Прокурорский надзор вида государственной деятельности. Прокурорский надзор как специфический вид государственной деятельности
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Введение
1. Прокурорский надзор как самостоятельный вид государственной деятельности:
1.3 Принципы организации прокурорского надзора
2. Основные направления деятельности прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства:
2.2 Участие прокурора в стадии дознания и предварительного следствия
3. Основные направления деятельности прокурора в судебных стадиях уголовного судопроизводства:
3.1 Участие прокурора в стадии подготовки уголовного дела к судебному заседанию
3.2 Участие прокурора в судебном разбирательстве уголовного дела
3.3 Участие прокурора в стадии кассационного производства
3.4 Участие прокурора в стадии пересмотре решений суда, вступивших в законную силу
4. Основные направления деятельности прокурора в исключительных стадиях уголовного судопроизводства:
4.1 Участие прокурора в стадии надзорного судопроизводства
4.2 Участие прокурора в стадии возобновления уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Как свидетельствует практика, пятилетнее применение Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации не привело, к сожалению коренному перелому в деле борьбы с преступностью и повышению эффективности деятельности правоохранительных органов. Преступность по-прежнему «после мировых и возможных глобальных катастроф остается главной угрозой современности». По данным официальной статистики в нашей стране в последние годы количество зарегистрированных преступлений ежегодно увеличивается и в 2007 году составило 3975,2 тыс.
В сложившейся ситуации остро ощущается потребность в глубоком изучении процессуального статуса должностных лиц правоохранительных органов, участвующих в рассмотрении дел, уголовном процессе и т.д. Сказанное в полной мере относится и к фигуре прокурора, который является ключевым субъектом уголовного судопроизводства. Именно по этой причине он наделен более привилегированным положением, нежели другие участники производства и для прокурора важнее выполнение государственных задач - добиться публичного обвинения.
Правовое положение любого участника уголовно-процессуальной деятельности в той или иной стадии уголовного судопроизводства целиком и полностью определяется характером предоставленных ему прав и возложенных на него обязанностей. С учетом этого правильно определить правовой статус прокурора на всех стадиях уголовного судопроизводства, как верно обращает на это внимание В.М. Савицкий, «можно, лишь исследуя каждое из предоставленных ему полномочий, сравнивая и сопоставляя их, изучая условия, при которых они реализуются на практике»1 1 См.: Савицкий В.М. Очерк теории прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве. М.: Издательство «Наука», 1975. с. 191-192..
Солидаризуясь с данной позиции автора, отмечу, что именно данный подход, то есть анализ правового статуса прокурора на всех стадиях уголовного судопроизводства, позволяет охарактеризовать и установить, насколько эффективна его деятельность в уголовном судопроизводстве, посмотреть на эту проблему с точки зрения формального положения закона и фактического осуществления на практике.
Целью данной дипломной работы является анализ деятельности и полномочий прокурора в уголовном судопроизводстве, то есть на всех стадиях процесса, начиная с возбуждения уголовного дела и заканчивая стадией возобновления дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
В данной дипломной работе я могу выделить следующие основные задачи:
1. Охарактеризовать сущность и предмет прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве;
2. Раскрыть задачи и принципы прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве;
3. Установить и охарактеризовать основные направления деятельности на:
Досудебных стадиях;
Судебных стадиях;
Исключительных стадиях.
Данная дипломная работа основана на анализе нормативного материала Конституции Российской Федерации, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Закона «О прокуратуре», Комментария к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации а также мнения авторов: Амербекова К.А., Наумова А.В., Петрухина И.Л., Винокуровой Ю.Г., Чувилева А.А., Тушева А.П., Лупинской П.А., Ястребова В.Б., Савицкого В.М., Герасимовой С.И., Муравьева Н.В., Лазаревой В.А., Бессонова А.А., Березиной Л.В., Баскова В.И., Пашина С.А.
1. Прокурорский надзор как самостоятельный вид государственной деятельности.
1.1 Сущность и задачи прокурорского надзора
Прокурорский надзор - это особый, самостоятельный вид государственной деятельности. Его основные отличительные признаки:
1. прокурорский надзор осуществляется от имени государства;
2. цели прокурорского надзора составляют обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства;
3. надзор осуществляется единой федеральной системой органов прокуратуры;
4. прокурорский надзор в наблюдении за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями учреждений, организаций, указанными в законе.
Прокурорский надзор составляет основную, ведущую функцию прокуратуры, определяющую ее государственное предназначение, социально-политическую значимость. Надзор за исполнением законов является наиболее эффективной и последовательной формой контроля со стороны государства в одной из наиболее важных для него сфер - сфере обеспечения законности, без которой, как известно, не может быть сильной государственной власти. Утверждая верховенство Конституции РФ, действующих на территории РФ законов, прокурорский надзор выступает действенным инструментом защиты интересов личности, общества, государства.
Прокурорский надзор оказывает сдерживающее действие на дестабилизационные процессы в обществе, в последние годы заметно активизировавшиеся. Даже имея в своей основе объективные причины, эти процессы обнаруживают вполне очевидную устойчивую связь с нарушениями законов, борясь с которыми прокуратура вносит свой вклад в укрепление дисциплины в обществе.
Своей деятельностью по охране закона прокурорский надзор постоянно подтверждает свою необходимость для обеспечения оптимального развития экономики, социальной сферы, для утверждения прочного режима законности во всех без исключения областях государственной и общественной жизни.
Реализация надзорной функции прокуратуры играет конструктивную роль в деле защиты основ федерального устройства РФ, суверенитета субъектов РФ. Органами прокуратуры России постоянно ведется на всех уровнях плодотворная работа по обеспечению соответствия актов представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Федерации федеральным законам.
Действующая в России система прокурорского надзора подчинена решению задач укрепления законности в общегосударственном масштабе. Прокурорский надзор охватывает основной массив государственных и иных органов и организаций: федеральные органы исполнительной власти, представительные (законодательные) и исполнительные органы субъектов РФ, органы местного самоуправления, органы контроля, их должностных лиц, органы управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций и др.
Сущность прокурорского надзора определяется его государственно-правовой природой. Нацеленный на утверждение верховенства закона прокурорский надзор занимает особое место как в системе контролирующих органов, так в системе государственных органов в целом. Осуществляя надзорные функции в правоприменительной деятельности, прокурорский надзор непосредственно участвует в утверждении значимости права как регулятора общественных отношений, выступает в качестве проводника воли государства. Особый статус прокурорского надзора, его роль в обеспечении законности позволили дать ему в Конституции 1936 г. Наименование высшего надзора, которое затем было воспроизведено и в Конституции СССР 1977 г. Решение, безусловно, правильное. Оно способствовало укреплению авторитета прокуратуры, усилению ее влияния на стояние законности в стране. Название полностью соответствовало сущности прокурорского надзора.
Особенности прокурорского надзора, позволившие присвоить ему наименование высшего, по мнению авторитетных специалистов в области теории прокурорского надзора, заключались в следующем: учитывался тот фактор, что Генеральный прокурор назначался высшим органом государственной власти страны и принималось во внимание, что прокурорский надзор не ограничивался рамками отдельных отраслей государственного строительства, осуществлялся с позиции внедрения единой законности на всей территории страны1 1 См.: Березовская С.Г. Сущность прокурорского надзора в СССР. Правовые гарантии законности в СССР. М., 1962. С. 28; Спиридонов Б.М. Прокурорский надзор за исполнением законов // Вестн. Моск. Ун-та, Сер. Право. 1973. № 3 С. 22; и др.. Аргументы, с уверенностью можно сказать, убедительные. Тем не менее, относительно небольшая группа ученых выступила против признания прокурорского надзора высшим. Приводимые ими доводы оказались востребованными в период массированной критики прокуратуры в конце 80-х - начале 90-х гг. прошлого столетия в 1992 г.
