Обеспечение инвалидов транспортными средствами. Автомобиль как средство реабилитации
Галина Васильевна, давайте в начале нашей беседы напомним читателям «Красной звезды», какие задачи выполняет Бюро медико-социальной экспертизы г. Москвы.
Бюро медико-социальной экспертизы - государственная служба. В настоящее время она занимается обеспечением мероприятий реабилитации инвалидов. Мы решаем вопрос, являются ли граждане инвалидами по состоянию здоровья, по степени выраженности функций, а также нарушений жизнедеятельности.
При установлении инвалидности с участием самого инвалида, с учетом его пожеланий разрабатывается индивидуальная программа реабилитации.
Есть три раздела реабилитации: медицинская, социальная и профессиональная. Это те основные направления, с которыми работаем мы.
В случае отмены поставщик услуг и клиент обязаны уведомить другую сторону по крайней мере за 1 час до запланированного времени замены. Плата за уплату по воскресеньям оплачивается в полном объеме. Каждый инвалид обязан выставить счет-фактуру, что является подтверждением оплаты.
Инвалид имеет право на бесплатное предоставление ручной клади в значении правил, применимых к общественному транспорту. Водитель может отказаться от перевозки, если инвалид болен и нуждается в медицинской помощи. Человек с ограниченными возможностями, путешествующий на инвалидной коляске, не должен замедлять наконечник, фиксирующий грузовик на полу автомобиля во время вождения, и совершать внезапные движения.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее об этих видах реабилитации.
Что касается медицинской реабилитации, то мы решаем вопрос, в каких медицинских мероприятиях нуждается инвалид. Это могут быть какая-то реконструктивная хирургия, какие-то восстановительные виды лечения, может быть протезирование, ортезирование, санаторно-курортное лечение.
Далее принимается решение, на каком уровне будет проходить реабилитация: в условиях амбулатории, стационара или в санаторно-курортном учреждении.
Как правило, для решения вопроса медицинской реабилитации инвалидов мы просим коллег-медиков, чтобы они высказали свои рекомендации. И они составляют план мероприятий комплекса медицинской реабилитации.
Каждые три года в Москве разрабатывается базовая целевая программа реабилитации инвалидов. Есть гарантированный Перечень бесплатных мероприятий, услуг и технических средств реабилитации в интересах инвалидов. Все мероприятия этой программы обеспечены финансово. Этот перечень фактически является законом.
Лицо, ответственное за инвалида, не может во время поездки отстегивать ремень безопасности, двигаться и каким-либо образом препятствовать вождению водителя. Автомобилю строго запрещено курить и пить алкоголь. Кельце, ул. Святой. В стране, охваченной кризисом и которая не упустила слишком много предрассудков, интеграция людей с инвалидностью, похоже, является настоящей битвой с ветряными мельницами. Румыния хочет быть демократической страной, где равенство должно быть принципом базовые, но все совершенно по-другому.
Но как много студентов в Румынии, закончив свой факультет, реальность поразила его полностью: работодатели призывают к невозможности, имеют исследования в этой области, но также и опыт. «Итак, вы должны идти на компромисс в свои студенческие годы и нанимать на неполный рабочий день или, по крайней мере, проходить стажировку на работе», - замечает она.
- Что такое профессиональная реабилитация?
Здесь мы сотрудничаем со службой занятости населения, системой высшего, среднего, средне-специального, школьного образования и учреждениями дошкольного воспитания.
Что необходимо для инвалида? Профессиональное консультирование, профессиональное ориентирование, может быть переобучение или какая-то особая стажировка. Если требуется более серьезное обучение, мы записываем, какую профессию желает приобрести инвалид, смотрим на возможности государства помочь ему в этом с учетом физических и психических возможностей человека.
Хотя она и желала, она не могла этого сделать, потому что ее положение было особенным. У Михаэлы есть локомотивная инвалидность, которая, по ее словам, также стала моральным и социальным препятствием. Хотя она может двигаться в одиночку и может работать в офисе.
