Чем определяется правовой режим земельного участка. Установление ограничений прав на землю
Правовой режим земель – это установленный нормами земельного права порядок должного поведения к земле в её триединстве со стороны органов, осуществляющих управление земельными ресурсами, а также граждан и юридических лиц, направленный на выполнение задач земельного законодательства.
Признаки правового режима земель:
Это, в частности, не тот случай, если план здания или плана землепользования является незаконным. За незаконность планов землепользования, которые направлены на предотвращение исключения для использования ветроэнергетических установок, следует ответить утвердительно, если концепция планирования муниципалитета не соответствует требованиям федеральных органов планирования для согласованного общего планирования.
Незаконность концепции планирования также может быть результатом сокращения всей доступной площади планирования путем применения единых защитных расстояний. Такое различие между необходимостью защиты отдельных жилых районов заключается в том, В соответствии с этим степень защиты прав на защиту определяется необходимостью защиты и защиты соответствующей области. В этом отношении ценность защиты зависит от строительного права от ситуации, в которой существует тревожное и нарушенное использование, и зависит от каких-либо фактических или планирующих предварительных нагрузок.
1) правовой режим земель – это определённый порядок
2) порядок выражается в должном поведении к земле в её триединстве
(соблюдение требований и норм)
3) должное поведение к земле должно иметь местно не только со стороны землепользователей (граждан и юридических лиц), но также и со стороны органов, осуществляющих управление земельными ресурсами
В результате муниципалитет не может уменьшить площадь, доступную для всей области планирования, применяя плоские к центру площади для поселений. Соответственно, жилищное строительство в общих жилых районах может потребовать более высокой защиты от шума, чем в сельских и смешанных районах. В частности, муниципалитет не имеет права изменять пределы дистанции по своему усмотрению и без правовой основы.
Очень важно защищать интересы соседства, в частности право землевладельца, использовать имущество и культивировать его в будущем. В этом отношении решающее значение имеет общая конструкция отдельных свойств. Конструктивные намерения будут значительно ограничены или сделаны невозможными.
4) данный порядок закрепляется нормами земельного, гражданского и иных отраслей права
5) правовой режим земель направлен на выполнение задач земельного законодательства.
Правовой режим земель зависит от следующих факторов:
1) форма собственности
В советское время была закреплена только одна форма собственности – государственная. В настоящее время закреплено множество форм собственности (в том числе и на землю).
Что касается планирования ветропарков, в настоящее время разрабатывается градиент между севером и югом в Федеративной Республике Германии в отношении размеров расстояний между двумя различными моделями. Речь идет о том, какая точка установки энергии ветра измеряет расстояния. Измеряется дистанционная поверхность, перпендикулярная стенке. Эта общая «схема строительства» теперь должна быть передана ветроэлектростанциям, которые имеют специальные функции в качестве технического здания. Это, с одной стороны, проверяется с помощью шаровой модели.
2) экономическая роль земель
Земля выступает как:
1) всеобщий предмет труда
2) главное средство производства (в сельском и лесном хозяйстве)
3) пространственный операционный базис (в иных сферах экономики страны).
3) экологический фактор
Земля – это 1) главная часть природного комплекса
2) основной природный ресурс
Соответственно, самая высокая точка установки должна быть видна в вертикально направленном лопатке ротора по отношению к установкам энергии ветра. В настоящее время обсуждается, какая из этих двух моделей должна применяться. В этом отношении административные суды соответствующих стран не единодушно судят.
Таким образом, возникает проблема, что расходящиеся отправные точки используются для определения размеров расстояний в пределах Германии. С другой стороны, он может лишь в определенной степени полагаться на то, что обстоятельства, имеющие отношение к стабильности его существующей установки, не изменяются за его счет, в результате чего требуется «переоснащение» его установки, чтобы продолжить свою стабильность даже после таких изменений гарантия. Это относится, в частности, к созвездиям, в которых несколько операторов ветроэнергетических установок расположены в определенной области, которая обозначается как зона концентрации для установок ветровой энергии.
