Спасатель мчс. История создания и заслуги МЧС
МЧС России, или «Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий», в своем современном состоянии существует с 1991 года. Первым прообразом МЧС были пожарные части, созданные еще при Иване III.
Современное МЧС берет свое начало после распада СССР. С того времени ведомство прошло через две реорганизации – на смену существовавшей со времен СССР организации «Гражданская Оборона» пришел «Российский Корпус Спасателей». Однако, образованный в июле 1990 года, к середине 1991 года данный орган был преобразован в «Государственный Комитет чрезвычайных ситуаций» (ГКЧС). Официальными причинами переформатирования ведомства были названы малая эффективность вследствие недостаточности полномочий в условиях проведения ликвидаций чрезвычайных ситуаций. Но и этот формат ведомства просуществовал недолго –19 ноября 1991 года на основе ГКЧС была создана более эффективная и мобильная структура с названием МЧС, которая с незначительными преобразованиями существует и до сегодняшнего дня.
Основные задачи МЧС России
Основными задачами ведомства принято считать борьбу со стихийными бедствиями, эпидемиями и катастрофами на территории России, а также в соответствии с международными договорами и в рамках межгосударственного сотрудничества на территориях других стран.
Но такое понимание слишком упрощено. В перечень направлений деятельности и структурных подразделений МЧС России , наряду с перечисленными ранее, включены:
- ГПС МЧС России (пожарная охрана);
- Служба поисковиков спасателей;
- Авиация;
- Воинские формирования спасения;
- Военизированные горноспасательные части;
- Инспекция по маломерным судам;
- НЦУКС.
Каждое из перечисленных направлений и подразделений заслуживает более широкого рассмотрения.
- ГПС МЧС России, или пожарная охрана определяется как служба для проведения комплекса мероприятий должностными лицами, которые направлены на выявление, предупреждение, локализацию, ликвидацию пожаров и очагов возгораний. Противопожарная служба делится по территориальному признаку на федеральную и субъектную пожарные службы. По официальной статистике, ежегодно пожарная охрана совершает более 2 миллионов выездов, чем спасает порядка 100 тысяч человек в год, а также сохраняет имущества на сумму свыше 120 миллиардов рублей.
- Поисковая спасательная служба (ПСС) находится в составе МЧС и в чрезвычайных условиях занимается проведением поисково-спасательных операций. В состав ПСС включены региональные спасательные группы (всего 8 - по одному в каждом федеральном округе), а также отдельные спасательные подразделения. Конкретные задачи каждой из групп определяются в соответствии с позицией региональной власти и по согласованию с министерством.
- Авиация российского МЧС функционирует с мая 1995 года. В ее задачи входит осуществление спасательных и гуманитарных акций по всему миру, развитие беспилотной авиации, создание, обеспечение безопасности на дорогах при участии авиационной техники. За все время работы авиация участвовала в более четырёхстах спасательных операциях. Точное количество авиационной техники не раскрывается, однако известно, что на вооружении МЧС стоят тяжелые транспортные самолеты ИЛ-76ТД, самолеты класса «Амфибии» БЕ-200ЧС, многозадачные вертолеты МИ-8ИТВ-1, и пожарные вертолеты КА-32А.
- Спасательные воинские формирования созданы для решения целого ряда задач, условно разделенных на три большие группы: a) мирное время (мероприятия по локализации и ликвидации ЧС, внедрение новых технологических средств ликвидации ЧС, и другие); b) условия чрезвычайных ситуаций в мирное время (разведка в зонах ЧС, локализация и ликвидация ЧС, эвакуация населения); c) условия военного времени (выполнение отдельных мероприятий в зоне боевых действий, эвакуация населения из очагов поражения, гражданская оборона объектов).
- Военизированные горноспасательные подразделения (ВГП) созданы для пресечения аварийных ситуаций при проведении горных работ, выполнения операций по спасению людей и минимизации ущерба в ходе аварий; оказания необходимой медицинской помощи лицам, пострадавшим в ходе аварийной ситуации при горных работ. Структура ВГП включает в себя горноспасательный центр, управление спасательными частями в строительстве, а также военные спасательные части.
- Инспекция по маломерным судам проводит технический мониторинг за маломерными судами и их стоянками, обеспечивает сохранность жизни людей на объектах в пределах своей компетенции. Основной кадровой единицей являются инспекторы по маломерным судам.
- НЦУКС – центр управления в кризисных ситуациях проводит накопление и обработку информации о чрезвычайных происшествиях по всей стране, осуществляет прогнозирование возможного наступления чрезвычайных происшествий.
- Помимо вышеуказанных направлений, МЧС имеет специальные образовательные учреждения, где занимается подготовкой кадров для целевой службы в системе.
Федеральное агентство по образованию
Воркутинский филиал
Сыктывкарского государственного университета
Финансово – экономический факультет
Реферат
по дисциплине: «Безопасность Жизнедеятельности»
Тема: «МЧС России»
Выполнил: студент 1 курса
Финансово-экономического факультета
д/о группа № 4159
Рябова М. И.
Проверил: преподаватель
Катаева С.А.
Введение 3
1.МЧС и его история создания 4
2.Структура МЧС России 5
3.Роль и задачи МЧС России 9
Заключение 13
Список литературы 14
Введение
Из года в год в Российской Федерации происходит достаточно масштабных чрезвычайных ситуаций техногенного, экологического, природного характера: страдают, гибнут люди, наносится большой материальный ущерб. Поэтому важной государственной функцией являлось и является защита населения и национального достояния от последствий ЧС, аварий, катастроф и других стихийных бедствий, а также вооруженных конфликтов - социальных бедствий для населения. После Чернобыльской катастрофы была сделана попытка перестройки гражданской обороны, но она желаемых результатов не принесла. И только создание Госкомитета РФ а затем и МЧС РФ по делам ГО, ЧС и ЛПСБ стало главным шагом в деле построения в стране современной системы предупреждения и ликвидации ЧС.
МЧС выступило в роли мозгового управляющего и организующего центра. Оно является федеральным органом исполнительной власти, производящим государственную политику и осуществляющим управление в установленной сфере деятельности, это общегосударственный орган по организации обеспечения безопасности населения и государства при различных катастрофах, а также центр, организующий необходимые исследования и интегрирующий достижения науки и техники, мировой опыт в этой области, а также штаб, координирующий усилия органов государственной исполнительной власти всех уровней, органов местного самоуправления и соответствующих сил в сфере ГО, предупреждения и ликвидации ЧС.
МЧС России организовывало экспедиции в Республику Тува во время эпизоотии крупного рогатого скота, в республику Армения - для участия в подавлении основных очагов пожара на складе боеприпасов, а позже во Владивосток - для ликвидации последствий подобного происшествия на складах боеприпасов Тихоокеанского флота.
Наиболее тяжелыми были чрезвычайные ситуации, связанные с радиационной аварией на химкомбинате в сибирском г. Томске, пожаром на заводе двигателей Камского автозавода, авариями на нефтепроводах в Мордовии, Иркутской области и Республике Коми, наводнениями в Бурятии, Приморском крае, землетрясениями на Курильских островах и острове Сахалин. Особого упоминания заслуживает практическая деятельность МЧС России и РСЧС в сфере оказания гуманитарной помощи.