Я думаю, что многие не хотели нанимать меня из-за моей болезни. В течение двух лет, когда она искала работу, ей удалось найти только неполную работу через организацию, которая поддерживает интеграцию людей с ограниченными возможностями на рынок труда.
Работа и положение людей с ограниченными возможностями. Другой вывод состоит в том, что румыны не воспринимают людей с умственными недостатками как равных с другими людьми в обществе, а как люди, рожденные с ненормальностью, которая влияет на их мышление, люди, нуждающиеся в поддержке в процессе принятия решений, люди, которые не могут нести ответственность за свои собственные дела.
- Что означает социальная реабилитация?
За нее отвечают органы социальной защиты населения.
Система социальной реабилитации начинается с обеспечения инвалидов самыми необходимыми вещами, например средствами технической реабилитации.
- Что это может быть?
Это могут быть костыли, тросточки или кресла-коляски... Если инвалид, к примеру, не может самостоятельно передвигаться, его для начала должны обеспечить как минимум тремя инвалидными колясками.
Есть еще коляски с электроприводом - ими в основном обеспечиваются инвалиды из числа бывших военнослужащих, получившие в ходе боевых действий тяжелые ранения.
Как следствие, румынские работодатели крайне скептически относятся к использованию людей с ограниченными возможностями. По данным Министерства труда, число инвалидов, которые работают на работу, составило 272 человека в конце июня, из общего числа почти тысячи, сколько в Румынии.
Представители этого учреждения ясно дали понять, что трудности интеграции людей с инвалидностью особенно разнообразны, что в основном связано с доступностью сообщества и работодателей, адаптацией рабочего места и менталитетами, связанными с использованием этих людей в активность.
- А автомобили?
Они тоже относятся к техническим средствам реабилитации инвалидов. Это своеобразный вид «протезирования» - автомобиль - для восстановления функции передвижения...
- А как давно в нашей стране инвалиды стали получать в свое распоряжение автомобили?
История обеспечения инвалидов транспортными средствами относится к послевоенным годам. Первоначально речь шла о мотоколясках, в настоящее время - это, как правило, автомобиль «Ока», но в прошлом году, например, Москва выдавала инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны «Жигули» и другие марки автомобилей.
Национальная организация людей с ограниченными возможностями из Румынии провела исследование по этому вопросу на выборке из 619 работодателей из регионов Северо-Восточного, Юго-Восточного, Южного и Бухарест-Илфов. В докладе показано, что компании предпочитают молодых выпускников или безработных с точки зрения возможностей, которые имеют фирмы при использовании персонала из определенной социальной категории. Только четверть респондентов считают, что они учитывают преимущества найма людей с ограниченными возможностями и предпочитают работать.
В редакцию «Красной звезды» обратился полковник в отставке Василий Михайлович Семенцов. 7 сентября он вызван на медико-социальное освидетельствование на предмет получения справки, дающей право на автомобиль. Он спрашивает, на основе какого документа эксперты будут выносить свое решение?
С 70-х годов прошлого века мы работаем согласно Перечню медицинских показаний на обеспечение инвалидов автомобилями. Он утвержден Советом Министров СССР и был разработан Минздравом и Министерством соцобеспечения. В 80-е годы ХХ века в него были внесены кое-какие изменения, но в целом это и есть наш базовый документ.
Исследование также показало, что основными недостатками, которые упомянуты работодатели людей с ограниченными возможностями, являются небольшая государственная поддержка, трудность в доступе к государственной поддержке или возврат инвестиций. Второе решение было бы меньше бюрократии, более короткое время для возврата инвестиций в фирмы и почему бы не предложить другие конкурентные преимущества.
Работами 69 человек являются: неквалифицированный рабочий, водитель, менеджер, механик, коммерческий представитель, сантехник, инженер, продавец, неквалифицированный работник в области социальной работы. Какие учреждения работодатели используют людей с ограниченными возможностями.
- Какие нужны медицинские показания для обеспечения инвалида автомобилем?
Прежде всего серьезные заболевания опорно-двигательного аппарата. То есть первой строкой идут ампутационные культи, затем - тяжелая патология суставов и сосудов нижних конечностей. Причем, подчеркну, именно очень тяжелая.
