Институт права - это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений. Правоведение
Система права - это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.
Норма права (определение было дано ранее) является первичным компонентом, регулирующим «элементарное» общественное отношение, например ответственность за совершение кражи. Нормы права - своеобразные «кирпичики», из которых складываются последующие, более сложные элементы (институты и отрасли права), регулирующие гораздо больший объем общественных отношений.
Правовой институт - совокупность норм, регулирующих определенный участок (сторону) однородных общественных отношений. Примеры: институт Президента РФ в конституционном праве, институт смягчающих и отягчающих обстоятельств в уголовном праве, институт собственности в гражданском праве, институт опеки в семейном праве и др. Правовые институты обособляются, как правило, в рамках одной отрасли права (как в случае с вышеприведенными примерами). В некоторых случаях правовой институт выделяется из нескольких отраслей права. Например, институт прав человека составляют нормы конституционного, гражданского, уголовного и других отраслей права.
Отрасль права - совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования. Отрасль права представляет собой основной компонент системы права. Разделение права па отрасли есть объективное явление, поскольку отражает объективно существующие сферы общественных отношений. В системе права выделяются, кроме того, подотрасли права и субинституты права.Подотрасль - совокупность норм, регулирующих несколько сторон (участков) однородных общественных отношений (например, в гражданском праве можно выделить как подотрасль предпринимательское право).
Предмет и метод правового регулирования как критерии деления права на отрасли и институты.
Предмет правового регулирования - это совокупность общественных отношений, регулируемых конкретной правовой отраслью. Иными словами, предмет правового регулирования - это то, что регулирует право, т. е. конкретные интересы конкретной группы лиц в конкретных жизненных условиях.
В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:
а) субъекты правовых отношений. Субъекты в свою очередь могут быть индивидуальными и
коллективными;
б) поведение указанных субъектов, их поступки, действия;
в) объекты (предметы, явления) окружающего мира;
г) социальные факты (события, обстоятельства).
Иными словами, предмет правового регулирования - это та сфера общественной жизни, на которую распространяется право и которая находится под его юрисдикцией.
Методы правового регулирования:
А) Запрет;
Б) Дозволение;
В) Правомочие (норма права наделяет гражданина возможностью требовать определенного поведения от другого лица);
Г) Позитивное обязывание (закрепленное нормами права предписание гражданам, совершать какие-либо действия в пользу другого, управомоченного лица. Это мера должного поведения. Лицо, обязанное совершить в пользу другого лица определенные действие, должно исполнить его в установленные сроки и надлежащим образом);
Д) Стимулы;
Е) Санкции;
3.Общая характеристика отраслей российского права.
Система современного российского права складывается из следующих отраслей: конституционное (государственное), административное, финансовое, гражданское, семейное, трудовое, право социального обеспечения, природоресурсное, уголовное, уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное, арбитражное процессуальное, уголовно-исполнительное, международное публичное право и международное частное право.
Постоянный динамизм, развитие общественных отношений является объективной основой для изменения, совершенствования системы права. Одни отрасли утрачивают свое значение, поскольку регулируемые этими отраслями отношения устаревают и уходят в прошлое. Такова судьба, например, колхозного права, поскольку возникли новые формы организации сельского хозяйства и колхозы утратили свое доминирующее значение. Вместе с тем видоизменяются или создаются новые отрасли права в силу возникновения новых потребностей общественного развития, усиления значения тех или иных регулируемых правом отношений. Так, в современных условиях расширилась сфера и усилилось значение пенсионных отношений, что обусловило формирование новой отрасли - права социального обеспечения.
4. Институт права: понятие и виды.
Институт права – это совокупность сгруппированных правовых норм в единый блок, который находится в отрасли права и регулирует разновидность общественных отношений, входящих в предмет урегулирования этой отрасли права.
Примеры правовых институтов:
в уголовном праве – институт крайней необходимости, невменяемости;
в гражданском праве – институт дарения, сделки, институт исковой давности, купли-продажи;
в государственном праве – институт гражданства;
в административном – институт должностного лица;
в семейном праве – институт брака и т. д.
Правовые институты делятся по отраслям права:
на гражданские;
уголовные;
административные;
финансовые и т. д.
Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права, а межотраслевой – из норм двух и более отраслей.
5. Право частное и публичное, материальное и процессуальное.
Деление на частное и публичное право :
Публичное право непосредственно связано с публичной властью, которой обладает государство.
Частное право призвано обслуживать прежде всего потребности частных лиц (физических или юридических), которые имеют властные полномочия и выступают как свободные и равноправные собственники. Частное право связывают главным образом с появлением и развитием института частной собственности и отношениями, которые возникают на его основе.
Основная функция частного права состоит в распределении материальных и иных благ, в фиксировании их за конкретными субъектами.
Основная функция публичного права состоит в регуляции отношений между людьми велениями, которые исходят от единственного центра, каким является государственная власть.
Деление на материальное и процессуальное право:
Материальные отрасли права (материальное право) - прямо регулируют общественные отношения. К ним относятся конституционное (государственное), гражданское, административное, уголовное и др. право.
Процессуальные отрасли права (процессуальное право) - определяют процедуру реализации материального права и производны от него.
Материальным отраслям права - административному, гражданскому, уголовному соответствуют процессуальные - административно-процессуальное, гражданско-процессуальное, уголовное право.
Процессуальные отрасли права имеют свой предмет регулирования, отличающийся от предмета регулирования материальных отраслей права. Им являются так называемые организационные отношения, которые формируются в результате деятельности уполномоченных субъектов по применению норм материального права.
Право международное и внутреннее.
Международное право - совокупность правоотношений с участием иностранных элементов и нормативных актов, регулирующих эти отношения.
В международном праве выделяются три основных направления:
Международное публичное право;
Международное частное право;
Наднациональное право. Совокупность норм, регулирующих межгосударственные отношения.
Государственное право - совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя данной страны.