1.МЧС и его история создания
Для начала расшифруем аббревиатуру МЧС. МЧС это Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. На международной арене известно как EMERCOM of Russia (Emergency Control Ministry of Russia)
Многие люди не знают даже историю создания МЧС, а ведь официальной датой создания является 27 декабря 1990 года. Тогда был образован Российский корпус спасателей (РКС). Впоследствии РКС переименован в Государственный Комитет по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС)
Позже, 19 ноября 1991 года, на базе Государственного комитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба гражданской обороны РСФСР, был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР.
30 сентября 1992 года, Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР был реорганизован в Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
И 10 января 1994 года, Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Его возглавил новое министр Сергей Кужугетович Шойгу, который остаётся в этой должности и в настоящее время.
2.Структура МЧС России
Деятельность МЧС России – МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство и координацию работ в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС. Осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти субъектов.
В жизни современного человечества все большее место занимают заботы, связанные с преодолением кризисных явлений, возникающих по ходу развития земной цивилизации. На современном этапе подобные явления стали более частыми, масштабными и опасными. Их последствия стали рассматривать как чрезвычайные ситуации. Поэтому важной государственной функцией являлась и является защита населения и национального достояния от последствий чрезвычайных ситуаций.
Долгое время эту функцию выполняла система гражданской обороны. В основном она была нацелена на решение задач военного времени, рассматривая свое участие в борьбе с авариями и стихийными бедствиями как дополнительную задачу. И лишь в 1987 году на нее были официально возложены задачи мирного времени.
Однако на практике действия ГО в крупномасштабных чрезвычайных ситуациях мирного времени оказались недостаточно эффективными. Созданный в ноябре 1991 года Государственный комитет РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС) и в последствие (в 1994 г.) переименованный в МЧС Российской Федерации, возглавил созданную в апреле 1992 г. постановлением Правительства РФ Российскую систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).
РСЧС объединила органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Несколько слов следует сказать о структуре РСЧС. На первом этапе создания системы стояла задача, объединяя необходимые для противодействия ЧС звенья различной принадлежности, сохранить их от разрушения, перенять все возможности и весь их опыт.
Поэтому настоящая структура - от данности, в ней объединено то, что существовало в стране на тот момент пригодного для борьбы с ЧС. С накоплением опыта, с ростом авторитета РСЧС появилась возможность некоторой ее структурной перестройки: более четкого, с одной стороны, разделения предназначений подсистем, с другой - их интеграции в единый организм, где все составные части работают слаженно.
Основными направлениями совершенствования и развития РСЧС в последние годы являются:
создание единой нормативно-правовой базы системы;
развитие системы управления и укрепление ее органов;
усиление научно-методического и информационного обеспечения системы;
укрепление сил системы;
совершенствование материальной базы системы;
повышение уровня подготовки руководящих работников, специалистов РСЧС, личного состава аварийно-спасательных формирований и населения страны;
расширение и укрепление связи РСЧС с органами государственной власти, органами местного самоуправления, производственно-хозяйственными структурами, общественными организациями и населением России, также зарубежных стран.
Основные элементы структуры РСЧС – состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней:
Федеральный. На федеральном уровне-межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти.
Региональный . Охватывает территории нескольких субъектов РФ, - региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации стихийных бедствий МЧС
Территориальный. Охватывает территорию субъекта РФ, - комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ.
Местный . Охватывает территорию района, города(района в городе)-комиссию по ЧС органов местного самоуправления.
Объектовый . Охватывает территорию организации или объекта,- объектовые комиссии по ЧС.
Важнейшую роль в процессе управления всеми видами деятельности играет система информации, а также автоматизация этих процессов. В настоящее время в РСЧС создана и совершенствуется автоматизированная информационно-управляющая система (АИУС).
Как бы не велика ни была роль системы управления в эффективном функционировании РСЧС, решающее значение для успеха дела имеют силы - те специалисты и формирования, которые непосредственно выполняют конкретные практические задачи. В настоящее время силы РСЧС представляют собой сложный конгломерат формирований различного статуса, назначений, принадлежности и возможностей. В этой связи ближайшая задача - упорядочить их пока нестройные ряды, определить их оптимальный состав по предназначению и количеству, понять профессиональный уровень, оснастить необходимыми техническими средствами и имуществом, обеспечить высокую управляемость и эффективность действий.
Важной составляющей частью сил РСЧС являются войска ГО. В интересах РСЧС используются некоторые части и подразделения инженерных и химических войск, специально предназначенные для решения задач мирного времени. В гарнизонах, где располагаются воинские части и подразделения должны быть разработаны качественные планы взаимодействия этих сил с силами Гражданской обороны на данной территории. И это забота не в малой степени и органов управления ГО.
Важнейшим элементом сил РСЧС, осуществляющих аварийно-спасательные и другие неотложные работы в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций являются профессиональные противопожарные части, а также аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования министерств и ведомств, организаций и предприятий. Они имеют различную принадлежность и нацелены в соответствии со своим назначением на решение соответствующих профессиональных задач.
Идущие в стране процессы сказались на состоянии профессиональных аварийно-спасательных формирований. Примат сиюминутной экономической целесообразности приводит к значительному сокращению численности и снижению объемов закупок необходимого оборудования и снаряжения. Штаты многих формирований укомплектованы не полностью. Ослаблено внимание к подготовке и переподготовке разведчиков-первопроходцев (“сталкеров”), обеспечению готовности формирований.
В настоящее время значительным является факт создания в каждой республике, крае и области мобильного аварийно-спасательного отряда, являющихся основными оперативно-тактическими звеньями РСЧС. Эти отряды напрямую подчиняются органам управления соответствующих администраций, то есть являются территориальными формированиями, имеющими высокую готовность. Подразделения отряда должны быть штатными, формироваться специалистами-профессионалами, нести круглосуточное дежурство. Они должны быть подготовлены к ведению всех видов работ при возможных ЧС, обучены и оснащены по последнему слову науки и техники. Исходя из региональной и технологической специфики, они также могут быть в определенной степени специализированы.
Важным средством повышения эффективности всей системы управления является рост уровня подготовки руководящих работников, специалистов РСЧС, личного состава аварийно-спасательных формирований и качественное обучение населения.
Поскольку в эту систему входят элементы различной ведомственной и территориальной принадлежности, для нее весьма актуальна проблема организационного и методического единства. Важную роль в обеспечении такого единства играет аттестационная комиссия.
В результате мы должны добиться, чтобы каждая из трех категорий граждан - население, не занятое в сфере производства и обеспечения, должностные лица, по мере необходимости участвующие в решении задач РСЧС в своей сфере, и, наконец, специалисты РСЧС - прошли полный, соответствующий каждой категории, цикл подготовки.
3.Роль и задачи МЧС России
Возложенные на МЧС официальные задачи и анализ ее реальной роли в ЧС различного происхождения позволяют сделать вывод о том, что эта роль сводится к трем целевым функциям системы:
предупреждение возникновения ЧС;
снижение потерь и ущерба от ЧС;
ликвидация последствий ЧС.
Если удается в достаточной степени выполнить эти целевые функции, государственная, общественная потребность в РСЧС будет удовлетворена. В общем, МЧС занимается проблемами экологии, оказания гуманитарной помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф, вооруженных конфликтов в России и за ее пределами, информационным обеспечением в зонах ЧС, созданием сил быстрого реагирования на все ЧС, где бы они не происходили.
