Вопросы социального регулирования отдельных категорий ветеранов боевых действий из числа служащих советской армии, осуществлявших тыловое обеспечение войсковых частей в афганистане. Какой Статус У Служащего Советской Армии, Права, Обязанности? Льготы для
В Генеральную прокуратуру РФ О нарушении конституционных прав, повлекших за собой ухудшение социального статуса служащих Советской Армии (СА) – ветеранов боевых действий, участников афганской войны 1979-1989 годов. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст. 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации. Всем участникам боевых действий в Афганистане, как военнослужащим, так и служащим СА были выданы удостоверения ветеранов боевых действий одинакового образца. Согласно Постановлению Правительства РФ от 19 декабря 2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, установленные законодательством Российской Федерации, предоставляются ветеранам на основании удостоверения ветерана боевых действий либо на основании свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 1 января 1992 г. Выдача удостоверения ветерана боевых действий единого образца осуществляется лицам, указанным в подпунктах1-6 пункта1 статьи3 Федерального закона "О ветеранах", федеральным органам исполнительной власти, направлявшим (привлекавшим) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий, либо федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим в настоящее время функции в установленной сфере деятельности упраздненных государственных органов, направлявших (привлекавших) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий. До принятия закона «О монетизации льгот» как военнослужащие, так и служащие СА пользовались льготами, утвержденными до 1 января 1992 года. Согласно статьи 3. п. 1. пп. 1. ФЗ №5 "О ветеранах" К ветеранам боевых действий относятся: 1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации и т.д. Согласно ФЗ №5 военнослужащие – ветераны боевых действий имеют право на льготы в полном объёме только те, которые соответствуют ст.3, п. 1, пп. 1 – 4. В тоже время служащих СА, согласно ФЗ №5 ст.3, п.1, пп.6, относят к категории «лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок, либо откомандированные досрочно по уважительным причинам». В соответствии с этой формулировкой служащие СА – ветераны боевых действий лишены многих льгот, которые имеют ветераны боевых действий – военнослужащие. В связи с этим возникает вопрос: Какая разница между работниками Министерства обороны СССР и Лицами, направлявшимися на работу в Афганистан по линии Министерства обороны? Все лица, которые направлялись на работу в Афганистан, оформлялись через военные комиссариаты, заключали трудовые договора с командирами воинских частей, были поставлены на должности приказами командиров, как служащие СА. В качестве примера среди направлявшихся на работу медицинских сестёр были военнообязанные, имевшие военные билеты и сержантские звания, которые вызывались в военкоматы повестками, у некоторых в трудовых книжках имеются записи, что «уволены с работы в связи с длительной командировкой по линии Министерства обороны СССР сроком на 2года. Распоряжение Генерального штаба ВС СССР №457/10866 от 31.06.1968 г.» Кроме того они несли службу (работали) в тех же условиях, что и военнослужащие частей, обеспечивающих боевые действия, которые имеют льготы в полном объёме. *** По официальным данным через Афганистан прошло 620 тысяч человек. Из них 21 тысяча служащих СА. После развала СССР на территории РФ осталось не более 8 тыс. бывших служащих СА. В Казахстане, Таджикистане, Узбекистане служащие СА, прошедшие Афганистан имеют такие же льготы, как и военнослужащие. Из 620 тыс. военнослужащих, прошедших через Афганистан, непосредственное участие в боевых операциях принимали от 80 до 140 тысяч. Остальные обеспечивали боевые действия. *** Как следует из п. 2 Приказа Минобороны РФ от 2 ноября 2009г. №1177 «О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации» в целях рассмотрения обращений и принятия решений о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений ветерана боевых действий (далее именуется - удостоверение) в Вооруженных Силах Российской Федерации образовываются в военных округах, на флотах, в воинской части - комиссии