Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Использование произведения без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения (свободное использование произведений) Использование
Гражданский кодекс, N 230-ФЗ | ст. 1274 ГК РФ
Статья 1274 ГК РФ. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях (действующая редакция)
1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;
3) воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения правомерно опубликованных в периодических печатных изданиях статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам либо переданных в эфир или по кабелю, доведенных до всеобщего сведения произведений такого же характера в случаях, если такие воспроизведение, сообщение, доведение не были специально запрещены автором или иным правообладателем;
4) воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за авторами таких произведений сохраняется право на их использование в сборниках;
5) воспроизведение, распространение, сообщение в эфир и по кабелю, доведение до всеобщего сведения в обзорах текущих событий (в частности, средствами фотографии, кинематографии, телевидения и радио) произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;
6) публичное исполнение правомерно обнародованных произведений путем их представления в живом исполнении, осуществляемое без цели извлечения прибыли в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы работниками (сотрудниками) данных организаций и учреждений и лицами, соответственно обслуживаемыми данными организациями или содержащимися в данных учреждениях;
7) запись на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, и доведение до всеобщего сведения авторефератов диссертаций.
2. Создание экземпляров правомерно обнародованных произведений в форматах, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами) (специальных форматах), а также воспроизведение и распространение таких экземпляров без цели извлечения прибыли допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права и без выплаты ему вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.
Библиотеки могут предоставлять слепым и слабовидящим экземпляры произведений, созданные в специальных форматах, во временное безвозмездное пользование с выдачей на дом, а также путем предоставления доступа к ним через информационно-телекоммуникационные сети. Перечень специальных форматов, а также перечень библиотек, предоставляющих доступ через информационно-телекоммуникационные сети к экземплярам произведений, созданных в специальных форматах, и порядок предоставления такого доступа определяются Правительством Российской Федерации.
Не допускается любое дальнейшее воспроизведение или доведение до всеобщего сведения в ином формате экземпляра произведения, предназначенного исключительно для использования слепыми и слабовидящими.
Положения настоящего пункта не применяются в отношении произведений, созданных в целях использования в специальных форматах, а также в отношении фонограмм, состоящих в основном из музыкальных произведений.
3. Допускаются без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения тифлокомментирование, снабжение произведения сурдопереводом в целях облегчения восприятия произведения лицами с ограниченными физическими возможностями.
4. Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этих пародий либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.
- BB-код
- Текст
URL документа [скопировать ]
Комментарий к ст. 1274 ГК РФ
1. См. пункт 1 комментария к ст. 1273 ГК РФ.
2. В пункте 1 комментируемой статьи перечислены шесть случаев свободного безвозмездного использования произведений, которое может осуществляться "с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования".
Под именем автора следует понимать имя, указанное на произведении; если автор выступает под псевдонимом, псевдоним должен быть указан вместо имени. Под источником заимствования можно понимать прежде всего название произведения либо место и время обнародования, опубликования или появления иного источника, содержащего произведение. Таким образом, "источник заимствования" может быть истолкован по-разному.
На практике возникают вопросы, как следует оценивать различные случаи использования произведений, которые хотя и подпадают по своему содержанию под один из подпунктов п. 1, но не содержат указания имени автора и источника заимствования либо содержат эти указания не полностью: подпадают эти случаи под действие п. 1 или мы имеем дело с нарушением имущественных прав, личных прав, либо с нарушением как личных, так и имущественных прав?
Однозначного ответа на этот вопрос не существует: следует дополнительно учитывать объем использования, наличие или отсутствие признаков присвоения авторства (плагиата), вину пользователя, практику того или иного свободного использования.
В частности, следует считать допустимым и подпадающим под п. 1 комментируемой статьи использование короткой цитаты. Например, все прошло, как с белых яблонь дым - с указанием за ней в скобках: Сергей Есенин (без указания каких-либо источников заимствования), и даже без указания имени автора, но тогда эта цитата обязательно должна быть взята в кавычки.
3. В подпункте 1 п. 1 указывается на два случая свободного использования - цитирование и использование в форме обзоров печати.
И в том и в другом случае возможно использование чужого произведения "в оригинале и в переводе". Это выражение означает, что при таких случаях свободного использования не допускается использовать произведение в других формах переработки (переделки), кроме перевода. Вместе с тем следует считать допустимым внесение в чужое используемое произведение некоторых редакционных поправок (перестановка слов, замена времени глагола и т.п.), не приводящих, однако, к искажению произведения.
Выражение "в оригинале или в переводе", хотя и не содержится в подп. 2 - 5 п. 1 комментируемой статьи, по смыслу применимо и должно применяться для определения пределов свободного использования на основе норм этих подпунктов.
4. Цитирование - первый случай свободного использования, указанный в подп. 1, - это включение в свое произведение чужого произведения (обычно частей чужого произведения). Под частью чужого произведения имеется в виду часть, охраняемая авторским правом: использование в своем произведении частей чужого произведения, которые не охраняются авторским правом (в частности, относящихся к содержанию произведения), выходит за сферу действия авторского права и анализируемого подпункта и всегда осуществляется свободно.
Обычно цитирование осуществляется в отношении литературных произведений, однако в музыковедческой литературе допускается цитирование из музыкальных произведений.
Цитата всегда должна быть отделена от основного текста, выделена из него. Если неясно, где цитата начинается и где заканчивается, то это не цитата.
Включение в аудиовизуальные произведения фрагментов из других аудиовизуальных произведений, если эти фрагменты выделены из контекста произведения, следует рассматривать как цитирование, если в конечных титрах аудиовизуального произведения указано, что "использованы фрагменты" из определенных произведений.
На вопрос, можно ли рассматривать как цитату включение произведения искусства или фотографии в коллаж, может быть дан положительный ответ, если это обусловлено какой-либо допустимой целью цитирования.
Указывается, что свободное цитирование допустимо в "научных, полемических, критических или информационных целях". Если цитирование производится в иных целях, оно должно быть основано на договоре с правообладателем. В частности, цитирование, направленное на усиление художественного воздействия, эстетического восприятия произведения читателем, зрителем, слушателем, не может осуществляться свободно. Так, если бы произведения М.Ю. Лермонтова охранялись авторским правом, В. Катаев должен был бы получить согласие на включение его стихотворения в роман "Белеет парус одинокий".
Однако в научно-художественной литературе допустимо свободное цитирование.
Объем цитирования определяется его целью: если критикуется одна строка песни, нельзя цитировать песню целиком, и т.п. В виде цитаты может быть использовано и все произведение целиком.
5. Второй случай свободного использования, подпадающий под подп. 1 п. 1, - воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати. В анализируемой норме воспроизведение отрывка в обзоре печати названо разновидностью цитирования. Поэтому к данному случаю свободного использования применимы положения, касающиеся формы использования произведения (в оригинале или в переводе) и цели использования.
