Проведение аттестации на государственной гражданской службе. Аттестация госслужащих — что это такое
Аттестация гражданских служащих проводится на основании ст. 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ.
Цель аттестации - определить соответствие гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности. Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы РФ, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих. Аттестации подлежат все гражданские служащие независимо от занимаемой должности.
В очередную аттестацию не включаются гражданские служащие:
А) проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее 1 года;
Б) достигшие возраста 60 лет;
В) беременные женщины;
Г) находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Аттестация указанных гражданских служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;
Д) замещающие должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)", с которыми заключен срочный служебный контракт;
Е) в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена. Аттестация гражданского служащего проводится 1 раз в 3 года. До истечения 3 лет после проведения предыдущей аттестации может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего. Так, внеочередная аттестация проводится при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе с целью определения гражданских служащих, обладающих преимущественным правом оставления на работе в силу высокой результативности труда и квалификации. Одно из условий проведения внеочередной аттестации - принятие решения представителем нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителем этого руководителя об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.
Для проведения аттестации гражданских служащих актом государственного органа формируется аттестационная комиссия. В ее состав включаются представитель и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее 1/4 от общего числа аттестационной комиссии.
Аттестация проводится в присутствии аттестуемого гражданского служащего. Заочная аттестация не допускается.
Неявка на назначенное заседание аттестационной комиссии или отказ от прохождения аттестации при отсутствии уважительных причин считаются дисциплинарным проступком и влекут за собой применение дисциплинарных взысканий. Заседание аттестационной комиссии в таком случае переносится. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
А) соответствует занимаемой должности гражданской службы;
Б) соответствует занимаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
В) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;
Г) не соответствует занимаемой должности гражданской службы.
Выводы аттестационной комиссии доводятся до сведения руководителя государственного органа, который принимает окончательное решение по результатам аттестации. Решение должно быть принято в течение 1 месяца со дня проведения аттестации. По истечении месяца перевод гражданского служащего на другую должность гражданской службы либо увольнение его с гражданской службы по результатам аттестации не допускается.
Ю. П. Орловский, А. Ф. Нуртдинова, Л. А. Чиканова
Из книги: 500 актуальных вопросов по трудовому кодексу
Каждый гражданин, который работает на государственной службе, обязан каждые несколько лет проходить аттестацию. В последнее время государство выдвигает все более жесткие условия к госслужащим, тщательно проверяя их соответствие занимаемой должности.
Общие сведения
Каждый сотрудник государственной организации должен пройти аттестацию в отведенное для этого время. Во время процедуры происходит проверка компетенции сотрудника, уровня его знаний, а также профессионализма.
Государственными служащими называют сотрудников, которые выполняют установленную работу на государственных предприятиях или организациях. Существует несколько видов государственных служащих:
- федеральный;
- гражданский.
- судьи;
- специалисты по безопасности судоходства;
- педагоги всех уровней.
Процедура аттестации складывается с таких пунктов:
- Формулировка целей аттестации.
- Подготовительные процедуры.
- Сбор и анализ информации о госслужащем.
- Оценивание проходящих аттестацию сотрудников на соответствие занимаемой должности.
- Подготовка аттестационной комиссией рекомендаций.
- Определение порядка, по которому будет приниматься решение об аттестации.
- Формирование порядка выполнения принятых решений.
- Устанавливаются сроки аттестации.
Порядок аттестации госслужащих определяется Федеральным законом под номером 119 и Указом Президента об аттестации, который был принят еще в 1996 году.
Порядок проведения аттестации государственных служащих
Аттестация служащих на государственных должностях должна происходить периодически каждые 2-4 года. Не нужно проходить эту процедуру таким категориям служащих:
- гражданам, которые работают меньше 1 года;
- если сотрудник достиг предельного возраста для замещения должности;
- если сотрудником является беременная женщина;
- родители, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком;
- сотрудники, которые получили работу по конкурсу, а также имеют квалификационный разряд (касается дипломатических рангов, классных чинов и пр.);
- сотрудники, которые прошли переквалификацию.
Обязательным условием аттестации становится формирование аттестационной комиссии. В ее состав должны входить такие лица:
- председатель;
- его заместитель;
- секретарь комиссии;
- другие члены комиссии.
Среди них в обязательном порядке должны находиться сотрудники юридического отдела, инспекторы отдела кадров; представитель профсоюза, а также независимые лица, которые могут выступать в роли экспертов.
Главным критериям проведения оценки – это проверка того, может ли сотрудник выполнять те обязательства, которые возлагает на него должностная инструкция. Если гражданин работает первый раз, то он должен пройти аттестацию после того, как проработает 3 года.
