Порядок обжалования решения пфр. Оспаривание решения ПФР о взыскании штрафа: успешный опыт обращения в суд
Как быть, если вы несвоевременно сдали отчетность в Пенсионный фонд Российской Федерации? С одной стороны, состав правонарушения есть, но, с другой стороны, следует ли безапелляционно соглашаться с решением Пенсионного фонда о привлечении к ответственности?
Приведенный в данной статье пример свидетельствует о том, что не стоит мириться с формальным подходом органа, осуществляющего контроль за уплатой страховых взносов, при вынесении им решения о наложении штрафа, если, по вашему мнению, примененная санкция слишком сурова.
Предмет спора
Юридическое лицо - плательщик страховых взносов (далее - «Плательщик») при отправке расчета страховых взносов по форме РСВ-1 посредством электронной связи столкнулось с техническими проблемами, в результате чего отчетность была сдана с нарушением установленного срока.Данный факт был выявлен Пенсионным фондом Российской Федерации в ходе камеральной проверки, по результатам которой было вынесено решение о привлечении Плательщика к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее-Федеральный закон) за несвоевременное представление отчетности по форме РСВ-1.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации плательщики страховых взносов представляют расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования (часть 9 статьи 15 Федерального закона)
Непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей (часть 1 статьи 46 Федерального закона).
Следуя данной норме, Пенсионный фонд Российской Федерации определил сумму штрафа в размере 5% суммы начисленных страховых взносов, что составило 490 000 рублей. Плательщик не согласился с данным решением, полагая, что с учетом обстоятельств дела сумма штрафа может быть снижена до минимального размера.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области согласился с позицией Плательщика, снизив размер штрафа до 1000 рублей (сентябрь 2012). Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (ноябрь 2012) и Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (март 2013) оставили решение без изменений.
Правовая позиция Плательщика при обжаловании решения ПФР
При рассмотрении дела требуется не только установить факт совершения правонарушения, но и степень вины правонарушителя . Для определения степени вины правонарушителя необходимо учитывать как тяжесть правонарушения, так и обстоятельства, смягчающие ответственность.Пенсионный же фонд Российской Федерации ограничился лишь установлением первого без учета обстоятельств, смягчающих ответственность Плательщика.
В соответствии с пунктом 4 части 6 статьи 39 Федерального закона руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 4 статьи 44 Федерального закона обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Управление Пенсионного фонда РФ сослалось на отсутствие обстоятельств, смягчающих ответственность Плательщика, аргументируя тем, что таковыми могут являться лишь те обстоятельства, которые предусмотрены статьей 44 Федерального закона:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;
4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
При этом Пенсионный фонд Российской Федерации оставил без внимания тот факт, что данный перечень не является исчерпывающим и согласно пункту 4 данной статьи к смягчающим обстоятельствам также относятся иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность .
Кроме того, при совокупном толковании вышеназванных норм следует, что орган контроля за уплатой страховых взносов при рассмотрении материалов проверки о правонарушении и определении размера штрафа должен выявлять и учитывать смягчающие ответственность плательщика обстоятельства в силу прямого указания закона .
В дальнейшем Арбитражный суд, исследовав обстоятельства правонарушения и степень вины плательщика, в полном объеме согласился и учел при вынесении решения смягчающие обстоятельства, на которые ссылался Плательщик, признав, что данные обстоятельства неправомерно не были приняты во внимание Пенсионным фондом Российской Федерации при принятии решения о привлечении к ответственности.
Обстоятельства, смягчающие ответственность Плательщика
- Несвоевременность предоставления расчета по страховым взносам возникла в результате технического сбоя в сети Интернет.
- Фактическое исполнение плательщиком обязательств по предоставлению в Пенсионный фонд Российской Федерации требуемого расчета по страховым взносам.
- Незначительность периода просрочки.
- Правонарушение совершено Плательщиком впервые.
- Плательщик не имеет задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации.
- Отсутствие препятствий к выполнению Пенсионным фондом Российской Федерации своих функций в результате совершенного Плательщиком правонарушения.
С учетом вышеизложенного Арбитражный суд счел правомерным уменьшить размер штрафа с 490 000 до 1000 рублей.
Взыскание судебных расходов в пользу Плательщика
В рамках данного дела также в пользу Плательщика разрешен вопрос возмещения судебных расходов, понесенных последним. Так, решением Арбитражного суда с Пенсионного фонда Российской Федерации взыскано в пользу Плательщика 4000 рублей судебных расходов по уплате госпошлины.Интересно, что Пенсионный фонд Российской Федерации не согласился с решением суда в данной части, ссылаясь на статью 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - «Налоговый кодекс»), как основание для освобождения его от возмещения Плательщику понесенных судебных расходов. В то время как указанная статья Налогового кодекса предусматривает освобождение от оплаты госпошлины, но не регулирует порядок возмещения судебных расходов.
Обоснование правомерности взыскания данных расходов
Порядок возмещения судебных расходов регламентируется статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - «Арбитражный процессуальный кодекс»).Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса государственная пошлина относится к судебным расходам.
При этом Арбитражный процессуальный кодекс не предусматривает каких-либо специальных условий в отношении судебных расходов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц. Следовательно, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом по правилам главы 9 Арбитражного процессуального кодекса .
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации (далее - «Президиум ВАС РФ») от 13.11.2008 № 7959/08.
Кроме того, пунктом 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что законодательством Российской Федерации не предусмотрено освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса).
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд и Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа согласились с изложенной выше позицией и оставили решение Арбитражного суда по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в этой части также без изменений.