В некоторых случаях обзор печати представляет собой новое, целостное составное произведение; тогда использование чужого произведения в таком обзоре рассматривается как цитирование.
Обзор печати может не приводить к созданию нового произведения; это лишь "россыпь" отрывков из газетных и журнальных статей. Такое свободное использование тоже подпадает под подп. 1, но уже как самостоятельный случай свободного использования.
Обзоры поступивших в редакцию СМИ писем читателей не подпадают под нормы подп. 1 п. 1 комментируемой статьи, так как сами письма не были опубликованы; однако если поступившие в редакцию СМИ письма не искажаются, можно полагать, что они могут использоваться свободно.
Судебная практика по статье 1274 ГК РФ:
-
Решение Верховного суда: Определение N 218-ПЭК17, Судебная коллегия по экономическим спорам, надзор
Суд апелляционной инстанции, придя к выводу о том, что спорный случай не относится к виду свободного использования произведений предусмотренному подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 1274 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку использование фотографий полностью выраженных в графической форме, не является цитированием...
-
Решение Верховного суда: Определение N 309-ЭС17-2848, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
При этом суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для снижения размера компенсации. Суд отверг довод общества «66.РУ» о возможности использования 13 фотографий истца в отсутствие согласия последнего на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 1274 Гражданского кодекса Российской Федерации, признав недоказанным использование фотографий в период с 19.03.2015 по 07.07.2015 путем их доведения до всеобщего сведения при наличии сведений о правообладателе...
-
Решение Верховного суда: Определение N 305-ЭС16-18302, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что спорный случай не относится к виду свободного использования произведений предусмотренному подпунктом 2 пункта 1 статьи 1274 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку использование фотографий полностью выраженных в графической форме не является цитированием, и цитирование может быть применено только к тексту или высказываниям, в связи с чем решение отменил и, руководствуясь статьей 1301 Гражданского кодекса Российской Федерации, иск частично удовлетворил. Суд по интеллектуальным правам поддержал выводы суда апелляционной инстанции о неправомерном использовании ответчиком произведений истца...
1) цитирование в оригинале и в переводе в
научных, исследовательских, полемических,
критических и информационных целях из
правомерно обнародованных произведений в
объеме, оправданном целью цитирования,
включая воспроизведение отрывков из
газетных и журнальных статей в форме
обзоров печати;
2) использование
правомерно обнародованных произведений и
отрывков из них в качестве иллюстраций в
изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и
видеозаписях учебного характера в объеме,
оправданном поставленной целью;
3)
воспроизведение в газетах, передача в эфир
или сообщение по кабелю для всеобщего
сведения правомерно опубликованных в
газетах или журналах статей по текущим
экономическим, политическим, социальным и
религиозным вопросам или переданных в эфир
произведений такого же характера в случаях,
когда такие воспроизведение, передача в
эфир или сообщение по кабелю не были
специально запрещены автором;
4)
воспроизведение в газетах, передача в эфир
или сообщение по кабелю для всеобщего
сведения публично произнесенных
политических речей, обращений, докладов и
других аналогичных произведений в объеме,
оправданном информационной целью. При этом
за автором сохраняется право на
опубликование таких произведений в
сборниках;
5) воспроизведение или
сообщение для всеобщего сведения в обзорах
текущих событий средствами фотографии,
путем передачи в эфир или сообщения для
всеобщего сведения по кабелю произведений,
которые становятся увиденными или
услышанными в ходе таких событий, в объеме,
оправданном информационной целью. При этом
за автором сохраняется право на
опубликование таких произведений в
сборниках;
6) воспроизведение
правомерно обнародованных произведений
без извлечения прибыли рельефно - точечным
шрифтом или другими специальными способами
для слепых, кроме произведений, специально
созданных для таких способов
воспроизведения.
Комментарий к статье
19
1. Рассматриваемая статья содержит
шесть различных случаев свободного
использования произведений, разных по
своим сферам, условиям применения и мотивам
введения.
Их объединяет лишь то, что все
они касаются свободного и безвозмездного
использования произведений, но с
обязательным указанием имени автора и
источника заимствования. Обычно при этом
указывается и название произведения.
2.
Само выражение "без согласия автора и без
выплаты авторского вознаграждения",
употребляемое в данной статье, а также в ст.
16, 18, 20, 21, 22, 24 и 25 Закона, берет начало в ГК
РСФСР 1964 года (ст. 492). Это выражение не очень
точное, ибо автор может дать согласие на
использование в любом случае и без выплаты
вознаграждения.
Под "автором" в данном
случае подразумевается владелец
исключительных авторских прав.
3.
Данная статья требует обязательного
указания имени автора, произведение
которого используется, и источника
заимствования.
Под источником
заимствования можно понимать либо название
произведения (особенно если это
произведение издавалось или иным образом
публично использовалось многократно), либо
точное указание на время и место
обнародования или опубликования
произведения.
Таким образом, термин
"источник заимствования" может быть
истолкован по-разному.
4. На практике
возникают вопросы, как следует оценивать
различные случаи свободного использования
произведений, которые подпадают под
положения отдельных подпунктов ст. 19, но не
содержат требуемого по Закону полного
указания имени автора и источника
заимствования: нарушены ли здесь и личные, и
имущественные авторские права, или мы имеем
дело только с нарушением личных прав?
Однозначного ответа на этот вопрос Закон не
дает, а потому следует дополнительно
учитывать такие факторы, как объем
использования, наличие или отсутствие
признаков плагиата, вина пользователя,
практика того или иного свободного
использования.
В частности, можно
считать допустимым и не нарушающим
законодательство использование в
литературном произведении короткой цитаты
типа "все прошло, как с белых яблонь дым" с
указанием за ней в скобках фамилии Есенина
и даже без такого указания - но тогда эта
цитата должна обязательно приводиться в
кавычках.
5. В подпункте 1 упоминается о
возможности свободного цитирования из
произведений как в оригинале, так и в
переводе.
В других подпунктах
специально не оговаривается возможность
свободного использования произведений в
переводе. Но из этого не следует делать
вывод, что подп. 2 - 6 не предусматривают
свободного использования произведений в
переводе. Для ответа на этот вопрос
необходимо определять суть и смысл того или
иного случая свободного использования.
6. В подпункте 1 говорится о двух различных
способах свободного использования - о
цитировании и о включении материалов в
обзоры печати.
Включение материалов в
обзоры печати не есть цитирование. В этом
отношении текст Закона следует считать
неточным.
Эта неточность объясняется
тем, что российское законодательство
следует за текстом Бернской конвенции (ст.
10).
Цитирование есть включение
произведения (или чаще всего его отрывка) в
другое произведение. С другой стороны,
обзор печати - это подборка произведений,
чаще всего, это составное произведение.
7. При отсутствии подп. 1 цитирование
нарушало бы указанные в п. 2 ст. 16 авторские
права на воспроизведение и распространение
либо авторские права на публичное
исполнение, передачу в эфир, на сообщение по
кабелю.
