Преимущественное право на замещение должности гражданской службы. Сокращение на государственной службе
В апреле 2013 г. в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 № 57-ФЗ в законодательстве о государственной гражданской службе появилось «новое» основание увольнения - сокращение должностей гражданской службы в государственном органе. Неужели раньше государственные органы не нуждались в оптимизации своей численности? Процесс этот, конечно же, происходил и ранее, а вот соответствующая статья для прекращения служебных правоотношений отсутствовала. В настоящее время законодатель исправил этот недочет, включив сокращение должностей гражданской службы в государственном органе в перечень оснований для расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя. Какие же особенности присущи сокращению должностей в государственных органах?
Как и в случае прекращения трудовых отношений в связи с сокращением численности или штата работников организации, особенности расторжения служебного контракта можно условно разделить на две группы:
- связанные с процедурой увольнения;
- связанные с предоставлением гарантий и компенсаций.
Общее правило, которое зачастую кардинальным образом влияет на применение Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон о госслужбе), содержится в ст. 73 Закона. Федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Законом о госслужбе.
Данное правило распространяется и на случаи, связанные с сокращением штата государственного органа.
Сокращение должностей регламентировано ст. 31 и 37 Закона о госслужбе. В связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 № 57-ФЗ названные нормы претерпели существенные изменения.
Рассмотрим порядок увольнения госслужащих в связи с сокращением в свете произошедших изменений.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОБ УВОЛЬНЕНИИ
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы служащий предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Вместе с тем в отличие от трудовых правоотношений служебные отношения в связи с сокращением должностей в большинстве случаев увольнением не заканчиваются. В силу ч. 1 ст. 31 Закона о госслужбе при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления ему (с письменного согласия) иной должности гражданской службы в том же либо в другом государственном органе.
Таким образом, общая схема действий представителя нанимателя на данном этапе сводится к тому, чтобы в установленном порядке известить служащего о сокращении должности, которую он замещает в государственном органе, и предложить ему имеющиеся вакансии.
Можно ли досрочно прекратить контракт со служащим, предупрежденным о сокращении?
Возможность расторгнуть контракт со служащим без предупреждения об освобождении от замещаемой должности гражданской службы за два месяца и ранее в законе предусматривалась. Однако никак не решался вопрос, связанный с выплатой денежной компенсации.
Суды, руководствуясь ст. 73 Закона о госслужбе, применяли к этой ситуации положения ст. 180 ТК РФ, обязывая государственные органы к выплате дополнительной денежной компенсации.
Теперь пробел устранен. Пункт 7 ст. 31 Закона о госслужбе устанавливает, что представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе досрочно расторгнуть с ним служебный контракт, выплатив ему с выходным пособием дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.
УЧЕТ ПРЕИМУЩЕСТВЕННОГО ПРАВА
Обратите внимание! В отличие от аналогичных положений ст. 179 ТК РФ стаж гражданской службы либо работы (службы) по специальности является преимуществом для оставления на службе
При решении вопроса о расторжении служебного контракта с конкретным гражданским служащим, замещающим одну из сокращаемых должностей, необходимо руководствоваться положениями о преимущественном праве на замещение должности гражданской службы.
Законодательно установленными критериями данного права согласно п. 4 ст. 31 Закона о госслужбе являются:
- более высокая квалификация;
- уровень профессионального образования;
- большая продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности;
- наиболее высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
К концу 2013 г. в нашем управлении должны быть сокращены две единицы по одной должности. Для того чтобы выяснить, с кем из сотрудников будет расторгнут контракт, нужно оценить преимущественное право на оставление на работе. Но сделать это достаточно сложно. Неправильная оценка может привести к иску о восстановлении на службе. Что можно предпринять, чтобы оценка преимущественного права была всесторонней и объективной?
Для всесторонней оценки служащих, занимающих должность, по которой предполагается провести сокращение, можно организовать внеочередную аттестацию.
Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы. При этом результаты аттестации могут служить подтверждением уровня квалификации служащего и использоваться для оценки результатов его профессиональной деятельности.
Частью 3 ст. 31 Закона о госслужбе прямо предусмотрено, что в течение двухмесячного срока уведомления в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих. По ее результатам служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.
Вместе с тем проведение аттестации является правом, а не обязанностью представителя нанимателя. На практике аттестация зачастую не проводится, что, на наш взгляд, является серьезной стратегической ошибкой.
