Укрывательство от уплаты налогов. Штрафы и санкции за уклонение от уплаты налогов
За неуплату налогов УК РФ предусматривает уголовную ответственность. За уклонение от уплаты налогов могут наказать не только генерального, но и финансового директора и других сотрудников компании. Предлагаем обзор судебной практики, посвященной этой животрепещущей теме.
Когда наступает уголовная ответственность за неуплату налогов по УК РФ
В статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что предпринимательская деятельность осуществляется на свой страх и риск. Очевидно, что негативная сторона указанной деятельности сводится к привлечению к финансовой ответственности юридического лица с и возможностью привлечения к субсидиарной ответственности сотрудников компании.
При этом существующая статистика говорит о реальном снижении количества выездных налоговых проверок, а вот качество контрольных мероприятий и налогового администрирования растет.
Надо иметь в виду, что за неуплату налогов УК РФ предусматривает не только финансовую, но и уголовную ответственность. В пункте 3 статьи 32 НК РФ закреплена обязанность налоговых органов направлять материалов в следственные органы с целью рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела. Указанная ответственность наступает, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик не уплатил в полном объеме сумму недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов.
Срок направления документов составляет 10 рабочих дней с момента установления (выявления) указанных обстоятельств.
Материалы направляются следователям для проверки наличия состава одного из следующих уголовных преступлений:
- уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (статья 198 УК РФ);
- уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (статья 198 УК РФ);
- неисполнение обязанностей налогового агента (статья 199.1 УК РФ);
- сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (статья 199.2 УК РФ).
По результатам их проверки при наличии признаков преступления следователь, в соответствии со ст. 145 УПК РФ, принимают решение о возбуждении уголовного дела, о чем незамедлительно направляется уведомление в налоговый орган с приложением копии постановления.
Что считается уклонением от уплаты налогов
Как указывает Пленум ВС РФ в своем постановлении от 28.12.2006 г. № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления», общественная опасность уклонения от уплаты налогов и сборов, то есть умышленное невыполнение конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, заключается в непоступлении денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.
Под уклонением от уплаты налогов и (или) сборов, ответственность за которое предусмотрена статьями 198 и 199 УК РФ, следует понимать умышленные деяния, направленные на их неуплату в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное непоступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.
Также в постановлении называются способы уклонения от уплаты налогов и (или) сборов. Ими могут быть как действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений, так и бездействие, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных указанных документов.
Примеры дел, когда неуплата налогов привела к лишению свободы
Рассмотрим интересные судебные дела, когда наступила уголовная ответственность по УК РФ из-за неуплаты налогов.
Дело о выводе денежных средств
Так, в рамках одного из дел (постановление № 10-5817/2013 от 3 декабря 2013 г. по делу № 10-5817/2013), был вынесен обвинительный приговор генеральному директору на основании совершения преступления, предусмотренного статьей 199.2 УК РФ, и назначено наказание в виде двух лет лишения свободы. Основанием послужил вывод денежных средств через третьих лиц. Как было установлено в рамках разбирательства, обвиняемый директор общества в период времени с 01 мая 2010 года до 31 декабря 2010 года, минуя расчетные счета организации, направил на расчетные счета третьих лиц денежные средства, из них умыш¬ленно сокрыл от взыскания в счет погашения задолженности по налогам де¬нежные средства Общества в крупном размере
Дело об ответственности за неуплату налогов по УК РФ
В рамках другого дела генеральный директор общества получил срок два года лишения свободы (Зимовниковский районный суд Ростовской области, 27 февраля 2010 года). Поводом к обвинительному приговору послужили доводы о наличии недоимки у возглавляемого им юридического лица. Директору направили требования об уплате налогов, после чего было вынесено решение о приостановлении операций по счетам и выставлены инкассовые поручения на расчетные счета предприятия. При этом директор организовал расчеты, минуя расчетный счет в банке, и производил платежи и оплаты товаров, работ и услуг через расчетные счета третьих лиц по письмам в счет взаимных расчетов с расчетного счета, производственных нужд. Таким образом, имея возможность рассчитываться по другим платежным поручениям и частично погасить недоимку по налоговым платежам, генеральный директор этим не воспользовался, проводя все свои операции через другой счет. Аналогичные выводы содержатся в приговоре Хасавюртовского городского суда № 1-73/2015 от 6 августа 2015 года по делу № 1-73/2015.
Дело о ложных сведениях в налоговой декларации
В рамках уголовного дела № 1-24/13, рассматриваемого Пресненским районным судом г. Москвы, за уклонение от уплаты налогов с организации в особо крупном размере, путем включения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений к ответственности по УК РФ привлекли должностное лицо. Виновность подсудимого была подтверждена рядом доказательств и допросами свидетелей: бывшего финансового директора, заместителя начальника налоговой инспекции, проводившей проверку ООО, старшего налогового инспектора, заместителя главного бухгалтера и др., а также рядом документов по результатам проведенных налоговых проверок, обысков и выемок и других мероприятий. Наказание было назначено в виде двух с половиной лет лишения свободы.
Дело о сокрытии денежных средств
Приговором Савеловского районного суда г. Москвы от 10 декабря 2015 года директора компании привлекли к ответственности в виде лишения свободы на два с половиной года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Директора осудили за уклонение от уплаты налогов с организации. Выяснилось, что компания подавала налоговую декларацию с ложными сведениями, причем в особо крупном размере. Также руководителя привлекли за сокрытие денежных средств организации, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам, совершенное руководителем организации в крупном размере.
Дело о налоге на прибыль
Еще одна история, когда за неуплату налогов УК РФ предусматривает реальные сроки. Савеловский районный суд г. Москвы приговорил генерального директора компании к двум годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима (приговор от 02.11.2015 года). Следствие установило, что генеральный директор подал декларацию по налогу на прибыль и подтвердил расходы фиктивными документами, в результате чего организация не уплатила налога на прибыль организации в размере 5 603 444 рубля и налога на добавленную стоимость в размере 5 044 417 рублей, а всего налогов на общую сумму 10 647 861 рубль, что является особо крупным размером, поскольку превышает десять миллионов рублей и 20% подлежащих уплате сумм налогов.