-Где можно ознакомиться с этим перечнем?
Вычет, при расчете налогооблагаемой прибыли, сумм, связанных с адаптацией охраняемых рабочих мест и приобретением оборудованием и оборудованием, используемым в производственном процессе инвалидом. Вычет при расчете налогооблагаемой прибыли расходов на перевозку людей с инвалидностью из дома на работу, а также расходы на транспортировку сырья и готовой продукции в дом и обратно из дома инвалидов, работающих на дому.
Выдача из бюджета страхования по безработице конкретных расходов на обучение, подготовку и профессиональное руководство и трудоустройство инвалидов. Перемещение на работу - настоящая задача. Драйверы также обучены и вынуждены управлять системой люка доступа при подъеме или опускании опорных локомоторов или на некоторых станциях расстояние между подъемом и проезжей частью превышает 330 мм.
Газета «Русский инвалид» в 2000 году напечатала все документы, касающиеся данной проблемы, в том числе и перечень. Однако газета, разумеется, не могла опубликовать медицинские инструкции, на основе которых мы выносим свои решения.
Например, в перечне указано заболевание - атеросклероз сосудов нижних конечностей, и многие инвалиды считают, если у них это заболевание уже выявлено, то это явное показание на автотранспорт.
Мы вынуждены разъяснять, что согласно методическим рекомендациям показанием к выделению автомобиля является только третья степень атеросклероза. То есть это очень серьезная патология сосудов, которая приводит практически к невозможности самостоятельного передвижения человека.
Еще одно показание к выделению автомобиля - тяжелая патология позвоночника, когда резко нарушаются его функции, и человек опять же не может самостоятельно передвигаться.
Но в этот перечень включены и другие заболевания, которые не позволяют людям передвигаться нормально. Сюда относятся легочная, сердечная недостаточность, «панцирное сердце» и прочие.
В то же время в нем не числятся патологии центральной нервной системы, всевозможные атоксии, когда инвалиды не могут передвигаться самостоятельно из-за того, что у них нет координации движения либо устойчивости.
Приказы директора Департамента по делам инвалидов при Министерстве социального обеспечения и труда. Приказ № 3 директора Службы идентификации инвалидов и трудовых ресурсов при Министерстве социального обеспечения и труда. Приказ № министра социального обеспечения и труда Литовской Республики Приказ Министра социального обеспечения и труда Литовской Республики и Министра здравоохранения Литовской Республики № Приказ Министерства социального обеспечения и труда № Приказ № 3 министра социального обеспечения и труда Литовской Республики. Сферы деятельности: медицинское оборудование; медицинские учреждения, услуги.
- Почему так?
Потому что когда этот перечень разрабатывался, основное внимание было уделено тем инвалидам, которые потеряли функцию передвижения в период боевых действий в Великой Отечественной войне. В то время фронтовики-инвалиды были в основном молодыми трудоспособными людьми, а категория пожилых инвалидов того времени к ним не имела отношения и не учитывалась как категория, которая могла бы претендовать на автомобили, как средство социальной реабилитации.
А ведь те заболевания, о которых я сказала выше и которые сейчас являются главными медицинскими показаниями для получения автомобиля, как правило, имеются у очень пожилых людей. Но сегодняшняя наша экспертиза проводится именно по тяжести функциональных нарушений, а не по заболеваниям. Подчас люди преклонного возраста не в состоянии самостоятельно передвигаться, но обеспечить их автотранспортом в настоящее время мы не можем - нормативная база этого не позволяет.
Впрочем, в Москве ситуация все-таки под контролем. Те, кому на законных основаниях отказано в личном автомобиле, могут воспользоваться услугами службы социального такси, очень дешевого и выгодного средства передвижения.
Медицинское оборудование, медицинское оборудование, оборудование для оптики, продажа, гарантийное и послегарантийное обслуживание. Сферы деятельности: бытовая техника; безопасность труда; оптовая торговля; подарки; импорт; интернет-магазины; другие виды деятельности; лаборатории, оборудование; измерительные приборы; розничная торговля; медицинское оборудование. Профессиональные алкогольные тестеры для тестирования и безопасности водителей. Точный персонализированный алкотестер для самоконтроля, подарков или развлечений.
