Сущность и содержание агентурной работы в овд. Агентская прибавка
Приказа о том, какие подразделения ведомства смогут заниматься агентурной работой.
В известной песне "Наша служба и опасна, и трудна" есть маленькая недоговоренность. В строчке: "и на первый взгляд как-будто не видна" замалчивается важный нюанс: некоторые грани полицейской работы и не должны быть видны - ни на первый взгляд, ни на третий, ни на любой другой.
Сколько агентов оперативники внедрили в преступные группировки? Какие телефоны стоят на прослушке? За кем установлена слежка? Все это важная государственная тайна. Но все мы знаем, что полиция занимается такой работой. Без оперативно-розыскных полномочий служба правоохранителей была бы не только опасна и трудна, но и во многом безнадежна. Зачастую именно тайные методы часто позволяют вывести преступника на чистую воду, хотя, конечно, и работать в открытую - гласными методами - правоохранители тоже должны уметь.
Далеко не все сотрудники МВД имеют право заниматься секретной работой. Допустим, участковый уполномоченный не может внедрять в банду местных алкоголиков своего человека. Если и сделает это, то не в рамках закона об оперативно-розыскной деятельности.
Не вправе приставить "хвоста" к гражданам и начальник паспортного стола - даже при всем желании. Следователь, между прочим, тоже не внедряется в банды, он как раз занимается процессуальной работой. Поэтому в министерстве внутренних дел есть масса сотрудников и подразделений, чья работа проходит вне конспиративных квартир.
Перечень подразделений, имеющих право на секретную работу, в соответствующих ведомствах существовал всегда. Но в МВД сейчас заканчивается реформа, многие структуры изменились, да и в целом сейчас перерабатывается вся нормативная база ведомства. Поэтому министерство разработало приказ, четко определяющий список подразделений и должностных лиц, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность.
В подготовленном перечне 13 подразделений. При этом у одних из них есть право заниматься оперативной работой в полном объеме, установленном соответствующим законом, у других четко обговорены конкретные формы работы.
Например, в центрах и отрядах спецназа полиции должны быть специально выделенные сотрудники, занимающиеся оперативной работой. Они вправе проводить следующие оперативно-розыскные мероприятия: "опрос", "наведение справок", "наблюдение", "отожествление личности", "обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств"; использование конфиденциального содействия граждан. Нетрудно догадаться, что таким способом оперативники из подразделений спецназа смогут выделять, скажем, зачинщиков во время беспорядков. Кстати, многие машины спецотрядов, включая автомобили-водометы, оснащены видеокамерами и микрофонами. Они записывают все, что творится вокруг. Потом эти данные могут стать доказательством при суде. И пока одни спецназовцы будут силой успокаивать разбушевавшуюся толпу (например, разгоряченных футбольных болельщиков), другие будут вычислять вожаков и самых рьяных. Мало получить фото, надо еще узнать имя человека.
В списке есть хорошо известные названия - угрозыск, службы собственной безопасности, национальное бюро Интерпола. В полном объеме секретной работой могут заниматься подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите. Нет в приказе, и это ожидаемо, ГИБДД, лицензионно-разрешительных подразделений. Они никогда не входили в подобные перечни, у них гласная работа.
Сергей Михайлов
Агентурная работа как средство уничтожения личности
Ещё до публикации в № 49 "Саратова" статьи "Резидент выходит на связь. Агентурная работа: как это делается" я предвидел, что начатая тема должна быть продолжена.
В той статье была пересказана лишь только механика агентурной работы в органах внутренних дел без фактов и конкретных подробностей, со ссылкой на совершенно секретный приказ В. Бакатина от 7 июля 1989 года № 0015. Было рассказано о технике агентурной работы, о том, как происходит вербовка агентов и резидентов, о способах передачи информации, о системе действия конспиративных и явочных квартир, об оплате и льготах агентам.
Всё это, безусловно, было написано не ради "жареного" факта, чтобы в очередной раз удивить и попугать читателя очередной "жутью".
Теперь имеет смысл развить эту тему и рассказать о том, что известно немногим – как на самом деле агенты используются органами внутренних дел в раскрытии преступлений, как с их помощью реализуются, иначе не скажешь, грязные замыслы.
Начинал работу в милиции в оперативной группе по поимке карманников. Своими учителями считает таких асов уголовного розыска, как Николай Вихарев и Игорь Моргунов. Но главным учителем в этой работе была следователь Валентина Ивановна Степунина, которой он будет благодарен всю жизнь.
В то время он сам лично и в группе за два года поймал 142 преступника, из них 48 особо опасных рецидивистов. Из последней служебной аттестации: "В сложной оперативной обстановке быстро ориентируется, способен принимать правильные решения, проявляя при этом сообразительность, настойчивость и инициативу. Обладает профессиональной интуицией".
Личная жизнь его непроста: три года назад умерла жена, воспитывает двоих детей. Беспартийный. Вышел из КПСС в декабре 1989 года, публично заявив на партсобрании о своих принципиальных расхождениях в понимании взаимоотношений партии и правоохранительных органов. Дважды увольняли, восстанавливался, боролся, проигрывал и побеждал, но всегда последовательно отстаивал свою позицию, если был уверен в своей правоте.
Я думаю, именно поэтому Игорь согласился тогда на беседу со мной и откровенно поделился своим мнением об оперативной работе. Кстати, о спокойном и медлительном течении нашей жизни и "оперативных" способностях руководства. В статье не была названа его фамилия, но через несколько дней он и другие причастные к публикации были оперативно установлены. Лыков, в частности.
Он был вызван к заместителю начальника Управления Приволжского УВД на транспорте Г. Спирину. Вот о чём была беседа со слов Лыкова: "Когда я зашёл в кабинет, Спирин пригласил начальника особой инспекции (инспекция, работающая по личному составу. – С.М. ).
