Что делать если авария. Что делать при ДТП? Советы водителям попавшим в ДТП
Учитывая современную дорожную обстановку, количество неопытных и просто неаккуратных водителей, можно с уверенностью сказать, что каждый автолюбитель рано или поздно попадает в дорожно транспортное происшествие (ДТП). Ситуации близкие к ДТП случаются почти каждый день. Здесь мы перечислим правильные действия при ДТП выполняемые в необходимой последовательности.
Необходимая последовательность действий при ДТП:
- Включите аварийку, постарайтесь взять себя в руки, не теряйте контроль, всё уже позади
- Установите знак аварийной остановки. Согласно ПДД знак устанавливается на расстоянии 15 метров от транспортного средства в населенных пунктах и на расстоянии не менее 30 метров - вне населенных пунктов. В противном случае может быть спровоцировано ещё одно ДТП!
- Не вступайте в конфликт с другими участниками ДТП и не паникуйте
- Если есть пострадавшие, вызовите «Скорую помощь»
- Не поддавайтесь угрозам и уговорам разобраться самим, обязательно вызовите - работников ГИБДД для фиксации факта аварии и полученных повреждений, в состоянии стресса сами объективно оценить ситуацию Вы не сможете
- До приезда работников ГИБДД не трогайте машину с места ДТП, группе разбора ГИБДД легче будет работать (Ваши обязанности в случае ДТП прописаны в Правилах дорожного движения - остановиться, включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки)
- Кстати, вместо перепалки с другими участниками ДТП и пустых разговоров лучше возьмите ручку, лист бумаги и запишите все повреждения и обстоятельства аварии еще до приезда ГИБДД, желательно, чтобы на этом листе расписались и свидетели, потом этот лист можно будет попросить приложить к протоколу, совсем замечательно, если Вам удастся сделать пару фотографий места происшествия
- Запишите свидетелей ДТП, их координаты
- После приезда ГИБДД не будьте пассивны и не оставляйте инспектора наедине с виновником, не стесняйтесь подсказать инспектору заглянуть под капот или под машину для фиксации повреждений, однако, ведите себя при этом как можно корректнее
- При составлении протокола убедитесь, что все повреждения зафиксированы, если инспектор не реагирует на Ваши замечания и зафиксировал не все повреждения, предупредите его, а затем запишите свое мнение об этом в протокол
- Желательно, чтобы инспектор сделал запись о возможном наличии скрытых повреждений
- Зафиксируйте данные противоположной стороны (ФИО, адрес, название фирмы), чтобы знать, к кому предъявлять претензии
- Получите справку о ДТП из группы разбора ГИБДД
- Далее обращайтесь к нам за независимой экспертизой
Роковой ошибкой многих автовладельцев являются попытки «решить вопрос на месте», не вызывая сотрудников ГИБДД и страховых служб: впоследствии они же сами и могут пострадать от этого. Порой нанесенный автомобилю ущерб может оказаться гораздо больше, чем, кажется на первый взгляд. В сложившейся ситуации нужно придерживаться строго запланированного алгоритма и ни в коем случае не паниковать и не выражать негативных эмоций по отношению к товарищу по несчастью, сотрудникам ГИБДД и аварийным комиссарам.
С 1 июня 2018 года вступили в силу изменения в правила дорожного движения, которые предусматривают, что в ДТП с незначительными повреждениями (если ущерб нанесённый пострадавшему менее 100000 рублей), водители обязаны освободить проезжую часть, если движению других автомобилей создается препятствие. В противном случае, придется заплатить штраф.
Условия для оформления ДТП по Европротоколу:
В ДТП участвовало 2 автомобиля
В ДТП нет пострадавших, повреждены только автомобили
У обоих водителей есть действующие полисы ОСАГО
У обоих водителей нет разногласий по поводу обстоятельств ДТП и тем, кто является виновником ДТП
Предполагаемый ущерб пострадавшего менее 100000 рублей
Для оформления ДТП необходимо «правильно» заполнить бланк извещения о ДТП.
Причин, по которым происходят дорожно-транспортные происшествия огромное количество. Среди самых распространенных можно назвать: нарушение правил дорожного движения, управление неисправным транспортным средством, состояние алкогольного или наркотического опьянения водителя, помехи на дороге, прочее.
Понятно, что внезапное чрезвычайное происшествие на дороге вряд ли порадует. В этот момент вам следует быть собранным, отдавать отчет в своих действиях и думать о безопасности своих пассажиров, и других участников ДТП.
Почти каждый водитель хотя бы раз в своей жизни попадал в ДТП. Но это не значит, что рекомендации опытных автоюристов по поводу правильного поведения после аварии будут лишними.
Чтобы иметь достаточно материала для доказательства невиновности или просто для дальнейшего расследования аварии тщательно фиксируйте все моменты происшествия.
Для этого не нужно искать специальный фотоаппарат или видеокамеру. Благо сейчас каждый имеет мобильный телефон или смартфон, снабженный камерой.
В обязанности сотрудников ГИБДД, которые обязательно приезжают на место аварии, входит оформление данного происшествия. Они составляют много документов, опрашивают очевидцев, собирают видео, которые сохранились на видеорегистраторах автомобилей участников ДТП или машинах свидетелей. Все собранные свидетельства впоследствии будут использованы для расследования причин аварии.
Не нужно ничего менять, не пытайтесь подстроить ситуацию для личных целей. Наличие нескольких документальных доказательств сразу откроет фальсификацию фактов.
Кроме этого ваши противоправные действия могут привести к тому, что страховая компания откажется возмещать ущерб потерпевшим в ДТП.
Когда вы заметили, что второй участник происшествия целенаправленно меняет обстановку, потребуйте его прекратить данные действия. Если он не прислушается к вашим советам, то заострите внимание на его действиях очевидцев аварии. Не лишним будет снять на камеру данный факт.
Когда сотрудники ГИБДД оформляют аварию, вы имеете полное право контролировать этот процесс и требовать фиксации в документах следующих фактов:
- место столкновения автомобилей;
- как машины расположены по отношению друг к другу;
- наличие дорожных знаков, светофора и качество разметки на данном отрезке дороги;
- качество освещения дороги;
- какими были погодные условия на момент аварии;
- тормозной путь автомобилей;
- наличие препятствий, осколков и обломков машин, прочее.
Иногда водители решают самостоятельно оформить ДТП. Это возможно в том случае, если между ними нет противоречий и нет пострадавших.
Даже если оформляется Европротокол, необходимо все фиксировать с привязкой к местности.
Схема аварии – один из документов, составляемых при ДТП. В нее включаются следующие факты: дорожная разметка, здания, столбы (электрические и телеграфные), прочие объекты, находящиеся вблизи места аварии.
Не забудьте обратить внимание на машину другого участника аварии, оцените ее состояние.
Нередки случаи, когда вина в аварии одного водителя автоматически переходила на другого по той причине, что у него не было зеркала заднего вида, не работали поворотники, лампочки стоп-сигнала, зимой использовалась летняя резина, прочее.
Ранее мы уже говорили о том, что не стоит оставлять без внимания работу опергруппы, прибывшей на место аварии. Следите за всем, что они записывают в документах.
Нередки случаи, когда в спешке или из-за простой халатности сведения, вносимые в документы, искажались и не соответствовали действительности. Например, инспектор записал, что повреждено крыло автомобиля, а на самом деле повреждения намного глубже и серьезнее (разорван металл, разбита фара, прочее).
Если вы заметили больше повреждений, чем это сделал инспектор, укажите ему не эти факты. Часто некоторые дефекты, полученные в результате аварии, не сразу заметишь.
В тот момент, когда идет фиксация повреждений, думайте еще и о том, что вам потребуется компенсация ущерба. Именно поэтому требуйте детального описания повреждений.
Не подписывайте протокол аварии до тех пор, пока не ознакомились с его содержимым. Если вы с чем-то не согласны, так и записывайте «не согласен с мнением сотрудника ГИБДД».
Будьте взаимовежливы. Если обстановку оформления накалять еще и спорами, то лучше от этого никому не будет. В любом деле можно прийти к общему мнению.