Обычно цитирование
осуществляется в отношении литературных
произведений, однако допускается
цитирование из музыкальных произведений в
музыковедческой литературе.
Включение
в аудиовизуальные произведения фрагментов
из других аудиовизуальных произведений,
если эти фрагменты выделены из общего
контекста аудиовизуального произведения,
следует рассматривать как цитирование,
несмотря на непривычность термина
"цитирование" для аудиовизуальных
произведений.
Вопрос о том, может ли
рассматриваться как "цитата" включение
произведения искусства или фотографии в
коллаж, на практике, пока, не возникал. Не
следует исключать, что на него может быть
дан положительный ответ, если только такое
действие будет признано соответствующим
какой-либо цели, указанной в подп. 1.
8. В
подпункте 1 отмечается, что цитирование
допускается в определенных целях. Среди них
не указана цель художественного
воздействия, эстетического восприятия
произведения читателем, зрителем,
слушателем.
Следовательно, недопустимы
- без согласия автора - "художественные"
цитаты в музыке, изобразительном искусстве,
художественной литературе. Так, если бы
произведения М.Ю. Лермонтова охранялись, В.
Катаев должен был бы получить согласие на
включение его стихотворения в роман "Белеет
парус одинокий".
Однако в научно -
художественной литературе свободное
цитирование допустимо.
9. Объем
цитирования определяется его целью: если
критикуется одна строка песни, нельзя
цитировать всю песню целиком и т.п.
10.
Обзоры печати чаще всего излагают существо
различных газетных и журнальных статей (п. 4
ст. 6); тогда они представляют собой
независимое произведение, а не производное
произведение. В таком случае они
используются свободно, без необходимости
учета нормы подп. 1.
И лишь если обзор
печати представляет собой производное
произведение или даже сборник (п. 3 ст. 7, см.
также комментарий к нему), для его
свободного воспроизведения требуется
применение подп. 1.
11. Подпункт 1
устанавливает возможность только
свободного воспроизведения обзора печати.
Передача такого обзора в эфир под эту норму
не подпадает.
12. В подпункте 2 свободное
использование определяется его целью. Цель
эта - учебная. Это первое ключевое слово для
применения данной нормы.
Учебная цель
может частично совпадать с целью
просвещения, образования, с научной целью.
Тем не менее полного совпадения нет.
13.
В подпункте 2 под свободным использованием
в отношении изданий имеется в виду
воспроизведение и распространение, в
отношении радио- и телепередач - передача в
эфир и сообщение по кабелю, в отношении
звуко- и видеозаписей - воспроизведение,
распространение, передача в эфир и
сообщение по кабелю.
Исходя из общего
смысла этой нормы, произведение может
свободно использоваться и в переводе,
однако переработка может осуществляться
только с согласия автора.
14. Норма подп.
2 содержит и второе ключевое слово, которое
определяет условие применения этой нормы:
произведение или отрывок из него могут
свободно использоваться "в качестве
иллюстраций", т.е. с включением в какое-то
иное произведение: в учебник, телепередачу,
в звуковую передачу учебного характера.
Очевидно и то, что слово "иллюстрация"
употребляется не в узком, прямом значении
этого слова. "Иллюстрация" в данном
контексте это не только графика, фото,
репродукция произведения изобразительного
искусства, но и иллюстративное
использование литературного
произведения.
Поскольку произведение,
свободно используемое согласно подп. 2,
должно служить иллюстрацией, т.е.
включаться в какое-то иное учебное
произведение, данный случай не
распространяется на хрестоматии.
15.
Различные случаи использования,
подпадающие под нормы подп. 3, объединяет
текущий, актуальный характер используемых
произведений.
Здесь предмет свободного
использования - опубликованные в газетах и
журналах статьи по текущим экономическим,
политическим, социальным и религиозным
вопросам, а также переданные в эфир
произведения такого же характера.
Под
"статьями" следует понимать любые
прозаические произведения; стихотворные
произведения в это понятие не включаются.
Под эту норму не подпадают и рисунки,
фотографии.
Более сложно определить,
что подразумевается под "переданными в эфир
произведениями такого же характера".
Конечно, они также включают в себя только
произведения текущей тематики и касаются
статей. Но ограничиваются ли эти
произведения статьями? Не входят ли сюда и
фотографии, рисунки, карикатуры, диаграммы,
относящиеся к злободневным экономическим,
политическим, социальным проблемам? На этот
вопрос следует дать положительный ответ.
16. В соответствии с подп. 3 произведение
может быть свободно использовано в газете
(но не в журнале!), передано в эфир, сообщено
по кабелю.
17. Норма, содержащаяся в подп.
3, применяется только в тех случаях, когда
такое воспроизведение, передача в эфир или
сообщение по кабелю не были специально
запрещены автором.
Лучше, если такой
запрет будет выражен прямо и
недвусмысленно, например таким образом:
"Использование настоящего произведения
(статьи, сообщения, фотографии) на основе
подпункта 3 статьи 19 Закона об авторском
праве запрещается".
Запрет может
касаться лишь некоторых способов
использования, указанных в подп. 3.
18.
Пользователи должны учитывать и косвенные
запреты: проставление знака охраны
авторского права либо помещение надписи
"эксклюзивное интервью", "только для
"Общественного российского телевидения" и
т.д.
Однако косвенные формы запрета
могут вызвать споры.
19. Подпункт 4
устанавливает свободное использование для
целей информации.
Под содержащуюся
здесь норму подпадают публично
произнесенные политические речи,
обращения, доклады и иные аналогичные
произведения. Под "аналогичными" понимаются
интервью политических деятелей,
приветственные обращения к конференциям,
съездам и т.п.
Чисто научные доклады,
даже если они произносятся политическими
деятелями, выходят за рамки этой
категории.
Кроме литературного текста
указанные произведения включают в себя
диаграммы, рисунки, чертежи, схемы и т.п.
Вообще произведения, относящиеся к этой
категории, характеризуются следующими
двумя признаками: 1) они публично
произнесены; 2) они относятся к политике.
20. Произведения, указанные в подп. 4, могут
быть свободно воспроизведены в газетах (не
в журналах!), переданы в эфир, сообщены по
кабелю, но только "в объеме, оправданном
информационной целью". Как правило, это
должно быть использование отдельных
отрывков, но нельзя исключить и
использование произведения целиком.
21.
Вторая фраза подп. 4 не добавляет каких-либо
новых норм и не несет юридической нагрузки,
так как первая фраза не касается права на
публикацию таких произведений в
сборниках.
22. Подпункт 5 относится к
произведениям, которые случайно или
попутно включены в состав других
произведений.
