Является ли управление образования органом местного самоуправления. Местное самоуправление в рф
Многих людей манит власть. У кого-то большие амбиции. Другие же довольны и чем-то небольшим. Давайте рассмотрим, что собой представляют исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления, какие у них возможности для деятельности существуют, и также - их работу.
Общая информация
Первоначально давайте разберемся с терминологией. Когда говорят про органы исполнительной власти местного самоуправления, то, как правило, понимают выборные и иные структуры, которые обладают полномочиями на решение вопросов локального значения. Что можно привести в качестве примера? Это муниципальные образования, совет местных депутатов и тому подобное. Они обладают следующими особенностями:
- Согласно статье 12 Конституции, они не относятся к системе государственной власти.
- В случаях, когда они все же наделяются полномочиями державных структур, то их деятельность ведется под общим контролем. Это предусмотрено статьей 132 Конституции.
Поэтому, хотя обычно и существует разделение на исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления, иногда они могут сливаться в одно целое.
О законодательстве
Раз мы уж затронули правовую документацию, то давайте развивать эту тему и дальше. Органы исполнительной власти местного самоуправления в Российской Федерации действуют согласно закону №131-ФЗ от шестого октября 2003 года. В нем четко прописана структура всей системы. Согласно закону, в самоуправление включены такие элементы:
- Представительный орган территориального образования.
- Местная администрация.
- Глава территориального образования.
- Контролирующий орган.
- Местная администрация.
- Иные структуры, что предусмотрены уставом и занимаются местным самоуправлением.
Причем субъекты из первых трех пунктов должны быть обязательно. Местная администрация и глава - это исполнительные органы местного самоуправления в РФ, на которые возложено выполнение как общих законов, так и решений, что принимаются представительным органом. Здесь следует остановиться подробнее. Представительный орган местного управления является выборным. Он обладает правом представлять интересы населения, а также принимать решения от его имени. Следует отметить, что наименование представительного органа может варьироваться зависимо от народных или исторических традиций, как то совет, дума, сход, собрание, рада и тому подобное. Это настолько интересно, что, пожалуй, о нем лучше рассказать дополнительно.
Представительный орган
Он занимается вопросами исключительного ведения. То есть тем, что не требует проведения публичных обсуждений, опросов общественного мнения, референдумов. И эти вопросы может решать исключительно представительский орган. Согласно действующему законодательству, их перечень такой:
- Принятие устава территориального образования, внесение в него дополнений и изменений.
- Утверждение местного бюджета и отчетность о его исполнении.
- Принятие плана и программ развития, работа с отчетами об их исполнении.
- Установление, изменение и ликвидация местных сборов и налогов согласно законодательству РФ.
- Определение порядка распоряжения и управления имуществом, которое находится в муниципальной собственности.
- Выработка подхода принятия решений про создание, реорганизацию и ликвидацию местных учреждений и предприятий, а также установление тарифов на их услуги.
- Определение порядка участия в межмуниципальном сотрудничестве.
- Принятие решения об отправке в отставку главы территориального образования.
- Определение порядка организационного и материально-технического обеспечения деятельности структур местного управления.
- Контроль за исполнением должностными лицами обязанностей по решению вопросов территориального значения.
Следует принимать во внимание, что это минимальный перечень полномочий. Они могут быть расширены в определенных случаях. Но сужение полномочий не допускается. Представительные и исполнительные органы местного самоуправления вместе трудятся на благо и процветание муниципального образования. Когда у них есть достаточно много полномочий, то их роль и значимость значительно возрастают.
Кто формирует представительный орган
Для большинства ответ прост и очевиден - местные депутаты. Но это поверхностно. Давайте разберемся более внимательно, изучим внутреннее строение представительного органа. Следует отметить, что какое оно будет - зависит от местного населения. В Российской Федерации, как правило, наблюдается такая структура:
- Руководящее звено. Председатель. Он занимается организацией работы представительного органа, а также ведет заседание. Кроме этого, на председателя возложена обязанность контроля и обеспечения регламента, подписи решений и протоколов заседаний, а также всех иных документов, которые принимаются депутатами. Еще он занимается организацией выполнения решений, координирует деятельность комиссий и решает другие вопросы, что могут быть поручены ему представительным органом или возложены законодательством.
- Временные и постоянные комиссии. Занимаются разработкой предложений, чтобы в последующем рассматривать на заседании, подготавливать заключения и проекты, содействовать местным структурам и депутатам в процессе их работы, контролируют деятельность местной администрации.
- Территориальные структуры (они же депутатские группы).
- Политические фракции на основе интересов и/или идеологии.
- Рабочий аппарат.
Представительные и исполнительные органы местного самоуправления должны тесно взаимодействовать для достижения качественного результата. И теперь, когда мы подготовили теоретическую базу, давайте перейдем к скрупулезному изучению основной темы. А именно - будем изучать систему исполнительных органов местного самоуправления. Этому и будет уделено основное внимание во всей оставшейся части статьи.