Пока сотрудники правоохранительных органов едут на ваш вызов, позаботьтесь о свидетелях. Возьмите их личные и контактные данные (если они согласны давать показания во время расследования).
Если передаете данные об очевидцах инспектору ГИБДД, обязательно оставьте себе оригинал записи, а копию уже можете передавать.
Каких свидетелей нужно искать:
- граждан, которые видели момент аварии;
- автовладельцев транспортных средств с видеорегистратором, участвовавшие в дорожном движении в момент аварии;
- лиц, владеющих магазинами, офисами кафе или заправочными станциями, расположенными вблизи места ДТП. Обычно на данных зданиях установлены камеры видеонаблюдения.
Не стоит тратить время впустую в ожидании ГИБДД. Займитесь поисками свидетелей, пока они не покинули место аварии. Используйте любые способы для привлечения их свидетельств к делу, вплоть до компенсации затрат на дорогу к месту рассмотрения дела.
Когда в вашей жизни случилась такая неприятность, как ДТП, да еще вы выступаете в ней как виновник, долго не думайте, а сразу ищите толкового юриста. Только он сможет, защищая ваши интересы в суде, если не полностью уберечь вас от наказания, то свести его к минимуму.
Если у вас есть хороший юрист, то его присутствие на месте аварии просто необходимо.
Никогда не торопитесь взять на себя ответственность за произошедшую ситуацию. Не факт, что виновны именно вы. Возможно, что второй участник ДТП также нарушил какие-то правила, и отвечать за аварию придется вам обоим.
Аварийные комиссары, которые выезжают на место аварии только в самом начале свое деятельности были непоколебимы в своем мнении. Сейчас же они больше «играют» на стороне тех участников ДТП, кто им заплатил. К слову сказать, иногда страховые компании, оформляя с клиентом договор страхования КАСКО, изначально включают в него услугу аварийного комиссара.
Не всегда сума ущерба, установленная страховщиком, соответствует реальности. Именно поэтому так важно, чтобы на место аварии выезжал юрист.
Ну и конечно присутствие юриста важно в том случае, когда в результате аварии пострадали люди, есть раненые или погибшие. Иногда от грамотных действий юриста зависит весь исход дела.
Это очень важно. Часто после аварии у сотрудников ГИБДД возникает вопрос по поводу состояния водителя, по чьей вине произошло данное происшествие.
Если вам предложили пройти медицинское освидетельствование никогда не отказывайтесь. Так вы только усугубите ситуацию, да и страховщик может отказать вам в возмещении ущерба.
Если вы откажетесь от тестов, вы только привлечет к себе большее внимание. Единственное, что хотелось посоветовать – требуйте проведения тестов не на месте аварии, а в медицинском учреждении. Там экспертизу проведут специалисты – наркологи, токсикологи. Понятно, что если это деревенская больница, то такие узкие специалисты там вряд ли есть.
Да, заметьте, вас должен насторожить тот факт, что ваш оппонент оказывается от прохождения теста. Поэтому требуйте, чтоб данный факт был внесен в протокол ДТП.
В наше время оформить ДТП можно с помощью сотрудников ГИБДД или заполнив Европротокол. Но, несмотря на это все равно находятся люди, которые хотят все «порешать не отходя от кассы».
Наш вам совет – не делайте этого. Конечно, вам может показаться, что это самый классный вариант. Быстро разобрались, быстро рассчитались и вопрос исчерпан. Но это не совсем так.
Где гарантии, что:
- вы получите денег столько, сколько вам понадобиться для восстановления машины;
- вас не обвинят в вымогательстве;
- ваш оппонент не вернется на место ДТП и не вызовет ГИБДД, выставив вас виновником, сбежавшим с места аварии. Штраф в 30 тысяч рублей или лишение водительских прав на 1,5-2 года вам просто гарантировано.
Может быть, этот способ решения проблемы хорошо только в том случае, когда повреждения минимальны, а компенсация ощутима.
Решая проблему на месте аварии, позаботьтесь о получении расписки, что к вам нет никаких претензий, и вы также их не имеете. Поверьте, это не будет лишним ни для вас, ни для вашего оппонента.
Если вы хотите, чтобы у вас не было материальных проблем, не забудьте обратиться в страховую компанию с заявлением о возмещении материального ущерба.
Сделать это необходимо в течение 5 дней с момента аварии. Можно лично принести заявление и документы в страховую организацию, а можно воспользоваться услугами почты. Отправьте страховщику заказное письмо с уведомлением.
Какие документы представляются страховщику:
- паспорт;
- водительские права;
- ПТС (пластиковая карточка);
- страховой полис ОСАГО;
- отчет о проведенной экспертизе по оценке состояния ТС;
- справка и протокол о ДТП;
- заявление о возмещении ущерба.
Так как в процессе оформления ДТП и транспортировки ТС были определенные расходы, к основным документам необходимо приложить финансовые документы.
В данном случае речь идет о:
- квитанции за оплату услуг эвакуатора;
- чеке об оплате хранения ТС;
- квитанции на оплату медицинских услуг (при наличии);
- чек об оплате услуг независимого эксперта.
Как оказать помощь при ДТП
Частот в аварии есть пострадавшие. Поэтому в данной ситуации очень важно правильно оказать первую помощь.
Доврачебная помощь предполагает некоторые действия, которые помогут устранить угрозу для жизни человека. Очень важно помочь людям, и какие-то страхи или брезгливость вообще должны уйти на задний план.
Что необходимо делать сразу после аварии:
- Остановитесь, выйдите из машины. Обозначьте место происшествия аварийными знаками (15 м от авто в населенном пункте, 30 метров – за городом). Приветствуется аварийная световая сигнализация (если таковая имеется) (согласно п. 2.5 ПДД РФ). Это будет в ваших интересах и в интересах пострадавшего.
- Осмотритесь на предмет наличия различных угроз, как то:
- угроза взрыва, пожара;
- скатывания машины вниз;
- падение оборванных проводов под напряжением на автомобиль.
В том случае, если угроза жизни очевидна, лучше близко не подходить. Чего доброго, вы еще и сами присоединитесь к пострадавшим.
При наличии разлитого бензина, обязательно отключите аккумулятор разбитой машины.
- Позвоните в МЧС. Номер телефона – 112. Постарайтесь сделать так, чтоб ваше сообщение было четким, полным, но при этом кратким. Чем понятнее ситуация для диспетчера, тем быстрее придет помощь. В сообщении следует указать такие сведения:
- какая ситуация произошла (столкнулись машины, сбит пешеход, прочее);
- в каком месте это случилось (трасса, населенный пункт, другие ориентиры);
- наличие пострадавших, их количество (для вызова нескольких бригад скорой помощи);
- кто является потерпевшими (пол, возраст). Говоря о возрасте, называем примерные данные или «ребенок, молодой человек, старик», прочее.
- в каком состоянии они находятся (в машине, вне машины, в сознании или нет, кровотечение, прочее);
- сообщите свои личные и контактные данные.Если вы один можете оказать помощь на месте аварии, то сразу принимайтесь за самого тяжелого, по вашему мнению, потерпевшего, особенно, если это ребенок. В случае необходимости сделайте искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Отвлечься на вызов машины «Скорой помощи» можно только после пяти циклов надавливаний и искусственного дыхания (реанимация в течение не менее двух минут);
- Обратите внимание на пострадавшего. Если он находится в машине – откройте дверь или выбейте окно.
- Когда потерпевший в сознании – постарайтесь наладить с ним контакт, успокойте его, убедите, что все будет хорошо, что скоро придет помощь. Успокоившись, он сможет определиться с наличием у себя каких-то травм, что поможет предпринять необходимые меры для спасения.
- Когда человек пребывает в состоянии шока, его также нужно успокоить, иначе он может причинить себе еще больший вред.
- Когда человек находится в бессознательном состоянии вам необходимо определить его пульс. Делать это необходимо на крупных артериях, очень внимательно.
- Проверьте, нет ли кровотечения, и не сломаны ли конечности.
