заполнению. Мы собрали их в таблицу, чтобы каждая организация могла сориентироваться и выбрать необходимую.
Бланк путевого листа |
Кто и как заполняет |
Для легковых автомобилей |
Можно применять для оформления рейсов легковых ТС, как в специализированных организациях, так и обычных компаниях. Особенности заполнения этой формы приведены в письме Росстата от 3 февраля 2005 г. № ИУ-09-22/257 |
Для грузовых автомобилей |
Форма предназначена для автотранспортных компаний, осуществляющих грузоперевозки. В ней предусмотрены графы для отметок представителей заказчика груза. Такая она может быть выдана только после того, как водитель сдал в бухгалтерию предыдущий документ. Бланк содержит отрывной талон, на основании которых исчисляется зарплата. В форме № 4-п обязательным является указание номеров товарно-транспортных накладных на перевозимый груз. Хранить такие путевые листы следует вместе с транспортными документами. Этот бланк предназначен для двух рейсов в течение одного рабочего дня. Путевой лист содержит отрывные корешки, которые заполняет владелец ТС на каждый рейс. Они нужны для дальнейшего предъявления счета заказчику рейсов. |
Для грузового транспорта с повременной зарплатой водителям. |
|
Для специального траспорта (автокраны, цементовозы, мусоровозы, топливные цистерны, бетономешалки и т. п.) |
|
Для легкового такси |
В бланке есть поле для записей показаний таксометра. Такой лист водитель получает только на смену, после чего он должен сдать его диспетчеру. |
Для автобусов |
Бланк для осуществления рейсов автобусов на городских маршрутах. В нем есть графа о предрейсовом медицинском контроле состояния водителя. |
Если организации подходят такие путевые листы, бланки скачать можно прямо по ссылкам в таблице из соответствующих постановлений. На каждом учетном документе, чтобы он имел юридическую силу, обязательно должен стоять штамп организации-владельца или арендатора ТС. Кроме того, необходимо проставлять время отъезда из гаража и точное время возвращения авто на место. Нужно принимать во внимание и другие требования к их оформлению.
В частности, как при выезде ТС из гаража, так и после его возвращения в гараж записи в путевом листе должен быть проверены на соответствие показателя приборов в автомобиле, таким, как датчик топлива, одометр и т. д. Техническое состояние ТС должен завизировать уполномоченный сотрудник, например, механик организации. Данные о предрейсовом медицинском осмотре обязательно заполняет медработник с указанием даты и проставлением личного штампа. Запись должна сообщать о том, что водитель «прошел предрейсовый медицинский осмотр и допущен к исполнению трудовых обязанностей». При необходимости ставится также отметка о медосмотре после рейса.
Иногда для заполнения путевок используется специальная программа. Она позволяет скрывать ненужные области документа, точно определять сколько времени заняла дорога, а также ставить точное число на каждый документ. Объявление об использовании программы необходимо сделать всем диспетчерам, чтобы все путевки были оформлены одинаково. Кроме того, это облегчит жизнь водителям, которые смогут учесть каждый рубль стоимости потраченного на дорогу топлива и вывести точные остатки. Отсутствие такой программы нарушением не является, так как новые бланки не запрещается заполнять в ручном режиме.
Приказ Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152 предписывает хранить закрытые путевые листы в течение пяти лет. Ответственность за корректность оформления документов несет лично руководитель организации, а также уполномоченные лица, которые отвечают за эксплуатацию ТС. Те из них, кто ставит на бланке свою подпись, несут ответственность за достоверность данных, которые они заверили. Если при проверке представители ФНС выявят нарушения в заполнении путевого листа, они могут исключить списанные по нему ГСМ из состава расходов в целях налогообложения прибыли. Тогда организации придется доплатить налог, а также уплатить штрафы и пени, назначенные проверяющими.
Правильно заполненный новый путевой лист по форме № 3 (для легкового автомобиля) выглядит так:
Титульный лист с учетом изменений в порядке заполнения (подготовлено с помощью коммерческой версии КонсультантПлюс):
Продолжение:
В бюджетных организациях этот первичный документ применяется для учета работы легкового автомобильного транспорта. Также он является основанием для начисления заработной платы водителю и списания ГСМ. Если путевка, как его часто называют, составлена с нарушениями, то включить в расходы затраты на горючее нельзя. К учету принимают только правильные документы.
