Уведомлять мвд о заключении трудового договора с гражданином белоруссии не нужно.
Условия работы в России для иностранцев во многом зависят от того, откуда приехал работник. Если для одних мигрантов законы со временем становятся жестче, другие пользуются новыми преференциями. Связано это с партнерскими отношениями России и ее ближайших соседей. Например, прием на работу граждан Белоруссии не ограничен ни квотами, ни получением разрешительных документов.
Порядок для работников
Все дело в подписанном Россией, Арменией, Казахстаном и Белоруссией соглашении о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), которое позволяет гражданам устраиваться на работу в соседних государствах без патентов. Итак, на вопрос, нужно ли разрешение на работу гражданам Белоруссии, можно давать отрицательный ответ.
Все приезжающие из безвизовых стран (и белорусы в том числе) могут находиться в России не дольше трех месяцев в каждое полугодие. Как только белорусский гражданин находит работу, срок нахождения в стране продлевается на срок действия договора с работодателем. Но даже если такой договор будет расторгнут досрочно, у белорусов есть две недели, чтобы найти себе нового работодателя, даже если 90 дней разрешенного пребывания уже прошли.
Законом установлен срок в 30 дней, в течение которого белорусские граждане должны встать в миграционную службу на учет.
Граждане Белоруссии не имеют миграционных карт (на границе их не заполняют). Таким образом, для того, чтобы работать в России, им достаточно иметь документ, подтверждающий их гражданство.
Правила для работодателя
Теперь о том, как принять на работу гражданина Белоруссии. Никаких ограничений в количестве принимаемых белорусских работников нет, то есть их можно трудоустраивать, не учитывая допустимую долю мигрантов-работников. Работодателю не нужно получать специальные разрешения. Документы для оформления нужны такие же, как и для россиян, согласно Трудовому кодексу РФ.
Трудовые книжки из Республики Беларусь в Российской Федерации не используются, поэтому нужно заводить документ российского образца.
Порядок оформления на работу граждан Белоруссии отличается только тем, что работодатель в течение трех дней после заключения (или расторжения) контракта должен сообщить об этом миграционную службу. За неуведомление грозит штраф. Ни налоговые, ни страховые органы ставить в известность не нужно.
Социальные выплаты
С начала 2015 года граждане стран ЕАЭС имеют право на все социальные выплаты (кроме пенсионных). причем с первого же дня работы, на таких же условиях, что и россияне.
Страховые взносы в ФСС уплачиваются в том же объеме, который установлен для российских граждан, – 2,9%. Это дает право белорусам на получение пособий во время болезни, а также постоянных и единовременных выплат в связи с материнством. При этом миграционный статус белорусских граждан (имеют ли они РВП, вид на жительство или находятся в РФ временно) не имеет значения. Такие выплаты положены теперь не только белорусам, но и гражданам Казахстана и Армении. Правда, производятся они только в случае заключения трудового договора. Если белорус оказывает услуги на основании гражданско-правового договора, пособия ему не предусмотрены.
Налоги
С 1 января 2015 года для белорусов, как и для работников из других стран – участниц ЕАЭС, ставка НДФЛ равна 13% , причем с самого первого дня работы, независимо от того, стали ли они налоговыми резидентами и имеют ли вид на жительство. Это правило относится только к трудовым доходам.
На налоговые вычеты, однако, имеют право только белорусы-резиденты, то есть, те, кто находился в России больше 183 дней в течение года.
Предпринимательство для белорусов
Могут ли граждане Белоруссии работать в России на себя? Вообще организовать собственный бизнес (ИП или ООО) в России может любой иностранец. Никаких запретов и ограничений на этот счет в законах не имеется. Другое дело, каким условиям должен он удовлетворять.
Алгоритм, как открыть ИП в России гражданину Белоруссии, начинается с регистрации по месту жительства. Это общее требование, предъявляется оно и к россиянам в том числе.
К регистрации в миграционной службе прописка никакого отношения не имеет. Поэтому для того чтобы стать предпринимателем, обязательно нужно получить разрешение на временное или постоянное проживание, только тогда можно будет прописаться.
