Военнослужащий имеет право на защиту. Права военнослужащих
Установите соответствие между примерами и основаниями прекращения трудового договора в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА В РФ | |
А) Аттестационная комиссия подтвердила отсутствие у Марка Г. достаточного уровня квалификации для занимаемой должности. Б) Виктор П. неоднократно не исполнял без уважительных причин трудовые обязанности, имел несколько дисциплинарных взысканий. В) 24-летний Роман В. был направлен на военную службу по призыву. Г) Ирина А. вышла замуж и переезжает в другой город. Д) По истечении срока трудового договора Пётр М. не был избран на ранее занимаемую им должность заведующего кафедрой философии. | 1) инициатива работодателя 2) инициатива работника 3) обстоятельства, не зависящие от воли сторон |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Пояснение.
Расторжение трудового договора по инициативе работника. Договор прекращается по собственному желанию работника (ст. 80 ТК РФ). При этом работник должен письменно уведомить работодателя о своем желании прекратить трудовые правоотношения не менее чем за две недели. Иной срок может быть закреплен соглашением сторон либо указан в законе (например, руководитель должен предупредить работодателя не менее чем за месяц - ст. 280 ТК РФ). А если трудовой договор заключен с работником на срок до двух месяцев либо с сезонным работником, то работодатель извещается о досрочном расторжении трудового договора за три календарных дня (ст. 292, 296 ТК РФ). В случае если после подачи заявления об увольнении работник изменил свое решение, то он имеет право в любое время до истечения срока предупреждения об увольнении отозвать свое заявление. Это возможно всегда, кроме ситуации, когда на место увольняющегося работника в письменной форме приглашен другой работник, которому в соответствии со ст. 64 ТК РФ или иными федеральными законами не может быть отказано в заключении трудового договора.
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя возможно в следующих случаях.
1. Ликвидация организации либо прекращение деятельности работодателем - физическим лицом.
2. Сокращение численности или штата работников организации.
3. Несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.
4. Смена собственника имущества организации.
5. Неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.
6. Однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей.
7. Совершение виновных действии работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя
8. Совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы.
9. Принятие необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации.
10. Однократное грубое нарушение руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей.
11. Представление работником работодателю подложных документов при заключении трудового договора.
В соответствии со ст. 83 ТК РФ трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон:
1. Призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу. При прекращении трудовых правоотношений по указанному основанию работнику выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ст. 178 ТК РФ). Прекращение трудового договора по данному основанию осуществляется на основании заявления работника по предъявлении работником повестки военкомата о явке на призывной пункт для прохождения службы. Только в этом случае Федеральный закон «О статусе военнослужащих» гарантирует право военнослужащего, работавшего до призыва на государственном (муниципальном) предприятии, вернуться на прежнюю работу в течение грех месяцев со дня демобилизации.
2. Восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда. Прекращение трудового договора по данному основанию возможно лишь в том случае, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу. При этом в данном случае работнику выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ст. 178 ТК РФ).
3. Не избрание на должность. По логике вещей данный пункт применяется в случае непереизбрания работника занимающего определенную должность, на новый срок. Так как в конкурсном замещении должности, кроме такого работника могут участвовать лица, замещающие иные должности, и в случае их неизбрания они остаются на своих должностях и их увольнять не нужно. Также в конкурсном отборе может участвовать претендент с улицы, т. е. не работник организации, и в случае его неизбрания - его тоже увольнять не нужно, так как он и не стал работником.
4. Осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу. В соответствии со ст. 392 УПК РФ вступивший в законную силу приговор суда обязателен для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических или юридических лиц и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории РФ. Если наказание, избранное в приговоре, препятствует продолжению работником своей трудовой деятельности (например, лишение свободы, лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью), то в таком случае трудовой договор подлежит прекращению посредством издания работодателем соответствующего 11 приказа. Согласно ч. 3 ст. 77 ТК РФ днем увольнения работника является последний день его работы. Если работник до суда находился под арестом, то днем его увольнения будет считаться последний день его работы. Это один из немногих случаев увольнения работника с прошлого числа.
