Федеральное собрание рф что делает. Федеральное Собрание РФ
Федеральное собрание состоит из двух палат:
Государственная дума (общенародное представительство);
Совет Федерации (представительство субъектов РФ).
Палаты самостоятельны по отношению друг к другу.
Государственная дума и Совет Федерации заседают раздельно, но возможны совместные заседания - для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.
Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной думы. Депутат Государственной думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Государственная дума. Ее главное назначение - принятие федеральных законов.
Помимо этого к ведению Государственной думы относятся:
дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
решение вопроса о доверии Правительству РФ;
назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека;
объявление амнистии;
выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
Эта палата Федерального собрания состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года.
Депутатом Государственной думы может быть избран любой гражданин РФ не моложе 21 года, имеющий право участвовать в выборах. Депутаты осуществляют свою деятельность на профессиональной основе.
Государственную думу возглавляет Председатель Государственной думы, который избирается из числа депутатов путем тайного голосования.
Полномочия Государственной думы могут быть досрочно прекращены вследствие ее роспуска.
Предусмотрены следующие основания для роспуска Государственной думы:
повторное выражение недоверия Правительству;
отказ в доверии Правительству при постановке вопроса о доверии Председателем Правительства (роспуск проводится по решению Президента);
трехкратное отклонение представленных Государственной думе Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ.
Государственная дума не может быть распущена:
если Государственная дума выдвинула обвинение против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации;
если Государственная дума выражает недоверие Правительству РФ в течение года после ее избрания;
в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ;
в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения.
Совет Федерации - значительное место в его деятельности также занимает законодательная работа. Он обладает правом законодательной инициативы, рассматривает законы, принятые Государственной думой.
Помимо этого к ведению Совета Федерации относятся:
утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения;
решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории Российской Федерации;
назначение выборов Президента РФ;
отрешение Президента РФ от должности;
назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ;
назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
В соответствии с действующим порядком формирования в состав Совета Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ - по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти. Таким образом, Совет Федерации состоит из 176 представителей из 88 субъектов РФ.
Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации - избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин России не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти Российской Федерации.
Совет Федерации не имеет определенного срока полномочий, его состав обновляется по мере проведения выборов в органы государственной власти субъектов РФ.
Совет Федерации возглавляет Председатель Совета Федерации, который избирается из числа членов Совета Федерации тайным голосованием.
Органы исполнительной власти осуществляют исполнительную власть - управленческую, организационную деятельность, направленную на исполнение правовых актов, принятых законодательными (представительными) органами государственной власти. К органам исполнительной власти относятся Правительство РФ и иные федеральные органы.
Правительство РФ в пределах своих полномочий:
разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; оно также представляет Государственной думе отчет об исполнении федерального бюджета;
обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
осуществляет управление федеральной собственностью;
осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;
формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
реализует предоставленное ему право законодательной инициативы;
осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.
Правительство РФ - коллегиальный орган, состоящий из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров (статус федерального министра может быть предоставлен Президентом РФ и лицам, не являющимся руководителями федеральных органов исполнительной власти).
Правительство РФ осуществляет свои полномочия в пределах срока полномочий Президента РФ, оно слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.
Возможно досрочное прекращение полномочий Правительства РФ и его отставка в следующих случаях:
Президент может принять решение об отставке Правительства РФ по собственной инициативе;
Правительство может подать в отставку (отставка Правительства принимается или отклоняется Президентом);
Государственная дума может выразить недоверие Правительству, после этого Президент вправе объявить об отставке Правительства или отклонить решение Государственной думы;
Председатель Правительства может поставить перед Государственной думой вопрос о доверии Правительству; если Государственная дума в доверии отказывает, то Президент в течение 7 дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной думы.
В случае отставки Правительства или при сложении полномочий перед вновь избранным Президентом Правительство РФ продолжает выполнять свои обязанности до момента, когда полностью будет сформирован новый состав Правительства.
Возможна персональная отставка членов Правительства РФ, которые вправе подавать заявление об отставке. Президент РФ по предложению Председателя Правительства РФ вправе освободить от должности любого члена Правительства. Президент также вправе освободить от должности Председателя Правительства (в этом случае одновременно происходит отставка Правительства).
В систему федеральных органов исполнительной власти также входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Федеральное министерство осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.
Федеральная служба осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности, в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты.
Федеральное агентство осуществляет в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и иные правоприменительные функции за исключением функций по надзору и контролю.
