Оставление места дтп потерпевшим. Оставление места дтп
Неосторожность и самоуверенность водителя транспортного средства на дороге в редких случаях остается безнаказанной. Когда произошло по вине водителя, он будет нести ответственность согласно нормам действующего законодательства. Испугавшись ответственности или находясь в шоковом состоянии, человек может покинуть место происшествия, но в таком случае будет отвечать еще и за скрытие с места ДТП.
Чем же грозит оставление места ДТП нерадивому автолюбителю? Как понять, в каких случаях покинуть место аварии можно, а когда за подобные действия последует наказание? Об этом и пойдет речь в следующем материале.
Покинуть место дтп нельзя!
Дорожно-транспортным происшествием законодательство называет событие, случившиеся в ходе движения транспортного средства с его участием, вследствие которого причинен физический людей, произошла смерть одного из участников происшествия или был нанесен материальный ущерб в виде повреждения транспортных средств, перевозимых ими грузов, разрушения зданий.
Можно выделить несколько разновидностей ДТП:
- Столкновение – это происшествие, при котором столкнулись несколько транспортных средств. Столкновение может произойти между двумя автомобилями, которые находятся в движении, с внезапно остановившимся транспортным средством (на перекрестке, светофоре, перед пешеходным переходом) или с подвижным составом на железнодорожном пути. По траектории движения транспортных средств относительно друг друга выделяют несколько видов столкновений: попутное, встречное и боковое.
- Наезд на пешехода – это ситуация столкновения транспортного средства с физическим лицом – участником дорожного движения. Может быть в виде наезда движущегося транспортного средства на пешехода или же когда человек сам натолкнулся на находящийся в движении автомобиль.
- Наезд на препятствие – столкновение автомобиля с неподвижным предметом (забором, зданием, деревом и т.д).
- Наезд на велосипедиста – столкновение движущегося транспортного средства с велосипедом.
- Наезд на животное – столкновение транспортного средства и животного, в результате которого был причинен материальный ущерб владельцу животного.
- Опрокидывание – переворачивание транспортного средства на крышу в процессе движения.
- Наезд на не движущееся и др.
Законные действия водителя после совершения ДТП
Если есть пострадавшие, нужно в первую очередь помочь им!
Авария является основанием для немедленного прекращения движения всеми транспортными средствами, к ней причастными. Предметы, имеющее к ней отношение, забирать, переносить или перемещать запрещено. Если в результате произошедшего имеются пострадавшие, водитель обязан немедленно вызвать скорую медицинскую помощь и оказывать необходимую доврачебную помощь до приезда .
О случившимся следует сообщить в правоохранительные органы и ждать их приезда на месте происшествия. Не помешает записать данные свидетелей аварии. Виновнику категорически запрещено покидать место происшествия, исключение могут составить только экстренные ситуации.
Прием алкоголя, наркотических или психотропных средств после происшествия запрещен. Это может повлиять на достоверность результатов освидетельствования и установления всех обстоятельств аварии.
Что грозит водителю, оставившему место аварии?
Оставление места ДТП образует состав отдельного правонарушения. Согласно нормам действующего законодательства такое действие карается лишение права управлять автотранспортом на протяжении до 1,5 лет или на 15 суток.
В какой срок могут быть применены санкции?
3 месяца дает законодательство сотрудникам правоохранительных органов для привлечения сбежавшего с места аварии водителя к ответственности. Этот строк отсчитывается со дня происшествия и если по его истечению правонарушитель не найдется, то дело будет закрыто в связи с окончанием срока .
Когда оставление места аварии является вынужденной мерой?
Освобождение проезжей части должно быть осуществлено до приезда сотрудников ГИБДД, если участвующие в ДТП автомобили перекрыли дорогу и препятствуют движению других транспортных средств. До перемещения автомобиля водитель должен зафиксировать его расположение во время аварии, а также следы и предметы, причастные к происшествию. С этой целью составляется схема происшествия.
Обязательным условием является присутствие свидетелей, которые своими подписями должны удостоверить соответствие схемы ДТП реальным событиям. На схеме отмечается взаимное расположение автомобилей-участников дорожно-транспортного происшествия с привязкой к местности, а также указываются техничные характеристики трассы (ширина, количество полос), тормозной путь и другие параметры.
Покинув место аварии в связи с крайней необходимостью, водитель также не будет считаться правонарушителем. Крайней необходимостью в таком случае будет потребность срочного оказания медицинской помощи пострадавшему.
Водитель может доставить пострадавшего в лечебное учреждение на своем автомобиле или остановив попутное транспортное средство. После этого он обязан как можно быстрее вернуться на место происшествия.
Если ДТП произошло на парковке
Неосторожность как причина ДТП
Ситуации, когда виновник ДТП о факте случившегося даже не подозревает и соответственно покинул место происшествия без малейшего зазрения совести, встречаются довольно часто. Например, выезжая с парковки, водитель не заметил как задел зеркалом чужой или зацепил проходящего рядом пешехода и уехал.
Фактически состав правонарушения существует: ущерб причинен и оставление места происшествия произошло.
Но как быть с умыслом? Доказать отсутствие умысла в такой ситуации водителю будет крайне сложно, лучше воспользоваться услугами грамотного специалиста в этой сфере. Часто встречаются случаи, когда после совершения ДТП на парковке водители договариваются без участия сотрудников и мирно разъезжаются. Такая ситуация может повлечь неприятные последствия, если вдруг один из водителей решить обратится в ГИБДД.