Если у гражданина Белоруссии таковое имеется, можно подавать документы. Потребуются:
- копия белорусского паспорта;
- ИНН, если есть;
- заявление о регистрации;
- документ, подтверждающий право проживания (РВП или ВНЖ);
- штамп или свидетельство о прописке.
Еще придется уплатить госпошлину. Для некоторых видов деятельности, например, для работы с детьми, нужна справка об отсутствии судимости. Весь пакет документов нужно отнести в налоговую службу по месту жительства.
Если все оформлено правильно, через три дня свидетельство о регистрации ОГРНИП и выписка из реестра будут готовы. После этого обязательно нужно встать на учет в Пенсионном фонде и ФСС (в случае найма работников).
Выбор системы налогообложения
В течение месяца после регистрации необходимо подать заявление на переход к выбранной системе налогообложения. Иначе по умолчанию придется уплачивать налоги по общей системе, что крайне неудобно, особенно для ИП, тем более что ставка НДФЛ для нерезидентов составляет 30%. Выбор режима зависит от объема производства и вида деятельности, это может быть упрощенная система, патентная или ЕНВД. По ним налоговые ставки для иностранцев действуют такие же, как и для граждан РФ.
Как проверить патент иностранца: видео
У трудоустройства в РФ граждан Белоруссии в 2019 году есть свои особенности. Чтобы избежать сложностей, воспользуйтесь нашей пошаговой инструкцией с учетом изменений 2019 года. К ней также прилагается заполненный бланк уведомления МВД и образец трудового договора
Читайте в нашей статье
Условия приема на работу граждан Белоруссии в 2019 году
У вас открылась вакансия, срочно нужен специалист, а лучшим кандидатом оказался белорусский гражданин? Не пугайтесь сложной процедуры приема иностранцев и штрафов за нарушение норм миграционного законодательства. Ведь прием на работу граждан Белоруссии сейчас в России максимально упрощен. Почему?
Потому что Белоруссия - это страна, входящая в Евразийский экономический союз. И в отношении белорусов при трудоустройстве действуют нормы и условия Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (Договор ЕАЭС), а также нормы Трудового кодекса и других правовых документов РФ.
Пошаговая инструкция приема на работу гражданина Белоруссии
Документы работодателя
Сначала посмотрим, понадобятся ли вам как работодателю какие-то документы. Если бы вы принимали на работу приезжих из других стран, понадобилось бы разрешение из местного органа МВД. Но с белорусами все проще – благодаря упоминавшемуся Договору, при приеме их на работу вам не нужно оформлять никакие бумаги.
Белорусского паспорта достаточно, чтобы подтвердить право вашего кандидата на пребывание в России. С помощью этого документа вы сможете установить личность будущего сотрудника и начать трудоустройство.
Для правильного заполнения трудового договора требуйте нотариально заверенный перевод паспорта на русский язык.
Белорусам не нужны ни визы , ни разрешение на временное проживание . Они спокойно въезжают к нам и без этих документов по Соглашению, заключенным 24 января 2006 г. между РФ и Республикой Беларусь. Поэтому спрашивать разрешение на проживание у кандидата не нужно.
В отличие от других иностранцев, белорусам не надо вставать на учет в органах по контролю миграции. Въездную визу в течение 90 суток с момента въезда в РФ им делать тоже не придется. Так что отсутствие сложностей, связанных с визами, заметно облегчает жизнь, если речь идет о приеме белорусов в 2019 году на работу.
Читайте также:
Теперь разберемся, понадобятся ли кандидату патенты или другие разрешения на работу . Прочитав п. 1 ст. 97 Договора ЕАЭС, мы узнаем, что гражданам Белоруссии не требуется разрешение на работу в России или патент. Так что, оформляя белоруса на работу, не просите эти документы.
Если ваша компания для белорусского гражданина не первое место работы в России и он не планирует работать у вас по совместительству, непременно попросите его предъявить трудовую книжку . Важно убедиться, что трудовая оформлена по российскому или советскому образцу. Других вариантов нет.