В заключение необходимо подчеркнуть, что приведенный пример ценен не только для плательщиков взносов, но и показателен для органов контроля за уплатой страховых взносов.Поскольку, как мы видим, отсутствиесо стороны Пенсионного фонда Российской Федерации достаточного правового обоснования применяемых штрафных санкций, может привести к неблагоприятным финансовым последствиям для самого Пенсионного фонда в части компенсации судебных расходов, которые могут оказаться значительно выше (включая, например, не только госпошлину, но и оплату услуг привлекаемых адвокатов).
- Если решение заочное принято в отношении двух солидарных ответчиков, то вправе ли его обжаловать только один ответчик?
- Какой обжаловать судебный акт апелляционной инстанции?
- Можно ли обжаловать «отказное определение» в порядке надзора?
- Можно ли подать кассационную жалобу на определение о принятии обеспечительных мер, если срок на подачу частной жалобы истек?
- Когда начинает исчисляться новый срок на подачу кассационной жалобы? Кто должен подать жалобу в кассацию?
Вопрос
В мае 2016 года УПФР проводилась выездная проверка предприятия. По результатам проверки был составлен Акт выездной проверки на отмененной форме которая утверждалась Приказом Минтруда и соц. защиты № 698 от 27.11.2013г. Однако, С 06.03.2016 Приказом Минтруда России от 11.01.2016 N 1н отменены формы документов, которые были утверждены Приказами Минтруда России от 27.11.2013 N 698н и от 23.06.2014 N 400н. Вместо них ПФР утвердил новые бланки. Правомерно ли оформление Акта по недействующей форме?
Ответ
Действительно, с 06.03.2016 г. применяются формы, применяемые Приказом ФСС РФ от . Исходя из применение бланков старой формы после 06.03.2016 г. неправомерно. Обжаловать акт не представляется возможным, так как это не предусмотрено законодательством, но можно подать возражения. Обжаловать можно решение. Однако, судебной практики по данному вопросу не сформировалось, поэтому предугадать результаты обжалования не представляется возможным. Формально, УПФР нарушили .
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»
«Выездная проверка: акт проверки
Не позднее чем через два месяца со дня оформления справки проверяющие составляют акт выездной проверки (). Пенсионный фонд РФ составляет , ФСС России - *.
Составить акт проверяющие должны, даже если по результатам проверки они не выявили никаких нарушений. В этом случае контролеры также описывают все, что проверили, и фиксируют в акте, что нарушений не найдено. Акт выездной проверки сотрудники фонда должны составить строго по установленным правилам. В этом они должны руководствоваться .
Проверяющие составляют два экземпляра : один из них остается на хранении в отделении ФСС России, другой вручают проверенной организации. составляют в трех экземплярах: один остается на хранении в отделении Пенсионного фонда РФ, второй - у проверенной организации, третий передают налоговой инспекции, которая участвовала в проверке. Такие правила установлены приложения 21 к , приложения 21 к .
Выездная проверка: возражения по акту
Если организация не согласна с проверяющими, она может оформить письменные возражения и передать их в фонд, который проводил проверку (Пенсионный фонд РФ, ФСС России)*. Сделать это нужно в течение 15 рабочих дней со дня получения акта. При этом организация вправе приложить к таким возражениям подтверждающие документы (их заверенные копии). Например, копии платежных поручений. Это следует из положений статьи 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.
Пример определения крайнего срока для подачи письменных возражений к акту выездной проверки, проведенной Пенсионным фондом РФ
16 мая 2016 года фонд направил акт выездной проверки заказным письмом по местонахождению организации. Считается, что организация получила указанный акт 24 мая 2016 года.
Организация не согласна с проверяющими. Поэтому бухгалтер оформил письменные возражения. Передать их в Пенсионный фонд РФ нужно в течение 15 рабочих дней со дня получения акта. То есть до 15 июня 2016 года (включительно).
Выездная проверка: решение по акту
На основе всех имеющихся материалов проверки (акта выездной проверки, письменных возражений организации на акт, документов, истребованных у организации или ее контрагентов) проверяющие принимают окончательное решение по итогам выездной проверки и оформляют его*. Это следует из положений частей , статьи 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.
Принимая решение по итогам проверки, руководитель отделения фонда (его заместитель) обязан выяснить, есть ли обстоятельства, которые освобождают организацию от ответственности (отсутствие вины, окончание срока давности) (). Кроме того, в суде можно доказать наличие у страхователя обстоятельств, смягчающих его ответственность ().
Сроки, порядок и правила оформления решения по итогам выездной проверки страховых взносов аналогичен порядку оформления решения по результатам камеральной проверки.
Как обжаловать решение внебюджетного фонда
Обжаловать решение можно как в вышестоящем отделении фонда, так и в суде. В отличие от решений налоговых инспекций подать жалобы можно одновременно: чтобы обратиться в суд, ждать заключения вышестоящего отделения фонда не нужно (). Срок для обжалования - три месяца с момента вынесения решения ( , ).
Ситуация: как обжаловать решение территориального отделения Пенсионного фонда РФ или ФСС России о привлечении страхователя к ответственности
Решение территориального отделения внебюджетного фонда о привлечении к ответственности можно обжаловать как в вышестоящем отделении фонда, так и в суде. Причем обратиться в суд и в вышестоящее отделение фонда можно одновременно* ().
Обжалование в вышестоящем отделении фонда
Наименование вышестоящего органа, куда можно подать жалобу, и его местонахождение вы увидите в самом решении. Решение вступает в силу по истечении 10 дней с того момента, когда представитель организации получил его лично. Но подать жалобу можно и после этого срока. Главное, не позже трех месяцев с момента, когда страхователь (т. е. ваша организация) узнал о том, что его права нарушены. Как правило, это происходит уже по факту получения решения. Об этом сказано в частях , статьи 39, статьи 55 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.