Г. п. устанавливает порядок издания правовых актов, относящихся к любой отрасли права, соотношение между всеми правовыми актами, утверждая приоритет закона и обеспечивая тем самымосуществление принципа единой социалистической законности. Г. п. носит учредительный характер, т. к.принятие новой конституции обычно вызывает к жизни новые политические формы и новую системугосударственных органов, а это в свою очередь требует приведения старых норм в соответствие с новой конституцией.
Г. п. объединяет не только нормы конституции, но и другие правовые нормы, содержащие гарантииосуществления суверенитета народа, суверенность наций и государственного суверенитета.
Понятие системы законодательства.
Как уже отмечалось, одним из необходимых признаков права является его системность. В самом общем виде под системой понимается совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную функциональную целостность, единство. При системном подходе к изучению явления акцент делается не столько на описании самих элементов системы, сколько на анализе их связей, поиске функций каждого элемента во всей системе, ведь именно самостоятельная функция элемента является основанием для его выделения в системе.
Система права (рис. 2.4) отражает взаимосвязь между действующими в государстве правовыми нормами, а также разделение н о р м права на относительно самостоятельные г р у п п ы (их специа лизацию).
Для того чтобы в полной мере обозреть право как социальное явление, следует исследовать его вглубь (вертикальный срез) и вширь (горизонтальный срез). При этом появляется возможность получить представление как о видах подсистем права, так и об их соотношениях.
А. Вертикальное строение права. В праве выделяют следующие элементы:
1) отрасль права - это совокупность правовых норм, регулирующих какую-либо сферу общественных отношений (отнош- ия землепользования - земельное право, имущественные отношения - гражданское право, управленческие отношения - административное право, отношения, связанные с совершением преступлений, - уголовное право и т. п.);
2) подотрасль права - это совокупность правовых норм, регулирующих определенную область общественных отношений.
Многие отрасли права имеют подотрасли. Обычно это отрасли «старые», где накоплен значительный массив правовых норм. Так, в финансовом праве выделяется подотрасль - банковское право. Военно-уголовное право - это подотрасль уголовного права ;
институт права - это совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо вид общественных отношений. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Так,в уголовное право включаются институты преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности, институт преступлений против собственности, институт должностных преступлений и др. В трудовом праве можно увидеть институты коллективного договора, трудового договора, дисциплины труда, материальной ответственности, охраны труда и др.;
субинститут права - это совокупность правовых норм, регулирующих разновидность общественных отношений. Далеко не каждый институт права имеет хотя бы один субинститут. Но можно привести пример, когда таковых несколько.Институт преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности делится на субинституты преступлений против жизни (его составляют различные виды убийств), против здоровья (здесь сосредоточены нормы, касающиеся различных видов телесных повреждений) и преступлений против достоинства личности (клевета, оскорбление);
норма права - обязательное правило поведения, охраняемое силой государственного принуждения, является самым дробным элементом системы права , так как только правовая норма, а не отдельные ее составляющие (гипотеза, диспозиция, санкция), может самостоятельно обеспечить выполнение основной функции права - правовое регулирование общественных отношений.
Таков вертикальный срез права. Каждая подсистема выполняет свою самостоятельную по значению функцию. Так, если норма права обеспечивает регулирование отдельного вопроса, отношения, то институт права предполагает комплексное урегулирование определенной целостной группы отношений, а отрасль права - целой сферы, отделенной от других сфер. Комплексность и логическая взаимоувязанность регулирования на каждом новом уровне - вот признак, качественно отличающий функции подсистемы более высокого уровня от более низкой.
Б. Горизонтальное строение права. Оно позволяет нам увидеть все отрасли (и подотрасли), составляющие право. Их классификация позволяет выделитьдве части права: материальное и процессуальное.
Материальное право - это совокупность отраслей (и подотраслей) права, в которых основной упор делается на установление прав и обязанностей субъектов.
К отраслям материального права относятся:
конституционное право - закрепляет основы конституционного строя страны , правового положения личности, систему государственных органов и их основные полномочия. Главнымнормативным актом этой отрасли является Конституция РФ . Конституционное право в последние годы получило бурное развитие. Вот почему в его составе начинают просматриваться такиеподотрасли, как гуманитарное право (основные права и свободы человека), избирательное право, парламентское право;
административное право регулирует общественные отношения, возникающие в процессе деятельности исполнительных органов государства . Основнойнормативный акт - Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП);
финансовое право, которое в своем составе имееттри подотрасли (бюджетное, налоговое, банковское право) , регулирует доходы и расходы государства (источники и порядок получения доходов, направления их использования). Основныенормативные акты - Бюджетный кодекс РФ (БК), Налоговый кодекс РФ (НК); Закон о банковской деятельности ;
предпринимательское право -это система норм, регулирующих экономические рыночные отношения , среди которых наиболее значимыми по содержанию являются корпоративные (внутрифирменные) отношения, а также отношения по управлению хозяйственным комплексом. Если в основе первых лежит принцип автономии, то вторые регулируют отношения предпринимателей с органами управления и основаны на началах подчиненности. Основныенормативные акты - Закон об ограничении монополистической деятельности, Закон об акционерных обществах и др.;
гражданское право - наиболее объемная отрасль системы права.Оно регулирует разнообразные имущественные отношения. Гражданским правом охраняются и такие личные неимущественные права, как честь и достоинство гражданина .Гражданский кодекс РФ (ГК) - основной нормативный акт. Гражданское право имеетподотрасли: авторское право, патентное право, наследственное право, торговое право. Некоторые ученые склонны считать их самостоятельными отраслями права;
жилищное право , являясь пока в основном подотраслью гражданского права, регулирует порядок предоставления и использования жилья. Основной нормативный акт -- Жилищный кодекс РСФСР;
семейное право регулирует брачно-семейные отношения. Основнойнормативный акт - Семейный кодекс РФ;
природоресурсное право определяет порядок владения, пользования и распоряжения природными ресурсами - землей { Земельный кодекс РФ), недрами (Закон о недрах), водой {Водный кодекс РФ), воздухом (Воздушный кодекс РФ), лесными богатствами (Лесной кодекс РФ);
экологическое право выделяется в самостоятельную отрасль, но этот процесс практически уже завершен. Онорегулирует защиту природных объектов и всей окружающей среды .Закон об охране окружающей среды - основной нормативный акт .Охранительные нормы экологического права имеются также во многих нормативных актах (УК, КоАП, ГК и др.);
трудовое право регулирует общественные отношения, связанные с применением наемного труда. Основнойнормативный акт - Трудовой кодекс РФ (ТК).
