Принципы ПСО. Классификация принципов права социального обеспечения
Принципы права – это руководящие идеи, определяющие сущность и направление развития всего комплекса правовых норм как единого целого в рамках одной правовой системы либо в конкретной сфере общественных отношений. В течение долгого времени эта формулировка оставалась традиционной в теории отечественного права. Но в последнее время взгляды специалистов изменились. Появилась точка зрения, согласно которой определять принципы правового регулирования только как руководящие идеи нельзя, так как идеи – это категория правосознания или правовой науки. Идеи могут существовать независимо от воплощения в нормах права. А правовые принципы либо непосредственно закрепляются в правовых нормах, либо прямо следуют из их содержания .
По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:
- – на общеправовые, свойственные всем отраслям права;
- – межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей;
- – отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;
- – внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли.
Особенности преломления общеправовых и межотраслевых принципов в праве социального обеспечения подробно изложены М. В. Филипповой . К общеправовым принципам, оказывающим существенное влияние на правовое регулирование отношений по социальному обеспечению, она относит принципы гуманизма, равенства прав, социальной справедливости, признания права каждого на жизнь, федерализма, неприкосновенности частной жизни. Рассмотрим наиболее важные из них.
Принцип гуманизма выражается в государственном признании и закреплении права на человеческое достоинство в Конституции РФ. Право на достоинство распространяется на каждого человека. Преступники, нищие, бродяги, психически больные, инвалиды – все социальные слои населения должны иметь право на уважение и почтение. В преамбуле Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. подчеркивается, что достоинство личности является свойством, присущим всем членам человеческой семьи, из которого вытекают неотъемлемые права и на котором основываются свобода, справедливость и всеобщий мир.
Достоинство – неотъемлемое свойство человека как высшей ценности, составляющее основу признания и уважения всех его прав и свобод и принадлежащее ему независимо от того, как он сам и окружающие воспринимают и оценивают его личность. Как бы ни зарекомендовал себя человек, какими бы качествами, в том числе отрицательными, он ни обладал, государство и его органы обязаны в полной мере создавать ему условия для реализации всех прав, обеспечивающих человеческое достоинство .
Достоинство личности в Российской Федерации охраняется государством. Ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Отсюда вне закона должны быть все формы унижения человеческого достоинства.
Специальные правовые нормы, обеспечивающие достоинство человека, закреплены и в законодательстве о социальном обеспечении. Так, принцип гуманизма является одним из основных принципов социального обслуживания, закрепленных в ст. 5 Закона об основах соцобслуживания, а также в ст. 3 и 7 Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".
Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на свободу от наказаний. Не допускаются в целях наказания граждан пожилого возраста и инвалидов или создания удобств для персонала указанных учреждений использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция граждан пожилого возраста и инвалидов. Лица, виновные в нарушении указанной нормы, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность, установленную законодательством РФ (п. 4 ст. 12 Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"). За нанесение побоев и истязаний установлена уголовная ответственность (ст. 116 и 117 УК РФ).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона об основах охраны здоровья граждан приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации. Уважительное и гуманное отношение, исключающее унижение человеческого достоинства, должно обеспечиваться всем лицам, страдающим психическими расстройствами, при оказании им психиатрической помощи (ч. 2 ст. 5 Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании").
Принцип равенства прав граждан является общепризнанным принципом международного права, содержащимся во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Европейской социальной хартии (пересмотренной) 1996 г. и других международных актах. В силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ указанные принципы образуют основу правовой системы страны.
Равенство прав человека и гражданина закреплено в п. 2 ст. 19 Конституции РФ. На основе конституционного принципа равенства отраслевое законодательство о социальном обеспечении устанавливает равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении объективных социально значимых обстоятельств получать определенные виды социальных выплат или услуг и не ограничивает ее по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и др. На равных основаниях с гражданами Российской Федерации право на социальное обеспечение имеют постоянно проживающие в России иностранные граждане, если международными соглашениями не предусмотрено иное, и лица без гражданства. Постоянно проживающими считаются лица, получившие в установленном законом порядке вид на жительство.
Иностранные граждане, временно находящиеся на территории России, имеют право на социальное обеспечение при наличии соответствующих двусторонних и многосторонних международных договоров.
Принцип социальной справедливости отражает социальную направленность российского государства. Вместе с тем вопрос о степени воплощения в России концепции социального государства имеет фактическую и юридическую стороны. Юридическая сторона включает перечень определенных показателей, характеризующих социальное государство. К их числу относятся реализация социальной функции бизнеса (частной собственности и предпринимательской деятельности); минимальный размер оплаты труда; эффективность механизма социального партнерства; создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и др.
То, что основу конституционной экономики составляет принцип социальной справедливости, признавал еще немецкий канцлер Бисмарк в конце XIX в.
Сегодняшний период конституционного регулирования экономических отношений связан с преобразованием общей конституционной модели традиционных либеральнодемократических стандартов. Изменение конституционных основ российской экономики осуществляется по двум направлениям: 1) значительное расширение роли и объема регулятивного воздействия государства; 2) "социализация" экономической системы.
Первое направление отражает объективный мировой процесс усиления государственных начал в экономике. Перед современными государствами стоят сложнейшие задачи: с одной стороны, обеспечить функционирование рыночной экономики (свободу экономической деятельности, защиту конкурентной среды и частной собственности) в условиях расширения социальных обязательств, а с другой – сохранить государственный суверенитет, важнейшим элементом которого является экономический суверенитет. Глобальный финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008 г., наглядно показал значимость государственного участия в экономических отношениях. Это участие – основная институциональная гарантия социально-экономического развития и стабильности общества.
Вторым направлением модификации конституционных основ экономической системы является социализация, которая проявляется в повышении политико-правовой ответственности частных собственников, изменении соотношения частной и публичной форм собственности в сторону определенного приоритета последней, обосновании и применении в качестве ведущего конституционного принципа идеи социальной справедливости .
Нашему государству с переходной системой ценностей сложно определиться с границами социальных обязательств публичной власти перед населением. На этапе первоначального накопления капитала легче использовать классические либеральные модели для ухода от социальных обязательств образца социалистического периода. Но сегодня в России чрезмерные рыночные иллюзии рассеялись, наполнение бюджета позволяет государству вспомнить о содержании ст. 7 Конституции РФ. Поэтому усиливается потребность в поиске оптимального баланса свободы предпринимательства, частной инициативы и социальной справедливости, социальных обязательств государства перед человеком.
Так, по мнению О. Е. Кутафина, "главной причиной хронического неблагополучия в стране является несправедливое распределение собственности, созданной всем народом, а оказавшейся в руках считанного количества приближенных к власти" .
Поскольку по своей экономической природе отношения по социальному обеспечению являются отношениями по перераспределению части валового внутреннего продукта (ВВП) в пользу лиц, пострадавших от социальных рисков, то доля ВВП, выделяемая государством для этих целей, должна определяться на основе принципа социальной справедливости. Очевидно, что ни одно даже самое экономически развитое и богатое государство не в состоянии удовлетворить в полном объеме разнообразные потребности лиц, не имеющих по не зависящим от них причинам или имеющих недостаточный для достойной жизни источник средств существования. "Поэтому объем социальных благ, предоставляемых через систему социального обеспечения, жестко нормируется путем законодательного закрепления круга обеспечиваемых, видов обеспечения, условий их предоставления и размеров" . Критерии нормирования являются "инструментами", с помощью которых эта система работает для достижения главной цели – повышения благосостояния населения. От того, насколько они социально справедливы и научно обоснованны, зависит эффективность функционирования системы социального обеспечения.
Принцип федерализма закреплен в ч. 3 ст. 5 Конституции РФ. Этот принцип организации государственной власти имеет в России глубокие исторические корни.
Для права социального обеспечения особое значение имеют такие составляющие этого принципа, как разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами и равноправие субъектов РФ. Конституционное положение о равноправии всех субъектов между собой выражается в установлении единых правил взаимоотношений федеральных органов государственной власти со всеми субъектами РФ. Однако правовое равенство субъектов РФ не означает равенства их потенциалов и уровня социально-экономического развития, которые во многом зависят от территории, географического положения, численности населения, исторических и иных региональных особенностей. Промышленно развитые субъекты РФ за счет собственных средств устанавливают дополнительные выплаты для ветеранов войны и труда, многодетных и неполных семей, реализуют региональные программы трудоустройства инвалидов и безработных, оказывают социальную помощь малоимущим гражданам и семьям, чей среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума.