Е. обратилась в суд с исками к управлению ЗАГС Амурской области о признании незаконным решения аттестационной комиссии и о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда . Иск мотивировала тем, что представителем нанимателя не было учтено ее преимущественное право на оставление на службе при сокращении должностей.
Судом было установлено, что до сокращения одной единицы должности ведущего специалиста - эксперта отдела ЗАГС в указанном отделе предусматривалось две единицы такой должности, одна из которых замещалась истицей, а вторая - Т. Соответственно при сокращении одной из этих штатных единиц ответчик обязан был решить вопрос о преимущественном праве Е. либо Т. на оставление в должности.
Для определения преимущественного права на замещение должности ведущего специалиста - эксперта отдела на основании приказа начальника управления ЗАГС была назначена внеочередная аттестация. Ее цель состояла в выявлении гражданских служащих, имеющих более высокую квалификацию и результаты профессиональной служебной деятельности.
Начальником отдела ЗАГС управления ЗАГС Амурской области Н. был представлен отзыв на Е., согласно которому истец соответствует замещаемой должности государственного служащего - ведущего специалиста отдела ЗАГС, однако допускает ошибки при государственной регистрации актов гражданского состояния, в работе с запросами граждан и организаций, неуверенно работает на компьютере. Истец была ознакомлена с отзывом под роспись и выразила свое несогласие с ним.
Также начальником отдела ЗАГС управления ЗАГС Амурской области Н. был представлен отзыв на Т., в котором каких-либо недостатков в работе служащей не отмечалось.
Как следует из материалов дела и подтверждается протоколом заседания, постоянно действующей конкурсной (аттестационной) комиссией управления ЗАГС Амурской области проведена внеочередная аттестация Е. с целью определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности государственной гражданской службы области и для выявления преимущественного права на замещение должности гражданской службы. Как следует из аттестационного листа, Е., ведущий специалист - эксперт отдела ЗАГС, не соответствует замещаемой должности. С аттестационным листом истец ознакомлена под роспись. В отношении Т. аттестационная комиссия пришла к выводу о соответствии замещаемой должности.
Как следует из доводов Е., изложенных в иске, она считает, что в протоколе заседания аттестационной комиссией произведены умышленные искажения вопросов и ответов на них.
Проверяя указанные доводы истца, судом в качестве свидетеля была опрошена С., которая пояснила, что входит в аттестационную комиссию управления ЗАГС Амурской области уже около двух лет как независимый эксперт. Она участвовала в аттестации Е., подписывала протокол. Процедура была обычная, вопросы задавались по законодательству о государственной гражданской службе, профессиональных должностных обязанностях, а также касались работы со специальной программой на персональном компьютере.
С. должна была оценить правильность проведения процедуры. Нарушений она не отметила; она сама задавала вопросы, оценивала работу претендентов на компьютере. В протоколе есть ее мнение по поводу проведения внеочередной аттестации. Истица, по ее мнению, не соответствовала замещаемой должности по нескольким основаниям: неправильно составляла документы, неуверенно пользовалась ПК, давала неполные ответы. Комиссия пришла к выводу, что истица не соответствует замещаемой должности. В протоколе заседания аттестационной комиссии все изложено верно.
Рассмотрев все представленные доказательства, суд отказал в иске, признав увольнение законным и обоснованным.
Как видно из приведенного примера, результаты внеочередной аттестации помогают работодателю принять правильное решение по вопросу наличия/отсутствия преимущественного права. При этом опровергнуть результаты проведенной аттестации в суде действительно достаточно сложно.
В совокупности это значительно упрощает представителю нанимателя решение задачи, связанной с определением преимущественного права на оставление на службе.
Сотрудник, подлежащий увольнению в связи с сокращением штата, признан аттестационной комиссией не соответствующим занимаемой должности. Можно ли в связи с этим уволить его не по сокращению, а по основанию, предусмотренному подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе (несоответствие гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы)?
В случае проведения внеочередной аттестации для целей установления преимущественного права на оставление на службе в связи с сокращением должности государственного органа принятие аттестационной комиссией решения о том, что гражданский служащий не соответствует замещаемой должности, не дает представителю нанимателя права уволить его по иному, нежели сокращение штата, основанию.
Статья 37 Закона о госслужбе действительно предусматривает, что служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от занимаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по причине несоответствия его замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.
