Понятие «деятельность». Структура деятельности
100 р бонус за первый заказ
Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line
Узнать цену
Деятельность – это специфически человеческая регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого себя.
Деятельность – это процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта.
Деятельность характеризуется следующими чертами :
1) обеспечивает создание материальных условий жизни человека, удовлетворение естественных человеческих потребностей;
2) становится фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей;
3) является сферой реализации человеком своего личностного потенциала, достижения жизненных целей, успехов;
4) создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений, для реализации его социальных интересов;
5) Является источником и критерием научного познания, самопознания и саморазвития.
Отличительными чертами человеческой деятельности являются:
1) общественный характер – все виды деятельности по своему содержанию и способам выполнения – продукт общественно-исторического развития человека;
2) целенаправленность - человек в своей деятельности всегда руководствуется сознательно поставленными целями, которые достигаются им с помощью сознательно организуемых средств или способов действия;
3) плановость - любые действия представляют собой определенную систему, являются взаимосвязанными, располагаются в известном порядке, строятся по определенному плану;
4) систематичность - деятельность человека носит длительный, повседневный, систематический характер.
Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознательной целью.
Деятельность имеет свою структуру : мотивы, способы и приемы, цель и результат.
Мотивы – это те внутренние цели, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется.
Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными.
Мотив и цель образуют своего рода вектор деятельности, определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении. Этот вектор организует всю систему психических процессов и состояний, формирующихся, развертывающихся в ходе деятельности.
Цели – наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его деятельности. Цель деятельности – это идеальное представление ее будущего результата. Следует различать конечную цель и промежуточные цели. Достижение конечной цели равнозначно удовлетворению потребности. К промежуточным относятся цели, намечаемые человеком в качестве условия достижения конечной цели.
Цели могут быть близкими и далекими, личными и общественными в зависимости от того, какую значимость им придает человек и какую роль в общественной жизни играет его деятельность.
Способы и приемы (действия) – относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему мотиву.
Сложное внешнее действие для своей реализации может потребовать целого ряда актов, связанных друг с другом определенным образом. Эти акты, или звенья, на которые распадается действие, являются операциями.
Всякая деятельность включает в себя внутренний и внешний компоненты.
По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией.
Овладение внутренней деятельностью приводит к тому, что прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек проделывает действия в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае подготавливается и протекает на основе выполнения умственной деятельности. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами, называется экстериоризацией.
Деятельность осуществляется в виде системы действий. Действие – главная структурная единица деятельности, которая определяется как процесс, направленный на достижение цели. Выделяют практические (предметные) и умственные действия. В каждом действии можно выделить ориентировочную, исполнительную и контрольную части.
Общая характеристика. Деятельность - специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека, носящая общественный характер, в значительной степени определяющаяся целями и требованиями общества. Это активный и сознательно регулируемый процесс взаимодействия человека с окружающим миром. Человек в любой деятельности осознает цель своих действий, воображает ожидаемый результат, обдумывает последовательность операций и наблюдает за ходом деятельности и результатом.
Структура деятельности человека . В любом виде деятельности можно выделить общие структурные компоненты - цели, мотивы и действия. Цель выступает в качестве образа конечного результата деятельности. Мотив побуждает человека к деятельности и придает его деятельности осмысленность. Действие - относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели.
В процессе развития человека деятельность становится более сложной, самостоятельная деятельность может превращаться в действие, а отдельные действия могут превращаться в самостоятельную деятельность.
П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, Э. А. Асратяп, Б. Г. Ананьев и др., исследуя механизмы планирования, контроля и регулирования действий, установили, что цель всякого действия представлена в сознании в виде психического образа, базирующегося на своеобразной нейропсихической модели. Обратная связь - информация о результатах совершаемого действия н сравнения их с заданной моделью - обеспечивает корректировку действия по ходу его выполнения. Этот механизм назвали акцептором действия.
Способы выполнения действий, составляющих данный вид деятельности, принято называть приемами действий. Каждое действие состоит, как правило, из системы движений, или операций, подчиненных задаче решаемой в тех или иных конкретных условиях.
Действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира, называются предметными. Они складываются из определенных движений, в большинстве случаев - из грех относительно простых: взять (поднять), переместить, опустить. Выделяются и другие виды движений: речевые, соматические, выразительные, локомоторные и т. д. Во всех случаях необходимы координация и согласованность движений.
Разнообразные действия человека выполняемые во внутреннем плане сознания, называются умственными. Экспериментально установлено, что умственные действия обязательно включают в себя моторные двигательные компоненты.
Существуют четыре вида умственной деятельности: перцептивная, мнемическая. мыслительная и имажитивная.