военных округов, флотов, воинской части по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (далее именуются - комиссии). Такая комиссия Западного военного округа находится в Санкт-Петербурге. По заведённому в настоящее время порядку, ветераны боевых действий, при замене удостоверений со старого на новые образцы, подают соответствующее заявления, с приложением требующихся документов, в районный военный комиссариат. Далее документы передаются в городской (областной) военные комиссариаты. Те в свою очередь пересылают документы в вышеуказанную окружную комиссию, которая принимает окончательное решение. Среди прилагаемых документов обязательно справки из Архива МО или Военно-медицинского архива. Служащие СА – ветераны боевых действий в Афганистане, проживающие в СПб и Ленинградской области при замене своих удостоверений указывают, чтобы удостоверения им были выданы с отметкой не ст. 16 п.3. ФЗ «О ветеранах», а ст.16 п.1. Комиссией всем обратившимся было отказано в таких изменениях. В личной беседе с председателем Комиссии Западного военного округа по поводу разъяснения позиции Министерства обороны по данной ситуации он объяснил, что Комиссия, вынося решение по данному вопросу, чётко руководствуется ФЗ №5 «О ветеранах» ст.3, п.1, пп.6. Также он добавил, что, выступая в судах в качестве ответчика от МО, ещё не проиграл ни одного суда, в которых ветераны боевых действий в Афганистане - служащие СА СПб и Лен.обл. пытались обжаловать решение комиссии. Однако у нас есть сведения, что в некоторых регионах РФ суды выносили решения по данному вопросу в пользу истца. К примеру, в республике Марий Эл, Йошкар-Олинский городской суд. Некоторые выдержки из решения суда: На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Трофимова М.Н. непосредственно проходила службу в Советской Армии, направлена на работу военным комиссариатом, а не гражданским министерством, учреждением или ведомством, состояла в штате войсковой части, и принимала участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в Республике Афганистан. В связи с чем относится к категории ветеранов, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 3 ФЗ «О ветеранах». Трофимовой М.Н. выдано удостоверение о правах и льготах, установленных п. 3 ст. 16 ФЗ «О ветеранах». Однако при рассмотрении дела установлено, что Трофимова М.Н. относится к категории ветеранов, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 3 ФЗ «О ветеранах». В связи с чем, имеет право на льготы, указанные в п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах». Признать за Трофимовой М.Н. статус ветерана боевых действий в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Обязать Министерство обороны Российской Федерации Объединенное стратегическое командование Центрального Военного округа выдать Трофимовой М.Н. удостоверение ветерана боевых действий по п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Судья М.А. Гринюк Мотивированное решение составлено 3 апреля 2012 года. Речь идёт о медицинской сестре, служащей СА, которая в период 1983-1985г работала (служила) в Афганистане, в войсковой части (военно - полевом госпиталь), которая вела боевые действия. Вывод В связи с вышеизложенным прошу Генеральную прокуратуру рассмотреть вопрос законности или незаконности отмены большей части льгот служащим СА – участникам боевых действий в Афганистане. По нашему мнению принятие ФЗ № 5 «О ветеранах» с настоящими поправками нарушает ст. 54, 55, 56 и 57 Конституции РФ. Или настоящий закон дает возможность трактовать его статьи по-разному? С уважением Полковник в отставке, ветеран боевых действий, инвалид войны, член Совета Межрегиональной общественной организации «Союз советских офицеров». Козлов В.А.
ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР № 14/2008
"ПОДНИМИТЕ СТАТУС СЛУЖАЩЕГО РОССИЙСКОЙ АРМИИ"
Александр ДОРОГАНИЧ
ГОСУДАРСТВО ЭКОНОМИТ НА ЗАРПЛАТЕ ОТСТАВНИКОВ - РЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕННЫХ ВУЗОВ
Как ветеран военной службы, я испытываю чувство глубокой обиды и разочарования за принижение статуса такой многочисленной категории служивых людей, как "служащий Российской армии". Обращаюсь через средства массовой информации в надежде быть поддержанным тысячами моих коллег, чтобы наш голос был наконец-то услышан.