Аттестация проходит в несколько этапов:
- подготовка;
- прохождение тестирования;
- собеседование;
- работа над решением.
К подготовительному этапу можно отнести такие процедуры:
- оформление документов;
- формирование графика;
- сбор состава аттестационной комиссии;
- определение сроков и места проведения процедуры.
Госслужащих, которые должны проходить аттестацию, определяет отдел кадров. После этого руководство организации должно издать приказ, утверждая этим список сотрудников, которые подлежат аттестации.
Все аттестуемые сотрудники за месяц до проведения процедуры должны получить письменное уведомление. После этого нужно оформить служебную характеристику, которая направляется в отдел кадров.
Сотрудники отдела кадров должны ознакомить работника с этой характеристикой не позднее чем за три недели до начала процедуры аттестации. Аттестуемое лицо необязательно должно соглашаться со всеми данными, которые там указаны, а даже может направить руководству иную информацию с исправленными данными.
После этого происходит оформление аттестационных листов, которые составляются по определенной законодательством форме. Эти документы отправляются аттестационной комиссии.
Порядок проведения аттестации включает в себя такие шаги:
- Заседание проводится в присутствии сотрудника. Если в данный момент он отсутствует на рабочем месте, то процедура будет проходить после его возвращения. Если сотрудник отсутствует без уважительных причин, то аттестация может происходить и без него, на основании тех данных, которые представлены комиссии.
- Изучив все документы и прочую информацию, комиссия может принять решение. если сотрудник соответствует занимаемой должности, то комиссия может рекомендовать его для повышение категории. В противном случае сотрудника могут обязать пройти аттестацию повторно или же уволить за несоответствие занимаемой должности.
До принятия решения комиссия может использовать различные анкеты или групповые дискуссии. Решение принимается методом голосования аттестационной комиссии. Если необходима повторная аттестация, то ее назначают через 6 месяцев после проведения первой.
Все решения аттестационной комиссии должны быть записаны в протоколе. Госслужащий обязательно должен быть ознакомлен с решением комиссии. До введения решения комиссии в действие, его обязательно должно подписать руководство организации.
Аттестационный лист, а также все характеристики на сотрудника нужно сохранять в личном деле.
Возникающие нюансы
До проведения процедура аттестации комиссия должна подготовить вопросы, которые будут задавать служащему. У такого тестирования есть свои особенности.
Подготовка вопросов должна проходить с учетом того, как сотрудник может к ним отнестись, ведь некоторые служащие относятся к аттестации как к простой формальности.
Если аттестуемые сотрудники относятся к одной категории, то и вопросы для них нужно готовить одинаковые.
И хоть аттестация государственных служащих проводится уже довольно много лет, но и здесь нельзя миновать возникновение трудностей. Объяснить это можно множеством недостатков, которые возникают в ее процессе.
Во время аттестации могут возникать такие риски:
- несоответствие процесса аттестации тем целям, которые поставлены перед организацией;
- деятельность персонала организации может не отвечать содержанию аттестации;
- специалист по обучению персонала во время аттестации может быть не достаточно квалифицированным;
- возможное возникновение потребности в повторной аттестации;
- результаты аттестации могут быть оценены необъективно;
- персонал организации необходимо готовить к процедуре переаттестации.
Это может иметь очень много последствий, среди которых:
- недостоверность полученной информации;
- нарушение организационного процесса;
- нарушение уровня коммуникации между различными структурными подразделениями;
- демотивация сотрудников;
- повышение количества конфликтных ситуаций;
- снижение уровня дисциплины;
- неверный выбор методов обучения персонала;
- падение уровня производительности;
- снижение уровня прибыли.
После внесения изменений в Положение об аттестации процедура аттестация существенно изменилась. Теперь для ее проведения потребуется внедрение в состав комиссии независимых экспертов. Их должно быть не меньше четверти от общего состава. До этого привлечение независимых экспертов не считалось обязательным. Если их участие и встречалось, то достаточно редко.
Если служащий не сумеет вовремя явиться на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины, то его могут наказать дисциплинарно.
Также достаточно жестко разделили саму аттестационную процедуру и экзамены на квалификацию. Это очень затягивает процесс и замедляет движение по карьерной лестнице.
Не всегда сотрудники серьезно относятся к процессу аттестации, так как их руководство имеет к этой процедуре такое же отношение. Часто все сводится до того, что «своих» продвигают без лишних проблем. Именно по этой причине и наблюдается внедрение в аттестационные комиссии такого количества независимых экспертов.
