Социальный портрет современной семьи. Психологический портрет неблагополучной семьи. Семья-театр или Союз лживых
Социально-психологический портрет современной семьи.
Кузнецова Лариса Ивановна, педагог дополнительного образования,
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Дворец детского (юношеского) творчества «Юный губкинец»
Губкинский городской округ Белгородской области.
Смысл этого различия состоит в том, чтобы подчеркнуть переменную, которая проходит через работу: некоторое беспокойство по поводу чувства, что необходимо дать ответ на то, что будет сделано, или, более непосредственно: «Как поставить себя перед необходимостью всегда давать ответ?». Еще одно замечание, которое необходимо сделать, - это обеспокоенность по поводу понимания или того, как полученные знания будут присвоены операторами Закона. Это понимание обновляется несколькими способами: от возможного принятия решений, основанного на мнении, но не ориентированного, как ожидалось, психологом, до возвращения записей в сектор при решимости выработать окончательное мнение.
функционирует.
Семья имеет социальную и личностную направленность, внешнюю и внутреннюю стороны жизнедеятельности. Эти качества отражаются во всех действиях членов семьи и выражаются в ее функциях. Функции семьи удовлетворяют одновременно определенные потребности каждого в семье и имеют общественную значимость. Воспитание детей, формирование личности ребенка – основная обязанность семьи. Однако есть немало трудностей в этом важном деле. Родители не всегда могут оптимально организовать процесс воспитания детей. Им не хватает знаний, опыта. Поэтому они нуждаются в помощи. Получить ее они могут в образовательном учреждении, которое посещает ребенок. Но прежде чем квалифицированные специалисты – педагоги определят основные направления работы с семьей, они должны иметь полное представление о современной семье. Эту задачу призвано решить данное социологическое исследование.
В чем психологическое мнение отличается от социального? «Является результатом другой работы. субъективность, конфликты, причины, правовые конфликты»; «Социальное относится к сознательному, психологическому, между линиями»; Границы не демаркированы. Психология относится к семейной динамике, к отношениям; «Относится к особенностям отношений».
Что такое убедительное мнение? «Это тот, который отвечает на вопросы, поднятые в работе самим психологом»; это только окончательное апостериори, в зависимости от эффектов; «У кого есть четкая позиция, открытая или закрытая»; «Разъясняет особенности отношений». Набор ответов на вопросы 3 и 5 подразумевает, что в ответах операторов представляется императивом: ответы от этой работы решаются решающим образом для принятия решений. В этих озабоченностях мы сталкиваемся с тем, что Фуко называл «внутренним перемещением судебной власти»: «все труднее судить, желание судей оценивать, оценивать, диагностировать, распознавать нормальные и ненормальные и заявленная честь исцеления или переналадки».
Цель работы: на основе данных социологического исследования составить социально-психологический портрет современной семьи.
Исследование было проведено среди родителей и учащихся образовательных учреждений г. Губкин Белгородской области. Количество участников опроса:2759 человек.
В результате проведенного исследования обозначился следующий социально-психологический портрет семей, проживающих в городе Губкин. Так как выборка была случайной, то оказалось, что большинство участников опроса составляют женщины. Лишь пятая часть от общего числа респондентов - мужчины. Следовательно, можно сказать, что наш социально-психологический портрет в основном имеет женское лицо.
Что касается этой ссылки, то интересно отметить, что количество рефералов для психологического консультирования, высказанное в мнениях, является значительным. Однако в большинстве случаев они не представляют собой предложение о судебном решении. Каковы основные пункты, на которые должно отвечать мнение? Имеет ли мнение прогностическую ценность? В общем, на этот вопрос не ответил в виде предметов. Должен сделать эту часть известной, показать отношения с семьей, работать и т.д. он должен цитировать строки, библиографию.
Нужно писать, чтобы что-то случилось, это возможность для того, чтобы часть была услышана; является формулировкой, которая направлена на историю субъекта, является ставкой '; должен слушать части, показывать мотивы в игре. В этих ответах есть много интересной информации. С одной стороны, объяснение, что мнение - это место, пересеченное рядом стратегических устройств. В этом смысле он должен быть прагматичным. Тем не менее, проблема видимости нюансирована. Подчеркивается, что партии есть что сказать о ее присутствии в судебной машине, но что традиционных устройств было бы недостаточно, чтобы представить ее в этой вселенной.
Участники опроса представлены однодетными и двухдетными семьями примерно в равной мере. Более половины (65,5%) имеют собственное жилье. Социальный состав респондентов разнообразен. Но преобладают работники промышленной и бюджетной сферы.
Семья – это тот специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого в отдельности. В настоящее время для среднестатистической семьи характерны определенные жизненно важные функции, с исключением которых теряется смысл самого существования семьи.
Существует анахронизм, несоответствие между тем, что нужно услышать, и доступными ресурсами. Обновление этих функций, синхронность между устройством и то, что, как ожидается, будут услышаны, которые должны быть поняты, возможно, будут предлагаться с помощью технической команды. По-прежнему интересно добавить ссылку на ставку слова. В этом вся суть уверенности в том, что юридические операторы могут захотеть найти, кажется, рушится. Хотя это и не распространено, это слово также было найдено в мнениях.
Какие предметы не должны появляться в психологическом консультировании? Трудно было ответить на этот вопрос. Однако было несколько общих соображений: «отчет должен быть синтетическим»; «Необходимо установить лимиты» и т.д. в другом комментарии указывалось, что на самом деле дело не в определении элементов, которые должны быть включены в мнение, потому что то, что изменит и охарактеризует работу, будет своеобразным заключением. Такой вывод может иногда даже основываться на тех же типах предметов, которые будут составлять общественное мнение, например, в любом случае, по сравнению с ответами юридических операторов, следует проявлять осторожность, чтобы не максимизировать объем психологического исследования, то есть четко понимается, что история отдельного человека соответствует докладу, поскольку она помогает в решении конкретной проблемы процесса.
Среди важнейших функций, применительно к современной семье, можно выделить следующие функции:
- Воспитательная функция.
- Эмоциональная функция.
- Функция интеллектуального общения.
- Функция хозяйственно – бытовых отношений.
- Духовная функция.
Опираясь на результаты данного исследования, рассмотрим каждую из них.