Тем самым Закон о госслужбе фактически продублировал аналогичное основание увольнения, предусмотренное п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (расторжение трудового договора вследствие несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации).
Вместе с тем специфика аттестационной процедуры на государственной гражданской службе делает невозможным увольнение по данному основанию в рассматриваемой ситуации.
Так, в силу ч. 5 ст. 48 Закона о госслужбе внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться после принятия в установленном порядке решения:
1) о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;
2) об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.
Согласно ч. 15 той же статьи по результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:
1) соответствует замещаемой должности гражданской службы;
2) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
3) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;
4) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.
По результатам аттестации в течение месяца издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:
1) подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке долж ностного роста;
3) понижается в должности гражданской службы.
Данный перечень является исчерпывающим и не предусматривает возможность принятия решения об увольнении гражданского служащего непосредственно по результатам аттестации.
Расторжение служебного контракта при этом возможно, только если он:
а) отказывается от предложенной для замещения нижестоящей должности государственной гражданской службы;
б) отказывается пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации.
И все-таки вопрос о том, можно ли по итогам внеочередной аттестации (если аттестационная комиссия придет к выводу, что гражданский служащий не соответствует замещаемой должности, и при этом он откажется от перевода на нижестоящую должность) уволить гражданского служащего не в связи с сокращением должностей, а по результатам аттестации, т. е. по подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе, возникает очень часто. Ответить на него необходимо, поскольку в случае принятия подобного решения служащий лишается гарантий и компенсаций при расторжении контракта в связи с сокращением.
Посмотрим, как на такой вопрос отвечает суд.
П. обратилась с иском к ответчику - Управлению по контролю и надзору в сфере образования при Министерстве образования Республики Башкортостан (далее - Управление) о признании недействительными результатов внеочередной аттестации. В соответствии с Указом Президента Республики Башкортостан от 04.08.2010 № УП-449 «О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан» в Управлении была проведена процедура реорганизации в форме преобразования в отдельный республиканский орган исполнительной власти (Обрнадзор).
В соответствии с приказом начальника Обрнадзора была проведена внеочередная аттестация сотрудников структурных подразделений, в которых проводилось сокращение должностей гражданской службы. На основании выводов аттестационной комиссии П. была признана не соответствующей занимаемой должности и уволена по подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе за несоответствие занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, что явилось основанием для иска.
Рассматривая данное дело, суд отметил, что основанием для увольнения П. послужили результаты внеочередной аттестации.
В данном случае представитель нанимателя нарушил требования ч. 1 и п. 1 ч. 5 ст. 48 Закона о госслужбе, согласно которым очередная аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы, а внеочередная - после принятия в установленном порядке решения о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе.
Несоответствие гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами очередной аттестации, является основанием для увольнения по инициативе нанимателя. В свою очередь, результаты внеочередной аттестации применяются в иных целях, а именно: для определения наличия у служащего преимущественного права на замещение должности гражданской службы (в том числе если речь идет о службе в другом государственном органе). На этом основании суд признал увольнение истицы неправомерным.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ВАКАНТНОЙ ДОЛЖНОСТИ
Статья 81 ТК РФ предусматривает, что увольнение по сокращению штата допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом состояния его здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Нарушение данной обязанности является безусловным основанием для восстановления на работе.
Ранее действовавшая редакция Закона о госслужбе устанавливала, что представитель нанимателя имеет право (но не обязан) предоставить гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможность замещения иной должности гражданской службы.
На практике суды зачастую отказывали в удовлетворении исковых требований, мотивированных тем, что представитель нанимателя не предложил сокращаемому гражданскому служащему имеющиеся вакантные должности.
Служебный контракт с И. был расторгнут по п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о госслужбе. Считая произведенное увольнение незаконным, поскольку ей не были предложены для замещения имеющиеся в государственном органе вакантные должности, служащая обратилась в суд с иском.
Рассматривая данное дело, суд отметил, что предложение вакантной должности, направление гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации не является обязанностью представителя нанимателя.
С вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2013 № 57-ФЗ ситуация существенно изменилась в пользу государственных служащих.
Ныне, руководствуясь ч. 1 ст. 31 Закона о госслужбе, представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, обязан предложить служащему иную должность гражданской службы в том же государственном органе с учетом:
1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности;
2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности при условии прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации по образовательной программе, соответствующей направлению деятельности по данной должности гражданской службы.