5. Признание работника полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением. В данном случае работодатель обязан прекратить трудовые правоотношения с работником. Основанием для издания соответствующего приказа может быть только медицинское заключение уполномоченных экспертов МСЭК (медико-социальной экспертной комиссии).
6. Смерть работника либо работодателя - физического лица, а также признание судом работника либо работодателя - физического лица умершим или безвестно отсутствующим. Если первая половина данного основания достаточно понятна, то вопрос признания лица безвестно отсутствующим или умершим растянут во времени и приводит также к увольнению прошлым числом после признания лица таковым в судебном порядке.
7. Наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношении (военные действия, катастрофа, с тихи иное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), если данное обстоятельство признано решением Правительства РФ или органа государственной власти соответствующего субъекта РФ. Должно иметь место не только событие, но и решение о признании его чрезвычайным соответствующего органа власти.
8. Дисквалификация или иное административное наказание, исключающее возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.
9. Истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.
10. Прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска. В ст. 23 Закона РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» определены условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне. В случае если по одному из приведенных в ней оснований допуск работника к государственной тайне будет прекращен и вследствие этого он утратит возможность в дальнейшем осуществлять свои трудовые функции, то трудовой договор может быть расторгнут работодателем по п. 12 ст. 81 ТК РФ. Допускается увольнение по п. 8-10, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, гак и вакантную нижестоящую дол ж- ность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
11. Отмена решении суда или отмена (признание незаконным) решении государственной инспекции труда о восстановлении работника на работе.
12. Приведение общего количества работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствие с допустимой долей таких работников, установленной Правительством Российской Федерации для работодателей, осуществляющих на территории Российской Федерации определенные виды экономической деятельности.
13. Возникновение установленных Трудовым Кодексом, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнении работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности. Допускается такое увольнение, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
А) Аттестационная комиссия подтвердила отсутствие у Марка Г. достаточного уровня квалификации для занимаемой должности - инициатива работодателя.
Б) Виктор П. неоднократно не исполнял без уважительных причин трудовые обязанности, имел несколько дисциплинарных взысканий - инициатива работодателя.
В) 24-летний Роман В. был направлен на военную службу по призыву - обстоятельства, не зависящие от воли сторон.
Г) Ирина А. вышла замуж и переезжает в другой город - инициатива работника.
Д) По истечению срока трудового договора Пётр М. не был избран на ранее занимаемую им должность заведующего кафедрой философии - обстоятельства, не зависящие от воли сторон.
Ответ: 11323.
Ответ: 11323
Законодательство Российской Федерации четко устанавливает права и обязанности военнослужащих.
Их должен знать каждый, кто имеет статус военнослужащего или только готовится принять воинскую присягу и пополнить ряды защитников Родины. Строгое знание своих прав и обязанностей – залог успеха в военной службе.
Человеку со стороны может показаться, что служба в армии сопряжена лишь с одними обязанностями, но это не так. Государство наделяет военных совокупностью прав и свобод, а также предоставляет различные меры социальной защиты.
1) Права и обязанности лиц, проходящих службу в российской армии, в первую очередь, закреплены в Конституции РФ. Главным здесь является то, что военнослужащие имеют те же права, а также несут на себе те же основные обязанности, что и прочие граждане.
Применительно к рассматриваемому вопросу Конституция указывает, что защита Отечества – долг и обязанность гражданина, а осуществлять военную службу необходимо в соответствии с федеральным законодательством.
2) Форма и порядок исполнения воинского долга декларируются двумя федеральными законами: «О воинской обязанности и военной службе» и «О статусе военнослужащих». В первом говорится о том, что гражданин обязан состоять на воинском учете, определяется порядок призыва в армию и т.д.
Во втором сказано об общих правах и обязанностях военнослужащих, которые принадлежат им, как и всякому гражданину России, но с учетом того, что эти лица состоят на военной службе. Также в нем упоминается о правах и обязанностях военнослужащих-иностранцев.
3) Общие положения федеральных законов подробнее раскрываются в некоторых других подзаконных актах. Самым детальным образом права и обязанности военнослужащих содержатся в общевоинских уставах.