Обратите внимание, что эксплуатировать автомобиль без путевого листа незаконно. Конечно, это условие касается только организаций. Частные собственники легковушек не имеют никакого отношения к путевым листам. Но и в этом правиле есть исключения. Например, если гражданин использует свою машину для выполнения служебных обязанностей по согласованию с начальством, то организация в таком случае уже обязана оформить путевой лист. Следовательно, если работник поехал на подписание договора на своем транспорте, но с разрешением руководства, то путевка быть должна. А если же сотрудник добирается до основного места работы на своей собственной машине, то ни о каком путевом листе для такой поездки и речи быть не может.
Путевой лист — это своего рода юридическое подтверждение того, что транспорт использовался. Первичный документ решает сразу несколько проблем:
- фиксирует пробег, чтобы работники не эксплуатировали машины в личных целях;
- регистрирует количество израсходованного топлива для предупреждения фактов краж на предприятии;
- определяет занятость водителя для начисления заработной платы за фактически отработанное время;
- подтверждает допуск водителя к управлению авто (речь идет о медицинском осмотре и наличии водительских прав, допуска у работника);
- позволяет подтвердить вышеперечисленные расходы при исчислении налогового обременения экономического субъекта.
Простыми словами, путевой лист нужно заполнять не только для того, чтобы предоставить налоговому инспектору на проверку. Путевка в первую очередь используется для порядка в самой организации. То есть чтобы не допустить хищений, подтвердить допуск, сделать верные начисления. И только потом все это зафиксировать в бухгалтерской и налоговой отчетности.
Учитывайте изменения
Организации вправе не использовать унифицированные бланки первичной документации, а разработать свои документы, которые будут раскрывать все необходимые сведения. Так, к примеру, новая форма путевого листа легкового автомобиля 2019 года, вступившая в силу еще с 15.12.2017, утвержденная Приказом Минтранса от 07.11.2017 № 476, не обязательна к применению. Учреждение вправе заполнять свой бланк. Однако придется учесть важные изменения, которые предусмотрели чиновники.
Напомним, что законодательство в отношении первичной документации обязывает пользователей соблюдать определенные требования. Конкретные требования установлены в отношении обязательных реквизитов первички. То есть документ должен раскрывать конкретные сведения об операции. В противном случае бумага будет признана ничтожной, и ее нельзя будет принять к учету.
Обязательные реквизиты путевого листа
Общие требования к первичной документации закрепляет статья 9 закона № 402-ФЗ, а также пункт 25 Федерального стандарта № 256н. Только полное раскрытие следующих реквизитов дает право принять путевой лист к бухгалтерскому и налоговому учетам:
- наименование первички: «Путевой лист»;
- дата составления бумаги;
- наименование субъекта учета, составившего документ, то есть указывается наименование организации;
- содержание факта хозяйственной жизни, для путевого листа — это эксплуатация автомобиля;
- величина натурального или денежного измерения с указанием единиц измерения, в путевом листе раскрывается сразу несколько показателей, это и остаток ГСМ (бензин, газ, дизельное топливо), это и нормы рабочего времени водителя (часы, смены для начисления заработной платы), это могут быть и другие показатели, в зависимости от специфики деятельности, например пройденные км;
- наименование должности работника, лица, отразившего операцию и ответственного за правильность ее оформления, либо наименование должности работника, лица, ответственного за оформление факта хозяйственной деятельности;
- подписи лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц, например указание реквизитов доверенности, на основании которой действуют доверенные лица.
Однако этих требований для бланка путевого листа легкового автомобиля 2019 недостаточно. Ведь перечислены только требования, актуальные для бухучета. А путевой лист — это специфическое разрешение на эксплуатацию транспортного средства. Следовательно, нужна дополнительная информация.
Так, Приказ Минтранса России от 18.09.2008 № 152 (ред. Приказа № 476 от 07.11.2017) закрепляет ряд специфических сведений, которые должны быть раскрыты в обязательном порядке при заполнении путевого листа. К таковым следует относить:
Сведения путевого листа |
Комментарии, что и как требуется раскрыть |
---|---|
Наименование и номер путевого листа |
Номер документа устанавливается только в хронологическом порядке. Дробных чисел (100/1) или буквенных дополнений (100а) быть не должно. |
Сведения о сроке действия путевого листа |
Максимум один месяц. Транспортные компании при осуществлении перевозок должны выписывать путевые листы каждый день. |
Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства |
|
Сведения о транспортном средстве |
Тип автомобиля, государственный регистрационный знак, показания одометра, а также дату и время выезда возвращения, дата и время проведения ТО. |
Сведения о водителе |
Ф.И.О. водителя, номер водительского удостоверения, дата и время прохождения медосмотра. |
Какой бланк использовать
Унифицированный бланк путевого листа легкового автомобиля 2019 утвержден Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78. С 26 февраля изменился перечень обязательных реквизитов: добавили строку «Прошел предрейсовый контроль технического состояния» и исключили печать организации.
