Расторжение государственного контракта по 44 фз. В каких случаях допускается расторжение контракта
Заказчик и поставщик имеют право на расторжение контракта в одностороннем порядке. Основания указаны в ст. 95 44-ФЗ. Об алгоритме расторжения контракта в одностороннем порядке в 2019 году расскажем в статье.
Расторжение договора по 44-ФЗ в одностороннем порядке
Контракт можно расторгнуть несколькими способами: по договоренности между сторонами, по суду, а также в одностороннем порядке. Первый вариант - это мирное решение конфликта. Расторжение одной из сторон возможно, если в контракте есть такой пункт.
Нужно понимать, что такая возможность есть не только у заказчика, но и у поставщика, если госзаказчик нарушает обязательства.
Когда может заказчик
Основания прописаны в ст. 95 44-ФЗ и ст. 523 ГК РФ. У заказчика должны быть веские причины: существенные нарушения со стороны поставщика. Например, если он не раз срывал сроки поставки, поставлял товар плохого качества. Иногда заказчик обязан расторгнуть договор в одностороннем порядке:
- поставщик подал ложную информацию и только благодаря этому выиграл;
- продукция не соответствует закупочной документации;
- расторгнут инвестиционный контракт на товар, произведенный или модернизированный в РФ.
Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:
Что касается сроков, то у заказчика есть право расторгнуть контракт в любое время до сдачи результата работы (ст. 717 ГК РФ). При этом он должен оплатить все товары, работы и услуги, по которым претензий нет. Обратите внимание: если назначена экспертиза, расторгнуть контракт заказчик может, только если существенные недостатки подтвердит эксперт.
Пошаговая инструкция по расторжению контракта
Заказчик издает решение об одностороннем расторжении контракта и публикует в ЕИС. Ему дается 3 дня на то, чтобы уведомить поставщика. Способ уведомления может быть любым - по почте, факсом, электронным письмом. Главное, чтобы можно было подтвердить получение информации адресатом. По закону, контракт считается расторгнутым спустя 10 дней после этого.
Как отразить в ЕИС
После расторжения контракта в одностороннем порядке по 44-ФЗ заказчик должен отразить этот факт в реестре контрактов в течение 3 дней, в отчете в течение 7 дней, в также опубликовать решение в ЕИС в течение 1 дня. Как разместить информацию о расторжении контракта в реестре контрактов, расскажем далее.
На главной странице реестра контрактов на вкладке «Исполнение» в контекстном меню контракта нажмите на «Исполнение (расторжение) контракта». Для формирования информации о расторжении контракта на вкладке «Общая информация» выберите тип документа «Информация о расторжении контракта». Заполните поля:
- «Дата расторжения контракта»;
- «Основание расторжения контракта»;
- «Наименование документа, являющегося основанием расторжения контракта»;
- «Дата документа»;
- «Номер документа»;
- «Дата вступления в силу уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя), уведомления заказчика»;
- «Причина расторжения контракта».
Затем переходите на вкладку «Исполнение контракта». Если организация-заказчик - бюджетное учреждение, при формировании информации о расторжении контракта страницу «Исполнение контракта» заполнять не нужно.
Если на вкладке «Общая информация» была установлена отметка в поле «Наличие информации о требовании в адрес банка об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии», на вкладке «Расторжение контракта» установите отметку «Информация о прекращении обязательств поставщика, обеспеченных банковской гарантией».
Добавьте документы в разделе «Прикрепленные файлы». Далее нажмите на кнопку «Готово». Сформированная информация отобразится на вкладке «Документы» карточки контракта. Для размещения информация о расторжении необходимо выбрать пункт «Подать на размещение».
Судебная практика
В качестве примера возьмем решение Арбитражного суда г. Москвы по делу № А40-205120/17-43-1824 от 09.06.2018. Администрация поселения Первомайское в городе Москве заключила с ООО «ПрофТоргСтрой» контракт на ремонт дорог. Компания справилась в срок, однако заказчик без объяснения причин отказался от взятых на себя обязательств. Подрядчик дважды направлял документы на подпись, но ответа не дождался. Не было ни оплаты, ни мотивированного отказа от приемки. В итоге подрядчик решил, что претензий к его работе нет. Сумму задолженности в 7 млн 945 тыс. руб. он попытался взыскать с заказчика через суд.
Суд напомнил сторонам, что отказ от контракта возможен только в установленных законом случаях. Однако в нашем случае никаких существенных нарушений не было, поскольку заказчик не предъявил претензии. После начала судебного разбирательства заказчик внезапно активизировался и подал на ООО «ПрофТоргСтрой» встречный иск. Он обвинил компанию в нарушении сроков, СНиП и ГОСТов.