Что они собой представляют?
Чем является организация исполнительных органов местного управления? Какова их цель? Исполнительные органы осуществляют исполнительно-распорядительные и организационно-управленческие функции. Они работают над исполнением федеральных законов (субъекта) РФ, а также местных нормативных актов. Согласно уставу муниципального образования, они наделены собственной компетенцией. В данном случае необходимо выделить:
- Местную администрацию. Если кто-то задает вопрос про исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления, то в первую очередь на ум должна приходить именно она. Возглавляется главой муниципального образования (администрации). Занимается исполнением законодательной базы, разработкой проекта бюджета, а также - его исполнением. Кроме этого, администрация управляет муниципальной собственностью. Также она занимается разработкой и внедрением программ социально-экономического развития. К ее структурным элементам относят руководящее звено (в виде главы и его заместителей), аппарат администрации, комитеты, управления и территориальные структурные единицы. Является центром бюрократической жизни муниципального образования.
- Главу местной администрации. Деятельность исполнительных органов местного самоуправления под его непосредственным управлением на основе единоначалия. Он несет персональную ответственность за работу администрации. Все исполнительные органы местного самоуправления отчитываются перед ним. Согласно уставу муниципального образования, он может выполнять такие функции, как организация, формирование и исполнение бюджета; руководство учреждениями, организациями и предприятия, что находятся в собственности территориальной общины; обеспечивает соблюдение закона, свобод и прав граждан, отменяет правовые акты подчиненных органов администрации; организуется разработку проектов; применяется меры поощрения или привлечения к дисциплинарной ответственности.
О главе подробнее
Он тоже заслуживает внимания. Федеральный исполнительный орган и местного самоуправления нуждается в контроле и направлении со стороны умелого человека. Поэтому рассматривается несколько вариантов его привлечения. Так, в качестве главы администрации может выступать выборный представитель муниципального образования, или же привлекаться отдельное лицо, с которым заключается контракт. Первый вариант довольно обыденный и заключается в том, что мы сами идем и голосуем за человека. Во втором случае проводится конкурс, и с его победителем заключается контракт. В таком случае должен решаться ряд вопросов, а именно:
- Определяется порядок проведения конкурса.
- Формируется состав надзорной комиссии. При этом 2/3 ее членов идет от муниципального образования, а еще 1/3 от законодательного органа вышестоящего субъекта Российской Федерации.
- Выбирается лицо, которое и будет выполнять обязанности главы местной администрации.
- Утверждаются условия контракта.
- Формируется структура местной администрации.
- Вопрос расторжения контракта.
Теперь немного сместим фокус внимания. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом. Он избирается на муниципальных выборах или представительным органом. Следует отметить, что ему нельзя совмещать статус председателя последнего и главы администрации. Это сделано для реализации принципа разделения властей на местном уровне. Хотя в сельских поселениях допускается совмещение их полномочий. Без подписи главы акты исполнительных органов местного самоуправления недействительны. Кроме этого, у него есть еще ряд полномочий. Их мы сейчас и рассмотрим.
Какие обязанности у главы муниципального образования?
Полномочия исполнительных органов местного самоуправления, как правило, довольно неплохо описываются в их названии. Глава же должен следить за всем. Так, в его обязанности входит:
- Представлять муниципальное образование во время взаимодействия с органами местного самоуправления иных территориальных общин, государственной властью, организациями, гражданами. Он может действовать от имени населенного пункта без доверенности. То есть подписывать соглашение, высказывать позицию и прочее, за исключением оговоренных в законодательстве или уставе случаях.
- Издает в рамках своих полномочий необходимые правовые акты.
- Может созывать внеочередное заседание представительного органа.
- Подписывает и публикует в установленном порядке нормативные акты, что принимаются местными депутатами.
- Обеспечивает решение и разбор вопросов местного значения.
Эти полномочия принадлежат ему независимо от того, как он был избран и какой орган возглавляет. С помощью устава можно расширить перечень его полномочий. Причем с учетом того, какой орган он возглавляет - исполнительные или представительный. Глава муниципального образования отчитывается и находится под контролем населения территории, а также депутатского корпуса. Если есть желание получить определенные разъяснения или обратиться с какой-то проблемой, то предусмотрены определенные приемные дни и часы. Хотя если населенный пункт не очень большой, то, как правило, для возможности пообщаться достаточно застать его на рабочем месте. Также граждане, желающие тесно взаимодействовать, могут сформировать общественную организацию, которая будет работать с ним.