Доказать то, что все вопросы были решены и место ДТП никто не покидал, будет практически невозможно.
Единственным вариантом будет составление объяснительной записки каждым из . В документе следует указать, что ситуация с ДТП показалась и претензий никто ни к кому не имеет. О том, что водители договорились, а факт происшествия все-таки был, писать не стоит.
Если место ДТП оставил пострадавший
Бывают случаи, когда, не заметив повреждений автомобиля, пострадавший покидает место происшествия. А виновник ДТП при этом или умолчал о причиненных им повреждениях или тоже не придал им значения. После того как потерпевший обнаружит ущерб, даже если он уехал с места аварии, не дождавшись сотрудников ГИБДД, он имеет право обратиться в соответствующие органы. В отличии от виновника, потерпевший не может быть привлечен к ответственности за оставление места ДТП.
Как составить европротокол?
Превышение скорости как причина ДТП
Самостоятельное составление на месте аварии европротокола без привлечения сотрудников ГИБДД возможно при наличии таких условий:
- Если ДТП произошло с участием двух автомобилей;
- Отсутствуют пострадавшие;
- , причиненный аварией, оценивается водителями в суму не более 25 тыс. рублей.
Такой метод урегулирования возможен, если оба участника аварии имеют полис ОСАГО. Оформлению европротокола предшествует составление схемы места происшествия. Составляется она в двух экземплярах, подписывается каждым из участников аварии. Также следует удостовериться, что в результате аварии у ее участников отсутствует физический ущерб, а материальный ущерб оценивается сторонами одинаковой суммой.
Оформление европротокола исключает возможность привлечения участников аварии к ответственности. Поэтому, составив европротокол, водители имеют право покинуть место происшествия, оставшись безнаказанными.
В каких случаях можно избежать ответственности?
Водитель может и не заметить, что стал причиной ДТП
Если водитель не заметил совершенного им ДТП и покинул место происшествия, он может избежать санкций. В такой ситуации следует доказать, что водитель на самом деле не заметил, как совершил аварию, и уехал с места ДТП неумышленно. Ведь к ответственности можно привлечь только в случае умышленных действий человека. Например, когда водитель знал о случившийся аварии и осознанно уехал с места происшествия.
Если водитель действовал в ситуации крайней необходимости, он также может избежать ответственности. Единственным условием является то, что предотвращенный вред должен быть больше причиненного ущерба. Так, например если водитель, доставляя тяжелобольного человека в , попадает в аварию и уезжает с места происшествия, то считается, что он действует в ситуации крайней необходимости. Ведь ущерб, нанесенный водителем вследствие ДТП, намного менее значим, чем польза от ликвидации угрозы жизни больного.
Иногда участник ДТП, чтобы избежать ответственности, пытается выдать любую ситуацию за крайнюю необходимость. Например, опоздание на самолет, поезд, работу, запланированную встречу. Такие причины к ситуациям крайней необходимости не относятся и в судебном порядке таковыми признаны не будут.
Покинуть безнаказанно место ДТП, зная о причиненном ущербе, не получится также тогда, когда сложившуюся ситуацию видели свидетели. Они смогут подтвердить, например, что виновник заметил повреждения и даже вышел с машины, чтобы их осмотреть, после чего просто уехал.
Дисциплинированному водителю следует помнить, что если второй участник дорожно-транспортного происшествия, которому был нанесен материальный ущерб, уехал с места происшествия, то все же следует вызвать правоохранительные органы и дождаться их приезда. Ведь уехавший водитель позже, заметив повреждения своего автомобиля, может обратиться в полицию, чтобы найти виновника.
А если оставшийся на месте виновник аварии не вызвал правоохранительные органы сам, то будет считаться что он совершил . Забрать заявление пострадавший в таком деле уже не сможет и закрыть дело в связи с примирением сторон не получиться. Виновник аварии может рассчитывать на смягчение наказания за оставление места ДТП, если возместит ущерб потерпевшему.
Мнение юриста-эксперта:
В статье изложено много информации на ситуацию об оставлении места ДТП. Один из моментов, описанных в статье – не заметил ДТП. Хотелось бы обратить внимание на эту возможность избежать наказания. Не заметил – это несколько не тот путь. Водитель обязан все видеть, слышать и реагировать на создавшуюся дорожную ситуацию. Он обязан также обеспечить безопасность и не создавать проблем другим участникам дорожного движения.
А вот если представить ситуацию в другом ракурсе. Водитель не имел возможности обнаружить факт ДТП в силу таких-то обстоятельств. И эти обстоятельства должны быть весомыми. Они должны убедить судью в том, что вы действительно не виновны, так как действительно не были надлежащим образом информированы о том, что стали участником ДТП.
Как правильно покинуть место ДТП? Разъяснит видеоматериал:
Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, – влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Штраф
Наказания за оставление места ДТП в виде штрафа по закону не предусмотрено .
Лишение водительских прав
За невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных , предусмотрено более строгое наказание. Оставление места ДТП влечет лишение водительских прав на срок от 1 г. до 1,5 лет.
Арест
В качестве альтернативного вида наказания за оставление места ДТП предусмотрен арест до 15 суток .
Важно: Если Вы не готовы перейти из статуса «водителей» в «пешеходы» на срок свыше 1 года, во время судебного заседания можете заявить ходатайство о назначении наказания за оставление места ДТП в виде ареста.