Конституционные основы судебной власти. Судебная власть представлена в виде системы судов, имеющих общие задачи, связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия, организованных и действующих на единых демократических началах.
В России судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Судьи несменяемы, их полномочия могут быть прекращены только по основаниям, установленным законом. Судьи независимы и неприкосновенны. Судопроизводство осуществляется на основе равноправия и состязательности сторон.
Судебным органом конституционного контроля на всей территории является Конституционный суд, осуществляющий вверенную ему власть в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции.
Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным делам, подсудным судам общей юрисдикции является Верховный суд, действующий на основе законности и призванный обеспечивать правильное и единообразное применение юридических норм при осуществлении правосудия.
Высший арбитражный суд является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, связанных с предпринимательской деятельностью. 7.7.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РФ
согласно ст. 94 Конституции РФ, "Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации". ФС - один из федеральных органов, осуществляющих государственную власть в РФ, это орган законодательной власти (ст. 10-11 Конституции РФ).
В функции парламента входит не только представительство населения и законотворчество, палаты ФС рассматривают и решают многие важные вопросы верховного управления государством, утверждают бюджет государства, участвуют в формировании федеральных государственных органов, по ряду направлений осуществляют парламентский контроль.
ФС состоит из Совета Федерации и Государственной Думы. В СФ входят по два представителя от каждого из 89 субъектов РФ - это их главы органов законодательной (представительной) и исполнительной власти (т.е. всего 178 человек). По отношению к этим лицам Конституция использует понятие "член СФ". Члены СФ не работают в палате на профессиональной постоянной основе, они периодически заседают и выполняют иные функции в Москве: остальное время функционируют в соответствующих субъектах РФ.
ГД состоит из 450 депутатов. Они избираются непосредственно населением РФ. Половина депутатов - 225 человек - избирается в территориальных избирательных округах по мажоритар-ной избирательной системе относительного большинства, другие 225 депутатов избираются по федеральным спискам партий и движений непропорциональной избирательной системе. Все депутаты ГД работают в ней на профессиональной постоянной основе.
\" ФС не имеет какой-либо компетенции, которую палаты осуществляли бы на совместных заседаниях. Более того, СФ и ГД заседают раздельно (ст. 100 Конституции РФ). Палаты могут собираться совместно только для заслушивания (не для обсуждения) посланий Президента РФ, КС, выступлений руководителей иностранных государств.
СФ считается верхней, ГД - нижней палатой. Принцип верхней и нижней палаты не означает, что ГД подчинена СФ. Палаты самостоятельны. Само понятие верхней и нижней палат связано с законодательным процессом. Движение законопроекта начинается как бы "снизу" (в ГД) и идет "вверх" (в СФ). У СФ есть право как одобрить, так и не одобрить принятый ГД закон. Однако, если ГД не согласится с мнением СФ, она может принять закон повторным голосованием, но уже квалифицированным большинством- не менее2/,от общего числа депутатов ГД.
Палаты ФС взаимодействуют в процессе осуществления своих задач с Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными судами, Генеральным прокурором РФ, государственными органами субъектов РФ.
Авакьян С.А.
Энциклопедия юриста . 2005 .
Смотреть что такое "ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РФ" в других словарях:
Федеральное собрание наименование парламента в некоторых государствах с федеративным устройством: Федеральное собрание Австрии Федеральное собрание Российской Федерации Федеральное собрание Швейцарии … Википедия
Название парламента Российской Федерации. Согласно Конституции 1993 Федеральное Собрание Российской Федерации – высший представительный и законодательный орган государственной власти. Состоит из двух палат Совета Федерации Федерального Собрания… … Политология. Словарь.