Короче говоря, есть ожидание, что это мнение не относится к «жизни» юрисдикции. Являются ли ваши тренировки и профессиональный опыт уникальными в психологии? Один из опрошенных психологов был студентом юридического факультета и окончил специальность «Юридическая психология». Другие закончили исключительно в психологии.
Один из других имеет предыдущий опыт около двух лет, консультирующий судьи в штате. Интересно, что психолог упомянул «задним числом». Этот оператор выравнивается и продвигает особый смысл к другому вышеприведенному утверждению, что нужно «писать для чего-то». Поэтому в определенном смысле ожидаемые эффекты психологического вмешательства могут исходить от другой, помимо научной, территории, хотя иногда, как указано выше, необходимо «верить», что спектр науки диктует нормы юридической психологии. Но какое вмешательство могут сделать психологи, это не только то, что связано с предполагаемой научной легитимацией судебных мер?
1. Воспитательная функция.
Во многих семьях, принявших участие в исследовании, воспитание детей осуществляется на основе «женской психологии» Роль главы семьи отведена мужчине в 29,8% семей.
Большинство участников опроса (54.0%) считают, что основное воспитательное воздействие на своих детей оказывает мать. Следующую по значимости позицию занимает отец (29.8%). Далее следуют школа (23.2%), друзья и улица (21.5%), телевидение (19.8%), бабушки и дедушки (14.1%). Последнюю позицию в данном рейтинге занимают книги (8.3%).
Один возможный ответ, на который мы намереваемся ограничиться в настоящий момент, уже указал Раутер. Однако важно отметить, что его исследования были сосредоточены исключительно на преступной вселенной. Автор подчеркивает, как применение так называемых научных понятий будет выполнять раннее суждение субъекта, на котором могло бы произойти вмешательство психолога.
Для контекста, в котором мы находимся, ретроактивная иллюзия означает присвоение событий в настоящем, с которыми прошлое интерпретируется, чтобы сделать вывод о том, что не будет никакой другой формы или результата, возможного, чем то, что представлено.
Известно, что общественное воспитание детей дошкольного и школьного возраста осуществляется также в основном женщинами. Поэтому из-за неучастия в воспитании детей мужчин, с каждым годом более острыми становятся вопросы поло-ролевой идентификации мальчиков, воспитания у них «мужских» качеств личности.
Данное исследование показало, что 82.1% родителей сохранили свой брак. 21.1% респондентов заявляет, что воспитание детей осуществляется в крепкой семье, где, по их мнению, сложилась полная гармония между супругами. Однако, большая часть участников опроса не смогла отнести свою семью к вышеназванной категории.
По словам Раутера: «Восстановление истории - это собрание, целью которого является подтвердить в индивиде ярлык преступника». Если мы сможем избавиться от идеи о том, что мнение является расшифровкой личности субъекта, основанной на его истории, и это сделало бы априори его суждение в соответствии с определенными параметрами, мы столкнулись с силами, которые играют в его разработке.
Таким образом, мы можем сказать, что написание мнения происходит в надлежащем пространстве - судебном механизме - в период, когда ограничения, которые действуют на нем, всегда указывают на гарантию гарантирования при определенных условиях настоящего и будущее с данными из прошлого или через какой-то так называемый научный метод. Однако, и это особенность дисциплинарной эры, прежде чем преобладает знание «что случилось», речь идет об ответе на нормальность, а также на ее варианты: если есть «адекватная психологическая структура», каковы причины желания каковы «причины насилия», каковы «последствия нарушения связи», каков «эмоциональный профиль для хороших родителей»и т.д. из полученных ответов применяемая мера будет поддерживать, когда это необходимо, соответствие «образовательному» или «терапевтическому» предложению.
В 17.9% семей - родители в разводе (примерно каждая восьмая). 4,6% респондентов охарактеризовали свои семьи, как проблемные, где взаимоотношения между супругами плохие. 17.2% семей в целом устойчивые, но скандалы между супругами бывают часто.
Таким образом, выявлены семьи, находящиеся в сложном социально – психологическом положении из-за неблагоприятных супружеских взаимоотношений.
Однако, выдвигая некоторые условия, выявленные в интервью, как представить мнение, которое объединяет принципы «апостериор» со значением прогноза? Что касается анализируемых мнений, следует отметить, что, несмотря на их особенности, связанные, например, с теоретической ориентацией психолога, существуют общие линии, которые проходят через все. Эти строки уже были объявлены в ответах выше. Можно отметить, что есть существенные конвергенции в том, как группы отвечали на вопросы.
В схематическом и идеальном виде можно представить композицию как психологически-социальное мнение как «общий портрет» того, что является его объектом, следовательно, утверждение юридического оператора: мы вмешиваемся в дело из отчетов, так как мы практически мы находим стороны только во время слушания.
В вопросах воспитания детей супругам помогают родители. Это предполагает наличие традиционных подходов в воспитании детей, предающихся из поколения в поколение.
В 4.2% семей детей не наказывают. В остальных семьях наказание – один из методов воспитания. Основные формы наказания: чтение «морали», запрет чего-либо, окрики, «домашний арест». Физическое наказание применяется крайне редко.
Таким образом, в мнениях можно сразу заметить, что адресат является судьей. Этот момент чрезвычайно важен, потому что повествование составлено из самых разных элементов: личной истории, мотиваций, желаний и даже проявлений. Понятие адекватности в определенной степени присутствует в сделанных анализах. Адекватность, например, когда речь идет о ребенке и его интеллектуальном и эмоциональном развитии. Адекватность и внешний вид также пересекаются в описании аспекта судов, будь то дети или нет: являются ли они чистыми, здоровыми, опрятными, зрелыми или нет.
Более половины родителей считают, что их взаимоотношения с детьми строятся на основе равноправия. Некоторые придерживаются авторитарного стиля во взаимоотношениях.
Воспитательная функция семьи состоит в том, что реализует потребности супругов в отцовстве и материнстве через общение с детьми и их воспитание. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых граждан общества.
Интересно также отметить, почему юридические операторы так часто упоминают слово «эмоциональный» почти как синоним психологического. Он, по-видимому, занимает видное место в мнениях, хотя, безусловно, отчеты не ограничиваются этим аспектом. Вслед за этим словом следует, также с некоторым преимуществом, но описывать отношения, два других: гармоничные и эквивалентные. Между первым и вторым - это сбалансированный баланс, который обозначен. Таким образом, можно сказать, что это, в пределе, адаптация и ее варианты.