Часть 2. Как избежать ответственности за оставление места аварии?
2.1. Назначение наказания в виде штрафа
По закону после аварии запрещено убирать машину до приезда инспектора. Перемещение автомобиля с места происшествия на 500-1000 метров является несоблюдением установленной последовательности , за что грозит штраф в размере 1 000 р.
Переквалификация статьи позволит обойти закон и избежать наказания за оставление места ДТП.
Невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных Правилами дорожного движения, в связи с дорожно-транспортным происшествием, участником которого он является, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, – влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ
2.2. Срок давности по оставлению места ДТП – 3 месяца
В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ,
Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2-х месяцев, судом – по истечении 3-х месяцев, со дня совершения (обнаружения) административного правонарушения.
При истечении сроков давности производство по делу подлежит прекращению .
Cогласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ,
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности;
2.3. Нарушения процессуальных требований КоАП РФ
Необходимо ознакомиться с материалами дела, чтобы проверить правильность составления протоколов и прочих документов, используемых в качестве доказательства Вашей вины.
Возможные процессуальные ошибки, допущенные сотрудниками ГИБДД или судьи, позволят избежать наказания за оставление места ДТП водителем.
Часть 3. Оставление места ДТП потерпевшим
Прежде чем потерпевший решит покинуть место аварии, виновнику, как уже говорилось ранее, необходимо получить к себе. Что в дальнейшем послужит доказательством отсутствия в своих действиях состава адм. правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Это позволит избежать наказания за оставление места ДТП.
Часть 4. Наказание за оставление места ДТП без пострадавших
Покинуть место аварии, если нет пострадавших, можно только при отсутствии разногласий у участников дорожно-транспортного происшествия. Однако расходиться по устной договоренности не стоит.
Необходимо написать расписку об отсутствии претензий друг к другу либо составить европротокол .
П. 2.6.1 ПДД РФ позволяет оформить ДТП без участия сотрудников полиции.
Важно: При отсутствии заполненного европротокола лицо не может быть освобождено от ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, если к моменту прибытия сотрудников ГИБДД по вызову второго участника, лицо покинет место аварии, что впоследствии приведет к назначению наказания за оставление места ДТП.
Часть 5. Наказание за неумышленное оставление места ДТП
5.1. Срок минимального ожидания сотрудников ГИБДД – 3 часа
В силу ч. 1 ст. 27.5 КоАП РФ,
Срок административного задержания не должен превышать 3 часов.
Важно: Через 3 часа после фиксации происшествия (например, звонком в 02) Вы лично можете покинуть место происшествия после повторного звонка в 02. Однако ТС должны оставаться на своих местах .
И все-таки предпочтительней дождаться инспектора ГИБДД, иначе доказать свою невиновность и избежать наказания будет крайне непросто.
5.2. Как доказать свою невиновность? Что делать, если не заметил ДТП и уехал?
Лицо считается невиновным , пока его вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу постановлением.
Согласно ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ,
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело
Протокол, объяснения потерпевшего и свидетелей, данные видеорегистраторов могут использоваться в качестве доказательств Вашей виновности. Если у Вас возникли сомнения в достоверности этих данных, чтобы доказать свою непричастность к аварии, необходимо потребовать проведение независимой экспертизы в суде.
Часть 6. Штраф за мелкое ДТП – 1 000 р.
С 1 июля 2015 года Постановление Правительства РФ N907 обязывает водителей при незначительном ущербе убрать ТС с дороги, не дожидаясь сотрудников ГИБДД .
За препятствие проезду другим ТС участникам мелких ДТП грозит штраф в размере 1 000 руб. за невыполнение требований ПДД РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ,
Невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных Правилами дорожного движения, в связи с дорожно-транспортным происшествием, участником которого он является, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, –
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
Часть 7. Судебная практика
Как гражданину удалось избежать уголовной ответственности?
В 2014 году гражданин Игнатьев А.А. был привлечен к адм. ответственности за отказ от медицинского освидетельствования по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, в итоге ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб. с лишением водительских прав сроком на 1 год 6 месяцев.
Спустя ровно 2 года произошло столкновение 2-ух автомобилей, в результате чего, он же, владелец одного из ТС, оставил место ДТП.
В связи с чем было оставлено место ДТП, нам неизвестно. Однако мы можем предположить, что гражданин Игнатьев А.А. находился в состоянии опьянения. Поскольку за повторное подобное адм. правонарушение по закону грозит уголовная ответственность по ст. 264.1 УК РФ, за что последовало б не только более жесткое наказание, но и судимость, то правонарушитель предпочел скрыться с места ДТП, за что был лишен водительских прав всего на 1 год.
По ч.1 ст. 12.27 водитель привлекается за невыполнение обязанностей, предусмотренных ПДД в связи с ДТП, что влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
Вторая часть предполагает ответственность за скрытие водителя с места ДТП и влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Разберемся, что такое ДТП . Многие полагают, что под ДТП понимается происшествие, в котором есть несколько участников, среди которых есть люди или автомобили, но это не так. Например, водители, чьи автомобили застрахованы по КАСКО, прекрасно знают, что оформлять факт ДТП им приходится в любом случае - например, если задели дерево или столб, это квалифицируется как ДТП.
В ПДД, в п.п.1.2 «Общие положения», указано, что ДТП является событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб.
В практике было много случаев, когда водитель, например, слегка задевал пешехода зеркалом и после взаимных обвинений и споров участники прощались друг с другом.