Дело об уклонении от уплаты налогов
Следующее дело было рассмотрено Минераловодским городским судом Ставропольского края в октябре 2013 года по обвинению Арефьева Ф. В., являвшегося директором и учредителем ООО «КавказОпторгЦентр», в совершении умышленных действий, направленных на уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере, ответственность за которые предусмотрена п. «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ. Директор предоставил в налоговую инспекцию декларации по налогу на прибыль с заведомо ложными сведениями за 2009 год, в результате чего не уплатил в бюджет налог на прибыль организации за 2009 год в сумме 14 270 976 рублей. Доля неуплаченных ООО «КавказОпторгЦентр» налогов составила 99,88%. За данное правонарушение Арефьева Ф.В. признали виновным в совершении преступления, предусмотренного пунктом «б» части 2 статьи 199 УК РФ, и, как следствие назначили наказание в виде лишения свободы сроком на два года, без дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Дело о налоговой схеме
В ряде дел устанавливается не только сам факт неуплаты налогов, но и построение схемы ухода от налогообложения. Например, в апелляционном определении Московского городского суда от 29.02.2016 года по делу № 10-1452/2016 отмечено, что гражданин организовал работу возглавляемого им Общества по приобретению электронных компонентов у сторонних организаций и их дальнейшей реализации на внутреннем рынке. При этом ему были известны отпускные цены на данные электронные компоненты, затраты, связанные с их приобретением. А также то, что ООО имеет возможность приобретать такие товары напрямую по указанным ценам, минуя посредников, и, исходя из реально понесенных Обществом расходов, исчислять и уплачивать установленные Законодательством РФ о налогах и сборах суммы налогов, в том числе НДС и налог на прибыль. За факт уклонения и построения схемы ухода от налогообложения было назначено наказание по пункту «б» части 2 статьи 199 УК РФ в виде лишения свободы сроком на три года.
Дело без срока исковой давности
Распространилась в последнее время и практика предъявления исков к бывшим владельцам и руководителям компаний. При этом срок исковой давности, согласно ст.196 ГК РФ не применяется. Так, в апелляционном определении Московского городского суда от 15.02.2016 года по делу № 10-1723/2016 руководитель организации осужден по п. «б» части 2 статьи 199, статье 199.2 УК РФ к лишению свободы. По признанному им самим в полном объеме гражданскому иску с него в пользу бюджета РФ в лице ИФНС России взыскан причиненный преступлением ущерб. При этом, в определении было указано, что «согласно части 3 статьи 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством».
По аналогичным основаниям вынесен приговор определением Верховного суда Республики Коми от 08.10.2015 года по делу № 33-5449/2015.
Наш обзор судебной практики об ответственности за неуплату налогов по УК РФ лишний раз свидетельствует о необходимости детальной проработки не только уголовного дела, когда уже имеется состав преступления, но и необходимости постоянной диагностики текущих рисков, которые позволят минимизировать, а в ряде случаев и полностью исключить потенциальные риски в будущем.
Связанные услуги: | |А вот ты скажи мне: что это за комиссар в Бунаковской? - Он там одно время пересаливал. Парень-то он хороший, но не особенно разбирается в политической обстановке.
Да ведь лес рубят - щепки летят.
Шолохов, Тихий Дон.
Средства массовой информации, ежедневно рассказывая о пойманных коммерсантах, по чьим «липким рукам» наконец-то ударила система российского правосудия, умело сформировала образ отечественного предпринимателя – эдакого «лощеного наглеца», который c циничной регулярностью игнорирует действующее налоговое законодательство.
Для коммерческой деятельности этот образ использует «серые» и «черные» схемы, а также «прокладки», «технички», «фирмы-однодневки» - все, что угодно, лишь бы не платить законно установленные налоги и сборы. Обыватель не скрывает радости, едко комментируя «очередную палку», однако из-за шквала уголовных дел по налоговым преступлениям, у человека с непредвзятым мышлением, может возникнуть резонный вопрос - зачем при миллионных оборотах и прибыли, с которой можно легко нанять квалифицированных советников, наживать столь масштабные проблемы, которые по итогу лишают не только «наворованного», но и заработанного за все предыдущие годы.
Ведь давно уже за налоговые преступления дают хоть небольшие, но реальные сроки лишения свободы, а арбитражная практика по налоговым спорам в 8 из 10 случаев складывается в пользу фискалов с сохранением почти всех финансовых санкций. Путем компенсации убытков виновными лицами, а также через использование рычагов банкротства серьезно усовершенствован и сам механизм взыскания выявляемых налоговых недоимок.
Почему пополняются ряды налоговых уклонистов среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, как волею случая не попасть в их число и что делать, если идут мероприятия налогового контроля, грозящие обернуться уголовным преследованием – ответам на эти вопросы и посвящен данный материал.
Обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы установлена Конституцией и регламентирована налоговым кодексом РФ. Субъекты предпринимательской деятельности самостоятельно ведут в установленном порядке учет своих доходов, расходов и объектов налогообложения, а также представляют в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), на основании которых производят платежи в бюджет ().Для проверки их полноты и своевременности, налоговыми органами проводятся мероприятия налогового контроля, в том числе выездные и камеральные налоговые проверки.
Практика показывает, что большинство выявляемых нарушений налогового законодательства, ведущих к значительным налоговым доначислениям, делается в результате признания необоснованными вычетов по налогу на добавленную стоимость и неправомерным включения тех или иных расходов в уменьшение налогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль (для ИП в налогооблагаемую базу по НДФЛ).
Происходит это по причине выявления у проверяемых налогоплательщиков сделок с «проблемными» организациями - не отвечающих на запросы налоговиков, не предоставляющих отчетность и (или) не уплачивающих налоги в полном объеме; оформленных на номинальных лиц и т.д.
При этом налоговый орган обычно делает вывод о получении «необоснованной налоговой выгоды» в виду не проявления налогоплательщиком «должной осмотрительности» и «разумного риска» при выборе контрагентов, в связи с чем, сделки с ними признаются совершенными только для махинаций с налогами. (Дело № А40-237680/15 АС г. Москвы, Дело № А40-30953/16 АС г. Москвы)
Вместе с тем, в действующем законодательстве отсутствуют такие понятия, как «разумный риск при выборе контрагента», «должная осмотрительность» и «налоговая выгода».
Указанные термины, повсеместно используемые при описании налоговых правонарушений являются результатом судебного правотворчества и были введены в оборот Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»:
Под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета...
Факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.Н
алоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.
Несмотря на выпущенные разъяснения, решения арбитражных судов по налоговым спорам, мягко говоря, не отличаются последовательностью, в большинстве случаев принимая сторону налоговиков, много реже налогоплательщиков.