При устройстве гражданина Белоруссии на работу в первый раз трудовая книжка для него оформляется точно так же, как и для российских граждан.
Теперь поговорим о медстраховке. Полис ДМС , как и договор, при приеме в 2019 году на работу гражданина Белоруссии требовать не нужно. Об этом идет речь в письме Минтруда России, датированном 17 декабря 2015 г. No 16-4/В-823.
C 1 января 2017 года белорусы могут сами оформить полис обязательного медстрахования. Требовать предъявления полиса ОМС работодатель также не должен.
Читайте также:
Нужна ли кандидату из Белоруссии медицинская книжка ? Ровно в тех же случаях, что и россиянам. Гражданину Белоруссии придется ее оформить, если при устройстве на работу требуется сначала пройти медосмотр.
А как с образованием и подтверждающими его документами? Опять же, зависит от должности. Если для ее занятия необходимы специальные знания или профессиональная подготовка, документы, подтверждающие образование , должен предоставить и белорус. Если диплом об образовании на белорусском языке, его придется перевести на русский. Также кандидат должен озаботиться нотариальным подтверждением перевода. Оплата услуг нотариуса при этом в обязанности работодателя не входит.
Военный учет входит в обязанности работодателя только в отношении российских граждан, причем – лишь некоторых групп. Поэтому не стоит требовать от граждан Белоруссии – кандидатов на работу
Для граждан Белорусси очень много привилегий. Именно поэтому работодатели не боятся брать их на работу.
Прием на работу граждан Белоруссии не ограничен ни квотами, ни получением разрешительных документов.
Все дело в подписанном Россией, Арменией, Казахстаном и Белоруссией соглашении о Евразийском Экономическом Союзе (ЕАЭС), которое позволяет гражданам устраиваться на работу в соседних государствах без патентов.
Итак, на вопрос, нужно ли разрешение на работу гражданам Белоруссии, можно смело отвечать отрицательно. Все приезжающие из безвизовых стран (и белорусы в том числе) могут находится в России не дольше трех месяцев в каждое полугодие.
Как только белорусский гражданин находит работу, срок нахождения в стране продлевается на срок действия договора с работодателем. Но даже если такой договор будет расторгнут досрочно, у белорусов есть две недели, чтобы найти себе нового работодателя, даже если 90 дней разрешенного пребывания уже прошли
Как принять на работу гражданина Белоруссии. Никаких ограничений в количестве принимаемых белорусских работников нет, то есть их можно трудоустраивать, не учитывая допустимую долю мигрантов-работников. Работодателю не нужно получать специальные разрешения. Документы для оформления нужны такие же, как и для россиян, согласно Трудовому кодексу РФ. Трудовые книжки из Беларуси в России не используются, поэтому нужно заводить новую – российского образца. Порядок оформления на работу граждан Белоруссии отличается только тем, что работодатель в течение трех дней после заключения (или расторжения) контракта должен сообщить об этом миграционную службу. За не уведомление грозит штраф. Ни налоговые, ни страховые органы ставить в известность не нужно.
С начала 2015 года граждане Белоруссии имеют право на все социальные выплаты (кроме пенсионных). Причем с первого же дня работы, на таких же условиях, что и россияне.
Страховые взносы в ФСС платятся в том же объеме, что и для отечественных граждан, – в размере 2,9 %. Это дает право белоруссам на получение пособий во время болезни, а также постоянных и единовременных выплат в связи с материнством. При этом миграционный статус белорусских граждан (имеют ли они РВП, вид на жительство или находятся в РФ временно) не имеет значения.
Выплаты производятся только в случае заключения трудового договора. Если белорус оказывает услуги на основании гражданско-правового договора, пособия ему не предусмотрены.
С 1 января 2015 года для белорусов, как и для работников из других стран-участников ЕАЭС, ставка НДФЛ равна 13%, причем с самого первого дня работы, независимо от того, стали ли они налоговыми резидентами и имеют ли вид на жительство. Это правило относится только к трудовым доходам.