- Осмотрев человека и сделав определенные выводы, окажите возможную в данной ситуации помощь.Если угрозы жизни человеку от нахождения в автомобиле нет, то лучше не доставайте его оттуда самостоятельно. Дождитесь спасателей. В том случае, если есть угроза пожара или взрыва, срочно вытаскивайте человека из машины. Но прежде постарайтесь зафиксировать шею подручными средствами, если у вас нет воротника Шанса. Сделать это нужно по той причине, что чаще всего в авариях страдают голова и шея. Обратите внимание на тот факт, сработала ли подушка безопасности. Если она не раскрылась, вытаскивая человека из машины, не допустите ее раскрытия. Это может навредить и потерпевшему и вам;
- Приведите пострадавшего в сознание;
- Сделайте (при необходимости) непрямой массаж сердца. Если сердцебиение прослушивается, выполнять такие манипуляции запрещено;
- Выполните искусственное дыхание (если пострадавший не дышит).
В некоторых ситуациях делается одновременно и непрямой массаж сердца и искусственное дыхание:
- Уложите человека на землю. Подложите что-то под шею таким образом, чтобы голова была немного запрокинута. Если у вас нет трубочки-барьера, используемой при искусственном дыхании «рот-в-рот», положите на лицо пострадавшему носовой платок или салфетку. Далее зажмите нос пациента, придерживая его челюсть, два раза вдохните в рот пострадавшего;
- Скрестите свои ладошки на груди пациента, чуть выше солнечного сплетения и резко нажмите на грудину, чтобы она опустилась примерно на 3-4 см. Подождите пока она самостоятельно поднимется. Продолжайте свои действия дальше. Необходимо делать на 2 вдоха – 15-30 нажатий руками;
- При этом внимательно следите за состоянием человека, если вы заметили, что он начал дышать самостоятельно, прекратите реанимацию и положите его набок;
- Для остановки кровотечения используем подручные средства. Часто кровь останавливают обычной перевязкой раны (наложили стерильную салфетку, забинтовали). В сложных случаях (когда повреждена артерия) используют жгут;
- Жгут накладывают на тело, накрытое какой-либо тканью;
- Возьмите жгут, немного его растяните, наложите выше раны на 3-4 см. первым туром остановите кровь. Следующие туры накладываются один за другим (рядом), чтобы сделать площадь передавливания шире;
- На жгуте обязательно нужно закрепить записку с точным временем его наложения. Дело в том, что жгут может пережимать конечность не более 1 часа. В противном случае начнется отмирание тканей, расположенных ниже раны;
- В том случае, если спасатели в течение часа еще не приехали, немного отпустите давление жгута, примерно минуты на 2-5. А дальше снова затяните жгут. Повторяете эти действия через 15-20 минут;
- Если в результате аварии человек лишился руки или ноги, необходимо жгут наложить на 5 см выше раны;
- Чтобы определить наличие вывиха или перелома, нужно внимательно оценить положение конечностей. Если их положение неестественное, то можно говорить о наличии проблемы. Чтобы помочь пострадавшему необходимо иммобилизовать поврежденную конечность. Для этого применяются шины или любые подручные средства, которые помогут обездвижить конечность. Важно, чтобы шина захватывала непосредственно само место перелома и 2-4 сустава, расположенных поблизости;
- Если человек получил ожоги, его нужно положить раной вверх. Место ожога накройте чистой салфеткой, тканью, далее следует это место охладить. Охлаждение необходимо в качестве снятия боли. Если человек получил ожоги 1-2 степени, поврежденные места нужно охладить водой.
Как получить страховую выплату
Если вы хотите, чтобы с получением страховки у вас не возникло никаких проблем, действуйте в соответствии с пунктами договора страхования.
Как используется Европротокол?
Заполнение Европротокола довольно успешно входит в нашу практику. Но это возможно только в том случае, когда между участниками ДТП нет спорных вопросов, в аварии никто не пострадал.
В случае со страховкой КАСКО потребуется присутствие страхового комиссара. Он самостоятельно оценивает ситуацию на месте. Только после этого водители заполняют Европротокол. Далее страховые компании уведомляются о страховом случае.
Во всех остальных случаях, потребуется обязательное присутствие сотрудников ГИБДД. Они составят схему аварии, протокол, а также могут сообщить страховщикам о ДТП. Кстати, один из участников происшествия будет оштрафован за нарушение ПДД.
Наличие альтернативного варианта
Если вы владелец страхового полиса ОСАГО, то для получения компенсации придется выполнить все требуемые договором действия.
Действие №1. Сообщите страховщику о наступлении страхового случая, позвоните в ГИБДД.
Итак, если самим решить проблем не получится, придется обращаться к сотрудникам ГИБДД, а также известить свою страховую компанию.
В момент оформления ДТП обязательно дайте друг другу свои данные, а именно:
- паспортные данные;
- сведения из полиса страхования;
- серия страховки;
- номер специального знака (спецзнак обычно находится на лобовом стекле автомобиля).
Обязательно дождитесь приезда сотрудников ГИБДД и сотрудника страховой компании.
Действие №2. Получите справку о ДТП.
Обычно эту справку выдают на месте аварии, но если этого не сделали, посетите отделение ГИБДД и получите документ. Обратите внимание на то, чтобы в справке было отмечено как можно больше конкретных фактов, связанных с характером повреждения ТС.
Действие №3. Обратитесь в страховую компанию.
Если вы виновны в ДТП, в течение трех дней обратитесь в страховую компанию с заявлением и необходимыми документами по делу.
Если вы не сделаете это вовремя, то вполне возможно, что вам грозит регресс, то есть возврат выплаченных средств страховщику.
В страховую организацию необходимо подавать следующие бумаги:
- паспорт клиента;
- идентификационный номер;
- водительские права;
- техпаспорт ТС;
- справку о ДТП;
- страховой полис;
- справка из медучреждения.
Кроме этого, в пакет документов может входить доверенность (если таковая имеется), финансовые документы о расходах (услуги эвакуатора, хранения ТС, прочее).
Действие №4. Получите решение суда.
Получить решение суда можно приблизительно в течение 10 дней. Если вы хотите, чтобы страховка была выплачена в кратчайшие сроки, лучше самостоятельно явиться в суд и получить данное решение.
Действие №5. Организуйте проведение независимой экспертизы.
От того, какие сведения будут у страховой компании по поводу ущерба, полученного в результате аварии, будет зависеть размер компенсации. Именно поэтому важно, чтобы результаты осмотра были как можно более точными. Для этого и организуют независимую экспертизу.
Действие №6. Получите компенсацию.
Срок выплат компенсации страховщиками равен 90 календарным дням. Если в течение указанного срока выплаты не произведены, клиент может требовать компенсации за каждый просроченный день.
Действия водителя на месте дорожно-транспортного происшествия.
Водителю предлагается примерный перечень действий на месте аварии, составленный по принципу неотложности.
- Остановить транспортное средство
Распространенная ошибка - водитель, поддавшись уговорам не создавать "пробку", освободить проезд под мостом или отъехать в сторону с трамвайных путей, "из жалости" убирает автомобиль с места аварии. Водитель не подозревает, что своими руками уничтожил доказательства и сделал практически невозможным установление вины, а значит, не сможет взыскать деньги за поврежденный автомобиль. - Записать свидетелей
Свидетели - это люди, своими глазами видевшие ДТП (очевидцы) или присутствующие при разговоре водителей, когда виновник признавал свою вину, предлагал деньги.
Лучшие свидетели дорожно-транспортного происшествия -это водители. Спешите записывать государственные номера и марки автомобилей, оказавшихся рядом с местом ДТП в соседнем ряду, либо на перекрестке. Найти водителя по данным автомашины будет несложно. Следующая категория - это водители общественного транспорта: трамваев, автобусов, троллейбусов, - достаточно запомнить маршрут и бортовой номер. При указании водителей оперативных автомобилей (скорая медицинская помощь, инкассация, милиция, такси) обращайте внимание на бортовые и государственные номера.
