Важнейшие нормативно правовые акты. Распоряжение это нормативно правовой акт или нет
Нормативно-правовой акт - это изданный или санкционированный компетентными государственными органами правовой акт, обладающий государственно-властным характером, имеющий официально-документальную форму, содержащий обязательные правила поведения и гарантированный принудительной силой государства .
В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты. Закон - это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по важнейшим вопросам общественной жизни.
Виды законов в РФ:
- 1. Конституция РФ
- 2. Федеральные конституционные законы
- 3. Федеральные законы
- 4. Законы субъектов РФ
Законы бывают основными и текущими . К основным законам относится, прежде всего, Конституция РФ. Конституция - это основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации . В отличие от остальных законов Конституция РФ обладает высшей юридической силой: все иные нормативно-правовые акты, в том числе и законодательные, не должны противоречить конституционным положениям, а сами законы принимаются теми органами и в том порядке, который устанавливается
Федеральные конституционные законы - это те законы, принятие которых предусмотрено Конституцией РФ в особом, усложненном порядке . Все остальные законы называются текущими. Среди массы текущих законов выделяются кодексы - законы, с помощью которых систематизируются юридические нормы в какой-либо определенной отрасли права . Совокупность всех действующих законов называют законодательством Российской Федерации.
Законы характеризуются следующими признаками:
- 1) принимаются только высшими представительными органами государственной власти - Федеральным Собранием Российской Федерации или парламентами субъектов Российской федерации, в особом порядке, предусмотренном Конституцией РФ, конституцией или уставом субъекта РФ и регламентом соответствующего парламента;
- 2) регулируют наиболее значимые сферы общественных отношений;
- 3) обладают высшей юридической силой: любой иной правовой акт, изданный не на основании и не во исполнение закона, а тем более не соответствующий или противоречащий закону, отменяется в установленном порядке;
- 4) имеют особую структуру, состоят из определенного набора элементов, называемых реквизитами. Основными реквизитами законодательного акта являются:
- - название органа, принявшего закон;
- - название закона;
- - номер и дата принятия закона;
- - преамбула, т. е. вступительная часть, в которой указываются мотивы, цели и задачи принятия закона;
- - нормативно-правовое содержание закона;
- - указание на вступление закона в юридическую силу и отмену иных нормативно-правовых актов, ранее регулировавших данные общественные отношения;
- - подпись соответствующего должностного лица (для законов Российской Федерации - Президента РФ).
Каждый закон состоит из отдельных утверждений, называемых статьями. В статье могут содержаться либо одна, либо несколько норм права или части норм права. Статьи имеют порядковый номер. Статья может быть разделена на части, а части иногда делятся на пункты и абзацы. В большинстве законов части статьи обозначаются порядковым номерам, а пункты - буквами. Абзацы номеров не имеют и отсчитываются от начала пункта, части или статьи. Для удобства пользования законом его статьи объединяют в главы, главы в параграфы, а параграфы - в разделы.
Подзаконные акты - это правотворческие акты компетентных органов власти, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, и призваны конкретизировать принципиальные положения законов применительно к различным жизненным ситуациям. Во главе системы подзаконных актов Российской Федерации стоят указы Президента РФ. Указам Президента РФ не должны противоречить постановления Правительства России, ведомственные акты (приказы и инструкции министерств и ведомств), а также акты местных органов исполнительной власти.
Для правильного применения правовых норм необходимо уметь точно определить действие нормативно-правового акта, содержащего эти нормы, во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы. Нормативно-правовой акт вступает в силу либо со времени его принятия, либо с того времени, которое указано в самом акте. В большинстве случаев в самом акте указывается момент вступления его в силу: определяется точная календарная дата, с которой данный нормативно-правовой акт начинает действовать. Если в нормативно-правовом акте момент начала его действия не определен, то он вступает в силу по истечении определенного срока после опубликования. Официальным опубликованием считается публикация текста закона (или иного акта) в четко определенном издании, называющимся официальным. Например, для федеральных законов, актов Президента РФ, актов Правительства РФ - это журнал «Собрание законодательства Российской Федерации», выходящий в свет еженедельно, а также ежедневная газета «Российская газета». Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Акты, не подлежащие опубликованию и рассылаемые на места, вступают в силу с момента их получения адресатом.
Действие нормативно-правовых актов прекращается в следующих случаях:
- 1) по истечении срока действия акта (самоотмена);
- 2) в случае указания государственного органа об отмене акта (прямая отмена);
- 3) в случае принятия нового акта по тем же вопросам тем же или вышестоящим государственным органом (косвенная отмена).
Утрата юридической силы нормативно-правовым актом может быть временной. Временная утрата имеет место в случае приостановления действия нормативно-правового акта на некоторый срок, после которого нормативно-правовой акт снова начинает действовать.
Таким образом, по общему правилу должен применяться тот нормативно-правовой акт, который вступил в юридическую силу и не утратил ее. Однако из этого правила есть два исключения:
- 1) в отдельных случаях может иметь место так называемое переживание закона, которое представляет собой применение отмененного, уже не действующего нормативно-правового акта к тем правоотношениям, которые возникли еще в период его действия;
- 2) иногда вновь принятый нормативно-правовой акт распространяет свое действие на правоотношения, которые возникли до вступления его в юридическую силу. В таких случаях говорят об обратной силе закона. По общему правилу большинство законов обратной силы не имеет. В частности, согласно ст. 57 Конституции РФ обратной силы не имеют законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие права налогоплательщика. Исключение составляют уголовные законы: они могут иметь обратную силу, если устраняют наказуемость деяния или смягчают наказание. Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Нормативно-правовой акт может действовать в пространстве на всей территории государства, на какой-то определенной части страны и (в отдельных случаях) за пределами государства. Как правило, действие нормативно-правовых актов охватывает ту территорию, которая подведомственна государственному органу, издавшему нормативно-правовой акт. Так, территория Российской Федерации включает в себя территорию всех ее субъектов, внутренние воды (реки, озера, внутреннее море) и территориальное море, воздушное пространство над ними. Нормативно-правовые акты РФ также действуют на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне (200-мильная прибрежная полоса), которые в соответствии с международным правом в состав территории государства не входят. Нормативно-правовые акты могут иметь общий характер , т. е. действовать в отношении всех граждан и юридических лиц, находящихся на соответствующей территории, или адресовываться лишь некоторым из них (ветеранам, пенсионерам, студентам, военнослужащим и т. п.). Однако из этого правила существуют исключения. Ряд законов распространяется только на граждан государства, они не действуют в отношении лиц без гражданства и иностранцев. Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью. Наиболее часто под действие принципа экстерриториальности попадают главы иностранных государств и правительств, члены иностранных государственных делегаций, дипломатические и консульские представители иностранных государств и члены их семей. На них не распространяются уголовно-правовые нормы и нормы законодательства об административных правонарушениях. Вопрос об ответственности этих лиц за совершенные ими правонарушения решается дипломатическим путем: чаще всего они объявляются персоной нон грата, т. е. нежелательной персоной, и высылаются за пределы страны.
