Да не судимы будем! Какие ограничения накладывает судимость на гражданина. Ограничения при приеме на работу лиц с судимостью
Согласно закону о противодействии коррупции, в определенных случаях для трудоустройства лица, которое ранее занимало должность государственной или муниципальной службы, нужно согласие специальной комиссии - по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Поэтому если бывший высокопоставленный чиновник нашел себе новую работу, в том числе, по совместительству, он обязан обратиться в одну из таких комиссий (на федеральном или региональном уровне). Разрешение комиссии также понадобится, если планируется заключить стоимостью более 100 тысяч рублей в месяц.
Подробнее, как проходят заседания, сколько они длятся, как принимаются решения, желающие могут почитать в Указе Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821. Но в большей степени работодателя эти все процедуры не касаются. Ему важно, чтобы работник вовремя уведомил о прежней государственной или муниципальной службе. В противном случае трудовой договор или договор ГПХ придется аннулировать.
Что должен сделать будущий работодатель?
Правила для организаций, которые готовы принять на работу бывшего госслужащего, прописаны в:
- Федеральном законе от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
- Постановлении Правительства РФ от 21.01.2015 N 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации»;
- а теперь еще в Методических рекомендациях Минтруда по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией.
Исходя из этих документов, предлагаем пошаговую инструкцию, как действовать будущему работодателю.
- Уточнить, нужно ли на трудоустройство разрешение специальной комиссии. Сделать это необходимо следующим образом:
- Проверить, какую должность на государственной или муниципальной службе занимал будущий работник. Это можно сделать с помощью данных из трудовой книжки.
- Определить, распространяются ли ограничения по трудоустройству на нового работника, исходя из норм Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. N 925 и Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557. Если должность там указана, не стоит оформлять трудовые отношения с гражданином до тех пор, пока он не получит согласие специальной комиссии.
- Выяснить, входили ли в обязанности будущего работника функции государственного, муниципального (административного) управления организацией. К таковым относятся полномочия по приему обязательных для исполнения решений по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, а также полномочия по подготовке проектов таких решений. Если входили, не заключать никакой договор о сотрудничестве, пока не будет получено официальное разрешение от специальной комиссии.
- Дождавшись разрешения, заключить договор с новым сотрудником.
- Уведомить бывшего работодателя о трудоустройстве гражданина либо заключении с ним договора ГПХ. Это делается в течение 10 дней со дня заключения договора в следующих случаях:
- Если было получено соответствующее разрешение из комиссии;
- Если с момента увольнения гражданина прошло менее двух лет;
- Если оплата по договору ГПХ превышает 100 тысяч рублей в месяц.
- Согласно постановлению правительства № 29 и рекомендациям Минтруда, такое уведомление оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя либо гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации или печатью кадровой службы (при наличии). В информационном сообщении обязательно должны быть следующие данные:
- фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина. Если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние;
- число, месяц, год и место рождения гражданина;
- должность государственной (муниципальной) службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной (муниципальной) службы, по сведениям, содержащимся в трудовой книжке;
- полное и сокращенное (при наличии) наименование организации-нового работодателя;
- дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;
- дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен. Указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, - срок его действия (дата и номер гражданско-правового договора, его срок, в том числе сроки начала и окончания выполнения работ (оказания услуг);
- наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при наличии);
- должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином. Указываются основные направления поручаемой работы (предмет гражданско-правового договора с кратким описанием работы (услуги) и ее результата, а также стоимости работ в рублях в течение месяца).
- Если работодатель и последнее место работы отличаются, необходимо уведомлять и одного, и другого, рекомендует Минтруд. Такие ситуации возможны в отношении руководителей территориальных органов федеральных служб или агентств, находящихся в ведении федерального министерства: решение о назначении на должность принимает министр, а служебный контракт заключается с руководителем федеральной службы или агентства.
- Сохранить документы, подтверждающие отправку уведомления. Обязательно письмо надо зарегистрировать в журнале исходящей корреспонденции, затем можно сохранить квитанцию об отправке заказного письма с уведомлением либо вручить лично под подпись. Как именно отправить информацию, работодатель выбирает самостоятельно. Главное - чтобы обязанность по уведомлению была исполнена, поскольку за несоблюдение этого требования предусмотрено наказание.
Образец уведомления
Какие обязанности у бывшего работодателя?
В целом у государственного или муниципального органа, в котором раньше трудился гражданин, не так уж и много обязанностей. Если работник, занимавший должность, которая входит в список из Указа Президента № 557, уволился, и спустя 6 месяцев не сообщил о новом месте работы, бывший работодатель обязан обратиться в прокуратуру. Уже правоохранительные органы будут разбираться, чем занимается экс-чиновник.
Еще одна обязанность - реагировать на заявления бывших сотрудников о новом месте работы или заказчике, если планируется заключить договор ГПХ. В таком случае проверяется, нужно ли созывать специальную комиссию и давать разрешение на работу. Как правило, этим занимаются уже не кадровые работники, а администрация и секретариат государственного или муниципального органа.
Отметим, что Методические рекомендации Минтруда в основном повторяют требования закона о противодействии коррупции и Постановления правительства №29. Как говорят сами чиновники, они были выпущены для формирования единообразного подхода выполнения законодательства.
Проректор РАНХиГС Дмитрий Буташин подчеркивает, что российский Минтруд не придумал ничего особенного: подобная практика информирования о трудоустройстве бывших государственных управленцев предусмотрена во многих странах. В России она тоже действует давно, но сейчас контроль ужесточается.
По данным Минтруда, ограничения на трудоустройство фактически затрагивают не так уж много чиновников - порядка 10 тысяч человек по всей стране. Это только те лица, на трудоустройство которых потребуется получить согласие спецкомиссии. Всего же, согласно официальной статистике, в федеральных государственных органах трудится 38 тысяч человек, а в регионах - еще 685 тысяч служащих. Конечно, не о каждом, но о большинстве из них власть хочет четко знать, кто и чем занимается.
Для тех предпринимателей, кто откажется сотрудничать, предусмотрена административная ответственность. В частности, согласно статье 19.29 КоАП РФ за привлечение к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора действующего или бывшего государственного или муниципального служащего с нарушением требований закона о противодействии коррупции и статьи 64.1 ТК РФ штраф:
- для граждан составляет от 2 до 4 тысяч руб.;
- для должностных лиц - от 20 до 50 тысяч руб. (в данном случае необходимо будет доказать, что конкретный работник является лицом, на которого законом возложена обязанность по сообщению о заключении трудового договора с бывшими государственными или муниципальными служащими);
- для организаций - от 100 до 500 тысяч руб.
Наказать могут за неуведомление о заключении трудового договора или договора ГПХ, а также за нарушение срока направления соответствующей информации. Кроме того, привлечь к ответственности могут за заключение соглашения о сотрудничестве без согласия специальной комиссии.