Среди таковых выделяют уставы внутренней, гарнизонной и караульной служб, дисциплинарный устав. Существует также Корабельный устав, определяющий порядок службы для военных моряков. Имеется и ряд других нормативных актов, которые применяются к лицам, проходящим службу в армии.
Статус военнослужащего и связанные с ним ограничения
Каждая социальная группа имеет свои права и обязанности, а также свою ответственность. Это и определяет ее статус, т.е. положение, занимаемое в обществе и государстве. Своим особым статусом обладают и военнослужащие.
Такой статус в РФ имеют рядовые и офицеры всех званий – войсковых и корабельных, курсанты военных вузов, призывники и , а в особых случаях его могут получить и подданные других государств. Он устанавливает границы реализации военными своих прав и свобод.
Утверждая права военнослужащих, законодатели руководствовались той основной функцией, которую исполняет данная социальная группа – защита государства и общества. Поэтому не все конституционные права, установленные для граждан России, в полной мере доступны лицам со статусом военнослужащего.
Например, имеет место быть ограничение права свободного передвижения, в целях того, чтобы военнослужащий и каждая воинская часть могли поддерживать свою боевую готовность.
Проживать военнослужащий должен в непосредственной близости от места службы – для того, чтобы всегда была возможность оперативно к нему прибыть. По этой причине местом проживания рядового состава армии являются казармы. Офицерам разрешено проживать в военных городках и прочих подобных местах рядом с воинскими частями. Поездка за границу может быть осуществима только по согласованию с командованием.
Право на свободу слова в отношении военных тоже подвергнуто ограничениям. Военнослужащему запрещается публичное обсуждение отданных ему приказов. Строго запрещено разглашение секретных сведений.
Согласно ст. 9 ФЗ «О статусе военнослужащих», лица со статусом военнослужащих не вправе состоять в политических партиях и иных организациях политического толка, а также участвовать в каких-либо забастовках в период несения военной службы. Запрещено и занятие коммерческой деятельностью.
Права военнослужащих
Несмотря на имеющиеся ограничения, военнослужащие обладают достаточно широким спектром прав. Их можно разделить на несколько категорий:
1) Личные права и свободы. Они позволяют военнослужащим защищать свои честь и достоинство, отстаивать законные интересы, обжаловать совершенные в их отношении неправомерные действия, требовать возместить причиненный в ходе службы ущерб. К личным правам относятся, например, право на свободу совести и право на свободу вероисповедания.
Однако в отношении последнего нужно знать, что военные не должны требовать от государства обеспечения условий для совершения религиозных обрядов. Хотя на территории воинской части могут воздвигнуть храм и проводить богослужения, но только за счет личных средств военнослужащих и с разрешения командования.
2) Социально-экономические права. Военнослужащие получают бесплатное питание и необходимое для жизни и несения службы имущество. Проходящие службу по призыву имеют не менее 8 часов в день на сон и два часа личного времени, обладают правом на отпуск по личным обстоятельствам. То время, что лицо состоит на военной службе, идет в общий трудовой стаж. Причем у тех, кто служит по призыву, один месяц службы засчитывается за два месяца работы.
3) Политические права. Военнослужащие имеют право выражать свои мнения и убеждения, получать и распространять информацию, не связанную с государственной или военной тайной. Они могут участвовать в выборах через процедуру голосования. Более того, военным разрешено занимать выборные должности в государственных или же муниципальных органах власти.
Не воспрещается участие в общественных организациях и объединениях неполитического характера. В свободное от службы время разрешается присоединяться без оружия к мирным демонстрациям, митингам или шествиям за территорией военной части.
Все обязанности военнослужащих подчинены одной задаче – защите суверенитета и целостности российского государства, пребыванию в готовности отражения потенциальных нападений. Также военные должны быть в состоянии выполнять функции, связанные с международными обязательствами РФ. Все это составляет понятие воинского долга.
Исходя из него, основные обязанности военнослужащих, вне зависимости от их должностей и званий, сводятся к следующим принципам:
Военнослужащие исполняют свои обязанности в следующих обстоятельствах:
- осуществляя вооруженную защиту государства или же готовясь к таковой;
- исполняя поставленные перед ними воинские задачи, приказы вышестоящего начальства;
- являясь участниками боевых действий и вооруженных конфликтов;
- в период военного или чрезвычайного положения;
- являясь участниками ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- во время боевого дежурства, наряда или гарнизонной службы;
- участвуя в учениях и походах военных кораблей;
- находясь на военных сборах или в служебной командировке;
- охраняя правопорядок и безопасность граждан страны.
