Организация деятельности негосударственных пенсионных фондов страхование. Принцип работы нпф. Деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению граждан
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) действуют в России на протяжении достаточно длительного срока - старейшие организации функционируют уже около двух десятков лет. Это позволяет говорить о том, что ведущие НПФ успели не раз пройти проверку на прочность, накопить солидную базу клиентов и приобрести опыт в своем деле.
Каждый НПФ осуществляет два основных вида деятельности. С одной стороны, НПФ занимаются негосударственным пенсионным обеспечением - то есть выступают в роли организации, аккумулирующей поступающие добровольные взносы и инвестирующей их. В результате, средства приносят доход, который вместе с суммой уплаченных взносов при достижении пенсионного возраста выдается пенсионеру в виде периодических выплат - дополнительной пенсии.
Государства-члены не ограничивают право назначать кастодиана, учрежденного в другом государстве-члене, уполномоченном в соответствии с директивами кредитных организаций или инвестиционных ценных бумаг или как депозитарий для целей Директивы о предприятиях для коллективных инвестиций в передаваемые ценные бумаги. Это регулирование регулирует договорные, финансовые и организационные аспекты системы пенсионных планов и фондов, а также правила пруденциального и административного надзора. Следует отметить, что инвестиционный режим, установленный испанским законодательством, разрабатывает пруденциальные критерии Директивы, не подпадающие под требования предварительного разрешения или систематического уведомления об инвестиционных решениях, и гарантирует свободу назначать для управления или хранения активов портфеля фонда, организациям, учрежденным в любом государстве-члене, уполномоченном сделать это в соответствии с соответствующими директивами, как это предусмотрено Директивой о пенсионных фондах.
Другим важным направлением деятельности НПФ является работа в системе ОПС (обязательного пенсионного страхования), которая заключается в управлении средствами накопительной части пенсии. Известно, что пенсия гражданина РФ сейчас формируется из двух составляющих - страховой и накопительной. На первую идет 16 % отчислений работодателя из заработной платы, а на вторую 6 %. Однако в соответствии с последними изменениями в законодательстве тариф отчислений по умолчанию будет изменен - у тех, кто не заявил о своем желании сохранить старые пропорции, все 22 % будут направляться на формирование страховой пенсии.
С этой целью Директива предусматривает сотрудничество властей государства-члена и государства-члена принимающей страны. Согласно Директиве, трансграничная деятельность профессиональных пенсионных фондов должна осуществляться в полном соответствии с положениями социального и трудового права, действующими в принимающем государстве, в той мере, в какой это касается пенсионных пенсий, в том числе положений об аффилированности обязательные и вытекающие из коллективных переговоров. По этой причине статья 20 Директивы устанавливает обязательную процедуру связи между пенсионным фондом и компетентными органами государства пребывания и принимающих государств-членов до фактической интеграции плана в фонд, а также непрерывность сотрудничество между этими органами в надзоре за соблюдением применимого социального и трудового законодательства.
В отличие от страховой составляющей, которая идет на выплаты действующим пенсионерам, накопительная пенсия - это «живые» деньги, которые можно инвестировать и получать определенный доход. У застрахованных лиц в системе ОПС есть право управлять накопительной частью своей пенсии, переводя ее в один из действующих НПФ. В том случае, если будущий пенсионер этого не делает, его накопления автоматически переходили под управление «Внешэкономбанка» - государственной УК. Как раз у этой категории граждан в соответствии с обновленным законодательством накопительная часть пенсии перестанет формироваться, а отчисления на страховую часть увеличатся.
На сегодняшний день законодательство Испании о пенсионных планах и пенсионных фондах не регулирует трансграничную деятельность профессиональных пенсионных фондов. Эта новая глава состоит из трех разделов: первая из общих положений; второй - о деятельности испанских профессиональных пенсионных фондов в других государствах-членах, а третий - о деятельности в Испании профессиональных пенсионных фондов в других государствах-членах. Особо следует отметить деятельность в Испании фондов из других государств-членов.
