Общий порядок обучения осужденных в исправительных учреждениях. Общее образование и профессиональное образование и обучение осужденных к лишению свободы
- Понятие, задачи и источники уголовно-исполнительного права Российской Федерации
- Понятие и принципы уголовно-исполнительного права
- Принципы исполнения уголовных наказаний
- Задачи уголовно-исполнительного права и система курса
- Соотношение норм международного права и уголовно-исполнительного права России
- Общепризнанные (основные) принципы (стандарты) международного права в пенитенциарной сфере
- Главные принципы в отношении осужденных - несовершеннолетних
- Главные принципы в отношении осужденных женщин и матерей
- Главные принципы в отношении осужденных душевнобольных и страдающих умственными недостатками
- Главные принципы в отношении осужденных иностранцев и меньшинств
- Главные принципы в отношении приговоренных к смертной казни
- Международное пенитенциарное право: закономерности развития и общая характеристика
- Имплементация норм международного пенитенциарного права
- Международное пенитенциарное право и российское уголовно-исполнительное законодательство
- Общепризнанные (основные) принципы (стандарты) международного права в пенитенциарной сфере
- Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания
- Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и их функции
- Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и их функции - страница 2
- Виды исправительных учреждений и их задачи
- Виды исправительных учреждений и их задачи - страница 2
- Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания
- Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания - страница 2
- Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и их функции
- Правовое положение лиц, отбывающих уголовное наказание
- Понятие правового положения осужденных
- Содержание правового положения лиц, отбывающих уголовное наказание
- Правовое положение лиц, отбывающих наказания, соединенные с изоляцией осужденного от общества
- Правовое положение осужденных, отбывающих наказания в процессе прохождения военной службы
- Режим как основное средство исправления осужденных к лишению свободы, ограничению свободы и аресту
- Понятие, содержание, функции и средства обеспечения режима
- Порядок и условия отбывания наказания в исправительных колониях. Изменение режима и условий отбывания наказания в период его исполнения
- Порядок и условия отбывания наказания в исправительных колониях. Изменение режима и условий отбывания наказания в период его исполнения - страница 2
- Порядок и условия отбывания наказания в исправительных колониях. Изменение режима и условий отбывания наказания в период его исполнения - страница 3
- Порядок отбывания наказания в тюрьмах
- Отбывание наказания в воспитательных колониях
- Порядок и условия исполнения наказания в виде ограничения свободы
- Порядок и условия исполнения наказания в виде ареста
- Труд, воспитательная работа, материально-бытовое обеспечение и обучение в учреждениях уголовно-исполнительной системы
- Правовое регулирование труда осужденных
- Основные положения привлечения осужденных к труду
- Воспитательная работа в местах лишения свободы
- Образование и профессиональная подготовка в исправительных учреждениях
- Материально-бытовое обеспечение и медицинское обслуживание осужденных в местах лишения свободы
- Участие общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания
- Участие общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания - страница 2
- Правовое регулирование труда осужденных
- Места содержания под стражей и их отличие от мест лишения свободы
- Правовая природа и виды мест содержания под стражей
- Основания применения заключения под стражу
- Режим в местах содержания под стражей
- Режим в местах содержания под стражей - страница 2
- Гауптвахта как место содержания под стражей
- Правовая природа и виды мест содержания под стражей
- Правовое регулирование исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества
- Исполнение наказания в виде штрафа
- Исполнение наказания в виде штрафа - страница 2
- Порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
- Порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - страница 2
- Порядок и условия исполнения наказания в виде обязательных работ
- Порядок и условия исполнения наказания в виде обязательных работ - страница 2
- Исполнение наказания в виде исправительных работ
- Исполнение наказания в виде исправительных работ - страница 2
- Исполнение наказания в виде исправительных работ - страница 3
- Исполнение наказания в виде штрафа
- Исполнение уголовных наказаний в отношении осужденных военнослужащих
- Общая характеристика наказаний, применяемых к осужденным военнослужащим
- Исполнение наказания в виде ограничения по военной службе
- Исполнение наказания в виде ограничения по военной службе - страница 2
