Основные нормативно-правовые акты, регулирующие туристическую деятельность в российской федерации. Система нормативно-правовых актов, регулирующих кредитные отношения
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ БИЛЕТОВ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ
ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА У РУКОВОДИТЕЛЕЙ
И СПЕЦИАЛИСТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ
Билет № 1
1. Какие нормативные правовые акты регулируют трудовые и иные, связанные с ними отношения?
Регулирование трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс);
Иными федеральными законами;
Указами Президента Российской Федерации;
Постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
Конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
Актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
^ Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать Кодексу.
Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Кодексу и иным федеральным законам.
Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и т. д.
В случае противоречий между Кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Кодекс.
Работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.
Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.
Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем.
Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):
Военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы;
Членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (кроме лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);
Лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера;
Других лиц, если это установлено федеральным законом.
Литература
Трудовой кодекс Российской Федерации (статьи 5-11).^ 2. Законодательные и иные нормативные правовые акты, устанавливающие порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве.
Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве регулируется Кодексом. Статьей 229 Кодекса предусмотрено, что порядок расследования несчастных случаев на производстве, учитывающий особенности отдельных отраслей и организаций, а также формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве, утверждают в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Расследование и учет несчастных случаев на производстве осуществляется на основании «Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» (далее - Положение), утвержденного Минтрудом России, которое устанавливает с учетом статей 227-231 Кодекса и особенностей отдельных отраслей и организаций обязательные требования но организации и проведению расследования, оформлению и учету несчастных случаев на производстве, происходящих в организациях и у работодателей - физических лиц с различными категориями работников (граждан).
В Положении есть ссылки на соответствующие статьи Кодекса, поэтому при расследовании и учете несчастных случаев на производстве необходимо пользоваться Положением и Кодексом. Следует иметь в виду, что Положение ни в коем случае не подменяет Кодекс, оно лишь уточняет правовые нормы отдельных его статей: эти два законодательных и нормативно-правовых акта взаимосвязаны.
Формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, следующие:
Извещение о групповом несчастном случае (тяжелом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом);
акты о несчастном случае на производстве формы Н-1 и Н-1ПС;
акт о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом);
Протокол опроса пострадавшего при несчастном случае (очевидца несчастного случая, должностного лица);
Протокол осмотра места происшедшего несчастного случая;
Сообщение о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах;
Журнал регистрации несчастных случаев на производстве;
Медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести.
Литература
Трудовой кодекс Российской Федерации.
«Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях». В приложениях приведены формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, утвержденные постановлением Минтруда России 24.10.2002 г. № 73 и введенные в действие с 1 января 2003 г.
Приказ Минздравсоцразвития России от 15 апреля 2005 г. № 275 «О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве».
По статистическим данным, треть выявленных у работников профессиональных заболеваний связана с воздействием вибрации и шума.
Воздействие опасной вибрации на работников, главным образом, включает:
Вибрацию, проходящую через все тело (общую), - тело находится на вибрирующей поверхности, что бывает при всех видах транспортировки и при работе вблизи вибрирующих промышленных механизмов;
Вибрацию, передающуюся через руки (локальную), - поступает к телу через руки и вызвана различными процессами, при которых вибрирующие инструменты или обрабатываемые изделия сжимаются либо удерживаются руками или пальцами.
Для предотвращения неблагоприятных эффектов, оказываемых вибрацией на работников, работодатели должны определить источники вибрации, и найти нуги уменьшения пределов неблагоприятных воздействий.
Следует регулярно проводить профилактику вибрирующих механизмов и инструментов ввиду опасности усиления вибрации при сочетании всех изношенных подшипников, разбалансированных осей и вращающихся частей, потерянных болтов, сломанных зубьев редукторов, затупившихся режущих поверхностей и старой смазки.
При приеме на работу должен проводиться медицинский осмотр для выявления лиц, страдающих синдромом «дрожания рук» непроизводственного происхождения или синдромом «поведения пальцев», вызываемого вибрацией, приобретенным в результате предыдущей работы. Работники, у которых выявлены эти симптомы, не могут быть допущены к работе, связанной с вибрацией.
Работодатели должны обеспечить обучение и информирование работников, подвергающихся воздействию сильной вибрации, об опасностях длительного использования вибрирующих инструментов.
Если работник подвергается вибрации, передающейся через руки, то он должен периодически проходить медицинское освидетельствование.
^ Комплекс профилактических мероприятий включает: гигиеническое нормирование, организационно-технические и лечебно-профилактические меры. Наиболее действенным средством защиты человека от вибрации является устранение непосредственного контакта с вибрирующим оборудованием. Осуществляется это путем применения дистанционного управления, промышленных роботов, автоматизации технологических операций.
В комплексе мероприятий по снижению неблагоприятного действия вибрации на организм человека важная роль отводится режимам труда и отдыха. Суммарное время контакта с вибрацией в течение смены должно быть ограничено в соответствии с величиной превышения нормативного уровня. Рекомендуется устанавливать регламентированные перерывы для активного отдыха, проведения физиотерапевтических процедур и т. д.: 1-й - продолжительностью 20 мин (через 1-2 ч после начала смены) и 2-й - 30 мин (через 2 ч после обеденного перерыва, который должен длиться не менее 40 мин). При работе с вибрирующим оборудованием продолжительность одноразового непрерывного воздействия вибрации не должна превышать 10-15 мин.
В целях профилактики неблагоприятного воздействия локальной иобщей вибрации работникам следует использовать средства индивидуальной защиты: рукавицы или перчатки, коврики, обувь, подметки и наколенники. Среди лечебно-профилактических мероприятий важное место отводится ранней диагностике заболеваний и активной дифференцированной диспансеризации работников виброопасных профессий. Диспансеризация предусматривает предупреждение возникновения (первичная профилактика), прогрессирования (вторичная профилактика) вибрационной болезни, а также заболеваний непрофессионального характера.
К медико-биологическим и общеоздоровительным мероприятиям профилактики вибрационной патологии относятся:
Тепловые процедуры для рук в виде гидропроцедур (ванночки) или сухого воздушного обогрева;
Взаимомассаж и самомассаж рук и плечевого пояса;
Производственная гимнастика;
Ультрафиолетовое облучение;
Витаминопрофилактика идругие мероприятия общеукрепляющего характера.
