Реализация права: понятие и формы. Реализация юридических норм: понятие, формы и место в правовом регулировании
Реализация права – претворение, воплощение предписаний юр норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов правоотношений.
Формы реализации:
1)по характеру правореализующих действий и виду реализованных юр. норм:
Использование (связано с правами, есть выбор)
Исполнение (связано с обязанностями – воинский долг)
Соблюдение (вся ос.ч. запреты, если предусмотрено наказание, значит действует запрет)
Применение правовых норм – специфическая форма реализации НП, осуществляется специально уполномоченными на то органами, ДЛ, общественными организациями.
2) по субъектам реализации:
Индивидуальные – право на заключение брака, на обучение, право на пикет)
Коллективные – образование полит партий, обществ объед, право на митинги, забастовк).
3) по уровню реализации НП:
Реализация общих установлений (реализация задач, принципов права)
Реализация общих норм, устанавливающих правовой статус и компетенцию
Реализация конкретных ПН в конкретных правоотношениях.
57. Правоприменение: понятие и стадии.
Узкий подход:
Право применяет только государство.
Широкий подход:
Право применяют все те, кто имеет власть (ОМСУ, власть родителей над несовершеннолетними детьми, власть над верующими (анафема), власть работодателей).
Признаки:
Властная деятельность уполномоченных органов
Индивидуализация правовых предписаний относительно конкретного субъекта в конкретной ситуации).
Творческая деятельность (судья квалифицирует преступления) – не всегда!!!
Организующая деятельность – (прием на работу, закупка оборудования).
Осуществляется в специально установленных З формах (приказ о зачислении на работу).
Завершается вынесением актов (приговор суда, расторжение брака, досмотр на таможне).
Контроль (получить разрешение).
Применение права - властная деятельность уполномоченных на то гос или иных органов, состоящая в рассмотрении конкретного юр вопроса, дела, на основе юр фактов и конкретных ПН и вынесении по нему индивидуальн решения, обязательного для адресата.
Стадии:
1) установление фактических обстоятельств юр дела. На этой стадии необходимо выявить и зафиксировать все факты, имеющие отношение к делу;
2) выбор и анализ НП , подлежащей применению, а также юр квалификация фактических обстоятельств дела (юр анализ соотношения смыслового содержания юр нормы с фактическими обстоятельствами дела);
3) уяснение содержания НП, разъяснение её компетентным органам. Уяснение+разъяснение=толкование.
3) принятие решения по юр делу и его документальное оформление (принятие правоприменительного акта);
4) исполнение правоприменительного акта и контроль исполнением.
58. Акты применения права: понятие и виды. Юр техника актов применения права.
Акт применения права – это индивидуальное, властное веление (предписание), вынесенное в результате решения юр дела.
Признаки АП:
Применяются компетентным Гос (мун) органом, ДЛ, уполномоченной общественной организацией (все кадровые назначения). ПН применяют все у кого есть власть.
Носят властный характер, отсюда обязательный характер.
Индивидуализируют НП, применительно к конкретным ситуациям и лицам. Здесь принципиальное отличие АП от источников (форм) права, т.к. источники – неперсонифицированны.
Имеют как правило, документальную форму (приговор суда).
Не имеют документальной формы – приказы в устной форме (приказ открыть огонь).
Выступают юр фактами, т.е. влекут возникновение, изменение, прекращение правоотношений. Например, отстранение от должности одного и назначение другого.
Классификация:
По отраслям:
АП – Указ Президента (кадровые назначения на гос должности)
ТП – приказ ректора о назначении на должность
УП – приговор суда
УПП – очная ставка
МП – приказ «О назначении ответственного за проведение дня города»
По субъектам правоприменения:
Акты исп органов – все кадровые вопросы правительства – назначение советника, прес секретаря
Суд акты – приговор, постановления
Контрольно-надзорные – аудиторы счетной палаты 9акты проверок). По результатам проверок президент принимает решение.
По характеру решения:
Запрещающие – д. Никульское была обнаружена инфекция – ввели карантин или парад победы на красной площади – пропускная система.
Обязывающие – обязанность остановиться на требования сотрудника ДПС
Поощрительные – приказ о премировании
Удостоверительные акты (паспорт, зачетка, студ.билет, свид-во о рождении)
По функциональному признаку:
Правоприменительные – Указ о назначении мин обороны»
Правообеспечительные – решение о выделении денег на парад 9 мая или день города, или проведение олимпиады.
Акты-регламентаторы – акты правительства по реализации Указов Президента РФ. Регламентируется работа по срокам, лицам. Регламент ГД не подходит.