Основные задачи МЧС России
разработка предложений по государственной политике в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, проведения подводных работ особого назначения.
руководство гражданской обороны Российской Федерации, Войсками гражданской обороны Российской Федерации, поисково-спасательной службой МЧС России;
обеспечение функционирования и дальнейшего развития Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях(РСЧС);
организация и осуществление государственного надзора за готовностью к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций и выполнением мероприятий по их предупреждению;
руководство по поручению Правительства Российской Федерации работами по ликвидации крупных аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций по преодолению последствий радиационных аварий и катастроф, контроль за осуществлением мероприятий в этой области;
организация разработки и реализации федеральных целевых и научно-технических программ, направленных на предотвращения и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, в том числе преодоление последствий радиационных аварий и катастроф, защиту населения, территории страны, а также на повышение устойчивости функционирования объектов народного хозяйства при возникновении чрезвычайных ситуаций;
координация работ по созданию и использованию системы чрезвычайных резервных фондов, включая государственные резервы, для проведения первоочередных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, контроль за целевым расходованием средств, выделяемых Правительством Российской Федерации на проведение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организация обучения населения, подготовки должностных лиц органов управления и формирований гражданской обороны, подразделений РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях;
организация международного сотрудничества по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
организация разработки и осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе последствий радиационных аварий и катастроф, подъему затопленной военной техники, боеприпасов, в том числе снаряженных отравляющими веществами, и контейнеров с радиоактивными отходами;
организация подготовки спасателей к действиям в чрезвычайных ситуациях и выживанию в экстремальных условиях;
осуществление руководства функционированием и развитием федеральной системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений;
координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по проведению поиска и спасения людей, аварийно-спасательных работ, ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, вредных химических и радиоактивных веществ на море и внутренних водоемах страны;
организация оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, контроль за созданием и работой соответствующих территориальных и локальных систем оповещения;
организация совместно с заинтересованными организациями и координация работ по прогнозированию вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их моделированию, районированию территории Российской Федерации по наличию потенциально опасных производств, объектов и угрозы стихийных бедствий, разработке и внедрению нормативных показателей степени риска на объектах народного хозяйства и территориях;
организация формирования и доставки гуманитарной помощи населению Российской Федерации и зарубежных стран, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций;
определение совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления состава размещения и оснащения сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, создание учебных и реабилитационных центров;
рассмотрение и согласование программ учебных и специальных учебных заведений по вопросам гражданской обороны, подготовки к действиям при чрезвычайных ситуациях;
организация проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам защиты населения и территории при чрезвычайных ситуациях, совершенствования существующих и создания новых высокоэффективных аварийно-спасательных средств, повышения устойчивости функционирования объектов народного хозяйства при чрезвычайных ситуациях;
координация разработки, утверждение или согласование программы обучения населения, подготовки должностных лиц и органов управления и формирований гражданской обороны, подразделений РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях, организация и осуществление аттестаций спасателей и аварийно-спасательных формирований;
осуществление связи с общественностью, гражданами и средствами массовой информации по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, защиты жизни и здоровья людей, повышения устойчивости функционирования объектов народного хозяйства при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях;
осуществление международного сотрудничества по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, оказания помощи пострадавшему населению, проведения подводных работ особого назначения и другим вопросам, относящимся к компетенции МЧС России.
Министерство РФ по делам ГО и ЧС является одним из силовых министерств. Проводимые им мероприятия, его силы и средства это составная часть, одно из звеньев всей системы общегосударственной обороны и защитных мер. Предупредить человека о надвигающейся опасности, вызволить из беды при возникновении чрезвычайных ситуаций нет более важной гуманной задачи.
Заключение
Проблема предотвращения возникновения катастроф, смягчения их последствий и ликвидации весьма актуальна сегодня не только для России, но и для всего человечества. Это обусловлено ежегодным увеличением количества, масштабов катастроф, ростом людских и материальных потерь, которое несет человечество, что сдерживает развитие цивилизации, а в некоторых случаях ставит под угрозу существование человечества.
Поэтому современное понимание безопасности граждан значительно расширилось и включает надежное представление необходимых им условий для жизни, развития и самовыражения, гарантий гражданских прав и социальной защищенности.
Как показывает анализ, обеспечение безопасности в ЧС может быть осуществлено разными путями. Наиболее эффективный из них - снижение вероятности возникновения, уменьшение возможных масштабов и тяжести последствий аварий, природных и природно-техногенных катастроф путем воздействия на потенциальные источники опасности.
Оградить население от поражения при авариях, катастрофах можно не только влияя на источники опасности, но и путем рационального размещения потенциально-опасных и иных производств, а также путем четкой планировки и застройки городов и других населенных пунктов.
На определенном уровне управления усилиями человека, общины, государства, мирового сообщества можно предотвратить возникающие катастрофы или смягчить их последствия, осуществить ликвидацию последних. В этом направлении проделана значительная работа как в России, так и в странах мирового сообщества, создано необходимое правовое поле в этой области.
Мы должны быть уверены в том, что дальнейший научный поиск поможет человечеству найти способ решить глобальные проблемы, несущие угрозу его существованию, что управление рисками катастроф будет постоянно совершенствоваться.
Список литературы
Электронная энциклопедия «Википендия», изд. Фонд Викимедиа – 2009г.
«Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия» - М, 2009 г.
Официальный сайт МЧС России (www.mchs.gov.ru)
Организация МЧС, история, этапы развития
ВВЕДЕНИЕ
За последние годы в России произошли радикальные изменения не только в геополитической и военно-стратегической обстановке, но и во взглядах на природу и характер чрезвычайных ситуаций, которые продолжают усложнять нормальную жизнь нашей страны. Дестабилизируют обстановку военные конфликты на территории бывшего СССР и России. Мировой и отечественный опыт показывают, что на современном этапе ЧС стали более частыми.
Только в 1995 году на территории России зарегистрировано около 1,5 тысяч чрезвычайных ситуаций достаточно крупного масштаба, в том числе 433 природного, 1025 техногенного и 16 другого характера, при этом серьезно пострадало 50 тысяч человек, 4400 из них погибло. Затраты на возмещение материального ущерба и ликвидацию последствий стихийных бедствий составили свыше 1 триллиона рублей. Вооруженный конфликт в Чечне и катастрофическое землетрясение в Нефтегорске, трагедия с самолетом Ту-154 в Хабаровском крае, сильнейшее наводнение в Свердловской области и разрушительный ураган на Дальнем Востоке, Югославия и Танзания, вот далеко не полный перечень участия сил и средств МЧС за 1995 год. Нынешний год не принес утешения в этой области. События последних месяцев показывают, что показатели 1996 года будут не на много меньше прошедших лет.
Деятельность, связанная с техногенным, экологическим и природным рисками, стала рассматриваться не изолированно, а как неотъемлемая функция безопасности государства. Все это представляет объективную необходимость усиления внимания к решению проблем, связанных с чрезвычайными ситуациями, причем, как показал опыт ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Армении, других чрезвычайных ситуаций - на самом высоком государственном уровне.