В организациях должны быть разработаны конкретные комплексы медико-биологических профилактических мероприятий с учетом характера воздействующей вибрации и сопутствующих факторов производственной среды.
Литература
Инструкция МОТ «Факторы окружающей среды нарабочем месте», Женева, 2001 г.
СН 2.2.4/2.1.8.566-96 «Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданиях».
СанПиН 2.2.2.540-96 «Гигиенические требования к ручным инструментам и организации работ».
Суворов Г., Прокопенко Л. «Вибрация и защита от нее» - М., изд. журнала «Охрана труда и социальное страхование», 2001г.
Работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить следующие инструктажи по охране труда: вводный, первичный, повторный, внеплановый и целевой.
Проведение всех видов инструктажей регистрируется всоответствующих журналах (в установленных случаях - в наряде-допуске напроизводство работ) с подписями инструктируемого и инструктирующего, а также датой их проведения.
Конкретный порядок, условия,сроки и периодичность проведения всех видов инструктажей по охране труда работников отдельных отраслей и организаций регулируются соответствующими отраслевыми, межотраслевыми и локальными нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда.
Литература
ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.
Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций. Утвержден постановлением Минтруда России 13.01.2003 г. № 1/29, зарегистрированным в Минюсте России 12.02.2003 г. № 4209.
Производственный контроль за безопасной эксплуатацией кранов должен осуществляться в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте.
Руководители организаций и индивидуальные предприниматели - владельцы кранов, грузозахватных приспособлений, крановых путей, а также руководители организаций и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие краны, обязаны:
Назначить инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары; инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии; лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами;
Установить порядок периодических осмотров, технических обслуживании и ремонтов, обеспечивающих содержание кранов, крановых путей, грузозахватных приспособлений и тары в исправном состоянии;
Установить требуемый Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00 (далее - Правила) порядок обучения и периодической проверки знаний у персонала, обслуживающего краны, а также проверки знаний Правил у ответственных специалистов;
Разработать должностные инструкции для ответственных специалистов и производственные инструкции для обслуживающего персонала, журналы, проекты производства работ, технологические карты, технические условия на погрузку и разгрузку, схемы строповки, складирования грузов и другие регламенты по безопасной эксплуатации кранов;
Обеспечить ответственных специалистов правилами безопасности, должностными инструкциями и руководящими указаниями по безопасной эксплуатации кранов, а обслуживающий персонал - производственными инструкциями;
Обеспечить выполнение ответственными специалистами Правил, должностных инструкций, а обслуживающим персоналом - производственных инструкций.
Владелец назначает инженерно-технических работников после обученияи проверки знания ими Правил; должностных инструкций для ответственных специалистов и производственных инструкций для обслуживающего персонала. Проверку проводит экзаменационная комиссия (с участием инспектора Ростехнадзора) и выдает им соответствующее удостоверение.
Численность службы надзора и ее структура определяются владельцем, с учетом количества кранов и условий их эксплуатации, и письменно согласовываются с органами Ростехнадзора.
В каждом цехе, на строительной площадке или другом участке работы кранов, в каждой смене должно быть назначено приказом лицо, ответственное за безопасное производство работ, из числа мастеров, прорабов, начальников цехов, участков. На складах материалов и других участках работы в качестве лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, по согласованию с Ростехнадзором, могут быть назначены заведующие складами, бригадиры. Назначение указанных работников в качестве лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, производится после обучения и проверки знания ими соответствующих разделов Правил, должностной инструкции, производственных инструкций для крановщиков и стропальщиков. Проверку знаний проводит экзаменационная комиссия (с участием инспектора Ростехнадзора).
Для организаций с малым числом кранов (до трех регистрируемых кранов), на которых не могут быть назначены все ответственные специалисты, по согласованию с Ростехнадзором, выполнение обязанностей инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, и лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, может возлагаться на одного инженерно-технического работника или (по договору) на специалиста инженерного центра.
В тех случаях, когда владелец кранов не имеет возможности назначить ответственных специалистов, предусмотренных Правилами, допускается, по согласованию с Ростехнадзором, возлагать их обязанности на работников специализированной организации или на специалиста инженерного центра.
Периодическая проверка знаний инженерно-технических работников, после их обучения, должна проводиться не реже одного раза в три года, комиссией организации или учебной организацией (с участием инспектора Ростехнадзора).
Для управления кранами и их обслуживания владелец обязан назначить крановщиков, их помощников, слесарей и наладчиков приборов безопасности, а для обслуживания кранов с электрическим приводом, кроме того, и электромонтеров.
Литература
Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00.
Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.99 № 263).
В обязанности ответственного за электрохозяйство входит:
Организация разработки и ведения необходимой документации по вопросам организации эксплуатации электроустановок;
Организация обучения, инструктирования и проверки знаний, а также допуск к самостоятельной работе электротехнического персонала;
Организация безопасного проведения всех видов работ в электроустановках, в том числе с участием командированного персонала;
Контроль за наличием, своевременностью проверки и испытания средств защиты в электроустановках, средств пожаротушения и инструмента;
Обеспечение установленного порядка допуска в эксплуатацию и подключения новых и реконструированных электроустановок;
Организация оперативного обслуживания электроустановок и ликвидация аварийных ситуаций;
Обеспечение проверки соответствия схем электроснабжения фактическим эксплуатационным, с отметкой на них о проверке (не реже одного раза в два года), пересмотр инструкций и схем (не реже одного раза в три года) и повышение квалификации электротехнического персонала (не реже одного раза в пять лет);
Контроль за правильностью допуска персонала строительно-монтажных и специализированных организаций к работам в действующих электроустановках и в охранной зоне линий электропередачи.
Кроме того, в обязанности лица, ответственного за электрохозяйство, входит обеспечение своевременного и качественного выполнения технического обслуживания, планово-предупредительных ремонтов и профилактических испытаний электроустановок; организация проведения расчетов потребности электрической энергии, осуществление контроля за ее расходованием; участие в разработке и внедрении мероприятий по рациональному потреблению электрической энергии и обеспечение контроля замеров показателей качества электрической энергии (не реже одного раза в два года).
В инструкции ответственного за электрохозяйство должны быть указаны его права и ответственность, которые вытекают из его обязанностей.
Литература
Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (изд. 6-е).
^ 7. Требования безопасности при обращении с ацетиленом и сжиженным газом.