Еще немного о местной администрации
Она является центром жизни местной бюрократии. Занимается тем, что принимает целевые акты органов исполнительной власти местного самоуправления и воплощает их в жизнь. Местная администрация тесно взаимосвязана и является единой системой, которая работает над обеспечением работы. Следует отметить, что в законодательстве не предусмотрены нормы о возможности прекращения ее полномочий. Это может быть сделано только по отношению к должностным лицам. Следует запомнить, что местная администрация - это орган общей компетенции с правами юридического лица. Она исполняет бюджет, а также представляет на утверждение представительному органу отчет об его исполнении. На местную администрацию возложена обязанность обеспечения функционирования жилищно-коммунального хозяйства, муниципальных учреждений транспорта, здравоохранения, культуры, образования и иных организаций, которые подчиняются им. Также на нее возложено управление и распоряжение имеющейся собственностью. Местная администрация ведет территориальный кадастр, а также проводит техническую инвентаризация не/движимого имущества. Может она выступать и в роли заказчика по муниципальному контракту (но только в порядке и случаях, что установлены представительным органом). Таким образом, покрывается вся потребность в оказании услуг и поставке товаров для муниципальных нужд города. При надобности местная администрация имеет право готовить и передавать представительному органу проекты правовых актов, а также практические рекомендации по оформлению порядка. В случае возникновении потребности могут создаваться в установленном порядке коллегии и рабочие группы, общественные, экспертные и консультативные советы, привлекаться научные организации и отдельные специалисты.
О муниципальных учреждениях и организациях
Это важный момент, который заслуживает пристального внимания. Самый ходовой пример - жилищно-коммунальное хозяйство. Как формируются цены на услуги ЖКХ? Большинство людей считают, что все определяется централизовано. Это верно, но частично. Федеральные центры власти могут установить максимальную и минимальную плату за что-то. Но конкретные показатели зависят от органов местного самоуправления. Так, если вблизи есть озеро с питьевой водой, то из него можно брать воду и подавать в дома людей. Это будет относительно дешево. Если же ничего подобного вблизи нет, то ее приходится доставлять издалека. А на это нужны денежные средства. И, соответственно, это ведет к удорожанию оказываемых услуг. Но жилищно-коммунальное хозяйство - это не единственный пример влияния местной власти на качество и стоимость нашей жизни. Кроме этого, на них лежит еще и организация культурно-массовых мероприятий, определенное поддержание образовательных и медицинских учреждений, а также многое другое. Да, для многих это будет неожиданностью - но множество различных аспектов, которые годами никак не сдвинуться, на самом деле могут быть успешно решены на местном уровне. Для этого существуют довольно обширные возможности. На случай, если поселение не может себя обеспечить самостоятельно, был придуман такой инструмент, как децентрализация полномочий и распределение бюджета. Так, от региональных и местных властных структур зависит размер некоторых видов налогов, процент сумм, которые идут в центральное казначейство и что остаются для использования на благо поселения. В случае если необходимо срочно реализовать определенный проект, а средств на него нет, то практикуется обращение к вышестоящим бюджетам, чтобы они профинансировали потребность. Вот так построена организация исполнительных органов местного самоуправления.
Контроль работы со стороны населения
Увы, но нельзя сказать, что все люди являются субъектами с кристально чистой совестью. Среди представителей органов исполнительной власти часто встречаются недостойные представители рода человеческого, которые злоупотребляют своим положением. Что необходимо делать, дабы не допустить подобное? В этом случае помогает контроль. Человек может самостоятельно периодически обращаться к должностным лицам, чтобы получить интересующую его информацию и сделать соответствующие выводы. Довольно часто встречается объединение в группы и общественные организации, чтобы вместе более активно и полно мониторить положение дел. А что делать в случае, если было выявлено нарушение? На такой случай существует око государево - прокуратура. И при выявлении злоупотреблений необходимо обращаться к ней. Конечно, очень желательно подкреплять свои слова хоть какими-то уликами, которые позволяют прокуратуре побыстрей довести дело до логичного конца.
Решая правовые вопросы, нередко возникает потребность обратиться в органы местного самоуправления, однако что это значит, какие органы сюда входят, знает далеко не каждый. Многие считают, что это лишь местная администрация, на самом деле это не так.
Под данным понятием подразумевают органы, наделенные возможностями решать проблемы жителей, выбираемые населением или образованные представительным органом муниципалитета.
Вконтакте
Местное самоуправление
Исполнительные органы местного самоуправления – это не просто местная администрация определенного населенного пункта.
В России признается и реализуется местное самоуправление , не имеющее ничего общего с федеральной властью, оно функционирует самостоятельно в рамках своих возможностей.
Муниципальные органы власти создаются по принципу выбора из населения. Работа структуры касается сугубо индивидуальных вопросов, муниципального уровня, касаются они земельных отношений, личных вопросов граждан.
Форма власти осуществляется согласно законам РФ, Конституции. Под свою ответственность населением принимаются решения касающиеся истории, традиций своего народа.