Столкновение происходит за несколько секунд, и найти человека, видевшего саму аварию, а не стоящие автомобили, крайне сложно. Поэтому спешите записать таких очевидцев, они ждать не будут, разойдутся и разъедутся.
Если водителей записать не удалось, то пригодятся и другие свидетели, пусть даже они ваши родственники, знакомые, дети. Степень заинтересованности в исходе дела определит следователь.
Как же поступить, если свидетелей не оказалось или не удалось записать на месте происшествия? Не отчаивайтесь, свидетели всегда есть, нужно только их найти. Подайте в газету или в "бегущую строку" платное объявление.
Образец: "Очевидцев столкновения 29 марта на перекрестке Малышева-Луначарского просьба позвонить водителю по телефону 00-11-22".
Показания таких очевидцев принимаются в ходе рассмотрения дела в ГИБДД и оцениваются наравне с показаниями других участников. - Оказать помощь пострадавшему
Если Вы не владеете навыками оказания первой помощи, то достаточно подложить под голову сбитого пешехода сумку, валик из свернутой одежды, т.е. зафиксировать голову в поднятом положении.
Не оставляйте пострадавшего одного, используйте для вызова "скорой помощи" пассажиров, водителей встречных, попутных автомашин.
Часто водители, руководствуясь чувством сострадания, спешат усадить пострадавшего в свою автомашину и доставить в больницу. Такие действия имеют крайне негативные последствия. Во-первых, в нарушение п. 2.5 Правил дорожного движения место происшествия не сохраняется, следы уничтожаются. Во-вторых, только в экстренных случаях допускается транспортировать пострадавшего вне "скорой помощи". При этом используется попутный транспорт, а не автомашина участника ДТП. И самое главное, только бригада "скорой помощи" владеет информацией, в какую больницу доставить пострадавшего. - Вызовите на место ДТП ГИБДД
Это сделать несложно, речь же пойдет о тех случаях, когда виновник предлагает Вам Госинспекцию не вызывать, а разобраться самим. Идеальный вариант, скажете Вы, быстро и без посредников разрешить конфликт. Возможно. Однако, не забудьте подстраховаться на случай, если Ваш "компаньон" передумает восстанавливать Вам автомобиль.
Не договаривайтесь между собой "самостоятельно", без вызова ГИБДД, если при ДТП пострадали люди. В этом случае может иметь место не простое возмещение ущерба, а вероятность возбуждения уголовного дела. Не становитесь преступником.
Согласно Правилам дорожного движения, все дорожно-транспортные происшествия без исключения должны быть зарегистрированы в Госинспекции. Без такой регистрации Вы лишаете себя возможности, во-первых, обратиться в страховую компанию для получения страховки, во-вторых, становится крайне сложным взыскание ущерба в народном суде, в-третьих, Вы из добропорядочного гражданина превращаетесь в правонарушителя, ведь за уезд с места происшествия предусмотрено наказание в виде крупного штрафа или лишения права управления автомашиной на срок от 2 до 3 лет, независимо от виновности в ДТП.
Если Вы все-таки решили разобраться без ГИБДД, то:- обязательно составьте схему места столкновения, попросите второго водителя подписать ее;
- на месте обговорите стоимость ущерба и срок ее выплаты;
- запишите свидетелей, слышавших, как второй водитель признавал вину и соглашался восстановить автомашину;
- берите задаток при свидетелях - это лучшее доказательство признания вины вторым водителем, ведь если водитель передал Вам деньги, значит, он признал себя виновным, - это будет очевидно и инспектору ГИБДД, и судье;
- бессмысленно брать у виновника в залог водительское удостоверение, т.к. виновному легче заявить в ГИБДД об утере документов, заплатить штраф и получить новое удостоверение, чем выплачивать Вам стоимость возмещения ущерба.
- Участие в осмотре места происшествия
Вместе с сотрудниками Госинспекции примите самое активное участие в осмотре места аварии.- укажите на проезжей части место столкновения автомашин, встаньте на него - этим Вы поможете инспекторам произвести необходимые замеры;
- сообщите сотрудникам ГИБДД, что Вы записали свидетелей, но не отдавайте листок с фамилиями и адресами этих свидетелей. Надейтесь только на себя и исключите всякую вероятность утери ценных сведений;
- обратите внимание бригады Госинспекции на следы торможения, длина и месторасположение которых позволит впоследствии установить вину в происшествии;
- если на месте ДТП у Вас изъяли документы, не выдав взамен ничего, не огорчайтесь, документы вернут после Вашего визита в ГИБДД. Уточните лишь, по какому адресу находится Госинспекция;
- срок приезда в ГИБДД после дорожно-транспортного происшествия - 2 часа;
- до приезда сотрудников ГИБДД постарайтесь не употреблять спиртсодержащие успокоительные лекарства. Это связано с тем, что все водители-участники ДТП проходят медицинское освидетельствование у нарколога.
- Вызов технической помощи
В городе существует служба технической помощи, эвакуации автомобилей. Эта организация транспортирует поврежденные автомашины с места ДТП на место парковки.
Впрочем, достаточно дозвониться до Госинспекции и сказать, что требуется техпомощь.
Рассмотрение дорожно-транспортного происшествия.
- Визита в ГИБДД не избежать
После ДТП водителю рекомендуется в максимально короткий срок прибыть в ГИБДД для оформления материала. В предыдущей главе упоминалось, что это связано с медицинским освидетельствованием. Действительно, Правила дорожного движения обязывают водителя в подобных случаях проходить медосви-детельствование. Это обязанность водителя, но как быть, когда за такие услуги медицинские работники требуют денежной оплаты? Платить не надо, напишите в объяснении, что от прохождения медицинского осмотра не отказывались, но оплачивать подобного рода услуги не в состоянии.
Театр начинается с вешалки, а Госинспекция - с дежурной части. Именно работники дежурной части выезжают по Вашему звонку на место аварии, производят необходимые замеры участка дороги и оформляют материалы происшествия, чертят красивые схемограммы, составляют протоколы. Работа эта кропотливая и занимает значительное время: от 30 минут до 3 часов. Используйте предоставленное время рационально: успокойте по телефону родственников, позвоните адвокату, сходите покурить в конце концов.
Итак, Вам предстоит рассказать в Госинспекции о своем дорожном происшествии. Лучший способ это сделать - письменно заполнить объяснение. У Вас достаточно времени, чтобы успокоиться и сосредоточиться. Начните рассказ по порядку: как разворачивались события непосредственно перед аварией.
Как правило, водитель замыкается на доказывании собственной невиновности, не решаясь "обвинять" второго участника происшествия. Такая скромность часто вредит делу. Вы - водитель, специалист в своей области, изучивший Правила дорожного движения, сдавший экзамены в ГИБДД и каждый день сталкивающийся на дороге с экстремальными ситуациями. Поверьте, Ваше мнение не последнее в этом деле. Обязательно укажите, в чем Вы видите нарушение Правил со стороны второго водителя, сошлитесь на раздел, пункт Правил дорожного движения. Это может быть: маневрирование, неверный выбор скорости движения, нарушение правил обгона, и т.д. Однако, не концентрируйте излишнего, внимания на скорости второго водителя, если не имеете подтверждения своих слов. Точно определить скорость можно тремя способами: специальным прибором (барьер); по спидометру, но для этого нужно находится в машине рядом с водителем; по следам торможения путем математических расчетов. Определение скорости "на глаз" - дело неблагодарное и не будет иметь силы доказательства.
Не забудьте вписать в объяснение фамилии и адреса свидетелей происшествия. Будет просто замечательно, если Вы в качестве наглядной демонстрации схематично зарисуете, как произошло столкновение, с указанием стрелочками направления движения и маневры автомобилей. - Подписание документов
НЕ СПЕШИТЕ ПОДПИСЫВАТЬ СЕБЕ ПРИГОВОР.
Многие водители воспринимают ознакомление и подписание документов как простую формальность. Между тем. на основании подписанных документов, возможно, будет установлена Ваша вина. Давайте посмотрим, что за документы оформляются в Госинспекции.