(Дело №А12-27800/2015 АС Волгоградской области Дело
N
А60-4982/2015 АС Свердловской области Дело №А55-31171/2015 АС Самарской области)
Федеральная Налоговая Служба, в своих письменных ответах на прямой вопрос, задаваемый субъектами предпринимательской деятельности – «отвечает ли налогоплательщик за действия своих контрагентов и где предел такой ответственности» рекомендует проявлять должную осмотрительность и разумный риск через доступные данные:
- Достоверность регистрации в ЕГРЮЛ
- Срок регистрации контрагента
- Проверка полномочий руководителя/представителя
- Проверка данных участников/ учредителей
- Проверка адреса местонахождения
- Проверка организации по «черным спискам» ФНС и антимонопольной службы
- очевидные свидетельства того, что контрагент имеет действительную возможность выполнить условия сделки с учетом необходимого времени
- Наличие лицензий, разрешительных документов, допусков СРО
- Содержание бухгалтерской и налоговой отчетности
- Наличие взаимозависимости, аффилированности с конрагентом
Можно воспользоваться специализированным программным обеспечением, собрать все необходимые данные и документы, максимально возможно проверить контрагента, однако панацеей от будущих налоговых претензий, такая проверка не является:
При этом наличие выписки из ЕГРЮЛ в отношении какого-либо контрагента подтверждает только факт его государственной регистрации в установленном порядке и не может автоматически являться достаточным или единственным подтверждением должной осмотрительности и осторожности налогоплательщика при выборе контрагента. Кроме того, даже в случае представления налоговой отчетности контрагентами ее достоверность, а также реальность осуществления ими финансово-хозяйственной деятельности можно подтвердить только после проведения выездной налоговой проверки.
(из письма ФНС
N
ЕД-4-2/4124 от 16.03.2015г)
Учитывая, что предпринимательская деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами самостоятельно и на свой риск, налоговые органы не несут ответственности за выбор налогоплательщиком контрагентов и возможное в связи с этим наступление для него неблагоприятных последствий, в том числе налоговых.
(Из письма ФНС от 24 июня 2016 г. N ЕД-19-15/104)
То есть, если при мероприятиях налогового контроля выяснится, что контрагент не исполнил свои налоговые обязательства в полном объеме, то претензии к проверяемому субъекту предпринимательской деятельности, предъявят независимо от того, насколько тщательно им была проявлена должная осмотрительность и какие документы имеются в отношении проблемного контрагента. Если претензий к контрагенту нет, то изучать, была ли проявлена должная осмотрительность, налоговики не будут.
Кроме того, учитывая, что проверяют прошлые периоды, то вполне вероятно, что многие организации, с которыми проверяемый налогоплательщик совершал сделки год, два, три назад, лишились своей добросовестности, воспользовавшись так называемой услугой «альтернативной ликвидации», которая крайне популярна в нашей стране - то есть поменяли директора и участников на номинальных, реорганизовались, слились и т.д., мутировав тем самым в «помойки», помирающие на «адресах массовой регистрации», не сдающих отчетность и не отвечающие на запросы, со всеми вытекающими из этого претензиями налоговиков к их контрагентам.
Еще один момент чистой «подставы» своих контрагентов, имея наработанную репутацию в деловых кругах, пользоваться услугами «готовых ООО с номинальными директором и учредителем».
В зависимости от характера налогоплательщика, выявление сделок с проблемными контрагентами влечет признание необоснованным включения расходов по сделкам с ними в состав затрат, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (ндфл для ИП), признание необоснованными налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, снятию расходов по налогу, уплачиваемому всвязи с применением упрощенной системы налогобложения, с привлечением к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа () и начислением пени за весь период просрочки выявленной недоимки ().
Поэтому последствия любой выездной налоговой проверки – это прежде всего финансовые санкции за недобросовестных контрагентов, сделки с которыми, по мнению налогового органа, налогоплательщик использовал исключительно для получения необоснованной налоговой выгоды. И, несмотря, на презумпцию невиновности и добросовестности налогоплательщика, на деле именно ему приходится доказывать иное.
(Дело № А57-22809/2014 АС Саратовской области
)
Уклонение от уплаты налогов по ст. 198 и
Налоговое преступление отличается от налогового правонарушения прежде всего степенью общественной опасности (размером выявленной недоимки). Пункт 3 обязывает инспекцию передавать в следственные органы необходимые материалы для возбуждения уголовного дела, если исходя из размера выявленной недоимки можно предположить, что совершено преступление:
Ст. 198 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица»
Крупный размер
-
сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 900 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 2 700 000 рублей.
Особо крупный размер
-
сумма, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 4 500 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 30 500 000 рублей.
«Уклонение от уплаты налогов и (или сборов) с организации»
Крупный размер
-
сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 5 000 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 15 000 000 рублей.
Особо крупный размер
-
сумма, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 15 000 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 45 000 000 рублей.
Стоит отметить, что поводом для возбеждения уголовных дел по ст. 198 и могут служить и заявление о преступлении, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из различных источников (в том числе средств массовой информации), постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, а также явка с повинной. Но именно результаты налоговых проверок в подавляющем большинстве случаев служат поводом для возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям.
Порядок передачи материалов инспекцией в следственные органы следующий:
- По акту налоговой проверки выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за нарушения, состоящие в неуплате налогов в крупном или особо крупном размере.
- После вступления решения в законную силу, инспекцией выставляется требование с предложением погасить образовавшуюся недоимку.
- В случае неисполнения данного требования, по истечении двух месяцев налоговый орган передает материалы проверки в Следственный комитет для возбуждения уголовного дела (п. 3 ст. 32, абз. 3 п. 4 ).
Алгоритм, стратегия и тактика защиты
В этом случае, общим для арбитражного и возможного уголовного разбирательства, будет являться объективная сторона налогового правонарушения, которая отражена в акте налоговой проверки. Акт служит как основанием для возбуждения уголовного дела по ст. 198 и , так и основанием для предъявления иска в арбитражный суд. Выбор стратегии в первую очередь зависит от характера налогоплательщика – есть ли что скрывать, соответствуют ли претензии налоговых органов реальному положению дел, не носит ли проверка предвзятый характер и т.д.
Вопросы о том, стоит ли вне рамок правового поля договариваться с должностными лицами, «заносить», представляется бессмысленным, учитывая крайне суровые санкции по ст. 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ. И прежде чем начинать какой-то диалог с должностными лицами, рекомендуется еще раз их перечитать и, желательно, вместе с комментариями.
Немаловажен тот факт, что налоговики тщательно готовятся к каждой выездной налоговой проверке, еще до ее официального начала по нескольку месяцев собирая необходимые данные, а уже непосредственно, в течение самой проверки уже добирают необходимые доказательства на уже имеющиеся у них факты.
Задача проверяемого налогоплательщика, в свою очередь, не менее тщательно проверить предоставляемые инспекторам документы и необходимые пояснения, а также как минимум убедиться, что тоже самое сделали бывшие и текущие деловые партнеры. Тактика оспаривания налоговых претензий строится по принципу - чем раньше выявлена проблема, тем проще ее решить.
Некоторые приемы защиты от налоговых претензий:
- При получении акта по результатам проведенной проверки, в случае несогласия с фактами, изложенными в нем, налогоплательщик имеет право на предоставление своих письменных возражений. Не секрет, что есть практика, когда проверяющие инспектора сами предлагают «добровольно» согласится на тот или иной размер выявленной недоимки, в противном случае давя возможностью проведения дополнительных мероприятий налогового контроля. Понятно, что соглашаться или нет, зависит от того, что уже фактически отражено в акте и что еще может в нем гипотетически появится.