Принцип неприкосновенности частной жизни имеет прямое действие и многогранное содержание. Под неприкосновенностью частной жизни Конституция РФ и федеральное законодательство подразумевают невмешательство в частную жизнь; неприкосновенность личной и семейной тайны (тайны частной жизни). От уровня его гарантированности зависят степень свободы личности в государстве, демократичность и гуманность существующего в нем политического режима.
Закон гарантирует гражданину конфиденциальность сведений, составляющих врачебную тайну (п. 6 ч. 1 ст. 30, ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан). Не подлежат разглашению и записи актов гражданского состояния. К сфере личной жизни граждан относится тайна усыновления (ст. 139 СК РФ). Ответственность за ее разглашение предусмотрена ст. 155 УК РФ.
В связи с усилением роли информации в жизни человека все большее число исследователей специально выделяют информационную форму выражения частной жизни. Право на неприкосновенность частной жизни в информационном смысле означает неприкосновенность личной информации, любых конфиденциальных сведений о человеке, которые он предпочитает не предавать огласке.
Совет Европы в 1981 г. принял Конвенцию о защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера. Эта Конвенция гарантирует каждому частному лицу соблюдение его прав и основных свобод, и особенно его права на личную жизнь, при автоматизированной обработке данных личного характера. Личными данными является "любая информация, относящаяся к физическому лицу, идентифицированному или которое может быть идентифицировано".
Особое значение этого принципа для права социального обеспечения заключается в необходимости охраны данных о застрахованных лицах при ведении ПФР индивидуального персонифицированного учета, выдаче больничных листков и ведении медицинской документации, социальном обслуживании граждан и т.п.
К межотраслевым принципам правового регулирования, находящим своеобразное преломление в социальном обеспечении, М. В. Филиппова относит принципы равенства форм собственности, защиты от бедности, государственной поддержки семьи, охраны здоровья и др.
Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют общие принципы права социального обеспечения. Довольно удачным следует признать вариант, автором которого является Э. Г. Тучкова .
Правовые принципы всегда были предметом научного анализа. Обобщенное выражение принципов советского права социального обеспечения содержится в трудах B. С. Андреева, К. С. Батыгина, А. Н. Егорова, А. Д. Зайкина, Р. И. Ивановой, В. А. Тарасовой, В. Ш. Шайхатдинова и др. В последнее время формулировка основных принципов стала одним из направлений законотворческой деятельности. В новейшем законодательстве, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, внутриотраслевые принципы закрепляются непосредственно в нормах права. Это особые нормы, не имеющие традиционной структуры (гипотезы, диспозиции, санкции). Их нельзя использовать для урегулирования конкретного отношения между субъектами права, но они играют главную роль при обозначении перспектив развития всей совокупности отраслевых норм.
Принципы охраны здоровья сформулированы в ст. 4 Закона об основах охраны здоровья: приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; соблюдение врачебной тайны и др.
В качестве примера можно привести Закон об основах соцобслуживания. В нем указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность, профилактическая направленность.
Опираясь на законодательство и научные исследования, можно сформулировать отраслевые принципы права социального обеспечения. В качестве основных принципов следует назвать:
- – всеобщность права на социальное обеспечение;
- – дифференциацию в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;
- – гарантированность социального обеспечения при наступлении социальных рисков и иных социально значимых обстоятельств, установленных законом;
- – ориентацию социального обеспечения на достойный уровень жизни.
Кроме общих, существуют специфические принципы для разных организационно-правовых форм социального обеспечения – социального страхования и социальной помощи. В частности, в ст. 4 Закона об основах соцстрахования закреплены основные принципы осуществления социального страхования, большинство из которых отражает особенности финансирования и управления обязательным социальным страхованием. К принципам права социального обеспечения можно отнести лишь всеобщий обязательный характер социального страхования и государственную гарантию исполнения обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика.
Конституционализация социально-экономического развития российской государственности (в контексте решений Конституционного Суда РФ). М., 2006. С. 6–8.
Под принципами понимают руководящие положения права, его основные начала, выражающие объективные закономерности, тенденции и потребности общества, определяющие сущность всей системы, отрасли или института права и имеющие в силу их правового закрепления общеобязательное значение.
К общесоциальным относятся такие принципы, как социальная свобода, справедливость, демократизм, гуманизм и другие.
Социально-юридическими являются такие принципы, как законность, равенство всех перед законом, правосудие, взаимная ответственность личности и государства и др.
Принципы права могут быть классифицированы в зависимости от степени распространенности в системе права, по степени их значимости. Они делятся на общие, межотраслевые и отраслевые принципы.
Общими являются принципы, применяемые во всей системе права, закрепленные, как правило, в основном законе страны. К ним относятся принципы социальной свободы, гуманизма, равноправия, законности и др.
Межотраслевые принципы представляют собой руководящие начала, которые выражают особенности нескольких родственных отраслей права. Примером может служить принцип коллегиальности рассмотрения уголовных и гражданских дел, гласности судебного разбирательства, который является единым для гражданского процессуального и уголовного процессуального права.
Отраслевые принципы охватывают наиболее существенные черты конкретной отрасли права. Так, например, отраслевым является принцип презумпции невиновности, в соответствии с которым никто не может быть обвинен в совершении преступления, пока это не установлено судом. Также никто не обязан доказывать свою невиновность, пока не доказана его вина. Этот принцип является уголовно-правовым.
В гражданском процессуальном праве имеется отраслевой принцип диспозитивности. Данный принцип является отражением автономного положения субъектов спорных правоотношений. Основным движущим началом гражданского судопроизводства служит инициатива участвующих в деле лиц. В соответствии с принципом диспозитивности гражданские дела, по общему правилу, возникают, развиваются, изменяются, переходят от стадии к стадии и прекращаются главным образом под влиянием инициативы участвующих в деле лиц.
Рассмотрим некоторые из названных принципов различных видов.
Принцип гуманизма является основополагающим для правового государства. Его суть состоит в закреплении правом отношений между людьми на основе человеколюбия, уважения достоинства личности, создания всех условий, необходимых для нормального существования и развития личности.
Гуманизм проявляется в том, что экономический и социальный строй, закрепленный законодательством, должен исключать угнетение, бесчеловечное отношение к личности. Система гарантий, существующая в государстве, обязана при ее последовательной реализации защитить гражданина от неправомерного посягательства. Наибольшее значение принцип гуманизма приобретает для охранительных отраслей права, в первую очередь для уголовного. Наказание, применяемое к преступнику, должно служить целям воспитания, а не унижения. Полное и неуклонное проведение принципа гуманизма позволяет надеяться на исправление преступника и возвращение его к социально активной правомерной жизни.
В полной мере гарантии прав и свобод личности могут работать в правовом государстве.
Принцип равенства граждан перед законом выражается в том, что все граждане независимо от национальной, религиозной и иной принадлежности, должностного и иного положения имеют равные права и обязанности, в одинаковой степени отвечают перед законом.
Данный принцип проявляется в равном исходном положении всех граждан государства. В государстве устанавливается равная для всех возможность иметь права и обязанности, однако в отношении каждого гражданина она проявляется по-разному в зависимости от конкретной ситуации, таланта, трудолюбия, социальных условий и других субъективных факторов. Кроме того, этот принцип выражается в равных общегражданских правах. Эти права гарантируются основным и иными законами государства и охватывают право избирать и быть избранным, право на труд, на охрану здоровья, на образование, на жилье и т.д. Речь в данном случае идет именно об общегражданских правах и свободах. Специальные права и свободы вытекают из должностного, выборного и иного положения. В связи с этим остро стоит вопрос о реальном воплощении общегражданских прав и свобод, о ликвидации привилегий, которые для других порождают дополнительные права. Этот принцип проявляется в равной ответственности перед законом. Все без исключения граждане должны отвечать за совершенные правонарушения независимо от занимаемого должностного и служебного положения.
