Система коллективной безопасности. Системы коллективной безопасности: исторический экскурс и современные реалии
состояние международных отношений, исключающее нарушение всеобщего мира или создание угрозы безопасности народов в какой бы то ни было форме и реализованное усилиями государств в мировом или региональном масштабе. Обеспечение коллективной безопасности опирается на принципы мирного сосуществования, равенства и одинаковой безопасности, на уважение суверенитета и границ государств, взаимовыгодное сотрудничество и военную разрядку. Вопрос о создании системы коллективной безопасности впервые был поставлен в 1933-1934 гг. на переговорах СССР и Франции о заключении многостороннего регионального европейского договора о взаимопомощи (впоследствии получил название Восточного пакта) и переговорах СССР с правительством США о заключении регионального тихоокеанского пакта с участием СССР, США, Китая, Японии и других государств. Однако в Европе настойчивое противодействие Великобритании, маневры французского правительства, пытавшегося договориться с Германией, и уловки А. Гитлера, требовавшего равноправия Германии в области вооружения, - все это сорвало заключение регионального пакта и обсуждение вопроса о коллективной безопасности вылилось в бесплодную дискуссию. Растущая угроза агрессии со стороны гитлеровской Германии заставила СССР и Францию начать создание системы коллективной безопасности с заключения советско-французского договора о взаимной помощи (2 мая 1935 г.). Хотя он не предусматривал автоматизма действия обязательств о взаимопомощи в случае невызванного нападения со стороны какого-либо европейского государства и не сопровождался военной конвенцией о конкретных формах, условиях и размерах военной помощи, тем не менее это был первый шаг в организации системы коллективной безопасности 16 мая 1935 г. был подписан советско-чехословацкий договор о взаимной помощи. Однако в нем возможность оказания Чехословакии помощи со стороны СССР, равно как и чехословацкой помощи Советскому Союзу, была ограничена непременным условием распространения аналогичного обязательства и на Францию. На Дальнем Востоке СССР предложил заключить тихоокеанский региональный пакт СССР, США, Китая и Японии, чтобы предотвратить агрессивные замыслы японского милитаризма. Предполагалось подписать договор о ненападении и неоказании помощи агрессору. Первоначально США положительно встретили данный проект, но, в свою очередь, предложили расширить состав участников пакта, включив Великобританию, Францию и Голландию. Однако английское правительство уклонилось от ясного ответа по вопросу создания тихоокеанского пакта региональной безопасности, так как потворствовало японской агрессии. Гоминьдановское правительство Китая не проявило достаточной активности в поддержке советского предложения, так как надеялось на сговор с Японией. Учитывая рост японских вооружений, США встали на путь гонки морских вооружений, заявив, что «пактам верынет» и что действенным гарантом безопасности является только сильный флот. В результате к 1937 г. переговоры о заключении регионального пакта для коллективного обеспечения мира на Дальнем Востоке зашли в тупик. Во второй половине 1930-х гг. вопрос о системе коллективной безопасности не раз обсуждался на Совете Лиги Наций в связи с нападением Италии на Эфиопию (1935), вводом немецких войск в демилитаризованную Рейнскую область (1936), дискуссией об изменении режима Черноморских проливов (1936) и безопасности судоходства на Средиземном море (1937). Проведение западными державами политики «умиротворения» Германии и натравливания ее на СССР накануне Второй мировой войны 1939 1945 гг. привело к затягиванию английским и французским правительствами переговоров о заключении с СССР соглашения о взаимной помощи и о военной конвенции в случае нападения на одну из трех стран. Нежелание содействовать организации коллективного отпора фашистской агрессии проявили также Польша и Румыния. Бесплодные переговоры военных миссий СССР, Великобритании и Франции (Москва, 13-17 августа 1939) стали последней попыткой в межвоенный период создания системы коллективной безопасности в Европе. В послевоенный период для поддержания мира и международной безопасности была создана Организация Объединенных Наций. Однако достижение системы коллективной безопасности было затруднено в связи с развертыванием «холодной войны» и созданием двух противостоящих военно-политических группировок - НАТО и ОВД. На Женевском совещании 1955 г. СССР внес проект Общеевропейского договора о коллективной безопасности, в котором Предусматривалось, что государства - участники военно-политических блоков возьмут на себя обязательства не применять вооруженную силу против друг друга. Однако западные державы отклонили это предложение. Разрядка международной напряженности, достигнутая во второй половине 1960-х - первой половине 1970-х гг., способствовала созданию политических гарантий международной безопасности. Важным итогом в этом процессе стало в августе 1975 г. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ, с 1990 г. - ОБСЕ). «Заключительный акт...» СБСЕ включал Декларацию принципов взаимоотношений между государствами: суверенное равенство; неприменение силы или угрозы силой; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела др. государств; развитие взаимовыгодного сотрудничества в политической, Экономической и культурно-гуманитарной сферах. Реализация этих принципов на практике открывает широкие возможности для решения важнейшей ||ркду народ ной задачи - упрочение мира и безопасности народов.
Системы коллективной работы
Системы коллективной (групповой) работы - общий термин для ИС, которые дают группе людей возможность осуществлять совместную деятельность следующего содержания: подготавливать и принимать решения, производить экспертную оценку новых идей, управлять подразделениями компаний, процессами, проектами и персоналом, создавать ПО для компьютеров, писать отчеты по реализации проектов, взаимодействовать с внешней средой.