В решении трудных задач, стоящих перед страной, определенная роль отводится РСЧС. Эта роль тем более важна, что последствия аварий, катастроф, стихийных бедствий, всевозможных конфликтов заметно усугубляют и так непростое социально-экономическое положение, не говоря уже о тех потерях и ущербе, которые ложатся бременем на бюджет страны.
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГО-РСЧС, ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.
Началом пути Гражданской обороны в нашей стране считается март 1918 года. Изданное Комитетом революционной обороны воззвание "К населению Петрограда и его окрестностей" устанавливало правила поведения населения в условиях воздушного нападения и явилось первым документом, определяющим мероприятия гражданской обороны.
Историки определили март 1918 года изначальным этапом (первым) развития ГО в нашей стране, содержанием которого явились революционные перемены не только в социально-политическом строе страны, но и в последовательной индустриализации и связанным с с ней техническим перевооружением системы МПВО, а также с появлением первых признаков военной опасности со стороны Германии.
На этом этапе все мероприятия ПВО и ПХО были объединены в общегосударственную систему под общим руководством Наркомата по военным и морским делам.
МПВО выделяется в самостоятельную систему оборонно-массового характера для решения широкого круга оборонных задач под общим руководством СНК в центре и Органов Советской власти на местах.
Третий этап (июнь 1941-1945 г.г.) охватывает годы Великой Отечественной войны.
Опыт войны показал, что от успешного решения задач по организации МПВО-ГО в значительной степени зависела не только бесперебойная работа промышленности и транспорта, но и высокое морально политическое состояние войск.
Гражданская оборона страны из местной перерастает в стратегическую задачу страны.
Четвертый этап (июнь 1945 - июль 1961 г.г.) этап совершенствования МПВО, связанный с поиском наиболее эффективных путей защиты населения и народного хозяйства от применения ОМП в условиях начавшейся "холодной войны".
На этом этапе руководство МПВО-ГО было возложено на исполнительные органы Советов депутатов трудящихся краев, областей, городов и районов.
Пятый этап (июль 1961 - сентябрь 1971 г.г.) характеризуется глубокими структурными изменениями МПВО.
Шестой этап (октябрь 1971 - июль 1987 г.г.) связан с новыми структурными изменениями, связанными с усилением гонки вооружения и достижением СССР стратегического паритета.
Руководство ГО было возложено на МО СССР.
Была повышена эффективность руководства деятельностью ГО со стороны советских и военных органов управления министерств и ведомств.
Подтверждение тому вы увидите в ходе дальнейших занятий на УЭК нашей Академии.
Седьмой этап (август 1987 -декабрь 1991 г.г.) является этапом позитивных перемен в военно-политической ситуации, окончания "холодной"
войны и переключения значительной части сил ГО на решение экологических и хозяйственных проблем.
На ГО возложены задачи по защите населения и территорий от стихийных бедствий, аварий, катастроф, в мирное время.
Восьмой этап (с декабря 1991 г. по настоящее время) начался с упразднения гос.структур СССР, образованием СНГ и созданием Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС), в которую органически вошло ГО РФ.
Более детально остановимся на современном положении дел в РСЧС.
2. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ДЕЙСТВИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
В целях прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий ЧС, обеспечения постоянной готовности органов государственного управления к быстрым и эффективным действиям в экстремальных условиях в 1990 году был создан Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета. В последующем преобразованный в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям при Президенте РФ, а с 1991 года в Государственный комитет по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (Указ N 305 декабрь 1991 г.). В систему ГКЧС вошли штаб ГО РСФСР, вся сеть штабов ГО, войск ГО и другие структурные подразделения. Положение о ГКЧС утверждено постановлением Совета Министров от 25.11.92 г. N 912.
Основными задачами комитета были:
Создание и обеспечение функционирования РСЧС;
Руководство ГО работами по ликвидации крупных ЧС;
Создание и обеспечение готовности необходимых сил и средств.
ГКЧС за короткое время своего существования принял ряд мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, но из-за сложности и масштабности решаемых задач возникла необходимость повышения эффективности федеральных органов управления. В связи с этим, 10 января 1994 г. Указом Президента РФ N 66 - ГКЧС был преобразован в Министерство по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), которому переданы функции Государственного комитета Чернобыля России, Комитета по проведению подводных работ особого назначения при Правительстве РФ и Российской Федеральной авиационно-космической службы поиска и спасения. На МЧС возложена также задача по мобилизационной подготовке народного хозяйства страны.
В августе 1994 года Постановлением Правительства РФ N 909 в МЧС, вместо Главных управлений, образованы следующие структурные подразделения:
Департаменты Управления, мероприятий защиты населения и территорий, войск и сил, предупреждение чрезвычайных ситуаций и другие (всего 10 департаментов), что позволило упростить структуру управления.
Деятельность МЧС определена "Положением о МЧС", принятым постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. N 457, где закреплено, что МЧС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство и координацию работ в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС.
Осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления;
Руководит гражданской обороной, войсками ГО, поисково-спасательными службами МЧС России.
Одной из основных задач Министерства является обеспечение функционирования и дальнейшего развития Российской системы предупреждения и действия в чрезвычайных ситуациях.
В соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации от 06.05.94 г. N 457 МЧС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство и координацию работ в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, вызванных авариями, катастрофами, в т.ч. радиационными, стихийными бедствиями и применением возможным противником средств поражения, проведения подводных работ особого назначения, а также координацию работ по мобилизационной подготовке народного хозяйства страны.
На основании возложенных на него задач, министерство в установленном порядке осуществляет международное сотрудничество по вопросам, входящим в его компетенцию.
Во исполнение Федерального закона "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера" РСЧС (создания в соответствии с постановлением 261 от 18.04.1992 года) преобразована в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (постановлением правительства 1113 от 5.11.1995 года).
На РСЧС возложены следующие основные задачи:
Разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;
Осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в ЧС;
Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
Подготовка населения к действиям при ЧС;
Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
Ликвидация ЧС;
Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в ликвидации;
Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС;
МЧС России сотрудничает:
С Департаментом ООН по гуманитарным вопросам (ДГВ ООН);
Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН);
Организацией ООН по образованию, науке и культуре (ЮНЕСКО);
Международной организацией Гражданской обороны (МОГО);
Международным комитетом Красного Креста.
Активно участвует в осуществлении долгосрочных международных программ и проектов:
Военные ресурсы и средства гражданской обороны (ВРСГО);
ДГВ ООН; "Чернобыль" с ЮНЕСКО и КЕС (Комитет Европейского сообщества);
Международное десятилетие уменьшения опасности стихийных бедствий (МДУОСБ) с ДГВ ООН; подводная лодка "Комсомолец" (Фонд "Комсомолец");
В частично открытом соглашении Совета Европы по прогнозированию и оказанию помощи в случаях стихийных бедствий и технологических катастроф (ЧОС) с ФОРМ.ОСЕ (Программа подготовки кадров в области предотвращения и ликвидации ЧС) и многих других, направленных на подготовку специалистов по работе в экстремальных условиях.
В ноябре 1993 г. между МЧС России и УВКБ ООН подписано Соглашение "О поддержке операций по оказанию чрезвычайной гуманитарной помощи", в феврале - марте 1996 г. подписаны меморандумы о намерениях с НАТО, ВПП (Всемирная продовольственная программа) и ОАЕ (Организация африканского единства).