- (ФС) 1) представительный и законодательный орган (парламент) РФ. Создано в соответствии с Конституцией РФ. Состоит из двух палат Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата), различающихся по своему статусу, кругу… … Юридический словарь
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ, согласно Конституции Российской Федерации 1993 парламент представительный и законодательный орган. Состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной думы … Современная энциклопедия
Согласно Конституции Российской Федерации 1993 парламент представительный и законодательный орган. Состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы … Большой Энциклопедический словарь
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ, согласно Конституции Российской Федерации 1993, парламент представительный и законодательный орган. Состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной думы. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история
Федеральное собрание - ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ, согласно Конституции Российской Федерации 1993 парламент представительный и законодательный орган. Состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной думы. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - 1) представительный и законодательный орган (парламент) РФ. Ф.С. создано в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. Оно состоит из двух палат Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата), различающихся по своему статусу … Юридическая энциклопедия
Это статья о парламенте Российской Федерации. О парламенте Австрии см. Федеральное собрание (Австрия) Федеральное Собрание Российской Федерации Парламентская система Двухпалатная … Википедия
Это статья о парламенте Российской Федерации. О парламенте Австрии см. Федеральное собрание (Австрия) Федеральное Собрание Российской Федерации Парламентская система Двухпалатная … Википедия
Книги
- Дагеротип в России. Сводный каталог. Том 4. Собрание Государственного литературного музея / The Daguerreotype in Russia: A Consolidated Catalog: Volume 4: The Collection of the State Literary Museum , Т. Н. Шипова, Т. Ю. Соболь, Д. В. Каверина, А. Я. Невский. Сводный каталог `Дагеротип в России` знакомит читателей с уникальными произведениями светописи, созданными с помощью самого раннего в истории фотографического процесса. В каталоге…
- Комплект таблиц. Правоведение. Конституционное право (15 таблиц) , . Учебный альбом из 15 листов. Арт. 5-8694-015. Конституционное право. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя. Законодательная, исполнительная и судебная власть в…
Становление правового государства связано с формированием его основных принципов. Один из них гласит о разделении властей. В российской действительности Федеральное Собрание – это законодательная ветвь, правительство РФ – исполнительная, а судебную осуществляют Верховный, Конституционный, Высший арбитражный и другие суды Российской Федерации.
Становление представительного органа в России
Существование парламентаризма в России можно наблюдать начиная с момента образования государственности. При князе существовали совещательные органы. Действовала сперва Боярская дума, позднее - Земский собор. Созданные Петром Первым коллегии, Сенат и Синод, также выполняли функции совещательных и представительных органов.
В классическом европейском виде парламент появился в Российской империи в начале двадцатого века. Манифест 1905 года о выборах в Государственную Думу заложил основы представительства от населения государства. Выборный Верховный Совет СССР по-своему продолжил начатую инициативу.
В девяностые годы сформировалось в современном виде Федеральное Собрание. Год 1993 стал зарождением нового органа власти по принятой двенадцатого декабря Конституции.
Законодательная основа
В действующей редакции закона высшей юридической силы основам деятельности, формирования и структуры Федерального Собрания выделена отдельная пятая глава. Она идёт следом за главой, в которой представлена характеристика полномочий и деятельности Президента РФ. Это говорит о важности роли и месте законодательного органа в структуре власти.
Статья 94 Конституции России ставит знак равенства между двумя понятиями: Федеральное Собрание – это парламент. В ней же зафиксированы его главные характеристики: это и законодательный, и представительный орган.В 1994 году разработан и принят конституционный Закон о Федеральном Собрании.
Каждая из палат утверждает свой порядок работы, решает вопросы своего внутреннего распорядка деятельности. Регламент определяет внутреннее устройство Государственной Думы и Совета Федерации, порядок прохождения заседаний, общения парламентариев с избирателями, парламентских слушаний, законодательную основу, решаются другие вопросы деятельности. Для стабильной работы обеих палат создан аппарат, в которых трудятся государственные служащие.
Законодательный и представительный орган
Статья 94 Конституции РФ говорит, что Федеральное Собрание - это орган законодательной власти. Это значит, что все законы Российской Федерации становятся таковыми после рассмотрения и одобрения их парламентом. Иным путём законодательная инициатива не может превратиться в закон.
Признание Федерального Собрания представительным органом указывает на принцип его формирования. Представительство народа выражается в проведении выборов. Политическое волеизъявление населения страны передаёт избранникам право принимать любые жизненно важные решения для судьбы всего государства.
Только наличие признаков парламентаризма говорит о действительном основании законодательного и представительного органа. Это:
- создание коллегиального учреждения;
- деятельность избранников народа построена на постоянной основе и оплачивается;
- имеются законодательно определенные формы и методы, полномочия и задачи выборной палаты.
Структура Федерального Собрания
Федеральное Собрание РФ представляет собой структуру из двух основных элементов. Статья 95 Конституции характеризует две палаты Федерального Собрания. Верхняя палата Совета Федерации формируется из двух представителей от субъекта федерации. Один направляется от исполнительной власти, другой рекомендуется выборной. На сегодняшний день РФ насчитывает восемьдесят пять субъектов, соответственно, сто семьдесят человек - общее количество членов Совета Федерации.