Всякая деятельность включает в себя внутренний и внешний компоненты. По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производив от внешней (предметной). По мере накопления опыта приобретается способность совершать те же действия в уме (интериоризация, благодаря которой психика человека способна совершать операции с образами предметов, находящимися вне поля зрения). Затем действия в уме, направленные па преобразование предметной деятельности, сами подвергаются обратному преобразованию (зкетериоризация. реализующаяся в форме движений, воздействий па предметы, манипулирование с ними).
Деятельность можно разделить на этапы. Можно выделить в качестве этапов
- процесс вовлечения в деятельность,
- процесс целеполагания
- процесс проектирования действий,
- процесс осуществления действий,
- процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями.
Первым в советской психологии автором и разработчиком разноуровневой концепции организации поведения , Психологии деятельности , психологии личности и психологической теории развития субъекта в деятельности и в общении , которая развивалась позднее С. Л. Рубинштейном , В. С. Мерлиным и А. Н. Леонтьевым , был М. Я. Басов ].
Участники Московского логического кружка и Московского методологического кружка (Г. П. Щедровицкий и другие) разработали системомыследеятельностную методологию (СМД-методологию) - категориальный аппарат для исследований, организации и управления системами мышления и деятельности.=)
Примечания
Типы деятельности по отношению субъекта к реализуемому объекту
Типы деятельности выделяются по типам отношения субъекта к миру объектов, реализуемых в этих формах деятельности:
- Практическая деятельность направлена прежде всего на преобразование мира в соответствии с поставленными человеком целями.
- Познавательная деятельность служит целям понимания объективных законов существования мира, без которого невозможно выполнение практических задач.
- Эстетическая деятельность, связанная с восприятием и созданием произведений искусства, предполагает трансляцию (передачу) смыслов, которые определяются ценностными ориентациями того или иного социума и индивида.
См. также
- структура деятельности
Литература
- Гуляихин В. Н. Логико-философский анализ некоторых концептуальных проблем теории деятельности // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Вып. 3. 2003. С. 23 - 28.
- Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат. - 1982. - 255 с.
- Подолец В. В. Социальная деятельность как высшая форма самоорганизации материальных систем//Самоуправление в обществе: происхождение, сущность, развитие. Дис. …канд. филос. наук.- Л.: ЛГУ - 1988. - 179 с.
- Подолец В. В. Самоорганизация, деятельность и проблемы человека//Новое понимание философии: проблемы и перспективы. - М.: РАН. −1993. - С. 116-118.
- Подолец В. В. Деятельность как социальная форма самоорганизации//Российская идея и идея глобализации. - 1993 .
- Подолец В. В. Российская идея и идея глобализации//Философия, человек, цивилизация: новые горизонты XXI века. Часть I. - Саратов: ООО издательство «Научная книга». - 2004. - С. 171-175.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Синонимы :Антонимы :
- Радзинский, Эдвард Станиславович
- Священное Писание
Смотреть что такое "Деятельность" в других словарях:
деятельность - целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта. В качестве объяснительного принципа психики категория Д. используется при изучении различных областей психической реальности (психология познавательных процессов, мо … Большая психологическая энциклопедия
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - специфически человеч. форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Д. человека предполагает определ. противопоставление субъекта и объекта Д.: человек… … Философская энциклопедия
деятельность - направить действие деятельность начать действие, начало деятельность осуществляется действие, пассив на ся, продолжение деятельность связана касательство заниматься коммерческой деятельностью действие, непрямой объект заниматься… … Глагольной сочетаемости непредметных имён
Деятельность - посредника (финансового брокера) заключается в выполнении агентских (посреднических) функций при купле продаже ценных бумаг засчет и по поручению клиента на основании договора комиссии или поручения. Деятельность инвестиционного консультанта… … Финансовый словарь
деятельность - См … Словарь синонимов
деятельность - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ специфический для человека тип преобразования действительности, одна из центральных категорий философии. В отличие от поведения, Д. не определяется биологически или социально заданными программами. Для нее характерно… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, деятельности, мн. нет, жен. (книжн.). Работа, систематическое применение своих сил в какой нибудь области. Общественная деятельность. Врачебная деятельность. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
деятельность - Процесс или система процессов, осуществляемых организацией с целью производства одного или более видов продукции, оказания услуг или их поддержки. Примечание Примером подобных процессов являются бухгалтерский учет, обеспечение информационных (ИТ) … Справочник технического переводчика
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс … Большой Энциклопедический словарь
Деятельность - активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности. Уже на относительно ранних стадиях … Психологический словарь
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - один из важнейших атрибутов бытия человека, связанный с целенаправленным изменением внешнего мира, самого человека. Именно через Д. раскрывается сущность человека. В зависимости от потребностей людей Д. традиционно подразделяется на: 1)… … Новейший философский словарь
Книги
- Деятельность императрицы Екатерины II на пользу женского образования в России , Соколов. Деятельность императрицы Екатерины II на пользу женского образования в России: Воспитанницам старших классов Одесской гор. 2 женской гимназии. 6 окт. 1896 г. / Вс. Соколов R 8/1142:Одесса:…
Деятельность - это процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта.