Протокол осмотра транспортного средства составляется на каждый автомобиль и содержит сведения обо всех видимых механических повреждениях. Прочитайте повнимательней о перечисленных повреждениях. Все ли указано?
Схема места дорожно-транспортного происшествия - самое важное доказательство. Обратите внимание, на чьей полосе зафиксировано место столкновения, какова ширина проезжей части и сколько метров от вашего автомобиля до правой обочины. В ситуациях, когда водители называют разные места столкновения, на схеме зарисуют тоже два места. Однако, изворотливому водителю, обманывающему сотрудников Госинспекции, рано радоваться. Ведь только на истинном месте столкновения от удара осыпается грязь, преломляются следы торможения, волочения транспортного средства.
Протокол осмотра места происшествия - здесь словами записываются сведения, зарисованные на схеме, и дополнительно фиксируется состояние проезжей части, погодные условия, освещенность и видимость в направлении движения и многое другое.
В случае несогласия потребуйте внести изменения в документы. Лишь убедившись в достоверности всех сведений, можете со спокойной душой поставить "свой автограф".
Раз документы подписаны, никто теперь не имеет права вносить какие-либо изменения, приписки, дорисовки. - Административный протокол
Мало кто из нас не знает или не слышал что такое протокол об административном нарушении. В нем указаны нарушенный пункт Правил дорожного движения, статья кодекса и время проведения административной комиссии, куда нарушителю следует явиться. Виновному водителю всегда предлагается подписать протокол. Вместо этого взволнованный водитель произносит бранную речь и наотрез отказывается от подписи.
Осудить такой поступок может лишь человек, никогда не попадавший в подобную ситуацию. И все же жест такой скорее психологический и связан с незнанием дела. Отказ от подписи протокола не снимет с Вас вины, так как Ваша подпись лишь означает, что вы внимательно ознакомились с протоколом. Логичнее взять протокол в руки и вписать, что с виной в ДТП не согласен. Свои возражения можно изложить письменно и приобщить к протоколу. Сам протокол не является предметом обжалования, однако, до разбора правонарушения Вы можете предоставить новые доказательства своей невиновности и настаивать на проведении дополнительной проверки. - Не забывайте забрать документы
Как правило, в день дорожно-транспортного происшествия после подписания схем и протоколов, водителям возвращают все документы на автомашину, водительские удостоверения или временное разрешение на право управления транспортным средством. Водителю, которому повезло меньше и который признан виновным, обязательно выдается копия административного протокола, а вместо водительского удостоверения -временное разрешение.
Временное разрешение - это документ-аналог водительского удостоверения. Имеет единую форму и действителен на всей территории России. Выдается на 30 суток, и никто не вправе уменьшить срок действия даже на один день. Временное разрешение теряет свою силу после вынесения решения административной комиссии о лишении права управления или при возвращении водителю удостоверения. - Административная комиссия
Виновник происшествия в течение 10 дней после составления протокола приглашается на административную комиссию. Если Вы не согласны с предъявляемым Вам обвинением, то подготовьте заявление о повторном рассмотрении дела. В заявлении дайте свою оценку происшедшему с указанием причин несогласия. В соответствии с законодательством Ваше заявление примут, организуют по делу о дорожно-транспортном происшествии дополнительную проверку и в десятидневный срок подготовят ответ о ходе или результатах проверки. В течение всего времени проведения проверки Вы сможете продолжать пользоваться своей автомашиной по временному разрешению.
Если Вы все же чувствуете свою вину в происшествии, принесите на административную комиссию ходатайство трудового коллектива, соседей с места жительства, своей семьи о применении к Вам минимального наказания, что обосновывается тяжелым материальным положением или производственной необходимостью. - Оценка ущерба, причиненного транспортному средству
Наибольшие разногласия между водителями обычно возникают в оценке суммы ущерба, причиненного автомобилю. Выход один - обратиться к независимым экспертам, умеющим с использованием прейскурантов цен, грамотно и непредвзято, в присутствии обеих сторон, подсчитать точную сумму ущерба. Заключение об ущербе потребуется в дальнейшем в ГИБДД и в суде. Для обращения в независимое автоэкспертное бюро достаточно иметь при себе свидетельство о регистрации транспортного средства и сведения о втором водителе: фамилию, имя, отчество, место жительства. В бюро Вам подскажут текст телеграммы с уведомлением о вызове на оценку второго водителя. В течение трех дней с момента осмотра автомашины оценочный акт будет готов.
Для автомобилей, эксплуатация которых невозможна из-за повреждений, предусмотрен выезд эксперта на место парковки.- Оба водителя заинтересованы в том, чтобы принять участие в оценке, чтобы учли все повреждения, но и не насчитали лишнего.
- Второй водитель приглашается на оценку телеграммой с уведомлением, которую направляют по месту прописки.
- Оценка производится в присутствии обоих водителей или представителей владельцев автомашин. В случаях уклонения второй стороны оценка все равно состоится, достаточно предъявить уведомление от телеграммы.
- Стоимость услуг эксперта включается в общую сумму ущерба и взыскивается с виновного водителя.
- Добровольное возмещение ущерба
Речь пойдет о той стадии, когда в ГИБДД установили вину и теперь предстоит рассчитаться за поврежденную автомашину и ущерб здоровью.- Узнайте, кому принадлежит автомобиль
Если автомашина записана на предприятие, государственное учреждение, войсковую часть и тому подобное, то деньги в счет погашения ущерба следует передавать не водителю, а представителю организации, с обязательным составлением расписки о возмещении ущерба и отсутствии претензий. - Как правильно подсчитать ущерб
Ущерб автомашине уже подсчитан в экспертном бюро. Моральный вред учитывается только при обращении в суд. Остается оценить вред, нанесенный здоровью и неполученный заработок. - Выясните вопрос о страховке
Мы живем в стране, где большинство населения малоимущее. Кто оплатит ущерб, если виновник не имеет ни гроша за душой? Вопрос риторический. Если автомобиль или здоровье человека застрахованы, то ущерб возместит страховая компания. Страхование - едва ли не единственный способ защитить себя на случай ДТП, угона автомашины. - Оплата лечения пострадавшему
Во-первых, узнайте, имеет ли больной полис медицинского страхования. Для обладателей полисов стационарное лечение бесплатное, больному лишь предлагается приобрести ряд лекарственных препаратов с более эффективным действием, чем имеющиеся в больнице. В то же время пациент нуждается в усиленном питании и расходует на соки, фрукты, калорийную пищу немалые деньги. При отсутствии полиса всю стоимость лечения, включая койко-место и трехразовое питание больному придется оплатить.
Амбулаторное лечение, т.е. лечение в поликлинике с ведением амбулаторной карты во многом оплачивается за счет больного, физиотерапевтические процедуры, инъекции, лечебный массаж, УЗИ внутренних органов, не говоря уже о лекарственных препаратах, - платные. Сюда же отнесем поездки на такси в поликлинику, ведь у пострадавших, как правило, повреждены ноги, и на общественном транспорте они добраться не смогут. - Рекомендуется навестить пострадавшего в больнице
Нередко у водителя перед посещением больницы появляются сомнения. Не даст ли он повод пострадавшему сесть себе на шею. Безусловно, требуется определенное мужество, чтобы встретиться глазами с искалеченным человеком. В результате поездка откладывается, а больной человек, зачастую прикованный к постели, видя полное безразличие к своей судьбе, ожесточается и начинает винить во всех своих бедах водителя. Практика показывает, что при проявлении элементарного внимания и минимальной материальной помощи в виде лекарств, продуктов, пострадавший не претендует на деньги водителя. Страхи оказаться "вечным спонсором" беспочвенны. В конце концов, вы сами решаете, в каком объеме оказать помощь изувеченному человеку. - Посещение больницы начните с разговора с лечащим врачом
Узнайте точный диагноз, поинтересуйтесь примерным сроком лечения, навещают ли больного родственники, не требуются ли дополнительно какие-либо лекарства. При покупке медикаментов передайте их лично лечащему врачу, впоследствии врач всегда подтвердит Вашу помощь в лечении. Прихватите в палату к больному фруктов, соков. Не пытайтесь в разговоре с пострадавшим выяснить, кто виноват в происшедшем. Вину установят в ГИБДД. Ценны Ваша человечность и внимание к незнакомому человеку, попавшему в беду, и, конечно, помощь лекарствами и витаминами. - Сохраняйте товарные чеки при покупке лекарств
- Узнайте, кому принадлежит автомобиль
- Виновник рассчитываться не спешит
- Сила логики
Далеко не всегда виновник ДТП желает возместить ущерб. Вам придется прибегнуть к элементарной логике и убедить оппонента, что платить все равно придется. Во-первых, Вы не успокоитесь и обратитесь в суд. Дело беспроигрышное, да и закон на Вашей стороне. Во-вторых, все судебные издержки, включая проведение оценки транспортного средства, а также услуги адвокатов виновнику придется дополнительно оплатить. В-третьих, в суде Вы будете вынуждены требовать возместить моральный вред, и сумма будет большой. В-четвертых, для оплаты ущерба на автомашину, гараж, садовый домик, а, возможно, и квартиру, суд наложит арест с последующей продажей, что вряд ли устроит виновника. И наконец, не жалко ли ему тратить столько времени и нервов на походы в суд, если все равно дело он проиграет и платить придется.