- Исполнение наказания в виде ареста в отношении осужденных военнослужащих
- Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части
- Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части - страница 2
- Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части - страница 3
- Исполнение наказания в виде лишения воинского звания
- Проблема смертной казни в России
- Проблема сохранения или отмены смертной казни в России
- История применения смертной казни в России
- Практика назначения смертной казни
- Процессуальные гарантии при назначении смертной казни
- Помилование осужденных к смертной казни
- Освобождение от отбывания наказания. Закрепление результатов исправительного воздействия
- Виды освобождения от отбывания наказания
- Виды освобождения от отбывания наказания - страница 2
- Виды освобождения от отбывания наказания - страница 3
- Порядок подготовки и рассмотрения вопросов о досрочном освобождении осужденных от отбывания наказания
- Порядок освобождения осужденных
- Помощь лицам, освобождаемым от отбывания наказания
- Виды освобождения от отбывания наказания
- Применение принудительных мер медицинского характера и принудительных мер воспитательного воздействия
- Основания и цели применения принудительных мер медицинского характера
- Виды принудительных мер медицинского характера
- Назначение, продление, изменение и прекращение принудительных мер медицинского характера
- Принудительное лечение, соединенное с отбыванием наказания
- Применение принудительной меры воспитательного воздействия к несовершеннолетним в форме направления в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа
- Положения уголовно-исполнительного права зарубежных государств
- История становления и развития пенитенциарных отношений в мире
- Международно-правовые аспекты исполнения уголовных наказаний
- Международно-правовые аспекты исполнения уголовных наказаний - страница 2
- Исторические аспекты развития системы исполнения уголовных наказаний в России и законодательства, регулирующего ее деятельность
- Тюремная система самодержавной России
- Тюремная система самодержавной России - страница 2
- Тюремная система самодержавной России - страница 3
- Места заключения Временного правительства
- Советская исправительно-трудовая система 1917-1930 годов: становление советской исправительно-трудовой системы
- Советская исправительно-трудовая система 1917-1930 годов: становление советской исправительно-трудовой системы - страница 2
- Советская исправительно-трудовая система 1917-1930 годов: становление советской исправительно-трудовой системы - страница 3
- 30-50-е годы: система ИТЛ, колоний и тюрем
- 30-50-е годы: система ИТЛ, колоний и тюрем - страница 2
- 30-50-е годы: система ИТЛ, колоний и тюрем - страница 3
- 1960-1980-е годы. Советская исправительно-трудовая система
- 1960-1980-е годы. Советская исправительно-трудовая система - страница 2
- 1960-1980-е годы. Советская исправительно-трудовая система - страница 3
- Тюремная система самодержавной России
Образование и профессиональная подготовка в исправительных учреждениях
Все заключенные имеют право участвовать в культурной и общеобразовательной деятельности, направленной на всестороннее развитие человеческой личности (Основные принципы обращения с заключенными).
В ч. 2 ст. 43 Конституции РФ гарантируются общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование - это образование в объеме 9 классов общеобразовательной школы или приравненного к ней иного образовательного учреждения. Получение полного (среднего) общего образования в объеме 10-11 классов является личным делом каждого.
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона «Об образовании» государство гарантирует общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования.
Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования культуры личности в целом, адаптации личности в обществе, направлено на формирование целостности личности, его гармоничного воспитания и развития. Процесс профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных в большей мере подходит для выполнения основной задачи исправительных учреждений - исправление осужденных.
Таким образом, общеобразовательные программы обучения направлены не только на получение обучающимися определенной суммы знаний, но и на их воспитание и развитие, поэтому они в наибольшей мере подходят для выполнения основной задачи исправительных учреждений - исправление осужденных. Образовательные стандарты исправления осужденных разрабатываются педагогическими коллективами учебных заведений при исправительных учреждениях с учетом личностных особенностей различных категорий осужденных, их образовательного, профессионального и культурного уровня; при этом правовой основой разработки таких программ являются государственные образовательные стандарты.