Как живёшь?
Нормально.
Как дети, что кушают? Не женился?
А как же ты воспитываешь детей?
Этот вопрос меня оскорбил своим лицемерием, три года он мне никем из руководства не задавался. Это было началом "доверительной беседы". Меня спросили, читал ли я статью в "Саратове" об агентурной работе. Я сказал, что читал. Спросили, знаю ли я корреспондента Михайлова. Я сказал, что знаю. Спросили, о чём я разговаривал с корреспондентом. Ответил, что высказал своё отношение к оперативной работе". И механизм системы был пущен в ход. Так называемое расследование началось, со слов Игоря, как обычно, с нарушения закона – сбора компромата. Но неудачно...
Игорь решился рассказать многое о том, что известно ему, о так сказать, "теневой" стороне агентурной работы. Он многим рискует. Многим, если не всем. Но он идёт на это. Сознательно. Почему, я думаю, вы поймёте, если всё прочитаете до конца.
- Игорь, статья в "Саратове" об агентурной работе вызвала переполох. Из Москвы из МВД России приехали два высокопоставленных оперативных работника, чтобы выявить лиц, которые поставили мне информацию: а именно приказ № 0015 и ряд агентурных сообщений. С их точки зрения (а у меня была встреча с ними), эта статья расценивается как предательство интересов дела.
О самой агентурной работе было написано очень много и подробно. Вспомним хотя бы книгу В. Понизовского "Ночь не наступит" - настольная книга для сыщиков по агентурной работе. А книга "Журналист для Брежнева" Ф. Низнанского и Э. Тополя рассказывает о негласной работе милиции. Игорь, как твои коллеги и ты сам восприняли появление публикации статьи в "Саратове"?
Я могу подробно прокомментировать каждый абзац этой статьи, но хочу начать с цитаты... Сталина: "Людей нужно заботливо и внимательно выращивать, как садовник выращивает облюбованное плодовое дерево". Вспомните такую ситуацию. Девочка жалуется воспитательнице: "А Петя разбил вазу". "Молодец, Машенька, - гладит по головке девочку воспитательница. – Петя, иди в угол". Потом подобные "невинные" доносы в школе, в институте, на предприятии... Это наша система поощряла всегда. Воспитывался дух доносительства. И вот цепочка: ябеда, стукач, агент. А есть ли разница между изменником Родины и предателем?
"Оперативная" работа, проводимая в домашних условиях, в детском саду, в школе, подготовила уродливую почву к доносительству. Это стоило миллионов жизней в период репрессий, искалеченных и погубленных жизней в наше время. Тому примером может служить "витебское дело", когда не могли найти настоящего преступника и осуждали невиновных: 13 неправедных приговоров и один человек был расстрелян. Эти люди сознавались в несовершённых преступлениях потому, что к ним применяли меры физического воздействия как в камерах, так и в кабинетах. Об этом писали газеты. А "свердловское дело", где тоже один был приговорен к расстрелу, а другие осуждены к длительным срокам. А в Саратове, вспомните, два года ловили насильника (с 1979 по 1981 г.): по школам ходили, предупреждали, но ведь нигде не писали, что, прежде чем поймать насильника настоящего, поймали псевдонасильника, который вначале признался в этих преступлениях. Но, слава Богу, потерпевшие его не опознали. Почему он признавался? Потому что "помощники" оперативников очень хорошо работали в камерах, а сами оперативники – в кабинетах.
Когда ты пришёл ко мне с копией приказа и с агентурными сообщениями, я мало удивился. Утечка информации вполне возможна: сколько из органов было уволено оперативных работников. Но дело не в этом. Сами по себе агентурные сообщения ни о чём секретном не говорят, у меня тоже, как и у любого другого опера, их полный сейф. Между прочим, тебя неверно информировали. То, о чём писал "источник", сообщение которого ты цитировал в газете, не подтвердилось, преступления такого не было.
Я предлагаю поговорить о психологии агентурной работы, о её смысле, о её нужности. Давай лучше говорить о вещах конкретных: я тебе дам информацию, так сказать в "цвет", то есть подлинную.
- Тогда, при нашей встрече, ты сказал, что инструкции приказа об агентуре резко расходятся с тем, как это делается на самом деле.
Да, главное требование приказа – это иметь количественный аппарат агентов и, конечно, качественный, который даёт надёжную информацию. Но в жизни это, как правило, ерунда.
Несколько лет назад я разрабатывал ("разрабатывать" - оперативным путём получать информацию об "объекте") и задержал агента под псевдонимом, скажем "Олень", который занимался спекуляцией и распространением наркотиков. Взят он был с поличным – морфий, эфедрин, холодное оружие. Короче говоря, весь набор. Ему "светило" до 10 лет. Так вот этот "Олень" был на связи у "лучшего" опера, которого нам всегда ставили в пример. У него на связи было... 33 агента. Как он "успевал" их отрабатывать (то есть проверять их агентурные сообщения), для меня, понятно, липа. Его агенты были "липовые" на бумаге: для отчёта руководству. Сколько я знал этого опера, но не видел, чтобы он сам раскрывал преступления, он просто делал "палочки" или отрабатывал готовый, раскрытый уже материал.
В отношении этого "Оленя" было возбуждено уголовное дело. Но оно было прикрыто. Спросишь, почему я сам не вмешался? Это особый разговор и касается он моего второго увольнения из органов. Начинать придётся издалека.
История агента КГБ "Жени".
В 1987 году я разрабатывал начальников: одного из отдела УВД облисполкома, и поныне работающего там, и из ГУВД. Один агент этих работников, "Женя", работал на КГБ.