Вконтакте
Для эффективной работы государственных органов необходимо, чтоб кадры имели соответствующую подготовку и квалификацию. Именно в этом залог успешного функционирования всей системы, поэтому необходимо проводить проверку и оценку кадров на регулярной основе.
Для чего нужна аттестация сотрудников?
Чтобы государственная власть была эффективной и действенной, чиновники, осуществляющие эту власть, должны быть высокопрофессиональны и компетентны. Проверить уровень знаний служащих, соответствие их профессиональной компетенции предъявляемым требованиям можно в результате проведения аттестации государственных служащих .
К тому же данная проверка позволяет выявить наиболее талантливых и перспективных из них, а в будущем учитывать их кандидатуры для замещения вакансий вышестоящих должностей.
С другой стороны, аттестация является серьезным инструментом кадровой политики. Сотрудники, оценка которых вызывает сомнения в их подготовленности, направляются затем на дополнительные учебные курсы и переподготовку. А работники, показавшие неудовлетворительный результат, освобождаются от работы.
Цель проведения аттестации сотрудников:
- оценить соответствие уровня профессиональной подготовки государственного служащего квалификационным требованиям;
- направлять на переподготовку и повышение квалификации госслужащих, результаты служебной деятельности которых вызывают сомнения;
- выявить наиболее перспективных государственных служащих для дальнейшего продвижения их по службе;
- избавляться от государственных служащих, не соответствующих занимаемой должности.
Правовое регулирование
Основные понятия и принципы организации аттестации закреплены в 79-ФЗ и Указе Президента N 110.
Помимо этого в любом государственном органе разработан и принят нормативный правовой акт (положение, регламент или порядок).
Итак, перечень актов, регулирующих процесс аттестации государственных служащих:
- Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
- Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»
- Правовой акт органа государственной власти (положение, регламент или порядок)
Кого нельзя подвергать оценке?
Не все сотрудники подлежат аттестационной проверке. Отдельные категории работники не должны включаться в список аттестуемых:
- Сотрудники, работающие на госслужбе 11 месяцев и меньше.
- Сотрудники, которым уже исполнилось 60 лет.
- Женщины в положении.
- Матери, которыенаходятся в отпуске по уходу за детьми.
- Женщины, после декрета вернувшиеся на работу и отработавшие 11 месяцев и менее.
- Руководители, заключившие срочный контракт.
- Помощник (или «советник»), работающие по срочному контракту.
- Работники, которые сдали квалификационный экзамен 11 месяцев назад и менее.
- Сотрудники, аттестация которых состоялась менее трех лет назад.
Этапы проведения процедуры
Аттестация предполагает четыре основных этапа :
- подготовительный;
- тестирование;
- собеседование;
- итоговое решение.
Каждый из этапов, в свою очередь, делится на подэтапы.
Подготовка аттестации – самая трудоемкая и кропотливая ее часть. Она требует от кадровых специалистов тщательной проработки вопроса. Из чего же складывается подготовительный этап?
Шаг 1. Сформировать комиссию для аттестации.
Комиссия создается и утверждается приказом или распоряжением представителя нанимателя. На федеральном уровне не указана конкретная форма правового акта для формирования комиссии, поэтому каждый госорган выносит решением о виде утверждающего акта самостоятельно . Это может быть как приказ, так и распоряжение.
Обычно предложения о персональном составе и количестве членов, о точных сроках проведения готовит кадровый отдел.
В организации при необходимости возможно создание не одной, а двух комиссий. Так создается отдельная комиссия для аттестации государственных служащих, работа которых, так или иначе, предполагает использование информации, содержащей гостайну. Ее создание может утверждаться одним общим актом или готовится дополнительный приказ.
Комиссия не будет являться правомочной, если в ее состав не будут включены:
- руководитель учреждения, прямые начальники госслужащего, в том числе из юридического, кадрового подразделений;
- руководитель уполномоченного органа государственной службы;
- независимые эксперты — члены общественных организаций, преподаватели высших учебных заведений. Причем в процентном соотношении число приглашенных экспертов должно равняться 25% от всех членов комиссии;
- член общественного совета, если при организации создан такой совет.
Формируя комиссию, необходимо исключить ситуации, влекущие за собой конфликт интересов , тем самым предупредив возможность влияния на итоговое решение.
Возглавляет комиссию Председатель. Также в составе должна быть предусмотрена должность заместителя председателя и секретаря.
Если работник является членом аттестационной комиссии, то его работа в этой комиссии временно прекращается.
Необходимо учесть, что специалисты, включенные в комиссию по проверке сотрудников, работающих с информацией ограниченного распространения, также должны иметь допуск к гостайне.