Жалобу в вышестоящее отделение фонда составьте письменно. В ней укажите:
- какой фонд проводил проверку;
- сведения о заявителе, то есть о вашей организации;
- причину жалобы;
- аргументы для обоснования возражений;
- требования к вышестоящему отделению фонда.
Такой порядок, в частности, предусмотрен Административного регламента, утвержденного .
Отправить жалобу можно по почте, в электронном виде (в т. ч. через портал госуслуг) или лично отвезти в отделение фонда. Фонд рассмотрит ее в течение месяца. После чего примет одно из следующих решений:
- оставит жалобу без удовлетворения;
- отменит решение нижестоящего отделения полностью или частично;
- изменит решение нижестоящего отделения или вынесет новое решение.
О принятом решении вышестоящее отделение фонда должно сообщить в письменной форме в течение трех дней со дня его принятия.
Исковое заявление можно подать в электронном виде. При этом руководствуйтесь порядком, прописанным в .
Обжаловать решение фонда в суде можно в течение трех месяцев со дня, когда страхователь узнал о том, что его права были нарушены ().
Суд рассмотрит заявление в течение трех месяцев с момента его подачи (). В итоге вынесет одно из двух решений:
- признает решение отделения фонда незаконным и обяжет его принять иное решение;
- откажет страхователю в удовлетворении его требований полностью или частично.
Копию решения арбитражного суда направят и заявителю, и в фонд, который принял спорное решение. Сделать это судьи должны в пятидневный срок после того, как примут решение.
Такой порядок предусмотрен Арбитражного процессуального кодекса РФ».
Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Многие люди не знают, куда жаловаться на пенсионный фонд, если его сотрудники действуют не правоверно или вообще бездействуют. Кажется, что обратиться не куда. Но это совершенно неверное утверждение. Каждый пенсионный фонд является территориальным подразделением главного российского пенсионного отделения, и все его действия регулируются вышестоящими инстанциями. Поэтому, если человек не получил качественной услуги, может обратиться с жалобой на действия, бездействия сотрудников ПФ РФ.
С какими жалобами на ПФ РФ можно обратиться.
Обратиться с жалобой на пенсионный фонд можно практически по любому поводу. Конечно только если действия сотрудников ПФ РФ носят правонарушительный характер. В целом, чаще всего люди жалуются в следующих случаях:
- Если заявление зарегистрировано позже положенного срока или вообще не находиться на стадии регистрации в течение длительного времени;
- Если сроки предоставления государственной услуги были нарушены, например, задержана выплата пенсии;
- Сотрудники пенсионного фонда требуют от человека предоставить документы, которые не предусмотрены нормативно-правовыми актами РФ;
- Сотрудник пенсионного фонда отказывается принимать документы, предусмотренными нормативно-правовыми актами;
- Сотрудник пенсионного фонда не законно отказывает в предоставлении услуги;
- Сотрудник государственной организации, требует оплатить предоставляемую услугу, что не предусмотрено российским законодательством;
- Сотрудник пенсионного фонда отказывается исправлять свою ошибку, например, неправильное начисление пенсии, опечатки в документах и тому подобное.
Гражданин имеет право подать жалобу в любом случае, если обнаружил, что его права были нарушены сотрудником пенсионного фонда.
Куда можно обратиться с жалобой на пенсионный фонд
Лучше всего решать проблемы с пенсионным фондом в досудебном порядке. Данная структура является государственной, и если сотрудник какого-либо отделения нарушает права человека, он в обязательном порядке будет уволен. Ведь главное управление не в силах проверить каждого работника всех регионов страны.
Для досудебного урегулирования конфликта можно обратиться:
- В отделение Пенсионного фонда, в котором были нарушены права клиента;
- К руководителю данного Пенсионного фонда, подробно описав суть претензии;
- В вышестоящий орган Пенсионного фонда, то есть в его главное управление, если вышеуказанные действия не дали результатов.
Если обращение к руководству Пенсионного фонда Российской Федерации не привело к решению проблемы, клиент вправе обратиться:
- В прокуратуру. Данная инстанция является основным контролирующим органом для всех государственных структур. Подача жалобы прокурору однозначно приведет к проверке ПФ РФ, а так же восстановлению прав протерпевшего;
- В суд. Судебные органы являются последней инстанций, в которую следует подавать не жалобу, а исковое заявление, согласно чему истец требует возместить ущерб клиенту, как моральный, так и материальный.
В отношении каких услуг можно подать жалобу на ПФ РФ
Подать жалобу на пенсионный фонд, можно в отношении конкретных услуг. К ним относятся:
- Предоставление информации об индивидуальном лицевом счете клиента данного отделения пенсионного фонда РФ;
- Предоставление бесплатной информации о предоставлении каких-либо услуг, а так же о страховых взносах, внесенных клиентом данного ПФ РФ;
- Предоставление информации о возможности получения социальной помощи;
- Прием заявлений о возможности участия в программе со финансирования пенсии;
- Информация о предоставление страхового и социального пенсионного обеспечения;
- Выплата страховой социальной пенсии, а так же пенсионного обеспечения лицам, выезжающим за границу РФ;
- Выдача материнского капитала, а так же предоставление информации о нем;
- Прием и рассмотрения заявления от человека, желающего распорядиться средствами материнского капитала;
- Выплата и установление дополнительных выплат гражданам, определенным законодательством РФ, а так же местными органами власти;
- Выплата доплаты к пенсии, тем, чье обеспечение ниже прожиточного минимума;
- Прием любых документов, связанных с оформлением государственных выплат;
- Другие услуги, которые обязан предоставить пенсионный фонд РФ.