"Женя", молодая женщина, назову её Иванова, была агентом московского и саратовского КГБ. Но вся ужасная суть в том, что Иванова была осуждена к этому времени за валютные махинации и взятку к трём годам "химии". Она была отправлена из Москвы для отбывания наказания в Горький. Но оттуда её за интимные связи с иностранцами перевели на "химию" в Саратов. Здесь её передали на связь КГБ и милиции.
Вот что писал в своей жалобе в Москву в КГБ СССР невинно осужденный, друживший с "Женей" некто Б. (он же и был с помощью провокации со стороны "Жени" и её покровителей посажен в тюрьму): "Иванова рассказала мне, что в Москве сотрудничала с работниками КГБ (их фамилии опускаются. – С.М. ). Рассказывала о своих связях с иностранцами, в частности, с работниками посольства США Майклом Арминакисом по кличке "Гейш", Вилли Элдоном, Марвином Киевским. В Саратове она тоже имела контакты с работниками КГБ (их имена также опускаются. – С.М. ). Она передавала информацию об иностранцах.
Встречи с работниками КГБ происходили в номерах 30 и 33 гостиницы "Волга". Иванова рассказывала, что несколько раз из здания КГБ по телефону разговаривала с работниками посольства США в Москве Арминакисом и Элдоном. При разговоре присутствовали работники КГБ, разговор записывался на плёнку и сразу переводился находившимся тут же переводчиком. Сама Иванова хорошо владела английским и французским языками.
В апреле 1986 года Иванову пригласили работники КГБ в гостиницу "Волга" и предложили ей принять участие в подготовке задержания и разоблачения американского журналиста Николоса Данилоффа. В начале июня Иванову вызвали в Москву. В поезде её сопровождали два человека".
Известно из центральной печати, что Данилофф был задержан и его потом обменяли на нашего гражданина, по-моему, по фамилии Захаров. Посредством Ивановой и организованной ею провокации при помощи сотрудников милиции этот самый Б., написавший жалобу в КГБ СССР, был арестован за хранение наркотиков и посажен на два года.
А Иванова продолжила свою провокационную деятельность уже в отношении гражданина Ф., молодого человека, бывшего с ней в близких отношениях и знавшего её дело. Однажды из саратовского аэропорта Иванова улетала в Москву вместе с ним (находясь на "химии", она часто летала туда). Там она передала ему при посадке пакетик якобы с лекарствами для мамы, так как она была без сумки и в одном платье. Ну, тот и взял. А потом взяли и его. Страховал всю операцию её "шеф", один из начальников отдела УВД, чьим агентом она была. Операция по задержанию планировалась заранее. А сама Иванова спокойно улетела в Москву. Позже она, выйдя замуж за коммерсанта, уехала в ФРГ. Я не буду описывать ход следствия, судебных процессов, называть все нарушения закона, это просто займёт много времени. Хочу только отметить одно обстоятельство весьма специфического характера – на свидетеля по делу Ф., гражданина М., было совершено покушение. Его пытались сбить автомашиной "москвич" двое неизвестных, несколько позже трое неизвестных встретили его в подъезде дома, от них он сумел убежать. У адвоката, защищавшего Ф., были похищены все документы, переданные мною ему и относящиеся к уголовным делам Б. и Ф. Документы эти подтверждали причастность к этим делам и виновность "шефа" из органов и самой Ивановой. На судебном процессе один свидетель, инспектор уголовного розыска, в открытую рассказал, как происходило задержание Б. и кто такая Иванова. На судебных заседаниях Иванову постоянно охраняли сотрудники уголовного розыска. И вот на этом процессе я "прокололся" с другим агентом – К. Когда в перерыве в доверительной беседе он рассказывал мне, как сбывал сухой эфедрин, привозил его килограммами и продавал один грамм за 30 рублей, я тайно записывал это на магнитофон, но агент почувствовал меня, случайно задев рукой карман пиджака, в котором находился магнитофон, и говорить прекратил. Впоследствии этот агент, используя свои связи в Москве, взял крупную ссуду в банке и скрылся в ФРГ. А сотрудника ГУВД, чей это был агент, перевели на повышение в Москву.
Чего боялись работники КГБ и милиции? Они покрывали преступницу, которая была их агентом. И я об этом доподлинно не только знал, но и доказал фактами. Хотя бы тем, что была сделана оперативная запись на магнитофонную плёнку разговора Б. с начальником отдела УВД облисполкома, чьим агентом являлась Иванова – "Женя". Сам Б. передавал эту запись в прокуратуру области, но расследования не проводилось.
Своей оперативной разработкой я хотел показать преступную работу высокопоставленных работников с использованием агентуры. Но история, связанная с агентом "Женей", коснулась и меня...
(Продолжение следует )
Нравственные основы оперативно-розыскной деятельности, их связь с принципом уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, как одно из условий допустимости доказательств. НАУЧНЫЙ АСПЕКТ № 4-2012 – Самара: Изд-во ООО «Аспект», 2012. Т.1-2. С. 25-26. 27. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. С.3349; 1997. № 29. Ст. 3502; 1999. № 2 . Ст. 233; 2000. № 1. Ст. 8; 2003. № 2. Ст. 167 и др. 28. Субкультура (лат. sub - под и cultura - культура; подкультура) понятие (термин) в социологии, антропологии и культурологии - обозначающий часть культуры общества, отличающейся своим поведением от общепринятого. 29. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т.4/ Под ред. Д. Ушакова. М., 1996. С. 351,408. 30. Томин В.Т., Попов А.П. Эффективное уголовное судопроизводство: управленческие, социальные и правовые аспекты. С.19. 31. ФЗ « О государственной тайне» от 21.07.1993 г.(ред.
Основная обязанность специалиста - использование своих специальных знаний для оказания помощи оперативным сотрудникам в обнаружении и закреплении оперативно-значимой информации.