Право социального обеспечения - подотрасль трудового права, главным нормативным актом которого является Закон о государственных пенсиях;
уголовное право -система норм, которые устанавливают, какие деяния являются общественно опасными, т. е. преступлениями, и какое наказание за их совершение применяется. Основнойнормативный акт - Уголовный кодекс РФ (УК).
Процессуальное право - это совокупность отраслей, основная задача которых - установление порядка осуществления и защиты прав и обязанностей субъектов.
К числу наиболее «старых» процессуальных отраслей относятся:
уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)объединяет нормы, определяющие порядок назначения наказания . Основнойнормативный акт - Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК);
гражданско-процессуальное право (гражданский процесс)регулирует порядок рассмотрения споров, в которых хотя бы одной из сторон выступает гражданин (споры трудовые, жилищные, имущественные, семейные, наследственные и др.). Основнойнормативный акт - Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК);
арбитражно-процессуальное право (арбитражный процесс)регулирует порядок рассмотрения споров между организациями, организациями и государственными органами . Основнойнормативный акт - Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК).
В процессе становления находятся и некоторые другие отрасли процессуального права: конституционный процесс, административно-процессуальное право, налогово-процессуалъное право, бюджетный процесс, избирательный процесс, дисциплинарный процесс и др.
Особую группу отраслей процессуального права составляют отрасли, регулирующие процесс исполнения решений юрисдикционных органов:
уголовно-исполнительное право регулирует процесс исполнения мер уголовного наказания в связи с исправительно-трудовым воздействием. Основнойнормативный акт - Уголовно-исполнительный кодекс РФ (УИК);
гражданско-исполнительное право регулирует вопросы принудительного исполнения решений судов в части имущественных взысканий , а также совершения в пользу граждан, юридических лиц определенных действий. Основныенормативные акты - Закон «Об исполнительном производстве», Закон «О судебных приставах».
Особое положение занимает международное право - система норм, регулирующих отношения между государствами в процессе их борьбы и сотрудничества. Оно делится на международное публичное и международное частное право. Вопрос о правовой природе норм международного права является спорным, так каким не свойственен основной системообразующий признак права - обеспечение норм права государственным принуждением. Исполнение же норм международного права, как правило, зависит от доброй воли самих государств
Источники п р а в а - это обстоятельства, вызывающие появление права, его действие. В этом смысле «источник» -- это как бы корень, из которого растет могучее дерево, называемое правом. Источником права являютсяобъективная реальность, т. е. развивающиеся общественные отношения (способ производства, существующие формы собственности, хозяйственные, политические, культурные, социальные связи и т. п.),воля народа (в основе референдумных норм),воля государства (в основе законодательных норм),воля граждан (в основе корпоративных и договорных норм).
Форма права - это то, из чего мы черпаем знания о праве, иначе, это способ формирования, закрепления правовых норм.
Выделяют три основные формы права.
I . Правовой обычай. Это самый древний источник права, да и само право как социальное явление зародилось в значительной мере в результате приспособления обычаев, их корректировки в соответствии с интересами имущих классов.Так, первые законы античного и феодального обществ, по существу, были сводами обычного права отдельных племен (Русская Правда, Салическая Правда, Саксонская Правда и др.). Вообщеобычай - правило поведения, которое сложилось в течение жизни нескольких поколений и стало обязательным в силу многократного повторения, в силу привычки. Так, еще в древности зародился обычай передавать имущество умершего его родственникам.
Однако не всякий обычай является нормой права . Толькоесли государство согласится с обычаем и станет его защищать, он становится правовым обычаем, источником права . Как государство признает обычай источником права? Оно может, например, для этогопринять нормативно-правовой акт, указывающий на необходимость применения соответствующих обычаев, а может просто осуществлять их защиту в судах. Так, российские суды при разводе супругов обычно оставляют ребенка с матерью, хотя ни в одном нормативном акте такого правила нет . Но так как этот обычай применяется судами, то можно признать его правовым.
Государство признает не всякий обычай, а только тот, который выражает какую-то общественную закономерность, а следовательно, для него полезен.К некоторым обычаям оно относится безразлично (например, к древнерусскому обычаю «помочи»), а с некоторыми борется (например, с обычаем кровной мести, распространенным среди народов Кавказа).
В ходе истории правовые обычаи постепенно вытесняются другими юридическими источниками. Однако и в настоящее время эта форма права, хотя и не часто, все же употребляется.
Правовой обычай как источник права имеет немало достоинств. Вот почему он на протяжении многих веков использовался людьми, а во многих современных африканских государствах он и сейчас является основным источником права. Среди достоинств обычая можно назвать следующие:
возникновение его не сверху, а снизу, в силу чего он способен полнее, нежели другие формы права, выражать волю народа, его воззрения, потребности;
выражение им определенных закономерностей, существующих в обществе, и, как следствие, - большая его объективность;
устная форма и донесение информации простым, доступным языком;
большая степень добровольности в исполнении, поскольку обычай основан на привычке.
Однако обычаям присущи и существенные недостатки:
косность, относительная неподвижность, тогда как современный мир меняется очень быстро;
неопределенность, что является результатом незафиксированное™ в письменном виде;
небольшая сфера распространения, местный характер.