- После рассмотрения возражений, налоговый орган выносит либо решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения (или об отказе в привлечении), либо назначает дополнительные мероприятия налогового контроля.
- В течение месяца со дня вручения обжалуемого решения налогоплательщик имеет право подать апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган. Пока она не будет рассмотрена, решение налогового органа не вступит в законную силу.
- В жалобе отражаются возможные процедурные нарушения, допущенные налоговиками. Указываются арифметические ошибки и явные ляпы.
- Содержание жалобы зависит от качества доказательственной базы налогового органа. По проблемным контрагентам это могут любые факты, подтверждающие проявление должной осмотрительности. Кроме того, к жалобе следует приложить ранее непредставленные документы.
- Апелляционная жалоба на решение налогового органа рассматривается в течение месяца со дня ее получения (в некоторых случаях срок увеличивается до двух). В результате ее рассмотрения вышестоящий налоговый орган может либо оставить решение налогового органа без изменения (жалобу – без удовлетворения), либо отменить или изменить решение (что на практике происходит достаточно редко).
- После этого оформляется исковое заявление об оспаривании ненормативного акта налогового органа и с приложением всех необходимых документов, оно направляется в Арбитражный Суд. Как правило, содержание искового заявления в большей степени повторяет содержание апелляционной жалобы.
- К исковому заявлению прикладывается ходатайство о принятии обеспечительных мер, которое при его удовлетворении, приостанавливает любые действия налогового органа по взысканию начисленной недоимки, в том числе передачу материалов в следственные органы. Стоит отметить тот факт, что есть некоторые судьи особенно негативно воспринимают позицию налогоплательщика и крайне неохотно идут на удовлетворение ходатайств об обеспечительных мерах, поэтому иногда полезно пользоваться нюансами процессуального права.
- В арбитражном процессе следует представить максимально полную доказательственную базу, отражающую как прямые, так и косвенные факты, свидетельствующие о незаконности результатов (доначислений) по проверке.
- Скорее всего, судья, при рассмотрении налогового спора, каждый аргумент, представленный налогоплательщиком, будет рассматривать через призму текущего бюджетного дефицита и необходимости его пополнения, однако состязательность, процессуальное равноправие сторон арбитражного процесса и непосредственность исследования доказательств никто не отменял.
- Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения составляет 3 года. То есть, если со дня, следующего после окончания соответствующего налогового периода, в котором было совершено налоговое правонарушение, прошло более трех лет, налогоплательщик не может быть привлечен ответственности.
- Преступления, ответственность за которые предусмотрена ч.1 и
Взносы по налогам – основная часть доходов, систематически поступающих в бюджет государства. Это безвозмездные, обязательные и принудительные взносы, величину которых налогоплательщики пытаются уменьшить. Причем некоторые организации, предприниматели используют для этого не только законные, но и противозаконные схемы.
Под данным понятием подразумевается сокрытие декларации либо другой отчетности для проверки, а также отражение в документах неверной информации. Согласно УК РФ ст. 199 уголовное преследование наступает только, если от налоговой инспекции была скрыта крупная или особая крупная сумма, подлежащая к уплате.
Существует множество способов, позволяющих не платить или снизить сумму налога. Вот несколько видов уклонений:
- Подмена, аннулир ование накладных после получения прибыли от розничной продажи. Первичные бумаги искажаются либо уничтожаются, за счет чего не вся прибыль отображается в отчетной документации.
- Выручка , от продажи продукции доверенными лицами, проводится не в полном размере или не фиксируется вообще. Предприятие передает третьей стороне товар вместе со счет-фактурой. После того как покупатель вносит выручку наличными средствами, документы уничтожаются или переделываются, а сумма разницы не проводится. Таким образом, снижается величина налога.
- Физическое лицо, при сдаче жилого помещения в аренду, не отображает полученный доход в декларации, тем самым отстраняясь от уплаты обязательного платежа.
Все возможные нарушения перечислить невозможно, поскольку существует множество видов уклонений от уплаты налога. Но при выявлении подобных нарушений налогоплательщику может грозить ответственность согласно НК и УК РФ.
Правовое регулирование вопроса
Правонарушений в сфере налогообложения – огромное количество. Начиная о самого простого несвоевременного предоставления отчетности в ИФНС до сокрытия существующего имущества от службы приставов.
Уклонение от внесения налогов имеет определенный УК РФ состав преступления :
- основной объект – определенное государство и доходная часть бюджета;
- субъект – предприятие либо лицо, совершившее незаконное действие;
- объективная сторона – совершенные действия в отношении главного объекта, которые стали причиной ущемления его интересов, закрепленных законодательством (снижена прибыль бюджета);
- субъективная сторона – мотив, вина, эмоции и цель субъекта по отношению к осуществляемому действию.
Согласно ст. 199 при совершении умышленного противоправного деяния, уголовная ответственность наступает только в том условия, если от государства были скрыты доходы особого крупного или крупного размера.
Признаки финансовых преступлений
Согласно статьям 199, 198 УК РФ уклонение от внесения обязательных платежей компаниями, физическими лицами проявляются при определенных действиях:
Для физических лиц (УК РФ ст. 198) величина недоимки:
- крупный показатель – более 600 тыс. руб. за три года, при условии, что некоторая часть неуплаченных платежей более 10%, или выше 1,8 млн.;
- особо крупная величина – более 3-х млн., при невыплаченных взносах более 5% или 9 млн.
Для компаний, предприятий (УК РФ ст. 199):
- крупный размер – более 2-х млн. за 3 года, при 10% неуплаченных платежей или свыше 6 млн.;
- особо крупный размер – свыше 10 млн. за эквивалентный период времени, при скрытии платежей более 5%, то есть свыше 30 млн.
Но, если один из элементов состава совершенного преступления отсутствует, тогда невозможно отнести его к одной из перечисленных статей. Причем особое значени е имеет сумма фактического убытка . Если ущерб государству намного ниже, указанных сумм, то ответственность предприятию, компании согласно УК не грозит. Тогда судебные инстанции ограничиваются взысканием долгов за счет денежных средств, имущества нарушителя, штрафов.
Если налогоплательщик не довел свое преступное деяние до логического завершения и по истечении обязательного срока взноса перечислил положенную сумму в бюджет, тогда состав преступления отсутствует, а осуществленные действия классифицируются как отказ от завершения преступления.
Возможные схемы уклонения от налогов
Избежать уплаты налогов можно различными способами, которые в большинстве случае противозаконны:
- Использование организаций-однодневок : предприятие перечисляет деньги на счет фирмы за предоставление услуг. Затем определенная сумма снимается со счета, а фирма аннулируется. Такие ИП открываются на лиц, введенных в заблуждение или имеющих проблемы с алкоголем.
- Привлечение финансово-кредитной организации . Очень часто сделки по обналичиванию денег проводят некоторые банки.
