Обзор разъяснений законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц. Крымпочта Курс иностранных валют
Агентский договор по 44 ФЗ заключается на условиях проведения тендеров бюджетной организацией, выступающей в данном случае в роли государственного заказчика. При этом следует учитывать, что если речь идет о медицинских организациях, то вознаграждение агенту не может выплачиваться из бюджетных средств, рассчитанных на оказание медицинских услуг по ОМС Агентское вознаграждение должно уплачиваться только за привлеченных клиентов, которым были оказаны платные медицинские услуги. Когда сумма заключаемого единоразово агентского договора не будет превышать 100 тысяч рублей, то согласно 44 ФЗ проведение конкурса не потребуется.
Агентский договор 223 ФЗ
Согласно 223 ФЗ гос.учреждения, деятельность которых касается закупок, обязаны заключать договоры на поставку продукции путем проведения соответствующей процедуры закупок, если речь идет о сумме контрактов свыше 300 000 тысяч. Заключение агентского договора в таком случае противоречит 223 ФЗ, т.к. осуществлять закупочную деятельность должен сам заказчик, а не агент, иначе данный договор согласно действующему законодательству будет признан недействительным.
Однако, если речь идет о закупках у единственного поставщика и их сумма не превысит 100 000 рублей, то агентский договор и 223 ФЗ не будут противоречить друг другу. Однако, стоит отметить, что процедура осуществления закупок через агента должна быть прописана в соответствующем положении о закупках.
С этим шаблоном часто используют:
| Популярные документы и процедуры: |
Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ
С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.
В соответствии с пунктом 2 части 2.1 Закона № 44-ФЗ муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ, за исключением закупок, осуществляемых в течение года в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Закона № 223-ФЗ, принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.Таким образом, МУП, являющийся исполнителем агентского договора, не включает данный договор в план-график закупок, так как не является заказчиком и не закупает товары, работы, услуги, а наоборот оказывает услуги и получает за них оплату.
Письмо Минэкономразвития России от 19.08.2016 № Д28и-2154
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПИСЬМО от 19 августа 2016 года № Д28и-2154
Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) и сообщает.
В соответствии с положениями Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 321-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц" государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ, за исключением закупок, осуществляемых в течение года в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-Ф3 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", принятым государственными, муниципальными унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе:
- за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
- в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Таким образом, положения Закона № 44-ФЗ распространяются в том числе на государственные унитарные предприятия, не являющиеся получателями субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.
Согласно уставу федеральное бюджетное учреждение имеет право заниматься приносящей доход деятельностью. При этом все закупки для своих нужд осуществляет, руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Может ли данное учреждение заключить агентский договор по реализации санаторно-курортных путевок (агентское вознаграждение составляет более 100 тыс. руб.)? Какие процедуры необходимо провести для этого? Можно ли заключить контракт с единственным контрагентом, или следует осуществлять закупку конкурентным способом?
Заключение гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, бюджетным учреждением по общему правилу регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) - п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 7 ст. 3 данного акта. Случаи, когда заключение договоров на приобретение товаров, работ, услуг не подпадает под действие Закона № 44-ФЗ, перечислены в ч. 2 ст. 1 этого документа.
Агентский договор, на наш взгляд, относится к договорам оказания услуг (п. 2 ст. 779, ст. 1005, ст. 1011 Гражданского кодекса РФ), следовательно, его заключение подпадает под действие Закона № 44-ФЗ. Сказанное, в частности, подтверждают положения постановления Правительства РФ от 13.01.2014 № 19 «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта», в котором упоминается среди прочих заключение контракта на предоставление агентских услуг.
Согласно ч. 1 ст. 24 Закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют перечисленные в ч. 2 этой же статьи конкурентные способы определения контрагентов или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). За исключением случаев, предусмотренных ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона № 44-ФЗ, закупка производится путем проведения открытого конкурса (ч. 2 ст. 48 Закона № 44-ФЗ).
Осуществлять закупку услуг у единственного контрагента заказчик вправе только в случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, когда использование иных способов определения исполнителя невозможно или нецелесообразно (ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Пункт 18 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ допускает возможность заключения с единственным контрагентом контракта на оказание услуг по реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок - бланков строгой отчетности.
Как видим, услуги по реализации санаторно-курортных путевок в данном пункте не указаны, поэтому, учитывая сумму контракта, заключение указанного в вопросе договора без предварительного проведения конкурентных процедур невозможно.
Проведение конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса (в т. ч. с ограниченным участием), закрытого двухэтапного конкурса, закрытого аукциона или запроса предложений возможно только в случаях, установленных законом и иными нормативными актами (ч. 2 ст. 56, ч. 2 ст. 57, ч. 2 ст. 83, ч. 2 ст. 84 Закона № 44-ФЗ). Заключение указанного в вопросе договора к таким случаям не отнесено.
Таким образом, из предусмотренных Законом № 44-ФЗ способов определения контрагента для заключения рассматриваемого договора принципиально могут быть использованы открытый конкурс, электронный аукцион или запрос котировок и лишь в определенных случаях по результатам проведения торгов (например, при признании соответствующей процедуры несостоявшейся) - иные способы (п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).