Настоящий Закон позволяет включить в пенсионные фонды других государств-членов планы пенсионного обеспечения для занятости в соответствии с законодательством Испании. В целях соблюдения первого дополнительного положения сводного текста Закона о регулировании пенсионных планов и пенсионных фондов и их дополнительных правил, касающихся осуществления пенсионных обязательств компаний и персонала, схемы занятости, направленные на достижение этой цели, могут быть распределены на уполномоченные профессиональные пенсионные фонды в любом государстве-члене; Раздел 3 новой главы Х регулирует условия для интеграции в фонды других государств-членов, действия планов и надзора, особенно в отношении соблюдения испанского законодательства, применимого к плану, как социального и трудового законодательства.
Для всех клиентов НПФ пенсионные тарифы останутся прежними - то есть 6 % отчислений будут всё так же инвестироваться и приносить доход, который в будущем составит прибавку к пенсии. Однако время на то, чтобы совершить переход в негосударственный пенсионный фонд и сохранить старую схему отчислений, еще есть. Для этого достаточно обратиться в выбранный НПФ с заявлением и минимальным комплектом документов (паспорт и СНИЛС), и через некоторое время стать клиентом фонда.
Режим взносов, непредвиденных обстоятельств, выгод, мобильности и ликвидности консолидированных и экономических прав пенсионных планов, подпадающих под действие законодательства других государств-членов, будет установлен в его спецификациях в соответствии с его национальным законодательством и соглашениями между компаниями и рабочими. Взносы не подпадают под пределы статьи 5 (3), установленной для пенсионных планов, подпадающих под действие испанского законодательства, без ущерба для пределов взносов, льгот или прав, начисленных, если применимо, применимым национальным законодательством к плану.
Прежде чем заключить с фондом договор, полезно уделить некоторое время подбору подходящего НПФ, который будет обеспечивать клиенту не только высокую доходность средств, но и надежность и безопасность, ведь пенсионные накопления будут храниться в фонде достаточно долго.
Федеральный закон от 7 мая 1998 года №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»
Федеральный закон от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
Федеральный закон от 24 июля 2001 года №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»
Технические основы и актуарные расчеты и, в частности, расчет технических положений должны выполняться актуарием. В любом случае актуарные методы, процентные ставки, демографические таблицы и другие используемые гипотезы должны быть адекватными установленным критериям в этом вопросе испанским законодательством о планах и пенсионных фондах, содержащихся в нормах развития настоящего Закона. использование биометрических таблиц должно производиться с учетом характеристик группы участников и пенсионного плана и изменений, которые могут иметь место в соответствующих рисках.
Что такое негосударственный пенсионный фонд?
Негосударственный пенсионный фонд это особая некоммерческая организация, задачей которой является формирование пенсий граждан.
При создании фонда его учредители передают фонду имущество - вклад учредителя, которое становится собственностью фонда. По своим обязательствам фонд отвечает всем переданным ему имуществом.
Аналогичным образом будут применяться положения испанских правил о платежеспособности пенсионных планов, содержащихся в правилах разработки настоящего Закона. Требования к марже платежеспособности будут применяться к каждому пенсионному плану, прилагаемому к фонду. Каждый план должен поддерживать собственные ресурсы в дополнение к техническим положениям, которые являются частью маржи платежеспособности, которые относятся исключительно к его учету позиции, а также к его участникам и бенефициарам. Финансовая и актуарная система каждого пенсионного плана пересматривается на условиях, установленных в разделе 5 статьи 9 настоящего Закона и в нормативных документах, которые его разрабатывают.
Гарантии исполнения негосударственным пенсионным фондом своих обязательств
Гарантом исполнения негосударственным пенсионным фондом своих обязательств в первую очередь служит совокупный вклад учредителей. Его размер установлен законодательными требованиями и не может составлять менее 30 миллионов рублей.
Также фондом для обеспечения обязательств перед участниками создается страховой резерв, который не может быть менее 5% от размера пенсионных резервов фонда.
