Не вовремя сдан сзв м избежать штрафа. Образец заполнения формы СЗВ-М
В апреле 2016 года предприниматели впервые ознакомились с новым форматом отчетности, которую следует предоставить в Пенсионный фонд, где указана точная численность зарегистрированных на предприятии сотрудников, причем перечислены они все поименно. Чтобы предприятия могли внести максимум сведений, необходимых госслужбам, была разработана и утверждена новая форма документации под названием СЗВ–М.
Оформлять и составлять бумагу впервые организациям пришлось 10 мая 2016 года. Теперь ее нужно сдавать в ПФР каждый месяц. Безусловно, форма совершенно новая, поэтому бухгалтера и руководители могут сделать ошибки при заполнении, которые затем повлекут немалый штраф. Чтобы этого избежать, эксперты рекомендуют ознакомиться с тонкостями оформления.
Почему был введен отчет СЗВ-М
Дело в том, что, начиная с зимы 2016 года, российским гражданам, числящимся в качестве пенсионеров и продолжающим трудиться на предприятиях и осуществлять профессиональную деятельность, страховая пенсия выдается без пересчета индексации, как это было раньше. Такое решение принято правительством в конце 2015 года. Экономический и политический кризис больно ударил по России, потеряны большие суммы, которые не поступили в бюджет, власть всяческими путями старается не влезать в долги и продолжает защищать права малообеспеченной категории населения. Пенсионеры, которые работают, в эту категорию уже не входят.
Итак, право на получение индексации пожилые люди теряют в тот день, когда они трудоустроены на работу. Как только они снимаются с учета как застрахованные лица, то есть составлен и подписан приказ руководства об увольнении работника, пенсионеры снова могут надеяться на индексацию. Для лучшего учета и контроля за движением трудовых ресурсов и была создана отчетность СЗВ–М, отражающая полную картину учета сотрудников, куда также входят трудящиеся согласно гражданско-правовых контракту, составленному между нанимателем и наемным сотрудником.
Разработка документации заняла минимальное количество времени, в сжатые сроки новый формат был предоставлен на рассмотрение президенту, который в свою очередь дал «добро». В 2019 году установлены такие сроки сдачи СЗВ–М: за каждый текущий месяц не позднее 15 числа следующего.
Из чего состоит СЗВ-М
Что именно нужно указать в обязательном порядке в документе, определено в Федеральном законе от 1 апреля 1996 года, где описаны важные составляющие персонифицированного учета. Как выглядит бумага? Визуально отчетность СЗВ-М представляет собой привычную форму, в шапке которой находятся строфы для реквизитов и сведения по организации, здесь же дана таблица, состоящая из 4-х столбцов.
Какие обязательные реквизиты должен заполнить предприниматель:
- Номер регистрации, по которому организация проходит в Пенсионном фонде Российской Федерации.
- Сокращенное название фирмы. То есть если это ООО и ЗАО, не нужно расшифровывать аббревиатуру.
- Определять точный адрес местонахождения предприятия тоже нет необходимости.
В шапке заполняются:
- подотчетный период, за который составляется документация;
- если есть – дополнения и пояснения к отчетности;
- запись «отмн» означает отмену ранее предоставленной формы за этот же период (такое может случиться, если бухгалтер или индивидуальные предприниматель уже сдали бумагу, а после самостоятельно обнаружили ошибку, которую готовы исправить собственноручно);
- как правильно заполнить форму, более подробно указано в самом документе, что очень удобно для бухгалтеров.
Как вы уже догадались, таблица состоит из номеров, которые поставлены в порядковой последовательности, далее записываются Ф. И. О. всех сотрудников, сведения об их номерах СНИЛС. Если руководство не указывает сведения СНИЛС, отчетность будет отослана на доработку, а несвоевременная сдача СЗВ-М грозит тем, что работники государственных учреждений соответственно действующему законодательству выпишут штраф за несдачу отчета.
Если ИНН не приведено, это не считается основательной ошибкой и вполне допустимо. Но все же желательно заполнить отдельную графу, отпущенную в СЗВ-М для ИНН, известных в отношении хотя бы нескольких работников.
СЗВ-М сдается в электронном варианте, если на предприятии зарегистрировано более 24 постоянно работающих сотрудников. Численность граждан до 24 разрешает составление бумажной версии документа.