По способу выражения:
Акты – документы (приговор)
Акты-действия (жест регулировщика, флаг приспустить)
Акты символы (парад победы)
По наименованию:
- приказы (о назначении)
Постановления (суда)
Приговор
Указания (начальника)
Представление (к награде)
Резолюция («оплатить» на служебной записке)
Указы (президента о помиловании). Постановление об амнистии – это НПА, а не правоприменительный акт, т.к. не индивидуализированный, а для опред группы лиц.
Протоколы (заседания)
Решения
Разрешения (о ношении оружия)
Предупреждения
Предписания (госпожнадзор – предписание чтобы был план эвакуации).
Соотношения НПА и ПА:
Являются правовыми актами
Принимаются компетентными органами
Носят властных характер
Обладают юр силой и обязательны к исполнению
Обеспечены гос принуждением – не универсальный, т.к. например представление к награде президент может не подписать, но за это не предусмотрено принуждение.
Отличия:
1)НПА – содержит НП
2) НПА неперсонифицированные
ПА – адресованы конкретным лицам, поименованы
3) НПА выражает метод общенормативного абстрактного правового регулирования
ПА – метод индивидуального регулирования
4) НПА – характеризуются возможностью неоднократной реализации (не выступает юр фактом).
ПА действует только 1 раз и выступает юр фактом.
5) НПА – всегда имеет документарную форму
ПА – не всегда имеет документальную форму.
Правоприменительные акты имеют четкую структуру и состоят из 4х частей:
1) вводная часть - наименование акта (приговор, решение, постановление и т.д.), место и дата принятия, наименование органа/ДЛ, которое принимает решение, по какому делу;
2) описательная часть содержит указания на юр факты, которые явились предметом рассмотрения, указывается – когда, где, при каких обстоятельствах, каким способом совершены деяния;
3) мотивировочная часть - анализ, оценка доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактич обстоятельств, их юр квалификация, ее обоснование, ссылки на соответствующие процесс нормы;
4) резолютивная часть - решение по делу (формулируется конкретное решение о правах и обязанностях, об избранной мере юр ответственности).
59. Пробелы в праве: понятие, виды, способы их преодоления и устранения.
Пробел в праве - полное либо частичное отсутствие норм, необходимость которых обусловлена развитием общественных отношений и потребностями практического решения дел.
Псевдопробел – мнимый – отсутствие нормы, при отсутствии необходимости в ней.
Виды:
По отраслям:
В КП – Ельцин по мнению Зюганова не выполнял свои обязанности и КПрф при поддержки партии «Яблоко» хотели отрешить президента от должности. Но ни в КРФ, ни в ФКЗ нет нормы, закрепляющей сколько времени необходимо не выполнять обязанности.
По источникам (формам):
Нормативном договоре
Юр прецеденте. Это 4 основных источника.
В религиозных текстах (мусульманское право) – основной источник права коран – отсутствие информации о захвате заложников, угоне, захвате судна.
По виду НПА:
В законе
По виду прецедента:
- суд прецедент
Адм прецедент
По элементу нормы права:
В гипотезе
В диспозиции
В санкции. Например, ввели запрет за распитие спиртных напитков в общественных местах, но отсутствуют санкции за это.
По времени появления:
- первоначальный – на момент издания НПА, в результате упущения правотворческих органов.
Вторичный – появляются после издания НПА, нормативных договоров, в процессе развития общественных отношений.
По причинам появления:
Объективная – нельзя было предусмотреть на момент написания: незаконное радиовещание (международное уголовное преступление, т.к. может создавать помехи), этих норм объективно не могло существовать в древних источниках. Или УК РСФСР 22 года – отсутствие норм о компьютерных преступлениях.
Субъективная – недостаток юр образования, непрофессионализм – в зак органе, особенно в ФС, ГД должны преобладать юристы, хотя бы простое большинство.
Понятие «правовой вакуум» Малиновский (МГИМО) ввел это понятие – состояние близкое к этому возможно во время соц катаклизмов (кардинальная смена власти). До 1922, до принятия УК РСФСР, УК 1903г. не действовал, были разъяснения, но фактически в них не было ни одного состава, т.е. с 17 по 22 год было состояние близкое к правовому вакууму.
По степени неурегулированности:
Полное отсутствие норм
Может не хватать какой-то одной нормы, или элемента нормы, статьи.
Например, ФЗ «О легализации незаконных доходов».
Пробел можно ликвидировать: в результате законотворчества принять ФЗ, ФКЗ, подзаконный акт.
Конституционное собрание предусмотрено, но как оно формируется. Численность, состав – не сказано ничего.
Преодоление:
Аналогия Закона - способ преодоления пробел, при котором правоприменительное решение принимается на основе конкретной нормы, конкретного закона, регулирующего сходные с рассматриваемыми отношениями.
К ней можно обратиться:
Если есть пробел
В 1 очередь ищем в том же НПА, потом актах этой же отрасли, далее в наиболее близкой отрасли (в ГК – предр.пр.,СП, ЖП, Комм.пр.).
