Чем определяется правовой режим земель. Земельное право. Правовой режим земель
Совокупность земель, находящихся в границах территории России образуют ее земельный фонд. Исходя из значения принципов земельных отношений, правовой режим характеризует их правовое регулирование с учетом целевого назначения и вида разрешенного использования.
Целевая категория земель несет в себе основное назначение земли, согласно которому собственник или землепользователь использует землю в соответствии и ее целевым назначением. Не допускается нарушать целевое использование земли, например, строить здания на земле, предназначенной для выращивания сельхоз продукции.
Правовой режим земель имеет привязку к территориальному зонированию. Под которым понимают закрепление границ или зон за участком земли, в рамках которых земли могут использоваться и за которыми закрепляется определенный субъект земельных правоотношений.
В этой статье:
Категории земель по целевому назначению
Земли на территории России подразделяются на категории, исходя из характера их целевого назначения:
- Сельскохозяйственные угодья
- Земли, на которых проживает население, в пределах границ населенных пунктов
- Расположение промышленных объектов, энергоресурсов, транспорта, связи и иных систем инфраструктуры
- Территории, на которых располагаются заповедники и заказники, образующие особо охраняемые земли
- Лесной фонд России
- Водный фонд России
- Фонд перераспределения земель запаса
Так, например, на землях заповедного фонда, заказников и иных территорий, предусматривается природоохранное назначение. Данная категория земель создана с целью сохранения флоры и фауны, находящейся в условиях исчезновения.
Установление категорийности земель это прерогатива государства. Поэтому приобретая землю с учетом ее целевого назначения, хозяйствующий субъект должен следовать установленному режиму использования. Иначе, могут применяться санкции, в виде изъятия земель за нарушение целевого использования.
Изменение целевого назначения земли
Законодательством предусматривается возможность менять целевое назначение земли. Для реализации этой возможности необходимо запустить процесс перевод земли из одной категории в другую.
Заинтересованным лицом направляет ходатайство о возбуждении процедуры изменения целевого назначения в исполнительный орган власти или муниципалитет. В обращении необходимо указать индивидуализирующие признаки земли, например, кадастровый номер участка, категория земли, права на землю.
Чтобы уполномоченные органы осуществили перевод и изменение целевого использования земли, должно быть приложено обоснование, согласно которому будет рассматриваться целесообразность изменения категории земли.
Впоследствии уполномоченные органы, признав обоснованность перевода земли в другую категорию, выносят акт о переводе земель или об отказе. Срок рассмотрения ходатайства составляет три месяца, если рассматривается федеральными органами власти, два месяца для рассмотрения региональными и муниципальными властями.
Разрешенное использование земель
Разрешенное использование земель устанавливается с целью определения характера, вида и способа использования земли хозяйствующим субъектом.
На земельный участок могут устанавливаться следующие виды разрешенного использования:
- Для ведения гражданином подсобного хозяйства
- Для огородничества или садоводства
- Для индивидуального жилищного строительства или гаражного строительства
Установив вид разрешенного использования, субъект также не может его нарушать, как и целевое использование, в противном случае, могут последовать санкции со стороны государства.
Правовой режим земель – это установленный нормами земельного права порядок должного поведения к земле в её триединстве со стороны органов, осуществляющих управление земельными ресурсами, а также граждан и юридических лиц, направленный на выполнение задач земельного законодательства.
Признаки правового режима земель:
1) правовой режим земель – это определённый порядок
2) порядок выражается в должном поведении к земле в её триединстве
(соблюдение требований и норм)
3) должное поведение к земле должно иметь местно не только со стороны землепользователей (граждан и юридических лиц), но также и со стороны органов, осуществляющих управление земельными ресурсами
4) данный порядок закрепляется нормами земельного, гражданского и иных отраслей права
5) правовой режим земель направлен на выполнение задач земельного законодательства.
Правовой режим земель зависит от следующих факторов:
1) форма собственности
В советское время была закреплена только одна форма собственности – государственная. В настоящее время закреплено множество форм собственности (в том числе и на землю).
2) экономическая роль земель
Земля выступает как:
1) всеобщий предмет труда
2) главное средство производства (в сельском и лесном хозяйстве)
3) пространственный операционный базис (в иных сферах экономики страны).
3) экологический фактор
Земля – это 1) главная часть природного комплекса
2) основной природный ресурс
3)основа жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ.
4) характер экономических, политических и социальных отношений в обществе, а также стоящие перед обществом задачи.
Правовой режим земель должен быть таким, чтобы наилучшим образом служить выполнению задач земельного законодательства.