3)основа жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ.
4) характер экономических, политических и социальных отношений в обществе, а также стоящие перед обществом задачи.
Правовой режим земель должен быть таким, чтобы наилучшим образом служить выполнению задач земельного законодательства.
В условиях рыночной экономики по существу идёт процесс формирования нового земельного строя России => формируется также и новый правовой режим земель.
Даже в случае превышения контрольных значений погрешности из-за предварительной нагрузки по соображениям защиты от шума не может быть отказано, если вклад, внесенный в результате установки, должен рассматриваться как не имеющий отношения к цели закона. Это обычно имеет место, если дополнительная нагрузка, исходящая от оцениваемой установки, падает ниже контрольных значений ввода в соответствии с № 6 в соответствующих местах ввода не менее чем на 6 дБ. В случае «добавления ветровых электростанций» к существующему парку запаса, который уже превышает допустимые значения в качестве предварительной нагрузки, считается, что в таком случае существуют особые обстоятельства, которые должны и должны вызывать отход от обычного события.
Новые черты:
1) включение земли в рыночный оборот, признание её объектом купли-продажи
2) дальнейшее продвижение земельно-аграрной реформы как составной части экономической реформы
3) земельные отношения стали имущественными, а земля признана имуществом (пусть и особого рода)
4) в современном земельном законодательстве более чётко ограничен круг вопросов, по которым государство может вмешиваться в регулирование земельных отношений и хозяйственную деятельность субъектов землепользования.
Причиной этого является аргумент о том, что к существующим запасам ветряных электростанций можно постепенно добавить больше ветряных турбин, чтобы можно было применять «своего рода саламатику». Для каждой отдельной ветровой турбины, что произойдет, оператор или заявитель могут полагаться на критерий несоответствия. В результате нельзя было предотвратить непрерывное увеличение шумовой нагрузки. Это предположение основано на предположении, что общий уровень оценки примерно на 1 дБ выше, чем ориентировочное значение.
Соответствующая литературная литература требует более строгих критериев для приема новых новых ветряных электростанций - после первого применения критерия несоответствия - для того, чтобы иметь возможность предположить неуместность. Поэтому в литературе предполагается, что неуместность всегда присутствует, когда величина ошибки вычитается дополнительной нагрузкой более 10 дБ.
На правовой режим земель и его динамику влияют следующие тенденции земельных правоотношений:
1) возрастание роли земли под влиянием развития производительных сил
Всё больше требуется земель для строительства различных объектов и иных (несельскохозяйственных) нужд => в настоящее время стоит задача – обеспечить экономное, разумное использование земельных ресурсов для этих целей.
В смеси значения погрешности, применимые к затронутым областям, могут быть увеличены до соответствующего промежуточного значения значений, применимых к смежным областям. Значения управления должны иметь прямое вложение в систему. Эта функция может удовлетворять только значениям эмиссии, но не значениям выбросов, поскольку только значения выбросов позволяют сделать надежные выводы о неисправностях в работе установки.
Из-за движений ротора ветровые турбины вызывают периодические тени, которые можно рассматривать как поступление в смысле Федерального закона о контроле за действиями. Ветровые турбины должны устанавливаться и эксплуатироваться таким образом, чтобы предотвратить вредные экологические последствия и другие опасности, значительные недостатки и значительные неприятности для широкой общественности и окрестностей. На определенном расстоянии тени больше не ощущаются как неудобство вообще среднему зрителю, что является решающим для наблюдения, и впечатление о еще значительной тени заметно уменьшается до тех пор, пока это расстояние не достигнет.
2) возрастание необходимости усиленной охраны почв
Почва – мотор биосферы.
Задача – сберечь почву в хорошем состоянии для будущих поколений.
3) сочетание землепользования с жизнеустойчивостью (жизнеспособностью) фауны (животного мира) и флоры (растительного мира).