Современное УК запрещает применение аналогии и права, и закона (после смерти Сталина 1957-58гг.).
Если берем норму из сходной отрасли – это субсидиарное применение права (ЖП из ГП).
Если норма отсутствует в сходной отрасли, то применяется аналогия права – способ преодоления пробела, при котором он устраняется на основе принципов права.
Аналогия должна применяться в строгом соответствии с требованиями законности , разумности и целесообразности .
В каждом конкретном случае решение , принятое по аналогии имеет значение для этого случая.
Для эффективного регулирования отношений недостаточно принять хороший закон. Необходимо еще обеспечить и его качественную реализацию. Эта проблема обострилась в связи с распространением обобщающих, абстрактных предписаний, регламентирующих такие же общие, типичные жизненные ситуации. Кроме того, расширились системообразующие связи юридических норм, предполагающие комплексное использование ряда различных норм для урегулирования одной социальной ситуации.
В связи с усложнением процесса реализации права повышается значимость творчески мыслящего, инициативного адресата и профессионально грамотного правоприменителя, способного обеспечить целесообразный переход юридически должного предписания в социальную практику. В связи с этим само право все больше оказывает не только регулятивное, но и идейно-мотивационное воздействие на личность.
Реализация права представляет собой процесс воплощения правовых норм в правомерное поведение субъектов, в достижение запланированного социально полезного результата, который зависит от ряда экономических, политических, социально-культурных, профессиональных и иных факторов.
Формами реализации права являются: соблюдение, исполнение, использование и применение правовых норм.
Соблюдение выражается преимущественно в пассивном поведении разнообразных субъектов, состоящем в обязанности их воздержания от совершения социально вредных действий, запрещенных правом. Установление такого рода запрета связано с возможностью причинения вреда интересам общества, государства или личности. Его социальная значимость, как правило, очевидна для большинства граждан. Это естественное, проходящее вне конкретных правоотношений поведение субъектов, которые, как правило, даже не осознают, что реализуют уголовно-правовые запреты (не убивают, не крадут и т. д.). В этой форме реализуются запрещающие нормы.
Исполнение состоит в активном выполнении субъектом возложенных на него обязанностей. Оно становится своеобразной преградой на пути произвола, неорганизованности, хаоса и игнорирования общезначимого интереса. Поэтому данная форма отличается персонификацией и повышенной императивностью официально закрепленных предписаний, выполняемых под страхом наказания за их невыполнение. В ней реализуются обязывающие нормы.
Использование состоит в добровольном и последовательном осуществлении субъектами права принадлежащих им субъективных прав, которое происходит в активной или пассивной форме. Реализация права в данном варианте происходит только по желанию самого субъекта, который может воспользоваться, а может и не воспользоваться своим субъективным правом. Она основана на принципах добровольности, заинтересованности, самостоятельности и социальной активности адресатов правовых норм. Элемент императивности здесь состоит в предупреждении злоупотребления нравом и защите законных интересов иных субъектов права. Причем пользование правом носит последовательный, процедурный характер. Сложность этих процедур во многом зависит от содержания и степени значимости самого субъективного права. В этой форме реализуются управомочиваюшие нормы права.
Соблюдение, исполнение и использование, отражая три основных способа правового регулирования (запрет, обязывание и дозволение), по-разному проявляются в реальном поведении субъектов и по-разному обеспечиваются государством. Если запрет и обязывание приводят к соблюдению и исполнению, во многом опираясь на возможность принуждения, то дозволение приводит к использованию только убеждения. В отдельных несложных вариантах поведения, связанных с преимущественной реализацией одной нормы, они имеют самостоятельное значение. При осуществлении комплексной, сложной деятельности одновременно присутствуют все названные формы реализации. Так, должностное лицо, исполняя возложенные на него обязанности, в то же время использует определенные права, соблюдая при этом границы своей компетенции. Различают три способа реализации права: 1) непосредственный, который выражается в самостоятельной, добровольной реализации права самими субъектами; 2) опосредованный, когда реализация права осуществляется государственно-властным правоприменительным решением; 3) договорный, который осуществляется по взаимному соглашению равноправных субъектов без вмешательства государственных органов.
Непосредственная реализация права (саморегуляция) в форме соблюдения, исполнения и использования характеризуется следующими свойствами:
реализация гражданами своих прав осуществляется в данном случае непосредственно без участия и помощи со стороны властных органов. Субъект сам определяет объем реализации своего права и в любой момент может отказаться от реализации;
процесс такой реализации не нуждается в сложных процедурах. Усложнение процедуры усложняет возможность пользоваться правами;
как правило, нет необходимости принятия каких-либо дополнительных решений. Личность берет на себя ответственность за правомерность своего поведения. Таким образом, непосредственная реализация права основана на убеждении людей в справедливости, полезности и необходимости правового способа бытия, осознании своей ответственности перед государством и другими людьми.