Проявите дипломатичность в определении суммы ущерба. Учитывайте материальное положение и реальные возможности виновника. Может быть, интереснее получить только 70% суммы ущерба, но сразу, чем пытаться через суд вытягивать с неимущего всю сумму, потратить год, да так своего и не получить. Хочется напомнить, что в первую очередь виновник обязан возместить издержки суда, а лишь потом Ваш ущерб. Одним словом, не жалейте времени на убеждение, внесудебный порядок возмещения ущерба - это идеальный вариант. - Если без суда не обойтись
Раз по-хорошему договориться не получилось, придется идти в народный суд. Судиться - дело хлопотное и обычному человеку без помощи юристов-профессионалов не обойтись. Вообще консультация юриста не повредит и при рассмотрении дела в ГИБДД. А уж при подаче иска в суд, при возбуждении против Вас уголовного дела обратиться к юристу сам бог велел.
Дела по дорожно-транспортным происшествиям имеют особую специфику и требуют хороших знаний устройства автомашины, Правил дорожного движения, обладания навыками вождения, умения назначить автотехническую экспертизу и многого другого. Только опытные юристы, специализирующиеся на делах по ДТП, могут оказать водителю эффективную помощь.- Исковое заявление подается в суд по месту жительства ответчика.
- Обращаться в суд нужно после вынесения решения по делу в ГИБДД.
- Не теряйте надежды и продолжайте уговоры виновника добровольно выплатить стоимость ущерба.
- Сила логики
Ответственность при дорожно-транспортных происшествиях.
Для водителя, ставшего виновником ДТП, предусмотрено несколько видов ответственности: уголовная - в виде лишения свободы; административная - штраф, лишение права управления автомашиной; гражданско-правовая - имущественное (денежное) возмещение ущерба. Все зависит от тяжести последствий.
- ДТП с повреждением автомобилей
Наступает административная ответственность перед государством в лице Государственной инспекции безопасности дорожного движения - штраф; гражданско-правовая ответственность перед пострадавшим - восстановление поврежденного автомобиля. - ДТП с причинением вреда здоровью людей
Это случаи, когда пассажиру, пешеходу или водителю причиняются какие-либо телесные повреждения. Вид ответственности зависит от сроков продолжительности лечения пострадавших. Так, административная ответственность в виде штрафа или лишения права управления автомашиной на срок от 3 до б месяцев наступает, если срок общего лечения не превысил 21 дня. Говоря юридическим языком, здоровью пострадавшего причинен легкий вред. Лечение может быть стационарным с помещением в больницу или амбулаторным в поликлинике по месту жительства, но обязательно с ведением медицинских документов: истории болезни, амбулаторной карты. Если пострадавший в больницу не обращался, а лечился дома народными средствами, то ему будет проблематично доказать сроки своего лечения, тем более настаивать на возбуждении уголовного дела.
При лечении более 21 дня или явных признаках увечий (потеря органа, обезображивание лица и т.д.) наступает уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до двух лет, а при наступлении смерти пострадавшего - лишение свободы до 5 лет. И в том и в другом случае водитель остается обязан оказать материальную помощь в восстановлении пошатнувшегося здоровья пострадавшего. Ущерб здоровью определяется в денежном эквиваленте и состоит из следующих компонентов:- стоимости стационарного лечения;
- стоимости амбулаторного и восстановительного лечения: физиопроцедуры, инъекции, сбор анализов, лечебный массаж, наложение гипса, пользование костылями, УЗИ, рентген, снимки, лекарственные препараты и т.д.;
- наем автомашины для поездок в поликлинику;
- стоимость косметических операций: при травмах головы и лица на первом этапе лечения восстанавливают костную структуру черепа, последующие этапы кожной (косметической) пластики платные и очень дорогостоящие;
- услуги нянечки или сиделки: при переломах костей таза, позвоночника, ног пострадавший не в состоянии самостоятельно передвигаться и нуждается в дополнительном уходе.
В дополнение к сказанному отмечу, если уголовная и административная ответственность наступает только при наличии вины водителя, то гражданско-правовая ответственность по восстановлению здоровья пострадавшего применяется и к невиновным в ДТП водителям. Дело в том, что транспортное средство создает повышенную опасность для людей, и если Вам под колеса попал неосторожный пешеход, а Вашей вины нет, закон все равно обязывает Вас оплатить его лечение (статья 1079 Гражданского Кодекса РФ).
Отдельные виды дорожно-транспортных происшествий.
На примере нескольких типичных дорожно-транспортных происшествий хочется показать, как в несложных ситуациях из-за неграмотных действий водителя обстоятельства столкновения искажаются, и невиновный превращается в виновного.
- Простая ситуация:
Наезд автомобиля ГАЗ-31029 на остановившуюся автомашину ВАЗ-2101. Вина очевидна, водитель а/м ГАЗ неверно выбрал скорость или не соблюдал безопасной дистанции. Но стоит водителю автомобиля ГАЗ слукавить, заявив, что "Жигули" двигались задним ходом, как все переворачивается с ног на голову. Законопослушному водителю расстраиваться не надо, достаточно сохранить место происшествия, следы столкновения, ни в коем случае не убирать автомобиль и вызвать ГИБДД. Наличие следов торможения любой из автомашин, расположение осколков стекол, осыпавшейся грязи и степень механических повреждений позволят установить виновного водителя. В свою очередь, если пострадавший водитель все-таки умудрился сдвинуть свою автомашину в сторону, позволил проезжающему транспорту закатать следы столкновения, определить вину будет невозможно. - Лобовое столкновение
Очевидный факт: кто выехал на встречную полосу, тот виновен в происшествии. Остается сохранить место столкновения и дождаться приезда ГИБДД. Для выяснения вопроса: кто заехал на встречную полосу? - требуется замерить ширину проезжей части. Вместе с сотрудниками ГИБДД примите самое активное участие в проведении замеров. Десять сантиметров могут решить вопрос о виновности той или иной стороны. Прямо на месте ДТП составляется черновик схемы с указанием всех расстояний на проезжей части. Внимательно ознакомьтесь с черновиком, второй возможности перемерить дорогу у Вас не будет. Бывают случаи, когда водитель не выезжал на встречную полосу, но по невнимательности подписал схему, где его автомашина изображена на встречной полосе. В таких случаях моряки говорят - сушите весла. Водитель не глядя подписал себе приговор и ни свидетели, ни повторный выезд на место аварии не помогут. Да и что замерять на дороге, с которой давно убрали автомашины? Что скажут свидетели, когда сам водитель замерял расстояние до места столкновения, подписал схему, а теперь идет на попятную?