Следует отметить, что обособленные подразделения уплачивают НДФЛ за работников и сдают отчетность только в том случае, если они выделены на отдельный баланс и имеют расчетный счет в банке. В обратном случае, налог уплачивает головная организация, она же и подает отчетность по итогам налогового периода в налоговую инспекцию, в которой состоит на учете обособленное подразделение.
Страховые взносы в ФСС начисляются на заработную плату работников обособленного подразделения.
Взносы уплачиваются в бюджет региона, в котором находится обособленного подразделения.
Отчеты сдаются в филиал ФСС, в которых обособленное подразделение поставлено на учет.
На налоговые вычеты, однако, имеют право только белорусы-резиденты, то есть, те, кто находился в России больше 183 дней в течение года.
Подать уведомление о приеме на работу нужно в инспекцию по месту учета обособленного подразделения от имени головного отделения. Работодателем по отношению к сотрудникам обособленного подразделения является головная организация, так как обособленное подразделение не является юридическим лицом. Уведомление надо подать в УФМС, на территории которой трудится иностранец, в течение трех рабочих дней с даты заключения или расторжения договор
Принимая на работу иностранца, временно или постоянно проживающего в России, организация должна уведомить территориальный орган ФМС России о заключении с ним трудового договора. Помимо этого миграционную службу необходимо уведомить и о прекращении трудового договора с таким иностранцем.
Что делать, если вы приняли на работу гражданина Белоруссии и не уведомили об этом миграционные органы? Ещё два месяца назад перспектива получить постановление об административном правонарушении была чрезвычайно высока. Изменилось ли что-то в российском миграционном законодательстве за эти два месяца? Изменения, безусловно, были, но они не коснулись регулирования трудовых отношений с гражданами Белоруссии. Так что же произошло?
Вернёмся немного назад. Существенные изменения в миграционном законодательстве, касающиеся процедуры привлечения на работу иностранных граждан, произошли в начале 2015 года. До 31 декабря 2014 года действовала норма, по которой работодатель обязан был уведомлять о приеме на работу только тех иностранных граждан, кому требовалось для осуществления трудовой деятельности разрешение на работу.
Работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.
Гражданам Белоруссии для работы в России никогда не требовалось разрешение на работу, поэтому уведомлять органы миграции о заключении с ними трудовых договоров было не нужно.
Если между вашей организацией и гражданином Белоруссии заключен трудовой договор датой ранее 31 декабря 2014 года - вам не о чем беспокоиться. Действующие на тот момент законодательные нормы не имели двойной трактовки - уведомление о заключении трудового договора не требовалось!
Однако с 01 января 2015 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», и текст указанной нормы стал выглядеть иначе:
Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Новая редакция уже подразумевала под собой уведомление миграционных органов о заключении трудовых договоров со всеми без исключения иностранными гражданами, в том числе и с такими категориями, с которыми ранее уведомление не требовалось: имеющими РВП, ВНЖ, статус беженца и т.д. Граждане Белоруссии, по мнению ещё существовавшей тогда ФМС, тоже лишились привилегии.
Тем не менее, позиция юристов legallabor по этому вопросу разошлась с мнением ФМС. Мы считаем, что ни до, ни после вступления в силу новой редакции 115-ФЗ уведомлять о заключении трудового договора с гражданами Белоруссии было не нужно. Дело в том, что между Россией и Белоруссией существует множество международных соглашений, юридическая сила которых выше внутринациональных норм. В одном из этих соглашений присутствует безапелляционная формулировка:
«Установить, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется»
Уведомление о заключении трудового договора есть не что иное, как составной элемент такого порядка.
Мы направили в ФМС запрос с просьбой прокомментировать противоречие международной и национальной норм, убедительно изложив свою позицию с опорой не международные нормы закона, не скроем, с целью оказать влияние на формирование правильного понимания ФМС по этой проблематике и уберечь чиновников от ошибочного применения законодательства.
Руководителю ФМС России
Ромодановскому К.О.
ПИСЬМО
22 июня 1996г. Высшим советом сообщества Беларуси и России было принято Решение «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».