Что касается отказа от контракта, заказчик нарушил процедуру, установленную законом. Он не разместил документы ЕИС, не направил уведомление подрядчику, не проводил сверку расчетов. При этом суд учел и то, что ни одной претензии по пятой дороге администрация не направляла. В итоге суд удовлетворил требование подрядчика об оплате контракта.
Также рассмотрим пример из судебной практики, когда контракт в одностороннем порядке расторг исполнитель - Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу № А56-37913/2018 от 26.06.2018. Санкт-Петербургский государственный аграрный университет (ФГБОУ ВО СПбГАУ) и АО «Союзпечать Северо-Запад» заключили госконтракт на услуги по подписке на газеты, журналы и другие периодические издания. Исполнитель обязался завершить оказание услуг 31.12.2017.
Нужно ли расторгать контракт, если поставщик в период исполнения контракта прекратил деятельность как индивидуальный предприниматель и открыл ООО?
Отвечает Константин Эделев , эксперт Системы Госзаказ
Да, нужно. В такой ситуации заказчик расторгает контракт по соглашению сторон и проводит новую закупку на остаточный объем товаров.
Менять контрагента в ходе исполнения контракта можно только в случае, если к новому поставщику переходят права старого при реорганизации юрлица. Такое правило закреплено в части 5 статьи 95 Закона № 44-ФЗ. Поскольку индивидуальный предприниматель не юридическое лицо, это правило к нему неприменимо.
Адресом доставки всех периодических изданий значилась библиотека университета. Однако печатные издания не поставлялись по адресу, указанному в контракте, а частично передавались через отделение почты России с нарушениями сроков и объемов поставки, а также без оформления каких-либо сопроводительных документов. Представителям заказчика приходилось самим обращаться в отделения почты России, несмотря на то что контракт включал расходы исполнителя на доставку изданий непосредственно в университет.
Любопытно, что в свою защиту исполнитель сослался на существующий на тот момент договор поставки периодических печатных изданий между заказчиком и ФГУП «Почта России». Мол, раз уж такой договор есть, в рамках него могут доставлять и его издания. Причем исполнитель никакого отношения к этому договору не имел.
По состоянию на 31.08.2017 исполнитель не оказал услуги по поставке периодических изданий по 38 позициям спецификации. В итоге заказчик потребовал пени в сумме 31.635 руб. 25 коп. Платить исполнитель отказался, сославшись на то, что издания якобы поставлялись в срок. Правда, никаких подтверждающих документов не предоставил. Это противоречит условиям контракта. Факт оказания услуг должен быть подтвержден актом, подписанным обеими сторонами.
Несмотря на спорную ситуацию, исполнитель выставил заказчику несколько счетов авансом, что не предусмотрено условиями контракта. При этом все счета и акты не содержали сведений о количестве фактически поставленной печатной продукции и ее стоимости в отчетный период. Получается, что исполнитель по какой-то причине единолично принял решение по определению размера ежемесячных платежей, разделив стоимость контракта на 5 месяцев оказания услуг с августа по декабрь, при этом необоснованно исключив из периода обслуживания срок с 15 по 31 июля 2017 года.
Спустя некоторое время исполнитель уведомил заказчика об одностороннем отказе исполнения контракта с 01.11.2017 года. Кроме того, он направил заказчику досудебную претензию с требованием оплатить оказанные услуги в общей сумме 63.620 руб. 42 коп. Никаких актов и счетов с указанием фактически поставленной печатной продукции за отчетный период исполнитель не приложил. Позже он уведомил заказчика об изменении периода одностороннего отказа от исполнения контракта - с 01.12.2017 года. А также отметил, что акты сверки расчетов подписывать не будет. Заказчик в свою очередь разместил сведения о расторжении контракта с 01.12.2017 года на официальном сайте ЕИС.
К слову, заказчик сообщил о готовности оплатить фактически поставленную печатную продукцию после предоставления документов первичного бухгалтерского учета. Письмо с приглашением на сверку расчетов исполнитель проигнорировал. Спустя время заказчик повторно предложил исполнителю представить товарные накладные, акты и счета на фактически поставленную продукцию и явиться на сверку расчетов, но этого так и не произошло. В итоге контракт был расторгнут с 01.12.2017 года в связи с односторонним отказом исполнителя.