Ветеранский актив решает многие вопросы, но только не финансовые.
Фото Леонида ЯКУТИНА
Не раскрою большой тайны, если напомню, что основную массу таких людей в армии составляют бывшие военные, отдавшие армии 20-30 лет, а то и больше, но по призванию оставшиеся в строю. Вряд ли кто возьмется отрицать, что боевой потенциал Вооруженных Сил и обороноспособность страны в целом во многом держится на плечах таких ветеранов. Особенно это касается высших военных учебных заведений. Ведь все научные школы, методические советы, учебно-методические объединения и т.п. в основном подпитываются их опытом и стремлением помочь сохранить высокий статус высшего военного образования в России. Такая же картина складывается и в Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации, которая является системообразующим вузом Сухопутных войск ВС РФ.
За что же нас - ветеранов государственной высшей военной школы, служащих Российской армии так низко ставят по сравнению с федеральными государственными гражданскими служащими?
Вот конкретный пример. В январе 2007 г. указом президента РФ №736 мне было присвоено звание "заслуженный работник высшей школы Российской Федерации". Как известно, оно носит статус государственной награды, о чем свидетельствует золоченая надпись на удостоверении об этом и выписка из указа о присвоении звания.
Должен сказать, что к этой награде я шел долго и трудно. В Вооруженных Силах служу 53 года, из них 38 лет, как говорится, "под ружьем", 15 лет - служащим Российской армии. 33 года своей службы посвятил подготовке офицерских кадров и научной работе в Военной академии имени М.В. Фрунзе, ныне - Общевойсковой академии ВС РФ. Из них 15 лет был старшим преподавателем кафедры Ракетных войск и артиллерии академии, учил многих будущих крупных военачальников российских Вооруженных Сил и дружественных нам армий.
Поэтому, полагаю, нетрудно понять мои чувства, когда из рук начальника академии я получил эту высокую и, как считаю, вполне выстраданную награду. На радостях нашел изданный Указ №765 от 25.07.2006 г. и отправился в финансовый орган получить причитающиеся таким награжденным три оклада единовременного поощрения. Но не тут-то было! Оказывается, не те мы люди, не той категории, чтобы рассчитывать на такую милость. Как выяснилось, в соответствии с приказом Министра обороны РФ №428 от 16.10.2006 г. такой чести удостаиваются не все награжденные заслуженные работники высшей военной школы, а только те из них, кто является ":федеральным государственным гражданским служащим Министерства обороны РФ и военнослужащим Вооруженных Сил РФ".
Как мне объяснили в 5-м управлении ГУК МО РФ (Управлении военного образования), служащие Российской армии не являются федеральными государственными гражданскими служащими(?), а потому им ничего не положено.
Дело не в деньгах, нет! Хотя, честно говоря, и они не помешали бы. Ведь мой оклад старшего научного сотрудника академии, кандидата наук с 15-м разрядом тарифной сетки - высшим, замечу, для такой категории служащих Российской Армии - составляет только немногим больше 4050 рублей. Больше всего задела дискриминация военных ученых - ветеранов военной службы.
Невольно возник и такой вопрос: "Если мы являемся служащими одного из важнейших федеральных институтов государства - Российской армии, то почему не являемся государственными служащими?". Или, может быть, мы являемся служащими "частной лавочки" под названием "Российская армия", а наше высшее военное руководство, ведающее финансами, не знает истинного положения дел?
Эта ситуация также не вяжется с опубликованным недавно в газетах перечнем, где предполагается всем старшим офицерам и генералам ВС РФ присваивать статус "государственный советник такого-то класса" (в зависимости от звания). Так, я, полковник, согласно этому перечню являюсь государственным советником второго класса. А вот в соответствии с вышеперечисленными документами я, имевший неосторожность стать служащим Российской армии, не являюсь, оказывается, даже государственным служащим. Как это возможно увязать? Не нонсенс ли это?