Пункт первый данного решения гласит:
«1. Установить, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется».
08 декабря 1999г. вступил в силу Договор о создании Союзного государства между РФ и Республикой Беларусь. Правовые акты, принятые ранее в рамках сообщества, продолжают действовать в части, не противоречащей Договору (п.1.,2 статьи 70 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О Создании Союзного государства»).
В соответствии с п.2 статьи 60 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О Создании Союзного государства» в случае коллизии нормы закона или декрета Союзного государства и нормы внутреннего закона государства-участника, за исключением норм, содержащихся в конституциях и конституционных актах государств-участников, преимущественную силу имеет норма закона или декрета Союзного государства.
Пункт 8 статьи 13 «Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации» Федерального Закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» гласит:
«8. Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора».
Статья 13 «Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации» Федерального закона 115-ФЗ регулирует порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации и вступает в коллизию с п.1. Решения №4 Высшего совета сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996г. «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий», так как не делает исключений для граждан республики Беларусь.
Согласно статьи 60 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного государства» правовая норма об обязанности работодателя уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) является ничтожной, так как противоречит нормативному акту с большей юридической силой.
В связи с вышеизложенным прошу вас дать разъяснение по следующему вопросу: налагается ли на работодателя обязанность об уведомлении соответствующего органа ФМС о заключении (расторжении) трудового договора с гражданином республики Беларусь?
Однако тщетно. Вот ответ, который мы получили от ФМС:
Нам ничего больше не оставалось, как только ждать, когда ФМС (или теперь уже МВД) наступит на эти грабли. И вот этот момент настал. Правда, вслед за собой в путину правового невежества ФМС утянуло ещё и судей Петродворцовского районного суда и городского суда г. Санкт-Петербурга.
19 июня 2015 г. (спустя шесть месяцев с начала действия новой редакции 115-ФЗ) ФМС г.Санкт-Петербурга оштрафовала питерскую компанию ООО «СК Монолит» на 400 000 рублей за неуведомление ФМС о приеме на работу в качестве каменщика гражданина республики Беларусь. Работодатель обжаловал это решение сначала в районном, а потом в городском суде г. Санкт-Петербурга. В обоих случаях суды вставали на сторону ФМС и оставляли постановление ФМС в силе. Через два года дело дошло до Верховного суда Российской Федерации.
30 мая 2017 года Верховный суд РФ вынес постановление в пользу работодателя и отменил решения районного и городского судов г.Санкт-Петербурга. В мотивировочной части своего решения судья Верховного суда привёл те же аргументы, на которые мы ссылались в своем запросе в ФМС. Производство по делу об административном правонарушении было прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Браво! Мы шлем лучи признательности питерской компании ООО «СК Монолит», которая довела дело до логического конца и, конечно же, судье Верховного суда РФ С.Б. Никифорову.
Новость дополнена 21.03.2018 г.
Ниже мы приводим запрос, направленный в отдел по вопросам миграции УМВД РФ по Смоленской области, касающийся правоприменительной практики принятого Верховным Судом Постановления, и ответ на него должностного лица МВД РФ.
Начальнику отдела по вопросам миграции
УМВД России по городу Смоленску
Верховный Суд Российской Федерации Постановлением № 78-АД/1719 от 30 мая 2017 года прекратил производство по делу об административном правонарушении, частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - работодателя гражданина Республики Беларусь. Указанное юридическое лицо привлекло к трудовой деятельности в Российской Федерации гражданина Республики Беларусь, не уведомив об этом соответствующее подразделение УФМС России.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения, Верховный Суд Российской Федерации руководствовался Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 года № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».
Указанным документом установлено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.
Прошу Вас сообщить, учитывается ли Постановление 78-АД/1719 от 30 мая 2017 года Верховного Суда Российской Федерации при решении вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении работодателя гражданина Республики Беларусь, и если нет, то на каком основании.
Вопрос
Наша организация хочет принять на работу гражданина Белоруссии.