Прокурор занимает особое место среди субъектов ОРД в связи с тем, что по его требованию руководители органов, осуществляющих ОРД, предоставляют ему документы, которые включают в себя ДОУ, материалы проведения ОРМ с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения ОРМ.
Полномочия судьи в сфере ОРД выражаются в осуществлении судебного контроля при рассмотрении материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении ОРМ (ст.
— использование конфиденциального сотрудничества для сокрытия преступной деятельности;
— утрата конфидентом возможности оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
— неудовлетворительное состояние здоровья и другие нарушения условий контракта лицом, содействовавшим подразделениям, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
В случае временной невозможности конфидента выполнять свои обязательства допускается приостановление работы по контракту на срок до шести месяцев.
Отмечая добровольность изъявления согласия гражданина на конфиденциальное сотрудничество с подразделениями ОВД, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, как форму реализации своего права на защиту от преступных посягательств, закон (см.
К агентурной работе не должны привлекаться лица страдающие
Второй вид содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, предусматривает непосредственное их участие в проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на решение конкретных задач оперативно-розыскной деятельности. Например, оперативное внедрение в криминальные сообщества и участие в их разработке.
Во-вторых, конфиденциальное сотрудничество может быть кратковременным или длительным (устойчивым), что означает вступление в отношения сотрудничества для достижения одной конкретной, разовой недлительной по времени задачи либо достаточно устойчивое по времени содействие в подготовке или проведении ряда оперативно-розыскных мероприятий, обеспечивающих осуществление долговременных оперативных задач.
Конфиденциальное сотрудничество отдельных (частных) лиц с органами внутренних дел различается и по форме.
Внимание
Определяющими характеристиками профессиональной непригодности объекта к использованию являются следующие: богатое воображение, склонность придумывать события, не соответствующие действительности или давать собственное толкование сложившейся оперативной обстановке.
Только досконально изучив конкретного человека, можно подобрать к нему ключи. В любом случае действовать необходимо очень деликатно, ненавязчиво, не лезть, что называется, в душу с расспросами, искать общие точки соприкосновения и общие интересы, внимательно присматриваться к объекту разработки, выявлять его жизненные ценности и приоритеты, а главное, слабые и уязвимые места, используя которые, можно на него эффективно влиять. Никогда не форсируйте события. В искусстве вербовки большое значение имеет ораторское искусство, помноженное на знание психологии.
Здесь, как в любви — насильно мил не будешь.
При этом законодатель подчеркнул, что привлекаться к нему могут отдельные лица, исключив тем самым групповую (коллективную) форму конфиденциального содействия. Это необходимо и в целях конспирации, и для индивидуализации правового статуса субъекта.
Конфиденциальное содействие может быть установлено: а) по инициативе сотрудника оперативного подразделения путем предложения лицу из тактических соображений оказать добровольную помощь в борьбе с преступностью; б) в случае индивидуального волеизъявления лица, выступающего инициатором данного содействия и располагающего соответствующей информацией о противоправной деятельности.
Основным элементом конфиденциального содействия является умение оперативного сотрудника привлечь гражданина к содействию (вербовка).
Вид негласной деятельности, которая осуществляется субъекта осуществляющими ОРД в отношении заключенного под стражу лица в целях быстрейшего раскрытия преступления, всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, а также получения данных оперативного характера. 13. См., например, Горянинов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Федеральный закон «Об оперативно- розыскной деятеьности»: Комментарий.М., 1997.
С. 516. 14. Дронов М.Н. Талант общения, М., 1998. 15. Карпец И.И. Сыск (записки начальника уголовного розыска). М., 1994. С.84. 16. Кон И.С. Социология личности. М., 1967.
С.62. 17. Контракт- договор между органом, осуществляющим оперативно- розыскную деятельность(в лице начальника органа), и отдельным лицом, фиксирующий в письменной форме взаимные обязательства и права сторон. 18. Кукридж Е.Х. Тайны английской секретной службы. М., 1989. С.20-28. 19. Леббок Д.
Эта деятельность направлена на формирование стабильного, количественно небольшого аппарата негласных сотрудников, способных оказывать помощь в решении общих и частных задач ОРД.
Основными элементами руководства конфиденциальными сотрудниками являются: а) деятельность оперативных работников но организации качественного использования негласных сотрудников для решения оперативно-розыскных задач; 6) воспитание негласных сотрудников; в) обучение их приемам оперативно-розыскной работы.
Использование конфидентов для решения задач ОРД предполагает ориентирование данных лиц на сбор оперативно-розыскной информации.
Чаще всего сотрудничество, закрепленное в письменной форме, является долговременным и предполагает ведение лицом активной разведывательно-поисковой деятельности в криминальной среде.
В контракте о долговременном сотрудничестве находят отражение: данные о сторонах, предмет контракта, права и обязанности сторон, срок контракта, условия возможного продления срока договора или его досрочного расторжения, сумма или характер вознаграждения конфиденту, а также особые условия (гарантии безопасности, порядок разрешения споров, соблюдения конфиденциальности и др.).
Контракт от имени оперативно-розыскного органа составляется в одном экземпляре, и его подписывают соответствующие руководители, перечень которых определяется ведомственными нормативными актами.
В соответствии со ст.60 Конституции РФ гражданин получает такие права и обязанности с 18-летнего возраста. С этого возраста гражданин своими действиями не только приобретает права, но и создает юридические обязанности, а равно способен нести ответственность за последствия своих действий.
Следовательно, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вступают с отдельными гражданами в специфические гражданско-правовые и трудовые отношения. Поэтому контракт как разновидность договора имеет определенные правовые последствия для обеих сторон и должен отвечать юридически значимым требованиям.
Структура контракта должна содержать следующие элементы.