Эти последние
произведения условно названы "обзорами
текущих событий". Значит, это какие-то
актуальные, злободневные произведения. Это
могут быть действительно обзоры текущих
событий в виде аудиовизуальных
произведений (хроника дня и т.п.),
звукозаписей. Но сюда же относятся, как это
прямо указано в подп. 5, фотографии с места
события, происшествия и т.п.
В "обзоре
текущих событий" (включая в это понятие и
фотографии) случайно или попутно может быть
использовано какое-либо произведение,
например звучать "фоновая" музыка, на заднем
плане иметься изображение картины или
скульптуры и т.п.
Подпункт 5 как раз и
устанавливает свободное использование для
тех произведений, которые попутно попали в
"обзоры текущих событий".
23. Подпункт 5
ограничивает свободное использование
таких произведений информационной целью.
24. О второй фразе подп. 5 см. п. 21
комментария к настоящей статье.
25.
Исходя из общего контекста подп. 5, следует
считать, что он устанавливает право
свободного использования произведений (так
как они указаны в п. 22 комментария к данной
статье) при воспроизведении, передаче в
эфир и сообщению по кабелю "обзоров текущих
событий".
Иными словами, в начале подп. 5,
вероятно по техническим причинам,
пропущены слова "передача в эфир" и "по
кабелю".
Иначе никак нельзя объяснить
смысл этой нормы.
26. В соответствии с
подп. 6 любое обнародованное произведение
может быть выражено в такой внешней форме,
которая позволяет слепым людям
воспринимать это произведение, и затем оно
может быть свободно воспроизведено в этой
форме.
27. При использовании данной
нормы необходимо соблюдать два
дополнительных условия.
Во-первых,
такое использование произведения должно
производиться без извлечения прибыли, т.е.
продажная цена не может быть выше
себестоимости.
Во-вторых, это правило
не относится к произведениям, специально
созданным для слепых.
Разумеется,
произведение не может перерабатываться для
свободного использования для слепых людей,
однако, перевод его на другой язык
возможен.
28. Термин "воспроизведение",
применяемый в подп. 3, 4, 5 и 6, включает в себя
и "распространение".
29. Поскольку
свободное использование, предусмотренное
подп. 1, 4 и 5, обосновывается одними и теми же
интересами - интересами информации, а подп. 3
- сходными интересами - интересами
ознакомления с текущими событиями, нельзя
исключить, что некоторые случаи
использования одновременно будут
подпадать под два или большее число
подпунктов данной статьи.
Согласно нормам ГК РФ разрешение правообладателя на использование произведений науки, литературы и искусства может быть оформлено в виде лицензионного договора, в том числе открытой лицензии. Использование произведений науки, литературы и искусства не предполагает встречного имущественного предоставления со стороны лица, их использующего. Разрешение правообладателя предполагает неоднократное использование указанного в нем произведения.
Возможно ли оформление разрешения на безвозмездное использование в виде письма (письменного разрешения), выданного конкретному субъекту, с указанием способа и других условий использования?
Произведения литературы, науки и искусства являются объектами авторских прав, к которым относится, в частности, исключительное право, признаваемое и охраняемое в соответствии с правилами части четвертой РФ ( , ГК РФ).
Согласно ГК РФ автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со ГК РФ в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в ГК РФ. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.
ГК РФ предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на интеллектуальную собственность, если РФ не предусмотрено иное. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Та же норма устанавливает, что лица, не являющиеся правообладателями, не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных РФ. Использование без согласия правообладателя принадлежащей ему интеллектуальной собственности (в том числе использование способами, предусмотренными РФ) влечет гражданско-правовую ответственность, за исключением случаев, когда такое использование возможно без согласия правообладателя.
Правила о распоряжении исключительным правом содержатся в ГК РФ. В соответствии с п. 1 этой статьи правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор). Причем лицензионным договором считается любой договор, в котором прямо не указано, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации передается в полном объеме. Исключение составляет договор, который заключается в отношении права использования результата интеллектуальной деятельности, специально созданного или создаваемого для включения в сложный объект ( ГК РФ).
По лицензионному договору о предоставлении права использования произведения одна сторона - автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах ( ГК РФ). По смыслу , ГК РФ пределы осуществления права использования произведения предполагают согласование сторонами конкретных способов использования лицензиатом этого результата интеллектуальной деятельности.
Из вышеизложенного следует, что законодательство не ограничивает способы использования правообладателем интеллектуальной собственности, равно как и способы распоряжения ею. Возможность такого использования, в том числе распоряжения, ограничивается только в случаях, прямо предусмотренных законодательством. По смыслу , ГК РФ заключение лицензионного договора не является единственной формой выражения согласия правообладателя на использование другим лицом результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Законодательство не запрещает правообладателю предоставлять разрешение (выражать согласие) на использование принадлежащей ему интеллектуальной собственности другим лицом путем направления этому лицу письма, содержащего такое разрешение (согласие). По нашему мнению, наличие разрешения правообладателя, в том числе выраженное в письме, само по себе подтверждает правомерность использования интеллектуальной собственности. Этот вывод можно подтвердить и правоприменительной практикой (обнаруженные нами примеры, в основном, касаются использования товарного знака, однако в силу общности правового регулирования отношений по использованию интеллектуальной собственности изложенные в судебных актах выводы могут быть применимы и в ситуации, аналогичной рассматриваемой нами). Так, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в от 30.08.2010 N 17АП-7699/10 указал, что распоряжение правообладателя принадлежащим ему исключительным правом на товарный знак может быть осуществлено не только в форме совершения договора, но и посредством согласования или последующего одобрения совершенных каким-либо лицом действий по использованию товарного знака. Такого рода согласование или одобрение также обеспечивает легитимность использования товарного знака. Суд также отметил, что законодательство не предусматривает обязательности оформления согласованного с правообладателем разового использования товарного знака посредством совершения лицензионного договора. К схожим выводам пришел Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в от 24.08.2012 N 13АП-13026/12. Арбитражный суд г. Москвы в решении от 10.04.2014 по делу N А40-106446/2012 признал правомерным использование товарного знака в отсутствие лицензионного соглашения на основании уведомления правообладателя.
Вместе с тем следует отметить, что вид договора, которым стороны оформляют возникающие между ними правоотношения, должен соответствовать характеру этих правоотношений. Если между участниками гражданского оборота возникают правоотношения, которые соответствуют правовой природе лицензионного договора, к ним должны применяться правила РФ о лицензионном договоре. Согласие (разрешение) правообладателя на использование тем или иным лицом принадлежащей данному правообладателю интеллектуальной собственности по существу означает предоставление права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, поскольку речь идет о выражении волеизъявления на использование другим лицом интеллектуальной собственности тем или иным способом. Иным способом распоряжения исключительным правом, допускаемым исходя из ГК РФ, может быть, например, передача исключительного права в залог ( ГК РФ). Однако предоставление права использования интеллектуальной собственности, в том числе произведения литературы, науки или искусства, соответствует предмету лицензионного договора ( , ГК РФ), поэтому, с нашей точки зрения, оно должно оформляться именно путем заключения лицензионного договора.