Нормативно-правовой акт, или сокращенно НПА - что это? Каковы его признаки и какие они бывают в России, мы рассмотрим в данной статье. Понятие, требования к ним предъявляемые и классификацию(виды) нормативных актов читайте в соответствующих статьях
Основные положения
Нормативно-правовой акт - это изданный в особом порядке правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы.
Признаки нормативно-правового акта:
- властно-волевой характер;
- неоднократность применения;
- адресованность неопределенному кругу лиц.
В России нормативный правовой акт представляет собой принятый в установленном порядке органами государства, органами местного самоуправления либо населением письменный официальный документ - решение об установлении, изменении либо отмене правовых норм с той или иной сферой действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. В постановлении Государственной Думы от 11 ноября 1996 г. № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» он определен как письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.
Нормативные правовые акты по юридической силе делятся на:
- законы;
- подзаконные акты.
Законы
Закон называют писаным правом, которое истолковывается юристами. В целях устранения путаницы в толковании система нормативных правовых актов обладает строгой иерархичностью. На первом месте стоят нормы конституции и приравненных к ней конституционных актов. Например, во Франции Конституция 1958 г. - это всею лишь часть, хотя и наиболее значительная, действующею Основною закона. В соответствии с преамбулой акта 195S г. его частью являются Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула Конституции 1946 г., главным образом провозглашающие права и свободы. В Конституцию входят не только два упомянутых акта, но и «основные принципы, признанные законы Республики», к которым отсылает преамбула Основного закона 1946 г. Конституционные нормы обладают особым авторитетом, гак как устанавливают фундаментальные основы жизни общества. В связи с этим во многих государствах конституционные положения принимаются и изменяются в особом порядке, например путем всенародного голосования. Особый авторитет данных норм выражается в особом контроле за их соблюдением, соответствием других законов, стоящих ниже на иерархической лестнице, нормам конституции. Во многих странах, в том числе в Российской Федерации, с этой целью создан особый орган - конституционный суд.
В классическом понимании закон - это нормативный правовой акт, содержащий первичные юридические нормы, которых раньше в правовой системе не было, либо объединяющий разрозненные нормы, закладывающий основы регулирования в полном объеме.
При этом закон регламентирует ключевые аспекты жизни страны, принципиальные экономические, политические и социальные вопросы.
Отсюда следуют основные признаки закона как нормативного правового акта :
- он принимается представительными органами, избираемыми народом, иди непосредственно самим народом на референдуме;
- обладает высшей юридической силой;
- принимается в особом процессуальном порядке;
- по своему характеру является стабильным;
- принимается для регулирования наиболее важных социально значимых общественных отношений.
Итак, закон - это нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом законодательном порядке народом или парламентом, регулирующий наиболее важные общественные отношения.Законы по своему значению и прежде всего по юридической силе делятся на:
- основные;
- обыкновенные.
Основные законы
Основные законы - это конституции.Конституция - это единый правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства государства и общества, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.Непосредственно к конституции примыкают конституционные (органические) законы, также закрепляющие правовые основы государства и общества (например. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Необходимость принятия конституционных законов прямо предусматривается Конституцией РФ. Для них установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура принятия Федеральным Собранием. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст. 108 Конституции РФ). К разновидности конституционных законов можно отнести нормативные акты о принятии поправок к гл. 3-8 Конституции РФ.
Обыкновенные законы
Обыкновенные законы представляют собой акты действующего законодательства, которые посвящены различным сторонам политической, экономической, социальной жизни общества. Они издаются в строгом соответствии с предписаниями Конституции РФ, конкретизируя ее положения и по своей внутренней структуре делятся на:
- текущие;
- кодифицированные.
Типичным примером текущего законодательного акта является закон о бюджете, который действует только в течение определенного года. Текущие законы могут регулировать какой-либо отдельный вопрос отрасли права. Так, Федеральный закон от 17 декабря 1994 г. № 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи» регламентирует довольно специфический вид общественных отношений в сфере административного права.
Важное значение имеет классификация законов по отраслям права: законы о труде, уголовные, финансово-кредитные законы и т. д.
Различного рода кодексы, уставы, положения, основы представляют собой так называемые кодифицированные законы .Кодекс (лат. codex - книга, пень) - это единый нормативный правовой акт, систематизирующий законодательство какой-либо отрасли права (гражданской, уголовной, земельной и т. п.). Кодекс является результатом сложной правотворческой деятельности, в ходе которой создается единый логически цельный, внутренне согласованный нормативный правовой акт.Структурно кодекс, как правило, содержит общую и особенную части. В общей части закрепляются основополагающие принципы и нормы, которые определяют характер и содержание непосредственно действующих норм особенной части кодекса.Например, положения Общей части Уголовного кодекса РФ (УК РФ) содержат принципы и задачи уголовного права, общие понятия уголовного права, которые конкретизируются в Особенной части.Особую роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, которые аккумулируют основные положения той или иной законодательной отрасли, иные нормативные акты данной отрасли «подстраиваются» к отраслевому кодексу.Кроме того, по характеру юридических норм, содержащихся в кодексах, выделяют материальные и процессуальные кодексы.Кроме отраслевых, в системе законодательства существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, природоохранительные законы включают нормы административного, гражданского и иных отраслей права).В федеративном государстве, каким является Россия, различаются законы федеральные и законы субъектов РФ.