Прокурорский надзор осуществляется органом государства, для которого охрана законов, регулирующих содержание и порядок защиты прав и свобод граждан, интересов общества и государства, составляет главное профилирующее направление его деятельности.
Основной смысл и назначение прокурорского надзора выражается в утверждении свойственными ему средствами такого режима исполнения законов, который позволял бы беспрепятственно претворяться в действительности государственной воле, выраженной в законах. Сущность прокурорского надзора заключается именно в формировании своей практикой общей правоприменительной ситуации в стране, обеспечивающей единое понимание законов федеральными государственными органами, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, другими органами, организациями и лицами, на которых распространяются надзорные полномочия прокуроров, и точное исполнение ими содержащихся в законах правовых предписаний.
Задачи прокурорского надзора определяются его государственно- правовым назначением и местом в правоохранительной системе страны. Как орган, стоящий на защите законности, прокуратура призвана обеспечить:
1. своевременное выявление нарушений закона;
2. своевременное и радикальное устранение нарушений закона;
3. предупреждение нарушений закона.
Названные задачи отражают содержание и сущность прокурорского надзора. Их решение имеет прямое отношение к достижению стоящих перед прокуратурой целей. К определению задач можно подходить с различных позиций. Однако какие бы варианты формулировок задач ни предлагались, если прокурорский надзор не будет ориентироваться на своевременное выявление, устранение и предупреждением нарушений закона, проку не будет. В тоже время понимание задач прокурорского надзора в качестве инициирующих прокурорский надзор стимулов, в основе которых лежит стремление к получению максимально полной информации о допускаемых государственными органами, негосударственными структурами, должностными и юридическими лицами нарушениях закона; принятию мер по пресечению правонарушений; устранению их последствий, восстановлению нарушенных прав, а также предупреждению нарушений закона, с оптимальной полнотой определяет содержание и характер по выполнению прокуратурой надзорной функции.
Имея своими задачами, ограждение закона от воздействий извне, выявление, устранение и предупреждение нарушений закона, прокурорский надзор исходит исключительно из тех норм, которые содержатся в законе. Для прокурора нет других интересов, кроме обеспечения верховенства закона, формирования обстановки, необходимой для единообразного и точного применения законов, активного противодействия любым попыткам исказить смысл закона, дать ему истолкование, выгодное тому или иному субъекту правоприменения. Осуществляя надзор, прокурор независим местнических и ведомственных влияний. Для него не имеют силы соображения политического характера. Для прокурора действительна только та «политика», которая воплощена в законе. Абсолютно недопустимым для прокурора является осуществление надзорной деятельности, исходя из личных побуждений, мести, защиты групповых, клановых интересов.
В последнее время в общественное сознание внедряется мнения о принадлежности прокуратуры к разряду силовых ведомств. Несостоятельность такого мнения очевидна. Прокуратура не имеет собственной разведки и контрразведки. У нее нет подразделений специального назначения и иных вооруженных формирований. Достаточно специфичен и сам характер полномочий прокурора. Деятельность прокурора как представителя государства носит властный характер. Но действия прокурора в большей своей части не рассчитаны на применение аппарата принуждения. Прокурору не свойственна ни административная, ни судебная власть. В основном нарушения закона устраняются им непосредственно, через органы и организации, должностных и иных лиц, правомочных принимать меры для устранения выявленных прокурором нарушений. Прокурор не обладает полномочиями по применению мер уголовной, административной, дисциплинарной ответственности. Властность полномочий прокурора проявляется в обязательности исполнения его требований, вытекающих из его полномочий.
Достаточно сложен вопрос о принадлежности прокуратуры к определенной ветви власти. Наиболее убедительной следует считать позицию правоведов, считающих бесплодными попытки прокуратуры примкнуть к той или иной властной системе - законодательной, исполнительной или судебной власти. Ни в одну из них прокуратура не вписывается. Каких-либо неудобств для функционирования названных ветвей власти это не несет. Более того, особый правовой статус прокуратуры создает условия для ее результативного сотрудничества со всеми ветвями власти. Законодательной власти прокурорский надзор за исполнением принимаемых ею актов помогает в практической реализации содержащихся в них правовых норм. Исполнительная власть имеет в лице прокуратуры надежного союзника в укреплении государственной дисциплины, основывающейся на точном и единообразном исполнении законов. Действия прокуратуры по выявлению, устранению и предупреждению средствами прокурорского надзора нарушений закона позволяют органами исполнительной власти более эффективно, с меньшими затратами приводить в жизнь принимаемые управленческие решения. Наконец, участие прокурора в рассмотрении дел судами, помогает с меньшей степенью вероятности судебной ошибки разрешать правовые конфликты, возникающие в практике исполнения законов. Волевое прикрепление прокуратуры к той или иной ветви власти способно привести к крену ориентации прокуратуры в сторону соответствующей ветви власти, ограничению ее независимости, снижению возможностей объективной оценки состояния правонарушаемости в стране, принятие мер, направленных на укрепление законности и правопорядка и, что отнюдь не маловажно, утере прокуратурой роли одного из существенных элементов механизма сдержек и противовесов.
Прокурорский надзор един. Выделяемые теорией отдельные отрасли надзора не противоречат данному положению. Единство прокурорского надзора рассматривается, прежде всего, как единство его отраслей. Отрасль прокурорского надзора - это структурный элемент, составная часть единого прокурорского надзора, характеризующаяся наличием собственного предмета надзора и особыми, свойственными только данной отрасли полномочиями прокурора по надзору за исполнением законов. В настоящее время прокурорский надзор представляет пять отраслей:
1. надзор за исполнением законов;
2. надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
3. надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;
4. надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие;
5. надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
1.2 Предмет прокурорского надзора
Предмет прокурорского надзора как особого самостоятельного вида государственной деятельности, с одной стороны, характеризует содержательную специфику действий прокурора, их привязку к достижению определенных целей, решению конкретных задач, а с другой - тот конечный результат, на достижение которого направлена деятельность прокурора. Наиболее последовательно специфику надзорных действий прокурора, конечный результат раскрывает правовая категория законности - действий и актов, указанных в законе органов, организаций и лиц, на которых распространяется надзорная компетенция органов прокуратуры.
Категория законности используется для обозначения широкой совокупности взаимосвязанных, но занимающих самостоятельное место в научном аппарате правовой теории понятий. Законность, прежде всего, составляет один из основополагающих принципов организации и деятельности правового государства, характеристики свойственного ему политико-правового режима, отражающего отношение общества к закону. Законность определяет как метод государственного руководства обществом и т.д. Все эти стороны многомерного государственно-правового феномена законности присутствуют в понятии законности, которым оперирует прокуратура. Законность действий и правовых актов органов, организаций и лиц, подзорных прокуратуре, заключается в их соответствии положениям Конституции РФ и действующим на территории РФ законам как с точки зрения их содержания, так и формы реализации. Оценка прокурорами с этих позиций деятельности поднадзорных субъектов правоприменения позволяет обеспечивать целей утверждения в их повседневной практике законности как основополагающего принципа решения стоящих перед ним задач, претворения в жизнь выраженной в законе государственной воли, добиваться точного и единообразного исполнения законов всеми субъектами правоприменительной деятельности. Осуществляя наблюдение за соответствием закону действий и правовых актов субъектов правоприменительной деятельности, органы прокуратуры выполняют роль важнейшего звена системы государственного управления обществом на началах законности.
Для получения представления о законности как предмете прокурорского надзора важно найти такое содержательное наполнение понятия законности, которое давало бы возможность раскрыть специфику надзорной деятельности прокуратуры.
Известный специалист в теории и практике прокурорского надзора, автор неоднократно издававшегося учебника по данной дисциплине, В.И. Басков, предлагал содержание понятия законности рассматривать в качестве совокупности элементов, включающих: «а) законы и подзаконные акты, б) исполнение законов, т.е. проведение их в жизнь, г) ответственность за допущенное нарушение законов»1 1 Басков В.И. Прокурорский надзор. М., 1995. С. 7.. Эта конструкция, в принципе правильно отражающая общую схему обеспечения законности, тем не менее, выглядит несколько усложненной, а главное, оставляет открытым вопрос о том, что же все-таки представляет собой законность как предмет прокурорского надзора.