Когда сдавать СЗВ-М
Ежемесячное предоставление документа, не позднее чем через 10 суток после завершения подотчетного периода – 50% гарантии того, что вам не выпишут штраф. Оставшиеся 50% успеха принадлежат правильному оформлению СЗВ-М. Итак, последние сутки сдачи СЗВ–М в текущем году описаны такими датами:
- за апрель нужно сдать бумагу 10 мая;
- за май – 10 июня;
- за июнь – 11 июля;
- отчетность за июль отсылается по почте или отдается прямо в руки сотруднику ПФР 10 августа;
- за август нужно положить документ на проверку и учет 12 сентября;
- за сентябрь – 10 октября;
- за октябрь – действует фиксированная дата 10 ноября;
- за ноябрь – 12 декабря;
- за декабрь 2018 года отчетность подается уже в 2019 году, а именно 10 января (если дата припадает на новогодние каникулы, она переносится на следующий рабочий день).
Не забывайте о том, что, если предприятие, где работает более 24 сотрудников, вопреки закону предоставило бумажный вариант отчетности. Это считается административным нарушением, штраф за проступок назначается в размере 200 рублей.
Чтобы иметь возможность оформлять СЗВ-М в электронном виде, нужно заранее позаботиться о заключении соглашения между оператором связи, ведь в личном кабинете на официально зарегистрированном сайте ПФР разрешается скачать электронный бланк, проверить с его помощью отчетность на наличие ошибок. Чтобы не спешить и не волноваться за конечный исход, особенно если документ составляется впервые, лучше отослать его на день раньше – так вы сможете избежать задержек по времени и технических проблем.
Нюансы заполнения СЗВ-М
Интересно, что в таблицу должны войти сведения по работникам, в том числе и с гражданско-правовыми договорами. Даже если сегодня трудящегося увольняют, в текущий подотчетный месяц информация по нему все равно вносится.
Последовательность заполнения граф в СЗВ-М приблизительно такая:
- Укажите в 1-м разделе данные о предприятии.
- Перейдя ко 2-му разделу, запишите в соответствующую строку код подотчетного месяца и текущий год. Допустим, вы составляете СЗВ-М за август – тогда напишите 08.2016.
- В 3-м разделе кодировка представляет собой сокращенные названия отчетности: «исх», «доп», «отм».
- Хотите исправить ошибки – придется представлять сразу 2 экземпляра. В документе с «исх» указывается ошибочная информация, в дополнительном формате «доп» определяются и проставляются верные данные, указать их нужно все в тех же строках.
- 4-й раздел состоит из перечня работников, где ИНН заполнять необязательно, а без СНИЛС бумага не будет принята на рассмотрение и учет.
Штраф за нарушение норм по СЗВ-М
Шутить с работниками ПФР и откладывать сдачу отчетности на потом не стоит – несдача карается денежной суммой. В 2019 году предусмотрен штраф величиной 500 рублей. Ошибочные или заведомо ложные сведения по работникам также выльются в круглую копеечку – за каждого человека придется уплатить по 500 рублей. То есть сделали помарку в таблице, написали не ту фамилию или ошиблись в одной цифре – платите 500 рублей.
Когда отчетность уже составлена, с ней должен ознакомиться руководитель. Если у него не возникает вопросов к оформлению, он заверяет бумагу собственной подписью. Если на балансе у фирмы имеется печать, нужно поставить и ее. Обязательно укажите дату оформления бумаги.
Федеральный Закон №27 про индивидуальный учет в системе обязательного пенсионного страхования определяет размер штрафных санкций, которые грозят каждому работодателю, несвоевременно или не в полном объеме подавшему информацию персонифицированного характера о работающих у него сотрудниках в Пенсионный фонд. Размер штрафа при срыве сроков подачи формы СЗВ-М составляет 500 рублей за каждого работника.
Штрафы за несвоевременную сдачу СЗВ-М в 2019 году грозят не только непосредственно организации, под штрафные санкции рискует попасть также руководитель или иное должностное лицо, которое отвечает за своевременную подачу отчетности, а также предоставление полной и достоверной информации. В подобном случае размер штрафа может составлять от 300 до 500 рублей.
Российское законодательство не предусматривает какого-либо рода смягчающих обстоятельств, которые бы оправдали страхователя, не подавшего вовремя отчет. Однако, это не означает, что на практике не может быть найдено рычагов, позволяющих уменьшить штраф.