Подзаконные акты
Нормативные правовые акты, которые издаются во исполнение и на основе законов, называются подзаконными актами (постановления, распоряжения, инструкции и т. д.).В нашей стране в развитие Конституции РФ и федеральных законов Президент РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, комитеты также издают нормативные правовые акты.
Издаваемые Президентом РФ нормативные правовые акты - указы и распоряжения - принимаются но широкому кругу вопросов. Наибольшее значение имеют указы по важнейшим вопросам экономики, культуры, образования, обороноспособности страны. В частности, благодаря Указу Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1487 «О гарантиях прав граждан Российской Федерации на получение образования» (утратил силу) сохранялось бесплатным полное среднее общее образование. Согласно же действующей Конституции РФ государство гарантирует бесплатное обучение лишь до 10 класса, т. е. основное общее образование. Данный Указ Президента РФ не противоречит Конституции РФ, поскольку устанавливает более широкие гарантии прав граждан по сравнению с теми, что закреплены в Конституции РФ.
Согласно ст. 90 Конституции РФ нормативные правовые акты Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Следовательно, указы и распоряжения являются подзаконными актами и не могут приниматься по вопросам, подлежащим нормативно-правовому регулированию в форме федеральных законов. Вместе с тем в настоящее время сложилась практика принятия нормативных указов Президента РФ по вопросам, которые еще не урегулированы федеральным законом. Так, Президентом РФ принимались указы по вопросам налогового законодательства, приватизации государственных предприятий, борьбы с преступностью. Наличие указов Президента не ограничивает право Государственной Думы принимать по этому же вопросу федеральный закон и устанавливать иные нормы права.
Указы Президента, имеющие нормативный характер, вступают в действие на всей территории РФ одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования в «Российской газете». В отдельных случаях может устанавливаться и иной порядок вступления указов Президента РФ в силу.
Согласно ст. 115 Конституции РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, которые не могут противоречить Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента РФ. Как орган федеральной исполнительной власти Правительство РФ наделено широкими полномочиями в сфере финансовой и кредитной политики, образования, науки, культуры управления федеральной собственностью, охраны правопорядка, прав и свобод граждан. Выполняя возложенные на него задачи. Правительство РФ не может не принимать нормативные правовые акты в развитие федеральных законов. Ежегодно Правительство РФ принимает более 1 тыс. нормативных правовых постановлений. Все постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению на всей территории РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ, противоречащие Конституции РФ. федеральным законам и указам Президента РФ, подлежат отмене Президентом РФ.
Важную роль в системе подзаконных федеральных актов играют нормативные правовые акты федеральных министерств. Такие акты, как правило, регулируют отношения внутри системы министерства и принимаются в соответствии и на основе Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, а также нормативных правовых актов Правительства РФ. Однако отдельные министерства обладают правом издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения с гражданами, а также с органами, учреждениями, предприятиями, не входящими в систему министерства. Например, Министерство образования и науки РФ издает нормативные правовые акты по вопросам аттестации школьников, организации учебного процесса. Такие акты являются обязательными как для работников образовательных учреждений, так и для других граждан.
Чтобы исключить нарушения прав граждан, иных лиц, нормативные акты министерств и ведомств, имеющие общеобязательный характер, подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ.В целях обеспечения развития единого правового пространства Российской Федерации Министерство юстиции РФ ведет Федеральный регистр нормативных правовых актов всех субъектов РФ, в который сегодня внесено уже более 200 тыс. правовых актов. Доступ к его информационным ресурсам можно осуществлять через Интернет.
Нормативные правовые акты
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Нормативные правовые акты |
Рубрика (тематическая категория) | Право |
Нормативный правовой акт - это письменный документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, органом местного самоуправления, институтами прямой демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений.
Признаки нормативного правового акта:
1. Это письменный документ, имеющий внутреннюю структуру, соответствующую правилам законодательной техники. Правовой акт отличается использованием специальных терминов, наличием установленных реквизитов (дата͵ номер, наименование и т.п.).
2. Правовой акт издается уполномоченными субъектами. Их правомочие на издание актов устанавливается конституцией, законами, иными актами. Каждому субъекту предоставлена определенная форма (формы) акта͵ в которую он воплощает свои предписания (к примеру, Президент Российской Федерации создает только указы и распоряжения).
3. Правовой акт издается субъектами в пределах их компетенции, которая установлена в соответствующих юридических нормах.
4. Правовой акт выражает волю определенной социальной общности. В нем закрепляется цель и задачи, на решение которых он направлен. В нем выражены социальные интересы.
5. Правовой акт входит в единую систему законодательства, осуществляя правовое регулирование в соответствии с едиными целями и задачами правового регулирования.
Акт предназначен для регулирования общественных отношений. Это достигается разными способами и методами, путем запретов, обязываний и дозволений, с использованием различных юридических средств.
Нормативность является важнейшим признаком нормативных правовых актов.
Нормативность выражает всеобщность содержания и действия акта͵ который закрепляет порядок отношений, действующий как угодно долго во времени.
Юридическая сила нормативного правового акта выражается:
В обязательном соответствии каждого акта принципам и нормам Конституции России;
В строгом соответствии официальной классификации актов, установленной Конституцией России и законами;
В признании соподчиненности между видами актов - Конституция, закон, указ и т.д.
В установлении иерархической соподчиненности актов государственных органов, занимающих более высокое место и более низкое место в системе органов власти;
В определении оснований и рамок принятия того или иного акта͵ его основного содержания. Формулы ʼʼна основании и во исполнение законаʼʼ, ʼʼв соответствии с указом, постановлениемʼʼ и т.п. выражают эту правовую связь;
В признании правового акта͵ игнорирующего установленные юридические зависимости, нарушающим законность и теряющим юридическую силу.