Основой такого самоуправления считаются юридические , прописанные нормативно-правовыми актами, оговаривающими деятельность населения по решению экономических, территориальных, финансовых вопросов. Состав организации избирается самими жителями, иной вариант – подбирается и назначается областными структурами. Подобная организация – полноправное юридическое лицо , однако она не является звеном государственной власти.
Учитывая специфику деятельности таких организаций, определяется структура, дальнейшие функции с учетом потребностей жителей. Аббревиатура муниципальных исполнительных органов местного самоуправления – МСУ.
Структура
Органы местного самоуправления имеют четкую структуру и строгое распределение обязанностей между подразделениями . В разных субъектах РФ названия отдельных подразделений может отличаться, но суть будет подобна схеме, так как она определена Конституцией РФ и федеральными законами. Схематично эту иерархию местной власти можно изобразить так:
На практике структура МСУ формируется согласно следующим этапам:
- созывается представительный орган;
- определяется, кто будет главой;
- формируется администрация с ее исполнительно-распорядительными функциями;
- создается контрольный комитет или иная структура.
Представительный орган выполняет свои функции, если избрано как минимум 2/3 депутатов . Создается рабочий коллектив по уставу муниципального образования. Их полномочия касаются определенных сфер жизни: , спорта, молодежи, строительства, ЖКХ, образования, пр. Полномочия органов местного самоуправления не выходят за рамки закона.
Важно! Представительный орган – юридическое лицо с широкими правами, обязательно имеется в любом МСУ. Ему разрешается представлять интересы своего населения, принимать решения от его имени. Любые решения принимаются совещательно, по регламенту.
Состав представительного органа:
- председатель, заместители;
- комиссии, комитеты.
Состав определяется уставом, регулируется законодательством РФ. Назначается путем выбора населением (округа, района, поселения) или назначается муниципалитетом.
В небольшом поселении выполнять подобные действия могут несколько депутатов, на муниципальном уровне – это целая система.
При создании устава муниципального образования сразу прописывается, будет избираться главное должностное лицо или в этом нет необходимости.
Его функция – возглавлять общую деятельность . Выбрать главу можно из жителей, из членов представительного органа, нанять по контракту.
Структура органов местного самоуправления определяется согласно законам РФ, а членов выбирают муниципальным голосованием. Депутаты выбираются по определенным правилам.
На муниципальном районном уровне число депутатов должно быть больше пятнадцати, в представительном органе города, десять и более. Депутаты могут быть распущены досрочно, по законодательству РФ или уставу муниципального образования.
Глава
Система органов местного самоуправления возглавляется главой, избираемым, назначаемым, отправляемым в отставку муниципалитетом. Глава работает по уставу, решает вопросы территориального характера.
Функциональная нагрузка главы определяется разными способами. Глава может быть включен в состав представительной системы , иметь право голоса, оставаться ее председателем, а может руководить лишь на территориальном уровне, выполняя задачи главы местной администрации.
Глава согласно уставу решает задачи муниципального значения. Является главным представителем, руководит, выполняет исполнительные, распорядительные функции. Дает отчет населению, представительному органу.
Важно! Срок полномочий главы указан в уставе и может составлять от 2 до 5 лет.
В компетенцию главы входит несколько направлений:
- представительство;
- нормотворчество;
- контроль.
Охват полномочий и обязанностей напрямую связан с ролью главы в системе, то есть у руководителя администрации села и у председателя думы функции разные
.
Однако на уровне представительства относительно органов власти, граждан, организаций их полномочия схожи. Причины прекращения обязанностей главы: смерть, отставка, отзыв, отрешение, и пр.
Главам запрещено быть членом Совета Федерации; депутатом Госдумы, региона. Запрещена предпринимательская деятельность, по некоторым направлениями. Зато при некоторых нюансах на их персону распространяется неприкосновенность. Сюда относится арест, допрос, обыск, уголовная ответственность.
Контрольный орган
Сложно одним словом рассказать, что такое контрольный отдел местного самоуправления. Чаще всего функциями контроля наделено одно или несколько лиц. Основная деятельность направлена на контроль того, как правильно расходуется, исполняется бюджет, соблюдается регламент, используется имущество. Анализируются отчеты об исполнении.
Контроль может выполняться следующими формами:
- инициатива граждан правотворческого характера;
- собрания;
- выборы;
- голосование;
- слушания;
- опрос.
В крупных представительных органах муниципального образования наличие контроля считается обязательным . Название структура получает исходя от предполагаемых функций. Это какие-то определенные отделы, например, счетная палата города, ревизионная комиссия, которая будет отслеживать движение средств и то, как используется имущество.
Учитывая специфику предполагаемой деятельности, территориального уровня такое подразделение не имеет, ведь именно оно должно вести контроль над деятельностью.
Администрация муниципального образования
Под понятием местная администрация подразумевается исполнительная структура, главный представитель – глава администрации. Конкретный человек – избирается народом, назначается властью по конкурсной основе.