Таким образом, закон теперь четко закрепляет императивную обязанность представителя нанимателя предложить в указанных случаях увольняемому гражданскому служащему иную вакансию в том же государственном органе.
Если же в госоргане вакансии отсутствуют, то представитель нанимателя может предложить служащему вакансии в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством РФ. Как видим, предоставление вакантных должностей гражданской службы в иных государственных органах по-прежнему является правом, а не обязанностью представителя нанимателя. И это вполне обоснованно, поскольку заполнение имеющихся вакансий является исключительной прерогативой работодателя (иного государственного органа).
Порядок предоставления таких вакантных должностей Правительством РФ в настоящее время не определен.
Законом о госслужбе предусматривается конкурсный порядок замещения должностей гражданской службы, исключения из которого исчерпывающим образом сформулированы в ст. 22 названного Закона. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 22 конкурс не проводится при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 28, ч. 1 ст. 31 и ч. 9 ст. 60.1 Закона о госслужбе.
Принимая во внимание п. 4 ч. 2 ст. 22 Закона о госслужбе, представитель нанимателя обязан предложить служащему вне конкурса иную должность гражданской службы в том же государственном органе.
Порядок реализации данного положения прописан ч. 2-5 ст. 31 Закона о госслужбе. Такой порядок, в частности, предусматривает, что предложение всех имеющихся вакансий в данном государственном органе является обязанностью представителя нанимателя. И при определении подходящей для данного государственного служащего вакансии представитель нанимателя обязан учитывать только: категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровень его квалификации, профессионального образования, стаж гражданской службы или работы по специальности.
Комплексное применение п. 4 части 2 ст. 22, частей 1 и 5 ст. 31 Закона о госслужбе позволяет сделать вывод, что представитель нанимателя обязан предлагать все имеющиеся свободные должности, которым служащий соответствует по установленным критериям, независимо от того, предусмотрен конкурс для замещения данной должности или нет. Иными
словами, при предоставлении гражданскому служащему иной должности гражданской службы в случае расторжения служебного контракта по сокращению штата конкурс проводиться не должен.
ОФОРМЛЕНИЕ РАСТОРЖЕНИЯ СЛУЖЕБНОГО КОНТРАКТА
Увольнение государственного служащего оформляется приказом, составляемым по унифицированной форме № Т-8 (утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты») (приложение 1 ).
В приказе и трудовой книжке (приложение 2 ) запись об увольнении производится со ссылкой на п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе.
В силу ч. 4 ст. 37 Закона о госслужбе гражданский служащий в день освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее обязан сдать служебное удостоверение в подразделение государственного органа по вопросам государственной службы и кадров. Несколько странно, что данное правило включено в статью, посвященную основаниям увольнения служащего по инициативе представителя нанимателя. Представляется, что указанная обязанность должна была быть зафиксирована в ст. 33 Закона о госслужбе.
В следующем номере журнала мы поговорим о том, какие гарантии и компенсации предоставляются государственным гражданским служащим в связи с сокращением численности или штата.
Приложение 1
Пример оформления приказа об увольнении государственного гражданского служащего по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе (унифицированная форма № Т-8)
Приложение 2
Пример внесения в трудовую книжку государственного гражданского служащего записи об увольнении по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе
Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.
Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.
Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.
Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.
Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.
Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.
Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.
3 комментарияСистема и наблюдатель
Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.
Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.
Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.
Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.
Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).
Гипотеза №1. Всевидящее око
Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».
Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.
Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель
Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:
Течение времени
Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.
Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.
Здравствуйте Виктория!
В соответствии со ст. 31 закона о гражданской службе
При сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:
1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки;
2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
3. В течение срока, указанного в части 2 настоящей статьи, в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.
Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах впорядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
То есть, Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию...
Представитель нанимателя обязан предупреждать гражданского служащего об увольнении персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (1 уведомление).
Согласно ст. 29 закона
То есть, при изменении сущ. условий контракта, град. служ. уведомляется за 2 мес. до их введения.В случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта.
Об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения.
Положением
о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации установлено, что
Конкурс может не проводиться:
а) при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа;
б) при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы, по решению представителя нанимателя.
То есть, конкурс может не проводиться в вышеуказанных случаях.