При этом важно помнить, что Верховный суд РФ запретил признавать виновным работодателя, который не знал о замещении гражданином в течение двух последних лет должности на государственной или муниципальной службе. В Обзоре судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.29 КоАП РФ, утвержденном Президиумом ВС РФ от 30.11.2016, сказано, что такие сведения работодатель получает из трудовой книжки. Если соответствующих записей нет, значит, сведений у него не было и наказывать его за нарушение закона нельзя.
Еще один важный момент. Согласно тому же Обзору, если бывший госслужащий трудоустраивается в учреждение, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы, то у нового работодателя не возникает обязанности информировать о сотрудничестве с бывшим государственным или муниципальным служащим. По мнению судей, такое трудоустройство или заключение договора ГПХ «не связано с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой должностью на государственной (муниципальной) службе».
Как расторгнуть трудовой договор?
Если по каким-то причинам организации придется расторгнуть трудовой договор, важно правильно оформить соответствующую запись в трудовой книжке. На каком именно основании расторгать договор? Один из вариантов - на основании пп. 11 ч. 1 статьи 77 ТК РФ - «нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы».
Пример заполнения
Если, по разным причинам, после заключения трудового договора появилось уведомление спецкомиссии о несогласии на работу, кадровик должен вписать в качестве основания для расторжения трудового договора абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ - «заключение трудового договора в нарушение установленных Трудовым кодексом РФ, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности».
У любого российского работодателя может возникнуть необходимость оформления на работу иностранца. Порядок трудоустройства граждан из других государств регламентируют соответствующие федеральные законы и кодексы. Заложенные в правовые документы правила следует неукоснительно соблюдать. Разберемся, как в 2019 году осуществляется прием на работу иностранных граждан.
Порядок оформления на работу граждан из-за рубежа отличается от принципов трудоустройства россиян. Для того чтобы устроить на предприятие гражданина другой страны, работодатели соблюдают определенные правила. У процедуры привлечения на работу трудовых мигрантов есть свои особенности. И руководители организаций, нанимающие иностранных граждан, обязаны их учитывать.
К 2019 году в России не принят отдельный закон, регламентирующий прием на работу иностранных граждан. Хотя Госдума уже несколько лет обещает ввести единый миграционный кодекс. Документ поможет регулировать порядок оформления трудовых отношений с иммигрантами. Сейчас правила трудоустройства иностранцев разбросаны по разным законодательным актам. Правовая база включает в себя:
- Трудовой кодекс.
- Налоговый кодекс.
- КоАП.
- Отдельные приказы ФМС.
- Ряд федеральных законов (о миграционном учете, о правовом положении иностранцев и другие).
В России к иностранцам относятся 2 категории граждан:
- Лица, которые имеют доказательство гражданства иной державы.
Кроме того, иностранцы подразделяются:
- На лиц, проживающих в РФ на постоянной основе (имеющих вид на жительство).
- На лиц, проживающих в Российской Федерации на временной основе (имеющих в удостоверении личности отметку, разрешающую временное проживание).
- На лиц, пребывающих в России на временной основе (имеющих визу или миграционную карту, но не ВНЖ либо разрешение на временное проживание).
Требования к работнику-иностранцу
Иностранный гражданин, трудоустраивающийся в России, предъявляет работодателю:
- Персональное разрешение на трудоустройство или патент для мигрантов.
- Удостоверение личности (заверяется у нотариуса).
- Документ, подтверждающий пребывание в государстве на законных основаниях.
- Трудовая книжка (при наличии, либо ее заводит работодатель).
- Свидетельство пенсионного страхования (если иммигрант трудоустраивается впервые, документ оформляет работодатель).
- Диплом об образовании или иное подтверждение требуемой квалификации (при необходимости).
- Медицинский полис либо договор о медстраховании.
Все документы на иностранном языке переводятся на русский.
Это документ, схожий с разрешением на трудоустройство. Патент имеет серию, номер, голограмму и штрихкод. Получить его проще. Бумагу ввели в обращение, чтобы уменьшить число нелегальных иностранных работников. Прежде всего, это касается приезжих из Ближнего Зарубежья.
Разрешительный документ выдают миграционные органы. Если гражданин въехал в Россию без визы или при въезде указал своей целью трудоустройство, он самостоятельно обращается за бумагой. В иных случаях за него это сделает работодатель.
Патент выдается в ФМС и ее отделениях для трудоустройства к физическому лицу, ИП или организации. Документ действует от 30 дней до 1 года. Для оформления документа иммигрант приносит:
- Заявление с просьбой предоставить патент (на официальном бланке).
- Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
- Миграционную карту с визой (при наличии).
- Цветной фотоснимок 30×40 мм.
- Полис медстрахования либо соглашение с организацией о предоставлении платных медицинских услуг.
- Медицинские справки:
- Справку об отсутствии ВИЧ и прочих опасных заболеваний.
- Справку об отсутствии алкогольной и наркотической зависимости.
- Платежку о перечислении госпошлины (копию).
- Результаты уровня знания русского языка, истории и основ законодательства РФ:
- Соответствующий сертификат. Он действует в течение 5 лет.
- Документы об успешно пройденной на территории России госаттестации (после сентября 1991 года).
- Аттестат о школьном образовании (полученном в одном из государств бывшего СССР).
- Диплом об образовании (желательно).
Сроки
Каждое прошение рассматривается 10 дней. По истечении этого срока трудовой мигрант получит патент либо уведомление об отказе. Извещение передается заявителю лично в руки по предъявлению паспорта. Запрет на трудоустройство допускается оспорить через суд либо миграционные органы. Апелляция подается в течение 3 дней после получения извещения.
В случае положительного решения, гражданин устраивается на работу. Продление патента не предусмотрено. Когда срок действия документа закончится, его владелец обязан выехать из страны. Затем он вновь въезжает в РФ и трудоустраивается повторно.
Важно! Закон позволяет мигрантам подать документы на предоставление патента в течение 1 месяца со дня въезда. Иначе иностранцам придется заплатить штраф – от 10 до 15 тысяч рублей.
Основания для аннулирования патента
- Его держатель либо работодатель привлекают к трудовым обязанностям третьих лиц.
- Владелец бумаги представляет угрозу для безопасности государства и его граждан.
- Обладатель документа участвует в террористической деятельности.
- Гражданин ранее выдворялся за пределы РФ.
- Иностранец предоставил поддельные документы либо сообщил ложные сведения о себе.
- Иммигрант осужден за какое-либо действие или имеет непогашенную судимость.
- Держатель патента нарушает российские законы.
- Владелец документа выехал из страны на ПМЖ либо находится за ее пределами свыше 6 месяцев.
- Обладатель бумаги предоставил не все документы либо не оплатил госпошлину.