Водитель, убедившись в том, что претензий со стороны лица, которого он задел зеркалом, нет, может продолжить движение.
Однако должны быть факты, подтверждающие отсутствие претензий, а именно - отсутствие ранений или иных травм у вышеуказанного лица. Только в этом случае факт ДТП не будет установлен.
Если же гражданин захочет отомстить водителю, он попросту обратится с заявлением в милицию. При этом одного заявления о скрытии водителя с места ДТП будет недостаточно, ведь в ПДД дано четкое указание на повреждения или травмы, которые должен был получить гражданин, поэтому одним из доказательств будет являться медицинское заключение о нанесении вреда здоровью.
Оставлением места ДТП не будет являться:
- невыполнение требований участников дорожного движения в части перестановки автомобиля с целью освобождения полосы для движения транспортных средств. ПДД регламентирует такую возможность, однако предписывает в присутствии свидетелей зафиксировать положение транспортного средства до момента его перемещения, следы, предметы;
- доставление пострадавшего в больницу на собственном автомобиле. При этом после этих действий водитель обязан вернуться на место совершения ДТП;
- если водители транспортных средств, оценив обстоятельства, составив схему ДТП и подписав ее, едут с места ДТП на ближайший пост ДПС или в орган милиции для оформления ДТП.
Формально оставлением места ДТП является отсутствие гражданина в момент оформления происшествия сотрудниками милиции. Если водитель уехал или ушел с места ДТП, но явился к моменту оформления, это не будет являться нарушением.
При всем при этом правила дорожного движения в п.п.2.
5 обязывают участников ДТП ожидать прибытия сотрудников ГИБДД, но не накладывают обязанность, которая заключается в том, чтобы дождаться сотрудников, также не указывают на временной промежуток ожидания.
В то же самое время, между словами «ожидать» и «дождаться» существует принципиальная разница. Для ее установления обратимся к толковому словарю Ожегова.
Понятие «ожидать»: быть где-нибудь, рассчитывая на появление, прибытие кого-нибудь или чего-нибудь. Таким образом, правилами установлено только одно требование - ожидать и это требование не конкретизировано.
Понятие «дождаться»: пробыть до появления кого-нибудь или чего-нибудь ожидаемого. И это понятие, как мы видим, является более конкретным.
Как расценивать поведение водителя, который уехал с места ДТП, но затем вернулся? Скрытием этот факт назвать нельзя, и действие данного участника ДТП не попадает под квалификацию по части 2 ст. 12.27 КоАП и может квалифицироваться исключительно по ч 1 ст. 12.27.
Если второй участник предпочел не вызывать ГАИ и рассчитался с вами на месте - обменяйтесь расписками.
Расписки должны содержать следующий текст: в результате того, что таким-то водителям показалось, что автомобили получили повреждения в результате возможного ДТП, водители осмотрели свои автомобили и не обнаружили на них следы, указывающие на факт совершения ДТП, в связи с чем продолжили движение. Необходимости в вызове ДПС не имелось. Стороны претензий друг к другу не имеют.
Рассмотрим пример . Водитель скрылся с места ДТП: на парковке был зацеплен стоящий рядом автомобиль и водитель, понадеявшись на то, что данного события никто не видел, уехал.
Когда ГИБДД по свидетельским показаниям нашли и вызвали данного водителя, он договорился о добровольной компенсации лицу, которому его действиями был причинен ущерб.
Таким образом, исчерпан только конфликт между двумя гражданами, ведь дело об административном правонарушении уже возбуждено и забрать свое заявление о совершении ДТП гражданин не может. Напомню, гражданина привлекли за факт административного правонарушения, выраженного в скрытии с места ДТП.
Можно попасть и на автоподставу .
На парковках и стоянках возле супермаркетов, а иногда, в зависимости от повреждения, и на дороге к вам может подойти человек, который будет утверждать, что некоторое время назад он видел, как вы повредили своим бампером или иной частью автомобиля его транспортное средство. Могут найтись и свидетели. Разумеется, водитель, будучи абсолютно уверенным в том, что никаких повреждений он не наносил, тем более, что на его автомобиле нет никаких следов, разворачивается и уезжает.
Данное обстоятельство является основанием для второго водителя вызвать сотрудников ДПС, после чего все разворачивается по уже известной схеме.
В суде, спустя время, доказать то, что действительно не вами было совершено дорожно-транспортное происшествие, будет крайне сложно, ведь определить степень виновности, установить первичные повреждения должны были именно прибывшие сотрудники ДПС, которых водитель не дождался.
В последующем, конечно же, в результате сравнения двух автомобилей будет определяться степень вероятности нанесения установленных повреждений именно вашим автомобилем, однако определяющего значения данный факт иметь не будет.
Если вы все же намерены покинуть место ДТП, сделайте несколько десятков фотографий, которые могли бы подтверждать тот факт, что вы к этим повреждениям никакого отношения не имеете! В таком случае помогут фотографии, указывающие на повреждения второго автомобиля - наличие пыли, грязи, дополнительных царапин, возможно, выступившей ржавчины (если вам предлагается оплатить повреждение, причиненное несколько недель назад), важен и в целом внешний вид автомобиля. На вашем автомобиле также нужно зафиксировать возможные царапины на тех его частях, которыми могло быть нанесено повреждение, обратить внимание на ту же пыль и грязь.