Кроме того, мне разъяснили, что если бы в Указе №765 и приказе МО РФ №428 от 16.10.2006 г. в предложении после слова "государственным" была поставлена запятая, то тогда бы и мы - гражданские служащие Российской Армии - смогли бы единовременно получить эти три злосчастных оклада.
Словом, не поддается логике, почему нам, служащим Российской армии, преподающим и ведущим научно-исследовательскую работу в государственных военных учебных заведениях Министерства обороны, статус государственных служащих не положен. Неужели служащий министерства (или управления), исполняющий и разносящий бумаги, больше достоин звания "заслуженный работник высшей школы РФ", чем преподаватель вуза? Простите, но иной раз угнетает вопрос: "Каким образом гражданский служащий министерства (управления) может быть представлен к такому высокому званию, если по Положению (директиве ГУК МО РФ от 17.11.1998 г. №173/3/12215) он должен обязательно преподавать не менее 10 лет и иметь трудовой стаж по специальности в высшем учебном заведении в общей сложности не менее 20 лет. Как это удается?
Извините за такие ассоциации, но, согласитесь, они невольно возникают, когда, я полагаю, умышленно кто-то покушается на статус такой большой группы государственных тружеников, как служащие Российской армии. Мы укрепились в этом предположении, когда увидели, что в средствах массовой информации всячески принижаются заслуги и роль армии, а следовательно, и служащих Российской армии - людей беззаветно ей преданных. Чего здесь стоит только телесериал "Солдаты"!..
Не хотелось бы утомлять читателя цифрами, но они точно характеризуют истинное положение дел.
В той же Общевойсковой академии ВС РФ оклад инженера-программиста - служащего Российской армии, работающего в Центре информационных технологий академии, установлен в пределах 2453,97 руб. (6-й тарифный разряд) - 3011,23 руб. (11-й тарифный разряд), что на 3625,03 руб. и 6743,77 руб. соответственно ниже окладов подобных специалистов, установленных Постановлением правительства г. Москвы от 03.07.2007 г. №545-ПП. Какой уважающий себя инженер-программист пойдет на такую работу? А как же в таких условиях прикажете всемерно внедрять современные информационные технологии обучения в образовательный процесс академии?
А сколько наших генералов и офицеров, имеющих ученые степени, звания и огромный опыт работы в сфере высшего военного образования, после увольнения в запас и приобретения статуса служащего РА, не выдержали унижения этими мизерными окладами и вынуждены были уйти в охранные структуры коммерческих организаций, где им платят в разы больше, чем служащим Российской армии! Разве это государственный подход к сохранению и усилению научного потенциала высшей военной школы?!
Вот в чем мы видим принижение, если не сказать, унижение статуса служащего Российской армии.
В заключение повторюсь. Что касается денежного вознаграждения служащих Российской армии, удостоенных звания "заслуженный работник высшей школы Российской Федерации" - их у нас в академии около 15 человек - считаю, что труд людей, получивших это высокое звание и продолжающих трудиться так, чтобы ему соответствовать, заслуживает того, чтобы быть ежемесячно поощренным не менее чем в один МРОТ. В стране таких у нас наберется не более 5000 человек. Неужто наше мощное государство Российское не в состоянии отблагодарить этих людей за их благородный и очень нелегкий труд?!
Такая часть российских граждан, как военнослужащие, обладают рядом особенных прав и обязанностей. Все это складывается в отдельный статус, которым в установленном законом порядке наделяется каждое лицо, имеющее военные функции. "О статусе военнослужащих" будет подробно рассмотрен в этой статье.
Характеристика статуса
Согласно статье 1 Закона "О военнослужащих", статусом называют совокупность гарантий, прав, свобод и элементов ответственности военнообязанных лиц. Статус должен закрепляться основным законом страны, а также федеральными и прочими нормативными актами. Как известно, военнослужащие должны реализовывать обязанности по подготовке к вооруженной защите Российской Федерации. При этом особый характер обязательных для исполнения функций предполагает наделение военных рядом компенсаций и гарантий.