Структура деятельности:
1) Субъект - тот, кто осуществляет деятельность (человек, группа людей, организация, государственный орган);
2) Объект - это то, на что она направлена (природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей);
3) Мотивы - те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности;
4) Цели - наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его деятельности. Цель деятельности - это идеальное представление ее будущего результата;
5) Способы и приемы (действия) - относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему мотиву.
Всякая деятельность включает в себя внутренний и внешний компоненты. Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией . Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами, называется экстериоризацией . Деятельность осуществляется в виде системы действий.
Действие - главная структурная единица деятельности, которая определяется как процесс, направленный на достижение цели. Выделяют практические (предметные) и умственные действия.
Умения и навыки как структурные элементы деятельности:
1) Знания человека о мире возникают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных о сознании приводит к образованию представлений и понятий. Действия с предметами дают человеку знания одновременно об их свойствах и о возможностях обращения с ними;
2) Навык - это стереотипизированный способ совершения отдельных действий - операций, сформировавшийся в результате многократного их повторения и отличающийся свернутостью (сокращением) его сознательного контроля. Навыки образуются в результате упражнений, т.е. целенаправленных и систематических повторений действий. Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, в противном случае возникает деавтоматизация, т.е. ослабление или почти полное разрушение выработанных автоматизмов;
3) Умение - это освоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умения образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Умения опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль - это главное, что отличает умения от навыков.
Виды человеческой деятельности, их классификация:
1) Игра - форма человеческой деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий;
2) Учение - это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Основная цель учения - подготовка к будущей самостоятельной трудовой деятельности;
3) Труд - это деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей.
Человек по своей природе активен. Он является творцом и созидателем независимо от того, каким видом труда занимается.
Деятельность - специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.
Деятельность - категория социальная. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к условиям окружающей среды. Деятельность человека принципиально отличается от поведения животных, даже если это поведение достаточно сложное. Во-первых, деятельность человека носит сознательный характер - человек осознает цель и способы ее достижения, предвидит результат. Во-вторых, деятельность человека связана с изготовлением, употреблением и хранением орудий труда. В-третьих, деятельность человека носит общественный характер, она осуществляется, как правило, в коллективе и для коллектива. В процессе деятельности человек вступает в сложные отношения с другими людьми.
Итак, отличительными чертами человеческой деятельности являются ее общественный характер , целенаправленность , плановость , длительность .
1. Общественный характер человеческой деятельности . Какие бы виды деятельности мы ни рассматривали, все они по своему содержанию и способам выполнения - продукт общественно-исторического развития человека. Занимаясь данным видом деятельности, человек выполняет такие действия, которые были открыты и усовершенствованы всем обществом в процессе его исторического развития, в условиях общественного труда. Это имеет прямое отношение и к различным видам спортивной деятельности.
2. Целенаправленность деятельности . Деятельность человека в отличие от инстинктов животных является сознательной. В своей деятельности люди всегда руководствуются сознательно поставленными целями, которые достигаются ими с помощью сознательно организуемых средств или способов действия. Любая деятельность состоит из отдельных действий, объединенных единством цели, к которой стремится человек в данной деятельности, и направленных на достижение результатов, соответствующих этой цели.
3. Плановость деятельности . Деятельность - это не просто сумма отдельных действий или движений. В любом ее виде действия, составляющие ее, представляют собой определенную систему, являются взаимосвязанными, располагаются в известном порядке, строятся по определенному плану.
4. Систематичность деятельности . Когда мы говорим о деятельности того или другого человека, то всегда имеем в виду ее длительный, повседневный, систематический характер. Именно этой особенностью отличается трудовая деятельность. Отдельные движения и даже действия еще не составляют деятельности.
В деятельности раскрывается богатство духовного и психического мира личности: глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способности и черты характера.
Проблема деятельности органически связана с проблемой развития личности . Личность и формируется, и проявляется, и совершенствуется в деятельности. Здесь же происходит и формирование сознания. Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром, процесс не пассивный, а активный и сознательно регулируемый.