Глава администрации функционирует как единственное лицо либо имеет заместителей, работающих по разным направлениям, – хозяйственной деятельности, спорту и т. д.
Занимается юридическое лицо проблемами населения, имущества, земли. Рассматривает возможные обращения, решает их по мере своих полномочий.
Работает на основе имеющегося устава, государственных законов. Принцип работы простой: глава издает положения (не касающиеся глобальных государственных вопросов), организует работу самой администрации, выполняет определенные функции, переданные государством.
Назначаются комитеты, рассматривающие экономические, социальные, текущие проблемы района. Финансирование подразделений выполняется бюджетом района, области. Администрация имеет собственный лицевой счет, считается юридическим лицом. Имеет право выставлять имущественные права, представительство в суде.
Подобная структура, учитывая то, какие вопросы решает местное самоуправление, включает управления, департаменты, службы, инспекции, комиссии, сектора. При условии больших территорий, высокого финансирования структурных организаций может быть много . Состав должностных лиц определяется на территориальном уровне.
Полномочия МСУ
Несмотря на то, что местное самоуправление не считается государственной властью, некоторые функции государство все-таки ему передает, такое право позволяет:
- принимать решения о назначении пособий, пенсий (социальный отдел);
- решать вопросы попечительства, опеки, (народное образование);
- следить за порядком;
- издавать нормативные акты, постановления, решения, касающиеся граждан;
- распоряжаться собственностью муниципалитета;
- распоряжаться казной, использовать земли, угодья, леса, водоемы;
- принимать решение о сборах определенных видов налога.
То, какие проблемы решает система, напрямую зависит от ее полномочий, объема и статуса структурного подразделения. Принимающиеся документы действуют только на территории муниципалитета , касаются его населения, угодий. Полномочия органов местного самоуправления обосновываются законами РФ.
Исходя от того, на какой территории располагается представительный орган муниципального образования, его бюджета, зависит, какие вопросы он решает. Возможности на самом деле широкие:
- принятие актов, устава, внесение изменений, дополнений;
- утверждение бюджета;
- определение налогов определенного уровня, их изменение, отмена;
- создание программ, реализация их с ведением полной отчетности;
- распоряжение имуществом, которое считается муниципальным;
- определять порядок создания, ликвидации, реорганизации учреждений , устанавливать тариф за их услуги;
- определять, как будут решаться организационные, материальные, технические вопросы, проблемы определенного уровня;
- представительный орган муниципального образования самостоятельно определяет сотрудничество с другими организациями межмуниципального уровня;
- выполняется контроль за работой структуры, исполнением обязанностей.
Важно! Представительный орган решает вопросы, касающиеся исключительно подведомственной ему территории. Любые действия реализуются только через сформированные структуры власти, самим населением по личной инициативе, например, открытие выставок, музеев.
Полезное видео
При каждом населенном пункте обязательно существует своя система, полномочия определяются индивидуально, касаются они жилищных, земельных, культурных, образовательных, экономических, надзорных вопросов. Самоуправление наделено определенными полномочиями, правами, имеет обязанности перед населением.
ДЕПАРТАМЕНТ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТЯИ
И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1. Что же такое местное самоуправление и какие вопросы относятся к вопросам местного значения?
Местное самоуправление в Российской Федерации – это признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
В круг вопросов местного значения (Приложение 1) входят те, что затрагивают проблемы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования . Иными словами, круг дел, решение которых способствует установлению на территории данного муниципального образования условий для нормальной жизни жителей. Проблемы, с которыми Вы сталкиваетесь каждый день: незапланированное отключение горячей и холодной воды, незакрытый люк перед подъездом дома, отсутствие детской площадки , трещина в стене дома, горы мусора на улице - все эти и многие другие каждодневные вопросы решаются на уровне местного самоуправления. Обычно, перечень вопросов местного значения приводится в Уставе муниципального образования.
Полномочия органов местного самоуправления включают вопросы, не отнесенные к компетенции государственных органов. Это означает, что по предметам своего ведения органы местного самоуправления уполномочены принимать решения самостоятельно.
2. Что такое муниципальное
образование?
В состав Российской Федерации входят субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, автономные области и автономные округа.
Муниципальными образованиями являются - городское или сельское поселение , муниципальный район , городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. (Приложение 2,3)
Местное самоуправление осуществляется на территории как муниципальных районов и городских округов , так и отдельного поселения городского или сельского. Таким образом, вертикаль власти в России включает в себя три ступени: федеральную, субъекта РФ и местную. Однако надо учитывать, что на уровне федерации и субъекта РФ осуществляется власть государственная , а на уровне муниципального образования - местная . Обязательными атрибутами муниципального образования являются муниципальная собственность , местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
3. Что такое Устав муниципального образования? Где можно ознакомиться с текстом Устава?