Как отмечается в исправительной педагогике, образовательный стандарт применительно к осужденным должен включать в себя три норматива (компонента): минимальное количество учебных предметов, которые должен освоить обучающийся; обязательные знания и умения по каждому из них (стандарт обученности); уровень нравственности (степень исправления).
Акцент в таких программах необходимо делать на формирование личности, развитие ее сознания, повышение культурного уровня с учетом национальных традиций и обычаев, на воспитание культуры общения, что в конечном итоге стимулирует исправление осужденных.
Общее образование осужденных к лишению свободы организуется Министерством юстиции по согласованию с Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации (ныне - Министерство образования и науки Российской Федерации) в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства. Образование является одним из средств воспитательного воздействия на различные категории осужденных (а для лиц, не достигших 30 лет, в силу ст. 112 УИК РФ - обязательным средством).
Для несовершеннолетних правонарушителей, отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях, образовательные и воспитательные средства воздействия являются определяющими, имеют определенные особенности.
Получение основного общего образования для несовершеннолетних является обязательным. Их отношение к учебе учитывается при применении мер поощрения и определении степени их исправления, при решении вопроса об оставлении их в воспитательных колониях по достижении 18-летия либо переводе в исправительные колонии. В воспитательных колониях учебно-воспитательный процесс организуется комплексно: общее образование соединено с профессиональной подготовкой.
Это осуществляется в целях исправления несовершеннолетних, подготовки их к самостоятельной жизни и направлено на формирование у осужденных законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, получение начального профессионального образования, профессиональной подготовки, повышение образовательного и культурного уровня.
Основное (полное) общее образование, начальное профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных осуществляются на базе вечерней образовательной школы, профессионально-технического училища и предприятия воспитательной колонии.
Общеобразовательные школы открываются в исправительных учреждениях при наличии не менее 80 обучающихся (четыре класса по двадцать человек). Если такого числа обучающихся нет, то при исправительных учреждениях создаются учебно-консультационные пункты (при наличии 30 обучающихся и отсутствии условий для очного обучения).
Для оказания помощи администрации воспитательной колонии в организации учебно-воспитательного процесса и укреплении материально-технической базы, в решении вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освобождающихся лиц при воспитательной колонии создается попечительский совет из представителей государственных предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан. Организация и деятельность попечительского совета регламентируются Примерным положением, утвержденным постановлением Правительства.
В целях повышения эффективности воспитательного воздействия и оказания помощи администрации при отрядах колоний также могут создаваться родительские комитеты из родителей, лиц, их заменяющих, и других близких родственников осужденных. Деятельность родительских комитетов регулируется положением, утверждаемым начальником воспитательной колонии.
Профессиональное образование и профессиональная подготовка совершеннолетних осужденных осуществляются по правилам ст. 108 УИК РФ.
Осужденные из числа инвалидов I или II группы, мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет могут по их желанию также получить соответствующую профессиональную подготовку.
Отношение к получению начального профессионального образования и профессиональной подготовки учитывается при определении степени исправления всех категорий осужденных.
Правовое регулирование получения профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных основывается на конституционном праве граждан на труд, включающем свободу выбора профессии.
В исправительных учреждениях организуются обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.
Администрацией исправительного учреждения и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для желающих продолжить обучение в целях получения среднего (полного) общего образования.
Осужденные, осуществляющие трудовую деятельность и обучающиеся в местах лишения свободы, освобождаются от трудовой деятельности на период сдачи экзаменов (экзаменационная сессия) в соответствии с трудовым законодательством РФ.
Педагогические коллективы образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы оказывают помощь администрации исправительного учреждения в воспитательной работе с осужденными.