Виды нормативных правовых актов
В системе нормативных правовых актов любого государства особое место занимает конституция. Особенность конституции состоит в том, что в ней закрепляется баланс социальных интересов, формулируются основополагающие положения, которые должны служить консолидации общества.
Конституция - это акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и общества, а также основы взаимоотношения государства и гражданина. Конституция обладает учредительных характером. Это ее свойство проявляется в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, определяют содержание абсолютно всех иных нормативных правовых актов государства.
Особенности конституции предопределяется также тем, что она создается особым субъектом - народом, который в демократическом государстве является единственным источником власти и носителем суверенитета. Именно народ обладает правом принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые он выбирает.
В Конституции закрепляются форма государственного устройства, система органов государственной власти, основы взаимоотношений между гражданами и государством, между элементами политической системы.
Закон - это основной правовой акт, издаваемый законодательным (представительным) органом или принимаемый путем народного голосования для регулирования важнейших общественных отношений.
Признаки закона:
а) представляет собой нормативное выражение воли народа в результате согласования различных социальных интересов;
б) принимается законодательными (представительными) органами или принимается путем референдума - всенародного голосования;
в) регулирует наиболее важные общественные отношения, обеспечивает упорядоченное развитие всех сфер жизни общества;
г) закон обладает наибольшей юридической силой среди других правовых актов;
д) закон принимается в результате законодательного процесса в особом процессуальном порядке;
е) закон характеризуется наибольшей стабильностью и длительностью существования, действия.
Законы в Российской Федерации делятся на две группы: законы, принимаемые на федеральном уровне и законы субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне следующие виды законов: федеральные конституционные законы, обычные (или текущие) федеральные законы, кодексы, основы, законы Российской Федерации, федеральные законы о ратификации международных договоров.
Федеральные конституционные законы принимаются для регулирования наиболее важных общественных отношений, прямо указанных в Конституции России. Значительную группу федеральных конституционных законов составляют акты о статусе важнейших государственных институтов и органов. Это законы о Правительстве, об Уполномоченном по правам человека, о Конституционном Суде РФ, и некоторые другие. Другая разновидность конституционных законов регулирует государственно-правовые состояния. К примеру, закон об условиях и порядке введения чрезвычайного и военного положения на территории Российской Федерации.
С помощью федеральных конституционных законов может изменяться состав Российской Федерации, регламентироваться принятие в Федерацию новых субъектов и решение других вопросов федеративного строительства.
Федеральные конституционные законы, исходя из статьи 76 Конституции России, имеют верховенство над федеральными законами.
Конституционные законы принимаются в особом порядке. Принятие конституционных законов требует квалифицированного большинства: не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Наиболее многочисленную группу законов составляют федеральные законы. Эти акты неодинаковы по своему содержанию, объёму и предметам правового регулирования, по соотношению с иными нормативными актами.
Разновидностью федеральных законов является кодекс. Кодекс - это систематизированный свод актов, правил и норм, который единообразно регулирует сферу общественных отношений. Он выступает как основной законодательный акт в какой-либо сфере, с ним находятся в своеобразном соотношении другие акты данной отрасли права, законодательства. Нормы кодекса являются приоритетными при регулировании общественных отношений нормами актов своей отрасли. К примеру, Гражданский кодекс РФ обладает высшей юридической силой в системе гражданско-правовых актов. Кодексы отличаются сложной структурой, состоят из частей, разделов, глав, статей и пунктов. Им присущ большой объём, масштабность регулирования.
Кодификации подлежат отрасли права, отнесенные к исключительному ведению Российской Федерации (гражданское, уголовное право и др.), реже кодексы издаются по предметам совместного ведения (административное, трудовое право).
Понятие основ законодательства, основ, базовых принципов предопределено федеративной природой Российского государства, наличием двух правовых систем, делением предметов ведения. По вопросам, составляющим предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов, создаются особые акты. Их цель - с одной стороны, обеспечить федеративное регулирование, с другой - допустить в установленных рамках правотворчество субъектов Федерации. Наименования актов такого рода содержат следующие обороты: ʼʼобщие принципыʼʼ, ʼʼосновыʼʼ. К примеру, Федеральный закон ʼʼОб основах государственной службы в Российской Федерацииʼʼ.
Федеральные законы о ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации принимаются исходя из статьи 106 Конституции Российской Федерации. Эти законы отличаются своим наименованием, процедурой принятия. Тексты международных договоров в форме законов публикуются в Бюллетене международных договоров. В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, ратифицированные международные договоры имеют приоритет над внутренним законодательством. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, документ, являющийся по форме федеральным законом, имеет верховенство над иными актами такого рода.
Подзаконные нормативные акты
Система подзаконных актов достаточно разнообразна и многочисленна. Наибольшей юридической силой в системе подзаконных нормативных правовых актов обладают указы Президента Российской Федерации. Οʜᴎ издаются по вопросам компетенции главы государства, которые установлены главой 4 Конституции Российской Федерации. Указы Президента РФ обязательны на территории всей страны. Указы Президента РФ не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, они бывают нормативными и ненормативными. Их различие состоит в степени определенности, персонифицированности. Нормативные указы адресованы неопределенному кругу лиц. Ненормативные акты (указы и распоряжения) бывают продемонстрированы на примере указов по кадровым вопросам. Οʜᴎ представляют из себяакты правоприменительные, так как созданы в соответствии с законным полномочием и адресованы конкретным людям.
Постановления Правительства Российской Федерации издаются на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Οʜᴎ обязательны для исполнения на всей территории Российской федерации. Οʜᴎ бывают отменены Президентом РФ в том случае, в случае если они противоречат Конституции России, федеральным законам и указам Президента РФ (ст. 115 Конституции Российской Федерации).
Исполнение постановлений Правительства РФ обеспечивается в пределах предметов ведения и полномочий Российской Федерации и совместного ведения Федерации и субъектов. В пределах этих полномочий органы исполнительной власти Федерации и субъектов образуют единую систему
Приказы, постановления, инструкции издаются всеми полномочными органами: министерствами, государственными комитетами, федеральными службами, инспекциями, надзорами и другими ведомствами.