Необходимо создавать специальные ландшафты.
Поэтому можно отклоняться от этой кулачной формы вверх, потому что интенсивность тени уменьшается с увеличением расстояния. Важный технический показатель в качестве предмета условий и заказов является установкой автоматического отключения, которая ставит ветряную турбин из эксплуатации, когда приемлема ежедневно или годовое затенение квоты исчерпана.
Что касается планирования и утверждения проектов в области ветроэнергетики, но и создания планов землепользования или региональных планов, целью которых является определение областей использования энергии ветра, важно соблюдать некоторые важные положения в области авиации.
Ландшафты – это земельные участки, в основу которых могут быть положены аграрный, лесной, рекреационный, экологический и иные ландшафты.
Человек, взаимодействуя с природой в рамках ландшафтов, сохраняет природу, окружающую среду.
4) создание рекреационных зон, выделение особо охраняемых территорий
Задача – обеспечить восстановление экологического равновесия в природе.
Хотя это не означает абсолютного запрета на строительство планируемых ветроэнергетических установок, их утверждение зависит от предоставления авиационного разрешения. То же самое относится к обозначениям установок, которые планируются за пределами защитных зон здания, но превышают определенные высоты. Поскольку, с одной стороны, одновременно с высотой в 100 м над землей требуется утверждение авиационной власти.
По существу, существует много споров о том, в какой степени проводится оценка, кто должен объяснить, что следует принимать в случае воздушного движения. С другой стороны, именно посредством ранних и целенаправленных шагов по устранению потенциальных конфликтных ситуаций авиационные власти не смогли утвердить свои решения. Например, можно внести изменения в авиационную промышленность в классических зонах конфликтов или продемонстрировать, что опасные опасности на самом деле не существуют.
Единство и дифференциация правового режима земель
Единство правового режима земель обусловлено:
1) единством свойств земли
2) единством принципов земельного законодательства
3) единством задач земельного законодательства
4) единством земельного фонда РФ
5) триединой ролью земли.
Правовой режим земель дифференцирован – это обусловлено делением земельного фонда России на категории, составные части. Каждая категория земель имеет свой режим, в котором прослеживаются как общие положения, так и специфика конкретной категории земли.
Поэтому важно разработать подробный обзор материальной и правовой ситуации. планировать дальнейшие шаги с этой базы. В большинстве случаев вопрос, после тщательного изучения, разрешен или, по крайней мере, не такой безнадежный, как первоначально предполагалось.
В соответствии с этим положением структуры могут не создаваться, если их могут нарушить объекты управления воздушным движением. Классическими системами управления воздушным движением являются радиолокационные системы и радионавигационные системы. Соответствующие стороны часто информируются о том, что Федеральная инспекция по контролю за воздушным движением решила, что соответствующую структуру не следует возводить, поскольку это может помешать установке управления воздушным движением.
Особенная часть
Правовой режим
земель сельскохозяйственного назначения
1. Понятие и состав (структура) земель с/х назначения. Роль и значение земель с/х назначения в решении проблемы продовольственной независимости России.
2. Субъектный состав и формы пользования землями с/х назначения
3. Права и обязанности субъектов на землях с/х назначения
Часто обнаруживается, что предполагаемые возмущающие потенциалы или методы обнаружения неисправны. Точно так же очень важные аспекты конкретного конкретного случая вообще не рассматриваются. Если оценка верна, не исключено, что проекты, которые кажутся безнадежными, по-видимому, имеют определенный потенциал для реализации. В частности, в случае предположительно нарушенных нарушений в системах управления воздушным движением, таких как радиолокационные системы или радионавигационные системы, оценки участвующих органов должны быть обоснованы.