Как можно подать жалобу на пенсионный фонд
Любой человек имеет право подать жалобу на пенсионный фонд несколькими способами:
- Лично, обратившись к сотруднику пенсионному фонду РФ, или к руководителю организации;
- Через многофункциональный центр;
- Через портал государственных услуг в Интернете;
- Через портал государственной системы пенсионного фонда, досудебного урегулирования конфликтов.
Самое главное правильно составить обращение.
Что должен обеспечить пенсионный фонд для принятий жалоб от граждан
Каждый пенсионный фонд обязан обеспечить в своем отделении прием и рассмотрение жалоб граждан, а так же направление их в органы, которые должны их рассматривать.
Кроме того, любой территориальный фонд должен обеспечить свое отделение:
- Местами, где гражданин спокойно может написать и подать жалобу;
- Предоставлять информацию о том, в каком порядке он имеет право подать жалобу и сколько времени она будет рассматриваться;
- Заключать соглашение о взаимодействие с многофункциональным центром документального обслуживания граждан РФ;
- Обеспечить контрольные органы достоверной информацией о наличии и поступлении жалоб на данный территориальный пенсионный в виде отчета.
Содержание и порядок подачи жалобы
Любая жалоба на пенсионный фонд должна быть законно и правильно составлена. Она в обязательном порядке содержит информацию:
- Название именно того пенсионного фонда, в который подается жалоба, а так же данные сотрудника, нарушившего права клиента;
- Данные о человеке, который подает жалобу, его фамилию, имя, отчество, адрес регистрации, контактный номер телефона, адрес электронной почты;
- Суть проблемы, то есть какие права клиента были нарушены, а так же данные сотрудника, который нарушил права клиента;
- В обязательном порядке нужно указать правовые обоснования своих требований.
Для подачи жалобы достаточно паспорта, но если ее подает доверенное лицо, то необходимо нотариально заверенная доверенность.
Жалобы, подаваемые лично, могут быть предоставлены в любое отделения пенсионного фонда, независимо от того, здесь были нарушены права клиента или нет. Кроме того, жалобу на пенсионный фонд можно отправить по почте.
Любая жалоба на пенсионный фонд должна быть рассмотрена тем подразделением, в котором произошло нарушение прав. Если жалоба направлена на его руководителя, то ее рассматривает вышестоящие органы.
В течение трех дней, обращение должно быть адресовано по месту его рассмотрения, о чем оповещается клиент. Любое обращение гражданина рассматривается в течение одного месяца. Но, как правило, вышестоящие органы не затягивают с принятием решения и в течение одной, двух недель человек. Который обратился с жалобой, получает оповещение об мерах воздействия на нарушителя.
Результат рассмотрения жалобы
После того, как жалоба рассмотрена вышестоящими органами, должен быть направлен ответ в котором в обязательном порядке указывается:
- название территориального органа ПФР, рассмотревшего жалобу, место, фамилия, имя, отчество (при наличии) начальника, принявшего решение;
- Номер, дата, а так же место принятия заключения, охватывая сведения о должностном лице действия или бездействия которого обжалуются;
- Фамилия, имя, отчество гражданина, подавшего жалобу;
- 4.По каким причинам и правилам было принято решение;
- Текст самого решения, то есть чего смог добиться гражданин, подавая жалобу.
Если жалоба призвана недействительной, не правомерной, а так же не законной, то это указывается в ответе и законодательно обосновывается.
Кроме того, в ответе должен быть разъяснен порядок обжалования принятого решения, способы и сроки.
Пенсионный фонд имеет полное право отказать в удовлетворении жалобы в некоторых случаях. К ним относятся:
- Если есть решение суда по данной жалобе, которое вступило в силу;
- Если жалоба подана человеком, который не имел право этого делать, например, доверенным лицом, без нотариально заверенной доверенности;
- Если решение по данной жалобе уже было принято ранее.
В этих случаях сотрудники ПФ РФ в обязательном порядке оповещают гражданина о невозможности принятия решения.
Но существую случаи, когда ответ ПФ РФ может даже не направлять. К ним относятся:
- Если в тексте жалобы присутствуют нецензурные, ругательные слова, угрозы;
- Если контактные данные, предоставленные гражданином не достоверные;
- Если нет возможности прочитать контактные данные, например, если написано не разборчиво или размыто.
В иных случаях сотрудники ПФ РФ в любом случае должны ответить на обращение гражданина, даже если он не прав. Нужно объяснить, в соответствии с какими законами предоставляется та или иная услуга, а так же дать информацию о возможность обжалования решения ПФ РФ.
Если клиент не согласен с решением ПФ РФ, он имеет полное право его обжаловать в главном отделении пенсионного фонда, в прокуратуре и в суде.
Как показывает практика, все вопросы решаются до суда. Сотрудники ПФ РФ заинтересованы в качественном предоставлении услуг гражданам.
Таким образом, даже на такую государственную структуру, как пенсионный фонд можно найти управу, если права человека были нарушены.
В этой статье вы узнали, куда жаловаться на пенсионный фонд. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок». Просто оставьте на нашем сайте заявку, и наши юристы вам перезвонят.
Редактор: Игорь Решетов
Не всегда пенсионный фонд надлежащим образом выполняет все возложенные на него обязанности добросовестно. Бывают ситуации, когда его сотрудники нарушают права не только различных юридических лиц, но и простых граждан.