Особенности трудоустройства в РФ
Кто не обращается за патентом или разрешением на работу
Порядок трудоустройства мигрантов освобождает от получения разрешения на работу:
- Иностранцев с временным или постоянным разрешением на проживание.
- Участников программы по добровольному переселению соотечественников и их семей в Российскую Федерацию. При этом доходы таких иностранцев сразу облагаются по 13-процентной ставке.
- Сотрудников дипмиссий.
- Работников предприятий, монтирующих и устанавливающих оборудование, поставленное либо произведенное иностранной организацией.
- Студентов, работающих в свободное от учебы время (к примеру, во время каникул).
- Преподавателей и научных сотрудников.
- Сотрудников представительств юридических лиц, аккредитованных в России.
Так выглядит патент на работу
Требования к работодателю
Работодатель при оформлении иммигранта на работу обязан получить разрешение службы занятости населения. Это заключение, подтверждающее оправданность трудоустройства иностранца. Подобный документ уполномоченные органы выдают на 1 год. В отдельных случаях бумагу допускается продлить.
При оформлении на работу иностранного гражданина, въехавшего в РФ в легальном порядке без визы, такое разрешение не требуется.
Этапы оформления трудоустройства
Работодателю недостаточно просто сделать запрос и автоматически получить разрешение на трудоустройство сотрудника. Чтобы нанять иностранца, придется приложить определенные усилия. В частности, организация предоставляет дополнительные сведения:
- О компании.
- О количестве иностранных рабочих.
- О специальностях и должностях работников.
Особенности процесса
Шаг 1 . Обратиться в службу занятости. Это допускается сделать только после безуспешного поиска подходящих кандидатур среди коренных российских жителей.
Шаг 2 . Доказать целесообразность принятия иммигранта на работу.
Шаг 3 . Подать заявку о потребности в иностранном сотруднике.
Шаг 4 . Оформить разрешение на привлечение иностранного гражданина на работу.
Шаг 5 . Получить разрешение на работу для иммигранта.
Шаг 6 . Сделать приглашение для иностранца.
Шаг 7 . Поставить будущего сотрудника на миграционный учет.
Шаг 8 . Заключить с новым работником трудовой договор.
Документы
Для оформления на работу иностранцев, въехавших по визе, в миграционную службу подаются:
- Заявление.
- Разрешение на трудоустройство иностранцев.
- Заключение от службы занятости с подтверждением целесообразности использования трудовых мигрантов.
- Документы на потенциального работника:
- Паспорт.
- Документ, по которому иностранец пребывает в стране.
- Полис медстрахования.
- Цветная фотография 30×40 мм.
- Диплом об образовании.
- Квитанция об уплате госпошлины.
По желанию работодателя к комплекту бумаг добавляются:
- Для юрлиц:
- Свидетельство о внесении изменений в Единый госреестр юридических лиц.
- Подтверждение постановки на налоговый учет.
- Для ИП (копии документов):
- Выписка из Единого госреестра индивидуальных предпринимателей,
- Удостоверение личности.
- Регистрация по месту жительства.
- Подтверждение постановки на учет в налоговой.
Образец выписки из Госреестра
Нюансы
Разрешение на трудоустройство выдается на срок до 1 года. Ни работодатель, ни сотрудник не вправе передать его другому юридическому или физическому лицу. Работники трудоустраиваются только в фирме, получившей разрешение.
Все трудоустроившиеся иностранцы подлежат миграционному учету. Приняв на работу гражданина, работодатель уведомляет об этом отделение ФМС по местонахождению компании. Это требуется сделать через 3 дня с момента заключения договора. Уведомление заполняется . В случае увольнения иммигранта, миграционный орган также ставится в известность.
Так выглядит бланк уведомления
Прием на работу
Оформляющийся на работу иностранец пишет заявление о приеме, как и сотрудники-россияне. Формы заявлений не различаются. Приказ о трудоустройстве выдается по стандартной форме, как и для граждан РФ.
Образец трудового договора
При заключении договора с иностранцем работодатель соблюдает больше условий, чем при найме россиянина. В бумагу вносятся:
- Информация о документе, на основании которого гражданин находится на территории страны:
- Дата выдачи.
- Серия и номер.
- Срок действия.
- Кем выдан документ.
- Реквизиты полиса медицинского страхования либо договора об оказании иностранцу медицинских услуг.
Трудовой договор заключается только на русском либо на языках обеих сторон. Для соблюдения интересов и работодателя, и сотрудника эксперты советуют второй вариант. Еще одно важное условие при составлении договора – срок действия документа не превышает период пребывания работника на территории России.
Особенности для белорусов
Многие трудовые мигранты ограничены в правах по сравнению с коренными россиянами. Исключение составляют выходцы из Беларуси. В вопросах трудоустройства приезжие из республики приравнены к гражданам Российской Федерации. Это значит, что при устройстве на работу белорусы подают те же документы, что и жители РФ:
- Паспорт.
- Трудовая книжка.
- Страховое свидетельство.
- Военный билет (при наличии у мужчин).
- Диплом об окончании учебного заведения (при необходимости).
- Фотография (если требуется).
На белорусов не распространяются квоты, действующие для других трудовых мигрантов. Кроме того, работодатель освобожден от необходимости оформлять разрешение на работу.
Трудоустройство студентов
Российские работодатели вправе нанимать сотрудников из числа студентов-иностранцев:
- Получающих среднее или высшее образование.
- Обучающихся на дневных отделениях.
- Получающих профобразование по программам выбранных курсов с госаккредитацией.
При этом разрешение на труд выдается максимум на 1 год. Плюс работа ограничивается рамками того же субъекта Федерации, где проходит уче ба.
Квота на иностранцев
В 2019 году в РФ продолжают действовать квоты на трудовых мигрантов. Допустимую долю иностранных работников определяет правительство. Ограничения, в частности, коснулись:
- Работников, задействованных на выращивании овощей в ряде регионов (допустимый процент иностранцев – половина от общего числа работников).
- Продавцов алкоголя в специализированных магазинах (не более 15% иммигрантов).
- Продавцов табачных изделий в специализированных магазинах (15%).
- Работников сухопутного пассажирского транспорта (40%).
- Водителей грузовых автомобилей (35%).
- Спортивных деятелей (25%).
Кроме того, в 2019 году не выделены квоты для:
- Продавцов лекарств.
- Торговцев на рынках.
- Работников розничной торговли.
Впрочем, на ряд профессий ограничения не распространяются. Перечень таких специальностей ежегодно пересматривается чиновниками. Список корректируется в зависимости от рынка труда. Иностранцы вправе работать без квот в следующих отраслях:
- Творческая среда:
- Корреспондент.
- Ведущий.
- Актер драмы.
- Цирковой артист.
- Артист балета.