Иногда проводится оценка способности обеспечивать среду, благоприятствующую хорошему развитию ребенка; в других, указывается, что некоторые виды поведения следует избегать или поощрять. Размещая мнения и интервью бок о бок, можно видеть в них более отчетливую озабоченность тем, что, возможно, из-за формальных проблем, не появляется в первых: слабая и, в некоторой степени, хрупкая линия признания, которая остается, до конца каждого вмешательства, о чем не может говорить мнение. Возможно, мы можем сказать, что процессами абилитации для принятия являются те, которые на их пути лучше иллюстрируют этот предел.
64.9% участников опроса считают, что воспитание детей – это тяжелая и нервная работа. Этот факт настораживает. Если супруги выросли в атмосфере пропаганды «абортного мышления» и имеют страх перед родительством, то рождение детей будет восприниматься ими как непреодолимая трудность и ущемление личной свободы. Аборты в таких семьях неизбежны. Это, в свою очередь, может привести к охлаждению отношений, вплоть до развода.
Там процессуальная история практически равна нулю, нет данных для руководства вмешательством, кроме слова того, кто утверждает, что он отец или мать. В ограниченном количестве интервью, где оценочный смысл едва ли превышен, что мы можем на самом деле знать?
Возвращаясь к более раннему рассмотрению, мы могли бы спросить: не было бы места и написания мнения быть историей истории в процессе, который мог бы указывать на разрывы, которые отмечают предметы, чтобы постоянно, даже в письме мнений, упорствовать в непредсказуемом с чем нам приходится иметь дело? То есть, по мнению каждого из них, невозможно ли ответить, что должно оставить отметки в проводимом вмешательстве? Таким образом, мнение является неполным, неполным, поскольку его значение также происходит от игры сил и от места, которое различные адресаты налагают на их письмо.
Влияние школы на воспитание детей.
По степени влияния на детей родители отводят школе третье место. В то же время большинство родителей (96%) считает, что образовательное учреждение в целом оказывает положительное воспитательное воздействие на детей. Почти каждый пятый родитель (18.9%), принявший участие в исследовании, признал, что у него не хватает педагогических знаний и опыта.
Полученные данные могут свидетельствовать о положительном отношении родителей к школе и уважении к ней. С другой стороны, известно, что значительная часть семей не сотрудничает с образовательным учреждением, и, в силу различных причин, они становятся все более закрытыми для внешнего влияния.
Все это говорит о необходимости высоко профессионально и тактично работать с каждой семьей, а не только с теми, кто в силу сложившегося положительного отношения к школе легко идут на сотрудничество.
2. Эмоциональная функция.
Эта функция тесно связана с досугом, организацией свободного времени. Как показало исследование, есть родители (13.2%) для которых организация досуга детей является проблемой.
Наиболее популярной формой проведения свободного времени является просмотр телепередач (36.2%). Однако такое время провождение отрицательно влияет на развитие личности. Известно, что восприятие телепередач приводит к большому расходу энергии у человека. Быстро сменяющиеся яркие картины на экране постоянно «атакуют» в долговременной памяти образы, которые составляют индивидуальный опыт жизни ребенка. Создаются оптимальные условия для внедрения в детское сознание транслируемых по телевидению моделей поведения.
Психологи утверждают, что длительный просмотр телепередач – это не что иное, как форма психологической зависимости, уход от реальной жизни.
В данной ситуации взрослым можно предложить не критиковать впустую телевизионные программы и не запрещать детям их просмотр. Следует больше усилий направлять на организацию такого же зрелищного, динамичного и красочного детского досуга, как и телевизионные передачи, но только с пользой для здоровья и личностного развития детей.
«Важнее всего в воспитании – личный пример!» - все знают этот лозунг, но редко, кто его глубоко осознает и тем более осуществляет.
Как показал опрос, не достаточно популярными формами проведения досуга в семьях являются любимые дела. Возможно, любимым делом стало труднее заниматься из-за нехватки денег. (Более половины родителей, принявших участие в исследовании, испытывают недостаток денежных средств). Однако это происходит и из-за неумения взрослых организовать доступный по средствам, совместный и полезный для всей семьи отдых или какое-либо занятие. Поэтому и дети не умеют осуществлять такой целенаправленный поиск. У них нет интересных увлечений во время своего досуга, что в рамках профессионального и личностного самоопределения может рассматриваться как тревожащий фактор, предполагающий не успешную социализацию не только подрастающего поколения, но и самих родителей.
Эмоциональная функция семьи способствует удовлетворению потребности домочадцев в симпатии, уважении, признании, поддержке, психологической защищенности. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию общества, содействует сохранению психического здоровья граждан.
Если в семье отсутствует атмосфера мира и взаимопомощи, если супруги недоброжелательны друг к другу и агрессивны к детям, то происходит невротизация всех членов семьи. В детях формируется психология разрушителя с дивеантным поведением. Неумение выстроить правильные отношения делает развод единственным выходом.
3.Функция интеллектуального общения.
Назначение функции интеллектуального общения – обеспечение взаимопонимания как наиболее прочного основания семьи. Ведь порой только для того, чтобы выговориться и быть услышанным приходит клиент на консультацию к психологу. Каждому члену семьи нужен уют и комфорт, отношение доверия, чувство защищенности и покоя. Но, главное, человек нуждается в том, чтобы его выслушали, поняли, и приняли таким, какой он есть.
Обеспечение функции интеллектуального общения происходит на фоне дефицита времени для общения и свидетельствует о том, что данная функция является особенно проблематичной.
Поэтому настораживает тот факт, что 60,2% родителей назвали «нехватку» времени как одну из основных причин, мешающих воспитанию детей. В то же время А.С. Макаренко считал, что для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени.
Для большинства родителей наиболее актуальной проблемой является успеваемость детей. Вслед за ней значимыми являются проблемы дисциплины, нравственное воспитание.
Каковы особенности планирования родителями перспектив своих детей?