Ежегодно в негосударственном пенсионном фонде проводится независимая аудиторская проверка
Деятельность фонда подлежит ежегодному независимому оцениванию актуарием.
Результаты аудиторской проверки и актуарного оценивания представляются федеральному органом, осуществляющим надзор и контроль - Федеральной службе по финансовым рынкам Российской Федерации.
Пенсионные планы, предоставляемые компаниями из других государств-членов, принадлежащих испанским фондам, не должны составлять контрольный комитет плана, регулируемого в статье 7, без ущерба для соответствующих органов или органов, представляющих или привлекающих компании и работников, созданная в соответствии с пактом или в соответствии с использованием или законодательством принимающего государства-члена, для контроля за выполнением плана и отношений с управляющим органом, а через последнего - с компетентным испанским органом.
Правила, регулирующие деятельность фонда, должны предусматривать возможность включения в контрольный комитет фонда представителей планов, продвигаемых в других государствах-членах, по выбору органов представительства компаний и служащих, установленных для этой цели в законодательстве социальный и рынок труда; в этом случае применяются положения настоящего Закона и его правила развития о составе, системах представительства и функционирования контрольной комиссии фонда. В случае, если в пенсионный фонд Испании будут включены только пенсионные планы других государств-членов, нет необходимости создавать контрольный комитет фонда без ущерба для информационных обязательств, предусмотренных в следующем разделе.
Виды деятельности негосударственного пенсионного фонда
Негосударственные пенсионные фонды могут заниматься только тремя исключительными видами деятельности:
— деятельностью по негосударственному пенсионному обеспечению граждан;
— деятельностью в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию;
— деятельностью в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию (этим видом деятельности негосударственные пенсионные фонды занимаются крайне редко, поскольку правовая база по созданию профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации еще в недостаточной степени разработана).
Каждый из видов деятельности негосударственный пенсионный фонд может осуществлять в отдельности, вне зависимости от того, осуществляются ли им остальные два.
В отсутствие режима по информационным обязательствам компетентного органа принимающего государства или бенефициаров в принимающем государстве применяется режим, установленный настоящим Законом и в его положениях о развитии. отношение к профессиональным пенсионным программам. Пенсионный план будет содержать учет позиции в пенсионном фонде занятости. В целом, в случае трансграничной деятельности применяются правила инвестирования, содержащиеся в настоящем Законе, и в его правилах развития, применимых к пенсионным фондам, проживающим в Испании.
Лицензирование видов деятельности негосударственного пенсионного фонда
Каждый из видов деятельности фонда лицензируется
Лицензии фонду выдаются уполномоченным федеральным органом, осуществляющим надзор и контроль над негосударственными пенсионными фондами - Федеральной службой по финансовым рынкам Российской Федерации (ФСФР РФ).
В случае выявления нарушений в процессе деятельности фонда данные о приостановке, аннулировании, а так же возобновлении действия лицензий негосударственных пенсионных фондов ФСФР РФ размещает на своем сайте (http://www.fcsm.ru), публикует в средствах массовой информации.
Однако, если к пенсионным фондам принимающего государства-члена применяются аналогичные или более строгие правила, компетентный орган может потребовать применения требований статьи 38 (4) к части активов фонда пенсионные планы в соответствии с социальным и трудовым законодательством принимающего государства. Применяются общие правила и лимиты на управление и депозитные сборы, установленные правилами. Активы пенсионного фонда не будут нести ответственность за долги промоутеров планов. Счёт пенсионного плана может быть мобилизован в другой пенсионный фонд в любом государстве-члене, а Мобилизационное соглашение должно быть доведено до сведения Главного управления страховых и пенсионных фондов до мобилизации.
Правила фонда
Негосударственные пенсионные фонды должны осуществлять свою деятельность в соответствии с документами, определяющими порядок и условия исполнения фондом своих обязательств — правилами фонда.
Правила фонда составляются отдельно на каждый вид его деятельности.
Деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению граждан регулируются «пенсионными правилами фонда», при деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию - «страховыми правилами фонда».