Устав - это местная Конституция, важнейшее условие создания и функционирования муниципального образования. Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. А принимает его Совет народных депутатов.
С Уставом муниципального образования можно ознакомиться в библиотеке, Совете народных депутатов. А ознакомиться с ним просто необходимо, если Вам небезразличны Ваши права и свободы.
4. Что такое органы местного самоуправления?
Органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения. Органами местного самоуправления являются глава администрации, Совет народных депутатов и администрация муниципального образования. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
5. Для чего дано право на местное самоуправление и как его можно реализовать?
В статье 3 Конституции РФ установлено, что единственным источником власти является многонациональный народ России. Эту власть народ может осуществлять непосредственно, либо через органы государственной власти или органы местного самоуправления. То есть, если народ наделен властными полномочиями, то их непременно нужно реализовывать, если, конечно, народ заинтересован в том, чтобы его права неукоснительно соблюдались на всех уровнях.
Если не вдаваться в юридические подробности, то предназначение Совета народных депутатов можно охарактеризовать таким образом: он реализует законодательную инициативу и принимает решения по важным для каждого жителя поселения вопросам местного значения. Решения Совета обязательны для исполнения на территории всего муниципального образования. Более того, Совет осуществляет контроль за деятельностью иных органов и должностных лиц местного самоуправления. Именно Совет утверждает местный бюджет, устанавливает местные налоги и сборы, а также льготы по ним.
7. Кто такой глава муниципального образования?
Уставом муниципального образования обязательно предусмотрена должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.
Компетенция глав муниципальных образований устанавливается уставами.
В уставах муниципальных образований записано, что глава муниципального образования является высшим должностным лицом местного самоуправления, он возглавляет местную администрацию и осуществляет контроль за реализацией принятых Советом народных депутатов решений.
8. Какие вопросы решает глава местного самоуправления?
Глава муниципального образования наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.
Глава оказывает содействие Совету народных депутатов, предоставляет информационную помощь депутатам. Более того, глава наделен законодательной инициативой. Он подписывает решения Совета народных депутатов. Глава осуществляет разработку программ и планов развития муниципального образования, а также проектов местного бюджета. Он также осуществляет представительские функции в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления других муниципальных образований, общественными объединениями , предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе и зарубежными.
Надо отметить, что должность главы муниципального образования - одна из ключевых в системе местного самоуправления. В период реформы местного самоуправления необходим авторитетный выборный руководитель, который мог бы объединить и возглавить деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.
9. Можете ли Вы контролировать работу Совета народных депутатов и главы муниципального образования?
В соответствии с законодательством, органы местного самоуправления подотчетны населению муниципального образования. Население наделяется правом отозвать депутата или выразить недоверие главе образования. Эти процедуры регулируются законодательством Российской Федерации и Кемеровской области . В этих случаях полномочия депутата и главы прекращаются досрочно.
Конституция РФ говорит, что граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (статья 32).
Принимая участие в муниципальных выборах , мы определяем, кто из кандидатов, на наш взгляд, способен представлять интересы населения (наши интересы) в выборных органах местного самоуправления наилучшим образом.
Муниципальные выборы, равно как и выборы на федеральном уровне, осуществляются на основе общих принципов избирательного права России. К числу таких принципов относятся: всеобщее избирательное право, равное избирательное право, прямые выборы, тайное голосование.
Приложение 1
К вопросам местного значения поселения относятся:
1) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;
2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо - и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;
7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;
8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;
9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;
10) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи , общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
11) организация библиотечного обслуживания населения;
12) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
13) охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах поселения;
14) обеспечение условий для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта;
15) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;
16) оказание содействия в установлении в соответствии с федеральным законом опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения;
17) формирование архивных фондов поселения;
18) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
19) организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения;
20) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство , разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения;
21) организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов;
22) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
23) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне , защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
24) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения;
25) организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения;
26) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
27) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения.
Приложение 2
Основные термины и понятия:
· сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, деревень и других сельских населенных пунктов);
· муниципальный район - несколько поселений или поселений объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера;
· городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района;
· муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ;
· вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно;
· органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;
· депутат - член совета народных депутатов поселения, муниципального района, городского округа;
· административный центр сельского поселения, муниципального района - населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится Совет народных депутатов соответствующего муниципального образования.
Приложение 3
Количество муниципальных образований
в Кемеровской области (с 1.01.2006 г.)
Всего – 223
Городские округа – 16
Муниципальные районы – 18
Городские поселения – 22
Сельские поселения – 167
Местное самоуправление
Местное самоуправление - система организации и деятельности граждан , обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.
В современном мире большое распространение получили те системы местного самоуправления, классификация которых основана на складывании отношений между местным самоуправлением и центральными властями. Так, распространение получили следующие модели местного самоуправления: англосаксонская (классическая) модель, континентальная, смешанная и советская модель.