Все федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, действующие в пределах внутриведомственных отношений для органов, должностных лиц и служащих данного органа. Οʜᴎ могут издавать акты, обязательные для граждан и организаций, не подчиненных данному ведомству.
Все акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права и законные интересы граждан, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Условием их действия является официальное опубликование.
Система законодательства субъектов Российской Федерации, характеризуется прежде всего наличием конституций и уставов, которые являются учредительными актами субъектов Федерации. Эти акты закрепляют формирование органов государственной власти субъекта͵ порядок проведения выборов, основные формы взаимодействия с местным самоуправлением. Конституции и уставы должны соответствовать федеральной Конституции и законам.
Закон субъекта Российской Федерации - нормативный правовой акт, принимаемый законодательным (представительным) органом субъекта Федерации в соответствии с Конституцией
России и федеральными законами, Конституцией или уставом субъекта РФ и регулирующий основные вопросы государственного, экономического и социального развития, находящиеся в ведении субъекта РФ. Законы субъектов РФ могут создаваться также по предметам совместного ведения. Такого рода акты должны соответствовать федеральным законам в данной сфере.
Наряду с законами субъектов Федерации, президенты республик, главы администраций краев, областей, автономных округов и автономной области, мэры городов федерального значения, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации издают указы, постановления, приказы, положения, инструкции иные нормативные правовые акты. Эти акты издаются в пределах и формах, установленных для соответствующих органов.
Акты органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции также создают нормативные правовые акты. Их примерами бывают решения, распоряжения, приказы муниципалитетов, советов и т.п. органов. Наибольшей юридической силой в данной системе обладают уставы муниципальных образований. Акты муниципальных органов и должностных лиц местного самоуправления устанавливают обязательные нормы права для населения соответствующих территорий. Этими актами устанавливается статус органов и должностных лиц, порядок их формирования, полномочия, порядок управления муниципальной собственностью, правила общественного порядка и иные нормы местного значения.
Понятие систематизации нормативных актов
Систематизация нормативных актов - это деятельность, направленная на совершенствование и упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему.
Сущность систематизации нормативных актов состоит в устранении противоречий, несогласованности и других недостатков действующего законодательства.
Цель систематизации нормативных актов состоит в упорядочении действующего законодательства и придании ему стабильности, внутренне согласованной нормативной системы.
Субъектами систематизации выступают государственные органы, юридические службы организаций, а в определенных случаях - и частные лица.
Приведение нормативных актов в упорядоченную систему осуществляется тремя способами:
Путем издания сборника нормативных актов,
Путем переработки и дополнения действующих норм права, что означает создание новых нормативных актов,
Путем объединения нескольких нормативных актов в один укрупненный акт.
Систематизация необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, для ликвидации пробелов и разрешения юридических конфликтов.
Виды систематизации нормативных актов
По способу приведения в систему выделяют три вида систематизации нормативных актов: инкорпорацию, кодификацию и консолидацию.
Инкорпорация - это приведение нормативных актов в систему без изменения их содержания путем издания разного рода сборников. Инкорпоративными изданиями являются сборники законов, иных нормативных актов, собрание законодательства и свод законов.
Инкорпорация бывает различных видов:
1. Учитывая зависимость отпринципа объединения выделяют два вида инкорпорации: хронологическую (по годам) и систематическую (по предмету правового регулирования).
2. Учитывая зависимость отобъема различают генеральную (полную), когда включает в себя все действующие акты определенного уровня или типа и частичную (неполную) инкорпорации, ᴛ.ᴇ. когда собрание содержит лишь определенную часть нормативных актов.
3. По источнику инкорпорация должна быть официальной, ᴛ.ᴇ. осуществляется государственными органами или по их поручению и неофициальной, ᴛ.ᴇ. проводится организациями и частными лицами по своему усмотрению.
Кодификация - это приведение нормативных актов в систему путем переработки и дополнения действующих норм права, изменения их содержания и принятия новых законов.
По содержанию выделяют три кодифицированных акта : Основы законодательства, кодексы, уставы, положения, правила.
Основы законодательства устанавливают важнейшие положения (основные начала) отраслей права или сфер государственного регулирования. Основы составляют нормативную базу для кодификационной деятельности субъектов федерации.
Уставы регулируют определенную сферу государственной деятельности, к примеру, работу железнодорожного транспорта͵ внутреннего водного транспорта͵ воинскую службу и так далее.
Положения - это нормативные акты определенного действия, которые детально регулируют статус либо организацию деятельности государственных органов, организаций и учреждений. Таково, к примеру, положение о службе в органах внутренних дел.
Правила - это нормативные акты, определяющие порядок организации какой-либо деятельности;
Кодифицированные акты составляют основу деятельности, законодательства и рассчитаны на долгое регулирование общественных отношений.
Консолидация законодательства - ϶ᴛᴏ преодоление множественности нормативных актов путем их сведения в один укрупненный акт, который заменяет вошедшие в него акты. При консолидации не меняется содержание ранее принятых актов. Вместе с тем проводится их редакционная правка: устраняются противоречия, повторы и длинноты.
Нормативные правовые акты - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Нормативные правовые акты" 2017, 2018.
Это документ юридической направленности, принимается властными органами, компетентными в вопросах, которые он призван разрешить, для каждого его вида характерен свой специальный порядок создания. Акты фиксируются на бумаге в форме документов, установленных образцов с характерными реквизитами.
Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.
Это быстро и бесплатно !
Нормативный акт, как нормообразующий документ, называют источником права, по сути это «хранилище» правовых норм. Следует определить, что норма права − прописанное и документально зафиксированное правило, обязательное для выполнения и соблюдения каждым членом гражданского общества.
Это «кирпичик» в стене любой правовой системы. Гарантом их соблюдения выступает государство. Если они нарушаются, наступает гражданская или даже уголовная ответственность, также закрепленная специальными нормами.
