Правовой режим земель промышленности транспорта связи. Земли промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения — это
Земли специального назначения и иных категорий – это земельные участки основной целью использования которых является эксплуатация промышленных сооружений, инженерных объектов, обеспечивающих какую-либо область экономики государства.
Право на использование промышленных земель возникает на основании Земельного кодекса . Состав земель включенных в категорию определяется в зависимости от целей их использования.
Государственная граница РФ также причисляется к этой категории и представляет собой линию, определяющую границы государства.
Для обеспечения целостности государственной границы в постоянное пользование отдаются полосы и земельные участки для строительства заградительных сооружений.
Для транспорта
Участки, которые переданы под автомобильные и железные дороги, гражданскую авиацию, водные виды транспорта, под сооружения для их обслуживания и отводы дорог.
Для связи, радиовещания, телевидения, информатики
Участки, на которых размещаются предприятия связи, кабели наземные и подземные, усилительные пункты, здания для их обслуживания.
К ним же относятся отделения почтовой связи, которые обязательно вносятся в проекты и планы населенных пунктов согласно ФЗ от 17.07.1999 N176-ФЗ «О почтовой связи» .
Районом падения частей ракет может оказаться и территория, находящаяся в частной собственности. Для таких ситуаций предусмотрен порядок возмещения убытков (Постановление Правительства РФ от 31.05.1995 N536).
Для энергетики
В рамках законодательства предоставляются участки под гидроэлектростанции, атомные станции, ядерные установки, хранилища ядерных отходов, подстанций, распределительных станций и т.д.
Правовой режим этих территорий предусматривает создание санитарно-защитных зон вокруг них. Размер зоны устанавливается при расчетах мощности объекта , а также возможных экологически неблагоприятных последствий при аварии на нем.
Полезную информацию о землях для энергетики можно найти в .
Для промышленности
Выделяются под промышленные объекты, а также административные и хозяйственные строения, обеспечивающие эту деятельность. Выделяется два типа земель внутри этой категории:
- участки, которые используются для размещения производственных предприятий;
- участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых горнодобывающей промышленности.
Правовой режим промышленных земель обязывает субъектов правоотношений к созданию санитарно-защитных зон и соблюдению природоохранных требований.
Подробнее о землях промышленного назначения читайте
1. Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).
Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.
2. Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:
1) земли промышленности;
2) земли энергетики;
3) земли транспорта;
4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
5) земли для обеспечения космической деятельности;
6) земли обороны и безопасности;
7) земли иного специального назначения.
Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 - 93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий.
3. В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться зоны с особыми условиями использования земель.
Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ.
4. Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
5 - 5.3. Утратили силу. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ.
6. Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 24 настоящего Кодекса могут предоставляться в безвозмездное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования.
Комментарии к ст. 87 ЗК РФ
1. Несмотря на то что земли разного назначения и правового режима включены ЗК РФ в одну категорию, определенную данной главой, все земли этой категории имеют некоторые общие юридически значимые особенности. Данные земли являются прежде всего территорией, базой размещения и эксплуатации различного рода инженерных строений и сооружений. Они являются основным ресурсом производства или научных исследований, либо служат размещению транспортных систем, либо являются территорией обеспечения особых функций государства.
Настоящей статьей установлены основные критерии, дающие возможность отграничить данную категорию земель от иных, установленных ст. 7 ЗК РФ. При этом как данная статья, так и иные статьи комментируемой главы исходят из того, что земли должны принадлежать одной категории, с тем чтобы избежать пересечения правового режима использования земель разных категорий, когда одни нормативные требования накладываются на требования, установленные для земельных участков иного целевого назначения, создавая противоречие. Так, данной статьей определено, что к землям промышленности, транспорта и иного специального назначения относятся земли вне границ населенного пункта. Это означает, что на земельные участки, занятые промышленными, энергетическими и иными объектами, которые бы вне населенного пункта создавали предпосылки для отнесения земель под ними к категории, установленной гл. XVI ЗК РФ, статьи данной главы не распространяются. Напротив, на такие земли распространяются положения ЗК РФ, устанавливающие особенности использования земель населенных пунктов как отдельной категории.