В исковых требованиях АО «Союзпечать Северо-Запад» потребовало расторгнуть контракт и взыскать с заказчика 43.377 руб. 56 коп., внесенных в качестве обеспечения, а также возмещение суммы фактических расходов в размере 120.674 руб. 05 коп. Однако удовлетворять иск суд не стал. Он напомнил исполнителю, что договор может быть расторгнут по решению суда только при существенном нарушении условий другой стороной. Однако проблема в том, что на момент обращения в суд договор уже был расторгнут. Повторно сделать это суд просто не мог. Спорный договор уже прекратил свое действие, как и обязательства по нему. Учитывая тот факт, что контракт расторгнут заказчиком в одностороннем порядке, суд решил, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Вложенные файлы
- Дополнительное соглашение о расторжении контракта.docx
- Соглашение о расторжении контракта.docx
- Требование о расторжении контракта.docx
- Перечень случаев расторжения контракта заказчиком.doc
Контракт, предметом которого являются государственные закупки, регламентирует отношения между государством и исполнителем услуги, ориентированные на обеспечение нужд государства. Соблюдение норм проведения процедуры позволяет исключить злоупотребление взаимоотношениями и предупредить коррупцию за счет общедоступности и прозрачности информации. Планирование всех сделок, порядок определения контрагентов, заключение контракта и обеспечение выполнения его условий регулируется нормативно-правовыми источниками. Возможно ли расторгнуть контракт, что может быть причиной такого решения и какие его возможные последствия?
Расторжение контракта
Что такое контракт
Соглашение между сторонами, целью которого является регулирование взаимоотношений и регламентирование обязательств, называется контрактом. По смысловой нагрузке документ тождественен договору, однако развитие правового дела в Российской Федерации придало ему специфические характеристики. На сегодняшний день он стал восприниматься как особый вид договора, оформляемый в письменном виде и имеющий определенный перечень разделов в общем содержании.
Контракт интерпретируется как один из частных случаев договоренностей, имеющий узкоспецифическую направленность.
Он оформляется в сфере трудовых правоотношений, при аренде, покупке, продажи имущества, а также при кредитовании. Документ необходим для регулирования брачных отношений и регламентирования обязательств на валютном и биржевом рынках.
Виды контрактов
Особое место занимают контракты, заключаемые при государственных закупках. Порядок и нюансы их оформления и регулирование взаимоотношений сторон рассмотрены в нормативно-правовых источниках, охватывающих сферу контрактной системы в области закупок услуг, работ и товаров, направленных на обеспечение нужд государства на федеральном и региональном уровнях.
Контракт государственной закупки интерпретируется как специфический договор, предметом которого являются взаимоотношения между государством и субъектами, направленные на реализацию услуг или организацию поставок продукции, а также на регулирование процедуры. Договоренность может иметь краткосрочный, среднесрочный или долгосрочный период действия. Ее параметры должны быть отражены в контракте. Количество участвующих сторон определяют коллективный или индивидуальный тип соглашения. В зависимости от применяемых инструментов реализации договора, он может быть самовыполняющимся или регулируемым третьей стороны.
Ответственность сторон за невыполнение условий контракта
Процедура расторжения контракта допускается на основании судебного решения, при одностороннем отказе субъекта от выполнения обязательств, а также по обоюдному согласию сторон. Причиной прекращения сотрудничества может быть несоответствие контрагента заявленным им параметрам, продукции или услуги регламентированным требованиям, невозможность оказания услуг исполнителем по причинам, не зависящим от него, а также в случае, если заказчик больше не нуждается в предмете договора.
Заказчик услуги вправе отказаться от ее получения в случае, если причина его решения предусмотрена в положениях Гражданского Кодекса, а также если его такое право закреплено в контракте.
Прежде чем принять решение о его расторжении, необходимо прибегнуть к помощи узкопрофильных специалистов, которые бы смогли провести экспертизу выполненных работ, предоставленной услуги или поставленной продукции. Договор может быть расторгнут только при наличии квалифицированного экспертного заключения, подтверждающего нарушение регламентированных условий предоставления услуги. Основанием для отказа принятия работы и подписания акта выполненных работ, в данной ситуации будет являться экспертиза.
Читайте также: Образец заявления на выписку из ЕГРЮЛ
Нюансы проведения процедуры
Разрыв контракта в одностороннем порядке может быть обусловлен нежеланием дальнейшего сотрудничества по объективным причинам, обусловленным несоответствием результатов труда исполнителя нормативным требованиям и качественным характеристикам. Закон регламентирует порядок расторжения контракта в одностороннем порядке по 44 ФЗ. Соглашение между сторонами будет аннулировано только при соблюдении порядка осуществления процедуры, подразумевающей:
- проведение экспертизы качества оказываемых услуг;
- уведомление исполнителя о нежелании сотрудничества;
- внесение данных в ЕИС.
В обязанности заказчика входит размещение информации о своем намерении разорвать контракт в единой информационной системе. В соответствии с положениями нормативно-правового акта, потребитель должен известить исполнителя о своем решении в трехдневный срок после его принятия. Для этого ему необходимо оформить письмо, с отображенным обоснованным намерением отказа в сотрудничестве или в принятии оказанной услуги или поставленной продукции.