Сжиженные газы - смеси, состоящие в основном из пропана, бутана, бутилена, этана, этилена, пентана и метана. В обычных условиях (при атмосферном давлении и температуре 20°С) эти смеси находятся в газообразном состоянии. При понижении температуры или повышении давления смеси превращаются в жидкость. На строительно-монтажных работах обычно применяют смесь пропана и бутана. Количество пропана в смеси колеблется от 30% (летом) до 70% (зимой). Это связано с тем, что температура испарения пропана ниже, чем бутана.
При использовании пропан-бутановой смеси (при температуре ниже 0°С) необходимо применять специальный испаритель, так как сама смесь не испаряется. При температуре окружающего воздуха до 5°С баллоны с пропан-бутаном можно слегка наклонить, чтобы увеличить площадь испарения, но не следует допускать затекания жидкости в вентиль.
При интенсивном отборе газа или понижении температуры пропан-бутановой смеси жидкость не успевает испариться, поэтому возможно создание разряжения в шланге горючего газа и поступление в него жидкости из баллона.
Пользуясь сжиженными газами, следует учитывать, что онибыстро испаряются при атмосферном давлении и охлаждаются до очень низких температур. При неосторожном обращении с ними можно получить «холодный ожог», поэтому применяют соответствующие средства индивидуальной защиты (перчатки).
Пропан-бутановую смесь доставляют вбаллонах емкостью 40 и 50 л в сжиженном состоянии. Баллон окрашивается в красный цвет, белыми буквами наносится надпись «пропан».
Вентили для пропан-бутановой смеси изготавливаются из латуни с левой резьбой на отводящем штуцере. На вентиле предусмотрена предохранительная мембрана, которая разрывается, если давление в баллоне выше допустимого.
Особенно взрывоопасны малые концентрации пропан-бутановой смеси с воздухом, поэтому требуется тщательная вентиляция помещений, где возможно скопление этой смеси.
Заполняется баллон жидкой смесью наполовину, так как при нагревании в баллоне повышается давление, что может привести к его разрушению и последующему взрыву.
Сжиженные газы имеют удельный вес значительно выше удельного веса кислорода. Утечки газов в плохо вентилируемых помещениях могут привести к созданию взрывопожароопасных смесей и к вытеснению кислорода из воздуха.
Запрещается производить газовую сварку, резку и другие виды газопламенной обработки металлов с применением сжиженных газов в цокольных и подвальных помещениях, а также в колодцах, шахтах и других подземных сооружениях.
Баллоны с сжиженными газами следует устанавливать в вертикальном положении, чтобы исключить попадание жидкости в шланг, а горелки и резаки - периодически прочищать латунной иглой (соответствующего диаметра) для избежания обратного удара пламени.
Газовые баллоны и редукторы должны быть окрашены в красный цвет.
Ацетилен - бесцветный газ со слабым эфирным запахом, легче воздуха. Обычно в нем содержатся различные примеси фосфина, сероводорода и аммиака, что придает ему специфический запах.
Утечка ацетилена может привести к пожару или взрыву. Особенно взрывоопасны смеси при малом содержании ацетилена в воздухе (от 7 до 13% по объему). Ацетилен с воздухом может образовать взрывчатую смесь.
В сухую погоду ацетилен собирается в верхней части помещений, так как он легче воздуха. Но ацетилен способен растворяться во влажном воздухе, вследствие чего становится тяжелее и оседает внизу. Он получил большое распространение на строительно-монтажных работах как горючий газ. Прочие газы и горючие жидкости служат его заменителями, так как только ацетилен может дать самую высокую температуру пламени.
Следует соблюдать осторожность при работе с ацетиленом. Его соприкосновение с хлором или фтором может привести к взрыву, а при некоторых условиях он способен вступать в реакцию с медью, серебром и ртутью с образованием соединений, которые в сухом состоянии (при повышении температуры, трении или ударе) быстро разлагаются. Поэтому запрещается использование труб, вентилей, резервуаров и соединений из меди или ее сплавов (бронзы и латуни), которые содержат более 65% меди. По этой же причине запрещается применение медных деталей при соединении ацетиленовых шлангов. Использование в таких случаях сталей соответствующих марок безопасно.
Литература
Межотраслевые правила по охране труда при электро- и газосварочных работах ПОТ РМ 020-2001.
Пушин В. Пособие для изучения Межотраслевых правил по охране труда при электро- и газосварочных работах ПОТ РМ 020-2001. - М., изд-во «Энергосервис», 2003 г.
^ 8. Гигиенические критерии и классификация условий труда по степени вредности и опасности.
Гигиенические критерии - это показатели, позволяющие оценить степень отклонений параметров производственной среды и трудового процесса от действующих гигиенических нормативов. Классификация условий труда основана на принципе дифференциации указанных отклонений.
Работа в условиях превышения гигиенических нормативов является нарушением законодательства Российской Федерации.
В тех случаях, когда по обоснованным технологическим причинам работодатель не может в полном объеме обеспечить соблюдение гигиенических нормативов на рабочих местах, органы и организации государственного санитарного надзора, рассмотрев необходимые документы, могут разрешить работу в этих условиях при обязательном использовании средств индивидуальной защиты и при ограничении времени воздействия на работающих вредных производственных факторов («защита временем»).
При этом каждый работник должен получить полную информацию об условиях труда, степени их вредности, возможных неблагоприятных последствиях для здоровья, необходимых средствах индивидуальной защиты, режимах труда и отдыха, медико-профилактических мероприятиях, мерах по сокращению времени контакта с вредным фактором. Одновременно учреждения госсанэпидслужбы требуют от организации разработки перспективного плана мероприятий по нормализации условий труда.
^ Гигиенические нормативы, условий труда (ПДК, ПДУ) - уровни вредных производственных факторов, которые при ежедневной (кроме выходных) работе, но не более 40 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений. Соблюдение гигиенических нормативов не исключает нарушение состояния здоровья у лиц с повышенной чувствительностью.
Гигиенические нормативы обоснованы с учетом 8-часовой рабочей смены. При большей длительности смены в каждом конкретном случае возможность работы должна быть согласована с органами и организациями государственного санитарного надзора.
Исходя из гигиенических критериев, условия труда подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.
Литература
Руководство Р 2.2.755-99 «Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса».^ 9. Учет вины застрахованного при определении размера ежемесячных страховых выплат.