Тогда возникает вопрос об оспаривании его действий. По общей практике, к сожалению, приходится идти в суд, поэтому о том, как составить такое исковое заявление будет рассказано ниже.
Суть вопроса
Пенсионный фонд относится к органам, которые относятся к публичному праву. То есть он создан государством, и в своей деятельности должен руководствоваться нормами Конституции, а также другими актами, которые не только регулируют его деятельность, но и защищать права граждан.
Естественно, что не всегда его должностные лица выполняют свои функции добросовестно, поэтому закон дает право любому гражданину, или юридическому лицу, оспаривать его решения в судебном порядке.
- юридические лица, на которые данный государственный орган имеет право накладывать различные штрафные санкции;
- граждане нашей страны, которым происходит назначение пенсии, а также других предусмотренных законодательством выплат, которые предусмотрены нормативными актами;
- индивидуальные предприниматели, которые имеют двойственный статус, с одной стороны, они простые граждане, что имеют право на получение пенсии, с другой субъекты хозяйственной деятельности, которые должны платить обязательные взносы, и на них тоже данный орган накладывает различные штрафные санкции.
Несмотря на то, что общая практика, которая сложилась на данный момент, имеет определенный алгоритм действий, каждая категория субъектов обжалования, которая указана выше, должна руководствоваться определенными нормами права, чтобы их способ защиты был действенным, и принес положительное решение суда.
Важно знать, что в большинстве случаев, деятельность данного органа регулирует множество нормативно-правовых актов, которые по своей природе могут иметь низшую юридическую силу, чем Конституция и Федеральные Законы . Именно на этом, многие юристы и выигрывают споры с этим органом.
Обжалование действий ПФ
Теперь необходимо коснутся вопроса о том, как можно воспользоваться правом на обжалование незаконных действий данного органа.
Юристы, которые профессионально занимаются данным вопросом, выработали определенную практику, которая включает в себя два способа обжалования.
- Обращение с жалобой в вышестоящий орган, либо тот, должностные лица которого допустили нарушение прав гражданина, либо юридического лица. Это, так называемый, способ досудебного урегулирования возникшей проблемы.
- Непосредственная подача специального искового заявления в суд. Этот способ защиты можно использовать, минуя обращения в пенсионный фонд, либо после отрицательного ответа на жалобу из этого органа.
Каждый из них может принести положительные результаты, если подходить к этому грамотно.
Рассмотрим процесс написания жалоб.
Они должны происходить по следующему алгоритму.
- Первое с чего нужно начинать, это с письменного обращения в ПФ. В нем нужно указать ситуацию (вкратце), которая возникла, а также потребовать дать разъяснения, почему сотрудники данного органа, приняли неправомерное решение. Это все отправляется по почте, письмом с уведомлением.
- После получения ответа, в нем будут ссылки на законодательные акты, которыми руководствовались работники ПФ при начислении пенсии, или других выплат, а также в нем могут быть указаны документы (доказательства), которые имеются у них. Этот ответ необходимо внимательно изучить.
- Далее следует жалоба, в которой нужно детально расписать свою точку зрения, при этом в обязательном порядке сослаться на нормативно правовые акты, которыми руководствуется лицо, решившее ее подать. Если есть какие-то письменные документы, к такому обращению, необходимо приложить их копии, и указать, что оригиналы, будут предоставлены при первом требовании. Обязательным реквизитом является требование отменить первоначальное решение, и принять новое, которым восстановить нарушенное право лица (например, досрочная пенсия, которая была не назначена, должна быть начислена с определенного времени).
- Данная жалоба отправляется по почте, можно ценным письмом либо с уведомлением.
- После получения ответа, если он будет положительным, и требования будут полностью удовлетворены, дальше никуда обращаться уже не понадобится. Если решение по жалобе будет отрицательным, значит следующий шаг обращение в суд с исковым заявлением.
Данный способ защиты своих прав больше всего подходит для физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, которые обращаются как простые граждане нашего государства, а не как субъекты хозяйственной деятельности.
Важно знать, что в большинстве случаев, ответ на требования, будет отрицательным, и сотрудники ПФ, откажут в удовлетворении, указав, что можно обратиться в суд. Но в своих ответах они будут ссылаться на законодательство, которое было использовано при рассмотрении жалобы.
Исковое заявление об оспаривании решения Пенсионного фонда
Подача искового заявления в суд, это самая действенная форма защиты в данном случае, поскольку данный орган может не только отменить незаконное решение сотрудников ПФ, но и восстановить нарушенное право.
Исходя из этого, оно должно быть составлено правильно, и без каких либо нарушений.
Перед тем, как перейти к рассмотрению данного документа, субъекты, которые имеют право на обжалование таких действий, должны иметь четкое представление, в какие суды им можно обращаться с таким иском.
- Граждане нашей страны (лица, которые не имеют гражданства), должны обращаться только в районные суды, при этом по месту нахождения ПФ. Сюда также можно отнести и ИП, которые выступают как физические лица.
- Юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, которые выступают в качестве субъектов хозяйственной деятельности, и им пенсионный фонд начисляет различные штрафные санкции, пени и недоимки. Они должны обращаться в арбитражный суд. Только данный орган имеет право рассматривать исковые заявления таких субъектов к ПФ, и выносить решения.
Нарушение подследственности влечет за собой не принятие искового заявления к рассмотрению.
Исковое заявление должно содержать следующие обязательные реквизиты.
- Первое это «шапка». В ней указывается наименование истца, для физического лица, это полные анкетные данные (Ф.И.О., дата рождения, место жительства и регистрации, контактные телефоны). Для организации, предприятия, это его название, юридический адрес, контактные телефоны. Далее следует наименование ответчика. В данном случае, это районный ПФ, который нарушил права. Обязательно указывается адрес его места нахождения, контактные телефоны.