Если вас вызвали в ГИБДД для оформления протокола о факте скрытия с места ДТП, будьте внимательны. Потребуйте проведения экспертизы и эксперимента с целью установления обстоятельства, подтверждающего, что подобное действительно могло иметь место с участием конкретных автомобилей.
Если вам предлагается подписать схему или иные материалы, никогда не отказывайтесь от этого. Укажите, что не согласны и поставьте свою подпись.
Обязательно сделайте копию или сфотографируйте документ фотоаппаратом - в любой документ, копию которого гражданин не получает, можно в дальнейшем внести различные удобные для одной из сторон изменения.
Не попадайте в ДТП и отстаивайте свои права! Удачи на дорогах!
Источник: https://ShkolaZhizni.ru/auto/articles/21796/
Определение – скрытие с места ДТП
Скрытием с места ДТП не будут являться случаи:
– доставления пострадавшего в больницу на собственном автомобиле.
При этом данное требование в ПДД имеет четкое предписание, обязывающее водителя после этих действий вернуться на место совершения ДТП;
– если водители транспортных средств - участников ДТП, оценив обстоятельства произошедшего и предварительно составив схему ДТП, подписав ее и уехав с места ДТП, следуют на ближайший пост дорожно-патрульной службы или в орган милиции для оформления ДТП. То же самое касается упрощенного оформления ДТП без вызова ГИБДД в соответствии с пунктом 2.6.1 ПДД.
Формально оставлением места ДТП, является отсутствие человека на месте в момент оформления происшествия сотрудниками ГИБДД. Если участника ДТП нет в этот конкретный момент, то фактически образуется состав правонарушения.
Если водитель уехал или ушел с места ДТП, но явился к моменту оформления, это не будет являться нарушением: никто не ограничивает гражданина в праве свободного перемещения.
Но, все же как, расценивать поведение водителя, который уехал с места ДТП, но затем вернулся? Скрытием этот факт назвать нельзя, и действия такого водителя не подпадают под квалификацию по ч. 2 ст. 12.27 КоАП, а могут квалифицироваться исключительно по ч. 1 ст. 12.27, то есть именно как невыполнение требований, предъявляемых к участнику ДТП.
Если с места ДТП уехал второй участник, то даже в случае вашей явной вины в совершении правонарушения это не означает, что вы также можете или должны покинуть место ДТП. Запишите номера второго участника и постарайтесь найти свидетелей, после чего вызывайте сотрудников ДПС.
Если же второй участник предпочел не вызывать ГАИ и рассчитался с вами на месте, все равно не спешите уезжать. Обменяйтесь расписками и дождитесь, пока второй участник уедет.
Для отсутствия возможности дальнейших разбирательств расписки должны содержать следующий текст: «В результате того, что таким-то водителям показалось, что автомобили получили повреждения в результате возможного ДТП, водители осмотрели свои автомобили и не обнаружили на них следы, указывающие на факт произошедшего ДТП, в связи с чем продолжили движение. Необходимости в вызове ДПС не имелось. Стороны претензий друг к другу не имеют». Иными словами, не должно быть прямого указания на то, что факт ДТП был установлен, но стороны решили вопрос на месте.
Существует одно заблуждение, в которое сами себя вводят участники ДТП, скрывшиеся с места происшествия. Итак, в результате дорожно-транспортного происшествия водитель скрылся с его места. Допустим, на парковке был зацеплен стоящий рядом автомобиль и водитель, понадеявшись на то, что данного события никто не видел, уехал.
Когда же органы ГИБДД по свидетельским показаниям нашли и вызвали данного водителя, он договорился о добровольной компенсации лицу, которому его действиями был причинен ущерб. Таким образом, исчерпан только конфликт между двумя гражданами, ведь дело об административном правонарушении уже возбуждено и забрать свое заявление о совершении ДТП гражданин не может.
В суде добровольную компенсацию признают, и она будет являться исключительно смягчающим обстоятельством, но не основанием для прекращения производства по делу. Напомним, гражданина привлекли за факт административного правонарушения, выраженного в скрытии с места ДТП. А ДТП признается факт причинения любого материального ущерба.
Таким образом, любой причиненный движением транспортного средства материальный ущерб признается фактом совершения ДТП.Если вас все-таки вызвали в ГИБДД для оформления протокола о факте скрытия с места ДТП, будьте внимательны. Потребуйте проведения экспертизы - заявите такое ходатайство в письменном виде и отразите этот факт в объяснениях.
Таким же образом потребуйте провести эксперимент с целью установления обстоятельства, подтверждающего, что подобное действительно могло иметь место с участием конкретных автомобилей, в том числе учитывая их габариты. Получив копию протокола и готовясь к судебному заседанию, изучите суть правонарушения: при каких обстоятельствах, где и с чем оно связано.
Если вам предлагается подписать схему или иные материалы, никогда не отказывайтесь от этого. Укажите, что не согласны, и поставьте свою подпись.
Обязательно сделайте копию или сфотографируйте материалы, ведь в любой документ, копию которого гражданин не получает, можно в дальнейшем внести различные удобные для одной из сторон изменения.
В современной жизни с постоянной нехваткой времени бывает и такое, что, зацепив автомобиль, законопослушный водитель готов нести ответственность и оставляет на лобовом стекле записку с указанием номера своего телефона.