Принцип демократизма в формировании и реализации права проявляется в широком участии представителей населения, трудовых коллективов, граждан в формировании правовой политики и совершенствовании законодательства. В реализации права показателем демократизма являются порядок образования и функционирования правоприменительных, в том числе правоохранительных, органов, степень их доступности для граждан, уровень юридической помощи населению.
Принципы права наряду с другими юридическими нормами, т.е. конкретными правилами поведения, способны регулировать общественные отношения. Они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному делу (при аналогии права, например) .
Правовые принципы либо непосредственно закрепляются в правовых нормах, либо прямо следуют из их содержания .
Правовые принципы в сфере социального обеспечения были предметом изучения многих известных ученых-правоведов: В.С. Андреева, М.Л. Захарова, Р.И. Ивановой, Е.Е. Мачульской,
Э.Г. Тучковой и др.
Отраслевые принципы развиваются динамично с экономическим, политическим, социальным развитием общества. Основными положениями данной отрасли являются принципы социального, материального обеспечения некоторых слоев общества, нуждающихся в социальной поддержке.
Поэтому под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающиеся идеи, руководящие начала, которые отражают единство отрасли права социального обеспечения.
Отраслевые принципы права социального обеспечения у ряда авторов сформулированы по-разному. Например, Е.Е. Мачульская называет их в следующем порядке:
- всеобщность права на социальное обеспечение;
- дифференциация в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатических зон, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;
- гарантированность социального обеспечения при наступления социальных рисков и иных социально значимых обстоятельств, установленных законом;
- ориентация социального обеспечения на достойный уровень жизни .
Принцип всеобщности имеет значение применительно к кругу лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию. В определенный период данный круг лиц имел весьма ограниченный характер. Но в связи с изменением ТК РФ работодатель осуществляет обязательное социальное страхование, т.е. работодатель обязан платить страховые взносы в различные государственные внебюджетные фонды. В Законе о трудовых пенсиях применяются такие категории лиц, как граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ и застрахованные в силу закона. Категория гражданства имеет статус прав и обязанностей и взаимосвязь человека с государством. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. предусматривает, что каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение, а также на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной области.
Национальное законодательство включает все усилия для реализации положений декларации. Так, в Законе о медицинском страховании предусматривается, что обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения РФ и реализуется в соответствии с федеральным и территориальными программами государственных гарантий. Круг лиц, в соответствии с данным законом подлежащий обязательному медицинскому страхованию, наиболее широкий.
Действия государства по приведению законодательства в соответствие с принципом всеобщности продолжается и на современной этапе.
Дифференциация правового регулирования отношений по социальному обеспечению является одним из важнейших и сложнейших принципов в праве социального обеспечения.
Критерии дифференциации имеют объективный характер (природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия труда). Кроме того, важно учитывать еще особые субъективные свойства участников правоотношений (женщины, несовершеннолетние, инвалиды и др.).
Многие объективные критерии дифференциации закреплены в законодательстве и их можно разделить на группы, виды.
Известный ученый-правовед Э.Г. Тучкова разделяет критерии дифференциации правового регулирования отношений по социальному обеспечению на три группы: системные , видовые и внутривидовые ".
Первая группа включает критерии, обусловливающие наличие нескольких организационно-правовых форм социального обеспечения .
Во вторую группу включается видовые критерии, связанные с наступлением социального риска или иного значимого обстоятельства (например, старость, инвалидность, потеря кормильца, выслуга лет, отсутствие источников средств существования).
Третья группа включает внутривидовые критерии. Они носят, как правило, объективный характер (природно-климатические, вредные условия, тяжелые и особо вредные условия). Субъективные условия - это, например, свойства участников правоотношений, физиологические особенности, состояние здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).
Дифференциация нужна, так как материальное положение ряда категорий лиц должна выравниваться, но тем не менее она должна носить необходимый характер. Поэтому установление ряда специальных норм для отдельных категорий населения, которые имеют особые заслуги перед государством, крайне важны. Это, например, бывшие узники фашизма, Герои СССР и РФ, лица, пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсионеры, инвалиды I и II группы и пр.).
Гарантированность социального обеспечения при наступлении социального риска - принцип, который реализуется, если наступает конкретный случай, событие: безработица, болезнь, старость, трудовое увечье, беременность и роды, инвалидность, потеря кормильца, нуждаемость в медицинском помощи.
К сожалению, рыночные отношения не способствуют повышению материальной обеспеченности населения, в связи с этим необходимо уточнять принципы права социального обеспечения и их содержание. Бедность, нищета населения - один из составляющих элементов рыночных отношений за последнее время.
Так, практически на одном уровне держится коэффициент бедности, составляющий, как это следует из последних экономических расчетов, свыше 13%. По предварительным данным, коэффициент бедности в III квартале 2011 г. приближается к 15%. Также практически не снижается доля общей численности живущих ниже порога нищеты, бедных и малообеспеченных граждан страны, составляющая примерно 40% населения России .
Социальная помощь - один из видов борьбы с бедностью. Поэтому страховые случаи должны в законе меняться динамично в зависимости от ситуации. В настоящее время существует 12 видов обеспечения. Можно утверждать, что активно снижается численность среднего класса в России, увеличивается число богатых и очень богатых людей .
Не вызывает никаких сомнений, что причины бедности - прежде всего коррупция, политическая ситуация, финансово-экономический кризис.
Но и при финансово-экономическом кризисе богатые становятся богаче, бедные - еще беднее. В силу этих причин значение Федерального закона «О государственной социальной помощи» крайне актуально. Так, право на получение социальных услуг связано с возникновением трудной жизненной ситуации. Создание кризисных центров для определенных категорий лиц, условия их реабилитации остаются крайне важными.
Но, с точки зрения автора, следует вспомнить о некоторых завоеваниях советского периода: бесплатное медицинское обслуживание, бесплатное образование, бесплатное получение жилья. Такой критерий, как наличие необходимого уровня трудового стажа для получения пенсии, является в настоящее время также весьма актуальным.
Принцип означает, что все пенсии, пособия, компенсационные выплаты иные виды социальной помощи должны соответствовать достойному прожиточному уровню жизни. Этого требуют ст. 7 Конституции, ст. 26 Декларации прав и свобод человека и гражданина.
Но в настоящее время этот принцип не реализуется. Пенсионная система в кризисе. Понятие «прожиточный минимум» имеет правовое содержание и должно быть предусмотрено национальным законодательством.
На сегодняшний день величина прожиточного минимума не только не соответствует размерам пенсий, пособий и пр. По мнению автора, пенсионная система нуждается в серьезной реформе и следует определиться по основным позициям. Увеличение пенсионного возраста - обязательный шаг, т.е. для мужчин и женщин 62 года. Максимальный размер пенсий не устанавливается (но зависимость от длительности трудового стажа обязательна), минимальный размер должен соответствовать минимальному прожиточному уровню. Необходимо установить отраслевую дифференциацию при назначении пенсии (например, вредные условия труда и пр.).
Есть неблагоприятные условия для обеспечения достойного уровня жизни в стране. Одна из них - демографическая ситуация. Рождаемость - это проблема государственная. Следовательно, программа рождения детей имеет комплексный характер и предусматривает поэтапное обеспечение увеличения рождаемости.
Женщины, имеющие двух и более детей и занимающиеся их воспитанием, должны получать трудовую пенсию по старости.
Структура пенсии по старости должна складываться из заработка работника и среднего заработка в стране.
Принцип получения различных видов социального обеспечения в зависимости от наступления одного и того же обстоятельства нужно сохранить. Так, в связи с рождением ребенка мать получает право на единовременное пособие, на пособие по беременности и родам, на пособие по уходу за ребенком до полутора лет.
Вложение в социальную сферу зависит от увеличения числа среднего класса населения, производства, экономики.
2 Тучкова Э.Г. Указ. соч.
Глава 3. Принципы права социального обеспечения
§ 1. Понятие и общая характеристика принципов права социального обеспечения.