Также можно самостоятельно разработать свою форму листа путевки и закрепить ее в учетной политике для целей бухучета. При этом не забудьте про обязательные реквизиты, которые должны присутствовать в таком бланке.
Так выглядит путевой лист легкового автомобиля, форма 3. Скачайте его в качестве образца.
Правила заполнения путевого листа легкового автомобиля
Бумагу следует оформлять на каждый автомобиль. Это относится как к собственному транспорту бюджетной организации, так и к арендованному, даже если работник использует собственную машину в служебных целях. Если транспортное средство используют посменно несколько водителей, то можно на одну машину заполнить сразу нескольких путевок для каждого водителя. Информация о выданном документе вносится в . Оформленные документы нужно хранить в течение 5 лет.
Автотранспортные предприятия заполняют путевки ежедневно. Другие могут делать это с той периодичностью, которая позволяет обосновать расходы на ГСМ, но не реже чем один раз в месяц. Однако если заполняется образец путевого листа легкового автомобиля на месяц, может потребоваться его редактирование.
Заполнять бланк должен уполномоченный сотрудник. Это может быть диспетчер или секретарь автохозяйства. Все путевки должны быть пронумерованы.
При выезде автомобиля, а также после его возвращения в гараж, путевку должен проверить механик или сотрудник, который отвечает за эксплуатацию автотранспорта, и заверить своей подписью с указанием Ф.И.О. Проверяются показания одометра, расход топлива и т. д. Показание одометра на начало очередного дня должно совпадать с показанием на конец предыдущего. Разница между показаниями на начало и на конец дня должна соответствовать дневному пробегу. Кроме того, указывается марка горючего, а также поступление и использование ГСМ.
Показатель «Расход горючего по норме» указывают в соответствии с теми нормами расхода топлива, которые утверждены в бюджетной организации приказом руководителя.
Также в обязательном порядке должны быть проставлены о прохождении медицинского предрейсового и послерейсового осмотров. По результатам предрейсового осмотра медработник должен сделать запись «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен». А по результатам послерейсового — «Прошел послерейсовый медицинский осмотр».
На обратной стороне путевки указывается информация, куда следует автомобиль. В противном случае она не является подтверждением расходов на приобретение ГСМ.
Образец заполнения путевого листа легкового автомобиля
Ответственность
За привлечение к работе сотрудников, не прошедших обязательный медосмотр, предусмотрена административная ответственность. А если не будет записи о прохождении водителем медосмотра или отметку сделает не квалифицированный врач, а кто-то другой, бюджетную организацию оштрафуют.
Трудовая инспекция может оштрафовать (ч. 3 и 5 ст. 5.27.1 КоАП):
- организацию — на сумму от 110 000 до 130 000 руб.;
- должностных лиц (например руководителя) — от 15 000 до 25 000 руб.
Помимо этого, водителя могут наказать сотрудники ГИБДД. Так, за управление транспортным средством организации без путевого листа предусмотрен штраф в сумме 500 рублей (). Однако инспекторы ГИБДД на первый раз могут ограничиться и предупреждением.
Приказ министерства транспорта в этом году принял ряд изменений, и теперь все предприниматели должны использовать обновленный путевой лист легкового автомобиля в 2017 году
.
Необходимость штамповки документа, а так же наличия печати отпала, зато больше внимания придется уделять непосредственно техническому состоянию машин. Специальный работник, который контролирует состояние автомобилей, должен регулярно не только проверять машины перед рейсом, но и указывать, в какой день, и даже в котором часу, был проведен осмотр. Все сведения, которые он проставит в листке, должны быть заверены личной росписью и данными о контролирующем лице. По такому же принципу на работу выезжает и городской наземный транспорт.
Обновленный путевой лист автомобиля в 2017 году.