- Участник оркестра.
- Режиссер, ассистент режиссера.
- Художник-постановщик.
- Балетмейстер.
- Хореограф.
- Дирижер.
- Техническая сфера:
- Звукооператор.
- Техник-технолог.
- Инженер-электрик.
- Сфера управления:
- Директор, гендиректор компании.
- Руководитель АО.
- Начальник департамента.
Квалифицированные сотрудники
Кроме того, квоты не распространяются на высококвалифицированных работников. Это люди с высоким уровнем знаний, навыков и достижений. Годовая оплата их труда превышает 700 тысяч рублей. Работодателю не требуется получать разрешение на трудоустройство данной категории граждан. Трудоустроить высококвалифицированных работников вправе следующие организации:
Как иностранцы могут работать в России
- Коммерческие.
- Научные.
- Чья деятельность направлена на осуществление инновационных, экспериментальных или научно-технических разработок.
- Образовательные (кроме духовных).
- Медицинские учреждения.
- Филиалы иностранных организаций с аккредитацией в России.
Для трудоустройства высококвалифицированных сотрудников работодатель готовит пакет документов:
- Разрешение на привлечение иностранца на работу.
- Разрешение на работу с полным набором сопутствующих документов.
- Учредительные документы организации.
- Ходатайство по установленной форме.
- Договор на выполнение работ.
- Письмо, гарантирующее возмещение расходов государству (если специалиста депортируют).
- Цветная фотография 30×40 мм.
- Платеж госпошлины.
Решение принимается в течение 2 недель. Если специалист трудоустроится максимум на 3 месяца, вставать на учет в ФМС не требуется.
Где иностранцу нельзя работать
Законодательные правила запрещают иммигрантам работать в некоторых отраслях. В 2019 году иностранцу не разрешат:
- Нести государственную и муниципальную службу.
- Работать в организациях, обеспечивающих безопасность державы.
- Работать в сфере ядерного производства и утилизации.
- Строить воздушные и морские суда.
- Занимать командные должности в авиации и на кораблях.
- Вести в организации бухучет (позволено только иммигрантам с разрешением на временное пребывание либо ВНЖ).
Санкции за нарушения
Ответственность работодателей за трудоустройство нелегалов серьезно ужесточили. Лица, нарушившие установленный порядок устройства на работу, оплачивают штраф. В 2019 году он составляет от 25 до 50 тысяч рублей (для должностных лиц) и от 250 до 800 тысяч рублей (для юрлиц). В ряде случаев деятельность организации приостанавливают на 3 месяца. Иностранных работников обяжут уплатить штраф (от 2 до 5 тысяч рублей) и депортируют из России.
Россия находится на 2 месте в мире по числу работающих трудовых мигрантов. Ежегодно на территории страны официально трудоустраивается до 1 миллиона граждан других государств. Особенности российского законодательства в части приема на работу иностранцев довольно просты. Важно лишь соблюдать правила и следовать букве закона.
#трудоустройство #право #прававоеннослужащих
В статье анализируются нормы трудового и антикоррупционного законодательства, содержащие ограничения по трудоустройству бывших государственных служащих, включая военнослужащих, на работу в организации, в отношении которых они осуществляли отдельные функции государственного управления.
Ключевые слова: ограничение в трудоустройстве государственных служащих, комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих, трудовой договор, противодействие коррупции.
Limitations in the employment of ex-servicemen issues
M.Yu. Filippova
Filippova M.Yu., candidate of legal Sciences, Deputy Director on uchebno-methodical work of the Law Institute of FSBEI "Moscow state transport University of Emperor Nicholas II".
The article analyzes the norms of labour and anti-corruption legislation containing restrictions on the employment of former government employees, including soldiers, to work in your organization in respect of which they carried out separate functions of the government.
Key words: limitation of employment of public servants, the Commission on observance of requirements to office behavior of civil servants, contract of employment, anti-corruption.
Одним из правовых средств противодействия коррупции является установление для государственных служащих, включая военнослужащих, ряда ограничений в реализации их общегражданских прав <1>. Одно из таких ограничений касается реализации права на труд после увольнения с государственной службы. Данный вопрос урегулирован ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", а также Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции".
——————————–
<1> Научный анализ запретов и ограничений, связанных с прохождением военной службы, осуществлен в диссертационных исследованиях: Козлов В.В. Правовые ограничения, связанные с военной службой: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2011; Скрипель В.А. Запреты, связанные с прохождением военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации (теоретико-правовое исследование): Дис. … канд. юрид. наук. М., 2011 (информация о диссертациях приводится по: Корякин В.М. Военное право: антология диссертаций: Моногр.: В 2 т. М., 2011).
С учетом того что согласно ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" и ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба является разновидностью федеральной государственной службы, рассматриваемое ограничение права на труд в полной мере распространяется и на граждан, уволенных с военной службы.
Суть данного ограничения применительно к военнослужащим состоит в том, что военнослужащие, замещавшие воинские должности, перечень которых определен соответствующими правовыми актами <2>, в течение двух лет после увольнения с военной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в их должностные (служебные) обязанности в период прохождения военной службы, только с согласия аттестационной комиссии, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. В научной литературе такие должности, включенные в соответствующие перечни, вполне обоснованно именуются коррупционно опасными <3>.
——————————–
<2> Такие перечни установлены Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" и Приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 175 "О Перечне воинских должностей, должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие, работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей".
<3> Корякин В.М. Коррупциогенность воинских должностей: миф или реальность? // Право в Вооруженных Силах. 2007. N 11; Чаннов С.Е. Уведомление о приеме на работу бывшего государственного (муниципального) служащего // Актуальные проблемы рос. права. 2015. N 12.
При этом указанными выше нормативными правовыми актами установлены следующие обязанности граждан и организаций:
а) граждане, замещавшие воинские должности, перечень которых установлен соответствующими нормативными правовыми актами, в течение двух лет после увольнения с военной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы;
б) работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими воинские должности, включенные в соответствующие перечни, в течение двух лет после их увольнения с военной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора руководителю воинской части (военной организации) по последнему месту его военной службы в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. N 29 <4>.
——————————–
<4> Постановление Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. N 29 "Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации".
Рассмотрим указанные ограничения и обязанности более подробно.
Итак, бывший военнослужащий, замещавший на момент увольнения с военной службы воинскую должность, включенную в Перечень, определенный Приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 175, в случае поступления на работу в организацию, в отношении которой он в период службы осуществлял руководящие функции, обязан получить на это разрешение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (при условии, если с момента увольнения не истекло 2 года).