Организация получения осужденными основного общего и среднего образования, создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы (школ и учебно-консультационных пунктов) осуществляются в порядке, установленном Министерством юстиции по согласованию с Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
Для инвалидов I и II групп, а также для осужденных женщин старше 55 лет, а мужчин старше 60 лет профессиональное образование и профессиональная подготовка не являются обязательными, но при наличии у указанных лиц желания получить профессиональное образование и профессиональную подготовку они могут принимать участие в образовательном процессе.
На сегодняшний день уголовно-исполнительной системе известны следующие виды профессионального образования и профессиональной подготовки: обучение в ПТУ системы профессионально-технического образования, филиалы которых создаются в местах лишения свободы; обучение на производстве исправительных учреждений.
Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, профессиональную подготовку получают непосредственно на производстве.
Профессиональные образование и подготовка осужденных, как и их общее образование, осуществляются в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции России по согласованию с Министерством образования. Данная категория осужденных к общему образованию не привлекаются. Им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания.
В исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, основного общего образования.
Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения среднего, полного общего образования, администрацией исправительного учреждения создаются необходимые условия. Осужденные старше 30 лет, инвалиды II и III группы получают основное общее или среднее полное общее образование по их желанию.
Занятия в школах проводятся без отрыва от производства, посменно (в дневное и вечернее время).
Для сдачи экзаменов учащиеся освобождаются от работы, заработная плата им за этот период не начисляется, питание предоставляется бесплатно.
Получение осужденными основного общего и среднего полного образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления.
Преподаватели школ активно участвуют в воспитательной работе с осужденными, являются членами советов воспитателей отрядов.
Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, к общему образованию не привлекаются, им создаются условия для самообразования.
С учетом имеющихся возможностей администрация исправительного учреждения оказывает содействие осужденным в получении среднего (полного) общего образования и профессионального высшего образования.
Для предоставления отпуска на время экзаменов можно использовать право осужденного на трудовой отпуск.
27Вопр. Условия отбывания наказания осужденными к лишению свободы (ст 87 уик)
1. В пределах одной исправительной колонии осужденные к лишению свободы могут находиться в обычных, облегченных и строгих условиях отбывания наказания, предусмотренных видом режима данной колонии.
2. Для осужденных, содержащихся в тюрьмах, устанавливаются общий и строгий виды режима.
3. Перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие по основаниям, предусмотренным статьями 120, 122, 124, 127, 130 и 132 настоящего Кодекса, производится по решению комиссии исправительного учреждения, в работе которой могут принимать участие представители органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - представители общественных наблюдательных комиссий. Комиссия исправительного учреждения решает также вопрос о переводе осужденных, находящихся в тюрьме, с общего вида режима настрогий и со строгого на общий (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)
4. В случае несогласия осужденного с переводом в строгие условия отбывания наказания в исправительной колонии или на строгий вид режима в тюрьме он вправе обжаловать решение о переводе в установленном законом порядке.
28 вопр. Приобретение осужденными к лишению свободы продуктов питания и предметов первой необходимости.
1. Осужденные к лишению свободы могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и переводов денежных средств. Указанные средства зачисляются на лицевые счета осужденных.(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 161-ФЗ, от 03.04.2006 N 46-ФЗ, от 30.12.2012 N 304-ФЗ)
2. Средства, заработанные осужденными в период отбывания наказания, получаемые ими пенсии и социальные пособия могут без ограничения расходоваться на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости.(часть вторая в ред. Федерального закона от 03.04.2006 N 46-ФЗ)
2.1. Размер средств, разрешенных для расходования осужденными, помимо указанных в части второй настоящей статьи, устанавливается статьями 121, 123, 125, 131 и 133 настоящего Кодекса.(часть вторая.1 введена Федеральным законом от 03.04.2006 N 46-ФЗ)
3. В случае, когда разрешенные средства не израсходованы в текущем месяце, осужденные могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости на неизрасходованную сумму в последующие месяцы.