У нормативных актов есть ряд характерных черт, по которым их можно отличить от любого другого документа. Перечислим:
- Издаются управомоченными государственными органами, органами местной власти, должностными лицами.
- Создаются и выпускаются в специальном порядке, который различается на разных уровнях принятия документов, зависит от того каким именно полномочным органом они разработаны. Можно выделить основные этапы общие для всех, до момента официальной публикации он проходит несколько стадий: подготовка проекта, принятие, подписание, государственная регистрация.
- Прописанные в них нормы, ориентированы исключительно на каждого, действуют постоянно, их применяют неоднократно, пока акты не отменят либо не внесут в них изменения, в силу которых нормы станут неработающими.
Нормативный правовой акт − законодательная формулировка. Такое же понятие используется во многих источниках юридической литературы. Юристы зачастую употребляют более сокращенный вариант «нормативно-правовой». Существует еще один термин − «правовой акт». В чем смысл такого многообразия, и есть ли разница между ними?
«Нормативный» и «правовой» − не одно и то же
«Нормативный акт», как понятие, несколько у́же определения «правового». К последним относят все документы юридического характера, будь то принимаемые государственными и муниципальными органами, или служебная документация юридических лиц: договоры, регламенты, распоряжения, решения и протоколы.
Теоретики права разделяют правовые акты на группы:
- Нормативные правовые.
- Не имеющие нормативного характера, то есть не заключающие в себе норм. К ненормативным относят, прежде всего, индивидуальные или, по-другому, акты применения права.
Обе группы имеют юридический характер, но в то же время между ними есть различия, заключающиеся в следующем:
- В первой группе наличествуют правила поведения (нормы права), во второй нет, но она несет индивидуальные указания и предписания.
- Нормативно-правовые применяются множество раз, индивидуальные − однократно, их действие прекращается после завершения отношений, выполнения предписанных действий.
- Первые обращены к неопределенному кругу физических и юридических лиц, в результате чего охватывают практически все общественные отношения, вторые издаются для каждого конкретного случая или лица индивидуально (отсюда и другое название «индивидуальный акт»), заканчивают действовать после наступления ожидаемых событий.
- И, наверное, главное отличие: ненормативные акты издаются в целях применения и соблюдения нормативно-правовых.
К индивидуальным можно отнести: приговор или решение суда, приказ о приеме на работу или увольнении, решение собрания собственников многоквартирного дома. Все они основываются на нормах права и изданы для их выполнения.
Виды актов
Наряду с нормативно-правовыми и ненормативными следует выделить еще один вид правовых актов − разъяснительные и толкующие нормы. Они направлены на то, чтобы объяснить смысл принятого документа, содержащихся в нем норм, и определяют действие правил установленных ранее.
Нормативные правовые акты являются определяющими в общественной жизни и правоотношениях, поэтому остановимся на них подробнее.
В системе законотворчества существует их разделение на такие виды, как:
- Законы.
- Подзаконные акты.
Оно основывается на их юридической силе, которая напрямую зависит от положения и компетенции издателя в общей иерархии госорганов.
Например, наименьшей силой обладают документы, принятые на нижней ступени власти (муниципалитетом). Наибольшая − у федеральных конституционных законов.
Платформой для отдельного взятого подзаконного акта служит конкретный закон, уровень которого выше, а сила, соответственно, больше. Приведем пример: президентские указы, правительственные постановления, министерские приказы. Нужно помнить, такие документы будут относиться к подзаконным, только если в них есть те самые «кирпичики» о которых говорилось выше.
Различают еще общие и специальные акты. Под действие общих подпадают всех лица, а специальных − на одну или несколько категорий.
Закон и акт: соотношение терминов
Термины «закон» и «акт» соотносятся между собой довольно просто. Юристы придерживаются мнения, что закон и есть акт. Точнее сказать, это нормативный акт, наделенный высшей юридической силой, для принятия которого установлен специальный порядок.
В повседневной жизни, да и в юридической библиографии, чаще всего термин «закон» используется по отношению к любому документу, заключающему в себе нормы, предписания, указания. Иногда этим термином подменяют понятие «законодательства» в целом. В принципе, здесь не должно возникать недопонимания, поскольку обычно из контекста следует, что имеется в виду вся нормативно-правовая база.
Систематизация и уровни
Совокупность нормативных актов представляет собой довольно сложную, многоступенчато соподчиненную систему. Ее классификация, основываясь на различных характеристиках, полностью охватывает и структурирует законодательство.
Систематизация происходит по следующим критериям:
- По субъектам правотворчества. К субъектам относят граждан (народное голосование − один из способов, которым принимают законы), органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и власть на местах.
- По времени: временные и продолженного действия.
- По юридической силе, об этом уже говорилось − это законы и подзаконные акты;
Именно по последнему критерию выделяют следующие уровни:
- Федеральный. Это высший уровень государственной власти. На данном уровне Государственная Дума трудится над федеральными конституционными, федеральными законами, разрабатывается нормативная документация Президента России и Правительства;
- Региональный. На этой ступени законотворческие деяния − прерогатива субъектов Федерации. Создаются уставы, законы представительных органов, губернаторские указы, указы президентов республик в составе Федерации, постановления исполнительных органов субъектов;
- Местный. Это уровень правотворчества муниципальных образований.
Рассмотреть подробнее стоит следующие разновидности:
- Федеральные законы регулируют все области общественно-экономических отношений, или как говорят юристы, все отрасли права. Их называют текущими или обычными. Прежде всего, к ним относятся кодексы: гражданский, земельный, налоговый, жилищный, уголовный и многие другие, которые представляют собой сложно структурированные документы, охватывающие все основополагающие отраслевые нормы.
- Муниципальные правовые акты − принимаемые городскими, сельскими или поселковыми образованиями местные документы. Их издают думы, администрации либо главы муниципалитетов и отличаются они тем, что их исполнение обязательно только для жителей этого округа и не выходит за местную территорию.