Теория местного самоуправления
Местное самоуправление - одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление - децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ. Теоретические основы учения о местном самоуправлении разработаны в первой половине XIX века французским государственным деятелем и историком Алексисом Токвилем , немецкими учёными-юристами Рудольфом Гнейстом (1816-1895), Лоренцом Штейном (1815-1890), Паулем Лабандом и другими. Общественная теория самоуправления исходит из принципов признания свободы осуществления своих полномочий местными сообществами и союзами. Согласно государственной теории самоуправления местное самоуправление - одна из форм организации местного государственного управления. В современной России местное самоуправление относится к институтам публичной власти , а не гражданского общества , вместе с тем отрицается государственно-правовой характер местного самоуправления.
В России
История
Развитию местного самоуправления в дореволюционной России положили начало земская (1864) и городская (1870) реформы Александра II . Положением о земских учреждениях 1864 года создавались выборные губернские и уездные земские собрания и их исполнительные органы - губернские и уездные земские управы. которые заведовали местными хозяйственными делами. Организация городского самоуправления определялась Городовым положением 1870 года, органами городского самоуправления были городские думы и управы. Выборы в городские думы и земские собрания были цензовыми, большинство голосов при выборах предоставлялось землевладельцам и богатым горожанам. Наряду с губернскими, уездными, городскими органами самоуправления действовали государственные органы. При Александре III органы местного самоуправления были поставлены под контроль правительственных чиновников. В 1917 году были приняты новые положения согласно которым выборы становились демократическими, а большинство голосов переходило рабочим и крестьянам, были также созданы волостные собрания и волостные управы. После принятия Конституции 1918 года городские думы и земские собрания были упразднены, их функции перешли к съездам советов рабочих и крестьянских депутатов которые не являлись постоянными органами. По Конституции России 1937 года были созданы советы депутатов трудящихся, переименованные Конституцией России 1978 года в советы народных депутатов. Советы народных депутатов являлись одновременно и местные органами государственной власти и органами местного самоуправления. В 1990 году были созданы президиумы (малые советы) советов народных депутатов.
К идее местного самоуправления вернулись в конце 1980-х годов в связи с реформой государственной власти в стране, а также под давлением движения МЖК . Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» (1990), Закон РСФСР «О местном самоуправлении» (1991) сыграли большую роль в становлении местного самоуправления. Были разграничены полномочия между местными советами и администрациями, введены судебные и некоторые иные гарантии местного самоуправления. В 1993 году в период поэтапной конституционной реформы Президент РФ провёл реформу местного самоуправления. Деятельность местных советов была прекращена, распорядительные полномочия переданы местным администрациям, а выборы новых представительных органов местного самоуправления были отложены на 1994 год. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, закрепила местное самоуправление и его самостоятельность, в том числе и при определении структуры органов местного самоуправления. Местными органами государственной власти становились территориальные управления государственных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления становились выборные представительные органы и выборные главы местных администраций, представительные органы областей и краёв и областные и краевые администрации окончательно получали статус органов государственной власти (начало этому положил Федеративный договор между Российской Федерацией и краями и областями), однако в большинстве городов представительные органы и главы городских администраций (до этого назначались) местного самоуправления были избраны только в 1997 году, а в районах только в 2006 году. В 1995 году принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В 1997 и 2000 годах к нему принимались существенные поправки о местном самоуправлении в городах федерального значения и об ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц. Новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в 2003 году, положил начало муниципальной реформе , которая должна закончиться к 2009 году, когда Федеральный закон полностью вступит в силу.
Правовые основы
Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации.
Правовую основу местного самоуправления составляют:
- общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,
- федеральные конституционные законы,
- Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),
- конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,
- уставы муниципальных образований,
- решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан,
- иные муниципальные правовые акты.
Компетенционные основы
В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения.
Кроме того, федеральный закон допускает наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с предоставлением им соответствующих субвенций и подконтрольностью органам государственной власти, а также осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, не переданных органам местного самоуправления.
Формы осуществления
В Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований, которые функционируют на двух уровнях:
- муниципальный район
- несколько городских и/или сельских поселений
- сельское поселение - один или несколько сельских населенных пунктов
- городское поселение - один город или поселок городского типа с прилегающими населенными пунктами сельского или городского типа
- городской округ - городское поселение, не входящее в состав муниципального района
- внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения (Москвы или Санкт-Петербурга).
Границы и статус муниципальных образований установлены в 2003-2005 годах в рамках муниципальной реформы. Порядок изменения границ и преобразования муниципальных образований установлен Федеральным законом.
Организационные основы
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В структуру органов местного самоуправления, устанавливаемую уставом муниципального образования, входят следующие органы и должностные лица местного самоуправления:
- представительный орган муниципального образования
- контрольный орган муниципального образования
- иные органы местного самоуправления
В соответствии с федеральным законом существуют следующие основные варианты структуры органов местного самоуправления:
- представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту
- представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет местную администрацию
- представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту
В муниципальном районе допускается такой вариант структуры органов местного самоуправления: представительный орган местного самоуправления формируется из глав и делегатов представительных органов поселений.