§ 2. Содержание принципов права социального обеспечения. § 1. Понятие и общая характеристика принципов права социального обеспечения
Показателем самостоятельности отрасли права является наличие не только предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов, объединяющих отдельные нормы в систему отрасли, выражающих сущность норм данной отрасли, определяющих положение субъектов права, их права и обязанности.
Изучение вопроса о принципах права социального обеспечения требует знания общих теоретических положений о понятии правового принципа. В теории права под правовыми принципами понимаются руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.
В течение долгого времени эта формулировка оставалась традиционной, однако в последние годы взгляды ученых стали меняться. Споры обычно сводятся к тому, являются принципы права только «руководящими идеями» и потому достаточно вывести их из смысла правовых норм, или они обязательно должны быть еще и закреплены в этих нормах. По мнению ряда ученых, определение правового принципа только как некой руководящей идеи без обязательного закрепления ее в праве перевело бы эту категорию в область правосознания или правовой науки 1 . Правовые идеи могут значительно опережать действующее право и возникнуть за столетия до их реального воплощения в нормах права. Правовые же принципы – это принципы «права своего времени» 1
При данной позиции авторов возникает вопрос: если принципы закреплены в законодательстве, то в чем состоит их отличие от правовых норм? Отличие заключается в том, что принципы права, устанавливая общее правило поведения на основе руководящих идей, не содержат всех элементов правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция). С помощью принципа нельзя всесторонне урегулировать конкретное правоотношение между субъектами права.
Кроме того, правовые принципы более долговечны, они определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм, тенденции развития законодательства. В соответствии с принципами осуществляется толкование норм, особенно в тех случаях, когда в них имеются противоречия и пробелы 2 .
Вместе с тем, различая эти понятия, следует отметить тесную связь между ними, поскольку принципы проявляют себя в нормах права, а нормы права не могут не соответствовать правовым принципам.
Представляется, что закрепление правовых принципов в нормах права – это то, к чему должна стремиться правовая система любого социального, цивилизованного государства. В условиях же переходного периода, нестабильности экономики, падения политических и моральных устоев общества законодательно реализовать данную задачу вряд ли возможно, поскольку эффективность и целесообразность многих правовых положений, принимаемых в такой период, не носит устойчивого, проверенного опытным путем характера. Одно из основных назначений правовых принципов – гарантировать стабильность руководящих начал в настоящей и будущей национальной правовой системе, в связи с чем они не могут быть краткосрочными. Так, например, в ст. 4 Федерального закона от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» 3 закреплены и конкретизированы основные принципы обязательного социального страхования, отражающие общепризнанные мировым сообществом основополагающие, руководящие идеи, которые должны пронизывать правовое регулирование данной организационно – правовой формы социального обеспечения работающих по найму. Они содержатся в целом ряде международных актов, посвященных вопросам обязательного социального страхования, а также в российских федеральных законах. К ним относятся:
Устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
Всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
Государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
Государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
Паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
Обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
Ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
Обеспечение надзора и общественного контроля;
Автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
Реализация указанных принципов должна гарантироваться всей системой нормативных правовых актов, нормы которых регулируют различные виды общественных отношений, возникающих в сфере обязательного социального страхования.
Система принципов права имеет свою структуру. Так, по сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:
Общеправовые, свойственные всем отраслям права;
Межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей права;
Отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;
Внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли.
В регулировании общественных отношений по социальному обеспечению находят проявление все группы правовых принципов. К общеправовым относятся принципы, закрепленные в Конституции РФ: признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения; признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими; равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации; право каждого на объединение для защиты своих интересов; гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.
Для ряда отраслей права, нормы которых регулируют общественные отношения, связанные с реализацией гражданами предоставленных им социально-экономических прав, общими являются, например, следующие принципы: обеспечение достойной жизни и свободного развития человека; гарантированность охраны его жизни и здоровья; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; запрещение принудительного труда и др. Это так называемые межотраслевые принципы, они пронизывают содержание норм таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения 1 .
Общеправовые и межотраслевые принципы, отражая специфику предмета и метода правового регулирования права социального обеспечения, находят свою конкретизацию в отраслевых принципах.
Право социального обеспечения относится к числу тех отраслей, принципы которых текстуально не закреплены в законе. До сих пор нет общего нормативного акта (основ или кодекса), где были бы зафиксированы принципы права социального обеспечения. Поэтому исследователи данной проблемы вынуждены выводить их из сути норм права социального обеспечения. При этом важно учитывать, что в силу ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России.
В историческом аспекте значительное влияние на формирование принципов права социального обеспечения оказала рабочая страховая программа, принятая VI (Пражской) Всероссийской конференцией РСДРП в 1912 г. В резолюции конференции «Об отношении к думскому законопроекту о государственном страховании рабочих» указывалось, что государственное страхование рабочих должно:
Обеспечивать рабочих во всех случаях утраты ими трудоспособности (увечье, болезнь, старость, инвалидность; у работниц, кроме того, беременность и роды; вознаграждение вдов и сирот после смерти добытчика) или в случае потери заработка в связи с безработицей;
Страхование должно охватывать всех лиц наемного труда и их семейств;
Все застрахованные должны вознаграждаться по принципу возмещения полного заработка, причем все расходы по страхованию должны падать на предпринимателей и государство;
Всеми видами страхования должны ведать единые страховые организации, построенные по территориальному типу и на началах полного самоуправления застрахованных 1 .
Идеи, сформулированные в начале XX в., не потеряли актуальности и сейчас. Принципы права социального обеспечения отражают объективно сложившиеся закономерности развития общества, состояние экономики, вытекают из содержания социальной политики государства в сфере материального обеспечения нетрудоспособных граждан, дают обобщенную характеристику отрасли. Они не статичны, с изменением характера социально-обеспечительных отношений меняются и правовые принципы – одни отмирают, другие появляются, третьи, действующие, наполняются новым содержанием.
Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой – указывают основные тенденции ее развития.
Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает и их количество у различных авторов.Например, В.Ш. Шайхатдинов к отраслевым принципам относит: связь обеспечения, как правило, с трудом; обеспечение не только граждан, но и их семей; свободу приобретения гражданами своих прав и распоряжения ими; приоритет в обеспечении некоторых категорий граждан; зависимость уровня обеспечения от прожиточного минимума 1 . Е.Е. Мачульская выделяет следующие принципы: всеобщность; дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов; гарантированность социального обеспечения при наступлении социальных рисков и иных социально значимых обстоятельств, установленных законом; ориентация социального обеспечения на достойный уровень жизни. 2
Конечно, можно оспаривать формулировки отдельных принципов, их полноту, но нельзя отрицать объективность их существования и определяющее воздействие на развитие отрасли права социального обеспечения.
Нам представляется наиболее удачными формулировка и разработка принципов права социального обеспечения, предложенные Э. Г. Тучковой. В частности, она выделяет следующие принципы:
Осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;
Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;
Обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;
Гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;
Многообразие видов социального обеспечения;
Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав 1 .
Очевидно, что среди основных отраслевых принципов в указанной выше системе должен содержаться и такой как принцип всеобщности социального обеспечения.
Выше уже говорилось, что в структуре принципов, классифицируемых по сфере их действия, выделяют также принципы отдельных институтов той или иной отрасли – внутриотраслевые принципы.
В российском социально - обеспечительном законодательстве последних лет прослеживается тенденция закрепления непосредственно в нормах права внутриотраслевых принципов . Так, в ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2015 г., закреплены, например, принципы института социального обслуживания.
Неоднократно предпринимались попытки закрепить в нормативных правовых актах принципы одного из основных институтов отрасли – института пенсионного обеспечения. Например,постановлением Правительства РФ от 7 августа 1995 г. была одобрена концепция реформы системы пенсионного обеспечения, в которой были сформулированы следующие принципы:
Каждый имеет право на государственное пенсионное обеспечение в случае утраты трудоспособности вследствие старости, инвалидности, при потере кормильца и в иных случаях, установленных законом;
Каждый работающий по найму подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию;
Каждый застрахованный по обязательному государственному пенсионному страхованию имеет право на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком, с которого уплачивались страховые взносы;
Финансирование государственного пенсионного обеспечения основывается на принципе солидарности, включая солидарность поколений, субъектов РФ и отраслей экономики;
Средства обязательного государственного пенсионного страхования используются исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных по правилам и нормам, установленным законом. Часть этих средств централизуется и перераспределяется в целях обеспечения пенсионных гарантий граждан независимо от их места жительства на территории Российской Федерации. Расходы на пенсионное обеспечение лиц, не участвовавших в пенсионном страховании, покрываются за счет средств федерального бюджета 1 .