2. Назначение земель рассматриваемой категории накладывает особый отпечаток на правовые условия реализации правомочий на земельные участки. При этом к данной категории относятся не только земли, уже используемые в указанных целях, но и земли, не занятые соответствующими строениями и сооружениями, обеспечивающие их функционирование или предназначенные для такого использования. Установление данной нормы дает возможность включить в состав этих земель охранные зоны и иные земли, не непосредственно, но косвенно включенные в соответствующие процессы. Кроме того, утверждение данного положения объясняется необходимостью обеспечения территорий для развития производственной и иной деятельности. Разумеется, нормы об обороте земельных участков как недвижимых вещей дают возможность приобрести дополнительные земельные участки путем совершения сделки. Но установленная возможность заранее обеспечить территории для запланированного развития предприятия или размещения оборонных объектов также немаловажна для принятия государственно значимых решений.
Каждый из видов использования, приведенных комментируемой статьей и указанных в перечне п. 2 статьи, не является самостоятельной категорией, а входит в одну установленную категорию земель. Поэтому изъятие земель промышленности или энергетики, например для нужд обороны, не влечет за собой необходимости проведения правовых процедур по переводу земель из одной категории в другую. Речь в данном случае идет лишь об изменении разрешенного использования. К землям иного специального назначения могут быть отнесены, например, участки захоронения ядерных и иных отходов. Перечень видов использования земель указанной категории является открытым.
Данной статьей отдельно определены наиболее существенные и уже сейчас используемые территории с установленными границами земельных участков.
3. Согласно п. 3 данной статьи в состав земель данной категории входят охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Однако заметим, что включение охранных зон в состав земель промышленности и иного специального назначения вызывает затруднения. Прежде всего это связано с тем, что создание охранной зоны не требует формирования специального земельного участка. Если же охранная зона оказывается в границах земельного участка иной категории (лесного фонда, сельскохозяйственного назначения и др.), объявить такую зону принадлежащей к землям промышленности и иного специального назначения не представляется возможным.
Режим использования охранных зон, их площадь устанавливаются как нормативными правовыми актами, регулирующими соответствующий вид хозяйственной или иной деятельности, так и специальными нормативными актами, определяющими порядок установления и эксплуатации того или иного вида. В целом правовой режим охранных зон не может быть сведен только к ограничению прав на земельные участки и недвижимость. По сути, это совершенно особый способ взаимодействия владельцев соседних земельных участков, населения, органов государственной власти и местного самоуправления для достижения одной или нескольких связанных целей. Цели эти определены законодательно и обеспечивают как публичные, так и частные интересы.
Общее назначение охранных зон - защита окружающей среды и конкретных объектов от негативного воздействия. Это достигается тем, что между объектами, способными оказать вредное воздействие, или, наоборот, объектами, которые необходимо оградить от такого воздействия, устанавливается определенный пространственный барьер, площадь и режим которого зависят от назначения объекта, ради которого зона создается. Охранные зоны как особый режим защиты имеют свою нишу: режим зон дает более или менее приемлемую возможность соседства на одной территории трудно совместимых видов деятельности. Причем такое соседство нередко имеет вынужденный характер.
Установление зоны и контроль за соблюдением ее режима - действия, относящиеся, в зависимости от компетенции, к полномочиям органов государственной власти или органов местного самоуправления. На пользователей земельных участков возлагаются обязанности по соблюдению режима зоны.
Требования по установлению охранных зон закреплены Земельным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ, иными федеральными законами. Так, конкретные цели установления санитарно-защитных зон (СЗЗ) определяются исходя из нескольких нормативных актов. Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 с 15 июня 2003 г. предприятия, группы предприятий, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющимися источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами. Кроме того, СЗЗ отделяют территорию промышленной площадки от жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта с обязательным обозначением границ специальными информационными знаками.
СЗЗ устанавливаются в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств, объектов. Размер ее, организация и благоустройство определяются в соответствии с требованиями действующих нормативных документов, которые учитывают размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих предприятий, зданий и сооружений промышленного назначения, транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Установление режима охранной зоны распространяется на населенные пункты, территории, где установлены особые условия для обеспечения охраны рекреационных, курортных и им подобных зон. С точки зрения земельно-правового регулирования это означает, что режим охранной зоны наиболее часто пересекается с режимом земель населенных пунктов или земель особо охраняемых территорий и объектов (гл. XV, XVI ЗК РФ).
Осуществление градостроительства, возведение предприятия и застройка рядом с предприятием тоже связаны с необходимостью учета правил по установлению охранной зоны.