1.
Правовая основа сотрудничества отдельного (частного) лица с подразделением ОВД, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
Допустимыми ФЗ об ОРД (п. 4 ст. 16) признает и такие действия, при которых негласный сотрудник при защите жизни и гдоровъя граждан, их конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств вынужденно причиняет какой-либо вред обществу. Несомненно, основное воспитательное значение имеют правильный выбор и использование выработанных практикой приемов воспитания, обусловленные наличием улица, оказывающего содействие, определенных положительных и отрицательных черт характера, его ролью в среде, где он выполняет задание ОРО. Черты характера таких лиц (врожденные или приобретенные), как правило, известны оперативнику. При отсутствии у лица, содействующего ОРО, необходимых качеств оперативник должен стремиться воспитать их.
Совершенно секретно
Экз. № 213 0
П Р И К А З
ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СССР
О введении в действие Положения об агентурном аппарате и доверенных лицах органов государственной безопасности
Комитет государственной безопасности СССР, руководствуясь указаниями Коммунистической партии, ее Центрального
Комитета по надежному обеспечению безопасности страны, неуклонно повышает боеспособность органов КГБ в борьбе с
усилившейся разведывательно-подрывной деятельностью классового противника. Укрепляются чекистские кадры.
Последовательно проводится в жизнь ленинский принцип прочной опоры на трудящихся, их помощь и поддержку. Важнейшее
значение в решении разведывательных и контрразведывательных задач придается совершенствованию агентурного аппарата,
эффективному использованию агентуры как основного чекистского средства. Улучшается работа с доверенными лицами.
Вместе с тем осложнение международной обстановки, возрастание агрессивности империализма, активизация тайной
подрывной деятельности противника требуют дальнейших действенных мер по повышению боеспособности и мобилизационной
готовности органов КГБ, укреплению" их оперативных сил и средств. Особое значение приобретают задачи качественного
укрепления агентурного аппарата, совершенствования всей работы с агентурой и доверенными лицами.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Ввести в действие одобренное ЦК КПСС и утвержденное Коллегией Комитета государственной безопасности СССР
Положение об агентурном аппарате и доверенных лицах органов государственной безопасности СССР (прилагается).
2. Руководителям подразделении центрального аппарата Комитета государственной безопасности СССР, органов КГБ на
местах, командованию войск пограничных округов, пограничных отрядов и ОКПП обеспечить глубокое знание оперативным
составом Положения об агентурном аппарате и доверенных лицах органов государственной безопасности СССР,
неукоснительное исполнение его требований в агентурно - оперативной деятельности.
3. Оперативно-техническому управлению КГБ СССР совместно с заинтересованными подразделениями центрального
аппарата КГБ СССР в шестимесячный срок подготовить Инструкцию о порядке использования агентуры и доверенных лиц при
проведении оперативно-технических мероприятий.
Следственному отделу КГБ СССР совместно с заинтересованными подразделениями центрального аппарата КГБ СССР в
трехмесячный срок внести необходимые дополнения и изменения в ныне действующую Инструкцию о порядке организации и
проведения в органах и войсках КГБ внутри - камерной разработки лиц, содержащихся под стражей, вытекающие из
Положения об агентурном аппарате и доверенных лицах органов государственной безопасности СССР.
С приказом и Положением ознакомить руководящий и оперативный состав подразделений центрального аппарата КГБ
СССР, органов КГБ на местах, разведаппаратов пограничных войск КГБ СССР, а также преподавательский состав
специальных кафедр разведывательного и контрразведывательного профиля учебных (кроме военно-учебных) заведений КГБ.
Председатель Комитета В. Чебриков
Тематические индексы: 3-18-1, 4-1, 7-1, 7-00, 9-1, 9-2, 9-3, 9-4, 9-5-0, 9-6-0, 9-7-0, 9-8-0, 13-1-3, 13-3, 16-
2, 17-2, 17-3-1, 19-7, 20-2-2, 40-2, 40-3, 40-4, 40-5, 40-6, 40-7, 40-8, 40-9, 40-10, 40-11.
Совершенно секретно
ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу Председателя КГБ СССР
от 4 июля 1983 года № 00140
ПОЛОЖЕНИЕ
об агентурном аппарате и доверенных лицах
органов государственной безопасности СССР
1. Общие положения
1.1. Органы государственной безопасности, созданные ленинской партией для защиты революционных завоеваний
Великой Октябрьской социалистической революции, действуют в интересах Советского государства и советского общества.
Источником силы чекистских органов является повседневное руководство и контроль со стороны КПСС, ее Центрального
Комитета. Органы КГБ неукоснительно соблюдают положения Конституции СССР и советские законы. В их деятельности
неуклонно осуществляется ленинский принцип связи с трудящимися, опоры па массы. Патриотизм советских людей, их
активная жизненная позиция в обеспечении безопасности социалистического государства - неисчерпаемый резерв
дальнейшего повышения боеспособности органов КГБ.
1.2. В обеспечении безопасности Советского государства п общества органы КГБ используют весь арсенал имеющихся в
их распоряжении средств, но всегда выделяли и выделяют 1-агентуру, поскольку она была и остается основным средством
чекистской деятельности.
Агентурная работа строится в полном соответствии с внешней и внутренней политикой Коммунистической партии,
подчинена целям и задачам, которые она ставит перед органами КГБ в конкретных исторических условиях, неуклонно
осуществляется с партийных, классовых позиций. Она требует от чекистов глубокого понимания интересов Советского
государства и советского общества, высоких политических, деловых и моральных качеств.
Исходя из внутриполитического положения в пашен стране сфера применения такого острого чекистского средства, как
агентура, уже сейчас могла бы быть сужена. Но поскольку империализм не отказывается и никогда не откажется от
ведения тайной подрывной деятельности против СССР, советские органы госбезопасности обойтись без агентуры не могут.