Ближе к определению законности, которая может рассматриваться в качестве предмета прокурорского надзора, ее понятие, предложенное не менее авторитетным ученым В.В. Клочковым. В его понимании законность есть «совокупность взаимосвязанных требований общества к государству и праву к государству и иным участникам общественных отношений; отражение и выражение этих требований в общественном, в том числе политическом и правовом сознании и праве; реализация данных требований в социальной практике - деятельности участников общественных отношений»2 2 Клочков В.В. Развитие науки: совершенствование понятий и терминологии // Конституция. Проблемы управления и прокурорского надзора. М., 1996. С. 14.. Заключающиеся в данном понятии идеи о совокупности требований общества, граждан к государству и его правовой системе об организации жизни общества, государства, граждан на основе аккумулированных в праве предписаний, их реальном воплощении в социальной практике, подчиненности законов, деятельности исполнительной власти обеспечению прав и свобод человека и гражданина, с полным основанием могут иметь руководящее значение для всей прокурорско-надзорной практики.
Предложенный подход к определению законности, ориентирующий на оценку практики исполнения законов с точки зрения ее соответствия законодательным требованиям, дает возможность именно предметно представить надзор прокурора как охранителя законов. Укрепление законности, обеспечиваемое средствами прокурорского надзора, будет, таким образом, выражаться в целенаправленном воздействии прокуратуры на практику исполнения законов, обеспечение единообразия в понимании смысла и буквы закона и точности следования субъектов правоприменения требованиям закона. При этом единообразии понимание смысла и буквы закона будет означать недопустимость корректировки процесса применения закона в угоду местным, ведомственным, личным интересам, единство подхода к исполнению закона предполагает и обуславливает исключение выхода правоприменительной деятельности за пределы установленных законом дозволений и запретов.
Обеспечение законности достигается усилиями системы государственных органов, негосударственных структур, общественных объединений и широких слоев граждан. В эту систему входят: Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды, федеральные органы исполнительной власти, представительные (законодательные) и исполнительные органы субъектов РФ, органы местного самоуправления, правоохранительные органы, контролирующие органы, коммерческие и некоммерческие организации и др. Прокуратура составляет одно из звеньев данной системы. При этом абсолютно некорректным и неприемлемым представляются попытки переложить на прокуратуру весь груз ответственности за состояние законности. Такая задача может быть решена только всей системой обеспечения законности в стране, отдельным звеньям системы ее решение не под силу.
Укрепление законности как главная цель прокурорского надзора определяет подход, критерии оценки прокурором действий и актов органов, учреждений, организаций и лиц, надзор за исполнением законов которыми осуществляет прокуратура. Их оценка производится только с позиции закона. Другие критерии, в частности, критерий целесообразности, прокурорскому надзору не свойственны.
Показателями законности действий и актов субъектов правоприменительной деятельности выступают:
1. соответствие действий и правовых актов федеральных органов исполнительной власти Конституции РФ и действующим на территории РФ законам;
2. отсутствие противоречий между законами, актами исполнительных органов государственной власти субъектов РФ;
3. отсутствие противоречий между актами исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и федеральными законами;
4. соответствие действий исполнительных органов субъектов РФ требования закона;
5. соответствие действий и актов органов местного самоуправления Конституции РФ и действующим на территории РФ законам;
6. реальное выполнение контролирующими органами обязанностей по своевременному и полному выявлению нарушений закона;
7. соблюдение требований законодательства в уголовном, гражданском и административном судопроизводстве.
Укрепление законности, наряду с устранением нарушений закона, в качестве неотъемлемой части включает выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям.
Режим законности в государстве обеспечивается:
1. наличием отвечающей потребностям общества тщательно выверенной стратегии законотворческой деятельности;
2. своевременной корректировкой и пополнением действующих на территории РФ законов;
3. эффективной работы системы государственного контроля, которому принадлежит ведущая роль в выявлении и устранении нарушений законов;
4. эффективной работы системы государственного контроля, которому принадлежит ведущая роль в выявлении и устранении нарушений закона;
5. согласованной деятельностью всех государственных органов, негосударственных структур по обеспечению точного и единообразного исполнения закона всеми субъектами правоприменения;
6. надлежащим уровнем правовой культуры и правосознания должностных лиц и граждан;
7. обстановкой неотвратимости ответственности за нарушение требований закона.
Сливаясь в общее русло, действия прокуроров по выявлению и устранению нарушений закона, их причин и способствующих им условий, в итоге образуют крупное социально-правовое явление, оказывающее серьезное влияние на состояние законности в стране, правовую атмосферу в обществе в целом. Государственное строительство, особенно в условиях переходного периода, защита прав и свобод граждан, интересов общества имеют белее высокие шансы на успех при эффективном использовании правозащитного потенциала прокуратуры, усилении позиций прокуратуры как важнейшего института государственной правоохраны.
Прокурорский надзор тесно связан фактически со всеми отраслями права. Такое положение объективно обусловлено спецификой прокурорского надзора как особого вида государственной деятельности, направленной на повсеместное и безусловное утверждение силы закона, действия права как регулятора общественных отношений. Наиболее устойчивые отношения у прокурорского надзора сложились с конституционным, уголовным, уголовно-процессуальным, гражданским, гражданско-процессуальным и арбитражно-процессуальным, административным, уголовно-исполнительным правом.
Конституционное право определяет нормативную базу, характеризующую конституционно-правовой статус прокуратуры, ее место в системе государственных органов. Решение связанных с этим вопросов, имеет основополагающее значение для всех деятельности прокурорской системы, определения содержания ее задач, функций, характера полномочий и др.
Уголовно-процессуальное право служит основой применения правовых средств прокурорского надзора за исполнением законов органов дознания и предварительного следствия, устанавливает полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов органами расследования преступлений; формы участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел, полномочия прокурора в подготовительной части судебного заседания, входе судебного следствия, судебных решений, в ходе производства в кассационной и надзорной инстанциях, при возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятельствам, производстве в суде присяжных.
Уголовное право, определяющее преступность и наказуемость деяния, основания уголовной ответственности, порядок назначения уголовного наказания и освобождение от уголовной ответственности, дает прокурору информацию, без знания которой он не может осуществлять квалификационный надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, участвовать в рассмотрении судами уголовных дел, реализовать полномочия по привлечению к уголовной ответственности лиц, в действиях (бездействии) которых наличествуют признаки состава преступления.
Гражданское право, регулирующее имущественные отношения, а также личные неимущественные отношения, имеет существенное значение для реализации полномочий прокурора, связанных с его участием в рассмотрении судами гражданских и арбитражных дел, принятием мер по возмещению причиненного противоправными действиями (бездействием) вреда.
Гражданское процессуальное право и арбитражное процессуальное право определяют основания обращения прокурора в суд с заявлением и порядок его вступления в дело, полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении гражданских дел, рассмотрении дел арбитражными судами.
Административное право, призванное регулировать общественные отношения в сфере государственного управления, наряду с законодательством о прокуратуре, определяет характер взаимоотношений прокуратуры с органами исполнительной власти, формы и принципы рассмотрения органами исполнительной власти актов прокурорского реагирования. Институты административного права учитываются прокурорами при осуществлении надзора за исполнением законов органами государственного управления. Кроме того, представляя совокупность норм, устанавливающих составы административных правонарушений, основания и порядок привлечения физических и юридических лиц к административной ответственности, административное право позволяет прокурорам избирать оптимальный вариант действий при реализации полномочий, направленных на выявление административных проступков и привлечение нарушителей к ответственности.