- Следующее, это (по центру листа, под шапкой) пишется «исковое заявление », а под ним указывается, о чем оно (например, о отмене решения ПФ, и назначении пенсионных выплат).
- Следующее, это текст самого искового заявление. Сначала в нем указывается суть вопроса, а также каким образом, по мнению истца, Пенсионный фонд нарушил его права (в чем это выразилось, какие доказательства своей правоты предоставил ПФ). После такого вступления, расписываются нормативно-правовые акты, с указанием конкретных норм, а также номеров статей, пунктов, которые данный орган не принял во внимание, и вынес неправомерное решение.
- После того как мотивировка расписана, истец должен сослаться на перечисленные нормативные акты в описательной части, а также нормы Процессуального Кодекса, и просить отменить решение пенсионного фонда, а также восстановить его нарушенное право, путем конкретных действий (например, начислением пенсии, заработной платы).
- Последнее, это перечень письменных доказательств, которые прилагаются к исковому заявлению. Это могут быть ксерокопии жалоб, трудовой книжки, ответов из других государственных органов.
Исковое заявление составляется в двух экземплярах, один остается в суде, на основании него суд открывает производство. Второй экземпляр направляется судом ответчику. Если спорит с ПФ юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, то они сами отправляют копию иска со всеми дополнениями и документами в ПФ, ценным письмом.
Важно знать, что от грамотности составления данного документа, зависит исход дела в суде. Согласно Процессуального Кодекса, каждое лицо которое обратилось в суд, обязано доказать свою позицию, поэтому перед подачей такого документа, нужно хорошо подготовится и собрать как можно больше доказательств.
Порядок действий
По сложившейся практике порядок действий обращения в суд для физических лиц следующий:
- сначала необходимо получить уведомление от ПФ (это может быть письмо, отказ в удовлетворении жалобы), о том, что они не желают восстанавливать права;
- после этого составляется исковое заявление, берутся реквизиты для оплаты государственной пошлины, и она оплачивается (для граждан это 3000 рублей, организаций от 6000);
- далее составленный документ в двух экземплярах подается в суд, и ожидается повестка, где будет указано, когда состоится первое судебное заседание;
- в процессе ожидания первого суда, можно истребовать еще письменные доказательства от различных органов и предприятий.
В случае получения положительного решения, нужно дождаться его вступления в законную силу, и нести в ПФ, должностные лица которого, обязаны будут выполнить судебное решение, и восстановить нарушенное право.
Судебная практика
Судебная практика по таким спорам, идет по пути, применения Законов, и подзаконных нормативно-правовых актов.
Для физических лиц, она слаживается в их пользу, только в том случае, если сотрудники пенсионного фонда, при назначении пенсий, а также других обязательных выплат, пользовались не Федеральными Законами, а подзаконными нормативно-правовыми актами. То есть применяли различные Постановления, Разъяснения, которые противоречат действующим Законам.
Для юридических лиц, на которые накладываются штрафные санкции, важно доказать не только, что действия сотрудников ПФ противоречили Закону, но и нарушения в процессе составления незаконных требований (о начислении штрафных санкций, пени).
Очень хорошо может помочь истцам также сложившаяся судебная практика по аналогичным спорам, которую можно посмотреть в различных государственных реестрах судебных решений.
Важно знать, перед подготовкой искового заявления, нужно обратить внимание на решения других судов по данному вопросу. Их даже можно распечатать с реестра, и приложить к иску, как пример.
Важные нюансы
О некоторых важных нюансах было рассказано выше, но еще нужно обратить внимание также на такие тонкости.
- Если истец просрочил срок обращения в суд по такому спору (он составляет 6 месяцев, с дня когда человек или юридическое лицо, узнало о нарушении своих прав), то он может восстановить его обязательным направлением жалобы на незаконные действия ПФ. После получения отрицательного ответа, где будет указано, что права не будут восстановлены, есть все основания идти в суд, и указывать, что о нарушении человек узнал именно после ответа ПФ.
- В некоторых случаях работники ПФ нарушают сам процесс начисления пенсий и других выплат. Это также является нарушением, и основанием для признания их действий незаконным в суде.
- Даже если суд первой инстанции отказал в иске, нужно подавать апелляцию, и даже кассацию. Это вызвано тем, что бывают спорные ситуации, а для суда первой инстанции, проще отказать, в таком иске. Логика в том, что со сложными вопросами пусть лучше разбираются высшие суды, которые принимают решение коллегиально.
- Перед каждым обращением в суд, лучше в обязательном порядке написать жалобу. В ответе на нее, будут ссылки на акты, которыми руководствовался ПФ, и можно сразу хорошо подготовиться к судебным заседаниям.
Зная данные нюансы, собрав все необходимые доказательства, можно рассчитывать на победу в суде над ПФ.
Исковое заявление о оспаривании действий ПФ, подается в районный суд, если истец простой гражданин, либо в арбитражный, в случае нарушения прав юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Сегодня, когда количество юридических лиц постоянно растет и гражданам максимально упрощен порядок для открытия своего собственного дела , на фоне огромного количества юридических лиц, государственные налоговые органы, в т.ч. территориальные органы ПФР в виду "дыр" в своем бюджете, в гигантском количестве выносят "незаконные" решения о привлечении налогоплательщиков и плательщиков страховых взносов к ответственности, предусмотренной Федеральным законодательством и взыскании недоимки и штрафов, пользуясь тем что у подавляющего количества юридических лиц нет в штате или на абонентском обслуживании юриста , который бы защитил их законные права в суде . Об этом свидетельствует большое количество звонков с такими проблемами.