Более того, в условиях активизации агрессивных сил империализма, шпионских и иных подрывных зарубежных центров ее
значение возрастает. С помощью агентуры чекисты действуют наступательно, проникают в политические, экономические и
военные органы империалистических и недружественных государств, их спецслужбы и враждебную среду. Агенты
непосредственно участвуют в других активных операциях органов КГБ, в их мероприятиях по выявлению и пресечению
подрывных акций противника, вскрытию государственных преступлений, в предупредительно-профилактической работе.
1.3. Основу агентурного аппарата органов КГБ составляют преданные делу коммунизма и социалистической Родине
советские граждане. В силу специфических особенностей борьбы с тайной подрывной деятельностью противника органы КГБ
приобретают агентов также из числа иностранных граждан, лиц без гражданства и враждебных элементов.
1.4. Агентурный аппарат органов КГБ должен быть качественно высоким, а количественно небольшим. Иметь агентов
необходимо столько, сколько требуется для решения конкретной задачи на конкретном участке оперативной деятельности.
1.5. Одним из важнейших условий успешной работы с агентурой является строжайшее соблюдение конспирации.
1.6. В решении задач по обеспечению государственной безопасности страны органы КГБ активно используют помощь
советских граждан на доверительной основе.
1.7. Агентурная работа и работа с доверенными лицами осуществляется в строгом соответствии с Положением о
Комитете государственной безопасности СССР, нормативными актами КГБ СССР, данным Положением.
1.8. Агентурная работа и работа с доверенными лицами - дело творческое, сложное. Она должна опираться на
глубокое знание форм и методов подрывной деятельности противника, его устремлении, на объективный анализ и
прогнозирование оперативной обстановки, имеющийся опыт, строгий учет требований разведки и контрразведки.
Обеспечение успешной работы с агентурой и доверенными лицами требует от руководящего и оперативного состава
организационных навыков, профессиональной компетентности, умения воспитывать, обучать, эффективно использовать
агентурный аппарат и доверенных лиц в борьбе с подрывной деятельностью противника и враждебных элементов.
2. Основные задачи, решаемые с помощью агентуры
Осуществление активных мероприятий по борьбе с разведывательно-подрывной деятельностью противника.
Добывание политической, экономической, научно-технической, военной и иной разведывательной информации.
Разработка разведывательных органов, их резидентур, иных специальных служб, центров и организаций, действующих
против Советского Союза, проникновение в них; выявление, предупреждение и пресечение подрывной деятельности
разведчиков и агентов противника; розыск шпионов, террористов, диверсантов, а также скрывающихся от уголовного
преследования других лиц, совершивших особо опасные и иные государственные преступления.
Выявление, проверка и разработка лиц, установивших (намеревающихся установить) преступные связи со спецслужбами
противника; предупреждение становления отдельных политически неустойчивых советских граждан на путь измены Родине.
Ограждение советских граждан от подрывных акций противника.
Контрразведывательное обеспечение объектов и работ оборонного и военного назначения, сохранности государственной и
военной тайны; предотвращение утечки секретов к противнику, оперативное расследование фактов утечки таких сведении,
утраты документов и специзделий; участие в противодействии технической разведке противника; оперативное обеспечение
безопасности литерных и специальных перевозок; дезинформация противника.
Содействие командованию и политическим органам в укреплении боевой готовности и боеспособности Вооруженных Сил СССР.
Контрразведывательное обеспечение Министерства внутренних дел СССР, его органов и внутренних войск.
Защита экономики страны от подрывной деятельности противника и враждебных элементов; предотвращение актов диверсии и
вредительства; расследование чрезвычайных происшествии на объектах народного хозяйства, выявление лиц, умышленно
создающих предпосылки к таким происшествиям, а также инспираторов и подстрекателей, антиобщественных проявлении;
борьба с контрабандой и незаконными валютными операциями
Борьба с подрывной деятельностью зарубежных антисоветских идеологических центров и организаций, предотвращение и
срыв их акций; разработка нелегальных антисоветских группирований; предупреждение массовых и групповых
антиобщественных проявлений, эмиграционных и иных негативных процессов, которые могут возникнуть под воздействием
идеологической диверсии противника, враждебных элементов или в силу других обстоятельств, нейтрализация этих
процессов; предупреждение и пресечение распространения заведомо ложных измышлений, порочащих советский
государственный и общественный строи; розыск авторов антисоветских анонимных документов, листовок и надписей.
Предотвращение террористических акций.
Оперативное обеспечение охранных мероприятий.
Оперативное обеспечение охраны государственной границы СССР.
Охрана иностранных представительств на территории СССР.
Создание условий для конспиративного внедрения и применения оперативно-технических средств, проведения установок и
других специальных мероприятий.
Содействие полному и всестороннему раскрытию особо опасных и иных государственных преступлений, расследованию
уголовных дел.
Обеспечение оперативно-мобилизационной готовности.
Участие в необходимых случаях в выявлении хищений и расхитителей социалистической собственности, взяточничества и
спекуляции в особо крупных размерах.
3. Агентурный аппарат
3.1. Агентурный аппарат органов КГБ состоит из агентов, резидентов, содержателей явочных квартир и не состоящих
в негласном штате органов госбезопасности содержателей конспиративных квартир.
Агент - советский гражданин, иностранный гражданин (подданный) либо лицо без гражданства, негласно
сотрудничающий с органами КГБ и выполняющий их задания по обеспечению безопасности СССР.
Резидент - советский гражданин, завербованный органами КГБ па идейно-политической основе и осуществляющий
руководство переданными ему на связь агентами или доверенными лицами.
советский гражданин, предоставляющий жилое помещение органам госбезопасности для работы с агентами и резидентами и
обеспечивающий при этом необходимые условия конспирации.