В условиях рыночной экономики по существу идёт процесс формирования нового земельного строя России => формируется также и новый правовой режим земель.
Новые черты:
1) включение земли в рыночный оборот, признание её объектом купли-продажи
2) дальнейшее продвижение земельно-аграрной реформы как составной части экономической реформы
3) земельные отношения стали имущественными, а земля признана имуществом (пусть и особого рода)
4) в современном земельном законодательстве более чётко ограничен круг вопросов, по которым государство может вмешиваться в регулирование земельных отношений и хозяйственную деятельность субъектов землепользования.
На правовой режим земель и его динамику влияют следующие тенденции земельных правоотношений:
1) возрастание роли земли под влиянием развития производительных сил
Всё больше требуется земель для строительства различных объектов и иных (несельскохозяйственных) нужд => в настоящее время стоит задача – обеспечить экономное, разумное использование земельных ресурсов для этих целей.
2) возрастание необходимости усиленной охраны почв
Почва – мотор биосферы.
Задача – сберечь почву в хорошем состоянии для будущих поколений.
3) сочетание землепользования с жизнеустойчивостью (жизнеспособностью) фауны (животного мира) и флоры (растительного мира).
Необходимо создавать специальные ландшафты.
Ландшафты – это земельные участки, в основу которых могут быть положены аграрный, лесной, рекреационный, экологический и иные ландшафты.
Человек, взаимодействуя с природой в рамках ландшафтов, сохраняет природу, окружающую среду.
4) создание рекреационных зон, выделение особо охраняемых территорий
Задача – обеспечить восстановление экологического равновесия в природе.
Единство и дифференциация правового режима земель
Единство правового режима земель обусловлено:
1) единством свойств земли
2) единством принципов земельного законодательства
3) единством задач земельного законодательства
4) единством земельного фонда РФ
5) триединой ролью земли.
Правовой режим земель дифференцирован – это обусловлено делением земельного фонда России на категории, составные части. Каждая категория земель имеет свой режим, в котором прослеживаются как общие положения, так и специфика конкретной категории земли.
Особенная часть
Правовой режим
земель сельскохозяйственного назначения
1. Понятие и состав (структура) земель с/х назначения. Роль и значение земель с/х назначения в решении проблемы продовольственной независимости России.
2. Субъектный состав и формы пользования землями с/х назначения
3. Права и обязанности субъектов на землях с/х назначения
4. Управление в области использования и охраны земель с/х назначения
Литература:
Конституция РФ
Закон Свердловской области от 29 декабря 1995 г. № 40-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Свердловской области" (ст.112)
Краснов Н.И. «О понятии рационального использования и охраны земли» // Государство и право, 1999, №10
Жариков Ю.Г. М., 1969
ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
Правовой режим земель – это установленный нормами земельного права порядок должного поведения к земле в её триединстве со стороны органов, осуществляющих управление земельными ресурсами, а также граждан и юридических лиц, направленный на выполнение задач земельного законодательства.
Признаки правового режима земель:
1) правовой режим земель – это определённый порядок
2) порядок выражается в должном поведении к земле в её триединстве
(соблюдение требований и норм)
3) должное поведение к земле должно иметь местно не только со стороны землепользователей (граждан и юридических лиц), но также и со стороны органов, осуществляющих управление земельными ресурсами
4) данный порядок закрепляется нормами земельного, гражданского и иных отраслей права
5) правовой режим земель направлен на выполнение задач земельного законодательства.
Правовой режим земель зависит от следующих факторов:
1) форма собственности
В советское время была закреплена только одна форма собственности – государственная. В настоящее время закреплено множество форм собственности (в том числе и на землю).
2) экономическая роль земель
Земля выступает как:
1) всеобщий предмет труда
2) главное средство производства (в сельском и лесном хозяйстве)
3) пространственный операционный базис (в иных сферах экономики страны).
3) экологический фактор
Земля – это 1) главная часть природного комплекса
2) основной природный ресурс
3)основа жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ.
4) характер экономических, политических и социальных отношений в обществе, а также стоящие перед обществом задачи.
Правовой режим земель должен быть таким, чтобы наилучшим образом служить выполнению задач земельного законодательства.
В условиях рыночной экономики по существу идёт процесс формирования нового земельного строя России => формируется также и новый правовой режим земель.
Новые черты:
1) включение земли в рыночный оборот, признание её объектом купли-продажи
2) дальнейшее продвижение земельно-аграрной реформы как составной части экономической реформы
3) земельные отношения стали имущественными, а земля признана имуществом (пусть и особого рода)
4) в современном земельном законодательстве более чётко ограничен круг вопросов, по которым государство может вмешиваться в регулирование земельных отношений и хозяйственную деятельность субъектов землепользования.