На повестке дня - меморандум с БЕСГ (Бюро Европейского Сообщества по гуманитарным вопросам).
Структура РСЧС представлена на слайде.
На настоящее время РСЧС объединяет:
Органы управления;
Силы и средства: федеральных органов исполнительной власти; органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления;
организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:
Федеральный;
Региональный;
Территориальный;
Местный;
Объектовый.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.
Так, в соответствии с функциями, определенными федеральным органам исполнительной власти и Федеральному управлению специального строительства при Правительстве Российской Федерации по защите населения и территорий от ЧС, на них возложено руководство созданием и деятельностью следующих функциональных подсистем:
Сил и средств предупреждения аварий на объектах атомной энергетики (Министерство РФ по атомной энергии);
Сил и средств предупреждения и ликвидации последствий аварий на объектах топливно-энергетического комплекса (Министерство топлива и энергетики РФ);
Предупреждения и ликвидации ЧС на объектах, входящих в состав отрасли (Гос.комитет РФ по оборонным отраслям промышленности, Комитет РФ по химической и нефтехимической промышленности).
На Министерство внутренних дел РФ: противопожарные и аварийно-спасательные работы; охраны общественного порядка.
Резерва медицинских ресурсов - на Министерство здравоохранения и медицинской промышленности.
На министерство обороны РФ - авиационно-космической службы поиска и спасения.
Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов будет руководить созданием и деятельностью функциональных подсистем:
экологической безопасности и экологического мониторинга, совместно с Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.Которая в свою очередь руководит подсистемами наблюдения и контроля за стихийными гидрометеорологическими и гелиофизическими явлениями и загрязнением окружающей природной среды и предупреждения цунами.
На Министерство связи возложено руководство подсистемой связи и оповещения.
На Министерство сельского хозяйства и продовольствия подсистем: защита сельскохозяйственных животных и растений; резервы продовольственных и кормовых ресурсов;
Министерство социальной защиты населения РФ и Министерство труда РФ руководят созданием и деятельностью функциональной подсистемы РСЧС социальной защиты от ЧС.
Министерство строительства РФ и Федеральное управление специального строительства при Правительстве РФ отвечает за:
руководство созданием и деятельностью подсистем РСЧС:
защита городов, населенных пунктов от аварий, катастроф и стихийных бедствий;
предупреждения и ликвидации ЧС на объектах, входящих в состав отрасли.
Министерство транспорта и Министерство путей сообщений РФ за:
транспортное обеспечение ликвидации ЧС;
силы и средства поиска и спасения людей на море;
поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов гражданской авиации;
силы и средства ликвидации ЧС на железнодорожном транспорте.
Министерство экономики РФ, Министерство финансов РФ, Гос.комитет РФ по промышленной политике, Комитет РФ по государственным резервам и Комитет РФ по торговле за:
целевые виды страхования;
финансовые резервы;
резервы материальных ресурсов.
Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ за подсистему надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой.
За руководство подсистемой противопаводковых мероприятий отвечает Комитет РФ по водному хозяйству.
Деятельностью функциональной подсистемы наблюдения и контроля за уровнем радиоактивного загрязнения подземных вод возложена на Комитет РФ по геологии и использованию недр.
На Комитет РФ по рыболовству возложено руководство подсистемой РСЧС предупреждения и ликвидации ЧС на объектах, входящих в состав отрасли.
Федеральная служба лесного хозяйства России руководит созданием и деятельностью следующих подсистем РСЧС:
защита лесов от пожаров, болезней и вредителей лесной растительности;
предупреждения и ликвидации ЧС на объектах, входящих в состав отрасли.
Федеральный горный и промышленный надзор отвечает за подсистему контроля за химически опасными и взрывоопасными объектами.
Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Положение о функциональной подсистеме РСЧС реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием в Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации.
Каждый уровень РСЧС имеет:
Координирующие органы;
Постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (органы управления по делам ГО и ЧС);
Органы повседневного управления;
Резервы финансовых и материальных ресурсов;
Системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
Координирующими органами РСЧС являются:
На федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;
На региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов Российской Федерации, - региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации стихийных бедствий МЧС;
На территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта Российской Федерации, - комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
На местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе),- комиссию по ЧС органов местного самоуправления;
На объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта,- объектовые комиссии по ЧС.
Положение о Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и ее состав утверждаются Правительством Российской Федерации.
Положения о комиссиях по ЧС федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также об объектовых комиссиях по ЧС и состав этих комиссий утверждаются решениями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации органами самоуправления и организаций.
Органами управления по делам ГО и ЧС являются:
На федеральном уровне - МЧС России;
На региональном уровне - региональные центры;
На территориальном и местных уровнях - органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и при органах местного самоуправления;
На объектовом уровне - отделы (секторы или специально назначенные лица по делам ГО и ЧС).
Органами повседневного управления РСЧС являются:
Пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативные дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС всех уровней;
Дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.
Размещение органов повседневного управления РСЧС осуществляются на пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
В состав сил и средств РСЧС входят:
Силы и средства федеральных органов исполнительной власти;
Силы и средства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
Силы и средства органов местного самоуправления и организаций, участвующие в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием окружающей среды, потенциально опасных объектов и ликвидации ЧС.
В состав этих сил входят:
- аварийно-спасательные формирования , укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности (силы постоянной готовности).
Силы постоянной готовности могут привлекаться МЧС России и другими органами управления по делам ГО и ЧС по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями для экстренного реагирования в случае возникновения ЧС.
- специально подготовленные силы и средства ВС РФ , другие войска и воинские формирования привлекаются для ликвидации ЧС в порядке, определенном Президентом РФ.
- силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными правовыми актами РФ и субъектов РФ.
Решением руководителей организаций и объектов на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений (строительных, медицинских, ремонтных и других) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования , предназначенные для проведения АС и ДНР при ЧС.
Информационное обеспечение функционирования РСЧС осуществляется информационно-управляющей системой, в состав которой входят:
Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России;
Информационные центры федеральных органов исполнительной власти;
Региональные информационно-управляющие центры;
Информационно-управляющие центры органов управления по делам ГО и ЧС субъектов Российской Федерации;
Абонентские пункты городских и районных органов управления по делам ГО и ЧС;
Информационные центры организаций;
Средства связи и передачи данных.
Порядок сбора информации в области защиты населения и территорий от ЧС и обмена этой информацией между органами государственной власти, органами управления по делам ГО и ЧС определяется Правительством Российской Федерации.
Для ликвидации ЧС создаются:
Резервный фонд Правительства РФ на ликвидацию ЧС и запасы материальных ресурсов для проведения первоочередных работ при ликвидации ЧС, накапливаемые в составе государственного материального резерва, за счет средств федерального бюджета;
Ведомственный резерв финансовых и материальных ресурсов - за счет средств федерального органа исполнительной власти;
Резерв финансовых и материальных ресурсов субъекта Российской Федерации - за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации;
Местный резерв финансовых и материальных ресурсов органа местного самоуправления - за счет средств местного бюджета;
Объектовый резерв финансовых и материальных ресурсов - за счет собственных средств организации.
Номенклатура и объем резервов финансовых и материальных ресурсов определяются органом, их создающим.
Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась ЧС, под непосредственным руководством соответствующей комиссии по ЧС.
Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать ее невозможно, указанные комиссии обращаются к вышестоящей комиссии по ЧС. Вышестоящая комиссия по ЧС может взять на себя координацию, руководство ликвидацией этой ЧС и оказать необходимую помощь.
При недостаточности имеющихся сил и средств в установленном порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти. В отдельных случаях для ликвидации ЧС и ее последствий может быть образована правительственная комиссия.
В случае недостаточности ресурсов для ликвидации возникшей ЧС они могут быть выделены из других резервов РСЧС по ходатайству руководства администрации организации, органа местного самоуправления, администрации субъекта РФ,руководства федерального органа исполнительной власти.
Общественные объединения могут участвовать в ликвидации ЧС под руководством соответствующих органов управления по делам ГО и ЧС при наличии у участников ликвидации от общественных объединений соответствующей подготовки, подтвержденной в аттестационном порядке.
Финансирование РСЧС осуществляется на каждом уровне за счет соответствующего бюджета и средств организаций.
Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от ЧС, по обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Финансирования мероприятий по ликвидации ЧС проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах ЧС, средств федеральных органов исполнительной власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.
При отсутствии или недостаточности указанных средств выделяются в установленном порядке средства из резервного фонда Правительства РФ.
3.Задачи и структура Гражданской Обороны.
В настоящее время Гражданская оборона Российской Федерации является составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых в мирное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от современных средств поражения противника, а также для проведения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и районах чрезвычайных ситуаций.
До 1987 года усилия Гражданской обороны, в основном, были направлены на осуществление оборонных, экономических и социальных мероприятий в целях защиты населения и национального достояния от последствий применения возможным противником современных средств поражения. Это понимание Гражданской обороны полностью соответствовало международному праву, которое определяет ее как выполнение гуманитарных задач по защите гражданского населения от последствий военных действий и стихийных бедствий, аварий, катастроф, а также созданию условий для его выживания. Статус Гражданской обороны был установлен Дополнительным протоколом № 1 к Женевским конвенциям о защите жертв войн, ратифицированным Верховным Советом СССР в августе 1989 года.
Структура Гражданской обороны была достаточно совершенной, о чем свидетельствует ее оценка многочисленными зарубежными экспертами, посетившими нашу страну в последние годы (США, Канады, Швеции, Финляндии,Германии, Италии, Швейцарии и др.)
В то же время, действия Гражданской обороны в крупномасштабных ситуациях мирного времени (Чернобыль, Армения и др.) показали ее недостаточную эффективность. Поэтому с 1987 года на ГО возложены задачи ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время.
Таким образом, на современном этапе на ГО возложены следующие задачи:
1. Защита населения и национального достояния страны от опасностей, возникающих при военных действиях.
2. Оповещение населения об угрозе жизни и здоровью людей и о порядке действий в сложившейся обстановке.
3. Защита водоисточников и систем хозяйственно-питьевого водоснабжения, продовольствия, пищевого сырья, животных и растений при чрезвычайных ситуациях.
4. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.
5. Первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.
6. Участие в разработке и осуществлении мер, направленных на повышение устойчивости функционирования отраслей народного хозяйства, предприятий, учреждений и организаций в военное время.
7. Создание и поддержание в готовности систем управления, сил и средств Гражданской обороны.
8. Мобилизационная подготовка Гражданской обороны.
9. Подготовка руководящего состава, органов управления и сил Гражданской обороны, обучение населения по вопросам Гражданской обороны.
Указом Президента РФ "О Гражданской обороне" (8 мая 1993 г. № 643) общее руководство ГО возложено на Председателя правительства Начальника ГО (в настоящее время Черномырдин В.С.) и Министра РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий - первого заместителя Начальника ГО (в настоящее время Шойгу С.К.)
Гражданской обороной на местах руководят главы исполнительных органов власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов, городских и сельских районов, являющиеся начальниками гражданской обороны территорий.
Руководство Гражданской обороной в министерствах, ведомствах, ассоциациях, концернах, объединениях и на объектах экономики осуществляют непосредственно их руководители, которые одновременно являются начальниками Гражданской обороны министерства, ведомств, ассоциаций, концернов, объединений и объектов экономики.
Ведение ГО относится к компетенции федеральных органов. Такое положение существует во всех развитых странах. Оно объясняется тем, что в военное время вступают в силу другие правовые нормы и законы, усиливается централизация власти.
Мероприятия ГО, как элемент обороноспособности,осуществляются по единому плану, по единому замыслу, по единой воле.
Однако это совершенно не означает, что местные органы остаются в стороне от участия в оборонной работе. На них ложится ответственная обязанность по заблаговременной подготовке и своевременной реализации мер, определенных центром.
Органом управления Гражданской обороной на Федеральном уровне является Министерство по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В целях эффективного и оперативного управления Гражданской обороной вся территория Российской Федерации разделена на девять регионов: Северо-Западный, Центральный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Забайкальский и Дальневосточный, каждый из которых включает несколько субъектов Федерации.
Для координации деятельности территориальных органов государственного управления по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций создано 9 региональных центров, размещенных соответственно в городах Санкт-Петербург, Москва, Ростов, Самара, Свердловск, Красноярск, Новосибирск, Чита, Хабаровск, которые являются полномочными органами управления МЧС. Структура РЦ представлена на слайде N 5б.
В республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, городах, городских и сельских районах и на объектах экономики созданы штабы по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Структура штаба представлена на слайде N 5в.
Должен отметить, что смена названия не пустая формальность, она включает в себя переориентацию деятельности штабов прежде всего на решение задач мирного времени. Работа штабов осуществляется в соответствии с "Временным положением", введенным приказом Председателя ГКЧС от 4 ноября 1993 г., на правах самостоятельных управлений (отделов). Штабы, укомплектованные военнослужащими, являются воинскими учреждениями.
В министерствах, ведомствах созданы специальные, самостоятельные подразделения - штабы Гражданской обороны.
Для ведения спасательных и других неотложных работ в ГО имеются силы Гражданской обороны, которые включают войска ГО и невоенизированные формирования. Привлекаются также ведомственные формирования.
B cоответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.5.96 года N 784 "Вопросы Гражданской обороны Российской Федерации" и "Положения о Войсках гражданской обороны Российской Федерации" войска ГО- являются составной частью сил обеспечения безопасности.
Они предназначены для защиты территории страны и ее населения при чрезвычайных ситуациях и угрозе их возникновения в мирное и военное время, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями.
Войска ГО в соответствии с Законом Российской Федерации "Об обороне" могут привлекаться к обороне с применением средств вооруженной борьбы.
Детально задачи войск ГО в мирное и военное время, порядок применения, организацию деятельности, их комплектование и порядок обеспечения будут рассмотрены на следующих лекциях.
Свои задачи они могут выполнять как самостоятельно, так и во взаимодействии с войсками МО, МВД, ФСБ РФ, невоеннизированными формированиями объектов народного хозяйства и подчиняются Начальнику Департамента войск и сил МЧС и начальникам региональных центров по месту их дислокации.
Только в 1995 году они привлекались более 100 раз на пожары, землетрясения, наводнения, авиакатастрофы и т.д. Концепция развития войск ГО рассматривалась на Совете Безопасности РФ.