Статус военнообязанного лица подтверждается специальным удостоверением, которое необходимо бережно хранить. Согласно имеющемуся документу военнослужащие обладают возможностью носить, хранить и применять оружие.
Какие граждане обладают статусом военнослужащего?
В статье 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" закрепляются основные положения, в соответствии с которыми определяются лица, которые могут обладать рассматриваемым статусом. Вот кто относится к категории военных:
В соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" контракт - это специальный документ, который должен соответствовать положениям закона. В контракте закрепляются даты, в течение которых то или иное лицо будет исполнять военную службу.
Статусом военнослужащего могут обладать как российские граждане, так и иностранные. В случае с последней категорией лиц будет заключаться специализированный договор. При этом как россиянам, так и иностранцам положены одни и те же гарантии и компенсации, о которых будет рассказано далее.
Правовая и социальная защита военных
В статье 3 Закона № 76 ФЗ "О статусе военнослужащих" юридически закрепляются основные гарантии защиты военнообязанных лиц, а также членов их семей. Стоит отметить, что в Российской Федерации действует единая система гарантий, которая, однако, учитывает занимаемую должность, звание, а также общую продолжительность службы. Правовая защита военных - важнейшая функция государства.
Из чего складывается социальная Вот на что здесь стоит обратить внимание:
- охрана жизни и здоровья военнообязанных;
- совершенствование институтов и механизмов социальной защиты;
- реализация прав, гарантий и компенсаций военных органами государственной власти.
Законом ФЗ "О статусе военнослужащих" запрещается ограничивать рассматриваемую категорию лиц в их свободах и правах. А какими именно правами обладают военные?
Права и свободы военнослужащих
Согласно главе 2 рассматриваемого нормативного акта, граждане, реализующие военную службу, имеют право на защиту собственной чести и достоинства. Каждый военный имеет возможность свободно передвигаться и выбирать любое место жительства. Причем касается это как служащих военных, так и уже уволенных.
Свобода слова также является важнейшим правом военных, но в несколько особом виде. Так, военнообязанные граждане не должны критиковать и обсуждать приказы своего командира. В свободное от службы время военные имеют право принимать участие в шествиях, митингах, пикетированиях и демонстрациях.
За военными, как и за любыми другими российскими гражданами, остается право на свободу вероисповедания и совести. При этом рассматриваемая категория лиц не может отказаться от исполнения законных приказов по религиозным соображениям. Еще одно право военнослужащих - это возможность участвовать в делах государства и общества. Военные имеют право свободно голосовать, принимать участие в референдуме, создавать профсоюзы и т. д.
В главе 2 Закона "О статусе военнослужащих" говорится также о праве на труд, отдых, жилище, охрану здоровья, образование, увольнение, реализацию почтовых отправлений, культурное просвещение и многое другое.
Обязанности военных
В статье 26 рассматриваемого закона приведены наиболее общие обязанности военнообязанных лиц:
Стоит отметить, что для каждого лица с тем или иным званием обязанности будут несколько отличаться. Чем выше по военной иерархии стоит человек, тем больше у него будет полномочий и профессиональных обязанностей. Свидетельствует об этом статья 27 Закона № 76 "О статусе военнослужащих".
Ответственность военных
Военнослужащий - это особый гражданин. Наличие у него специального статуса предполагает как ряд запретов, ограничений и обязанностей, так и обширную ответственность. Стоит отметить, что ответственность на военных возлагается особым образом - не через обычные суды, а путем специального, военного судопроизводства. Высшей же судебной инстанцией для военных послужит военная коллегия, входящая в систему Верховного Российского суда.
Военнообязанное лицо может привлекаться к административной, материальной, гражданско-правовой или даже уголовной ответственности. Однако самым частым видом санкции является дисциплинарная ответственность. Во всех случаях гражданин, реализующий военные обязанности, имеет право на адвоката, представление доказательств, привлечение свидетелей и т. д.