На правовой режим земель и его динамику влияют следующие тенденции земельных правоотношений:
1) возрастание роли земли под влиянием развития производительных сил
Всё больше требуется земель для строительства различных объектов и иных (несельскохозяйственных) нужд => в настоящее время стоит задача – обеспечить экономное, разумное использование земельных ресурсов для этих целей.
2) возрастание необходимости усиленной охраны почв
Почва – мотор биосферы.
Задача – сберечь почву в хорошем состоянии для будущих поколений.
3) сочетание землепользования с жизнеустойчивостью (жизнеспособностью) фауны (животного мира) и флоры (растительного мира).
Необходимо создавать специальные ландшафты.
Ландшафты – это земельные участки, в основу которых могут быть положены аграрный, лесной, рекреационный, экологический и иные ландшафты.
Человек, взаимодействуя с природой в рамках ландшафтов, сохраняет природу, окружающую среду.
4) создание рекреационных зон, выделение особо охраняемых территорий
Задача – обеспечить восстановление экологического равновесия в природе.
Единство и дифференциация правового режима земель
Единство правового режима земель обусловлено:
1) единством свойств земли
2) единством принципов земельного законодательства
3) единством задач земельного законодательства
4) единством земельного фонда РФ
5) триединой ролью земли.
Правовой режим земель дифференцирован – это обусловлено делением земельного фонда России на категории, составные части. Каждая категория земель имеет свой режим, в котором прослеживаются как общие положения, так и специфика конкретной категории земли.
Особенная часть
Правовой режим
земель сельскохозяйственного назначения
1. Понятие и состав (структура) земель с/х назначения. Роль и значение земель с/х назначения в решении проблемы продовольственной независимости России.
2. Субъектный состав и формы пользования землями с/х назначения
3. Права и обязанности субъектов на землях с/х назначения
4. Управление в области использования и охраны земель с/х назначения
Литература:
Конституция РФ
Закон Свердловской области от 29 декабря 1995 г. № 40-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Свердловской области" (ст.112)
Краснов Н.И. «О понятии рационального использования и охраны земли» // Государство и право, 1999, №10
Жариков Ю.Г. М., 1969
ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
3.4. Правовой режим земель
Уяснение понятия «правовой режим земель» является необходимым для выявления сути земельного права как регулятора земельных отношений, поскольку именно через данное понятие отражается особый характер регулирования общественных отношений, возникающих по поводу земли.
В науке земельного права под правовым режимом земель понимается совокупность правовых норм, определяющих сущность и состав элементов этого понятия: права собственности на землю, прав на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков, управления в сфере охраны и использования земель, правовой охраны земель, а также мер юридической ответственности за земельные правонарушения.
В практическом смысле правовой режим земель можно определить как установленный в законодательстве порядок их охраны и использования.
Понятие «правового режима земель» применимо как ко всем землям Российской Федерации (общий правовой режим земель), для отдельных категорий и видов земель (особый правовой режим) и для конкретных, индивидуально определенных земельных участков.
Объектом общего правового режима являются все земли Российской Федерации и он означает определенный режим законности и правопорядка, т.е. земельный правопорядок2. Например, согласно первому принципу земельного законодательства, закрепленному в ст. 1 (п. 1) Земельного кодекса РФ, все земли, вне зависимости от целевого предназначения, формы собственности, вида разрешенного использования, ведомственной принадлежности рассматриваются как основа жизни и деятельности человека, природный объект, охраняемый в качестве важнейшей составной части природы, природный ресурс, и одновременно как недвижимое имущество, объект права собственности и иных прав на землю. Данный принцип нашел развитие в ст. 12 ЗК РФ, в соответствии с которой использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
Объектом особого правового режима являются земли определенной категории или вида земель: земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли промышленности, энергетики, транспорта, обороны, безопасности и иного назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Деление земель по целевому назначению на категории является принципом земельного законодательства (пп. 8, п. 1, ст. 1 ЗК РФ), означающим, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Аналогичная норма содержится в ст. 7 (п. 2) ЗК РФ, согласно которой правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Понятие «правовой режим земель определенной категории» дает возможность определить порядок охраны и использования конкретной категории земель, возможность использования земель на основании различных титулов (постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное временное пользование, аренда и др.), особенности осуществления различных управленческих функций в отношении соответствующей категории земель и т.д.