Уголовно-исполнительное право устанавливает основания нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных учреждениях, иных учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом, права и обязанности задержанных, заключенных под стражу, осужденных к лишению свободы, порядок и условия их содержания, основания и порядок исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы. Все это важно для конкретизации предмета прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Помимо названных мер, прослеживаются связи прокурорского надзора и со многими другими отраслями права, хотя эти связи имеют качественно иной характер. Они относятся к таким отраслям, как финансовое, земельное, трудовое, природоохранное, хозяйственное, жилищное и другие права. Правовые институты данных отраслей определяют особенности работы прокурора на отдельных направлениях прокурорско-надзорной деятельности.
Разумеется, наблюдается и обратная связь рассмотренных отраслей права с прокурорским надзором.
Помимо предмета прокурорского надзора как особого вида государственной деятельности, осуществляемой от имени государства уполномоченными им органами прокуратуры и выражающейся в надзоре за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории РФ законов, следует различать предмет прокурорского надзора как отрасли права, как науки и как учебной дисциплины.
Признание прокурорского надзора как самостоятельной отрасли права было обосновано сравнительно недавно - в 60-е гг. 20 века - известными теоретиками прокурорского надзора С.Г. Березовский и В.К. Звирубулем.
Однако не менее активно против идеи выделения прокурорского надзора в самостоятельную отрасль в разное время выступала большая группа известных ученых - И.В. Павлов, О.С. Иоффе и другие, в основном не имевшие прямого отношения к разработке проблем прокурорского надзора. Ситуация вполне объяснимая: специалисты профильного плана заинтересованы в повышении авторитета прокурорского надзора и настаивают на признании системы регламентирующих его норм в качестве самостоятельной отрасли права, специалисты непрофильного направления такого интереса не имеют и поэтому позволяют себе критически оценить правомерность подобной акции.
В последние годы в теории особым вниманием проблема прокурорского надзора как отрасли права не используется. И, тем не менее, забвения не заслуживает. Бесспорно, проблема эта непроста. Отрасль права традиционно предполагает сосредоточение относящихся к ней правовых норм в едином массиве. Межу тем законодательная база прокурорского надзора, как известно, такому требованию не отвечает. Это весомый аргумент в пользу отрицания самостоятельности прокурорского права как отрасли права. Выделение прокурорского надзора в единый законодательный массив, уже сама по себе сложная, трудоемкая и далеко не безболезненная операция. И все-таки самостоятельный характер прокурорского надзора как отрасли права, несмотря на дискуссионность проблемы, можно и нужно признать, пока хотя бы на теоретическом уровне. В этом есть большой практический смысл. Признание прокурорского надзора отраслью права обеспечивает целостное, и главное, беспробельное, непротиворечивое правовое регулирование прокурорско-надзорной деятельностью, позволит оформить регламентирующие ее нормы в качестве единой, завершенной системы.
Отрасль права обладает обязательными признаками - собственным предметом правового регулирования и специфическим методом и механизмом регулирования. Предмет прокурорского надзора как отрасли права составляют общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением прокуратурой надзора за соблюдением Конституции РФ и действующих на ее территории законов. Данные общественные отношения являются качественно особенными, они не могут считаться сходными либо входящими как составные элементы в другие общественные отношения аналогичного уровня. Как отрасль права прокурорский надзор выполняет главным образом регулятивную функции.
При этом следует иметь в виду, что регулятивная функция прокурорского надзора осуществляется не напрямую, а опосредованно путем воздействия на практику исполнения законов, имеющих регулятивную направленность. Определенное участие прокурорский надзор принимает и в реализации охранительной функции права. В пользу самостоятельности названной отрасли права говорит и наличие особого юридического инструментария, используемого при решении стоящих перед прокуратурой задач.
Правовые нормы, относящиеся к рассматриваемой отрасли права, образуют ограниченное единство и по своему содержанию они ориентированы не регулирование особой группы отношений. Не меняет качественного своеобразия этих норм их включение в нормативные акты, кодифицируемые под эгидой других отраслей права. В крайнем случае, такого рода нормы могут быть охарактеризованы как нормы, имеющие двойную принадлежность, своего рода «двойное гражданство». Однако и при таком положении совершенно определено могут быть выделены и иные аспекты этих норм.
Метод регулирования, свойственный прокурорскому надзору как отрасли права, составляет обязывание, причем не только признаваемое теорией права позитивное обязывание, но и негативное, в том смысле, что помимо оказания стимулирующего воздействия, побуждения к исполнению закона раскрытия преимуществ законопослушного поведения, нормы прокурорского надзора заключают в себе такую возможность для нарушителей закона отрицательных последствий. Метод обязывания присущ именно прокурорскому надзору, поскольку закон не наделяет прокурора, как в свое время было подмечено «административной властью». Прокурор может только обязывать устранить нарушение закона, но сам по общему правилу непосредственно правом его устранения не обладает.
Предмет прокурорского надзора как науки составляют закономерности, лежащие в основе формирования задач, определение функций, форм и методов, правового, организационного и кадрового обеспечения деятельности органов прокуратуры по надзору за соблюдением Конституции РФ и действующих на ее территории законов, имеющей своими целями обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиту прав и свобод граждан, охраняемых законом интересов общества и государства, а также деятельности, связанной с выполнением прокуратурой иных установленных законом функций.
Предмет прокурорского надзора как учебной дисциплины представляет собой систему знаний, характеризующих деятельность органов прокуратуры РФ, которые подлежат изучению в процессе подготовки профессиональных специалистов в области юриспруденции. Название учебной дисциплины несет на себе печать некоторой условности. В ее рамках изучается не только собственно прокурорский надзор - институт, составляющий стержень, определяющий правовую и социальную значимость прокуратуры и поэтому давший название учебному курсу, но и другие сферы деятельности, направления и функции прокуратуры.
3.5 Принципы организации и прокурорского надзора
Принципы содержат в себе исходные положения какой-либо теории, науки, мировоззрения, политической организации. Основополагающие принципы организации и прокуратуры были выработаны еще Лениным В. И.: надзор прокурора не только за точным, но и единообразным исполнением законов; единство и централизация органов прокуратуры; независимость их от местных органов власти1 1 См.: Ленин В. И. ПСС.Т. 45. С. 198-203..
Выделяют следующие принципы организации и деятельности прокуратуры:
Принципы организации и деятельности прокуратуры - это наиболее общие, руководящие положения, определяющие наиболее существенные черты и признаки многогранной деятельности органов прокуратуры основные предъявляемы к ней требования. Так как принципы определяют наиболее общие признаки и требования, то они обязательны для любого прокурорского работника, независимо от занимаемой должности или конкретного направления деятельности. В данном разделе речь идет о принципах организации и деятельности прокуратуры. Под этим понимаются такие принципы, которые реализуются в процессе организации и осуществления главной функции прокуратуры - прокурорского надзора. Законодательное закрепление принципов определяет их правовую основу и подчеркивает обязательность соблюдения каждым прокурором и иным прокурорским работником.
Принцип централизации. Принцип централизации прежде всего относится в организации системы прокуратуры, но вместе с тем он имеет принципиально важное значение и для надзорной деятельности прокурора.
Централизация прокуратуры означает, что нижестоящие прокурор подчиняются вышестоящим, а все прокуроры - Генеральному прокурору РФ, который возглавляет всю систему органов прокуратуры. Все прокуроры - руководители прокуратур на местах назначаются Генеральным прокурором РФ.
Централизация органов прокуратуры вызвана необходимостью обеспечения единой законности на всей территории РФ, что невозможно осуществить без руководства прокурорами из единого центра. Обеспечение единой законности на территории РФ предполагает такую организацию прокурорских органов, при которой обеспечивались бы единые требования осуществления прокурорского надзора во всех субъектах РФ, городах и районах. Исходя из принципов централизации каждый вышестоящий прокурор несет полную ответственность за правильную организацию работы всех подчиненных ему прокуроров.