За военнослужащими сохраняются их обязанности во время следования к месту службы и обратно, в период лечения и даже в условиях нахождения в заложниках или в плену (за исключением добровольной сдачи в плен).
Все это оговаривается в законе “О воинской обязанности и военной службе” (статья 36). Каждый военнослужащий обязан быть готовым приступить к исполнению своих воинских обязанностей по первому приказу командира.
Ответственность военнослужащих
В случае неисполнения своих обязанностей или нарушения прав других военнослужащих, военные привлекаются к ответственности. В делах, связанных с нарушением законов, воинских уставов и приказов командиров, предполагаются следующие категории ответственности:
- Дисциплинарная (определяется дисциплинарным уставом) – за нарушение дисциплины и проступки, не согласующиеся с воинской честью.
- Административная – та же, что распространяется на всех граждан страны. С поправкой на то, что к военным не могут быть применимы все меры Кодекса об административных правонарушениях (например, на них не распространяется арест на общих основаниях).
- Гражданско-правовая – за ущерб, нанесенный как отдельным гражданам и организациям, так и государству. Распространяется на военных так же, как и на других граждан. Сюда же можно отнести материальную ответственность – за порчу или утрату вооружения, техники и других видов воинского имущества. Возмещение подобного ущерба может быть как полным, так и частичным.
- Уголовная – на общих основаниях, но со своей спецификой.
Уголовная ответственность военнослужащих
Уголовная ответственность распространяется на военных наравне с другими гражданами. Но среди преступлений, которые совершают лица со статусом военнослужащего, есть те, что связаны конкретно с армейской службой. На них и нужно остановиться подробнее.
Такого рода преступления перечислены в 11 разделе (Преступления против военной службы) и 33 главе Уголовного Кодекса РФ. Среди них:
- Невыполнение приказа (в случае, если это нанесло существенный вред службе или повлекло другие последствия тяжкого характера);
- Сопротивление вышестоящему по чину;
- Насильственные действия в отношении начальства;
- Оскорбление, унижение, насилие в отношении других военнослужащих;
- Самовольное оставление части, а также неявка на службу из увольнения или отпуска;
- Имитация болезни или иные способы уклонения от исполнения воинских обязанностей;
- Дезертирство;
- Неисполнение правил несения дежурства, караула или пограничной службы;
- Самовольное оставление погибающего военного корабля.
Наказания за преступления уголовного характера бывают различными – от всякого рода ограничений по службе, помещения в дисциплинарную часть или штрафов до лишения свободы.
1) К таковым мерам относятся разного рода денежные выплаты, поощрения и компенсации (например, пособие по беременности и родам для жен военнослужащих), льготы и страхование. Служащие по контракту имеют право на получение зарплаты и других выплат, на обеспечение их семей жильем и т.д.
2) Лицам, проходящим военную службу в условиях Крайнего Севера и в других неблагоприятных для жизни районах, а также занимающим должности, связанные с повышенным риском для жизни и здоровья, предоставляются дополнительные социальные гарантии и компенсации. При необходимости военнослужащий имеет право ходатайствовать о переводе его на службу в другую местность, если того требует состояние здоровья.
3) Военные – солдаты, офицеры, включая контрактников, и находящиеся на военных сборах – подобно прочим гражданам имеют право и на обязательное медицинское страхование, и на добровольное страхование в платном порядке. Законодательная логика в деле социальной защиты, в целом, исходит из того, что имеющиеся ограничения в гражданских правах и свободах у военнослужащих должны компенсироваться предоставляемыми льготами.
В России законодательно существуют в неразрывном единстве. При этом предполагается, что в приоритете для каждого военного должны быть обязанности, поскольку именно их твердое знание и безукоризненное исполнение делают солдата или офицера настоящим защитником Отечества.
Что, в свою очередь, позволяет им должным образом осуществлять свой конституционный и воинский долг, а также поддерживает российскую армию и флот в постоянной боевой готовности.