Государственная Дума выполняет функции нижней палаты. Она имеет определённое количество мест: четыреста пятьдесят. Избираются её члены на пять лет. Стать депутатом Государственной Думы имеет право любой гражданин России с двадцати одного года. Одновременно быть членов обеих палат человек не имеет права. Так как труд депутата финансируется на постоянной основе, то он должен отказаться от другой оплачиваемой деятельности. Исключение составляет творческая работа, например, преподавательская, научная. Эти положения закреплены в статьях 95, 96, 97 Конституции России.
Это регулярно действующий орган. К его функциям относятся полномочия, определённые в статье 102. Совет Федерации:
- Утверждает изменения в границах субъектов России.
- Подтверждает указы президента России о введение чрезвычайного или военного положения.
- Назначает выборы президента страны.
- Принимает отставку президента.
- Принимает решение о применении российских войск вне территории России.
- Назначает на должность Генерального прокурора РФ и судей Высшего арбитражного суда РФ, Верховного суда РФ и Конституционного суда РФ.
- Назначает на должность председателя Счётной палаты и половину её аудиторов, принимает их отставку.
Совет Федерации Федерального Собрания в обязательном порядке анализирует утверждённые Государственной Думой федеральные законы определённого круга вопросов, охарактеризованных в статье 106:
- Утверждение федерального бюджета, налогов и сборов.
- Денежная эмиссия и финансовое, таможенное, кредитное, валютное, регулирование.
- Утверждение и расторжение международных договоров России.
- Статус и охрана государственной границы.
- Вопросы войны и мира.
Функции выполняются через созданные комитеты и комиссии. По требованию времени формируются новые. Сейчас действует шестнадцать комитетов, из них: вновь образованный комитет по местному самоуправлению, по финансовым и правовым вопросам.
Функции Государственной Думы
Избранная народом Государственная Дума начинает свою работу на тридцатый день после выборов. Первое заседание ведёт старейший депутат. С началом её работы полномочия Думы предыдущего созыва прекращаются. Президент России может назначить первое заседание раньше тридцатидневного срока.
Функции нижней палаты определены статьёй 103:
- Доверять или не доверять правительству РФ.
- Дать согласие на кандидатуру, предложенную президентом Российской Федерации на пост Председателя правительства.
- Принимать ежегодно отчёт правительства о результатах деятельности.
- Назначать и освобождать от занимаемой должности председателя Центрального банка России, председателя Счётной палаты и половину её аудиторов, Уполномоченного по правам человека.
- Выдвигать обвинения президенту страны для отстранения его от должности.
- Объявлять амнистию.
Конституция России определяет порядок формирования каждой палаты. Хотя Федеральное Собрание – это представительный орган, избиратели повлиять на формирование его верхней палаты не могут. Он состоит из политической элиты, призванной защищать интересы своего региона.
Совет Федерации работает в две сессии: весеннюю с января по июль, и осеннюю с сентября по декабрь. Заседания проходят не реже 2 раз в месяц в течение одного или нескольких дней, при необходимости чаще. У каждого члена оборудовано личное место в зале заседаний.
Депутат Государственной Думы
Мажоритарно-пропорциональная система лежит в основе образования Государственной Думы. Одна вторая от общей численности депутатов избирается по одномандатным округам. Кандидат, набравший большинство голосов населения, считается победителем. Это признак мажоритарной системы.
Пропорциональная система заключается в соотношении голоса избирателя и количества депутатских мандатов в Думе. Вторая половина депутатов нижней палаты формируется политическими партиями, перешагнувшими семипроцентный барьер участия в выборах. Пропорционально набранным голосам избирателей они получают определённое количество мест в Государственной Думе.
Законодательная инициатива
Статья 104 Конституции закрепляет право законодательной инициативы. Согласно её положению, правом предложить новый законопроект обладает Федеральное Собрание РФ, президент России, выборные органы субъектов России. Конституционный суд РФ и Верховный суд РФ вправе выдвигать предложения только по вопросам их ведения.
Без заключения правительства России не могут быть выдвинуты инициативы о федеральном бюджете. Это касается вопросов об отмене или вводе налогов, о выпуске займов государства, о преобразовании государственных финансовых обязательств.
Стадии законотворчества
Законопроект подаётся в Государственную Думу. Депутаты обсуждают его, разрабатывают и принимают. Последующие после утверждения закона Думой пять дней даются на передачу его для рассмотрения Совету Федерации. Четырнадцать дней – срок, в течение которого верхняя палата должна вынести вердикт «одобрено – не одобрено». Если половина членов проголосовала за, то принятый закон передаётся президенту (пять дней для передачи, четырнадцать для подписания). Если закон Совет Федерации не одобряет, то проект посылается на доработку в Государственную Думу. Если глава России не подписывает закон, то Федеральное Собрание (обе его палаты) заново пересматривает его положения.