Во-первых, не каждый сотрудник ПФР станет начислять штраф работодателю, который самостоятельно обнаружил и устранил неточности в поданном отчете. Во-вторых, за компанией всегда остается право обратиться в судебную инстанцию для уменьшения размера наложенных на нее санкций.
Новая форма сведений о застрахованных лицах
Форма СЗВ-М представляет собой бланк, включающий информацию по персонифицированному учету сотрудников. Начиная с апреля 2019 года, данный документ был введен для заполнения всеми работодателями, которые используют труд нанятых штатных и внештатных работников. Подается отчет в отделение Пенсионного фонда по месту регистрации организации.
Важно отметить, что в 2019 году произошли некоторые изменения, которые касаются подачи отчетности компаниями-нанимателями. С этого года контроль за страховыми взносами, кроме тех, которые выплачиваются «на травматизм», осуществляется Федеральной Налоговой службой. Однако, это никак не повлияло на сдачу отчета СЗВ-М, который, как и прежде, должен каждый месяц подаваться в ПФР.
В текущем году не был утвержден новый бланк, поскольку изменений в законодательстве, требующих внесения корректив в форму, не произошло. Исходя из этого, работодатели продолжают использовать отчет, который был утвержден постановлением Пенсионного фонда под номером 83 в феврале 2019 года.
Назначение бланка
В 2019 году Российское Правительство приняло антикризисные меры, в результате чего была введена новая статья в закон федерального значения про страховые пенсии. Данная статья установила иной порядок, по которому выплачивается пенсия пенсионерам, которые продолжают работать.
Согласно обновленным положениям закона, страховая пенсия в период работы особы, вышедшей на заслуженный отдых, не подлежит проведению ежегодной индексации. Сразу после увольнения человека запрет на проведение индексации снимается.
Форма отчета СЗВ-М была введена Пенсионным фондом для того, чтобы проводить ежемесячный мониторинг информации про работающих пенсионеров. Это позволяет своевременно решать вопрос с отменой или возобновлением индексации пенсии. Более того освобождает человека от обязанности самостоятельно обращаться в ПФР для предоставления подобного рода информации о себе — за него это должен делать работодатель.
Несмотря на это, за пенсионером остается право подать в подразделение Пенсионного фонда личное заявление про факт увольнения с работы, чтобы ускорить процесс проведения индексации его пенсии, которая положена после прекращения трудовых отношений.
Сроки сдачи документа
С 2019 года начали действовать новые термины для подачи отчета по форме СЗВ-М. С этого времени работодателю дается больше времени на подготовку и предоставление отчетности. Если в прошлом году граничным сроком подачи было включительно 10 число, следующего за отчетным, месяца, то сегодня наниматель имеет на 5 дней больше, то есть сдать форму следует до 15 числа следующего месяца.
Не существует никаких законодательных запретов на досрочную подачу отчета. Это означает, что работодатель может подготовить и подать его еще до окончания отчетного периода.
Однако, в этом вопросе лучше не торопиться, поскольку даже в последний день уходящего месяца в организацию может быть принят новый сотрудник. В результате придется подавать СЗВ-М повторно, при чем это уже будет уточняющая форма. В противном случае не удастся избежать штрафных санкций.
У многих работодателей возникает вопрос, что делать, если последний день сдачи отчета – это выходной день. В таком случае действуют общие для подобного рода отчетности правила: происходит смещение сроков на первый рабочий день, который идет за выходным. Например, при сдаче отчета за март 2019 года срок был перенесен на 17 апреля, поскольку 15 и 16 апреля – нерабочие дни (суббота и воскресенье).
Виды ответственности
В связи с несвоевременной подачей отчетов в Пенсионный фонд, работодатель может столкнуться с различными штрафными санкциями на основании таких законодательных документов:
- Закон под номером 27, которым регулируется вопрос персонифицированного учета;
- Закон №400 – про страховое пенсионное обеспечение;
- Бюджетный кодекс России;
- правительственное постановление №329, устанавливающий порядок, по которому происходит формирование отчетов.
Например, статья 17 ФЗ под номером 27 определяет, что плательщик взносов может быть привлечен к ответственности, если подаст отменяющую форму СЗВ-М. В то же время, нет такой статьи, которая бы предусматривала условия для освобождения от штрафных санкций, если плательщик лично обнаружил допущенные ошибки и исправил их.