Принцип централизации обеспечивает единство прокурорской практики, направленной и координируемой Генеральной прокуратурой РФ. При реализации этого принципа проявляется сочетание единого руководства с инициативой, творческой активности прокуроров на местах. Принцип централизации реализуется и в том, что назначение прокуроров и их подчиненность идет только по вертикали: нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим, а все прокуроры - Генеральному прокурору РФ1 1 См. ст. 17 Закона «О прокуратуре РФ»..
Принцип единства прокурорского надзора. Согласно Конституции РФ прокуратура - единая федеральная система территориальных, специализированных прокуратур, которые подчиняются единому центру - Генеральной прокуратуре РФ. Принцип единства прокурорского надзора выражается в единообразных формах организации и деятельности всех прокурорских органов, единстве целей и общих задач осуществления надзора в стране, а также полномочий прокуроров по выявлению правонарушений и реагированию на них. Прокурорский надзор осуществляются на основе единого для всех звеньев прокуратуры законодательства. Прокурорский надзор един по своему внутреннему содержанию основного направления деятельности прокуратуры, сутью которого является проверка исполнения требований закона и устранение правонарушений.
Принцип единства прокурорского надзора реализуется в единоличном разрешении прокурором всех вопросов, связанных с прокурорским надзором. Все приказы и указания прокурора подписываются им лично и являются обязательными для нижестоящих прокуроров. Вышестоящий прокурор может единолично отменить акт надзора нижестоящего прокурора.
Осуществляя надзор за исполнением законов, каждый прокурор лично вносит протесты на незаконные акты, представления, возбуждает уголовные дела, принимает иные решения.
Единоначалие повышает персональную ответственность прокуроров за принимаемые решения, в особенности, когда они сопряжены с применением мер государственного принуждения и ограничения прав граждан. Сказанное не означает полного отсутствия в системе прокуратуры коллегиального обсуждения и решения вопросов прокурорского надзора. В Генеральной прокуратуре и в прокуратурах субъектов Федерации и приравненных к ним прокуратурах созданы коллегии для обсуждения важных вопросов деятельности прокуратур. Обсуждаются такие вопросы на совещаниях при руководителях прокуратур и в других формах. Однако реализуются решения этих совещательных органов через приказы прокуроров.
Принцип законности. Среди всех принципов осуществления надзора важнейшее значение имеет принцип законности. Этот принцип - необходимое условие реализации всех остальных принципов деятельности прокуратуры. Законность - один из основополагающих принципов государственного руководства обществом в целом, важное средство укрепления и развития государственности, упрочения охраны и развития государственности, упрочения охраны и развития экономической базы государства, необходимо условие демократической системы государства.
Законность как принцип прокурорского надзора означает, что все органы прокуратуры осуществляют свои надзорные функции в строгих рамках закона, соблюдая предусмотренные законом права за исполнением законов, прокуроры могут действовать только в пределах своих определенных законом полномочий1 1 См. ст.15 Конституции Российской Федерации..
Принцип законности имеет особое значение для прокурорского надзора потому, что на него возложена обязанность следить за исполнением законов всеми юридическими и физическими лицами, а потому и сами прокуратура, выполняя эту функцию, обязаны предельно точно и неукоснительно соблюдать законы. Выполняя функцию надзора, прокуратура действует на основе законов, определяющих организации и порядок ее деятельности: Конституции РФ, Закона о прокуратуре, других законодательных актов РФ.
Осуществляя свои полномочия, прокуроры действуют в интересах охраны закона и должны неуклонно соблюдать законность в собственной деятельности. Малейшее отступление от этого требования или ослабление надзора за исполнением законов в деятельности других органов и должностных лиц не только подрывают авторитет прокуратуры как органа надзора, но и носят ущерб состоянию законности в стране. Деятельность прокуратуры может быть успешной только при условии абсолютного соблюдения и точного исполнения законов самими прокурорами. Вся организация и деятельность прокуратуры проникнута началами законности, требованием безусловного соблюдения законов в процессе осуществления прокурорского надзора. Осуществляя от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов, прокуроры обязаны служить примером уважительного отношения к закону и неукоснительного его исполнения в своей деятельности.
Реализация принципа законности при осуществлении прокурорского надзора приобретает особое значение в тех случаях, когда прокуроры принимают меры к наказанию лиц, допустивших правонарушение. Каждое действие прокурора в этих случаях, каждый его акт реагирования должны быть строжайшим образом основаны на законе, совершаться в формах, определенных законом, и ни в коем случае не нарушать права граждан и юридических лиц.
Принцип независимости прокурорского надзора. Согласно Закону о прокуратуре органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов независимо от федеральных органов, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов и общественных объединений.
Сущность этого принципа заключается в том, что каждый прокурор в своей деятельности независим и при выполнении возложенных на него обязанностей руководствуется законами и изданными в соответствии с ними приказами и указаниями Генерального прокурора РФ.
Независимость органов прокуратуры не означает отрыва прокуроров от местных органов власти и управления. Свои организационные мероприятия по осуществлению надзора и в целом укреплению законности прокуратуры осуществляют в тесном контакте и исполнительной власти.
Принцип независимости организации и осуществления надзора имеет важнейшее политическое и государственное значение, так как только при последовательном соблюдении этого принципа прокуратура может достичь поставленных перед ней государством целей и задач. Осуществление принципа независимости органов прокуратуры обеспечивается их организационным построением, порядком назначения прокурорских кадров, установленной законом системой подчиненности и подотчетности прокуроров.
Принцип гласности. Сущность этого принципа состоит в том, что органы прокуратуры действуют согласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной, специально охраняемой законом тайне; информирует федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.
Реализация принципа законности обеспечивается созданием в органах прокуратуры специальных структурных подразделений или помощников прокурора, отвечающих за связь со средствами массовой информации, организующих эту работу на местах.
Важность принципа гласности определяется тем, что его реализация способствует информированности органов государственной власти и общества о состоянии законности и правопорядка в стране, повышению уровня правосознания населения и в конечном итоге - укреплению законности.
2. Основные направления деятельности прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства
2.1 Участие прокурора на стадии возбуждения уголовного дела
В соответствии с Законом РФ от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции» и поставленными в нем задачами органы милиции обязаны принимать и регистрировать заявления, событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, и своевременно принимать меры, предусмотренные законодательством. В число последних входят такие, как возбуждение уголовных дел, производство дознания и следствия, осуществление неотложных следственных действий.
Деятельность в стадии возбуждения уголовного дела имеет процессуальные основы, а установление сведений о наличии оснований к возбуждению уголовного дела или отказ в этом имеют черты доказывания в уголовно-процессуальном значении данного понятия.
В надзорной деятельности прокурор на стадии возбуждения уголовного дела ориентируется на осуществление надзора, исходя из трех этапов работы с заявлениями, сообщениями о преступлениях:
1. при приеме и регистрации;
2. при рассмотрении;
3. при принятии решения по вопросу о возбуждении уголовного дела.
Прокурорский надзор необходим в равной мере на всех трех этапах стадии возбуждения уголовного дела. Если не принято на рассмотрение заявление или сообщение о преступлении, то тем самым упускается возможность эффективного начала предусмотренной законом деятельности по предварительному расследованию совершенного преступления и осуществлению прокурорского надзора за исполнением закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Прокурор, осуществляющий проверку исполнения требований закона о приеме, регистрации и разрешения заявлений или сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, обращает внимание на такие обстоятельства, как:
1. полнота;
2. правильность учета и регистрации поступивших в орган дознания заявлений и сообщений о преступлениях;
3. соблюдение установленных законом сроков их проверки;
4. законность и обоснованность принятого одного из предусмотренных в законе решений:
О возбуждении уголовного дела;
Об отказе в возбуждении уголовного дела;
О передаче заявления или сообщения по подследственности.1 1 См.: ст. 151 УПК РФ.
Заявителю выдается документ о принятии заявления с указанием лица, принявшего заявление, даты и времени его принятия.
Таким образом, прокуроры получили дополнительные средства для обеспечения выполнения требований закона о приеме всех заявлений, сообщений о преступлениях.