Шаг 2. Составить список работников, подлежащих аттестационной проверке.
При формировании списка нужно проверить правомерность внесения в него данных. Так, в список не могут быть включены некоторые группы лиц. Информацию об этих группах смотри выше.
Шаг 3. Разработать и утвердить график проведения аттестации.
Подготовленный список указывается в графике проведения аттестационных мероприятий.
Сведения, указываемые в графике:
- наименование организации
- перечень служащих, подлежащих аттестации
- календарная дата и место, где будет проводиться заседание аттестации
- сроки предоставления пакета необходимых документов и ответственные за это.
Шаг 4. Обеспечить ознакомление аттестуемых с графиком не позднее, чем за один месяц до начала аттестации, сотрудники должны ознакомиться с графиком.
Шаг 5. Скомплектовать пакет документов для работы комиссии.
На каждого госслужащего, подлежащего аттестации, нужно подготовить пакет документов:
- отзыв об исполнении возложенных обязанностей.
- информация о поручениях, исполненных работников, и подготовленных им проектах документов.
- аттестационный лист, в котором зафиксированы данные предыдущей проверки.
Для более полной оценки дополнительно включаются также копия должностного регламента и справка-объективка.
Шаг 6. Издать нормативный правовой акт о заседании комиссии.
Следующий этап предполагает прохождение тестирования.
С целью выявления уровня соответствия аттестуемого должности, которую он занимает, применяются различные методы тестирования. Например, письменные тестовые испытания, но, чтобы исключить возможность фальсификации результатов, предпочтительнее проведение тестовых зачетов в автоматизированной форме.
В разработке теста участвуют сотрудники кадровых служб, юристы, психологи.
Проверочный тест должен охватывать следующие темы:
- отраслевая специфика организации;
- основы законодательства;
- противодействие коррупции;
- основы общегражданского и делового этикета;
- информационно-компьютерные технологии.
Третий этап – собеседование.
Для проведения заседания следует обеспечить явку членов комиссии и явку аттестуемого.
Неявка последнего влечет за собой серьезные последствия — вплоть до привлечения к дисциплинарной ответственности . В случае причины, которая может быть расценена как уважительная, (заболел, находился в служебной командировке), сотрудника не наказывают, аттестацию переносят на иную дату.
Комиссия рассматривает предоставленные материалы и заслушивает работника. Стиль обсуждения — благожелательный, но объективный.
Заседание комиссии оформляется протоколом, где указывается решение и итоги голосования. Подсчет голосов проводится в отсутствии испытуемого.
Итоги процедуры
Заключительный этап аттестации – решение, которое утверждается нормативным актом. Также по итогам процедуры оформляется аттестационный лист. Его нужно довести до сведения госслужащего под роспись, а затем подшить в личное дело.
По итогам процедуры могут быть принято решение о премировании, присвоении новой категории или же об увольнении. Обратите внимание, что госслужащие должны быть ознакомлены с итогами аттестации и подписать аттестационные листы.
Если не сделать этого, тогда итоги не имеют никакой юридической силы. И увольнение их основании не правомочно, может быть оспорено в суде.
Согласно правилам трудового законодательства аттестация работников может иметь обязательный характер в силу закона, а может проводиться по решению работодателя в соответствии со специальным локальным нормативным актом (положением об аттестации). Спецификой государственной службы как особого вида профессиональной деятельности является обязательное проведение аттестации государственных служащих. Так, Законом о гражданской службе предусмотрено, что аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. Правила и порядок проведения аттестации государственных служащих устанавливаются специальными нормативными правовыми актами.
Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации было утверждено Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации».
Указанным Положением закреплен круг лиц, не подлежащих аттестации :
проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;
достигшие возраста 60 лет;
беременные женщины;
находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных гражданских служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;
замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», с которыми заключен срочный служебный контракт;
сдавшие квалификационный экзамен менее одного года назад.
Как отмечалось выше, по общему правилу аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года .
Вместе с тем Закон о гражданской службе называет обстоятельства, при которых может проводиться внеочередная аттестация :
по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;
по решению представителя нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (далее - представитель нанимателя), после принятия в установленном порядке решения:
о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;
об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.
Согласно Положению о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации не позднее чем за две недели до начала проведения аттестации в аттестационную комиссию представляется мотивированный отзыв непосредственного руководителя на подлежащего аттестации гражданского служащего . Отзыв должен содержать оценку исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. В нем должны содержаться следующие сведения :
фамилия, имя, отчество;
замещаемая должность на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность;
перечень основных вопросов, в решении которых принимал участие служащий;
мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов служебной деятельности.
К отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов. При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется также аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации.
Гражданский служащий должен быть ознакомлен с отзывом непосредственного руководителя . При необходимости он прилагает к отзыву пояснительную записку. Например, при несогласии с отзывом аттестуемый гражданский служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о служебной деятельности.
Для проведения аттестации гражданских служащих по решению представителя нанимателя издается правовой акт государственного органа , содержащий положения:
о формировании аттестационной комиссии;
об утверждении графика проведения аттестации;
о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;
о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.
В состав аттестационной комиссии включаются :
представитель нанимателя и (или) уполномоченные им лица (представители кадровой и юридической служб, представители подразделения государственного органа, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы);
представитель соответствующего органа по управлению государственной службой;
независимые эксперты.
Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти общего числа членов аттестационной комиссии . В качестве независимых экспертов могут привлекаться представители научных и образовательных учреждений либо других организаций, которые являются специалистами по вопросам, связанным с гражданской службой. Эксперты приглашаются для участия в работе аттестационной комиссии соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя.
Участие в проводимой в государственном органе аттестации (в том числе внеочередной) является обязанностью гражданского служащего. В случае отказа гражданского служащего от аттестации, а также при неявке его на аттестацию без уважительных причин гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности .
Представитель нанимателя ежегодно утверждает график аттестации , который доводится до сведения гражданских служащих, подлежащих аттестации, не менее чем за месяц до начала аттестации.
В графике проведения аттестации указываются :
наименование государственного органа, подразделения, в котором проводится аттестация;
список гражданских служащих, подлежащих аттестации;
дата, время и место проведения аттестации;
дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за их представление руководителей соответствующих подразделений государственного органа.
Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов . Решение об оценке профессиональных и личностных качеств гражданского служащего, а также рекомендации аттестационной комиссии принимаются в отсутствие аттестуемого и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов гражданский служащий признается соответствующим замещаемой государственной должности.
Аттестационная комиссия может вынести в отношении аттестуемого гражданского служащего одно из следующих решений :
соответствует замещаемой должности гражданской службы;
соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;
не соответствует замещаемой должности гражданской службы.
Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист гражданского служащего. Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии. С аттестационным листом гражданский служащий должен быть ознакомлен под расписку.
Результаты аттестации гражданского служащего представляются представителю нанимателя не позднее чем через семь дней после ее проведения. Представитель нанимателя в течение одного месяца после проведения аттестации и по ее результатам издает соответствующий правовой акт государственного органа . При этом он может принять одно из следующих решений в отношении соответствующего гражданского служащего :
о включении его в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
о направлении гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации;
о понижении в должности гражданской службы.
Если же гражданский служащий отказывается от профессиональной переподготовки, повышения квалификации или перевода на другую должность гражданской службы, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности и уволить с гражданской службы.
Обратим внимание на то, что Закон о гражданской службе, как и трудовое законодательство, предусматривает возможность расторжения служебного контракта вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. Однако уволить гражданского служащего непосредственно по результатам аттестации, без предложения ему профессиональной переподготовки, повышения квалификации или перевода на другую должность нельзя.
1. Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы.
2. При проведении аттестации непосредственный руководитель гражданского служащего представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период. К мотивированному отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, а при необходимости пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя.
3. Аттестации не подлежат гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)", в случае, если с указанными гражданскими служащими заключен срочный служебный контракт.
4. Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.
5. Ранее срока, указанного в части 4 настоящей статьи, внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться после принятия в установленном порядке решения:
1) о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;
2) об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.
6. По соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего также может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего.
7. При проведении аттестации учитываются соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных настоящим Федеральным законом.
8. Гражданский служащий, находящийся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проходит аттестацию не ранее чем через один год после выхода из отпуска.
9. Для проведения аттестации гражданских служащих правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия.
10. В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных организаций, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.
10.1. В состав аттестационной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, при котором в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" образован общественный совет, а также в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при котором в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации образован общественный совет, наряду с лицами, указанными в части 10 настоящей статьи, включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.
11. Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
12. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.
13. На время аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.
14. В случае неявки гражданского служащего на аттестацию без уважительных причин или отказа гражданского служащего от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона, а аттестация переносится.
15. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:
1) соответствует замещаемой должности гражданской службы;
2) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
3) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;
4) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.
16. В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:
1) подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
3) понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.
17. При отказе гражданского служащего от получения дополнительного профессионального образования или перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить его с гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом.
18. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
19. Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации утверждается указом Президента Российской Федерации.