Те реформы, которые проходят в России, практически не коснулись сущности и назначения охранных зон, включая СЗЗ, но задали много вопросов относительно порядка их установления и соблюдения режима. Видимо, правовое положение охранных зон нуждается в осмыслении дополнительно.
Наиболее важными оказываются проблемы:
распределения и обеспечения прав и обязанностей при соблюдении режима зоны между владельцем предприятия и владельцем земельного участка, на котором зона установлена;
закрепления и разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления в области регулирования и управления СЗЗ.
С первой проблемой связаны трудности обеспечения использования и обустройства СЗЗ. В самом деле требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 обязывают лицо, в интересах деятельности которого установлена СЗЗ, обустроить зону практически безотносительно к тому, кто является собственником или пользователем участка, на котором зона установлена. Как он будет это делать в современных земельно-правовых условиях, Правила не указывают. Но это весьма интересует самих владельцев предприятий, собственников соседних земельных участков и, наконец, контрольные органы, обязанные следить за соблюдением режима охранной зоны.
Для земельного права установление особых требований к лицам в отношении земельных участков, прав на которые у них нет, а именно так можно характеризовать обязанности лиц, в интересах которых устанавливается охранная зона, - явление необычное. Это свойственно, пожалуй, только для правовой конструкции охранных зон. При этом данное обстоятельство в правоприменении вызывает некоторые недоразумения. Напомним, что сравнительно недавно одной из наиболее актуальных тем того же ряда было налогообложение земель охранной зоны, когда налоговые органы отстаивали позицию, согласно которой земельный налог за площади охранной зоны обязаны уплачивать владельцы предприятия.
В этой связи можно задать вопрос о правомерности наложения обязанностей, исполнение которых невозможно без использования чужих земельных участков. Если ответ на такой вопрос оказывается положительным, какие условия должны быть соблюдены?
Дело в том, что режим охранной зоны, с точки зрения земельного законодательства, - это совокупность норм, составляющих ограничение прав на землю, согласно ст. 56 ЗК РФ. При этом лица, в пользу которых установлены зоны, в отличие, например, от сервитута, прав на эти земли не получают. В статье 87 ЗК РФ указывается, что земельные участки, которые включены в состав охранных или санитарно-защитных зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон. (Полное наименование категории земель: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".)
Таким образом, запреты по использованию охранных зон, установленные нормативными правовыми актами, направлены прежде всего на лиц, реализующих свои права на земельные участки. Это они обязаны не осуществлять неправомерную застройку, не использовать недвижимость способами, несовместимыми с режимом охранной зоны, не совершать иных действий, запрещенных в СанПиН и иными правовыми актами. Данное условие действует в отношении земель любой формы собственности. Даже если в пределах охранной зоны земельные участки не предоставлены гражданам или юридическим лицам и не закреплены в федеральную собственность, собственность субъекта РФ, муниципальную собственность, режим охранной зоны подлежит соблюдению органами государственной власти или местного самоуправления, осуществляющими управление и распоряжение землями, находящимися в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю.
Если охранная зона установлена и зарегистрирована, возникает необходимость взаимодействия лиц, включенных в процесс соблюдения режима зоны. Как выстраивать отношения с собственником участка владельцу предприятия, для функционирования которого установлена санитарно-защитная зона, помимо возмещения убытков, законодательство пока умалчивает.
Напомним, что за вводимые ограничения ст. 57 ЗК РФ предусматривается обязанность лица, в пользу которого установлена охранная зона или иная охранная зона, возместить собственникам, владельцам, пользователям земельных участков соответствующие убытки.
При таких обстоятельствах владелец предприятия может решить проблему обустройства охранной зоны, либо договорившись с собственником (пользователем, владельцем) земельного участка о возможности использования чужого участка для обустройства зоны (для этого может подойти конструкция сервитута), либо предоставив владельцу участка денежную сумму, чтобы он обустраивал охранную зону самостоятельно. Оба варианта имеют и положительные, и отрицательные стороны, которые могли бы проявиться на практике. В любом случае обеспечение обустройства зоны в современных условиях нуждается в соглашении между как публичным, так и частным собственником (владельцем) участка и владельцем предприятия.
В свою очередь, правообладатель земельного участка должен и имеет право не только знать, что на его земле установлена охранная зона, но и четко представлять ее площадь и режим. Такие простые вещи из-за отсутствия официальной информации на практике превращаются в неразрешимую проблему.
Понимание санитарно-защитных и иных охранных зон как ограничения прав на землю обладает и некоторыми пробелами в регулировании.