Если при расследовании страхового случая комиссией по расследованию страхового случая установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, размер ежемесячных страховых выплат может уменьшаться соответственно степени вины застрахованного, но не более чем на 25%. Степень вины застрахованного устанавливается комиссией по расследованию страхового случая (в процентах) и указывается в акте о несчастном случае на производстве или в акте о профессиональном заболевании.
При определении степени вины застрахованного рассматривается заключение профсоюзного комитета или иного уполномоченного застрахованным представительного органа.
Размер ежемесячных страховых выплат, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.98 г. №125-ФЗ, не может быть уменьшен в случае смерти застрахованного.
При наступлении страховых случаев, подтвержденных в установленном порядке, отказ в возмещении вреда не допускается.
Вред, возникший вследствие умысла застрахованного, подтвержденного заключением правоохранительных органов, возмещению не подлежит.
Литература
Федеральный закон от 24.07.98 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (ст. 14).Вопрос 8.6. Нормативно-правовые акты, регулирующие финансовую систему рф
Гражданский кодекс РФ (часть 1) , утвержденный федеральным законом от 30.11.1994г. № 54-ФЗ с последними изменениями и дополнениями. Гражданский кодекс регулирует отношения между лицами или с их участием, осуществляющими самостоятельно на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Данный документ содержит 1-29 глав. К основным главам, связанных с финансовой системой, относятся: Глава 3. Граждане (физические лица), Глава 4. Юридические лица, Глава 5. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, Глава 9. Сделки, Глава 14. Приобретение права собственности, Глава 15. Прекращение права собственности, Глава 16. Общая собственность, Глава 17. Право собственности и другие вещные права на землю, Глава 19. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления, Глава 27. Понятие и условия договора, Глава 28. Заключение договора
Гражданский кодекс РФ (часть 2) , утвержденный федеральным законом от 26.01.1996г. № 15-ФЗ с последними изменениями и дополнениями. Гражданский кодекс регулирует отношения между лицами или с их участием, осуществляющими самостоятельно на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Данный документ содержит 30 – 59 глав. К основным главам, связанных с финансовой системой, относятся: Глава 31. Мена, Глава 32. Дарение, Глава 33. Рента и пожизненное содержание с иждивением, Глава 34. Аренда, Глава 43. Финансирование под уступку денежного требования, Глава 48. Страхование, Глава 53. Доверительное управление имуществом.
Налоговый кодекс РФ (часть 1), утвержденный федеральным законом от 31.07.1998г. № 147-ФЗ с последними изменениями и дополнениями. Налоговый кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Данный документ содержит 1 – 20 глав. К основным разделам, связанных с финансовой системой, относятся: Раздел I. Общие положения, Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях, Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, их должностных лиц, Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, Раздел V. Налоговая декларация и налоговый контроль, Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение, Раздел VII. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц
Налоговый кодекс РФ (часть 2) , утвержденный федеральным законом от 05.08.2000г. № 118-ФЗ с последними изменениями и дополнениями. Налоговый кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Данный документ содержит 21 – 31 глав. К основным разделам, связанных с финансовой системой, относятся: Раздел VIII. Федеральные налоги, Раздел IX. Региональные налоги и сборы, Раздел X. Местные налоги,
Бюджетный кодекс РФ, утвержденный федеральным законом от 09.07.1999г. № 159-ФЗ, с последними изменениями и дополнениями. Бюджетный кодекс устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Данный документ содержит 1 – 28 глав. К основным разделам, связанных с финансовой системой, относятся: Раздел I. Бюджетное устройство Российской Федерации, Раздел II. Доходы бюджетов, Раздел III. Расходы бюджетов, Раздел IV. Сбалансированность бюджетов, Раздел V. Участники бюджетного процесса, Раздел VI. Составление проектов бюджетов, Раздел VII. Рассмотрение и утверждение бюджетов, Раздел VIII. Исполнение бюджетов, Раздел IX. Государственный и муниципальный финансовый контроль,
Федеральный закон РФ от 27.11.1992г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ» с последними изменениями и дополнениями. Настоящий Закон регулирует отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела. Данный документ содержит 1 – 5 глав.
Федеральный закон РФ от 26.12.1995г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» с последними изменениями и дополнениями. Настоящий Закон определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров. Данный документ содержит 1 – 14 глав.
Федеральный закон РФ от 08.02.1998г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» с последними изменениями и дополнениями. Настоящий Закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации общества. Данный документ содержит 1 – 6 глав.
Федеральный закон РФ от 25.02.1999г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» с последними изменениями и дополнениями. Настоящий Закон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности. Данный документ содержит 1 – 6 глав.
Федеральный закон РФ о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. (Например -Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»). Настоящий Закон устанавливает сумму доходов и расходов исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта и уровня инфляции. Данный документ содержит 30 статей и 48 приложений.
Другие нормативно-законодательные документы.
12. Иные нормативные акты
ИЗНОС ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
В процессе эксплуатации основные средства подвергаются износу. В рыночной экономике различают 3 вида износа:
1.физический,
2.моральный,
3.внешнего воздействия.
Физич. износ.-àпонимается утрата основными средствами своих технико-экономических свойств, социальных характеристик, потребительной стоимости, а также стоимости в связи с эксплуатацией и под воздействием естественных сил природы.
Существует 2 типа физ изн:
1. механический износ трущихся деталей, усталостный износ метала, дерева, деформация отдельных конструкций;
2.естественный - не связан с эксплуатацией ОФ, а выражается в коррозии металла, выветривании, выщелачивании материалов.
Степень физ.износа зависит от многих факторов: качество конструкции и материалов, особенности технолог. процесса, срока эксплуатации, степени загрузки. Значительная доля устаревших осн-ых ср-в наносит ущерб экономическим показателям, объемам производства, конкурентоспособности товара.
Износ ос опред-ся
Износ=Спервонач*Норм аморт*время экспл/100
Коэффициент физического износа на каждый момент может определен по формуле:
Кизн факт = Тф / ТN ,
где Тф - фактическое время, ТN - нормативное время работы.
Кизн факт = (Тф * Qфt) / (ТN * QNt),
где Qфt - объем выпуска продукции за соответс-щий год, QNt - нормативный объем выпуска продукции.