4. Управление в области использования и охраны земель с/х назначения
Литература:
Конституция РФ
Закон Свердловской области от 29 декабря 1995 г. № 40-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Свердловской области" (ст.112)
Краснов Н.И. «О понятии рационального использования и охраны земли» // Государство и право, 1999, №10
Монтаж и эксплуатация ветряной электростанции также могут препятствовать функционированию метеорологического радиолокатора. Подготовка «предупреждающих продуктов» Немецкой метеорологической службы, как правило, не предотвращается, не задерживается или заметно сложнее. Кроме того, принятие дополнительных положений должно быть рассмотрено до отказа в утверждении.
Конкретный индивидуальный случай всегда имеет решающее значение в этом вопросе. В области запрета на убийство суд теперь разъяснил, что совершение преступления создает значительно повышенный риск столкновения. В то же время меры по предотвращению и защите должны также учитываться на уровне правонарушения.
Жариков Ю.Г. М., 1969
ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
Деление земель на категории. Все земли для организации их рационального использования и охраны подразделяются на соответствующие категории. Это самый важный способ определения правового режима земель. Вследствие различия природных, климатических и иных условий земли имеют разные качество, природные характеристики и показатели, экономическое и социальное значение в жизни общества. Применительно к некоторым землям на первый план выходит их значение для охраны окружающей среды. Закрепляя принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, земельное законодательство связывает его с учетом трех основных факторов: природных, социальных и экономических.Категория земель — это совокупность более или менее однородных по своему целевому или функциональному назначению земельных участков, выделенных в качестве особой группы в зависимости от их природного, социального, экономического или экологического значения.
Статья 7 ЗК РФ выделяет семь категорий земель. Это земли: 1) сельскохозяйственного назначения; 2) населенных пунктов; 3) промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения; 4) особо охраняемых территорий и объектов; 5) лесного фонда; 6) водного фонда; 7) запаса.
В основе выделения почти всех категорий земель — их целевое назначение (подп. 8 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ). Определение целей, для которых могут применяться земли, является объективно необходимым, оно позволяет правильно организовать процесс их использования и охраны.
Что касается земель населенных пунктов, то они выделяются в качестве самостоятельной категории земель в зависимости от их функционального, а не целевого назначения, поскольку в их составе есть земли, используемые в самых разных целях. Земли запаса — категория, целевое назначение которой не определено.
Земли могут использоваться в качестве средства производства или как пространственный территориальный базис. Поэтому они делятся на две основные группы. Все категории земель, кроме земель запаса (так как их целевое назначение не определено до конкретного момента), могут быть отнесены к соответствующей группе. Как средство производства используются преимущественно земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда. Иные категории земель применяются главным образом в качестве пространственного территориального базиса. Земли особо охраняемых территорий и объектов могут выполнять функции и средства производства, и пространственного территориального базиса.
Не существует какой-либо иерархической подчиненности одних категорий земель другим. Закреплен принцип приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территории, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий (подп.бп. 1ст. 1 ЗКРФ).
Принцип деления земель на категории в зависимости от различий в их целевом назначении в течение многих десятилетий вполне успешно используется в земельном законодательстве. В качестве критерия их разграничения первоначально применялся термин «основное хозяйственное назначение», в последующие годы — «основное целевое назначение». Закрепленная в земельном законодательстве классификация земель единого государственного земельного фонда была важнейшей предпосылкой для дифференцированного подхода к установлению правового режима отдельных категорий земель, который определялся с учетом специфической роли каждой из них в народном хозяйстве. Главным критерием для выделения отдельных категорий земель являлось основное целевое назначение земель (ст. 4 ЗК РФ 1991 г.). В современном ЗК РФ законодатель отказался от более точного термина «основное целевое назначение» в пользу термина «целевое назначение».
Различия в правовом режиме категорий земель выражаются в том, что устанавливается дифференцированный порядок их использования и охраны. Так, определяются особенности содержания права собственности в отношении той или иной категории земель, земельных участков в их составе; возможность использования земель на основании иных прав (права пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды и др.).
