Провести проверку по факту неисполнения. Можно ли проводить проверку на основании анонимного обращения гражданина в компетентные органы? Служит ли анонимное обращение основанием для проведения внеплановой проверки
Традиционным способом получения помощи от специалистов в таких случаях является юридическая консультация. Юрист, как никто другой, разбирается в действующем законодательстве, его нюансах и актуальных изменениях. Кроме того, именно юрист способен разъяснить обычному человеку смысл той или иной статьи закона, области её применения и последствия этого. Развитие информационных технологий явилось причиной появления такой разновидности получения юридической помощи, как бесплатные онлайн консультации юриста по телефону. На сайте сайт любой человек может получить полноценную юридическую консультацию. Для этого достаточно позвонить по указанному номеру телефона. Преимущества этого способа консультирования очевидны: Доступность. В любое время дня и ночи, в любой день недели специалисты готовы ответить на все вопросы. Для получения консультации не нужно специально посещать офисы юридических компаний, терять время на ожидание. Мобильность. Чаще всего человеку необходима оперативная консультация по юридическим вопросам. В такой ситуации традиционная консультация невозможна, поскольку повлечёт за собой потери времени. Онлайн консультация по телефону лишена этого недостатка, поскольку доступна не только в любое время, но из любого места. Для этого достаточно выйти в сеть Интернет с любого устройства, поддерживающего эту возможность. Высокое качество консультаций. Квалификация юристов позволяет им оперативно отвечать на большинство поставленных вопросов. В тех случаях, когда рассматриваются ситуации повышенной сложности, специалисту может понадобиться дополнительное время для ознакомления с нюансами дела и соответствующими статьями законодательства. Отсутствие регистрации на сайте. Если по каким-то причинам человек не хочет представляться настоящим именем, он может выбрать для общения любое понравившееся ему имя или псевдоним. Настоящее имя и фамилия могут понадобиться при составлении официальных заявлений, исков и так далее.. Кроме непосредственных ответов на заданные вопросы юристы подскажут правильную линию поведения в той или иной ситуации. Специалисты ответят на вопросы в таких областях права, как: Семейное законодательство. Рассматриваются любые вопросы заключения и расторжения брака, раздела имущества, составления брачного контракта, исковых заявлений и так далее. Налоговое законодательство. Юрист ответит на любые вопросы, связанные с налогообложением, уплатой налогов и сборов, льготами по налогообложению. При необходимости он же поможет составить нужные документы (например, заполнить налоговую декларацию). Трудовое законодательство. Специалист ответит на любые вопросы, связанные с толкованием и применением статей Трудового Кодекса и других нормативных и законодательных актов (приём на работу, увольнение, предоставление отпуска и других). Уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. Одна из самых сложных отраслей права, поэтому консультации по этим вопросам проводят самые опытные юристы. Кроме консультирования они помогут составить исковые заявления в надзорные, апелляционные и кассационные инстанции. Страховое и транспортное законодательство. В последнее время – это одна из самых востребованных для консультаций отраслей права. Опытные юристы ответят на любые вопросы, касающиеся использования автотранспорта, его страхования и ответственности за нарушения соответствующих статей законодательства. Жилищное законодательство. Рассмотрению подлежат все вопросы, связанные с приобретением, продажей, обменом, дарением недвижимости, а также любые спорные вопросы, связанные с этим. Кроме этого, бесплатная юридическая онлайн консультация может проводиться по вопросам, связанным с защитой прав потребителей, земельным законодательством и любым другим отраслям юриспруденции. В некоторых случаях на первое место по важности выходит оперативность получения грамотной юридической консультации. В таких ситуациях трудно переоценить значение тех услуг по круглосуточному онлайн консультированию юристами, которые предоставляет сайт сайт.
Основная функция Прокуратуры РФ – контроль над соблюдением российского законодательства и Конституции. Заявление в прокуратуру о проведении проверки имеет право подать любой субъект независимо от своего статуса при нарушении его свободы, прав. Ревизия также может быть осуществлена по инициативе самого надзорного органа.
Причины для проведения проверки
Информацию о нарушение действующего законодательства для дальнейшего разбирательства предоставляют в виде заявлений и жалоб. В надзорный орган чаще всего обращаются с вопросами, связанными с бездействием или действиями должностных лиц, работодателей, застройщиков и других компаний, чиновников в следующих случаях:
- несвоевременная выплата или отказ от предоставления зарплаты;
- злоупотребление должностными полномочиями или бездействие со стороны приставов, сотрудников полиции;
- несвоевременная сдача жилого объекта, при которой требуется проверка застройщика, для выявления причин подобной задержки;
- ущемление законных прав граждан, приговоренных к лишению свободы или содержащихся в изоляторе на время следствия;
- неправомерность отказа управляющей компании в предоставлении услуг, документов.
Официальное обращение с просьбой о проверке можно составлять в любых ситуациях, когда нарушаются законные права граждан – при нарушениях, имевших место в медицинских, спортивных, торговых, образовательных учреждениях.
Перед написанием заявления нужно постараться урегулировать вопрос самостоятельно через вышестоящее должностное лицо или организацию.