Кгодн=Сост/Спервонач
Моральный износ основных средств выражается в уменьшении их стоимости до окончания срока службы. Он является следствием технологического прогресса и роста производительности. Моральный износ может быть 2-х видов:
связан с утратой основными средствами части своей первоначальной стоимости в результате повышения производительности труда в отраслях их производящих.
Кмор изн = (Фпер – Фвост) / Фпер
Кмор изн = (Nнов - Nст) / Nнов
Где Nнов - проектная или паспортная мощность объекта в изменившихся условиях после проведения реконструкции, модернизации или выпуска нового вида оборудования в натуральных единицах измерения. Nст – производительность морально устаревшего оборудования в натуральных единицах измерения.
Для объектов недвижимости в составе основных средств предприятия определяется также внешний (экономический) износ. Износ внешнего воздействия это снижение стоимости объекта недвижимости в следствии негативного влияния внешней среды экономических или политических факторов. Причина внешнего износа это общий упадок района, в котором находится объект или действие правительства РФ, местной администрации, изменение рынка занятости, нарушение биологического равновесия, перевод основных производств в другой регион и т.д., строит-во рядом малопривлекательных объектов таких как очист сооружения, заболачивание, бензоколонки.
БИЗНЕС-ПЛАН ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО СТРУКТУРА
Бизнес план - это документ, дающий развернутое обоснование проекта и возможность всесторонне оценить эффективность принятых решений, планируемых мероприятий, ответить на вопрос, стоит ли вкладывать деньги в данный проект.
Бизнес-план позволяет очертить круг проблем, с которыми сталкивается предприятие при реализации своих целей в изменчивой, неопределенной, конкурентной хозяйственной среде. Поможет определить и обеспечить пути решения этих проблем. Он ориентирован на достижение успеха, главным образом, в финансово-экономической деятельности.
Бизнес-план является основой бизнес-предложения при переговорах с будущими партнерами и возможными инвесторами. Он должен быть представлен в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела и перспективах своего участия в нем.
Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентированы.
Такая типовая структура бизнес-плана должна включать следующие разделы:
1. Титульный лист. Содержит название проекта, наименование компании-заявителя, сроки реализации и период расчета показателей проекта, контактную информацию.
2. Резюме. В концентрированном виде представляет сущность, цели и задачи инвестиционного проекта, объем инвестиций, интегральные показатели коммерческой эффективности проекта.
3. Описание отрасли (целевого рынка). В разделе дается общая характеристика ситуации, складывающейся в отрасли (на целевом рынке), где будет реализовываться проект.
4. Описание продукции. Дается общая технико-экономическая и потребительская характеристика выпускаемой (планируемой к выпуску) продукции (товаров и услуг).
5. План маркетинга. В развернутом виде представляется маркетинговая стратегия компании при реализации проекта, дается описание ценовой, сбытовой, продуктовой политики и политики продвижения продукции на рынок. 6. План производства. Дается подробная характеристика и требования к организации процесса производства, план производства, постоянные и переменные затраты, план по персоналу.
7. Организационный план. Включает характеристику организационной структуры компанией, ее преобразования и возможностей, описание нормативно-правовой базы, организации управления реализацией проекта.
8. Финансовый план. Содержит финансовые и экономические расчеты и обоснования по проекту, включая стратегию финансирования, налоговые и иные выплаты, отчет о прибыли, план денежных поступлений и выплат, бухгалтерский баланс компании.
9. Анализ рисков, чувствительности и устойчивости проекта. В данном разделе дается анализ возможных рисков при реализации проекта, представляются результаты анализа чувствительности и устойчивости проекта, анализ финансовых коэффициентов.
10. Приложения. В приложение включаются необходимые сопроводительные документы – описание и фото продукции, необходимая документация (копии лицензий, сертификатов, разрешений, актов), проектно-сметная документация и др.
В международной практике для обоснования проектов (бизнес-планов) применяется несколько обобщающих показателей:
Чистая текущая стоимость;
Рентабельность;
Внутренний коэффициент эффективности (пороговое значение рентабельности);
Период возврата капитальных вложений (срок окупаемости); максимальный денежный отток (отражает необходимые размеры финансирования проекта и должен быть увязан с источником покрытия всех затрат);
Норма безубыточности (минимальный размер партии выпускаемой продукции, при котором обеспечивается «нулевая прибыль», доход от продажи равен издержкам производства).
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПЛАНА РАЗВИТИЯ П/П
План развития п/п вкл-ет след. разделы:
1. План развития науки и техники, НТП – важная часть плана развития п/п. он вкл-ет в себя мероприятия по НИР, освоения пр-ва новых видов продукции, внедрению прогрессивной технологии, модернизации и автоматизации произв-х процессов НОТ. Перенос передового опыта с родств пп. К показателям этого плана относятся: а) продукция осваиваемая произв-ом впервые; б) относ-ое уменьшение чис-ти раб-ов за счет внедрения разл. мероприятий по развитию науки и техники; в) рост ПТ, показатели харак-ие уровень пр-ва, как коэф-т автоматизации, механизации повышение нефтеотдачипластов, коэф-т экстенсивного исп-ия осн. ср-в и т.д., а также специфические пок-ли, характерные для данного вида пр-ва, н-р, материалоемкость продукции, энергоемкость пр-ва…
2. План повышения эк. эф-ти пр-ва. Даются обобщающие показатели эк. эф-ти исп-ия живого труда, осн. ср-в, кап. вложений, матер-х ресурсов и т.д. к числу таких показателей относятся темпы роста пр-ва товарной продукции, рентаб-ть пр-ва продукции и п/п в целом, затраты на рубль товарной продукции, снижение пок-ли Фо, Фе, материалоемкости и т.д. снижение затрат на 1 р тов продукции, оборачиваемости средсты
3. План пр-ва продукции – произ программа, в которой устанавливаются задания по производству отдельных видов продукции в стоимостном и натуральном выражении. Для этого исп ся показатели валов товарна реализ продукция, реализация нетто – вся ваовая продукция, которую получает пп на основе выполнения заключенных договоров за минусом налогов. В нем представлены в натур. и стоимостном выражении пр-во продукции, повышение ее кач-ва, перечень мероприятий по специализации, кооперированию и комбинированию пр-ва.
4. План инвестиции (кап. вложений). План кап. стр-ва предус-ет стр-во новых, расширение и реконструкцию действующих цехов п/п. перечень мероп-й по тех-му перевоор-ю действующего пр-ва, модер-я оборудования, соверш-ние технологии пр-ва, модер-ю и автом-ю произв-х процессов.