Идея получения согласия при приеме на работу бывшего военнослужащего базируется на необходимости недопущения возникновения коррупционных связей между указанным гражданином, уволенным с военной службы, и организациями, с которыми он непосредственно был связан еще при исполнении служебных обязанностей. Именно для того, чтобы у бывшего военнослужащего не возникал соблазн организовать какие-либо преимущества подконтрольной организации с расчетом получить выгодную должность в этой организации после увольнения, в федеральное законодательство и была введена рассматриваемая антикоррупционная норма.
При реализации данной нормы возникают некоторые вопросы. Например, о какой комиссии идет речь применительно к бывшим военнослужащим? В соответствии с п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" вопросы, изложенные в п. 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (в том числе по реализации рассматриваемой в статье нормы), в отношении военнослужащих рассматриваются соответствующими аттестационными комиссиями.
Рассмотрим далее норму, предусмотренную ст. 64.1 ТК РФ и п. 2 ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции", согласно которой граждане, замещавшие воинские должности, перечень которых установлен соответствующими нормативными правовыми актами, в течение двух лет после увольнения с военной службы обязаны при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) сообщать работодателю сведения о последнем месте службы. Из анализа содержания данной нормы следует, что гражданин, уволенный с военной службы, обязан сообщать сведения о последнем месте службы в любом случае при трудоустройстве в любую организацию, а не только в ту, в отношении которой он осуществлял руководящие и контрольные функции.
Вызывает также вопросы формулировка "сведения о последнем месте своей службы". Исходя из контекста рассматриваемой проблемы речь идет не только о месте прохождения военной службы как таковом (с точки зрения его расположения в географическом смысле и наименования военной организации), но и о замещаемой должности, включая информацию о том, входила ли эта должность в соответствующий перечень или нет. В целях устранения данной неопределенности предлагается внести соответствующие уточнения в ст. 64.1 ТК РФ и ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции".
Важен также вопрос об ответственности гражданина, уволенного с военной службы, за невыполнение рассматриваемой обязанности, т.е. если при трудоустройстве такой бывший военнослужащий не представит сведения о последнем месте работы или представит искаженные сведения (например, укажет, что замещаемая им должность не входила в соответствующий перечень). Вполне логично предположить, что в случае выявления таких фактов трудовой договор подлежит расторжению. Однако прямо данная норма в законодательстве не закреплена, а действующие основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя, предусмотренные ТК РФ, не позволяют их применить в данной ситуации.
В связи с изложенным предлагается внести соответствующие дополнения в ст. 84 ТК РФ, которая регулирует вопросы прекращения трудового договора вследствие нарушения установленных правил заключения трудового договора. Заслуживает также поддержки высказанное в научных публикациях мнение о необходимости расширения круга субъектов состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), таким образом, чтобы к ним был отнесен и сам бывший государственный служащий (военнослужащий), не сообщивший работодателю о том, что он замещал коррупционно опасную должность (согласно действующей редакции указанной статьи КоАП РФ административную ответственность по ней несет только работодатель) <5>.
——————————–
<5> Чаннов С.Е. Указ. соч. С. 55.
Как отмечалось выше, согласно ст. 64.1 ТК РФ работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими воинские должности, включенные в соответствующие перечни, в течение двух лет после их увольнения с военной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора руководителю воинской части (военной организации) по последнему месту его военной службы. Порядок такого уведомления регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. N 29, согласно которому сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации или печатью кадровой службы. Сообщение направляется руководителю организации по последнему месту службы гражданина, уволенного с военной службы, в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора или гражданско-правового договора.
В сообщении должны содержаться следующие сведения:
а) фамилия, имя, отчество гражданина;
б) число, месяц, год и место рождения гражданина;
в) должность, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);
г) наименование организации (полное, а также сокращенное (при наличии).
Указанный перечень нуждается, по нашему мнению, в уточнении. Дело в том, что на военнослужащих в период службы трудовые книжки не ведутся, и потому в большинстве случаев при трудоустройстве после увольнения с военной службы трудовые книжки на таких граждан оформляются впервые. Поэтому в п. "в" приведенного выше перечня предлагается указать, что в отношении лиц, проходивших военную службу, наименование должности указывается по сведениям, содержащимся в военном билете гражданина и документах воинского учета.
В случае если с гражданином, уволенным с военной службы, заключен трудовой договор, наряду с указанными выше сведениями также указываются следующие данные:
1) дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;
2) дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, - срок его действия);
3) наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при наличии);
4) должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).
В случае если с гражданином, уволенным с военной службы, заключен гражданско-правовой договор, то в сообщении указываются следующие данные:
- дата и номер гражданско-правового договора;
- срок гражданско-правового договора (сроки начала и окончания выполнения работ (оказания услуг));
- предмет гражданско-правового договора (с кратким описанием работы (услуги) и ее результата);
- стоимость работ (услуг) по гражданско-правовому договору.
Важно отметить, что, как указывалось выше, за невыполнение рассматриваемой обязанности работодатель может быть привлечен к административной ответственности. Для этих целей в КоАП РФ имеется специальная статья - ст. 19.29 (незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего). Согласно данной статье привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии коррупции", влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 4 тыс. руб.; на должностных лиц - от 20 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц - от 100 тыс. до 500 тыс. руб.
Следует согласиться с мнением С.Е. Чаннова о том, что возложение обязанности уведомления о заключении трудового (гражданско-правового) договора исключительно на работодателя при отсутствии каких-либо обязанностей в этой сфере у самих бывших государственных служащих (военнослужащих) приводит к тому, что на практике зачастую рассматриваемая обязанность не исполняется не в силу стремления осуществлять какие-то коррупционно опасные деяния, а просто потому, что указанные работодатели не подозревают о возникновении у них этой обязанности <6>. Однако незнание закона (а также фактических обстоятельств - в данном случае того, что новый работник замещал коррупционно опасную должность) не освобождает от ответственности. А ответственность эта достаточно строгая - выше мы привели соответствующие нормы КоАП РФ об административной ответственности работодателя.
——————————–
<6> Чаннов С.Е. Указ. соч. С. 52.
В связи с изложенным в качестве примера можно привести Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 22 мая 2014 г. N 64-АД14-3 о привлечении к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ администрации муниципального образования "Тымовский" за незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного служащего. В данном Постановлении Верховный Суд Российской Федерации указал, что ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства лиц, ранее замещавших должности государственной службы, предусмотренные в ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции", приняты в целях реализации рекомендаций Конвенции ООН против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН).
Так, п. 1 ст. 12 указанной Конвенции предусмотрена обязанность каждого государства-участника по принятию мер в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства по предупреждению коррупции в частном секторе. Согласно подп. "e" п. 2 ст. 12 Конвенции в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов государства вправе устанавливать ограничения в надлежащих случаях и на разумный срок в отношении профессиональной деятельности бывших публичных должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связаны с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор. Из анализа подп. "e" п. 2 ст. 12 Конвенции против коррупции, п. п. 1, 4 ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" в их системной взаимосвязи следует, что ограничения и предписания ст. 64.1 ТК РФ направлены на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших государственных служащих в коммерческие и некоммерческие организации <7>.