Согласно п.п.8-9 ст. 58 закона
То есть, дисциплинарное взыскание может быть снято в вышеуказанных случаях.При этом наличие дисциплинарного взыскания не препятствует переводу на более высокую должность.Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания, предусмотренного пунктами 1-3 части 1 статьи 57 настоящего Федерального закона, и взыскания, предусмотренного статьей 59.1 настоящего Федерального закона, гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.
Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.
Таким образом, если у Вас сокращение, то Вы имеете право перейти на др. должность.
С уважением Ф. Тамара
Государственные служащие имеют свой особый регламент, который является дополнением к обычным трудовым взаимоотношениям, прописанным в ТК РФ. Сокращение с государственной гражданской службы имеет многочисленные нюансы, которые регулируются Федеральными законами № 57 и №79. Выплаты и компенсационные средства также имеют ряд отличий от стандартного порядка.
Особенности и законодательная база
Обычный порядок сокращения прописан в 81 статье ТК РФ . Для гражданских служащих, которые занимают государственные должности, основным регламентом считается закон 79-ФЗ . Он предусматривает кроме самого процесса сокращения должности также возможность перевода на другую должность.
Важно! При сокращении в соответствии с законодательством должности государственному служащему могут быть предоставлены не только в своей организации, но и в других гражданских органах, которые относятся к государственной службе.
Данное правило отличается от обычного процесса. Например, при ликвидации любого юридического лица его деятельность прекращается. В случае реорганизации или устранения государственного органа его обязанности и полномочия будут переложены на другой государственный орган, что влечет за собой повторное трудоустройство работников. По этой причине государственные служащие гражданского типа являются более защищенной категорией работников, которые имеют больше возможностей для сохранения рабочего места.
Еще двумя важными моментами являются возможность сокращения государственного служащего в досрочном режиме (ч. 7 ст. 31 Закона № 79-ФЗ) и без конкурсная основа при переводе. Последний момент связан с тем, что государственные должности согласно закону занимаются по конкурсному распределению. Но если госслужащий сокращается, то он занимает должность согласно квалификации и распределению. Это закреплено в 22 статье основного закона (79-ФЗ).
Сокращение
Сокращение гражданского служащего имеет несколько значительных отличий от стандартной процедуры в силу имеющихся законодательных регламентов, которые были введены из-за специфики работы.
Важно! Последняя редакция 79 Федерального закона вступила в силу в августе 2018 года. Например, были добавлены изменения в 31 статью, которая регламентирует отношения при ликвидации или сокращении должностей в государственном органе. Все трудовые взаимоотношения с госслужащими осуществляется по 79 и 57 федеральным законам. По регламенту трудового кодекса просматриваются только те моменты, которые не были учтены в регламенте этих законодательных актов.
Для понимания отличия стандартного сокращения от аналогичной процедуры для госслужащего необходимо знать пошаговую процедуру. Именно по этому плану производится сокращение в государственных организациях:
Важно! Если сотрудник согласен произвести досрочное расторжение договора, то ему также положена компенсация за неотработанный период времени, которая насчитывается по общему правилу.
Требуется помнить, что госслужащий может рассчитывать на вакантное место по условиям своей квалификации и опыта. Как и при стандартном варианте, должность должна соответствовать навыкам работника.
Расчет и выплаты
Выходного пособия при сокращении госслужащие гражданского характера не получают. Но есть значительный нюанс, если нет трудоустройства (что потребуется подтверждать с помощью центра занятости), то можно получить возможность переквалификации, во время которой безработный получает среднемесячный заработок на последнем месте работы.
Важно! Полноценный расчет с госслужащим осуществляется только при отсутствии вакансий, а также переводов. Если перевод был осуществлен, то компенсация по сокращению не положена, так как работник фактически не потерял рабочее место.
В крайний рабочий день выдаются все документы и производится расчет, включающий в себя:
- компенсацию за отпуск, отпускные, оплату больничного;
- заработную плату за отработанный период;
- при наличии премиальных полугодового или квартального типа часть их, соответствующую отработанному в указанный период времени;
- единовременную компенсацию по сокращению в размере четырехмесячного довольствия.
Все остальные выплаты на бирже труда будут зависеть только от размера ежемесячного заработка и ряда нюансов, так как выходного пособия как такового у гражданских служащих нет.
Сокращение работника государственной службы, который находится на гражданской должности, регламентировано федеральным законодательством, в том числе ФЗ №79. Процедура сокращения имеет много отличий от стандартного варианта из-за специфики работы. Каждый сотрудник может рассчитывать на перевод на другую должность как в госорганизации, так и в других учреждениях государственного образца.