Для этого подобные системы должны решать задачи: сбор и обработку информации, необходимой для подготовки принятия решений; формирование и воспроизводство знания - от поиска необходимых источников до обсуждения результатов и публикации работ.
Для решения данных задач системы групповой работы должны выполнять следующие функции: организовывать и записывать диалог при «мозговом штурме» некоторой задачи, поддерживать технологии проведения телеконференций, осуществлять совместное создание электронной документации, выполнять перспективное планирование, вести БД коллективного пользования, организовывать контакты менеджеров и исполнителей с применением средств мультимедиа.
В 1970-х годах появились два наиболее широко используемых компонента ПО коллективного пользования - электронная почта и телеконференции. В 1980-х годах появились и вошли в постоянное использование основные термины и идеи в сфере совместной работы на базе компьютеров: ПО коллективного пользования, коллективные системы поддержки принятия решений, совместная работа на базе компьютеров. В настоящее время системы поддержки работы групп и электронные системы организации совещаний считаются наиболее важными составляющими систем поддержки принятия решений и управления деятельностью предприятий.
Рассмотрим наиболее распространенные ИТ, поддерживающие групповую работу.
Коллективное оформление текстовой документации и графических материалов. Групповая разработка документации - это создание комплекта документации одновременно группой сотрудников, часть из которых может совместно работать над одним документом. Использование системы для коллективного оформления документации позволяет каждому члену рабочей группы создавать и редактировать свои собственные разделы документов, в которые могут входить текст, графика, электронные таблицы и т.п. Аппаратное обеспечение для этой системы включает в себя файловый сервер с БД, который является одним из узлов локальной сети и с которым соединены ПК рабочей группы. На нем сосредоточена вся документация группы, текстовые редакторы и графические пакеты (если взаимодействие построено по схеме «клиент-сервер»).
Кроме того, используется специализированное ПО, позволяющее определять местоположение документов, находить их, отслеживать пути перемещения, обеспечивать сохранность и адекватность, а также осуществлять конфигурационный и версионный контроль сложных многостраничных документов, содержащих текст, таблицы и графику.
Системы автоматизации делопроизводства и документооборота . Эти системы охватывают все виды вопросов, связанных с деятельностью в офисе, которые должны быть изучены и приняты к исполнению, а также требуют утверждения со стороны иерархии менеджеров. Современные системы управления документационным обеспечением имеют развитые средства создания и рассылки документов в автоматизированном режиме, позволяя отслеживать маршруты и правильность заполнения документа на всех этапах его создания или обработки.
На российском рынке представлены десятки доступных программных продуктов российских и зарубежных фирм в широком ценовом диапазоне, в Интернете можно скачать различные варианты Open Source продуктов для управления офисной деятельностью.
Планирование деятельности рабочих групп . Эти системы упрощают процесс планирования ежедневной, еженедельной и долгосрочной деятельности рабочих групп. Работая с БД коллективного пользования и программами-планировщиками, организация может свести к минимуму накладки в расписании членов группы. Такие модули типа Outlook в настоящее время встраиваются практически во все офисные программы, а для быстрого планирования и надежного контроля исполнения используются программные пакеты типа MS Project и Primavera.
Системы текстовых БД для открытых рабочих групп. Использование текстовых БД поддерживает доступ к неструктурированным текстовым данным, хранящим разнообразные материалы организации, например, текстовые данные, полученные из электронных сообщений, электронных досок объявлений и коллективных ресурсов свободного доступа. Это важный корпоративный ресурс, который может использоваться при решении внутренних задач, в работе с клиентами и во многих других случаях.
При хранении текстовых данных эффективным способом систематизации больших объемов информации является применение технологии ссылок и гипертекста. Использование гипертекста обеспечивает пользователям быстрый и удобный доступ к информации, содержащейся в больших документах. Коллективное использование гипертекста позволяет людям проводить сеанс распределенной работы в режиме реального времени, например, одновременно просматривать и редактировать различные участки текста. Действия пользователя немедленно отображаются на дисплеях всех участников, выбравших для работы режим взаимодействия с сильной связью. Если пользователь выбирает режим взаимодействия со слабой связью, он может предпринимать какие-либо действия, которые не будут сразу видны остальным, однако система отслеживания версий документа обязательно зафиксирует и сохранит все сделанные изменения.
В 1980-е и 1990-е г.г. лидером среди недорогих программных продуктов, реализующих коллективную работу с открытыми БД в локальной сети организации, долгое время был продукт компании Lotus Notes/Domino. Этот продукт имеет массу важных особенностей. БД Lotus Notes хранят документы, которые содержат графические данные, электронные таблицы, текстовую информацию в форме одной записи. Более того, это ПО совместимо со многими популярными текстовыми редакторами, программами для работы с электронными таблицами и графическими пакетами для ПК. Lotus Notes может работать из-под различных ОС и с различным аппаратным обеспечением. Оно может быть использовано при работе на любых компьютерах с ОС Windows или Unix, а также некоторыми популярными сетевыми ОС, включая Novell, Banyan и IBM. Такая совместимость упрощает процесс пользования общей информацией и совместную работу пользователей в крупных распределенных системах.