Совершенствование их идет по следующим направлениям:
1. Организационно-штатная структура (бригадная структура).
2. Вооружение и техника.
3. Создание учебно-тренировочной базы.
4. Создание авиационных отрядов.
5. Введение десантных подразделений.
Численность соединений и частей Гражданской обороны устанавливается Правительством Российской Федерации, организационная структура и предназначение - МЧС. Комплектование их осуществляется в добровольном порядке на контрактной основе и по призыву граждан на военную службу по экстерриториальному принципу.
По положению на 1 января 1996 года группировки войск ГО насчитывали 43 соединения, в том числе:
Отдельных спасательных бригад - 8;
Отдельная учебная спасательная бригада - 1;
Отдельных механизированных полков - 17;
Отдельных мобильных и механизированных батальонов - 8;
Отдельных вертолетных отрядов - 4;
Отдельных рот специальной защиты - 4;
Отдельный автомобильный полк - 1.
В перспективе до 2000 года предусмотрено увеличение количества соединений (осбр) к 1997 году до 16, к 1998 году до 21, к 1999 до 23 и к 2000 году до 25 соединений.
Численность войск в настоящее время составляет 28,9 тыс. человек (23,8-военнослужащих), к 2000 году планируется довести ее до 55 тыс. (50 - военнослужащих).
Невоенизированные формирования ГО являются составной, наибольшей по численности частью сил Гражданской обороны.
Создаются невоенизированные формирования по территориально-производственному принципу независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности. База создания - объекты экономики, их личный состав и материальная база.
Основными задачами невоенизированных формирований являются:
Проведение спасательных и других работ в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.
Организационно невоеннизированные формирования состоят из отрядов, команд, групп, бригад, дружин и звеньев различного назначения.
Формирования подразделяются по предназначению и подчиненности.
По предназначению невоеннизированные формирования подразделяются на формирования общего назначения и формирования служб ГО.
Первые предназначены для проведения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах ЧС.
К ним относятся сводные отряды (команды, группы), сводные отряды (команды) механизированных работ, сводные мобильные отряды специальной защиты, сводные мобильные отряды АЭС, спасательные отряды (команды, группы).
Вторые предназначены для выполнения специальных мероприятий при проведении СДНР, усиления формирований общего назначения и всестороннего обеспечения их действий при выполнении задач в очагах поражения и зонах ЧС.
Формирования служб создаются с учетом наличия базы для создания тех или иных служб.
В структуре ГО определенное место занимают службы ГО. Являясь структурным звеном системы ГО, они подразделяются на общероссийские, областные, краевые, районные, городские и службы объектов.
Предназначены для выполнения специализированных мероприятий ГО, а также для обеспечения действий невоеннизированных формирований при проведении спасательных и других неотложных работ, ликвидации последствий стихийных бедствий и крупных производственных аварий.
Основными службами ГО, создаваемыми в субъектах федерации и на объектах экономики являются:
оповещения и связи, противопожарная, защиты сельскохозяйственных животных и растений, медицинская, охраны общественного порядка, инженерная, энергетики, светомаскировки, убежищ и укрытий, автотранспортная, техническая, материально-технического снабжения, торговли и питания, снабжения горючим, санитарной обработки людей и обеззараживания одежды.
Кроме того, при наличии соответствующей базы могут создаваться и другие службы ГО: водоснабжения, газоснабжения, метрополитена, ирригационных сооружений, водного транспорта, обеззараживания территорий и сооружений.
Общими задачами всех служб ГО являются:
Планирование и осуществление мероприятий ГО при переводе ГО на военное положение, проведение рассредоточения и эвакуации населения, действиях сил ГО в очагах поражения;
Создание и подготовка невоеннизированных формирований служб ГО;
Организация управления подчиненными органами и силами ГО, их обеспечение необходимыми материальными средствами;
Организация и поддержание взаимодействия с соответствующими органами управления и силами военного командования;
Руководство рассредоточением и эвакуацией подчиненных организаций и учреждений, обеспечение их жизнедеятельности в загородной зоне;
Подготовка предложений для принятия решения на ведение АСДНР;
Руководство подчиненными силами и средствами служб ГО при выполнении полученных задач.
В системе гражданской обороны развернута и действует широкая сеть образовательных учреждений, которая выполняет задачи по обучение руководящего состава Гражданской Обороны всех уровней, а также по подготовке всего населения страны к защите от различного рода опасностей.
Ведущая роль в подготовке руководящего состава Федерального уровня принадлежит созданной 3 года назад Академии гражданской защиты МЧС, призванной кроме того осуществлять подготовку высококвалифицированных специалистов российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях и более низшего звена.
При территориальных штабах по делам Гражданской Обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий созданы и функционируют учебно-методические центры, которые осуществляют подготовку и обучение руководящего состава на подведомственных территориях.
В городах и районах действуют курсы ГО.
Имеющаяся система подготовки кадров позволяет целенаправленно осуществлять обучение специалистов РСЧС, подготовку руководящего звена всех уровней и подсистем, переподготовку и повышение квалификации работников министерств, ведомств и объектов, планомерно проводить обучение населения по вопросам ГО в мирное и военное время.
Таким образом созданная и развивающаяся на современном этапе система Гражданской Обороны имея органы управления, силы и средства успешно решает возложенные задачи мирного и военного времени.
Созданная система подготовки кадров обеспечивает планомерную и целенаправленную их подготовку исходя из перспектив развития всей единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Проблемы защиты жизни и здоровья человека от всех грозных чрезвычайных ситуаций превратилось ныне в одну из актуальнейших задач, стоящих перед человечеством.
Для ее решения создана и развивается Российская система по чрезвычайным ситуациям. За время своего функционирования она доказала необходимость своего существования, так как проделана большая работа по предупреждению и ликвидации ЧС.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера". 11.11.94 г.
2. Указ Президента РФ "О гражданской обороне".