Часто у бухгалтеров возникает вопрос касательно оформления путевых документов на месячный период, а именно: разрешено ли составлять такие бумаги? Ответ положительный: месячные листы вполне допустимы, но расход горючих и смазочных материалов должен проставляться, согласно ежедневному использованию. Для того чтобы привести наглядный пример, можно обратиться к образцу, представленному ниже.Именно так должен выглядеть путевой документ. Вот новая форма путевого листа , которая содержит значительно больше полей для указания реквизитов и необходимой информации. Здесь есть ряд требований к информации, без которой бумага будет считаться недействительной. Перечислим обязательные данные, которые должен содержать в себе документ:
- Сведения о наименовании и порядковом номере документа;
- Срок действия путевого листка;
- Информация о том, кто владеет данным транспортом;
- Данны водителя;
- Подробная информация о самой машине.
Бланк путевого листа легкового автомобиля на 2017 год (лицевая сторона):
Бланк путевого листа легкового автомобиля на 2017 год (оборотная сторона):
В поле для сведений об автомобиле следует указать следующие данные:
- Информация о типе машины. Это может быть легковая, грузовая машина, а так же городские и пригородные виды городского транспорта. Если у грузовых машин предусмотрен прицеп или полуприцеп, то необходимо указать, какой он модели;
- Данные о государственном регистрационном номерном знаке машины, не зависимо от ее типа, а так же номер прицепа;
- Сведения о точных показаниях одометра, то есть полных километрах, которые прошла машина до выезда в рейс, а так же после возвращения из рейса;
- Даты, когда транспорт покинул место стоянки, и дату, с учетом времени, когда он вернулся на прежнее место.
Порядок заполнения путевого листа в 2017 году.
Для начала, дадим определения, что представляет собой путевой лист легкового автомобиля , да и в принципе, аналогичный документ, для любых транспортных средств. Путевой документ – это бумага, которая должна оформляться на каждую машину, используемую юридическими лицами или предпринимателями, с целью транспортировки граждан, груза, багажных перевозок, или же для городского, пригородного и междугороднего транспорта. Минимальный срок действия путевого документа не превышает одного дня, а максимальный – одного месяца.Образец заполнения путевого листа легкового автомобиля
Путевой лист легкового автомобиля должен быть выдан каждому водителю, который работает на смене, так что если это несколько разных людей, то и листков будет несколько. Наименование документа должно содержать сведения о типе машины, на которую он оформлен, если это путевой лист легкового автомобиля , то так и следует указать вид авто: легковой транспорт. Номера путевых листков проставляются по хронологическому порядку, согласно той системе номерования, которая принята собственником, расположение номер – заглавная часть бумаги. Ранее здесь необходимо было так же ставить печати, но новая форма путевого листа исключила это требование из ряда обязательных.
Уполномоченный рабочий должен внести в путевую бумагу информацию, снятую с одометра дважды – когда машина покидает предприятие, и когда она возвращается на его территорию, а так же указать дату и время этих событий. Работник, который отвечает за эти сведения, выбирается руководством. Далее оформляется специальный приказ о его назначении, в котором проставляются данные работника и росписи сторон, а сама бумага заверяется печатью компании. Но в некоторых случаях ответственным за транспортные расходы является сам бизнесмен, тогда такую бумагу на самого себя ему составлять не придется.
В любом случае ответственное лицо должно проставить все необходимые сведения, внести свои данные и расписаться в путевом листке. Заполнение путевого листа в 2017 году водителями, которые на одном авто ездят поочереди за один день, ничем не отличается от стандартного, кроме того, что экземпляров должно быть столько же, сколько и участников в эксплуатации транспортного средства. Первый водитель укажет время, когда он выехал с предприятия, а второй – когда вернулся.
Путевой лист легкового автомобиля
непременно должен заполнять еще и медицинский работник, который проверяет, как чувствует себя водитель до начала поездки, и после ее окончания. Он вносит дату и время осмотров в путевой лист, заверяет информацию собственной росписью, и указывает свои данные. Поверх этих сведений стаиться печать. Заполнение путевого листа в 2017 году должен выполнять только уполномоченный врач с необходимой квалификацией, в противном случае могут быть начислены штрафные санкции предприятию. Каждый путевой листок владелец машины должен зарегистрировать в специальных журналах для учета путевых документов, а срок хранения этих бумаг составляет пять лет.
Каролина Емельянова