Необходимость в правоприменении возникает тогда, когда для реализации нормы требуется наличие третьей, властной стороны, способной предупредить или разрешить возможные спорные ситуации. Применение права представляет собой государственно-властную управленческую деятельность компетентных органов государства и некоторых иных уполномоченных на то организаций, которая состоит в принятии персонифицированных правовых предписаний, регулирующих конкретную жизненную ситуацию.
Право создается для того, чтобы оно практически претворялось в жизнь, чтобы достигались те цели, на которые рассчитывал законодатель. В противном случае сам этот институт не имел бы смысла. Еще встарь говорилось: «Напрасно законы писать, коли их не исполнять». Римские юристы также считали, что бездействующий закон хуже отсутствующего.
Французский мыслитель Ш. Монтескье в своем знаменитом труде «О духе законов» писал: «Когда я отправляюсь в ту или иную страну, я интересуюсь не тем, хороши ли там законы, а тем, как они соблюдаются, ибо хорошие законы встречаются везде». Звучит весьма современно и актуально.
Простое принятие все новых и новых правовых норм не может само по себе дать желаемого социального эффекта - необходимо добиваться их действительной реализации, логического конечного результата, реального воздействия на регулируемые отношения.
Под реализацией права понимается процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и всех иных участников общественных отношений. Вне деятельности людей реализация права немыслима. Отсюда - значение целенаправленной организаторской деятельности субъектов права.
Сегодня в России принято немало нужных и важных законов, указов, правительственных постановлений, иных нормативно-правовых актов, но проблема состоит в том, что они плохо, неэффективно работают или даже совсем не действуют. Причин много: кризисное состояние общества, низкая правовая культура, неразвитое в должной мере правосознание, нравственно-правовой нигилизм, всеобщая разболтанность, неуправляемость, социально-политическая напряженность, нестабильность, высокая преступность, вседозволенность, экономические трудности и т.д.
В проблеме реализации права важнейшее значение имеет социально-политический аспект - насколько полно и адекватно право выражает волю, потребности, устремления людей, иными словами, в какой мере онолегитимно. Отвечает ли право подлинным чаяниям, запросам, интересам членов общества, оправдывает ли их ожидания - этот вопрос является определяющим. Чем выше легитимность права, тем успешнее и полнее оно реализуется.
Если тот или иной нормативный правовой акт оказывается чуждым народному правосознанию, если последнее не воспринимает данный акт как «свой», он обречен на бездействие. То же самое относится ко всей юридической системе. Сказанное не означает, что каждый отдельно взятый закон должен нравиться всем.
Правореализация - это трансформация заложенных в юридических нормах требований в правомерное поведение субъектов. Если этого не происходит, то власть оказывается неспособной обеспечить стабильность и порядок в обществе. При этом правомерное поведение может быть как добровольным, так и принудительным, т.е. совершаемым под угрозой применения санкций.
Важно, что в любом случае цели, которые ставил перед собой законодатель., достигаются. Само собой разумеется, что реализация права связана только с правомерным поведением, по каким бы мотивам оно ни совершалось: неправомерные действия, правонарушения не могут служить способом осуществления правовых норм.
Процесс реализации права протекает под влиянием целого ряда факторов - социально-экономических, политических, культурных, нравственных, психологических, организационных и других. Немалую роль здесь играют и финансовые возможности, материальные стимулы, государственные гарантии. Задача заключается в том, чтобы создавать наиболее благоприятные условия, среду для нормального правового регулирования, а стало быть, и успешного проведения реформ.
Он представляет собой комплекс взаимосвязанной правовой деятельности, характер и направления которой зависят от особенностей тех или иных норм, их целей, содержания, юридической силы, иерархии, адресатов, сферы «приложения», отраслевой принадлежности и т.д.
В науке различают четыре основные формы реализации права : 1) соблюдение; 3) исполнение; 2) использование; 4) применение. В основу такого деления положена степень активности субъектов по осуществлению правовых норм
Соблюдение. При соблюдении субъекты воздерживаются от совершения противоправных действий, иными словами, соблюдают требования правовых норм. С правовой точки зрения поведение индивида может быть либо правомерным, либо неправомерным, либо юридически безразличным. Соблюдение правовых норм есть вид правомерного поведения и в то же время первая, главная и наиболее общая форма реализации права, ибо если люди ведут себя правомерно, спокойно живут, работают, ничего не нарушают, являются законопослушными гражданами, то тем самым достигаются те цели, на которые рассчитывал законодатель. Право реализуется, претворяется в жизнь.