- Перевод средств на расчетные счета физических лиц . Гражданин открывает вклад в финансовой организации, предприятие перечисляет на него деньги, затем владелец вклада снимает средства, закрывает его.
- Использование материнского капитала. Осуществление недостоверных сделок приобретения-продажи недвижимости.
Во всех случаях, данные схемы, позволяющие избежать уплаты налогов или снизить сумму платежа, противозаконны.
В отношении кого могут быть назначены санкции
За уклонение от внесения обязательных платежей несут ответственность налогоплательщики , в лице которых могут выступать:
- компании, предприятия;
- физические лица;
- индивидуальные предприниматели.
Наказания для компаний и физлиц не отличаются по строгости. Степень ответственности будет определена на основании суммы налога, неуплаченного в бюджет.
Если преступление совершается налогоплательщиками, к которым относятся не только физические лица, но компании, тогда к уголовной и административной ответственности за преднамеренное уклонение привлекаются только физлица (ведь в организации принимают решения граждане, занимающие определенные должности).
Меры ответственности налогоплательщиков
Санкции в отношении физических лиц и компаний могут быть применены согласно НК РФ, Уголовного Кодекса и КоАп РФ.
Налоговый кодекс
Санкции накладываются в форме штрафов . Подобный вид наказания увеличивает доходную часть бюджета. Если плательщик налогов задолжал крупную сумму, то ему придется отвечать по статьям, содержащимся в УК РФ. Но от уплаты платежей, штрафов он не освобождается.
Санкции согласно НК РФ:
- Непредставление налоговой отчетности (ст. 199): 5% от суммы обязательного платежа. Но штраф не может быть менее 1 тыс. руб. и более 30% от невыплаченного взноса .
- Если сумма величина налога была занижена или неверно рассчитана (ст. 122) – 20%. При умышленном деянии – 40%.
Санкции на основании КоАп
Здесь предусмотрена ответственность при несвоевременном предоставлении декларации. При этом наказание может быть применено только в отношении должностного лица. Штраф от 300 до 500 рублей .
Что предусматривает УК РФ:
Санкции и ответственность по совершенному деянию определит суд. При этом будет учитываться величина ущерба, причиненного государству, отягощающие и смягчающие обстоятельства, степень ответственности обвиняемого.
На протяжении, какого периода времени могут быть предъявлены претензии
В НК при определении возможности использования определенного вида наказания могут быть применены несколько сроков давности:
- привлечение к официальной ответственности (ст. 113);
- наложение штрафных санкций (ст. 115).
Ответственность по УК РФ нарушителю грозит только на протяжении 3-х лет, по окончанию налогового отчетного периода, в котором факт правонарушения был установлен. Соответственно и налоговая проверка охватывает только три года. Но ФНС может составить соответствующий акт о приостановлении дела (если будет доказано, что налогоплательщик специально тянет время).
С момента принятия решения налоговой службой о привлечении к ответственности налогоплательщика начинает отсчет срока давности. Для начала ответственному лицу направляется извещение с указанием суммы налога, штрафа и срока исполнения обязательств перед государством.
Если компания, физлицо не выполняет требования ФНС, то она имеет право:
- принять решение о наложении штрафных санкций самостоятельно о начислении штрафа на протяжении 2-х месяцев;
- обратиться в судебные инстанции с соответствующим заявлением в течение 6 месяцев.
Исчисление сроков начинается с момента окончания периода , выставленного в официальном требовании о внесении штрафа и обязательного платежа.
Ответственность и штрафы при уклонении от исполнения обязательств по налогам перед государством достаточно жестки. Целесообразнее оптимизировать режим налогообложения и на законных основаниях налоговое бремя. Тем самым уменьшив возможные риски, связанные с неуплатой налога в полном или частичном размере.
Государственный бюджет формируется, по большей части, из налогов и сборов, полученных с граждан и . Разумеется, невыплаченные налоги пагубно сказываются на государственной казне и социальных выплатах, выдаваемых из нее.
При особо крупном размере максимальный штраф достигает 500 000 рублей, а срок лишения свободы – 3 года.
Еще больше полезной информации по вопросу различных видов ответственности за неуплату налогов содержит видео ниже:
Судебная практика по ст. ст 198 УК РФ за уклонение от уплаты налогов физическими лицами
Если физлицо впервые нарушило закон и готово возместить размер налога со всеми штрафами и пенями, то по 198 статье его могут не призывать.
Однако даже если суд и назначается, гражданам, чаще всего, удается обойтись штрафом. В некоторых случаях выносится условное наказание с испытательным сроком. Такая мера как лишение свободы применяется крайне редко.
А этот видеоролик содержит случай из практики применения статья 198 УК РФ:
И.Н. Маслова
Уплата законно установленных налогов и сборов является конституционной обязанностью, что закреплено ст. 57 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый должен платить законно установленные налоги и сборы. Умышленное невыполнение данной конституционной обязанности, влекущее непоступление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, - это общественно опасное явление. Государство старается регулировать этот процесс путем принятия законов и других законодательных и нормативных актов по различным видам налогов, а также путем введения ответственности за нарушение, в том числе налогового законодательства.
Финансовая ответственность за уклонение от уплаты налогов является наиболее распространенным видом ответственности, о котором знают практически все плательщики налогов. Об ответственности же уголовной говорят значительно реже, но это не делает ее менее действенной. Поэтому в данной статье хотелось бы напомнить налогоплательщикам и об этом виде ответственности за уклонение от уплаты налогов, а также разъяснить некоторые вопросы, относящиеся к данной теме, применительно к наступившему налоговому периоду - 1998 году.
Любая ответственность устанавливается соответствующим документом - в данном случае Уголовным кодексом Российской Федерации (далее - УК РФ), в котором предусмотрены следующие основные статьи, регулирующие такую ответственность, - статья 198 “Уклонение гражданина от уплаты налога” и статья 199 “Уклонение от уплаты налогов с организаций”.
Статья 198 УК РФ предусматривает ответственность граждан за совершенное в крупном размере уклонение от уплаты налогов, которая выражается в применении штрафа в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательных работ на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишения свободы на срок до одного года за уклонение гражданина от уплаты налога путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах. За то же деяние, совершенное лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты налога, либо совершенное в особо крупном размере, предусмотрен штраф в размере от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти месяцев до одного года либо лишение свободы на срок до трех лет.
За неуплату налогов предприятиями и организациями уголовную ответственность в соответствии со ст. 199 УК РФ несут должностные лица этих предприятий и организаций. Уголовная ответственность, применяемая согласно этой статье, может выражаться в лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо аресте на срок от четырех до шести месяцев, либо лишении свободы на срок до трех лет; за то же деяние, совершенное неоднократно, предусмотрено лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Рассматривая вышеуказанные статьи УК РФ, можно заметить как существующие в их содержании различия, так и понятия, являющиеся общими для них. Общими, например, являются условия наступления ответственности, объекты налогообложения, за неотражение или искажение данных о которых может наступить уголовная ответственность. Общим является также определение понятий “доходы” и “расходы”. Среди различий - степень, формы и размеры уголовной ответственности, субъекты налогообложения и т.д.