СУБД для рабочих групп . Размещение, хранение, обеспечение безопасности и выдача информации по запросам являются фундаментальными функциями ИС. СУБД предоставляет пользователю запрашиваемые данные, скрывая технологии их размещения, хранения и обслуживания. СУБД для рабочих групп - это ПО для управления (ввода, обновления, систематизации, осуществления запросов, создания отчетов и т.д.) БД. Такие популярные СУБД, как Microsoft Access, Progress, MySQL, могут использоваться как одним человеком, так и группой исполнителей. Различие между СУБД для рабочих групп и индивидуальных СУБД состоит в том, что первые контролируют доступ и совместное использование данных и обеспечивают их целостность при коллективной работе.
Современные СУБД, реализуемые, например, технологиями и инструментальными средствами Microsoft и Oracle, предоставляют множество гибких функций для осуществления коллективной работы с комплексными и распределенными БД. Отметим, что сейчас доступно достаточно много свободно распространяемых продуктов, таких как Web-серверы Apache, БД MySQL или PostreSQL.
Системы поддержки подготовки и принятия решения . С середины 1980-х годов, когда фокус применения ИС стал смещаться от подготовки отчетов к использованию ИС для поддержки реализации бизнеса, стали развиваться и все шире использоваться системы, позволяющее группам специалистов эффективно заниматься подготовкой принятия деловых решений. Такая система для коллективной работы является интерактивной автоматизированной системой, которая способствует облегчению принятия решений лицами, работающими сообща и представляющими собой группу.
Каждый из членов такой группы имеет ПК или рабочую станцию, которая соединена в локальной или Интернет-сети с компьютерами других членов группы, а также с одним или несколькими большими экранами или электронными досками общего пользования для того, чтобы каждый из участников группы мог видеть информацию, вводимую другими.
ПО для групповых систем обеспечения принятия решений должно поддерживать специализированные функции, такие как анонимный ввод идей и комментарии пользователя, составление перечня информации, вводимой пользователями, голосование, ранжирование альтернативных решений и их вывод на экран. Человеческая составляющая включает в себя одного или несколько экспертов, аналитиков, представителей заинтересованных проектных команд и модератора, который проводит сессию и является посредником между группой и компьютерной системой. Задачи группы: налаживание личностных коммуникаций, обсуждение и системный анализ проблем, решение возникающих вопросов, переговоры, разрешение конфликтов, проектирование вариантов решения, подготовка документов и совместное их использование.
Основанное на применении ИТ программно-аппаратное окружение, включающее аудио- и видеотехнику, процедуры, методики, вспомогательные средства и данные, необходимые для работы, обеспечивает поддержку групповых совещаний, которые могут быть распределены как по времени, так и в пространстве. Программные продукты коллективного пользования объединяют в себе все большее количество Интернет-протоколов. К таким продуктам относятся, например, Domino от Lotus Notes или Microsoft Exchange.
В настоящее время речь уже не идет об обеспечении отдельных сфер деятельности коллективной работы. На рынке имеется много продуктов от ведущих зарубежных производителей ПО - Microsoft, IBM, Intel, Sun Microsystems, Borland, Novell, некоторых российских компаний, которые реализуют полнофункциональную среду (ИТ-инфраструктуру) управления деятельностью компании и эффективного ИТ-сопровождения этой деятельности для решения основных бизнес-задач.
Заключение
Значимость ИТ для общества стремительно растет. Потенциальные эффекты применения ИТ затрагивают различные сферы его деятельности:
1) Управление: сокращение количества уровней управления и высвобождение работников среднего звена управления, упразднение ряда функций; снижение административных расходов; освобождение персонала от большой части рутинной работы, высвобождение времени для интеллектуальной деятельности; рационализация решения управленческих задач за счет внедрения математических методов обработки данных и систем искусственного интеллекта; создание современной динамичной организационной структуры, повышение гибкости и управляемости организации; экономия времени на планирование деятельности и принятие решений; повышение квалификации и информационной грамотности управленцев; увеличение конкурентного преимущества.
2) Информационная среда: совершенствование структуры потоков информации; эффективность координации корпоративной деятельности; обеспечение пользователей достоверной информацией; прямой доступ к информационному продукту; реализация информационных систем общего и специального назначений на базе новейших программно-аппаратных вычислительных и телекоммуникационных средств и методов; интеграция информационных модулей для многопрофильных предприятий; надежная защита информации.
3) Финансы и документы: оптимальное планирование денежных ресурсов; автоматизация обработки планово-финансовых документов и производства транзакций; эффективный документооборот; увеличение выручки, уменьшение издержек - увеличение прибыли.
4) Производство: сокращение времени на проектирование и развертывание производства; расширение полезных свойств продукта и сферы возможного применения; предоставление потребителю уникальных, в том числе и информационных услуг; совершенствование системы качества предприятия, качества продуктов и услуг; уменьшение совокупных затрат на производство продукта, услуги; повышение производительности труда; рационализация материально-технического снабжения, сокращение запасов; уменьшение времени, затрат и количества труда на приемку, обработку и выполнение заказов.
5) Маркетинг: создание новых возможностей по получению и распределению информации (наглядность, скорость передачи сообщений, достоверность); информационная поддержка изучения рынка и поиска новых ниш; более эффективное взаимодействие с потребителем - возможность идентификации и изучения потребителей конкретного продукта или услуги; повышение способности гибко реагировать на спрос и оперативно удовлетворять новые желания потребителей.
Список литературы
1. Черников, Б.В. Информационные технологии в вопросах и ответах: учеб. пособие / Б.В. Черников. – М., 2005. - 319 с.