Такую же положительную оценку необходимо дать положению о том, что необоснованный отказ в приеме заявлений, сообщений о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд. Соблюдение требований закона о приеме, регистрации, разрешения заявлений и сообщений о преступлениях во многом определяется уровнем прокурорского надзора за исполнением законов органами внутренних дел.
В обязанности прокурора входит не только проверка соблюдений органами внутренних дел порядка приема, регистрации и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, но и принятие соответствующих мер по устранению этих нарушений.
При рассмотрении заявлений и сообщений прокурорский надзор должен быть направлен на обеспечение соблюдения прав граждан при получении от них объяснений, истребовании документов, осмотре места происшествия, а также на обеспечение соблюдения требований закона о полноте и сроках рассмотрения заявлений и сообщений.
Для законного, обоснованного и своевременного возбуждения уголовного дела необходимо учитывать достоверность и убедительность поводов к возбуждению уголовного дела, а так же достоверность фактических данных, указывающих на признаки преступления.
Поводами для возбуждения уголовного дела служат:
1. заявление о преступлении;
2. явка с повинной;
3. сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.
Основанием к возбуждению уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
Если заявление, сообщение является не только поводом, но и содержит информацию об очевидных признаках преступления, то уголовное дело должно быть возбуждено немедленно. Такая ситуация может возникнуть не только тогда, когда лицо застигнуто при совершении или непосредственно после совершения, но и в других случаях, когда в поводах содержатся признаки преступления (обнаружение трупа с признаками насильственной смерти и т.д.)1 1 См.: Журнал «Российский следователь» № 22 2007 г. Газетдинов Н.И. ООО «Юрист»..
Оперативность принятого решения о возбуждении уголовного дела дает возможность проводить такие неотложные следственные действия, как освидетельствование потерпевших, задержание, допрос и освидетельствование подозреваемых, обыски, выемки, допрос очевидцев преступления и других свидетелей.
Подобные документы
Анализ развития прокурорского надзора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства. Прокурорский надзор за принятием решения о возбуждении уголовного дела. Предмет и процессуальная форма судебного контроля в стадии возбуждения уголовного дела.
дипломная работа , добавлен 22.11.2013
Организация прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела. Полномочия прокурора при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении. Прокурорские полномочия по надзору за процессуальной деятельностью следователя и дознавателя.
дипломная работа , добавлен 04.06.2011
Прокурор как участник уголовного судопроизводства. Нормативные акты, регламентирующие деятельность прокурора. Структура досудебной стадии уголовного судопроизводства. Возбуждение уголовного дела, расследование, привлечение в качестве обвиняемого.
курсовая работа , добавлен 02.06.2011
Исследование процессуального положения прокурора в судебном заседании при рассмотрении уголовного дела. Участие прокурора в предварительном слушании, подготовительной части судебного разбирательства и в судебном следствии. Обвинительная речь прокурора.
контрольная работа , добавлен 08.11.2014
Процессуальный статус прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса: в стадии возбуждения дела, на дознании и предварительном следствии. Порядок подготовки прокурора к судебному разбирательству, степень его участия и значение в судебном следствии.
курсовая работа , добавлен 29.04.2010
Знакомство с основными задачами участия прокурора в судебных стадиях уголовного судопроизводства. Анализ содержания организации работы прокурора в суде первой инстанции по уголовным делам. Характеристика основ современного уголовного судопроизводства.
дипломная работа , добавлен 21.02.2014
Создание и этапы развития прокуратуры, принципы ее деятельности. Система и структура органов прокуратуры. Отрасли прокурорского надзора. Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел. Правовые средства реагирования прокурора на нарушения законов.
курс лекций , добавлен 28.10.2014
Цели, задачи и принципы прокурорской деятельности. Анализ и характеристика полномочий прокурора в уголовном судопроизводстве в ходе осуществления уголовного преследования. Прокурорский надзор за исполнением закона в различных стадиях уголовного процесса.
курсовая работа , добавлен 10.01.2014
Общий надзор как отрасль надзора органов прокуратуры. Место общего надзора среди других отраслей прокурорского надзора: проблемы и перспективы. Акты прокурорского реагирования. Протест, представление прокурора. Постановление о возбуждении уголовного дела.
курсовая работа , добавлен 08.04.2011
Законодательные основы прокурорского надзора в уголовном процессе РФ, направления повышения его эффективности. Содержание прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела, предварительного расследования и на стадии рассмотрения дела в суде.
Прокурорский надзор как вид государственной деятельности представляет собой деятельность специально уполномоченных государственных органов (прокуратур), осуществляемая от имени РФ, в целях:
1) Обеспечения верховенства закона;
2) Единства и укрепления законности;
3) Защиты прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства.
Выполняется с использованием предусмотренных законов полномочий и правовых средств их осуществления.
Предмет прокурорского надзора - общественные отношения, на регулирование и обеспечение законности которых направлена деятельность органов прокуратуры.
Предмет прокурорского надзора - понятие по смыслу ст. 21, 26, 29, 32 ФЗ «О прокуратуре», призванное разграничить основные направления (отрасли) прокурорского надзора в зависимости от характера правоотношений. Каждое направление прокурорского надзора имеет свой предмет – исполнение законов определенным юридическими и должностными лицами.
Объектом прокурорского надзора является предусмотренное законом о прокуратуре совокупность федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов власти субъектов РФ, органов власти местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, их должностных лиц (всех этих органов), руководители коммерческих и некоммерческих организаций , а также других органов и граждан, на которых распространяется компетенция прокуратуры.
Сущность прокурорского надзора состоит в том, что;
1) прокурорский надзор это самостоятельный специфический вид государственной деятельности, которая является исключительной компетенцией органов прокуратуры.
2) прокурорский надзор осуществляется от имени государства.
3) прокурорский надзор заключается в проверке правильности соблюдения и исполнения законов, действующих на территории РФ.
4) прокурорский надзор обеспечивает выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, восстановление нарушенной законности, привлечение виновных к ответственности.
В задачах прокурорского надзора следует выделить:
2.Специальные
3. Частные.
Общие задачи характеризуют весь прокурорский надзор. Специальные характеризуют отдельные направления деятельности. Частные характеризуют частную деятельность.
Общей задачей прокурорского надзора является обеспечение законности и охраны от посягательств:
–прав и интересов граждан, предприятий и организаций, независимо от формы собственности;
Общественного и государственного строя РФ.
Частной называется задача временного характера, которую П. Н. решает на данном этапе реализации специальных задач (напр.: получение объяснений по поводу конкретного нарушения закона, истребование правовых актов для проверки их соответствия законам и т. д.).
Главная функция прокуратуры, предопределившая необходимость ее создания, - надзор за исполнением законов. Она закрепляется в ст. 1 действующего Закона о прокуратуре РФ. В зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность прокуратуры (сферы исполнительно-распорядительной деятельности органов управления , органов предварительного следствия, правосудия, исполнения и др.), надзорная функция подразделяется на подфункции, каждая из которых сохраняет все структурные части функции, наполняя их различным содержанием. Наиболее заметны различия в особенностях предмета надзора, в процедурах его осуществления, объеме и характере полномочий прокуроров и правовых последствий применения соответствующих им правовых средств. К числу таких подфункций относятся:
Надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами , представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления , органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Средства прокурорского надзора - это часть предоставленных прокурору ФЗ «О прокуратуре» или иным федеральным законодательством полномочий для осуществления надзора. Реализуются в результате конкретных действий и, актов, которые именуются средствами прокурорского надзора.
Прокурорская проверка – одно из основных правовых средств выявления и пресечения преступлений.
Виды проверок:
Целевая (проверяется исполнение конкретного закона или группы законов, либо конкретный факт нарушения закона).
Комплексная (проверка исполнения нескольких законов одним субъектом).
Сквозная (проверка исполнения конкретного одного закона по всем подразделениям, структурам).
Совместная (проверка с другими государственными органами).
Первичная.