- Локальные нормативные акты, не включаются в группу нормативно-правовых, скорее их можно отнести к правовым актам в целом. Они разрабатываются юридическими лицами для формализации положений кодексов и законодательных новелл. Их подготавливают в виде регламентов, уставов, приказов и прочих внутренних документов, которыми работодатели и работники руководствуются в своей профессиональной деятельности.
Западная и восточная традиции законотворчества
История права различает два устоявшихся законотворческих подхода: западный и восточный. В чем же отличие?
В восточной и западной традиции по-разному определяется место и значимость правовых актов в жизни страны и общества. Общепризнанной определяющей силой и верховным законом на Западе является Конституция. Затем, по принципам соподчиненности и взаимной дополняемости, акты следуют по ступеням правовой системы ниже. Гражданско-правовое общество повседневно руководствуется законодательно закрепленной нормой.
Однако в странах восточного региона немаловажную ячейку в правовой системе занимают традиции и обычаи, которые зачастую имеют религиозную подоплеку. Моральные устои и образцы поведения, апробированные поколениями, могут подменять нормы.
Основные проблемы российской системы права
В процессе своего становления российская правовая система в большей степени подверглась влиянию западного права, чем восточного. Для России всегда была характерна низкая правовая грамотность граждан, их «отрешенность» от законодательства. Граждане вроде бы живут в рамках законодательства, но при случае становятся незащищенными, в силу незнания своих прав и обязанностей.
Конечно, о проблемах права нужно говорить в рамках отдельной статьи, поскольку в каждой отрасли есть свои недочеты.
Но, если рассматривать систему законодательства Российской Федерации в общем, можно выделить ряд проблем:
- Пробелы. Общество и государство всегда в процессе развития, порой случается так, что какие-то отношения и обязательства остаются, не урегулированы.
- Отсутствие единого толкования. Нормативные документы при отсутствии официальных разъяснений, допускают существование нескольких мнений по одному и тому же вопросу.
- Нет единых принципов, по которым нормативные акты должны вступать в силу, нет общих правил установления сроков публикации.
Законотворчество
Представляет собой созидательную деятельность по составлению и внедрению в жизнь нормативно-правовых актов.
В законодательном процессе есть четыре ступени (стадии), для каждой из которых характерен определенный набор действий и правил:
- Законодательная инициатива выносит на рассмотрение законопроекты либо поправки к ним, предложения о необходимости поправок существующих положений.
- Законопроекты рассматриваются комитетами палат Федерального собрания РФ, такое рассмотрение называется предварительным.
- Непосредственное обсуждение в Государственной думе. Обычно проходит три чтения.
- Заключительная стадия законотворчества: принятие или отклонение законопроекта.
Юридическая техника как часть правовой системы
Юридическая техника представляет собой инструментарий законодательного процесса. Это определенный набор правил, средств, методов, с помощью которых происходит выражение смысла, заложенного в нормативную документацию. Юридические документы отличаются наличием специальной терминологии, особенным лингвистическим и синтаксическим построением предложений, но в то же время должны «говорить» доступным для людей языком.
Техника призвана упорядочить и структурировать тексты, чтобы вся законодательная база существовала в едином стиле. В настоящее время она стала самостоятельной отраслью, изучение которой проходит наряду с другими и позволяет овладеть практическими навыками для грамотного оформления юридической документации.
Как действуют законы
Ценность и значимость закона выявляются только в процессе его работы. Мало выпустить, нужно еще определить его сферу действия.
Во-первых, они не всегда обязательны для исполнения. Моментом, с которого соблюдать закон становится необходимо, а за неисполнение наступает ответственность, считается время его вступления в силу. Его обязательность длится до отмены или прекращения действия.
Во-вторых, отдельные законы, относящиеся к подвиду специальных нормативных актов, работают для некоторых категорий лиц, например, медицинских работников, военнослужащих, многодетных семей. По принципу территориальности они распространяются на резидентов страны или временно пребывающих иностранных граждан, которые находятся здесь во время их действия.
Работа по подготовке правовых актов − значимая и обоснованная деятельность государства, а сами они, в любом своем варианте, необходимый регулятор общественных, политических, экономических и межличностных отношений.
Законы и подзаконные акты обладают ключевым значением в юридическом сопровождении жизни государства. Они обеспечивают регулирование общественных отношений, защиту интересов граждан.
Актуальность вопроса
Порядок, в соответствии с которым принимаются законы и подзаконные акты, обладает своей спецификой. Эти документы тесно взаимосвязаны друг с другом и выполняют множество функций. Юридическое регулирование отношений постоянно изменяется под влиянием преобразований в российском обществе. Закон и подзаконные нормативные акты, его дополняющие, призваны оптимизировать происходящие перемены. Эта работа, в свою очередь, связана с разработкой и решением определенных теоретических и практических вопросов.
Определение
Что собой представляют подзаконные акты? Понятие имеет официальную трактовку. Она выглядит следующим образом.
Подзаконные нормативно-правовые акты - письменные официальные документы, которые принимаются уполномоченными субъектами, имеют властный и обязательный характер. Они регулируют общественные отношения. Подзаконные акты издаются на основании или в соответствии с законом и во исполнение его положений.
В качестве субъектов, которые могут утверждать их, выступают:
Подзаконные нормативные акты: виды
Классификация этих документов имеет особое практическое значение. Разграничение позволяет рационально и четко организовывать деятельность структур власти. Какие бывают подзаконные акты? Видыподзаконные акты виды имеют следующие:
- Локальные.
- Индивидуальные.
- Региональные.
- Федеральные.
- Местные.
В качестве классификационного критерия выступает юридическая природа. Она подразумевает силу, содержание, сферу действия, порядок оформления и принятия документов. В юридической науке подзаконные нормативно-правовые акты находятся на вторичной позиции. Как правило, они издаются на основании и во исполнение ФЗ. Они направлены на конкретизацию и воплощение законов в жизнь.
В России используются следующие подзаконные акты:
- Распоряжения и указы президента.
- Постановления правительства.
- Акты федеральных ведомств и министерств.
- Решения исполнительных органов.
- Постановления местных структур власти.
- Локальные документы.