Человеческая деятельность чрезвычайно разнообразна . Это и труд, направленный на создание материальных ценностей, и организация совместных духовных усилий и активности различных социальных групп, и воспитание и обучение (педагогическая деятельность), исследовательская деятельность, спортивная деятельность и др.
Человеческая деятельность многогранна . В ходе ее человек осуществляет определенные движения (физиологическая функция живого организма) и действия (система движений, направленных на предмет с целью его присвоения или изменения), тратит массу энергии, выполняет большой объем операций (способ выполнения действия), разнообразно мыслит, затрачивает многочисленные усилия, проявляя волю и переживая свои поступки и их результаты. Деятельность человека, наконец, не всегда однозначна . Он может преследовать в ней как общественно значимые цели, так и социально неодобряемые.
Теория деятельности начала разрабатываться в советской психологии в 20-х - начале 30-х гг. XX века. К этому времени уже закатилось солнце психологии сознания и находились в расцвете новые зарубежные теории - бихевиоризм , психоанализ , гештальтпсихология и ряд других. Советские психологи в отличие от западных коллег взяли на вооружение философию диалектического материализма , согласно которому, не сознание определяет бытие, деятельность, а наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание .
Наиболее полно теория деятельности изложена в трудах А.Н. Леонтьева , в частности в его книге «Деятельность. Сознание. Личность» .
Рассмотрим структуру деятельности.
Согласно точке зрения А.Н. Леонтьева, деятельность - форма активности . Активность побуждается потребностью , то есть состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида. Потребность представляется как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в поисковой активности. В ходе поисков происходит встреча потребности с ее предметом, то есть фиксация на предмете, который может ее удовлетворить. С этого момента «встречи» активность становится направленной, опредмечивается - как потребность в чем-то конкретном - и становится мотивом , который может осознаваться или нет. Именно теперь, считает А.Н. Леонтьев, возможно, говорить о деятельности. Деятельность соотноситься с мотивом; мотив - то, ради чего совершается деятельность; деятельность - это совокупность действий, которые вызываются мотивом.
Действие - главная структурная единица деятельности. Действие осуществляется на основе определенных способов , эти способы называются операциями и представляют боле низкий уровень в структуре деятельности. Действие определяется как процесс, направленный на достижение цели ; цель представляет осознаваемый образ желаемого результата . Цели могут быть близкими и дальними, личными и общественными, в зависимости от того, какую значимость им придает человек, и какую роль в общественной жизни играет его деятельность. Результат - это то, чего достигает человек в ходе деятельности. Результаты могут не совпадать с целями деятельности.
Таким образом, деятельность это не просто сумма отдельных действий или движений. В любом ее виде действия, составляющие ее, представляют собой определенную систему, являются взаимосвязанными, располагаются в известном порядке, строятся по определенному плану.
Самый низкий уровень деятельности - психофизиологические функции , «обеспечивающие» психические процессы (сенсорные, мнемические и моторные функции, врожденные механизмы).
Действия могут быть направлены не только на предмет, но и на окружающих людей. Тогда эти действия становятся актом поведения - поступком , если они соответствуют установившимся в обществе нормам поведения, или проступком , если противоречат им.
Мы кратко рассмотрели структуру деятельности по А.Н. Леонтьеву и его представления о роли деятельности в филогенетическом развитии психики. Теория деятельности описывает и закономерности индивидуального психического развития. Так, А.Н. Леонтьевым было предложено понятие «ведущая деятельность ». Под ведущей деятельностью понимается та, с которой на данном этапе развития связано появление важнейших новообразований и в русле которой развиваются другие виды деятельности.
Смена ведущей деятельности означает переход на новую стадию развития (например, переход от игровой деятельности к учебной при переходе от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту). Основным механизмом при этом выступает, по А.Н. Леонтьеву, «сдвиг мотива на цель» - превращение того, что выступало как одна из целей, в самостоятельный мотив. Так, например, усвоение знания в младшем школьном возрасте первоначально может выступать как одна из целей в деятельности, побуждаемой мотивом «получить одобрение учителя», а затем становится самостоятельным мотивом, побуждающим учебную деятельность.
Исследования советских психологов (Л. С. Выготского , А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина и др.) показали, что умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией. Рассмотрим это на примере.
Ребенок учится считать. Вначале он считает палочки, складывая их друг к другу. Затем наступает время, когда палочки становятся ненужными, так как счет превращается в умственное действие, отчлененное от самих предметов и внешнего действия. Объектом оперирования становятся слова или числа. Постепенно ребенок накапливает умственные действия, которые в совокупности составляют умственную деятельность.
Овладение умственной деятельностью приводит к тому, что прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек проделывает действие в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае готовится и протекает на основе выполненной умственной деятельности. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами называется экстериоризацией .