План внедрения инноваций – предусматривает внедрение в производство инновац технологий
5. План матер-но тех-ого обеспечения. Он представляет собой систему матер-х расчетов, отражающих пр-во и потребление важнейших видов прод-ии. данный план разрабатывается с учетом снижения удельных норм расхода сырья, материалов, топлива и
6.План по труду и кадрам. Предусматривает повышение ПТ, как основного условия увеличения объема пр-ва. Здесь же рассчитывается чис-ть п/п, ФОТ, ТП и ср. з/п. соблюдать опережение роста произ труда по сравнению с ростом зп.
7. План по издержкам пр-ва и реализации продукции. Непосредственная цель планир-ия с/с это эк-ки обоснованное определение величины затрат на пр-во продукции, а также исчисление величины дохода (прибыли, получаемого в рез-те произ-ой деят-ти.
8. Финансовый план. Устанавливаются важнейшие показатели как расчет потребности в соб-х обор. ср-вах; задание по ускорению оборачиваемости обор.ср-в; задание по прибыли п/п; кредитный план п/п; распределение чистой прибыли п/п на фонды:1. потребления, 2.накопления, 3. резервный фонд.
9. План соц-ого развития коллектива предусматривает перечень наиболее актуальных для коллектива мероприятий по улучшению охраны труда и тех-ки безоп-ти, условий труда, быта и отдыха работающих.
10, План мероп-й по охране прирды и рац-му исп-ию прир-х ресурсов. План по охране труда и тех-ки безоп-ти. Представлены мероп-я по предотвращ-ю загряз-я окрю среды, рац-му исп-ию прир-х ресурсов, охране водных ресурсов, воздуш. бассейна рац-му исп-ию земель и минер-х рес-в.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ.
Нормативный акт – это акт, компетентного органа государственной власти, которым устанавливается нормы права. К нормативным правовым актам регламентирующие деят-ть п/п относятся Гражданский Кодекс, Трудовой кодекс, налоговый кодекс, земельный кадастр, указы президента РТ, постановление главы организации.
Чтобы успешно осуществлять свой бизнес, дееспособность граждан или предпринимательская организация должны хорошо знать законодательство, регулирующее эту деят-ть. Впервые наиболее полное определение сущности понятия предпринимательской деятельности было сформулировано в законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». В нем говорилось, что под предпринимательской деят-тью инициативная самостоятельная деят-ть граждан и их объединений, направленная на получение прибыли. Было установлено, что предпринимательская деят-ть осуществляется гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия.
В первой части ГК РФ говориться, что гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деят-ть, или с их участием. ГК РФ комплексно определяет сущность предпринимательской деятельности: это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деят-ть, направленное на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицам, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке.
Основными документами, регламентирующими предпринимательскую деятельность являются:
1. Конституция РФ от 12.12.93 (ред. от 25.07.2003.)
2. Гражданский кодекс РФ (часть 1) от 30.11.94 №51-ФЗ (ред.29.07.2004);
3. Гражданский кодекс РФ (часть 2) от 26.01.96 № 14-ФЗ (ред. от 23.12.2003);
4. Гражданский кодекс РФ (часть 3) от 26.11.2001 № 146 –ФЗ;
5. Налоговый кодекс РФ (часть 1) от 31.07.98 № 146-ФЗ (ред. от 22.07.2005 № 119-ФЗ);
6. Налоговый кодекс РФ (часть 2) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 22.07.2005 № 117-ФЗ);
7. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14.06.95 № 88-ФЗ (ред. от 21.03.2002);
8. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 28.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 23.12.2003);
9. Федеральный закон «о несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ;
10. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 28.08.2001 № 128-ФЗ (ред. от 23.12.2003);
11. Трудовой кодекс РФ № - ФЗ от 21.12.2001
12. Иные нормативные акты
Конституция РФ – основной документ всего российского законодательства. Конституция закрепляет следующие основополагающие права и принципы предпринимательской деятельности: свободное распоряжение своим трудом, право частной собственности, равенство всех форм собственности, свобода экономической деятельности, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, общегражданские права человека.
Гражданский кодекс (часть 1) определяет правовые аспекты взаимоотношений граждан, юридических лиц и других участников предпринимательской деятельности, организационно-правовые формы хозяйствования.
Гражданский кодекс (часть 2) определяет правовые аспекты коммерческого и финансового предпринимательства, договорных и подрядных отношений.
Налоговый кодекс регламентирует общие правила определения доходов и расходов участников предпринимательской деятельности, виды, ставки налогов, налоговую базу, порядок начисления налогов и др.
Трудовой кодекс определяет правовые аспекты регулирования трудовых отношений: организация труда и управление трудом, рабочее время и время отдыха, оплата и нормирование труда, гарантии и компенсации.
Государственная регистрация – процедура легализации деятельности субъектов хозяйствования, при которой государственные органы проверяют соответствие самого юридического лица и его регистрационных документов требованиям действующего законодательства. Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.
Юридические лица действуют на основании учредительных документов: договора или устава в зависимости от организационно-правовой формы участника предпринимательской деятельности, либо договора и устава.
Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).
Учредительный договор - документ, в котором содержится следующая информация: наименование юридического лица; место его нахождения; порядок совместной деятельности по его созданию; размер долей участия каждого из учредителей; условия передачи имущества учредителей юридическому лицу; условия участия учредителей в деятельности юридического лица; условия и порядок распределения между участниками прибыли (убытков); условия управления деятельностью юридического лица; условия выхода учредителей (участников) из состава.
В уставе в обязательном порядке должны содержаться: сведения об организационно-правовой форме, наименование, место нахождения, размер уставного фонда, состав учредителей, вид и сфера деятельности, порядок распределения прибыли, порядок образования фондов, условия реорганизации и ликвидации.
На основе учредительного договора действуют хозяйственные товарищества.
На основе учредительного договора и устава действуют общества с ограниченной ответственностью и ассоциации.
На основе устава действуют акционерные общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия, потребительские кооперативы, фонды.