На нашем сайте вы можете задать абсолютно любой интересующий вас вопрос юристу или адвокату независимо от тематики и сложности обращения. Объединив юристов-профессионалов, оказывающих бесплатные юридические консультации, и людей, которые ищут ответы на вопросы правовой тематики, мы стали незаменимым помощником для тысяч людей по всей стране. Онлайн юридическая консультация - это удобный способ получить необходимую информацию по всем юридическим вопросам и практические советы по их решению.
В силу положений части I статьи 48 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантирована квалифицированная юридическая помощь. Все юридические консультации проводятся в рамках Федерального закона №324 от 21 ноября 2011 года "О бесплатной юридической помощи".
--> На ту же тему
В соответствии с Конституцией РФ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Военнослужащие имеют право обращаться лично, а также направлять письменные обращения (предложения, заявления или жалобы) в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам в порядке, предусмотренном законами Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Дисциплинарным уставом ВС РФ.
Военнослужащий, которому стало известно о фактах хищения или порчи военного имущества, незаконного расходования денежных средств, злоупотреблениях, недостатках в содержании вооружения и военной техники или других фактах нанесения ущерба ВС РФ, обязан доложить об этом непосредственному командиру (начальнику), а также направить письменное обращение (предложение) об устранении этих недостатков или заявление (жалобу) вышестоящему командиру (начальнику).
Письменные обращения, направляемые военнослужащим должностным лицам воинской части, излагаются в форме рапорта.
Военнослужащий подает жалобу на незаконные в отношении его действия (бездействие) командира (начальника) или других военнослужащих, нарушение установленных законами РФ прав и свобод, неудовлетворение его положенными видами довольствия непосредственному командиру (начальнику) того лица, действия которого обжалует, а если заявляющий жалобу не знает, по чьей вине нарушены его права, жалоба подается по команде.
Военнослужащий, подавший обращение (предложение, заявление или жалобу), не освобождается от выполнения приказов и своих должностных и специальных обязанностей.
На опросе военнослужащих обращение (предложение, заявление или жалоба) может быть заявлено устно или подано в письменном виде непосредственно лицу, проводящему опрос.
Военнослужащие, по какой-либо причине отсутствовавшие на опросе, могут подавать обращение (предложение, заявление или жалобу) в письменном виде непосредственно на имя командира (начальника), проводившего опрос.
Личный прием военнослужащих в воинских частях проводится командиром воинской части и его заместителями.
Информация о месте приема, а также установленных для приема днях и часах доводится до сведения военнослужащих в установленном порядке.
При личном приеме военнослужащий предъявляет документ, удостоверяющий его личность.
В случае если в обращении (предложении, заявлении или жалобе) содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию должностного лица воинской части, военнослужащему дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.
В ходе личного приема военнослужащему может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения (предложения, заявления или жалобы), если ранее ему был дан ответ по существу поставленных в нем вопросов.
Запрещается подавать обращение (предложение, заявление или жалобу) во время несения боевого дежурства (боевой службы), при нахождении в строю (за исключением обращений (предложений, заявлений или жалоб), подаваемых на опросе военнослужащих), в карауле, на вахте, а также в другом наряде и на занятиях.
Запрещается препятствовать подаче обращения (предложения, заявления или жалобы) военнослужащим и подвергать его за это наказанию, преследованию либо ущемлению по службе. Виновный в этом командир (начальник) так же, как и военнослужащий, подавший заведомо ложное заявление (жалобу), привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Военнослужащий, подавший жалобу, имеет право:
Представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании командиром (начальником) или органом, рассматривающим обращение (предложение, заявление или жалобу);
Знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения его обращения (предложения, заявления или жалобы), если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, содержащие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
Получать письменный ответ по существу поставленных в обращении (предложении, заявлении или жалобе) вопросов или уведомление о переадресации письменного обращения (предложения, заявления или жалобы) в иные органы или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение указанных вопросов;
Обращаться с жалобой на принятое по обращению (предложению, заявлению или жалобе) решение или на действия (бездействие) в связи с рассмотрением обращения (предложения, заявления или жалобы) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения (предложения, заявления или жалобы).