Алкотестеры для полиции, медицины и других услуг. Сферы деятельности: охрана труда; оптовая торговля; подарки; интернет-магазины; консалтинговые услуги; лаборатории, оборудование; измерительные приборы; розничная торговля; медицинское оборудование; системы пожарной безопасности; отопление, установка; исследования, исследования; вентиляция, кондиционирование воздуха.
Я понял, что основной момент при выдаче автомобиля связан с соответствующими медицинскими показаниями. А что еще влияет на принятие решения?
Основная масса инвалидов, особенно в молодом возрасте, автомобиль должны водить сами. То есть, если они по состоянию здоровья нуждаются в автомобиле, есть к тому медицинские показания, но в то же время есть противопоказания к вождению, мы вынуждены будем отказать.
Есть такой момент: поскольку это средство реабилитации непосредственно предназначается для инвалида, у основной категории инвалидов нет права передачи вождения автомобиля в другие руки.
Такое право имеют лишь инвалиды войны, бывшие малолетние узники фашистских концлагерей, а также дети-инвалиды, но с исполнением ребенку 18 лет решается вопрос, будет он самостоятельно водить автомобиль или нет.
- Получаемые инвалидами автомобили становятся их частной собственностью пожизненно?
Такие льготные категории, как инвалиды из числа военнослужащих Минобороны, чернобыльцев, малолетних узников, инвалиды и участники войны, которые к ним приравнены (например, «афганцы», ветераны боевых действий), получают в настоящее время автомобили сроком на семь лет, затем граждане обязаны их сдать и пройти новое переосвидетельствование. Вновь оформить все документы.
Инвалиды общих категорий, как правило, покупают машину сами в пределах сумм, которыми они располагают. После этого 60 процентов базовой стоимости автомобиля «Ока» департамент социальной защиты населения г. Москвы перечисляет им как компенсацию.
Вообще, наверное, все, что касается вопросов выдачи инвалидам автомобилей, связано с чрезмерными нервными и физическими перегрузками?
Это так. У нас большая очередность на освидетельствование, а возможности очень ограничены. Наши комиссии принимают людей по максимуму. В день каждое из 110 районных бюро медико-социальной экспертизы принимает до 25 человек, но это не разряжает ситуации. А тут еще нередко журналисты подливают масла в огонь.
- А что именно вызывает у вас, Галина Васильевна, претензии к СМИ?
Очень часто журналисты берут на себя ответственность писать на тему «Инвалиды и автомобили», не вдумываясь в то, что пишут. Допустим, допускается такая фраза: «Инвалиды обеспечиваются автомобилями при наличии медицинской справки годности для вождения».
У нас есть огромное количество инвалидов, которые, имея эти справки, полученные в любой районной поликлинике, считают, что их обязаны обеспечить автотранспортом. А о том, что автомобиль в данном случае - это вид протезирования, о том, что любой протез просто так нельзя получить - на него должны быть медицинские показания, об этом люди не задумываются.
Впрочем скоро у нас не будет предмета данного спора. Сейчас в Государственной Думе подготовлен законопроект (в рамках программы замены натуральных льгот денежными выплатами), который отменяет такую меру социальной реабилитации инвалидов, как выдача автомобиля. Хотя наш город обещал сохранить те льготы, которыми москвичи пользуются в настоящее время.
(Окончание в следующем выпуске полосы «Все о льготах и правах».)