Государственная Дума имеет право принять закон без одобрения Совета Федерации только в одном случае, если при повторном рассмотрении за него отдадут голоса две трети депутатов. Точно так же, при возвращении президентом на доработку принятого Федеральным собранием закона, он проходит в прежней редакции, если за него выступят две трети от общего количества его членов. Глава государства вынужден будет подписать и обнародовать его в течение семи дней.
Особенности российского парламентаризма
Особенной чертой парламентаризма считается наличие свободного депутатского мандата. Депутат Федерального Собрания не связан в своей деятельности с волей избирателей. Реализуя свои полномочия, он руководствуется законными ограничениями и своими личными представлениями. Избиратели не могут отозвать парламентария, не выполнявшего свои обязательства перед электоратом. Их влияние ограничено только тем, что они могут отказать ему в доверии и не переизбрать на новый срок.
В декабре каждого года звучит послание президента Федеральному Собранию. Такая традиция сложилась по Конституции 1993 года. Впервые послание президента Федеральному Собранию прозвучало в феврале 1994 года.
Итоги 2015 года подвёл в ежегодном обращении президент Путин. Федеральному Собранию в таких случаях следует собираться в полном составе своих обеих палат. Кроме главного законодательного органа, присутствуют другие высшие органы власти и приглашённые различных уровней.
Сегодняшняя действительность показывает отсутствие реальной оппозиции конституционному большинству, сложившемуся в Государственной Думе. Все законопроекты, инициированные президентом или правительством, проводятся через законодательные структуры и приобретают силу закона.
Введение
1. Структура Федерального собрания
2. Порядок формирования Федерального собрания РФ
3. Компетенция палат Федерального собрания РФ
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Конституция играет огромную роль в жизни каждого государства, что определяется ее особым местом в правовой системе страны, она обладает высшей юридической силой и регулирует основы организации государства и взаимоотношений государства и личности. Конституция каждой страны вызывает интерес граждан, политиков. Особенно это относится к России. Конституция Российской Федерации принималась в особых условиях и закрепила отказ от принципов социалистического строя. Она установила новый характер политической власти, зафиксировала иные формы собственности. В связи с этим изучение ее содержания представляется весьма важным.
Предметом рассмотрения реферата является сущность и основные черты парламента РФ - Федерального собрания по Конституции Российской Федерации и развивающему ее законодательству.
Целями реферата явились следующие: анализ современного конституционно-правового института парламента в России – Федерального собрания; характеристика Федерального собрания с точки зрения его структуры и принципов построения;определение основных полномочий федерального собрания и порядка его формирования; сравнение положений действующей Конституции и развивающего ее законодательства по рассматриваемому вопросу с ранее действовавшими актами.
1 СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
По Конституции РФ 1993 года (статья 94), Федеральное собрание признается парламентом России. По структуре Федеральное Собрание является двухпалатным органом и состоит из Совета Федерации и Государственной Думы. Двухпалатная структура парламента имеет следующие основные преимущества. Во-первых, в федеративных государствах одна из палат, как правило, отражает интересы входящих в состав этого государства политико-территориальных образований. Во-вторых, наличие второй палаты позволяет делать законодательный процесс более качественным, поскольку законопроекты последовательно проходят через обсуждение двумя палатами. Среди основных недостатков двухпалатной структуры парламента называют, напротив, торможение законодательного процесса второй палатой, которая часто отличается сдержанностью и консерватизмом. В качестве недостатка можно говорить и о разобщенности, несогласованности действий парламента в случае, если палаты противоборствуют и конфликтуют.
Палаты Федерального Собрания работают самостоятельно. Они заседают раздельно, имеют неодинаковое внутреннее устройство, например образуемые ими комитеты и комиссии отличаются количеством и названиями. Срок полномочий Государственной Думы составляет четыре года. Совет Федерации не имеет фиксированного срока полномочий, его состав обновляется в порядке ротации, т. е. периодически происходит замена того или иного члена палаты другим кандидатом.
Государственная Дума и Совет Федерации имеют разный порядок образования. Государственная Дума избирается путем демократических выборов. Члены Совета Федерации направляются в парламент органами государственной власти субъектов РФ. Численный состав палат неодинаков. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. В состав Совета Федерации входит 178 членов. Палаты Федерального Собрания имеют разные полномочия, хотя назначение и функции парламента едины для обеих палат.