Военнослужащий вправе в порядке, предусмотренном Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих его права и свободы.
В военный суд могут быть обжалованы действия и решения лиц, не состоящих на военной службе, но правомочных по занимаемой в органах военного управления должности принимать решения, касающиеся прав и свобод военнослужащих.
Неправомерными, ущемляющими права военнослужащих являются как коллегиальные, так и единоличные действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, в результате которых:
Нарушены права и свободы военнослужащих;
Созданы препятствия к осуществлению военнослужащим его прав и свобод;
На военнослужащего незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Военнослужащий вправе обратиться с жалобой непосредственно в военный суд либо в вышестоящий орган военного управления, к воинскому должностному лицу.
Жалоба может быть подана как самим военнослужащим, так и по его просьбе надлежаще уполномоченным представителем, в том числе представителем воинского коллектива. Полномочия представителя должны быть оформлены в соответствии с Гражданско- процессуальным кодексом РФ. Полномочия представителя воинского коллектива, кроме того, должны быть удостоверены выписками из соответствующего решения общего собрания воинской части.
Жалоба подается военнослужащим в военный суд по месту жительства и службы либо по месту нахождения органа военного управления или воинского должностного лица, действия которых обжалуются.
В том случае, если при принятии жалобы военным судом будет установлено, что имеется спор о праве, подведомственный общим судам, то военнослужащему, подавшему жалобу, разъясняется, что этот спор может быть разрешен путем предъявления иска в суд общей юрисдикции.
Жалоба подается в суд:
В трехмесячный срок со дня, когда военнослужащему стало известно о нарушении его права;
В месячный срок со дня получения военнослужащим письменного уведомления об отказе вышестоящего органа военного управления или воинского должностного лица в удовлетворении жалобы либо со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если военнослужащим не был получен на нее письменный ответ.
Если суд, всесторонне исследовав материалы дела, придет к выводу, что срок на обращение в суд пропущен по неуважительной причине, он отказывает в удовлетворении жалобы. В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом по заявлению военнослужащего, подавшего жалобу.
Рассмотрим правовую работу, которую осуществляют командиры и органы военного суда при рассмотрении предложений, заявлений и жалоб военнослужащих.
Еще по теме Право военнослужащих на обжалование неправомерных действий должностных лиц и органов военного управления:
- ОБЖАЛОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ (ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ)
- Право военнослужащих на обжалование неправомерных действий
- 71. Порядок обжалования в вышестоящий орган и в суд неправомерных действийи решений органов исполнительной власти и должностных лиц.
- 5.3 Административный порядок обжалования решений и действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц
- Глава XVI. Обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц
- 25.1. Обжалование действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство
- Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решении и действии (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц
- § 3. Ответственность за вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов
- 8.3. Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих
Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными законами .
Военнослужащие находятся под защитой государства . Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих, за исключением лиц, уполномоченных на то законами и иными нормативными правовыми актами.
Оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, влекут ответственность
в соответствии с федеральными законами.
Право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы. Правила передвижения военнослужащих в расположении воинской части, их выезда за пределы гарнизона, на территории которого они проходят военную службу, определяются общевоинскими уставами
(Устав внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации, Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации (утверждены Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495), Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации (введен в действие приказом Минобороны РФ от 11 марта 2006 г. N 111).
Военнослужащие, реализуя право на свободу слова
, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, не вправе разглашать государственную
и военную тайну
, обсуждать и критиковать приказы командира.
Военнослужащие вправе в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании,
проводимых вне территории воинской части.
Военнослужащим запрещено участие в забастовках и иное прекращение исполнения обязанностей военной службы как средство урегулирования вопросов, связанных с прохождением военной службы.
Военнослужащие не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии. Участвовать в богослужениях и религиозных церемониях они могут в свободное от военной службы время как частные лица. Создание религиозных объединений в воинской части не допускается. Религиозные обряды на территории воинской части могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения командира.
Военнослужащие в соответствии с Конституцией России, федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме, а также в других формах осуществления местного самоуправления. Они могут состоять в общественных, в том числе религиозных, объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы.
Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, не разрешается обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования.
Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно. Дни отдыха
предоставляются военнослужащим в выходные и праздничные дни, а при привлечении их в эти дни к исполнению обязанностей военной службы отдых предоставляется в другие дни недели.
Отпуска
для проходящих военную службу по призыву не предусматриваются.
Отпуск по личным обстоятельствам на срок до 10 суток предоставляется военнослужащему в случаях:
- тяжелого состояния здоровья или смерти близкого родственника военнослужащего - супруга, одного из родителей, тестя или тещи, сына или дочери, родного брата или сестры или лица, на воспитании которого находился военнослужащий;
- пожара или другого стихийного бедствия, постигшего семью или близкого родственника военнослужащего;
- в других исключительных случаях, когда присутствие военнослужащего в семье необходимо, - по решению командира воинской части.
Продолжительность отпуска по личным обстоятельствам увеличивается на количество суток, необходимое для проезда наземным (водным, воздушным) транспортом к месту использования отпуска и обратно.
Денежное довольствие военнослужащим, проходящим службу по призыву, устанавливается по 6 тарифным разрядам в соответствии с занимаемой должностью . Для ряда категорий военнослужащих законодательством предусмотрены денежные поощрения, а также особый порядок обеспечения денежным довольствием.
При убытии в отпуск по болезни (на основании заключения военноврачебной комиссии) производится выплата в размере не менее одного оклада денежного содержания. Возможны и другие дополнительные выплаты.
Военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера,
приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или за пределами территории РФ, а также на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации .
За военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Для жилищного обеспечения
военнослужащих предусмотрена льготная накопительно-ипотечная система .
Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь
, в том числе:
- на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов),
- бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в военно-медицинских учреждениях.
При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения.
Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета.
В случае гибели (смерти) военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, наступившей при исполнении ими обязанностей военной службы (на военных сборах), либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (окончания военных сборов или отчисления с них), членам их семей выплачивается единовременное пособие
в размере 120 минимальных месячных окладов по воинской должности по первому тарифному разряду, предусмотренному для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, установленных на день выплаты пособия, или в ином размере, определенном федеральным законом.
Членами семьи , имеющими право на получение единовременного пособия за погибшего (умершего) военнослужащего (гражданина, призванного на военные сборы), считаются:
- супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) в зарегистрированном браке с военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы;
- родители военнослужащего;
- дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
Обязательным условием для выплаты пособия является наличие причинной связи между полученным увечьем или заболеванием, ставшим причиной смерти, и исполнением обязанностей военной службы.
С июня 2011 г. дети погибших военнослужащих имеют право на ежемесячное пособие
в размере 1597,50 руб. Этот размер подлежит ежегодной индексации.
В районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер пособия определяется с применением этих коэффициентов.
Право на это пособие имеют:
- дети военнослужащих, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении обязанностей военной службы;
- дети сотрудников органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении служебных обязанностей;
- дети лиц, умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (службы в органах и учреждениях, перечисленных выше).
Пособие выплачивается:
- детям до достижения ими возраста 18 лет;
- детям старше 18 лет, ставшим инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
- детям, обучающимся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
Граждане, находившиеся на иждивении
погибшего военнослужащего, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца.
При досрочном увольнении
военнослужащих, проходивших службу по призыву, (граждан, призванных на военные сборы) с военной службы (отчислении с военных сборов) в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, им выплачивается единовременное пособие в размере 60 минимальных месячных окладов по воинской должности по первому тарифному разряду, предусмотренному для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, установленных на день выплаты пособия, или в ином размере, определенном федеральным законом.
Военнослужащие имеют право на защиту своих прав и законных интересов путем обращения в суд
. Неправомерные решения и действия (бездействие) органов военного управления и командиров могут быть обжалованы военнослужащими в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами.
Юридическая помощь
всем военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей по вопросам, связанным с прохождением военной службы, оказывается:
- органами военного управления и органами военной юстиции в пределах своих функциональных (должностных) обязанностей;
- органами предварительного следствия, прокурором и судом, в производстве которых находится уголовное дело.