Косвенное подтверждение тому можно обнаружить и в судебной практике. Так, ФАС Северо-Западного округа в от 11.07.2012 N Ф07-130/12 указал, что одностороннее письменное разрешение правообладателя на использование принадлежащего ему товарного знака в отсутствие письменного договора не может расцениваться как результат волеизъявления этого лица на передачу исключительных либо неисключительных прав на товарный знак на возмездной либо безвозмездной основе. По существу к аналогичному выводу пришел Второй арбитражный апелляционный суд в от 24.02.2010 N 02АП-6636/2009.
Правила РФ не предусматривают, что лицензионный договор может быть заключен только путем составления одного документа, подписанного сторонами. Следовательно, к способу заключения такого договора применяются общие правила , ГК РФ, которые допускают заключение гражданско-правового договора в том числе путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Кроме того, письменная форма договора (по общему правилу обязательная для лицензионного договора о предоставлении права использования произведения в силу , ГК РФ), как правило, считается соблюденной, если лицо, получившее письменное предложение заключить договор (оферту), в срок, установленный для акцепта (ответа о принятии оферты), совершило действия по выполнению указанных в этой оферте условий договора ( , ГК РФ).
Отсюда следует, что, если письмо правообладателя (либо лицензиата, получившего соответствующее согласие от правообладателя) содержит все существенные условия лицензионного договора ( ГК РФ), о заключении лицензионного (сублицензионного) договора может свидетельствовать совершение некоммерческой организацией действий по выполнению условий, указанных в этом письме. Заметим, что судебная практика не отрицает (а в некоторых случаях и прямо подтверждает) возможность заключения лицензионного договора путем совершения лицензиатом действий, свидетельствующих об акцепте условий оферты правообладателя (смотрите ФАС Западно-Сибирского округа от 01.09.2011 N Ф04-4684/11, ФАС Поволжского округа от 19.09.2008 N , Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2014 N 09АП-21463/14, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2013 N 11АП-2129/13, решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.05.2016 по делу N А56-2773/2016).
Вместе с тем подчеркнем, что в спорной ситуации вопрос о том, является ли лицензионный договор заключенным, соблюдена ли письменная форма договора, требуемая для договоров данного вида, будет предметом судебной оценки. Несоблюдение письменной формы лицензионного договора влечет его недействительность ( ГК РФ). Хотя при таких обстоятельствах правообладатель, давший согласие на использование произведения, на наш взгляд, не вправе будет предъявлять требования, вытекающие из нарушения его интеллектуальных прав ( , ГК РФ, смотрите в связи с этим Московского городского суда от 26.03.2014 N 33-9594/14), он не лишен будет права потребовать применения последствий недействительности сделки ( ГК РФ), в том числе возмещения стоимости использования интеллектуальной собственности. Поэтому способом, позволяющим избежать споров о соблюдении требования о письменной форме лицензионного договора, как нам представляется, является заключение такого договора путем составления одного документа, подписанного сторонами.
Обратим внимание, что законодательство по общему правилу запрещает безвозмездно предоставлять право использования интеллектуальной собственности только в отношениях между коммерческими организациями на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права на условиях исключительной лицензии ( ГК РФ).
Отметим также, что лицензиат не является правообладателем и в силу этого не вправе предоставлять другим лицам право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации иначе, как на основании сублицензионного договора ( , ГК РФ).
К сведению:
Обращаем Ваше внимание на то, что к ситуации, изложенной в вопросе, неприменимы положения ГК РФ о предоставлении права безвозмездного использования результата интеллектуальной деятельности на определенных правообладателем условиях и в течение указанного им срока, а также положения ГК РФ об открытой лицензии, поскольку приведенные нормы касаются тех ситуаций, когда право использования результата интеллектуальной деятельности предоставляется неограниченному кругу лиц. В рассматриваемом же случае право использования произведения литературы, науки или искусства будет предоставляться лишь одному определенному лицу.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Законодательства всех стран мира предусматривают случаи, когда произведения, охраняемые авторским правом могут использоваться свободно, то есть без получения согласия автора или иного правообладателя и без уплаты авторского вознаграждения. Не является исключением и Россия. По общему правилу не допускается использование произведения без согласия правообладателя за исключением случаев, установленных в законодательстве, Такие случаи установлены в ст. ст. 1273 – 1280 ГК РФ. При этом установлено, что ограничения права использования произведения не применяются, если могут нанести ущерб нормальному использованию произведения и нарушить законные интересы правообладателя. Кроме того, и в этих случаях автору гарантируется соблюдение личных неимущественных прав.
1. Свободное воспроизведение произведения в личных целях (ст. 1273 ГК РФ)
Свободное воспроизведение произведения в личных целях представляет собой один из случаев свободного использования, осуществляется без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения.
Понятие личных целей в ГК РФ не раскрыто. Однако его можно вывести, взяв за основу понятие "публичного исполнения" или "публичного показа". Согласно статье 1270 ГК РФ произведение считается публично исполненным, а его оригинал или экземпляр публично показанным, если его исполнение (демонстрация) произошли в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи. Если пойти от обратного, получается, что использование в личных целях не должно ограничиваться только одним лицом, а распространяться также на лиц, входящих в обычный круг семьи.
Произведение можно воспроизводить в личных целях свободно, если оно изначально было правомерно обнародовано. Не доступные для всеобщего сведения произведения (неопубликованные, публично непоказанные, публично неисполненные, не сообщенные в эфир или по кабелю и не обнародованные иным способами) нельзя использовать в каких бы то ни было целях, в том числе и личных, до их первого сообщения широкому кругу лиц.
При использовании произведения в личных целях автору не выплачивается вознаграждения (случай свободного безвозмездное использование произведения). Вместе с тем, законом предусмотрена возможность воспроизведения некоторых категорий произведений за плату, но без согласия обладателя исключительных прав на них (свободное возмездное использование произведения). Так, статьей 1245 ГК РФ установлено право авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях. Такое вознаграждение имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения.
Статья 1273 ГК РФ разрешает только свободное воспроизведение произведения, т.е. изготовленные в личных целях экземпляры произведения не могут быть отчуждены третьим лицам ни путем совершения возмездных сделок (купли - продажи, сдачи в прокат, мены), ни путем безвозмездного отчуждения (дарения).
Нормы ст. 1273 ГК РФ предусматривают отдельные категории произведений, воспроизведение которых в личных целях без полученного на то согласия автора и соответствующего вознаграждения не допускается:
Во-первых, не разрешается воспроизведение произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений. В данном контексте под воспроизведением следует понимать строительство, возведение, иную практическую реализацию архитектурных произведений.
Во-вторых, запрещается воспроизведение в личных целях баз данных или их существенных частей.