В качестве совета: в зимнее время замеряется фактическая ширина проезжей части, а не расстояние до поребриков. Это логично, летом проезжая часть 10 метров, а зимой всего 7. Для движения используется накатанная часть дороги, ее и стоит замерять, оставив в покое сугробы у бордюров. - Маневрирование
Водитель автомобиля "ГАЗель", двигаясь по дороге с двусторонним движением, имеющим четыре полосы, намеревается повернуть налево в дворовый проезд. Он заблаговременно занял крайнее левое положение на проезжей части, включил указать поворота и приступил к выполнению маневра. В это время в попутном направлении по встречной полосе с явным превышением скорости следовала автомашина "Москвич". Происходит столкновение. Каково же было удивление водителя автомашины "ГАЗель", когда его признали виновным в ДТП. "Позвольте, - возражал он. - Я не нарушал правил, а вот водитель "Москвича", напротив, мало того что ехал по встречной полосе, что на данной дороге недопустимо (п. 9.2 ПДД), так еще и скорость превысил. Почему же было принято такое решение?" Оба водителя виновны. Водитель "ГАЗели" виновен в столкновении, в ДТП, так как именно он согласно п. 8.1 Правил дорожного движения обязан обеспечить полную безопасность своего маневра. Водитель "Москвича" безусловно тоже нарушил Правила дорожного движения, за что был наказан административным штрафом, но его нарушения не находятся в причинной связи с дорожно-транспортным происшествием. Иными словами, причиной столкновения послужило маневрирование, а не движение в прямом направлении, пусть и по встречной полосе с превышением допустимой скорости.
Недопонимание водителями, что не все нарушения Правил дорожного движения являются причиной столкновения, приводят к большому разочарованию и денежным потерям.
Еще один пример. На неравнозначном перекрестке произошло столкновение двух автомобилей. Один из водителей, тот, кто ехал по главной дороге, был пьян. Второй же водитель был абсолютно трезв, правда, выехал с второстепенной дороги. Кто же из них прав? В данном дорожно-транспортном происшествии виновен трезвый водитель, так как он не уступил дорогу. Вины же пьяного водителя в ДТП нет. В результате трезвый водитель будет восстанавливать обе машины, а второго (пьяного) накажут только за управление в нетрезвом состоянии. - Проезд перекрестков
Зачастую при столкновениях на перекрестках водителям тяжело доказать, кто выехал на зеленый сигнал светофора. Смена сигнала - дело нескольких секунд. Но именно горящий сигнал светофора позволит установить вину. В этой ситуации ваше спасение в свидетелях. Только они смогут подтвердить, кто из водителей выехал на зеленый свет. Раз уж вам довелось стать участником столкновения на регулируемом перекрестке, то бросайте все, спешите записывать свидетелей. Если нет добровольцев, запишите номера и марки соседних автомобилей.- Не отпускайте пассажиров своей автомашины, пока не запишете их фамилии и адреса.
- Не забывайте про субъективный момент.
Желательно, чтобы Вы первый добрались до телефона и вызвали ГИБДД. Этот факт имеет психологическое значение, так как служит подтверждением Вашей уверенности в своей правоте, во-вторых, Вы лишаете другого водителя повода дойти до телефона, а значит, он не сможет вызвать на место аварии своих знакомых и представить их в роли свидетелей.
Существуют такие варианты столкновений на перекрестках, когда Правилами как бы предопределен исход дела. Речь идет о столкновении, где один водитель заканчивает проезд перекрестка, а второй только начинает движение в поперечном направлении. В лучшем положении всегда находится водитель, заканчивающий проезд перекрестка. Ему достаточно доказать, что он проехал стойку светофора на разрешающий зеленый, а в ряде случаев и желтый сигнал светофора. Водителю, начинающему движение, мало сказать, что выехал на зеленый свет. Потребуется доказать, что вторая автомашина выехала на перекресток, когда горел красный свет. Доказать подобный факт очень сложно, потому велика вероятность в конечном итоге оказаться виновным. Принципиальное значение будет иметь расстояние, пройденное обоими автомобилями, и скорость движения от стойки светофора до места столкновения.
- Наезд на пешехода
Несколько аксиом. Дорога - рабочее место водителя. Движение пешеходов по проезжей части Правилами дорожного движения запрещено, допускается пересекать проезжую часть строго в установленных местах и под прямым углом к краю тротуара. В остальных случаях пешеход сам обеспечивает безопасность своего перехода. В то же время пешеходы, полностью пренебрегая личной безопасностью, выходят на проезжую часть в самых неподходящих местах. При этом они становятся нарушителями Правил и, попадая под автомашину, сами виновны в происшедшем.
Несмотря на явную вину пешеходов при совершении ДТП всегда рассматривается вопрос, не нарушал ли водитель Правил. Своевременно ли затормозил, т.е. выполнил три требования п. 10.1 Правил дорожного движения. В абсолютном большинстве случаев, пешеходы так внезапно появляются на проезжей части, что не дают водителю никакой возможности избежать наезда. И только когда водитель прозевал момент выхода пешехода на дорогу и не успел вовремя нажать на тормоза, наступает ответственность вплоть до возбуждения уголовного дела. Хочется еще затронуть вот какую тему. Вы наверняка слышали истории про водителей, сбивших пешеходов, и из жалости соглашающихся довезти пострадавших до дому. Как правило, пешеходы по своей невнимательности попадают под колеса, водители же оставляют свой телефон, называют имя и со спокойной совестью уезжают. Не чувствуя за собой никакой вины и не предвидя проблем, водитель вскоре забывает о случившемся. Вместе с тем, пострадавший первые часы находится в шоковом состоянии и не понимает, что требуется медицинская помощь. На практике встречались случаи, когда люди со сломанными ногами самостоятельно доходили до дома. В итоге пострадавший обращается в больницу, а врачи, действуя по инструкции, сообщают о происшествии в Госинспекцию. Водитель выступает в роли злодея, уехавшего с места происшествия и не сообщившего в ГИБДД, что рассматривается как серьезное правонарушение, за которое судья может лишить права управления до трех лет, назначить исправительные работы, вынести внушительный штраф (статья 165 КоАП РФ).
Не становитесь без вины виноватым
Выясните на месте ДТП, имеет ли к Вам пешеход какие-либо претензии, возьмите расписку, а если все-таки отвезли его домой, то поспешите сообщить о происшествии в Госинспекцию.
Если водитель попал в ДТП, но не виноват, ему следует серьезно отнестись к собственным действиям. Легко можно совершить непростительную ошибку, которую впоследствии не получится исправить. Любая авария может быть рассмотрена по-разному, поэтому нельзя соглашаться со всеми словами и подписывать, не читая, документы.
Идеальным вариантом будет мгновенно обращение к профессиональному юристу. Воспользовавшись номером телефона, указанным выше, удастся сразу оградить себя от неправомерных действий. Отсутствие вины будет подтверждено, а потом специалист осуществит необходимые шаги для правильного оформления документов и востребования полной денежной выплаты в страховой компании.
Невиновность в ДТП придется доказывать
Когда попал в ДТП, придется доказывать невиновность. Автокатастрофа рассматривается инспекторами ГИБДД и страховщиками поэтапно, но даже в этом случае встречаются ошибки или банальный обман. Человек, хоть раз попадавший в подобную ситуацию, наверняка отлично знает, с какими неприятностями часто приходится сталкиваться.
Только собственные весомые доказательства способны исправить ситуацию. Если попали в ДТП, следует знать, что делать. Ошибки могут появиться даже в , поэтому водитель должен позаботиться обо всем. Автовладельцу стоит поинтересоваться правильными действиями в сложных ситуациях, которые удастся успешно исправить, восстановив справедливость и получить .
Важно! Страховые компании тщательнее всего оценивают место происшествия, а потом уже приступают к технической экспертизе транспортного средства.
Действия потерпевшего, не виноватого в ДТП
Когда попал в аварию, необходимо следовать определенным инструкциям. Практика подсказывает, что просто сказать, «я не виноват», недостаточно. В жестких условиях быстрой оценки ситуации могут быть сделаны неправильные выводы.
Как следует поступать, чтобы исключить неожиданности?
- Остановить машину;
- Собрать свидетелей;
- Вызов инспекторов;
- Связаться со страховщиком;
- Участвовать в осмотре;
- Вызвать эвакуатор.