Особенности данной формы реализации заключаются в следующем:
а)это в основном пассивная форма поведения субъектов - воздержание от совершения неправомерных действий;
б)это наиболее общая и универсальная форма реализации права, охватывающая всех без исключения индивидуальных и коллективных субъектов - от рядового гражданина до президента, от самых нижестоящих структур до парламента и правительства;
в)она касается главным образом правовых запретов,
г)осуществляется вне конкретных правоотношений,
д)происходит в большинстве случаев естественно, обычно, незаметно, никак не фиксируется.
При исполнении субъекты выполняют возложенные на них обязанности, функции, полномочия, реализуя тем самым соответствующие правовые нормы. Спецификой данной формы является то, что она: во-первых, распространяется в основном на обязывающие нормы; во-вторых, предполагает, в отличие от первой (пассивной) формы, активные действия субъектов; в-третьих, отличается известной императивностью, властностью, поскольку за неисполнение юридических предписаний могут последовать санкции; в-четвертых, в большинстве случаев правоисполнительные действия, опять-таки в отличие от первой, так или иначе фиксируются, оформляются.
Например, молодой человек призывного возраста обязан исполнить свой воинский долг - отслужить в армии, если нет никаких льгот и отсрочек; граждане обязаны платить налоги, оплачивать проезд на всех видах транспорта, являться в суд по повестке в качестве свидетелей; прокурор должен реагировать на нарушение законности, выдать ордер на арест преступника, если тот совершил уголовно наказуемое деяние, а суд - вынести обвинительный приговор, если вина злоумышленника доказана; следователь призван совершать все необходимые процессуальные действия при расследовании преступления и т.д. При этом реализация должностными лицами своих полномочий является не только их правом, но и обязанностью.
Использование - это такая форма реализации права, когда субъекты по своему усмотрению и желанию используют предоставленные им права и возможности, удовлетворяют законные интересы, осуществляют свою праводееспособность. Характерный признак данной формы - добровольность. Никто не может заставить гражданина во что бы то ни стало использовать свое право. Реализуются главным образом управомочивающие нормы.
В повседневной жизни люди постоянно совершают разнообразные юридически значимые, дозволенные законом действия, вступают друг с другом, а также с организациями и учреждениями в определенные правоотношения, заключают разного рода гражданско-правовые сделки, договоры (продают, покупают, поступают и увольняются с работы, вступают в брак, разводятся и т.д.).
Для совершения подобных действий не требуется каких-либо специальных разрешений компетентных органов - достаточно того, что их разрешил сам закон. В то же время в некоторых случаях в целях полного и беспрепятственного осуществления гражданином своего права необходимо содействие (помощь) упомянутых органов или должностных лиц (к примеру, гражданин не может назначить сам себе пенсию, предоставить жилье, выдать зарплату, вручить паспорт, зачислить себя в вуз, освободить от должности или, скажем, оформить завещание, доверенность и т.д.). Требуется «вмешательство» надлежащих властных служб, структур, инстанций, наделенных соответствующими полномочиями.
Применение - это такой способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц. Последние выступают от имени государства, выполняя возложенные на них специальные функции и полномочия. Перед нами - одна из форм государственной деятельности, направленной на претворение правовых предписаний в жизнь, практику.
Применять нормы права - это значит применять власть, а нередко - принуждение, санкции, наказание.
Теория государства и права Морозова Людмила Александровна
19.1 Понятие и формы реализации права
Понятие и формы реализации права
Назначение права, как указывалось ранее, состоит в упорядочении общественных отношений, в регулировании поведения людей. Но принятые юридические нормы и нормативные правовые акты не смогут регулировать общественные отношения, если не будут претворены в жизнь, т. е. реализованы. Без этого они остаются бездействующими.
Под реализацией права принято понимать претворение, воплощение предписаний юридических норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов общественных отношений (государственных органов, должностных лиц, общественных объединений, физических лиц).
Реализация права и его действие в принципе близкие понятия, так как реализация права означает одновременно его действие. Вместе с тем действие права более широкое понятие, оно предполагает не только его собственно юридический аспект функционирования (регулирование общественных отношений), но и информационное, психологическое, социальное и иное воздействие на общественные отношения. Реализация же права есть его специально-юридический механизм действия, т. е. непосредственное регулирование общественных отношений, перевод общих, абстрактных моделей поведения в конкретные поступки и деятельность субъектов правового общения.
Считается, что право существует постольку, поскольку оно действует, т. е. оказывает воздействие на участников общественных отношений.
Действие права основано на главном качестве права оказывать реальное воздействие на поведение и поступки людей, а через это осуществлять определенное влияние на функционирование общественных отношений.
Под действием права акад. В. С. Нерсесянц понимает совокупность всех форм проявления его юридической силы, т. е. государственно-властной обязательности права. Право в действии означает его динамику, конкретизацию абстрактной нормы в реальном поведении субъекта.