Обеспечение инвалидов транспортными средствами и специальными средствами передвижения является важнейшим условием их социальной реабилитации, возможности возвращения к активному образу жизни. Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 1995 г.предусматривает право инвалидов войны на получение при наличии установленных медицинских показаний (инвалидам I группы по зрению или без обеих рук - без медицинских показаний) бесплатно в пользование мотоколяски или легкового автомобиля. Если же имеются противопоказания к вождению автомобиля или мотоколяски, то инвалиду предоставляется право передачи управления ими другому лицу, проживающему в том же населенном пункте. Инвалидам войны, которые проживают в сельской местности, по их желанию вместо автомобиля может быть бесплатно выделены лошадь и соответствующее гужевое транспортное средство. В случае смерти инвалида войны автомобиль (мотоколяска, лошадь)передается в собственность семьи. Закон предоставляет возможность инвалидам войны (по их желанию) вместо транспортных средств получать ежегодную денежную компенсацию расходов на транспортное обслуживание.
Обеспечение транспортными средствами отдельных категорий инвалидов регулируется постановлением Правительства РФ « О мерах по социальной защите инвалидов,нуждающихся в специальных транспортных средствах» от 28 мая 1992 г. В постановлении указано, что инвалиды имеют право на получение мотоколяски бесплатно при наличии медицинских показаний на обеспечение специальными транспортными средствами и отсутствии противопоказаний, препятствующих допуску к управлению ими. Законодательство закрепляет право инвалидов на приобретение легкового автомобиля с ручным управлением. Автомобили продаются инвалидам при наличии установленных медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к вождению автомобиля, которые определяются МСЭК. Продажа осуществляется на основании разрешения соответствующего органа социального обеспечения специальными магазинами по месту постоянного жительства инвалидов. В некоторых регионах местная администрация принимает решение о частичной компенсации аренды гаражей для льготных категорий инвалидов, пользующихся автомобилем с ручным управлением.
В соответствии с Федеральным законом « О ветеранах» постановлением Правительства РФ от 10 июля 1995 г. утвержден « Порядок назначения и выплаты отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов денежных компенсаций расходов на бензин или другие виды топлива, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и на запасные части к ним, а также на транспортное обслуживание».
Постановление предусматривает выплату денежных компенсаций на эксплуатационные расходы инвалидам войны, получившим транспортные средства бесплатно или приобретшим их на льготных условиях; инвалидам войны I и II групп, приобретшим транспортные средства за полную стоимость, участникам войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением инвалидности от их противоправных действий), если они получили транспортные средства бесплатно или приобрели их на льготных условиях, инвалидам I и II групп(из этого же числа), приобретшим транспортные средства за полную стоимость, и
Денежные компенсации на транспортное обслуживание выплачиваются инвалидам войны вместо бесплатного получения транспортного средства (по желанию инвалидов). Такое же право предоставлено участникам войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением инвалидности,наступившей в результате их противоправных действий). Выплачиваются денежные компенсации и военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья и заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), если они имеют право на бесплатное получение транспортного средства.
Выплата денежных компенсаций производится на основе решения об этом органов,назначающих инвалидам пенсию. Принимается такое решение в 10- дневный срок со дня поступления заявления от инвалида со всеми необходимыми документами.Назначенные денежные компенсации выплачиваются каждый год равными частями ежеквартально. Споры, возникающие по вопросам назначения и выплаты денежных компенсаций на эксплуатационные расходы и транспортное обслуживание инвалидам,рассматриваются вышестоящими органами или судом.
Действующее законодательство предусматривает обеспечение инвалидов не только транспортными средствами, но и в определенных случаях специальными средствами передвижения - велоколясками и кресло-колясками. Право на бесплатное обеспечение такими малыми средствами передвижения предоставлено инвалидам войны и труда, пенсионерам по возрасту, а также детям-инвалидам в возрасте до 16 лет. В некоторых случаях по разрешению Министерства труда и социального развития РФ, краевых, областных,Санкт-Петербургского и Московского управлений социальной защиты велоколяски и кресло-коляски могут быть выданы инвалидам с детства бесплатно или со скидкой50% стоимости (в зависимости от материальной обеспеченности инвалида). Все категории инвалидов обеспечиваются указанными средствами передвижения по заключению МСЭК в соответствии с Инструкцией « О порядке обеспечения населения протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения и средствами,облегчающими жизнь инвалидов», утвержденной приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 15 февраля 1991 г.
52.Задачи, функции и основные направления деятельности УСЗН в области социального обеспечения