П. Юридический прецедент (юридическая практика). Это более распространенный источник права, чем правовой; обычай. Он встречался еще в Древнем Риме, господствовал в Средние века.В настоящее время играет главную роль в Англии и в странах, в которых получило развитие так называемое англосаксонское, или общее, право.
Юридический прецедент (судебный или административный) - это решение по конкретному делу (судебному или административному), ставшее образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем.
Прецедент появляется тогда, когда дело требует юридического решения, а необходимой нормы в законодательстве нет. В этом случае судья (или должностное лицо исполнительного органа власти) либо суд в полном составе (или государственный орган в целом) принимает решение по делу. При этом решение не должно ими приниматься на пустом месте или в соответствии с настроением судей (или должностных лиц). Они обязаны руководствоваться принципами права, положениями юридической науки, своим мировоззрением, правосознанием, господствующими в обществе моральными ценностями, наконец,житейским опытом. Если данное решение окажется эталоном для решенияподобных дел, то оно становится прецедентом. Однако для этого необходима достаточная информированность о данном решении. Обычно таковая достигается, когда решение выносится судом высшей инстанции и публикуется.
Прецедентное право (его еще называют судейским-правом) имеет много достоинств, и сегодня оно используется довольно широко по следующим причинам:
прецедент - это результат логики и здравого смысла, использование которых, как правило, приводит к адекватному и точному урегулированию конкретного случая;
прецедент обладает большой убедительностью, поскольку аргументы в пользу принятого решения сопровождаются большим количеством доказательств;
прецедент характеризуется значительно большим динамизмом, нежели нормативный акт: ведь судья в своем решении способен отразить изменения, происходящие в жизни.
Но прецедентное право страдает и недостатками. Вот они:
прецедент допускает возможность произвола;
объем действия прецедента не определен.
Однако эти недостатки не позволяют отвергнуть прецедент как источник права. Они лишь подчеркивают, что в использовании юридического прецедента нужно соблюдать меру.
III. Нормативный акт . Как источник права - это наиболее позднее творение человеческого разума. Но несмотря на это, он становится все более и более распространенным даже в тех странах, где традиционно большую роль играют другие источники права (в арабских странах - религиозные воззрения, в странах Британского Содружества Наций - прецедент).
И не случайно. Нормативный акт - очень удобная форма права, поскольку обладает многими достоинствами:
нормативные акты позволяют быстро и эффективно реагировать на изменения потребностей жизни. Они могут быть относительно быстро изданы, в любом объеме изменены, а то и отменены;
нормативные акты как бы исходят из единого центра, поскольку они объединены Конституцией Российской Федерации и не должны ей противоречить. Благодаря этой особенности они в состоянии направить развитие всего общества в единое русло и установить порядок;
нормативные акты позволяют точно и определенно фиксировать содержание правовых норм, поскольку они являются письменным источником права. Это обеспечивает надлежащую определенность права, является одним из условий последовательного проведения начал законности, преградой для местничества;
если выражение юридических норм в обычае и прецеденте имеет казуистический и не всегда определенный характер, то в нормативном акте правовые нормы выражаются общим, но достаточно определенным способом.
Переход к нормативному регулированию посредством нормативных актов осуществлялся постепенно. Вначале они применялись для регламентации лишь сфер общественной жизни, которые непосредственно касались государственной власти, борьбы с преступностью. Частные имущественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем действие нормативно-правовых актов расширилось. Они стали использоваться и в других областях общественной жизни, становясь преобладающей формой правового регулирования.
Нормативные акты и их виды
Нормативный акт - это официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы.
Нормативные акты создаются в основном государственными органами, имеющими право принимать нормативные решения по тем вопросам, которые переданы им для разрешения. При этом они выражают волю государства. Отсюда проистекает их властность, официальность, авторитарность, обязательность.
Нормативные акты характеризуются следующимипризнаками .
Во-первых, они имеют правотворческий характер: в них нормы права устанавливаются, либо изменяются, либо отменяются. Нормативные акты - это носители, хранилища, жилища правовых норм, из них мы черпаем знания о правовых нормах.
Во -вторых, нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа , иначе по одному и тому же вопросу в государстве будет существовать несколько нормативных решений, между которыми возможны противоречия.
В -третьих, нормативные акты всегда облекаются в документальную форму и должны иметь следующие реквизиты: вид нормативного акта, его наименование, орган, его принявший, дату, место принятия акта, номер. Письменная форма способствует достижению единообразного понимания требований юридических норм, что очень важно, поскольку за их неисполнение возможно применение санкций.
В-четвертых, каждый нормативный акт должен соответствовать Конституции РФ и не противоречить тем нормативным актам, которые имеют по сравнению с ним большую юридическую силу.
В-пятых, все нормативные акты обязательно подлежат доведению до сведения граждан и организаций, т. е. опубликованию , и лишь только после этого государство имеет право требовать их неукоснительного исполнения, исходя из презумпции знания закона, и налагать санкции."
Требования, предъявляемые к нормативным актам . Укажем лишь на самые важные из них.
1. Чтобы иметь большую регулирующую силу, нормативные акты должны быть качественными. Этого можно достигнуть, если они будут не представлять собой плод фантазии или желаемого правотворческих субъектов, а отражать объективную реальность . В принципе данное требование носит более общий характер и относится к правовым нормам в целом. Однако именно при принятии правовых актов возможность принятия волюнтаристских решений становится наиболее очевидной.
Однако свобода законодателя в принятии тех или иных решений не безгранична. Выше уже говорилось об объективной обусловленности права общественными отношениями. В том случае, если принятые нормативно-правовые акты будут противоречить объективной действительности, содержащиеся в них нормы как минимум станут «мертвыми», не применяющимися на практике. В случае же острого противоречия принятие такого акта чревато социальными потрясениями. Любые, даже очень хорошие идеи не могут быть претворены в жизнь с помощью нормативных актов, если общество до них не «дозрело», если нет необходимых условий. В качестве примера можно привести Закон о выборах, которым вводятся элементы пропорциональной избирательной системы, т. е. представительства в парламенте партий, при отсутствии практически таковых в российской действительности (партии-головастики, т. е. партии, не имеющие электората, не в счет).