Тяжело предугадать реакцию владельца пострадавшего транспортного средства, но последствия этого могут быть различными.. Из описанных обстоятельств видно, что все действия в нарушение ПДД так или иначе могут подпадать под квалификацию как ч. 1, так и ч. 2 статьи 12.27 КоАП.
При этом в случае построения правильной линии защиты можно добиться переквалификации правонарушения с ч. 2 на ч. 1, более либеральную и ограничиться уплатой штрафа.
Источник: http://www.samsebeyurist.ru/avto/162-skrytie-s-mesta-dtp.html
Ущерб при оставлении места ДТП: кто заплатит?
«Я скрылся с места ДТП, меня лишат прав?» - такой вопрос задают многие автолюбители на специализированных форумах и интернет площадках. Часто этот вопрос звучит и в кабинете адвокатских контор.
Наказание за такой грубый проступок не заставит себя долго ждать, однако, количество водителей, которые покидают место дорожно-транспортного происшествия, не уменьшается. Как быть, если растерялся и скрылся с места аварии, и выплатят ли страховку за ущерб в ДТП, и вообще что делать, если виновник уехал, оставив вашу разбитую машину посреди проезжей части?
Какова ответственность за оставление места ДТП?
Аварии могут быть серьезными и не очень, однако, согласно закону КоАП РФ, все они подлежат регистрации. Это необходимо и для статистики ГИБДД, если это аварии, повлекшие человеческие потери, а также для страховых компаний.
Если водитель ударил своим авто чужую машины и скрылся с места аварии, то к нему будут применены, на выбор суда, следующие санкции:
- лишение водительского удостоверения сроком от 1 до 1,5 года;
- административный арест на 15 суток.
Ответственность достаточно серьезная, поэтому меру наказания определяет суд. Повлиять на его решение может содержание протокола административного нарушения, объяснения виновника, если он определен, степень тяжести дорожного происшествия, а также были ли пострадавшие.
Если последствия ДТП повлекли тяжелые ранения и смерти людей, то кроме административной ответственности будет еще и уголовная, которая предусмотрена статьями Уголовного Кодекса России и Уголовно-Процессуального Кодекса.
Часто автоюристы слышат один и тот же вопрос: «Какие меры могут принять в отношении меня, если я передвинул автомобиль или, не заметив ДТП, уехал?» Заметим, что каждый случай очень индивидуален, и даже в безнадежной ситуации, может быть принято позитивное решение.
Такие ситуации мы рассмотрим ниже, а во всех остальных случаях лучше так не делать.
Когда можно оставить место ДТП?
На сегодняшний день, существует несколько обстоятельств, когда водитель может покинуть место ДТП, однако все они не имеют ничего общего с самопроизвольным уездом. Действия во время ДТП всегда должны быть выполнены четко по инструкции, а каждый водитель должен назвать последовательность, даже если его разбудят ночью.
Если случилось дорожно-транспортное происшествие, водитель первым делом должен остановиться и сразу же включить аварийную сигнализацию. При серьезных столкновениях, резком торможении и в некоторых автомобилях, при срабатывании подушек безопасности, сигнал аварийки включается автоматически.
Следующий шаг – это проверить, в каком состоянии находятся пассажиры, и есть ли пострадавшие в другой машине. Если пострадавших нет, уже хорошо. Проверьте, насколько серьезны повреждения вашего автомобиля.
Иногда легкие столкновения и прочное лакокрасочное покрытие обеспечивают сохранность автомобиля. Если ущерба нет никакого – то можно сказать, что нет и ДТП. Но проверьте и вторую машину.
При обнаружении повреждений следует вызывать работников ГИБДД.
Что касается передвижения автомобилей, между которыми произошло столкновение, то для этого должны быть веские причины, а кроме этого, должны быть выполнены определенные процедуры.
Перемещать автомобиль можно в случае:
- если он загораживает проезд другим участникам транспортного потока;
- если машина создает препятствие для подъезда скорой помощи, а на месте ДТП есть пострадавшие, которым нужен врач.
В иных обстоятельствах перемещать автомобиль до приезда работников полиции нежелательно, поскольку в этом могут усмотреть умысел повернуть обстоятельства ДТП в пользу того или иного участника, который потом будет беспокоиться – «а не лишат ли меня водительского»?
Для того, чтобы убрать автомобиль, которые создает помехи для движения нужно:
- зарисовать схему ДТП, зафиксировать первичное положение, а в протоколе описать причины, по которым вы считаете, что есть острая необходимость перемещения транспортного средства;
- зафиксировать положение автомобилей с помощью фото и видео съемки, при этом на данных изображениях должны быть отчетливо видны знаки транспортных средств и желательно, включена геолокация;
- взять контакты у свидетелей и очевидцев ДТП, а также провести все мероприятия в их присутствии.
Все эти действия должны быть выполнены, чтобы потом не задавать вопросы юристу: «Не лишат ли меня прав за неправомерные действия».
Случаи, когда водитель уехал с места аварии и не получил никакого наказания, могут быть еще и следующего характера: например, на месте аварии есть пострадавшие, которых необходимо срочно доставить в лечебное учреждение.
При этом, нет возможности вызвать карету скорой или отправить пострадавшего на попутном авто.
Тогда, выполнив все перечисленные действия, а именно, зафиксировав первичное положение, в котором машина остановилась, сделать фото, дать объяснения в присутствии свидетелей, а так же взять их контакты, можно отвезти раненого в ближайший медпункт. А после вернуться на место происшествия и ждать работников ГИБДД.