Субъектом преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ, является физическое лицо - гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин либо лицо без гражданства - достигшее шестнадцатилетнего возраста, имеющее облагаемый налогом доход и обязанное в соответствии с законодательством представлять в целях исчисления и уплаты налога в органы налоговой службы декларацию о доходах.
К организациям, о которых говорится в ст. 199 УК РФ относятся все указанные в налоговом законодательстве плательщики налогов, за исключением физических лиц.
Особенность заключается в том, что как по одной, так и по другой рассматриваемой статье ответственность несут граждане, которые выступают (ст. 198 УК РФ) как физические лица - самостоятельные налогоплательщики, так и в качестве должностных лиц предприятий и организаций, несущих ответственность за неуплату ими налогов.
Необходимо определить, что является обязательным условием наступления уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов в соответствии с перечисленными статьями и в чем оно может выражаться. Обязательным условием, которое может выражаться как в действиях, так и в бездействии, является установление крупного или особо крупного размера неуплаченного налога. При определении в денежном выражении размера неуплаченного налога, являющегося основанием для того, чтобы оценить содеянное по части 1 или 2 ст. 198 УК РФ как уклонение гражданина от уплаты налога, совершенное в крупном размере, принимается сумма неуплаченного налога, превышающая двести минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере - превышающая пятьсот минимальных размеров оплаты труда.
При определении размера неуплаченного налога по части 1 ст. 199 УК РФ, то есть при уклонении от уплаты налогов с организаций, крупным размером неуплаченного налога признается сумма, превышающая одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.
При определении этих сумм следует исходить из минимального размера оплаты труда, который действовал на момент окончания указанных налоговых преступлений.
При этом возникает вопрос: как определять крупный размер неуплаченного налога - по размеру одного неуплаченного налога или по нескольким его видам? По смыслу закона уклонение от уплаты налогов с организаций может быть признано совершенным в крупном размере как в случаях, когда сумма неуплаченного налога превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда по какому-либо одному из видов налогов, так и в случаях, когда эта сумма является результатом неуплаты различных видов налогов.
Продолжая читать указанные статьи УК РФ, обращает на себя внимание фраза “включение в декларацию (бухгалтерские документы) заведомо искаженных данных о доходах или расходах”, присутствующая в обеих статьях. Первый вопрос, который при этом возникает: что понимается под “включением в декларацию заведомо искаженных данных о доходах и расходах”, а также под “сокрытием других объектов налогообложения”? Под включением в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах следует понимать умышленное указание в декларации любых, не соответствующих действительности сведений о размерах доходов и расходов.
Без определения понятий “доходы” и “расходы”, а также “другие объекты налогообложения” в данном случае не обойтись, поэтому следует уточнить, что же такое доходы и расходы.
Начнем с расходов. Расходы - это понесенные гражданином затраты, влекущие в предусмотренных налоговым законодательством случаях уменьшение налогооблагаемой базы.
Доходы - это совокупный (общий) доход, полученный гражданином в календарном году как в денежной форме (в валюте Российской Федерации или иностранной валюте), так и в натуральной форме, в том числе в виде материальной выгоды. В целом доходы можно разделить на три большие группы:
доходы, полученные в денежной форме;
доходы, полученные в натуральной форме;
доходы, полученные в виде материальной выгоды.
В отношении первых двух групп доходов - полученных в денежной и натуральной форме - как правило, вопросов не возникает. По второй группе следует только учитывать, что доходы, полученные в натуральной форме, учитываются в составе совокупного годового дохода по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по свободным (рыночным) ценам на дату получения дохода; по доходам в иностранной валюте - то, что эти доходы для целей налогообложения пересчитываются в рубли по курсу Банка России, действовавшему на дату получения дохода, а уплата налога с таких доходов производится плательщиками в рублях или по их желанию в иностранной валюте, покупаемой Банком России.
О доходах же, полученных в виде материальной выгоды, следует сказать отдельно, так как налогообложение этой составной части совокупного дохода вызывает, как правило, наибольшие трудности, а отсюда наибольшая вероятность того, что при этом будут допущены ошибки. Какие именно доходы, полученные в виде материальной выгоды, подлежат учету при налогообложении, а какие нет определено подпунктами “н”, “ф” и “я.13” п. 1 ст. 3 Закона РФ от 07.12.91 N 1998-1 “О подоходном налоге с физических лиц”, а именно:
1) не включаются в совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период:
проценты и выигрыши по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также по облигациям и ценным бумагам, выпущенным органами местного самоуправления;
проценты и выигрыши по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, открытым в рублях, - если проценты выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из ставки рефинансирования, установленной Банком России, действовавшей в течение периода существования вклада, а в иностранной валюте, - если проценты выплачиваются в пределах 15 процентов годовых от суммы вклада (сумма материальной выгоды, превышающая указанные выше размеры, подлежит налогообложению у источника выплаты отдельно от других видов доходов);
2) не включаются в совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, суммы страховых вы-плат физическим лицам по обязательному страхованию; по договорам добровольного долгосрочного (на срок не менее пяти лет) страхования жизни (в том числе добровольного пенсионного страхования); по договорам добровольного имущественного страхования и страхования ответственности в связи с наступлением страхового случая; в возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов страхователей или застрахованных лиц; в остальных случаях, если суммы страховых выплат по договорам добровольного страхования окажутся больше сумм, внесенных физическими лицами в виде страховых взносов, увеличенных страховщиками на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования, установленной Банком России на момент заключения договора страхования, материальная выгода в виде разницы между этими суммами подлежит налогообложению у источника выплаты отдельно от других видов доходов; во всех случаях суммы страховых взносов подлежат налогообложению в составе совокупного годового дохода, если они вносятся за физических лиц из средств предприятий, учреждений, организаций или иных работодателей, за исключением случаев, когда страхование своих работников производится работодателями в обязательном порядке в соответствии с законодательством и по договорам добровольного медицинского страхования при отсутствии выплат застрахованным физическим лицам;
3) не включается в совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, материальная выгода в виде экономии на процентах при получении заемных средств от предприятий, учреждений, организаций, а также физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей, если:
а) процент за пользование такими средствами в рублях составляет не менее двух третей от ставки рефинансирования, установленной Банком России;
б) процент за пользование такими средствами в иностранной валюте составляет не менее 10 процентов годовых; материальная выгода в виде положительной разницы между суммой, исчисленной исходя из двух третей ставки рефинансирования, установленной Банком России, по средствам, полученным в рублях, или исходя из 10 процентов годовых по средствам, полученным в иностранной валюте, и суммой фактически уплаченных процентов по полученным заемным денежным средствам подлежит налогообложению в составе совокупного годового дохода физических лиц; налогообложению подлежит сумма материальной выгоды, исчисленная на начало отчетного года с той части заемных средств, которая осталась невозвращенной на момент уплаты процентов за пользование этими средствами; не облагаются подоходным налогом заемные средства, полученные физическими лицами на льготных условиях на строительство (приобретение) жилого дома или квартиры в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления.