Осуществить государственную регистрацию охранной зоны, так как это ограничение права, возможно только в связи или после государственной регистрации права на соответствующий земельный участок. Следовательно, для внесения сведений в Единый государственных реестр прав на недвижимость об охранной зоне, установленной на "неразграниченных" государственных землях, где отсутствуют земельные участки, нет оснований.
Решение проблем связано с совершенствованием практики кадастрового учета и государственной регистрации охранной зоны и с уточнением правовых основ этих видов государственной деятельности.
Согласно ст. ст. 1, 7, 12 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" самостоятельным объектом кадастрового учета являются территориальные зоны, к которым можно отнести и зоны охранные, а государственная регистрация ограничений прав на землю основана на положениях Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Но в то же время исходя из нормативных требований сведения об ограничениях прав вносятся в Единый государственный реестр земель на основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также на основании иных документов о правах на земельные участки. Однако и государственная регистрация такого ограничения, как охранная зона, также требует кадастровых оснований, т.е. необходимо определить очередность кадастровых и регистрационных действий, и, как представляется, вновь выявленная или устанавливаемая охранная зона все же должна быть занесена в кадастровые документы.
Согласование реализации полномочий органов государственной власти - еще одна существенная проблема соблюдения режима охранной зоны. Она пересекается с общими проблемами реализации административной и муниципальной реформ, а также с продолжающимся процессом разграничения полномочий между федеральными органами и органами государственной власти субъекта РФ. В одночасье решить все эти проблемы не удастся. Для того чтобы упорядочить взаимодействие органов Роспотребнадзора с органами исполнительной власти и местного самоуправления в процессе согласования размещения и соблюдения условий охраны, целесообразно использовать механизм административных регламентов, которые сейчас разрабатываются для определения порядка исполнения органами государственной исполнительной власти закрепленных за ними функций. Следует обратить внимание и на практику разработки нормативных актов местного самоуправления, определяющих порядок разработки, согласования и утверждения проектов организации охранных и санитарно-защитных зон.
4 - 6. Земельные участки указанного целевого назначения могут находиться как в собственности граждан и юридических лиц, так и в собственности федеральной, субъектов РФ и в муниципальной собственности. Однако ЗК РФ установил для данной категории и некоторые ограничения. Так, в частной собственности не могут находиться земельные участки данной категории, изъятые из оборота или ограниченные в обороте, согласно ст. 27 ЗК РФ.
Помимо указанных требований об изъятии из оборота часть земель определенного разрешенного использования может находиться только в федеральной собственности. Такие земельные участки указаны в п. 4 комментируемой статьи. Изъятие из оборота указанных земель или принадлежность их к объектам собственности Российской Федерации не означает, что и охранные зоны, установленные для данных земельных участков, также изымаются из оборота и не могут находиться в собственности граждан или юридических лиц. Как уже было сказано, на эти земельные участки распространяются только особые требования по их использованию.
Земли специального назначения — это земли, основной функцией которых является обеспечение транспортной инфрастуктуры и пространственного базиса для различных промышленных объектов на предоставляемых сельскохозяйственных участках, обладающих наименьшей ценностью в земельном кадастре. Согласно статье 87 Земельного Кодекса Российской Федерации, они используются для промышленных нужд, инфраструктуры в транспортной отрасли, нужд обороны; в области коммуникаций, энергетики и т.д.
При выделении земель специального назначения в установленном законом порядке (№ 237 от 03.07.2016г.) проводится комплекс государственных процедур, позволяющих определить кадастровую стоимость участка. Данные мероприятия проходят в несколько этапов:
- Утверждается решение о проведении государственной кадастровой оценки.
- Определяется кадастровая стоимость; подготавливается отчет.
- Утверждается определившаяся стоимость.
Функциональность данных земель отражается в существовании права деления их на категории с учетом целей, для которых они предназначены. Например, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и др .
Для выделенных участков специального назначения установлен особый режим пользования. Его необходимость основана на обеспечении безопасности гражданам, которые по разным причинам могут пострадать от стратегических, региональных или государственных объектов, а также в целях невозможности частного их использования.
Располагаются они за пределами населенных пунктов , но не всегда, так как могут принадлежать объектам муниципальных образований или находиться в собственности. Согласно статье 87 Земельного Кодекса РФ земли специального значения могут быть переданы в безвозмездное пользование для сельскохозяйственных и других целей.