Нормативные акты должны иметь структуру , а не представлять хаотичный набор нормативных положений. Как правило, нормативный акт имеет вводную часть, называемуюпреамбулой. В ней излагаются цели и задачи нормативного акта, характеризуется общественно-политическая обстановка, существующая в момент его принятия. Первые статьи нормативного акта могут быть посвящены определениютерминологии, используемой в дальнейшем. Затем построение нормативного акта может укладываться в следующую схему:субъекты правоотношений (например, налогоплательщики и финансовые органы),объекты (получаемый доход),права и обязанности (обязанность уплатить налоги, право проверить точность их уплаты и др.),льготы, меры поощрения (например, освобождение от налогов малых предприятий в течение двух лет с момента создания) исанкции (за уклонение от уплаты налогов штраф в размере сокрытой суммы). Такой порядок компоновки нормативного материала используется в некодифицированных актах, наличие которых присуще «молодым», недавно появившимся отраслям права. «Старые» отрасли права, как правило, кодифицированы. Кодексы же имеют более сложное строение.
Нормативные акты должны быть доступными для понимания гражданами. Причем здесь законодатель должен ориентироваться не на интеллектуалов, а на людей среднего или даже ниже среднего интеллектуального уровня. Нормативные акты должны излагаться простым, ясным языком, отличаться строгостью стиля, соответствовать законам формальной логики, а также не носить слишком абстрактного характера, ноодновременно и не увязать в деталях. В них не должно быть сложных юридических терминов .
Нормативные акты при разумном и умелом их составлении - могучее орудие преобразования общества. Однако очень многое зависит от их разработчиков, которые максимально должны учитывать объективные реалии и напрочь отбрасывать свои личные пристрастия. Если печать субъективизма будет неумеренно яркой, то нормативные акты могут стать орудием причинения вреда народу. Например, издание в 1991 г. Указа Президента РФ, разрешающего свободу торговли, преследовало благородную цель: раскрепостить граждан в сфере обмена. Но непродуманность в организации исполнения Указа повлекла нежелательные последствия: антисанитарию на территории городов, всплеск инфекционных заболеваний и др. Поэтому крайне важным является разработка руководства по производству нормативных актов (закона об издании нормативных актов).
Виды нормативных актов . Нормативные акты в зависимости от их юридической силы можно разделить на две большие группы:законы и подзаконные акты . Очень часто используется термин «законодательство», В это понятие входят все нормативные акты, изданные федеральными и региональными органами государства. Такое терминологическое наименование оправданно потому, что основу целостной системы нормативных актов образуют именно законы.
Перечислим и кратко охарактеризуем основные виды нормативных актов (рис. 2.6).
Законы - это нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.
Законы - это наиболее значительный вид нормативных актов.
Во-первых, законы могут приниматься только одним органом -парламентом , которому принадлежит законодательная власть в стране. Так, в США законы принимаются Конгрессом США, в России - Федеральным Собранием.
Во-вторых, законы принимаются в особом порядке, который называется законодательной процедурой.
В-третьих, законы регулируют наиболее важные отношения в обществе. В одних странах установлен строгий перечень вопросов, которые подлежат урегулированию именно с помощью за
Рис. 2.6. В и д ы нормативных актов в Российской Федерации
кона. В других государствах, например в России, такого перечня нет, поэтому Федеральное Собрание формально может принять закон по любому вопросу. Однако вряд ли парламент сочтет необходимым принимать закон по вопросу, не имеющему первостепенного значения.
В-четвертых, законы обладают высшей юридической силой по сравнению с другими видами нормативных актов.
По своей значимости законы делятся на три группы:
основные законы (конституции) , регулирующие основополагающие вопросы жизни государства (конституционный строй, основные права и свободы граждан, систему государственной власти и др.);
конституционные законы, регулирующие вопросы общественной жизни, отнесенные к предмету Конституции (Закон о выборах Президента, Закон о выборах в Государственную Думу, Закон о судебной системе и др .). Такие вопросы в общих чертах урегулированы в Конституции, однако в конституционных законах они получают дальнейшее развитие и детализацию. Понятно, что конституционные законы не должны противоречить КонституцииРФ;
текущие (обычные) законы , принимаемые для урегулирования всех остальных важных вопросов жизни общества (например, Закон об акционерных обществах, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Закон об образовании и др .). Текущие законы также не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам.
Разновидность текущих законов - кодексы, которые представляют собой сложные систематизированные акты. Как правило, в кодексе в определенном порядке располагаются все или самые главные нормы какой-нибудь отрасли права . Так, в Уголовном кодексе собраны все нормы о преступлении и наказании, в Гражданском кодексе - самые важные нормы, регулирующие имущественные отношения. Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс - это как бы развитое «юридическое хозяйство», в котором должно быть все, что необходимо для регулирования той или иной группы общественных отношений. Причем весь этот материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован. Как правило, кодекс состоит из двух частей: общей и особенной.В общей части собраны нормы, имеющие значение для применения любой нормы частиособенной, т. е. для любого отношения, регулируемого кодексом. Так, в Уголовном кодексе в Общей части содержатся нормы о возрасте, с которого наступает уголовная ответственность, понятие преступления, перечень наказаний, основные правила их применения. В Особенной же части предусмотрены конкретные деяния и наказания за них.
Законодательный процесс. В России законы принимаются Государ ственной Думой, одобряются Советом Федерациии подписываются Президентом. Такой сложный порядок вступления законов в силу необходим для того, чтобы исключить создание скороспелых, непродуманных, а то и ошибочных законов, решить вопрос о наличии необходимых для его реализации финансовых средств, не допустить противоречий в правовой системе.