4. Осужденные беременные женщины, осужденные женщины, имеющие при себе детей, могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости за счет средств, имеющихся на их лицевых счетах, без ограничения.(в ред. Федерального закона от 09.03.2001 N 25-ФЗ)
5. Осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, а также осужденные, находящиеся в лечебных исправительных учреждениях, могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости за счет средств, имеющихся на их лицевых счетах, без ограничения.(в ред. Федерального закона от 09.03.2001 N 25-ФЗ)
6. Перечень продуктов питания и предметов первой необходимости, запрещенных к продаже осужденным, и их количество устанавливаются Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
29. Свидание осужденных к лишению свободы
Статья 89. Свидания осужденных к лишению свободы [Глава 13] [Статья 89] 1. Осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения. В предусмотренных настоящим Кодексом случаях осужденным могут предоставляться длительные свидания с проживанием вне исправительного учреждения продолжительностью пять суток. В этом случае начальником исправительного учреждения определяются порядок и место проведения свидания.2. Краткосрочные свидания предоставляются с родственниками или иными лицами в присутствии представителя администрации исправительного учреждения. Длительные свидания предоставляются с правом совместного проживания с супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками, а с разрешения начальника исправительного учреждения - с иными лицами.3. Осужденным по их просьбе разрешается заменять длительное свидание краткосрочным, краткосрочное или длительное свидание телефонным разговором, а в воспитательных колониях длительное свидание с проживанием вне исправительного учреждения краткосрочным свиданием с выходом за пределы воспитательной колонии. Порядок замены одного вида свидания другим устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.4. Для получения юридической помощи осужденным предоставляются свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, без ограничения их числа продолжительностью до четырех часов. По заявлению осужденного свидания с адвокатом предоставляются наедине, вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания.
30. Получение осужденными к лишению свободы посылок, передач и бандеролей
Статья 90. Получение осужденными к лишению свободы посылок, передач и бандеролей [Уголовно-исполнительный кодекс РФ] [Глава 13] [Статья 90] 1. Осужденным к лишению свободы разрешается получение посылок, передач и бандеролей:а) женщинам и лицам, содержащимся в воспитательных колониях, - без ограничения количества;б) мужчинам - в количестве, установленном статьями 121, 123, 125 и 131 настоящего Кодекса.Максимальный вес одной посылки или бандероли определяется почтовыми правилами. Вес одной передачи не должен превышать установленный вес одной посылки.2. Больные осужденные, осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, могут получать дополнительные посылки и передачи в количестве и ассортименте, определяемых в соответствии с медицинским заключением.3. Посылки, передачи и бандероли с лекарственными средствами и предметами медицинского назначения, получаемыми осужденными в соответствии с медицинским заключением, не включаются в количество посылок, передач и бандеролей, установленное статьями 121, 123, 125 и 131 настоящего Кодекса. Они направляются в медицинскую часть исправительного учреждения для лечения соответствующих осужденных.4. Посылки, передачи и бандероли подвергаются досмотру.5. Порядок получения осужденными посылок, передач и бандеролей и порядок их досмотра определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.6. С разрешения администрации исправительного учреждения осужденные могут отправлять посылки и бандероли.
В соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. «Об образовании» в России общее образование является обязательным. Порядок организации получения осужденными общего образования регламентируется Положением об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы, утвержденным совместным Приказом Министерства юстиции России и Минобрнауки России от 27 марта 2006 г., а также Положением «Об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы», утвержденным Приказом Минюста РФ от 21 ноября 2005 г.