Прослеживается ориентация не на профессию, а на образ жизни. Это положительная тенденция. Многие родители заранее не программируют своих детей на получение определенной профессии или высокого социального статуса, а просто хотят, чтобы ребенок вырос хорошим человеком. Некоторые родители ориентируют своих детей на получение высшего образования. Они хотят видеть своих детей успешными, имеющими высокий социальный статус.
4.Функция хозяйственно – бытовых отношений.
Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в обеспечении семьи родным домом, питанием, одеждой; содействует сохранению здоровья членов семьи. В ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается полноценный отдых и восстановление затраченных в общественном труде физических сил.
Две трети участников опроса имеют собственное жилье. Однако большинство испытывают материальные трудности. Четверть родителей обеспокоены отсутствием трудолюбия у своих детей. Поэтому можно предположить, что в силу объективных обстоятельств эта функция до конца не реализуется.
Если общество не создает условий для обеспечения молодой семьи собственным жильем, то отсутствие семейного крова становится причиной разладов и разводов. Молодые родители не выдерживают бремени материальных трудностей, что ведет к безотцовщине и безнадзорности детей. Поэтому возможно предположение, что самая объемная функция хозяйственно – бытовых отношений в семье, от которой в огромной степени зависит нравственное и трудовое воспитание, вообще благополучное существование семьи, является «слабым» местом для многих семей.
5. Духовная функция семьи утверждает ценность семьи; определяет необходимость исполнения Заповеди любви; реализует потребность быть с родными во всех жизненных обстоятельствах и иметь общую благословлённую судьбу. В семье создаются наилучшие условия для раскрытия творческого потенциала каждой личности с гражданской позицией созидателя.
Отсутствие духовно-религиозных оснований в современной семье искажает всю эмоционально-смысловую систему внутрисемейных отношении. Порождают безнравственность, сексуальную невоздержанность и пошлость. Негативно влияет на все функции семьи. Разводы становятся нормой.
Исследование показало, что более половины родителей считают себя верующими и полагают, что Православная Церковь способствует укреплению семьи. 80% родителей используют в воспитании детей ценности православной культуры.
И.А. Ильин писал: «человеческая семья, в отличие от «семьи» у животных, есть целый остров духовной жизни. И если она этому не соответствует, то она обречена на разложение и распад. История показала и подтвердила это с достаточной наглядностью: великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-религиозных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи…» /7/
Семья создаётся не только ради счастья двоих, мужа и жены, но и для счастья их детей. Крепкие, духовно здоровые семьи - благополучие всего Отечества. Устойчивость семьи достигается только в том случае, если она полноценно функционирует.
Семья имеет социальную и личностную направленность, внешнюю и внутреннюю стороны жизнедеятельности. Эти качества отражаются во всех действиях членов семьи и выражаются в ее функциях. Функции семьи удовлетворяют одновременно определенные потребности каждого в семье и имеют общественную значимость.
Нарушения функций семьи - это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют и препятствуют выполнению семьей своего предназначения. В таком случае супружеский союз в буквальном смысле «раздирается» внутриличностными противоречиями и растет число семей, духовно неграмотно и психологически беспомощно несущих последствия взаимных претензий, ссор, обид, конфликтов, кризисов и разводов.
Поиском выхода из сложившегося кризиса семьи занимаются, как государственные, так и общественные институты. Пробудилась потребность сохранения лучшего наследия отечественной культуры. Ищется национальная идея, способная выразить тысячелетние традиции России и дать ясные духовно-нравственные ориентиры в общественной жизни. Этой объединяющей идеей может стать Православие. Культура жизни православной семьи восходит к святоотеческой традиции и пронизана ее духом. Она сосредотачивает высокие смыслы человеческой жизни, которые сохраняются в традициях и передаются от родителей к детям, объединяя этнос в единый народ, сильную нацию.
Понимание основ построения настоящей семьи позволит сократить число разводов и поможет родителям правильно воспитывать своих детей, учитывая особенности детско-родительских отношений. Это может произойти, если в семью вновь вернутся христианские добродетели: вера, надежда, любовь.
Литература.
1. Афанасьева Т.М. Семья. М.: Просвещение, 1985.
2.Браун Дж., КристеисенД. Теория и практика семейной психотерапии. - СПб.: «Питер», 2001. -352 с.
3.ВеберГ. Кризисы любви. - М.,2002.- 304 с.
4.Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. - М.: «Класс», 1998. - 208 с.
5.Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей: семейная терапия.- М.: «Класс», 1999. -176с.
6.Зорин К.Н. И будут два одной плотью.- М.:«Русский Хронограф», 2004.-288 с.
7.Ильин И.Л. Путь духовного обновления: О семье/ Сост. Ю.Т. Лисица, собр. соч. в 10 т.. т.1. М.: «Русская книга», 1996. -400 с.
8.Кравцова М. Воспитание детей на примере святых царственных мучеников. - М.: «Благо», 2002. -286 с.
9.Культура семьи: учебное пособие/ Сост.: Н.Г. Храмова, Г.Г. Алексеева, А.А. Сараева. Кострома: ГОУВПО КГУ им. Некрасова, 2005. -208с.
10.Минияров В.М. Психология семейного воспитания.- Воронеж: «Модэк», 2000. - 256 с.
11.Протоиерей Евгений Шестун. Православная семья. - Самара, 2000.- 272 с.
12.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под ред. Е.Г. Селяевой. - М.: «ACADEMIA», 2002. - 192 с.
13.Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред.Б.Д. Карвасарского. - СПб.: «Питер».2002. -1019с.
14.Разумихина Г. Мир семьи. - М.: «Просвещение». 1986. -208 с
15.Ривина Е.К. Зачем знакомить дошкольников с родословной.- М..2005. -24 с.
16.Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: «Аспект Пресс». 2001. -460 с.
17.Сатир В. Психотерапия семьи. - СПб.: «Речь», 2001. -283 с.
18.Семейная психотерапия. Хрестоматия / Составители: Э.Г. Эйдемиллер. Н.В. Александрова, В. Юстицкис. - СПб.: «Питер», 2000. -506 с.
19.Соловьёв В. Смысл любви. - М.: «Путь», 1995. - 288 с.
20.Троицкий С.В. Христианская философия брака. - Клин: «Христианская жизнь», 2001. -224 с.
21.Флоренская Т.А. Диалоги о воспитании и здоровье. - М.: «Школа-Пресс», 2001. -96 с.