Далее необходимо определить, что включает в себя выражение, фигурирующее в ст. 199 УК РФ, - “другие объекты налогообложения”. Согласно Закону РФ от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” (с учетом изменений и дополнений) и законодательным актам о конкретных видах налогов к другим объектам налогообложения помимо доходов (прибыли) относятся стоимость определенных товаров, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, добавленная стоимость продукции (работ, услуг), доходы от биржевой и страховой деятельности и прочие. Сокрытие указанных и других объектов налогообложения может выражаться как во включении в бухгалтерские документы и налоговую отчетность заведомо искаженных сведений, относящихся к этим объектам, так и в умышленном непредставлении в налоговые органы отчетной документации о таких объектах.
Физическим лицом могут быть получены доходы во всех перечисленных выше формах. Это правомерно и при осуществлении им любых видов предпринимательской деятельности, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат налогообложению. При этом нередко встречаются случаи осуществления предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования. Такая ситуация может также стать причиной возникновения уголовной ответственности в случаях, когда это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. Уголовная ответственность за такую деятельность установлена в виде штрафа в размере от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет. Если то же деяние совершено организованной группой, сопряжено с извлечением дохода в особо крупном размере или совершено лицом, ранее судимым за незаконное предпринимательство или незаконную банковскую деятельность, наказание меняется: либо штраф в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового. При этом доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает двести минимальных размеров оплаты труда, а доходом в особо крупном размере - доход, сумма которого превышает пятьсот минимальных размеров оплаты труда. Данные положения отражены в ст. 171 УК РФ.
Таким образом, действия виновного, занимающегося предпринимательской деятельностью без регистрации или без специального разрешения либо с нарушением условий лицензирования и уклоняющегося от уплаты налога с доходов, полученных в результате такой деятельности, надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных соответствующими частями ст. 171 и 198 УК РФ.
Ст. 199 УК РФ затрагивает тему ответственности за уклонение от уплаты налогов с организаций. Именно эта тема вызывает наибольшее количество вопросов, основные из которых и хотелось бы рассмотреть.
Согласно ст. 199 УК РФ к ответственности могут быть привлечены должностные лица организаций и предприятий: руководитель организации - налогоплательщика и главный (старший) бухгалтер, лица, фактически выполняющие обязанности руководителя и главного (старшего) бухгалтера, а также иные служащие организации - налогоплательщика, включившие в бухгалтерские документы заведомо искаженные данные о доходах или расходах либо скрывавшие другие объекты налогообложения.
Однако виновным может быть признано не только лицо, непосредственно осуществлявшее преступное деяние. Перечисленные лица могут быть как непосредственными исполнителями рассматриваемых преступлений, так и их организаторами или лицами, склоняющими других к совершению преступления. В этих случаях лица, организовавшие совершение преступления, о котором идет речь в ст. 199 УК РФ, или руководившие этим преступлением либо склонившие к его совершению руководителя, главного (старшего) бухгалтера организации - налогоплательщика или иных служащих этой организации, или содействовавшие совершению преступления советами, указаниями и т.п., несут ответственность как организаторы, подстрекатели или пособники по ст. 33 и соответствующей части ст. 199 данного Кодекса.
Для того чтобы снять возникающие вопросы, необходимо уточнить, что представляет собой этот круг лиц.
Основным лицом при совершении преступления является, конечно, исполнитель. Остальные лица, принимавшие в нем участие, - соучастники.
Соучастниками преступления признаются организатор, подстрекатель и пособник.
Исполнитель - это лицо, непосредственно совершившее преступление либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами (соисполнителями), а также лицо, совершившее преступление посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств, предусмотренных Уголовным кодексом.
Организатором признается лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, а также лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество либо руководившее ими.
Подстрекатель - это лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом.
Пособник - лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем.
Как уже было отмечено, все эти лица, так или иначе принимавшие участие в совершении преступления, - в данном случае уклонении от уплаты налогов - несут соответствующую уголовную ответственность.
Соучастниками в совершении преступления могут быть должностные лица любых предприятий и организаций, в том числе должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые, как это ни печально, могут умышленно содействовать уклонению от уплаты налогов. Это содействие может быть направлено как на физическое, так и юридическое лицо. Действия должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, которыми они умышленно содействовали уклонению от уплаты налогов гражданином или с организации, рассматриваются как соучастие в совершении преступления, то есть в соответствии с уже упомянутой ст. 33 УК РФ и соответствующей части ст. 199 (или ст. 198 Уголовного кодекса, когда речь идет об уклонении гражданина от уплаты налога).
Упомянутые должностные лица могут действовать при этом из корыстной или иной личной заинтересованности. В таких случаях указанные действия квалифицируются по соответствующим статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за совершение преступлений против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Прежде всего это злоупотребления должностными полномочиями, которые в соответствии со ст. 285 УК РФ делятся на три группы:
1) использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет;
2) то же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а также главой местного самоуправления, наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
3) если же деяния, предусмотренные частями первой или второй этой статьи, повлекли тяжкие последствия, то наказание - лишение свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Еще более тяжкими преступлениями упомянутого характера считаются те, которые квалифицируются как получение взятки, а также как служебный подлог.
Дача должностному лицу взятки лично или через посредника в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера может быть осуществлена за действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию). Кроме того, дача взятки должностному лицу может быть произведена за незаконные действия (бездействие). Получение должностным лицом взятки по таким мотивам наказывается либо штрафом определенного размера, либо лишением свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в течение какого-то срока.
Что касается служебного подлога, то он состоит во внесении должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности, что также является уголовно наказуемым.
Таков характер этих преступлений.
Рассматривая далее ст. 199 УК РФ, следует обратить внимание на ответственность субъектов преступления, установленную в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, что предусмотрено частями 1 и 2 данной ст. 199. При назначении наказания в виде лишения права занимать определенные должности следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 47 УК РФ это наказание не может быть назначено лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации. Им может быть назначено только наказание в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с выполнением этих функций. Назначение же наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено только тем лицам, которые занимают должности на государственной службе или в органах местного самоуправления.
При этом существует особенность, которая заключается в том, что наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не может быть назначено лицу, осужденному по данному закону, в качестве дополнительного наказания к другим видам наказаний, поскольку лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью предусмотрено санкцией части первой ст. 199 УК РФ в качестве основного наказания.