Основания привлечения военнослужащего к ответственности довольно просты. Как и в случае с любыми другими гражданами, это наличие вины и свидетельств, указывающих на причастность лица к нарушению права.
Об увольнении со службы
В статье 23 Федерального закона № 76 "О статусе военнослужащих" закрепляется право военнообязанных лиц на увольнение. Основные причины ухода со службы - достижение пенсионного возраста за выслугу лет, ненадлежащее состояние здоровья (например, получение инвалидности), совершение тяжелого проступка или правонарушения. Необоснованно уволенные военные имеют право на обжалование решений своего руководства в судебном порядке.
Уволенные со службы граждане имеют право на получение следующие элементов социальной защиты:
- помощь в трудоустройстве;
- зачет продолжительности военной деятельности в общий рабочий стаж;
- преимущественная возможность остаться на работе при сокращении штаба;
- льготы для детей военного (связанные с образованием, поездками в лагеря и т. д.).
Уволенные по состоянию здоровья военные имеют право и на получение денежных компенсаций в размере уплачиваемого земельного налога и налога на собственность.
В соответствии со ст. 68 Закона СССР о всеобщей воинской обязанности военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные пользуются всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод и несут все обязанности граждан, предусмотренные Конституцией СССР См.: Справочник по законодательству для офицеров советской армии и флота. - М.: ВИ, - 1988. - С.43.. В то же время весьма важно положение, сформулированное в ч. 2 ст. 68 Закона о всеобщей воинской обязанности: Права и обязанности военнослужащих и призванных на сборы военнообязанных, вытекающие из условий воинской службы, устанавливаются настоящим Законом и воинскими уставами. Это положение является, по существу, юридическим основанием для распространения на военнослужащих и приравненных к ним лиц военного законодательства, т.е. комплекса правовых актов и норм, регулирующих специфические общественные отношения, возникающие по поводу комплектования Вооруженных Сил СССР, управления ими, прохождения военной службы, обеспечения военнослужащих различными видами довольствия и льготами, проведения мер по поддержанию в войсках на должном уровне воинской дисциплины и правопорядка, привлечения военнослужащих к юридической ответственности за совершение правонарушенияСм.: Артамонов Н.В. Правовой статус военнослужащих в СССР. // Советское государство и право. - 1983 - №5. - С.19-27..
К числу военно-правовых актов, содержащих такие нормы, относятся Закон СССР о всеобщей воинской обязанности; общевоинские уставы; Положения о прохождении военной службы, о различных видах натурального и денежного довольствия военнослужащих, о льготах, пенсиях и пособиях военнослужащим и их семьям, законодательные акты о юридической ответственности военнослужащих. Очевидно, что вопросы, решаемые этими актами и нормами, охватывают весьма существенные стороны жизни, быта и деятельности военнослужащих и в значительной мере характеризуют их правовое положение. В результате, с одной стороны, на военнослужащего распространяются нормы общего законодательства, и потому он обладает правами и несет обязанности граждан СССР вообще, а с другой - в отношении него действует специальное военное законодательство, которое в силу особенностей военной службы (в частности, ее обязательности принятия военнослужащими военной присяги, наличия у них персональных воинских званий, безусловности воинского повиновения, специфичности порядка защиты военнослужащими их личных прав, повышенной ответственности за правонарушения и др.) предусматривает для военнослужащих не только дополнительные права (например, на специальные льготы), но и неизбежно - дополнительные обязанности. Их исполнение нередко сопряжено и с допущением определенных изъятий из комплекса личных прав воина как гражданина, но лишь таких, которые объективно обусловлены спецификой военной организации, особым характером военной службы и не иначе как в случаях, прямо предусмотренных законом. Внутренними потребностями военной службы вызываются, например, известные ограничения при реализации права на выбор рода занятий, па образование и отдых, подачу жалобы, на свободу передвижения и некоторых других общегражданских прав и свобод. Такого рода ограничения не касаются политических прав и свобод военнослужащих, имеют временный характер (на период военной службы) и в какой-то мере компенсируются предоставлением военнослужащим установленных законом льгот. Реализуя, например, свое конституционное право на выбор рода занятий при поступлении в военно-учебное заведение соответствующего профиля, военнослужащий вместе с тем не пользуется, в отличие от рабочего и служащего, безусловным правом на увольнение из Вооруженных Сил и даже из данной воинской части по собственному желаниюСм.: Артамонов Н.В. Правовой статус советских военнослужащих и его обеспечение. - М., 1984. - С.14-15..