Земли специального назначения являются самостоятельной категорией, в состав которой входят земельные участки, подразделяющиеся на несколько подгрупп:
Правовой режим этих участков регулируется статьями 88-93 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Рассмотрим более подробно специфику формирования участков, предназначенных для промышленных нужд, обеспечения деятельности транспортной и энергетической отраслей, а также радиовещания и связи.
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания
Участки, находящиеся в составе земель данного спецназначения, располагаются за границами поселений ; подчинены определенной организации и эксплуатируются в зависимости от целевого назначения. Территории, которые входят в их состав могут быть использованы для иных целей только в том случае, если на них получены права, полностью соответствующие положениям Земельного Кодекса, законам общефедеративного характера и утвержденным нормам.
В состав этих земель включаются охранные, санитарные и другие зоны, относящиеся к особому режиму пользования. Данные зоны устанавливаются для обеспечения безопасности и создания условий для эксплуатации объектов. Они не изымаются у непосредственных их владельцев или пользователей, для них предусмотрен отдельный эксплуатационный режим, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые могут противоречить целевому назначению; устанавливаются на основании соответствующих документов (правовых актов или решений государственных органов, предоставляющих земли в пользование).
Одной из особенностей правового режима земель промышленности, транспорта, энергетики, связи и радиовещания – строжайшее нормирование размеров предоставляемых участков для их использования в несельскохозяйственных целях . В статье 33 Земельного Кодекса Российской Федерации прописаны условия выделяемой площади для такого типа участков. Размеры устанавливаются на основании утвержденных норм отвода земель для того или иного вида деятельности или в соответствии с правилами пользования, учитывая при этом документацию проектной, землеустроительной и градостроительной служб. Если нормы не установлены, то площадь участка определяется в проекте строительного объекта.
Категория земель промышленности включает в себя участки, используемые или предназначенные в целях обеспечения определенной в промышленной отрасли деятельности, организации и эксплуатации объектов промышленного производства, а также прав участников земельных отношений на основаниях, предусмотренных федеральными законами, Земельным Кодексом и законами субъектов РФ.
Земли промышленности предназначены для:
- возведения и размещения административных и производственных строений, зданий, сооружений, обслуживающих временных построек;
- обеспечения деятельности и эксплуатации различных промышленных объектов;
- разработки полезных ископаемых, предоставляемых организациям нефтегазовой и горнодобывающей промышленности.
На основании положений земельного законодательства, данные участки могут быть как в государственной собственности, так и в частной, а законными собственниками могут являться юридические и физические лица.
Земли транспорта
Земли транспорта — это территории, к целевому назначению которых, в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, относится обеспечение деятельности и эксплуатации следующих объектов: автомобильного, железнодорожного, воздушного, морского и других видов транспорта.
Земли железнодорожного транспорта
- участки, предназначенные для железнодорожного транспорта;
- участки для размещения зданий и построек, необходимых при эксплуатации и функционировании железнодорожного транспорта (станций, вокзалов, ремонтных депо);
- специальные охранные зоны и полосы отвода (для складов, заправочных станций, разгрузочных площадок и складов, целевым назначением которого является хранение объектов и предметов особого статуса правового регулирования.
На основании указа Минтранса и Земельного Кодекса Российской Федерации на выделенных участках данного типа могут размещаться полосы отвода, сооружения, предназначенные для эксплуатации объектов железнодорожной отрасли; участки могут сдаваться в аренду юридическим и физическим лицам для сельскохозяйственных целей, складирования грузов и др.
Земли данного вида транспорта включают участки, предназначенные для содержания и эксплуатации федеральных автомобильных дорог и придорожных полос с особым режимом пользования.
Для земель автотранспорта также устанавливаются полосы отвода. Статья 90 Земельного Кодекса Российской Федерации говорит об обеспечении дорожного движения конкретно на полосах отвода, а также о передаче участков юридическим и физическим лицам. На данных участках допускается размещение объектов соответствующего сервиса (зон отдыха и т.п.).
На границе полосы отвода запрещается:
- размещать объекты, не предназначенные для автомобильной дороги;
- распахивать земельные участки, косить траву, рубить деревья, пасти скот и т.п.;
- устанавливать рекламные конструкции, не соответствующие регламентам технического характера;
- устанавливать информационные щиты и указатели, не имеющие отношения к правилам дорожного движения и обеспечения безопасности на дороге.