1Предметом данной статьи являются нормативно-правовые акты регулирующие деятельность предприятия. Поэтому основной задачей данной статьи является: изучение понятия нормативно-правовых актов и рассмотрение их классификаций по содержанию, по юридической силе, по характеру и объему действия и субъектам которые их издают. Нормативные акты в экономике предприятия различаются по уровню и виду органа, издавшего акт. В зависимости от того, каким органом принят нормативный акт, определяется его юридическая сила. Среди источников права, регламентирующего деятельность предприятий, немало таких, которые содержат нормы и других отраслей права - государственного, административного, гражданского и т.д. Каждое предприятие несет ответственность в случае нарушения ими действующего законодательства.Существуют уголовная, материальная и гражданская формы ответственности.
нормативно-правовой акт
экономика предприятия
ответственность
1. Агафонова М.С. Скуридина И.Ю. , Проблемы формирования промышленных предприятий в России // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 4 . – стр. 139-139;
2. Бабаева В.К. Теория государства и права: Учебник Под ред. В.К. Бабаева. - М.:Юристъ,2003. - 592 с.
3. Горфинкеля В.Я., ШвандараВ.А.Экономика предприятия. Под ред. Горфинкеля В.Я., Швандара В.А 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 670 с.
4. Хропанюк В.Н. Теория государства и права 3 изд. перераб. и доп.- М.:Омега-Л, 2008.- 384 стр.
5. Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельностиУчебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.-92 с.
Введение
Нормативноправовые акты являются наиболее актуальной и исследованной в отечественном правоведении формой права. Была изучена природа нормативно-правовых актов, свойства, которые способствовали их выделению из системы права и их признаки. Эффективность существования нормативно правовых актов заключается в их иерархичности и системности.
Нормативно правовой акт один из главных источников права в современном государстве. В нем выражаются правовые нормы, регулирующиеинтересы и потребности общества. Нормативно-правовые актызакрепляют нормы, которые учитывают интересы большинства или меньшинства, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.
К нормативно правовым актам относятся Конституция государства, иные законы, а также система подзаконных актов. Особенностинормативно правовых актов:Во-первых, с их помощью достигается наиболее полное и истинное выражение юридических норм. Во-вторых, усложнение общественной жизни, рост темпов общественного совершенствованияприводят к повышению роли нормативных актов в системе юридических источников права. В-третьих, нормативный правовой актможет быть оперативно издан и изменен в любой части, что позволяет ему быстро реагировать на социальные процессы. В-четвертых, нормативные правовые акты можно систематизировать и кодифицировать, что позволит легко осуществить поиск необходимого акта для его реализации.
Классификация нормативно-правовых актов производится по разнымоснованиям: по содержанию;по юридической силе; по объему и характеру действия; по субъектам, их издающим.
По
содержанию нормативно правовые акты делятся на:акты содержащие нормы только
одной отрасли права и акты имеющие комплексный характер, включающие нормы различных
отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. По
юридической силе нормативно правовые акты подразделяются на законы и
подзаконные акты. Акты вышестоящих правотворческих органов обладают более
высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. По
объему и характеру нормативно правовые акты делятся:
на акты общего действия, охватывающие всю
совокупность отношений определенного вида на данной территории;на акты
ограниченного действия, которые распространяются на часть территории или на
строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;на акты
исключительного (чрезвычайного) действия.
По основным субъектам государственного
правотворчества нормативно-правовые акты можно подразделить на законы,
подзаконные акты и юрисдикционные акты общего характера.
Закон принимается высшим представительным
органом государства в особенномпорядке.Он обладает высшей юридической силой и
регулирует наиболее значимые общественные отношения с точки зрения интересов и
потребностей населения страны.
Принятие закона включает в себя четыре
обязательные стадии: внесение законопроекта; его обсуждение; принятие закона; обнародование.
Принятие закона в результате референдума предусматривается Законом о
референдуме;законы не подлежат контролю со стороны какого-либо другого органа
государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной
властью.
Ведущее и определяющее
положение законов заключается в верховенстве закона в регулировании общественных
отношений. Ни один подзаконный акт не может вмешиваться в сферу законодательного
регулирования. В свою очередь законы подразделяются на конституционные и
обыкновенные. Конституционные законы определяют государственный и общественный
строй, а также правовое положение личности и организаций. Обыкновенные законы
принимаются в соответствии с конституционными актами и регламентируют определенные
сферы общественной жизни.
Подзаконные нормативно-правовые акты- это правотворческие акты, основанные на законе и не
противоречащие ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, нежелизаконы,
они опираются на юридическую силу законов и не могут противостоять им. Подзаконные
акты уточняютглавные положения законов применительно к своеобразию разных
общественных интересов.По субъектам издания и сфере распространения они
подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.
Общие подзаконные актыобладают общей властью и действуютна всех лиц в рамках определенной территории. К общим подзаконным актам относятся нормотворческие предписания высших органов исполнительной власти.
Местные подзаконные актыобладают представительной и исполнительной властью на местах и издаютсяместными органамисамоуправления. Действие этих актов ограничено подчиненной им территорией.
Ведомственные
нормативно правовые актыобладают общим действиеми распространяются на
ограниченную сферу общественных отношений.
Внутриорганизационные подзаконные издаются разными
организациями для упорядочение своих внутренних вопросов и распространяются на всех сотрудников
организаций.
Степень юридической силы нормативно-правовых актов различна, но степень обязательности содержащихся в них норм одинакова для всех, к кому относятся их предписания. Это принципиальное положение составляет основу функционирования правового государства.
Предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно, лучший выход для России - это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий предпринимательства в нашей стране.
Экономика предприятия регулируется большим количеством нормативных актов.Все они различаются по уровню и типу органа, издавшего акт. В зависимости от того, каким органом принят нормативный акт, определяется его юридическая сила. Самой большой группой источников права, регулирующих экономику предприятия, являются акты финансово-кредитных органов — Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ. Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах органов государственного управления, регулирующих вопросы финансов в пределах определенной отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых трудовыми коллективами, администрацией предприятий, организаций. Существуют общепризнанные принципы и нормы международного права: свобода торговли, международные договоры России. Международные договоры применяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством, исключение составляют случаи, когда для их применения требуется издание российского акта. Если международным договором РФ установлены иные правила, отличающиесягражданского законодательства, то применяются правила международного договора.