Повторная/Контрольная (проверка полноты выполнения всех предписаний органов П).
Показательная (обычно проводиться наиболее опытными прокурорами в целях повышения профессионального мастерства других прокуроров).
Свойства проверки:
- Своевременность. Полнота (весь круг вопросов должен быть охвачен достаточно глубоко).
Охватываемые прокурорскими проверками периоды редко превышают шестимесячный срок, но в зависимости от решаемых задач они могут иметь и большую продолжительность.
Различаются проверки также в зависимости от исходных материалов, на основании которых принимается решение по их производству. Основная масса проверок относится к категории проверок текущего характера. Поводом для их проведения служит поступающая в прокуратуру информация о фактах нарушения закона. Такая информация содержится в письмах, заявлениях и жалобах граждан, актах проверок, проведенных контролирующими органами, сообщения средств массовой информации , письма руководителей коммерческих и некоммерческих организаций и др.
В настоящее время российская прокуратура имеет возможность поддерживать необходимый с точки зрения закона баланс между полномочиями органов местного самоуправления и правами граждан, не допуская злоупотребления правом и иного рода произвол. Специфическое место прокуратуры в системе органов государственной власти позволяет прокурорам беспристрастно ощущать грань дозволенного, руководствуясь только законом, а не иного рода источниками, решительно и бескомпромиссно реагировать на допущенные нарушения.
В утвержденных Указом Президента РФ от 01.01.01 г. № 000 Основных положениях государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации указан ряд общих проблем становления местного самоуправления в современных условиях. К ним отнесены:
- несогласованность и несистематизированность законодательства РФ о местном самоуправлении, наличие актов, противоречащих Конституции РФ; неполное и непоследовательное законодательное регулирование вопросов организации и деятельности местного самоуправления. несоблюдение законодательства РФ о местном самоуправлении; бездействие органов государственной власти субъектов РФ, отсутствие нормативного регулирования вопросов, связанных с осуществлением местного самоуправления; отсутствие четкого разграничения полномочий между органами государственной власти (федеральными и субъектов РФ) и органами местного самоуправления; недостаточное обеспечение финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований ; несовершенство механизмов судебной защиты местного самоуправления.
Правовое регулирование сферы местного самоуправления характеризуется многоканальной регламентацией прав и обязанностей местных сообществ. Основные принципы формирования и деятельности муниципальных образований закреплены в Конституции Российской Федерации , которая определяет местное самоуправление как одну из основ конституционного строя, гарантирует территориальную, организационную и финансовую самостоятельность местных сообществ и возлагает на органы и должностных лица местной власти обязанность обеспечивать и защищать права и свободы граждан.
Основы деятельности органов местного самоуправления определяются такими федеральными законами, как: «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»; «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» и рядом других. Надлежащее соблюдение и исполнение указанных законов имеет особую важность в условиях федеративных отношений, поскольку от этого зависит их нормальное функционирование в нужном направлении без значительных отклонений, упорядочивание деформированной вертикали власти, предотвращение угрозы децентрализации государства, реализация прав граждан на местное самоуправление.
Органы местного самоуправления самостоятельны в решении обозначенных вопросов, что гарантировано законом и обеспечено судебной защитой. Вместе с тем, весь этот круг вопросов регламентирован каждым муниципальным образованием по-разному, поскольку каждая территория специфична и управляема разными людьми с собственными представлениями и стереотипами. Закон об общих принципах местного самоуправления не может создать единую модель муниципального образования, а лишь раскрывает основные принципы Конституции РФ, а также содержит правовые основы, в рамках которых создается и развивается управление на местах.
Следует также помнить, что в ведении муниципальных образований находятся также и отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. Предметом прокурорского надзора в системе местного самоуправления является: - соблюдение законов органами местного самоуправления и их должностными лицами; - соответствие законам их правовых актов; - соблюдение прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления и их должностными лицами. Это, если так можно выразится, триединая сущность прокурорского надзора за соблюдением органами местного самоуправления законодательства РФ. В случае выявления несоответствия положений правового акта органа местного самоуправления или его должностного лица Конституции РФ, закону либо нарушений закона в их деятельности, а также несоблюдения ими прав и свобод человека и гражданина прокурор использует предусмотренные законом правовые меры реагирования. В тоже время отметим некоторые недостатки законодательства об ОМСУ. В частности, ст. 77 вышеуказанного ФЗ устанавливает, что органы прокуратуры и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов. Однако представляется, что эта статья неудачна по ряду причин. Во-первых, надзорные функции присущи только органам прокуратуры. Во-вторых, предмет прокурорского надзора необоснованно расширяется путем включения в него проверок исполнения не только законодательства, но и муниципальных правовых актов, которые в свою очередь могут быть изданы с нарушениями федерального законодательства. Вместе с тем законодательство о местном самоуправлении должно соблюдаться также федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Контролируется прокуратурой и важнейший вопрос для ОМСУ – бюджетная обеспеченность, в частности полнота принимаемых мер ОМСУ по формированию бюджета. Кроме того, прокуратурами устанавливаются факты совершения незаконных действий, в том числе и преступлений главами администраций ОМСУ.
Страница 1 из 5
Глава 1. Сущность, задачи, принципы и основные направления прокурорского надзора
1.1. Сущность прокурорского надзора
1.2. Основные понятия прокурорского надзора
1.3. Цели и задачи прокурорского надзора
1.4. Принципы организации и деятельности прокуратуры
1.5. Основные направления (отрасли) прокурорского надзора
Вопросы для повторения
Задание
1.1. Сущность прокурорского надзора
Прокурорский надзор - специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на ее территории.
Из этого определения вытекают следующие принципиально важные для усвоения материала учебника положения.
Прокурорский надзор - самостоятельный, специфический вид государственной деятельности. Эту деятельность не могут осуществлять кроме прокуратуры никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения, должностные или физические лица.
Прокурорский надзор осуществляется от имени государства - Российской Федерации. Важность этого положения заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор, представляет и защищает общественные интересы не от имени отдельных органов местного самоуправления, субъектов федерации или иной представительной, исполнительной или судебной власти, а в совокупности всех их, объединяемых общей системой государства, приводя таким образом интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных или физических лиц в соответствие с интересами государства в целом.
Самостоятельность прокурорского надзора как вида государственной деятельности, его отличие от других видов деятельности как прокуратуры, так и иных государственных органов, определяется содержанием этой деятельности, которая состоит в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону и устранении (принятии мер к устранению) выявленных правонарушений.
Специфичность прокурорского надзора как вида государственной деятельности состоит в том, что он не относится к деятельности какой-то одной ветви власти (представительной, исполнительной, судебной), но в то же время имеет признаки каждой из этих ветвей.
Дело в том, что органы прокуратуры занимают особое место в государственной системе Российской Федерации. Имея функциональное отношение к каждой из трех предусмотренных Конституцией РФ ветвей власти, они, тем не менее, не относятся полностью ни к одной из них. Это специфическое положение прокуратуры в государственном устройстве позволяет уравновешивать ветви власти и обеспечивать их оптимальное функционирование, порождает и специфичность прокурорского надзора как основного вида деятельности прокуратуры.
Рассматривая сущность прокурорского надзора, следует иметь в виду, что под термином «прокурорский надзор» может пониматься: а) специфический вид государственной деятельности, о котором говорилось выше; б) самостоятельная отрасль юридической науки; в) учебная дисциплина.
В учебнике рассматривается в основном первое из названных значений. Однако множественность значений этого понятия, как и ряда других, употребляемых в теории и практике прокурорского надзора, требуют самостоятельного рассмотрения вопроса о понятиях прокурорского надзора.