Правила фонда регистрируются в уполномоченном федеральном органе — Федеральной службе по финансовым рынкам Российской Федерации. Также проходят регистрацию любые изменения, которые вносятся в уже существующие правила.
Орган управления пенсионным фондом информирует Генеральное управление страховых и пенсионных фондов о прекращении пенсионных планов, указанных в настоящей статье, информирует о процессе ликвидации и передачи активов и обязательств плана другому учреждению финансовым или аналогичным, в соответствии с законодательством принимающего государства и предоставляет участникам и бенефициарам или их представителям общее описание процедуры. При расчете плана назначение экономических прав потребителей бенефициаров будет осуществляться в соответствии с соответствующими соглашениями, спецификациями плана или национальным законодательством, применимым к плану.
Деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению граждан
Деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению граждан к государственной трудовой пенсии гражданина не имеет никакого отношения. Поэтому его еще называют дополнительным пенсионным обеспечением. Этот вид деятельности осуществляется исключительно на добровольных началах.
Механизм формирования дополнительной пенсии показан на рис. №1 и заключается в следующем:
Вкладчик (физическое или юридическое лицо) заключает с негосударственным пенсионным фондом пенсионный договор и уплачивает в фонд денежные средства - пенсионные взносы.
Пенсионные взносы уплачиваются в пользу участника - физического лица, которому в соответствии с пенсионным договором должны производится выплаты негосударственной пенсии.
Вкладчик и участник могут быть одним и тем же физическим лицом. В случае если вкладчик — юридическое лицо, обычно заключается так называемый «солидарный пенсионный договор», предусматривающий выплату пенсий сразу нескольким участникам.
С целью сохранения денег вкладчиков от инфляционных процессов фонд размещает их в различные финансовые инструменты. Фонды осуществляют размещение средств как самостоятельно, так и через управляющие компании.
Для того чтобы обеспечить сохранность, доходность, ликвидность и надежность размещения пенсионных средств Правительством Российской Федерации законодательно установлен перечень финансовых инструментов, разрешенных для вложений денег вкладчиков негосударственных пенсионных фондов (Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2007 года №63).
За счет этих средств, при наступлении пенсионных оснований у участника (достижение пенсионного возраста, инвалидность), фонд производит ему выплату дополнительных негосударственных пенсий.
Отсутствие активности, участников, бенефициаров и ресурсов в пенсионном плане, подпадающих под действие законодательства другого государства-члена, на срок более одного года приведет к тому, что план будет исключен из Административного реестра Пенсионных фондов.
Компания или компании, продвигающие систему пенсионного обеспечения, которые могут быть включены в пенсионный фонд, проживающий в другом государстве-члене, призывают к созданию комиссии, продвигающей план, регулируемый настоящим Законом. Комиссия-промоутер утверждает проект пенсионного плана в соответствии с положениями статьи 9, и запросить интеграцию плана в пенсионный фонд. До интеграции пенсионного плана в пенсионный фонд, проживающий в другом государстве-члене, порядок подачи сообщений, предусмотренный в этом пункте между пенсионным фондом и властями государства-члена фонда и Испании как хост.
Что нужно знать, заключая договор дополнительного пенсионного обеспечения с негосударственным пенсионным фондом
Прежде всего, потенциальный вкладчик должен изучить пенсионные правила фонда и выбрать описанную в них пенсионную схему, которая определяет порядок уплаты пенсионных взносов и выплат негосударственных пенсий.
По классификации схемы бывают с установленным размером взносов или с установленным размером выплат.
Также пенсионные схемы подразделяются на страховые и сберегательные. Существуют также сберегательно - страховые схемы.
Страховые схемы предусматривают пожизненную выплату пенсий. Наследование накопленной вкладчиком суммы не предусмотрено.
Сберегательные схемы предусматривают выплату пенсий в течение ряда лет и предусматривают наследование. Выплаты могут производиться как в течение ряда лет, так и до исчерпания средств на счете участника.