Согласно пункту 4 статьи 25 Закона №257-ФЗ земельные участки передаются на условиях частного или публичного сервитута. Данные участки, как правило, находятся на территории общего пользования и закреплены за ведомственными организациями, поэтому сдавать их в аренду нельзя. Положения об условиях сервитута и его применения прописано в Государственном Кодексе Российской Федерации.
Понятие сервитута включает в себя обеспечение проезда и прохода на определенную территорию, а также строительные работы на объектах автомобильного транспорта.
Земли водного и морского транспорта
В целях функционирования данного вида объектов отводятся следующие земельные участки:
- для создания и размещения искусственных водных путей;
- для объектов, необходимых при функционировании и эксплуатации водного и морского транспорта (станций, портов, причалов и т.п.);
- для участков береговой полосы.
Согласно Водному Кодексу Российской Федерации , на береговых территориях водного и морского транспорта необходимо устанавливать участки береговой полосы, которые проходят вдоль границы воды и предназначены для общественного пользования. Величина данной полосы должна составлять 20 метров; в случае, если береговая полоса относится к каналам и рекам, ее длина должна быть не менее 10 километров, а величина 5 метров. На территории нахождения береговой полосы приватизировать и сдавать в аренду участки запрещается.
Земли аэровоздушного транспорта
Для эксплуатации и функционирования аэровоздушного транспорта выделяются участки, предназначенные для аэропортов, взлетно-посадочных полос, аэродромов, вокзалов и других объектов недвижимости, необходимых для воздушно-транспортной отрасли.
Земли трубопроводного транспорта
К данной категории земель специального назначения относятся участки, предназначенные для следующих целей: обеспечения деятельности организаций в отрасли трубопроводного транспорта, эксплуатации объектов данного транспорта и размещения газовых и нефтепроводов, а также иных трубопроводных объектов, которые необходимы для ремонта и (или) развития подземных и наземных зданий, сооружений, устройств и размещения охранных зон с особыми условиями пользования.
Границы выделяемых охранных зон для участков трубопроводного транспорта определяются в соответствии со строительными нормами, правилами охраны магистральных трубопроводов и другими утвержденными в установленном порядке нормативными документами. На данных земельных участках в пределах объектов системы газоснабжения строительство любых зданий и сооружений не допускается. Также не разрешается чинить препятствия собственнику системы газоснабжения (организации) при осуществлении работ по ремонту и обслуживанию объектов, устранении возникших аварий или катастроф.
Земли энергетики
Землями данной категории считаются территории, предназначенные для эксплуатации и функционирования объектов энергетики. Согласно законодательству Российской Федерации, к ним относятся энергетические системы и объекты ядерной энергетики, которые находятся в ведении органов власти. Это говорит о том, что пользоваться землями энергетики и являться их пользователями могут организации, относящиеся к государственной форме собственности.
Земли энергетики выделяют для:
- размещения гидроэлектростанций, атомных станций и ядерных установок;
- эксплуатации и функционирования тепловых электростанций;
- размещения линий электропередач и подстанций;
- других энергетических объектов и построек, необходимых для работы всего энергетического комплекса.
Земельные участки, предназначенные для линий электропередач и размещения опор, подтверждают свое назначение в Постановлении Правительства Российской Федерации (№486).
Охранные зоны и порядок эксплуатации энергетических объектов определен в Постановлении Правительства Российской Федерации (№160). На основании этого постановления границы, выделяемых охранных зон, определяет организация, имеющая электросетевое хозяйство (пункт 6).
На территории охранных зон запрещается:
- проводить работы, которые могут препятствовать безопасности в электросетевой отрасли;
- скапливать свалки;
- выбрасывать едкие вещества и тяжести более 5-ти тонн;
- складировать горючее;
- размещать инфраструктурные объекты (больницы, рынки, парки, школы, детские учреждения и т.д.;
- пользоваться летательными устройствами (например, воздушным змеем);
- сажать и вырубать деревья, заниматься мелиорацией земли, взрывать что-либо, проводить земляные работы на глубине больше, чем 30 см;
- поливать сельскохозяйственные растения струей воды больше, чем 3 м.
Земли связи и радиовещания
Земли связи и радиовещания предоставляются для размещения следующих объектов :
Основы правового режима земель данной категории определены в Федеральном Законе «О связи», который был принят 20.01.1995 года . Правила охраны линий и сооружений прописаны в постановлении 71 Правительства Российской Федерации 09.06.1995 г.