Сегодня мы попытаемся разобраться, на что обратить внимание при подобных незаконных действиях органов ПФР и какие меры предпринять.
При разрешении споров налогоплательщиков фискальные сборы по основным категориям споров установлен обязательный досудебный порядок обжалования ненормативных актов. Указанный порядок призван способствовать наиболее быстрому и эффективному разрешению возникших споров, а также способствовать уменьшению нагрузки на суды, т.к. в соответствии со ст. 2 АПК РФ, задачами судопроизводства в арбитражных судах, среди прочего являются содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.
С 1 января 2009 года вступила в силу норма п. 5 ст. 101.2 НК РФ , в которой закреплено, что только решение о привлечении (или решение об отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит обязательному досудебному урегулированию в вышестоящем налоговом органе. Только после этого налогоплательщик имеет право обжаловать это решение налогового органа в судебном порядке. Обязательный порядок досудебного урегулирования распространяется только на решения, которые были названы. Все остальные споры об обжаловании ненормативно правовых актов государственных органов не носят обязательного требования досудебного разбирательства (кроме случаев, прямо предусмотренных законом), хоть этот порядок и рекомендуется судами в качестве профилактики разрешения конфликта без участия суда в разбирательстве по делу. Мы же, учитывая специфику рассмотрения подобных дел, рекомендуем все же обжалование подобных незаконных решений руководителю вынесшего подобное решение органа , и если позволяют сроки в вышестоящую организацию, так как законом предоставлен относительно короткий срок для судебного обжалования - 3 месяца, который является в силу своей правовой природы императивным и восстанавливается только в силу уважительных обстоятельств в суде . В этот период нужно успеть написать жалобу в территориальный орган, вынесший решение, дождаться ответа, который, как правило готовится в течение 30 дней. Не забудьте добавить сроки на доставку корреспонденции. В среднем на одну жалобу вы потратите около 40 дней. Стоит заметить, что нередки случаи, когда государственные органы отменяют свои решения, однако процент таких отмен невысокий. С точки зрения судебных инстанций, использование досудебного урегулирования вопроса является плюсом при разрешении ситуации в суде.
Итак, мы определились, что обжаловать государственный ненормативный акт ПФР в досудебном порядке не обязательно, но рекомендуется при вынесении судом решения по делу на основании ст. 2 АПК РФ. Кроме того, обжалование в вышестоящие органы незаконного решения является уважительным признаком при разрешении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на обжалование. Указанный вывод соответствует позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ № 8815/07 от 20.11.2007 г., однако не все судьи применяют данную позицию в своих решениях, тем более стоит учесть, что могут быть и возражения второй стороны, которые будут играть определяющее значение в исходе дела.
Теперь давайте рассмотрим что есть камеральная проверка.
Камеральная налоговая проверка - это одна из форм налогового контроля (контроля за правильностью оплаты и предоставления (страховых взносов) (абз. 2 п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 87 НК РФ либо ст. 33 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"). Целью камеральной и выездной проверок является контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Камеральная проверка начинается после представления в ПФР или ИФНС декларации или расчета (далее - отчетность). Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Таким образом, налоговики обязаны провести камеральную проверку на основании любой представленной налоговой декларации (расчета). Данный вывод подтверждается п. 2 ст. 88 НК РФ, а так же Постановлением Президиума ВАС РФ от 20.03.2007 N 16086/06.
Давайте посмотрим как выглядит акт камеральной проверки ПФР.
Согласно пункту 6 Требований к составлению акта камеральной проверки (Приложение № 25 к Приказу Минздравсоцразвития России № 957Н от 07.12.2009 г. «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов»), описательная часть акта камеральной проверки должна содержать: сведения о выявленной недоимке по страховым взносам, сведения о документально подтвержденных фактах нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выявленных в ходе камеральной проверки.
Теперь давайте взглянем на незаконное (обжалуемое) решение о привлечении к ответственности ПФР за непредставление сведений по страховым взносам:
В нарушение пункта 9 статьи 39 Федерального закона № 212-ФЗ в спорном решении территориального ПФР от 10.07.2013 г. не изложены обстоятельства правонарушения, совершенного привлекаемым к ответственности лицом, так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства; отсутствуют ссылки на документы, которые пенсионный орган квалифицировал как неполные либо недостоверные, по каким именно физическим лицам они представлены; отсутствует оценка данных документов; в решении содержится лишь констатация факта ошибки, допущенной обществом при предоставлении сведений, но не указывается, в чем заключается противоправность деяния и в какой форме выражена вина общества.
В соответствии со
ст. 40 Федерального закона № 212-ФЗ нарушением законодательства
Российской Федерации о страховых взносах признается виновно
совершенное противоправное деяние (действие или бездействие)
плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим
Федеральным законом установлена ответственность.
При этом в силу ст. 40, 42 Закона № 212-ФЗ лицо не может быть
привлечено к ответственности за совершение правонарушения, в том
числе при отсутствии события вменяемого правонарушения, а также
отсутствии вины лица в совершении правонарушения.
Материалы вышеуказанного дела не содержат
каких-либо данных об установлении и исследовании фондом при
рассмотрении акта камеральной проверки от 01.06.2013 г.
обстоятельств, поименованных в статьях 39, 42, 43 Федерального
закона № 212-ФЗ. В частности, из решения не усматривается, каким
образом и на основании каких конкретно первичных документов,
явившихся предметом проверки, установлено событие правонарушения.