Многие работники государственных организаций и предприятий думают, что работа на благо государства означает для них финансовую стабильность. Однако, за последние несколько лет государственным компаниям все чаще приходится прощаться со своими сотрудниками, в связи с уменьшением штата в организации и сокращением рабочих мест.
Процедура сокращения государственных служащих отличается от сокращения других работников только денежными компенсациями и способами их выплаты.
Приняв решение о сокращении штата государственной организации, ее руководитель выносит соответствующий приказ, который передает кадровому работнику. На специалиста по кадрам возлагается обязанность уведомить госслужащего о сокращении за два месяца до дня, когда он будет уволен.
Уведомляется сотрудник в письменной форме под роспись. В уведомлении обязательно должна содержаться дата, с которой сотрудник будет уволен. Данное требование установлено федеральным законом о государственной службе, который регламентирует процедуру сокращения. В трудовой кодекс заглядывать не стоит, поскольку он регулирует сокращение госслужащих только в части, не урегулированной ФЗ.
Работник уведомлен о сокращении должности, что делать?
Не стоит мгновенно бросаться в поиски новой работы, поскольку все же имеются шансы остаться в прежней организации и законодательство дает право работать еще два месяца. Закон обязывает работодателя предложить все свободные вакантные места сокращаемому, которые госслужащий способен замещать. Это могут быть и нижестоящие должности, но тут уже выбор за самим служащим.
Необходимо знать, что работник вправе написать заявление о сокращении до истечения двух месяцев. В таком случае работник получит денежную компенсацию в размере двух средних заработков, а также полученную компенсацию по сокращению, которая установлена в размере четырех месячных денежных содержаний.
Если госслужащий не использовал положенный трудовой отпуск, ему будет выплачена компенсация прямо пропорционально количеству дней отпуска, право на которые у работника возникло.
Компенсация
Государственному служащему, которого сократили, выходное пособие не выплачивается, которое регламентировано трудовым законодательством. Однако, госслужащий все же может рассчитывать на денежную компенсацию. Эта компенсация установлена постановлением Правительства РФ. В постановлении говориться о том, что сокращаемому госслужащему полагается выплата в размере четырех месячных денежных содержания.
В свою очередь, размер одного содержания рассчитывается из оклада служащего и положенных ему надбавок за выслугу, классный чин и так далее, а также из двенадцатой части всех дополнительных выплат, которые начислялись работнику в течение последних двенадцати месяцев работы. К дополнительным выплатам относятся премии, материальная помощь, единовременное поощрение к отпуску.
Если внутренними локальными актами организации установлена премия сотрудникам по итогам отработанного квартала или полугодия, госслужащий имеет право на ее часть, относительно периода времени, которое он отработал.
Если служащий не использовал право на оплачиваемый отпуск, вместо него также будет начислена компенсационная выплата.
Недобросовестный работодатель может предложить до истечения двух месяцев написать заявление государственному служащему об увольнении по собственной инициативе. Этого ни в коем случае не стоит делать потому, что работник не получит положенных ему денег.
Все положенные выплаты необходимо перечислить в последний день работы, тогда же госслужащему выдается его трудовую книжку.
При получении трудовой книжки проверьте наличие и правильность всех записей в ней. Обратите внимание на основание увольнения, которое указали в книжке.
После сокращения
Уволившись, не лишним будет встать на учет в службу занятости. При сокращении государственного служащего совсем не важно, чтобы это было сделано в двухнедельный срок, так как заработок на время трудоустройства служащим государственных организаций не положен. Центр занятости со дня обращения назначает пособие по безработице. Максимальная величина такого пособия почти пять тысяч. Зависит сумма от средней зарплаты сокращенного служащего за последние три месяца работы.
Для начисления пособия необходимо в службу предоставить справку от прежнего работодателя, в которой отделом бухгалтерии будет рассчитана средняя зарплата. Кроме того, в ЦЗН могут быстро предложить подходящую работу. Если же необходимые вакансии отсутствуют, три месяца с момента сокращения за госслужащим, стоящем на учете сохраняется непрерывный трудовой стаж.
Узнав новость о сокращении, постарайтесь не расстраиваться, поскольку работа – это не самое страшное, чего можно лишиться. Если считаете, что процедура сокращения нарушена, обращайтесь в суд для восстановления в должности. Успехов в трудоустройстве!