Какой порядок, особенности приема гражданина Белоруссии на работу?
Необходимый пакет документов для трудоустройства?
особенности налогообложения, если таковые имеются?
Ответ
Принимая на работу граждан Республики Беларусь, оформлять их на работу нужно так же, как и российских граждан, с учетом некоторых особенностей. Документы, выданные в Республике Беларусь для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий ее граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации, трудовая книжка, выданная на территории Республики Беларусь, может быть представлена при трудоустройстве таким работником на территории Российской Федерации. Если трудовая книжка была выдана в Белоруссии по образцу 1974 г., то работодатель вправе продолжить ее заполнение.
Отметим, что о заключении трудового договора с гражданином необходимо уведомить территориальный орган ФМС России (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Письмо УФМС России по г. Москве от 08.06.2015 N МС-9/21-4586н).
При приеме на работу граждане Белоруссии должны представить те же документы, что и россияне. Перечень таких документов определен в ст. 65 ТК РФ. Это:
— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
— трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
— страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
— документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.
В отношении работников из Республики Беларусь действуют нормы Договора о ЕАЭС. Социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС). Обязательное медицинское страхование относится к социальному обеспечению (социальному страхованию) (п. 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС). Соответственно, можно сделать вывод о том, что временно пребывающие граждане Белоруссии относятся к числу застрахованных лиц по обязательному медицинскому страхованию.
Право трудящихся государств-членов и членов семей на получение скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) и иной медицинской помощи регулируется Приложением N 30 к Договору о ЕАЭС, а также законодательством государства трудоустройства и международными договорами, участником которых оно является (п. 4 ст. 98 Договора о ЕАЭС).
В связи с этим, по нашему мнению, гражданин Белоруссии не должен представлять работодателю полис ДМС (ст. 327.3 ТК РФ), но в трудовом договоре рекомендуется указать, что работник имеет право на оказание медицинской помощи в силу международного соглашения. Также иностранный гражданин не должен предъявлять документы воинского учета.
При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем (ч. 4 ст. 65 ТК РФ).
При исчислении НДФЛ с доходов от работы по найму, выплачиваемых гражданам государств — членов Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), не признаваемым налоговыми резидентами РФ, следует учитывать положения ст. 73 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.
указанные доходы граждан (и одновременно налоговых резидентов (лиц с постоянным местопребыванием)) стран — участниц ЕАЭС с первого дня работы этих граждан в РФ облагаются по ставкам, установленным в отношении таких доходов налоговым резидентам РФ.
Напомним, что доходы, выплачиваемые налоговым резидентам РФ в связи с работой по найму, облагаются по ставке 13%, предусмотренной п. 1 ст. 224 НК РФ.
Учитывая приведенные положения, Минфин России в Письме от 27.01.2015 N 03-04-07/2703 (доведено до сведения нижестоящих налоговых органов Письмом ФНС России от 03.02.2015 N БС-4-11/1561) указал, что доходы от работы по найму, полученные гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения, с 1 января 2015 г. облагаются НДФЛ по налоговой ставке 13% начиная с первого дня работы таких граждан на территории РФ.
Таким образом, доходы граждан Белоруссии облагаются так же как доходы граждан РФ.
Смежные вопросы:
-
Организация на ОСН предоставила процентный заем белорусской компании. По окончанию срока действия договора белорусская компания вернула тело займа в полном размере. Одновременно при выплате начисленных процентов белорусская компания удержала…... -
Уточните, пожалуйста, какие особенности есть при заключении договора с внешним совместителем.
✒ При заключении трудового договора с совместителем применяются те же правила, что и при приеме работника на основную…... -
Добрый день. С пометкой срочно. Нуден ли гражданам Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии при трудоустройстве предоставлять договор(полис) добровольного медицинского страхования? Возможно ли увольнение иностранных граждан (Украины и др…) по…... -
ООО планирует принять на работу граждан Киргизии. Какие документы у них должны быть для оформления на руках? Какие ставки НДФЛ, страховые взносы необходимо начислять? Подаются ли сведения на…...