В-третьих, не допускается воспроизведение программ для ЭВМ, кроме случаев свободного воспроизведения программ для ЭВМ лицом, правомерно владеющим экземпляром такой программы (правообладателем). Правообладатель вправе без согласия автора и не выплачивая ему вознаграждения:
- внести в программу для ЭВМ или базу данных изменения исключительно в целях их функционирования на технических средствах пользователя и осуществлять действия, необходимые для функционирования таких программы или базы данных в соответствии с их назначением, в том числе запись и хранение в памяти ЭВМ (одной ЭВМ или одного пользователя сети), а также осуществить исправление явных ошибок, если иное не предусмотрено договором с правообладателем;
- изготовить копию программы для ЭВМ или базы данных при условии, что эта копия предназначена только для архивных целей или для замены правомерно приобретенного экземпляра в случаях, когда такой экземпляр утерян, уничтожен или стал непригоден для использования (п. 1 статьи 1280 ГК РФ).
В-четвертых, запрещается репродуцирование книг (полностью) и нотных текстов. Понятие репродуцирования раскрывается в п. 2 статьи 1275 ГК РФ. Им признается факсимильное воспроизведение произведения с помощью любых технических средств, осуществляемое не в целях издания. Репродуцирование не включает воспроизведение произведения или хранение его копий в электронной (в том числе в цифровой), оптической или иной машиночитаемой форме, кроме случаев создания с помощью технических средств временных копий, предназначенных для осуществления репродуцирования.
В пятых, не допускается воспроизведение произведения без выплаты авторского вознаграждения и без разрешения автора является видеозапись аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи.
Свободное воспроизведение произведения в личных целях возможно только при условии, что такое использование произведения не наносит неоправданный ущерб обычному использованию результатов интеллектуальной деятельности и не ущемляют необоснованным образом законные интересы правообладателей.
2. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях (1274 ГК РФ).
1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:
1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;
3) воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такое воспроизведение или сообщение не было специально запрещено автором или иным правообладателем;
4) воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за авторами таких произведений сохраняется право на их опубликование в сборниках;
5) воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии, путем сообщения в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;
6) воспроизведение без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых правомерно опубликованных произведений, кроме произведений, специально созданных для воспроизведения такими способами.
При толковании этих норм, необходимо учитывать.
1. Отсутствие ссылки на источник заимствования может являться способом осуществления плагиата, т.е. присвоением авторства путем простого не указания имени настоящего автора произведения, включенного в другое произведение и тем самым присваивание чужих творческих результатов и выдача их за свои собственные.
Обозначение источника заимствования должно быть произведено в форме, не оставляющей сомнения в заимствовании. В зависимости от ситуации содержание и форма сведений, включаемых в источник заимствования может варьироваться. Источник заимствования проявляется: в указании автора и названия используемого произведения; либо имени автора, либо только названия произведения. бывают случаи, когда заимствуемое место имеет широкую известность настолько хорошо знакомо широкому кругу лиц, что публика обладает самостоятельными сведениями об источнике заимствования. Тогда допускается простое заключение заимствованного из произведения литературы текста в кавычки.
2. При свободном цитирование в оригинала или в переводе, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати, при соблюдении ряда требований. Во-первых, должна быть соблюдена цель цитирования - научная, исследовательская, полемическая, критическая и информационная. Во-вторых, свободное цитирование возможно только в отношении правомерно обнародованных произведений. В-третьих, объем цитирования ограничен основной целью цитирования.
Это значит, что цитирование производится для иллюстрации, подтверждения или опровержения высказываний автора.
3. При свободном использовании произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций необходимо соблюдение следующих условий:
- указанные произведения должны быть правомерно обнародованы их авторами или с согласия авторов третьими лицами;
- произведения включаются в издания, радио- и телепередачи, звуко- и видеозаписи.;
- цель такого свободного использования - учебная, а издания, радио и телепередачи, звуко- и видеозаписи должны носить учебный характер. Учебными целями являются цели, направленные на передачу и усвоение знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека в определенной области знаний;
- объем свободного использования произведений в качестве иллюстраций должен быть оправдан поставленной целью.
В отличие от цитаты, которая как бы включается в сюжет, тему, образ произведения, иллюстрация, понимаемая в широком, первом значении этого слова, только сопровождает материалы учебного характера, поясняя их, комментируя и раскрывая содержащиеся в них темы примерами.
4. При свободном воспроизведении в прессе, сообщении в эфир или по кабелю статей, необходимо соблюдение следующих условий:
- эти статьи были правомерно опубликованы в газетах или журналах;
- опубликованные статьи должны касаться текущих экономических, политических, социальных и религиозных вопросов;
- воспроизведение или сообщение таких статей не было специально запрещено автором или иным правообладателем.
Свободное воспроизведение в прессе или сообщение в эфир, либо по кабелю газетных и журнальных статей возможно только, если такое воспроизведение или сообщение не было специально запрещено правообладателем. Так, автор при первом опубликовании произведения, либо в заключенном им договоре может оговорить запрет на свободное использование его произведения в прессе или в эфире.
5. При воспроизведение произведений рельефно - точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых это допустимо, если:
- такое воспроизведение осуществлено без цели извлечения прибыли, т.е. дальнейшее распространение произведения производится бесплатно или хотя и за плату, но ниже его себестоимости;
- воспроизводимое произведение было правомерно опубликовано;
- данный пункт не применяется к произведениям, специально созданным для слепых.
Помимо шрифта Брайля (рельефно-точечный шрифт для чтения слепыми, буквы, цифры и знаки которого состоят из различных комбинаций рельефных точек, различаемых на ощупь) правомерно опубликованные произведения могут воспроизводиться на аудио-носителях (т.н. аудио-книги), компьютерных программах, специально предназначенных для слепых и т.п.
Согласно п. 2 ст. 1274 ГК РФ., в случае, когда библиотека предоставляет экземпляры произведений, правомерно введенные в гражданский оборот, во временное безвозмездное пользование, такое пользование допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения. При этом выраженные в цифровой форме экземпляры произведений, предоставляемые библиотеками во временное безвозмездное пользование, в том числе в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме.
Согласно п.3 ст. 1274 ГК РФ, если произведение правомерно обнародовано, то на его основе любой гражданин вправе создать другое произведение в жанре литературной или музыкальной пародии или карикатуры и при этом ничего не обязан платить обладателю исключительных прав на оригинальное произведение и получать на то его согласие.
Данная норма является новеллой в ГК РФ, т.к. ранее действовавшие в области авторского права законодательные акты не предусматривали подобной нормы.
Карикатура (от итальянского caricare - нагружать) есть изображение какого-либо явления в смешном, нелепом виде путем намеренного искажения воспроизводимого материала, подчеркнутого нарушения привычных соотношений. Пародия (от греческого parodia, буквально - пение наизнанку) - это комическое подражание художественному произведению или группе произведений в литературе или в музыкальном и изобразительном искусстве.