——————————–
<7> Чернышева Л.А. Актуальные проблемы заключения трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. N 5. С. 48 - 50.
Таким образом, действующее трудовое, административное и антикоррупционное законодательство нуждается в совершенствовании и уточнении в части, касающейся регулирования ограничений в трудоустройстве бывших военнослужащих.
Библиографический список
1. Козлов В.В. Правовые ограничения, связанные с военной службой: Дис. … канд. юрид. наук. М.: ВУ, 2011. 223 с.
2. Корякин В.М. Военное право: антология диссертаций: В 2 ч. М.: За права военнослужащих, 2011. 544 - 560 с.
3. Корякин В.М. Коррупциогенность воинских должностей: миф или реальность? // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2007. N 11.
4. Скрипель В.А. Запреты, связанные с прохождением военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации (теоретико-правовое исследование): Дис. … канд. юрид. наук. М.: ВУ, 2011. 234 с.
5. Чаннов С.Е. Уведомление о приеме на работу бывшего государственного (муниципального) служащего // Актуальные проблемы российского права. 2015. N 12.
6. Чернышева Л.А. Актуальные проблемы заключения трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. N 5.
Филиппова М.Ю., кандидат юридических наук, заместитель директора по учебно-методической работе Юридического института ФГБОУ ВО "Московский государственный университет путей сообщения императора Николая II".
Рецензент - доктор юридических наук, доцент В.М. Корякин.
Вера Костамо, РИА Новости.
Новый закон, запрещающий работодателям указывать ограничения дискриминационного характера в объявлениях, даст возможность людям решить часть проблем с трудоустройством. Но ничто не мешает работодателю на собеседовании и при приеме сотрудника в компанию руководствоваться субъективными правилами. Закон, затрагивающий только текст объявления, ситуацию изменить вряд ли сможет.
Что теперь запрещено
Дискриминация по любым основаниям, которые не относятся к профессиональным качествам, при приеме на работу оказалась вне закона. Соответствующий документ подписан президентом и вступил в силу 15 июля.
Речь идет о таких понятиях, как пол, возраст, раса, цвет кожи, национальность, место жительства, отношение к религии, а также другие обстоятельства, не говорящие о деловых навыках соискателя.
К административной ответственности может быть привлечено любое лицо или организация, распространяющие информацию о вакансиях, в которой содержатся ограничения дискриминационного характера. Если подобные уточнения появятся в тексте объявления о вакансии, штраф для граждан составит от 500 рублей до 1 тысячи рублей, для индивидуальных предпринимателей - от 3 тысяч до 5 тысяч рублей, для юридических лиц - от 10 тысяч до 15 тысяч.
Как работает дискриминация по-российски
Работодатели любят здоровых, молодых сотрудников, которые не болеют, не рожают детей и готовы работать с максимальной отдачей. И потому при приеме на работу устраивают довольно жесткий отбор соискателей, ориентируясь прежде всего на их физические показатели.
"Ситуация такая: мне 27 лет, замужем полгода, детей пока нет и в ближайшие пару лет не планируем, сейчас ищу работу. Все менеджеры по персоналу очень много внимания уделяют этому аспекту моего резюме, гораздо меньше времени тратят на обсуждение квалификации и опыта работы. Уже в нескольких местах по этому поводу отказали", - рассказывает москвичка Мария.
Медведев призвал женщин идти в суд при нарушении прав на рынке труда "Во всем цивилизованном мире женщины защищают самих себя в таких ситуациях, и это не зазорно, просто потому, что мир так устроен. Вот мне кажется, я здесь уже рассуждаю с позиции юриста, надо просто формировать судебную практику", - заявил Медведев на встрече с участницами Международного форума женщин.По статистике, средний возраст женщин в РФ, рожающих первого ребенка, в 2012 году составил 25 лет. И часто возраст становится препятствием в трудоустройстве молодой женщины на работу. Сегодня женщина поставлена в жесткие рамки - или карьера, или рождение детей.
При этом даже сейчас, несмотря на принятый закон, нет гарантии, что работодатель, не указавший запрещенные теперь данные в тексте объявления, не применит их на практике. Если руководитель компании дал задание hr-специалисту найти на вакантное место мужчину 30-35 лет, вряд ли это место займет кто-то другой.
Власть гендерных стереотипов
Значительное число россиян воспринимают дискриминацию как норму. Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru выяснил, насколько сильны среди россиян гендерные стереотипы в отношении представителей разных профессий.
Как уверяют респонденты, "хороший специалист не имеет пола", "главное — не половая принадлежность, а профессионализм и уровень квалификации". Но тем не менее, значительная часть представителей и слабого пола (49%), и сильного (59%), например, больше доверяют инженерам и юристам - мужчинам. И список профессий, где предпочтение отдается мужчинам, достаточно длинный.
Крупная площадка для рекрутеров и соискателей, портал Superjob.ru, отреагировал на новый закон быстро. Поля, в которых были указаны дискриминационные требования, убраны из электронных шаблонов сайта. Но ничто не мешает работодателю приписать все эти требования непосредственно в тексте вакансии.
Работодатели списывают со счетов 50-летних соискателей - эксперты Эксперты рынка труда заявляют о дискриминации людей предпенсионного и пенсионного возраста в РФ при трудоустройстве: в каждой десятой вакансии существуют ограничения по возрасту, что лишает людей старшего поколения возможности найти хорошую работу, рассказал РИА Новости президент компании HeadHunter Юрий Вировец накануне Международного Дня пожилых людей, который отмечается 1 октября."Некоторые профессии по закону подразумевают возрастные или другие ограничения, - говорит президент портала Superjob.ru Алексей Захаров, - Но мы не можем знать подобных ограничений, специфических для конкретных профессий. Остальное - это ответственность конкретного работодателя".
Что светит людям старшего возраста
Сегодня рынок труда для людей, которым до пенсии осталось пять-десять, и даже 15 лет, фактически закрыт.
"Не раз сталкивалась с таким пунктом в объявлении о вакансии - крупным шрифтом - нужны специалисты до 40 лет. Много людей и после 40 полны энергии, идей, желания и, главное опыта. Как правило, у них меньше семейных проблем. Но как найти работу при таких ограничениях?", - говорит Светлана, специалист в фармацевтической отрасли.
Ищете работу? Надеемся, вы достаточно молоды Зарплатные ожидания российских студентов растут с каждым годом. Рекрутеры и предприниматели сходятся во мнении, что аппетиты выпускников далеко не всегда соответствуют их уровню квалификации, однако сегодня выпускников охотно принимают на работу, поскольку их запросы все же меньше, чем у работников с большим стажем.Министерство труда и соцзащиты РФ, инициатор нового закона, предлагает не списывать людей предпенсионного возраста и пенсионеров со счетов, предоставив им возможность повысить квалификацию.