Может ли быть не применено обязательное дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, предусмотренное частью второй ст. 199 рассматриваемого Кодекса? Да, но это может иметь место лишь при наличии некоторых условий: при наличии исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступления, ролью виновного, его поведением во время или после совершения преступления, и других обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, а равно при активном содействии участника группового преступления раскрытию этого преступления. наказание может быть назначено ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей статьей Кодекса, или суд может назначить более мягкий вид наказания, чем предусмотрен этой статьей, или не применить дополнительный вид наказания, предусмотренный в качестве обязательного; исключительными могут быть признаны как отдельные смягчающие обстоятельства, так и совокупность таких обстоятельств. Мотивы такого решения суда должны быть в обязательном порядке отражены в приговоре.
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - это достаточно суровый вид наказания, но не единственный. Необходимо рассмотреть еще один вид наказания за уклонение от уплаты налогов. Правда, он предусмотрен только ст. 198 УК РФ, а значит касается физических лиц, уклоняющихся от уплаты налогов. Речь идет о штрафе. Определение этого вида наказания дается в ст. 46 УК РФ, согласно которой штраф - это денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных указанным Кодексом, в размере, соответствующем определенному количеству минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на момент назначения наказания, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период.
Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и с учетом имущественного положения осужденного. На основании этого суд при назначении наказания по части первой или части второй ст. 198 УК РФ указывает в приговоре не только размер денежной суммы, которая подлежит взысканию с осужденного, но в обязательном порядке количество минимальных размеров оплаты труда или количество месяцев за период осуществления преступной деятельности с документально подтвержденным размером заработной платы или иного дохода осужденного за каждый из этих месяцев.
Иной доход - любой, помимо заработной платы доход, подлежащий налогообложению, полученный осужденным в денежной или натуральной форме. При этом учитывается как доход в рублях, так и в иностранной валюте.
Далее хотелось бы вернуться к рассмотрению ст. 199 УК РФ, а точнее - ко второй ее части, в которой речь идет об уклонении от уплаты налогов с организаций, совершенном неоднократно. Это понятие требует пояснения, то есть определения того, какие действия виновного квалифицируются как совершенные неоднократно. Как неоднократное уклонение от уплаты налогов с организаций квалифицируются действия виновного, совершившего два раза и более деяние, предусмотренное частью первой ст. 199 УК РФ. По всей совокупности показателей это будет пониматься следующим образом: виновным в данном случае в неоднократном совершении преступления считается уклонившийся от уплаты налогов с организаций путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо путем сокрытия других объектов налогообложения, совершивший данное деяние в крупном размере, независимо от того, был ли он осужден за ранее совершенное деяние, являлся ли исполнителем или соучастником преступления и было ли ранее совершенное деяние оконченным преступлением или покушением на преступление (преступления, предусмотренные ст. 199, как, впрочем, и ст. 198 УК РФ, считаются оконченными с момента фактической неуплаты налога за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством). Основанием для квалификации содеянного по части второй ст. 199 УК РФ является также совершение ранее виновным деяния, предусмотренного частью второй ст. 162-2 Уголовного кодекса РСФСР, по признаку - сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения в особо крупных размерах.
Если же за ранее совершенное преступление совершивший деяние был в установленном законом порядке освобожден от уголовной ответственности, уклонение от уплаты налогов с организаций не может квалифицироваться как совершенное неоднократно. То же самое относится и к случаю, если судимость за ранее совершенное преступление была погашена или снята.
Преступления, связанные с уклонением от уплаты налога, могут совершаться лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты налога. Ранее судимым за уклонение от уплаты налога (по ст. 198, части второй) считают лицо, которое в прошлом было осуждено по ст. 198 или 199 УК РФ либо по части первой ст. 162-2 Уголовного кодекса РСФСР, в том случае, если приговором по этому делу установлено сокрытие полученных доходов, подоходный налог с которых превышает двести минимальных размеров оплаты труда, либо по части второй ст. 162-2 Уголовного кодекса РСФСР по признаку - сокрытие полученных доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения в особо крупных размерах - при условии неснятия или непогашения прошлой судимости в установленном законом порядке.
Все вышеприведенное относится к совершению налоговых преступлений и ответственности за них, имевших место до вступления в силу Федерального закона от 25.06.98 N 92-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации”. С выходом данного Федерального закона произошел ряд изменений в рассматриваемых статьях Уголовного кодекса Российской Федерации.
Теперь ст. 198 установлено, что уголовная ответственность применяется за уклонение физического лица от уплаты налога, а равно от уплаты страхового взноса в государственные внебюджетные фонды, совершенное в крупном размере. Уголовному наказанию подлежит физическое лицо за уклонение от уплаты налога как путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах, так и иным способом.
Кроме того, внесены изменения в часть вторую ст. 198, уточнившие, какие преступления имеются в виду, когда речь идет о совершении налогового преступления лицом, ранее судимым. Это - преступления, предусмотренные как ст. 198, так и ст. 194 или 199 УК РФ.
Произошло ужесточение ответственности, применяемой к физическим лицам. С момента вступления в силу Федерального закона N 92-ФЗ данная ответственность выражается в наложении штрафа в размере от двухсот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо в аресте на срок от четырех до шести месяцев, либо лишении свободы на срок до двух лет. За деяния, предусмотренные частью 1 статьи 198, совершенные в особо крупном размере или лицом, ранее судимым за совершение определенных преступлений, установлен штраф в размере от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишение свободы на срок до пяти лет. При этом уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога и (или) страхового взноса в государственные внебюджетные фонды превышает двести минимальных размеров оплаты труда, а особо крупном размере - пятьсот минимальных размеров оплаты труда.
Еще один важный момент - освобождение от уголовной ответственности лиц, впервые совершивших преступления, предусмотренные данной статьей, а также ст. 194 или 199 УК РФ, если они способствовали раскрытию преступления и полностью возместили причиненный ущерб.
Внесены также изменения в ст. 199 УК РФ. Часть первая ст. 199 определяет ответственность за уклонение от уплаты налогов с организаций, а равно от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, совершенное в крупном размере, в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо ареста на срок от четырех до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до четырех лет. При этом уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организаций признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных налогов и (или) страховых взносов в эти фонды превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.
Если деяние, указанное в части первой ст. 199, совершено группой лиц по предварительному сговору или лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных как ст. 199, так и ст. 194 или 198 указанного Кодекса, или неоднократно, то оно наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
В целом с вступлением в силу Федерального закона от 25.06.98 N 92-ФЗ произведено ужесточение наказания за совершение налоговых преступлений.
Следует отметить, что все вышеприведенное не распространяется на лица, которые имеют различные льготы по уплате налогов или по представлению деклараций о доходах или не ответственны за неуплату налогов предприятиями, также имеющими льготы по налогам. Перечисление таких категорий и групп лиц содержится в законодательстве о конкретных видах налогов.