Отметим также, что при осуществлении закупки товаров, работ, услуг, включенных в Перечень, утв. распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р, заказчик обязан проводить электронный аукцион.
Д.Ф. Аяцков
Научный руководитель Межрегионального института дополнительного образования, действительный государственный советник РФ 2 класса, доктор исторических наук, профессор
Дорогие друзья!
Мы реализуем программы, в основу которых был положен принцип сочетания фундаментальных и прикладных знаний. Мы сотрудничаем с ведущими специалистами – практиками отраслей, представленных в нашем институте. Занятия проходят как в классической форме, так и в форме мастер-классов, тренингов, деловых игр.
Абсолютно уверен, что знания, полученные в Межрегиональном институте дополнительного образования, дадут вам новые возможности для эффективной мобильности и профессионального роста в Вашей профессиональной сфере.
Удачи Вам!
Е.В. Лабазнова
Ректор Межрегионального института дополнительного образования, кандидат экономических наук, доцент
Дорогие друзья!
Сегодня Институт предлагает широкий ряд программ, различающихся
по продолжительности, содержанию, методикам и охватывающих весь цикл
подготовки в системе дополнительного профессионального образования.
Созданный кумулятивный эффект от знаний, сформированных на основе
совместного труда большого количества ведущих экспертов и
преподавателей в своей отрасли, позволит Вам существенно повысить свою
квалификацию и профессиональный статус.
Наши выпускники практически всегда говорят нам, что, покидая наши
аудитории, они начинают видеть новые возможности и перспективы.
Мы надеемся, что знания и навыки, полученные Вами в институте,
послужат успеху и процветанию Вашей семьи, Вашей организации и страны
в целом. Искренне желаем сделать правильный выбор, и помните – Ваш
успех только в Ваших руках!
В рамках заключенного агентского договора агент (ГУП) оказывает принципалу (ОАО) услуги по поставке товара, заключая с иными лицами договоры. ГУП в качестве агента закупает топливо для принципала, заключая договоры поставки от своего имени. С 01.01.2017 в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 321-ФЗ ГУП осуществляет закупки в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, за исключением отдельных случаев.
В соответствии с каким Федеральным законом о закупках (Законом № 44-ФЗ или Законом № 223-ФЗ) с 01.01.2017 осуществляется оказание услуг по агентскому договору, а именно привлечение иных лиц?
Согласно п. 1 ст. 1005 ГК РФ, по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
В соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 321-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2017, заказчиками, которые обязаны руководствоваться требованиями Закона № 44-ФЗ, признаются и государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие закупки товаров, работ, услуг.
Сфера применения Закона № 44-ФЗ описана в ч. 1 ст. 1 этого закона. Согласно этой норме, данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в части, касающейся в том числе заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуг государственным, муниципальным унитарным предприятиям в соответствии с ч. 2.1 ст. 15 того же закона.
Частью 2.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки согласно требованиям этого закона, за исключением закупок, осуществляемых в течение года в соответствии с положением о закупке, принятым в соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и размещенным до начала года в Единой информационной системе. Причем закупки в соответствии с положениями Закона № 223-ФЗ государственное унитарное предприятие вправе осуществлять только в двух случаях: при осуществлении закупок за счет средств, указанных в п. 1 ч. 2.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, либо когда такое ГУП приобретает товары, работы или услуги в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (п. 2 ч. 2.1 ст. 15 того же закона).
В связи с этим необходимо учитывать, что под контрактом в контексте норм Закона № 44-ФЗ понимается гражданско- правовой договор, заключаемый заказчиками в соответствии с требованиями этого федерального закона (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ).
Таким образом, во всех случаях осуществления закупок, кроме исключений, описанных в ч. 2.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, с 01.01.2017 государственное унитарное предприятие обязано руководствоваться процедурами, предусмотренными Законом № 44-ФЗ. Из вышеизложенного следует, что квалифицирующим признаком закупки, подпадающей под действие положений Закона № 44-ФЗ, для ГУП будет являться приобретение им товаров, работ или услуг на основании гражданско-правового договора (кроме упомянутых исключений, позволяющих унитарным предприятиям после 01.01.2017 применять положения Закона № 223-ФЗ) независимо от источников финансирования и целей такого приобретения, поскольку иное из Закона № 44-ФЗ не следует.
Добавим, что из сферы применения Закона № 44-ФЗ исключены правоотношения, указанные в ч. 2 ст. 1 этого федерального закона. О заключении договоров во исполнение поручения принципала (комитента) на основании агентского договора (договора комиссии) в указанной норме не упоминается.
Поэтому мы полагаем, что при приобретении товаров во исполнение агентского договора в интересах и по поручению принципала на основании договоров купли-продажи или поставки (не являющихся контрактами, заключенными в соответствии с Законом № 44-ФЗ), которые ГУП будет заключать от своего имени в качестве покупателя, такое предприятие также должно руководствоваться требованиями Закона № 44-ФЗ.
Максим Золотых и Павел Ерин, эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