"В законе предусмотрена норма, в соответствии с которой регионам дается право за счет собственных средств организовывать профессиональную подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации незанятых граждан, желающих возобновить трудовую деятельность, которым назначена трудовая пенсия по старости. Это позволит людям в возрасте повысить конкурентоспособность на рынке труда, и будет способствовать их трудоустройству", - говорят в пресс-службе Минтруда.
Впрочем, некоторые считают, что проблема дискриминации - достаточно надуманная.
"В фирмах мы видим и матерей-одиночек, и отцов-одиночек, и представителей сексуальных меньшинств — и это никого не смущает. В конкурентной среде мы вынуждены обращать внимание на уровень профессионализма, дабы не проиграть", - говорит Алексей Захаров.
Да и возраст соискателя часто не имеет значения, считает глава Superjob.ru: "Тот, кто все списывает на возраст, просто не хочет объективно смотреть на ситуацию".
Выбор между пенсионером и мигрантом
Демографическая ситуация в России в ближайшие десятилетия будет диктовать работодателям особые правила игры на рынке труда.
По данным Минтруда, уже в 2014 году численность пенсионеров составит 38,58 миллиона человек, в 2015 году — 39 миллионов человек, в 2016 году — 39,4 миллиона человек. Многие эксперты прогнозируют, что к 2035 году в России количество работающих россиян сравняется с числом пенсионеров.
Так что работодатели либо будут охотнее брать людей старшего возраста, либо заполнять вакансии мигрантами.
Общеправовые последств ия
Последствия общеправового характера касаются ограничений в различных областях права: избирательного, гражданского, административного, конституционного, трудового права. Обозначим лишь некоторые из них:
1. Осужденные к лишению свободы и отбывающие наказание не могут быть избранными в представительные органы власти и управления.
2. Лица, имеющие судимость, не могут обучаться в некоторых учебных заведениях.
3. Ограничение прав на приобретение и хранение оружия.
4. Ограничения в выезде за границу.
5. Ограничения в выборе места жительства и в свободе передвижения по территории Российской Федерации.
6. Лица, имеющие судимость, не могут быть приняты на работу в некоторые предприятия, учреждения и организации, в том числе в государственные, прежде всего, «режимные», учебные и другие.
7. Лица, имеющие судимость и отбывающие наказание, не подлежат призыву на действительную военную службу. Лица, уже отбывшие наказание, но имеющие судимость, подлежат ограниченному призыву и могут проходить службу не во всех частях и родах войск.
Педофилу не быть папой
Согласно Трудовому кодексу РФ, лицам, имеющим судимости за тяжкие и особо тяжкие преступления, табу наложено на занятие педагогической деятельностью и трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.
Согласно Семейному кодексу РФ, такие граждане не могут быть опекунами (попечителями) детей и не имеют права на усыновление.
Согласно Гражданскому кодексу РФ, граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленные преступления против жизни или здоровья граждан, не могут быть назначены опекунами и попечителями.
Преступления, относящиеся к категории тяжких и особо тяжких
Преступления против жизни и здоровья: убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, истязание, заражение ВИЧ- инфекцией.
Преступления против свободы, чести и достоинства личности: похищение человека, незаконное лишение свободы, торговля людьми, использование рабского труда.
Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности: изнасилование, насильственные действия сексуального характера, половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, развратные действия.
Преступления против семьи и несовершеннолетних: вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий.
Преступления против общественной безопасности: террористический акт, содействие террористической деятельности, публичные призывы к террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, захват заложника, организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, бандитизм, организация преступного сообщества или участие в нем, угон воздушного, водного либо железнодорожного транспорта, массовые беспорядки, хулиганство, приведение в негодность объектов жизнеобеспечения, незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, незаконное изготовление оружия и т. п. преступления вплоть до пиратства.
Преступления против здоровья населения и общественной нравственности: «наркотические» и «порнографические» статьи, как незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка, сбыт, пересылка наркотиков и порнографии и т. д.
Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства: государственная измена, шпионаж, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, насильственный захват власти, вооруженный мятеж, диверсия, организация экстремистского сообщества, разглашение государственной тайны, незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну.
Судимым не место в России
Граждане, имеющие судимость, не могут быть приняты на гражданскую службу, осуществлять адвокатскую деятельность, деятельность кадастрового инженера, арбитражного управляющего и быть членом временной администрации финансовой организации.
Граждане, имеющие судимость за умышленные преступления, не могут работать специалистами авиационного персонала и в службе авиационной безопасности.
Таким гражданам не выдается охотничий билет и лицензия на приобретение оружия, лицензия на осуществление частной детективной или частной охранной деятельности. Однако если человек был осужден за «легкое» преступление, после погашения судимости он может получить лицензию на хранение оружия для работы телохранителем или охранником.
Наличие судимости является основанием для отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации.
Сроки погашения судимости
Согласно УК РФ, судимость погашается:
а) в отношении лиц, условно осужденных, по истечении испытательного срока;
б) в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания;
в) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, по истечении трех лет после отбытия наказания;
г) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, по истечении шести лет после отбытия наказания;
д) в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может снять судимость до истечения срока погашения судимости.
В случаях, специально предусмотренных федеральными законами, осужденный за преступление гражданин, независимо от того снята или погашена у него судимость, навсегда лишается права быть принятым на службу в полицию, прокуратуру, стать судьей.
Приведенный перечень ограничений для «судимых» не является исчерпывающим. Следует отметить, что эти ограничения введены и действуют в соответствии с Конституцией РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства
Право на труд
Что касается других сфер деятельности (кроме вышеуказанных), то согласно УК РФ, погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. Следовательно, ограничений трудовой деятельности быть не может. Однако, на практике трудоустройство ранее судимых лиц - большая проблема. При приеме на работу на вопросы о судимости нужно отвечать уже при заполнении анкеты, эти же вопросы задают и при прохождении собеседования.
Государственные организации информацией о судимости интересуются при приеме на работу сотрудников любого уровня, особенно если соискатель желает устроиться в среднее и высшее звенья в финансовую сферу, а также на материально ответственные должности, на вакантные должности, связанные с информационными технологиями. Однако многое зависит от уровня и престижности вакантной должности. Если соискатель претендует на должность руководителя отдела в банке или компании, то информация о судимости будет проверена службой безопасности в обязательном порядке.