Приведенное выше решение вынесено ПФР по установленной форме, эта
форма имеет определенные графы. Заполнение мотивировочной части
решения имеет существенный и важный характер. В этой части должно
быть указано выявленное фондом нарушение и ссылки на доказательства
чем это подтверждается. Ввиду изложенного допущенные нарушения
являются существенными, носят неустранимый характер и
свидетельствуют о необоснованности решения.
Такое решение может быть признано в суде недействительным в виду вышесказанного. В связи с увеличением количества подобных актов государственных органов нельзя игнорировать подобные нарушения и наши специалисты рекомендуют обращаться за защитой своих прав в судебные органы.
Наши юристы помогут оформить надлежащее заявления в суд,
Рассмотрим вопрос непредставления сведений в ПФР в связи со сменой юридического адреса. Ситуация: после смены адреса юридического лица ПФР не принял отчеты по РСВ в электронной виде через программный комплекс Контур Экстерн от такой организации, хотя они были направлены и получены территориальным органом ПФР.
Согласно ч. 10 ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ от т 24.07.2009
г. страхователи представляют расчеты, указанные в части 9 настоящей
статьи, в орган контроля за уплатой страховых взносов по
установленным форматам в форме электронных документов, порядок
оформления которых определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ № 553 от 07.07.2011 г. «О
порядке оформления и представления заявлений и иных документов,
необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных
услуг, в форме электронных документов» установлено, что заявления и
иные документы, необходимые для предоставления государственных и
(или) муниципальных услуг, представляемые в форме электронных
документов (далее – заявления и иные документы) оформляются в
соответствии с требованиями к форматам заявлений и иных документов,
установленными уполномоченными федеральными органами исполнительной
власти.
В соответствии с разделом 11 Технологии обмена документами по
телекоммуникационным каналам связи в системе электронного
документооборота ПФР, утвержденной Распоряжением Правления ПФР №
190р от 11.10.2007 г. установлено, что Страхователь (плательщик
страховых взносов) осуществляет для представления сведений по
телекоммуникационным каналам связи следующие действия в совокупности
и совместно: заключает договор с поставщиком услуг УЦ, СКЗИ,
программного продукта для представления сведений о застрахованных
лицах в орган ПФР по телекоммуникационным каналам связи; создает
условия для архивного хранения электронных документов; генерирует
закрытый и открытый ключи; получает сертификат ЭЦП в УЦ; направляет
в Отделение ПФР заявление о подключении к электронному
документообороту (по установленному образцу); заключает Соглашение
об обмене электронными документами в СЭД ПФР по телекоммуникационным
каналам связи.
ЗАМЕТИМ, что распоряжение ПФР является
нормативным актом ПФР
с
соответствующими правовыми последствиями.
Иного порядка перехода на представление документов, по
телекоммуникационным каналам связи действующее законодательство не
предусматривает.
В
рассматриваемом случае заявитель состоит на учёте в Управлении № 1
ГУ-ГУ ПФР № 4 по г. Москве и Московской области с 14.09.2010 г., что
подтверждается соответствующим Уведомлением от 14.04.2011 г. Новое
соглашение заключено только 28.02.2013 г.
Таким образом, учитывая особенности представления сведений по
телекоммуникационным каналам связи, пенсионный фонд обоснованно не
принял 15.11.2012 г. отчет по форме РСВ-1 за III квартал 2012 года.
По мнению судьи Арбитражного суда г. Москвы Шевелевой, сам по себе факт представления страхователем сведений в электронном виде не может рассматриваться как факт надлежащего и своевременного представления сведений, поскольку сведения представленные в территориальное подразделение ПФР не по месту учёта не могут считаться, как представленные надлежащим образом, с учётом ч. 9 ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ. С мнением судьи сложно согласиться, так как с другой стороны, действующее законодательство РФ не обязывает организацию в связи со сменой регистрационного номера в ПФР заключать с территориальным органом ПФР новое соглашение об обмене электронными документами в системе электронного документооборота ПФР или предпринимать меры для внесения в текст уже заключенного соглашения изменений. В соответствии с положениями статей о непредставлении сведений в ПФР по страховым взносам Федерального закона №212-ФЗ от 17.07.2009 наказуемым является факт непредставления таких сведений либо предоставление их с нарушением срока. В данном случае сведения были представлены в срок, а ПФР получил эти сведения, однако в силу программных особенностей не смог их распознать. Вместе с тем о необходимости заключения нового соглашения говорится в Постановлении ФАС Центрального округа от 25.12.2012 №А48-1911/2012 . В нем указывается, что если нового соглашения не будет заключено, то организация, сменившая адрес, может быть не найдена в базе данных территориального ПФР. Однако главным фактом, подтверждаемым Постановлением ФАС в 2012 году является то, что суд не усмотрел вины организации в не заключении нового соглашения, а следовательно и ответственности такой организации во вменяемом правонарушении не имеется.
Вывод: Любое решение государственного органа обжалуется в судебном порядке при установленном императивном сроке на такое обжалование. Судебная практика по подобным, даже очень похожим делам, неоднозначна. Однако это не мешает и не лишает права на обращение в суд за защитой своего права. Такой орган как ПФР ,ИФНС либо иной гос. орган всегда будут рассчитывать на истину в выносимых ими решениях, будь то незаконный отказ в назначении досрочной пенсии по старости в связи с недостаточностью специального стажа (ПФР), либо отказ в государственной регистрации при реорганизации юр. лица из за мнимых оснований с целью предотвратить присоединение юридических лиц (ИФНС) , либо же ситуацию, описанную выше. Грамотно составленный документ и обращение в вышестоящий государственный орган поможет отменить такое решение в предусмотренных законом случаях.