Иные земли спецназначения
- Земли космической деятельности (выделяются для эксплуатации и функционирования объектов аэрокосмической отрасли);
- Земли безопасности и обороны (предназначены для обеспечения деятельности Внутренних Сил Российской Федерации и поддержания способностей оборонять государство);
- Земли иного спецназначения (законодательная база не дает точного четкого определения, однако, на законодательном уровне учитывается возможное наличие нетипичных случаев, связанных с землями).
Согласно статье 87 ЗК РФ земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения составляют самостоятельную категорию. Эти земли представляют собой земельные участки, которые используются для несельскохозяйственных целей. Объединение указанных земель в рамках одной категории обусловлено тем, что они используются для специальных нужд.
Одним из критериев отнесения земельных участков к этой категории земель является общая цель, для которой используются эти земли, - строительство и эксплуатация различных объектов недвижимости, как правило, имеющих производственное назначение. Другим критерием, на основании которого определяются эти земли, является их нахождение за пределами черты городских и сельских поселений.
Земли рассматриваемой категории подразделяются на следующие виды:
- земли промышленности;
- земли энергетики;
- земли транспорта;
- земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
- земли для обеспечения космической деятельности;
- земли для обеспечения обороны и безопасности;
- земли иного специального назначения.
Основная функция, которую выполняют эти земли, выражается в их использовании как пространственного операционного базиса, как места размещения объектов недвижимости: промышленности, транспорта, связи, энергетики и т. п. Для указанных специальных задач прежде всего должны предоставляться земли, непригодные для ведения сельского хозяйства, а при отсутствии таковых - сельскохозяйственные угодья худшего качества (ст. 79 ЗК РФ).
В земельном законодательстве установлены ограничения на изъятие земель, используемых как средство производства в сельском и лесном хозяйстве, для перевода их в состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны и иного специального назначения. В соответствии со статьей 88 ЗК РФ землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов промышленности, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Более развернуто целевое назначение земель промышленности представлено в «Методике государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения». В соответствии с этой методикой земельные участки промышленности - это земельные участки, которые используются или предназначены для следующих целей:
- для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности;
- предоставляемые организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности для разработки полезных ископаемых. Таким образом, к землям промышленности относятся земельные участки, которые предоставлены для размещения и эксплуатации предприятий металлургической, химической, обрабатывающей, горнодобывающей и других отраслей промышленности.
Иными словами, земли, занятые фабриками, заводами, шахтами, рудниками, карьерами, приисками и другими горнодобывающими предприятиями. Для промышленных предприятий характерно наличие больших производственных цехов, высокая численностью персонала, крупногабаритные сборочно-ковейерные линии и т. д. Объекты производственного назначения не могут быть многоэтажными по причине размещения в них тяжелых машин и оборудования. Техника безопасности, нормативы застройки, соображения экологической безопасности не позволяют возводить промышленные здания на ограниченной территории с целью минимизации затрат за счет сокращения площадей.
Обширная производственная инфраструктура занимает значительные по площади земельные участки, непосредственно связанные с производственной деятельностью предприятия. На одного занятого в сфере материального производства работника приходится 200-300 квадратных метров земли. После введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации проблемы, возникшие из-за несоответствия положений вновь принятого земельного законодательства положениям ранее действовавшего земельного законодательства.
Одна из таких проблем - разграничение земель промышленности и земель поселений. До принятия ЗК РФ статус земель промышленных предприятий в пределах черты поселения оставался не совсем ясным. Статья 75 Земельного кодекса РСФСР от 1991 года относила к землям застройки земельные участки, застроенные и подлежащие застройке промышленными и иными (жилыми, культурно-бытовыми и т. п.) строениями и сооружениями. В то же время наряду с другими землями специального назначения земли промышленности образовывали отдельный вид земель поселений (ст. 79 ЗК РСФСР).