В сельских поселениях глава муниципального образования может независимо от способа его избрания возглавлять и местную администрацию, и представительный орган. В сельских поселениях с численностью менее 100 человек глава муниципального образования является главой местной администрации и избирается населением, а функции представительного органа осуществляются сходом граждан.
Экономические основы
Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). К собственным доходам местного бюджета могут относиться:
- средства самообложения граждан
- доходы от местных налогов и сборов
- доходы от региональных налогов и сборов
- доходы от федеральных налогов и сборов
- безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований
- доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности
- часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей
- штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления
- добровольные пожертвования
- субвенции на решение вопросов местного значения межмуниципального характера (для некоторых муниципальных районов)
- иные законные поступления.
Закон устанавливает возможность выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских округов путем предоставления дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и (или) районных фондов финансовой поддержки поселений.
Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий (муниципальный заказ). Муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг (муниципальный заем).
Межмуниципальное сотрудничество
В целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в каждом субъекте Российской Федерации образуется совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации могут образовывать единое общероссийское объединение муниципальных образований. Кроме того, закон допускает создание иных объединений муниципальных образований с учетом территориальной и организационной основы, а также межмуниципальных хозяйственных обществ и иных организаций.
Органы местного самоуправления являются избирательными и, согласно законодательству, выбираются жителями той или иной местности на референдумах, выборах или другими формами добровольного гражданского волеизъявления. Население совместно с избранной властью решает различные вопросы местного, регионального значения.
Система органов местного самоуправления такова, что представители этих органов избирались гражданами муниципий (сёл, деревень, районных центров, городов, областей и т.д.), именно граждане и являются в местном самоуправлении первичными субъектами, а сами органы - вторичными. Т.е если народ избрал главу поселковой администрации, а он, по мнению граждан, не справляется с возложенными на него обязанностями, нарушает закон, совершая какие-либо противоправные действия, избиратели имеют право потребовать снять с поста это должностное лицо и заменить его более подходящей кандидатурой.
Структура самоуправления состоит из следующих элементов:
. глава образованной муниципии;
. местный административный исполнительно-распорядительный орган;
. орган контроля муниципии;
. другие отделы рабочего аппарата, которые предусмотрены в административном уставе и обладают своими полномочиями в решении вопросов на местах.
Обязательными в данной структуре являются представительный орган, руководители муниципальных образований, а также местной администрации. Сведения о распорядке формирований, о полномочии и сроках, подотчётности, подконтрольности органов местной власти, другие организационные вопросы и вопросы, связанные с деятельностью данных органов, должны быть записаны в уставах муниципальных образований и регламентироваться ими. Названия представительных органов, глав муниципии, а также глав местного административного аппарата, ведающего исполнительными и распорядительными функциями, устанавливает закон субъекта РФ в зависимости от местных традиций, исторических и других факторов.
Структура органов местного самоуправления может быть изменена, если в сам муниципальный устав будут внесены какие-нибудь изменения. Решение об изменении вступит в силу тогда, когда истечёт срок полномочий того представителя муниципальной власти, которым было принято данное решение.
Находятся на бюджете муниципальных образований и финансируются за средства, полученные от местных доходов. Всё это также закрепляется документально в уставе и других правовых документах, положениях, которые регулируют деятельность власти на местах.
Согласно действующему законодательству, структура органов местного самоуправления состоит из представителей, избираемых собственно населением, и лиц, которых избирают местные органы самоуправления. Между органами самоуправления и органами, осуществляющими власть в государстве, существует некоторое сходство. И те, и другие являются представителями власти, наделены, согласно закону, рядом полномочий, имеют право издавать правовые акты, которые обязательны к исполнению, обеспечивать это исполнение некоторыми принудительными мерами. Эта сходство объясняется тем, что данные органы олицетворяют собою власть народа.
Разница же между ними в том, что в первом случае власть осуществляется сугубо на уровне муниципальных образований, а во втором - на государственном уровне со всей присущей ему масштабностью, специфическими методами.
Структура органов местного самоуправления включает в себя не только органы как таковые, но и Это лица, избранные или работающие по трудовому договору (контракту), обладающие исполнительными и распорядительными полномочиями в решении вопросов на местах или по организационным вопросам деятельности местной власти. Должностных лиц не считают государственными служащими.
Структура местного самоуправления состоит из и исполнительных. Представительные органы - выборные, они занимаются выявлением интересов и потребностей местного населения и разрабатывают, намечают пути дальнейшего развития муниципальных образований. их планы и решения органы исполнительные, которые бывают как избираемыми, так и постоянными.