Большинство представителей контролирующих органов заявляют о том, что не будут привлекать к ответственности организации, которые самостоятельно выявили и исправили допущенные ошибки. Однако, исходя из отсутствия подобного рода законодательных норм, нельзя с уверенностью утверждать, что все произойдет именно так.
В той же ситуации, когда работодатель укажет в отчете СЗВ-М неполные данные, ему грозят такие же штрафные санкции, как и в случае несвоевременной подачи формы: будет наложен штраф в размере 500 рублей за каждое физлицо, о котором была предоставлена неточная информация.
Согласно правительственному постановлению №83 форма СЗВ-М, начиная с апреля прошлого года, должна подаваться в территориальные подразделения Пенсионного фонда. Сдавать ее следует всем страхователям: и организациям, и частным предпринимателям, которые имеют наемных сотрудников и производят выплату заработной платы и других вознаграждений в их пользу.
В законе №27 предусмотрена ответственность, которая ожидает работодателей, не предоставивших отчет своевременно. Статья 17 данного законодательного акта говорит о том, что не предоставление отчета в указанный термин или же предоставление неверных или неполных сведений, приведет к тому, что на организацию будет наложен штраф, размер которого составляет 500 рублей. Такая сумма будет назначена для уплаты за каждую особу, по которой не предоставлена информация.
В расчет берутся не только те люди, с которыми заключены трудовые договора, но и те, кто работает на основании договоров цивильно-правового характера. Штрафы за несвоевременную сдачу в 2019 году начисляются как за каждый полный, так и каждый неполный месяц просрочки.
Важно сказать, что штраф может быть наложен не только на организацию, как плательщика налогов, но и на ее должностных особ, например, директора или бухгалтера, которые являются ответственными за своевременную подачу отчетности в фонды. Размер штрафных санкций в этом случае может колебаться от 300 до 500 рублей.
Возможно ли снижение размера санкции
В поточном году не было внесено никаких изменений в законодательные акты, поэтому, как и в 2019 году, не существует обстоятельств, которые бы могли снизить размер штрафа или вовсе отменить его. Механизм снижения штрафной суммы не предусмотрен в принципе.
Тем не менее, не нужно думать, что отсутствие подобных норм в законе не даст снизить размер штрафа на практике. Один из вариантов решения проблемы – обращение в судебный орган. Это означает, что компания или индивидуальный предприниматель имеет право подать заявление в суд по месту расположения отделения Пенсионного фонда, которым был выставлен штраф, и просить о том, чтобы решение, вынесенное ПФР, было признано частично недействительным, в результате чего штрафные санкции были снижены.
В данном случае можно привести ряд факторов, которые будут служить смягчающими обстоятельствами, среди них:
- нарушение подобного рода допущено организацией в первый раз;
- период просрочки составляет незначительный период, например, один день;
- ошибка в форме не является принципиальной и т.д.
Судебная практика показывает, что штраф по решению суда может быть снижен в 100 раз. Так, например, по решению Арбитражного суда Свердловской обл., которое было вынесено по делу под номером А60-33366/2016 12.09.16 года, размер штрафа был уменьшен с 19 тыс. до 190 рублей.
Нужно отметить, что при обращении в суд важно правильно сформулировать свой запрос, поскольку судебный орган чаще всего не даст истцу больше того, о чем он просит. В том же 2019 году велось подобное разбирательство в Оренбургской области. Согласно решению суда, штраф был снижен в два раза, ровно на столько, на сколько об этом попросила компания-заявитель.
Порядок взыскания
В том случае, если работодатель все-таки не сдал форму СЗВ-М в установленный по закону термин, для начала со стороны специалистов Пенсионного фонда к нему будет выставлено требование про уплату штрафа, который начисляется за неподачу отчета. Предполагается, что заплатить его нужно на протяжении 10 календарных дней после того, как было получено соответствующее требование.
Однако, Пенсионный фонд имеет право самостоятельно установить в требовании срок, на протяжении которого отчет должен быть уплачен. Период уплаты в данном случае не может быть меньше установленного по закону, возможна исключительно его пролонгация.