Создание карикатуры или пародии является разновидностью свободного использования произведения. При этом ГК РФ не требует обязательного указания имени автора и наименования оригинального произведения.
3. Свободное использование произведения путем репродуцирования (ст. 1275 ГК РФ)
Репродуцирование, или репрографическое воспроизведение, - это факсимильное воспроизведение в любых размерах и форме одного или более экземпляров оригиналов или копий письменных и других графических произведений путем фотокопирования или с помощью других технических средств, иных, чем издание.
Для того, чтобы субъект имел право без выплаты вознаграждения и без согласия правообладателя репродуцировать произведение последнее должно быть правомерно опубликовано. Таким образом, ГК РФ в качестве основания для свободного использования произведение путем его репрографического воспроизведения признает только такой способ его обнародования.
Далее, репродуцирование допускается только в единственном экземпляре, т.е. для одного заказчика или потребителя может быть изготовлен только один экземпляр.
Независимо от обстоятельств репродуцирование никогда не преследует цели извлечения прибыли. Как правило, стоимость сделанной путем репродуцирования копии не должна превышать себестоимости ее изготовления. Но бывают случаи, когда репродуцирование осуществляется бесплатно.
При репродуцировании обязательно нужно указывать имя автора, произведение которого воспроизводится, и источника заимствования.
Проанализировав понятие "воспроизведение", данное в статье 1270 ГК РФ, можно сделать вывод о том, что его разновидностью является репродуцирование. Последнее также заключается в изготовление экземпляра, но только в единственном числе, посредством применения любых технических средств.
Репродуцирование допускается только в строго оговоренных в ГК РФ случаях:
1) для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров произведения;
2) для использования в учебных или научных целях;
3) для аудиторных занятий.
4. Свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения (ст. 1276 ГК РФ)
Согласно ст. 1276 ГК РФ допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю фотографического произведения, произведения архитектуры или произведения изобразительного искусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю либо когда изображение произведения используется в коммерческих целях.
Фотографические произведения включают в себя пейзажи, портреты, натюрморты, и т.п. Так как понятие фотографического произведения понимается в широком смысле, сюда относятся и иные произведения, полученные способами аналогичными фотографии, среди которых можно назвать слайды, голографические изображения, произведения, отретушированные в редакторе фотошоп и др.
Фотографии является таким произведением, при обнародовании и дальнейшем использовании которого возможно нарушить права лица, чье изображение зафиксировано на фотоснимке.
Архитектурный проект - это архитектурная часть документации для строительства и градостроительной документации, содержащая архитектурные решения, которые комплексно учитывают социальные, экономические, функциональные, инженерные, технические, противопожарные, санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-художественные и иные требования к объекту в объеме, необходимом для разработки документации для строительства объектов, в проектировании которых необходимо участие архитектора.
Архитектурный объектом признаются созданные на основе архитектурного проекта здание, сооружение, комплекс зданий и сооружений, их интерьер, объекты благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства.
Свободное использование произведений архитектуры допускается только при соблюдении всех условий, установленных в статье 1276 ГК РФ. В противном случае будет иметь место нарушение авторских прав на архитектурные проект или объект.
Данная статья предусматривает два ограничения свободного использования произведений фотографии, архитектуры и изобразительного искусства.
Прежде всего воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю указанных произведений без выплаты вознаграждения и без согласия их авторов не допускается, если изображение произведения таким способом является основным объектом его использования. Нельзя показывать только одно это изображение, но его можно использовать в качестве вспомогательного материала, например, для объяснения принципов и характерных черт определенного архитектурного стиля демонстрируется фотография архитектурного объекты, построенного в этом стиле (в данном случае фотоснимок представляет собой экземпляр произведения архитектуры, изготовленный в двух измерениях). Можно фотографироваться на фоне произведений архитектуры или изобразительного искусства, в данном случае они не будут выступать основным объектом воспроизведения, а только фоном.
Следующее ограничение использования указанных в статье 1276 ГК РФ объектов авторского права касается запрета на использование их изображения в коммерческих целях. Главной и основной коммерческой целью является извлечение прибыли.
Получается, что произведения фотографии, изобразительного искусства и архитектуры нельзя свободно использовать, если полученное их изображение вводится в оборот с целью дальнейшей продажи или иного их отчуждения, сдачи в прокат и иного распоряжения ими за плату с целью извлечения прибыли (получения коммерческой выгоды).
По общему правилу, авторское право возникает с момента создания произведения и действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти, причём счёт лет начинается с 1 января года, следующего за годом смерти. После окончания срока защиты авторских прав произведение переходит в общественное достояние. Иными словами, с этого момента каждый желающий может использовать произведение по своему усмотрению, не нарушая, однако, "вечных" прав – авторства, на имя и на защиту репутации.
Использование произведения кем-либо помимо автора возможно на различных основаниях. Существует три вида договоров, на основе которых может осуществляться передача имущественных прав: авторский, трудовой и лицензионный. Каждый из них имеет свою сферу применения.
Авторский договор заключается между автором по поводу использования его конкретного произведения и любым иным лицом. Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам. Право запрещать использование произведения другим лицам может осуществляться автором произведения, если лицо, которому переданы исключительные права, не осуществляет защиту этого права. Авторский договор о передаче неисключительных прав разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом. Права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное. Авторский договор заключается в письменной форме. В устной форме может заключаться авторский договор об использовании произведений в периодической печати (если речь не идет о произведении, созданном журналистом в рамках исполнения его трудовых функций).
При заключении договора необходимо со всей тщательностью отнестись к выполнению, казалось бы, излишних формальностей. Если право авторства носит характер презумпции, то права наследника или опекуна нуждаются в подтверждении: к договору нужно приложить весь пакет соответствующих документов (их нотариально заверенных копий). Существенно и то, что наследников авторского права может быть несколько, и отсутствие договора хотя бы с одним из них будет свидетельствовать о непередаче права пользования.
По трудовому договору переходят права на служебное произведение. Служебным произведением Закон называет произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (ст. 14 ч. 1). На практике это означает, необходимость существования документа, определяющего создание произведения как служебную обязанность автора. Обычно такими документами являются трудовой договор и положение об обязанностях лица, занимающего данную штатную единицу. Часто, впрочем, ни один из этих документов не содержит прямого указания на необходимость создания произведений. Так, в положении о должности пресс-секретаря может быть лишь указана его обязанность информировать прессу, а способы, которые он для этого использует, работодателя могут совершенно не интересовать. Создание произведений (пресс-релизов), или, тем более, их оригинальность никаким документом не будут предусмотрены. Тем не менее, очевидно, что оригинальные произведения, созданные с целью информирования прессы, то есть целью, обозначенной в положении (инструкции и т.д.), будут произведениями служебными.