2. Арсеньев, Ю.Н. Информационные системы и технологии. Экономика. Управление. Бизнес: учеб. пособие / Ю.Н. Арсеньев, Шелобаев С.И., Давыдова Т.Ю. – М., 2006. - 447 с.
3. Голицына, О. Л. Информационные системы: учеб. пособие / О.Л. Голицына, Максимов Н.В., Попов И.И. – М., 2007. - 495 с.
4. Романова, Ю.Д. Информатика и информационные технологии: учеб. пособие / Ю.Д. Романова, В.М. Артюшенко, В.Ф. Макаров. - 2-е изд. – М., 2007. - 544 с.
5. Черников, Б.В. Офисные информационные технологии: практикум: учеб. пособие / Б.В. Черников. – М., 2007. - 399 с.
6. Алешин, Л.И. Информационные технологии: учеб. пособие / Л.И. Алешин. – М., 2008. - 383 с.
7. Логинов, В.Н. Информационные технологии управления: учеб. пособие / В.Н. Логинов. – М., 2008. - 239 с.
8. Гаврилов, М.В. Информатика и информационные технологии: учеб. / М.В. Гаврилов, В.А. Климов. - 2-е изд., испр. и доп. – М., 2011. - 350 с.
9. Граничин О., Кияев В. Информационные технологии в управлении предприятием. – www.intuit.ru/studies/courses/13833/1230/info.
ИИ называют еще предметной областью
В более сложных случаях, когда сканер распознает и цвета, кодирование выполняется p-битовым двоичным кодом, причем p=log 2 K, где K – количество распознаваемых сканером цветовых оттенков.
Coder (англ.) - кодировщик
Router (англ.) - маршрутизатор
CASE - Computer Aided Software Engineering
Технология в переводе с греческого языка – искусство, мастерство, умение, т.е. то, что имеет непосредственное отношение к процессам, которые представляют собой определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели.
Шлюзы - это программы, обеспечивающие взаимодействие сервера с серверами других протоколов, например FTР, или с распределенными на сети серверами Oracle.
WAP - Wireless Application Protocol
САПР – система автоматизации проектирования
Буквально - перетащить (мышью) и бросить, т.е. отпустить левую клавишу
Аутентификация – метод независимого от источника информации установления его подлинности (тот, кем назвался)
Коллективная безопасность - это система совместных мероприятий государств всего мира (универсальная) или определенного географического района (региональная), предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений международного мира и безопасности.
Система коллективной безопасности юридически оформляется договорами и часто предполагает создание организации коллективной безопасности. Обычно в содержание таких договоров включаются следующие обязательства:
1) не прибегать к силе или к угрозе силой;
2) разрешать споры между собой исключительно мирным способом;
3) активно сотрудничать в деле устранения любой опасности международному миру, оздоровления международной обстановки;
4) проводить совместные мероприятия и оказывать взаимопомощь в военных вопросах.
Современная система коллективной безопасности делится на универсальную (в основе лежит организация коллективной безопасности - ООН) и региональные (в основах лежат региональные договоры и организации).
Организация Объеденных Наций является, как уже отмечалось, универсальной организацией коллективной безопасности. Статья 1 Устава ООН в качестве цели деятельности организации устанавливает поддержание международного мира и безопасности и принятие для этого эффективных коллективных мер. Средства безопасности, которыми располагает ООН:
Меры по запрещению угрозы силой или ее применения в отношениях между государствами (п. 4 ст. 2);
Меры мирного разрешения международных споров (гл. VI);
Меры разоружения (ст. 11, 26, 47);
Меры обеспечения безопасности в переходный период (гл. XVII);
Меры по использованию региональных организаций безопасности (гл. VIII);
Временные меры по пресечению нарушений мира (ст. 40);
Принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил (ст. 41);
Принудительные меры с использованием вооруженных сил (ст. 42).
Как видно, Устав ООН не только допускает создание региональных систем коллективной безопасности, но и использует их для достижения всеобъемлющей безопасности. К соглашениям о региональной коллективной безопасности предъявляется ряд требований:
Мероприятия и действия этих систем не должны распространяться за пределы данного района;
Они не могут противоречить действиям ООН и должны быть совместимы с целями и принципами Устава ООН;
Необходимо информировать Совет Безопасности ООН о планируемых и предпринятых действиях.
Имеется несколько региональных систем коллективной безопасности:
1. Организация американских государств (ОАГ). В рамках организации были приняты Договор о взаимной помощи 1947 г. и Договор о мирном разрешении споров 1948 г.
2. Организация Североатлантического договора (НАТО). НАТО представляет собой организацию, которая предлагает и политические, и военные инструменты сотрудничества. В настоящее время в организации участвуют 26 государств.
3. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Образована из Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Участвуют 56 государств Европы, Северной Америки и Центральной Азии. В основном нацелена на использование мирных средств обеспечения международной безопасности.
4. Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Создана в 1992 г. В настоящее время входят 7 государств (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан). Военно-политическимй союз.
НАТО. Высшим политическим органом НАТО является Североатлантический совет (Совет НАТО), который состоит из представителей всех государств-членов. Заседания Совета проходят два раза в год. Решения совета принимаются единогласно. В период между сессиями функции Совета НАТО выполняет Постоянный совет НАТО, где также представлены все государства-члены.