Уведомление исполнителя
Порядок одностороннего расторжения контракта
Документ может быть отправлен адресату по почте как заказное письмо с подключенной опцией «с уведомлением». Адрес доставки должен соответствовать данным, отображенным в контракте. Допустимо информирование исполнителя любым другим способом, подразумевающим фиксацию факта отправки и подтверждения получения извещения. При наличии соответствующих сведений, можно воспользоваться факсом, телеграммной опцией или электронной почтой, при условии отправки письма с запросом о его прочтении адресатом.
Отправка извещения
Датой уведомления признается день получения отправителем подтверждения о том, что извещение было вручено исполнителю. Практика показывает, что не всегда возможно получить такой документ. Это может быть связано с несоответствием адреса контрагента, указанного в контракте, с его фактическим месторасположением, а также с уклонением партнера от получения письма с целью снижения собственных рисков потерь финансов и репутации, которые неизбежны для него при таком развитии событий. В таких ситуациях законом определено признание уведомления через 30 дней после его размещения в единой информационной системе.
Когда действие договора прекращается
Отказ от сотрудничества по контракту в одностороннем порядке приобретает юридическую актуальность через 10 дней после надлежащего уведомления заказчиком о своем решении исполнителя. В этот период контрагент вправе устранить обстоятельства, которые стали причиной недовольства потребителя.
Последствия операции
Сведения об исполнителе, с которым был расторгнут контракт, вносятся в реестр недобросовестных субъектов хозяйствования. Его нахождение в черных списках станет причиной отказа в участии в торгах и в заключении договоров с заказчиками, имеющими положительную репутацию.
Единая информационная сеть
При разрыве отношений между контрагентами в порядке одностороннего отказа от дальнейшего сотрудничества, заказчик вправе приобрести предмет сделки, предложенный исполнителем не в полном объеме, регламентированном положениями соглашения. Такие взаимоотношения актуальны для ситуации, когда исполнитель до прекращения взаимоотношений по контракту, частично выполнил свои обязательства. Заказчик, оформляя новый договор с другим поставщиком услуг или продукции, вправе откорректировать объемы поставки в сторону уменьшения. Аналогичным образом проводятся изменения в стоимостной политике, предложенной за выполненную работу.
Прекращение сотрудничества по соглашению сторон
Участники контракта вправе расторгнуть договоренность по обоюдному согласию в ситуации, когда исполнитель не может выполнить свои обязательства по причинам, не зависящим от него, или при отсутствии необходимости в его услугах у заказчика. Основанием для разрыва договора также является влияние на стороны действия непреодолимой силы, формирующей форс-мажорные обстоятельства, при которых выполнение договоренности становится невозможным.
Если условия расторжения не описаны в 44-ФЗ, стороны руководствуются Гражданским кодексом. Посмотрим на условия и риски каждого из способов.
По соглашению сторон
Условия
Стороны могут расторгнуть контракт, если у них нет претензий друг к другу. Эта возможность прописана в 44-ФЗ, ее необязательно указывать в контракте. Есть разные ситуация, когда стороны расторгают контракт по взаимному соглашению, например:
- Поставщик не может исполнить контракт по независящим от него причинам (истек срок контракта, а заказчик выбрал не весь товар).
- У заказчика нет необходимости в поставке товара, и поставщик согласен расторгнуть контракт, не требуя от заказчика возмещать ущерб.
- Невозможно выполнить контракт из-за форс-мажора (наводнение, войны, забастовки, санкции и т.д.).
Стороны оформляют расторжение в виде дополнительного соглашения к контракту в той же форме, что и контракт: бумажной или электронной. В документе прописывают:
- реквизиты сторон,
- причины расторжения,
- количество уже поставленного и оплаченного товара,
- сроки возврата аванса или обеспечения (при необходимости),
- отсутствие претензий.
Контракт нельзя расторгнуть частично. Это подтверждает Минэкономразвития России в письме от 16.01.2017 № Д28и-130 . Если товар поставлен не в полном объеме, то заказчик принимает и оплачивает его фактически поставленное количество.
Больница заключила контракт на поставку медикаментов в несколько этапов. В определенный момент заказчик отказался принимать товар, сославшись на его переизбыток на складе, и предложил поставщику расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Требовать это от поставщика заказчик не имеет права. Он должен или продолжить исполнение контракта, или расторгнуть по соглашению весь контракт и оплатить выполненный объем работ.
В 2016 году по соглашению сторон расторгли 534,2 тыс. госконтрактов. Это 97,9% от числа всех расторгнутых контрактов.
Риски
Если стороны расторгли контракт по соглашению, поставщик не попадет в РНП. Но если в соглашении не прописать, «что обязательства сторон прекращаются, в том числе в части несения ответственности», заказчик сможет взыскать неустойки в любое время, пока не истек срок исковой давности (п. 1 ст. 196 ГК).