Сберегательно - страховые схемы предусматривают последовательное применение двух схем: на этапе накопления применяется сберегательная схема, на этапе выплат пенсий — страховая.
По условиям финансирования схемы могут быть фондируемые, нефондируемые и частично-фондируемые
Практически все схемы, заключаемые с физическими лицами - фондируемые, то есть для выполнения обязательств негосударственным пенсионным фондом создаются определенные фонды, основа которых -пенсионные взносы участника.
Нефондируемые или частично-фондируемые схемы используются вкладчиками - юридическими лицами.
Чтобы инициировать процедуру, пенсионный фонд должен уведомить свой компетентный национальный орган о намерении интегрировать этот план. Такое уведомление должно включать информацию, идентифицирующую, как минимум, Испанию в качестве принимающего государства-члена, компанию или промоутеров и основные характеристики плана. Информация также включает идентификацию представителя пенсионного фонда на испанской территории, на которую ссылается статья. Компетентный орган государства-члена фонда передает информацию, указанную в предыдущем абзаце, испанскому властям в течение максимум трех месяцев с квитанция.
Прекращение отношений с негосударственным пенсионным фондом
Прекращение отношений между вкладчиком (участником) фонда обычно наступают вследствие выполнения негосударственным пенсионным фондом своих обязательств по выплате участнику дополнительных негосударственных пенсий, но могут быть прерваны по инициативе вкладчика или участника путем расторжения пенсионного договора.
При расторжении пенсионного договора фонд обязан выплатить вкладчику или участнику выкупную сумму или перевести ее в другой негосударственный пенсионный фонд.
Условия расчета, выплат или перевода выкупных сумм должны содержаться в правилах фонда и пенсионном договоре.
При заключении пенсионного договора на эти условия необходимо обращать повышенное внимание, поскольку единого требования к расчету и условиям выплат выкупных суммам законодательно не установлено, и фонды в этом вопросе самостоятельно определяют методику расчета и сроки выплат.
Главное управление страховых и пенсионных фондов в течение двух месяцев с момента получения такой информации может информировать компетентный орган пенсионного фонда о: º Положения испанского социального и трудового законодательства в соответствии с правила, которые должны применяться, в зависимости от обстоятельств, к части активов фонда, соответствующих пенсионным планам, подпадающим под действие испанского социального и трудового законодательства, в соответствии с положениями статьи Правила предоставления информации участникам и бенефициарам планов пенсионного обеспечения занятости, выплачиваемых пенсионным фондам, проживающим в Испании настоящим Законом и его стандартами развития, в соответствии с положениями Статья.
Деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию
Этот вид деятельности имеет непосредственное отношение к государственной трудовой пенсии.
Смысл обязательного пенсионного страхования показан на рис. 2 и заключается в том, что каждый раз, выплачивая заработную плату, работодатель перечисляет государству за своих работников единый социальный налог. Его часть — 20% от фонда оплаты труда идет на формирование государственной трудовой пенсии каждого работающего россиянина в следующем соотношении: базовая часть (6% от фонда оплаты труда), страховая часть(8% от фонда оплаты труда) и накопительная часть (сегодня это 6% от фонда оплаты труда).
Оказывать влияние на отчисления, производимые на формирование базовой и страховой части пенсии граждане не могут, поскольку Пенсионным фондом Российской Федерации они направляются на выплату нынешним пенсионерам.
Особенность накопительной части, заключается в том, что они идут на выплату тому застрахованному, в пользу которого они перечислены. Застрахованному лицу дано право «распоряжаться» этими средствами. Гражданину дано право выбора - оставить ли эти средства в Пенсионном фонде Российской Федерации или перевести их в негосударственный пенсионный фонд, который будет отвечать за формирование и инвестирование накопительной части его трудовой пенсии.
В случае принятия решения в пользу негосударственного пенсионного фонда застрахованное лицо заключает с фондом, договор об обязательном пенсионном страховании.