Приложение
Анкета
Предлагаем Вам принять участие в исследовании «Социально-психологический портрет современной семьи». Только благодаря вашей помощи возможно определение основных направлений работы с семьей и решения задач воспитания подрастающего поколения. Анкетирование анонимное – фамилию указывать не надо. Выбор ответа отмечайте любым значком.
1. Ваша семья … (Выберите ответ)
а) очень крепкая: полная гармония между супругами в целом
б) крепкая, хотя между супругами иногда случаются размолвки
в) в целом устойчивая, хотя ссоры между супругами бывают часто
г) семья проблемная, взаимоотношения между супругами плохие
д) не полная
2. Как вы оцениваете состояние бюджета вашей семьи?
а) денег до зарплаты не хватает
б) живем от зарплаты до зарплаты
в) на повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды затруднена
г) в целом желания совпадают с возможностями
д) можем почти ни в чем себе не отказывать
3. Как изменилось материальное положение Вашей семьи за последний год?
а) осталось без изменений б) улучшилось в) ухудшилось
4.Кто (что) оказывает на вашего ребенка основное воспитательное влияние?
а) жена б) муж в) бабушки, дедушки
г) улица д) школа е) телевидение, компьютер
ж) книги з) друзья, улица и) кто (что) еще
5. Какие проблемы воспитания детей являются для вас наиболее важными?
а) незнание психологических и возрастных особенностей детей
б) дисциплина
в) нравственное воспитание
г) воспитание трудолюбия
д) организация досуга
е) несогласованность супругов в выборе методов воспитания
ж) здоровье
з) общение со сверстниками
и) успеваемость
6. Что мешает вам в воспитании детей?
а) мало времени б) плохие жилищные условия
в) нет педагогического опыта, знаний
г) ситуация в семье не благоприятная для воспитания детей
д) не хватает денег
7. Чем занимается ваш ребенок (дети) в свободное время?
а) спорт б) просмотр телевизора
в) слушание музыки г) чтение книг д) общение с друзьями
е) прогулки на улице ж) любимое дело
8. С какими из суждений Вы согласны, а с какими нет?
а) согласен б) не согласен
Суждения |
||
1.Хороший родитель должен оберегать своих маленьких детей даже от маленьких трудностей и обид |
||
2.Ребёнок, когда повзрослеет, будет благодарить родителей за строгое воспитание |
||
3.Если бы родители больше интересовались делами своих детей, дети были бы лучше и счастливее |
||
4.Родители должны воспитать детей высоконравственными людьми |
||
6. Родители должны знать, как поступить, чтобы их дети не попали в трудные ситуации |
||
7.Ребёнка, который злится на весь мир, лучше оставить в покое |
||
8.Самое лучшее наследство - воспитанность |
||
9.Дети, которым внушили уважение к нормам поведения, становятся хорошими уважаемыми людьми |
||
10.Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются |
||
11.Воспитание детей это тяжёлая и нервная работа |
||
12.Внимательный родитель должен знать, о чём думает его ребёнок |
9. Какие меры поощрения и наказания, с Вашей точки зрения, более всего применимы к ребенку (детям)? (напишите)
меры поощрения:
меры и наказания:
10. Какое воспитательное воздействие оказывает на Вашего ребенка (детей) школа.?
а) большое положительное воздействие
б) в целом положительное воздействие
в) никакого воспитательного воздействия не оказывает
г) оказывает отрицательное воздействие
11. Какой должна быть семья в идеале? Напишите__________________________________
12. Кем (каким) бы Вы хотели видеть своего ребенка (детей) в будущем?
13.К кому (куда) бы Вы обратились за помощью в случае необходимости?
а) к родственникам
б) к друзьям
в) в школу (учителя, администрация)
г) в организацию, где работаю
д) другое
14. Можно ли сказать, что Вы:
а) верующий
б) колеблющийся
в) не верующий
15. Считаете, ли Вы, что Православная Церковь способствует укреплению семьи?
в) затрудняюсь ответить
16.Используете ли Вы в воспитании детей ценности православной культуры?
в) частично
Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе:
17.Ваш пол _______________ 18 .Возраст _________________
19.Количество детей в семье
20.Образование
21. К какой социальной группе Вы себя относите?
1.Работник промышленного предприятия
2.Служащий государственных или муниципальных органов власти;
3.Работник сельскохозяйственного предприятия;
4.Работник бюджетной сферы (культура, образование, здравоохранение);
5.Пенсионер;
6.Предприниматель;
7.Временно не работающий;
22. Вы проживаете:
1. в собственном доме
2. в муниципальной квартире
3. в собственной квартире
4. в общежитии
5.в съемной квартире
6.у родственников
7.другое (напишите)
Благодарим за сотрудничество!
Дети приходят в этот мир совершенно разными, но есть многое, в чем они похожи друг на друга: они не понимают речь, не могут ходить, не знают своего имени и не имеют малейшего представления о том, как жить в этом мире. Пройдет всего пять лет, и ребенок будет полноценным членом той семьи, где он появился на свет. Мама и папа, хотят они того или нет, привьют ему собственные представления о том, что хорошо и что плохо. Малыш вырастет жизнерадостным весельчаком, готовым на подвиги или - неуверенным в себе занудой. Может быть, он будет радоваться жизни каждое мгновение, а может быть - сомневаться во всем. То, каким шагом ребенок входит в мир взрослых, и то, как он будет себя в нем чувствовать, зависит только от того, в какой семье прошло его детство.
Закрытая семья или Семья-бункер
В семьях, о которых идет речь, всегда очень заметно, кто глава, при этом, главой семьи с легкостью может быть и женщина. Приказы главы семьи не обсуждаются, ибо в армии, как известно, командир всегда прав. Семья такого типа функционирует как закрытая система, то есть, не развивается и тормозит развитие всех своих членов. Вообще, любое «движение воздуха» здесь по возможности пресекается. Новые люди и новые идеи воспринимаются в таких семьях как источник опасности.