Высшим военно-политическим органом организации является Комитет военного планирования, который собирается дважды в год на свои сессии на уровне министров обороны. В период между сессиями функции Комитета военного планирования выполняет Постоянный комитет военного планирования.
Высшим военным органом НАТО является Военный комитет, состоящий из начальников генеральных штабов стран-членов НАТО и гражданского представителя Исландии, не имеющей вооруженных сил. Собирается не реже двух раз в год на свои заседания. Военный комитет имеет в своем подчинении командования двух зон: Европы и Атлантики. Верховное главное командование в Европе возглавляется верховным главнокомандующим (всегда - американским генералом).
В его подчинении находятся главные командования на трех европейских театрах военных действий: Североевропейском, Центральноевропейском и Южноевропейском. В период между заседаниями функции Военного комитета выполняет Постоянный военный комитет.
К основным органам НАТО относится также Группа ядерного планирования, проводящая свои заседания обычно дважды в год на уровне министров обороны.
НАТО сотрудничает с РФ. Так, с мая 2002 г. создан Совет «Россия - НАТО». В его рамках функционирует ряд рабочих групп по следующим направлениям сотрудничества:
В воздушном пространстве;
В области тыла и материально-технического обеспечения;
В области противоракетной обороны.
В 2003 г. министром обороны России и Генеральным секретарем НАТО Дж. Робертсоном был подписан рамочный документ «Россия - НАТО» по спасению экипажей аварийных подводных лодок. С 2004 г. Россия участвует в совместных учениях и проводит совместные с НАТО миротворческие операции.
ОБСЕ. Основные средства направления обеспечения безопасности в рамках ОБСЕ:
Контроль над распространением вооружений;
Дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;
Меры по построению доверительных отношений и безопасности;
Защита прав человека;
Развитие демократических институтов;
Мониторинг выборов;
Экономическая и экологическая безопасность.
Именно благодаря ОБСЕ появилось так называемое человеческое измерение безопасности. Центральное место в работе ОБСЕ занимает комплексная система мирного разрешения споров. Эта система состоит из двух частей:
Общей системы (на основе главы VI Устава ООН);
Специальной системы (примирительно-арбитражная процедура); состоит из двух этапов - сначала используется примирение, а затем спор разрешается в постоянно действующем арбитраже.
Деятельность ОБСЕ направлена на предупреждение конфликтов. В результате появилась концепция «раннего предупреждения». Также широко используются в ОБСЕ миссии специальных докладчиков и миссии установления фактов, миссии военных наблюдателей. Возможно и применение вооруженной силы, но исключительно с миротворческой целью (контроль за прекращением огня и выводом войск, создание буферных зон между конфликтующими, охранные функции при получении гуманитарной помощи и т. д.).
ОДКБ. В первую очередь это военная организация, с помощью которой Россия пытается укрепить свои стратегические позиции в Центральной Азии, государства которой имеют в том числе и иностранные военные базы (американская в Киргизии, французская в Таджикистане).
В рамках ОДКБ осуществляется военное сотрудничество. В частности, созданы коллективные силы быстрого развертывания Центральноазиатского региона (10 батальонов, около 4 тыс. человек). Планируются совместные учения и операции. Высказывалось предложение участвовать в миротворческой операции в Афганистане. Узбекистан при вступлении в ОДКБ высказал предложение об использовании коллективных сил для поддержания внутренней
безопасности. В частности, даже предложил разработать в рамках организации разведывательные и контрразведывательные структуры.
В рамках организации проводятся совместные учения, планируются общие военные операции, осуществляется военно-техническая помощь государ- ствам-участникам.
Высшим органом является Совет коллективной безопасности, в состав которого входят главы государств-членов. Также созданы:
1) Совет министров иностранных дел - консультативный и исполнительный орган по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики;
2) Совет министров обороны - консультативный и исполнительный орган по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества;
3) Комитет секретарей советов безопасности - консультативный и исполнительный орган по вопросам координации взаимодействия государств- членов в области обеспечения их национальной безопасности;
Высшим административным должностным лицом является Генеральный секретарь.
В рамках организации постоянно действует Объединенный штаб, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ. Также на него возложены задачи, выполняемые командованием и постоянной оперативной группой штаба коллективных сил.
Коллективная безопасность представляет собой систему совместных действий государств, установленных Уставом ООН с целью поддержания международного мира и безопасности, предотвращения или подавления актов агрессии. В международном праве выделяют 2 вида системы коллективной безопасности: универсальную и региональные.
В послевоенный период была создана всемирная система коллективной безопасности (СКБ) в форме ООН. Система коллективных мероприятий, предусмотренных Уставом ООН с целью поддержания международного мира и безопасности, включает:
Меры по запрещению угрозы силой или ее применения в отношениях между государствами (п.2 ст.2 Устава);
Меры мирного разрешения международных споров (гл. VI);
Меры разоружения (ст. 11, 26, 47);
Меры по использованию региональных организаций безопасности (гл. VIII);
Принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил (ст. 41 гл. VII), а также связанные с их использованием (ст. 42).
СКБ ООН выполняет две основные функции:
1) превентивную – направленную на предупреждение угрозы международному миру и безопасности;
2) принудительную – направленную на восстановление международного мира и безопасности.
Субъектами механизма коллективной безопасности ООН являются: государства-члены ООН, органы ООН - Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Генеральный секретарь, а также региональные международные организации в силу гл.VIII Устава ООН. Компетенция каждого субъекта строго разграничена.