Осуществляя свое право на образование, военнослужащие (кроме срочнослужащих) с разрешения командиров (начальников) могли поступать практически в любое гражданское высшее учебное заведение, при том, однако, условии, чтобы его профиль соответствовал (был родственным) военно-учетной специальности, а обучение в нем способствовало бы повышению уровня военных и специальных знаний. Специфика правового положения военнослужащих в значительной мере определяется наличием института льгот, компенсаций и гарантий, предоставляемых в связи с выполнением воинской обязанности. Льготы, рассматриваемые как установленные законом преимущества, обусловлены трудностями и другими особенностями условий жизни, с которыми неизбежно сопряжена военная служба, особенно в настоящее время, когда предъявляются повышенные требования к качеству выполнения воинских обязанностей.
Предусмотренные военным законодательством компенсации обусловливаются связанными с военной службой обстоятельствами, вызывающими необходимость дополнительных материальных расходов со стороны военнослужащего, чрезмерных затрат его энергии, влекущих опасность определенного ухудшения здоровья.
Законодательством установлен специальный порядок подачи и рассмотрения предложений, заявлений; и жалоб военнослужащих. Суть его сводилась с одной стороны, к некоторым особенностям порядка реализации права на жалобу (установление исключительно административного порядка подачи жалобы)См.: Артамонов Н.В. Правовой статус советских военнослужащих и его обеспечение. С.17-18..
Немало особенностей присуще и такому компоненту правового положения военнослужащих, как юридическая ответственность, Наиболее специфичными являются дисциплинарная, административная, материальная и уголовная ответственность.
Существенной особенностью статуса военнослужащих является и своеобразная система организационно-правовых гарантий реализации их прав и обязанностей. Эта система, в частности, включает такой характерный компонент, как уставная обязанность всех прямых начальников, с одной стороны, вникать в быт и нужды подчиненных и помогать им, а с другой - требовать от них соблюдения Конституции СССР и советских законов, точного и своевременного выполнения воинских уставов, служебных обязанностей, строго взыскивать с нерадивых. В свою очередь, подчиненные обязаны беспрекословно повиноваться командирам и начальникам, содействовать им в поддержании порядка и дисциплины.
Таким образом, нормы об общегражданских, в том числе конституционных правах и обязанностях военнослужащих существенно конкретизированы нормами военного законодательства, что позволяет говорить о статусе военнослужащих как об одном из специфических правовых статусов.
Нормы о правах, обязанностях и ответственности военнослужащих не охватываются какой-либо одной конкретной отраслью права, а принадлежат к специальной комплексной составной части советского военного законодательстваСм.: Основы советского военного законодательства. - М.: 1973. - С.43-45.. Поэтому нет оснований говорить об отраслевом характере правового статуса военнослужащих. Его целесообразней именовать специальным правовым статусом особого рода и выделить в нём следующие составные части: общую, относящуюся к правовому статусу любого гражданина СССР; специальную (совокупность военно-служебных прав и обязанностей); особенную (комплекс черт, характеризирующих правовое положение отдельных категорий военнослужащих); и единичную, т.е. включающую в себя особенности правового положения каждого конкретного военнослужащегоСм.: Военно-административное право: Учеб. пособ. / Под ред. А.Е. Лунева. - М.: ВИ, 1970. - С.84-85..