Нельзя говорить о перевесе полномочий одной палаты в пользу другой или о соподчиненности палат. Представительным и законодательным органом Российской Федерации, представляющим весь многонациональный народ России и все субъекты РФ, является парламент в целом, т. е. Совет Федерации и Государственная Дума, полномочия которых соответствующим образом сбалансированы. В системе разделения ветвей власти парламент рассматривается как единое целое.
Государственная Дума и Совет Федерации взаимодействуют в законодательном процессе. Палаты совместно могут отстаивать свои позиции в спорах о компетенции. Сотрудничество палат проявляется в совместном образовании целого ряда органов, например Счетной палаты РФ, ЦИК РФ. Конституция (ч.З ст. 100) предусматривает только три случая, когда Совет Федерации и Государственная Дума могут собираться для совместных заседаний (да и то не обязаны): во-первых, для заслушивания посланий Президента РФ, во-вторых, с целью заслушивания посланий Конституционного Суда, в-третьих, для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств
2 ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
СОБРАНИЯ РФ
Часть 2 ст.95 Конституции не указывает с достаточной степенью четкости способ формирования Совета Федерации - избрание, замещение по должности, назначение членов этой палаты Федерального Собрания. В ней лишь указывается исходный принцип: в Совете Федерации заседают по два представителя от каждого субъекта РФ - по одному от законодательного и исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Часть 2 ст.96 Конституции делает отсылку к федеральному закону, который определяет порядок формирования Совета Федерации.
В ходе подготовки проекта Федерального закона о порядке формирования Совета Федерации предлагались различные варианты формирования этой палаты. Так, российские парламентарии хотели сохранить выборность членов этой палаты Федерального Собрания. Как известно, первый состав Совета Федерации был избран сроком на два года в 1993 г. В частности, предлагалось формировать Совет Федерации следующим образом: органы исполнительной и законодательной власти субъектов РФ выдвигают кандидатов, а граждане прямыми, всеобщими и тайными выборами решают, кто из них будет заседать в Совете Федерации в качестве одного представителя законодательного органа и одного представителя от исполнительного органа государственной власти от каждого субъекта РФ. Президент РФ наложил вето на закон, предусматривающий такой порядок формирования Совета Федерации, указывая, что он противоречит букве и духу Конституции РФ.
В связи с этим предлагался и другой способ формирования Совета Федерации: назначение соответствующими органами государственной власти своих представителей в качестве членов Совета Федерации. Однако наиболее приемлемым для всех оказался третий способ - замещение постов членов Совета Федерации главами органов исполнительной и законодательной власти субъектов РФ по должности. Назначение члена Совета Федерации предусматривается только в случае, если орган законодательной власти субъекта РФ состоит из двух палат. Тогда обе палаты совместным решением назначают своего представителя - члена Совета Федерации. Данный способ формирования указанной палаты российского парламента и был закреплен в Федеральном законе «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», вступившем в силу в декабре 1995 г. В январе 1996 г. произошло переформирование Совета Федерации, и на смену членам палаты первого созыва, избранным в 1993 г. пришли по должности главы органов исполнительной и законодательной власти субъектов РФ.
Члены Совета Федерации, являющиеся по должности руководителями органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, не могут работать на постоянной основе в данной палате Федерального Собрания. Они вынуждены совмещать разные и весьма ответственные посты. При этом, конечно, больше внимания они уделяют работе в соответствующем субъекте РФ, где они избраны.
Конституция не устанавливает фиксированного количества членов Совета Федерации, но указывает, что каждый субъект РФ представлен в Совете Федерации двумя членами. Любые изменения в численности субъектов РФ (увеличение или уменьшение) влекут за собой изменения в количественном составе Совета Федерации.
В отношении Государственной Думы, напротив, численность депутатского корпуса зафиксирована в ч.З ст.95 Конституции - 450 человек.
Что касается выборов депутатов Государственной Думы, то часть 2 ст.96 Конституции РФ содержит отсылку к федеральным законам, устанавливающим порядок таких выборов. Выборы депутатов регулируются целым комплексом федеральных законов. Важнейшие среди них: Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (вступил в силу в декабре 1994 г.), Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (вступил в силу в июне 1995 г.), Федеральный закон «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва» (вступил в силу в августе 1995 г.).
В соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания», 225 депутатов избираются по одномандатным (один округ – один депутат) избирательным округам на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах РФ, число избирателей в которых меньше единой нормы представительства. Это исключение из общего правила обусловлено федеративным устройством государства. Единая норма представительства избирателей на одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей в РФ на 225 одномандатных избирательных округов.