Здесь не принято «дружить домами» с другими семьями, да и вообще, гость - редкая птица в таком доме. Не может быть и речи о том, чтобы сын или дочка притащили после школы своих приятелей на чай или устроили большой веселый день рождения. Если же вы оказались в этой семье случайно или по делу, то, потоптавшись на пороге одну минуту, вы тут же почувствуете, что больше всего на свете вам хочется уйти. «Семья-бункер» не изменяется во времени и воспринимает «в штыки» любые инновации. Жесткие семейные правила в таких семьях десятилетиями не пересматриваются. Не важно, что сыну уже 20, пусть возвращается домой ровно в 7 вечера и всегда звонит не позже чем за 2 часа, если на пятнадцать минут задерживается. Не важно, что май в этом году выдался жаркий, в нашей семье мы всегда купаемся не раньше 1 июня. А каждое воскресенье у нас всегда семейный обед, поэтому, дети, не вздумайте идти в гости, даже если вдруг вас и позвали. Неважно, что у дочери музыкальные способности, а сыну нравится рисовать: в нашей семье все женщины всегда были бухгалтерами, а мужчины - врачами.
Кроме большого количества жестких правил, в семьях этого типа непременно существует и большое количество разнообразных запретов. Очень часто встречаются, например, запреты на выражение определенных чувств, особенно, связанных с агрессией или проявлением слабости, а также - запрет на выражение любых сильных чувств. Здесь вы можете услышать, что «мальчики никогда не плачут», «а хорошие девочки не сердятся» или вовсе: «будь сдержаннее, выставлять свои чувства напоказ неприлично».
В таком доме члены семьи никогда не прикасаются друг к другу, кроме того, детям запрещается задавать какие-либо вопросы на сексуальные темы, и с ними никогда никто не обсуждает вопросов пола. Мальчики и девочки вынуждены искать истину где-то еще, и чаще всего, это оказывается уже «истина» в кавычках. Из-за того, что в семьях с большим количеством семейных запретов существует, как правило, еще и запрет на обсуждение этих запретов, изменить что-либо бывает особенно трудно. Дети здесь чувствуют себя подавленными и даже не подозревают, что в других семьях можно свободно разговаривать на любые темы.
Структура семейных ролей здесь остается неизменной годы. Семейные правила никогда не обновляются, и об этом не принято говорить. В семьях закрытого типа считают, что главная задача родителя - управлять и властвовать. В этом случае ребенок не видит возможностей для приложения своих сил. Если родитель во всем подавляет инициативу ребенка, тем самым он снижает его самооценку и перекрывает все источники жизни и развития. Не удивительно, что детям в такой обстановке крайне сложно взрослеть. Их психологический и духовный рост сталкивается с такими же трудностями, как цветок, растущий сквозь асфальт. Особенно тяжело приходится детям, которые родились неординарными, не похожими ни на одного из родителей. Им суждено или сломаться или, устроив бунт, покинуть дом навсегда.
Родители с низкой самооценкой или Детский сад на троих
Человек с низкой самооценкой напоминает плохо воспитанного ребенка. Он эгоцентричен, обидчив и несамостоятелен. Он не умеет нести ответственность за свои слова и поступки. Ему необходимо, чтобы окружающие постоянно доказывали ему свою любовь. Больше всего на свете он нуждается в психологической поддержке. Вместе с тем, людям этого типа неуютно в компании бодрых весельчаков, довольных собой. Вступая в брак, такой человек выбирает другого по принципу подобия. В этом союзе каждый супруг бессознательно надеется, что другой будет для него опорой и поддержкой, но поскольку партнеры видят друг в друге лишь продолжение себя, они не могут ни отдавать что-либо партнеру, ни оказывать помощь. Два ребенка - это уже целый детский сад! Какими родителями могут стать такие супруги?
Во-первых, ребенок в этой семье рассматривается родителями как средство подтверждения собственной ценности в обществе. (Вы непременно услышите: «Он читает лучше всех в классе» или «Мы хотим, чтобы наш ребенок добился того, чего не удалось нам»).
Во-вторых, родители малыша используют его, как средство поддержания своей шаткой самооценки, как личностей и особенно - как родителей. Им постоянно нужно чувствовать, что ребенок их любит. Они чрезмерно остро реагируют на его непослушание потому, что крайне не уверены в себе. Они непоследовательны в своей воспитательной позиции: «задабривая» ребенка, они позволяют ему лишнее, затем, «спохватываясь», запрещают все подряд. Ребенок в результате растет манипулятором: он видит, что сегодня из мамочки можно «выудить» очередную игрушечную машинку, что после этого лучше пойти за деньгами на мороженое к папе, а пока родители будут выяснять, кто из них балует чадо сильнее, бабушка в утешение купит ему еще одно мороженое. Так карапуз научается использовать родительские столкновения в своих интересах.
В-третьих, родители рассматривают ребенка как собственное продолжение. Им кажется, что он чувствует также, как они, думает и видит то же. Все, что делается родителями для ребенка, отражает всего лишь их собственные желания. Поэтому-то родители с заниженной самооценкой так ревностно относятся к проявлениям детской благодарности. Они будто взвешивают её на невидимых весах, точно зная, ниже какой отметки не должна опуститься стрелка. И горе чаду, если стрелка качнулась слишком сильно!
Поскольку такие «родители» - сами немного дети, они не стремятся избавить ребенка от груза собственных проблем, а, напротив, втягивают его в свои взаимоотношения. Во время ссор каждый из родителей видит в нем потенциального союзника в борьбе с другим родителем, поэтому ребенок оказывается пленником противоречащих друг другу родительских требований. Родитель противоположного пола старается использовать ребенка, как суррогат второго супруга, поэтому родитель того же пола, как правило, видит в ребенке соперника. Отец такого семейства может сказать дочке-подростку: «Объясни своей матери, что она мешает мне жить!», а мамочка тут же отзовется: «Не подходи ко мне, иди к своему любимому папочке!». Родители как бы «рвут ребенка на части»: приняв сторону одного из родителей, ребенок рискует потерять другого. Поскольку он одинаково нуждается в обоих, то любой выбор причиняет ему боль.
Немецкий психотерапевт Томас Бумгарт сказал однажды: "Говоря плохо об одном из родителей ребенка, мы говорим плохо о половине его, ведь он знает, что состоит из обоих!»