Совет Безопасности – главный орган ООН, ответственный за поддержание международного мира и безопасности. Именно Совет Безопасности осуществляет и превентивную и карательную функции системы коллективной безопасности ООН.
Совет Безопасности уполномочен расследовать любой спор или ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, чтобы определить, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности (ст. 34 Устава ООН).
В любой стадии спора, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию мира или безопасности, или ситуации подобного характера, Совет Безопасности может рекомендовать государствам надлежащую процедуру или методы урегулирования, перечисленные в ст. 33 Устава. Если стороны в споре не разрешат его при помощи указанных в этой статье средств, и Совет Безопасности считает, что продолжение данного спора в действительности может угрожать поддержанию мира и безопасности, он вправе сам определить условия разрешения спора. Решения Совета на данном этапе носят рекомендательный характер.
Если с помощью указанных средств и мер спор разрешен не был, либо уже существует угроза миру или безопасности или он уже нарушен, Совет Безопасности должен квалифицировать ситуацию, т.е. определить, с чем он имеет дело: угрозой миру, нарушением мира или актом агрессии. В зависимости от этого он решает, какие меры следует предпринять по ст. 41 и 42 Устава для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Совет Безопасности на этом этапе вправе принять решение о любых временных мерах по ст. 40 Устава для предотвращения ухудшения ситуации. Такие временные меры не должны наносить ущерба правам, притязаниям или положению заинтересованных сторон.
Если предыдущие меры, предпринятые Советом Безопасности, не привели к позитивным результатам, либо Совет решил, что он имеет дело с нарушением мира или актом агрессии, он вправе перейти к принудительным мерам:
Не связанным с использованием вооруженных сил по ст. 41 (полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений);
Связанным с использованием вооруженных сил по ст. 42 , если Совет сочтет что меры, предусмотренные в ст. 41 могут оказаться недостаточными или уже оказались недостаточными.
Ст. 43 Устава определяет порядок предоставления членами ООН в распоряжение Совета Безопасности необходимые вооруженные силы, помощь и соответствующие средства обслуживания, включая право прохода на основе особого соглашения (соглашений), заключаемых Советом с государствами-членами ООН с их последующей ратификацией. Такие соглашения заключаются по требованию Совета, которое носит характер решения. Руководство Вооруженными силами согласно ст. 47 Устава осуществляет Военно-Штабной Комитет при Совете Безопасности, в который входят начальники штабов постоянных членов Совета или их представители. Однако ни ст.43, ни ст. 47 так и не были введены в действие из-за разногласий между постоянными членами Совета Безопасности на протяжении всего периода его существования. Это привело к фактическому прекращению деятельности ВШК с 1947 года, к отсутствию у Совета Безопасности подчиненных ему вооруженных сил и, как следствие, к внеуставной практике ООН в области создания и применения вооруженных сил.
Примером такой практики является создание многонациональных сил под флагом ООН и проведение операций по поддержанию мира.
Общая заинтересованность государств в деле сохранения международного правопорядка способствовала созданию системы коллективной безопасности.
Коллективная безопасность представляет систему совместных действий государств, установленную Уставом ООН с целью поддержания международного мира и безопасности, предотвращения или подавления актов агрессии.
Коллективная безопасность как система совместных действий государств включает следующие элементы:
1) общепризнанные принципы современного международного права, важнейшими из которых являются принцип неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела;
2) коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и актов агрессии;
3) коллективные меры по ограничению и сокращению вооружений, вплоть до полного разоружения.
Коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и актов агрессии как элемент коллективной безопасности - это действия невооруженного или вооруженного характера, совершаемые группой государств или региональными и универсальными организациями, уполномоченными на поддержание и восстановление международного мира и безопасности.
В основу создания системы коллективной безопасности положен принцип неделимости мира, содержанием которого является опасность военных конфликтов для всех государств мира. Этот принцип требует от государств реагировать на любые нарушения мира и безопасности в любом районе земного шара, участвовать в совместных действиях на основе Устава ООН в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру.
В международном праве различают два вида системы коллективной безопасности: универсальную и региональную.
Универсальная система коллективной безопасности
Она была основана на нормах Устава ООН и предусматривает действия государств в соответствии с решениями этой организации. Начало универсальной системе коллективной безопасности было положено союзом государств антигитлеровской коалиции, с принятием Декларации Объединенных Наций от 1 января 1942 г. Направленная против блока агрессивных стран, коалиция представляла пример возможности широкого сотрудничества государств с различными социально-экономическими системами и идеологическими взглядами. К моменту разгрома гитлеровской Германии (1945 г.) коалиция объединяла 47 государств.
В послевоенный период была создана всемирная система коллективной безопасности в форме Организации Объединенных Наций, основная задача которой состоит в том, чтобы "избавить грядущие поколения от бедствий войны". Система коллективных мероприятий, предусмотренная Уставом ООН, охватывает: меры по запрещению угрозы силой или ее применения в отношениях между государствами (п. 4 ст. 2); меры мирного разрешения международных споров (гл. VI); меры разоружения (ст. 11, 26, 47); меры по использованию региональных организаций безопасности (гл. VIII); временные меры по пресечению нарушений мира (ст. 40); принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил (ст. 41) и с их использованием (ст. 42).