По инициативе заказчика
Условия
Возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке должна быть прописана в контракте.
Причины одностороннего расторжения должны быть обоснованы. Например, поставщик:
- указал в заявке неверные сведения о себе или товаре (задекларировал, что поставит товар российского происхождения, а привез китайский),
- поставил некачественный товар,
- не приступал к работам или выполняет их слишком медленно (очевидно, что не успеет выполнить ремонт школы к началу учебного года).
Если заказчик проводил экспертизу, она должна подтвердить, что товар не соответствует требованиям контракта. Заказчик не может расторгнуть контракт, не имея на это существенной причины и должен оплатить частично выполненные работы, даже если контракт расторгается по его инициативе.
Заказчик за три рабочих дня после того, как принял решение расторгнуть контракт, размещает информацию об этом в ЕИС и уведомляет поставщика заказным или электронным письмом. Если поставщик за десять дней не устранил замечания, решение вступает в силу. Если устранил, заказчик отменяет свое решение (чч.12-22, ст. 95 44-ФЗ).
Поставщик может только один раз исправить ошибку: заказчик не отменит свое решение, если поставщик повторно нарушил условия того же контракта.
Риски
Информацию о поставщике, с которым расторгли контракт по инициативе заказчика, включат в РНП (ч. 16 ст. 95). Кроме того, заказчик вправе потребовать от поставщика возместить понесенный ущерб (ч. 23 ст. 95).
Если контракт расторгает поставщик
Условия
Поставщик может отказаться исполнять контракт, если такая возможность указана в контракте, а его права нарушены. Он также в течение трех дней уведомляет заказчика о своем решении. Если заказчик за десять дней не устранил нарушения, решение вступает в силу (ч. 21 ст. 95 44-ФЗ).
Причины для расторжения контракта должны быть существенными, например:
- заказчик необоснованно отказывается принимать товар или оплачивать выполненные работы,
- обстоятельства непреодолимой силы.
Также можно расторгнуть контракт в связи с существенным изменением обстоятельств. Но согласно формулировке из ГК, эти обстоятельства должны измениться настолько, что «если стороны могли это разумно предвидеть, то договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях».
Как и заказчик, поставщик может потребовать возместить понесенный ущерб. Например, затраты на получение банковской гарантии для обеспечения контракта или закупку партии товара у производителя (ст. 451 ГК РФ).
Риски
Не используйте возможность расторгнуть контракт по своей инициативе только потому, что его условия стали невыгодными. Финансовые кризисы, изменение курса валют, повышение цен на товары суды не считают обстоятельствами, которые нельзя предвидеть. Если поставщик решит пожаловаться на условия контракта после того, как приступит к его исполнению, шансов выиграть суд практически нет. А значит, его признают уклоняющимся от исполнения контракта и включат в РНП.
Победитель аукциона заключил контракт на поставку краски, но с момента победы до первой поставки производитель поднял цены на 25%. Поставщик решил расторгнуть контракт в одностороннем порядке, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы. Однако резкий рост цены суд не счел форс-мажором. Победитель закупки заключает контракт добровольно, а значит согласился на его условия. Выход в такой ситуации один — просчитать все возможные риски до заключения контракта.
В судебном порядке
Условия
В арбитраж придется обращаться в этих случаях:
- Возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке не прописана в контракте.
- Возможность есть, но на расторжении договора настаивает только одна из сторон, а другая не согласна с причинами.
Риски
Исход дела зависит от того, на чью сторону встанет арбитраж. Если сочтут, что в споре прав заказчик, информацию об исполнителе контракта передадут в РНП.
Чтобы было больше шансов отстоять свои права:
- Изучайте условия закупки, технического задания и контракта перед тем, как подать заявку.
- Документируйте свои действия, в том числе подводите в электронном письме итоги телефонных переговоров с заказчиком.
- Правильно оформляйте и сохраняйте сопроводительные документы на товары.
Для того чтобы удовлетворить те или иные государственные нужды, заказчики обязаны проводить специальные процедуры закупок, на основании результатов которых подписывается специальный контракт, который выступает в качестве основания для удовлетворения тех или иных государственных нужд. Однако нередко возникают обстоятельства, по причине которых приходится изменять условия контракта или полностью его расторгать.
Каким образом должно происходить такое изменение в соответствии с условиями Федерального закона №44-ФЗ, а также что можно изменять из условий контракта?