Указанные выше принципы нельзя признать универсальными, поскольку они не отразили, например, таких основополагающих идей как гарантированности получателям пенсий достойного уровня жизни, позволяющего удовлетворять основные потребности человека; дифференциацию в пенсионном обеспечении каждого «как члена общества» и того, кто трудился. Другими словами, не была подтверждена приверженность нашей страны некоторым, очень важным социальным стандартам в области пенсионного обеспечения, закрепленным в различных международных актах.
В то же время, руководящие начала, раскрывающие основные общепризнанные сущностные признаки обязательного социального страхования, включая пенсионное страхование, в них отражены. Это принципиально важно, поскольку в последующих решениях, направленных на «совершенствование пенсионной системы», четко просматривается основная и, по существу, единственная цель - сокращение расходов на пенсионное обеспечение. Такая тенденция «реформирования» не может не привести уже в обозримом будущем к снижению достаточно низкого и в настоящее время общего уровня пенсионного обеспечения, а в итоге и к девальвации общепризнанных принципов обязательного пенсионного страхования. Такой процесс уже начался. Так, например, один из основных страховых принципов – принцип солидарности поколений при финансировании страховых пенсий подвергся корректировке в Программе пенсионной реформы в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства РФ от 20 мая 1998 г. В частности, в ней указывалось, что «в целях повышения долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы предлагается поэтапное, в полном соответствии с организационными и финансовыми возможностями государства и существующей пенсионной системы, введение накопительных механизмов в систему государственного пенсионного страхования» 1 .
Введение обязательного накопительного механизма в пенсионную систему, которая сформировалась на основе принципов обязательного социального страхования, привносит в эту систему элементы коммерциализации, поскольку размер пенсий будет зависеть не столько от таких юридических фактов как размер страхуемого заработка и длительность страхового стажа, сколько от конъюктуры финансовых рынков в стране, которые видят в пенсионных накоплениях «длинные деньги», так необходимые для ведения финансового бизнеса. Средства, идущие на будущие накопительные пенсии, изымаются из Пенсионного фонда РФ, гарантирующего функционирование распределительной пенсионной системы, тем самым нарушается один из основополагающих принципов обязательного пенсионного страхования «принцип солидарности поколений», поскольку резко сокращаются возможности повышения общего уровня пенсионного обеспечения сегодняшних пенсионеров. Формирование накопительных пенсионных систем, в отличие от социально-страховых, требует не публичного, а частно-договорного регулирования, обеспечиваемого нормами гражданского права.
Замена распределительного пенсионного обеспечения накопительным расценивается специалистами как эксперимент с непредсказуемыми последствиями, затрагивающий жизненные интересы десятков миллионов людей 1 .
Накопительная модель не характерна для европейских стран и не поддерживается МОТ. В связи с повышением уровня инфляции большинство стран после первой мировой войны отказались от накопительной пенсионной системы. Так, в Германии за тридцать с лишним лет накопился резерв пенсионной системы, равный сумме выплаты пенсий всем нуждающимся в стране в течение 17 лет. Инфляция за несколько лет (1917-1918 гг.) съела весь резерв и оставила его равным сумме пенсионных выплат на 1,5 месяца 2 .
При реализации накопительной модели в Чили «доходность пенсионных сбережений оказалась вдвое ниже расчетной, что привело к необходимости государственной помощи пенсионным фондам» 3 .
Обязательный накопительный компонент в национальной пенсионной системе, действующий в России с 2002 г., завел ее в тупик, поскольку изъятие из распределительной системы средств на накопительные пенсии приводит к дефициту бюджета Пенсионного фонда РФ и необходимости выделения недостающих средств из федерального бюджета страны, что дискредитирует принципы обязательного пенсионного страхования.
Принципы правового регулирования общественных отношений – это не застывшая догма, а развивающаяся правовая категория, на которую оказывают влияние многочисленные факторы 1 , однако при всей их динамичности они не могут низвергать те основополагающие начала, которые сформировались в результате развития того или иного явления – в данном случае института обязательного социального страхования, – на протяжении достаточно длительного исторического пути и являются общепризнанными на международном уровне.
По сфере действия принципы права принято классифицировать на: общеправовые, свойственные всем отраслям права ; межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей; отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли; внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов.
Общеправовые принципы представляют собой основные начала, определяющие наиболее существенные черты права конкретной страны. К их числу обычно относят принципы социальной справедливости, гуманизма, равноправия, законности и др. Эти принципы формируются под воздействием общепризнанных принципов и норм международного права .
Отраслевые принципы характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права. Через них преломляются общеправовые и межотраслевые принципы права.
Обобщенное выражение принципов советского права социального обеспечения содержится в трудах В.С.Андреева, А.Н.Егорова, А.Д.Зайкина, Р.И.Ивановой, В.А.Тарасовой. В качестве отраслевых принципов права социального обеспечения они указывали: всеобщность социального обеспечения; всесторонность и многообразие видов социального обеспечения; обеспечение за счет государственных и общественных средств; высокий уровень обеспечения; единство и дифференциация условий и правовых норм о социальном обеспечении; участие трудящихся в осуществлении социального обеспечения.
В постсоветский период формулировка принципов стала одним из направлений законотворческой деятельности в сфере социального обеспечения. В частности, в Федеральном Законе от 10.12.1995 г. «Об основах социального обслуживания в РФ» закреплены принципы предоставления социальных услуг. В нем указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность; доступность; добровольность; гуманность; приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним , находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность. До принятия названного закона перечисленные принципы формулировались в виде основных прав граждан пожилого возраста и инвалидов при получении социальных услуг (ст.5-8 ФЗ от 02.08.1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»).
Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы права социального обеспечения.
Но принцип всеобщности нельзя понимать как безусловное право на выплаты, медицинские или социальные услуги. Законодательство определяет условия их предоставления. В частности, право на трудовую пенсию по старости возникает только у лиц, достигших пенсионного возраста при наличии установленного страхового стажа.
В советский период государственное социальное страхование распространялось только на рабочих и служащих, работавших по трудовому договору , и не охватывало лиц, выполнявших работы и услуги по гражданско-правовым договорам. Поэтому они не имели права на пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам и др.
В статье 1 ФЗ от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» говорится, что обязательное социальное страхование предназначено для компенсации или минимизации «последствий изменения материального и(или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными...и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков…».
Обязательное социальное страхование распространяется не только на наемных работников, но и на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иные категории граждан при условии уплаты ими или за них страховых взносов на соответствующие виды обязательного социального страхования. Так, индивидуальные предприниматели и адвокаты не подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов и др. Но они могут зарегистрироваться в территориальных отделениях ПФР и ФСС, уплачивать взносы в добровольном порядке и в этом случае будут иметь право на указанные пособия. Лица, выполняющие работы или оказывающие услуги по гражданско-правовым договорам, могут быть застрахованы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с указанным договором (ст.5 ФЗ от 24.07.1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»). Граждане РФ, работающие за границей, могут добровольно уплачивать взносы на обязательное пенсионное страхование и, таким образом, приобрести право на трудовую пенсию (ст. 29 ФЗ от 15.12.2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»).
Работа по приведению законодательства в соответствие с принципом всеобщности ведется постоянно.
В частности, федеральные законы от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» не предусматривают возможности приостановления выплаты назначенной пенсии лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы , что допускалось прежним законодательством.
Порядок социального обеспечения неработающих граждан определяется федеральными законами о конкретных видах пенсий, пособий и услу г. Так, в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» право на пособие по безработице имеют и граждане, ранее не работавшие и впервые ищущие работу.