Если задание начальства выходит за пределы служебных обязанностей подчиненного, то ситуация осложняется. Здесь возможны два варианта юридически корректного поведения. Либо сотрудник принимается на временную работу по совместительству, с ним заключается еще один трудовой договор, предусматривающий характер выполняемого труда, и тогда его произведение будет служебным. Либо сотрудник выступает как независимое от работодателя лицо, с ним заключается гражданский авторский договор, и тогда его произведение служебным являться не будет. Во всех иных случаях ни само задание, ни использование работодателем произведения сотрудника не могут считаться законными.
Специфика служебного произведения состоит в том, что права на него делятся между автором-работником и работодателем. Все имущественные права с момента передачи произведения работодателю принадлежат ему. Более того, помимо работодателя и без его согласия никто не может использовать служебное произведение. То есть, если автор по каким-то причинам, решит произведение работодателю не передавать, и предпочтет быть уволенным за неисполнение служебных обязанностей, получается, что данное произведение никогда и никем уже не может быть использовано – опять же, кроме бывшего работодателя, если автор вдруг передумает. Автор же сохраняет за собой неимущественные права, – например, право представляться автором и даже требовать при всяком использовании указания его имени.
Непростым является также вопрос о выплате авторского вознаграждения за использование служебного произведения. Практика, здравый смысл, советское законодательство и многие юристы исходят из того, что это вознаграждение включается в установленную трудовым договором заработную плату или тождественно ей. Действующий Закон утверждает иное: "Размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем" (п. 2 ст. 14). Закон не указывает, о каком именно договоре идет речь, так что можно предположить, что имеется в виду как трудовой, так и иной договор. Иными словами, если в трудовом договоре предусмотрены все виды использования произведения, к которым будет прибегать работодатель, то авторское вознаграждение будет выплачиваться в рамках заработной платы, установленной тем же договором. Однако если работодателю придет в голову новый способ применения произведения, то ему придется заключать с работником новый договор, напоминающий авторский. А именно: в нем будет указан способ и территория использования произведения, а также размер и порядок выплаты вознаграждения. Тем не менее, отличия от авторского договора будут принципиальны. Если основным содержанием авторского договора является передача права, то основным содержанием данного – установление вознаграждения. Автору не нужно передавать работодателю право на тот или иной вид использования, он не может запретить работодателю любое использование произведения, поскольку это право уже принадлежит работодателю в силу Закона (п. 2 ст. 14). Если автора не устраивают предлагаемое работодателем вознаграждение, и он намерен отстаивать свои права даже в суде, то целесообразно не подписывать никакого договора, зафиксировать факт бездоговорного использования его произведения и обратиться в суд с требованием выплаты причитающейся суммы.
Положения статьи 14 "Авторское право на служебные произведения" не распространяется на создание периодических изданий. Отличия в правовом режиме газетной статьи, созданной штатным журналистом (и являющейся, конечно, служебным произведением), состоят в следующем (ч. 2 ст. 11):
не только работодатель (издатель), но и автор-журналист вправе использовать произведение по собственному усмотрению;
зато журналисту не полагается никакого дополнительного вознаграждения за использование издателем его произведения не предусмотренным трудовым договором способом.
Лицензионный договор заключается при переходе авторских прав к пользователю от организации, ранее получившей их от автора. В частности, пользователь может получить лицензию у Российского Авторского Общества, создание которого одобрено Указом Президента РФ от 7 октября 1993 № 1607 "О государственной политике в области авторского права и смежных прав".
Наконец, существует предусмотренный законом закрытый список случаев для иных способов использования (т.н. ограничения имущественных прав – статьи 18-26).Рассмотрение всех этих случаев заняло бы слишком много места, поэтому перечислим только те, которые имеют непосредственное отношение к связям с общественностью и смежным видам деятельности.
1. Ограничения имущественных прав при воспроизведении. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение правомерно обнародованного произведения:
в личных целях;
архитектуры, фотографии, изобразительного искусства, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения.
2. Ограничения имущественных прав при использовании произведения средствами массовой информации. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:
воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения обнародованных в СМИ статей по текущим вопросам в случаях, когда такое воспроизведение не было специально запрещено автором;
воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью;
воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.
3. Иные случаи использования произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения:
при обязательном указании имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования допускается цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования;
допускается публичное исполнение музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний, а также похорон в объеме, оправданном характером таких церемоний;
с соблюдением ряда условий организация эфирного вещания может делать запись краткосрочного пользования того произведения, в отношении которого эта организация получила право на передачу в эфир.
Санкции за нарушение норм законодательства об авторских и смежных правах содержатся как в самом Законе, так и в иных нормативных актах. Через суд и иные правоохранительные органы правообладатели могут требовать:
1) признания прав;
2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению, в том числе конфискации и уничтожения или передачи потерпевшему контрафактных (изготовленных или распространяемых с нарушением Закона) экземпляров, а также оборудования, с помощью которого они были произведены;
3) возмещения убытков, включая упущенную выгоду;
4) взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав;
5) выплаты компенсации вместо возмещения убытков или взыскания дохода
а) в размере от 10 тысяч рублей до 5 миллионов рублей,
б) в двукратном размере стоимости экземпляров произведений,
в) в двукратном размере стоимости прав на использование произведений, обычно устанавливаемой при схожих обстоятельствах.
Указанные в пунктах 3, 4, 5 меры применяются по выбору правообладателя.
Уголовный кодекс устанавливает также, что нарушения авторских и смежных прав, повлёкшие крупный ущерб наказываются также штрафом и даже лишением свободы. Отягчающим обстоятельством является неоднократное совершение нарушений группой лиц по предварительному сговору (ст. 146). Кодекс об административных правонарушениях содержит введённую после принятия Закона об авторском и смежных правах статью 150.4, которая за незаконное использование в коммерческих целях произведений или фонограмм предусматривает ответственность в виде наложения штрафов и конфискации контрафактных экземпляров, уничтожения или изменения знаков защиты авторского или смежных прав.
Помимо возмещения убытков, взыскания дохода или выплаты компенсации в твердой сумме, суд или арбитражный суд за нарушение авторских или смежных прав взыскивает штраф в размере 10 процентов от суммы, присужденной судом в пользу истца. Сумма штрафов направляется в установленном законодательством порядке в соответствующие бюджеты.
Выводы:
Защита авторских и смежных прав в России благодаря системе международных договоров и Закону "Об авторском и смежных правах" имеет солидную юридическую базу. Четко определены как права авторов, так и ответственность правонарушителей. Тем не менее, именно в этой сфере правонарушения имеют массовый характер. На наш взгляд, причиной этого являются не столько отдельные недостатки действующего законодательства, сколько отсутствие в общественном сознании уважения к интеллектуальной собственности, зачастую безвольность авторов при защите собственных прав.
Вопросы:
Как устранить необходимость указывать имя специалиста по связям с общественностью на созданных им произведениях?
На основании каких договоров могут переходить авторские права?