Если не оформить должным образом документы, то работники ГИБДД могут решить, что водитель скрылся с места аварии и пытается избежать ответственности.
Кроме того, при таком положении дела, могут быть и проблемы с возмещением ущерба. Даже если вы не виновны в ДТП, доказать обратное в суде будет невозможно.
Европротокол решает проблему
Иногда обстоятельства складываются таким образом, что мелкое столкновение может нарушить все планы. Оформление его возможно и без вмешательства ГИБДД, но есть определенные условия для его заполнения. Многие водители не пользуются этим правом, поскольку не знают нюансов и беспокоятся «Не лишат ли меня прав за то, что я скрылся с места аварии».
Юристы убеждают – нет, ваши действия не будут расценены, так, что водитель уехал после ДТП, так как все документы будут оформлены. Банально, вы можете сразу же отправляться в страховую компанию с копией заполненного европротокола и не терять время на отправку заявления почтой.
Европротокол можно оформить в таких случаях:
- ущерб не более 50 тысяч рублей;
- в ДТП нет пострадавших;
- водители солидарны во мнениях, кто виновник, кто пострадавший;
- оба водителя имеют полис ОСАГО.
Оформление Европротокола – это гарантированный способ, чтобы быстро и без лишних временных затрат решить серьезные проблемы.
Да, ваша машина в будущем будет направлена на экспертизу, да, вам придется повозиться с документами, но вы можете сэкономить время своё и других участников дорожного движения. Оформив извещение о ДТП можно не беспокоиться, и не думать: «накажут меня за это или нет».
Виновник скрылся, что дальше?
Такие случаи на дороге тоже не редкость. Если вас ударила другая машина, а её водитель уехал по своим делам, не остановившись, то ситуация, конечно очень сложная.
Ведь если нет виновника, то нет и компенсации. Поэтому, старайтесь выжать из этой проблемы максимум пользы.
Действуйте по известной схеме ДТП, но уделите особое внимание свидетелям, очевидцам, а также самостоятельному поиску вашего обидчика.
Поскольку при вождении делается много ошибок, нужно знать способы их исправления. Эта статья подробно опишет, как лучше всего поступить, если , не поняв, что это было ДТП. Принципиальное значение в такой ситуации имеет факт добровольной явки нарушителя. В некоторых случаях спровоцировавшим ДТП даже удается . Обо всем этом, а также о том, когда можно оставить место ДТП, читайте в нашем обзоре.
Что делать, если уехал с места ДТП, не заметив повреждений
Не всякий контакт с другим транспортным средством может быть замечен водителем. Вследствие этого и возникает большинство проблем у ответственных автовладельцев. Чаще всего они сталкиваются с ситуацией, когда , но сам этого не заметил и покинул место ДТП. То есть в конкретном случае имеет место неумышленное правонарушение.
Оставление места происшествия, независимо от его тяжести, – это проступок, носящий административный характер. Ответственность за него регламентируется Кодексом об административных правонарушениях (КоАП). Поэтому виновному нужно знать, как минимизировать тяжесть последствий своего неумышленного поступка. Однако в этом случае все зависит от оперативности пострадавшего. Если он заметит ущерб и вовремя обратится с этой проблемой в соответствующие органы, то нужно быть готовым нести ответственность.
Однако в некоторых случаях нарушителям улыбается удача. Если водитель , не нанеся тяжелого ущерба имуществу пострадавшего и не причинив вред здоровью человека, то данное правонарушение имеет статус административного. Следовательно, существует определенный срок давности, по истечении которого претензии к виновному гражданину предъявляться не могут. Об этом говорится в ст. 4.5 КоАП (п. 1) :
Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения …безопасности дорожного движения.
То есть если с момента незначительного ДТП прошло более 2 (или 3, если дело было подано в суд) месяцев, то виновник может просто забыть об инциденте.
Если срок давности еще не прошел, то законопослушный гражданин, виновник ДТП, для смягчения наказания должен добровольно явиться в дорожную инспекцию и сообщить о совершенном деянии, если он каким-то образом узнал о нем. Согласно ст. 4.2 (ч. 1.3, 1.4) КоАП , это является смягчающим обстоятельством:
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: …добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении; оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.
Что грозит, если скрылся с места ДТП, не зная, что задел машину
Последствия такого инцидента могут быть более чем серьезными. Тем, кто до сих пор не знает, чем грозит неумышленное оставление места аварии в 2019 году, рекомендуем обратиться к законодательной базе. Цитата из ст. 12.27 КоАП имеет однозначную трактовку:
Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Наказание виновнику ДТП за уезд с места аналогично наказанию при таком же нарушении на дороге. При этом не принимается во внимание вероятность того, что виновный мог не заметить произошедшего инцидента. В случае если при данном происшествии были свидетели, то виновный может быть определен довольно быстро. Наказанием за такие нарушения обычно служат:
- лишение прав;
- арест на 15 дней.
Знаете ли вы, что любой водитель, даже самый законопослушный, может лишиться прав в одно мгновение и очень надолго? Дело в том, что есть в КоАП РФ одна очень тонкая правоприменительная часть статьи 12.27 «Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием», которую иногда любят применять впопад и невпопад сотрудники ГИБДД, а им в свою очередь вторят судьи, лишая водительского удостоверения и даже арестовывая водителей до 15 суток. Вот что прописано в законе:
2. Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся,
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок
от одного года до полутора лет
или
административный арест на срок до пятнадцати суток
.