Изменение условий контракта, заключенного в соответствии с положениями Федерального закона №44-ФЗ
В соответствии с положениями части 1 данной статьи изменение существенных условий государственного контракта не допускается. Однако если речь идет об обоюдном решении об изменении контракта, то статья 95 говорит о возможности такого изменения, но при соблюдении ряда условий:
- изменение условий , в том числе существенных, должно быть оформлено в виде специального дополнительного соглашения, подписанного обеими сторонами . В тексте такого дополнительного соглашения должны быть указаны ссылки на те нормы права, которыми руководствуются сделки при внесении изменений в действующие условия контракта;
- изменение условий контракта возможно только в том случае, если речь идет об изменении объема поставляемых товаров либо выполняемых работ или оказываемых услуг в пределах не более десяти процентов, а осуществление такого изменения условий контракта происходит по инициативе государственного заказчика;
- если речь идет об изменении контракта, которое осуществляется по инициативе одной из сторон соглашения , но при таком снижении цены не происходит ухудшение качества поставляемого товара либо объем выполняемых работ или оказываемых услуг;
- произошло изменение цены контракта на основании соответствующей нормы действующего законодательства Российской Федерации , если речь идет о поставке товаров, цены на которые подлежат государственному регулированию;
- если речь идет о контракте, который заключен для обеспечения государственных нужд в лице федерального или регионального органа власти, а срок такого контракта составляет не менее трех лет, то изменение такого контракта возможно только в том случае, если цену контракта на предоставляемые по его условиям товары, услуги или работы невозможно оставить без изменений на весь срок действия такого контракта . Внесение изменений в такой контракт может быть осуществлено только на основании документального согласия высшего в сфере осуществления государственных закупок федерального или регионального уровней власти;
- если речь идет о внесении изменений в контракт в части стоимости такого контракта из-за уменьшения финансирования по используемой статье бюджетного финансирования при условии, что у государственного или муниципального заказчика было сокращено финансирование на основании положений Бюджетного Кодекса Российской Федерации.
Изменение сроков исполнения контракта возможно только в том случае, если по решению сторон принято решение, которое подтверждено документально в виде обоснования необходимости изменения такого срока.
В некоторых случаях изменение или расторжение государственного контракта происходит на основании положений статьи 450 Гражданского Кодекса. Однако использование данной статьи возможно только в том случае, если изменение заключенного государственного контракта происходит на основании специального судебного иска, который был подан одной из сторон, участвующих в контракте.
Одностороннее расторжение государственного контракта по 44-ФЗ по инициативе заказчика
Расторжение контракта может быть осуществлено в порядке на основании решения либо заказчика, либо исполнителя. Для осуществления такой процедуры используется статья 95 Федерального Закона «О контрактной системе». Однако следует понимать, что и в том, и в другом случаях речь идет об обязательном подтверждении основания для расторжения любого контракта.
По инициативе государственного контракт может быть расторгнут в том случае, если сам заказчик подтверждает основания для такого расторжения , например, на основании результатов независимой экспертизы, которая была призвана для того, чтобы уточнить качество поставляемого товара либо оказываемых услуг, или выполняемых работ.
Если заказчик принял решение о расторжении контракта, в течение трех дней с момента принятия решения о расторжении он должен разместить свое решение в документальном виде в . Кроме того, такое решение должно быть направлено исполнителю по контракту для того, чтобы уведомить его о принятом решении заказчика.
Направление возможно только в виде заказного письма с уведомлением и описью вложения либо телеграммой или посредством использования факсимильной связи. Однако каждый из перечисленных способов должен отвечать главному требованию – предоставление информации о дате отправки и получения такого уведомления. Если указанные требования к вручению уведомления заказчиком выполнены в полном объеме, то это будет считаться надлежащим уведомлением. Оспорить расторжение контракта в таком случае исполнитель сможет только в суде, если сможет доказать, что решение принято заказчиком необоснованно.
Вступить в силу решение заказчика о расторжении контракта может по истечении десяти дней после надлежащего уведомления о расторжении исполнителя контракта. Только после этого контракт будет считаться расторгнутым.
Расторгнуть контракт заказчик может в случае:
- если выяснится, что сам исполнитель либо предоставляемый им товар или оказываемые услуги не соответствуют тем требованиям , которые были сформулированы в документации об осуществлении закупки;
- производство товаров, оказание услуг или выполнение работ, которые должны быть осуществлены на основании заключенного государственного контракта, были осуществлены по итогам исполнения специального инвестиционного контракта, который в последующем был расторгнут ;
- расторгается государственный контракт, который был заключен в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ, то есть с использованием механизма закупки у единственного . Расторжение контракта в этом случае возможно в том случае, если поставщик не соответствует условиям данного пункта указанного федерального закона. Основными параметрами для такого расторжения следует рассматривать то, что поставщик не является юридическим лицом, либо исполнитель по контракту не находится в том регионе (не имеет юридического адреса), в котором производится закупка.