3. Постановление Правительства РФ N 1113 " О создании РСЧС" от
МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНКОМСВЯЗЬ РОССИИ)
ПРИКАЗ
20.11.2013 №360
О внесении изменений в Российскую систему и план нумерации, утвержденные приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 17.11.2006 №1422
В соответствии с частью 3 статьи 26 Федерального закона от 7 июля 2003 г. №126-ФЗ «О связи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, №28, ст. 2895; №52, ст. 5038; 2004, №35, ст. 3607; №45, ст. 4377; 2005, №19, ст. 1752; 2006, №6, ст. 636; №10, ст. 1069; №31, ст. 3431, ст. 3452; 2007, №1, ст. 8; №7, ст. 835; 2008, №18, ст. 1941; 2009, №29, ст. 3625; 2010, №7, ст. 705; №15, ст. 1737; №27, ст. 3408; №31, ст. 4190; 2011, №7, ст. 901; №9, ст. 1205; №25, ст. 3535; №27, ст. 3873, ст. 3880; №29, ст. 4284, ст. 4291; № 30, ст. 4590; №45, ст. 6333; №49, ст. 7061; №50, ст. 7351, ст. 7366; 2012, №31, ст. 4322, ст. 4328; 2013, №19, ст. 2326; №27, ст. 3450), а также подпунктом 5.2.10 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. №418 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, №23, ст. 2708; №42, ст. 4825; №46, ст. 5337; 2009, №3, ст. 378; №6, ст. 738; №33, ст. 4088; 2010, №13, ст. 1502; №26, ст. 3350; №30, ст. 4099; №31, ст. 4251; 2011, №2, ст. 338; №3, ст. 542; №6, ст. 888; №14, ст. 1935; №21, ст. 2965; №44, ст. 6272; №49, ст. 7283; 2012, №20, ст. 2540; №37, ст. 5001; №39, ст. 5270; №46, ст. 6347; 2013, №13, ст.1568; №33, ст. 4386),
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в Российскую систему и план нумерации, утвержденные приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 17.11.2006 №142 «Об утверждении и введении в действие Российской системы и плана нумерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 декабря 2006 г., регистрационный №8572) с изменениями, внесенными приказами Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 29.12.2008 №118 «О внесении изменений в приказ Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 17.11.2006 №142» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 февраля 2009 г., регистрационный №13237), от 15.07.2011 №187 «О внесении изменений в приказ Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 17.11.2006 №142» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 августа 2011 г., регистрационный №21646) и от 15.06.2012 №158 «О внесении изменений в Российскую систему и план нумерации, утвержденные приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 17.11.2006 №142» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 июля 2012 г., регистрационный №24829), следующие изменения:
а) пункт 32 дополнить словами «, а также номера соответствующих экстренных оперативных служб: «101», «102», «103», «104».»;
б) пункт 32 1 изложить в следующей редакции:
«32. 1 Для доступа абонентов и пользователей услугами подвижной и фиксированной телефонной связи:
к телефонной линии «Ребенок в опасности» используются единые номера «121», «123»;
к единой службе поддержки граждан для консультаций при получении государственных и муниципальных услуг в электронном виде используется единый номер «115».»;
в) пункт 46 дополнить абзацем следующего содержания:
«Формат номера для доступа к соответствующим экстренным оперативным службам: «101», «102», «103», «104».»;
г) в пункте 1 таблицы №3 к Российскому плану нумерации в графе «Значение кода DEF» цифры «970-979» заменить цифрами «972-979»;
д) в пункте 12 таблицы №4 к Российскому плану нумерации графу «Наименование услуги электросвязи» изложить в следующей редакции: «Доступ к телематическим услугам связи»;
е) в пункте 13 таблицы №4 к Российскому плану нумерации графу «Наименование услуги электросвязи» изложить в следующей редакции: «Доступ к услугам связи по передаче данных»;
ж) в таблице №7 к Российскому плану нумерации пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:
1. | 100-109 | Диапазон для 3-х значных номеров служб федерального значения |
100 | Служба точного времени | |
101 | Служба пожарной охраны и реагирования в резвычайных ситуациях | |
102 | Полиция | |
103 | Служба скорой медицинской помощи | |
104 | Аварийная служба газовой сети | |
105-109 | Резерв | |
2. | 110-119 | Номера служб, вводимых в Российской Федерации в целях гармонизации с европейским законодательством в области связи |
110-111 | Резерв | |
112 | Единый номер вызова экстренных оперативных служб | |
113 | Резерв | |
114 | Резерв | |
115 | Единая служба поддержки граждан для консультаций при получении государственных и муниципальных услуг в электронном виде | |
116ХХ | Блокировка электронных платежных карт | |
117 | Резерв | |
118ХХ | Номер доступа к информационно-справочным системам оператора местной телефонной связи | |
119 | Резерв |
з) в пункте 3 таблицы №7 к Российскому плану нумерации в строке «122» графу «Назначение диапазона номеров для доступа и номеров служб» изложить в следующей редакции: «Резерв».
2. Направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.
Министр Н.А. Никифоров
Спасатель МЧС - специалист по спасению пострадавших в экстремальных ситуациях, сотрудник системы Министерство чрезвычайных ситуаций. Профессия подходит тем, кого интересует физкультура, ОБЖ и география (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).
Особенности профессии
Спасатель - один из тех людей, кто приходит на помощь одним из первых. Эта профессия включает в себя сразу несколько специальностей: водитель, пожарный, верхолаз, водолаз, медик и др. Во время стихийного бедствия, техногенной катастрофы или теракта одновременно страдает большое количество людей. И многим из них помощь нужна незамедлительно. Если человек теряет кровь или его придавило плитой, счёт идёт на минуты.
Прибывшие на место спасатели мгновенно оценивают обстановку, организуют эвакуацию, извлекают раненых, оказывают первую помощь (останавливают кровь, накладывают шину и т.п.). Все эти мероприятия на казённом языке называются ликвидацией последствий. Они требуют от человека решительности, сосредоточенности на работе и отточенных навыков. Спасатели приезжают по вызову и при несчастных случаях, когда требуется не просто оказать медицинскую помощь (иногда она вообще не требуется), а вызволить кого-то из западни, снять с крыши, вынуть из воды и т.п. Иногда сотрудникам МЧС приходится работать, не дожидаясь конца бедствия. Например, не лесных пожарах.
Спасатели работают не только на местах массовых катастроф. Например, если кто-то заблудился в лесу, для поисков также привлекают спасателей.
Спасатели по призванию
В некоторых районах страны для борьбы с пожарами, поиска потерявшихся людей и других мероприятий, требующих масссового участия помощников, всё чаще объединяются добровольцы . Они помогают сотрудникам МЧС совершенно бесплатно, на свои деньги покупают снаряжение и тратят свои выходные не на отдых с друзьями, а на помощь людям. В этом они видят своё призвание. В Москве волонтёры, занятые поисками пропавших детей, объединились в поисковый отряд «Лиза Алерт».
Как они сами пишут, на своём сайте, в наших рядах «кинологи и следопыты, джипперы и квадроциклисты, воздухоплаватели и водолазы и просто неравнодушные люди, без специальных и поисковых навыков». Отряд назван в память о заблудившейся девочке Лизе, которую удалось найти лишь через пять дней после пропажи. К этому моменту она была уже мертва. Свою задачу добровольцы видят в том, чтобы как можно раньше и интенсивнее начинать поиски.
В своей работе спасатели постоянно сталкиваются с чужой болью, сами оказываются в опасных ситуациях. И ни один человек не удержится в такой трудной профессии, если не чувствует в этом настоящей потребности. Соображения о зарплате и прочих выгодах не помогут. Для поддержания хорошей профессиональной и физической формы спасатели много тренируются и в спортзале и на полигоне, доводя свои умения до автоматизма.
Важные качества
Дисциплинорованность, смелость, решительность, быстрая реакция, ответственность, физическая сила и выносливость, ловкость, крепкая нервная система, умение распределять своё внимание и планировать действия, способность без раскачки переходить к интенсивным действиям, чувство товарищества, оптимизм и уверенность в важности своей работы.
Знания и навыки
Чтобы стать спасателем, нужно пройти подготовку в оперативно-спасательной службе. Для этого достаточно среднего образования и хорошей физической формы.
- Чтобы рассчитывать на руководящие должности, нужно окончить один из вузов системы МЧС:
- Академия гражданской защиты МЧС России
- Академия Государственной противопожарной службы МЧС России
- Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России
- Ивановский институт Государственной противопожарной службы МЧС России
- Воронежский институт Государственной противопожарной службы МЧС России
- Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России