Но теперь судьи будут более вдумчиво изучать каждый конкретный случай, чтобы не отходить от буквы закона, ведь по одному из подобных дел есть решение Верховного суда (с ним можно ознакомиться внизу материала), которое явно разошлось с мнением судов первых инстанций. ВС в ходе рассмотрения встал на сторону водителя, лишенного права управлять автомобилем на год. Этому предшествовала череда нарушений его гражданских прав, но обо всем по порядку.
Предыстория отмены решения суда первой инстанции
Вечером 11 января 2017 года на 663 км автотрассы «Россия», в Тосненском районе Ленинградской области, произошло ДТП с участием одного автомобиля. «Газель» совершила съезд в кювет и опрокинулась. Водитель, попавший в очень неприятную ситуацию, смог каким-то образом поставить автомобиль на колеса и вытащить машину из заснеженного кювета. Далее, рассудив, что, поскольку он является единственным участником происшествия, третьи лица не пострадали и материальный ущерб был причинен исключительно "Газели", вызывать сотрудников ГАИ не стоит (автоюристы также утверждают, что в таком случае оформление ДТП - дело исключительно добровольное), гражданин уехал по своим делам, по факту оставив место ДТП.
Здесь стоит напомнить, что дорожно-транспортным происшествием является событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Как видите, дорожно-транспортное происшествие может произойти и с участием одного автомобиля. Необязательно участниками должно быть два транспортных средства. Более того, даже если автомобиль врезался в дерево, скажем, слетев в кювет, и сломал его, это тоже будет считаться дорожным происшествием. Формальные правила обязывают водителя оформить происшествие, ведь материальный ущерб нанесен (у нас в стране нет бесхозных деревьев и иных субъектов флоры и фауны).
Обязанности автомобилиста при ДТП, прописанные в ПДД РФ, гласят (Глава 2 «Общие обязанности водителей»):
При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.
Таким образом, водитель отечественного грузовика не имел права покидать места аварии. После совершения опрокидывания он должен был вызвать сотрудников ГИБДД и оформить происшествие в соответствии с требованиями закона, а не заниматься самодеятельностью, нарушая Правила дорожного движения. По сути, этого требуют правила. Однако в подобных происшествиях всегда есть нюансы.
Поэтому нет ничего удивительного, что через пару месяцев мировой судья участка №71 Тосненского района Ленинградской области признал водителя виновным в совершении административного правонарушения по части 2 статьи 12.27 КоАП. Автомобилист был отстранен от права управления автомобилем на 1 год.
Тем не менее Верховный суд встал на сторону автомобилиста, отменил постановление о лишении его водительских прав, и вот почему:
1. Как следует из материалов постановления Верховного суда, гражданин был в полном неведении о том, что на него был составлен протокол об административном правонарушении. Протокол был составлен без его присутствия, и об этом никто не уведомил главного и единственного участника ДТП.
2. Интересный факт, что сотрудники ГИБДД составили протокол лишь на следующий день (по памяти его писали, что ли? И вообще, где сотрудники были во время происшествия и откуда о нем узнали? Никак, в деле появились доброхоты, сообщившие по телефону "куда следует"?), 12 января. Немудрено, что в составленном официальном документе было множество ошибок и нестыковок, поэтому определением мирового судьи протокол был отправлен обратно в отдел ГИБДД на доработку. В документе не было сведений о ДТП и потерпевших, а также отсутствовали доказательства происшествия.
3. Судебное разбирательство происходило также в отсутствие участника аварии и без его извещения. По словам лишенного прав автомобилиста, ему даже не была предоставлена копия протокола. Хотя в материалах дела судьи указали об извещении автомобилиста телефонограммой, «что подтверждается телефонограммой должностного лица от 03 февраля 2017 года» .
Звонили из суда и по номеру телефона, оповещая о предстоящем времени и месте судебного заседания. Правда, попали не по тому адресу (номером пользовалось иное лицо, это выяснил ), но такая мелочь не смутила ищущих правосудия судей.
Несмотря на явные нарушения прав «газелиста» с самого начала странного дела и не принимая во внимание попытки водителя оправдаться перед законом (лишенный прав попытался восстановить справедливость в Тосненском городском суде Ленинградской области), суд оставил дело как есть. Областной суд, куда затем было подано обращение, также оставил решения судов нижестоящих инстанций без изменений.
Когда дело дошло до Верховного суда - есть же настойчивые граждане! - было принято следующее решение:
«Как усматривается из материалов дела и установлено нижестоящими судебными инстанциями, при изложенных выше обстоятельствах в результате дорожно-транспортного происшествия причинен вред только автомобилю «Газель 278814», государственный регистрационный знак, принадлежащему Турусову А.В., пострадавших в дорожно-транспортном происшествии нет (л.д. 2, 7-9).
Таким образом, при отсутствии иных участников дорожно-транспортного происшествия, пострадавших и с учетом причинения вреда только имуществу Турусова А.В., императивная обязанность оставаться на месте дорожно-транспортного происшествия и сообщать о случившемся в полицию у последнего отсутствовала
».
Судья ВС согласился и с доводами адвоката истца о том, что его клиент не был должным образом извещен о дате рассмотрения составленного на него административного материала, что нарушило его право на защиту и доказательства своей невиновности.
Постановление об административном правонарушении Верховным судом было отменено. Водитель не оставлял места ДТП, а значит, и не мог быть лишен за это прав.