Существует и иное определение понятия действия права (В. В. Лазарев, В. И. Червонюк, Т. Н. Радько). Это - информационное, ценностно-мотивационное и непосредственно регулирующее воздействие права на общественные отношения в пределах определенного пространства, времени и круга лиц.
Действие права отражает его бытие на различных уровнях - применительно к отдельной личности, объединениям людей, обществу в целом. Обобщенно можно выделить следующие процессы, которые охватывают действие права: 1) выработка средств правовой регуляции. Иначе говоря, того инструментария, который необходим обществу для воздействия на все стороны его жизни; 2) использование этого инструментария в фактической правомерной деятельности людей для достижения реальных результатов, каким является обеспечение господства права в общественных отношениях.
Действие права не сводится лишь к его реализации. Оно означает перевод моделей и абстрактных ценностей, установленных или защищаемых правом, в реальную практику или материализацию присущих праву свойств справедливости, свободы и равенства в поведение отдельной личности, действия органов и общностей, в образ жизни общества.
Выделяют внутреннюю и внешнюю стороны, или уровни, действия права. Внутренняя сторона (уровень) связана с восприятием права . Здесь специфика действия права заключается главным образом в том, чтобы вызвать у адресатов формирование мотивов правомерного поведения и подавить мотивы к неправомерным действиям. На данном уровне действие права выступает психологическим фактором. Только через психику человека право способно вызвать у него соответствующее отношение. Следовательно, восприимчивость нормы права свидетельствует о том, что она окажется эффективной в общественной жизни. Данная сторона служит основой для регулятивного действия права. Вне ценностно-мотивационного влияния невозможно специально-юридическое действие права. Недооценка законодателем указанного момента может привести к тому, что отдельные законы не будут восприняты населением и исполняться им.
Внешняя сторона действия права включает в себя социально-правовое действие, т. е. реальное функционирование права. Она связана с формами и методами, присущими праву, с формами и методами правомерного поведения и действий обязанных лиц. Данная сторона действия права определяется способностью права самореализовываться в действиях людей и иных субъектов. Нельзя отрывать действие права от деятельности государства, поскольку именно государство обеспечивает действие права, вырабатывает средства регуляции и использует их для регламентации общественных отношений.
Как уже указывалось, право несет в себе и информационное начало . Оно информирует о должном и возможном поведении, о том, что является правомерным и неправомерным, о последствиях, которые могут наступить при несоблюдении норм права, о рекомендациях государства и поощрениях, которые могут последовать, если субъект примет рекомендации государства.
Юристы полагают, что право содержит не только чисто правовую информацию, но и информацию о разных сторонах жизни общества, в частности об этом можно судить по регулируемым правом общественным отношениям. Поэтому важно, чтобы эта информация была бы достоверной, объективной, иначе законодатель рискует тем, что право не будет действовать.
Реализация права характеризуется следующими особенностями:
1) она всегда связана только с правомерным поведением. Это могут быть действия как активные, так и пассивные, т. е. воздержание от совершения противоправных действий. Только правомерное поведение субъектов общественных отношений реализует норму права, неправомерное - нарушает ее;
2) сформулированные в нормативных правовых актах предписания, установления, правила поведения и действий находят в результате их реализации фактическое воплощение;
3) реализация права служит средством обеспечения правопорядка в обществе;
4) в реализации права заинтересован главным образом тот субъект, который обладает субъективными правами;
5) осуществляется в различных формах, что обусловлено разнообразием общественных отношений; спецификой содержания различных норм права; различием средств воздействия на поведение людей; положением субъектов в системе правового регулирования; многообразием механизмов реализации права и рядом других факторов.
По характеру действий субъектов, степени их активности обычно выделяют четыре формы реализации права - соблюдение, исполнение, использование и применение .
Соблюдение права означает воздержание субъекта от совершения действий, запрещенных нормами права. В данной форме реализуются главным образом нормы-запреты . Это пассивная форма действий, она протекает незаметно, не фиксирована и характерна для реализации норм уголовного, административного, налогового права.
Исполнение права предполагает активные действия по выполнению субъектом возложенных на него обязанностей. В этой форме реализуются обязывающие нормы (например, обязанность исполнить договор, уплатить налоги, выплачивать алименты несовершеннолетним детям).
Использование права выражается в осуществлении возможностей, предоставленных нормами права. В этой форме реализуются управомочивающие нормы: избирательное право, право на жилище, на частную собственность и др.
Использование прав зависит от усмотрения субъекта, за которым они закреплены. Никакой ответственности за неиспользование своих прав законодательством не предусмотрено. Но это относится только к физическим лицам. Что касается государственных органов и должностных лиц, то неосуществление ими своих полномочий является правонарушением.