Общий порядок действий в этом случае выглядит следующим образом:
- Принятие решения заказчиком о расторжении контракта и оформление такого решения в виде специального документа . Как правило, такое решение должно быть оформлено в виде специально подписанного протокола заседания совета специально уполномоченных лиц на принятие ключевых решений по заключенным контрактам.
- Уведомление исполнителя по контракту о досрочном расторжении заключенного контракта . Уведомление должно быть осуществлено надлежащим образом, иначе расторжение контракта может быть оспорено судом.
- Публикация уведомления о расторжении контракта в Единой информационной системе для оповещения всех заинтересованных лиц о проводимой процедуре.
- Предоставление сведений об исполнителе, с которым расторгнут контракт по инициативе заказчика, в Федеральную антимонопольную службу для включения такого исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков , если причиной расторжения стало неисполнение поставщиком своих обязательств по контракту.
Расторжение контракта по инициативе исполнителя
Правила, на основании которого исполнитель может стать инициатором расторжения действующего государственного контракта, предусмотрены частью 19 статьи 95 Федерального закона «О контрактной системе».
Данная норма отсылает к статье 450 Гражданского Кодекса Российской Федерации, на основании которой расторжение контракта может быть осуществлено по причине введения исполнителя по контракту в заблуждение, указание несоответствующих действительности данных со стороны заказчика либо уклонение самого заказчика от исполнения своих обязательств.
Для того чтобы расторжение контракта, осуществляемое по инициативе исполнителя, считалось законным, необходимо осуществить следующие действия:
- Принять решение о расторжении контракта и оформить его в виде специального протокола собрания ответственных лиц , которые вправе принимать решения в отношении такого государственного контракта.
- Уведомить заказчика о своем решении расторгнуть государственный контракт одним из тех способов, которые предусмотрены условиями такого контракта (например, путем использования заказного письма с уведомлением и описью вложения).
- Если по каким-то причинам было принято решение об отмене процедуры расторжения, в течение трех дней с момента принятия такого решения исполнитель государственного контракта обязан уведомить о своем решении заказчика путем такого же направления уведомления надлежащим образом.
Если решение о расторжении контракта не было отозвано, то, как и в случае с аналогичным действием от заказчика, контракт считается расторгнутым по истечении десяти дней с момента надлежащего уведомления заказчика об инициативе расторжения.
Частичное расторжение контракта
Частичное расторжение – это одна из правовых процедур, которая предусмотрена для длительных государственных контрактов. Использование такой процедуры может происходить как на основании решения заказчика, так и на основании решения исполнителя.
Причину проведения процедуры частичного расторжения следует обязательно аргументировать, так как в противном случае такое решение может быть оспорено.
Частичное расторжение характерно, в первую очередь, для цикличных контрактов, например, на оказание того или иного рода коммунальных услуг. Механизм выглядит следующим образом:
- Сторона, которая выступает в качестве инициатора частичного расторжения, должна обосновать свое решение в виде специально подготовленного документа , например, протокола собрания ответственных лиц за заключение контракта.
- Уведомление второй стороны о расторжении существующего государственного контракта , осуществленное тем способом, который предусмотрен действующим законодательством в сфере государственных закупок.
- Прекращение государственного контракта в той его части, в отношении которой принято решение о расторжении.
Особенность частичного расторжения контракта заключается в том, что оплата, которая должна поступить от государственного заказчика в адрес исполнителя, должна покрывать только ту часть контракта, которая была фактически исполнена.
Кроме того, если частичное расторжение было необходимо (например, по причине сокращения финансирования), то оспорить данное решение инициатора будет достаточно сложно, если никто не пострадал от такого расторжения.
Государственный контракт, который заключается по итогам проведения той или иной закупочной процедуры, может быть изменен или расторгнут по инициативе как заказчика, так и исполнителя. Однако для того, чтобы результат изменения или расторжения контракта не был оспорен, необходимо тщательно соблюдать положения статьи 95 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок».
- По соглашению сторон;
- По решению суда;
- В случае одностороннего отказа в соответствии с действующим гражданским законодательством РФ.
В статье закона подробно описывается процедура расторжения контракта в одностороннем порядке, что касается соглашения сторон, то в законе речь идет лишь о такой возможности и не более. Согласно части 14 стать 34 федерального закона №44 контракт, заключенный между сторонами может содержать условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта. Именно об этом и идется речь в 95 статье, где прописано, что расторжение в одностороннем порядке возможно лишь в том случае, если контракт содержит данное положение. Что касается возможности расторжения по соглашению сторон, то здесь закон не требует упоминания данного пункта в тексте контракта.