В том случае, если в указанный термин компанией-нанимателем не будет уплачен штраф, сотрудники Пенсионного фонда имеют право вынести решение про обращение взыскания на расчетные счета организации. Это означает, что со счета фирмы или частного предпринимателя определенная сумма, которая будет соответствовать сумме штрафа, будет списана по инкассо.
Называются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, всеми лицами, занимающимися частной практикой.
И это всё о нём — о штрафе за дополняющую СЗВ-М. После обращения в вышестоящую инстанцию получен ответ из регионального отделения ПФР «О рассмотрении жалобы». Разберемся, насколько убедительны тезисы ПФР, и приведем дополнительные аргументы в обоснование неправомерности взыскания штрафа по статье 17 Закона № 27-ФЗ.
Выдержка из ответа ПФР
Тезис № 1 о фабуле дела изложен в пятом абзаце письма-ответа. Из него следует, что страхователь не только не нарушал правовые нормы, но и прямо им следовал, поскольку тип формы «доп» (дополняющая форма), утвержден как раз для « дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период ». Основание: Постановление Правления ПФР от 01.02.2016 г. № 83п.
Тезис № 2 изложен в шестом и седьмом абзацах и повествует о толковании ПФР пункта 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.12.2016 г. № 766 н.
Возражения на этот тезис следующие. Во-первых, из пункта 39 Инструкции совсем не следует, что речь в нем идет о застрахованных лицах, сведения на которых ранее предоставлялись в исходной форме . Это чистой воды домыслы ПФР, потому что критерий «застрахованного лица» — это не факт предоставления сведений о нем в ПФР, а факт его страхования в системе ОПС.
Отсюда застрахованное лицо — это вообще любое лицо , в том числе и то, индивидуальные сведения на которое предоставлены не были. Основание: пункт 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 N 167-ФЗ: «Застрахованные лица — лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим федеральным законом».
Во-вторых, практически невозможна в принципе ситуация, когда ПФР принимает исходные индивидуальные сведения с ошибкой (для исправления которой якобы впоследствии страхователю требуется сдать дополняющую форму).
Ведь во избежание ошибок по инициативе ПФР разработан и активно используется целый ряд программных обеспечений, перечень которых предоставлен в свободном доступе на официальном сайте ПФР. Каждая из этих квалифицированных программ легко способна сличить всего три позиции: Ф.И.О., СНИЛС и ИНН застрахованного лица. Положительный протокол входного контроля или отметка о принятии отчета гарантируют прохождение этого «проверочного фильтра» и наверняка свидетельствуют об отсутствии ошибок страхователя.
Поэтому пункт 39 Инструкции на самом деле о том, что финансовые санкции не применяются при самостоятельном обнаружении ошибки в индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица (вообще, а не конкретно указанного в исходной СЗВ-М), и предоставления исправлений (то есть дополняющей СЗВ-М).
Тезис № 3 невозможно не процитировать: «...впервые представленные в отношении застрахованного лица сведения нельзя считать уточненными (исправленными ) » (выделено ПФР ). Оппонируя ПФР, следует заметить, что индивидуальные сведения — это не только содержание (информация раздела 4 СЗВ-М), но и форма отчета СЗВ-М, который так и называется «СВЕДЕНИЯ О ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦАХ», а аббревиатура СЗВ-М расшифровывается как «Сведения о застрахованных входящие — ежемесячные». Поэтому впервые предоставленные в отношении застрахованного лица сведения в дополняющей форме СЗВ-М безусловно считаются уточненными (исправленными) , поскольку уточняют (исправляют) исходную форму СЗВ-М «СВЕДЕНИЙ О ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦАХ», как то и предусмотрено Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 г. № 83п. В противном случае смысл предоставления дополняющей формы вообще отсутствует как таковой. Никто же не станет утверждать, что она придумана исключительно для того, чтобы штрафовать страхователей.
Нельзя обойти вниманием и тезис № 4 . Он о том, что страхователю вменяется нарушение Инструкции, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 декабря 2016 г. № 766 н, вступившей в юридическую силу 19 февраля 2017 года и поэтому отсутствовавшей как таковой на дату предоставления страхователем дополняющих форм СЗВ-М (в рассматриваемом примере это декабрь 2016 года ).
Отстаивание ПФР противоположной точки зрения — это не только абсурд, но и нарушение части 3 статьи 15 Конституции РФ: «Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».