Но если судимость погашена или снята, то, заполняя анкету, ранее судимый соискатель может смело писать, что он не судим. Однако чтобы перестраховаться, лучше устраиваться в небольшие компании и на рядовые должности, как менеджер-консультант или продавец в отделе стройматериалов, когда судимость не имеет решающего значения. В таких случаях служба безопасности даже и не будет проверять кандидата, хотя служебный или личный интерес со стороны работодателя не имеет под собой никаких юридических оснований. Работодатель вправе запрашивать у соискателя лишь информацию, которая имеет отношение непосредственно к предстоящей работе.
Пресс-секретарь Министерства труда и социальной защиты населения РС (Я) Никита Прокопьев:
Согласно ст. 65 Трудового кодекса РФ, установлен перечень документов, представляемых при заключении трудового договора, который не предполагает предоставление работодателям сведений о судимости. Но это если речь не идет о поступлении на госслужбу. Что касается остальных работодателей, то решение о внесении руководством компании такого пункта в анкету – не что иное, как их инициатива, и не всегда правомерная. В противном случае действия работодателей может быть расценено как дискриминация, о чем ясно сказано в ст. 3 Трудового кодекса РФ.
На практике бывает, что в бланках анкет о приеме на работу вместо графы «о наличии судимости» стоит вопрос: «Привлекались ли вы к уголовной или административной ответственности?» А это далеко не одно и то же. Зато для работников кадровых аппаратов это веская причина для принятия решения об отказе в приеме на работу по принципу: то ли он украл, то ли у него украли, но что-то было. Конечно, пытаться отстоять свои права можно, требуя письменный отказ в приеме на работу с обоснованием причины, но на практике получить его маловероятно. Но даже если отказа в письменном виде нет, все равно есть повод обратиться в суд за защитой своих прав. При наличии физических и моральных сил и времени.
Как показал соцопрос 500 российских компаний исследовательским центром портала SuperJob.ru, 8% работодателей готовы взять на работу человека, имеющего непогашенную судимость. Однако для пущей уверенности для принятия подобного решения они обычно желают подробнее ознакомиться с обстоятельствами совершенного преступления, за которое был осужден соискатель. Не хотят рисковать, принимая на работу человека с непогашенной судимостью, более двух третей респондентов (67%). Четверть респондентов (25%) затруднилась с ответом.
Осторожно, дискриминация!
Сложнее работодателю уволить работника, при проверке данных о котором, выяснится, что у него погашена или снята судимость, о которой он в анкете «умолчал». Среди оснований увольнения по инициативе работодателя такого основания как сокрытие наличия судимости или, тем более, сокрытие погашенной или снятой судимости в Трудовом кодексе нет.
Но если человека все же уволили по этой причине, то в приказе об увольнении сотрудника должна быть указана именно эта причина! Поскольку в судебном порядке впоследствии работника должны будут восстановить на работе. Более того, работник получит также денежное возмещение в размере среднего заработка за время, когда он был вынужден отстаивать в суде свою правоту. Также можно предъявить иск и за моральный ущерб.
Четкую позицию в решении вопросов по защите конституционного права граждан на труд (о приеме на работу) имеет Пленум Верховного Суда Российской Федерации.
При рассмотрении споров, связанных с отказом в приеме на работу, суд учитывает, что труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также иметь равные возможности при заключении трудового договора без какой-либо дискриминации.
Между тем, при рассмотрении дел данной категории в целях оптимального согласования интересов работодателя и лица, желающего заключить трудовой договор, работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения: подбор, расстановка, увольнение персонала. Заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя. Трудовой кодекс не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения. Поэтому суды проверяют, делалось ли работодателем предложение об имеющихся у него вакансиях (например, сообщение о вакансиях через Службу занятости, СМИ, оглашено ли во время выступлений перед выпускниками учебных заведений, размещено на доске объявлений), велись ли переговоры о приеме на работу с данным лицом и по каким основаниям ему было отказано в заключении трудового договора.
При этом необходимо учитывать, что запрещается отказывать в заключении трудового договора по обстоятельствам, носящим дискриминационный характер. Поскольку действующее законодательство содержит лишь примерный перечень причин, по которым работодатель не вправе отказать в приеме на работу лицу, ищущему работу. Вопрос о том, имела ли место дискриминация при отказе в заключении трудового договора, решается судом при рассмотрении конкретного дела.
Если судом будет установлено, что работодатель отказал в приеме на работу по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами данного работника, а не наличием судимости, то такой отказ является обоснованным.
Мечтать не вредно
В наше время проблемы, связанные с трудоустройством лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы, необходимо решать, в том числе и путем создания или квотирования рабочих мест на предприятиях и организациях независимо от форм собственности. Причем, должны быть предусмотрены рабочие места не только рабочих специальностей, но и для инженерно-технического персонала и руководителей хотя бы среднего звена. И, конечно же, в первую очередь, для решения этих проблем на законодательном уровне необходимо принять закон. Но это в перспективе. А пока бывшие осужденные довольствуются лишь тем, что работают на чужого дядю за копейки и без заключения какого-либо трудового договора. И то, если повезет...
Как узнать о судимости?
Сведения о судимости учитываются и хранятся в информационных базах Главного информационно-аналитического центра Министерства внутренних дел РФ, информационных центров МВД субъектов Российской Федерации.
Доступ к такой информации ограничен, информация предоставляется только по запросам уполномоченных органов, должностных лиц, оперативных сотрудников.
Информация о погашенной судимости лица – это сведения, не составляющие тайны и не являющиеся позорящими в легальном смысле слова, но неизвестные большинству лиц, с которыми общается объект.
При приеме на работу в частную организацию в анкете, кроме вопроса о судимости, есть и такой вопрос: «Можно ли в отношении вас проводить сбор и проверку персональной информации?» Согласно Трудовому кодексу РФ, это не является дискриминацией - установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничения прав работников, которые определяются свойственными этому виду труда требованиями.
В настоящее время действует Приказ МВД РФ «Об утверждении инструкции о порядке предоставления гражданам справок о наличии (отсутствии) у них судимости». Согласно инструкции, справки о наличии (отсутствии) судимости на территории РФ в нашей республике выдает информационный центр МВД РС (Я). Справка предоставляется заявителю на личном приеме сотрудниками, осуществляющими прием граждан, под роспись при предъявлении паспорта или уполномоченному заявителем лицу при наличии нотариально заверенной доверенности. Не востребованные заявителями справки по истечении двух месяцев со дня окончания установленного срока рассмотрения заявлений списываются в дело с пометкой «справка заявителем не востребована».
Никакая коммерческая фирма (к каким относится и любой банк) не вправе обратиться в ИЦ с официальным запросом. Но, учитывая, что зачастую в службах безопасности банков, коммерческих фирм работают бывшие сотрудники милиции, у них, как правило, сохраняются связи неформального характера, и они эту информацию могут узнать через своих друзей – бывших коллег. Либо это может быть информация из ворованной базы данных. В любом случае официального характера эта информация носить не будет, однако может быть использована в повседневной работе.