- Понятие, задачи, правовые основы и значение прокурорского надзора в Российской Федерации. «Прокурорский надзор» как учебная дисциплина
- Предмет и система учебной дисциплины «Прокурорский надзор»
- Прокурорский надзор как особый вид государственной деятельности
- Цель и задачи прокурорского надзора в Российской Федерации
- Правовое регулирование прокурорского надзора
- Возникновение и основные исторические этапы развития российской прокуратуры
- Досоветский период развития органов и учреждений прокуратуры в России
- Развитие органов и учреждений прокуратуры в советский период
- Правовое регулирование организации и деятельности прокуратуры на современном этапе ее развития
- Система, принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации
- Прокуратура Российской Федерации как единая централизованная система органов и учреждений
- Понятие и система принципов организации и деятельности органов прокуратуры
- Система органов прокуратуры в Российской Федерации
- Структуру Генеральной прокуратуры РФ
- Территориальные прокуратуры
- Специализированные прокуратуры
- Прокурорский надзор за исполнением законов
- Сущность, объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов
- Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов
- Организация прокурорского надзора за исполнением законов
- Надзор прокурора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ
- Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
- Сущность, задачи и предмет прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
- Полномочия прокурора по осуществлению надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
- Организация прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве
- Организация прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних
- Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность
- Сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность
- Объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность
- Полномочия прокурора по осуществлению надзора за законностью оперативно-разыскной деятельности
- Организация прокурорского надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность
- Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие
- Понятие, сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов при производстве предварительного расследования
- Объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания
- Организация прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия
- Организация работы по реализации полномочий прокурора при заключении с подозреваемыми (обвиняемыми) досудебных соглашений о сотрудничестве по уголовным делам
- Организация прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания
- Прокурорский надзор за исполнением законов в стадии возбуждения уголовного дела
- Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
- Сущность, задачи, объекты, предмет и полномочия прокурора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
- Организация прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания
- Организация прокурорского надзора за исполнением законов администрациями мест содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений
- Надзор за исполнительным производством
- Понятие, предмет и субъекты надзора за исполнительным производством
- Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел
- Сущность и основные задачи участия прокурора в судебных стадиях уголовного судопроизводства
- Участие прокурора в стадии подготовки к судебному заседанию
- Участие прокурора при рассмотрении уголовных дел судом первой инстанции
- Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом апелляционной и кассационной инстанций
- Участие прокурора в стадии надзорного производства
- Сущность, задачи и общие условия участия прокурора в рассмотрении судами гражданских и арбитражных дел
- Другие направления деятельности прокуратуры
- Организация работы с жалобами, заявлениями и обращениями граждан
- Участие органов прокуратуры в международном сотрудничестве
- Участие прокурора в правотворческой деятельности
- Участие прокурора в проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов
- Ведение государственного единого статистического учета заявлений и сообщений о преступлениях, состоянии преступности, раскрываемости преступлений, состоянии следственной работы и прокурорского надзора в органах прокуратуры
Прокурорский надзор как особый вид государственной деятельности
В федеральном законодательстве определяются основные направления деятельности органов российской прокуратуры, при этом не раскрывается содержание прокурорского надзора. Выделение отдельных признаков прокурорского надзора позволит отграничить этот специфический вид государственной деятельности от иных форм деятельности в системе реализации государственной власти.
Прокурорский надзор является одной из важнейших гарантий зашиты прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства в целом.
Государство заинтересовано в эффективной деятельности органов прокуратуры, поскольку в конечном счете это ведет к укреплению законности и правопорядка в стране.
Прокурорский надзор - это особый вид деятельности государственных органов прокуратуры. Эта деятельность осуществляется от имени государства. Прокурорский надзор этим отличается от иных контролирующих функций государства, которые направлены на проверку соблюдения положений Конституции РФ и исполнения норм федерального законодательства.
Справедливо указывается в литературе, что прокурорский надзор следует отличать от судебного конституционного контроля, а также от контрольных функций федеральных органов исполнительной власти.
Признаки прокурорского надзора .
1. Прокурорский надзор осуществляют прокуроры. Термин «прокурор» является собирательным и включает в себя: Генерального прокурора РФ, его советников, старших помощников, помощников и помощников по особым поручениям, заместителей Генерального прокурора РФ, их помощников по особым поручениям, заместителей, старших помощников и помощников Главного военного прокурора, всех нижестоящих прокуроров, их заместителей, помощников прокуроров по особым поручениям, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров и прокуроров, действующих в пределах своей компетенции.
2. Прокурорский надзор реализуется в административных и процессуальных формах, закрепленных в Уголовно-процессуальном, Гражданско-процессуальном, Арбитражно-процессуальном кодексах, а также в Кодексе об административных правонарушениях.
3. Прокурорский надзор в отличие от конституционного контроля не обладает возможностью по блокированию не соответствующих Конституции РФ законов.
4. Прокурор не обладает полномочиями осуществлять распорядительную деятельность и отменять нормативные правовые акты. Он также не имеет права возложить на кого-либо обязанности произвести какое-либо действие, не может наложить взыскание и т.п.
Прокурорский надзор осуществляется исключительно в соответствии с федеральным законодательством. Полномочия прокуроров по осуществлению им своих функций закреплены в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», Уголовно-процессуальном кодексе. Кодексе об административных правонарушениях и в других федеральных законах, а также приказах, указаниях и распоряжениях Генерального прокурора.
Прокуроры осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением федеральных конституционных и федеральных законов. На прокуратуру также возлагается обязанность осуществлять надзор за исполнением вступивших в законную силу международных договоров Российской Федерации и правил применения на территории России в случаях, указанных в законе, норм международного прав.
Прокурорский надзор невозможен в сфере исполнения ведомственных нормативных правовых актов, которые принимаются в развитие федерального законодательства.
Российская прокуратура создана и действует в целях поддержания и укрепления законности и правопорядка в государстве, а также обеспечения соблюдения прав, свобод и интересов личности, общества и государства.
Прокурорский надзор - это особый вид государственной деятельности, который осуществляется органами прокуратуры в соответствии с федеральным законодательством и направлен на установление, поддержание и укрепление законности и правопорядка в государстве, обеспечение точного и неуклонного соблюдения и исполнения конституционных положений, положений федерального законодательства, охрану нрав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также интересов общества и государства.
В учебной литературе прокурорский надзор понимается как:
специфический вид государственной деятельности;
самостоятельная отрасль юридической науки;
учебная дисциплина.
Как вид государственной деятельности прокурорский надзор закреплен в ст. 129 Конституции РФ (далее - Конституция РФ), которая провозглашает Прокуратуру Российской Федерации как единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Черты прокурорского надзора как особого вида государственной деятельности.
Во-1, прокурорский надзор осуществляется специализированной системой органов, которая носит централизованный характер. В силу этого прокурорский надзор не может осуществляться никакими другими государственными, общественными организациями, учреждениями, должностными или физическими лицами, за исключением органов прокуратуры.
Во-2, прокурорский надзор осуществляется от имени Российской Федерации. что прокурорский надзор осуществляется от имени государства, также подтверждает, что он является видом государственной деятельности.
В-3, этот вид государственной деятельности является особым и самостоятельным, поскольку не связан ни с одной ветвью (законодательной, исполнительной, судебной) власти.
Прокуратура представляет собой самостоятельный государственный орган, который обособлен от законодательной, исполнительной, судебной ветвей власти, несмотря на их тесное взаимодействие между собой. Это специфическое положение прокуратуры позволяет уравновешивать ветви власти и обеспечивать их оптимальное функционирование.
Место и роль прокуратуры в системе органов государства, следует отметить, что:
- 1. прокуратура является неотъемлемой частью конституционной системы органов власти РФ, обеспечивая при этом выполнение только ей присущих задач по надзору за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов;
- 2. прокуратура как независимая федеральная система органов власти в своей деятельности взаимодействует со всеми без исключения органами государства.
Прокурорский надзор как вид государственной деятельности - это установленный Конституцией РФ и федеральными законами особый вид государственной деятельности, осуществляемый единой федеральной централизованной системой органов прокуратуры, по надзору за соблюдением Конституции РФ и иных нормативных правовых актов в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.