Тезис № 5 требует краткого пояснения. В рассматриваемом примере территориальный орган ПФР при вынесении санкций за дополняющие СЗВ-М 2016 года использовал не вступившие в юридическую силу формы Актов о выявлении правонарушения, утвержденные Постановлением Правления ПФ РФ от 23.11.2016 № 1058п. Изложенная в письме-ответе позиция регионального отделения ПФР такова, что это «не противоречит норме статьи 17 Закона № 27-ФЗ».
Но на самом деле ни в статье 17 Закона № 27-ФЗ, ни в каком другом нормативно-правовом акте нет и не может быть разрешения об использовании незарегистрированных и официально не опубликованных нормативно-правовых актов , и применять их действительно нельзя. Основание: пункт 10 Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (ред. от 29.05.2017): «Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти...не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров».
Тезис № 6 представляется особенно интересным. ПФР не принимает во внимание собственное письмо от 14.12.2004 г. № КА-04-09-255/13379, поскольку полагает, что оно относится к периодам 2002-2009 годов и к формам СЗВ-4-1 и СЗВ-4-2. И снова ПФР не прав. Во-первых, письмо не отменено и не изменено и действует по настоящее время. Во-вторых, конституционные принципы, изложенные в пункте 2.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 14.07.2003 г. № 12-п, универсальны и отнюдь не привязаны к той или иной форме отчетности в ПФР. Речь здесь не о форме, а о содержании, это очевидно. Для тех, кто изложенного не понимает, в письме даже есть пояснения: «Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей ».
А еще подписавший письмо господин Куртин А.В., занимающий до настоящего времени должность первого заместителя Председателя Правления ПФР, кандидат экономических наук, обладатель звания «Заслуженный экономист РФ», награжденный «Орденом почета», медалью «В память 850-летия Москвы», полагает, что «такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами ПФР, а также послужить дополнительной аргументацией при защите интересов ПФР».
Поскольку в рассматриваемом примере руководитель регионального отделения ПФР считает иначе, тезис № 6 порождает две мысли: либо происходят «перегибы на местах», либо второе лицо в Правлении ПФР не в курсе интересов ПФР.
В тезисе № 7 ПФР затронул тему смягчающих обстоятельств и, несмотря на то, что страхователь об этом не просил (в связи с непризнанием неправомерности своих действий), кратко остановимся и на этом тезисе. Действительно, перечня смягчающих обстоятельств в Законе № 27-ФЗ нет, но это не значит, что органам ПФР вообще запрещено принимать такие обстоятельства во внимание. Основание: пункт 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 19.01.2016 № 2-П: «Впредь до внесения необходимых изменений законодательство РФ о страховых взносах подлежит применению с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ, сформулированных в настоящем Постановлении».
Тезис № 8 — о проведении камеральных проверок, которых (как указано в письме ПФР) не существует как «понятия». Действительно, Закон 27-ФЗ не содержал и не содержит механизма выявления органами ПФР правонарушений страхователя, и этот пробел обнаружился в законодательстве после вступления в силу Закона от 03.07.2016 г. № 250-ФЗ. Однако до 01.01.2017 г. в Федеральном законе № 212-ФЗ вполне конкретно существовали и работали нормы о проведении камеральной проверки, и о ее сроке — три месяца (часть 2 статьи 34). Исключение этих норм не в пользу страхователя, потому что ПФР теперь считает, что вправе проверять его в любое время и за любой период (тезис № 9 ).
Но поскольку Федеральный Закон от 03.07.2016 г. № 250-ФЗ, ухудшающий положение страхователя, обратной силы не имеет (ввиду отсутствия в нем соответствующей специальной оговорки), невозможна его ретроактивность, то есть применение к отношениям 2016 года. Следовательно, камеральная проверка форм СЗВ-М за декабрь 2016 года закончилась в марте 2017 года, не выявив никаких нарушений. Составленные впоследствии в мае 2017 года акты ПФР являются неправомерными также и потому, что вынесены за рамками законно установленных правил проведения камеральных проверок .
И, в заключение, немного позитива. Это — Постановление Арбитражного Суда Дальневосточного округа № Ф03-924/2017 от 10.04.2017 г. А, значит, страхователям есть резон отстаивать свои права и законные интересы.