Специфика документов
Подзаконные правовые акты принимаются на основе существующего принципа разделения власти. Кроме представительных органов, образующихся при прямом избрании населением своих представителей, в государстве существуют исполнительная и судебная системы. Первые в соответствии со своими полномочиями принимают законы. Исполнительные органы реализуют утвержденные на высшем уровне положения. Судебная власть рассматривает дела, основываясь на законах. Самостоятельность и независимость каждой ветви обуславливаются правом принимать собственные нормы. В юридической доктрине судебные органы могут утверждать документы однократного действия, которые адресованы конкретным лицам (решения, определения, приговоры и прочее). Исполнительные и представительные органы имеют возможность принимать подзаконные нормативные акты. В них присутствует значительная часть существующих юридических предписаний.
Распоряжения и указы главы государства
Эти подзаконные нормативные акты имеют давнюю историю. Указы оказывали влияние на развитие юридической системы страны на протяжении не одной сотни лет. В дореволюционный период в такой форме утверждалось Высочайшее повеление Императора. В советские годы указы издавались Президиумами ВС СССР и республик. Некоторые подзаконные акты передавались на утверждение на очередной сессии представительных органов.
В РФ, согласно Конституции, указы и распоряжения может издавать президент. Между этими документами существует различие. Указ обладает более значимым, широким действием. Распоряжение носит более частный, конкретный характер. Они обычно не считаются нормативными актами. Распоряжения принимаются по различным оперативным вопросам, связанным с государственным управлением. Они могут касаться создания рабочих комиссий, финансирования регионов из резервного фонда и так далее. Вместе с этим указы главы страны также не всегда выступают как подзаконные акты. Они могут приниматься по конкретным вопросам. Например, при назначении на должность либо освобождении от нее, присвоении звания и пр. В таких случаях Указы называют правоприменительными актами.
Отличительные черты указов
Нормативные документы, изданные президентом:
- Не могут противоречить действующим ФЗ.
- Обладают приоритетным значением относительно прочих подзаконных актов.
- Регулируют различные сферы жизни общества.
- Обладают общеобязательным характером.
- Включают в себя правовые нормы.
Исходя из полномочий президента, указы могут быть:
- В рамках собственной компетенции.
- На основе полномочий, переданных ему правительством.
- Подлежащими утверждению в Совете Федерации. К ним, например, относят указы о введении военного, чрезвычайного положений, представления о назначении судей Конституционного, Высшего арбитражного и Верховного Судов, Генерального прокурора.
Правительственные постановления
Эти подзаконные акты издаются на основе и во исполнение конституционных положений, ФЗ, указов президента. Правительство может принимать Постановления и Распоряжения. Первые, как правило, всегда имеют нормативный характер. Реализация Постановлений осуществляется в рамках полномочий и предметов ведения государства и совместного его ведения с регионами РФ. Распоряжения обычно адресованы конкретному кругу исполнителей. Они выступают как правоприменительные акты.
Документы федеральных структур
Эти подзаконные акты подчинены постановлениям правительства и обладают чаще всего отраслевым назначением. В некоторых случаях в зависимости от межотраслевой, функциональной направленности ведомства или министерства эти документы могут адресоваться нескольким структурам и регулировать соответствующие отношения. Они издаются в форме инструкций и приказов. Последние могут быть нормативными или ненормативными. Первые касаются наиболее важных вопросов деятельности федеральных институтов исполнительной власти: их структуры, функций, задач. Ненормативные приказы выступают в качестве правоприменительных актов. Инструкциями регулируются ключевые аспекты служебной деятельности, а также функциональные обязанности определенных категорий работников. Эти документы отличаются нормативным содержанием.
Документы исполнительных органов субъектов РФ
Главы республик, которые входят в состав России, издают распоряжения и указы. Губернаторы, руководители администраций в автономных округах и областях, краях, городах федерального значения, правительства регионов (если такие существуют) утверждают распоряжения и постановления в рамках своих полномочий. Региональные министерства, департаменты, ведомства и прочие исполнительные институты власти обладают правом издавать приказы и инструкции. Эти документы утверждаются на основании полномочий каждой структуры согласно конституционным положениям и ФЗ, уставам и законам субъектов РФ. Они обладают локальным действием. Их положения распространяются только на территории соответствующего субъекта страны. Указанные акты могут являться как правоприменительными, так и нормативными.
Документы местных органов
Согласно Конституции, территориальные структуры самостоятельно осуществляют управление муниципальной собственностью, составляют, утверждают и исполняют статьи местного бюджета, определяют налоги и сборы в пределах МО, обеспечивают охрану общественного правопорядка и решают прочие вопросы, касающиеся самоуправления. В рамках своих полномочий местные органы могут издавать:
- Распоряжения и постановления глав территориальных институтов власти.
- Акты сельских и поселковых собраний (сходов).
- Документы представительных органов.
Эти акты также могут обладать правоприменительным или нормативным характером.
Локальные документы
К ним относят акты, которые издаются в учреждениях и организациях. Локальные документы призваны регулировать учебные, научные, производственные, коммерческие, управленческие и прочие отношения, касающиеся назначения конкретного предприятия. В каждой организации или учреждении существует собственный устав, положение либо другой документ учредительного характера, правила внутренней дисциплины и так далее. Действие этих актов обладает правовым значением. В этой связи все эти документы подлежат регистрации либо утверждению в государственных органах. Локальными нормативно-правовыми актами, например, являются:
Заключение
Подзаконные правовые акты представляют собой внутренне согласованную специфическую структуру, выступающую частью юридической системы государства. Реализация этих документов является элементом общего механизма воплощения конституционных положений в жизнь. Вместе с этим система подзаконных актов обладает своими специфическими признаками, которые отличают ее от остальных правовых инструментов. Реализация документов представлена в виде многоуровневого процесса, в рамках которого обеспечивается надлежащее поведение соответствующих субъектов. Эта процедура проводится с использованием особых юридических методов и средств. Наличие в юридической системе законов и подзаконных актов обеспечивает максимально эффективное регулирование сложных и динамически развивающихся общественных отношений.