Самые большие трудности в таких семьях подстерегают детей на пороге юности. Однажды оказывается, что, повзрослев, ребенок должен стать хорошим родителем для своих родителей! Ежедневно ему говорят что-нибудь подобное: «Я с трудом дождалась, когда ты вырастешь!»; «Я всегда хотела дочку, чтобы она стала мне лучшей подругой»; «Мне хотелось иметь компаньона в лице сына» или «Теперь твоя очередь выслушивать нас и подставлять плечо!».
Побыв в этом доме полчаса, вы почувствуете, что не понимаете, кто здесь чей муж, отец или сын, семейная структура представляет собой хаос. В таких семьях, как правило, начисто отсутствуют какие-либо традиции, нет ни одного семейного правила, которое бы всегда «работало». Из-за путаницы, происходящей с семейными ролями, дети чувствуют себя неуютно. Каждую минуту они не знают, чего ждать от папы с мамой и от мира в целом. Эмоциональный груз, несвоевременно легший на их плечи, подавляет их. Такие дети сами нуждаются в опоре, которую родители не могут им дать. Их самооценка от этого, конечно, страдает и порочный круг замыкается.
Семья-театр или Союз лживых
Бывали ли вы когда-нибудь в домах, обстановка которых напоминает театр: вы ощущаете, что происходящее (слова, поступки, жесты) как будто искусственно разыграно, и каждый из членов семьи хорошо выучил свою роль. Вы не понимаете толком, почему вам так кажется: все слишком широко улыбаются или слишком громко хохочут. И слишком сильно пожали вашу руку, когда вы пришли? Или вам кажется, что вы попали в подпольный штаб. Вы чувствуете в воздухе непонятные вибрации и вам почему-то неуютно. Вы ощущаете потребность 10 раз подумать, прежде чем сказать что-либо. Когда кто-то из домочадцев обращается с репликой к вам или к другому члену семьи, вам почему-то кажется, что все стараются расшифровать простую фразу, как будто это ребус. Вы поддаетесь общему настроению и пытаетесь найти второй (третий, пятый) смысл в реплике «Сегодня, кажется, похолодало?»… Вам не по себе от того, что вы не знаете пароль… Здесь сердятся друг на друга с улыбкой, жалуются со смехом, а комплименты говорят нахмурясь и глядя в сторону. Вы не понимаете, что чувствуют эти люди, да вы и сами не знаете, что вам чувствовать. Вне зависимости от того, что вы видите: радость ли, огорчение, равнодушие, - вы чувствуете фальшь.
Лицемерие чаще всего рождается не из сознательного желания быть неискренним, а из-за спутанности эмоциональной сферы человека. Очень часто лицемерно ведут себя люди, которые сами не знают, как им выглядеть, как вести себя, как и что чувствовать и как жить. Их отличает низкий уровень рефлексии (способности к самопознанию), и они, как правило, недовольны собой. Их семейная жизнь и система воспитания детей переполнены условностями. Если вы попытаетесь вместе с домочадцами сформулировать правила, по которым они живут, но никогда не произносят вслух, может оказаться, что они звучат довольно абсурдно. Например: «Мужчина не должен много говорить» или «Красивые девочки не плачут» или «Независимо ни от чего выгляди счастливым».
В таких семьях родители чрезвычайно обеспокоены «хорошим» поведением своих детей. Кажется, что сами они тоже очень «хорошие». Они, будто уверены, что родитель не сможет совершить ничего плохого, только дети «плохо» ведут себя! Замечено, что сильнее всего беспокоятся из-за «плохого» поведения детей в тех семьях, где родители старательно скрывают от них собственные грехи. Частенько оказывается, что бабушка, надоедающая подросшей внучке своими назиданиями, родила маму вне брака.
В таких семьях существуют жесткие стереотипы, определяющие половое воспитание ребенка, которые подразумеваются всеми, но, возможно, никогда никем не произносились вслух. Женщина должна быть мягкой, ласковой, уступчивой, слабой. Мужчина - сильным, выносливым, грубоватым. На самом же деле, такие качества, как нежность и стойкость необходимы каждому человеку. Как может мужчина откликнуться на женскую любовь, если у него не развито чувство нежности? Как может женщина оценить выдержку и стойкость мужчины, если она не знает, что это такое? Если мужчина и женщина такие разные, они никогда не смогут встретиться и понять друг друга!
В подобной системе взглядов существует также запрет на выражение негативных эмоций у женщины. Женщина не имеет права разозлиться, быть взбешенной, самой защищать себя в критической ситуации. Девочки в таких семьях растут зависимыми: они вынуждены бессознательно искать «сильного мужчину», «который придет и защитит». Здесь вы можете также встретить другой ужасный, уродующий эмоциональную сферу стереотип - запрет на выражение мужских эмоций. Мужчина не должен ни плакать, ни обижаться. Он не должен также выходить из себя, должен сохранять спокойствие при любых обстоятельствах. Может быть, поэтому мужчины живут меньше?
Здесь детей совершенно серьезно учат, что если человек хочет считаться хорошим, он должен подавлять собственный гнев. Однако, жизнь невозможно прожить, ни разу не столкнувшись с критическими обстоятельствами. Лучшее, что можно сделать с гневом - это принимать и уважать его существование в себе и других. Тогда вы гораздо чаще будете довольны собой и окружающими. Гнев - это естественная человеческая реакция, и его нужно понимать и учиться использовать.
Как это ни удивительно, в семьях этого типа люди своеобразно обходятся не только с гневом, но и с любовью! На этот счет здесь также есть негласные правила, жестко регламентирующие способы обращения с этим чувством. Например, отцы считают, что когда их дочери достигают пятилетнего возраста, их не следует больше обнимать и целовать потому, что эти прикосновения могут приобрести сексуальный характер. Иногда тоже самое происходит с матерями и их сыновьями. Многие отцы также отказываются выражать свою любовь и к сыновьям потому, что любовь между мужчинами рассматривается как гомосексуализм. На самом же деле, определение любви не должно зависеть от пола, возраста и существующих отношений.
Семейные правила здесь слишком часто разрешают только выражение тех чувств, которые утверждены законом, а не тех, которые существуют. На самом деле табуированы должны быть не чувства, а некоторые способы их выражения. Например, вместо: «Не злись!» темпераментному малышу с крутым характером стоит сказать: «Нельзя обзываться на брата и драться с ним, если ты рассержен. Вырази свой гнев словами и объясни толком, что тебе не нравится. Тогда в следующий раз он будет вести себя по-другому».