Дифференциация условий, определяющих право на социальное обеспечение
Система общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения , является сложной и многообразной. Социальное обеспечение не может игнорировать такие факторы, как пол, возраст, условия прошлого труда, состояние здоровья и прочие обстоятельства, влияющие на трудоспособность и во многих случаях приводящие к утрате источника средств существования. Они непосредственно отражаются в содержании конкретных институтов и норм, обусловливают их дифференциацию. Критерии дифференциации могут не иметь никакой связи с субъектом отношений, т.е. носить объективный характер: природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия прошлого труда, либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений , например, физиологических особенностей и состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние , инвалиды).
Нормы, освобождающие от исполнения части материальных обязанностей или устанавливающие дополнительные права для отдельных категорий населения, либо для лиц, имеющих особые заслуги перед государством , являются специальными нормами (льготами). В юридической литературе льготы обычно рассматривают как исключение из общих правил, отклонение от единых требований, способ юридической дифференциации либо в качестве средства наиболее полного удовлетворения потребностей субъектов-получателей.
Законодательство о социальном обеспечении быстро изменяется, чутко реагируя на новые виды социального неблагополучия, которые обусловлены объективными причинами и не зависят от воли физических лиц . Так, в целях социальной поддержки семей военнослужащих по призыву в 2007 г. введены новые виды пособий - единовременное пособие беременной жене военнослужащего и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего (ФЗ от 25.10.2007 г. № 233).
Ориентация социального обеспечения на достойный уровень жизни
Однако сегодня не достигают величины прожиточного минимума не только минимальные размеры пенсий , но и средние. Это означает, что отечественная пенсионная система находится в кризисе. Пытаясь его преодолеть, правительство лечит следствие, а не причину, поскольку изменяет лишь механизм исчисления пенсий. Однако любая методика расчета пенсий имеет как достоинства, так и недостатки. В мировой практике встречается несколько способов исчисления пенсий по старости. В частности, пенсия по старости может рассчитываться в процентном отношении от прежнего среднего заработка пенсионера за весь период трудовой деятельности, либо за любые 5-10 лет стажа с наиболее высоким заработком по выбору пенсионера или непосредственно перед уходом на пенсию. Такой способ исчисления пенсий по старости применяется в Бельгии, Италии, Португалии, Франции. При этом заработок, как правило, ограничивается максимальной суммой. Но обязательной нормой является использование одних и тех же пределов заработка для исчисления пенсий и уплаты пенсионных взносов.
В некоторых странах (Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Нидерланды) пенсия по старости складывается из двух частей - базовой и дополнительной (корпоративной или профессиональной). Размер базовой части устанавливается в фиксированной сумме, а дополнительной - в процентах от прежнего заработка.
Соотношение между прежним заработком пенсионера и средней заработной платой в стране используется при исчислении пенсий в Германии.
Пенсии по инвалидности определяются в процентах от прежнего заработка инвалида с учетом степени утраты трудоспособности и наличия иждивенцев. Пенсии по случаю потери кормильца в большинстве стран пропорциональны размеру пенсии по старости, право на которую приобрел бы кормилец по достижении пенсионного возраста. Их размеры повышаются при наличии нетрудоспособных иждивенцев.
Что касается России, то размеры пенсий и пособий остаются низкими. Одним из исключений с 1918 г. являлось пособие по беременности и родам, которое достигало 100% утраченного среднего заработка. Однако с 2003 г. его размер ограничивается максимальной суммой независимо от величины заработка.
Пособие по безработице рассчитывается в процентах от прежнего заработка (75%, 60%, 40%), но не может быть ниже или выше установленных законом пределов.
Возможность одновременного получения различных видов социального обеспечения всегда рассматривалось как достоинство отечественной системы. Это относится к ситуации, когда одно и то же обстоятельство влечет возникновение права на различные виды пособий, услуг и льгот. В частности, установление инвалидности II или III степени дает право на получение базовой части трудовой пенсии по инвалидности в повышенном размере с учетом иждивенцев, бесплатное протезирование, бесплатное или льготное приобретение лекарств, льготы по оплате коммунальных услуг и пр. В связи с рождением ребенка мать приобретает право на единовременное пособие, на пособие по беременности и родам, на пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет. В совокупности с пенсиями и пособиями, предоставление бесплатных или частично-платных услуг увеличивает реальные доходы их получателей. Именно низкий уровень социального обеспечения привел к созданию в нашей стране разветвленной системы льгот, не имеющей аналогов в мире.
В соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» прожиточный минимум предназначается для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.
Однако содержание Федерального закона от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» свидетельствует о том, что величина прожиточного минимума учитывается при определении размера трудовой пенсии лишь косвенно. В целях поэтапного приближения к прожиточному минимуму размеры базовой части трудовой пенсии могут повышаться федеральными законами одновременно с утверждением федерального бюджета на соответствующий финансовый год. Правительство РФ поставило задачу увеличения базовой части трудовой пенсии до федерального прожиточного минимума к 2009 г.
Государство пытается стимулировать граждан к повышению собственного благосостояния за счет личного участия в создании финансовой базы пенсионного обеспечения. Эта идея заложена в пенсионное страхование в виде накопительной части трудовой пенсии. Однако нет никаких гарантий, что размер накопленной части пенсии будет достаточным для обеспечения достойной жизни. Сегодня можно лишь весьма приблизительно предсказать темпы инфляции и уровень цен к 01.01.2013 г., когда возникнет право на эту часть пенсии. По данным статистики за 2007г., ни одна управляющая компания, инвестирующая пенсионные накопления, не получила доходности на уровне инфляции. Предыдущие годы были более успешными. Что касается Государственной управляющей компании (Внешэкономбанка), то в его управлении находятся более 360млрд. руб. пенсионных накоплений. По состоянию на 01.01.2008 г. доходность от их инвестирования составила лишь 5,98 процентов («Российская газета» 26.04.2008. №92(4649). С.3.). Поэтому проблема защиты средств пенсионных накоплений об обесценивания в связи с инфляцией является чрезвычайно актуальной. Аналогичная проблема стоит и перед негосударственными пенсионными фондами. Одним из возможных вариантов решения может быть расширение инвестиционного портфеля, который в настоящее время прорабатывается Правительством РФ.
Прошел третье чтение в Государственной Думе РФ проект федерального закона о добровольных пенсионных накоплениях, который предусматривает государственное софинансирование в пределах 12 тыс. рублей.
Механизм соизмерения всех видов краткосрочных пособий (по безработице, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и других) с прежней заработной платой (трудовым доходом) является вполне приемлемым, поскольку именно она формирует уровень жизни человека и при нормально функционирующей экономике позволяет удовлетворять необходимые потребности человека.
Помимо прежней заработной платы на уровень жизни лиц, пострадавших от социального риска, существенное влияние оказывают индивидуальные потребности, связанные с состоянием здоровья, наличием детей и другими факторами. Указанные обстоятельства должны находить отражение в правовом регулировании . На достижение этой цели направлена система надбавок к базовой части трудовых пенсий, а также льготы по оплате различных видов услу г. Однако действующие надбавки установлены в твердых суммах, не зависящих от реальных потребностей нетрудоспособных иждивенцев.
Для сохранения покупательной способности пенсий в мировой практике не создано никаких других способов, кроме их индексации в соответствии с ростом цен или средней заработной платы в стране. Эти механизмы закреплены и в российском законодательстве. Поэтому задачей государства является неукоснительное соблюдение им же установленных правил, прекращение практики занижения темпов инфляции и сдерживания роста заработной платы в стране.
Третьи рассматривают принципы права в качестве .
Однако преобладающей точкой зрения является признание того, что принципы права находят свое закрепление в нормативных актах , нормах права. При этом они либо прямо закрепляются в норме права, либо, минуя прямое закрепление, принцип выводится из содержания множества норм, т. е. из содержания норм права. Принципы — нормы и принципы, выводимые из норм, — составляют, по мнению Р.З. Лившица, две разновидности принципов права.
В зависимости от своего характера принципы права подразделяются на социально-экономические, политические, идеологические, специально-юридические, этические.
К специально-юридическим принципам обычно относят: принцип общеобязательности норм права для всего населения страны и приоритет этих норм перед иными социальными нормами; принцип непротиворечивости норм и приоритет закона перед иными нормативными правовыми актами; принцип недопустимости принятия законов или иных нормативных правовых актов, отменяющих или умаляющих права и свободы граждан , и др.