В указанных трех формах реализуется большинство юридических норм. Они непосредственно претворяются в жизнь действиями или бездействием (запреты) самих субъектов общественных отношений.
В юридической литературе нет единого мнения по вопросу о том, реализуются ли нормы права в правоотношениях или вне таковых. Сторонники реализации норм права вне правоотношений обосновывают свою позицию тем, что этим путем реализуются нормы посредством воздержания от действий, запрещенных правом, т. е. речь идет о реализации запретов путем пассивного поведения. Аналогично реализуются нормы, устанавливающие право на честь, достоинство. Здесь не возникает конкретных правоотношений. В приведенных случаях реализация норм права происходит в рамках общих (общерегулятивных) правоотношений, которые определяются связью индивидов с государством. Следовательно, юридические предписания реализуются только в правоотношениях, модель которых закрепляется в этих предписаниях.
Нередко для реализации юридических норм требуется вмешательство государства. В этих случаях используется правоприменение .
Из книги Государственные и муниципальное управление: конспект лекций автора Кузнецова Инна Александровна1. Понятие формы государства Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть.Форма государства отвечает на
Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е Е47. ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Существуют два вида международно-правовой ответственности:1) политическая – заключается в применении санкций в отношении государства-правонарушителя и связана с материальной
Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай МихайловичРаздел III. Формы и методы управленческой деятельности (реализации компетенции субъектов исполнительной
Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестенТема 12. Формы управленческой деятельности (реализации компетенции субъектов исполнительной власти) 1. Понятие и виды форм управленческой деятельности субъектов исполнительной власти Под формами управленческой деятельности обычно понимают способы выражения ее
Из книги Шпаргалка по гражданскому праву. Общая часть автора Степанова Ольга Николаевна2. Понятие правовых актов государственного управления как основной формы реализации компетенции субъектов исполнительной власти. Классификация правовых актов Правовые акты государственного управления - это правовые управленческие действия, которые характеризуются
Из книги Предпринимательское право. Шпаргалки автора Антонов А. П.5. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ, ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ Право – система установленных или санкционированных государством общеобязательных, формально определенных правил общего характера (норм), обеспеченных государственной защитой. Признаки
Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна28. Право собственности: понятие, формы, виды. Содержание права собственности. Способы приобретения. Прекращение права собственности В объективном смысле право собственности - система норм права, закрепляющих и охраняющих отношения в обществе по присвоению продуктов
Из книги Экзамен на адвоката автора99. Правовые формы реализации товаров Правовые формы реализации продукции – договоры поставки, купли-продажи, мены, контрактации, снабжения энергетическими и другими ресурсами, поставки товаров для государственных нужд. Договоры реализации товаров относятся к числу
Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.111. Правовые формы реализации услуг связи В ГК РФ нет специальных норм о договорах на оказание услуг связи – только гл. 39 «Возмездное оказание услуг, правила которой применяются в том числе к договорам оказания услуг связи» (ч. 2 ст. 779).Законодатель установил, что, если
Из книги Конституционно-правовые аспекты осуществления законодательной власти по обеспечению правопорядка в России автора Безруков Андрей Викторович6.6 Формы и методы реализации функций государства Государство осуществляет свои функции в особых формах и посредством специфических методов.Формы реализации функций государства показывают, какое внешнее выражение приобретает деятельность государства, как она
Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий АльбертовичВопрос 39. Обязанность адвоката по повышению квалификации и формы ее реализации. Основанием необходимости профессиональной переподготовки адвокатов является гарантированное Конституцией РФ право каждого на получение квалифицированной юридической помощи. Постоянное
Из книги автораВопрос 243. Право на обращение в арбитражный суд, его субъекты и формы осуществления. Предпосылки возникновения права на обращение в суд и условия его реализации, последствия их отсутствия (несоблюдения). Право на обращение в арбитражный суд вытекает из общего
Из книги автораПонятие нормы права и ее источники (формы выражения) Норма права – это общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное государством и направленное на урегулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей
Из книги автора3.1 Федеральный законодательный процесс – понятие, подходы, стадии, проблемы реализации Главная задача парламента – принятие законов. Процесс законодательства занимает более половины времени работы парламента. Законодательный процесс тщательным образом
Из книги автора§ 5.4. Формы и методы реализации функций государства Функции государства осуществляются в определенных формах и определенными методами. Формы осуществления представляют собой деятельность конкретных государственных органов по реализации функций государства. Они
Из книги автора§ 11.1. Понятие реализации норм права и ее основные формы Реализация правовых норм - это такое поведение субъектов права, в котором воплощаются предписания правовых норм (правомерное поведение), практическая деятельность людей по осуществлению прав и выполнению
Правовые нормы превращаются в реальность в том случае, если они воплощаются в поведение и деятельность субъектов права, становятся составной частью их существования. Только тогда право, правовое регулирование достигает цели, и только тогда общество можно назвать правовым и цивилизованным.