В лесном законодательстве отражена специфика системы прав на земли лесного фонда. Эти земли можно использовать на основании права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, права ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), права аренды и права безвозмездного срочного пользования. В водном законодательстве установлены права, на основании которых могут использоваться земли водного фонда, покрытые поверхностными водами. К ним относятся договор водопользования и решение о предоставлении водного объекта в пользование.
Возможность оборота земельных участков прямо зависит от того, к какой категории земель относится участок. Поэтому, к примеру, оборот земельных участков, которые используются в сельском хозяйстве, регулируется специальным федеральным законом. Некоторые земли изъяты или ограничены в обороте: земли особо охраняемых территорий, лесного фонда и др.
Существуют особенности управления в сфере использования и охраны земель в зависимости от категории земель, которые отражаются в содержании отдельных функций управления: в изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в переводе земель из одной категории в другую, в предоставлении земельных участков и т. д. В отношении некоторых категорий земель осуществляются особые функции, например государственный лесной реестр, государственный водный реестр, лесоустройство.
Принудительное прекращение прав на землю — это санкция за нарушение земельного законодательства. Возможность ее применения зависит от категории и вида земель. Например, право частной собственности на земельный участок не может быть принудительно прекращено даже в случаях нарушений собственником земельного законодательства. При этом если земельный участок находится в составе земель сельскохозяйственного или историко-культурного назначения, то он может быть принудительно изъят. Когда участок находится в составе земель водного фонда, прекращение права на землю обусловлено принудительным прекращением права водопользования.
Установление ограничений прав на землю.
Ограничение прав, связанных с использованием земельного участка, также представляет собой способ определения правового режима земель. Согласно п. 1 ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным этим Кодексом или федеральными законами. Публичные интересы определяют необходимость установления различного рода ограничений хозяйственной деятельности с использованием земель. Согласно п. 2 ст. 56 ЗК РФ могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю:особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;
особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;
условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в надлежащем порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;
иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных ЗК РФ, федеральными законами.
Виды и характер ограничений основаны на предписаниях соответствующих нормативных правовых актов. Ограничениями следует считать запреты на определенные виды деятельности и требования о воздержании от определенных действий, связанных с использованием земли, которые предусмотрены законодательством, в зависимости от местоположения земельных участков, и которые не применяются в отношении других земельных участков, имеющих аналогичное целевое назначение, т. е. находящихся в составе этой же категории земель.
Предположим, что существуют два земельных участка, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения. Один из них включен в состав водоохранной зоны, а другой нет, поскольку он находится вдали от водного объекта. В этом случае в отношении использования участка, включенного в состав водоохранной зоны полосы, устанавливаются определенные ограничения. Факт нахождения земельного участка в составе водоохранной зоны является основанием установления в отношении него ограничений по его применению. Что касается другого участка, то в отношении него законодательство таких ограничений не предусматривает. Соответственно, права владельца первого участка земли ограничены по сравнению с правами владельца другого участка.
Установление ограничений прав лиц на земельные участки — форма закрепления в законодательстве пределов осуществления субъективных прав лиц на земельные участки. Цели ограничения прав лиц на землю заключаются преимущественно в обеспечении интересов рационального и эффективного использования земель, охраны окружающей природной среды, охраны здоровья населения, охраны памятников истории и культуры, обороны и безопасности страны; обеспечении доступа на чужие земельные участки для обслуживания соответствующих объектов и т. д.
Если установлены ограничения земельных прав, то они могут касаться только прав по использованию принадлежащего собственнику земельного участка или лицу, использующему земельный участок на ином праве. Ограничения прав не касаются права владения, т. е. права собственника, пользователя, владельца или арендатора фактически осуществлять контроль в отношении своего земельного участка.
Установление ограничений не затрагивает права распоряжения, которое заключается в том, что собственник (а в некоторых случаях и иные владельцы земельных участков) имеет возможность определять юридическую судьбу земельного участка, т. е. продать его, сдать в аренду и т. п. Действующее законодательство не предусматривает никаких ограничений распоряжения земельным участком в связи с установлением ограничений прав на него.
Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном ЗК РФ для охранных зон (п. 3 ст. 56 ЗК РФ). Только на основании такого индивидуального ненормативного правового акта или судебного решения могут вводиться ограничения. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок. Они сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.
Особо следует подчеркнуть, что ограничения прав на землю подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами. Если это требование закона не выполнено, нет и ограничения. Ограничение прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке. В случаях установления ограничений собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам должны быть возмещены причиненные убытки (п. 2 ст. 57 ЗК РФ).
Правовым инструментом определения правового режима земель являются случаи установления публичных сервитутов (ст. 23 ЗК РФ), т. е. обременении земельного участка.
Необходимо различать такие понятия, как «обременение» и «ограничение». Обычно объектом обременения является имущество, например земельный участок, в то время как объектом ограничения — право на имущество. К числу обременении относятся сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, концессионное соглашение, арест имущества и др. Согласно п. 1 ст. 37 ЗК РФ продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.
Особый правовой режим территорий.
В отношении некоторых земель, включенных в состав определенных территорий, может быть установлен особый правовой режим. Особенности правового режима земель могут выражаться в том, что он устанавливается в публичных интересах на определенной территории. Эта территория может охватывать одну или несколько разных категорий земель, включать целый район, город и т. п. На всей этой территории устанавливается правовой режим, иногда более жесткий, чем был ранее, ограничивается хозяйственная деятельность, вводятся иные функции управления и т. д. Бывают случаи, когда такой правовой режим сочетает черты правового режима разных категорий земель, которые существовали ранее, и вновь установленного правового режима. В некоторых случаях приоритет имеют нормы нового, более жесткого правового режима. Каково соотношение таких смешанных правовых режимов, какой конкретно правовой режим имеет приоритет, в законодательстве часто четко не определено.Примером могут служить земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Правовой режим этих земель неодинаков. Он «накладывается» на правовой режим земель, которые были до объявления местности лечебно-оздоровительной или курортом, например земель населенных пунктов, земель лесного и водного фондов.
Согласно п. 1 и 2 ст. 96 ЗК РФ в состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны. Одновременно на эти земли может распространяться правовой режим населенных пунктов. Например, согласно п. 5 ст. 36 ГсК РФ градостроительные регламенты устанавливаются для земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Специальный правовой режим имеют территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов — особо охраняемые территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»).
На территориях традиционного природопользования могут выделяться поселения, участки земли и водного пространства, применяемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, объекты историко-культурного наследия и др. (ст. 10 указанного Закона). Часто режим таких территорий устанавливается на землях лесного фонда.
Статья 8 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» предусматривает, что малочисленные народы имеют право безвозмездно пользоваться землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами. Таким образом, создается «смешанный» правовой режим таких территорий.
Другой пример — Байкальская природная территория. Статья 2 Федерального закона «Об охране озера Байкал» предусматривает требование об экологическом зонировании Байкальской природной территории. На этой территории выделяются центральная экологическая зона, буферная экологическая зона, экологическая зона атмосферного влияния. Экологическое зонирование Байкальской природной территории осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 2 указанного Закона). Экологическое зонирование ведется на различных категориях земель в административном порядке, и его задача состоит в том, чтобы устанавливать определенные ограничения хозяйственной деятельности, в том числе при использовании земель, для охраны озера Байкал.
На землях разных категорий могут быть созданы особые экономические зоны. Согласно ст. 2 Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» особая экономическая зона — это часть территории РФ, которая определяется Правительством РФ и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции.