Помимо договора необходимо оформить еще один документ - заявление о переводе накопительной части пенсии. Это можно сделать лично, обратившись в Пенсионный фонд Российской Федерации, направив заявление по почте, предварительно заверив свою подпись у нотариуса или воспользовавшись услугами трансферагента.
Как правило, негосударственные пенсионные фонды, выступающие страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, являются трансферагентами и бесплатно оказывают такие услуги застрахованному лицу.
После того как заявление и договор об обязательном пенсионном страховании поступят в Пенсионный фонд Российской Федерации, пенсионные накопления гражданина будут направлены в выбранный им негосударственный пенсионный фонд.
Заключенный договор об обязательном пенсионном страховании начнет действовать с момента поступления средств на счет застрахованного лица в негосударственном пенсионном фонде.
Чтобы пенсионные накопления не обесценились к моменту выхода на пенсию их необходимо инвестировать. Инвестирование средств пенсионных накоплений негосударственными пенсионными фондами происходит на тех же принципах, что и размещение пенсионных резервов, но рамки по инвестированию пенсионных накоплений более жесткие.
Инвестирование происходит только через управляющую компанию.
Ужесточен перечень финансовых инструментов для инвестирования пенсионных накоплений в сторону их большей надежности. Их перечень утвержден Федеральным законом от 24 июля 2001 года №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».
При наступлении у застрахованного лица пенсионных оснований (приобретения права на получение государственной трудовой пенсии) негосударственный пенсионный фонд назначает и ежемесячно выплачивает застрахованному лицу накопительную часть трудовой пенсии.
Что нужно знать для заключения договора об обязательном пенсионном страховании с негосударственным пенсионным фондом
Договор об обязательном пенсионном страховании, к сожалению, может быть заключен не каждым гражданином Российской Федерации.
В настоящее время правом на формирование накопительной части трудовой пенсии имеют граждане России, как мужчины, так и женщины 1967 года рождения и моложе.
Однако в период с 2002 до 2005 года формирование накопительной части пенсии производилось для мужчин 1953 года рождения и моложе, а так же женщин 1957 года рождения и моложе. Отчисления составляли 2% от фонда оплаты труда.
Начиная с 2005 года, новые поступления за счет единого социального налога на накопительные счета этих граждан не предусмотрены. Но они, также как и граждане 1967 года рождения и моложе, могут распорядиться уже имеющимися на их пенсионном счете деньгами.
Если гражданином сделан выбор в пользу негосударственного пенсионного фонда, то это не означает, что его пенсионные накопления останутся в этом фонде навсегда. Застрахованному лицу дано право изменить свое решение, «перейти» в другой негосударственный пенсионный фонд или вернуть свои пенсионные накопления в Пенсионный фонд Российской федерации.
В случае смерти гражданина до назначения ему трудовой пенсии предусмотрена выплата накопленных средств его правопреемникам, которых при заключении договора можно сразу указать. Если правопреемники в договоре не указаны, наследование пенсионных накоплений застрахованного происходит в соответствии с общими положениями о наследстве законодательства Российской федерации.
Негосударственный пенсионный фонд обязан ежегодно не позднее 1 сентября направлять застрахованным лицам информацию о состоянии их пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии и результатах инвестирования средств пенсионных накоплений.
Собственное имущество негосударственного пенсионного фонда
Потенциальным вкладчикам и застрахованным лицам негосударственных пенсионных фондов необходимо знать, что собственное имущество фонда подразделяется на имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, а так же пенсионные резервы и пенсионные накопления.
То есть при заключении договоров с негосударственным пенсионным фондом и передаче ему пенсионных взносов и/или пенсионных накоплений необходимо понимать, что эти средства становятся собственностью фонда. При этом у фонда перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами возникают обязательства по выплате пенсий или выкупных сумм.
Использовать на свое содержание пенсионные резервы и пенсионные накопления фонду запрещено. На них не может быть обращено взыскание по долгам фонда.
Законодательством четко оговариваются предельные суммы, которые фонд может использовать на свое содержание- не более 15% от полученного дохода при размещении пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений, не более 3% от сумм пенсионных взносов.