Поддержание международного мира и безопасности строится на базе общепризнанных принципов и норм международного права и осуществляется Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности ООН, компетенция которых в этой сфере четко разграничена.
Особого внимания заслуживают операции ООН по поддержанию мира. Их задача сводится к следующему: а) расследование инцидентов и проведение переговоров с конфликтующими сторонами с целью их примирения; б) проверка соблюдения договоренности о прекращении огня; в) содействие поддержанию законности и правопорядка; г) предоставление гуманитарной помощи местному населению; д) наблюдение за ситуацией.
В зависимости от предстоящей задачи операции ООН могут представлять собой миссии военных наблюдений или ввода ограниченного контингента войск.
Во всех случаях операции строго должны выдерживать принципы: 1) принятие СБ решения о проведении операции, определение ее мандата и осуществление общего руководства при согласии сторон в конфликте на проведение операции;
2) добровольность предоставления воинских контингентов государствами-членами, приемлемыми для сторон; 3) финансирование международным сообществом; 4) командование Генерального секретаря с предоставлением полномочий, вытекающих из мандата, предоставленного СБ; 5) беспристрастность сил и сведение к минимуму применения военной силы (только для самообороны).
Региональные системы коллективной безопасности
Они представлены соглашениями и организациями, обеспечивающими безопасность на отдельных континентах и в регионах. Их значение отнюдь не умаляется тем, что современные средства ведения войны приобрели глобальный характер. Возможность предотвращения любого локального конфликта, который может перерасти в полномасштабную войну, заставляет государства объединяться на различных уровнях. Это положение закреплено в п. 1 ст. 52 Устава ООН, допускающем существование региональных соглашений или органов "при условии, что такие соглашения или органы и их деятельность совместимы с целями и принципами Организации". Эффективные региональные системы коллективной безопасности требуют участия в них всех государств данного региона, независимо от их общественного и государственного строя. Они преследуют ту же цель, что и универсальный механизм коллективной безопасности, - поддержание международного мира и безопасности. Вместе с тем сфера их действия ограничена по отношению к универсальной системе коллективной безопасности. Во-первых, региональные организации не правомочны принимать какие-либо решения по вопросам, затрагивающим интересы всех государств мира или интересы государств, принадлежащих к иным или нескольким регионам; во-вторых, участники регионального соглашения вправе решать только такие вопросы, которые касаются региональных действий, затрагивают интересы государств соответствующей группы.
К компетенции региональных организаций относится прежде всего обеспечение мирного разрешения споров между их членами. Согласно п. 2 ст. 52 Устава ООН, члены этих организаций должны прилагать все усилия для достижения мирного разрешения- местных споров в рамках своих организаций до передачи споров в Совет Безопасности, а последний в свою очередь должен поощрять такой метод разрешения споров.
Учитывая различия регионов и ситуаций, происходящих в них, Устав ООН не дает точного определения региональных соглашений и органов, чем обеспечивается гибкость мероприятий, осуществляемых группой государств для разрешения вопроса, подходящего для региональных действий. Такое положение дает основание говорить о сложившейся модели отношений между региональными организациями и ООН и о формальном "разделении труда" по поддержанию мира.
Совет Безопасности может использовать региональные организации для осуществления под своим руководством принудительных действий. Сами же региональные организации не полномочны принимать никаких принудительных мер без разрешения Совета Безопасности. Региональные организации вправе применять принудительные меры только для отражения уже совершенного нападения на одного из участников региональной системы коллективной безопасности.
Другая важная задача региональных организаций состоит в содействии сокращению и ликвидации вооружения и в первую очередь оружия массового уничтожения.
Созданию региональных систем коллективной безопасности в практической деятельности государств уделяется значительное внимание. На Европейском континенте до второй мировой войны, несмотря на усилия Советского Союза, создать систему коллективной безопасности на удалось. В послевоенный период международные отношения в Европе строились на началах противоборства двух "мировых систем". Западные страны в 1949 г. заключили Североатлантический договор (НАТО). Ответным шагом социалистических стран стало подписание в 1955 г. Варшавского Договора.
В текстах обоих договоров содержались конкретные обязательства сторон по поддержанию мира и безопасности: воздерживаться от угрозы силой или ее применения, разрешать международные споры мирным путем. Но речь шла о данных обязательствах только в отношении государств - участников этих договоров. Что касалось отношений организаций друг к другу, то они находились в состоянии "холодной войны". Нельзя не отметить тот факт, что НАТО была оформлена в нарушение основных условий заключения региональных соглашений безопасности, зафиксированных в гл. VII Устава ООН "Региональные соглашения": в него вошли страны, которые расположены в различных регионах.
В соответствии с договором целью НАТО является объединение усилий всех ее членов для коллективной обороны и для сохранения мира и безопасности. Однако с этой целью не согласуются меры по созданию мощной военной структуры.
Принятие новых государств в НАТО свидетельствует о нарушении ст. 7 Договора, которая предусматривает приглашение государств, а не принятие по их личному заявлению. Само расширение НАТО на восток свидетельствует об увеличении военной машины за счет новых членов, что не способствует европейской безопасности «Трансформация» НАТО, о которой заявляют ее руководители, также не соответствует ее целям. Проведение миротворческих операций и реализации программы "Партнерство во имя мира" не предусмотрена Договором 1949 г. Роль, которую на себя возлагает НАТО на Европейском континенте, также выходит за пределы ее компетенции.