политической основе советский гражданин, обеспечивающий условия для агентурной и другой оперативной работы в
помещении, находящемся в распоряжении органов госбезопасности.
3.2. На каждом участке, направлении, объекте работы органов госбезопасности создается агентурный аппарат,
способный в любых условиях надежно контролировать оперативную обстановку, влиять на ее развитие в нужном
направлении, активно участвовать в борьбе со шпионажем, идеологической диверсией, иной подрывной деятельностью
противника и враждебных элементов.
3.3. Выполнение требования о том, что агентурный аппарат должен быть качественно высоким, а количественно
небольшим, обеспечивается: вербовкой работоспособных, перспективных агентов, правильной их расстановкой и
воспитанием, квалифицированной работой с каждым агентом, полным использованием его возможностей, постоянной заботой
о стабильности агентурного аппарата.
3.4. Формирование агентурного аппарата осуществляется по линейно-объектовому принципу на основе постоянного
изучения оперативной обстановки на конкретных участках чекистской деятельности, знания ее тенденций и возникающих
оперативных задач. Первостепенное внимание уделяется созданию агентурных позиций па участках и направлениях наиболее
острой борьбы с подрывной деятельностью противника, сосредоточения особо важных государственных и военных секретов.
Оперативный сотрудник своевременно осуществляет подбор и изучение кандидатов па вербовку, планомерно укрепляет
агентурный аппарат.
3.5. В агентурный аппарат контрразведки вербуются главным образом советские граждане - патриоты нашей Родины,
обладающие высоким чувством ответственности за безопасность Советского государства, способные по своим личным и
деловым качествам, занимаемому положению и другим возможностям успешно выполнять задания органов КГБ. Они
приобретаются на идейно-политической основе, при соблюдении принципа добровольности.
В необходимых случаях для решения конкретных оперативных задач разрешается вербовать агентов из числа членов и
кандидатов в члены КПСС.
3.6. Там, где требуется, агенты приобретаются из числа лиц, подпавших под влияние антисоветской пропаганды,
вынашивавших намерение совершить преступные действия, судимых в прошлом за участие в антисоветской деятельности, из
числа националистических, реакционных церковно-сектантских и иных враждебных элементов.
При их вербовке могут использоваться компрометирующие материалы, материальная и иная личная заинтересованность.
Разрешается вербовать лиц, совершивших государственные или иные преступления. Вербовка не освобождает их от
уголовной ответственности. При возникновении особой необходимости и наличии смягчающих обстоятельств может решаться
вопрос об освобождении агента от уголовной ответственности в установленном заколом порядке. Вербовка органами КГБ
лиц, отбывающих наказание в исправительно-трудовых учреждениях МВД, осуществляется в установленном КГБ СССР порядке.
При подготовке, проведении вербовок и последующей работе с агентами из перечисленных выше категории лиц
осуществляется их политическое и нравственное перевоспитание.
3.7. Агенты из числа иностранных граждан и лиц без гражданства приобретаются и используются для своевременного
выявления и срыва, враждебных Советскому Союзу планов спецслужб противника по подрыву политической и экономической
основы, обороноспособности Советского государства, проводимых в этих же целях акций идеологической диверсии. К
сотрудничеству с органами КГБ привлекаются главным образом лица, лояльно относящиеся к Советскому Союзу. При
вербовке агентов из числа иностранных граждан и лиц без гражданства, работе с такими агентами постоянно учитываются
их социально-классовая принадлежность, мировоззрение, национально-психологические особенности. В вербовочных
мероприятиях в отношении таких лиц используются материальная и иная личная заинтересованность, компрометирующие
материалы.
3.8. Важная задача оперативного состава - повседневный, целенаправленный поиск лиц, из числа которых могут быть
завербованы и в процессе активной деятельности, воспитания и обучения подготовлены ценные и особо цепные агенты. К
Из числа советских граждан - лица, принимающие эффективное участие в предупреждении и пресечении особо опасных
государственных преступлений, разоблачении агентуры н эмиссаров противника, получающие сведения о планах и замыслах
спецслужб противника и зарубежных антисоветских центров, активно участвующие в компрометации и разложении враждебных
формировании, а также добывающие информацию, имеющую существенное значение для обеспечения сохранности важных
государственных и военных секретов, укрепления обороноспособности страны, повышения боевой готовности Вооруженных
Сил и улучшения охраны государственной границы СССР;
Из числа иностранных граждан и лиц без гражданства - политические и государственные деятели, высокопоставленные
чиновники, дипломаты США, ФРГ, Англии, Франции, Японии, Канады, Израиля, других капиталистических и недружественных
государств, руководящие работники международных организаций и другие иностранные граждане, представляющие
документальную и иную информацию о внешней и внутренней политике своих государств, стран главного противника и
других недружественных государств, об их планах в отношении Советского Союза, социалистического содружества, а также
способные оказывать влияние на формирование внешнеполитического курса своих правительств; кадровые сотрудники и
агенты разведывательных н контрразведывательных органов, руководящие работники военных ведомств и генеральных штабов
капиталистических и развивающихся стран и другие лица, добывающие достоверные сведения о планах, замыслах и
конкретных акциях спецслужб противника, военно-экономическом потенциале, оперативных и мобилизационных планах США,
их союзников по военно-политическим блокам, других недружественных государств, а также иную важную информацию по
оперативным и военным вопросам; сотрудники шифровальных служб капиталистических и развивающихся стран; ученые и
специалисты, передающие документальные и другие данные о научно-техническом потенциале, военных достижениях и
новейших видах вооружения, важных научных проблемах и разработках, ведущихся в капиталистических государствах, и
иную ценную научно-техническую информацию; крупные промышленники, финансисты и коммерсанты капиталистических стран,
оказывающие выгодное для Советского Союза влияние на формирование экономической политики своих государств;
антисоветских зарубежных организаций, а также их эмиссары, активно сотрудничающие с органами КГБ.