Необходимо отметить, что 21 декабря 2004 года Государственной Думой принят Федеральный закон № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», регулирующий отношения, возникающие в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Средством уточнения и детализации правового режима определенной категории земель служит зонирование территории (территориальное зонирование), предусмотренное земельным и градостроительным законодательством РФ. Зонирование территорий в России представляет собой дополнительный по отношению к подразделению земель на категорииспособ регулирования использования земель, как правило, в пределах отдельных категорий.
В соответствии со ст. 83 (п. 2) Земельного кодекса РФ, порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий. Территория поселения в пределах его административных границ делится на территориальные зоны, причем документы зонирования территорий утверждаются и изменяются нормативными правовыми актами местного самоуправления (правилами землепользования и застройки).
Статья 85 Земельного кодекса РФ определяет, что в состав земель поселений в соответствии с градостроительными регламентами могут входить следующие территориальные зоны: жилые; общественно-деловые; производственные; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационные; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иные территориальные зоны.
Ныне утративший силу Градостроительный кодекс РФ от 7 мая 1998 г. (ст. 1) определял территориальное зонирование как деление территории на зоны при градостроительном планировании развития территорий и поселений с определением видов градостроительного использования установленных зон и ограничений на их использование. Действующий Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ вместо понятия «территориальное зонирование» использует термин «градостроительное зонирование», означающий зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Зонирование как метод регулирования использования земель впервые был применен в США1;2. В начале двадцатого столетия в нескольких городах были приняты ордонансы (решения) муниципалитетов, ограничивающие высоту сооружаемых зданий для обеспечения охраны здоровья и безопасности населения. Ордонансы по зонированию, как правило, определяют цели использования определенных земель, типы и размер сооружений, которые могут быть построены в этих районах, а также порядок их размещения. Применительно к жилым зданиям нередко устанавливаются требования, касающиеся минимального размера земельных участков, высоты этажей зданий. Специальные зоны с особыми требованиями к сооружениям устанавливаются для аэропортов, зон исторической застройки.
Зонирование применяется также в отношении земель особо охраняемых природных территорий, например национальных природных парков. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 14.03.95 г. № 33-ФЗ (в ред. от 22.08.04 г.), на территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. На их территориях могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе: заповедная, особо охраняемая, познавательного туризма, рекреационная, охраны историко-культурных объектов, обслуживания посетителей и др.
Выделяют также экологическое зонирование, которое предусмотрено Федеральным законом от 01.05.99 г. № 94-ФЗ (в ред. от 22.08.04 г.) «Об охране озера Байкал».
Элементом понятия «правовой режим земель» является и разрешенное использование земельного участка, однако оно применимо для тех категорий земель, в отношении которых осуществляется территориальное зонирование1. В действующем законодательстве не дается определения понятия «разрешенное использование». В то же время, оно крайне важно для лица, непосредственного использующего земельный участок. Когда на основании территориального зонирования определены виды разрешенного использования, то лицо, использующее земельный участок, вправе выбрать любой вид разрешенного использования без каких-либо дополнительный разрешений и согласований.
В науке земельного права выделяют «смешанный земельно-правовой режим»1. Это обусловлено тем, что земли одного целевого назначения могут находиться в составе земель другого назначения. Так, в состав земель поселений могут входить земельные участки иного целевого назначения, например - сельскохозяйственного использования.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение земельного правоотношения.
2. Как классифицируются земельные правоотношения в зависимости от содержания правоотношения?
3. Назовите субъектов земельных правоотношений.
4. Что является непосредственным объектом земельных правоотношений?
5. Что понимают под правовым режимом земель?
Основная литература
1. Крассов О.И. Земельное право. Учебник. - М.: Юристъ, 2004. - 671 с.
2. Жариков Ю.Г. Земельное право России: учеб. - М.: КНОРУС, 2006. - 480 с.
3. Земельное право: Учебник / Под ред. С.А. Боголюбова - М.: ООО «ТК Велби», 2004. - 400 с.
Дополнительная литература
1. Крассов О.И. Земельное право в современной России: Учебное пособие. - М.: Дело, 2003. - 624 с.
2. Сырых Е.В. Земельное право: Учебник для вузов. - М.: ЗАО «Юстицинформ», 2005. - 336 с.
3. Ерофеев Б.В. Земельное право России: Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2004. - 656 с.
4. Гусев Р.К. Земельное право. Учебное пособие. - М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»; ИНФРА-М, 2002. - 208 с. - (Право в вопросах и ответах).
5. Постатейные комментарии к Земельному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» / Отв. ред.: доктор юридических наук, профессор Г.Е. Быстров, доктор юридических наук, профессор Б.Д. Клюкин. - М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», ИНФРА-М, 2002. - 649 с.
6. Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации. - М.: Юристъ, 2002. - 288 с.