Расторжение контракта по соглашению сторон (ч. 8 ст. 95 фз № 44)
Требование об отмене решения не распространяется на случаи повторного нарушения исполнителем (подрядчиком, поставщиком) условий сделки, являющегося, согласно ГК, основанием для одностороннего отказа. Обязанность расторжения Заказчик должен отказаться от исполнения контракта, если:
- В процессе реализации условий сделки будет установлено, что продукция, работа, услуги или исполнитель (подрядчик, поставщик) не соответствуют требованиям, установленным в извещении или документации о закупке, победитель торгов предоставил недостоверные сведения о себе или товаре, что позволило ему выиграть.
- В ходе исполнения контракта, оформленного согласно положениям 47 пункта 1 части 93 статьи ФЗ № 44 на поставку изделий, производство которых модернизировано/создано/освоено на территории РФ на основании специального инвестиционного соглашения, такое специальное соглашение было расторгнуто.
Расторжение контракта по соглашению сторон 44-фз
Такое поведение заказчика может стать поводом для поставщика обратиться в суд и признать его действия оппонента неправомерными. Поэтому чаще всего после расторжения контракта заказчики возвращают всю сумму обеспечения.
Расторжение контракта при условии договоренности обеих сторон считается наиболее предпочтительным вариантом. Такая процедура не влечет за собой негативных последствий ни для поставщика, ни для заказчика.
Если же одна из сторон не соглашается на заключение договоренности, то единственным выходом из такой ситуации становится обращение в суд. При этом инициатору разбирательства придется доказывать невозможность исполнения взятых на себя обязательств.
Расторжение государственного контракта по 44-фз
В ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 44) установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. В статье 95 ФЗ № 44 подробно описана только процедура расторжения контракта в одностороннем порядке.
Что касается расторжения контракта по соглашению сторон, то в законе просто закреплена такая возможность. Рассмотрим возможность расторжения контракта по соглашению сторон.
Согласно ч. 14 ст. 34 ФЗ № 44 контракт может содержать условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8-26 ст. 95 ФЗ № 44. Также в ст.
Как расторгнуть контракт по 44‑фз: условия и риски
Внимание
Таковыми являются форс-мажорные обстоятельства (или иначе - обстоятельства непреодолимой силы), а именно: землетрясения, наводнения, снежные заносы, беспорядки, гражданские войны, забастовки и т. д. То есть все то, что нарушает нормальную работу транспорта, техники, связи и т.
д. и характеризуется прежде всего своей чрезвычайностью (необычностью), выпадающей из нормального хода развития, и, как правило, является непредвиденными заранее явлениями, тем самым препятствуя своевременной поставке товара. Отметим, что согласно статье 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор. Таким образом, соглашение о расторжении контракта должно быть составлено в письменной форе и подписано сторонами.
В ст.
Расторжения контракта по соглашению сторон: рассмотрение по фз-44
Форум о госзакупках и тендерах good-tender
Инфо
В норме сказано, что соглашение об изменении или прекращении правоотношений составляется в той же форме, что и первоначальный договор. Следовательно, соглашение о расторжении контракта должно быть письменным и заверенным участниками сделки.
Последствия О них говорится в 453 статье ГК. В случае расторжения контракта обязательства его участников прекращаются в момент заключения соглашения об этом, если другое не вытекает из условий сделки, закона или иных нормативных актов. Стороны не могут требовать возвращения всего, что было исполнено по сделке до момента прекращения правоотношений.
Другое правило может закрепляться в законе или соглашении. Необходимо сказать, что в случае расторжения контракта по обоюдному согласию, сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) не направляются в контролирующий орган для последующего включения в реестр недобросовестных хозяйствующих субъектов.
Как расторгнуть контракт по 44 фз по соглашению сторон
В связи с этим необходимо руководствоваться нормами Гражданского Кодекса (далее ГК РФ), в частности - главой 29, в которой описаны суть, механизм процедуры и возможные последствия прекращения обязательств. Расторжение по соглашению сторон по 44 ФЗ подразумевает, что в процессе исполнения обязательств произошло изменение условий.
Из-за этого исполнение всех условий контракта стало менее выгодным, нежели заказчик или поставщик рассчитывал изначально при заключении. Алгоритм проведения процедуры Шаг 1. Определить случаи. Перечня ситуаций, по причине которых можно расторгнуть договор по взаимному согласию, законом не предусмотрено.
Расторжение контракта по 44 фз по соглашению сторон
Однако, к таковым можно отнести такие случаи:
- у госзаказчика отпала необходимость в дальнейшей поставке, оказании услуг, к примеру, сокращение штата сотрудников влечет уменьшение объема услуг по повышению квалификации сотрудников;
- поставщик далее не может исполнять своих обязанности по договору по не зависящим от него причинам, например, из-за форс-мажорных обстоятельств (стихийные бедствия, войны, забастовки, что выпадает из нормального развития событий и препятствует своевременной поставке товара или выполнению работ, услуг).