Законотворческий (законодательный) процесс проходит в своем развитии несколькостадий.
Законодательная инициатива. Это право определенных органов и должностных лиц ставить вопрос об издании законов и вносить их проекты на рассмотрение Государственной Думы, порождающее обязанность законодательного органа их рассмотреть.Таким правом обладают Президент, Совет Федерации, Правительство, законодательные органы субъектов Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Круг субъектов законодательной инициативы, как видим, не очень широк. Это связано, во-первых, с тем, что его существенное расширение поставит Государственную Думу перед необходимостью тратить львиную долю времени на решение вопроса о принятии или отклонении предложения. Во-вторых, указанные субъекты располагают значительной информацией о социальной жизни, что не всегда можно сказать о других государственных органах и гражданах.
Подготовка законопроектов. Такая подготовка должна начинаться с выявления социальных потребностей в создании правовых норм на основе всестороннего изучения общественной практики, научных данных, предложений государственных органов, политических партий и других общественных объединений, а также отдельных граждан.Готовить проекты нормативных актов могут различные органы. Чаще применяется отраслевой принцип, который далеко не безупречен (проект готовит тот орган, который отвечает за ту или иную сферу). Иногда образуются специальные комиссии по подготовке законопроектов. Кроме того, законопроекты могут подготавливаться и на альтернативной основе.
Обсуждение законопроекта . Происходит на заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на обсуждение. Затем профильный комитет законодательного органа дает свое заключение. Далее депутаты обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки. Проект может проходить несколько чтений (обсуждений), число которых в законе не ограничено.
Принятие закона. Осуществляется путем открытого голосования. Голосование может быть за проект в целом или постатейное.Для принятия обычных законов достаточно простого большинства голосующих, для конституционных - двух третей от общего числа депутатов. Закон в течение д в у х недель должен быть рассмотрен Советом Федера ции (который его может одобрить и л и отклонить), но если рассмотрения не последовало, то закон считается принятым. В двухнедельный срок после этого закон должен подписать Президент, который, в свою очередь, может наложить на него и вето.
5. Опубликование закона. Это помещение полного текста нормативного акта в общедоступном печатном издании, выпуск которого носит официальный характер. Эта стадия - необходимое условие вступления любого нормативного акта в силу, поскольку в противном случае нельзя применять санкции за его неисполнение, да и вообще требовать его соблюдения.Публикуются законы в течение 10 дней после их подписания в «Собрании законодательства-Российской Федерации» и в «Российской газете». Там же публикуются и другие российские нормативные акты.
Указы. Их издает Президент России по вопросам, относящимся к его компетенции, которая у него достаточно широка, поскольку он одновременно является главой государства и фактически главой исполнительной власти. В случае,если указ противоречит Конституции и законам России, он может быть признан Конституционным Судом недействительным . По своему содержанию указы Президента связаны в основном с конкретизацией и детализацией действующих законов, принятием правил и положений, названных в актах парламента. Нормативными по своему характеру являются указы Президента, в которых он выступает в качестве гаранта Конституции РФ или регулирует порядок осуществления предоставленных ему Конституцией полномочий, в частности, по вопросам структуры исполнительной власти, обороны, охраны общественного порядка, гражданства, награждения.Публикуются указы в «Собрании законодательства Российской Федерации» (СЗ РФ).
Постановления . Этот вид нормативных актовиздается Правительством России . В компетенцию Правительства входит в основном решение вопросов социально-экономического характера (руководство промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом и связью, социальная защита населения, внешние экономические связи, организация работы министерств и ведомств и др.). Большое количество актов Правительства связано с выработкой механизма, порядка исполнения законов, принятых парламентом. «Запуск» их в жизнь - очень важный вид правотворческой деятельности, осуществляемой Правительством, поскольку, если не будет разработан механизм исполнения законов, они потеряют свой смысл. Постановления - зеркало деятельности Правительства. Их анализ дает ответ на вопрос, эффективно, грамотно, оперативно ли действовало Правительство.Публикуются они также в «Собрании законодательства Российской Федерации ».
Инструкции министерств и ведомств . Указанные органы создаются для руководства той или иной сферой деятельности, реализацией специальных исполнительных, контрольных, разрешительных или надзорных функций государства. Нормативные акты их,помимо инструкций, называются и другими терминами :приказы, положения, наставления, правила, уставы и т. д. Но ведущую роль играют именно инструкции. Они регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности работников определенной категории. Но есть инструкции, которые носят межотраслевой характер и распространяются не только на работников, но и на другие организации, на всех граждан(инструкции Минфина, Центрального банка, Министерства транспорта, Министерства труда и др.). Такие акты подлежат регистрации в Министерстве юстиции, где проверяется их законность. Публикуются акты министерств и ведомств в «Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств».
Нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов Федерации . Законы - наиболее распространенное их наименование . Далеко не все субъекты Федерации активно занимаются законотворчеством. В этом плане активно себя проявляют г. Москва, Санкт-Петербург, Свердловская, Саратовская области.Бюджет, налоги, приватизация - вот наиболее серьезные вопросы регионального нормотворчества .Причем принятие актов такого рода требует заключения администрации субъекта Федерации.
Нормативные акты губернаторов краев, областей (президентов республик) называются указами.
Нормативные акты администрации краев, областей (правительств республик). Эти акты принято именовать постановлениями . Они могут регулировать различные вопросы- предоставление в аренду помещений, земельных участков, взимание платы за проезд в общественном транспорте, за обучение в детских музыкальных школах и т. п.
Акты как представительных, так и исполнительных органов субъектов Федерации публикуются в местных газетах .
Акты органов местного самоуправления называются, как правило, решениями .Они издаются по вопросам местного значения, касающихся жителей городов, районов, сел, поселков, деревень (озеленение, благоустройство, торговля, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т. п.).