Определение принадлежности к ценным и особо цепным агентам осуществляется с учетом добываемой ими информации и
перспектив их использования по мотивированным заключениям, утверждаемым соответственно начальниками Второго и
Третьего главных, Четвертого, Пятого и Шестого управлений, Главного управления пограничных войск КГБ СССР, по
представлениям председателей КГБ союзных республик и КГБ автономных республик РСФСР, начальников КГБ СССР по краям и
областям, начальников войск пограничных округов, управлений особых отделов КГБ СССР особых отделов КГБ СССР по
группам войск, округам, илотам, объединениям центрального подчинения. Утверждение заключение на агента приобщается к
его личному делу.
3.9. Вербовка агента, как правило, разрешается после проверки и всестороннего изучения кандидата, получения
полных данных о его надежности, личных качествах и реальных возможностях, необходимых для успешного выполнения
заданий органов КГБ. Выводы о пригодности кандидата к негласному сотрудничеству с органами КГБ должны опираться па
конкретные, убедительные данные. В этих целях используются официальные источники, оперативный учет, агентура и
доверенные лица, наружное наблюдение, оперативная установка, информационно-поисковые системы органов КГБ, а при
необходимости и другие оперативные и оперативно - технические средства. Во всех случаях выясняются возможные
препятствия к привлечению данного лица к сотрудничеству с органами КГБ (душевный и физический недуг, низкие
моральные качества, болтливость, замкнутость, предвзятость, трусость и т. п.).
Наиболее тщательно проверяются и изучаются кандидаты на вербовку из числа иностранных граждан, лиц без
гражданства, советских граждан, постоянно проживающих за границей, враждебных элементов, а также лиц, вербуемых для
участия в особо сложных контрразведывательных мероприятиях и операциях (внедрение в спецслужбы противника, его
подрывные идеологические центры и организации, разработка иностранных разведчиков, враждебных группирований, других
объектов дел оперативного учета).
3.10. В целях изучения кандидата на вербовку из числа советских граждан, проверки его па конкретных поручениях,
получения объективных характеризующих данных с ним может устанавливаться личный оперативный контакт. Для
установления личного оперативного контакта избирается соответствующий предлог и необходимая основа. Принимаются меры
к сохранению кандидатом в тайне контакта с оперативным сотрудником. Поручения кандидату на вербовку должны иметь
отношение к компетенции органов госбезопасности, соответствовать возможностям кандидата, способствовать более
полному изучению его личных качеств. Не допускается расшифровка перед кандидатом объектов заинтересованности органов
Продолжительность поддержания личного оперативного контакта с кандидатом па.вербовку определяется
дифференцированно в зависимости от личности кандидата, полноты и достоверности уже имеющихся о нем сведений, цели
вербовки, характера и важности задач, для решения которых имеется в виду использовать будущего агента.
3.11. Вербовка агентов проводится как путем постепенного привлечения, вербуемого к выполнению заданий органов
КГБ, так и путем прямого вербовочного предложения.
Вербовка агента может быть закреплена письменным обязательством (подпиской), получением от агента оперативной
информации, распиской о получении денежного или иного вознаграждения, негласной документацией процесса вербовки и т.
п. По завершении вербовки в целях конспирации, как правило, совместно с агентом избирается его псевдоним.
3.12. В качестве резидентов вербуются в основном члены КПСС, способные по своим политическим, моральным, деловым
данным и возможностям обеспечивать успешное руководство группой агентов или доверенных лиц и эффективное их
использование в интересах решения контрразведывательных задач.
При изучении кандидатов на вербовку в качестве резидентов исходить из того, что резидент должен быть преданным
делу Коммунистической партии и Советского государства, политически грамотным, обладать волевыми качествами,
способностью убеждать людей, оказывать на них нужное влияние. Важными чертами резидента являются душевная теплота,
доброжелательность, умение добиваться глубокого взаимопонимания с людьми. При необходимости с кандидатом на вербовку
в качестве резидента может быть установлен личный оперативный контакт.
Вербовка резидентов осуществляется при строгом соблюдении принципа добровольности. Она завершается отбором
подписки о негласном сотрудничестве с органами КГБ.
политическом и моральном отношении, малосемейных, добровольно и с желанием дающих согласие оказывать помощь органам
госбезопасности. Они должны сохранять в тайне использование жилплощади в интересах органов КГБ, создавать
необходимые условия для встреч с агентами, способствовать обеспечению конспирации.
3.14. Резерв кандидатов на вербовку для формирования агентурного аппарата в особый период готовится в плановом
порядке из числа невоеннообязанных и лиц, должности которых на военное время бронируются. В органах военной
контрразведки - в основном из числа военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов) и военнообязанных Вооруженных
Сил СССР приписного состава.
Систематически ведется изучение кандидатов на вербовку в особый период, при необходимости с ними устанавливается
личный оперативный контакт для ознакомления и проверки на выполнении отдельных поручений (особенно во время
проведения войсковых учений, расследования чрезвычайных происшествий и т. п.).
3.15. Членов КПСС и ВЛКСМ, избранных в партийные и комсомольские комитеты (бюро), секретарей первичных партийных
н комсомольских организаций, ответственных и технических работников партийного, комсомольского аппаратов,
политических органов Вооруженных Сил СССР, депутатов Верховного Совета СССР, Верховных Советов союзных и автономных
республик и местных Советов народных депутатов, работников профсоюзных органов, суда и прокуратуры использовать в
качестве агентов, резидентов, содержателен конспиративных и явочных квартир не разрешается.