Точный порядок действий при любом ДТП остается сложным вопросом. Только хладнокровие помогает водителю правильно повести себя, чтобы получить доказательства, которые наверняка потребуются в судебном разбирательстве. Услуги опытного юриста окажутся нелишними, если попали в ДТП, хотя подробное описание этапов все равно нужно. Оно даст первоначальную полезную информацию для уточнение правил поведения.
Остановить машину
Главной ошибкой потерпевших является продолжение поездки. Когда попал в ДТП, следует остановиться в обязательном порядке. Неважно, было ли получено повреждение, в любом случае придется зафиксировать столкновение, а также пройти поэтапно весь процесс.
Действия при ДТП всегда начинается с остановки. Она предусмотрена законодательством РФ, поэтому нарушать это условие нельзя. Лучше потратить чуточку драгоценного времени, чем в будущем оказаться виновником. Подобные ситуации встречаются нечасто, но все-таки страховые компании идут даже на обман, стараясь отказать в ремонте. Если выплаты по нет, пора обратиться к юристу. Только он проверит правомерность проведенных исследований, которые позволили сделать определенные выводы.
Собрать свидетелей
Машина попала в аварию, поэтому потребуются свидетели произошедшего. В такой ситуации необходимо серьезно отнестись к каждой детали, так как показания могут оказаться полезными. Опрашивать присутствующих нельзя без их желания, но уточнить контактные данные придется. При судебном разбирательстве ими стоит воспользоваться, чтобы подтвердить собственные слова.
«В ДТП я попал случайно…», – такие слова не заинтересуют представителей власти. Инспектор ГИБДД основывается на результатах осмотра места происшествия, поэтому поспорить с ним сложно. Хотя при помощи свидетелей впоследствии можно отправить опровержение. Причем его составление без доказательной базы окажется бессмысленным, так как не позволит добиться справедливости.
Вызов инспекторов
Вызов инспекторов ГИБДД необходим. Когда попал в ДТП, потерпевшему соглашаться на решение «на месте». При желании это можно будет сделать впоследствии, но происшествие должно быть зарегистрировано. Юристы напоминают, что пора отбросить прежние привычки, ведь такие действия ошибочны. Пусть виновнику грозит лишение прав, нужно действовать в соответствии с положением законодательства РФ.
Машина попала в ДТП, о чем должна быть извещена страховая компания. Потерпевшему это потребуется для последующей переоценки состояния транспортного средства. Он должен понимать, что после выявления обмана будет выписан серьезный .
Важно! Страховые компании часто допускают использование данных, полученных инспекторами ГИБДД, поэтому не высылают собственных экспертов на место происшествия.
Связаться со страховщиком
Одновременно следует связаться с собственной страховой компанией. В отдельных случаях ее эксперты отправляются на место происшествия, но это необязательное действие. Когда попали в ДТП, что делать, подскажет , хотя можно обойтись предписанием специалистов.
При обращении в страховую компанию стоит подробно описать ситуацию. Часто после этого для получения денежных средств на восстановление автомобиля требуется лишь представить официальные данные осмотра инспектором. Так что беспокоиться о неожиданных потерях времени не следует.
Участвовать в осмотре
Порядок действий при ДТП также предусматривает непосредственное участие в осмотре места происшествия. Последовательные действия и подробное описание должно соответствовать истине. В крайнем случае всегда можно внести личные дополнения, которые должен зарегистрировать инспектор ГИБДД.
Если появилось расхождение во мнениях, нельзя подписывать документы. Будучи потерпевшим, нужно проверять отсутствие неоднозначных утверждений или определенных деталей. Полезными станут дополнительные фотографии, которые можно оставить в личном архиве, чтобы представить во время судебного разбирательства.
Важно! Доказательством личные фотографии не станут, но они подтвердят слова найденных свидетелей, принимаемых во внимание судом.
Вызвать эвакуатор
После столкновения машина может прийти в негодность. После этого наверняка потребуется полное восстановление, поэтому лучше лично воспользоваться услугами эвакуатора. После судебного разбирательства страховая компания полностью , но полагаться на действия правоохранительных органов не следует. Они лишь транспортируют транспортное средство, не заботясь о новых повреждениях.
Эвакуатор потребуется для доставки автомобиля к ближайшей мастерской или на стоянку. Это действие остается одним из главным, так как оно позволит избавить себя от лишних неприятностей. Не стоит забывать об этом, иначе в будущем придется долго искать личное имущество.
Чего стоит бояться потерпевшему?
Потерпевшие обычно заранее уверены в своей правоте. Они утверждают, «попал в ДТП, я не виноват», но страховые компании все равно отказывают в выплате. С одной стороны действия оказываются неправомерными, а с другой – полностью совпадают с представленным решением. Пора рассмотреть основные случаи, описываемые опытными юристами.
- Ошибочная оценка ситуации;
- Наличие нарушений виновником;
- Неправильная техническая оценка;
- Дополнительные повреждения.
Рассмотрение простой ситуации, когда попал в ДТП, я не виновник, что делать, как возместить убытки, поможет обратиться к распространенным вопросам водителей. Их обсуждение встречается на многочисленных форумах, хотя юрист в любой момент даст бесплатную консультацию в конкретной ситуации.
Ошибочная оценка ситуации
Постепенно ошибочная оценка ситуации становится редкостью. Инспектора ГИБДД вместе со страховыми экспертами делают правильные выводы, обеспечивая компании полезной информации. Хотя перед подписанием протолок осмотра места происшествия все же следует прочитать, чтобы не попасть впросак.
Оценка произошедшей ситуации – главный вопрос, разбираемый в судебных разбирательствах. Из-за нее потерпевшим приходится заботиться о наличии свидетелей и фотографий. В ином случае не удастся подтвердить собственный статус, а по условиям договора ОСАГО придет отказ в выплате.
Наличие нарушений виновником
До сих пор некоторые виновники аварий стараются обмануть страховые компании. Им не хочется самостоятельно оплачивать дорогостоящий ремонт иномарок, поэтому они пытаются сдвинуть транспортные средства или скрыться с места. Остановить другого водителя сложно, но зарегистрировать нарушения можно без представителей власти.
Инспектора ГИБДД не могут правильно оценить состояние места происшествия, если появятся неожиданные нарушения. Допускать их не следует, лучше заранее подготовить все необходимые материалы для последующего представления их экспертам. После чего уже не удастся обмануть специалистов, которые будут делать выводы.
Неправильная техническая оценка
Неправильная техническая оценка остается еще одной проблемой потерпевших. Они понимают, что техническая экспертиза при ДТП даст нужную информацию, но не уверены в ее правильности. Обман сохраняется, ведь компании всегда пытаются снизить размеры выплат. По этой причине заказ оценки часто приходится делать самостоятельно или с участием юриста.
После неправильной оценки на счет будет переведена некоторая сумма денег, но ее не хватит для полного восстановления автомобиля. Лучше идти до конца и в критической ситуации запускать судебное разбирательство. Это обеспечит правомерность решения, гарантирующего легкий ремонт транспортного средства.
Дополнительные повреждения
Дополнительные повреждения появляются неожиданно. Обычно они появляются из-за неправильной эвакуации транспортного средства с места аварии, но также бывают иные неприятности. Поломки или незначительные трещины просто остаются без должного внимания экспертов и инспектора ГИБДД.
Если в протоколе осмотра не указаны те или иные неисправности, ремонтом придется заниматься за свои деньги. «Когда я не виноват, действия при ДТП можно не осуществлять», такую мысль сразу следует исключить. Не поучаствовав в осмотре, человек даст возможность «упустить» пару важных деталей.
Поэтапное рассмотрение автокатастрофы проводится в обязательном порядке. Если водителю хочется остаться потерпевшим, лучше не допускать ни малейшей ошибки. Для этого достаточно последовательно учитывать нюансы, чтобы потом спокойно дожидаться перевода от страховой компании для восстановления машины.
Видео: что делать если невиновен в ДТП
Нужна консультация адвоката или юридическая услуга? Звоните!
Задать вопрос или заказать обратный звонок можно ниже