Корпоративные (внутриорганизационные, внутрифирменные) нормативные акты . Это такие акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций . Корпоративные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности предприятий (вопросы использования их финансовых средств, управленческие, кадровые, социальные вопросы и др.). В процессе уменьшения вмешательства государства в дела предприятий и расширения их самостоятельности корпоративные акты берут на себя все большую нагрузку.
Право как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, выступает необходимым условием существования любого общества.
Обусловленная материальными, социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп, отдельных индивидов, общая воля проявляется в праве.
Эта общая воля, закрепляемая в праве, официально удостоверяется и обеспечивается государственной властью; отвечает требованиям нормативности; имеет специфические формы внешнего выражения (закон, судебный прецедент, нормативный договор, правовой обычай и т.д.); является результатом согласования интересов участников регулируемых отношений.
Функции права - это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества. Выделяют регулятивную функцию права, как обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, а также охранительную функцию права - обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений.
Система права - это иерархически организованная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих отраслей права, подотраслей, правовых институтов и норм, отражающая, с одной стороны, единство правовых норм, а с другой - их специализацию.
Система права состоит из пяти уровней: нормы, правовые институты, подотрасли права, отрасли, система права в целом.
Норма права - это сформулированное государством и обеспеченное государственной защитой общеобязательное, формально определенное правило общего характера, выступающее в качестве модели правомерного поведения.
Правовой институт - это совокупность правовых норм, регулирующих обособленную в рамках отрасли группу взаимосвязанных, однородных общественных отношений. Например, наследственное право, право собственности, подряд, купля-продажа - все это правовые институты отрасли гражданского права.
Подотрасль права - это крупный правовой институт, стремящийся к выделению в самостоятельную отрасль права. В финансовом праве в качестве таких институтов можно рассматривать налоговое и бюджетное право, в конституционном праве - избирательное право, в гражданском - предпринимательское, авторское, жилищное право.
Отрасль права - это обособленная совокупность правовых норм, регулирующая определенную сферу общественных отношений специфическим правовым методом. Отрасль формируют разнообразные нормы-определения и нормы-принципы, общие и специальные, регулятивные и охранительные, запрещающие, обязывающие и дозволяющие. Отрасль права объединяет нормы, регулирующие однородные общественные отношения. Отрасли права подразделяются на публичные и частные.
Публично-правовые отрасли регулируют сферу государственного управления, межгосударственные отношения, местное самоуправление, правосудие, государственно-правовое принуждение.
К сфере частного права относят, прежде всего, коммерческие, имущественные, семейные, трудовые, нематериальные отношения. Частноправовые нормы направлены на защиту интересов отдельных лиц - индивидов и организаций.
Еще по теме 1.1. Понятие права:
- Понятие финансового права, его предмет и метод. Соотношение финансового права с другими отраслями российского права
- 4. Понятие административного права как отрасли права. Соотношение административного права со смежными отраслями права
Трудовое право – это совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации и применения труда.
3) Системой отрасли трудового права называется структура данной отрасли. В ней нормы классифицируются по предмету отрасли в однородные группы (институты, пединституты) и последовательно располагаются по динамике возникновения и развития трудового отношения. Вся система отрасли делится на две части: общую и особенную. Система науки, учебного курса трудового права состоит из тех же двух частей. Но общая часть ее шире общей части отрасли, поскольку в научно-учебных целях в нее включаются и изучение норм по организационно-управленческим отношениям, по организации труда и управлению трудом, а также нормы по отношениям социального партнерства в сфере труда, в том числе по коллективным договорам и социально-партнерским соглашениям, которые в отрасли права находятся в особенной части. Кроме того, в систему науки включается изучение предмета, метода, правоотношений, отраслевых принципов трудового права, его субъектов, а также истории трудового законодательства. Поскольку наука изучает нормы не только российского трудового права, но и зарубежного, а также международно-правовое регулирование труда, которое составляет третью специальную часть системы науки, учебного курса, то, следовательно, система науки, как и ее предмет, шире, чем система отрасли трудового права России.
В общую часть отрасли трудового права входят нормы, распространяющиеся на все отношения этой отрасли, а также нормы о разграничении компетенции Федерации и ее субъектов по регулированию труда. Она не имеет институтов, так как в ней сгруппированы нормы, имеющие общий характер по регулированию труда: конституционные основы труда (ст. 2, 7, 19, 32, 34, 37, 38, 41, 43, 45, 46 и 47 Конституции РФ), раздел I «Общие положения» (ст. 1-22) Трудового кодекса и раздел II «Социальное партнерство в сфере труда» (ст. 23-55).
Особенная часть отрасли трудового права строится по институтам: институт обеспечения занятости и трудоустройства, цен-
тральный институт трудового договора, в котором сгруппированы нормы о понятии, видах трудового договора, порядке его заключения, изменения и прекращения (т. е. приема, перевода и увольнения). Далее следуют шесть институтов, регулирующих важнейшие аспекты трудовых отношений: рабочее время и время отдыха, оплату труда, гарантийные и компенсационные выплаты, трудовую дисциплину и охрану труда.
^ Система науки трудового права представляет собой определенным образом систематизированную совокупность знаний о правовом регулировании трудовых и связанных с ними общественных отношений, способах достижения эффективности этого регулирования и предложений по совершенствованию соответствующих правовых норм.
Наука трудового права изучает не только нормы трудового права, но и его предмет, метод, источники, субъекты, учение о правоотношениях трудового права, их взаимосвязи, тенденции развития путем комплексной разработки определенных правовых взглядов, выводов и суждений. Система науки в основном соответствует системе отрасли трудового права. Отличием также является то, что в системе отрасли нет раздела о международно-правовом регулировании труда, а в системе науки он имеется.
4) Конвенция - (лат. conventio - договор, соглашение) - разновидность международного договора, в котором прописанные нормы являются юридически-обязующими для сторон, подписавших эту конвенцию.