Следует отметить, что положения Земельного кодекса РСФСР от 1970 года не включали в состав земель специального назначения в пределах черты поселений земли промышленности, не связанной с разработкой недр. Такие земли относились к землям застройки в составе земель городов (ст. 90 ЗК РСФСР от 1970 года). В силу существования социальных и экономических факторов на территории России множество предприятий промышленных отраслей производства или оказались построенными на окраинах городов, либо за период их деятельности городские поселения приблизились вплотную и даже окружили промышленные предприятия. Таким образом, территории ряда предприятий вошли в ранее установленные границы городской черты, и, следовательно, подпадают под предусмотренное статьей 83 ЗК РФ определение категории земель поселений как земель, используемых и предназначенных для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 85 ЗК РФ в состав земель поселений могут входить производственные зоны, под которыми в соответствии с пунктом 7 статьи 85 ЗК РФ понимаются земельные участки, предназначенные для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам. Положения статьи 88 ЗК РФ внесли существенно конкретизировали признаки, по которым предприятие следует оценивать как промышленное и, следовательно, признавать земельный участок, занятый этим предприятием, землями промышленности.
Однако в статье 87 ЗК РФ все же делается акцент на то, что землями промышленности признаются земли, расположенные за чертой поселений. В то же время указанные в статье 7 ЗК РФ категории земель являются самостоятельными и независящими друг от друга и взаимного расположения. На основании этих положений некоторыми авторами делается вывод о том, что земли промышленности, не входя в городскую черту, могут быть окруженными или примыкающими к землям поселений.
Далее следует вывод о том, что, если предприятие отвечает признакам промышленного предприятия, то такое предприятие с его земельным участком, где бы оно ни располагалось относительно земель поселений, может быть признано землями промышленности, и территория этого земельного участка должна быть исключена из территории земель поселений.
В качестве признаков промышленного предприятия называются следующие признаки:
- предприятие относится к горнодобывающей, нефтяной и газодобывающей химической, металлургической или иной специальной отраслям промышленности;
- предприятие обладает санитарно-защитной зоной, охраняемой зоной или иной зоной с особыми условиями труда.
Следовательно, если земельный участок, соответствующий указанным требованиям, вошел в городскую черту и ему присвоена категория земель поселений, то собственник вправе обратиться в соответствующий органы власти, определяемые положениями статьи 8 З ЗК РФ, с требованием изменить категорию земельного участка и привести его категорию в соответствие с существующим законодательством. Отказ в переводе земельного участка можно оспаривать в судебном порядке. Однако с указанной позицией нельзя согласиться.
Основные различия в правовом режиме характеризуемых земель вытекают из определений земель поселений и земель промышленности и иного специального назначения. В статье 87 ЗК РФ четко указано, что землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за чертой поселений и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач, права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Земельные участки, используемые в специальных целях и расположенные в пределах черты поселения, входят в состав земель поселений в качестве производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктуры, зон военных и иных подобных объектов. При этом согласно положениям пункта 7 статьи 85 ЗК РФ производственные зоны включают в себя земельные участки, предназначенные для размещения следующих объектов: промышленных, коммунальных и складских объектов, а также обеспечивающих их функционирование; объектов инженерной и транспортной инфраструктур; санитарно-защитных зон. Земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения и функционирования сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерного оборудования (п. 8 ст. 85 ЗК РФ).
Земельные участки в пределах зон военных и иных подобных объектов служат территориальным базисом для размещения военных и иных режимных объектов (п. 8 ст. 85 ЗК РФ). В общем правовой режим земельных участков промышленного и иного специального назначения в составе земель поселений подчиняется правовому режиму земель поселений в целом. Отсюда особые требования земельного и градостроительного законодательства к размерам земельных участков для специальных целей, размещению на них построек, благоустройству территории и т. п. с соблюдением градостроительной документации и правил землепользования и застройки. Таким образом, целевое назначение земельных участков не может являться единственным критерием разграничения земель промышленности и земель поселений. Думается, что в этом случае основным критерием выступает местоположение земельного участка относительно городской черты.
В тех случаях, когда целевое использование промышленного объекта или объекта специального назначения, попавшего в городскую черту, не соответствует разрешенному использованию земель поселений в соответствии с территориальным зонированием и градостроительным регламентом, указанные объекты должны не выделяться в самостоятельную территорию, окруженную городской чертой, как предлагается некоторыми специалистами, а выводиться за территорию поселения ввиду приоритета охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат (п. 3 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ).
В случаях когда целевое использование объекта промышленности или иного специального назначения на территории поселения возможно, то его использование должно подчиняться общим правилам, предусмотренным для земель поселений, с учетом территориального зонирования, и, следовательно, такой земельный участок должен быть признан относящимся к землям поселений. Таким образом, в случае если земель участок, на котором расположен промышленный объект, попадает в черту города, то это является основанием для изменения категории земельного участка.
Источник - Инвест-Недвижимость