Требования к составлению жалобы
Для оформления письма с просьбой о проведении прокурорской проверки, нужно знать, как написать заявление правильно, иначе оно не будет принято к рассмотрению. Соблюдение простых требований составления деловой документации, позволит заявить о нарушении своих прав.
Стандартная форма претензии начинается с шапки, содержащей:
- наименование надзорной организации, куда направляется жалоба;
- фактический адрес получателя (уполномоченного органа);
- инициалы заявителя, сообщающего о нарушении своих прав;
- адрес постоянного места жительства.
Данные размещаются с правой стороны письма вверху. Следующий пункт – наименование документа и дальнейшее описание сложившейся ситуации, заключение с указанием требований заявителя на основании действующего законодательства.
Прокурор, не примет заявление, которое:
- содержит угрозы, нецензурные слова в адрес работников контрольно-надзорной организации или третьих лиц;
- текст составлен неразборчиво;
- претензия лишена логики, смысла или лицо, направившее ее, признано недееспособным;
- данное заявление уже рассматривалось, и заявитель не предоставил новых фактов, доказательств.
Прокурорская проверка не проводится на основании требований поданных анонимно. Если обращение содержит сведения о правонарушениях, оно передается в следственный отдел полиции для определения личности заявителя и проверки указанных фактов.
Способы подачи заявления
После того, как бланк был полностью заполнен, осталось его только направить в надзорный орган. Сделать это можно различными способами:
- Самый простой и привычный для многих граждан метод сообщить о своих проблемах – личное обращение. Жалобу составляют в 2-х экземплярах, один из которых передается прокурору, другой с отметкой о ее принятии остается на руках у заявителя. Это позволит при необходимости доказать факт обращения.
- Второй способ – направить жалобу по почте письмом с уведомлением о его вручении. Это позволит доказать, что Прокуратура получила ее и установить дату, с которой начнется отсчет срока, предусмотренного для рассмотрения претензии.
- Самый удобный способ предоставления письма – через официальный сайт надзорной организации или электронный адрес Прокуратуры. В первом варианте уведомление о прочтении и доставки будет отправлено автоматом, во втором – можно использовать специальную функцию.
Со дня подачи претензии исчисляется срок, на протяжении которого будет предоставлен ответ. При его нарушении, можно подать соответствующую претензию в вышестоящую организацию.
Сроки рассмотрения жалобы
На протяжении недели заявителю должны предоставить сведения о результатах предварительной проверки. Перечень решений принимаемых Прокуратурой на данной стадии исчерпывающий:
- принять заявление к рассмотрению;
- оставить жалобу без ответа;
- передать запрос в нижестоящую организацию;
- направить претензию на рассмотрение в другое уполномоченное учреждение;
- прекратить решение вопроса;
- приобщить к обращению, поступившему до этого;
- вернуть жалобу заявителю.
На протяжении 15 дней рассматриваются простые претензии и 30 дней – требующие дополнительной проверки, изучения. По результатам рассмотрения вопроса принимается одно из решений:
- удовлетворено – были приняты соответствующие меры к восстановлению законных прав;
- повторная жалоба удовлетворена – вопрос, который обжаловался до этого, был решен;
- отклонено – требования заявителя были признаны необоснованными;
- разъяснено – разрешены правовые нарушения;
- принято другое решение – оставлено без ответа, возвращено, приобщено к другим материалам, переписка прекращена;
- направлено – на протяжении 7 дней письмо было отправлено в другой надзорный орган или ведомство.
К составлению текста нужно подойти со всей ответственностью. От этого зависит, будет ли осуществлено дознание или должностное лицо не примет его на рассмотрение.
Прокурорская проверка может быть проведена по собственной инициативе надзорного органа или на основании заявления юридического, физического лица. Сроки рассмотрения полученных жалоб – до 30 дней. По окончанию процедуры предоставляется исчерпывающий ответ, не противоречащий нормами действующего закона и правилами деловой переписки.
Видео: Пример составления заявления (жалобы) в прокуратуру
Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) определяет, что предметом внеплановой проверки являются, в частности, соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Основания для проведения внеплановой проверки перечислены в Закона N 294-ФЗ, одним из которых названо поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах, перечисленных в п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ.
Однако, если обращения и заявления не позволяют установить лицо, которое обратилось в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, и не содержат сведений о фактах, указанных в Закона N 294-ФЗ, то такие обращения и заявления не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки ( Закона N 294-ФЗ).
Отметим, что требования к письменному обращению установлены ст. 7 Федерального закона Российской Федерации от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ), в соответствии с которой гражданин в своем письменном обращении, обращении в электронной форме в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес (адрес электронной почты), по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату (ч.ч. 1 и 3 ст. 7 Закона N 59-ФЗ).
Так, например, арбитражный суд признал незаконными действия контролирующего органа по проведению внеплановых проверок хозяйствующих субъектов по той причине, что электронные сообщения, послужившие основанием для проведения внеплановых проверок, не содержали полных и достоверных сведений об отправителях данных сообщений, которые необходимы для их идентификации (смотрите решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.09.2014 по делу N А40-161484/2012). Схожий вывод содержится в решении Долинского городского суда Сахалинской области от 13.01.2016 по делу N 12-3/2016.