С рождения до смерти люди постоянно испытывают самые разные чувства - страх, боль, беспомощность, любовь, злость, радость, ревность, - не потому, что все эти чувства так уж хороши, а просто потому, что они есть. Если правила семьи, в которой вы живете, говорят что любое чувство, которое вы испытываете, человечно, а, следовательно, - должно быть принято, ваше Я может развиваться. Это вовсе не означает, что любые поступки простительны. Но если само чувство принимается окружающими, у вас есть возможность отнестись к нему, как должному, и, расширив диапазон собственных действий, выбрать из них наиболее подходящее.
Американскому семейному психотерапевту Вирджинии Сатир принадлежать такие слова: «Чтобы вы сказали, если бы в вас плюнули? Как бы выразили свои чувства? Можно поблагодарить. Можно заплакать и умолять больше никогда этого не делать. Можно убежать. Можно ударить обидчика или плюнуть в ответ. А можно открыто и честно выразить свои чувства, сказав о той ярости, которая вас охватила».
Семья для ребенка или Хоровод вокруг ёлочки
Когда малыш - единственное, что скрепляет супружеские отношения, а забота о нем - единственная сила, заставляющая супругов оставаться вместе, можно видеть, как ребенок медленно, но верно превращается в центр вселенной для каждого из домочадцев. Единственное, что интересует маму, папу, бабушку и дедушку в ближайшем будущем - выбор института для ненаглядного чада. Их лучшие общие воспоминания - это первые шаги малыша, его лепет и первые фразы. Единственная тема, которую семья обсуждает за семейным столом, особенно, если в доме гости - это новые достижения сына или дочки. Вы увидите, что вся гостиная увешана художествами юного дарования, если же дитя играет на рояле, его непременно попросят усладить ваш слух. Не забудьте изобразить на лице восхищение, иначе вы станете в этом доме врагом номер один!
Может показаться, что чадо, родившись в этой семье, как сыр в масле катается, но это далеко не так. На ребенка в такой ситуации возлагаются слишком большие надежды, от него ожидается слишком много. Непрерывные внимание и восхищение, которые направлены на него дома, формируют у него нереалистичный образ себя. Его самооценка не согласуется с действительностью. Попав в детский сад, а затем - в школу, он чувствует себя беспомощным и никому ненужным. Кроме того, оказывается, что по сравнению со сверстниками, он не умеет некоторых элементарных вещей. В детском саду он последним научится самостоятельно одеваться (ведь дома ему вечно помогает мама), а в первом классе выяснится, что он один не знает, как пользоваться телефонной карточкой или боится перейти улицу. Одноклассники поднимут его на смех, видя, что его водит домой из школы бабушка. Подростками такие дети сталкиваются с родительским неодобрением, пытаясь что-нибудь сделать в этой жизни сами. Они должны отчитываться о каждом своем шаге, и не дай бог, если мама не одобрит подружку или нового приятеля. Изнеживающее воспитание возникает в такой семье не случайно: ребенку как бы «мешают» взрослеть. Ведь, когда он вырастет, необходимость для супругов жить вместе исчезнет!
В семьях этого типа можно видеть, что ролевые взаимоотношения между ребенком и родителями годами остаются искусственно неподвижны. Родители прилагают все усилия для того, чтобы статус ребенка оставался всегда неизменным: ребенок - это человек, который не может самостоятельно принимать решения, иметь свое мнение, выбирать свое будущее. Это - лишь прелестное существо, которому нужны забота и восхищение. Свобода ему не нужна: она опасна для маленьких детей, а дети в таких семьях оказываются всегда недостаточно взрослыми.
Отпрыскам из таких семей, когда они подрастают, бывает очень трудно приспособиться к жизни в обществе: им постоянно недостает любви окружающих, они несамостоятельны и пассивны. Вместо того чтобы добиваться желаемого самим, они предпочитают жаловаться на жестокость мира.
Зрелая семья
Для зрелых семей характерна высокая самооценка всех членов семьи, непосредственное, четкое и честное общение. Правила, по которым живет семья, здесь подвижны и гуманны: по мере того, как дети взрослеют, уклад семьи изменяется. Социальные связи такой семьи открыты: родители любят друзей своих детей, а дети уважают и любят друзей своих родителей. Каждый член такой семьи уверен, что другие готовы его выслушать, и сам он готов выслушать других. Если же сейчас семье почему-либо не до него, он знает, что дело не в недостатке любви, а в недостатке времени. Люди здесь свободно прикасаются друг к другу независимо от пола и возраста. Общаясь, они смотрят друг на друга, а не в стену.
Родители в таких семьях ощущают себя лидерами-вдохновителями или старшими наставниками, а не авторитарными руководителями или церберами. Они понимают свою задачу в том, чтобы научить детей чувствовать себя счастливыми и оставаться людьми в любой жизненной ситуации. Они готовы выразить детям любые свои чувства по поводу их поведения, как позитивные, так и негативные, и их слова не расходятся с делом. Главное, что отличает людей, живущих в зрелых семьях - то, что они хорошего мнения о самих себе. Такие родители твердо знают, что изначально дети не могут быть плохими, поэтому, наказывая, они никогда их не унижают.
Ощущение самоценности может сформироваться только в такой атмосфере, где принимаются любые индивидуальные различия, где любовь выражается открыто, ошибки служат для приобретения нового опыта, где общение открыто и доверительно, а семейные правила не превращаются в застывшие догмы, где личная ответственность и честность каждого - неотъемлемая часть взаимоотношений. Дети в такой семье чувствуют себя нужными и любимыми вырастают здоровыми и умными.
Когда мужчина и женщина живут вместе и воспитывают детей, на протяжении жизни они сталкиваются со всеми видами проблем, какие когда-либо знало человечество. Семейная жизнь - самая трудная работа в мире. При этом институтов или кратких курсов, где можно было бы научиться быть хорошей женой, мужем, отцом или матерью, нет, и они вряд ли появятся. Каждая семья (как и каждый человек), уникальна, и никогда не было, нет и не будет другой такой или даже похожей. С каждым из нас ежедневно происходит нечто совершенно новое, и при этом всякий раз нам хочется совершить единственно верный шаг.