225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных в федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками. Причем к распределению мандатов допускаются только списки кандидатов, за которые было отдано не менее 5% голосов избирателей, участвовавших в выборах.
(нижней палаты) и Совета Федерации (верхней палаты).
Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (в Российской Федерации 83 субъекта, следовательно 166 членов Совета Федерации). При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной думы.
Государственная дума избирается на конституционно установленный срок — 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливается федеральными законами. Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно. Напротив, Конституция Российской Федерации устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.
Палаты могут собираться совместно только в трех установленных Конституцией Российской Федерации случаях:
Для заслушивания посланий президента Российской Федерации;
Для заслушивания посланий Конституционного Суда Российской Федерации;
Для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств
Федеральное Собрание состоит из двух палат:
а) Совета Федерации;
б) Государственной Думы.
Первую из них принято именовать верхней, вторую - нижней. Такая терминология в Конституции не употребляется, однако она является общепринятой как в конституционной теории, так и в политической практике.
Верхняя палата - это обычно орган представительства субъектов федерации (в федеративных государствах) либо регионов, территориальных образований (в унитарных государствах). Поэтому термин «верхняя палата» не означает, что она стоит над нижней, наделена большими полномочиями. Скорее наоборот, так как именно нижняя палата выполняет основное назначение представительного органа -осуществлять законодательную деятельность - является органом общенационального представительства. Именно через Думу обеспечивается отражение основных социальных, групповых, профессиональных интересов, политических и идеологических воззрений) существующих в обществе.
Главное отличие двухпалатной структуры Федерального Собрания от ранее существовавшей заключается в следующем:
Палаты заседают раздельно;
За каждой из них закреплена собственная компетенция;
Общая компетенция Федерального Собрания как единого органа Конституцией не определяется;
Обе палаты образуют свои комитеты и комиссии, принимают свой отдельный, а не общий, как было ранее, регламент, избирают свои руководящие органы, председателей, их заместителей;
Действующей Конституцией не предусмотрено создание органа, объединяющего работу обеих палат, каким по прежней Конституции был Президиум Верховного Совета;
Не введена и должность Председателя Федерального Собрания.
Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента, посланий Конституционного суда, выступлений руководителей иностранных государств.
Различное функциональное назначение палат предопределяет и различный порядок их образования. Государственная Дума избирается сроком на четыре года и состоит из 450 депутатов. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Порядок образования палат - формирования и выборов - устанавливается федеральными законами.
Сущность и порядок деятельности каждой из палат Федерального Собрания определяются содержанием полномочий Совета Федерации и Государственной Думы.
Закрепляя полномочия палат российского парламента, Конституция РФ (ст. 102, 103) исходит из того, что Совет Федерации призван представлять интересы всех регионов страны, а Государственная Дума - политических партий, иных избирательных объединений, а также различных групп населения.
Совет Федерации играет важнейшую роль в осуществлении государственной власти и обладает в связи с этим широкими полномочиями, а именно:
а) утверждение изменения границ между субъектами РФ. Следует иметь в виду, что оно может осуществляться только с взаимного согласия субъектов Федерации;
б) утверждение указов Президента России о введении военного положения в соответствии со ст. 87 или чрезвычайного положения в случаях, указанных в ст. 88 Конституции РФ;
в) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами России;
г) назначение выборов Президента России как в связи с истечением срока полномочий, так и в случаях их досрочного прекращения;
д) отрешение Президента России от должности в порядке, предусмотренном Конституцией РФ (ст. 93);
е) назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ. Это полномочие верхняя палата осуществляет по представлению Президента России;
ж) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ (также по представлению Президента России);
з) к компетенции Совета Федерации отнесено также формирование части состава Счетной палаты, которая образуется им и Государственной Думой для контроля за исполнением федерального бюджета.
Решения по всем вопросам, отнесенным к его ведению, Совет Федерации принимает в форме постановлений (большинством или 2/3 голосов от общего числа членов палаты).
К числу полномочий Государственной Думы Конституция РФ относит:
а) дачу согласия Президенту России на назначение Председателя Правительства РФ;
б) решение вопроса о доверии Правительству РФ;
в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ по представлению Президента России;
г) назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
л) объявление амнистии, т.е. акта о полном или частичном освобождении от наказания лиц, совершивших преступления, либо замену этим лицам назначенного судом наказания более мягким;
е) выдвижение обвинения против Президента России для отрешения его от должности;
ж) к компетенции Государственной Думы относится также формирование части состава Счетной палаты: она назначает на должность и освобождает от должности Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов.