Существует множество нормативных актов, регулирующих деятельность предприятия. Формально их можно разделить на четыре группы. Первая группа определяет внутренние отношения — порядок управления, организации труда и учреждения субъекта предпринимательской деятельности; Вторая группа регулирует отношения по вертикали — субъектов предпринимательской деятельности с органами государственной власти и местного самоуправления, в том числе с законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ; Третья группа определяет отношения по диагонали — субъектов предпринимательства с банками и иными кредитными организациями; Четвертая группа регулирует отношения по горизонтали — субъектов предпринимательства с партнерами по экономической деятельности, в том числе с поставщиками, покупателями и т.д.
Основой правового регулирования экономики предприятия является Конституция Российской Федерации. Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства страны, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средствпо всей территории России, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Государственная, муниципальная и частная формы собственностизащищаются и признаются равным образом. Иметь землю в частной собственности разрешено только российским гражданам и их объединениям. Также установлены гарантии свободы экономической деятельности, закреплен механизм рыночных отношений. Гарантированы создание и функционирование единого общероссийского рынка, поддержка и совершенствованиечестной конкуренции, недопущение экономической деятельности, направленной на создание монополии.
Предприниматели несут юридическую, гражданскую,дисциплинарную, материальную,административную,уголовную ответственность.
Юридическая ответственность,представляет собой установленную правовыми нормами обязанность претерпевать отрицательные последствия при неисполнении ими установленных законов и обязательств.
Гражданская ответственность, представляет собой неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных обязанностей и обязательств. Гражданская ответственность проявляется в применении к правонарушителю в отношении другого лица или государства установленных договором или законом мер воздействия, имеющих для правонарушителя отрицательные имущественные последствия в форме уплаты неустойки, возмещения убытков, ареста имущества, возмещения вреда.
Материальная ответственность устанавливается в соответствии с трудовым правом. Она бывает двух видов: ограниченная,в пределах 1/3 среднего месячного заработка и полная, устанавливаемая для работника, с которыми заключен договор об индивидуальной или коллективной материальной ответственности.
В учредительных документах предпринимательских организаций необходимо в соответствии с трудовым правом устанавливать дисциплинарную ответственность работников как форму воздействия на нарушителей трудовой дисциплины. Существуют такие взыскания как: замечание, выговор, увольнение с работы.
Административная ответственность предпринимателей и должностных лиц предпринимательских организаций устанавливается за совершение ими административного правонарушения при осуществлении предпринимательской деятельности.
Уголовная ответственность возникает при совершении противоправных действий в процессе предпринимательской деятельности. Основанием уголовной ответственности предпринимателей является совершение действия, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ, в первую очередь, в гл. 22 "Преступления в сфере экономической деятельности". Виновным в преступлении признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Заключение
Изучив теоретические основы нормативно - правовых актов регулирующих деятельность предприятия,можно сделать вывод, что регулирование деятельности предприятия нормативно-правовыми актами является важным аспектом существования организации. Вся совокупность законов и подзаконных актов по хозяйственным вопросам создает сектор правовой инфраструктуры, в которой функционируют хозяйствующие элементы. Задачей правового сектора является правовое обеспечение деятельности хозяйствующих субъектов , а основой правового регулирования экономики предприятия является Конституция Российской Федерации.
Библиографическая ссылка
Вишневецкая В.О., Агафонова М.С. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2014. – № 1.;URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=11795 (дата обращения: 20.02.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Основными документами, регламентирующими предпринимательскую деятельность являются:
1. Конституция РФ от 12.12.93 (ред. от 25.07.2003.)
основной документ всего российского законодательства. Конституция закрепляет следующие основополагающие права и принципы предпринимательской деятельности:
свободное распоряжение своим трудом,
право частной собственности,
равенство всех форм собственности,
свобода экономической деятельности,
единство экономического пространства,
свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств,
общегражданские права человека.
2. Гражданский кодекс РФ (часть 1) от 30.11.94 №51-ФЗ (ред.29.07.2004);
определяет правовые аспекты взаимоотношений граждан, юридических лиц и других участников предпринимательской деятельности, организационно-правовые формы хозяйствования.
3. Гражданский кодекс РФ (часть 2) от 26.01.96 № 14-ФЗ (ред. от 23.12.2003);
определяет правовые аспекты коммерческого и финансового предпринимательства, договорных и подрядных отношений
4. Гражданский кодекс РФ (часть 3) от 26.11.2001 № 146 –ФЗ;
5. Налоговый кодекс РФ (часть 1) от 31.07.98 № 146-ФЗ (ред. от 22.07.2005 № 119-ФЗ);
6. Налоговый кодекс РФ (часть 2) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 22.07.2005 № 117-ФЗ);
регламентирует общие правила определения доходов и расходов участников предпринимательской деятельности, виды, ставки налогов, налоговую базу, порядок начисления налогов и др.
7. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14.06.95 № 88-ФЗ (ред. от 21.03.2002);
8. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 28.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 23.12.2003);
9. Федеральный закон «о несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ;
10. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 28.08.2001 № 128-ФЗ (ред. от 23.12.2003);
11. Трудовой кодекс РФ № - ФЗ от 21.12.2001
определяет правовые аспекты регулирования трудовых отношений: организация труда и управление трудом, рабочее время и время отдыха, оплата и нормирование труда, гарантии и компенсации.
12. Иные нормативные акты
Государственная регистрация – процедура легализации деятельности субъектов хозяйствования, при которой государственные органы проверяют соответствие самого юридического лица и его регистрационных документов требованиям действующего законодательства. Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.
Юридические лица действуют на основании учредительных документов: договора или устава в зависимости от организационно-правовой формы участника предпринимательской деятельности, либо договора и устава.
Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).
Учредительный договор - документ, в котором содержится следующая информация: наименование юридического лица; место его нахождения; порядок совместной деятельности по его созданию; размер долей участия каждого из учредителей; условия передачи имущества учредителей юридическому лицу; условия участия учредителей в деятельности юридического лица; условия и порядок распределения между участниками прибыли (убытков); условия управления деятельностью юридического лица; условия выхода учредителей (участников) из состава.
В уставе в обязательном порядке должны содержаться: сведения об организационно-правовой форме, наименование, место нахождения, размер уставного фонда, состав учредителей, вид и сфера деятельности, порядок распределения прибыли, порядок образования фондов, условия реорганизации и ликвидации.
На основе учредительного договора действуют хозяйственные товарищества.
На основе учредительного договора и устава действуют общества с ограниченной ответственностью и ассоциации.
На основе устава действуют акционерные общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия, потребительские кооперативы, фонды.