Адвокаты оказывают юридическую помощь военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением
Военнослужащий вправе обратиться в суд по месту своего жительства, или по месту нахождения административного ответчика, а если ответчиков несколько – выбрать суд по своему усмотрению
Как правило, при оспаривании незаконного увольнения военнослужащего, и/или незаконного исключения из списков личного состава части, имеются два ответчика, которые могут располагаться на значительном расстоянии друг от друга и находится в юрисдикции разных гарнизонных военных судов. Соответственно, военнослужащий вправе подать административный иск в любой их этих судов. Кроме того, уже уволенные военнослужащие могут уехать к своему месту жительства, отличному от места службы. И в этом случае военнослужащий (уволенный гражданин) также вправе обращаться как в суд по месту нахождения административных ответчиков, так и в суд по своему месту жительства (в таких случаях бывает, что выбор есть между тремя разными судами).
Аналогичные ситуации часто возникают и в жилищных спорах. У военнослужащих министерства обороны это возможно в том случае, когда решения, которые обжалуются, принимаются как региональными жилищными управлениями, так и их филиалами, а также в случаях, когда в принятии решения принимают участие командиры воинских частей (например, в вопросах о регистрации по адресу воинской части или при спорах о выплате денежной компенсации за наем жилого помещения.
У военнослужащих других министерств и ведомств, в которых по закону предусмотрена военная служба (кроме МО РФ), решения по жилищным вопросам принимает жилищная (жилищно-бытовая) комиссия, с утверждением вышестоящей жилищной комиссией, или же решение сразу принимает центральная жилищная комиссия, расположенная, как правило, в городе Москве. И здесь возникает похожая ситуация, когда военнослужащий может выбрать, в какой суд можно обратиться: по месту службы, или по месту нахождения центральной жилищной комиссии.
Право выбора суда – это очень значимое право, и важно уметь им пользоваться. Работа военного адвоката часто начинается с определения подсудности и выбора суда. В практике автора был случай, когда военнослужащий подавал два разных иска (но с одной целью), и было принято решение подавать их одновременно, но в разные суды, что (в том числе) принесло желаемый результат.
Однако право выбора суда предоставляется только до подачи административного иска . После того, как иск уже подан, изменить территориальную подсудность нельзя.
Автор постоянно следит за судебной практикой вышестоящих судов – Северо-Кавказского окружного военного суда (СКОВС), и Судебной коллегией по делам военнослужащих Верховного Суда РФ. Вот какое любопытное дело рассматривалось в СКОВС. Военнослужащий и адвокат не согласовали между собой выбор суда, и административный иск был подан по месту нахождения административных ответчиков. Определение суда иск был принят с соблюдением правил подсудности . Впоследствии уволенный гражданин посчитал, что рассмотрение дела по его месту жительства будет для него более удобным и обратился с заявлением о передаче дела по подсудности в суд по месту жительства.
В соответствии с частью 1 статьи 27 КАС РФ,
Административное дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно станет подсудным другому суду.
- административный ответчик, место жительства или место нахождения которого не было известно ранее, заявит ходатайство о передаче административного дела в суд по месту его жительства или месту его нахождения;
- при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;
- после отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам замена судей или рассмотрение административного дела в данном суде стали невозможными. Передача административного дела в этом случае осуществляется вышестоящим судом.
В результате СКОВС указал:
«То обстоятельство, что между О. и Б. не было заранее согласовано, в какой суд, по месту его жительства или по месту нахождения воинских должностных лиц, действия которых оспаривались, будет подано заявление, не может свидетельствовать о нарушении судом правил подсудности, так как этот вопрос должен быть разрешен между заявителем и его представителем при оформлении доверенности и составлении подаваемого в суд заявления».
Эту статью прочитали: 3 761 визитов сегодня: 1
Warning : Missing argument 2 for apply_filters(), called in /home/legala/public_html/сайт/blog/wp-content/plugins/wp-postratings/wp-postratings.php on line 100 and defined in on line 176
Warning : Missing argument 2 for apply_filters(), called in /home/legala/public_html/сайт/blog/wp-content/plugins/wp-postratings/wp-postratings.php on line 1248 and defined in /home/legala/public_html/сайт/blog/wp-includes/plugin.php on line 176