Важнейшей сферой законодательной деятельности Федерального Собрания Российской Федерации является правовое регулирование основных вопросов обеспечения обороны страны и руководства Вооруженными Силами России.
Значительными полномочиями в сфере обороны страны наделена верхняя палата российского парламента - Совет Федерации. Как уже говорилось выше, эта палата утверждает указы Президента России о введении военного или чрезвычайного положения. Следует иметь в виду, что военное положение может быть введено в случае прямой агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии как на территории всей страны, так и в отдельных ее местностях.
Чрезвычайное положение вводится Президентом Российской Федерации лишь в случаях, указанных в специальном Законе «О чрезвычайном положении». Среди них: стихийные бедствия, крупные аварии, катастрофы, эпидемии, массовые нарушения общественного порядка и другие обстоятельства, которые представляют угрозу жизни и здоровью граждан или могут повлечь тяжкие последствия.
Совет Федерации по предложению Правительства Российской Федерации решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами ее территории.
Но наибольшее количество вопросов, связанных с обеспечением обороны страны, решается парламентом Российской Федерации путем принятия федеральных законов.
Местное самоуправление в Российской Федерации. Принципы организации и функционирования органов местного самоуправления в Российской Федерации.
Орган государственной власти - это главный механизм государства, осуществляет определённые функции по решению стоящих перед ним государственных задач.
Механизм государства = аппарат гос(вся совокупность гос органов) + государственное учреждение, выполняющая функцию обеспечения работы аппарата государства.
Признаки государственного органа:
1. Элемент аппарата государства.
2. Обладает компитенцией и властными полномочиями.
3. Состоит из государственных служащих.
4. В праве принимать правовые акты.
5. Обладает материальной базой для осуществления полномочий.
6. Обладает внешней формальным принципом(эмблема, марки, печати).
Местное самоуправление - это самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти..
Понятие гражданского права и его источники. Понятие гражданских правоотношений. Физические лица, как субъекты гражданских правоотношений.
Гражданское право - это наука (учение) о гражданском праве.
Гражданское право — отрасль права, объединяющая правовые нормы, регулирующие имущественные, а также связанные и несвязанные с ними личные неимущественные отношения, которые основаны на независимости, имущественной самостоятельности и юридическом равенстве сторон в целях создания наиболее благоприятных условий для удовлетворения частных потребностей, а также нормального развития экономических отношений. Гражданское право так называется отдел права, нормы которого определяют положение и регулируют отношения отдельных лиц как членов общества в их так наз. "частной жизни", т. е. их положение и отношения личные, семейные и имущественно-хозяйственные.
Гражданское право — термин, использование которого очень разнилось и разнится в разных правовых системах.
В странах романо-германской правовой семьи, включая Россию и другие страны бывшего СССР под гражданским правом понимается отрасль права, регулирующая имущественные, а также личные неимущественные отношения на основе принципов равенства, неприкосновенности всех форм собственности и свободы заключения договоров их участниками, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты; гражданское право является ядром частного права.
Юстиция - справедливость.
Источники гражд прав представляют собой формы. Закреплённых гражданских правовых норм:
Конституция РФ правозглавляет равенство прав собственности, свободы конкуренции, каждый гражданин имеет право на свободное исполнение своих возможностей, финансовое, кредитное регулирование, право на собственность, информацию, судебную защиту.
Гражданский кодекс РФ - экономическая конституция РФ.
Юридическая связь обратна:
Гражданское право - один из видов правоотношений. Общественное отношение, которое урегулированные нормами права.
Структура гражданских правоотношений.
Субъекты гражданских правоотношений явл либо граждане, лица без гражданства(апатриды), иностранцы, юридические лица, муниципальные, государственные и международные учреждения.
Объекты гражданского правоотношения - это то, на что направлена деятельность субъекта(вещи, имущество, процессы создания).
Это взаимоотношение его участников.
Субъективное право - это юридическое обеспеченная мера возможного поведения уполномоченного лица.
Основания изменения и прекращения гражданских правоотношений:
Являются юридические факты (это факты реализации действий с которыми действуют законы связывающие изменение, прекращение гражданских прав (любые гражданские права)
Юридические факты делятся на события и действия.
События - это обстоятельство, возникшие не зависимо от человека и обстоятельств, возникшие по воле, но вышедшие из под контроля.
Действия - это обстоятельсва, возникшие по воле человека: правомерные(юридические акты, сделки, админ акты, решение суда, юридические поступки), неправомерные.
В зависимости от характера последствий: правопорождающие, правоизменяющие, правовосстанавливающие.