Варшавский Договор был заключен в строгом соответствии с Уставом ООН и отличительной особенностью его как оборонительной организации являлось стремление к созданию системы коллективной безопасности всех государств Европы. В ст. 11 Договора указывалось: "В случае создания в Европе системы коллективной безопасности и заключения с этой целью Общеевропейского Договора о коллективной безопасности, к чему неуклонно будут стремиться Договаривающиеся Стороны, настоящий Договор утратит свою силу со дня вступления в действие Общеевропейского Договора".
Процессы, происшедшие в странах Центральной и Юго-Восточной Европы с середины 80-х годов, повлекшие ликвидацию "мировой системы социализма", предопределили судьбу Организации Варшавского Договора. В 1991 г. ОВД перестала существовать.
Основы системы коллективной безопасности в Европе были заложены Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе. В подписанном в Хельсинки Заключительном акте (1975 г.) содержится свод принципов сотрудничества государств и их взаимоотношений, намечены конкретные меры в области разоружения, в том числе меры доверия в военной области, указаны практические шаги по обеспечению европейской безопасности. Отличительная особенность Заключительного акта как основы европейской системы коллективной безопасности заключается в том, что в нем не предусмотрено применение принудительных мер.
За время, прошедшее со дня подписания Заключительного акта СБСЕ (1975 г.), нормы, обеспечивающие стабильность безопасности в Европе, были приняты в последующих документах СБСЕ. Особого внимания заслуживают пакеты решений, принятых на встречах глав государств и правительств государств - участников СБСЕ в Хельсинки 9-10 июля 1992 г. и в Будапеште 5-6 декабря 1994 г. В числе актов Будапештской встречи - Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности. Заслуживает внимания тезис, согласно которому демократический политический контроль над военными и военизированными силами, силами внутренней безопасности, разведывательными службами и полицией расценивается как незаменимый элемент стабильности и безопасности.
Принятые в рамках СБСЕ-ОБСЕ документы способствовали созданию новой формы отношений между европейскими государствами, основанной на совместных подходах к вопросам создания системы безопасности. Существенным итогом в этом процессе явилось подписание в марте 1995 года в Париже Пакта о стабильности в Европе, который позже был передан Европейским Союзом в ОБСЕ для доработки и проведения в жизнь в тесном сотрудничестве с Советом Европы.
Практике деятельности региональных организаций, в документах которых содержатся положения о коллективных мерах в случае вооруженного нападения против какого-либо из членов (ЛАГ, ОАЕ, ОАГ), известны случаи использования сил по поддержанию мира (например, создание в 1981 г. Организацией африканского единства межафриканских сил по стабилизации положения в Чаде).
Коллективная безопасность в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ)
Государства -- участники СНГ в соответствии с Уставом СНГ взяли на себя обязательства проводить согласованную политику в области международной безопасности, разоружения и контроля над вооружениями и поддерживать безопасность в Содружестве.
В случае возникновения угрозы суверенитету, безопасности и территориальной целостности одного или нескольких государств-членов либо международному миру и безопасности государства приводят в действие механизм взаимных консультаций с целью координации позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы, включая миротворческие операции и использование в случае необходимости на основании решения Совета глав государств Содружества вооруженных сил в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону согласно ст. 51 Устава ООН.
Все конкретные вопросы военно-политического сотрудничества государств - членов СНГ регулируются специальными соглашениями, важнейшим из которых является Договор о коллективной безопасности, подписанный в Ташкенте 15 мая 1992 г. Договором предусмотрено обязательство воздерживаться от применения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях. Государства-участники обязуются решать все разногласия между собой и с другими государствами мирными средствами (ст. 1). Принято обязательство не вступать в военные союзы и не принимать участия в каких-либо группировках государств, а также действиях, направленных против другого государства-участника, уважать независимость и суверенитет друг друга, консультироваться по всем важным вопросам международной безопасности, затрагивающим их интересы.
Коллективная безопасность СНГ строится на основании норм Устава ООН (коллективная самооборона). Исходя из этого, Договор содержит и соответствующий механизм взаимной помощи на случай агрессии. Он включает оказание военной помощи, а также взаимную поддержку. Использование вооруженных сил в целях отражения агрессии принимается исключительно главами государств - участников СНГ. Использование вооруженных сил за пределами территории государств-участников может осуществляться только в интересах международной безопасности в строгом соответствии с Уставом ООН и законодательством государств - участников настоящего Договора. Договор не затрагивает право государств-участников на индивидуальную и коллективную оборону от агрессии.
Договор носит сугубо оборонительный характер. Он открыт для присоединения всех заинтересованных государств, разделяющих его цели и принципы. Более того, он предусматривает стремление к созданию системы коллективной безопасности в Европе и Азии, от которой будет зависеть внесение необходимых изменений в настоящий Договор.
Решение о проведении операций по поддержанию мира в рамках СНГ принимается Советом глав государств с согласия всех конфликтующих сторон, а также при условии достижения между ними соглашения о прекращении огня и других враждебных действий.
Группы по поддержанию мира в рамках СНГ комплектуются в каждом конкретном случае на добровольной основе государствами - участниками Соглашения, за исключением конфликтующих сторон.
Совет глав государств СНГ обязан в соответствии с Соглашением от 20 марта 1992 г. незамедлительно информировать Совет Безопасности ООН и Совет СБСЕ (ныне - ОБСЕ) о решении проводить миротворческую операцию.