Помимо указанной выше классификации, принципы права под разделяются на группы в зависимости от того, распространяются ли они на всю систему права, на несколько отраслей или только на одну отрасль, либо отражают основополагающие идеи, руководящие начала норм права, образующих самостоятельный институт отрасли (внутриотраслевые принципы).
Межотраслевые принципы не являются абсолютно обособленными от общих принципов права, наоборот, они базируются на них, конкретизируя те или иные основополагающие идеи, пронизывающие содержание права в целом, с учетом специфики отраслей права.
К межотраслевым принципам относятся такие, как: право на защиту от безработицы ; право на охрану здоровья; государственная поддержка семьи , материнства, отцовства и детства; право пожилых граждан, инвалидов на социальную защиту; право на защиту от бедности.
Указанные принципы являются общими для отраслей права, регулирующих общественные отношения, в которых граждане реализуют предоставленные им социально-экономические права. К числу таких отраслей относятся прежде всего трудовое право и право социального обеспечения.
Наряду с принципами, отражающими социально-экономическую сущность права (в данном случае таких отраслей, как трудовое право и право социального обеспечения), в литературе сформулированы принципы, на которых должна строиться социальная политика российского государства. К ним, в частности, относятся: единство экономической эффективности и социальной справедливости, органическая взаимосвязь защиты и самозащиты, субсидиарность. Реализация этих принципов в общественной практике возможна также посредством норм права, в связи с чем они могут перерасти в принципы права, общие для тех отраслей, через нормы которых проводится в жизнь социальная политика государства.
Следующий уровень принципов права — это отраслевые принципы. Каждая отрасль права, помимо общих и межотраслевых, строится на основе своих собственных, присущих лишь ей правовых принципов; вместе они образуют фундамент, на котором создаются и функционируют не только отрасли, но и все право.
Отраслевые принципы отражают сущность и пронизывают содержание норм конкретной отрасли права. На их основе создаются и реализуются нормы, в совокупности образующие и такую отрасль, как право социального обеспечения. Таким образом, отраслевые принципы — это как бы низший этаж в общей системе принципов права, это принципы, конкретизирующие основополагающие идеи более высокого порядка.
Наряду с рассмотренными выше группами принципов права, некоторые ученые убедительно обосновывают необходимость выделения также и внутриотраслевых принципов, т. е. принципов отдельных институтов отрасли. Например, в праве социального обеспечения можно раскрывать сущность пенсионного обеспечения, социального обслуживания через соответствующие основополагающие идеи, которые пронизывают содержание норм права соответствующих институтов этой отрасли.
Содержание принципов права социального обеспечения
Данный принцип пронизывает нормы каждого института права социального обеспечения, но наиболее полно он реализуется в пенсионном обеспечении, поскольку в связи с принятием в России Закона 1990 г. пенсионной системой охвачено все население страны. В настоящее время в России введено подлинное всеобщее пенсионное обеспечение. Право на социальное обеспечение в виде пенсии признано за каждым человеком. Всеобщее пенсионное обеспечение полностью соответствует общепринятым принципам и нормам международного права .
Принцип всеобщности пронизывает также нормы, регулирующие обеспечение граждан социальными пособиями, социальными услугами, медицинской помощью и лечением, бесплатной либо со скидкой лекарственной помощью по системе социального обеспечения. В то же время в отношении предоставления некоторых льгот о принципе всеобщности можно говорить лишь с определенной долей условности, поскольку само понятие льгот связано с определенным предпочтением, оказываемым некоторым категориям обеспечиваемых по сравнению со всеми остальными.
2.Предоставление социального обеспечения как работнику, бывшему работнику, их семьям и каждому как члену общества без какой-либо связи с трудовой деятельностью. Этот принцип тесно связан с принципом всеобщности социального обеспечения.
Социальное обеспечение, предоставляемое работающим, бывшим работникам и их семьям, в частности за счет средств централизованных фондов обязательного социального страхования, не исключает предоставления многих видов социального обеспечения, предусмотренных для каждого как члена общества. Так, гражданин, которому установлена трудовая пенсия по старости, может получить, как и любой другой гражданин, который вообще не трудился, протезно-ортопедическую помощь либо социальное обслуживание на дому или в стационарном учреждении, если он нуждается в этих видах помощи.
Исключение составляет социальная пенсия, установленная для каждого как члена общества. Она не может назначаться и выплачиваться наряду с трудовой пенсией.
3. Установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека. Этот принцип конкретизирует общеправовой принцип, закрепленный во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), — право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Этот принцип закреплен и в Конституции РФ, ст. 7 которой провозглашает, что Россия является социальным государством и ее политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
На современном этапе утверждать, что этот принцип полностью реализуется, нет оснований. В то же время государство не освобождается от юридического обязательства по его претворению в жизнь в силу Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, который был ратифицирован Советским Союзом в 1973 г. и по которому Россия как правопреемница СССР несет все обязательства.
Реализация данного принципа предполагает, что достойную жизнь каждого человека может обеспечивать доход не ниже соответствующего минимума, на первом этапе хотя бы прожиточного, объективно определяемого в установленном законом порядке.
В 1990 г. была предпринята попытка определить и установить минимальный размер пенсии по старости на уровне прожиточного минимума. Однако в дальнейшем в силу известных социально-экономических причин от этого пришлось отказаться.
Указом Президента РФ от 14 ноября 1997 г. было установлено, что начиная с 1 января 1998 г. минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже , равном требуемому для назначения полной пенсии, с учетом компенсационной выплаты, не может быть ниже 80% прожиточного минимума пенсионера, установленного законодательством. Правительству предлагалось предусмотреть средства, необходимые для обеспечения с 1 января 1998 г. указанного выше соотношения минимального размера пенсий по старости с учетом компенсационной выплаты к прожиточному минимуму. Данный Указ не реализован до сих пор: минимальный размер пенсии с учетом компенсационной выплаты и к 2000 г. оказался значительно ниже прожиточного минимума.
Федеральным законом от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» предусматривается, что на основе прожиточного минимума должны определяться минимальный размер пенсии, минимальная заработная плата , иные фиксированные социальные выплаты. Закон предусмотрел поэтапное приближение указанных выплат к прожиточному минимуму. В целях его реализации принят еще один Федеральный закон от 20 ноября 1999 г. «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».
Постановлениями Правительства РФ от 31 мая и от 11 августа 2000 г. установлен промежуточный минимум на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по России за I и II квартал 2000 г. За II квартал 2000 г. прожиточный минимум в целом по России в расчете на душу населения составляет 1185руб., для трудоспособного населения 1290 руб., пенсионеров 894 руб., детей 1182 руб. В постановлениях указывается, что величина прожиточного минимума устанавливается для оценки уровня жизни населения РФ при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ, обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат и формирования бюджетов всех уровней на 2001 г.
С принятием этих постановлений завершилось формирование правового механизма, обеспечивающего полную реализацию Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».
В целях реализации данного принципа в июле 1999 г. впервые в качестве самостоятельного основания для социального обеспечения была признана бедность человека, в связи с чем введена государственная социальная помощь тем, у кого доход ниже прожиточного минимума в соответствующем регионе. Размер этой помощи составляет разницу между фактическим доходом человека (семьи) и прожиточным минимумом в регионе.
Раскрывая содержание рассматриваемого принципа, нельзя его абсолютизировать для каждого отдельного вида социального обеспечения, поскольку обеспечение уровня жизни не ниже прожиточного минимума может достигаться совокупностью предоставляемых человеку видов социального обеспечения. Кроме того, необходимо также учитывать, что виды социального обеспечения имеют различные цели. Так, содержание и обслуживание нетрудоспособного человека в учреждении социального обслуживания преследует цель предоставить ему все необходимое, в чем он нуждается, по установленным нормам. Цель пособия по временной нетрудоспособности — возместить полностью либо частично утраченный вследствие болезни заработок. Пенсия по старости предназначена для того, чтобы гарантировать источник средств достойного существования. В то же время некоторые виды социального обеспечения вовсе не рассчитаны на предоставление полного обеспечения (например, пенсия по инвалидности III группы; пенсия по случаю смерти одного из родителей ; различного рода социальные пособия и компенсации, предоставляемые с целью материальной поддержки), в связи с чем их уровень не должен устанавливаться в соответствии с рассматриваемым принципом. Кроме того, специфика некоторых видов социального обеспечения такова, что они вообще не могут быть соизмеримы с прожиточным минимумом (например, медицинская, лекарственная помощь, различные льготы, предоставляемые по системе социального обеспечения).