В этих зонах допускается использование земельных участков только на определенных титулах и закрепляются особенности содержания прав на землю. Согласно ст. 32 данного Закона органы управления особой экономической зоны управляют и распоряжаются земельными участками в ее границах на основании соглашения о создании особой экономической зоны. Земельные участки в границах особой экономической зоны могут предоставляться во временное владение и пользование исключительно на основании договора аренды. Арендаторы земельных участков в границах особой экономической зоны — собственники созданных ими объектов недвижимости имеют право выкупа расположенных под этими объектами земельных участков.
Некоторые особенности имеет правовой режим земель, включенных в состав игорных зон. Как установлено в п. 7 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», игорная зона — это часть территории РФ, которая предназначена для организации и проведения азартных игр, ее границы установлены в соответствии с данным Законом. Игорные зоны предусмотрены на территориях Республики Крым, Алтайского, Краснодарского, Приморского краев и Калининградской области.
На момент создания игорной зоны земельные участки, ее образующие, не должны находиться во владении и (или) в пользовании граждан, юридических лиц, за исключением земельных участков, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной инфраструктуры и на которых размешены такие объекты, а также земельных участков, предоставленных для размещения олимпийских объектов федерального значения (ст. 11 названного Закона). Земельные участки игорных зон и (или) расположенные на них объекты (за исключением объектов инженерной и транспортной инфраструктур, а также земельных участков, на которых размещены такие объекты) передаются в собственность или аренду организаторам азартных игр либо иным лицам (ст. 12 названного Закона).
Особый правовой режим имеют земли, которые включены в состав территории инновационного центра «Сколково». В п. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» приводится определение территории центра как земельных участков, которые находятся в границах территории, предназначенной для реализации проекта и определенной в установленном Президентом РФ порядке, и принадлежат на праве собственности управляющей компании.
Земельные участки, находящиеся в границах территории центра, принадлежат управляющей компании на праве собственности. Не допускается распоряжение земельными участками, находящимися в границах территории центра, в том числе путем их отчуждения и обременения, за исключением случаев передачи их управляющей компанией в аренду лицам, участвующим в реализации проекта. При этом земельные участки не могут быть переданы в субаренду. Порядок и условия предоставления земельных участков в аренду лицам, участвующим в реализации проекта, порядок использования указанных земельных участков устанавливаются правилами проекта.
В ст. 15 данного Закона предусмотрены особенности регулирования градостроительной деятельности на территории инновационного центра. Статья 20 Закона устанавливает ограничения полномочий органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления на территории названного центра. Так, на территории центра не осуществляются полномочия указанных органов по резервированию земель, изъятию земельных участков, осуществлению муниципального земельного контроля и др.
Некоторые особенности имеет правовой режим земель закрытых административно-территориальных образований. Согласно ст. 1 Закона РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» таким образованием признается имеющее органы местного самоуправления административно-территориальное образование, созданное в целях обеспечения безопасного функционирования находящихся на его территории организаций, осуществляющих разработку, изготовление, хранение и утилизацию оружия массового поражения, переработку радиоактивных и других представляющих повышенную опасность техногенного характера материалов, военных и иных объектов, для которых в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания.
Вся территория закрытого административно-территориального образования является территорией муниципального образования со статусом городского округа. Территория и границы закрытого административно-территориального образования определяются исходя из особого режима безопасного функционирования организаций и объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов. При установлении или изменении границ закрытого административно-территориального образования и при его реорганизации требования законодательства РФ об учете мнения населения не применяются.
В случае установления вредного воздействия организаций и объектов, расположенных в закрытом административно-территориальном образовании, на территории, которые прилегают к границам закрытого административно-территориального образования, этим территориям в соответствии с положением, утверждаемым Правительством РФ, присваивается статус зоны воздействия.
Согласно ст. 6 Федерального закона «О закрытом административно-территориальном образовании» земельные участки, занимаемые организациями и объектами, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, находятся в федеральной собственности и передаются в постоянное (бессрочное) пользование этим организациям и объектам. В закрытом административно-территориальном образовании особый режим использования земель устанавливается по решению Правительства РФ.
Особый правовой режим устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».