Под реализацией права понимается процесс воплощения правовых предписаний в правовое поведение участников правоотношений. При этом следует иметь в виду, что реализация субъективных юридических прав и субъективных юридических обязанностей составляет главное содержание правореализационного процесса.
Реализация права характеризуется следующими особенностями:
1) она всегда связана только с правомерным поведением. Это могут быть действия как активные, так и пассивные, т. е. воздержание от совершения противоправных действий. Только правомерное поведение субъектов общественных отношений реализует норму права, неправомерное – нарушает ее;
2) сформулированные в нормативных правовых актах предписания, установления, правила поведения и действий находят в результате их реализации фактическое воплощение;
3) реализация права служит средством обеспечения правопорядка в обществе;
4) в реализации права заинтересован главным образом тот субъект , который обладает субъективными правами;
5) осуществляется в различных формах , что обусловлено:
Разнообразием общественных отношений;
Спецификой содержания различных норм права;
Различием средств воздействия на поведение людей;
Положением субъектов в системе правового регулирования;
Многообразием механизмов реализации права и рядом других факторов.
В зависимости от характера юридических норм, их содержания, действий субъектов права, степени их активности выделяют четыре формы реализации права.
1. Соблюдение права означает воздержание субъекта от совершения действий, запрещенных юридическими нормами, которые требуют отказа субъектов права от проявления нежелательных с точки зрения права действий; здесь же нежелательна и активность субъектов права. Такое поведение получило название пассивного. В этой форме (в большинстве случаев) реализуются закрепительные и охранительные нормы. Заметим, что не все нормы права, содержащие такой классический метод правового регулирование, как запрет, формулируются прямо. Нередко он логически следует из смысла правовой нормы.
2. Исполнение юридических норм предполагает активные действия по реализации субъектами прав и возложенных на них обязанностей, как средств правового регулирования. Примером активных позитивных обязанностей могут быть, например, уплата налога, неустойки, поставка товара контрагенту в срок, выполнение работы по договору услуг (написание картины, музыки).
3. Использование права выражается в осуществлении возможностей, дозволенных полномочий, предусматривающих правомерные действия и поступки. Использование или неиспользование той или иной нормы (группы норм) зависит от воли управомоченного субъекта. Законодательство, как правило, не предусматривает наступление юридической ответственности за неиспользование своих полномочий субъектами права.
В указанных трех формах реализуется большинство юридических норм. Они непосредственно претворяются в жизнь действиями или бездействием (запреты) самих субъектов общественных отношений.
В юридической литературе нет единого мнения по вопросу о том, реализуются ли нормы права в правоотношениях или вне таковых.
Сторонники реализации норм права вне правоотношений обосновывают свою позицию тем, что этим путем реализуются нормы посредством воздержания от действий, запрещенных правом, т. е. речь идет о реализации запретов путем пассивного поведения. Аналогично реализуются нормы, устанавливающие право на честь, достоинство. Здесь не возникает конкретных правоотношений. В приведенных случаях реализация норм права происходит в рамках общих (общерегулятивных) правоотношений, которые определяются связью индивидов с государством. Следовательно, юридические предписания реализуются только в правоотношениях, модель которых закрепляется в этих предписаниях.
4. Применение права всегда считалось особой и наиболее сложной формой реализации права. Представляет собой властную деятельность государственных и иных уполномоченных на то органов, состоящую в рассмотрении конкретного юридического дела и вынесении по нему индивидуального решения. Другими словами, это конкретизация общих правовых предписаний (их "привязка") относительно конкретной жизненной ситуации и принятие соответствующего решения.
От иных форм реализации права (соблюдение, исполнение, использование) правоприменение отличается следующими признаками:
а) составляет прерогативу специально уполномоченных органов, прежде всего государственных и муниципальных, обладающих властными полномочиями;
б) имеет индивидуальный характер (рассматривается конкретное юридическое дело, по которому выносится решение приговор суда; решение суда по гражданскому делу); результатом правоприменительного решения является конкретизация (индивидуализация) субъективных прав и субъективных юридических обязанностей;
в) обязательность правоприменительного решения означает совершение необходимых действий и поступков, вытекающих из акта - действия соответствующего органа, должностного лица; обязательный характер проявляется не только в обязательности требований к непосредственным адресатам, но и обязательности всех, кто причастен к делу, его решению (например, Указ Президента РФ о награждении предполагает соответствующие действия должностных лиц его администрации, в необходимых случаях соответствующих структур администрации субъектов РФ);
г) правоприменительная деятельность строго регламентируется процессуальным законодательством, процедурными нормами, которые определяют последовательность и порядок тех или иных действий, операций.