Конвенцию следует отличать от декларации, последняя носит декларативный характер и не является юридически-обязующим документом.
Декларация - официальный государственный документ, содержащий основополагающие принципы внешней или внутренней политики государства, основы деятельности международных организаций или выражающий их позицию по какому-либо вопросу.
^ Трудовые правоотношения - это общественные отношения между работником и собственником средств производства (работодателем), в силу которого работодатель использует и оплачивает способность работника к труду.
Структура трудового правоотношения:
1) субъекты;
2) объект - это трудовая деятельность и ее результаты (материальные и духовные ценности);
Основное место в предмете трудового права занимают трудовые отношения. Они складываются в процессе трудовой деятельности граждан. Объектом таких правоотношений выступает работа. Субъектами трудовых отношений могут быть работодатель и работник, которые имеет определенную обязанность и право. Такие отношения построены на договорной основе. Один участник право отношений предоставляет свои услуги по созданию материальных благ, а другой предоставляет вознаграждение.
^ Статья 16. Основания возникновения трудовых отношений
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате:
избрания на должность;
избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности;
назначения на должность или утверждения в должности;
направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты;
судебного решения о заключении трудового договора;
абзац утратил силу.
Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
В теории права под субъектом правоотношений (права) принято понимать физическое или юридическое лицо, имеющее субъективные права и юридические обязанности.
Субъекты трудового права - это участники общественных отношении, регулируемых трудовым законодательством, которые обладают определенными трудовыми правами и обязанностями и имеют возможность реализовывать их.
Для субъектов необходимо наличие трудовой правоспособности и дееспособности, которые объединяются понятием правосубъектность - т. е. характеристикой, определяющей право субъекта быть участником отношений:
трудовая правоспособность - признаваемая трудовым законодательством способность иметь трудовые права и обязанности;
трудовая дееспособность - способность по законодательству своими действиями осуществлять трудовые права и обязанности.
Применительно к организациям, учреждениям и предприятиям правосубъектность находит выражение также в их компетенции.
Компетенция - совокупность прав и обязанностей, полномочий предприятий, учреждений и организаций, предоставленных им законодательством с целью обеспечения осуществления возложенных на них функций.
^
Виды субъектов трудового права
Субъектами трудового права могут быть:
физические лица - работники;
работодатели - физические или юридические лица;
социальные партнеры - объединения работодателей и объединения работников в лице избранных (назначенных) представителей;
первичная профсоюзная организация или иные уполномоченные работниками выборные представительные органы на производстве;
органы занятости населения;
органы по разрешению трудовых споров;
органы надзора и контроля в сфере труда.
Правовой статус субъекта - это правовая характеристика участника отношений, определяющая его место и роль в данном правоотношении. В содержании правового статуса субъекта можно выделить следующие элементы:
трудовая правосубъектность;
основные (статутные) трудовые права и обязанности, так как именно набор используемых субъектом прав, обязанностей, свобод и определяет его место в данном правоотношении (статус);
юридические гарантии трудовых прав и свобод, основанные на их нормативной закрепленности и возможности применить принудительную силу государства для обеспечения;
ответственность самого субъекта за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей.
2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -
Влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Статья 5.28. Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения
Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки -
N 116-ФЗ , от 27.07.2010 N 239-ФЗ )
Статья 5.29. Непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения
Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом , информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, -
Влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ , от 27.07.2010 N 239-ФЗ )
Статья 5.30. Необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения
Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения -
Влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
|
Статья 145.1. Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат
1. Частичная невыплата свыше трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, -
наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до одного года.
2. Полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли тяжкие последствия, -
наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
Примечание. Под частичной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат в настоящей статье понимается осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы.
Например, наследственное право, право собственности, подряд, купля-продажа, юридические лица - все это правовые институты отрасли гражданского права.
Уголовная ответственность несовершеннолетних принудительные меры медицинского характера, глава особенной части УК РФ - это правовые институты отрасли уголовного права.
Правовые институты призваны регламентировать отдельные стороны общественной жизни.
Институт – составная часть отрасли . В каждой отрасли их множество. Они обладают относительной автономией.
Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом.
Виды правовых институтов.
1. Прежде всего институты делятся по отраслям права на гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д. Сколько отраслей – столько соответствующих групп институтов.
2. они делятся на материальные и процессуальные.
3. институты делятся на отраслевые и межотраслевые
39. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.
Отрасль права - это обособленная совокупность правовых норм, регулирующая определенную сферу общественных отношений специфическим правовым методом.
Традиционно выделяют два критерия разделения норм по отраслям - предмет и метод отрасли права.
Предмет отрасли права - это совокупность однородных общественных отношений, регулируемых группой норм.
Предмет показывает, какую сферу общественных отношений регулирует данная отрасль. Так, земельное право регулирует отношения в сфере землепользования и охраны земель, трудовое право - в сфере трудовых отношений между работником и работодателем и т.д.
Предмет отрасли показывает, что регулирует данная отрасль
Метод регулирования отрасли права - это совокупность приемов, способов, средств правового воздействия на общественные отношения. Метод показывает как, каким образом регулирование осуществляется.
· Императивный и диспозитивный методы
· Метод автономии и равенства сторон
· Метод субординации и властного приказа
ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПРАВА
2. Административное право.
3. Финансовое право.
4. Земельное право.
5.Аграрное право.
6. Трудовое право.
7. Гражданское право.
8. Семейное право.
9. Уголовное право.
10. Уголовно-исполнительное право
11. Уголовно-процессуальное право.
12. Гражданское процессуальное право.
40.ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА.
Правовые нормы фиксируются государственными органами в определенных источниках (формах).
Источники права - это официально установленные формы выражения и закрепления правовых норм.
Источники права образуют систему:
· нормативно-правовые акты,
· правовые обычаи,
· судебные прецеденты.