Иногда принцип, о котором идет речь, формулируется иначе: как обязанность государства гарантировать обеспечение не ниже прожиточного минимума. Такая формулировка обедняет содержание этого принципа, поскольку прожиточный минимум еще не в полной мере обеспечивает человеку достойную жизнь и социально оправдан как промежуточная цель на пути к полному претворению в общественной практике международного принципа. Кроме того, обеспечение на уровне прожиточного минимума в ряде случаев, о которых говорилось выше, не является объективно необходимым и социально оправданным.
4. Многообразие оснований и видов социального обеспечения. На заре становления государственных систем социального обеспечения перечень оснований (социальных рисков), при наступлении которых у человека возникало право на социальное обеспечение, охватывал лишь утрату трудоспособности, старость и вдовство. По мере изменения социально-экономических условий и развития цивилизации этот перечень непрерывно расширялся. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), закрепившая право каждого как члена общества на социальное обеспечение, относит к таким основаниям не только старость, утрату трудоспособности (временную или постоянную), вдовство, но и безработицу , а также все иные случаи, когда человек по независящим от него причинам теряет источник средств к существованию. Кроме того, в качестве самостоятельных оснований для социального обеспечения Декларация закрепляет материнство и детство. Национальное законодательство различных стран конкретизирует круг оснований для социального обеспечения.
Право социального обеспечения России к их числу относит следующие: старость (т. е. достижение установленного законом возраста); инвалидность; временную нетрудоспособность; потерю кормильца; безработицу; рождение ребенка; смерть человека; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, лекарственной помощи, протезно-ортопедической помощи, в транспортном средстве либо средстве передвижения; бедность; воспитание детей в семье; материнство и отцовство; вынужденное переселение и др.
В прошлом данный принцип формулировался как всесторонность социального обеспечения.
С многообразием оснований социального обеспечения неразрывно связано и многообразие его видов. Оно проявляется в установлении и фактическом предоставлении гражданам обеспечения как в денежной, так и в натуральной форме.
Денежная форма обеспечения — это различные пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, а для отдельных категорий граждан также пенсии за выслугу лет), доплаты к некоторым пенсиям; социальные пособия — по временной нетрудоспособности в различных ее случаях (при болезни и травме, при уходе за больным членом семьи и т.д.), по беременности и родам, ежемесячные пособия на детей, единовременные пособия (при рождении ребенка и в случае смерти члена семьи), пособия по безработице, а также различные компенсационные выплаты (за время вынужденного отпуска без сохранения заработной платы, отпуска по уходу за ребенком, академического отпуска по медицинским показаниям, за время проживания с супругом в местности, где невозможно трудоустроиться, за период осуществления ухода за нетрудоспособным гражданином и т.д.).
Натуральная форма обеспечения охватывает целый комплекс разнообразных видов медицинской и лекарственной помощи и социального обслуживания (на дому, в стационарных учреждениях для престарелых и инвалидов, в том числе детей-инвалидов), а также различных льгот (по проезду, оплате коммунальных услуг и т.д.).
Российская система социального обеспечения имеет, таким образом, богатый арсенал различных видов обеспечения и обслуживания, в том числе основные виды, характерные для зрелых систем социального обеспечения развитых стран. Однако надо иметь в виду, что некоторые виды помощи и поддержки являются временными, они введены в связи с существенными сбоями в организации общественного производства и значительным снижением уровня жизни населения. К ним относятся, в частности, некоторые компенсационные выплаты.
5. Дифференциация (различие) условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (объем трудовой деятельности и ее результаты); характер трудовой деятельности (специфика условий труда и профессии и т.д.); местность, где выполнялась работа (служба) или живет человек; субъективные особенности человека и его семьи (пол, возраст, состояние здоровья, причины нетрудоспособности, наличие детей и их число и т.п.); материальное положение.
Полный «набор» оснований для дифференциации условий и норм обеспечения содержится в правовых предписаниях массива законодательства о социальном обеспечении. Они различаются в зависимости от вида обеспечения и обслуживания. При предоставлении одних видов обеспечения преобладают трудовые критерии, других — критерии материального положения и т.д. Наиболее часто различные критерии пересекаются. В некоторых законах называются основные критерии, хотя дифференциация осуществляется фактически с учетом и многих иных обстоятельств. Так, в преамбуле Закона 1990 г. указывается, что основными критериями дифференциации норм и условий пенсионного обеспечения признаются труд и его результаты; фактически же учитываются также семейное положение пенсионера (наличие у него иждивенцев), необходимость постоянного ухода за ним, место его жительства и т.д.
Основным, подчас единственным, критерием предоставления различных видов социального обслуживания, кроме медицинской и лекарственной помощи и разных социальных льгот, являются военные, трудовые и иные заслуги человека. Следует отметить, что в последние годы трудовые критерии для дифференциации постепенно утрачивают свое значение и, наоборот, критерии материальной необеспеченности (бедности) приобретают особую значимость. Это вполне объяснимо и оправдано в условиях резкого падения уровня жизни подавляющего большинства населения, и к тому же небывалого расслоения семей по уровню доходов и ограниченных финансовых ресурсов государства, вынуждающих его сосредоточить основное внимание на оказании помощи наиболее бедным слоям населения.
6. Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав . В данном принципе конкретизируются конституционные права граждан на объединение для защиты своих интересов, на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, а также право обращаться в государственные органы лично, направлять туда индивидуальные и коллективные обращения. Под давлением общественного мнения и по инициативе общественных объединений ветеранов, инвалидов, движения солдатских матерей принят ряд законов: «О ветеранах», «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих , проходивших службу по призыву», «О социальной защите инвалидов» и др.
В разработке проектов законов по вопросам социального страхования и обеспечения в порядке обязательного социального страхования активное участие принимают профсоюзы , осуществляющие защитную функцию экономических интересов трудящихся.
Наряду с отраслевыми принципами права социального обеспечения выделяются и внутриотраслевые принципы. Это могут быть основополагающие идеи, отражающие сущность правовых норм ряда институтов отрасли либо ее отдельных институтов.
Так, к числу принципов комплексного института пенсионного обеспечения относятся следующие: исчисление пенсий на основе индивидуального заработка и установление их в твердых размерах, равных минимальным размерам, когда исчислить пенсию из индивидуального заработка невозможно; ограничение предельного размера трудовых пенсий (прямо либо косвенно) определенным максимальным размером; установление соответствующих компенсационных надбавок к пенсиям (кроме пенсии по инвалидности III группы), в том числе сверх их максимального размера, и т.д. Принципами пединститута пенсий по старости является сравнительно низкий общий пенсионный возраст, его дифференциация по признаку пола, дифференциация требуемого общего трудового стажа по тому же признаку; снижение в ряде случаев пенсионного возраста и стажевых требований и т.д.
Правовыми принципами обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам являются предоставление права на эти пособия лишь работающим и исчисление размера пособия из полного заработка. В то же время принципом обеспечения пособием по беременности и родам является выплата пособия всем работающим женщинам в размере полного заработка независимо от каких-либо обстоятельств, а пособиями по временной нетрудоспособности в размере полного заработка лишь при наступлении временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профзаболевания, а в остальных случаях — с учетом иных обстоятельств: длительности непрерывного трудового стажа, семейного положения, некоторых других причин наступления временной нетрудоспособности.
Правовые принципы отдельных институтов наиболее динамичны и могут изменяться при пересмотре соответствующих концепций, на которых они основаны. Последний пример — принципиальное изменение основания для назначения ежемесячного пособия на ребенка: ранее оно устанавливалось на каждого ребенка вне зависимости от среднедушевого дохода в семье, теперь оно устанавливается с учетом определенного уровня такого дохода.