В ИУ создаются вечерние общеобразовательные школы и консультационные пункты. Для большинства осужденных характерны длительные перерывы в учебе, в их знаниях имеются существенные пробелы. Значительная разница в уровнях знаний учащихся осужденных создает серьезные проблемы в комплектовании классов в вечерних общеобразовательных школах ИУ. Организация общеобразовательного обучения осужденных основывается на общих принципах государственного образования (всеобщность, обязательность, доступность, светскость и т.д.), но с определенной корректировкой. Так, получение общего образования является обязательным только для осужденных в возрасте до тридцати лет. Осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию (ч. 1, 2 ст. 112 УИК РФ). Это соответствует рекомендациям п. 77 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, что обучение неграмотных и молодежи следует считать обязательным. Обязательность получения общего образования для лиц, не достигших возраста 30 лет, означает, что уклонение от получения образования может рассматриваться как нарушение требований режима.
Обучение осужденных не на государственном языке РФ (русском), а на родном языке практически осуществимо только в том случае, если ИУ находится на территории соответствующего субъекта. Также принцип совместного обучения лиц разного пола неосуществим потому, что он противоречит УИ принципу раздельного содержания осужденных мужчин и женщин. Для сдачи необходимых экзаменов работающие осужденные освобождаются от работы (получают учебный отпуск) с сохранением среднемесячной заработной платы.
Стремление осужденных к получению образования может расцениваться как стремление к исправлению, как намерение изменить свой образ жизни после освобождения. Поэтому добросовестное отношение осужденных к обучению является одним из оснований применения мер поощрения (ч. 1 ст. 113 УИК РФ) и учитывается при определении степени их исправления.
Согласно ч. 5 ст. 112 УИК РФ педагогические коллективы образовательных учреждений оказывают помощь администрации ИУ воспитательной работе с осужденными, так как педагоги, наряду с начальниками отрядов (воспитателями отделений в воспитательных колониях) являются основными субъектами воспитательной работы с осужденными. Эта помощь проявляется не только в непосредственном обучении осужденных, но и в методическом обеспечении воспитательной работы, индивидуальном шефстве над отдельными осужденными, организации и проведении групповых и массовых мероприятий и т.д.
Для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, общее образование не организуется. Им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания (ч. 6 ст. 112 УИК РФ). Они могут использовать возможности библиотеки колонии, приобретать необходимые учебники, получать консультации и т.д.
Учащиеся осужденные, переведенные в строгие условия отбывания наказания, а также водворенные в ШИЗО, переведенные в ПКТ, ЕПКТ, или ОК, на занятия не выводятся. Им разрешается иметь при себе учебники и предоставляется возможность самостоятельной учебы и консультаций с преподавателями (ст. 156 Правил).
Организация работы отряда колонии регулируется Положением «Об отряде осужденных исправительного учреждения ФСИН», утвержденным Приказом Министерства юстиции РФ от 30 декабря 2005 г.
Например, предусматривается количество мест в зрительном зале в ИК не более 50% вместимости колонии, в ВК – на полную вместимость колонии.
Д.И. Ивашин предлагает включить в УИК РФ норму, обязывающую администрацию ИУ при наличии финансовых и организационных возможностей обеспечить осужденным по их желанию получение религиозного образования, право на которое вытекает из ст. 5 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях». В ИУ достаточно широко распространена практика привлечения представителей религиозных организаций к участию в работе по нравственному воспитанию осужденных. На территории ИУ создаются и функционируют специально оборудованные комнаты для отправления религиозных обрядов.
Значение правового воспитания в исправительных учреждениях возрастает в связи с тем, что значительная масса осужденных рассматривает свое пребывание в ИУ односторонне, оценивает его только как кару за содеянное. Ранее проведенными исследованиями было установлено, что законопослушные граждане превосходят осужденных в знании и понимании исходных правовых положений общего характера. Осужденные же имеют более точные представления о тех преступлениях, за которые они привлекались к уголовной ответственности.
Следует согласиться с замечанием В.И. Зубковой, что с точки зрения обеспечения безопасности как самих осужденных, так и сотрудников ИУ нецелесообразно проводить спортивные занятия, например по борьбе (всех видов), боксу. Отметим, что также вряд ли обосновано проводить спортивные мероприятия, которые существуют в практике ИУ, между командами осужденных и персонала воспитательной колонии. Дух соперничества, присущий рассматриваемым мероприятиям, вкус победы над представителями ИУ, очевидно, может быть перенесен осужденными на другие сферы деятельности колонии и спровоцировать в дальнейшем различные акты неповиновения законным требованиям администрации.