Из приведенных норм следует, что анонимное обращение гражданина в компетентные органы о фактах, перечисленных в Закона N 294-ФЗ, не является основанием для проведения внеплановых проверок и рассмотрению государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, которым оно адресовано, не подлежит.
Исключение из этого правила установлено для анонимных обращений, в которых содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем. В подобном случае такое обращение направляется в государственный орган в соответствии с его компетенцией (ч. 1 ст. 11 Закона N 59-ФЗ). Это согласуется с диспозицией ч. 3 ст. 1 Закона N 294, перечисляющей направления и мероприятия, в отношении которых положения данного закона не применяются. В их числе, в частности, поименованы оперативно-разыскные мероприятия, производство дознания, проведение предварительного следствия ( Закона N 294-ФЗ); осуществление прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведение административного расследования ( Закона N 294-ФЗ); производство по делам о нарушении антимонопольного законодательства РФ ( Закона N 294-ФЗ) и др. Поэтому если обращение содержит сведения о фактах нарушения хозяйствующим субъектом или его работниками действующего законодательства, то такие обращения при определенных условиях могут являться основанием для проведения проверки даже в том случае, если они не позволяют идентифицировать лицо, сообщившее данную информацию (смотрите, к примеру, постановление Димитровградского городского суда Ульяновской области от 05.06.2015 по делу N 5-208/2015, решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.09.2015 по делу N А43-18294/2015, решение Урмарского районного суда Чувашской Республики - Чувашии от 12.12.2013 по делу N 2-534/2013).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Заявитель заключил с организацией договор долевого участия в строительстве многоквартирного дома. Заявителю стало известно что площадь квартиры меньше чем указанно в договоре. Организация свои обязательства по возврату разницы уплаченных денежных средств не выполнила. Заявитель просит провести проверку организации. Привлечь руководство организации к ответственности.
В _____________ городскую прокуратуру
Адрес: ______________________
________________________
Адрес: ______________________
________________________
Тел.: _______________
Я - ___________________, заявитель по данной жалобе - заключил с ООО «_________», находящемся по адресу: ______________________, договор долевого участия в строительстве многоквартирного дома № _____________ от ___________ года (далее - договор долевого участия в строительстве).
Согласно пунктам 1.4.1 и 1.4.2 договора долевого участия в строительстве объектом долевого строительства являлась квартира, находящаяся по адресу: _________________________________.
В соответствии с передаточным актом № ____ от __________ года строительство указанного выше многоквартирного дома было завершено, разрешение на ввод в эксплуатацию выдано Администрацией __________ муниципального района Московской области __________ года за № ____________.
___________ года я получил свидетельство о государственной регистрации права собственности серии «_____» № _______ на данную квартиру.
Однако, в соответствии с полученными Застройщиком (ООО «________») результатами проведенных органами БТИ натуральных обмеров, уточненная площадь квартиры № ___ дома № __2, находящегося на улице _____________ города _________ Московской области, составляет ____ кв.м., что на ___ кв. м. меньше указанной в п. 1.4.3 договора долевого участия в строительстве общей площади жилого помещения (_______________). На основании данного отклонения в площади жилого помещения было заключено дополнительное соглашение № 1 (221) к договору № ___________ от __________ года долевого участия в строительстве многоквартирного дома от _____________ года (далее - дополнительное соглашение).
В силу п. 2 дополнительного соглашения ООО «_________» обязуется уплатить мне - ________________,- разницу в цене договора долевого участия в строительстве в размере ________ рубля __ копейки, срок исполнения обязательства по уплате разницы в цене договора определялся не позднее __________ года. Однако ООО «_______» данную обязанность по возврату указанных денежных средств по настоящий момент так и не исполнило.
Согласно ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре РФ" предметом прокурорского надзора является: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых перечисленными выше органами и должностными лицами.
На основании ст. 27 Федерального закона "О прокуратуре РФ" в круг полномочий прокурора входят следующие функции: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.
Согласно ст. 2 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
На основании ст. 4 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" под жалобой понимается просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
На основании изложенных выше обстоятельств и статей 21, 27 Федерального закона "О прокуратуре РФ", статей 2, 4 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации",
1. Рассмотреть данную жалобу по существу.
2. Провести проверку на факт нарушений, изложенных в данной жалобе в ООО «_____», находящемся по адресу: _______________________.
3. Привлечь руководство ООО «______» к ответственности, предусмотренной законодательством РФ.
4. Информировать меня о результатах проверки и принятом решении в письменном виде по адресу: ______________________________.
Приложение:
1. Копия договора долевого участия в строительстве многоквартирного дома № ___________ от __________ года.
2. Копия дополнительного соглашения № __ (____) к договору № ___________ от ______________ года долевого участия в строительстве многоквартирного дома от ____________ года.
3. Копия передаточного акта № ____ от ____________ года.
« » _________________ г. _____________ /______________/