Общегражданская часть статуса, ядром базы которой является совокупность соответствующих конституционных норм, основывается на общем законодательстве, а военно-служебная - на нормах военного законодательства.
Но статус военнослужащего - не результат простого (механического) соединения первой части со второй. В рамках его имеет место диалектическое взаимодействие частей. Именно в силу такого взаимодействия конституционное или иное общегражданское право, свобода или обязанность военнослужащего, будучи конкретизированы нормами военного законодательства, в стадии реализации могут выступать в несколько измененном виде, учитывающем специфику их действия в Вооружённых Силах. Характерно, что само это изменение предопределено прежде всего, нормами общего законодательства. Главным образом ст. 62 и ст. 63 Конституции СССР, установившими для советских граждан священный долг по защите Отечества и почетную обязанность - служить в рядах Вооружённых Сил. Как скоро военнослужащий, в отличие от не военнослужащего, непосредственно реализует этот долг и эту обязанность, для него возникают и определенные юридические последствия, влияющие на содержание правового статуса.
Таким образом, дальнейшее развитие правового статуса советских военнослужащих характеризовалось всё возрастающим и разноплановым учетом особенностей военной службы (в том числе в плане дифференциации самого статуса) при одновременном сохранении за военнослужащими основных конституционных, и иных общегражданских прав, свобод и обязанностей. Именно такое развитие этого важного правового института обеспечило его благотворное влияние на качество выполнения гражданами СССР воинской обязанности и гарантировало их общие с другими гражданами основные права и свободыСм.: Хоменок Ф.А. Советская военная служба. // Советское государство и право. - 1979. - №5. - С.36-43..
Рабочие и служащие Советской
Арми и Военно-Морского Флота СССР
(правовой статус), лица, работающие на основе трудового договора в воинских
частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, организациях и на предприятиях
Министерства обороны СССР и не находящиеся на действительной военной службе. Трудовой статус рабочих и служащих регламентируется едиными нормами советского трудового права.
В связи с тем что трудовая деятельность
рабочих и служащих протекает в специфических условиях военных
организаций, для регулирования возникающих здесь трудовых отношений наряду с общими нормативными актами о труде имеются
специальные правовые акты. Так, согласно Указу
Президиума Верховного Совета СССР от 10 июня
1947 граждане, поступающие на штат, должности в военные организации, дают торжественное и клятвенное обязательство строго хранить
военную и государственную тайну, соблюдать установленный
законами и военными властями порядок, добросовестно и честно выполнять возложенные
на них обязанности, о чём делается отметка
в трудовой книжке. Советом Министров СССР утверждён Устав о дисциплине рабочих и служащих
вспомогательных судов Военно-Морского Флота. Рядом
постановлений предусмотрены повышение
должностных окладов и ставок заработной
платы рабочих и служащих в воинских частях, а также
в учреждениях, на предприятиях и в организациях, непосредственно обеспечивающих постоянную боевую готовность Вооруженных Сил;
выплата полевого довольствия рабочих и служащих за время
пребывания на манёврах, войсковых учениях,
полигонах, в военных лагерях и учебных центрах.
Приказами министра обороны СССР введены
в действие Положение об организации работы
по охране труда рабочих и служащих на предприятиях
Министерства обороны и другие специальные акты. Установлен
определенный порядок рассмотрения трудовых споров. Надзор и контроль за исполнением законодательства о труде осуществляется профсоюзами, различными государственными органами, в т.ч. органами военного управления. Для разработки
предложений по совершенствованию организации труда, форм и систем заработной платы,
охраны труда, контроля за соблюдением
трудового законодательства в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях,
на предприятиях и в организациях образованы органы труда и заработной платы
рабочих и служащих Министерства обороны СССР.
Лит.: Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938-1975. Т. 2. М.,
1975, с. 343-344; Т. 3. М., 1975, с. 3-49; Основы
советского военного законодательства. М., 1973,
с. 141-154; Mакеев Г.А. Профсоюзные организации в Советской Армии. М., 1977.
Д.Н.Артамонов