Реализация указанного предложения особенно актуальна, учитывая высокий процент ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних осужденных (28,8%) и воспитанников с различными венерическими заболеваниями (15,9%).
Значение общеобразовательного и профессионального обучения лиц, лишенных свободы, определяется тем, что, в соответствии со ст. 9 УИК РФ, оно является одним из основных средств исправления осужденных. Общеобразовательное обучение развивает общий кругозор, повышает уровень интеллекта и образованности, препятствуя рецидиву. Правовое регулирование — ст. 43 К-ии закрепила право граждан РФ на образование + УИК РФ, Закон «Об образовании», НПА Правительства РФ, ведомственными актами. УИК РФ устанавливает обязательное получение осужденными, не достигшими возраста 30 лет, основного общего образования. Осужденные старше 30 лет, инвалиды 1 и 2 групп — по желанию. Осужденным к пожизненному лишению свободы — нет, но создаются не противоречащие порядку отбывания наказания условия для самообразования. Для сдачи экзаменов учащиеся осужденные освобождаются от работы. Получение осужденным среднего образования поощряется и учитывается при определении степени исправления. Общеобразовательное обучение организуется в функционирующих при исправительных учреждениях общеобразовательных школах и учебно-консультационных пунктах; контроль за посещение и успеваемостью осуществляет начальник отряда. Средние общеобразовательные школы открываются в ИУ при наличии не менее 80 обучающихся; если столько нет — учебно-консультационные пункты (при наличии 30 обучающихся). Занятия в школах без отрыва от производства (посменно). Важное значение в деле исправления осужденных имеет профессиональное образование и профессиональная подготовка. Получение осужденным трудовой специальности или повышение трудовой квалификации рассматривается как эффективное средство предотвращения новых преступлений в период отбывания наказания и после освобождения. Правовая основа — конституционное право на труд, включающее свободу выбора профессии, и на образование + УИК РФ, Закон «Об образовании», НПА Правительства РФ, ведомственными актами. В соответствии со ст. 108 УИК РФ в исправительных учреждениях организуется обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии или специальности, по которой они могут работать в исправительном учреждении и после освобождения из него. Не является обязательным для осужденных инвалидов 1 и 2 групп, а также мужчин старше 60 и женщин старше 55 лет, но при наличии желания они могут получить необходимую им профессиональную подготовку. В исправительных учреждениях функционируют два вида профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных: 1) обучение в профессионально-технических училищах системы профессионально-технического образования, филиалы которых создаются в местах лишения свободы; 2) обучение на производстве. Профессионально-технические училища осуществляют подготовку специалистов соответствующего профиля, организуют повышение квалификации по своей специализации, выступают в качестве методического центра, оказывающего помощь осужденным, обучающимся непосредственно на производстве исправительных учреждений. Училища организуются, если имеется не менее 150 обучающихся. Обучение ведется без отрыва от производства в течение 6-15 месяцев. Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы получают профессиональную подготовку только на производстве. Обучение проводится курсовым, бригадным или индивидуальным методом. Курсовой метод — когда необходима определенная теоретическая подготовка к освоению новой специальности. Бригадный метод используется, если получаемая профессия относительно проста и овладеть ею можно, работая в одной бригаде со специалистами соответствующего профиля. Индивидуальное обучение приходится использовать при освоении достаточно сложных профессий, требующих передачи обучаемому практических навыков от опытного профессионала. Отношение осужденных к получению начального профессионального образования и профессиональной подготовки учитывается при определении степени их исправления. Осужденным к лишению свободы, содержащимся в колониях-поселениях в соответствии со ст. 129 УИК РФ разрешается заочное обучение в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, расположенных в пределах территории соответствующего административно-территориального образования.