Расскажем, кому грозит штраф за несвоевременную сдачу СЗВ-М в 2018 году, в каком размере и можно ли его избежать.
Кому грозит штраф за несдачу СЗВ-М в 2018 году
Может быть выписан любой компании, на которую возложено представление этого отчета. Это, в первую очередь, компании, в которых сотрудники работают по трудовым договорам. На таких сотрудников надо сдавать СЗВ-М независимо от того, получают они облагаемые взносами выплаты или нет. То есть заполнить СЗВ-М компании должны и на работников, которые ушли в отпуск без содержания или по уходу за ребенком.
Важно! Посмотрите, почему
Сдавать СЗВ-М следует компаниям, в которых трудятся сотрудники по договорам ГПХ. То есть если начисляются страховые взносы на вознаграждения по таким договорам. Например, если заключен договор аренды с физлицом, то выплаты по такому соглашению не облагаются страховыми взносами.
Соответственно сдавать СЗВ-М на такого гражданина не надо. Это значит, что штраф за несвоевременную сдачу СЗВ-М в 2018 году никто не выпишет (письмо ПФР от 27.07.2016 № ЛЧ-08-19/10581).
А вот если в компании только единственный учредитель, форму СЗВ-М можно не сдавать. Это возможно, если в компании выполняются сразу три условия: фирма не ведет деятельность, учредитель исполняет функции руководителя, но трудовой или гражданско-правовой договор с ним не оформлен, выплат учредителю нет (письмо ПФР от 13.07.2016 № ЛЧ-08-26/9856).
Внимание: в 2017 году отменили форму РСВ-1. Зато в Пенсионный фонд помимо формы СЗВ-М надо теперь сдавать новый отчет о страховом стаже сотрудников. Подробнее про новую отчетность в ПФР читайте в материалах журнала «Зарплата»:
Выбрать удобный вариант подписки, скачать счет и оплатить его картой можно .
Каков штраф за несвоевременную сдачу СЗВ-М в 2018 году
Представлять форму СЗВ-М надо каждый месяц. Крайний срок - 15-е число месяца, следующего за отчетным (п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ).
Срок сдачи продлевается, если последний день выпал на выходной. Тогда сдать отчет можно в ближайший рабочий день.
Если вовремя не сдать, сотрудники ПФР выпишут штраф за несвоевременную сдачу СЗВ-М в 2018 году . Штраф будет рассчитан исходя из общего количества застрахованных лиц. Чем больше численность сотрудников компании, тем больше размер штрафа. Штраф за одного человека – 500 руб.
Пример. В компании трудятся 150 работников. СЗВ-М за май бухгалтер сдал с опозданием. За пропуск срока компании грозит штраф. Его размер 75 000 руб. (500 руб. x 150 чел.).
Кстати, штраф за несдачу СЗВ-М в 2018 году сотрудники фонда могут списать с расчетного счета компании. Форма решения о взыскании сумм приведена в постановлении Правления ПФ РФ от 23.11.2016 № 1058п.
Новый штраф за несдачу СЗВ-М в 2018 году
Помимо штрафа за несвоевременную сдачу СЗВ-М в 2018 году, сотрудники ПФР могут выписать штраф за нарушение формата представления.
Так, если сведения на 25 человек и более отправить не через интернет, а обычной почтой, компании будет выписан штраф в размере 1000 руб. (ст. 17 Закона № 27-ФЗ в редакции Федерального закона от 03.07.16 № 250-ФЗ).
Можно ли снизить размер штрафа
Если вы сдали отчет позже срока, дождитесь из ПФР акта камеральной проверки. У вас есть 15 рабочих дней (ч. 8 ст. 17 Закона № 27-ФЗ), чтобы написать и подать письмо-возражение на акт (см. образец ниже). В письме опишите ситуацию, признайте вину и попросите учесть смягчающие обстоятельства при вынесении решения назначать или не назначать компании штраф за несвоевременную сдачу СЗВ-М в 2018 году.
Возможно, специалисты фонда учтут обстоятельства и снизят размер штрафа. Но шансов мало. Фонд не имеет достаточных полномочий уменьшить размер штрафа, назначенного по закону.
Поэтому, чтобы снизить размер штрафа, напишите исковое заявление в арбитражный суд по местонахождению отделения ПФР. Оспорить штраф в суде позволяет статья 18 Закона № 27-ФЗ.